Социальное время и социальная иерархия. Значение социальная иерархия в новейшем философском словаре Иерархия как социальное отношение

Введение

Человек нуждается во взаимодействии с себе подобными. Уже на ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в социальные группы, которые способствовали их выживанию и развитию. Во все времена самым жестоким наказанием для людей считался остракизм – изгнание человека из общества, к которому он принадлежал. Люди взаимодействуют в группах. Однако не всегда это взаимодействие протекает гладко, не всегда группа достигает поставленных перед ней или ей самой целей. Изучение проблем социальных групп актуально как в личностном, так и в социальном аспекте, что обусловлено большим практическим интересом, так как все больше принимается групповых решений, целенаправленная деятельность групп людей требует более эффективного управления.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время в нашей стране. Многие люди, лишившись привычных устоев, норм и ценностей, дезориентированы, им приходится менять работу, переучиваться, искать новые способы взаимодействия с другими людьми. Многие организации также находятся в процессе перемен. Меняется форма собственности, меняется налаженный ассортимент производства, меняются объемы и технологии производства, происходит массовая реконструктуризация предприятий, сокращение и увольнение людей, формирование новых подразделений и структурных единиц.

Иерархия как социальное отношение.

С точки зрения общей теории систем явление иерархии можно определить как разноуровневое распределение частей (элементов) целого по степени общности их функций (свойств). Такое распределение характерно для любых систем – биологических, технических, социальных. Применительно к последним этот принцип прослеживается на всех уровнях – от малой группы до общества.

Специфика социальной иерархии заключается в том, что она проявляется в отношениях неравенства, зависимости, подчинения. В социальных организациях сознательно вводится преимущественное право одного работника принимать решения насчет другого, причем первый получает также и средства контроля за должностным поведением другого. К тому же первые составляют явное меньшинство, решающее, однако, за большинство. В этом заключается один из самых спорных принципов построения организации, издавна привлекавший к себе критическое внимание.

Сущность социальной иерархии сводится к следующим отношениям.

Во-первых, иерархия означает централизацию. Это следует из невозможности непосредственного взаимодействия большого количества людей и естественной необходимости выделения посредника. На этом новом уровне появляются координация и интеграция индивидуальных действий в целое.

В таком смысле иерархия представляет собой форму разделения труда не только по горизонтали, но и по вертикали, на общие и частные функции, на решение и исполнение. Как и всякое разделение труда, иерархия вводится для эффективности, чтобы сэкономить труд централизацией.

Во-вторых, иерархия проявляется как односторонняя личная зависимость одного человека от другого. Это значит, что один из работников может воздействовать на положение и поведение другого без того, чтобы другой мог также поступать по отношению к первому. В иерархических отношениях между людьми эта зависимость закрепляется в статусах и выступает как фактор социального неравенства.

Серьезным следствием этой стороны иерархических отношений является то, что связь по субординации не может регламентироваться полностью. В должностном поведении руководителя административно – правовые нормы оставляют существенный диапазон выбора характера и способов влияния на работника нижнего уровня. Иначе говоря, решение ряда вопросов остается на личное усмотрение вышестоящего работника. Отсюда возникает личная зависимость и так называемый личный режим в организациях, то есть легальное, законное воздействие субъективных качеств одного работника на другого.

В-третьих, иерархия функционирует как власть, то есть подчинение участников организации правилам и указаниям. Контроль над поведением работника осуществляют прежде всего безличные нормы и требования организации, именно они ограничивают свободу поведения индивида. Поэтому власть всегда предполагает принуждение и необходимость в санкциях за отклонение от предписанного порядка.

Таким образом, власть существует как административно – правовое явление. Позитивное назначение власти – преодоление известной колебательности поведения человека в организации, придание ему деловой определенности. Власть иногда понимают как способность принудить кого–то к чему–то. Но принуждение, если не иметь в виду физическое насилие, возможно именно через систему норм и связей. Поэтому выражение «власть в чьих–то руках» означает, что определенная безличная организация контролируется определенными индивидами или группой.

Все рассмотренные свойства организационной иерархии проявляются вместе, однако каждое может иметь и самостоятельное значение. Следует отметить, что во всех случаях речь идет о каналах воздействия одних людей на других, часто одного – на многих. Обладание таким каналом психологически мотивируется возможностью самоутверждения, самореализации, повышения престижа. Поэтому социальная ценность статусов в иерархии возрастает от уровня к уровню.

Поскольку власть реализуется одним человеком по отношению к другим, она затрагивает социальные отношения и сама выступает одним из видов этих отношений – властные отношения .

