Малороссия или Украина? Было ли стояние на Угре концом «золотоордынского ига» для Московии? Малая русь.

Малоизвестная история Малой Руси Каревин Александр Семёнович

Малая Русь или Украина? (Вместо предисловия)

Хотя враждебною судьбиной И были мы разлучены,

Но все же мы народ единый Единой матери сыны.

Федор Тютчев

Великорус, малорус, белорус - это все одно.

Федор Достоевский

Наверное, нужно оговорить сразу: наименование «Малая Русь» не заключает в себе ничего оскорбительного. Даже наоборот. Это название обозначает Русь изначальную, территорию первичного обитания восточнославянских племен. Впервые наименования «Малая Русь» и «Великая Русь» встречаются в датированных XIV веком актах Константинопольской патриархии. Употреблялись данные географические термины по аналогии с названиями «Малая Греция» - местность, где зародилась греческая цивилизация - и «Великая Греция» - земли, на которые греки расселились позднее. В исторической географии известны также Малая и Великая Армения, Малая и Великая Польша и т. п.

Малой Русью звали свою страну галицко-волынские князья, киевские митрополиты, казацкие гетманы. Казалось бы, этим названием нужно гордиться. Однако очень многие в современной Украине старательно открещиваются от него. И дело тут не только в дремучем невежестве, хотя незнание собственной национальной истории (разумеется, истории подлинной, а не мифологизированной) - явление очень распространенное. Самим своим именем Малая Русь (Малороссия) подчеркивает общность происхождения, историческое единство с Великой Русью (Великороссией). Это-то и не нравится профессиональным украинским «патриотам»-русофобам.

В самом деле, попробуйте, где-нибудь в Кракове или Варшаве заявить, что коренное население Малой Польши и коренное население Великой Польши представляют собой две разные национальности. Думаю, такое заявление поднимут на смех. Национальное единство двух исторических областей Польши - факт неопровержимый. Ну а с Русью разве не так?

Как известно, основы формирования большинства ныне существующих европейских этносов были заложены в эпоху Средних веков. Если мы посмотрим на карту средневековой Европы, то обнаружим там Францию и Германию, Польшу и Чехию, Сербию и Болгарию, Англию и Италию, Венгрию, Данию, Швецию, Норвегию… Во всех этих государствах шло формирование самостоятельных народностей. Во Франции - французской, в Германии - немецкой, в Польше - польской и т. д.

Впоследствии многие из перечисленных стран пережили период феодальной раздробленности, долговременную иностранную оккупацию части, а то и всей своей территории. Они на столетия оказались разделенными новыми границами, подвергались разным культурно-языковым влияниям. Например, регионы Германии и Италии развивались по отдельности вплоть до второй половины XIX века. В результате - жители Нижней и Верхней Германии, как и жители севера и юга Италии, существенно отличались друг от друга. Но к расчленению соответствующих этносов это не привело. Немцы повсюду оставались немцами, итальянцы - итальянцами.

Можно привести подобные примеры и из истории других наций. Расположенная на востоке средневековой Европы страна, известная нам как Киевская Русь, исключением в этом отношении не являлась. Здесь тоже сформировалась единая народность (советские историки именовали ее древнерусской). Доказательства того, что эта народность - не миф, имеются в летописях, авторы которых воспринимали русские племена (полян, северян, кривичей, вятичей и других) как нечто этнически целое и противопоставляли иным этническим общностям.

Существовал и единый, лишь с незначительными областными особенностями, русский разговорный язык. Приехавший в Новгород галичанин или на Волынь рязанец в переводчиках не нуждались. «Летопись приводит множество примеров, когда на вечевых собраниях Новгорода и его пригородов выступали киевские послы и князья, а к киевлянам обращались с речью представители Новгорода, Суздаля, Смоленска» - отмечает известный украинский историк Петр Толочко.

Русская народность сохраняла свою целостность и после распадения Руси как государства на части. Русские князья затевали усобицы, воевали между собой, но все равно оставались русскими. Русские летописцы сокрушались о расколе Русской Земли, которая, однако, в их представлении не переставала быть русской во всех своих частях. Позднее юго-западные регионы бывшей Киевской державы попали под польско-литовское господство, а северо-восточные - сплотились вокруг Москвы. Между двумя частями Руси пролегла государственная граница. Но по обе ее стороны была жива память о былом единстве. В летописях Юго-Западной (польско-литовской) Руси - Москва, Тверь, Новгород, а в летописях Руси Северо-Восточной (московской) - Киев, Чернигов, Полоцк - именуются русскими городами. Единым русским народом называет коренных обитателей двух частей Руси, например, автор Густынской летописи, составленной в первой половине XVII века в Густынском монастыре близ Прилук. Исторически единой, пусть и находящейся под властью разных государей, предстает Русь и в описаниях зарубежных путешественников, дипломатов, ученых - Матвея Меховского, Сигизмунда Гербенштейна, Александра Гваньини, Пьера Шевалье и многих-многих других.

Одними воспоминаниями русичи не ограничивались. И не зря в XV веке польский король и великий князь литовский Казимир IV тревожился, констатируя тяготение населения русских областей своего государства к Московскому великому княжеству. Спустя два века беспокойство о том же высказал, выступая в сейме, другой польский король - Ян-Казимир.

Начиная с 1620-х годов настойчиво прилагали усилия к воссоединению малорусских и белорусских земель с Русским (Московским) государством православные иерархи Юго-Западной Руси во главе с киевским митрополитом Иовом Борецким и сменившем его затем на митрополичьей кафедре Исайей Копинским. К тому же стремились малорусские казаки. Гетман Петр Сагайдачный, пытавшийся вначале содействовать объединению Руси через поддержку кандидатуры на московский престол польского королевича Владислава, вскоре осознал ошибочность ориентации на чужеземцев. В 1620 году он направил посольство в Москву с просьбой о подданстве казаков царю.

«Воинствующая церковь, олицетворяемая стойким мещанством и благочестивым духовенством, с одной стороны, и воинствующие защитники христианского мира от магометан - с другой, мало обращая внимания друг на друга, шли параллельными дорогами к одной и той же цели - к восстановлению русского общества из убогих остатков, к восстановлению народа русского путем самосознания, к воссоединению Руси, отрозненной и низведенной до собрания панских волостей, с тою стародавнею и боровшейся иным способом Русью, которая образовала из себя государство и по справедливости называлась Великою», - отмечал видный малорусский писатель и историк Пантелеймон Кулиш.

Вековая мечта украинского народа о воссоединении с Россией, реализованная в решении Переяславской Рады, вовсе не являлась выдумкой компартийных пропагандистов, как модно утверждать сегодня. Тогда, в XVII-м веке, стремление к единству Руси действительно было всенародным. Достаточно указать на восторг, с каким в малорусских селах и городах встречали ехавших на Раду царских посланцев. Встречали все: казаки, духовенство, мещане, крестьяне.

Да и потом, разве малорусы не отстаивали идею общерусского единства? После злосчастной Конотопской битвы великорусские войска отступили из пределов Малой Руси, только в Киеве держался еще небольшой гарнизон. Но сам народ поднял восстание против гетмана-предателя Ивана Выговского, пытавшегося вновь отделить малорусские земли от Великороссии. Выговского свергли и восставшие направили послов к царским воеводам с просьбой вернуться. Тоже самое произошло через год, после измены нового гетмана - Юрия Хмельницкого.

