Верность и измена в рассказе «Темные аллеи. Тема любви в рассказе И

Тема любви всегда волновала Бунина, и наиболее известные свои произведения он посвятил ей: роман «Жизнь Арсеньева», рассказы «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Солнечный удар» и другие. Но в конце своей жизни он опять обращается к ней, создавая цикл рассказов «Темные аллеи», по-новому осмысливая любовь, страсть, жизнь и смерть. В этих рассказах любовь чаще всего разделенная (Бунин не показывает трагедию неразделенной любви), но заканчивается это чувство всегда разлукой, смертью, убийством или самоубийством. По мысли Бунина, любовь, самое сильное и глубокое переживание человека, - всегда лишь короткая яркая вспышка, которая оставляет свой след на всю жизнь, она всегда заставляет страдать, это драма человеческой жизни.

В рассказе «Темные аллеи», который открывает сборник, прослеживается та же мысль: любовь не может быть счастливой, она может преобразить всю жизнь человека, но всегда приводит к разлуке. Сюжет рассказа очень прост: старик-военный проездом останавливается на постоялом дворе, хозяйкой которого оказывается бывшая крепостная, с которой когда-то он был в близких отношениях. Выясняется, что она до сих пор любит его, ничего не забыла, даже не вышла замуж. Герой рассказа Николай Алексеевич вспоминает прошлое, свою любовь, счастье, которое ему дала эта женщина. Но представить ее своей женой он не может, он уезжает, полный прежних переживаний, воспоминаний и грусти. На первый взгляд все очень просто, но на самом деле этот сюжет позволяет описать всю жизнь героев, объяснить их характеры, поведение, взгляды на жизнь.

Очень часто рассказы Бунина начинаются пейзажем, не стал исключением и этот: «В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями подкатил закиданный грязью тарантас».

Этот пейзаж сразу навевает на читателя мрачное настроение и грусть. Такое же настроение и у главного героя рассказа, но оно меняется тогда, когда приходит хозяйка постоялого двора - «темноволосая, тоже чернобровая и тоже красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку». Если бы она не назвала его по имени-отчеству, он бы и не узнал ее. Он удивляется, что она, с ее красотой, не вышла замуж. Ее слова заставляют его покраснеть: «Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело... Поздно теперь укорять, ведь, правда, очень бессердечно бы меня бросили, -сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уже не говоря обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня - помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи». Героиня сохранила свою любовь, пронесла это чувство через всю жизнь. Она не может простить его: «Как не было у меня ничего дороже вас в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне.вас нельзя». Герой рассказа тоже не был счастлив: жена его бросила, сын вырос негодяем. Он понимает, что потерял самое дорогое, что у него было, что лучшие минуты его жизни он провел с Надеждой. Однако герой быстро успокаивается, думая: «Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

Уезжая с постоялого двора, он вспоминает строки из стихотворения Огарева: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи...» Эти строки придают поэтичность и легкую грусть рассказу о прошедшей любви. Эта любовь осталась на всю жизнь у Надежды, это были «истинно волшебные» минуты жизни героя, и хотя любовь не состоялась, она останется в их жизни навсегда, она проложила глубокий след в человеческой душе.

Любовь в изображении Бунина очень трагична, но всегда прекрасна, любовь - это великий дар, который дается не всем. Подтверждение этому мы находим в рассказе «Темные аллеи».

Сочинение

Сборник рассказов «Темные аллеи», созданный в годы второй мировой войны в эмиграции, Бунин считал самым лучшим, что написал в жизни. Чистым родником душевного подъема был он для писателя в это непростое время. Тема любви объединяет все новеллы цикла. Часто это чувство трагично. Оно не приносит ни «счастья», ни «несчастья». Но катастрофичность - в самой природе любви, по мысли И. А. Бунина. Что такое неразделенная любовь? Можно ли задержать, продлить, вернуть ее?