Природа иерархии и мобильности состоит в превосходстве одних над другими. Люди, наделенные властью, стоят наверху общественной пирамиды, другие, лишенные ее – внизу. Такой порядок называет иерархическим (иерархия – это расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему. Этот термин в социологии употребляется для обозначения социальной структуры общества, бюрократия; в теории организации – как принцип управления).

Любая иерархия может быть представлена в виде пирамиды , где выделяются три основных уровня: верхний, средний и нижний. В управленческой иерархии это уровни управления, в социальной – классы.

Социальная иерархия устроена таким образом, что внизу (в основании пирамиды) находится большинство благ и привилегий, к которым стремятся люди: власть, богатство, влияние, льготы, престиж и др.

Социальные блага – это дефицитные ресурсы, которые присутствуют или которые доступны в наименьшем числе наибольшему количеству людей. Если верх и низ социальной пирамиды полюсам магнита, то между ними возникает напряжение, которое можно назвать социальным напряжением . Действительно, те, кто находятся внизу, считают, что блага распределяются неравномерно, даже больше – несправедливо: меньшинство населения владеет большей частью национального богатства. Возникает естественное желание перераспределить все так, чтобы каждому досталось поровну, поэтому история полна революциями, мятежами, переворотами. Зачинщиками выступают те, кто оказался обделенными, к ним примыкают массы таких же людей. Но как только революционеры добиваются успеха и захватывают власть, то меньшинство вновь оказывается в непривилегированном положении, а большинству не хватает наживы. Более медленный и консервативный способ перераспределить богатство заключается в продвижении наверх не группой, не массой, а в одиночку, т.е. ничего разрушать не надо, просто каждый, кто желает и у кого есть возможности, делает личную карьеру. Продвижение наверх называется восходящей мобильностью.

Людям свойственно стремиться снизу вверх, а не в обратном направлении, каждый из нас желает жить лучше и никто – хуже. Хуже мы живем только тогда, когда нас вынуждают обстоятельства. Много по возможности человек обгоняет других, стремится туда, где больше власти, привилегий, благ. Далеко не все стремятся обогатиться или повластвовать, но жить лучше хочет каждый, один видит жизнь в приобщении к духовному , другой к материальному. Таким образом, явление восходящей мобильности (движение снизу вверх) формируется только там, где большинство благ и большинство людей находятся на разных полюсах социальной шкалы: внизу – большинство людей, наверху – большинство социальных благ. Если и то и другое соединить, никто не захочет продвижения вверх. Восходящей мобильности соответствует явление мотивация достижения.


Мотивация достижения – это присущее большинству людей желание продвинуться наверх и сделать свою работу, свое дело лучше, чем они это делали вчера или чем это делают конкуренты.

Как показывает опыт, мотивация достижения со временем скорее возрастает, нежели уменьшается. Достигнув более высокого уровня жизни или служебного поста, мы привыкаем к тому, что теперь можно позволить себе лучше одеваться, питаться, покупать больше книг и т.д. Со временем потребность в более высоком качестве жизни становится само собой разумеющимся, и у нас появляются более высокие запросы, наши потребности растут и расширяются. Для их удовлетворения нужно больше денег, власти, влияния, поэтому мы вновь устремляемся вверх. Следовательно, мотивация достижения подстегивается расширяющимся кругом потребностей. Мотивация достижения тесно связана с законом возвышения потребностей. Сам по себе этот закон не благо, не вред для человека, его негативная сторона заключается в том, что человек превращается в раба растущих привилегий, т.е. продвигаясь по служебной лестнице, добиваясь титулов и власти, индивид по существу обслуживает свои амбиции, прихоти, запросы. Но они дают человеку и пользу – он привыкает к более высокому стандарту жизни и у него формируется новый круг знакомых. Но вскоре друзья тоже превращаются из цели в средство.

СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ (греч. hierarhia, hieros - святой, arche - власть, правление) - система последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему и характеризующая многоуровневость социального целого. В этом значении понятие иерархии может употребляться и для характеристики частных многоуровневых систем. Например, широко распространилось после работ М. Вебера понятие бюрократической иерархии. Впервые термин был употреблен Псевдо-Дионисием Ареопагитом в его труде «Небесная иерархия и Духовная иерархия» (вторая половина 5 в.). Термин использовался для обозначения системы церковных и духовных рангов. В Римской католической церкви понятие «иерархии» объединяет: (1) иерархию богословского права, (2) иерархию духовного права, (3) иерархию юрисдикции. В таком качестве понятие иерархии использовалось практически до середины 19 в., и не обладало смысловым оттенком «социального». В современных социальных теориях понятие «иерархии» используется для обозначения: 1) любой системы социальных агентов и/или их отношений, ранжированных один в отношении другого (иерархия отражает их различия во власти, авторитете, материальном положении, социальном статусе и т.д.); 2) организации или классификации восходящих или нисходящих обобщений - уровней сложности. То есть, это система уровней, в соответствии с которыми организуются социальные и другие процессы. В качестве примера можно привести иерархию наук Конта, где в качестве уровней организации классификации выступили время и последовательность возникновения наук, степень их абстрактности и конкретности, степень сложности. Каждая наука зависит от и опирается на предшествующие ей, и является более сложной. Понятие СИ. широко используется в рамках структурно-функционального направления. В частности, в концепции Парсонса постулируется наличие иерархии необходимых условий (нормативных и условий окружения) для объяснения функции кибернетического контроля. Кроме того, в функциональной традиции, понятие СИ. используется для обозначения взаимоотношений между системами и подсистемами. Например, как «иерархия подсистем социального действия». Интересно употребление понятия иерархии в концепции Г. Беккера (»На чьей мы стороне?», 1967), где оно употребляется для обозначения классификации вероятностей «быть услышанным» для отдельного индивида в социуме, которая основана на иерархии уровней социальной организации и соответствующих им статусных предписаний. В современной социальной философии понятие СИ. используется и для обозначения иерархии потребностей, иерархии ценностей, иерархии мотивов и др.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ" в других словарях:

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ - (греч. hierarhia, hieros святой, arche власть, правление) система последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему, и характеризующая многоуровневость социального целого. В этом значении понятие И. может употребляться и… … Социология: Энциклопедия

    - (от лат. stratum − слой и facio − делаю) одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин… … Википедия

    См. СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ … Новейший философский словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Gerarchia. Иерархия (от др. греч. ἱεραρχία, из ἱερός «священный» и ἀρχή «правление») порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типа дерево; принцип управления в … Википедия

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики. Важнейшая отличительная особенность С.С. заключается в том, что она тождественна системным (эмерджентным) свойствам… … Социология: Энциклопедия

    Англ. hierarchy, social; нем. Hierarchie, soziale. Иерархическая структура, характеризующаяся неравенством статусов, отношений власти, доходов, престижа и т. д. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    И; ж. [от греч. hieros священный и archē власть] 1. Последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения. Служебная, гражданская и. 2. Расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к… … Энциклопедический словарь

    ИЕРАРХИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - англ. hierarchy, social; нем. Hierarchie, soziale. Иерархическая структура, характеризующаяся неравенством статусов, отношений власти, доходов, престижа и т. д. ИЕРАРХИЯ СТАТУСНАЯ англ. Hierarchy, status; нем. Statushierarchie. Классификационный… … Толковый словарь по социологии

    Совокупность людей, составляющая единицу социальной структуры общества. В целом С. г. можно разделить на два рода групп. К первому относятся совокупности людей, выделяемых по тому или иному существенному признаку или признакам, напр. социально… … Философская энциклопедия

Книги

  • Китайская цивилизация , Марсель Гране. Китайская цивилизация пожалуй, самая загадочная для европейского человека. Китай с древнейших времен развивался&171;неправильно&187;, не так, как западный&171;цивилизованный мир&187;.…

В течение многих десятилетий организации создавали формальные структуры управления, получившие название иерархических, или бюрократических, структур.

Будучи социологическим и управленческим, этот термин пришел к нам из церковной практики, где он обозначал управленческую лестницу должностных статусов. Под иерархией будем понимать совокупность должностей, позиций и рабочих мест, выстроенных в восходящем порядке от наименее престижных к наиболее престижным и вознаграждаемым. Везде, где существует иерархия, существует неравенство позиций и уровней управления.

Управленческая иерархия может существовать в устной традиции и письменно не фиксироваться, а может оформляться специальными документами.

Например, в царской России управленческая иерархия оформлялась документом, который назывался «Табель о рангах» Петра I и состоял из 14 классов. Во Франции аналогичный документ тоже назывался «Табель о рангах», был принят при Наполеоне и состоял всего из четырех классов.

Любая иерархия может быть представлена в виде пирамиды, состоящей из трех основных уровней - верхнего, среднего и нижнего. Социальная иерархия устроена таким образом, что внизу (в основании пирамиды) находится большинство населения, а наверху - незначительная часть населения и большинство благ и привилегий, к которым стремятся люди (власть, богатство, влияние, льготы, престиж).