«Связь Украины с Москвой была не внешняя, не государственная, а внутренняя, народная, - писал Николай Костомаров. - Народ уничтожил попытки своих вождей, покушавшихся отыскать ему иную судьбу, кроме единства с Московией. Переберите все песни южно-русского народа, все его предания, пословицы - нет тени недовольства соединением с Московией, нет зародыша стремления к отложению» .

Эта внутренняя, народная связь между двумя частями одного целого проявлялась многократно. Даже запорожская вольница, постоянно бунтующая против всяких властей, поддерживала единство Руси. Дмитрий Яворницкий (еще один выдающийся историк, кстати весьма почитаемый сегодня на Украине) в своей трехтомной «Истории запорожских казаков» замечал: «Вся история Малой России работала на соединение с Великой и в общем вся простая масса тянула к московскому царю. В особенности это видно из всей истории Запорожья: как ни враждебно выступали запорожцы против русского правительства, когда поднимался вопрос о защите казацких вольностей от посягательства со стороны Москвы, как ни строго берегли они заветные, чисто народные идеалы своих предков; но все же и при всем этом масса запорожского войска хотела оставаться за Россией». И далее: «Запорожцы… исповедуя православную веру и считая себя одним народом с великорусским, тянулись к русскому царю и в нем видели залог исторического бытия своего ».

Тянулась к русскому царю и Правобережная Малороссия, чье воссоединение с Великороссией затянулось почти на полтора века. Целыми городами и селами переселялись жители Правобережья в Русское государство. Переселялись несмотря на запреты и угрозы польских властей. Несмотря на препятствия и репрессии. Несмотря на то, что правобережный гетман Петр Дорошенко (еще одна неоднозначная фигура в нашей истории) приказал перехватывать переселенцев и отдавать их в рабство крымскому хану.

Под лозунгом воссоединения с Россией происходили в Правобережной Малороссии восстания Василия Дрозда, Самуся, Семена Палия, гайдамацкое движение, другие массовые народные выступления. До сих пор малоизвестным остается тот факт, что во время знаменитой Колиивщины повстанцы ратовали за принятие русского подданства. При взятии Умани Иван Гонта приказал поднять хоругвь с вышитым на ней портретом Екатерины II.

Видный украинский историк (между прочим, ярый украинофил) Орест Левицкий, специализировавшийся на истории Правобережья, вынужден был признать «всеобщее стремление массы народа освободиться из-под власти поляков и снова подчиниться московскому царю ».

Стремление это воплотилось в жизнь лишь в конце XVIII века, после разделов Польши. Под иностранным (теперь уже не польским, а австрийским) игом остались лишь самые западные земли исторической Руси - Галиция, Буковина, Закарпатье. Но и там царили объединительные настроения. Свидетельство об этом оставил, в частности, выдающийся русский писатель Всеволод Крестовский (малорус по происхождению), служивший в конце 1880-х годов в пограничной страже и изучавший положение в Галиции и Буковине.

«Закордонные крестьяне, - делился наблюдениями Крестовский, - приходя иногда к нам, с большим участием и интересом расспрашивают, что делается «у нас» в России, и царя называют «нашим», то есть своим царем. Когда же им напоминают, что у них есть свой цесарь, в Вене, они, ухмыляясь, отвечают, что это так только пока, до времени, а что истинный царь их сидит в России, в Москве. Замечательно, что про Петербург никто из них никогда не поминает, как точно бы они и не знают о его существовании, но Киев и Москву знают решительно все и считают последнюю своею истинною столицею» .

Примерно в то же самое время крупный деятель украинского движения Михаил Драгоманов, описывая общественные настроения угрорусов (закарпатцев) на первое место поставил «мечтание» о том, «чтобы нас забрала Россия». Позднее, в Первую мировую войну такие мечтания выявились в полной мере. Симпатии коренного населения Галиции, Буковины, Закарпатья целиком и полностью были на стороне русской армии, о чем имеется множество свидетельств.

На начало XX века данные науки (истории, этнографии, филологии, этнопсихологии) указывали: малорусы и великорусы - единая нация, различий между ними меньше, чем между упоминавшимися уже в качестве примера немцами и итальянцами из разных регионов указанных стран. Это обстоятельство признавали в том числе и деятели украинского движения. «Немец южный тяжелее понимает немца северного, чем «малоросс» москаля» - соглашался, например, Вацлав (Вячеслав) Липинский.

Очевидным было и культурное единство Малой и Великой Руси. Вопреки уверениям украинских «национально сознательных» деятелей, русская культура являлась не исключительно великорусской, а общерусской, общей для всех частей Руси. Вклад малорусов в развитие русской культуры и языка огромен. Потому, естественно, что эти культуру и язык они считали своими не в меньшей степени, чем великорусскими.

Ну а что же с названием «Украина»? Слово это, обозначавшее пограничную территорию, окраину, долгое время ничего общего с национальным именем не имело. Дабы не быть обвиненным в «шовинизме», сошлюсь тут на кумира нынешних «национально сознательных» украинцев Михаила Грушевского. «Края поднепровские, - отмечал он, описывая казацкий период украинской истории, - прозывались тогда Украиной, так как лежали уже «на краю» государства и за ней начинались дикие степи ».

Еще примечательнее признание Николая Костомарова. «В народной речи слова «Украинская земля» и «Украйна» не приобрели значения отечества южно-русского народа, - подчеркивал историк. - Украйною называлась часть Киевской и Подольской губерний, называлась Харьковская и часть Воронежской, а в Московском государстве украйною или украинными землями назывались вообще южные пограничные оконечности. Украйна значила, затем, вообще всякую окраину. Ни в Малороссии, ни в Великороссии это слово не имело этнографического смысла, а имело только географический ».

Первый раз слово «украина» (точнее даже - «оукраина» - на старославянском оно писалось именно так) встречается в Ипатьевской летописи под 1187-м годом в сообщении о смерти князя пограничного Переяславского княжества Владимира Глебовича, «о нем же оукраина много постона». Указывая на процитированное упоминание как на доказательство древности наименования «Украина», авторы «национально сознательной» ориентации старательно обходят стороной личность самого Владимира Глебовича. А ведь этот князь - сын того самого переяславского князя Глеба Юрьевича, которого его старший брат Андрей Боголюбский после известного погрома Киева в 1169 году поставил править в разоренном городе. С переходом Глеба Юрьевича на киевское княжение в Переяславе ему наследовал Владимир Глебович.

Как видим, сделать из последнего «национально сознательного украинца» крайне проблематично. История не знала украинцев еще долго. Предки теперешних коренных жителей Украины назывались русскими, рускими, руськими, русьскими, русинами, русами, русичами, а позже еще и малорусами, малороссами, южнорусами. Те же наименования, кроме, конечно, трех последних, употреблялись и при обозначении основного населения Северо-Восточной Руси.

