Классный час мое место в природе. Классный час "Знатоки природы" классный час (3 класс) на тему

Конспект классного часа " Охранять природу-значит охранять Родину"

Анпилогова Любовь Николаевна, учитель начальных классов МКОУ " Лозовская начальная школа - детский сад Верхнемамонского муниципального района Воронежской области"
Назначение: Содержание классного часа расчитано на учащихся 3, 4 классов, 8-10 лет. Конспект будет полезен для работы учителям начальной школы, организаторам внеурочной деятельности, классным руководителям, воспитателям групп продлённого дня.
Цель: формирование ответственного и бережного отношения к природе.
Задачи: способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;
воспитывать экологическую культуру;
выяснить знания о правилах поведения на природе;
познакомить детей с Красной книгой
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, рисунки детей «Природа и мы», магнитофон, карточки с загадками, альбомный лист, акварельные краски, кисточки, цветная бумага красного и жёлтого цвета, ножницы, клей у каждого ребёнка на парте,плакат с высказыванием о природе.

Ход классного часа:

Организационный момент Вступительное слово учителя:
Звучит тихая музыка П.И. Чайковского « Времена года»
На фоне музыки учитель говорит слова:
Наша планета – Земля
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встает,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поет,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клены, березы и елки!
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчёлки.
Актуализация темы
Учитель: Прочитайте слова на плакате и определите тему нашего классного часа.
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е. Евтушенко
(Дети высказывают своё мнение)
Учитель: Молодцы, ребята, вы,верно определили тему нашего классного часа. Мы будем говорить о нашей матушке природе и о бережном отношении к ней.
Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно все время поддерживать, строить. Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет сохранять природу, а не разрушать ее. Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача – хранить жизнь, а не убивать, не мучить никого.
Ученик: Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна,
Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться до скрытых тайников.
Разграбить всё богатство у будущих веков.
Мы жизни общей зёрна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счёт будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
Не то Земли не будет у каждого из нас…
Девочка в костюме" Природы"
Человек, я жива еще, я дышу.
Человек, не говори мне: «Я спешу!»
Человек! Послушай меня!
Человек, отличи ночь от дня.
Не гони меня, человек, прочь,
Человек, ты мне можешь помочь.
Я тебя еще могу простить...
Человек, а ты сможешь любить?!
Полюби, человек, мир!
Мне не надо в атмосфере дыр.
Человек, погляди вокруг!
Это - слышишь? - воды звук...
Не трави, человек, рек!
Не умри от жажды, человек...
Не руби, человек, лесов
И не куй мне, человек, оков.
Человек, перестань убивать,
Перестань меня, человек, пытать!
Ученик: Не волнуйся Матушка- Природа,
Мы тебя в обиду не дадим.
Вот, послушай, песню о тебе споём.
Музыкальная пауза
Дети исполняют песню на мелодию «Вместе весело шагать»
1. Нам природа – дом родной, пойте звонче,
Пойте звонче, пойте звонче.
Будем счастливо мы жить все под небом,
Синим небом и под солнцем.
Припев:


2. И куда бы ни пошёл я по краю,
По родному, я по краю,
Я люблю тебя, Земля, и в дороге
Всё я знаю, замечаю.
Припев.
Вот ручей звенит и солнце улыбается,
А зелёный лес нам эхом отзывается,
Птицы звонкие поют и звёзды падают,
Это всё – мой край родной, он сердце радует.
"Наша матушка- природа"
Учитель:
Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
Хотим мы в доме том жить вовеки.
Природа - это дом под снегом и дождем.
В любой мороз и зной устроен он на славу.
Храните этот дом, в котором мы живем,
На этот мирный дом имеем право.
А.Куклин
Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.
Ученик: Смотрю на глобус - шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас,
береги.»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги.»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек».
В тебя мы верим, не солги,
«Ты береги нас, береги! »
Игра « Продолжай, не зевай»
Учитель:
Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней. Поиграем в игру « Продолжай, не зевай»
(Учитель называет первую часть пословицы, а ребята продолжают.)
Аист на крыше … (мир в доме.)
Земля хоть и кормит…(но и сама есть просит.).
Много воды …(много травы.)
Растение …(земли украшение.)
Много леса …(не губи, мало леса) …(береги,) нет леса …(посади.)
Не нужна соловью …(золотая клетка), а нужна ему…(земная ветка.)
Срубили кусты …(прощай птицы.)
Рощи да леса …(родного края краса.)
Судьба природы …(судьба Родины.)
Учитель: Как вы понимаете смыл пословицы: « Судьба природы - судьба Родины »?
Дети высказывают свои мнения, рассуждают:
1.Где бы, мы не жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой, одна семья.
2.Много жалоб накопилось у природы на людей.
Воды речек замутились, пересох в лесу ручей.
3. Стали чахнуть липы, клёны на обочинах дорог.
Чистый воздух загрязняет, фабрик и заводов смог.
4. В море гибнут кит и рыба, загрязняется Байкал,
И становится всё мельче, море дивное Арал.
5. Дерево, трава, цветок и птица, не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
Учитель; В своих ответах вы, ребята, затронули экологические проблемы. Давайте вспомним, что такое экология?
Ученик: Экология – наука, изучающая взаимоотношения животных и растительных организмов между собой и с окружающей средой, а также воздействие человеческой деятельности на окружающую среду.
Дети цепочкой читают стихотворение.
1.Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети. (Слайд)
2.Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают. (Слайд)
3.Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете…
Лев и журавль, попугай и лисица.
Волк и медведь, стрекоза и куница. (Слайд)
4.Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!
Синее море, лесной ручеёк,
Все доверяют тебе, человек (Слайд журчание ручейка)
Ты - самый умный, а значит, в ответе
За всё живое, что есть на планете.
Игра "Экологический светофор"
(Выходит мальчик в костюме светофора)
Светофор: Каждый мой сигнал на лесной тропинке означает почти,то же самое, что и на проезжей части:
Красный свет - природе вред!
Желтый - осторожно!
Свет зеленый - как красиво! -
Скажет лес тебе: "Спасибо!"
Играем: (Светофор задаёт вопросы, а все дети хором отвечают)

