Принял ли есенин революцию. Образы революции в творчестве есенина

Проблемы "Есенин и революция" как таковой нет,- пишет автор есенинского раздела в книге-справочнике для учащихся Н.Зуев. По его концепции, Есенин не был ни революционером, ни певцом революции. Просто, когда раскалывается мир, трещина проходит через сердце поэта.

По воспоминаниям современников, "Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом; и принял его, конечно, только потому, что внутренне был уже подготовлен к нему, что весь его нечеловеческий темперамент гармонировал с Октябрем"

Сам Есенин в автобиографии лаконично записал: "В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном". Последняя оговорка не случайна, и позднее она даст знать о себе. Но первый период революции, давший крестьянам землю, действительно был встречен поэтом сочувственно. Уже в июне 1918 г. написана "Иорданская голубица" с известными строками:

Небо - как колокол,

Месяц - язык,

Мать моя - родина,

Я - большевик.

В конце 1918 - начале 1919 г.г. был создан "Небесный барабанщик":

Листьями звезды льются

В реки на наших полях.

Да здравствует революция

На земле и на небесах!...

Приход Есенина к большевикам воспринимался как шаг "идейный", и поэма "Инония" считалась ярким свидетельством искренности его безбожных и революционных увлечений.

В том же 1924 г. в небольшой поэме "Русь уходящая" Есенин восклицал с болью: "Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, Какая грусть в кипении веселом!.." Завидуя тем, "кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею", поэт не мог определиться между двумя враждующими станами, окончательно избрать чью-либо сторону. В этом скрывается драматизм его положения: "Какой скандал! Какой большой скандал! Я очутился в узком промежутке..." Есенину удалось передать свое состояние и мироощущение человека, неприкаянного, смятенного и терзаемого сомнениями: "Что видел я? Я видел только бой. Да вместо песен Слышал канонаду..." Об этом же и "Письмо к женщине":

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму -

Куда несет нас рок событий...

От трагического вопроса "Куда несет нас рок событий?", от душевных терзаний Есенин с его не стойкой психической организацией бежал в пьяный угар. Боль души за Россию и русский народ заглушал и топил он в вине. Об этом в воспоминаниях современников говорится: "Есенин, сидя на корточках, рассеянно шевелил с трудом догоравшие головни, а затем, угрюмо упершись невидящими глазами в одну точку, тихо начал:

Был в деревне. Все рушится... Надо самому быть оттуда, чтобы понять.. Конец всему

В том, что пьянство Есенина имело причины сложные и глубокие, убеждает и другие воспоминания:

"Когда я попытался попросить его во имя разных "хороших вещей" не так пьянствовать и поберечь себя, он вдруг пришел в страшное, особенное волнение. "Не могу я, ну как ты не понимаешь, не могу я не пить... Если бы не пил, разве мог бы я пережить все, что было?.." И заходил, смятенный, размашисто жестикулируя, по комнате, иногда останавливаясь и хватая меня за руку. поэма революция октябрьский есенин

Чем больше он пил, тем чернее и горше говорил о том, что все, во что он верил, идет на убыль, что его "есенинская" революция еще не пришла, что он совсем один.

Итак, душевный кризис поэта начала 20-х г.г. во многом объясняется его разочарованием в результатах революции.

В вине поэт хотел забыться, "хоть на миг" уйти от мучивших его вопросов. Возможно, это не единственная причина, но одна из основных. Так Есенин вступает в кабацкий мир с его удушливой атмосферой пьяного угара, нашедший затем яркое воплощение в цикле "Москва кабацкая"

Стихи этого цикла отличаются нарочито вульгарной фразеологией (...) Надрывные интонации, однообразные мотивы пьяной удали, сменяемой смертельной тоской,- все это свидетельствовало о заметных утратах в художественном творчестве Есенина. Не стало в нем той радуги красок, которою отличались его прежние стихи,- на смену им пришли унылые пейзажи ночного города, наблюдаемые глазами потерянного человека: кривые переулки, изогнутые улицы, едва светящиеся в тумане фонари кабаков... Сердечная искренность, глубокая эмоциональность лирических стихов Есенина уступили место обнаженной чувствительности, жалобной напевности цыганского романса

В июле 1924 г. в Ленинграде Есенин выпустил новый сборник стихов под общим названием "Москва кабацкая", включающий четыре раздела: стихи как вступление к "Москве кабацкой", собственно "Москва кабацкая", "Любовь хулигана" и стихотворение как заключение.

В цикл "Любовь хулигана" вошло 7 стихотворений, написанных во второй половине 1923 года: "Заметался пожар голубой", "Ты такая ж простая, как все", "Пускай ты выпита другим", " Дорогая, сядем рядом", "Мне грустно на тебя смотреть", "Ты прохладой меня не мучай", "Вечер черные брови насопил". Все они были посвящены актрисе камерного театра Августе Миклашевской, с которой Есенин познакомился после возвращения из-за границы. "Любовь к этой женщине является целительной для больной и опустошенной души поэта, она ее гармонизирует, просветляет и возвышает, вдохновляет автора на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значительность идеального чувства"

После долгого перерыва в творчестве Есенина любовная тема снова зазвучала в цикле "Любовь хулигана" и по сравнению со стихами ранней молодости обрела зрелую силу. К этой теме поэт вернется еще в самый последний период жизни и пополнит ее новыми поэтическими шедеврами.

