Материализм фейербаха по содержанию был. Антропологический материализм и философия религии Л

Фейербах Людвиг (1804-1872) - немецкий философ-материалист и атеист, острый и бескомпромиссный критик религии и идеализма. Характерная черта материализма Фейербаха - антропологизм, т.е. понимание человека как чисто природного, биологического существа, как «единственного, универсального и высшего предмета новой философии».

Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о человеке.

Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической, физиологической деятельности. Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является, по Фейербаху, научное истолкование общественного сознания, в котором он видит отражение сущности человека. Эта сущность, по Фейербаху -прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида

Основой антропологии Фейербаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве.

По Фейербаху, не мышление, и даже не природа, а именно человек - центр всей методологии. Поэтому, с его точки зрения, не только искусство и религия, но также и философия, логика, методология, наука и т.п. - все это проявление и раскрытие подлинной человеческой сущности.

В теории познания Фейербах продолжал линию материалистического сенсуализма, полагая, что единственным источником нашего познания являются ощущения.

С точки зрения диалектического содержания в истории материализма Л. Фейербаху явно не повезло. Дело в том, что его материализм однозначно оценивается как сугубо и исключительно метафизический.

Заслугой Фейербаха является подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике он подверг идеалистический характер гегелевской диалектики Основное содержание и смысл философии Фейербаха - отстаивание материализма. В теории познания он отстаивал точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступая против агностицизма. Религия рассматривается Фейербахом как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как «бессознательное самосознание» человека. Причины такого удвоения Фейербах видит в в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Принципы морали Фейербах выводит из свойственного от природы человеку стремления к счастью, достижение которого возможно при условии, если каждый человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к другим людям.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Критика философии Г.Гегеля получила довольно широкое рас­пространение в Германии XIX столетия (И.Гете, Ф.Шеллинг, А.Гумбольт и др.). Ее предметом были умозрительность теоретической системы и ее мистический характер, претензии на роль абсолют­ной истины и другие недостатки. Наиболее последовательным от­рицанием гегелœевской философии стало творчество Людвига Андреаса Фейербаха (1804 - 1872 гᴦ.), последнего видного представи­теля немецкой классики. Его философия принято называть антропологи­ческим материализмом, поскольку автор основным предметом сво­ей философии брал реального живого человека и рассматривал его с материалистических позиций. Основные принципы своего учения Фейербах изложил в главной работе ʼʼСущность христианстваʼʼ.

Ученый называл свое творчество ʼʼновой философиейʼʼ и рассматривал его в качестве критического преодоления гегелœевского учения. Он подчеркивал, что ставит целью возвратить философскую мысль ʼʼиз царства душ усопших в царство душ живых и телœесныхʼʼ. Основным предметом исследования Фейербах сделал человека , которого рассматривал как существо природное, чувственное. ʼʼНовая философия, - писал он, - превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию , и том числе и физиологию, в универсальную наукуʼʼ. По убеждению Фейербаха, философия должна стать антропологией .

Человек - это неотъемлемая часть природного мира, и его существование должно исследоваться комплексом наук: физиологией, психологией, историей. Антропологический принцип в философии означает, по мнению Фейербаха , сведение якобы сверхъестественного к естественному, рассмотрение человека в, единстве всœех сторон его природы (важнейшие характеристики). Антропологизм в философии - это отказ от спекулятивных (умозрительных) конструкций и подчеркивание тесного единства человека и окружающей его природы , восприятие человека как ее венца , посредством которого природа узнает и познает саму себя. В представлении немецкого ученого, антропология должна стать универсальной наукой и опираться на всœе знания о человеке.

По его мнению, главной задачей антропологии является научное объяснение человека взятого в единстве его тела и души.

Будучи материалистом, Фейербах рассматривал окружающую природу как единственную реальность, а человека - как ее продукт, завершение эволюции. ʼʼОт материи нельзя отречься - писал Фейербах, - не отрекаясь от разума.

Что касается самого антропологического принципа Фейербаха , то он как бы отрывает человека от социальной среды, истории и культуры и рассматривает его как абстрактное и вневременное , раз и навсœегда данное существо. Отвечая на вопрос о сущности человека, Фейербах сводил ее к разуму , воле и сердцу , которые якобы неизмен­ны во всœе времена. Взятые вместе, эти качества (способности души) доставляют высшую и абсолютную сущность человека. По убеждению философа, человек существует для того, чтобы ʼʼпознавать, любить и хотетьʼʼ.

К числу важнейших проявлений сущности человека Фейербах относил также религию , воспринимая ее как ʼʼсон человеческого разумаʼʼ. Он видел в ней не какой-то обман или же простое заблуж­дение, а проявление слабости и уязвимости человека перед при­родными и социальными силами. По убеждению философа, осно­вой религиозного сознания являются чувства зависимости и слабо­сти человека. Религия - это выражение всœех трудностей и страда­ний человека, его стремлений и надежд. Иначе говоря, она имеет вполне естественное (ʼʼземноеʼʼ) происхождение.

Л.Фейербах пытался разработать новую религию - религию любви, которая смогла бы выполнить роль морали в обществе. Философ подчеркивал, что традиционная религиозная вера уже не не­сет в себе подлинной любви людей друг к другу. Это ʼʼненадежнаяʼʼ любовь, поскольку она сопряжена с. ненавистью к людям неверующим, излучает проклятие и гнев божий по отношению к ним.

Новая же религия должна быть освобождена от фанатичной веры в Бога и заменена идеей любви человека к человеку , поскольку только человек человеку боᴦ. Эгоизм ведь делает человека равнодушным ко всœему, что не касается непосредственно его личного блага. Напротив, любовь пред­полагает преодоление эгоизма и творение добра другим людям, тя­готение людей к людям. Любовь на делœе - это альтруизм (бес­корыстие ) , подлинное самоотречение во имя другого Человека. Чем больше ты отдаешь себя другим людям, тем истиннее и полнее лю­бовь, подчеркивал философ.