Рассказ «Темные аллеи», давший название сборнику, был написан, по признанию самого Бунина, «очень легко, неожиданно».

Писатель вспоминает: «Перечитывал стихи Огарева и остановился на известном стихотворении:

Была чудесная пора
Они на берегу сидели,
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели…
Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея…»

Так возникает образ «темный аллей», его первоначальное значение. Впоследствии приходит мысль о «темных аллеях» человеческой души, ее непостижимости.

История отношений Надежды и Николая Алексеевича, героев рассказа «Темные аллеи», проста, как сама жизнь. Через тридцать лет встретились люди, когда-то очень любившие друг друга. Она - хозяйка «частной горницы» при почтовой станции, он - «стройный старик-военный», остановившийся в осеннее ненастье отдохнуть и пообедать. Владелицей теплой и опрятной горницы оказалась Надежда, «красивая не по возрасту женщина», темноволосая, «с темным пушком на верхней губе». Она узнала бывшего возлюбленного сразу, сказала, что замуж не выходила, потому что любила всю жизнь его, несмотря на то что «бессердечно» он ее бросил. Простить же так и не смогла. Николай Алексеевич женился, как ему казалось, по любви, но счастлив не был: оставила жена, изменив тому, который ее «без памяти любил», сын вырос «негодяем» и «мотом».

Вот, кажется, и вся история, в которой поправить ничего нельзя. Да и надо ли что-то менять? Есть ли в этом смысл? На такие вопросы Бунин не дает ответов. Мы же не знаем, что было в прежней жизни наших героев. Однако думается, что легким флиртом казались тогда Николаю Алексеевичу отношения с крепостной красавицей Надеждой. Он и теперь недоумевает: «Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

У Надежды же ничего не осталось в жизни, кроме воспоминаний о первой любви, хотя она крепко живет, «деньги в рост дает». Ее уважают за справедливость, за прямоту, за ум. Бывшая крепостная осталась нравственно цельной, заставила уважать себя.

Николай Алексеевич уехал, не справившись с нахлынувшими чувствами, вспоминая волшебные стихи, которые когда-то читал любимой: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…»

Значит, след в душе остался достаточно глубокий, не отступали воспоминания. Да и кому не лестно быть единственным в жизни? Заноза в сердце засела крепко, теперь уже навсегда. А как же иначе? Ведь выяснилось, что больше любви и не случилось. Шанс дается только один раз. Им нужно было воспользоваться, пережив, возможно, разрыв с родными, непонимание и осуждение друзей, а может, и отказавшись от карьеры. Все это по плечу настоящему Мужчине, способному любить и защищать свою Женщину. Для такого нет сословных различий, он не принимает закон общества как обязательный, а бросает ему вызов.

Но наш герой не может ни понять, ни оценить своих поступков, поэтому покаяния не происходит. Зато любовь живет в сердце Надежды, которая не опускается до упреков, жалоб, угроз. Она полна человеческого достоинства и благодарна судьбе, подарившей ей на закате дней встречу с тем, которого она когда-то «Николенькой звала», которому отдала «свою красоту, свою горячку».

Истинная любовь ничего не требует взамен, ничего не просит. «Любовь прекрасна», ибо только любовью можно ответить на любовь…

Другие сочинения по этому произведению

«Незабываемое» в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» «Темные аллеи» (история написания) Анализ рассказа И. А. Бунина «Часовня» (Из цикла «Темные аллеи») Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена (по рассказу И.А. Бунина "Темные аллеи") Герои Бунина живут под звездою рока Единство цикла рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» Идейно-художественное своеобразие книги Бунина «Темные аллеи» Любовь в произведениях И. А. Бунина Мотив любви «как солнечного удара» в прозе И. А. Бунина Особенности темы любви в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи». Поэзия и трагедия любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» Проблема любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» Рецензия на рассказ И.А. Бунина "Ворон" Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века. (И.А.Бунин. «Темные аллеи».) Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина "Темные аллеи" Философия любви в цикле И. А. Бунина "Темные аллеи" Тема любви в рассказе Бунина «Темные аллеи» Рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи» (восприятие, истолкование, оценка)

О любви можно говорить бесконечно. В центре вни-мания И. А. Бунина во всех рассказах цикла «Темные аллеи» — любовь мужчины и женщины. Но в каждом рассказе автор показывает разные оттенки этого чув-ства: это и платоническая любовь, и неуемная страсть, и измена, предательство, и любовь-самопо-жертвование, и любовь-вспышка и многое-многое другое.

