Святой ипполит римский. Св

ИППОЛИТ Римский

ИППОЛИТ ("Ιππόλυτος, Hippolytus) Римский (ум. ок. 235 в Сардинии) - христианский богослов, церковный деятель, римский пресвитер, вставший в оппозицию к папе Каллисту (217-222) и его преемникам Урбану и Понтиану. Согласно ряду свидетельств, порвал с Римской церковью и был провозглашен своими последователями епископом Рима, став первьм в истории антипапой. По преданию, был отправлен на рудники во время гонения императора Максимина и перед своей мученической смертью воссоединился с Церковью. Причислен к лику святых.

Ипполит - один из самых выдающихся христианских писателей своего времени, автор многочисленных литургико-канонических, догматических, полемических, экзегетических и исторических трудов, последний по времени римский христианский автор, писавший по-гречески. Наиболее значительное в историко-философском отношении произведение Ипполита - “Обличение всех ересей” (Κατά πάντων αίρεσων έλεγχος), известное также под названием “Философумена”. Цель этого трактата - доказать, что источником ересей (прежде всего гностических учений) является языческая философия и мифология. Трактат содержит богатейший доксографический материал и является важнейшим источником по истории гностицизма. Ипполит разрабатывал учение о Троице, сложившееся в полемике с модализмом (учением, согласно которому Отец, Сын и Дух Святой являются модусами единой божественной субстанции) и отмеченное субординационпстскими чертами. В христологии Ипполит настаивает на реальности человеческой природы Христа. Его трактат “О Христе и Антихристе” - наиболее известное сочинение на эту тему во всей патриотической литературе - оказал огромное влияние на представления об Антихристе в позднейшей христианской, в т. ч. русской традиции; в частности, он до сих пор чрезвычайно популярен среди русских старообрядцевбеспоповцев. В своих многочисленных комментариях на библейские книги, из которых наиболее известен комментарий на Книгу Даниила, Ипполит следовал аллегорическому методу Александрийской школы. Ему принадлежит также “Апостольское предание” - свод правил, касающихся церковной литургической жизни Римской церкви в 3 в., и “Хроника”, направленная против хилиазма.

Соч.: W-rke, Bd. 1-3, Lpz., 1897-1929; Commentaire sur Daniel, éd. G. Bardy, P., 1947 (Sources Chrétiennes, т. 14); La Tradition apostolique..., éd. B. Botte, 2 éd., P., 1984 (Sources Chrétiennes, 1.11 bis); Homélies pascales 1: Une homélie inspirée du traité sur la Paque d"Hyppolite, P., 1950 (Sources Chrétiennes, t. 27); в рус. пер.: Творения св. Ипполита, епископа Римского... Казань, 1898, вып. 1. Толкования на Книгу пророка Даниила, вып. 2. О Христе и Антихристе, О кончине мира, об Антихристе и втором пришествии Христовом (подложное). Против Ноэта, Слово на день Богоявления (репринт: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1997); О Христе и Антихристе. Апостольское предание. - в кн.: Отцы и Учители Церкви 111 века. Антология. М., 1996, т. 2, с. 208-260.

Лит.: Писарев Л. Святой Ипполит, епископ Римский. Очерки его жизни и литературной деятельности. Казань, 1898; d"AlesA. La théologie de Saint Hippolyte, 2 éd.. P., 1929; Richard M. Hippolyte de Rome (Saint). - “Dictionnaire de spiritualité” (P.), 1969, v. 7 (l), p. 531-571.

  • - Сын афинского царя Тесея и ы, царицы амазонок. Согласно легенде, принял обет безбрачия и посвятил себя служению богине девственности Артемиде...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - в греч. миф. сын афинск. царя Тесея и царицы амазонок Антиопы...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - 1. Греч, герой, сын Тесея и амазонки Антиопы, или ы, молодой стрелок, посвятивший себя богине Артемиде, из-за этого И. отклонил любовь своей мачехи Федры...

    Словарь античности

  • - И.- незаконный сын афинского царя Тесея и Амазонки, прекрасный юноша, чьей единственной страстью в жизни была охота. Он поклоняется деве-охотнице Артемиде, но отвергает плотскую любовь...

    Литературные герои

  • - Среди белого дня. Погребальный факел чадит Среди белого дня. Бойся матери ты, Ипполит: Федра – ночь – тебя сторожит Среди белого дня. ОМ915,16 ...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Hippolytos, св., ок. 170-235 гг. н. э., греческий христианский писатель. Ученик Иренея Лионского, пресвитер римской Церкви, затем антипапа...

    Энциклопедия античных писателей

  • - ...

    Сексологическая энциклопедия

  • - Жан – франц. философ, проф. Коллеж де Франс в Париже, один из немногих франц. специалистов в области нем. идеализма, исследователь наследия Гегеля. Внес большой вклад в ознакомление франц...

    Философская энциклопедия

  • - , христианский богослов и церковный деятель, римский пресвитер, автор сочинения «Опровержение всех ересей», в котором имеется доксографический обзор истории греческой философии. История текста и авторство...

    Античная философия

  • - в греческой мифологии сын Тесея, искусный охотник, почитатель Артемиды. Отверг преступную любовь мачехи Федры, за это она оклеветала его перед отцом. Погиб, растоптанный своими конями...

    Современная энциклопедия

  • - Архитектор-художник. Окончил Строгановское уч-ще в 1835 и ИАХ в 1839 со званием клас. худ. арх. 2-й ст. В 1847 удостоен звания акад. и определен архит...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Жан, французский философ-идеалист. Испытал влияние немецкого неогегельянства. Профессор философии Сорбонны, директор Высшей нормальной школы, профессор Коллеж де Франс...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы. Отверг любовь мачехи Федры и был оклеветан ею перед отцом. Тесей проклял сына и просил Посейдона покарать его смертью...
  • - христианский писатель и ученый, мученик, пресвитер в Риме. Возможно, ученик Иринея Лионского...

    Большой энциклопедический словарь

  • - христианский мученик, пострадавший в Риме в гонение императора Валериана. Был тюремным надзирателем, обращен в христианство священномучеником Лаврентием. Память в Православной церкви 13 августа...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Иппол"...

    Русский орфографический словарь

"ИППОЛИТ Римский" в книгах

Ипполит

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Ипполит Значение и происхождение имени: распрягающий коней (греч.).Энергетика и Карма имени: по своей энергетике имя Ипполит наделено твердостью, значительной возбудимостью и подвижностью. При этом ему явно не хватает пластичности. Обычно с самых малых лет Ипполит

§183. Ипполит

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. Χ.) автора Шафф Филип

Ипполит

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Ипполит (греч.) - сын афинского царя Тесея и Антиопы (вариант: Ипполиты или Меланиппы). И. был искусным охотником, почитателем богини Артемиды. Он был равнодушен к любви, поэтому Афродита разгневалась на него и внушила его мачехе Федре любовь к пасынку. И. отверг ее

Ипполит Тэн

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Ипполит Тэн (1828-1893 гг.) философ, историк, литературовед и теоретик искусства В свете встречаешь людей четырех разрядов: влюбленных, честолюбивых, наблюдателей и дураков… Самые счастливые – дураки.До двадцати пяти лет дети любят своих родителей; в двадцать пять лет они

Ипполит

Из книги Энциклопедический словарь (Е-Й) автора Брокгауз Ф. А.

Ипполит Ипполит – сын Тезея и амазонки Антиопы или Ипполиты. Весьма известен миф о его трагической кончине. Вторая супруга Тезея, Федра, любовь которой он отверг, оклеветала его перед отцом; Тезей проклял И. и призванный им в гневе бог Нептун неожиданно послал волну на

Ипполит Жан

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИП) автора БСЭ

Ипполит Жан Ипполит (Hyppolite) Жан (8.1.1907, Жонзак, - 27.10.1968, Париж), французский философ-идеалист. Испытал влияние немецкого неогегельянства. Профессор философии Сорбонны (1947-55), директор Высшей нормальной школы (1955-1963), профессор Коллеж де Франс (с 1963). И. перевёл на французский

ТЭН, Ипполит

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

ТЭН, Ипполит (Taine, Hippolyte, 1828–1893), французский литературовед и историк92Наука не имеет отечества.«Опыт о Тите Ливии», предисловие (1856)Затем у Луи Пастера: «Наука не имеет отечества, но ученый имеет» (речь на международном съезде врачей в Копенгагене 10 авг. 1884 г.). ? Markiewicz, s. 407.