Иностранные авторы использовали иногда еще и название «московиты», причем применяли его в отношении населения и северо-восточных, и юго-западных русских земель. Так журнал «Голландский Меркурий» в марте 1656 года опубликовал статью о Лемберге (Львове), где утверждалось, что живут в этом городе поляки, евреи, армяне и московиты. Антонио Поссевино, дипломат, находившийся на службе у римского папы, в сочинении «Московия» сообщал, что Руссия приняла христианскую веру «500 лет назад при московитском князе Владимире». На карте Герарда де Иоде (1593 год) территория нынешней Левобережной Украины обозначена как Московия, а земли на северо-восток от нее как Руссия. На карте Турецкой империи в атласе Герарда Меркатора (1628 год) Московией называется все Северное Причерноморье от Днестра и далее на восток. Турецкий путешественник Эвлия Челеби упоминает о «пятьдесяти белоликих московских красавицах, взятых с гор крепости Киев в Московской земле» и отправленных крымским ханом в подарок турецкому сановнику Мелеку Ахмед-паше. И так далее.

Украинцы же не были известны даже Тарасу Шевченко. Ни в поэзии, ни в прозе, ни в письмах, ни в «Дневнике», ни в каких-то записях Тараса Григорьевича такого наименования нет. То есть само слово в те времена существовало, но не в качестве обозначения национальности. «В народной речи, - свидетельствует все тот же Костомаров, - слово «украинец» не употреблялось и не употребляется в смысле народа; оно значит только обитателя края: будь он поляк, иудей - все равно: он украинец, если живет в Украйне; все равно, как, например, казанец или саратовец значит жителя Казани или Саратова ».

Написано это было в 1874 году. Наверное, будет уместно привести еще одно свидетельство. Принадлежит оно Владимиру Винниченко. «Украинцы», - говорил он в октябре 1918 года, выступая на открытии Украинского университета в Киеве, - до сих пор было неизвестное слово, и теперь оно еще не прошло во все слои общества».

С конца XIX века деятели украинского движения тщательно продвигали термин «украинцы» в значении нового национального имени. Однако все их усилия оставались тщетными. Насадить это название, внедрить его в массовое сознание сумели только большевики. В советское время украинцами стали официально называть представителей малорусской ветви русской нации. Наименование «русские» сохранили только за великорусами.

Впрочем, при советской власти, когда пропагандировался тезис о «трех братских народах» (братских, но разных!), великорусы, украинцы и белорусы полностью еще не противопоставлялись одни другим. Признавалось, что все они происходили из одного корня, вышли из одной «колыбели» - Киевской Руси. Теперь же и «братство трех народов» пытаются поставить под сомнение.

Между тем, как бы ни называлась ныне территория Украины - она, наряду с Россией и Белоруссией, остается частью исторической Руси. И любовь к этой одной части не должна исключать любви к целому. Национальный организм тут схож с организмом человеческим. Нельзя в человеке любить, ну, скажем, левую руку и не любить все остальное (или наоборот: любить все, кроме левой руки). Точно также нельзя по-настоящему любить Украину и при этом ненавидеть Россию, нельзя быть настоящим русским патриотом и одновременно испытывать жгучую неприязнь к «хохлам».

Да, сегодня Украина и Россия - разные страны. Будущее покажет, как должны строиться отношения между ними. Может быть, так, как строятся взаимоотношения между двумя немецкими государствами - Германией и Австрией. Или между двумя греческими - Грецией и Кипром. А, может быть, по-другому. Варианты возможны разные, вплоть до нового воссоединения. Межгосударственные отношения - это политика. Но ведь на политике не сошелся клином белый свет. У нас общее происхождение. Общая, в значительной степени, история. Общая, опять же, в значительной мере, культура. Общий (нравится это кому-то или нет) русский язык, который для большинства украинцев (малорусов) такой же родной как и для великорусов.

Можно согласиться с Леонидом Кучмой в том, что Украина - не Россия. Это действительно так: Украина - не Россия, Бавария - не Пруссия, Прованс - не Иль-де-Франс, а Калабрия - не Пьемонт. Но… И Бавария, и Пруссия - это Германия. И Прованс, и Иль-де-Франс - это Франция. И Калабрия, и Пьемонт - это Италия. И Украина, и Россия - это Русь. И об этом нам стоит помнить.

Другое дело, что помнить получается не у всех. Существуют очень влиятельные силы, которые заинтересованы в обратном, в том, чтобы о русском единстве забыли и в России, и на Украине, и в Белоруссии. Огромная армия политиков, литераторов, журналистов, «деятелей культуры» и, конечно же, псевдоисториков трудится над тем, чтобы противопоставить части исторической Руси друг другу, разъединить их не только в политическом, но и в экономическом, культурном, языковом отношении. Составная часть такого труда - замалчивание или извращение неудобных для разъединителей страниц русского прошлого. С этой целью издаются соответствующие сочинения (от школьных учебников до якобы научных «монографий»), создаются теле- и радиопередачи, снимаются художественные и документальные фильмы… Память пытаются подменить беспамятством. Особенно большая (и, надо признать, успешная) работа проводится в этом отношении на Украине. Исторический парадокс: Малая Русь стала полигоном русофобии. Малорусы в большинстве своем утратили национальное имя, утратили национальную память, утратили подлинное национальное самосознание. Это дико, ненормально, противоестественно, но это реальный (и печальный) факт нашей действительности. Далека от благополучия ситуация и в двух других частях Руси - Великороссии и Белоруссии. Существует огромное количество «белых пятен» в освещении отечественной истории. Отсюда - проблемы с национальной памятью и самосознанием.

Данная книга призвана посодействовать решению этих проблем. В ней сделана попытка противостоять разъединителям Руси и объективно рассказать о забытом, полузабытом или замолчанном. Разумеется, не обо всем. Нельзя объять необъятное. Пусть другие сделают больше и лучше. Сам автор, если даст Бог, тоже будет продолжать начатое. Пока же предлагаю вниманию читателей то, что есть. Руководствуюсь при этом словами выдающегося церковного деятеля Малой Руси, архиепископа черниговского Лазаря Барановича: «Мой труд - щенок против льва; но пусть и он тявкает на супостата, а потом заревет лев».

Из книги Сочинения. Том 1 автора Тарле Евгений Викторович

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Томас Мор принадлежит к тому типу исторических деятелей, которых влияние выразилось не столько в материальной, сколько в моральной и умственной областях жизни европейских народов. Он отчасти выдвинул, отчасти широко развил такого рода общественные

Из книги От фараона Хеопса до императора Нерона. Древний мир в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Вместо предисловия Здравствуйте, уважаемые друзья!А нужно ли здесь вообще предисловие?Вроде бы, ненужно. Название «Древний мир» само за себя говорит и без предисловия к себе привлекает.Но четыре предварительных замечания, наверное, надо сделать.Первое замечание. Древний

Из книги От Пилата до Филиппа II. История Европы и Америки в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Вместо предисловия Здравствуйте, уважаемые друзья!Сборник, который вы держите в руках, шестой по счету в нашей с Вами серии УМНИКИ И УМНИЦЫ.До этого мы в четырех сборниках вспоминали с Вами историю Руси и России, великую русскую литературу Золотого и Серебряного веков.В

Из книги От Леонардо да Винчи до Нильса Бора. Искусство и наука в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Вместо предисловия Здравствуйте, уважаемые друзья!В первом сборнике серии УМНИКИ И УМНИЦЫ я обещал Вам в форме вопросов и ответов пройтись по российской истории, затем поговорить о великой русской литературе XIX и XX веков, потом заняться историей Европы и Америки