1. Роль революции в творчестве Есенина.
2. Смысл поэмы «Анна Снегина»
3. Герои - антиподы: Прокл и Лабутя.
4. Анна Снегина как символ лишней, ускользающей красоты.
5. Двойственное отношение поэта к революции.

Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,
Я - большевик.
А. А. Блок

Прокатившаяся по всей России лавина революции отставила много воспоминаний после себя. Эти воспоминания и эмоции - радостные, связанные с надеждой на новое, светлое будущее, и печальные, связанные с разочарованием в нем - остались у каждого участника и свидетеля. Многие поэты и писатели - современники революции передавали свои ощущения от нее через произведения, навсегда запечатлевая образ революции. Есть такие произведения и в творчестве С. А. Есенина.

Поэма «Анна Снегина» играет в творчестве поэта особенную роль. В ней отразились как личные переживания Есенина, так и его мысли - предчувствия по поводу дальнейшей судьбы постреволюционной России. Сам автор считал поэму программным, лучшим своим произведением. Во многом поэма стала биографичной. Лирический герой произведения, получивший такое же, как и у автора имя Сергей, и от лица которого ведется повествование, приезжает в родное село Радово в промежуток между двумя революциями 1917 года - Февральской и Октябрьской. Вскользь он замечает: «Тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне», тем самым давая читателю понять, что Керенский - калиф на час. Возница, с которым Сергей возвращается домой, рассказывает герою о том, что происходило в селе. Первая картина, обрисованная им, кажется идеальной:

Мы в важные очень не лезем,
Но все же нам счастье дано.
Дворы у нас крыты железом,
У каждого сад и гумно.
У каждого крашены ставни,
По праздникам мясо и квас.
Недаром когда-то исправник
Любил погостить у нас.

Жители села Радово, как читатель может узнать из того же рассказа, умели ладить и с прежней властью:

Оброки платили мы к сроку,
Но - грозный судья - старшина
Всегда прибавлял к оброку
По мере муки и пшена.
И чтоб избежать напасти,
Излишек нам был без тягот.
Раз - власти, на то они власти,
А мы лишь простой народ.

Однако идиллическая картина жизни радовских крестьян была разрушена еще до революции из-за жителей соседней деревеньки Крикуши, где «житье... было плохое - почти вся деревня вскачь пахала одной сохою на паре заезженных кляч». Главный среди крикушан Прон Оглоблин, в одной из сходок с крестьянами Радова, убивает их председателя. Об этом возница из Радова говорит следующее:

С тех пор и у нас неуряды.
Скатилась со счастья вожжа.
Почти что три года кряду
У нас то падеж, то пожар.

Необходимо отметить, что начало плохой жизни крестьян приходится на первые годы мировой войны. А затем пришла великая Февральская революция. В этот момент приехавший домой Сергей узнает, что Прон Оглоблин, вернувшись с каторги, вновь стал идейным лидером крестьян из Крикушина.

Самому лирическому герою, размышляющему на тему «Как прекрасна земля и на ней человек», близок крестьянский народ, близки его чаяния и проблемы, хотя в сердце Сергея все еще жива любовь к местной помещице Анне Снегиной. Вместе с Проном Сергей приезжает в ее поместье в не лучшее для героини время - она получает известие о гибели мужа. Целью визита является попытка забрать землю помещиков в пользу крестьян. При этом если Прон требует ее довольно грубо: «Отдай!.. Не ноги ж тебе целовать!» - то у Сергея хватает смелости остановить крикушанина: «Сегодня они не в духе... Поедем-ка, Прон, в кабак...».

Прон - человек бесшабашный. Друг Сергея, отзываясь о нем, явно не испытывает к нему особой симпатии: «Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, с утра по неделям пьян». Но характер этого персонажа все равно привлекает Сергея, ведь Оглоблин - бескорыстный, ратующий за интерес народа крестьянин. После случившегося в первую революцию переворота Прон обещает: «Я первый сейчас же коммуну устрою в своем селе». Но во время гражданской войны он гибнет на его место приходит его же родной брат Лабутя:

...Мужик - что твой пятый туз:
При всякой опасной минуте
Хвальбишка и дьявольский трус.
Таких вы, конечно, видали.
Их рок болтовней наградил.

Есенин авторским отступлением так характеризовал этого героя: «Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук». Действительно, он носил две царские медали и постоянно хвалился несовершенными подвигами на войне. С приходом революции он

...Конечно, в Совете.