«Ипполит»

Из книги Театральные взгляды Василия Розанова автора Розанов Василий Васильевич

«Ипполит» Тема Еврипида, приведшая теоретика Мережковского к практическим театральным штудиям, - противостояние Артемиды и Афродиты, конфликт «сладострастия» и «целомудрия», если судить по названию статьи Мережковского. Тот же принцип, по Мережковскому, формирует и

ИППОЛИТ РИМСКИЙ

Из книги КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ автора

ИППОЛИТ РИМСКИЙ

2. Ипполит Римский

Из книги Канон Нового Завета Возникновение, развитие, значение автора Мецгер Брюс М.

Св. Ипполит, епископ Римский

Из книги Лекции по патрологии I-IV века автора

Поучение 1-е. Св. священномученик Ипполит, папа Римский (Каждый христианин обязан обличать и вразумлять заблуждающихся)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Поучение 1-е. Св. священномученик Ипполит, папа Римский (Каждый христианин обязан обличать и вразумлять заблуждающихся) I. Воспоминаемый ныне Св. Церковью св. священномученик Ипполит, епископ римской Церкви, жил в III-м веке и был учеником св. Иринея, еп. Лионского. Он

ИППОЛИТ РИМСКИЙ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ИППОЛИТ РИМСКИЙ свт. (ок.170 - ок.236); богослов–ересеолог, один из первых экзегетов, писавших на Западе. О жизни И. уже в 4 в. знали мало (блж.*Иероним. О знаменитых мужах, 61). Он трудился в Риме, но писал по–гречески, образование его носило эллинский характер. По мнению *Даниелю,

2. Ипполит Римский

Из книги Канон Нового Завета автора Мецгер Брюс М.

2. Ипполит Римский Неутомимый Ипполит, епископ Римский (ум. 235), был плодовитым писателем. По разнообразию интересов и числу трудов (но не по их глубине и самостоятельности) его можно сравнить с Оригеном. Последователи воздвигли в его честь, возможно - на месте погребения,

ИППОЛИТ РИМСКИЙ

Из книги Книга об Антихристе автора Деревенский Борис Георгиевич

Ипполи́т Римский (около 170 - около 235) - один из самых плодовитых раннехристианских авторов, мученик, первый антипапа (217/218 - 235). На Западе праздник в его честь отмечается 13 августа, у православных - 30 января (12 февраля).

Трудился в Риме, но писал по-гречески, образование его носило эллинский характер; мог быть римским уроженцем греческого происхождения, однако большинство патрологов считает, что он приехал с Востока в зрелом возрасте. Патриарх Фотий называет его учеником св. Иринея, хотя неизвестно, знал ли Ипполит лионского епископа лично. Ипполит был ревностным поборником кафолической Церкви и боролся словом и делом с ересями того времени, в основном тринитарными.
Решив, будто папа св. Зефирин (ок.198-217) стал уклоняться в ересь, Ипполит отделился от него и создал свою общину. Усилило его оппозиционные настроения избрание папой св. Каликста, и он продолжал оставаться антипапой при папах св. Урбане и св. Понтиане. С последним он был изгнан императором Максимином в Сардинию. Там они примирились и решили, что следующим папой будет св. Антер. Папа св. Фабиан торжественно перезахоронил мощи Понтиана и Ипполита в Риме.

Цитаты на различные темы:
1) Вочеловечивание и две природы Христа. Божественность Христа.


Ипполит Римский. Слово о Христе и антихристе
4. Поелику Слово Божие было бесплотно, но Оно облеклось в святую плоть от Святой Девы, как жених, искав Себе одежду в крестном страдании, дабы, растворив смертное наше тело Его силою и смешав тленное с нетленным, немощное с сильным, спасти гибнущего человека.
Ипполит Римский. Слово о Христе и антихристе




Воды отвечают: мы увидели Творца всех вещей в образе раба, и не понимая этого таинственного домостроительства, подвиглись от страха.
………………
является сам Господь, в простом виде, один, без украшения, без спутников, облеченный плотью человеческой и скрыв под нею достоинство Божества, чтобы так утаить его от козней духовного дракона

2) Троичность вне термина Троицы. Сын Божий, в отношении ко Христу – Бог Слово. Троица.
Ипполит Римский. Слово о Христе и антихристе
3. Ты желаешь знать: как же древле блаженным пророкам открывало Себя Слово Божие, которое есть Сын Божий, древле именуемый Словом? Именно так, что Слово чрез всех святых показывает свое милосердие и нелицеприятие, просвещая их и направляя, как опытный врач, к тому, что для нас спасительно, потому что Оно знает человеческую немощь. Неверующих Оно старается научить, заблуждающихся обращает на истинный путь Свой, теми, кои с верою ищут Его, легко обретается, а коли с светлым взором и чистым сердцем усильно желают стучать в дверь, тотчас отверзает ее (Мф. 7, 7, 8). Никого из Своих рабов не отверзает Оно, как недостойного божественных тайн, не предпочитает богатого бедному, ни уничижая бедного за его скудость, ни порицая варвара, ни отлучая скопца, как не человека, ни ненавидя жены, за ее вначале бывшее преслушание, но всех приемлет и всех желает спасти, всех хочет сделать сынами Божиими и всех святых призывает в единого совершенного человека. Ибо едино есть Слово и Сын Божий, чрез которое и мы, получив возрождение Духом Святым, все желаем прийти в единого совершенного и небесного человека (Ефес. 4, 13).
Ипполит Римский. Слово о Христе и антихристе
6. Господь Иисус Христос Бог, по царскому достоинству Своему и славе, предсказан был как лев (Апок. 5, 5); подобным образом антихриста священное писание предъявило львом, по его тиранству и насилию. И по всему имеет уподобиться сей обольститель Сыну Божию.
Ипполит Римский. Апостольское предание.
И тотчас он пусть продолжает так: "Мы благодарим Тебя, Боже, через возлюбленного Отрока Твоего Иисуса Христа, Которого в последние времена Ты послал нам Спасителем, Искупителем и Вестником воли Твоей, Который есть Слово, неотделимое от Тебя, Которым все сотворено по желанию Твоему, Которого Ты послал с небес в утробу Девы и Который, будучи зачат во чреве, воплотился и явился Сыном Твоим, рожденным от Духа Святого и от Девы.
Ипполит Римский. Слово но Богоявление.

Ипполит Римский. Слово но Богоявление.
Эта вода, соединенная с Духом, есть та самая вода, Которою орошается рай, утучняется земля, прозябают растения, рождают животные, словом, которою оживотворяется возрожденный человек, в Которой крестился Христос, на которую Дух Святой сошел в виде голубя.
Это тот самый Дух, который первоначально носился над водами (Быт. 1, 2), которым движется мир, сохраняется творение и все оживотворяется - который действовал в пророках (Деян. 27, 25), сходил на Христа (Мф. 3, 16). Это тот Дух, который дарован был апостолам в виде огненных языков (Деян. 2, 3). Это Дух, которого желал Давид, когда говорил: "И Духа Твоего Святаго не отними от меня" (Пс. 50, 13). Об этом Духе возвещал и Гавриил Пресвятой Деве. "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя" (Лк. 1, 35). Этим Духом святой Петр изрек то блаженное слово: "Ты-Христос, Сын Бога Живаго" (Мф. 16, 16). Этим Духом утвержден камень Церкви (Мф. 16, 18). Этот Дух-Утешитель (Ин. 14, 26) посылается к тебе с той целью, чтобы показать тебе, что ты чадо Божие. Итак, приступи, человек: возродись, чтобы получить усыновление Богу.

3) Богословские термины. Природа, Ипостась, Сущность, Воля и т.д.
Ипполит Римский. Слово но Богоявление.
что исследует ум и осязает рука, что объемлет мысль и вмещает природа человеческая все это хорошо, и весьма хорошо.
Ипполит Римский. Слово но Богоявление.
Бессмертный Отец послал в мир бессмертного Сына и Слово-Сына, который пришел к людям, чтобы омыть их водою и Духом, и, возродив нас к нетлению духовному и телесному, вдохнул в нас Духа жизни и облек в нетленное всеоружие. Итак, если человек сделался бессмертным, то он сделается и причастником Божественного естества (2 Пет. 1, 4). Но если он, после возрождения водою и Духом Святым, полученного им в купели, делается причастником божественного естества, то и после воскресения из мертвых становится сонаследником Христовым (Рим. 8, 17).