Красный свет? (дети отвечают: "Природе вред!")
Это значит, что красный свет зажигается тогда, когда,
поступки человека приносят вред природе.
- Желтый? (дети отвечают: "Осторожно!"). Верно! И
это значит, что на все действия, при которых человек
должен соблюдать меру или выполнять определенные пра¬-
вила, чтобы не причинить вреда ни природе, ни самому
себе, зажигается желтый свет.
- Свет зеленый?.. (Дети продолжают: "Так красиво! -
Скажет лес тебе: "Спасибо!"). Да! Конечно! Зеленый свет
зажигается тем ребятам, которые не только не причиняют
вреда лесу, но делают для его обитателей - растений
и животных - добрые дела!
В гостях у Старичка Лесовика
Появляется Старичок-Лесовик. Он держит за руку мальчика. У мальчика в руках рюкзак.
-Здравствуйте, ребята. Я встретил на полянке возле ёлки вот этого мальчика. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Мы с Федей будем вынимать из рюкзака вещи, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.
Мальчик взял:
Пакет, что бы набрать много грибов (жёлтый)

Нож, чтобы нарезать коры с деревьев для разжигания костра (красный
свет)
Магнитофон, чтобы послушать новые записи (красный свет)
Маленькое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он
посадил прошлый раз на опушке (зеленый свет)
Бинтик, чтобы перевязать поломанный кустик
Пакет с хлебом, крупой для уток, живущих на озере (зеленый свет)
Сачок для ловли бабочек (красный свет)
Коробку, чтобы поймать ежа и отнести домой (красный)
Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей (желтый свет)
Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера (желтый свет)
Зажигалку, что бы,когда устанет, посидеть у костра (красный свет)
Старичок-Лесовик:
Молодцы ребята, знаете, что надо брать в лес, чтобы не навредить
природе! А сейчас музыкальная пауза. Ребята подготовили частушки.
Экологические частушки.

1. Мы – любители природы,
За неё горой стоим,
Сохраним её на годы,
На столетия сохраним.
2. Мы – любители природы,
Наша армия идёт,
Отправляемся походом
В бой за чистый небосвод.
3.Всё, что мы, ребята, сможем
В мире вредного найти,
Мы в контейнеры заложим
И счастливого пути.
4. Все фосфаты и нитраты
Нужно в космос запустить,
И, наверное, тогда-то
Мы спокойно сможем жить.
5. Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя,
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья.
6. И при всём честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе –
Но со знанием и умом
Учитель: Как верно прозвучали последние строки: «Нужно помогать природе –
Но со знанием и умом» Как вы понимаете эти слова?
Ученик: Если человек неразумно общается с природой, то возникают экологические проблемы. Мы, учащиеся 4 класса, подготовили на эту тему репортаж.
Репортаж Послушаете:
Лес – это «лёгкие» нашей планеты.
Причины гибели лесов:
истощение леса чрезмерными вырубками, что ведёт к исчезновению растительного и животного мира (Слайд)
лесные пожары (Слайд)
мусорные свалки (Слайд)

Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!

Природой называется все это,

Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа.

Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
Загрязнение воздуха ведёт к беде. Если без пищи и воды человек может прожить несколько дней, то без воздуха- всего несколько минут. Возникают плохие последствия.
гибель животного мира
заражение и гибель окружающей среды радиационными веществами
увечья человеческого организма
нарушение экосистемы
Браконьерство уничтожает редких животных.
Учитель: Международный Союз охраны природы и природных ресурсов создал “Комиссию службы выживания”, которая в 1966 году выпустила 1 том Красной книги. Почему ее назвали Красной? Красный цвет – сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им. Международная Красная книга имеет вид толстого перекидного календаря со страницами разного цвета.
Комбинированное чтение стихотворения
Читают три ученика:
1.Охраняется книгой
Столько редких животных и птиц,
2.Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
3.Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
1.Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
2.Красная книга – Красная!
Значит, нельзя терять даже мига,
3.Все живое хранить зовет.
Пусть зовет не напрасно
1.Красная книга. Красная книга!
И тревога за жизнь неустанна,
2.Чтоб не сгинуть в космической мгле.
Исчерпаем все океаны
3.Исчерпаем все на Земле.
Мы леса и поля обижаем,
1.Стонут реки от горьких обид,
И себя мы прощаем,
И себя мы прощаем,
Вместе:Но грядущее нас не простит.
О Красной книге (Выходят пять подготовленных учеников)
1.В нашей стране, как и во всём мире, крепнет движение за сохранность всего живого. Существует организация “ Гринпис ”.2
2. В России таких людей называют “ зелёными ”. Ведь зелёный цвет – это цвет жизни.
3.Недаром народная мудрость гласит: “ Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево ”.
4.Помните, из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём!
5.Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!
1.Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
2. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Красный цвет – это сигнал опасности.
3. Познакомимся немного с содержанием Красной книги.
Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги.
4. Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге.
Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы.
5. На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах.
Восстановленные виды ранее были в одной из трех категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зеленых листах.
1.На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе.
Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.
2.В наше время по вине человека стали редкими:
Амурский тигр сохранился только на Дальнем Востоке в тайге, где охотится на кабанов и пятнистых оленей.
Курильский тюлень обитатель далёких курильских островов, питается рыбой.
3.Снежный барс, утка-мандаринка,
Уссурийский пятнистый олень
Дальневосточный леопард, Красный волк,
4.Рыжий воробей, зелёный голубь,
Амурский лесной кот, бобр, дрофа,
Кулан. Обитает в заповеднике Туркмении.
Сокол – сапсан. Белый журавль – стрех, розовая чайка.
5.Шафран растёт в Ставропольском крае.
Перелеска сибирская,подснежник кавказский,дикий пион.
Дровосек реликтовый, жук-носорог и многие, многие другие животные и растения.
Учитель: Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина “ Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину. ”
Музыкальная пауза
Песня « Просьба»
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
А море без рыб - не море!
Не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашие, сила есть навечно.
И должно быть сердце - сердце человечье.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море!
И земля без зверей - не земля,
Не земля, не земля!

Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море!
И земля без зверей - не земля,
Не земля, не земля!
Учитель:
: Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?
Ответы учащихся:
1.Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
2.В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
3.Нельзя разорять птичьи гнёзда.
4.Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
5.Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
6.Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
7. Нельзя брать маленьких животных домой.
Учитель: Вот так и нужно вести себя в природе. Чтоб вместе с нами жили дружно все Божьи создания- растения и животные.
Любите родную природу – озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добре
"Мы- друзья природы"
Учитель: Сейчас вы под музыку будете работать в парах. Вы должны нарисовать запрещающие знаки, которыми вы покажите отрицательное воздействие человека на мир растений. Для этого вам понадобится лист бумаги и цветные карандаши
(Дети рисуют. Тихо звучит музыка. П. Чайковский « Вальс цветов))
-Какие вы молодцы, ребята! А какие чудесные знаки у нас получились.

Давайте посмотрим сценку и определим действия ребят по отношению к цветам.
Сценка " На поляне цветов"
В первый тёплый день весенний
В лес пошли Марина с Сеней.
Дети видят вдруг цветы
Небывалой красоты.
“ Посмотри сюда, Марина!
Что за чудная картина!
Прямо около снегов
Здесь полянка из цветов!
Посмотри, они какие –
Нежные и голубые!
Соберу - ка я букетик:
Завтра будет женский праздник.
Маме дам цветочки эти,
Что я – не мужчина разве?
Я и бабушке готов
Подарить букет цветов!
И тебе, как младший брат,
Подарить их буду рад!
Посмотри сюда, Маринка!
На цветок легла снежинка!
Вижу в первый раз такое
Чудо дивное лесное!”
“ Сеня! Больше рви цветочков!
Ты пройдись везде по кочкам!
Подожди, я прибегу
И с цветами помогу! ”
Дети тщательно и рьяно
Обобрали всю поляну.
Тут приходят зайчики,
Прибегают белочки.
И ругают мальчика,
Объясняют девочке:
“ Ну, зачем вы, детвора,
Все подснежники сорвали?
Мы вчера, позавчера
На поляну любовались!
Как росли красиво тут
Синие цветочки!
А сегодня здесь растут
Лишь пеньки да кочки!
Знайте, трепетный подснежник
Очень тонкий, хрупкий, нежный.
Это – редкий вид, и он
В книгу Красную внесён.
Если рвать цветочки эти
Будут взрослые и дети,
Не увидим их совсем
Мы нигде на белом свете!
Никогда из первоцветов
Вы не делайте букетов! ”
Огорчился очень Сеня,
Смотрит он на свой букет.
Это не букет, а веник,
Красоты в помине нет!
“ Жаль, поникли все цветочки! –
Сеня молвит со слезами.-
И пропал подарок маме! ”
Никогда Марина с Сеней
Тот букетик не забудут,
И подснежников весенних
Больше рвать они не будут!
Учитель:: Какую ошибку совершили ребята?
Кто из вас любит собирать цветы в букеты?
Правильно ли вы поступаете?
(Ответы детей)
Ученица: :На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живётся с нами рядом.
Ученик: Давайте, ребята,
Везде, где живём,
Деревья посадим,
Сады разведём!
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
Учитель: Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом великом смысле этого слова!
А сейчас поработаем в творческой мастерской. На доске листочки с загадками. Подойдите и возьмите по одному листочку. Прочитайте загадку, а отгадку нарисуйте на обратной стороне листочка.
Творческая мастерская



