Колдуй баба дед. Что считалось чародейством и волшебством на Руси

Время от времени можно слышать такие разговоры: «А вы знаете, в Костроме разных колдунов, экстрасенсов и знахарей – хоть пруд пруди. И белой магией они занимаются, и чёрной. Если уж по-серьёзному припрёт, то к ним за помощью идти придётся. По крайней мере, это лучше, чем пить какие-то таблетки».

Трое сбоку – ваших нет

Но отыскать человека, наделённого необычайными способностями, не так и просто. Надо сначала войти в доверие к их знакомым. Те, в свою очередь тебя «проверят». Потом пройдёшь ещё какое-нибудь испытание. А уж тогда будь добр, предстань пред грозны очи благодетеля.

Недавно мне рассказали, что во многих деревнях и сёлах Красносельского района колдунов и знахарей этих люди знают в лицо. Потому как многие красносёлы сами знают азы магии. И идёт это с языческих времён, когда на нашей территории проживал финно-угорский народ меря, ставший с пришлыми славянскими племенами субстратом для создания русского народа.

На заре туманной юности знал я одного нерехтского паренька, который непонятно чем заболел. Выглядел он ужасно, и сам понимал, что жить ему осталось недолго. Но родственники отыскали в одной из деревенек сильную знахарку, которая не только травы ведала, но заговоры знала. И что вы думаете? Через несколько месяцев увидел я этого молодого человека и приятно удивился: он буквально расцвёл, и хвороба куда-то улетучилась.

Прочь сомнения

Особой магической силой до сих пор отличаются колдуны, проживающие в Парфеньевском, Чухломском и Макарьевском районах. Да и в других муниципалитетах есть яркие их представители. Помнится, в 1996 году фурор в нашей области произвёл материал костромского журналиста Александра Васильева «Баба Клава из деревни N, или костромичи торят народную тропу к избе знахарки-колдуньи», позднее вошедший в его книгу «Бремя прожития».

«Приём» бабка Клава вела в сенях, в избу не пускала. Была она дородной, грузноватой женщиной неопределённых лет, повязанная тёмным платком. Говорила низким свистящим полушёпотом и постоянно бранилась, изрядно перемежая литературную речь исконно российскими выражениями.
- Ты пошто пришла?! Што надо? – злобно накинулась она на «пациентку». – Знаю, что спина болит… Спина у неё, видите ли, болит, - продолжала бурчать бабка, гремя в чуланчике какими-то пузырьками и склянками. – Дам вот тебе воды, утром натощак ложку выпивай, а на ночь спину растирай».

Нетрудно догадаться, что вся эта помощь была действенной. В редакции газеты, где трудился автор материала про бабу Клаву, все телефоны раскалились – читатели (чаще всего жители Костромы) требовали, чтобы он назвал адрес ведуньи, ведь деревень в Островском районе немало.Тогда же психотерапевт Михаил Пайкин попытался объяснить этот феномен: «Люди постоянно ищут для себя точку опоры. Этим пользуются многие проповедники-кудесники. В том числе и описанная бабка Клава. Потеряв веру в официальную медицину, многие пойдут к ней, и что самое важное, некоторые исцелятся. Для них бабка Клава – тот же психотерапевт, только тёмный и неграмотный. А значит, высока вероятность вместо пользы, нанести вред своему здоровью».

Однако не всё так просто, как определил психотерапевт. Шарлатанов везде хватает. Но и в настоящей силе колдовской вряд ли стоит сомневаться.

Кто могёт, тот маг

В давние времена картину мира создавала мифология, а орудием для воздействия на окружающий мир служила магия. К магии наши далекие предки относились не как к чему-то исключительному, а как к делу необходимому, требующему определённых способностей, умений и знаний. «Магия – значит могия. Кто могёт, тот и маг» (Алексей Андреев – «Очерки русской этнопсихологии»).

Когда-то выделились люди, способные профессионально общаться со сверхъестественными силами и даже управлять ими. Обладали они особым тайным знанием - веданием. Так появилось ведичество – знахарство - колдовство. Уже в поздние времена разделилось оно, весьма условно, на «белое» (доброе, целебное) и «чёрное» (зловредное).

Могущество колдунов объяснялось их приобщенностью к миру духов. Считалось, что знания и сила получены ими от нечистого или добыты в сверхъестественном мире. Нередко складывалась такая ситуация, что об одном и том же человеке говорили как о добром знахаре, помогающем людям, так и как о злом колдуне, насылающем болезни и несчастья. К последним обычно причисляли лиц одиноких, замкнутых, с какими-нибудь странностями в поведении, определенными чертами во внешнем облике (например, хромотой, слепотой, то есть чертами, которыми определялись люди «чужие» и представители иного мира).

Чухломское дело

Многие особенности личности колдуна в соответствии с христианской традицией, рассматриваются в народной традиции как грехи. По народным представлениям, колдун – личность греховная. Грех – уже одно то, что он стал колдуном, отрёкся якобы от Бога. В разряд смертных грехов относят также и другие его характеристики, в частности, магические практики, направленные на причинение вреда человеку.