4) Представление об аде, геенне огненной, суде. Пугательный образ. Эсхатологический вопрос.

1. ...Вот слово о демонах16. Однако необходимо сказать [и] об аде, в котором содержатся души праведных и неправедных17. Ад - это необустроенное место в тварном мире, некая подземная область, где не светит свет мира18. Поскольку в этой области нет света, то там постоянная тьма. Эта область отведена для душ, как некая тюрьма, в которой были поставлены стражами ангелы, приводящие в исполнение временные наказания нравов каждого (τάς των τρόπων πρόσκαιρους κολάσεις) в соответствии с его деяниями. И в этой области определено некое место, озеро огня неугасимого19, в которое, как мы предполагаем, пока еще никто не ввержен (καταρρερίφθαι), но которое уготовано Богом на определенный день, когда на справедливом Суде всем по достоинству будет вынесен окончательный приговор20. И [тогда] неправедные и не повиновавшиеся Богу, которые как Бога почитали пустые дела рук человеческих, сотворенных идолов, будут приговорены к этому вечному (άϊδίου) наказанию, как ставшие причиной осквернений. А праведные, которые содержатся ныне в аду, но не в том же месте, что и неправедные21, достигнут нетленного и неоскудевающего Царства.
Ибо в эту область [ведет] одна дорога, и мы верим, что у ее врат стоит Архангел с воинством. Те, кто [сюда] приводятся ангелами, приставленными к [их] душам, пройдя эти врата, направляются не одной и той же дорогой. Ибо праведные, которые ведутся направо, озаряемые ярким светом, и воспеваются ангелами, стоящими вдоль нее, направляются в светлую область (χωρίον φωτεινόν). В ней от начала живут праведные, которые [уже] не находятся под властью закона (υπ"άνάγκης κρατούμενοι)22, но всегда в удовольствии созерцают доступные взору всех блага (δρωμένων αγαθών) и наслаждаются ожиданием всякий раз новых, считая, что они [будут] лучше этих23. Это место не приносит им усталости и изнурения. Там нет ни зноя, ни холода, ни сорной травы. Но всегда улыбается созерцаемый [Богом] лик (όρωμένη όψις) праведных отцов, которые ожидают после этого упокоения и вечного воскресения (άναβίωσις) на небе. [Место] же это мы называем лоном Авраамовым24.
А неправедные ведутся налево ангелами-истязателями, отправляясь уже не добровольно, но влекомые силой, подобно связанным. К ним посылаются стоящие рядом ангелы, которые изгоняют их в более глубокие области, произнося хулы и грозя устрашающим взором. И они влекут приводимых сюда как можно ближе к Геенне. Те, кто находится [к ней] ближе, непрерывно слышат грохот и не могут избежать [ее] обжигающего дыхания. А когда само это зрелище приближается, они замирают [на месте], видя страшную и чрезмерную огненную картину, уже испытывая наказание, насколько каждый может, из-за предвкушения будущего (ήδη δυνάμει κολαζόμενοι). Но и там неправедные видят место, где находятся отцы и праведники, и казнятся по этой причине. Ибо посередине [между ними] утверждена глубокая и великая пропасть25, так что [неправедный] ни принять не мог бы к себе праведного, почувствовавшего сострадание, ни сам не осмелился бы перейти [к праведному]26.
2. Вот слово об аде, в котором содержатся души всех до времени, определенного Богом, когда Он совершит воскресение всех, не перевоплощая (μετενσωματών) души, но воскрешая тела. Если вы не веруете, видя их разложившимися, научитесь верить. Ибо вы, которые уверовали, что душа, по учению Платона27, произошла от Бога в качестве сотворенной (γενητήν) и бессмертной во времени, уверуйте, что Бог способен и тело, которое составлено из тех же самых элементов, оживив (άναβιώσας), сделать бессмертным. Ибо о Боге нельзя сказать, что одно Он может, а другое - нет. Итак, мы твердо уверовали, что и тело воскрешается. Ибо если оно и разлагается, то не уничтожается, ведь его останки, принимая, сохраняет земля. И они, став чем-то вроде семени, вырастают, соединяясь с тем, что в земле более плодородно. И посеянное зерно сеется нагим, но по повелению все сотворившего Бога оно, процветая, пробуждается нарядным и прославленным не ранее, чем, умерев, разрушится и смешается [с землей]. Так что мы не зря уверовали в воскресение тела. Но если оно и разрушается к определенному моменту из-за произошедшего от начала преслушания [заповеди], то оно помещается в землю, как в плавильную печь, и будет снова воссоздано. Оно воскресает не в таком же качестве, но чистое и нисколько не истлевающее. И каждому телу будет дана его собственная душа. И она, облачившись в него, не будет печалиться, но будет сорадоваться [с ним], оставшись чистой с чистым. Она, с ним вместе в мире только что совершив путь и не допустив, чтобы [оно] злоумышляло (έπίβουλον) [против нее], со всякой радостию получит [его] обратно. А неправедные получат тела не измененные, не освобожденные от страсти и болезни и не прославленные, но во власти тех недугов, от которых они умирали. И те, кто пребывал в неверии, поистине будут наказаны.

5) Вопрос присутствия праведных в аду, до воскресения.
Ипполит Римский. Сохранившийся фрагмент из «Слова против эллинов», или «О всеобщей причине. Против Платона»
А праведные, которые содержатся ныне в аду, но не в том же месте, что и неправедные21, достигнут нетленного и неоскудевающего Царства.
…………….
Но всегда улыбается созерцаемый [Богом] лик (όρωμένη όψις) праведных отцов, которые ожидают после этого упокоения и вечного воскресения (άναβίωσις) на небе. [Место] же это мы называем лоном Авраамовым24.

6) Воскресение, преображение тел.
Ипполит Римский. Сохранившийся фрагмент из «Слова против эллинов», или «О всеобщей причине. Против Платона»
2. Вот слово об аде, в котором содержатся души всех до времени, определенного Богом, когда Он совершит воскресение всех, не перевоплощая (μετενσωματών) души, но воскрешая тела. Если вы не веруете, видя их разложившимися, научитесь верить. Ибо вы, которые уверовали, что душа, по учению Платона27, произошла от Бога в качестве сотворенной (γενητήν) и бессмертной во времени, уверуйте, что Бог способен и тело, которое составлено из тех же самых элементов, оживив (άναβιώσας), сделать бессмертным. Ибо о Боге нельзя сказать, что одно Он может, а другое - нет. Итак, мы твердо уверовали, что и тело воскрешается. Ибо если оно и разлагается, то не уничтожается, ведь его останки, принимая, сохраняет земля. И они, став чем-то вроде семени, вырастают, соединяясь с тем, что в земле более плодородно. И посеянное зерно сеется нагим, но по повелению все сотворившего Бога оно, процветая, пробуждается нарядным и прославленным не ранее, чем, умерев, разрушится и смешается [с землей]. Так что мы не зря уверовали в воскресение тела. Но если оно и разрушается к определенному моменту из-за произошедшего от начала преслушания [заповеди], то оно помещается в землю, как в плавильную печь, и будет снова воссоздано. Оно воскресает не в таком же качестве, но чистое и нисколько не истлевающее. И каждому телу будет дана его собственная душа. И она, облачившись в него, не будет печалиться, но будет сорадоваться [с ним], оставшись чистой с чистым.

7) Предание. Вопросы Предания.
Ипполит Римский. Апостольское предание.
Теперь, по любви Божией ко всем святым, мы подошли к самому истоку Предания, которое мы достойно получаем в Церкви для того, чтобы хорошо подготовленные люди сберегли для нас сохраненное до нашего времени Предание, зная которое они пребудут в большой скромности.
Незнающие впадают в ошибку или заблуждение. Но Дух Святой дарует непреклонно верующим совершенную благодать, чтобы знали те, кто стоит во главе Церкви, каким образом следует все передавать и оберегать.
……………….
43. Заключение
Итак, когда это будет принято благожелательно и с твердой верой, оно даст Церкви устроение и верующим - жизнь вечную. Конечно, всем слушающим апостольское Предание...
Ибо, если все выслушавшие апостольское Предание последуют ему и соблюдут его, то никто из еретиков и решительно никакой человек не смогут завлечь вас. Ибо таким образом возникли многие ереси, так как предводители их не пожелали внимать словам апостолов, но по своей прихоти делали то, что хотели, а не то, что следует. Если мы опустили какую-либо вещь, то это Бог откроет тем, которые достойны, ибо Он управляет Церковью, которая достойна, чтобы прийти к тихой пристани.