Один из самых лиричных рассказов цикла — рас-сказ «Темные аллеи», которым и открывается сбор-ник. Сюжет его незатейлив и прост. Николай Алек-сеевич, герой рассказа, называет произошедшее с ним пошлой, обыкновенной историей. Так ли это?

Теперь уже старик — военный, мужчина лет шес-тидесяти, он останавливается на постоялом дворе «от-дохнуть или переночевать, пообедать или спросить са-мовар». Николай Алексеевич еще не утратил своего обаяния и красоты, но автор подмечает его усталый взгляд. Хозяйкой постоялого двора неожиданно для него оказывается его бывшая возлюбленная. Она ис-правно держит хозяйство, в горнице у нее «тепло, сухо и опрятно». Надежда «деньги дает в рост», бога-теет. Нравом крута, но справедлива. Она тоже еще красива и привлекательна.

Герои не виделись тридцать лет, многое измени-лось в их жизни за эти годы. Надежда стала крепкой хозяйственницей, в быту у нее все ладится. А вот в личной жизни... Надежда одинока.

При встрече между героями состоялся не очень приятный для Николая Алексеевича разговор. Не-приятный, потому что тогда, тридцать лет назад, он бросил Надежду. Сама встреча со старой любовью ста-ла для героя потрясением. Тридцать лет назад герои-ня жила при господах, была крепостною. Она полюби-ла «Николеньку» и доверила ему свою «горячку». Что же имела героиня в ответ? Предательство.

Любила она всей душой, глубоко и страстно, как любят только раз в жизни, потому и теперь Надежда все еще одна. Ни забыть, ни простить Николая Алек-сеевича героиня не смогла. Он же о содеянном, види-мо, долго не вспоминал. Женился, жену «без памяти любил. А та изменила, бросила». Сын, которого герой «обожал» и на которого возлагал надежды, вырос «не-годяем, мотом, подлецом, без сердца, без чести, без со-вести».

Все в жизни возвращается человеку, и хорошее, и плохое. Вернулось и Николаю Алексеевичу. Никогда в жизни он не был счастлив и признает, что именно Надежда дала ему «лучшие минуты жизни», « и не лучшие, а истинно волшебные». В Надежде герой по-терял «самое дорогое, что имел в жизни».

А ведь счастье было так возможно! Но кажется ли оно возможным герою? Уезжая с постоялого двора, он пытается представить Надежду хозяйкой своего петер-бургского дома, матерью своих детей. Судя по тепе-решнему образу жизни героини, эта роль ей удалась бы. Но Николай Алексеевич, «закрывая глаза, качал головой». Нет, он и теперь, осознавая, что жизнь про-шла впустую, не может побороть в себе те социальные предрассудки, которые тридцать лет назад помешали ему сделать правильный выбор. Он сломал чужую судьбу, сломал и собственную. «Да, пеняй на себя»,— говорит герой себе, понимая, что винить в сложившей-ся ситуации ему некого, и тем не менее, он и сегодня, повторись прежняя история, поступил бы так же.

Характера Надежды, ее духовной сущности, Нико-лай Алексеевич так и не понял, ей, через всю жизнь пронесшей свое страдание, он говорит, что «с годами все проходит», «все забывается», что между ними произошла всего-навсего «история пошлая, обыкно-венная».

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами. На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый.
Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
- Налево, ваше превосходительство, - грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.