Мучительную смерть колдуна рассматривают как расплату за грехи. К давним процессам относится и чухломское дело Митрошки Хромого в 1635-1636 годах, запечатлённое в архивах.

Процесс начался с извета. Изветчиком являлся помещик Григорий Горихвостов. Обвинения, выдвинутые против колдуна в ходе следствия, были разнообразны, но сводились к одному – насыланию нечистых духов на местное чухломское население, что сразу же ставило процесс в один ряд с «богоотступными» делами.

Здесь присутствовал стандартный для Московской Руси следственный набор: расспрос – очная ставка – троекратная пытка. Обвиняемый не дожил до вынесения приговора. Он умер после третьей пытки, так и не дав против себя никаких показаний. А обвиняли его в том, что «чинил пакости, на попадью наслал нечистого духа, и она «бегала безобразно» во многих деревнях, устраивал порчи».

Непитие – признак недобрый

Подобного рода процессы шли один за другим. Даже в 1866 году чухломским судебным следователем было возбуждено преследование крестьянина деревни Федосово Филиппа Ананьева по обвинению его в колдовстве. О чём можно прочитать в брошюре «Колдовское дело» от 7 выпуска «Костромской старины», 1909 год.

Следователю стало известно о нём от сельского старосты, заявившего, что сей крестьянин «занимается колдовством и к нему для этой надобности стекается значительное количество народу из соседних даже уездов и они, местные жители, опасаются, чтобы не случилось вследствие этого какого-либо происшествия».

Сельский староста предположил знакомство Ананьева с нечистыми силами, посещение его сатаною и прочие злодеяния.. Встревожился и судебный следователь, немедленно дал знать о новоявленном колдуне чухломской полиции.

В результате этого переполоха возникло «дело о крестьянине деревни Федосова Филиппе Ананьеве, занимающемся колдовством и лечением разных лиц, приходящих к нему».Однако, кого же украсили титулом колдуна? Из полицейского расследования, данных обыска и показаний обвиняемого и окольных людей с достаточной ясностью определилось, что это был самый смирный мужичок, богобоязненный и трезвый.

Это последнее обстоятельство, пожалуй, и сослужило злополучному Ананьеву худую службу, ибо известно, что если неумеренное употребление спиртного зелья доводит до близкого знакомства с чёртом, то и совершенное непитие – признак недобрый…
Каких либо вещественных доказательств преступной (колдовской) деятельности Ананьева при самом тщательном обыске не оказалось. В его доме нашлись лишь тетради с записями молитв.

А вот крестьянин Марков не уставал повторять, что когда колдун прочитал наизусть какую-то молитву, погладил ему ногу простыми руками, вся ломота в теле пропала. Не иначе как бесовство? Деяние Ананьева было именовано ворожбой. И пошёл 72-летний старец за веру в силу молитвы в полицейскую кутузку.

Зелёный храм

Известный костромской исследователь Владимир Шамов в очерке «Кологрив и иже с ним» рассказал, в частности, о колдунье бабке Варе (Варваре Александровне Кудрявцевой), которая отыскала в лесу у деревни Вонюх (где она жила) сильнейшее по энергетике место, которое и сейчас называется «Зеленый храм». Посреди полянки огромный крест, на пне икона.

Что заставляет людей молиться не в церкви, а в лесу, поклоняться огромному дереву посреди священной поляны? Кому можно молиться в лесу, когда кроме христианских святых, никого не знаешь? Сила осталась, а информации уже нет. Говорят, богослужения на поляне иногда вёл народный святой и колдун в одном лице Ефим Честняков. Но в основном его правая рука – бабка Варя (женщина-шаман… женщина-священник).

Владимир Шамов считает, что Варвара и Ефим подпитывались там той самой силой, что помогала им исцелять людей. Народу на лесное мольбище приходило предостаточно. Бабку Варю любили дети. Это они дали ей прозвище «бог» и ещё «кротиха», потому что она «укрощала» неспокойных детей и выводила болезненную щетину на их спинках (не атавизм ли от снежного человека?). Детишки шумной толпой бежали за ней каждый раз, когда она ходила на священный источник за водой, прозванный впоследствии Варварин ключ.

Мир многообразен и отрицать что-либо, не укладывающееся в прокрустово ложе официальных воззрений, было бы, мягко говоря, неумно. А народ у нас мудрый, через многие века запретов и гонений он пронёс свою суть, называемую сегодня православием, где есть всё – и язычество, и христианство. Куда кривая вывезет – покажет время.

Вдумчивое изучение старинных дел о колдовстве, которыми полны архивы Сыскного и Разбойного приказов, а также Приказа Тайных дел, даёт весьма интересную картину. На поверку выходит, что колдунов как таковых там практически нет. Зато есть другие категории «гулящих людей», которые даже по нынешним гуманным временам должны сидеть в тюрьме.