Медали запрятал в сундук,
Но с тою же важной осанкой,
Как некий седой ветеран,
Хрипел под сивушной банкой
Про Нерчинск и Турухан:
«Да, братец! Мы горе видали,
Но нас не запугивал страх...»
Медали, медали, медали
Звенели в его словах.

Он первым начинает опись в имении Онегиных: В захвате всегда есть скорость: - Даешь! Разберем потом! Весь хутор забрали в волость С хозяйками и со скотом.

Самым же важным для понимания этого героя является тот факт, что во время расстрела бата большевиками Лабутя прячется, вместо того, чтобы защитить его. Поэт ощущает, что во время революций уцелели именно такие Лабути, а не Проны, остались в живых именно трусы, а не пусть грубые, но смелые люди. Поэта волновало и то, что именно такие персонажи чаще всего оказывались не только у народной власти, но и играли первые роли в руководстве партий и государства. Не случайно Лабутя говорит о мнимой ссылке в Туруханский край. Это то самое место, где отбывал ссылку Сталин. Понимал автор поэмы и то, что при власти, во главе которой стоит Лабутя, мечты крестьян о счастье по образу села Радова никогда не станут явью. И героиня поэмы, чей образ олицетворяет красоту, уезжает из России. В финале произведения из лондоновского письма, полученного героем от Анны, читатель узнает:

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, то ль в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг.

Теперь нам достигли силы.

Дорога моя ясна...

Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.

В новой России, превратившейся в нищие Крикуши, для красоты нет места.

Стоит заметить, что села с такими названиями действительно существовали в родном Есенину Константиновском уезде. Только они не соседствовали друг с другом. А располагались далеко друг от друга. Скорее всего автора заинтересовали говорящие названия: Радово, ассоциирующееся с словом «радость», и Крикуши, напоминающие «кликуши», «кричать».

В августе 1920 года поэт пишет: «...Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Скорее всего Есенин предвидел тот факт, что Советская власть не сможет удовлетворить крестьянские нужды, а, напротив, выжмет из них все и без того жидкие соки. Потому, подобно своей героине, смотрел Есенин на красный флаг не только с надеждой, но и со страхом.

Сергей Есенин родился в деревне Константиново Рязанской области (на границе с Московской). Его отец, Александр Есенин, был мясником в Москве, а мать, Татьяна Титова, работала в Рязани. Сергей провёл большую часть своего детства в Константиново, в доме деда и бабушки. В 1904-1909 он учился в начальной школе, а в 1909 был отдан в церковно-приходскую школу селения Спас-Клепики. Его первые известные стихи относятся к этому периоду. Есенин написал их в возрасте 14 лет.

Сергей Есенин. Фото 1922

Завершив летом 1912 учёбу, Сергей уехал к отцу в Москву, где месяц работал в одном с ним магазине, а потом устроился в издательство. Уже осознав наличие у себя поэтического дара, он связался с московскими художественными кругами. Весной 1913 Есенин стал корректором в одной из самых крупных типографий Москвы (Сытина) и завязал первые контакты с революционерами из социал-демократической рабочей партии, вследствие чего попал под наблюдение полиции.

В сентябре 1913 Есенин поступил в Народный университет Шанявского на историко-философское отделение, а в январе 1914 сошёлся с одной из своих коллег, корректоршей Анной Изрядновой. Его стихи стали появляться в журналах и на страницах «Голоса правды», газеты-предшественницы большевицкой «Правды».

Начало войны с Германией (1914) застало Сергея Есенина в Крыму. В первые дни августа он вернулся в Москву и возобновил работу в типографии Чернышёва, но вскоре ушёл оттуда, чтобы посвятить себя писательству. Сергей оставил и свою подругу Изряднову, которая только что родила его первого ребёнка.

Большую часть 1915 года Есенин провёл в Петрограде, который был тогда сердцем русской культурной жизни. Великий поэт Александр Блок ввёл его в литературные круги. Есенин сдружился со стихотворцем Николаем Клюевым , встречался с Анной Ахматовой , Владимиром Маяковским , Николаем Гумилёвым , Мариной Цветаевой , которые высоко оценили его произведения. Для Есенина начался длинный ряд публичных выступлений и концертов, длившийся потом до его смерти.

Весной 1916 увидел свет его первый сборник «Радуница». В том же году Есенина мобилизовали в санитарный поезд № 143. Такую льготную форму военного призыва он получил благодаря протекции друзей. Его концерты слушала сама императрица Александра Фёдоровна . Тяготея больше к поэзии, чем к войне, Есенин подвергся в августе 20-дневному аресту за слишком позднюю явку из одной увольнительной.