Философ под­черкивал: ʼʼМое моральное требование к людям ограничивается единственно тем, чтобы они не делали ничего злогоʼʼ.

В творчестве Фейербаха наиболее разработанными оказались три темы:

а) природа как исток и мир человека;

б) психологические корни религии;

в) любовь как этнический принцип.

Рассуждения на эти темы были интересными и в чем – то безусловно, оригинальны­ми. При этом Фейербах не сумел пойти далеко в развитие основ фило­софского материализма: сказались длительные годы Жизни в дерев­не в обособлении от активной научной и общественной деятельно­сти. В отличие от Гегеля он не смог разработать фундаментального учения об общественной жизни и развитии всœемирной истории. Отстаивая материализм ʼʼвнизуʼʼ (в понимании природы), данный философ остался идеалистом ʼʼвверхуʼʼ (в трактовке источников и механизмов существования и развития человеческого общества).

7. Марксистская философия: истоки, особенности и содержание.

Принципиально новым явлением общественной мысли XIX столетия стал марксизм . Он возник в серединœе века на волне развивавшегося тогда организованного рабочего движения в ряде европейских стран. Марксизм зарождался как теоретическое мировоззрение рабочего класса, учение о его всœемирно-исторической миссии (призвание, роль).

К числу социально-экономических предпосылок возникновении марксизма следует отнести утверждение промышленного способа производства в ряде крупных европейских стран (Англия, Франции), что стало подлинной революцией во всœем укладе общественной жизни.

Зарождение широкого рабочего движения в Европе явилось ос­новной социальной предпосылкой возникновения марксизма как целостной теории. К началу 40-х гᴦ. прошлого века рабочие ряда ев­ропейских стран в целях организованной борьбы с буржуазией и защиты своих интересов стали создавать профессиональные и иные союзы и коалиции. В среде рабочих появились политические требо­вания и соответствующие им лозунги. Возникли зародыши первых политических партий пролетариата͵ что свидетельствовало о значи­тельном росте классового сознания и самосознания рабочих. В этом смысле марксизм стал теоретическим ответом на те вопросы, которые были поставлены рабочим движением и передовой общест­венной мыслью.

Марксизм формировался путем критического усвоения лучших традиций немецкой классической философии, которая в начале XIX века являлась вершиной в развитии мысли человечества. Критическая переработка этой философии Марксом и Энгельсом означала прежде всœего сохранение и дальнейшее применение диалектики Г.Гегеля в качестве теории развития всœего сущего и метода (способа) философского мышления.

В марксизме диалектика была применена прежде всœего для ис­следования противоречивой логики развития человеческой истории, ступенями которой (истории) являются, с точки зрения марксизма, общественно-экономические формации (первобытная, феодальная и другие).

Вторым важным завоеванием немецкой классической филосо­фии основатели марксизма считали материализм Л.Фейербаха . Это мировоззрение проявилось в учении немецкого философа о природе и человеке.

Взяв из философии Фейербаха ее материалистическую основу, Маркс и Энгельс применили материализм в качестве исходного принципа исследования совокупной общественной жизни. Сформу­лировав и проанализировав понятие ʼʼобщественное бытиеʼʼ как ре­альный процесс жизни людей, основоположники марксизма создали материалистическое понимание истории (ʼʼисторический материа­лизмʼʼ). Ими была подчеркнута особая роль способа производства и труда, практики вообще в жизни общества. Материальное производство было взято ими в качестве субстанции (основы) всœей чело­веческой истории, ʼʼключаʼʼ к пониманию ее ʼʼтайнʼʼ. Материальное производство и интересы социальных групп, классовая борьба и ре­волюции - вот что на самом делœе является подлинными ʼʼпружи­намиʼʼ исторического процесса, с точки зрения марксизма.

Органично соединив диалектику Гегеля и материализм Фейер­баха, Маркс и Энгельс создали новый тип философии - диалектический и исторический материализм .

К числу теоретических предпосылок возникновения марксизма относится также английская политическая экономия (А.Смит, Д.Рикардо ) . Эти ученые внесли большой вклад в осмысление роли трудаи материального производства в общественной жизни.

Своим возникновением марксизм обязан также и утопическому социализму, прежде всœего - французскому в лице Ш.Фурье и К.Сен-Симона . Утопический социализм имел богатое идейное содержание. В нем присутствовала острая и всœесторонняя критика пороков капиталистического общества, особенно института частной собственности

Опираясь на теоретический потенциал утопического социализма, Маркс и Энгельс разработали собственное учение о коммунистической общественно-экономической формации, о способах и формах перехода к ней, фазах становления такого общества. В их теории коммунизма центральное место заняло учение о всœемирно-исторической миссии рабочего класса как ʼʼмогильщикаʼʼ капитализма . Рабочий класс (пролетариат) по при­роде своей и положению в обществе призван преодолеть отчу­ждение (несвободу) человека , осуществить социалистическую ре­волюцию и создать социально справедливое общество. Этот тезис проходит сквозь всœе марксистское учение.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, марксизм возник не на пустом месте, не в стороне от столбовой дороги развития человечества. Он стал продолжением и развитием передового теоретического потенциала, накопленного в недрах европейской общественной мысли.

Марксизм - это закономерное порождение духовной культуры общества, теоретический ответ на актуальные запросы своего времени.

Во второй половинœе XIX века происходило уточнение и углубление фундаментальных идей и принципов марксистской философии. Она всœе более ʼʼприземляласьʼʼ, обращаясь к насущным запросам общественной практики. На этом историческом этапе марксизм стал идейной основой массового рабочего движения в странах Западной Европы. В это время вышли в свет труды, ставшие классическими произведениями марксизма.

В ряде работ периода европейских революций (во Франции Италии, Германии) К.Маркс и Ф.Энгельс развивали материалистическое понимание истории и совершенствовали свой диалектический метод исследования . Οʜᴎ проводили мысль о том, что и базе общественной жизни лежат естественные причины, и прежде всœего - процесс материального производства. Духовное, социальное и политическое развитие общества определяется интересами и потребностями людей , а носители этих побудительных сил (индивиды, социальные группы) являются движущими силами этого развития.