Наркотрафик XVII века

Вот дело мценских обывателей духовного звания от 1653 года. «Поп Василий челом бьёт, что были дети его Филька да Ивашка на монастыре… И игуменов сын Аничка да успенский дьячок Ивашка поднесли детям его браги, а в браге той смешано не ведомо какое отравное зелье, и они, испивши той травы, хохотали зверообразно до утраты стыда, и стали вне ума, лежат без памяти, не говорят, а как вскочат, так лезут на стену». Впопыхах завели дела о «колдовской порче». Но спустя пару дней выяснились подробности. «Дьячок Ивашка показал, что траву сию незнаемую получил от гостя, Дементия Русинова. Тот же Дементий сказывал, будто семена той травы дал ему прохожий человек, а добыл он их от купца, и уволок на огород, и она там узрела, и стали её мешать в питьё, как тот купец сказывал». Судя по описанию, колдовством здесь и не пахнет, а имеет место банальное употребление наркотического препарата растительного происхождения. Понятия «наркопритон» тогда не существовало, поэтому обвиняемые отделались легко - траву и семена у них изъяли, а самим назначили церковное покаяние.

В 1636 году один кабатчик, боясь конкуренции, донёс на своего коллегу Петрушку, «что он, Петрушка, принёс с поля неведомо какой корень, похваляясь, что от того корня у него в кабаке все пьяные будут». Началось следствие. Поначалу дело тоже имело «колдовской» оттенок. Но концы нашли на удивление быстро. Петрушку подержали в тюрьме и, убедившись, что «колдовской корень» - банальный дурман для крепления пива, всыпали ему батогов и наложили внушительный штраф за жульничество.

Вообще значительная часть «колдовских» дел на поверку оказывается заурядной уголовщиной. И притонодержательство, а также хранение и распространение наркотиков в этом списке явно лидируют.

Лекари без лицензии

Многих вводят в заблуждение термины тех лет. В делах о колдовстве слово «пытать» - чуть ли не самое употребляемое. Воображение дорисовывает мрачный застенок, дыбу, раскалённые клещи… В реальности же «пытать» значило всего лишь «допытываться», то есть проводить допрос. Приставы, которым поручено было вести следствие, к услугам палача прибегали редко. Во‑первых, эти услуги стоили денег, и немалых. Во‑вторых, часто оказывалось, что колдуны - всего лишь лекари. Только действуют без лицензии, на свой страх и риск.

В 1630 году при новом воеводе в Лебедянский уезд была спущена директива: «Беречь накрепко, чтобы на Лебедяни разбоя, убойства, блядни, ворожбы и никакого другого воровства не было». И тут, как назло, приходит донос на некую бабу: «Ворожила де та бабка, смотрела на глазах и шшупала нутро». Дело закрутили: «Велеть тое бабку-ворожейку изымать и, распрося подлинно, какою она ворожбою промышляет и чем ворожит, пытать про всё накрепко, да о том ко государю отписать, а её до указу велеть держать крепко».

Пока бабку держали под замком, были опрошены свидетели. Серьёзного криминала не нашли, однако выяснилась профессиональная склонность «колдуньи». Для XVII века специализация весьма продвинутая - офтальмология. Так, одному свидетелю бабка «лечила глаза, вынев печень из овцы». Другому - «лечила глаза, и сыпала де проса в воду, и меня Назара тою водою умывала, да мне ж Назару пускала в глаза молоко». Третьему - «лечила веред у глаза, да ворожила над ним печёным луком». От каких болезней можно пользовать водой, настоянной на просе, бог весть. А вот веред, то есть нарыв, действительно поддаётся терапии печёным луком - тут квалификации бабки стоит только позавидовать. То же самое можно сказать и о сырой бараньей печени - она отлично помогает от нагноения. Во всяком случае небезызвестный Емельян Пугачёв 150 лет спустя очень даже эффективно лечил так свои раны, полученные как раз в лицо около глаза.

Обыденно и конкретно

Так было ли «настоящее» колдовство? Это смотря что под этим словом понимать. Наш, московский, стиль колдовства обходился без размахиваний волшебной палочкой и полётов на шабаш. Всё обыденно и конкретно. Вот в 1647 году некая «бабёнка Агашка призналась, что делала своему полюбовнику Федьке невстаниху за то, что он ходил мимо нея к Сафрошкиной жене». То есть, проще говоря, пыталась из ревности сделать мужика импотентом. Ещё одна баба, некая Дарьица, тоже, кстати, из ревности решила извести счастливую соперницу. И вот, когда молодые вернулись с венчания и пошли в горницу, «та Дарьица зажгла лучину и ту лучину кинула под невесту под лестницу, а потом начала на ту лучину с приговором и шёпотом сцать, а невеста спустя три дня стала чахнуть». Московское правосудие в подобных случаях показывало себя с гуманной стороны. В просвещённой Европе без разбору жгли направо и налево за гораздо меньшие провинности, а у нас Агашку присудили к батогам и церковному покаянию, Дарьицу - к кнуту, вырыванию языка, ноздрей и ссылке.