Из книги СССР без Сталина: Путь к катастрофе автора Пыхалов Игорь Васильевич

Из книги История Российская. Часть 1 автора Татищев Василий Никитич

2. МАЛАЯ РУСЬ Прежде именована Поляне, потом просто Русь.Престольный град на протяжении всего времени был Киев, по-славянски Горы именованный. О владетелях хотя Нестор говорит, якобы первый был Кий, но оное более счесть за вымысел для закрытия неведения древности, которое

Из книги Сталинский СМЕРШ. Лучшие спецоперации военной контрразведки автора Ленчевский Юрий Сергеевич

Вместо предисловия Предлагаемая читателю книга приоткрывает завесу секретности деятельности отечественной военной контрразведки. В ней рассказывается о противодействии контрразведчиков вражеским спецслужбам накануне гитлеровского нашествия на нашу страну, начале

Из книги Московия. Легенды и мифы. Новый взгляд на историю государства автора Бычков Алексей Александрович

Вместо предисловия Перед вами необычная книга. В ней предпринята попытка разобраться в том, что же в действительности происходило на территории России с древнейших времен до XVII века. Вы узнаете из нее о том, как складывалась русская нация, а также о странностях той

Из книги Второе нашествие янычар. История создания «национально свидомых» автора Русин

Малая и Великая Русь. «Украина» и «украинцы» Термины Малая и Великая Русь в исторических документах появляются в лишь 14 веке и не имеют ни этнографического ни национального значения. Эти термины родом из Византии, и означают только исторический центр русского этноса

Из книги От Гипербореи к Руси. Нетрадиционная история славян автора Марков Герман

Вместо предисловия Как-то выступая по телевидению, писатель Виктор Ерофеев сказал, что написать даже посредственную книгу – это подвиг. А передо мной не просто книга (уверен, что станет книгой, пока же – рукопись), а громадный многолетний исторический труд, ценный вклад в

Из книги Без скидок на обстоятельства. Политические воспоминания автора Фалин Валентин Михайлович

Вместо предисловия «Как было – не напишешь, как не было – писать не стоит труда» – так на протяжении доброй дюжины лет отнекивался я в ответ на обращения друзей и издателей, многократно побуждавших меня взяться за перо и повести читателя за кулису событий, свидетелем и

Из книги Люди в черном. Непридуманные истории о судействе начистоту автора Хусаинов Сергей Григорьевич

Вместо предисловия Но прежде чем выйти на поле, надо, видимо, вернуться на несколько десятилетий назад и рассказать, а как люди приходят в судейство, кто и почему становится футбольным арбитром? Рассказать на своем личном примере и своих коллег. С одними из них судьба

Из книги Малая Россия или Украина? автора Стороженко Андрей Владимирович

Андрея Стороженко Малая Россия или Украина? Поход татар на Русь в XIII веке был предприятием планомерным. Все в нем было взвешено, рассчитано, обдумано и предусмотрено. Превосходная шпионская организация непрерывно осведомляла татарское правительство о политических и об

автора Глазырин Максим Юрьевич

«Малая» Русь («Украина») Западная часть Руси («Малая Русь» – «Украина») – часть русской земли, оторванной вместе с частью русского народа от Руси.Площадь 603 700 кв. км. Население 46 900 000 чел. (2005). Более 90 % (43 000 000) русичи (30 000 000 русичей записаны по паспорту «украинцами»), 0,5 %

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

«Малая» Русь («Украина») Главный партнёр Беларуси (Белой Руси) – РФ, Российская Федерация (Восточная часть Руси). Второй партнёр Беларуси – «Малая» Русь («Украина). Беларусь отрицательно восприняла «оранжевый» переворот и «правление» ушедшего с позором Ющенко В.2008 год.

Из книги Дым над Украиной автора ЛДПР

Малая Русь в составе Литвы В 1386 г., воспользовавшись сложной политической ситуацией в Польше, которая оказалась под угрозой очередного нашествия Тевтонского ордена и династического кризиса, великий литовский князь Ягайло (1377–1392), женившись на польской королеве Ядвиге,

© Dmitry Karateev & Constantin Mohilnik

Видавничий Гурт КЛЮЧ

Фрагмент исследования УКРАИНСКИЙ ФРОНТ В СВЕТЕ РУССКОЙ ИДЕИ

7. РУСЬ – МАЛАЯ РУСЬ – УКРАИНА - МАЛОРОССИЯ – УКРАИНА–PУCЬ

Nom des pays: le nom…
(Marcel Proust)*

Хмельницкий пишет польскому королю по-польски, называя свой край Украиной. Он же пишет московскому царю по-русски, называя свой край Малой Русью. Он же пишет турецкому султану, называя свой край просто Русью. Это можно принять за приспособление к понятиям того или иного государя. Однако, современник Богдана атаман Иван Сирко, не получивший, как Богдан, польско-католического образования, в своих письмах называет родину Малой Русью или просто Русью. Это объясняется тем, что поляки его времени звали эту землю преимущественно Украиной, а московиты звали её Малой Русью.
Кто назвал эту землю Малой Русью? Греки. Почему? Потому что по их древней традиции изначальная, коренная земля любого народа была, так сказать, „малой землёй“, колыбелью. „Великой землёй“ становились колонии – „большая земля“, выросшая из малой. Малая Эллада – Пелопоннес, Ахайя, Спарта. Великая Эллада – Сицилия, Южная Италия. Прослышав об этом, поляки нарекли первоначальную Польшу, Краковскую землю, Mala Polska, а новые земли – Гнезно, Варшаву – Welka Polska. И уже в 1335 году галицко-волынский князь Юрий-Болеслав именует себя Dux Russiae Minoris**. 16 лет спустя Константинопольский патриарх пишет о необходимости как в Микророссии, так и в Макророссии создания митрополии.
Тарас Шевченко в стихах, написанных по-украински, называет свой край только Украиной. Он же в дневнике, написанном по-русски, как правило, называет свой край Малороссией, а в письмах к землякам – как правило, Украиной. Так грузин дома называет отечество – Сакартвело, а в гостях – турецким словом Грузия.
По-русски – Украйна. По-польски – УкраИна. Сначала было много украин: Залесская***, Рязанская****, Кольская***** и даже Немецкая******. Это были окраины средневековых протогосударст. В применении к Юго-Западной Руси это имя активно употреблялось тогдашними её господами – поляками – с конца 16 века. Есть польская песня: „Oj, ja kozak z Ukrainy“. Прежде именно Украину они считали Русью, не признавая этого имени за Московией. После Ивана Грозного уже невозможно стало не считаться с Москвой. Пошли счёты. Пошли битвы. И полякам стало ясно, где теперь Русь. Вот и переименовали давешнюю Русь в польскую Украину. С польским же ударением на предпоследний слог.
Тарас Шевченко не различал Украину и Украйну*******:

В Україну ідіть діти,
В нашу Україну.********

Украйна плаче, стогне-плаче...

В поэзии Пушкина существует только Украйна, от неё же прилагательное укрAинский:

О, если б знать могла она,
Что уж узнала вся Украйна!