Сергей Есенин и революция

Тайны Века - Сергей Есенин.Ночь в Англетере

Версия об убийстве имеет много косвенных подтверждений. Осмотр трупа и медицинское заключение о самоубийстве были сделаны с чрезмерной и непонятной спешкой. Связанные с этим документы отличаются непривычной краткостью. Время смерти Есенина в одних медицинских документах указано 27 декабря, в других – утром 28-го. На лице Сергея заметны ушибы. В «Англетере» той же ночью присутствовали видные агенты правительства. Лица, засвидетельствовавшие самоубийство поэта, вскоре исчезли. Его бывшая жена, Зинаида Райх, была убита в 1939 после заявления, что собирается рассказать Сталину всё о смерти Есенина. Знаменитые стихи, написанные кровью, не были найдены на месте смерти поэта, а почему-то отданы им 27 декабря Вольфу Эрлиху.

Сергей Есенин на смертном одре

Тайна гибели Сергея Есенина до сих пор не разгадана, но всем известно, что в те смутные годы поэты, художники и артисты, враждебные режиму, либо расстреливались, либо бросались в лагеря, либо уж слишком легко кончали с собой. В книгах 1990-х годов появились и другие сведения, подтачивающие версию о самоубийстве. Оказалось, что труба, на которой висел Есенин, располагалась не горизонтально, а вертикально, а на руках его заметны следы от связывавшей их верёвки.

В 1989 году под эгидой Института мировой литературы имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством советского и российского есениноведа Ю. Л. Прокушева (бывшего секретаря Московского обкома ВЛКСМ, который потом попал в Литинститут с партийной должности). Расследовав широко распространившиеся тогда гипотезы об убийстве Есенина, эта комиссия заявила, что:

Опубликованные ныне "версии" об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы.

Однако вскоре выяснилось, что «экспертизы» комиссии Прокушева, свелись к переписке с различными экспертными учреждениями и отдельными экспертами, которые ещё раньше выразили в печати своё негативное отношение к версии об убийстве Есенина . Прокурор-криминалист генеральной прокуратуры РФ В. Н. Соловьёв, участвовавший в работе комиссии, позднее дал такую двусмысленную характеристику её «специалистам» и условиям проводимого ими «расследования»:

«Эти люди работали в строгих рамках закона и привыкли осознавать, что любое необъективное заключение может легко перенести их из служебного кресла на тюремные нары, что перед тем, как прокукарекать, нужно крепко подумать»

В автобиографической заметке «О себе» (1924) Есенин писал:

«Самый щекотливый этап - это моя религиозность, которая очень отчетливо отразилась на моих ранних произведениях.

Этот этап я не считаю творчески мне принадлежащим. Он есть условие моего воспитания и той среды, где я вращался в первую пору моей литературной деятельности.

Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, Божьим Матерям и Миколам как к сказочному в поэзии.

«Не будь революции, я может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной символике или развернулся бы не в ту и не в нужную сторону... В годы революции я был всецело на стороне Октября»

(Ю.А. Андреев, Советская литература,

Москва, «Просвещение», 1988г.)

Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Его поэзия никого не оставляет равнодушным. Она проникнута горячей любовью к стране и природе. Природа изображается Сергеем Есениным очеловеченной, одухотворённой, зеркалом человеческих чувств и состояний. В стихах звучит любовь к России и боль за нищую страну.

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос некошеный.

Лес да монастырь (1914),

– с горечью восклицает поэт, и в то же время какой любовью к этому бедному и заброшенному краю проникнуты такие строки:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

(«Гой ты, Русь, моя родная...» (1914))

В 1916 году в разгар империалистической войны Есенина призвали в армию, но в боях действующей армии он не участвовал. Его оставили сначала в Петербурге, а потом причислили к Царскосельскому военно-санитарному поезду. Здесь он участвовал в концертах, читал стихи в лазаретах. Дворцовая верхушка пыталась «приручить» Есенина, чтобы он писал стихи во славу царя Николая II, но Есенин отказался и за это был наказан и сослан на фронт. Об этом Есенин писал: «Революция (Февральская) застала меня в одном из дисциплинарных батальонов, куда угодил за то, что отказался писать стихи в честь царя». Это наказание воспоследовало 23 февраля 1917 года, но вмешалась Большая История: именно в тот день свершилась Февральская революция. Из армии Керенского Есенин ушел.

Этот важный момент и поступок Есенина, который отказался писать стихи во славу царя и был сослан на фронт, чтобы его убили, скрывают от школьников!!!

С горячим сочувствием Есенин встретил Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Брюсовым, Маяковским он стал на сторону Октябрьской революции.

Американизм для Советского Союза – неприемлем!

Революционный настрой Есенина был замечен, и именно ему, вместе с Клочковым и Герасимовым, было доверено создание текста кантаты, которая была исполнена в первую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции при открытии мемориальной доски в честь погибших революционеров, созданной знаменитым скульптором С.Г. Коненковым. На этом торжестве присутствовал В.И. Ленин. Он срезал ножницами печать на задрапированной доске – покров упал к ногам, и глазам всех открылась фигура белокурой девушки с веткой мира в руке.

Есенин присутствовал на митинге и слушал исполнение торжественно зву-чавших его стихов:

Солнце златою печатью

Стражем стоит у ворот...

Спите, любимые братья,

Мимо вас движется ратью

К зорям вселенским народ.