Возможно, причиной тому - увлечение колдовством в самых высших кругах государства. Между прочим, Ивану Грозному приписывается колдовское происхождение. Князь Курбский вслед за многими ненавистниками грозного царя утверждал, что Василий III, долгое время будучи бездетным, «искал чаровников презлых повсюду, чтоб помогли ему плодотворением, посылал за ними аж до Корелы, добыл там советников сатанинских и с их помощью от прескверных семян народился ему сын прелютый кровопийца». В свете этого особо интересно то, что в 1584 году, будучи при смерти, Иван Грозный доверился не абы каким колдунам, а как раз карельско-лапландским. В течение нескольких месяцев специальная экспедиция царя наловила в тех областях с шесть десятков «лихих баб», набивших руку в колдовском деле. Их отвезли в Москву и посадили под замок, ожидая предсказаний. И предсказания пошли. Карелки объявили, что 18 марта надо ждать смерти царя. Тот не поверил и велел, дождавшись этого числа, «сжечь скверных баб живьём». Но исполнение опоздало: едва боярин Бельский отправился распорядиться о казни, царь сел играть в шахматы, упал в обморок и скоро скончался.

В дни чемпионата мира в ЮАР осьминог Пауль, предсказавший множество исходов, в том числе и итоговую победу Испании, стал самым популярным животным на Земле. Такого внимания несчастное головоногое не пережило – и уже осенью тихо скончалось в возрасте двух с половиной лет в аквариуме "Центра морской жизни" Оберхаузена.

Честно говоря, чемпионат мира мне порядком надоел, - говорил Пауль в интервью одному моему коллеге в июле 2010-го. - Думал, что все это безумие кончится после Euro-2008, но, увы. Теперь я, похоже, обречен исполнять роль шута до конца своих дней. Знаете, в последнее время все мои три осьминожьих сердца посещают дурные предчувствия. Немного мне осталось.

Как видим, бедный Пауль оказался прав и, вопреки обещаниям его хозяев, так и не увидел свободных вод океана. Зато оставил неизгладимый след в истории, и уже после него появилось множество подражателей: свиньи, обезьяны, попугаи, крысы. Все что-то предсказывали и все преподносились миру в качестве оракулов.

Потребность в волшебстве заложена в людях с детства, - считает постоянный эксперт "СЭ-Воскресенья", врач-психиатр из института Сербского Тимур Ненашев . – Футбол – игра, а в любой игре должно быть место чудесам. История с осьминогом, равно как и с его продолжателями-подражателями – как раз прямое тому доказательство. Почему люди с такой легкостью приняли "осьминожью магию"? Потому что она разнообразила пафосную серьезность такого события, как чемпионат мира.

Попытки применить сверхъестественные силы в футболе предпринимались и до, и после знаменитого осьминога.

Накануне того же чемпионата мира-2010 ФИФА направила организаторам письмо, в котором предупредила о недопустимости проведения африканских магических ритуалов во время проведения турнира. Формальным поводом послужил инцидент в Свазиленде, где футболисты испортили поля главного стадиона страны, закапывая в дерн амулеты и обереги, а также опаливая эти места огнем. В Африке черная магия с ее непременными талисманными атрибутами – обычное дело. Все помнят успех сборной Сенегала на ЧМ-2002 и группу мужчин с бубнами и амулетами на трибунах. Говорят, в бюджетах большинства африканских футбольных клубов даже есть особая статья расходов на колдовство (формальным языком это зовется "психологическая подготовка"), и спонсоры всегда щедро оплачивали услуги шаманов. А самые лучшие африканские футболисты, переходя в европейские клубы, приносят свои традиции и в Старый Свет.

FOOTBALL TEAM USING VOODOO по mbalekin

Порой, правда, колдовство приводило к трагическим последствиям. Так, например, в 2008 году английская Daily Telegraph написала о печальном инциденте, который случился в Демократический Республике Конго в городе Бутембо. Вратарь команды "Ниуки Систем" начал колдовать прямо во время игры с клубом "Сокозаки", что спровоцировало сначала драку между футболистами, а потом – и беспорядки на трибунах. В результате все переросло в общегородские погромы, полиция применила специальные средства, и погибли 13 человек.

Совсем серьезно дела обстоят на Гаити, где живут колдуны Вуду. Как известно, с ними шутки плохи, поэтому вся страна относится к данному культу с большим уважением. В 1996 году команда "Расинг" из города Гонаив стала чемпионом страны, однако по заказу кого-то из конкурентов в одну из ночей колдун Вуду окропил двери клубного офиса кровью черного петуха, и "Расинг" не мог ничего выиграть в течение 12 лет. Проклятье удалось снять лишь в 2008 году, когда команда вновь стала чемпионом. Может, нашелся еще более могущественный чародей?

Часто за колдунов Вуду выдают себя обычные проходимцы, предлагающие болельщикам за 10 - 20 евро совершить обряд во славу их любимой команды. Во время крупных турниров таких "магов" хватает во всех городах. В Испании в дни чемпионата Европы 2008 года "наборы Вуду" продавались во всех крупных супермаркетах. Что любопытно, одна из куколок, которую нужно было колоть иголкой, была одета в форму сборной России.