В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами - разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.

Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове - седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:
- Эй, кто там!

Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой.
- Добро пожаловать, ваше превосходительство, - сказала она. - Покушать изволите или самовар прикажете?

Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:
- Самовар. Хозяйка тут или служишь?
- Хозяйка, ваше превосходительство.
- Сама, значит, держишь?
- Так точно. Сама.
- Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведешь дело?
- Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.
- Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.
- И чистоту люблю, - ответила она. - Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.
- Надежда! Ты? - сказал он торопливо.
- Я, Николай Алексеевич, - ответила она.
- Боже мой, боже мой! - сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. - Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?
- Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?
- Вроде этого… Боже мой, как странно!
- Что странно, сударь?
- Но все, все… Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:
- Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?
- Мне господа вскоре после вас вольную дали.
- А где жила потом?
- Долго рассказывать, сударь.
- Замужем, говоришь, не была?
- Нет, не была.
- Почему? При такой красоте, которую ты имела?
- Не могла я этого сделать.
- Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?
- Что ж тут объяснять. Небось помните, как я вас любила.

Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.
- Все проходит, мой друг, - забормотал он. - Любовь, молодость - все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».
- Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело.

Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся:
- Ведь не могла же ты любить меня весь век!
- Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот… Поздно теперь укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили, - сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня - помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи», - прибавила она с недоброй улыбкой.
- Ах, как хороша ты была! - сказал он, качая головой. - Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?
- Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.
- А! Все проходит. Все забывается.
- Все проходит, да не все забывается.
- Уходи, - сказал он, отворачиваясь и подходя к окну. - Уходи, пожалуйста.

И, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил:
- Лишь бы бог меня простил. А ты, видно, простила.

Она подошла к двери и приостановилась:
- Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя. Ну да что вспоминать, мертвых с погоста не носят.
- Да, да, не к чему, прикажи подавать лошадей, - ответил он, отходя от окна уже со строгим лицом. - Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно, - жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, - пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история. Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.

Она подошла и поцеловала у него руку, он поцеловал у нее.
- Прикажи подавать…
Когда поехали дальше, он хмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!» Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда. «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?»
К закату проглянуло бледное солнце. Кучер гнал рысцой, все меняя черные колеи, выбирая менее грязные, и тоже что-то думал. Наконец сказал с серьезной грубостью:
- А она, ваше превосходительство, все глядела в окно, как мы уезжали. Верно, давно изволите знать ее?
- Давно, Клим.
- Баба - ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает.
- Это ничего не значит.
- Как не значит! Кому ж не хочется получше пожить! Если с совестью давать, худого мало. И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя - пеняй на себя.
- Да, да, пеняй на себя… Погоняй, пожалуйста, как бы не опоздать нам к поезду…

Низкое солнце желто светило на пустые поля, лошади ровно шлепали по лужам. Он глядел на мелькавшие подковы, сдвинув черные брови, и думал:
«Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! „Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…“ Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, качал головой.

«Темные аллеи» - так назван рассказ И. А. Бунина, в свою очередь давший заглавие целой книге, опубликованной в Нью-Йорке в 1943 году и проникнутой сильным чувством тоски по России. Сам писатель назвал этот сборник книгой о любви. Она стала последним произведением Бунина-прозаика, завершением его творческого пути. Почему «Темные аллеи» автор связывал с Россией?

Кругом шиповник алый цвел,
Стояли темных лип аллеи…

Темные липовые аллеи - характерная особенность русских усадеб, составлявших их красоту. Именно там, под сенью тенистых лип, зародилась первая молодая любовь Надежды и Николая Алексеевича - главных героев рассказа.