Тиха укрАинская ночь...*********

Сам украИнец – или укрАинец? – Гоголь писал Украйна:
Кто мне сказал, что родина моя – Украйна? Ты – моя родина. – говорит польской панне влюблённый казак Андрий**********.
Между прочим, русский писатель Владимир Солоухин прозрел в украинце Гоголе потаённую любовь к Польше. Польша и есть эта красавица панна, у которой даже нет имени. Продолжая мысь Солоухина, можно сказать, что имя ей - Польша. А вот у „русских и украинских людей“ есть имена, да какие!: Сквозник-Дмухановский, Довгочхун и Перерепенко, Шпонька, Неуважай-Корыто...... Польша – тайная любовь, Русь – родимое корыто.
Русский по духу и отчасти украинец по крови, Владимир Соловьёв называл поляков народом близким по крови, но чуждым по духу. Истинно так. Потому что Польша – исторический антагонист и антоним России: живое отрицание Русской Идеи в славянском мире.
Но нельзя представить, чтобы украинцы Иван Франко или Леся Украинка назвали поляков „чуждыми по духу“ себе. Зато запросто сказал бы это украинец же Гоголь. Ведь что для Гоголя Польша? – За самим собою непризнанная и запретная страсть. А что для Гоголя Россия? – Предмет служения: Русская Идея.

ВЕЛИКО-МАЛО-РУССКАЯ ДУША

Однажды в Петербурге на чтениях Гоголь выступил с двумя отрывками: прочёл „Чуден Днепр“ и „Птицу-тройку“. Были Жуковский, Языков, Шевченко, тени Пушкина, Баркова и Мицкевича************ – словом весь литературный beau monde*************. Присутствовал, впрочем, и барон Розен, автор замечательных sui generis************** мемуаров. Барон не отличался пониманием гоголевского смеха и поначалу был весьма доволен, что на сей раз Николай Васильевич ведёт речь о предметах высоких и достойных всяческого восхищения. После “Днепра” публика была гипнотически очарована. Барон серьёзно опечалился о самом себе:
- Вот, - подумал он, - ещё горчайшие последствия моего продолжительного любовного недуга: во мне убито не только чувство комизма, но и всякое другое чувство изящного. Мне, например, непостижимо, как это птица не может долететь до середины Днепра? Что это за птица? Верно, нашему брату, безродному космополиту, кто до юношеских лет не ведал ни русского языка, ни русского духа, не понять сей квинтессенции народности.
А Гоголь уж читает о другой птице – которая тройка. И прогуливается гениальным взглядом по рядам дышащих живейшим участием слушателей, так что барону и уха не заткнуть мизинцем (к чему тот обычно прибегал для спасения от Гоголя). Волей-неволей дослушал Розен о ямщике с бородой и в рукавицах, о любимой россиянами быстрой езде, о наводящем ужас движении и том, как косясь постараниваются и дают ей дорогу другие народы и государства. Казалось, вдохновение автора вселилось в каждого слушателя. Казалось, у всех уже вырастут крылья и решительно переменится жизнь, в которой уже не будет места пошлости пошлого человека. Жуковский в слезах обнимал гениального писателя. Языков одержимо цокал языком и думал:
- Нет, это не шампанское – это русская чистая!
Молодой Шевченко, хоть привычно угрюмился и походил на свой позднейший портрет – с горькими глазами и вислыми усами, – не мог, однако, скрыть невольно охмелившего казацкую душу пиитического восторга и простонал:
- Ведьмак!
Но скучно и странно барону Розену. Тут и тронул его за плечо перчаткой незнакомый господин, не снявший цилиндра:
- А, Георг Теодорович, или лучше – Егор Фёдорович? ЗдОрово? Пленительно? Восхитительно! И обворожительно. Nicht wahr?***************
Барон в ответ лишь промычал растерянно:
- Извините, не имею чести...
- Ничего, что чести не имеете. - Усмехнулся незнакомец. – Я тоже не имею чести быть представленным гению. Хотя знакомы, очень знакомы... уж так знакомы! Послушайте, Егор Фёдорович, любезнейший вы мой, сделайте милость, не в службу, а в дружбу: задайте-ка Николай Васильичу один простой вопрос, а?
И не успев опомниться, барон уже отнёсся к Гоголю с вопросом:
- Господин Гоголь, мне как неприродному русскому любопытно знать...
А незнакомец радостно кивает цилиндром.
- ... любопытно мне знать: так какая же у вас после этого душа – великорусская или малорусская?
Посмотрел Гоголь сквозь вопрошавшего, будто не сразу понял, а затем вымолвил важно:
- Какая у меня душа – не могу сказать: не знаю. Знаю лишь то, что обе они столь богато одарены от Бога, и именно так одарены, что каждая обладает именно тем, чем не обладает другая. Потому они и созданы одна для другой.
Не понял немец, по привычке ухо мизинцем заткнул. А в другое ухо незнакомец благодарит:
- Danke schоеn****************, Егор Фёдорович, ах, как я благодарен! Вы это мне потом напомните, а то, бывает, забудешь услугу, а вам, глядишь, и зачтётся.
- Послушайте, - недоумевает Розен, - отчего ж вы сами его не спросили?
Тот ухмыльнулся в цилиндр:
- Ну, знаете, такой предмет... душа... мне неловко так сразу.
И втянув, как улитка, показавшиеся вдруг рожки, удалился, хвостом топыря фрак. А в дверях обернулся и пояснил барону:
- Дело в том, сударь, что душа Малороссии – это чистая народность. Без идеи. А душа Великороссии – это чистая идея. А народности её Николай Васильевич толком не знает, а лишь придумывает. Но очень гениально придумывает, так что все они, - кивнул на собравшихся, - все они верят, будто он им зеркало показывает. А кто не понял – я не виноват, чёрт побери!

Ну вот, увлеклись – всё же Гоголь! Вернёмся к делу.
Имя Украина окончательно и официально закрепилось в ХХ веке, вытеснив предшествующие имена. За исключением имени Русь, от которого Украина вопреки распространённому в России заблуждению, отнюдь не отреклась. Принятый в украинском государстве взгляд на историю основан на труде Михайла Грушевского “История Украины-Руси”. Предстоятель Украинской Православной Церкви Киевского патриархата Филарет (Денисенко) носит титул “Патриарх всея Руси-Украины”.
Более того, среди украинских патриотов бытует мнение, что именно Украина и есть Русь по преимуществу. Более, чем Великороссия. Потому что именно из Киева “есть пошла Русская земля”. Россия же, согласно этому мнению, есть детище Древней Руси и множества угро-финских, тюркских и иных народов*****************.
Истинная же, часто неосознанная, подоплёка этого противоположения вот какова: протовоприродно носителям национальной идеи Руси-Украины примерить на себя наднациональную Русскую Идею, от которой они – как чёрт от ладана. Потому что Русь-Украина – это и есть Русь без Русской Идеи. А Русь-Россия – это Русь – окрылённо ведомая – несомая – гонимая – Русскою Идеей. Русская Идея и есть внутренняя причина Украинского Фронта.
Если Русская Идея на Украине побеждает (как в XVIII – XIX веках или в 50-80-ых годах ХХ века) – Украинский Фронт дремлет.
Если Русская Идея исчезнет с Украины – исчезнет Украинский Фронт.