Впрочем, есть и магия другого рода. В частности, в интернете можно найти множество объявлений по типу "потомственная ведунья предсказывает исходы футбольных матчей", или "приворожу футболиста", или "самый сексуальный футболист, подходящий для тебя" ну и все в таком духе. Раз предложения много, значит, есть и спрос – во всяком случае, услуги гадалок стоят недешево.

А есть и такая вещь, как сновидения и их толкования. Вот что, например, говорит сонник старика Фрейда: "Если во сне вы играете в футбол - вы привыкли манипулировать людьми и совсем не думаете о том, что это не всегда может нравиться окружающим. Если для вас важно то, как к вам будут относиться люди, которых вы считаете своими друзьями, то нужно изменить свое поведение. Наблюдать за тем, как кто-то другой играет в футбол, - не придавайте столь большого значения чужому мнению. Наверняка вы и сами не раз убеждались в том, что чужое мнение не всегда бывает верным".

Или вот еще версия. "Играть самому: будут споры из-за имущества, денег, дивидендов".

Что ж, как видим, загадочное и необъяснимое занимает в футболе важное место. Кто-то это назовет волшебством, кто-то – суеверием. Как бы там ни было, без всего этого было бы намного скучнее.

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ


Эпиграф
- Отныне называйте меня Сид,
Повелитель Огня!
- Эй, повелитель огня, у тебя хвост горит!
«Ледниковый период»

Добро должно быть с кулаками. Если оно без кулаков, значит, оно зло, потому что именно зло в детстве чаще всего били по очкам накачанные одноклассники. По этой причине оно и выросло злое, с планами на уничтожение мира в бардачке. В народе недаром бытует мнение, что большой слоник - добрый, а маленькая моська - злая и мерзкая. Будучи большим и сильным, добрым быть сравнительно несложно, потому что потенциальные враги будут попросту обходить тебя стороной. В таких условиях верить в Дедмороза и одуванчики куда проще. А вот тощим быть - битым быть. Всегда ли? Отнюдь, и фэнтези предлагает всем не мускулистым, но жилистым персонажам замечательный рецепт постоять за себя. Добро может быть дохлым, но с кулаками. Нужно всего лишь уметь использовать магию.

Колдуй, дед..
Магия - один из столпов, на которых держится все современное фэнтези. Выбросите из песни файерболлы и проклятия - и вы автоматом превратите фэнтези-мир в какой-то другой. Фэнтези - это в первую очередь не дядька с мечом в три человеческих роста, а девушка-гном, у которой из пальцев вылетают искры. Можете бросить в меня тапком, но я пребываю в твердой уверенности, что магия - это примерно 50% фантастичности вселенной. И ни процентом меньше. Но что-то я увлеклась. Мы же тут вроде как по делу собрались. А дело заключается в том, что происходило с колдующими персонажами на протяжении игр серии Diablo.

В первой части хилый, но перспективный расово-шоколадный Маг добирался до Тристрама с далекого востока, где ковры во-о-о-от такой толщины, а женщины носят на лицах занавески. Членов его Ордена игра ласково называла Братством Визджерей, чья магическая подрывная деятельность уже давно портит кровь всей Преисподней. Но вернемся к нашему Магу. В красном боевом халате, с посохом наперевес он отважно спускается в подземелье, готовый на все.. и погибает от лап первого же Падшего, если у вас недостаточно прямые руки. Да-да, а что вы хотели? Морган Фримен от мира Санктуарии очень слаб здоровьем, и поначалу неопытным игрокам постоянно приходится играть в санитаров, по сто раз на дню реинкарнируя дедушку. Под конец игры, правда, опытный Маг спокойно кладет с одного заклинания половину подземелья, но до этих уровней еще дожить надо. А он, мятежный, ищет бури, чтоб в этой буре помереть. Игра давала Магу на выбор пару дюжин заклинаний, которые он мог поднять аж до 15 уровня. Хотите запечь суккубов на медленном огне? Пожалуйста! Хотите святым словом уничтожить орду скелетов? Никаких проблем. Сложность заключалась лишь в том, чтобы быстро переключаться между заклинаниями и не умирать в самом начале. Остальное же становилось лишь делом техники. Маг становился неубиваемым танком, сгубить которого могла лишь беспечная игра. Дальше - веселее, потому что выходит Diablo II.

Колдуй, баба..
Во второй части нетленки продолжательницей дела Мага становится смуглая Волшебница в зеленом бикини с приличным набором огненно-электро-морозильных пакостей. Если наш дедушка преимущественно изводил нечисть огнем и молнией, то Волшебница в большинстве случаев предпочитает холод. Странная для обитательницы теплых земель тяга к льдышкам, ну да ладно. При наличии фантазии ее вполне можно записать во внучки или дочки нашего краснохалатного колдуна, которая пошла по стопам пращура. Семейное это у них, знаете ли - искоренять зло на планете. Впрочем, на тему происхождения Волшебницы история весьма категорична: судите сами, колдуньи Занн Эзу позиционируются совершенно иным магическим сообществом, нежели Визджерей. И если последним до зарезу необходимо мировое господство, то ведьмы мирно сидят себе в глуши и строят из наколдованного снега домики.