Те, кто находится внизу, считают, что блага распределяются неравномерно и, более того, несправедливо: меньшинство населения владеет большей частью национального богатства, и у них возникает естественное желание перераспределить все так, чтобы каждому досталось поровну. Поэтому история полна революций, восстаний, мятежей, переворотов, зачинщиками которых выступают те, кто оказался обделенным или считает себя таким.

Более медленный и консервативный способ перераспределения богатства - продвижение наверх не массой или группой, а индивидуально путем личной карьеры.

Социальную иерархию, как уже говорилось, можно представить в виде пирамиды, построенной исходя из ряда законов.

Первый закон: число вакансий (рабочих мест или должностей), расположенных внизу, всегда больше числа вакансий, расположенных наверху. Так как вакансий наверху меньше, а желание занять их испытывает большинство, появляется возможность отбирать людей и возникает конкуренция. Принцип пирамиды в управлении предполагает отбор среди претендентов на свободные вакансии. Чем выше уровень иерархии, тем выше уровень вознаграждения, тем ближе дефицитные блага.

Второй закон: количество социальных благ, которые получают те, кто наверху, всегда больше количества социальных благ, получаемых теми, кто находится внизу. Таким образом, получается обратная (перевернутая) пирамида.

Третий закон - закон социального неравенства, согласно которому в социальной иерархии большинством социальных благ всегда обладает меньшинство населения и наоборот.

Четвертый закон - закон социальной поляризации: в любом обществе существуют две экстремальные точки, в которых количество благ и вакансий связано обратно пропорциональной зависимостью, т.е. большинство людей обладает меньшей частью социальных благ, а меньшинство населения - большей частью благ. Данный закон предполагает отсутствие в составе населения среднего класса, который заполняет пространство между полюсами и делает переход от одного полюса к другому постепенным; либо присутствие среднего класса настолько незначительно, что он не имеет возможности влиять на процесс распределения собственности.

Пятый закон - закон социальной дистанции, который характеризуется несколькими эмпирически наблюдаемыми признаками:

О чем больше уровней в иерархии и чем больше расстояние между соседними статусными позициями, тем труднее индивиду преодолеть эту дистанцию в течение жизни;

О чем больше уровней в иерархии и больше дистанция между полюсами, тем менее прозрачна социальная пирамида для общественности;

О чем труднее низам контролировать действия верхов, тем больше свобода маневра и вероятность использования верхами нелегитимных действий; тем с большей вероятностью те, кто занимается поддержанием этой пирамиды, будут стремиться ее сохранить, а не изменить; тем в большей степени судьба отдельного чиновника будет зависеть не от его личных способностей, а от правил игры и существующих в иерархии традиций; тем с большей вероятностью продвижение по службе будет связано не с конкурсной борьбой, а со старшинством и выслугой лет; тем вероятнее, что сложность прохождения каждого последующего уровня будет возрастать, а пропускные фильтры становиться жестче.

Если в качестве объекта исследования взять государственный и частный секторы, то окажется, что в государственном секторе госслужащие заинтересованы в поддержании иерархических отношений в большей мере, чем в частном секторе.

Шестой закон - закон сохранения status quo иерархии, согласно которому: чем больше выгод (благ, льгот, преимуществ) сулит субъектам управления социальная иерархия, тем выше мотивация сохранить ее, а не разрушить.

Седьмой закон: чем больше выгод (благ, льгот, преимуществ) сулит субъектам управления социальная иерархия, тем меньше скорость ее социального обновления, тем меньше количество управленческих инноваций приходится на единицу времени.

В масштабе всего общества, как и на уровне отдельной организации, управление строится и функционирует по поводу распределения дефицитных благ, т.е. всего того, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить им пользу. Как правило, к ним относят: власть, доход, образование и престиж.

Система управления во всех обществах и во все исторические эпохи строилась вокруг распределения и контроля за дефицитными благами.

В отдельной организации благом могут выступать заработная плата, премии, престиж, свободное время, задания. Поскольку к обладанию благами стремятся все, у менеджеров появляется эффективный механизм стимулирования производительного труда. Но стоит перевести дефицитные блага в разряд недефицитных, т.е. общедоступных, как пропадает мощный рычаг воздействия на людей.

Американские социологи У. Мур и К. Дэвис создали теорию социальной стратификации и управленческой иерархии, согласно которой самые ценные должности в обществе располагаются наверху: принимаемые там управленческие решения наиболее важны.