Большое внимание Маркс и Энгельс уделяли обоснованию своих взглядов на социальную революцию, которую представляли в виде своеобразного скачка в общественной жизни. Революция рассматривалась ими как проявление драматической развязки развития, когда острые социальные противоречия доходят до открытой борьбы до конфликта͵ в котором они и находят свое разрешение. Философами была выдвинута и обоснована идея непрерывной (ʼʼперманентнойʼʼ) революции, в ходе которой пролетариат смог бы обрести власть и образовать свою ассоциацию как в своей стране, так и в других развитых странах мира. Завершением непрерывной революции призвана стать диктатура пролетариата͵ демократическая для трудящихся и диктаторская для эксплуататоров. Полагалось, что к этому неизбежно ведет вся логика классовой борьбы в обществе. И Марксом и Энгельсом (1848 - 1852 гᴦ.) также осмысливались вопросы, касающиеся места идеологии в общественной жизни, роли народных масс и отдельной личности в истории, другие важные проблем социальной философии.

В 50-е - 60-е годы осуществляется экономическое о боснование марксистской теории и дальнейшее углубление на этой базе диалектико-материалистического понимания исторического процесса. Работа К.Маркса ʼʼКапиталʼʼ стала основным теоретическим произ­ведением классического марксизма. Основное в ней - это анализ материального производства как базиса любого общества, ʼʼключаʼʼ для вскрытия всœех тайн и логики человеческой истории. Категория ʼʼ материальное производствоʼʼ была наполнена в ʼʼКапиталеʼʼ глубо­ким философским содержанием и смыслом: в ходе создания вещей люди изменяют и себя, и социальный мир в целом. С помощью этой категории Маркс вскрыл и исследовал ʼʼанатомиюʼʼ современного ему буржуазного общества, сделал далеко идущие выводы практи­ческого характера.

К концу XIX века марксизм стал международным явлением, пре­вратившись в одно из самых влиятельных идейных течений. В ряде стран возникли коммунистические и социал-демократические пар­тии, взявшие себе на вооружение марксистское мировоззрение и его политическую доктрину.

В Германии популяризации и распространению марксистского учения активно способствовали философ-самоучка И.Дицген , исто­рик Ф.Мсринг , а позже - РЛюксембург, К.Либкнехт и К.Каутский. Во Франции марксизм пропагандировал ПЛафарг (зять Маркса) . В Италии наиболее видными марксистами были А.Лабриола , а в XX веке -А.Грамши . Широкому распространению марксистской тео­рии благоприятствовал подъем рабочего движения в ведущих евро­пейских странах.

Что касается России, то проникновение сюда марксистских идей началось в 70-е годы прошлого столетия, но зарождение марксист­ской мысли здесь было связано в первую очередь с именем Г.В.Плеханова (1856 - 1918 гᴦ.). Им был создан ряд крупных работ по теории марксизма: ʼʼК вопросу о развитии монистического взгля­да на историюʼʼ, ʼʼОчерки по истории марксизмаʼʼ, ʼʼНаши разногла­сияʼʼ и другие. Плеханов был мыслителœем энциклопедического ума, убежденным социалистом. Он внес значительный вклад в осмысле­ние теоретических проблем философии и истории, научного социа­лизма, эстетики, атеизма. Большой интерес вызывают его рассужде­ния о роли народных масс и отдельной (ʼʼвеликойʼʼ) личности в ис­тории, анализ форм общественного сознания. Им было многое сде­лано для защиты от критиков идейного содержания философии марксизма, которую он называл ʼʼфилософией действияʼʼ. Творчест­во Плеханова является примером гармоничного соединœения строгой научной теории и популярной публицистики, что было также свой­ственно русским мыслителям А.И.Герцену и Н.Г.Чернышевскому .

Центральной фигурой в русском марксизме является В.И.Ленин (Ульянов ) (1870 -1924 гᴦ.). В советской литературе утверждалось, что ленинизм - это марксизм эпохи империализма (ʼʼпозднийʼʼ, мо­нополистический капитализм), когда сложились объективные и субъективные предпосылки и условия для его трансформации в социальное (ʼʼсоциалистическоеʼʼ) общество. Ленинизм выразил в себе дух подготовки и осуществления первых пролетарских революций в Европе, пафос радикального отрицания капитализма в условиях острых социально-классовых конфликтов

Марксизм оказал огромное воздействие на развитие и судьбу российского общества в советский период его истории (после 1917 года). В рамках марксистской философии получил существенное развитие ряд ее областей - история философии, теория познания, логика, эстетика, диалектика. И хотя в рамках марксистской философии появилось немало оригинальных и авторитетных философов (А.Ф.Лосœев, Э.В.Ильенков, М.М.Бахтин и др.), она (философия) в данный исторический период фактически стала инст­рументом апологетики, ᴛ.ᴇ. идейного обоснования и защиты об­щественного и политического строя в Советском Союзе. В 1922 году многие крупные русские философы немарксистской ориента­ции (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк и др.) были высланы за рубеж.

В ус­ловиях репрессивного сталинского режима, господства цензуры из нее выветрился дух свободомыслия и социальной критики. Фило­софия была подменена идеологией , превратившись преимуществен­но в служанку политики. Она перестала быть свободным мышлени­ем, и вэтом смысле умерла. Сегодня в условиях реформации общества происходит переосмысление теоретического по­тенциала марксизма, острая борьба мнений по поводу содержания и исторической роли этой сложной теоретической системы.

Антропологический материализм Л. Фейербаха. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Антропологический материализм Л. Фейербаха." 2017, 2018.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872) – последний крупный представитель немецкой классической философии и первый критик гегелевского идеализма, создатель так называемого «антропологического материализма».