Учитель: Молодцы, ребята!Вы нарисовали верные отгадки. Дима нарисовал цветы.Давайте споём о них песню.
Музыкальная пауза
Песня « Не рвите, цветы, не рвите»
Как светла Земля на заре
И распахнута вся для сказок,
В жемчугах она, в серебре,
В изумрудах она, в алмазах.
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
Птиц разбуженных голоса
Завораживают и манят,
Может, прячутся чудеса,
Как табун лошадей в тумане?
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
Расколдована тишина
С самым первым лучом рассвета,
Значит, кончилось время сна,
Все цветы ждут слова привета.
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
Учитель: Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда
Рефлексия Учитель: Наступил для вас,ребята, творческий момент, Пусть каждый из вас покажет, чем в душе согрет. Своей работой дайте мне ответ. Перед вами лист бумаги,краски, карандаш, ножницы, бумаги клей.
Нарисуем яблоньки, раскрасим. На цветном листе бумаги нарисуем яблочки и вырежем. Приклеим яблочки на яблоньку. Яблочки изготовляем определённого цвета: жёлтые – ты не очень внимателен к природе, весной ловил майских жуков, но не рвал первые цветы, хочешь посадить дерево; красный – если ты к природе относишься бережно, внимателен к ней, замечаешь её красоту, сам уже посадил маленькое дерево около дома или в школьном парке.

Учитель: Вот какой получился у нас яблоневый сад.Но весною, я думаю, вы все посадите яблоньку у себя в саду, а берёзку или рябинку около дома.
Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертие верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите...
Итог классного часа
Учитель: Что, вы, ребята, скажите в заключении нашего классного часа?
Дети хором «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В степях, в лесах, горах находятся разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»

Классный час: Берегите природу!

Цели занятия:

    воспитание любви к природе;

    показать неразрывную связь человека с природой;

    на основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение;

    помочь детям научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

    воспитание в детях умения работать в группах, прислушиваться к мнению окружающих.

Ход урока:

1. Орг. момент

Здравствуй друг

Как ты тут?

Улыбнись ты мне, а я тебе

Давай мой друг обнимемся

И над землей поднимемся

Сердца свои соединим

И станем солнышком одним

Класс делится на группы. Для этого предлагается в начале урока выбрать каждому ученику понравившийся листочек красного, зеленого или желтого цвета.

Слайд 1

Мы живем в удивительное время! Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она дает.

Береги свою планету”. Я. Аким.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно,
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.

Предметом обсуждения станет мир вокруг нас и правила поведения в этом мире. Тема классного часа “Берегите природу!”.

О чём конкретно будет разговор?

На этот вопрос вы ответите сейчас сами, открыв конверт под № 1 и выполнив задание.

1.Собери мозаику .

(Нарезать заранее открытки животных, леса и растений. Сложить в конверты)

Каждой группе вручается конверт с мозаикой. Какая группа быстрее соберет мозаику.

И так о чем мы сегодня будем говорить?

О лесе, о животных, о растениях.

2. Задание 2. Отгадывание загадок

А сейчас отгадайте загадки

2.Богатырь стоит богат.
Угощает всех ребят;
Ваню – земляничкой,
Таню – костяничкой,
Мишеньку – орешком,
Толю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.

(лес) слайд 2

Слайды 3, 4

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Отгадка)

Весной растет,

Летом цветет,
Осенью осыпается,
А цветы-то – медок.

Лечит от хрипа, кашля и гриппа. (липа)

Я прихожу с подарками,

блещу огнями яркими,

нарядная, забавная,

на Новый год я главная.

(ответ: елка)

В сенокос-горька,

А в мороз-сладка.

Что за ягодка?

(ответ: рябина)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. дуб

Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (береза)

Какие еще деревья вы можете назвать, которые растут в наших краях.