Рационально устроенная организация - будь то общество в целом или отдельная организация - базируется, по их мнению, на следующих аксиомах:

О высшие управленческие посты в организации должны занимать самые способные и квалифицированные работники;

О чем выше занимаемая позиция в иерархии, тем способнее и квалифицированнее должен быть менеджер;

О чем выше позиция в иерархии, тем качественнее должны быть принимаемые менеджером управленческие решения;

О наиболее качественное управленческое решение должно приниматься на самом верхнем уровне иерархии;

О чем выше качество принимаемого менеджером решения, тем выше должна быть его ответственность перед теми, кого оно касается;

О чем выше ответственность менеджера за принимаемое решение, тем больше властных полномочий он должен иметь для проведения его в жизнь;

О чем выше качество и ответственность за принимаемое решение, тем более жестким должен быть отбор кандидатов на высокие позиции в иерархии;

О максимально жесткими должны быть фильтры-барьеры на верхних ступенях пирамиды.

Ни одна организация не сможет функционировать долго и успешно, если все интеллектуальные силы ее сконцентрируются внизу или посередине, а все бездарности окажутся наверху. Такая организация просто развалится.

Общество, в котором не существует механизма рекрутирования (выдвижения) талантливых людей и их дальнейшего продвижения, становится менее стабильным.

Жизненный принцип успешной организации гласит: самым талантливым и грамотным открыта зеленая улица наверх, самые высшие посты должны занимать наиболее подготовленные работники. Здесь действует механизм заинтересованности (восходящая мобильность). Но при этом должны существовать и механизмы обратной (нисходящей) мобильности. Под механизмами обратной мобильности понимают такие процедуры, как разжалование в военном чине и увольнение; лишение титулов и привилегий и т.д. Отсюда следует важный вывод: механизм социальной мобильности симметричен относительно позитивных и негативных санкций.

Функциональная теория Дэвиса и Мура предполагает неравноценность высших и низших позиций. Высшие позиции приносят обществу больше пользы: на каждом последующем уровне иерархии возрастают важность принимаемых решений, ответственность за их принятие, трудозатраты (нервная энергия), а следовательно, получаемое вознаграждение.

Во сколько раз заработная плата управленца выше заработной платы рядового работника, во столько раз должны быть выше его ответственность и масштаб принимаемых решений.

В обобщенном виде все предлагавшиеся Муром и Дэвисом аксиомы можно свести к следующим двум законам иерархии.

Восьмой закон иерархии - качество принимаемых решений и цена допускаемых ошибок повышаются с каждым следующим уровнем управления.

Девятый закон иерархии - с каждым последующим уровнем иерархии возрастает число людей, на которых распространяется принимаемое решение.

греч. hierarhia, hieros - святой, arche - власть, правление) - система последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему, и характеризующая многоуровневость социального целого. В этом значении понятие "И." может употребляться и для характеристики частных многоуровневых систем. Например, широко распространилось после работ М. Вебера понятие "бюрократическая И.". Впервые термин был употреблен Псевдо-Дионисием Ареопагитом в его труде "Небесная иерархия и Духовная иерархия" (вторая половина 5 в.). Термин использовался для обозначения системы церковных и духовных рангов. В Римско-католической церкви понятие "И." объединяет: 1) И. богословского права, 2) И. духовного права, 3) И. юрисдикции. В таком качестве понятие "И." использовалось практически до середины 19 в. и не обладало смысловым оттенком "социального".

В современных социальных теориях понятие "С.И." используется для обозначения: 1) любой системы социальных агентов и/или их отношений, ранжированных один в отношении другого (С.И. отражает их различия во власти, авторитете, материальном положении, социальном статусе и т.д.); 2) организации или классификации восходящих или нисходящих обобщений - уровней сложности. То есть, это система уровней, в соответствии с которыми организуются социальные и другие процессы. В качестве примера можно привести И. наук Конта, где в качестве уровней организации классификации выступили время и последовательность возникновения наук, степень их абстрактности и конкретности, степень сложности. Каждая наука зависит и опирается на предшествующие ей, и является более сложной.

Понятие "С.И." широко используется в рамках структурно-функционального направления. В частности, в концепции Парсонса постулируется наличие И. необходимых условий (нормативных и условий окружения) для объяснения функции кибернетического контроля. Кроме того, в функциональной традиции понятие "С.И." используется для обозначения взаимоотношений между системами и подсистемами. Например, как "И. подсистем социального действия". Интересно употребление понятия "И." в концепции Г. Беккера ("На чьей мы стороне?", 1967), где оно употребляется для обозначения классификации вероятностей "быть услышанным" для отдельного индивида в социуме, которая основана на И. уровней социальной организации и соответствующих им статусных предписаний. В современной социальной философии понятие "С.И." используется и для обозначения И. потребностей, И. ценностей, И. мотивов и др.