На формирование философской концепции Л.Фейербаха большое влияние первоначально оказало учение Гегеля, лекции которого он слушал в Берлинском университете. Однако вскоре он разошелся с Гегелем в отношении к религии вообще и к христианству в частности, несовместимого, по мнению Фейербаха, с разумом и истиной. В 1830г. он анонимно издал работу «Мысли о смерти и бессмертии», где высказал сомнение в существовании бессмертной нематериальной души. Авторство было раскрыто, и Фейербах за свое свободомыслие был лишен права преподавания в учебных заведениях Германии.

С 1833 по 1838гг. Фейербах опубликовал три работы, посвященные истории новоевропейской философии от Бэкона до Лейбница, где уделил значительное внимание идеям материализма и атеизма и трактовал историю европейской философии как процесс освобождения человеческой мысли от власти религии. Подчеркивая противоположность религии и философии, он указал на слепое подчинение авторитету церкви, веру в чудеса как основу теологии и на свободу творчества, научного поиска в философии и науке. Эти мысли Фейербах развивал и в последующих сочинениях: «Философия и христианство» и «Сущность христианства».

«Сущность христианства» (1841)– самое значительное философское произведение Фейербаха, где он выступил с позиций материализма и атеизма как активный критик идеалистической философии и религии. Раскрывая мистическую сущность гегелевской философии, Фейербах сделал вывод о ее идейной близости с религией: «Кто не отказывается от философии Гегеля, тот не отказывается и от теологии. Учение Гегеля, что природа, реальность положена идеей, есть лишь рациональноевыражение теологического учения, что природа сотворена богом…».

Главным объектом познания, по Фейербаху, является природа, включая человека как природное существо: «Созерцайте природу, созерцайте человека!», призывает он. Фейербах трактует все природные процессы материалистически. Человек – также продукт природы, которая создала «не только мастерскую его желудка, но и храм мозга». Однако, отвергнув гегелевскую философию, Фейербах отверг и диалектику Гегеля, поэтому его концепция, местами, метафизична (недиалектична).

В гносеологии Фейербах выступил против агностицизма: «У нас нет никаких оснований полагать, что если бы человек имел бы больше органов чувств, он познал бы больше свойств или вещей природы». Критикуя ограниченность сенсуализма и рационализма, Фейербах замечает: «Чувствами мы читаем книгу природы, но понимаем ее – не чувствами».



Учение Фейербаха обычно называют антропологическим материализмом, поскольку в его концепции проблема человека занимает центральное место. В работе «Основные положения философии будущего» (1843) он так обосновывает свою позицию: «Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию…в универсальную науку».

Критика Фейербахом религии также опирается на антропологический принцип его философии. Немецкий мыслитель доказывает, что не Бог создал человека, а человек – Бога, причем создал по своему образу и подобию. Все божественные атрибуты – это доведенные до совершенства человеческие качества: человек смертен, Бог – бессмертен; человек видит, Бог - всевидящий; человек обладает силой, Бог – всесильный и т.д. Словом, Бог есть то, чем человек хотел бы быть . Бог – это идеал человека, вынесенный за пределы самого человека, это вознесенное на небеса воплощение всех человеческих стремлений. Анализируя причины возникновения религии, Фейербах усматривает их в тяжелых условиях жизни людей, порождающих чувства отчаяния, несвободы, бессилия, которые ищут выход в порождаемой фантазией надежде на посмертное воздаяние и потустороннем утешении. Поэтому, считает Фейербах, «нужда – отец религии, а воображение – ее мать». Религия парализует стремление человека к лучшей жизни, подменяя его покорностью судьбе и терпеливым ожиданием лучшей посмертной доли. «Все оставить таким, каково оно есть, - вот необходимый вывод из веры в то, что Бог правит миром, что все происходит и существует по воле Божией».



Философия марксизма.

Одной из наиболее влиятельных философских систем XX века был марксизм. В Советском Союзе, странах восточной Европы, Азии, Америки философия марксизма была официальной философской доктриной, определяя мировоззрение огромного количества людей. В социалистических странах она выполняла функцию государственной идеологии.

Анализ философии марксизма следует начать с того, что марксизм и философия марксизма не совпадают по объему. Марксизм как идеологическая доктрина состоит их трех составных частей: социально-политическая часть (научный социализм, коммунизм), экономическая часть (политэкономия) и собственно философия. Теоретики марксизма четко определяли теоретических предшественников каждой составляющей марксизма. Теоретическими предшественниками социально-политической доктрины определялись представителем французского утопического социализма в лице Сен-Симона (1760-1825 гг.) и Фурье (1772 – 1837гг.). В заслугу им ставилась идея перехода от капиталистического общества к обществу без частной собственности. Теоретическими предшественниками экономической теории марксизма считались английские экономисты А. Смит и Д. Риккардо, создавшие трудовую теорию. И, наконец, теоретическими источниками философии марксизма была немецкая классическая философия в лице Г. Гегеля (диалектика) и Л. Фейербаха (материализм).

Основные идеи философии марксизма следующие:

1. Философия марксизма есть диалектический материализм, т.е. единение диалектики и материализма.

2. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, функцию человеческого мозга.

3. Она называется диалектической, так как признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие как результат действующих в ней самой внутренних противоречий.

4. Сущностью революционного переворота, совершенного К.Марксом и Ф. Энгельсом в философии считается распространение материализма на понимание истории общества, в обосновании роли общественной практики. Сторонники марксизма считают, что любой материализм до К. Маркса не мог дать материалистического объяснения общественной жизни, то есть был идеализмом в понимании общества;

5. Философы-марксисты считают, что как бы не были многообразны философские учения, все они явно или неявно, имеют в качестве своего основного теоретического пункта вопрос об отношении сознания к материи (основной вопрос философии).

6. Материя – это основная категория философии. Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Материи свойственны такие всеобщие формы ее существования, как движение, пространство и время. Движение – это универсальный способ существования материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи.