Сейчас вы посмотрите отрывок из мультфильма «На лесной тропе».

Задание: какие правила поведения на природе были нарушены лисятами.

После просмотра мультфильма группы рассказывают о том, что неправильно сделали лисята в лесу. Почему?

4. Выступление агитбригады Слайд 5

ПРАВИЛО 1-е . Не ломай ветви деревьев и кустарников. Они живые существа

ПРАВИЛО 2-е . Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти.

ПРАВИЛО 3-е. Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к смерти.

ПРАВИЛО 4-е . В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

ПРАВИЛО 5-е . Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

ПРАВИЛО 6-е. Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса.

ПРАВИЛО 7-е. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его.

ПРАВИЛО 8-е . В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда.

ПРАВИЛО 9-е . Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет. Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить.

5. Задание 4. Найди слова

После того как игроки ответили на все вопросы им предлагается из слова «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» составить как можно больше слов.

6. Физминутка

Лето – чудная пора,
Детвора кричит…(Ура)
Нам и реки, и леса
Дарят летом…(чудеса)
Кто же чудо совершил,
Лето в сказку…(превратил)?
Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным…(цветным)?
Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным…(ковром).
Где под куполом небес
Зеленеет пышно…(лес).
А вокруг цветут цветы
Небывалой…(красоты).
Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики…(звенят).
Как приятно бегать вам
По ромашковым…(лугам)!
Словно солнечные зайчики,
Золотятся…(одуванчики).
В мир добра и красоты
Превращают мир…(цветы).

7. Блиц опрос

- Приглашаются капитаны

Кто из этих животных не живет в тайге? (Волк, жираф, лиса).

Все ли эти птицы занесены в Красную книгу? (Утка-мандаринка, сокол, воробей.)

Какой из грибов ядовитый? (Белый гриб, дождевик грушевидный, белый навозник. )

Кого называют «королем грызунов»? (Суслик, бобр, хомяк).

Назовите лиственные деревья. (Ива, клен, береза. )

Кого называют «глазастым охотником» (Варан, стрекоза, лягушка.)

Какого жука называют опасным преступником? (Майский жук, колорадский жук, жук-олень.)

Какая из бабочек появляется ранней весной первой? (Крапивница, переливница, адмирал.)

Все ли эти змеи ядовитые? (Гадюка, уж, кобра.)

Какое из животных живет в пустыне? (Верблюд, тигр, волк.)

Назовите перелетных птиц. (Кукушка, ласточка, стриж .)

Какой зверь строит дом с бассейном? (бобр)

Этот крупный грызун наносит серьёзный вред сельскому хозяйству нашего края, запасая в подземных кладовых до 16 кг зерна (хомяк)

Название этого лесного зверя дано созвездию (Большая Медведица)

Много легенд и небылиц сложено об этих животных. Они летают, но на птиц не похожи (летучие мыши)

8. Здание 6. Аппликация

Итогом нашего классного часа станет выпуск экологической газеты. В конвертиках лежат шаблоны животных и растений, вам надо их раскрасить. Раскрашенные шаблоны наклеиваете на заготовку газеты.

9.Итог Слайд 6

Итак, ребята о чем мы сегодня с вами говорили?

Почему все должны беречь природу?

- Итак, подсчитаем количество баллов, но кто бы ни выиграл все молодцы.

КЛАССНЫЙ ЧАС: "Природа-наша жизнь" для учащихся 5-6-х классов

Мы каждый день живём, дышим, любим, творим, дерзаем. Жизнь идёт полным ходом. Но нас окружает наша природа, в суете нашей каждодневной жизни мы порой не замечаем, как красивы деревья, пейзажи за окном, в чём красота дождя, людей. А ведь человек- это тоже часть природы. Именно он должен беречь её и умножать её богатства. У нас красивые реки, поля, горы, леса, долины, моря и океаны. Всё прекрасно и красиво. но как всё это сберечь? Надо, чтобы всё это великолепие стояло веками, чтобы люди всех поколений наслаждались этой красотой. В материале классного часа разбираются хорошие, на мой взгляд, экологические ситуации.Есть экологическая викторина.Есть цитаты о природе, которые учащиеся должны понять и сказать, что они обозначают. Этот классный час имеет огромное воспитательное значение, он воспитывает у учащихся любовь к природе, желание сделать что-нибудь хорошее: посадить дерево или построить скворечник, помочь раненой собаке или птице, воспитывает в детях чуткость и доброту по отношению к животным и природе в целом. Дети должны знать, что можно, а что нельзя, какие действия плохие, а какие хорошие по отношению к природе.

Цель: формировать у учащихся любовь к природе, воспитывать охранять природу, уметь представлять себя в необычайных ситуациях и уметь найти выход.