Этот момент в его жизни тоже от школьников скрыт.

Его произведения: «Преображение», «Инония», «Небесный барабанщик» и другие – проникнуты пафосом освобождения, величием революции.

«Небесный барабанщик» (1918 – начало 1919). В нем поэт ликует, видя крушение старого мира, он увлечен грандиозным размахом событий:

Листьями звезды льются

В реки на наших полях.

Да здравствует революция

На земле и на небесах!..

Нам ли нужны полководцы

Белого стада горилл?

Взвихренной конницей рвется

К новому берегу мир.

Сорвет и пойдет по дорогам

Лить зов над озерами сил -

На тени церквей и острогов,

На белое стадо горилл.

В его маршевом ритме звучит отчетливое противопоставление двух миров: взвихренной конницы революционного народа, рвущейся к «новому берегу», и «белого стада горилл». Это стихотворение выброшено из школьных учебников.

Но было бы неверно думать, что Есенин без всяких противоречий, колебаний, сомнений и мучений принял идеи Октябрьской революции. Очень тяжелым был у него разрыв со старым. Не сразу он смог понять то новое, что входило в жизнь.

Революцию возглавил пролетариат. Деревню вел за собой город. Только благодаря этому и можно было одержать победу, но Есенин восклицает:

«Ведь идет совершенно не такой социализм, о котором я думал!».

Есенин не понял реального положения революции и социализма. Отсюда его переход от восторга к разочарованию, от радости к отчаянию, от приветствия к обвинению.

Есенин воспринимал революцию по-своему, с крестьянским уклоном. Он начинает проклинать «железного гостя», несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую «деревянную Русь».

На основе таких настроений у него возникает целый цикл произведений «Сорокоуст»: «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни», «Хулиган» (1919 - 1921) – в них запечатлены болезненные противоречия между старым и новым. От этих произведений лежал путь к литературной богеме и к печально известному циклу «Москва кабацкая», в котором есть и упадничество, опустошенность, отчаяние, есть и стремление преодолеть эти настроения, вырваться из неприкаянности их тоски, есть и поэтизация пьяного разгула, есть и порыв к цельности и здоровой жизни:

Может, завтра совсем по-другому

Я уйду, исцеленный навек,

Слушать песни дождей и черемух,

Чем здоровый живет человек.

Об этой непримиримой, не допускающей соглашательства, душевной борьбе Есенин писал в стихотворении «Русь уходящая» (2 ноября 1924):

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою.

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Значительную роль в творческом развитии Есенина сыграла его зарубежная поездка в мае 1922 – августе 1923 гг. Он совершил путешествия по Германии, Франции, Бельгии, Италии, четыре месяца пробыл в США.

Узнав о предстоящей поездке Есенина за рубеж, недруги Советской страны радовались: «Есенин не вернется в Россию!», «Есенин устроит грандиозный скандал Советской власти!»

Приехав в Берлин, Есенин действительно устроил скандал, но не такой, какого от него ждали. Желая «приручить» поэта, русская эмиграция устроила ему выступления. Поэт пришел и сразу же потребовал, чтобы спели «Интернационал», без него не соглашался приступить к чтению стихов. В ответ, конечно, раздались возмущенные крики и свист. Тогда Есенин сам запел «Интернационал». Свисты нарастали. Тогда Есенин вскочил на стул и крикнул: «Не пересвистите, как заложу четыре пальца в рот и свистну – тут вам и конец».

О том, что Есенин пел и пропагандировал революционный гимн коммунистов, тоже утаивают от учеников.

М.М. Литвинову,

Уважаемый товарищ Литвинов!

Будьте добры, если можете, то сделайте так, чтоб мы выбрались из Германии и попали в Гаагу. Обещаю держать себя корректно и в публичных местах «Интернационал» не петь. Уважающие Вас С. Есенин и Айседора Дункан.

С. Есенин,

сборник сочинений, т.2,

Москва, «Советская Россия»,

«Современник», 1991 г.

Возвратившись на Родину, Есенин говорил: «Ну да, скандалил, но ведь я скандалил хорошо, я за русскую революцию скандалил. Где бы я ни был и в какой бы черной компании ни сидел (а это случалось), я за Россию и глотку готов перервать. Прямо цепным псом стал, никакого надругательства над Советской страной вынести не мог. И они это поняли…»

В.Д. Свирский, Е. К. Францман,

Русская советская литература

Издательство «Звайгзне», Рига, 1977г .

Что же поэт увидел на Западе? Пагубное влияние и действие капиталистического уклада на души и сердца людей. Он остро почувствовал духовное убожество западной буржуазной цивилизации.

Письма из-за рубежа – это свидетельство его протеста против буржуазной цивилизации, против культуры ночных ресторанов и продажных газет, против нивелирования и унижения личности, против господина доллара, который в страшной моде у них, а на искусство они чихают.

А.Б. Мариенгофу, Остенде,

«Милый мой… Как хочется мне отсюда из этой кошмарной Европы обратно в Россию. Боже мой! Какая же прекрасная Россия!