8) Епископы, клир. Поставления. Исповедники. Вдовы.
Ипполит Римский. Апостольское предание.
2. О епископах
Во епископа да поставляется избранный всем народом и, когда он будет назван и понравится всем, пусть соберется вместе с пресвитерами и присутствующими епископами в воскресный день. По согласию всех да возложат руки на него, а пресвитеры пусть стоят в молчании. Пусть сохраняют молчание все, молясь в сердце, вследствие нисхождения Духа. Один из присутствующих епископов, по просьбе всех возлагая руку на того, который посвящается во епископа, пусть молится, говоря так:
3. Молитва посвящения во епископа
"Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отче милосердия и Боже всякого утешения, в вышних пребываяй и на смиренныя призираяй, ведый вся прежде бытия их, Ты даровал уставы в Церкви через Слово Своей благодати, предопределяя от начала род праведных от Авраама, учреждая князей и священников и не оставляя свое святилище без служителей. Ты, от начала веков соблаговоливший явить Себя в тех, которых Ты избрал, ныне излей от силы Твоей, от Первоначального Духа, переданного Тобою Своему Возлюбленному Сыну Иисусу Христу, Которого Он даровал святым апостолам, основавшим Церковь, во всяком месте славящую Тебя бесконечной славой и превозносящую имя Твое. Отче, ведающий сердца, даруй сему рабу Твоему, избранному Тобою для епископства, пасти Твое святое стадо и безупречно соблюдать перед Тобою первенство священства служением Тебе днем и ночью, днем и ночью непрестанно умилостивлять Твое Лицо и приносить дары Твоей Святой Церкви и благодатью Духа, сподобившего приматства во священстве, иметь власть отпускать грехи по заповеди Твоей и жаловать жребии, согласно Твоему повелению, а также разрешать всякие узы по власти, данной Тобою апостолам, и угождать Тебе в кротости и чистоте сердца, принося Тебе благоухание [молитвы], с помощью Отрока Твоего Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и сила и честь, Отцу и Сыну со Святым Духом, и ныне и во веки веков. Аминь".
………………..
7. О пресвитерах
Когда же посвящают в пресвитеры, то епископ пусть возлагает руки на его главу, которой касаются также и пресвитеры, и пусть произносит согласно ранее сказанному, когда мы говорили относительно епископа, молясь и говоря:
"Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, призри на сего раба Твоего и даруй ему дух благости и совета пресвитерского, чтобы он помогал и управлял народом Твоим с чистым сердцем, подобно тому как Ты заботился о Своем избранном народе, повелев Моисею избрать старейшин, которых Ты преисполнил Духа Твоего и Который Ты дал Твоему служителю.
И ныне, Господи, яви, непорочно сохраняя в нас, дух милости Твоей и сделай нас достойными, чтобы, веруя, мы служили Тебе в простоте сердца, прославляя Тебя через Отрока Твоего Иисуса Христа, через которого Тебе слава и сила Отцу и Сыну со Святым Духом во Святой Церкви, и ныне и присно и во веки веков. Аминь".
8. О диаконах
Когда же посвящают диакона, пусть он избирается, как было сказано выше, равным образом пусть только один епископ возлагает руку, как мы предписали. При посвящении во диакона пусть возлагает руку один лишь епископ, потому что не для священства посвящается, но для служения епископу, чтобы он исполнял то, что тот ему повелевает.
Действительно, он не участвует в совете клира, но заботится и сообщает епископу, что нужно делать: он не получает общего для пресвитеров духа, участниками которого они являются, но получает тот дух, который вверяется ему под властью епископа. Вот почему епископ один посвящает диакона; на пресвитера же возлагают руки также и пресвитеры вследствие общего и сходного для клира духа. Но пресвитер имеет право лишь его получать, давать же его он не имеет права. Поэтому клир не посвящает; над пресвитером же посвящение запечатлевается, когда посвящает епископ .
При посвящении же диакона пусть произносят:
"Боже, все сотворивый и устороивый Словом, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Которого Ты послал для исполнения Своей воли и объявления нам своего намерения, даруй Святой Дух благодати, ревности и усердия рабу Твоему, которого Ты избрал служить Твоей Церкви и приносить... в святости к Твоему алтарю то, что приносят по наследованию великого первосвященника, чтобы, служа непорочно, безупречно и чисто, а также и светлым умом, был бы достоин по воле Твоей, сей великой и высокой степени... чтобы он Тебя восхвалял и прославлял через Твоего Сына Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Тебе слава и сила и хвала со Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь".
9. Об исповедниках
На исповедника же, если он был в оковах за имя Господне, да не возлагается рука ни для диаконства, ни для пресвитерства. Ибо он уже имеет честь пресвитерства в силу своего исповедничества. Если же он посвящается во епископа, да возлагается на него рука.
Если же исповедник не приводился к властям и не был заключен в оковы, ни брошен в темницу, ни осужден к другому наказанию, но случайно был только наказан за имя Господа нашего и понес только домашнее притеснение, и если он исповедал веру, то если достоин какого-либо служения, пусть возлагается на него рука.
И епископ пусть возносит благодарение, согласно нашему предписанию. Нет никакой необходимости, чтобы он повторял те же самые слова, которые мы говорили раньше, и заучивал их наизусть, вознося благодарение Богу; но каждый пусть молится по своей возможности. Если же кто-нибудь имеет возможность помолиться долгой и возвышенной молитвой, то это хорошо. Но если кто-нибудь, молясь, произносит умеренную молитву, согласно закрепленному образцу, то не препятствуйте ему. Только пусть его молитва будет здравой и правильной в учении.
10. О вдовах
Вдова же при своем возведении не посвящается, но избирается по имени. Если ее муж умер давно, пусть возводится. Если же ее муж умер недавно, то не следует доверять ей. Но если она стара, пусть будет подвержена испытанию на некоторое время. Ибо часто страсти коренятся в том, кто предоставляет им место в самом себе. Да возводится вдова только словом и пусть присоединяется к остальным. Не возлагается на нее рука потому, что она не приносит жертву и не имеет литургического служения. Посвящение совершается над клириками благодаря литургическому служению, вдова же возводится для молитвы, а это - дело всех.
11. О чтеце
Чтец возводится, когда епископ вручает ему книгу, рука же на него не возлагается.
12. О девственнице
На девственницу не возлагается рука, ибо только ее заявление делает ее такой.
13. Об иподиаконе
Не возлагается рука на иподиакона, но он нарекается, потому что помогает диакону.
…………………..
34. О том, что диаконы должны находиться при епископе
Всякий диакон с иподиаконами должен находиться при епископе. Пусть ему также сообщают о больных, с тем чтобы он, если угодно епископу, посетил их. Больной будет весьма обрадован, так как первосвященник вспомнил о нем.
………………..
39. О диаконах и пресвитерах
Диаконы же и пресвитеры ежедневно пусть собираются в указанное для них епископом место. Диаконы же пусть не пренебрегают собираться во всякое время, если только им не препятствует болезнь. Когда все собрались, пусть наставляют тех, кто находится в церкви, и, таким образом, по совершении молитвы каждый пусть принимается за дела, к которым он пригоден.