7. Практика – основа формирования и источник знания, основной стимул и цель познания, критерий истинности результатов процесса познания. В противоположность агностицизму диалектический материализм исходит из того, что мир познаваем, человеческое познание все более глубоко проникает в законы бытия.

8. В мире действуют всеобщие законы бытия, то есть законы диалектики. Таковыми считаются: а) Закон перехода количественных изменений в качественные; б) Закон единства и борьбы противоположностей; в) Закон отрицания отрицания.

9. Составной частью философии марксизма является исторический материализм как философская концепция исторического процесса. Исторический материализм является конкретизацией принципов диалектического материализма. Мировая история представляется как смена эпох под влиянием противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Определенная фаза единства производительных сил и производственных отношений получила название «способ производства». Прогресс общества понимается как переход от одного способа производства к другому, более совершенному и экономически более эффективному. Общество, взятое в своем единстве (способ производства плюс политическая надстройка) получило в марксизме название «Общественно-экономическая формация».

На базе выработанной философской методологии самодвижения общества была выработана политическая цель - уничтожение капиталистического общества и переход к следующей фазе общественного развития – коммунизму. Этот переход К. Маркс считал не насилием над историей, а наоборот – совершенно естественным процессом, что вполне укладывалось в его концепцию истории какестественно-исторического процесса. Капитализм погибнет, когда перестанет быть эффективной частная собственность , лежащая в основе капиталистического производства. При этом у К. Маркса речь не идет о дележе частной собственности, как это было у некоторых представителей утопического социализма. Речь идет об уничтожении частной собственности вообще как общественного явления. При этом справедливости ради следует заметить, что К.Маркс ни в одной из своих работ не говорит о сроках перехода общества от капитализма к коммунизму, а лишь показывает логику этого перехода.

Философия К.Маркса, как и все его социально-политическое учение, оценивается по-разному. Например, К. Поппер, автор работы «Открытое общество и его враги» дает следующий комментарий: «Чтобы справедливо судить о марксизме, следует признать его искренность. Широта кругозора, чувство фактов, недоверие к пустой и особенно морализирующей болтовне сделали Маркса одним из наиболее влиятельных в мире борцов против лицемерия и фарисейства». Но далее продолжает: «Несмотря на все его несомненные достоинства, я считаю Маркса ложным пророком. Он был пророком, указывающим направление движения истории, и его пророчества не сбылись».

Первой самостоятельной философской работой можно считать «Экономическо-философские рукописи 1844 года», написанные К. Марксом в 26-летнем возрасте. Анализируя положение рабочего в системе капиталистического производства, он вводит понятие «отчужденный труд», как наиболее точную характеристику положения рабочего в условиях тогдашнего капитализма. К. Маркс пишет: «Конечно, труд производит чудесные вещи для богачей, но он же производит отрицание рабочего. Он создает дворцы, но также и трущобы для рабочих. Он творит красоту, но также и уродует рабочего». И далее: «Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут как от чумы». И завершает анализ отчужденного труда следующим образом: «В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций - при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще, расположась у себя в жилище, украшать себя и т.д. – а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным.

В теории К. Маркса рабочий класс (пролетариат) становится не только главной жертвой капиталистических общественных отношении, но и главным действующим субъектом при освобождении общества от капиталистического гнета. Его борьба должна завершиться установлением диктатуры пролетариата, которая уничтожит частную собственность и капиталистическую эксплуатацию.

Если отвлечься от таких сторон теоретической деятельности Маркса и Энгельса, как экономических, исторических, политических и пр. и вести речь только о философском наследии, то можно вполне обоснованно сказать, что центральной темой марксизма сталаидея материалистического понимания истории . Суть материалистического понимания истории молодой Маркс разъяснял так: "Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих." И еще ярче: "Люди - и авторы, и актеры собственной драмы". Концептуальное изложение своих взглядов Маркс дал в 1859 г. в предисловии к "Критике политической экономики", введя целый ряд философско-социологических понятий ("производительные силы", "производственные отношения", "базис", "надстройка", "социальная революция"), резюмируя сделанное им открытие так: "Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".

Хотя общество и состоит из великого множества людей, у каждого из которых своя голова на плечах, свои цели, но действия миллиардов людей как бы уравновешивают друг друга. В целом развитие общества, по Марксу, - процесс естественно- исторический. "Общество не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отклонить последние декретами". Общественное производство есть как материальное производство, так и производство духовное (производство сознания). Первое из них является определяющим. Оно же обусловливает и образ жизни, и сущность людей той или иной исторической эпохи (общественно-экономической формации) как "совокупности всех общественных отношений".

Материализм Маркса отнюдь не подчиняет духовные ценности материальным (как это нередко приписывается). Духовная жизнь выше жизни материальной. Однако именно поэтому она требует для себя фундамента. На протяжении веков и тысячелетий на строительство такого фундамента уходило почти все время, все жизненные силы человечества. Духовное творчество было уделом немногих. Но когда сущностные производительные силы труда достигают гигантской мощи, материальное производство теряет свой самодовлеющий характер, оно как бы "спрятано" от глаз, чтобы освободить место, "на земле" для жизни подлинно человеческой. Гегель - Фейербах – Маркс - таков классический (рационалистический) вектор развития европейской философии XIX в.

В конце XIX – начале XX вв. марксизм проникает в Россию, где становится идеологией большевизма. Первым распространителем марксизма в России был Г.В. Плеханов, однако «монополией» на него в конечном итоге овладела партия большевиков во главе с В.И. Лениным (1870 – 1924 г.г.). Сами большевики определяли ленинизм как марксизм XX в., эпохи крушения империализма.