Здесь сплошное кладбище. Все эти люди, которые снуют быстрее ящериц, не люди, а могильные черви, дома – их гробы, а материк – склеп»

А.Б. Мариенгофу, Нью-Йорк,

«Милый мой Толя! Как рад я, что ты не со мной в Америке, не в этом отвратительнейшем Нью-Йорке. Лучше всего, что я видел в этом мире, – это все-таки Москва.

Боже мой! Лучше было есть глазами дым, плакать от него, но только бы не здесь…»

(С. Есенин, т.2)

Некоторые современные Есенину писатели видели в США идеал технической мощи, которому, по их мнению, должна следовать Советская Россия. Но они словно забывали о социальном классовом различии.

Есенин увидел успехи цивилизации в капиталистической Америке, но тем разительнее было для него духовное убожество «среднего» американца, главным увлечением которого является пресловутый «бизнес», долларовый «профит» (выгода): владычество доллара завораживает американцев, и ничего остального они не желают знать.

«Железный Миргород» (1923) – этот очерк – это произведение высокого гражданского звучания. Есенин оказался солидарным с Маяковским, прямо заявившим:

«Американизм – уклад жизни – для Советского Союза – неприемлем!» .

«Страна негодяев» (1922-1923) – поэма, в которой Есенин пропагандирует нравственное превосходство Советской власти. Зарубежные наблюдения помогли Есенину глубже осознать значение великих преобразований, происходивших на его Родине.

Пафосом этих преобразований, этого грандиозного строительства пронизаны страницы «Страны негодяев»: «Только работай! Только трудись! И в республике Советов будет все, что кому угодно!»

Верная оценка Есениным американской действительности свидетельствовала о его политической проницательности. И как итог неустанных бескомпромиссных поисков высшей истины в годы революции звучит взволнованный голос Есенина:

1. «Только за границей я понял совершенно ясно, как велика заслуга русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства».

2. «Зрение мое преломилось особенно после Америки… Вспомнил про дым отечества, про наши деревни, где чуть не у каждого мужика в избе спит теленок на соломе или свинья с поросятами, вспомнил непролазные дороги… и разлюбил нищую Россию. Я еще больше влюбился в коммунистическое строительство».

3. «Пусть я не близок коммунистам как романтик в моих поэмах, – я близок им умом и надеюсь, что буду, быть может, близок и своим творчеством».

Сказано это было поэтом в 1923 году вскоре после его поездки в Европу и Америку в 1924 году в стихотворении «Ответ» он писал:

Но ту весну,

Которую люблю,

Я революцией великой

И лишь о ней

Страдаю и скорблю,

Я жду и призываю!

Народ стонал, и в эту жуть Страна ждала кого-нибудь...

И он пришел.

Заграничная поездка заставила Есенина полюбить Социалистическое Отечество, по-иному оценить все, что в нем происходит.

Так, 1924-1925 годы были в творчестве Есенина самыми плодотворными. (Полтора года, проведенные Есениным за границей, были исключительным в его биографии временем без стихов, – ничто не вдохновляло поэта вдали от родной природы, стихов он почти не писал. Не случайно именно за границей создавались драматические строки «Москвы кабацкой» и возник замысел трагедийной поэмы «Черный человек».) Именно в 1924-1925 годах он написал около ста стихотворений и поэмы: «Песнь о великом походе», «Поэма о 36»,поэма «Анна Снегина». Намереваясь выпустить свои произведения особым сборником, Есенин предпосылает им специальное обращение:

Издатель славный! В этой книге

Я новым чувствам предаюсь,

Учусь постигнуть в каждом миге

Коммуной вздыбленную Русь!

Здоровые начала взяли верх в душе поэта. Напряженный интерес к живой, конкретной действительности, горячая любовь к новой, Советской Руси и происходящим в ней революционным переменам, стремление быть настоящим, а не сводным сыном в штатах СССР – вот главные мотивы его новых произведений.

«Стансы» (1924) – в этом стихотворении Есенин пишет:

Стишок писнуть,

Пожалуй, всякий может –

О девушках, о звездах, о луне...

Но мне другое чувство

Сердце гложет,

Другие думы давят череп мне.

Хочу я быть певцом

И гражданином,

Чтоб каждому,

Как гордость и пример,

Был настоящим,

А не сводным сыном –

В великих штатах СССР.

Я вижу все

И ясно понимаю,

Что эра новая –

Не фунт изюму вам,

Что имя Ленина

Шумит, как ветр, по краю,

Давая мыслям ход,

Как мельничным крылам.

Есенин намечает пути развития проблем, еще недавно казавшихся ему безысходными. Если раньше он был против, то теперь готов восхищаться и «стальным конем», и «стальной конницей», и всем новым. Особенно сильное новое отношение к действительности сказалось в стихотворении «Неуютная жидкая лунность» (1925):

Мне теперь по душе иное.