9) Евхаристия.
Ипполит Римский. Апостольское предание. 4. [О Евхаристии]
Итак, вспоминая Его смерть и Воскресение, приносим Тебе хлеб и чашу, вознося Тебе благодарение за то, что Ты удостоил нас предстать пред Тобою и служить Тебе.
И мы просим, чтобы Ты послал Духа Твоего Святого на приношение Святой Церкви. Воедино собирая, даруй всем причащающимся святыни исполнение Духа Святого к утверждению веры во истине, чтобы мы Тебя восхваляли и прославляли через Отрока Твоего Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и честь, Отцу и Сыну со Святым Духом во Святой Церкви Твоей, и ныне и присно и во веки веков. Аминь".
…………………
Готовящиеся к принятию крещения пусть не приносят с собой никакой вещи, кроме лишь того, что каждый принесет для Евхаристии.
…………………..
И тогда же диаконы пусть принесут к епископу приношение (oblatio) и он пусть совершит благодарение над хлебом, являющимся образом и называемым греками антитипом ["вместообразное"] Тела Христова и над чашей со смешанным вином для антитипа, которое греки называют подобием Крови, пролитой за всех уверовавших в Него; а молоко, смешанное с медом, символизирует вместе полноту обетования, данного отцам, когда Он сказал: "Дам вам землю, источающую молоко и мед", которое и дал - Тело Свое - Христос, от Которого, подобно маленьким детям, питаются верующие, превращая в сладость Слова радость сердца, вода также в приношении [употребляется] в знак омовения, чтобы и внутренний человек, т.е. духовное начало, получил то же, что и тело.
……………………
Относительно всего этого епископ должен дать объяснение тем, кто принимает [причащение]. И когда он преломляет хлеб, то, давая каждый кусочек, пусть говорит: "Хлеб Небесный во Христе Иисусе", а принимающий должен отвечать: "Аминь". Пресвитеры же, а если их недостаточно, то и диаконы, пусть держат чаши и стоят благочинно и со смирением: первый, кто держит [чашу] с водой, второй - кто держит молоко, третий - кто держит вино.
И причащающиеся пусть отведают из каждой чаши трижды в то время, когда причащающийся говорит: "Во [имя] Бога Отца Всемогущего". Принимающий же пусть говорит: "Аминь". "И во [имя] Господа Иисуса Христа". "И во [имя] Святого Духа и Святой Церкви". И пусть говорит: "Аминь".
Так это должно совершаться с каждым. По окончании же этого (т.е. причащения) каждый да поспешит совершать добрые дела, угождать Богу и правильно поступать, ревнуя о Церкви, делая то, что она учит, и совершенствуясь в благочестии.
………………….
22. О причащении
В субботу и воскресенье (sabbato et prima sabbati) епископ, если может, своей рукой пусть раздает всему народу причастие, в то время как диаконы преломляют [хлеб]; и пресвитеры пусть отломят [себе] печеного хлеба. Когда диакон принесет пресвитеру [причастие], то протягивает сосуд, и пресвитер сам принимает [причастие] и своею рукой раздает народу. В другие же дни пусть причащаются согласно указанию епископа.
…………….
24. О дарах для больных
При необходимости, если нет пресвитера, диакон с усердием пусть раздает больным дары (signum), и когда раздаст по потребности, но так, чтобы принятое им было распределено, то пусть вознесет благодарение и пусть они потребляют там [же]. Получившие [дары] должны потреблять их благоговейно. [Пусть поблагодарят]. Если кто-нибудь получил, чтобы отнести вдове, или больному, или тому, кто занят церковными делами, то пусть отнесет в тот же день. Если же он не отнес, то пусть отнесет на следующий день, прибавляя к тому, что было, и от своего, ибо хлеб бедных оставался у него.
……………..
27. О том, что не следует, чтобы оглашенные вкушали вместе с верными
Оглашенный пусть не участвует в вечере Господней. Во время же приношения пусть тот, кто пригласил его (оглашенного), помнит о нем, потому что сам его просил, чтобы тот вошел под кров его.
………………
33. О том, что не подобает, чтобы кто-либо на Пасху вкушал что-нибудь раньше часа, который установлен для еды
Никто на Пасху пусть не вкушает до причащения. Ибо кто так поступает, тому пост не засчитывается. Беременная же женщина или больной, который не может два дня поститься, пусть постится по необходимости в субботу, довольствуясь одним хлебом и водой.
……………….
36. О том, что следует принимать Евхаристию, когда она совершается, до принятия всякой пищи
Каждый христианин пусть поспешит, прежде чем вкусит что-нибудь, принять Евхаристию. Если он принял ее с верой, то, если даже ему дали после этого что-нибудь смертельное, оно не сможет ему повредить.
37. О том, что следует тщательно хранить Евхаристию
Пусть каждый стремится к тому, чтобы язычник не вкушал от Евхаристии, также ни мышь, ни другое животное, и чтобы ничто не упало и не погибло от нее. Ибо это - Тело Христово для вкушения верующим, и оно не должно быть пренебрегаемо.
38. О том, что ничто не должно упасть из чаши
Благословляя чашу во имя Божие, ты принял ее как вместообразное (antitypum) Крови Христа. Поэтому не проливайте, чтобы вследствие твоего пренебрежения не слизнул бы это чуждый дух. Ты будешь судим за Кровь, как тот, кто презрел то, что искуплено (quod comparatus est).
………………..
Вот почему еще Ветхий Завет предписывал, чтобы в любое время (in omni tempore) приносился хлеб предложения как символ Тела и Крови Христовых; и заклание агнца бессознательного является символом совершенного Агнца. Ибо Христос является Пастырем; Он же есть и Хлеб, сошедший с небес.

10) Вопросы брака, целомудрия.
Ипполит Римский. Апостольское предание.
Если же кто-нибудь имеет жену или жена - мужа, то пусть наставляют их, чтобы муж был доволен женой, а жена - мужем. А если кто-нибудь не живет с женой, пусть учат его не развратничать, но принять жену по закону или пребывать с такой, какая она есть. Если же кто-нибудь имеет демона, пусть не слушает слова учения, пока не очистится.
………………
Если кто является владельцем публичного дома или содержит блудницу, то пусть прекратит это, иначе он отвергается. Если кто-нибудь является скульптором или художником, то пусть наставят его, чтобы не делал идолов: пусть прекратит это или будет отвержен. Если кто является актером в театре или дает представления в театре, либо пусть прекратит это, либо будет отвержен. Кто учит детей, то хорошо, если прекратит это, если же он не имеет ремесла, то пусть будет дозволено ему.
…………….
Кто является языческим жрецом или стражем идолов, пусть прекратит это либо будет отвержен. Оглашаемый или христианин, желающие стать воинами, да будут отвержены, потому что они презрели Бога.
Блудница, или человек любострастный, или оскопивший себя и всякий занимающийся делами, о которых непристойно говорить, да будут отвержены, ибо они нечисты.
Чародей пусть не приводится к вопрошанию. Заклинатель, или астролог, или прорицатель, или толкователь снов, или смутьян, или закройщик, который подрезает кайму одежд, или изготавливающий амулеты либо пусть прекратят это, либо будут отвержены. Наложница чья-нибудь, если она является рабыней и вскормила его детей и привязана только к нему, пусть слушает Слово, иначе будет отвержена. Человек, имеющий наложницу, пусть оставит это и возьмет жену по закону (т.е. пусть женится на ней); если же не желает, будет отвержен.

11) Целование мира, привествие.
Ипполит Римский. Апостольское предание.
По окончании молитвы они не дают друг другу лобзание мира, ибо их лобзание еще не свято. Верные же пусть приветствуют друг друга: Мужчины - мужчин и женщины - женщин; но мужчины пусть не приветствуют женщин.

12) Женские вопросы.
Ипполит Римский. Апостольское предание.
Женщины же все должны покрывать головы свои платом (pallio); но только не льняным, ибо это не покрывало.
………………
Если же у женщины обычное женское, то пусть она будет поставлена отдельно и примет крещение в другой день.

13) Крещение. Миропомазание.
Ипполит Римский. Апостольское предание.
Если оглашенный будет схвачен за имя Господне, то пусть он не сомневается в полноте своего свидетельства. Если же ему было причинено насилие и он был замучен, когда его грехи не были ему отпущены, то он будет оправдан. Ибо он принял крещение своею кровью.
…………………….
Готовящиеся ко крещению в канун субботы пусть постятся, а в субботу те, кто примут крещение, пусть соберутся по указанию епископа в одно место. Всем им повелевается, чтобы они молились и преклонили колени. И, возлагая на них руку свою, пусть он заклинает всяких чуждых духов, чтобы они убежали от них и уже не возвращались в них. По окончании заклинания пусть он дует им в лицо и пусть осенит им лоб, уши и ноздри и поднимает их, и пусть они бодрствуют всю ночь, и да читается им, и да наставляется. Готовящиеся к принятию крещения пусть не приносят с собой никакой вещи, кроме лишь того, что каждый принесет для Евхаристии. Ибо подобает, чтобы тот, кто стал достойным, в тот же час предложил бы и приношение.
…………….
Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей.
…………….
После же того, как каждый отрекся, пусть он (пресвитер) помажет его елеем заклинания, говоря ему: "Всякий дух да удалится от тебя". И, таким образом, пусть представляет его обнаженным епископу или пресвитеру, который стоит у воды и крестит.
…………………..
После этого, наливая освященный елей себе в руку и возлагая ее на голову [крещаемого], пусть говорит: "Помазываю тебя святым елеем, во [имя] Господа Отца Всемогущего и Иисуса Христа и Святого Духа".
И, помазывая его лоб, он (епископ) пусть дает ему лобзание и говорит: "Господь с тобою". И помазанный пусть говорит: "И со духом твоим". И так пусть совершает над каждым в отдельности.
Ипполит Римский. Слово но Богоявление.
"Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду". - Крести меня, Иоанн, чтобы никто не презирал крещения. От тебя, раба, Я крещаюсь, чтобы никто из сильных не возгнушался принять крещение от смиренного священника. Допусти Меня сойти в Иордан, чтобы услышали свидетельство Отца и познали могущество Сына.