О чем же этот рассказ? О любви, о встрече, о жизни двух людей. Фабула его проста: в молодости была любовь; потом наступило расставанье, длившееся тридцать лет; многолетняя разлука прерывается встречей главных героев на почтовой станции. Именно эти события из жизни сорокавосьмилетней Надежды и шестидесятилетнего Николая Алексеевича выбирает Бунин, считая их главными. Историю же семейной жизни главного героя писатель рассказал нам кратко, всего лишь в пяти предложениях. (Без памяти любил жену - но она его бросила; обожал сына - а вырос из него негодяй). Покинув Надежду и женившись на женщине своего круга, Николай Алексеевич не стал счастливым. Он не смог переступить через давно установившиеся в обществе правила. И ему надо было прожить большую жизнь, чтобы понять очень важную истину - деньги, высокое социальное положение вовсе не являются главными в жизни. Для счастья человеку нужно всего лишь малость - надо любить по-настоящему, искренно и бескорыстно. Жена Николая Алексеевича его не любила, ее интересовали только деньги. «А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя», - с болью говорит Николай Алексеевич. Поэтому их сын не стал хорошим человеком, а «…вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…», так как вырос без любви.

«В чем же источник трагедии, сопровождающий всякую большую любовь?» - словно спрашивает своих читателей Бунин. И сам же отвечает: «В социальном неравенстве». В прошлом главные герои любили друг друга и были счастливы. Но прошло время, и Николай Алексеевич бросил Надежду («история пошлая, обыкновенная»). Он предпочел отказаться от любви простой девушки, поддавшись общественному мнению. Его волновало то обстоятельство, что люди из высшего общества скажут о нем и Надежде и как она будет выглядеть в окружении светских барышень.

«Что, если б я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» - с ужасом представляет себе Николай Алексеевич. Его возлюбленная не имела ни богатства, ни знатности, ни имени, ни положения в обществе, но она обладала богатой душой. К сожалению, такого приданого было не достаточно для счастья Николая Алексеевича.

Кому же из героев рассказа Бунин отдает предпочтение? Конечно, Надежде. Эта женщина простого звания так и не вышла замуж и сохранила свою любовь к человеку из высшего общества, который оскорбил ее чувства. Преданность и верность, благородство и великодушие - вот те качества, раскрывающие богатство души простого человека. А сам Николай Алексеевич, поддавшись условностям светского общества, выглядит жалким, малодушным и слабохарактерным. Безусловно, для него любовь к Надежде воспринимается как прекрасное мгновение, а для самой Надежды, сохранившей чувство на долгие годы, любовь - это вся жизнь.

В рассказе «Темные аллеи» Бунин привлекает внимание читателей к проблемам лирико-философского характера, когда размышляет о любви, времени и памяти. Влюбленный человек воспринимает мир и людей идеальными. Но время неумолимо бежит вперед и заставляет все забыть. Память выбирает из прошлого и поэтически преображает те мгновения, когда человек по-настоящему любил и был счастлив. Бунин описал в своем рассказе именно такую ситуацию, когда его стареющий герой вспомнил о своей любви к Надежде как об «истинно волшебных» минутах жизни: «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни… Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а волшебные!» «Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело, - отвечает Надежда. - Все проходит, да не все забывается». Много событий было в ее жизни: «Долго рассказывать, сударь». Но жила она только любовью к Николаю Алексеевичу.

«О любви не говори, о ней все сказано». Однако Бунин говорит об этом чувстве по-своему. Для героев его рассказа «Темные аллеи» и других рассказов из этого сборника любовь - это «недоумение счастья», это мгновение, которое трагично уже потому, что его нельзя вернуть. К пониманию этого герои Бунина приходят не сразу, а позже. Это может наступить и через пятнадцать минут после расставания с любимой («Солнечный удар»), и через тридцать лет («Темные аллеи»). Чувство любви у Бунина лишено пошлости, оно высокодуховно.

Рассказ «Темные аллеи» - небольшой по объему (всего четыре страницы) - но глубокий по содержанию, задает тон всему дальнейшему повествованию. Он часть целостного восприятия художественного мира, содержащего неповторимые черты авторской индивидуальности.

  • Разделы сайта