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной страны…

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям…

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

В стихотворении «Возвращение на родину» (1924) Есенин удивляется:

Как много изменилось там,

В их бедном, неприглядном быте.

Какое множество открытий

За мною следовало по пятам.

Друзья! Друзья!

Какой раскол в стране,

Какая грусть в кипении веселом!

Знать, оттого так хочется и мне,

Задрав штаны, –

Бежать за комсомолом.

«Русь Советская» (1924). Русь Советскую поэт видит не как «край заброшенный», край- пустырь», «горевая полоса», а разбуженной, возрождающейся к новой жизни.

И все-таки поэту грустно: «Моя поэзия здесь больше не нужна. Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Но изменения к лучшему вносят в душу успокоения:

«Опомнись! Чем же ты обижен?

Ведь это только новый свет горит

Другого поколения у хижин».

И Есенин пишет:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу Октябрю и маю…

И он приветствует от души молодое поколение:

Цветите, юные!

И здоровейте телом!

У вас иная жизнь!..

Какие светлые, завораживающие, признательные, благодарственные и добрые строки Есенина, посвященные молодежи!

И такие же уверенные, твердые и не колеблющиеся строки, посвященные Советской России:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь»!

«Анна Снегина» (1925) – самое значительное произведение. Основу его составляет лирический сюжет, связанный с воспоминаниями о юношеской любви поэта, названной здесь Анной Снегиной. Но Есенин этим не ограничивается. Начиная с названия деревень Криуши и Радово, Есениным раскрывается картина классовой борьбы в «суровые-грозные годы» – в первые годы революции. Главная тема поэмы – Октябрь в деревне. Жилось людям тяжело.

Житье у нас было плохое,

Почти вся деревня вскачь

Пахала одной сохою

На паре заезженных кляч…

Вот почему бедняки с энтузиазмом и воодушевлением восприняли Советскую власть. Большое художественное достижение Есенина – создание образа Прона Оглоблина. Еще до революции Прон вступил в спор с властями и был выслан в Сибирь. Весть о победе Октября он встречает с радостью. Готовится организовать в селе коммуну. Состоятельные крестьяне его не любят, зато беднота благоговеет перед ним.

В поэме развернута тема революции и гражданской войны. Автор критикует буржуазное Временное правительство за продолжавшуюся братоубийственную войну, призывает к миру, он на стороне Советской власти.

Крестьяне настойчиво спрашивают у Есенина:

Кто такое Ленин?»

Я тихо ответил:

«Он - вы».

Ответом на вопрос крестьян поэт дает афористическое определение глубинной связи вождя с народом.

Героиня поэта Анна Снегина иного социального происхождения. Она оказывается в другом лагере и уезжает в эмиграцию. Но и ее характеризует неугасающее чувство любви к России. Она тяготится зарубежной жизнью, тоскует. И Есенин получает письмо с лондонской печатью:

«Вы живы?.. Я очень рада...

Я тоже, как вы жива…

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, толь в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг…»

Образ В.И. Ленина в творчестве С.Есенина.

Смерть Владимира Ильича Ленина навсегда горем отозвалась в памяти поэта. Несколько часов он провел в Колонном зале у гроба Ленина. В дни всенародной скорби Есенин, подобно Маяковскому, был полон дум о том, как запечатлеть образ В.И.Ленина. О Ленине, в котором воплотилась вся сила и целеустремленность революции, Есенин размышлял немало и неоднократно, размышлял, обращаясь к его имени в стихах.

В стихотворении «Ленин» (отрывок из поэмы «Гуляй-поле» (1924 ) Есенин стремится раскрыть простоту Ленина, близость к народу, воздействие своих идей на сердца миллионов; возвеличивает его как человека сверхобыкновенного:

Застенчивый, простой и милый,

Он вроде сфинкса предо мной.

Я не пойму, какою силой

Сумел потрясть он шар земной?

Но он потряс...

Не правда ли, весьма заметная эволюция – от религиозной окраски первых стихотворений к строке «Позор острогов и церквей»?

Монархия! Зловещий смрад!

Веками шли пиры за пиром,

И продал власть аристократ

Промышленникам и банкирам.

Народ стонал, и в эту жуть

Страна ждала кого-нибудь...

И он пришел.

Он мощным словом

Повел нас всех к истокам новым.

Он нам сказал: «Чтоб кончить муки,

Берите все в рабочьи руки.

Для вас спасенья больше нет –

Как ваша власть и ваш Совет».

Одним из наиболее удачных, ясных и гармоничных по соразмерности мысли и чувства стихотворений, написанных в 1925 году, последнем году жизни Есенина, было – «Капитан земли».

Еще никто

Не управлял планетой,

Не пелась песнь моя.

Лишь только он,

С рукой своей воздетой,

Сказал, что мир -

Единая семья…

Не обольщен я

Гимнами герою,

Не трепещу

Кровопроводом жил.