14) Аналоги Символа Веры при Крещении. Вопрос спорный в целом, потому как Апостольское предание не факт вышло из под руки Ипполита.
Ипполит Римский. Апостольское предание.
"Веруешь ли ты в Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Духа Святого и от Девы Марии, распятого при Понтии Пилате, и умершего, [и погребенного], и воскресшего в третий день живым из мертвых, и вознесшегося на небеса, и сидящего одесную Отца, и паки грядущего судить живых и мертвых?" И когда он ответит: "Верую", то пусть погружает его во второй раз и пусть снова скажет:
"Веруешь ли ты в Духа Святого и во Святую Церковь и в воскресение плоти?" И крещаемый пусть говорит: "Верую". И тогда пусть погружает его в третий раз.
И после того, как выйдет он из воды, пусть пресвитер помажет его освященным елеем, говоря: "Помазываю тебя святым елеем во имя Иисуса Христа". И после того, как крещаемые оботрутся и оденут свои одежды, пусть они войдут в церковь.
Епископ же, возлагая руку на них, пусть возглашает, говоря: "Господи Боже, соделавший сих достойными отпущения грехов через омовение возрождения, [соделай их достойными наития] Духа Святого, пошли на них Свою благодать, чтобы они служили Тебе согласно Твоей воле, ибо Тебе слава подобает, Отцу и Сыну со Святым Духом во Святой Церкви и ныне и во веки веков. Аминь".

15) Евлогия. Вечеря любви.
Ипполит Римский. Апостольское предание.
26. Об общей вечере
И когда вечеряют, то присутствующие верные, прежде чем преломлять собственный хлеб, пусть берут из рук епископа немного хлеба, так как это евлогия, а не Евхаристия, т.е. Тело Господа.
[Подобает, чтобы все прежде пития взяли чашу и возблагодарили над ней, а затем пусть пьют и едят таким образом.]
...Все вы, присутствующие, таким образом вкушайте. Оглашенным же пусть дается хлеб заклинания, и каждому пусть предлагают чашу.
…………………
И, когда епископ говорит, пусть все молчат, скромностью одобряя его, пока он снова не спросит. Если же верные присутствуют на вечере без епископа, в присутствии пресвитера или диакона, то они должны равным образом вкушать с подобающим достоинством. И каждый пусть поспешит получить благословение из руки пресвитера или диакона. Подобным образом пусть и оглашенный получает хлеб заклинания. Если будут одни миряне, то они должны поступать с умеренностью, ибо мирянин не может совершать евлогию.

16) Вопросы молитвы.
Ипполит Римский. Апостольское предание.
35. О времени, когда подобает молиться
Пусть верные, после того как проснутся и встанут с постели, перед началом своей работы молятся Богу и затем пусть спешат к труду своему. Если же имеется поучение, то пусть сначала предпочтут его, чтобы пойти и послушать Слово Божие для укрепления своей души. Пусть также будут приложены и к церкви, где процветает Дух.
………………….
41. О времени, когда следует молиться
Все верные, мужчины и женщины, восстав утром ото сна, прежде чем приняться за какую-либо работу, пусть умоют свои руки и помолятся Богу и, таким образом, пусть приступают к своей работе. Если же будет поучение и будет Слово Божие [читаться], то пусть каждый предпочтет лучше идти в то место, считая в сердце своем, что Бог говорит через того, кто наставляет.
Ибо кто молится в церкви, тот сможет избежать опасности дня. Тот, кто опасается этого, пусть считает большим злом не идти в то место, где проповедуют, в особенности же если он умеет читать или если он является просвещенным человеком .

Раскол продолжался и при приемниках Каллиста Урване и Понтиане . В году святой Ипполит и папа Понтиан были сосланы в заточение на остров Сардинию . Там, по-видимому, они и примирились. 28 сентября года Понтиан отказался от епископского престола. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру.

Принято считать, что Ипполит скончался в ссылке на о. Сардиния равно как и папа Понтиан, по-видимому, на каторжных работах в рудниках (по др. версии Ипполит умер мученически, по возвращении из заточения, ок. 252 года). Тела их были перенесены и похоронены в Риме в один день - 13 августа 236 или 237 года. Поэтому в Западной Церкви память их обоих 13 августа. Восточная Церковь почитает св. Ипполита как священномученика 30 января .

В Риме св. Ипполиту воздвигли тогда памятник, на котором был высечен список его трудов (найден в 1551).

Были попытки отождествления со св. Ипполитом тех, кто имел такое же имя. Некоторые из них:

  • Ипполит, податель послания Дионисия александрийского римским христианам (Евсевий. Церковная история VI, 46),
  • Ипполит, антиохийский пресвитер,
  • Ипполит пустынник,
  • Ипполит священномученик (епископ Остии?), пострадавший при Клавдии II (268 - 270),
  • Ипполит – солдат и тюремщик св. Лаврентия . Он принял христианство и после этого был растоптан лошадьми (память 13 августа).

Труды

Св. Ипполит известен как христианский богослов, написавший много сочинений против еретиков. Он - последний крупный римский автор, писавший на греческом, был хорошо знаком с александрийским богословием, прекрасно знал греческую философию и религию.

Им составлены Канон пасхальный, знаменитое сочинение о Христе и Слово об антихристе. Святой Ипполит писал также много толкований на Священное Писание, на Книги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апокалипсис. Часть его сочинений сохранилась лишь в отрывках. Полностью сохранились слова, посвященные богоявлению и пророку Даниилу.

Возможные причины плохой сохранности его произведений:

  • Существовали разногласия св. Ипполита с Римскими епископами.
  • Богословие св. Ипполита не всегда было православным (?).
  • В то время, когда он действовал в Римской церкви, там уже начинал первенствовать латинский язык. Св. Ипполит писал на греческом.

Литература

  • Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002
  • Прот. Валентин Асмус. Патрология (Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 – 1996 уч. г.)
  • Прот. Гавриил Кин. Конспект по Патрологии.
  • Игумен Иларион (Алфеев).Священномученик Ипполит Римский. [Отцы и Учители Церкви III века: Антология. - М.: Либрис, 1996. - Т.2. С. 208-215. ]
  • Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели (I - V вв.). Учебное пособие по патрологии.
  • Lightfoot J. B., The Apostolic Fathers

ИППОЛИТ РИМСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Ипполит Римский (III в.), епископ, богослов, священномученик.

О жизни св. Ипполита уже в IV в. знали мало .

Патриарх Фотий Константинопольский называет св. Ипполита учеником св. Иринея Лионского. Сам св. Ипполит называет себя «преемником Апостолов» и участником в благодати Святого Духа по преемству («Философумены»).

Блаж. Иероним Стридонский в одном из своих писем говорит, что св. Ипполит происходил (род. ок. 170-го или 175-го г.) из римского сословия всадников и до становления священником был римским сенатором. Но достоверность этого свидетельства сомнительна.

Ириней был горячим поборником церк. правоверия и боролся словом и делом с ложными учениями (преимущ. тринитарными). При папе Каликсте I (Каллисте) (217-222 г.) Ипполит отделился от Римской Церкви. Он обвинил папу в послаблении церковной дисциплины и возглавил небольшую группу ригористически настроенных христиан. Его провозгласили епископом Рима . Таким образом, он стал первым в истории Римской Церкви антипапой.

Похоже, раскол продолжался и при приемниках Каллиста Урбане (223 - 230) и Понтиане (230 - 235). В 235 году св. Ипполит и папа Понтиан были сосланы в заточение на остров Сардинию. Там, по-видимому, они и примирились. 28 сентября 235 г. Понтиан отказался от епископского престола. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру.