Хотя во многом Волшебница похожа на своего предшественника, нельзя не отметить, что Blizzard изрядно ее усилили, и своего тренера-Мага она положит на лопатки одной левой. Помимо весьма обширного набора стихийных заклинаний, которые люто ненавидят все местные синоптики, Волшебница умеет телепортироваться, или же летать, как говорят в народе. Будучи самым популярным персонажем для поиска хорошего шмота, колдунья в 1.10 становится страшным зондер-героем, поскольку суммарный урон от ее заклинаний больше напоминает банковский счет Билла Гейтса. Величиной урона, а также вышеозначенным телепортом активно пользуются коварные PK, подкарауливая жертв в темных переулках и вынося им (жертвам, не переулкам) уши с одного заклинания. Зато на баал-ранах Волшебница практически незаменима, хотя ввиду сравнительно хилого здоровья (против генетики, знаете ли, не попрешь) многие игроки отказываются летать, мотивируя это нехваткой маны. Хотя мы-то с вами знаем, что они просто боятся не вписаться в поворот.

Геймплей за Волшебницу был на редкость интересен. Здесь бросить Ледяной шар, там огрызнуться Метеором.. ой-ой-ой, а эту группу гадов я лучше так пролечу! О_О Наличие иммунитета к стихиям у различных монстров здорово озадачивало игрока на адской степени сложности, заставляя либо качать дополнительные ветки заклинаний, теряя в уроне основной стихии, либо ходить за ручку с кем-то еще, изображая Леголаса с Гимли. Впрочем, засчет Телепорта любая (или почти любая) Волшебница могла резво проскакать игру, останавливаясь ненадолго лишь в ключевых точках. Когда в народе зашевелились слухи о третьей части, ясен пень, Blizzard не могли пройти мимо столь колоритного персонажа и, схватив его за грудки, перетащили в Diablo III. Встречайте Колдуна!

А, черт с вами, колдуйте вместе!
На этот раз колдующий класс приперся к нам прямо с острова Ксиансай, где не по годам талантливые воспитанники местной магической школы настолько задалбывают своих учителей, что те усылают их на материк в надежде на исправление. Причем не абы куда усылают, а к Визджерей. Если верить истории класса, от Визджерей юные Колдуны уходят с легкостью колобка, который и от бабушки ушел, и от дедушки. Начитавшись комиксов про супергероев, имея в арсенале набор юного пиротехника, Колдуны в третьей части явно претендуют на лавры Гарри Поттера от мира Санктуарии. Своенравные, но весьма талантливые, они без проблем расшвыривают орды нечисти, уничтожая любым подвернувшимся под руку заклинанием, совсем как их исторические предки. Правда, теперь речи о внешнем сходстве не идет, поскольку Колдуны явно прибыли из китайского филиала Санктуарии. Запакованные в одежду, что несколько нетипично для колдовских классов, они, ехидно прищурившись, коварно улыбаются, готовые запечь в огоньке любого врага. Колдуны по-прежнему владеют редким магическим искусством Авадо и Авапосле и кедаврят налево и направо монстров вне зависимости от степени живучести.

Правда, сражаться теперь придется отчаяннее, поскольку Blizzard, желая сделать игрокам сюрприз-инфаркт, сократили зону поражения заклинаниями, и теперь, чтобы убить кучу зомби, придется предварительно добежать до этой кучи и встать практически впритык. Добавьте к этому традиционно хлипкую конституцию и слабое здоровье - и вы получите Колдуна-камикадзе, который, резво бегая по полю боя и безостановочно матерясь, пытается и чертей положить, и шкуру сохранить. Бесконечный поток адреналина обеспечен.

Кроме того, не так давно кузница самых лучших игр (имхо, разумеется!) заявила, что у каждого героя будет своя энергия. Нашим азиатским друзьям была уготована Нестабильность. Понятия не имею, что она из себя представляет и как работает, но, как пошутил кто-то в комментариях, засчет этой энергии после смерти героя на месте гибели будет нарисовываться характерный ядерный грибок. Чую, правда, что при таком раскладе суть игры за Колдуна будет заключаться в том, чтобы помереть в самом злачном месте.. ну, да ладно. В каждой шутке есть доля шутки, сами знаете.

Что касается набора заклинаний, то во многом он повторяет таковой из второй части. Фанаты Волшебниц с радостью увидели в предварительных анонсах нежно любимый Телепорт, убийственный Метеор, освежающий Буран и многоголовую Гидру. Зато к старым «классическим» заклинаниям добавились новые, например Замедление времени и Электроцеп. Стоит ли говорить, что визуалика колдовского боя поражает своей красотой и эффектностью, и я начинаю понимать Blizzard в их решении ограничить число членов партии четырьмя игроками. Четыре Колдуна, сбившись в кучу, устроят на экране такой нескончаемый фейерверк, что по сравнению с ним визуалика боев в «Аватаре» покажется детским подмалевком. Искры летят, ледышки морозят - а вы стоите по центру. Рад представиться, Директор Землетрясения, очень приятно!