Я счастлив тем,

Что сумрачной порою

Одними чувствами

Я с ним дышал и жил…

Продолжая метафору, сравнивая полет своей революционной страны с полетом могучего корабля по волнам, поэт предвидит времена, когда матросы великого рулевого («Вся партия – его матросы») поведут корабль среди рева волн к желанному материку и зажгут на нем для всех других «путеводительные светы»:

Тогда поэт

Другой судьбы,

И уж не я,

А он меж вами

Споет вам песню

В честь борьбы

Новыми словами.

Он скажет:

«Только тот пловец,

Кто, закалив

В бореньях душу,

Открыл для мира наконец

Никем не виданную

Сергей Есенин, поэт октябрьской поры. Его поэзия, поведавшая с непревзойденной силой искренности о мыслях, чувствах, сомнениях и обретении истинного пути на крутом историческом переломе истории русским трудовым народом, открывает новые просторы духовного развития.

«Есенин сам по себе – явление уникальное. Это был художник русского вызывающего дарования, ярчайшая страстная натура истинной силы своего противоречивого времени, не потухшая, незакатная звезда».

Юрий Бондарев,

советский писатель.

А. Ф. Небога,

советский учитель,

Красногвардейский район

Время творчества Есенина - эпоха крутых поворотов в истории России. Одной из важных для любого писателя вех, отразившихся на творчестве, стала революция, перевернувшая весь уклад жизни. Есенин писал в автобиографии: «Революцию я принял, но с крестьянским уклоном». Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости - все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин всегда был верен себе в главном - в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. На революцию Есенин откликнулся поэмами «Маленькие послереволюционные поэмы», в числе которых можно назвать следующие произведения: «Товарищ» (1917 г.), «Иорданская голубизна» (1919 г.). При помощи аллегорических образов Есенин пытается осмыслить революционные события, понять, к чему приведет революция. В поэмах высока доля условного, что позволяет Есенину передать общую атмосферу первых революционных лет.

Поэма «Товарищ» воссоздает силу революционного взрыва. Последнее поэтическое произведение Есенина - трагедийная поэма «Черный человек». Полтора года, проведенные поэтом за границей, были исключительным периодом в его жизни: он не писал стихов, ничто не вдохновляло поэта вдали от родного края. Именно там возник замысел трагедийной поэмы «Черный человек». Только за границей Есенин понял, какие грандиозные перемены происходят на Родине. Он отмечает в дневнике, что, возможно, русская революция спасет мир от безнадежного мещанства. После возвращения из-за границы Есенин посещает родные края. Ему грустно, ему кажется, что народ не помнит о нем, что в деревне произошли огромные перемены, но в какую сторону, он определить не мог. Поэт пишет:

Вот так страна! Какого ж я рожна Орал, что я с народом дружен.

Моя поэзия здесь больше не нужна, И сам я здесь ни капельки не нужен. С горы идет крестьянский комсомол, Наяривая под гармошку рьяно, Поют агитки Бедного Демьяна, Веселым криком оглашая дол.

В этих строках звучит мотив ненужности «певца деревни» в послереволюционные годы. Словно поэт ощутил свою будущую невостребованность. Ведь в годы, последовавшие за его гибелью, в школьные учебники не включали лирику Есенина, ложно обвиняя его в безыдейности. Лучших поэтов вычеркивали из литературы. Еще раньше в стихотворении «Устал я жить в родном краю» он предрекает свое будущее:

Устал я жить в родном краю

В тоске по гречневым просторам,

Покину хижину мою,

Уйду бродягою и вором...

А месяц будет, плыть и плыть,

Роняя весла по озерам,

И Русь все так же будет жить,

Плясать и плакать у забора.

В поэзии последующих лет все чаще звучит мотив грусти, сожаления о растра-ченных силах, от его поэзии веет какой-то безысходностью. В «Черном человеке» он пишет трагические строки:

Друг мой, я очень и очень болен,

Сам не знаю, откуда взялась эта боль,

Толи ветер шумит в чистом поле,

То ль, как рощу в сентябрь, сжигает мозги алкоголь.

Итак, в постреволюционном творчестве Есенина раскрывается тема Родины и судьбы художника. В поэзии Есенина изначально любовь к Родине была любовью-болью оттого, что разрушаются вековые традиции, которые составляли корень России.

Стремление поэта принять новую действительность, постреволюционную Россию, отразилось в стихотворении 1925 года «Неуютная жидкая лунность...». В этом произведении поэт пишет о своем новом настроении. С одной стороны, он восхищен новой, каменной и стальной, мощной страной:

Мне теперь по душе иное... И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной страны.

Но при этом в стихотворении возникает образ бедной и нищей Руси, на которую поэт не может смотреть спокойно:

Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям.

Есенин - поэт, не разлюбивший свою страну, не отказавшийся от нее. Он по-старался принять новый мир, хотя и не испытывал такого восторга перед револю-ционными переменами, как, скажем, Маяковский. Но Есенину это не удалось. Слишком уж близка ему была патриархальная Россия.