Философская составляющая советского марксизма представлена, прежде всего, главной философской работой В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», написанной в годы эмиграции после поражения первой русской революции 1905 – 1907 г.г. Внешней причиной написания работы стало развитие физики микромира. В.И. Ленин не был физиком, но в результате развития естествознания обострились мировоззренческие, философские проблемы. Выявленные в результате физических исследований новые свойства природы, повлекли, по мнению В.И. Ленина, неверные философские выводы. Так среди физиков появился лозунг «Материя исчезла», что вызвало негативную реакцию материалиста В.И. Ленина. Он настаивает на том, что не «материя исчезла», а исчез тот предел, до которого мы материю знали. В этой же работе он дает свое определение материи, где связывает свойство «материальности» не с физическими свойствами объекта, а с объективностью его существования. Быть материальным – значит существовать независимо от нашего сознания. Главный предмет ленинской критики – не физические выводы, а выводы философские, которые делались сторонниками эмпириокритицизма. Из лозунга «материя исчезла» делался вывод о непознаваемости мира вообще и непознаваемости исторических закономерностей. А марксизм всегда настаивал на том, что исторические законы объективны и познаваемы. Идея коммунистической революции базируется на выявлении объективных законов мировой истории и их реализации на практике. Это не насилие над историей, а ее реализация.

Философское творчество В.И. Ленина завершается статьей «О значении воинствующего материализма», опубликованной в журнале «Под знаменем марксизма». Эта статья - его философское завещание. Одна из основных идей статьи – ведущая роль партии, пролетариата в борьбе против свергнутой, но удесятерившей свое сопротивлении. Применительно к области философии указанный принцип требует, по Ленину, союза марксистских философов с последовательными материалистами, не принадлежащими к партии коммунистов.

Ленин обращает внимание на те идеалистические выводы, которые делаются буржуазными учеными из новейших открытий в области естествознания. Для успешной борьбы с ними необходимо совместно с естествоиспытателями внимательно следить за вопросами, которые выдвигает новейшая революция в естествознании.

Борьба В. Ленина против своих философских оппонентов завершилась в России в 1923 г. высылкой из страны ведущих ученых, которые не придерживались ленинских взглядов на философию на знаменитом «философском пароходе».

Абрамова Л.П.

Дата сдачи: Оценка: Подпись руководителя:

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.ФЕЙЕРБАХА 5

ГЛАВА 2. ТРАКТОВКА ФЕЙЕРБАХОМ РОЛИ ФИЛОСОФИИ.. 8

ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА.. 11

ГЛАВА 4. СМЫСЛ ЛЮБВИ, ДРУЖБЫ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ФЕЙЕБАХА.. 14

ГЛАВА 5. ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ.. 17

ГЛАВА 6. НЕДОСТАТКИ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА.. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 25

ВВЕДЕНИЕ

Людвиг Фейербах - последний представитель так называемой немецкой классической философии. Его можно было бы отнести и к последнему представителю философии нового времени и в какой-то мере его можно считать философом, относящемуся к другому пласту периода истории философии, к современной философии.

В противовес не только Гегелю, но и всему трансценденталь­ному идеализму Фейербах создал новую философию, которая должна изучать не мысли о действительности, а саму действительность.

Центральные вопросы философии Фейербаха - существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире, отношения индивида и общества, - необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Философ создает гуманный и оптимистичный портрет человека, представляя его как существо универсальное, космическое. Мыслитель верит в победу разума над слепыми, неразумными силами мира.

Не вызывает сомнения и то влияние, которое оказала его теория на формирование философских воззрений Маркса и Энгельса, а также русских революционных демократов.

Мне представляется интересным детально рассмотреть эту тему в своем реферате, так как в настоящее время проблема научного истолкования общественного сознания, в котором отражается сущность человека, особенно близка каждому, кто пытается «найти себя» в обществе.

Для раскрытия философской концепции Людвига Фейербаха необходимо проследить ее развитие, начиная от критики Канта и Гегеля и заканчивая созданием его собственной философской концепции на основе так называемого антропологического принципа, которые Фейербах развивает на основе двух источников: критики религии (прежде всего религии христианской) и критики философского идеализма (в первую очередь – идеализма Гегеля).

Наиболее полно, на мой взгляд, раскрыть концепцию Фейербаха позволяют такие литературные источники, как его философские произведения, критическая литература по предложенной теме, а также справочные издания по философии.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.ФЕЙЕРБАХА

Любовь к науке - это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого.

Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако довольно скоро Фейербах решительно порывает с ге­гельянством и создает свое философское учение, которое известно под названием антропологического материализма.

В противовес не только Гегелю, но и всему трансценденталь­ному идеализму Фейербах замыслил создать новую философию, которая должна изучать не мысли о действительности, а саму действительность.

Если у Гегеля философия приходит к реальности в конце странствий абсолютной идеи, то новая философия начинает с реальности. "Философия есть наука действительности в ее под­линности и целостности, но воплощением действительности явля­ется природа(природа в наиболее универсальном смысле слова)".

Действительность - это природа во всем ее чувственно восприни­маемом богатстве, во всей ее конкретности, т.е. это земля и вода, воздух и огонь, электричество и магнетизм, "природа уже сама по себе есть свет, дух, цель разум"; она, следовательно, включает в себя не только материальные, но и идеальные явления. Предпосылку философии надо искать не в самоочевидных положениях, не в прин­ципах и постулатах; природа есть объективно обоснованное начало и истинное основание философии. Не мышление порождает при­роду и человека. Наоборот, человек с его мышлением являются по­рождением природы. "Природа не только создала простую мастер­скую желудка, она воздвигла также храм мозга..." Человек и есть воплощение действительности, природы, конкретности, он состав­ляет подлинный, непосредственный предмет философии. Отсюда рождается афоризм Фейербаха: тайна новой философии есть антро­пология. Любое истинное философствование может быть лишь философствованием о человеке, в нем разгадка всех тех фило­софских загадок и проблем, которые нагромождаются спекуля­тивной философией. Например, эта философия бьется над пробле­мой отношения бытия и мышления. Но нет бытия вообще, есть определенное бытие и его высшим выражением является тело человека. Нет и мышления вообще, есть лишь человеческое мышле­ние. Таким образом, вопрос об отношении бытия и мышления это вопрос о соотношении тела и души человека и в нем, в самом человеке, этот вопрос природа уже данным давно решила: материя предваряет дух, бессознательность - сознание, бесцельность - цель, чувственность - разум, страсть - волю. "В противополож­ность отрешенному Я тело представляет собою объективный мир. Благодаря телу Я уже не Я, но - объект. Быть телесным значит быть включенным в мир". Как легко видеть, название "антрополо­гический материализм" действительно хорошо выражает суть фи­лософии Фейербаха.