Зрители дискутируют, дискутируют.. кончили дискутировать!
Когда Колдуна анонсировали на BlizzCon"е-2008, игроки очень долго находились под впечатлением. В подавляющем большинстве случаев - сугубо позитивном, поскольку стилистика игры за Волшебницу была весьма бережно перенесена в третью часть, и геймплей виделся интересным и захватывающим. Согласно проводимым опросам, третий класс немедленно возглавил рейтинг героев за право первой ночи, оставив Варвара и Знахаря далеко позади. Ветки заклинаний, равно как и сами заклинания, были многими признаны как минимум любопытными и достойными внимания, и все претензии игроков были преимущественно к геймплейному ролику, когда Колдунья походкой супергероя топает в подземелье Леорика. Мол, примитивненько как-то все выглядит для игры, которая столько времени в разработке. В остальном же игроки остались довольны, а когда кто-то особо глазастый увидел классовые сферы магов, радости не было предела.

Впрочем, запрет на использование во-о-о-о-от таких молотков некоторые игроки-оригиналы восприняли в штыки, мотивируя это тем, что если их игрейшество хочет прокачать Колдуна-Халка, никто не вправе запрещать им это делать. Однако на данный момент Blizzard устами Bashiok"а подтвердили, что запрет по-прежнему в силе, и никто пока не планирует его снимать. Вот так.

Можно долго говорить о том, какими будут Колдуны, когда третью часть наконец-то доделают. Может случиться и так, что все получится не так радужно, как представляют себе игроки. Однако я, по сложившейся уже привычке, буду верить в лучшее и надеяться, что самый магический класс получится настолько же клевым, насколько все мы воображаем. В конце концов, это магия, и, может быть, Blizzard не пожадничают и потратят на Колдунов столько маны, сколько понадобится, чтобы сделать этот класс достойным своих пращуров.

Колдуй, баба, колдуй, дед.

Колдуны в России водились испокон веков. Люди побаивались своих собратьев, наделенных колдовскими чарами, но при случае всегда обращались к ним за помощью. А уж те в меру своих сил и способностей творили чудеса: заговаривали ветры, вызывали громы, бури и дожди, умножали богатство, плодили скотину, даровали человеку любовь, счастье, здоровье и успех в делах.

Долой клопов

Это было в конце 1950-х годов. Семья Ивана С., которому тогда было 12 лет, жила в поселке Новая Комушка под Улан-Удэ. А недалеко оттуда в поселке Сосновый Бор жила мамина подруга Валентина. Ее муж служил лесником в местном лесничестве. Однажды мама Ивана решила навестить подругу, та давно приглашала ее в гости. Лето выдалось урожайным на ягоды, и мама Вани надеялась насобирать в лесу брусники, а кто, как не жена лесника, знала самые хорошие брусничные места?!

Накануне поездки Ваня уговорил маму взять с собой закадычного друга Степку. Так компанией из трех человек на перекладных они добрались до Соснового Бора. Приехали под вечер, уже темнеть начало, поужинали и легли спать пораньше, чтобы на рассвете уйти в лес. Хозяйка постелила им в зале на полу. Не успели гости заснуть, как услышали в комнате какой-то странный шорох. Проснулись и - о, ужас! - глазам не поверили. Со всех сторон их атаковали клопы. Они сыпались с потолка как дождь и расползались кругом. Гости кое-как оделись и выскочили во двор. За ними выбежали растерянные и расстроенные хозяева.

Тетя Валентина, мамина подруга, накинулась на мужа Павла:

Давно просила тебя привести Васильича. Вишь, до чего дошло. Утром первым делом к нему беги за подмогой.

Хозяева постелили себе и нам в летней кухне, там до утра и перекантовались. Встали на восходе и отправились в лес за ягодой, а когда вернулись домой, часа через два явился тот самый Васильич. Это был невысокий крепкий бородатый старик. Он имел одну особенность: один глаз у него бы карим, другой зеленым. Ванька это запомнил на всю жизнь, потому что старик пристально посмотрел на него, подмигнул и обратился к матери со словами: «Ой, и ходок-то твой будет по девкам! Смотри, чтоб в дом черноглазую не привел - горя не оберетесь». Тогда к его словам мать не особо прислушалась - не до того было.

Дед попросил старый березовый веник. Тетя Валя сбегала за ним в баньку. Колдун взял веник и вошел в дом. Нашептывая какие-то слова, стал обходить одну комнату за другой, тыкая при этом веником в углы и вдоль плинтусов. Затем поставил веник у косяка входной двери в кухню, закрыл дверь и сказал, чтобы часа через три веник выбросили. Хозяйка дала ему в благодарность узелок, и старик ушел. Вечером открыли дверь и увидели, что веник аж шевелится от клопов. Это была живая масса, напоминавшая пчелиный рой. Мамина подруга вынесла его и сунула в горящую плиту летней кухни. Той ночью хозяева и гости спали спокойно в доме. Клопов больше не было. На следующее утро гости поехали к себе домой.