Принято считать, что Ипполит скончался в ссылке на о. Сардиния равно как и папа Понтиан, по-видимому, на каторжных работах в рудниках (по др. версии Ипполит умер мученически, по возвращении из заточения, ок. 252 года). Тела их были перенесены и похоронены в Риме в один день — 13 августа 236 или 237 года. Поэтому в Западной Церкви память их обоих 13 августа. Восточная Церковь почитает св. Ипполита как священномученика 30 января.

В Риме св. Ипполиту воздвигли тогда памятник, на котором был высечен список его трудов (найден в 1551).

Были попытки отождествления со св. Ипполитом тех, кто имел такое же имя. Некоторые из них:

Ипполит, податель послания Дионисия александрийского римским христианам (Евсевий. Церковная история VI, 46),

Ипполит, антиохийский пресвитер,

Ипполит пустынник,

Ипполит священномученик (епископ Остии?), пострадавший при Клавдии II (268 - 270),

Ипполит - солдат и тюремщик св. Лаврентия. Он принял христианство и после этого был растоптан лошадьми (память 13 августа).

Св. Ипполит известен как христианский богослов, написавший много сочинений против еретиков. Он - последний крупный римский автор, писавший на греческом, был хорошо знаком с александрийским богословием, прекрасно знал греческую философию и религию.

Им составлены Канон пасхальный, знаменитое сочинение о Христе и Слово об антихристе. Святой Ипполит писал также много толкований на Священное Писание, на Книги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апокалипсис. Часть его сочинений сохранилась лишь в отрывках. Полностью сохранились слова, посвященные богоявлению и пророку Даниилу.

Возможные причины плохой сохранности его произведений:

Существовали разногласия св. Ипполита с Римскими епископами.

Богословие св. Ипполита не всегда было православным (?).

В то время, когда он действовал в Римской церкви, там уже начинал первенствовать латинский язык. Св. Ипполит писал на греческом.

Литература

Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002

Прот. Валентин Асмус. Патрология (Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 - 1996 уч. г.)

Прот. Гавриил Кин. Конспект по Патрологии.

Игумен Иларион (Алфеев).Священномученик Ипполит Римский. [Отцы и Учители Церкви III века: Антология. - М.: Либрис, 1996. - Т.2. С. 208-215. ]

Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели (I — V вв.). Учебное пособие по патрологии.

Lightfoot J. B., The Apostolic Fathers

Использованные материалы

http://mystudies.narod.ru/name/h/hippolytus/about.htm

http://www.jmp.ru/svyat/jan30.htm

"Библиологический словарь" священника Александра Меня

http://www.krotov.info/spravki/persons/03person/0236ippo.html

Блж. Иероним. О знаменитых мужах, 61

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона называет его "епископом православного меньшинства римских христиан"

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИППОЛИТ РИМСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИППОЛИТ РИМСКИЙ
    (ум. 258) христианский мученик, пострадавший в Риме в гонение императора Валериана. Был тюремным надзирателем, обращен в христианство священномучеником Лаврентием. Память …
  • ИППОЛИТ в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    (Гипполит) — сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы (или Ипполиты). Отверг любовь мачехи Федры (дочери критского царя Миноса и …
  • ИППОЛИТ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии сын афинского царя Тесея и царицы амазонок Антиопы (варианты: Ипполиты или Меланиппы). Ипполит презирал любовь и славился …
  • ИППОЛИТ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Сын афинского царя Тесея и Ипполиты, царицы амазонок. Согласно легенде, принял обет безбрачия и посвятил себя служению богине девственности Артемиде. …
  • ИППОЛИТ в Лексиконе секса.
  • ИППОЛИТ в Литературной энциклопедии:
    (герой трагедии Еврипида «Ипполит» (428 г. до н.э.). И.- незаконный сын афинского царя Тесея и Амазонки, прекрасный юноша, чьей …
  • ИППОЛИТ в Литературной энциклопедии:
    в греческой мифологии сын Тезея и амазонки, страстный охотник и почитатель девственной богини Артемиды, избегающий женщин и любви; безуспешно преследующая …
  • ИППОЛИТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Гипполит) в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы (или Ипполиты). Отверг любовь мачехи Федры и был оклеветан …
  • ИППОЛИТ ВИШЕНСКИЙ
    иеромонах м-ря Бориса и Глеба в епархии Черниговской; свое путешествие в Иерусалим и на Синай в 1707-9 гг. описал в …
  • ИППОЛИТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Ипполит - сын Тезея и амазонки Антиопы или Ипполиты. Весьма известенмиф о его трагической кончине. Вторая супруга Тезея, Федра, любовькоторой …
  • ИППОЛИТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИППОЛИТ в Энциклопедическом словарике:
    в греческой мифологии сын Тесея, искусный охотник, почитатель Артемиды. Отверг преступную любовь мачехи Федры, за это она оклеветала его перед …
  • РИМСКИЙ
    Р́ИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, Италия, осн. в 1303. В 1996 св. 180 тыс. …
  • РИМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ИМСКИЙ ПАКТ 1935, серия соглашений, заключённых между П. Лавалем (Франция) и Б. Муссолини (Италия). Муссолини отказывался от притязаний Италии на …
  • РИМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ИМСКИЙ КЛУБ, междунар. обществ. орг-ция. Осн. в 1968 с целью исследования развития человечества в эпоху науч.-техн. рев-ции. Объединяет ок. 100 …
  • РИМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "Р́ИМСКИЙ ВОПРОС", конфликт между Ватиканом и итал. гос-вом, возникший в связи с ликвидацией в 1870 Папской обл. (терр. к-рой стала …
  • ИППОЛИТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИППОЛ́ИТ (Hippolytus) Римский (ок. 170 - ок. 236), христ. писатель и учёный, пресвитер в Риме. Возможно, ученик Иринея Лионского. Автор …
  • ИППОЛИТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИППОЛ́ИТ (Нурроlite) Жан (1907-68), франц. философ. Истолковывал философию Гегеля в духе …
  • РИМСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ри"мский, ри"мская, ри"мское, ри"мские, ри"мского, ри"мской, ри"мского, ри"мских, ри"мскому, ри"мской, ри"мскому, ри"мским, ри"мский, ри"мскую, ри"мское, ри"мские, ри"мского, ри"мскую, ри"мское, ри"мских, …
  • ИППОЛИТ
    Принимал душ прямо в …
  • ИППОЛИТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Трагедия …
  • ИППОЛИТ в словаре Синонимов русского языка.
  • РИМСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Относящийся к Риму, римлянам, связанный с ними. 2) Свойственный римлянам, характерный для них и для Рима. 3) Принадлежащий …
  • РИМСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    р`имский (от …
  • РИМСКИЙ
    римский (от …
  • ИППОЛИТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Ипполит, (Ипполитович, …
  • РИМСКИЙ в Орфографическом словаре:
    р`имский (от …
  • ИППОЛИТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Гипполит) , в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы (или Ипполиты). Отверг любовь мачехи Федры и был …
  • РИМСКИЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    римская, римское. Прил. к Рим. Римский форум. Римский народ. Римское право - свод законов древнего Римского государства. Римская церковь - …
  • РИМСКИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    римский прил. 1) Относящийся к Риму, римлянам, связанный с ними. 2) Свойственный римлянам, характерный для них и для Рима. 3) …
  • РИМСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1. Относящийся к Риму, римлянам, связанный с ними. 2. Свойственный римлянам, характерный для них и для Рима. 3. Принадлежащий …
  • РИМСКИЙ
    прил. 1. Относящийся к Древнему Риму как к государству, к Риму как к столице Италии и к римлянам, связанный с …
  • РИМСКИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    прил. Папа …
  • МАВР РИМСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мавр Римский, имя нескольких мучеников Мч. Мавр Римский (+ 283 , память 19 марта), …
  • КИРИАК РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кириак Римский, имя следующих лиц: сщмч. Кириак Римский, диакон (IV в., память 7 июня …
  • ИППОЛИТ РИМСКИЙ, МУЧЕНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ипполит Римский (+ 258), начальник и смотритель тюрем в Риме, мученик. Память 13 августа …
  • ИППОЛИТ (ЯКОВЛЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ипполит (Яковлев) (+ 1937), игумен. В миру Яковлев Иван Степанович. С осени 1905 года …
  • ИППОЛИТ (ХИЛЬКО) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ипполит (Хилько) (род. 1955), епископ б. Хустский и Виноградовский. В миру Хилько Алексей Алексеевич, …
  • АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александр Римский, имя нескольких лиц: Сщмч. Александр I Римский (+ ок. 119 , память 16 …
  • АДРИАН V РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Адриан V (Фиески, граф Лаваньи) (ок. 1205 - 1276), папа Римский. В миру Оттобоне …
  • АДРИАН IV РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Адриан IV (Брейкспир) (ок. 1100 - 1159), папа Римский. В миру Николай Брейкспир (Nicholas …
  • АДРИАН I РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Адриан I (+ 795), папа Римский. Происходил из знатной римской фамилии. Вступил на Римский …

ИППОЛИТ РИМСКИЙ (Hippolytus) - бо-го-слов, хри-сти-ан-ский свя-той.