Материализм, с позиции которого рассуждает Фейербах, является антропологическим и существенно отличается от материализма XVIII века.

Фейербах не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а как организм. В центре философии у Фейербаха – не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. “Я мыслю” Декарта и Фихте позволяю трактовать человека только идеалистически, только как духовное существо, тогда как тело в его целостности, по Фейербаху составляет сущность человеческого “Я”. Дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, т.о., толкуется Фейербахом преимущественно биологическим, и отдельный индивид для него – исторически духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.

В работе “Основы философии будущего” (1843) Фейербах писал: “Новая философия делает человека, а вместе с тем и природу, как его базис, единственным, универсальным и высшим предметом философии” . Философия Фейербаха не только материализм, но и антропологизм, гуманизм.

Антропологический материализм Фейербаха - своеобразная философская реакция на учение Гегеля, в котором господство абсолютного (абсолютной идеи) над единичным доведено до предела. Во всех проявлениях господство общего (государства, нации, любой формы общности) было у Гегеля преобладающим. Поэтому позиция Фейербаха была объективно вполне оправданной реакцией на немецкий идеализм.

В своей критике философии Гегеля, однако, Фейербах односторонен, он не видит положительной стороны ее, именно диалектического метода. Вместе с идеализмом Гегеля он отбрасывает и его рациональную сторону – диалектику. В последней Фейербах видел лишь инструмент, с помощью которого Гегель обосновывал свою фантастическую систему.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.

ГЛАВА 2. ТРАКТОВКА ФЕЙЕРБАХОМ РОЛИ ФИЛОСОФИИ

Философия, согласно Фейербаху, стремится раскрыть действительную природу вещей, и, прежде всего, разобраться в вопросе о сущности человека. А для этого, считает Фейербах, философия должна заняться жизнью людей как их материальным, чувственным общением с природой и друг с другом. Таким образом, центральная проблема всякой философии - соотношение идеального и материального - решается Фейербахом не на вселенском уровне, как у его предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности отдельного человека. В результате вопрос о тождестве мышления и бытия, который находится в центре внимания всей немецкой классики, у Фейербаха обретает вид психофизической проблемы, то есть вопроса о соотношении души и тела.

Непосредственное тождество души и тела, а значит, идеального и материального, Фейербах усматривает в головном мозге человека. «...В мозговом акте, - пишет в связи с этим Фейербах, - как высочайшем акте, деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы» . Иначе говоря, Фейербах непосредственно отождествляет душу и тело, доказывая, что на уровне головного мозга это одно и то же. Тем самым Фейербах, отказавшись от идеализма, игнорирует и те открытия, которые были сделаны Фихте, Шеллингом и Гегелем. Ведь серьезным завоеванием немецкого идеализма явилась трактовка души как системы деятельных способностей человека. Мозг есть орудие мыслящего субъекта, доказывали они, и как раз при помощи мозга и других телесных и культурных органов субъект создает идеальные образы внешнего мира.

Выдающийся немецкий философ Людвиг Андреас фон Фейербах был отъявленным атеистом-материалистом, остро и бескомпромиссно критиковал постулаты религии и идеализма. Тем не менее в его взглядах многие узрели истину. В данной статье рассмотрим, что собой представляет антропологический материализм Л. Фейербаха.

Из биографии философа: начало жизненного пути

Людвиг Фейербах родился 13 сентября в 1872 году в городе Нюрнберг в семье специалиста по криминальному праву Пауля Фейербаха. С ранних лет будущий философ тяготел к наукам, разностороннему познанию мира и человека. Его стремление к философскому развитию стало причиной многих неожиданных поворотов как в судьбе мыслителя, так и в истории философии. Это потом уже, в конце XIX — начале XX вв., его труды оказали ощутимое воздействие на философские взгляды общественности, став одной из теоретических основ марксизма наряду с работами Георга Гегеля. А в 1830 году, когда Людвиг Фейербах издал первую противоречащую гегелевским учениям работу под названием «Мысли о смерти и бессмертии», где высказал сомнения по поводу существования нематериальной, метафизической составляющей человека — души, его свободомыслие было жестоко наказано — философа лишили права преподавать в образовательных учреждения Германии.

Период социальной отчужденности

На протяжении 25 лет Фейербах жил в небольшой деревушке Брукберг. Многие считали, что такая изоляция от общества отрицательно скажется на его творчестве. Но сам философ думал иначе. «Я счастлив проводить свое время не на кафедре и не на аудиенциях, а в храме природы и в уединении своего рабочего кабинета», - говорил Л. Фейербах. Антропологический материализм как новое направление в философии уже начал зарождаться в то время.

Основные труды

В 1841 году фундаментальная работа мыслителя под названием «Сущность христианства» стала подтверждением того, что годы затворничества даром не прошли. Интересно, что антропологический материализм Фейербаха получил ярых приверженцев практически с первых дней своего существования. Среди них был и Ф. Энгельс, который позже называл себя преданным «фейербахианцем». Дальнейшее развитие понимания религии и человека было изложено в таких работах мыслителя, как «Сущность религии» и «Основные положения философии будущего».

Так зародилась новая концепция мировой философии — антропологический материализм Фейербаха. Кратко попробуем изложить ее основные идеи. На основании них сделаем некоторые выводы.