Прошли годы, Ваня вырос, превратился в красивого парня и, действительно, загулял. Гулянки продолжались до тех пор, пока одна девушка - проводница с Забайкальской железной дороги - не запала ему в душу. Она была черноглаза и остра на язык. И Иван, и его мать напрочь забыла дедовы слова, а вспомнили о позже, после беды, которая случилась с Иваном. Вернувшись из командировки, он застукал в доме свою молодую жену с другим. Завязалась страшная драка, в ходе которой любовник отрубил Ивану кухонным ножом палец. Хорошо, на крики сбежались соседи, разняли дерущихся, иначе неизвестно, чем бы все кончилось.

Заклинательница змей

Николаевская область на Украине - это сплошные степи. Есть места, так называемые солончаки, где почва ни на что не пригодна, столько в ней солей. На одном из них находилось село, в котором жила известная на всю округу колдунья - баба Агапка. Она никогда не причиняла людям зла, наоборот, творила добро. Колдунья была знаменита тем, что умела выводить змей. Когда у нее спрашивали, как это ей удается, она лишь помалкивала да хмурилась в ответ. Секретов своих старуха никому не открывала. А происходило дело обычно так. Весной просыпались змеи и начинали людям вредить. Особенно много их водилось на солончаках. Обычно из сел, где рядом были солончаки, к колдунье и являлись просители. Бабка садилась на подводу и, как сейчас МЧС, ехала спасать сельчан от пресмыкающихся. Приезжала, осматривалась, срезала с куста длинную и толстую ветку, очищала ее от мелких веточек и листьев, а потом загоняла всех кур в курятник. А все курятники во дворах были окружены плотной, глубоко вкопанной в землю оградой из досок без единой щелки. Но беда в том, что настырные змеи прорывали под оградой норы и проникали в загоны. Куры были обречены, а уж цыплята - настоящий змеиный десерт - и подавно. Бабка очерчивала длинной палкой небольшой круг на земле внутри куриного загона и втыкала ветку строго в центр круга. Затем она выходила из загона, закрывала за собой калитку и занимала «наблюдательный пост» за оградой. Спустя время змеи начинали выползать из своих нор. Но все как одна, словно под гипнозом, ползли к ветке, воткнутой в землю в центре круга, лезли по ветке вверх, свиваясь на ней кольцами. Когда ветка под тяжестью пресмыкающихся начинала гнуться, Агапка давала команду хозяину. Тот заходил в загон, накрывал ветку с гадами мешком, поворачивал так, чтобы змеи попадали в мешок и нес его на задний двор, где обливал керосином и поджигал. Бабка получала награду за труды и возвращалась домой, чтобы по первому требованию выехать в другое село. В ее селе змей никогда не было.

Бумажный сверток

Эта история случилась в середине прошлого века под казахстанским городом Кустанай (сейчас он называется Костанай). Туда едва ли не со всех сторон Советского Союза устремились юноши и девушки - поднимать целину. Приехала и молодая пара из Западной Украины. Их направили в село учителями - оба закончили педагогическое училище. Приехали молодые, осмотрелись и выбрали для жилья старую заброшенную хату на окраине. В ней, кроме старого продавленного топчана и мутного зеркала на стене, не было ничего. Но молодые быстро собрали по хатам какое-то добро, вымыли и вычистили старое жилье, повесили на окна занавески, поставили на подоконники горшки с цветами и стали жить.

Поначалу все было хорошо. Но вот стали молодые замечать, что по ночам на чердаке кто-то ходит и покашливает. Дальше - больше. Иной раз казалось, будто от топота и грохота дряхлый потолок вот-вот рухнет. Молодые крестились, читали молитвы - ничего не помогало. А однажды ночью и вовсе чуть не поседели. Вдруг распахнулась входная дверь, и с улицы подуло ледяным холодом. И тут же кто-то страшно завыл! Молодые вскочили со своего старенького топчана и бросились закрывать дверь. Как она могла раскрыться - было загадкой, потому что дверь закрывалась на железную щеколду.

В общем, молодым в этом доме не стало житья. Рассказали о своих злоключениях соседям, те направили их к местной ворожее тетке Марине.

В том доме, - сказала им тетка, попыхивая трубкой, - водится нечистая сила. Прокляла этот дом колдунья бабка Мотря. Не хотела она, чтобы в ее доме кто-то жил, да и злющая была, всех людей люто ненавидела, много крови народу попила. Хате уже целый век, и давно в ней никто не жил, а тем, кто селился, нечисть житья, как и вам, не давала. Я знаю, она в доме какой-то сверток с проклятьем спрятала. Если найдете его, несите сюда.

Молодые вернулись в дом, перевернули его вверх дном, но только когда взломали полы, нашли перевязанную бечевкой старую газету, а в ней клочок истлевшей бумаги, на которой и не видно было уже надписи. Отнесли молодые находку Марине, а что та с ней делала, никто не знает. По слухам, заговаривала. Вышла вся красная, потрепанная, но довольная собой. Сказала, что теперь в доме можно жить спокойно. И правда, больше нечисть учительскую пару не беспокоила.