Продолжение: 8. УКРАИНСКИЙ ФРОНТ И УКРАИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

* Имя страны: имя… (Марсель Пруст)

** Князь Малой Руси (лат.)

*** XII век между Волгой и Окой – где теперь Москва

**** XIV век

***** XVIII век

****** Укране, укряне, украны - западнославянское племя, поселившееся в VI веке на востоке современной федеральной земли Бранденбург. Земли, некогда принадлежавшие укранам, сегодня называются Уккермарк (нем. Landkreis Uckermark)

******* Как и много другого

******** Не путать с современной партией НУНС (Наша Україна – Народна Самооборона)

********* Не пoленись ахнуть, читатель, над певучестью пушкинских ударных «а»!

********** Это словно о нём писал Блок:

И сердце захлестнула кровь,
Смывая память об отчизне.
А голос пел: ценою жизни
Ты мне заплатишь за любовь.

*********** Это не тот, что копирайтер для Думы. И не тот, что агент влияния в Раде. И не тот, что написал роман «3 еврея» - о себе, о Кушнере и о Бродском. Это тот, что о жёлтой опасности ещё сто лет назад предупредил европейское человечество (см. психолирический детектив «Весна Египетская»)

************ Тени Грибоедова и Лермонтова, пленённые Востоком, не прилетели.

************* Бомонд (фр.)

************** В своём роде (лат.)

*************** Не так ли? (нем.)

**************** Спасибо большое (нем.)

***************** Cр. у В.Ключевского “Наша великорусская физиономия не совсем точно воспроизводит общеславянские черты”.

Kнигa УКРАИНСКИЙ ФРОНТ В СВЕТЕ РУССКОЙ ИДЕИ:

ВВЕДЕНИЕ
1. ЕВРОПА, АЗИЯ, ДИКОЕ ПОЛЕ
2. УКРАИНСКИЙ ФРОНТ В СВЕТЕ РУССКОЙ ИДЕИ
3. ГУСЬ БЕЛЫЙ
4. ПЕРЕД ФРОНТОМ.
5. ЭПОС – ХРОНОС – ЭТНОС
6. THESAU-РУСЬ
7. РУСЬ – МАЛАЯ РУСЬ – УКРАИНА - МАЛОРОССИЯ – УКРАИНА – РУСЬ-УКРАИНА
8. УКРАИНСКИЙ ФРОНТ И УКРАИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
9. ГЕТМАН МАЗЕПА
10. ПОЛТАВСКАЯ ПОБЕДА – ПОЛТАВСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ
11. КОБЗАРЬ
12. ГОРЕНКО-АХМАТОВА
13. РУССКИЙ ЧАСОВОЙ

4 450

Ма́лая Русь (калька со ср.-греч.Μικρὰ Ῥωσσία), Ма́лая Росси́я, позднее Малоро́ссия, реже Малору́ссия - название, которое появилось в Византии в начале XIV века для определения Галицко-Волынской земли в церковно-административном плане. Также название территории Поднепровья в XV-XVI веках и Левобережной Украины после вхождения её на правах автономии в состав Русского царства, после присяги украинских казаков на Переяславской раде в XVII веке. В Российской империи с XVIII до начала XX века применялось как название исторического региона и Малороссийской губернии.

В течение XIV-XVI веков наряду с прежним названием Русь (греч. Ρωσία - Росия) в источниках появляются новые - для обозначения двух её частей: подчиненной Золотой ОрдеВеликой Руси и входившей в состав Великого княжества Литовского — Малой Руси. Малая Русь и Великая Русь, произошли от греческих названий Μικρά Ρωσία - Микра Росиа и Μακρά Ρωσία - Макра Росиа, которые использовались в церковно-административной практике Византии с начала XIV века. Греки, по аналогии с терминами «Малая Греция» и «Великая Греция» (область с древнегреческими колониями), под «Малой Россией» понимали территорию Поднепровья - то есть сердцевину, то место, «отъкуду есть пошло» государство. А под «Великой Россией» - все остальные земли, которые были когда-то завоеваны или подчинены и входили в состав Киевской Руси. Эту эллинизированную версию названия восприняли и популяризировали официальные круги Русского царства. По версии Олега Трубачёва, название «малая» возникло как противопоставление уже устоявшемуся названию «Великая Русь», которое относилось к более северным землям и означало «внешняя», «новая» Русь. Показательны также названия городов в «Великой Руси» - Великий Новгород, Великий Ростов, в отличие от южных Новгородов и Ростовов. «Малая» в данном случае означает «оригинальная», первоначальная Русь, а «Великая» - внешняя, колонизированная Русь. Кроме Великой и Малой Греции в древности существовали Малая и Великая Македония, где Малой Македонией называли столицу Александра Македонского, город Пелла (на территории современной Греции), а «Великой» все завоеванные им земли. Так-же в Польше с древних времен применяются аналогичные термины по отношению к первой столице поляков Кракову — Малая Польша, Малопольское воеводство (польск.Województwo małopolskie) и Великая Польша (польск.Wielkopolska), все земли входившие в состав Польши.
Впервые термин «Малая Россия» встречается в начале XIV века в Византии для определения современных западноукраинских земель в церковно-административной практике. Галицкая митрополия, созданная в 1303 году, охватывала шесть епархий: галицкую, перемышльскую, владимирскую, холмскую, луцкую и туровскую (то есть, также часть территории современной Белоруссии), которые в византийских источниках получили название Малая Русь (греч.Μικρά Ρωσία - Микра Росиа) в противоположность Великой Руси (Μακρά Ρωσία - Макра Росиа), под которой с 1354 понималась территория 19 епархий под властью киевского митрополита, резиденция (седалище) которого находилась с 1299-1300 во Владимире, а с 1325-1461 в Москве.
Князь Галицкий и Волынский, король Руси Юрий II Болеслав в грамоте к великому магистру Немецкого ордена Дитриху, от 20 октября 1335 года называл себя «dux totius Rusiæ Minoris» («князь всея Малыя Руси»), хотя и он, и его предшественники именовали себя «Rex Russiæ» («Король Руссии»), «Dux totius terræ Russiæ» («Князь всея земли Русской»), «Dux et Dominus Russiæ» («Князь и Господарь Руси»). В конечном итоге названия «Великая Русь» и «Малая Русь» вышли на официальный уровень - константинопольский патриарх учредил (1361) две митрополии, одну - в «Малой Руси» («Микра Росиа»), с центром в Новгородке и Галиче, другую в «Великой Руси», с центром в Киеве.
Польского короля Казимира Великого называли «королём Ляхии и Малой Руси», так как он распространил свою власть на значительную часть владений Юрия-Болеслава . Согласно схеме Михаила Грушевского «Малая Русь» - это Галицко-Волынская держава, а с её гибелью, вхождением её земель в состав Польши и Великое княжество Литовское, данное название «выходит из употребления».
Гетманщина
Начиная с середины XVII века название Малая Русь употреблялось в церковной переписке Киева с Москвой. В хрониках и на географических картах почти до конца XVII века западноукраинские земли именуются Русь (Russia), Русская земля (Ziemia Ruska) или Красная Русь (Russia Rubra). Контарини называет Нижней Россией земли, где находятся города Луцк, Житомир, Белгород (ныне с. Белогородка в 10 км от Киева) и Киев.
После Переяславского договора 1654 года русский царь изменил свой титул на «Всея Великія и Малыя Россіи», куда со временем прибавили добавку «Белыя». С того времени название Малая Россия (Малая Русь) также начала распространяться в правительственной переписке, хрониках и литературе, в частности, употребляется Богданом Хмельницким: «…Самой столицы Киева, також части сие Малые Руси нашия», Иваном Сирко. Настоятель Киево-Печерского монастыря Иннокентий Гизель в «Киевском синопсисе» (1674) сформулировал понимание русского народа как триединого народа в составе великорусов, малорусов и белорусов, а государственной власти Московского государства во всех трёх частях - Великой, Малой и Белой Руси - единственно законная, так как московские князья, а потом цари, ведут свой род от Александра Невского, который «бысть князь Киевский из земли Российския, Александр Ярославич Невский». Термин «Малороссийскія украйна» появился в 1677[источник не указан 845 дней] г. и затем укоренилось в гетманской канцелярии и летописании. Термины «Малороссия» и «Малая Россия» употребляется в летописи Самуила Величко, хронографе по списку Л.Боболинского, «Скарбнице» Ивана Галятовского (1676).
Однако, на географических картах XVIII в., изданных Российской Академией наук в 1736-1738 гг., и в Атласе Российском1745 г. название Малая Россия не встречается.
После ликвидации гетманщины в 1764 году из части Левобережной Украины была создана Малороссийская губерния с административным центром в городе Глухове. В 1775 году Малороссийская и Киевская губернии были объединены, губернский центр перенесён в Киев. В 1781 году Малороссийская губерния была разделена на три наместничества (губернии) - Черниговское, Новгород-Северское и Киевское. В 1796 году Малороссийская губерния была воссоздана, губернским центром был назначен Чернигов, после чего её в 1802 году разделили снова на две губернии: Полтавскую и Черниговскую. Названия Малороссия, малороссийский, малороссияне употреблялись относительно всего юго-западного края на протяжении XIX и начала XX века.
Название Малороссия до 1917 года полуофициально использовалось для собирательного обозначения Волынской, Киевской, Подольской, Полтавской, Харьковской и Черниговской губерний. Именно так Левобережную Украину, матерью и «Малороссией» назвал Григорий Сковорода, а Слободскую Украину - своей родною тёткой, что указывало на отсутствие в термине «Малороссия» уничижительного оттенка.
Тарас Шевченко в своём личном дневнике (за 1857-1858 гг.) использует 17 раз слова «Малороссия/малороссийский» и только 4 раза «Украина» (при этом он не использует прилагательное «украинский» вообще); одновременно, в письмах единомышленникам-украинофилам 17 раз «Украина» и 5 раз «Малороссия/малороссийский», а в своей поэзии употребляет только термин «Украина».
Культурная и историческая специфика Малороссии, равно как региональный патриотизм малороссов, были вполне приемлемы в глазах сторонников концепции большой русской нации до тех пор, пока не входили с этой концепцией в противоречие. Более того, в первой половине XIX века малорусская специфика вызывала живой интерес в Петербурге и Москве как более красочный, романтичный вариант русскости.
Украинский историк Михаил Максимович в своей работе 1868 года опровергал миф, сформировавшийся в польской историографии: приписывание Московскому государству внедрения названия «Малороссия» после 1654 г., деления русского народа на «Русь, рутенов и московитов». Украинские историки Николай Костомаров, Дмитрий Багалей, Владимир Антонович признавали, что «Малороссия» или «Южная Русь» во времена борьбы Московского государства и Речи Посполитой являлось этнонимом для «малороссийской/южнорусской» народности, а «Украина» использовалась как топоним, обозначавший окраинные земли обоих государств.