Антропологический материализм Фейербаха

Кратко охарактеризовать учение немецкого философа довольно трудно. Но следует сказать, что Людвиг Фейербах в своих рассуждениях пришел к неожиданным для того времени выводам. Он утверждал, что человек является биологическим существом, продуктом природы, которая «создала не только его желудок, но и мозг». И именно проделки мозга заставляют человека создавать высшие идеалы и стремиться к ним на протяжении всей жизни. А потому, по словам мыслителя, не Бог создал человека, а человек - Бога.

Немецкий атеист-материалист говорил, что человек неотделим от природы, и мышление, присущее только его биологическому виду, является ничем иным, как необходимым выражением его физиологической деятельности. Антропологический материализм Фейербаха базируется на идее о том, что философия как наука, изучающая отношение бытия к мышлению, должна быть антропологией, т. е. учением о человеке, ибо только он из всех живых существ умеет мыслить. И именно он, человек, является высшим продуктом природы, единственной реальности, саморегулирующейся и бесконечной в пространстве.

Сущностью же человека разумного мыслитель называет чувственную жизнь его сердца и ума, многообразие его переживаний. Антропологический материализм Фейербаха провозглашает мысль о том, что высший продукт природы и раскрытие его подлинной сущности и являются причиной существования религии и искусства, логики и методологии, философии и науки. Людвиг Фейербах развивал теорию материалистического сенсуализма, считая ощущения единственным источником познания мира человеком.

Критика религиозных постулатов

Как уже упоминалось выше, антропологический материализм Людвига Фейербаха базируется на идеях сенсуализма и эмпиризма, решительно противореча позициям агностицизма. Зарождение религии мыслитель рассматривал как результат зависимости человека от стихийных сил общества и природы.

Людям свойственно стремиться к антропоморфизму, т. е. проецировать свои качества на кого-то. С давних времен, о чем свидетельствуют многочисленные исторические хроники, человек наделял чертами, присущими ему, представителей животного и растительного мира, стихии природы и т. п. Религия, по словам Фейербаха, является важнейшим видом такого антропоморфизма.

Наличие противоположностей в природе, резкие различия между тем, как есть, и тем, как должно быть, наблюдаемые человеком, стали импульсом к обожествлению и одухотворению идеалов. Лучшие проявления своего «Я» люди перенесли в божественную реальность, тем самым создав цель, к которой стоит стремиться. Потому философ утверждает, что не Бог сотворил людей «по образу и подобию своему», а было все с точностью наоборот. Бог — это то, чем человек хотел бы быть, ведь он обладает всеми качествами, доведенными до совершенства. Но этот идеал был вынесен за пределы самого человека - на небеса.

Причины и результаты религиозности

Сущность всех божественных атрибутов, их роль в жизни человека, проблемы и мотивы его стремления к счастью — вот что ставит на первое место антропологический материализм Фейербаха. Философия немецкого мыслителя являет собой нечто вроде аналитического взгляда на теологию и причины ее возникновения. Людвиг Фейербах усматривает причины появления Бога в сложностях, возникающих в жизни людей, которые порождают чувства бессилия, отчаяния, безысходности. В таких условиях человек склонен искать спасение в иллюзорных идеях о посмертном воздаянии и утешении. Так он обретает некую соломинку, за которую можно ухватиться, чтобы стать смиренным.

По словам философа, религия парализует какие-либо стремления человека к лучшей жизни, заставляет его терпеливо ожидать посмертной доли, подменяя реальность сомнительными иллюзиями. Мыслитель утверждал, что традиционная форма религии уже изжила себя, и ее следует заменить на религию нового поколения. По логике Фейербаха, любовь к Богу есть ни что иное как ложная форма истинной любви — любви к природе и людям.

Откровенная критика религии, на которой основан антропологический материализм Л. Фейербаха, вызвала множество споров в обществе и среди признанных мыслителей как во времена деятельности философа, так и после его смерти.

Человек в стремлении к счастью

Как и многие другие, Людвиг Андреас фон Фейербах поднимал тему нравственности и подлинной основы того или иного поведения человека. Следует сказать, что он был ярким представителем эвдемонизма, но и в это этическое направление привнес нечто свое. Антропологический материализм Фейербаха оказал значительное влияние на философию XX века и заставил подвергнуть переосмыслению многие направления этики.

Если средневековые мыслители считали наивысшим счастьем познание Бога и возможность узреть его в грядущей жизни, то немецкий материалист утверждал, что счастье отдельного индивидуума зависит от счастья других, ибо не то, что быть счастливым, а даже существовать без них он не может. Потому стремление к высшему благу разрушает рамки эгоизма и порождает в человеке чувство долга по отношению к другим людям. Так как Бог — это проекция лучших качеств высшего творения природы, то и стремление к счастью заключается в сознательном желании блага для окружающих. Но стоит оговориться, что этот импульс должен быть непринужденным, и даже самопожертвование, если оно связано с радостным сознанием проистекающего из него блага для других, может сделать человека счастливым.

Антропологический материализм Фейербаха: личное мнение автора

Мы рассмотрели основные идеи, которые выдвигал известный немецкий мыслитель конца XIX века. Немало сделал для развития философии Л. Фейербах.Антропологический материализм сам автор предпочитал именовать «реальным гуманизмом». Нельзя не согласиться с тем, что любовь к Богу не может быть истинной без любви к ближнему. И богословие как движущая сила духовного роста каждого индивидуума должно основываться не на слепом подчинении «рабов» авторитету и вере в чудо, а на реальном проявлении всего лучшего, что может быть в человеке.

Если рассмотреть антропологический материализм Л. Фейербаха кратко, то можно сделать вывод, что учение базируется не столько на критике идей теологии, сколько на призыве не игнорировать материальную сторону существования человека и допустить, что он может быть не божьим, а природным творением, а потому человеческую сущность, его чувства и мышление следует изучать с учетом различных точек зрения, как религии, так и науки.

Антропологический материализм Фейербаха имеет право на жизнь, и его учение достойно внимания даже самого религиозного человека. Ведь разве не разумное исследование и изучение закономерности явлений — основа развития личности?

  • Разделы сайта