1. Учитель: Постепенно загрязняются воздух, реки, поля, вырубаются леса – природа нашей планеты нуждается в надёжной защите.
Жизнь людей всегда была связана с жизнью природы. Замечая некоторые природные явления и закономерности, люди предсказывали прогнозы погоды, стихийные бедствия, да и просто знали, когда сеять, а когда убирать урожай.
Природа - друг человека. Но вы должны помнить о том, что она живая, что она всё чувствует.
Природа – сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь – и перед вами раскроется жизнь, таинственная и необычайная, которой вы раньше не замечали. Природа радует нас и удивляет. Только мы должны любить и охранять этот загадочный мир.
Воздух, вода, пища – это те ресурсы нашей жизни, которые мы берём у природы. Берём и ничего не даём ей взамен. Благополучие и качество жизни – это не только крыша над головой, автомобиль, добротная одежда. Но это ещё и то, без чего люди не могут жить, - чистый воздух, чистая вода, свежая зелень, солнечные лучи…
2.Вопросы учащимся: приходилось ли вам помогать животным или растениям? какое значение в вашей жизни имеют цветы? как влияют изменения окружающей среды на здоровье человека? Какое значение для нас имеют птицы? Расскажите об экологической ситуации в вашем районе.
3. Учитель: Многим людям книги с детства помогли понять и полюбить удивительный мир природы. Послушайте отрывок из книги Н. Сладкова «Под шапкой невидимкой».
« ---- Была я, Дуб, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня, как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток - хоть в костёр головой. Хоть бы ты за меня заступился.
- Что ты, Рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень жёлуди с меня сбивали – камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной». Эти деревья хотели расти, чтобы люди ими любовались.
Вопросы:
1. Прослушав этот маленький отрывочек, почувствовали ли вы боль живого существа, боль этих двух деревьев?
2. Почему эти деревья стали такими несчастными и кто в этом виноват?
3. Что нового вы узнали для себя из этого произведения?
(Ребята по очереди отвечают)
Экологические ситуации: 1.Представьте себе, что вы в лесу увидели не погасший костёр. Что вы будете делать и почему?
2. Вы гуляете по парку и увидели, что маленький птенец выпал из гнезда. Ваши действия?
3. Вы гуляете по городу и заметили, что в одном дворе ребята построили большой и красивый скворечник, и к нему подкралась кошка. Что вы будете делать?
4. В лесу вы увидели развороченный муравейник. Ваши действия?

5.Пересохла речка, и вы увидели в иле икру какой – то рыбки или лягушки. Что вы можете в этом случае предпринять?
6.Если, гуляя в лесу, вы увидели, что кто-то оставил много мусора, что вы
можете сделать?
7. Что делать, если человека укусила змея или гадюка?
8.У вас во дворе росло красивое дерево, и его сломали. Что нужно делать?
9. Около реки находится фабрика. Грязную воду с фабрики выливают в реку. Что может случиться из-за этого?
4. Учитель: Вы хорошо справились с заданием, нашли правильные выходы из ситуаций. А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы викторины.
Вопросы: 1. По какому цветку можно сверять часы? (По кувшинке: в 8 утра она раскрывается, а в 19.00 закрывается и опускается в воду)
2. Чем полезна черёмуха? (Убивает микробы)
3. Чем полезны листья мать – и – мачехи? (отвар из листьев помогает при сильном кашле)
4. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?
(Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закрывают все входы в него)
Меньше стало муравьёв – будет ливень. Если во время хорошей погоды муравьёв мало видно – жди ненастья. Муравьи прячутся в гнёзда- к грозе.
5. Назовите самую большую ягоду (Арбуз)
6. Какие вызнаете раннецветущие растения, которые занесены в красную книгу? (Подснежник, прострел луговой, купальница европейская, первоцвет высокий)
7.Назовите лекарственный цветок, на лепестках которого гадают (Ромашка)
8.Назовите растение, которое узнает и слепой (Крапива)
9. Как и чем питаются лягушки? (Насекомыми, пауками, которых ловят языком)
10. Как узнать по стволу дерева, сколько ему лет? (Посчитать кольца)
4. Учитель: Охранять природу – значит любить и хранить Родину. Ведь Родина и природа неотделимы друг от друга. Присматривайтесь к природе, любуйтесь окружающей нас красотой.
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Ббочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пстыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
(М.Дудин)

5. Цитаты о природе.
Все хорошо в природе, но вода – краса всей природы. С.Т. Аксаков
Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей. В. Бианки
Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире В. Бианки
Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле. Леонардо да Винчи
Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека. Вольтер
Материнства не взять у Земли,
не отнять, как не вычерпать моря. В. Высоцкий
Путешествовать, наблюдать природу, улавливать ее тайны и восторгаться этим счастьем – значит жить. Ф. Геблер
Мы живем среди природы, мы друзья ее. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны свои не выдает. И.В. Гете.
Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них. И.В. Гете
Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. И.В. Гете.
Источники:
1. Литература: Сладков Н. И. Дети радуги,- М.1981 год.
Талызин Ф.Ф. Секреты природы,- М.1973.