Малая Русь.

Название Малая Русь было придумано православными интеллектуалами из числа приближённых Константинопольского Патриарха. Поскольку все они были греки, то и первоначальное название было на греческом языке и звучало как Микра Россиа (Μικρὰ Ῥωσσία) . Термин "Русь" произносился по гречески "Россиа". На латыни название Руси было "Руссиа" (Russia) , с ударением на букве "у". Хотя англичане пользуются латинским алфавитом, но у них Russia читается как "Раша". Искажение иностранных слов не является чем-то необычным. Например, люди, не забывшие географию, точно знают, что название реки протекающей через Нью-Йорк - "Гудзон". Но это в русском искажении. Река на самом деле называется Хадсон (Hudson), по фамилии англичанина первым описавшего эту реку. Один мой знакомый немец тоже меня понял далеко не сразу, когда я произнёс фамилию шефа гитлеровской авиации - Геринг. Оказывается на немецком языке произносится Гёринг.

И всё-таки, зачем Вселенскому Патриарху понадобилось придумывать новое географическое понятие - Малая Русь? Дело в том, что через 250 лет после принятия христианства Русью, в корне изменилась обстановка в Восточной Европе. Появилась новая грозная сила, Золотая Орда. И православная церковь довольно быстро нашла общий язык с верхушкой орды. Так называемые татаро-монголы были язычниками. После завоевания обширных пространств эти язычники восприняли религии завоёванных народов. Там, где укоренился ислам, татаро-монголы приняли мусульманство. В тех же районах Восточной Европы, где господствующие позиции занимала греческая вера - православие, они стали христианами. Практически вся московская знать имела татаро-монгольские корни: Апраксины, Державины, Ермоловы, Нарышкины, Тимирязевы, Тургеневы, Карамзины, Кутузовы, Аракчеевы и т.д. Можно продолжать до бесконечности.

Московские цари (Борис Годунов, Романовы) тоже не являлись исключением и происходили от полководцев Чингис-хана, а то и от самого Чингис- хана по прямой, мужской линии, как Иван Грозный. В кинофильме "Иван Васильевич меняет профессию" допрашиваемый милицией Иван Грозный отвечает: " Рюриковичи мы". Но это неправда - практически все рюриковичи были вырезаны ханами Золотой Орды. Особенно преуспел в этом хан Узбек (1283 - 1341). Чтобы убедиться в том, что Иван Грозный был чингизидом, а не рюриковичем достаточно увидеть его портрет.

Человек на портрете явно не походит на потомка светловолосого викинга. Но зато его внешность вполне соответствует нашим представлениям о татаро-монгольских завоевателях.

До нашествия Батыя, на территориях подконтрольных Руси, Константинопольские Патриархи учредили 19 епархий управляемых Киевским митрополитом. В 1299 г Киевский митрополит перебрался во Владимир-на -Клязьме, оставив за собой титул "Киевский". Все правители хорошо понимали значение церкви для управления народами и старались иметь ручных, "прикормленных", церковных сановников. Поэтому переезд Киевского митрополита во Владимир не устроил очень многих. Но не все были в состоянии ответить адекватно. Однако один такой монарх нашёлся. Это был король Руси (Русского королевства) Юрий І. Его дед, Данило І, получил королевскую корону из рук Папы Римского. Юрий настоял и Вселенский Патриарх был вынужден создать отдельную митрополию для Русского королевства из шести епархий входивших до этого в Киевскую митрополию. Вот эта вновь созданная митрополия и была названа Малой Русью, в отличие от прежней Киевской митрополии, включавшей в себя все 19 епархий и которую в Константинополе стали именовать Великой Русью (Μεγάλη Ρωσία - Мегала Росиа).

Малая Русь - Микра Росиа на момент создания в 1302 году. (Извините за японские надписи - других карт не нашёл).