О жиз-ни Ипполита Римского со-хра-ни-лись лишь от-ры-воч-ные све-де-ния. Ро-дил-ся, ве-ро-ят-но, в Ма-лой Азии; там же изу-чал бо-го-сло-вие, эк-зе-ге-зу, ора-тор-ское искусство. Позд-ние ис-точ-ни-ки (пат-ри-арх Фо-тий) на-зы-ва-ют Ипполита Римского уче-ни-ком Ири-нея Ли-он-ско-го. В пон-ти-фи-кат па-пы Зе-фи-ри-на (198-217 годы или 218 год) при-был в Рим, то-гда же был по-став-лен пре-сви-те-ром; около 212 года про-по-ве-ди Ипполита Римского слу-шал по-бы-вав-ший в Ри-ме Ори-ген. При-об-рёл ши-ро-кую из-вест-ность как зна-ток греческого фи-лософского на-сле-дия (пре-ж-де все-го - со-чи-не-ний Ге-рак-ли-та), а так-же как стро-гий рев-ни-тель ор-то-док-сии и внут-ри-цер-ков-ной дис-ци-п-ли-ны. В по-ле-ми-ке с ере-сью мо-нар-хи-ан, стре-мясь под-черк-нуть раз-ли-чие От-ца и Сы-на в Святого Трои-це, Ипполит Римский скло-нял-ся к оче-вид-но-му суб-ор-ди-на-цио-низ-му (что в даль-ней-шем по-зво-ли-ло па-пе Кал-лик-сту об-ви-нить его в двое-бо-жии).

По-сле из-бра-ния Кал-лик-ста гла-вой римской Церк-ви (218 год) пол-но-стью по-рвал с ней об-ще-ние и был из-бран епи-ско-пом греческим мень-шин-ст-вом сво-их сто-рон-ни-ков. Кри-ти-ко-вал по-зи-цию Кал-лик-ста в во-про-се о внут-ри-цер-ков-ной дис-ци-п-ли-не, об-ви-няя его в чрез-мер-ной снис-хо-ди-тель-но-сти к каю-щим-ся греш-ни-кам, объ-яс-няю-щей-ся лич-ной не-безу-преч-но-стью, под-чёр-ки-вал при-вер-жен-ность Кал-лик-ста са-вел-ли-ан-ст-ву. Как пер-вый в ис-то-рии Церк-ви ан-ти-па-па (217-235 годы), Ипполит Римский про-ти-во-сто-ял за-кон-но из-бран-ным пре-ем-ни-кам па-пы Кал-лик-ста - Ур-ба-ну I (222-230 годы) и Пон-циа-ну (230-235 годы). Как и па-па Пон-ци-ан, около 235 года по при-ка-зу императора Мак-си-ми-на был вы-слан из Ри-ма на остров Сар-ди-ния для ра-бо-ты в руд-ни-ках. Со-глас-но тра-ди-ции, на Сар-ди-нии со-стоя-лось при-ми-ре-ние Ипполита Римского и Пон-циа-на, по-сле че-го Ипполит Римский доб-ро-воль-но от-ка-зал-ся от епи-скоп-ско-го са-на, убе-ж-дая сво-их сто-рон-ни-ков вой-ти в ло-но римской Церк-ви. Скон-чал-ся на Сар-ди-нии, в 236 или 237 году пе-ре-за-хо-ро-нен в римском пред-местье Агер-Ве-ра-нус на Виа-Ти-бур-ти-на.

Ан-тич-ные и ран-не-сред-не-ве-ко-вые ис-точ-ни-ки (например, Ев-се-вий Ке-са-рий-ский , «Цер-ков-ная Ис-то-рия», VI, 22; Ие-ро-ним Бла-жен-ный, «О зна-ме-ни-тых му-жах», 61) на-зы-ва-ют Ипполита Римского ав-то-ром зна-чительного чис-ла ши-ро-ко из-вест-ных по-ле-мических, апо-ло-ге-тических, эк-зе-ге-тических, дог-ма-тических и да-же ка-но-нических со-чи-не-ний. Боль-шин-ст-во эк-зе-ге-тических со-чи-не-ний Ипполита Римского, сре-ди ко-то-рых - «Тол-ко-ва-ние на Шес-тод-нев», «О том, что бы-ло по-сле Шес-тод-не-ва», или «На Бы-тие», «Тол-ко-ва-ние на Книге Су-дей», «Тол-ко-ва-ние на Книге Руфь», «Тол-ко-ва-ние Пес-ни Пес-ней», тол-ко-ва-ния на про-ро-ков и др., со-хра-ни-лось лишь во фраг-мен-тах, экс-цер-птах или упо-ми-на-ни-ях других ав-то-ров, в позд-ней-ших пе-ре-во-дах; о не-ко-то-рых со-чи-не-ни-ях из-вест-но толь-ко по на-зва-нию. К эк-зе-ге-тическим со-чи-не-ни-ям Ипполита Римского при-мы-ка-ет так-же его дог-ма-ти-ко-эк-зе-ге-тическое сочинение «О Хри-сте и ан-ти-хри-сте» в 67 гла-вах.

Эк-зе-ге-за Ипполита Римского де-мон-ст-ри-ру-ет тес-ную связь с тра-ди-ци-ей алек-сан-д-рий-ской шко-лы, по-сколь-ку не-ма-ло-важ-ное зна-че-ние в эк-зе-ге-зе Ипполита Римского име-ют прин-ци-пы ино-ска-за-тель-но-го тол-ко-ва-ния. Наи-бо-лее зна-чи-мое по-ле-мическое со-чи-не-ние Ипполита Римского - «Об-ли-че-ние всех ере-сей» (в 10 кни-гах; сохранились кни-ги 1, 4-10), из ко-то-ро-го дли-тель-ное вре-мя бы-ла из-вест-на лишь соб-ст-вен-но 1-я книга - «Фи-ло-со-фу-ме-ны», не-ред-ко при-пи-сы-вав-шая-ся Ори-ге-ну. Со-чи-не-ние яв-ля-ет-ся важ-ным ис-точ-ни-ком по ис-то-рии ран-ней Церк-ви, осо-бен-но за счёт под-роб-но-го, не-ред-ко до-слов-но-го из-ло-же-ния клю-че-вых ас-пек-тов ере-тических уче-ний (мо-нар-хи-ан , са-вел-ли-ан, но-эци-ан, ел-ке-заи-тов и др.), а так-же пред-став-ля-ет ин-те-рес бла-го-да-ря экс-цер-птам из ан-тич-но-го греческого фи-лософского на-сле-дия. Как по-ле-ми-че-ские ха-рак-те-ри-зу-ют-ся так-же со-чи-не-ния: «Крат-кое оп-ро-вер-же-ние ере-сей» (не сохранилось), «Го-ми-лии на ересь Но-эта» (сохранилось 18 глав), «Гла-вы про-тив Гайя» (фраг-мен-ты в сирийском пе-ре-во-де), «К Мар-кио-ну», «Про-тив ма-гов» (не сохранилось).

К апо-ло-ге-тическим со-чи-не-ни-ям Ипполита Римского от-но-сят-ся: «К эл-ли-нам и Пла-то-ну о сущ-но-сти все-го», «До-ка-за-тель-ст-во к иу-де-ям» (из-вест-ны во фраг-мен-тах).

День па-мя-ти в Русской пра-во-слав-ной церк-ви - 30 января (12 февраля); в Рим-ско-ка-то-лической церк-ви - 13 ав-гу-ста.

Сочинения:

Opera / Ed. H. Fabricius. Hamb., 1716-1718. Vol. 1-2;

Migne PG. T. 16; Тво-рения св. Ип-по-ли-та, епи-ско-па Рим-ско-го. Ка-зань, 1898-1899. Вып. 1-2.

  • Разделы сайта