Ход классного часа

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.

Прежде, чем начать наш кл. час, я хочу вам задать один вопрос. Как вы думаете, какие проблемы волнуют человека на планете, с которыми он борется вот уже несколько лет? (ответ не говорю)

А чтобы ответить на этот вопрос и узнать, о чем мы будем говорить сегодня, вы должны закрыть глазки и представить то, что услышите. (включить звуки о живом лесе)

Что вы услышали? (пение птиц)

Как вы думаете, где вы оказались? (в лесу)

Вы когда-нибудь были в лесу?

Вам там понравилось?

Кого и что можно увидеть в лесу? (животные, растения)

Как можно назвать всё то, что нас окружает?

На этот вопрос я предлагаю ответить в конце стихотворения, которое нам прочитает…

Посмотрите!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года

Это все вокруг - …

Учитель: всё , что нас окружает, называется природой (повесить на доску слово ПРИРОДА)

Учитель:

Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь.

Всё это называется природа.

Давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного света

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется всё это

Давайте же с природою дружить!

Послушайте ещё одно стихотворение, которое прочитает …

Смотрю на глобус – шар земной

И вдруг вздохнул он как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

А в этом стихотворении кто к нам обращается? (Природа)

О чём она нас просит? (Чтобы мы её берегли, вывесить слово БЕРЕЧЬ)

Может кто-то сможет сформулировать нам тему классного часа? (Береги и люби природу, вешаю тему на доску)

Ребята, а какой вопрос можно задать к нашей теме? (Зачем беречь и любить природу?)

На этот вопрос мы с вами постараемся ответить в конце классного часа.

Мир природы чудесен и прекрасен, чтобы эта красота была всегда, мы должны природу… (любить и беречь).А чтобы правильно уметь её беречь, нужно знать правила поведения..(в природе). А вы знаете правила поведения в природе? Вот сейчас мы и проверим.

Вам надо решить проблемные ситуации и высказать свои мысли. Задания лежат у вас на столах в голубых конвертах. Откройте конверты и внимательно прочитайте.

1 гр. Отправляясь в гости к природе, не будьте только просителями её даров. Будьте друзьями, заботливыми хозяевами. Как вы это понимаете?

2 гр.Отдыхая в лесу со взрослыми, вы развели костёр. Что вы должны сделать, перед тем как уйти из леса? Почему?

3 гр. Весной в лесу вы увидели раненую березу, плачущую, которая от потери сока может погибнуть. Что вы будете делать?

Молодцы ребята!

Теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Экологический светофор».

Сигналы этого светофора то же, что и на проезжей части дороги.

Красный свет – природе вред!

Жёлтый – осторожно!

Свет зелёный – как красиво!

Скажет лес тебе спасибо!

Итак, красный свет – зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.

Жёлтый свет – будь осторожным, может возникнуть опасность.

Зелёный свет – это когда мы для природы делаем добрые дела.

Такая ситуация: мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке.

Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.

Мальчик взял:

  • Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера (ж)
  • Нож, чтобы содрать бересту с берёзы для разжигания костра (к)
  • Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра (к)
  • Магнитофон, чтобы послушать новые записи (к)
  • Небольшое ведро, чтобы полить деревья, которые он посадил прошлый раз по краю оврага (з)
  • Пакет с хлебом, для уток, живущих на озере (з)
  • Сачок для ловли бабочек (к)
  • Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей (ж)

Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес, чтобы не навредить природе.

Физминутка

У вас на столах лежат кружочки. Попробуйте изобразить свой экологический знак, запрещающий наносить вред природе, объяснить, что он означает (повесить на доску)

Хотелось бы, чтобы вы об этих правилах не забывали и напоминали окружающим вас людям. Ведь то, какой будет наша планета – Земля, зависит от каждого из нас – людей.

Послушайте стихотворение (читает ученик)

Давайте люди дружить друг с другом

Как птицы с небом, как ветер с лугом.

Как парус с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

Давайте, люди, любить планету,

Во всей Вселенной похожей нету

Ребята, а кто-то из вас делал что-то хорошее для природы? (кормушки …)

Давайте вспомним вопрос, который мы поставили перед собой в начале классного часа. Кто помнит? (Зачем надо беречь и любить природу?)

Кто сможет на него ответить?

ВЫВОД: Любить и беречь природу надо потому, что птицы, растения и животные, которые нас окружают делают нас добрее, счастливее. Если бы не было их, не было бы и самой природы. Ведь если мы будем уничтожать, засорять природу, то будут болеть и животные, и люди.

Рефлексия.

Посмотрите, что у меня на доске? (планета Земля)

Вы хотите видеть нашу планету красивой?

А что и кто украшают её? (птицы, растения)

Давайте оживим нашу планету, сделаем её ещё красивее.

У вас на столах в белых конвертах лежат картинки, возьмите по одной и украсьте ими нашу планету.