Церковное понятие "Малая Русь" не было установившимся. В Константинополе периодически относили к Микра России только Волынь, то распространяли это название даже на Киев и Смоленск. Затем термин Малая Русь исчезает из употребления на целых 200 лет и выныривает опять, благодаря новым политическим обстоятельствам. В Речи Посполитой началась борьба между сторонниками соединения местной православной церкви с католической церковью и противниками такого объединения. Противники обратили своё внимание на Москву, где православная вера исповедовалась на государственном уровне. Всё остальное православие, включая Вселенского Патриарха, находилось в государствах с другой господствующей религией. Киевскому митрополиту, при обращении за помощью к московитам, которые в пику Константинопольскому Патриарху завели своего Патриарха, было как-то неудобно подписываться своим титулом "Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси". Потому что в Москве Патриарх стал называться "Московским и всея Руси". Когда просишь денег и помощи лучше не спорить кто является главным священником "всея Руси". Поэтому в письмах к московскому царю, вспомнив константинопольскую идею, киевский митрополит стал подписываться титулом "Митрополит Малой Руси". Но этот период продолжался недолго, с 1649 по 1667 год.

Малая Русь, 1649-1667 гг.

После 1654 года московские цари, "просвещённые" киевскими митрополитами, изменили свой титул "Царь всея Руси" на " Царь всея Великия и Малыя России". Существенным отличием от греческого оригинала было то, что греки включали "Микра Россию" в состав " Мегала России", а московиты понимали Малую и Великую России как отдельные единицы. После войны Богдана Хмельницкого за независимость и раздела Украины между Речью Посполитой и царством Московским, название "Малая Россия" было закреплено за тремя губерниями левобережной Украины - Черниговской, Новгород-Сиверской и Киевской. В 1796 году эти губернии были объединены в одну Малороссийскую губернию.

Малая Русь - Малороссийская губерния. 1667 - 1796 гг.

В конце 19 века - начале 20 века в Российской империи под названием Малороссия подразумевали уже куда большую территорию, смотрите на карте.

Малороссия в представлении имперских чиновников конца 19 - начала 20 века.

Русское королевство.

Тема Русского королевства старательно обходится российской историографией, так как нарушает парадигму российской исторической науки, а именно центральный вопрос - кто возглавил Русь после упадка Киева, кто стал преемником Киева. В российских учебниках объясняется, что преемником Киева стало Владимиро-Суздальское княжество. В качестве подтверждения приводится такой аргумент как переезд киевского митрополита во Владимир-на- Клязьме в 1299 году. Хотя известно, что Владимиро-Суздальское княжество вышло из состава Русского государства в 1169 году, когда войска Андрея Боголюбского взяли и разграбили Киев. Было разрушено и сожжено много церквей. Были ограблены и убиты тысячи киевлян. Воодушевлённый победой Андрей Боголюбский попробовал совершить подобный погром и в отношении Великого Новгорода, но потерпел тяжёлое поражение. Пленных было так много, что стоимость рабов резко упала.В конце концов коалиция русских князей нанесла сокрушительное поражение владимиро-суздальскому ополчению в 1173 году. Вооружённое противостояние Руси и Владимиро-Суздальского княжества продолжалось до тех пор пока оба противника не были разгромлены и покорены монголо-татарами. Владимиро-Суздальское княжество в 1238 г, а Русь в 1240 г.

Зарождение Русского королевства следует отнести к 1204 году, когда Великий Киевский князь Роман Мстиславович перенёс свою резиденцию на запад страны, во Владимир (ныне Владимир -Волынский). Быстро растущий и бурно развивающийся Владимир, был на то время пятым по величине городом Руси после Киева, Чернигова, Галича и Новгорода. Киев, оставаясь крупнейшим городом Руси, никак не мог прийти в себя после суздальского погрома. А Владимир, окружённый мощными стенами, процветал. Как и все русские города Владимир сильно пострадал при Батыевом нашествии. Но, в отличие от других княжеств Галицко-Владимирское княжество не потеряло независимости и ещё пыталось бороться с татаро-монголами. В 1253 г Данило Романович принял королевскую корону от Папы Римского, который обещал организовать крестовый поход против монголов. Данило І стал первым королём в Восточной Европе.

На карте показана Русь (Rus), граничащая с Золотой Ордой, Венгрией, Польшей, Мазовией и Литвой. Ситуация на 1328 год.

В 1254-55 гг король Данило провёл победную войну против орд Куремсы. Но монголы в 1259 году направили против Русского королевства элитные войска Бурундая, нанёсшие Даниле поражение. Королевство распалось после смерти короля Юрия ІІ в 1349 году. Территория королевства оказалась в составе Речи Посполитой под названием Воеводства Русского.

(Продолжение следует).

Я поделился с Вами информацией, которую "накопал" и систематизировал. При этом ничуть не обеднел и готов делится дальше, не реже двух раз в неделю.

Если Вы обнаружили в статье ошибки или неточности - пожалуйста сообщите. Мой электронный адрес : [email protected] . Бу ду очень благодарен.

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов утверждает, что президент Владимир Путин поддержал инициативу региона установить новую всероссийскую памятную дату — день окончания Большого стояния на реке Угре. В этой области, через которую протекает Угра, это «стояние» отмечается с 2017 г. Поправку к закону «О днях воинской славы и памятных датах России» внес в Государственную Думу депутат от Калужской области Геннадий Скляр, где он в объяснительной записке отмечал, что противостояние российских (правильнее было бы — московских) и ордынских войск в 1480 г. привело к независимости Российского государства с центром в Москве. По крайней мере такая трактовка распространена в российских учебниках по истории.

Законопроект получил поддержку правительства и был внесен в Госдуму. Но против такого праздника выступил Татарстан. Институт истории Академии наук Татарстана считает, что эта дата не обоснована. И не без оснований! Ведь после стояния на Угре московские князья и дальше продолжали выплачивать дань татарским ханам.

Стояние на Угре действительно происходило в условиях дезинтеграции Золотой Орды, которая начала деградировать как единое государство с конца XIV ст. Она состояла из автономных частей, имевших своих отдельных правителей (ханов, князей), но подчинявшихся большому хану из династии, которой положил начало Чингисхан. В эту государственно-политическую систему входили княжества Северо-Востока, в т.ч. и княжество Московское, которое платило дань чингизидам.

Крымское ханство в то время становится главным государством на золотоордынском пространстве, в состав которого продолжала входить Московия. Князья последней платили крымским ханам дань. Если же московиты проявляли непокорность, крымцы их жестоко карали. Особенно это было характерным для начала XVI ст.

Так Девлет Гирей в 1571 г. совершил поход на Москву, которая была сожжена крымскими войсками. Крымское ханство вело войну с Персией, воевало с государством Габсбургов. Это и дало возможность Московии продолжить свою экспансию на территориях бывшего золотоордынского пространства. Московии во времена Ивана Грозного удалось покорить Сибирское ханство, собственно Западную Сибирь (80-е гг. XVI ст.), установить контроль над Ногайской ордой и Войском Донским. В результате этого большая часть золотоордынского пространства оказалась в руках московитов. Оставалось лишь Крымское ханство, правители которого трактовали московских князей как своих вассалов. Собственно, таким вассалом (пусть даже номинально) Московия оставалась до конца XVII ст. Лишь превращение ее в Российскую империю во времена Петра І положило конец этой зависимости.

Поэтому утверждать, что стояние на Угре привело к независимости Российского государства с центром в Москве, мягко говоря, будет преувеличением. Это просто один из эпизодов (к тому же далеко не такой значимый) междоусобной борьбы, которая велась на золотоордынской территории.