1 гр. Цветы, деревья.

2 гр. Птицы, бабочки.

3 гр. Облака, облака с дождём.

Ребята, а чего не хватает, чтобы птицы радовались и пели, цветы и деревья росли..

(Солнце)

Чтобы наша планета оставалась всегда вот такой красивой, что мы должны делать? (прочитать всем вместе тему с доски)

Посмотрите!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года

Это все вокруг - …

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Классный час в 4 классе

Природа не прощает ошибок

подготовила

учитель начальных классов

Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа»

Курского района

Классный час в 4 классе Природа не прощает ошибок

Цели :

    расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

    формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

    побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление:

а) на доске – эпиграф:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е.Евтушенко)

б) Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

План классного часа:

    Вступительное слово.

    Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

    Интерактивная беседа.

    Игра «Познай мир»

    Информационный блок «Законы экологии».

    «Экологическая ярмарка

    Памятки для любителей природы

    Работа в группах. «Обращение от имени Природы»

    Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя».

    Подведение итогов.

Ход классного часа.

1. Вступительное слово

Кл. руководитель. 2013 год объявлен годом экологической безопасности. Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

Родная природа! Мы всегда с гордостью произносили эти слова. Как много они значат! Мир её богат и разнообразен.

В самом деле, какую большую радость всегда испытываешь, когда видишь диких животных, слышишь пение птиц! Мы знаем, что к живой природе относятся животные, растения, человек, а к неживой – свет, воздух, вода, почва. Между живой и неживой природой всегда существовали тесные экологические связи. О них мы должны знать. Приведём примеры: движение воздуха – ветер служит средством распространения плодов и семян; многие полезные ископаемые, как торф, каменный уголь, образуются из остатков животного организма, многие растения – это пища для животных и человека.

Да! В природе всё взаимосвязано. Уничтожьте пернатых хищников – и землю заполнят змеи; истребите змей – расплодятся грызуны; расправьтесь с грызунами – в атаку движутся насекомые; не будет насекомых – бесплодным окажется мир растений. Исчезнет зелёный покров земли и оборвётся жизнь на Земле.

2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

Кл. руководитель. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

3. Интерактивная беседа.

Кл. руководитель: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

В природе всё находится в равновесии, всё связано.

Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Кл. руководитель. Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей :

Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

4. Игра “Познай мир”

Выбираются две команды.

1-я команда «Ивушка» и 2-я комада «Берёзка»

I Тур – “Животные нашего края”

Из мешочка достаются номера, соответствующие какому-то редкому животному. Учащиеся, по заранее объявленному плану, должны рассказать о нём:

    В каких местах живёт;

    Чем питается;

    Какова его польза в природе и жизни человека;

    Как охраняется;

Список животных

1. Выдра.

Во время ответов, учитель вывешивает изображения всех названных животных.

II Тур – “Загадочный гость”.

Отгадайте по проигранной музыке, о чём эта песня, о каких животных.

Задаётся по три музыкальных вопроса каждой команде:

    Не дразните собак”;

    Песенка Красной Шапочки из кинофильма “Красная Шапочка”;

    Пропала собака”;

    Скворушка”;

    “…………….”;

    “……………..”.

5. Информационный блок «Законы экологии».

Кл. руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

6.«Экологическая ярмарка»
Продавцы выкрикивают и зазывают покупателей. Ученики поднимают руки на понравившийся товар и получают его.
- Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной речке!
- А моя большая рыбка плавала по тёплому каналу пруда-охладителя!
- Мои грибочки из берёзового лесочка!
- А я в лес не ходила, ноги не била, в посадке у дороги их находила!
- Я свои яблочки нарвала в деревне у бабушки!
- А мои красные яблочки привезены из-за границы, целый год могут храниться!
- Есть ли у нас ребята, которые сделали неправильный выбор? Объясним им опасность выбранных товаров.


7. Памятки для любителей природы
Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий.
Всегда тщательно мой овощи и фрукты.
Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.
В магазине выбирай экологически чистые продукты.
Как защититься от загрязненного воздуха. Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше.
Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем.
Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог.
Попроси взрослых не курить в квартире.
Разводи комнатные растения, которые очищают воздух.
Охраняя растения, сбережешь чистый воздух.
Как защититься от загрязненной воды. Нельзя купаться возле промышленных стоков.
Пей только кипяченую воду.
Очищай воду в домашних условиях с помощью специального бытового фильтра.

8. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

Классный руководитель. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к учёным.

Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

К доске выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

8. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает).

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

Что нужно беречь природу.

Что нельзя убивать зверей.

Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Классный руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Классный руководитель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

    Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель . Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.

Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.

Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.

Литература:

      Акимушкин И. И Причуды природы. –М.: ВАКО,1985

      Запартович Б. Ю. С любовью к природе.-М.: Просвещение, 2007.

      Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе.-М.: Просвещение, 2007.