Зилантов женский монастырь. Монастырь

Как добраться.
1. от жд вокзала Казани до остановки «Адмиралтейская слобода» (5 минут)
2. троллейбусом №№ 3,4, 10 или маршруткой, идущей через Кировский район, до остановки «Гладилова», «1мая».

Мы совместили поездку в Старое Аракчино (Храм всех религий) с вылазкой по пути на Адмиралтейской слободе и прогулкой до монастыря. Проходите по перрону в направлении от Казани до конца, переходите дорогу, и двигаетесь вдоль дороги в том же направлении минуты 3-4, далее на повороте вправо, вдоль гаражей метров 200, и влево, к монастырю. Это я описываю долго, а куда идти, видно уже от станции – ориентируйтесь на купола. К тому же, именно когда идешь от станции (не в курсе, как идти, если приехал на троллейбусе или маршрутке), монастырь сначала появляется на вершине холма, а потом становится виден весь, получаются удачные фото. Еще отсюда хорошо виден Кремль и Кул-шариф.

Кстати, фото на территории только с благословления настоятельницы, как прокричала нам одна особь через всю территорию, муж послушался, я – разумеется, нет

Зилантова гора - вне сомнений, одно из самых легендарных и овеянных сказаниями мест в Татарстане. Может быть, даже самое легендарное. Некоторые предания утверждают, что первоначально древнейшая Казань будто бы возникла именно здесь, а не на Кремлевском холме. Но данные археологии это пока не подтверждают. «Зилантова» гора (Джилан Тау) - означает "змеиная". А змея - существо особое почти для всех без исключения народов дохристианской эпохи. Тем более, если эта змея... крылатая и - неуничтожимая обычным способом. Именно такая змея взяла да и завелась, согласно легендам, на горе, позже прозванной ее именем. "Завелась" очень симптоматичным способом, о котором почему-то мало кто из исследователей истории и фольклора задумывался. Дело в том, что основатели древней Казани, булгары, решили вывести водившихся на горе обычных змей, но "вывести" непременно шаманско-колдовским способом, ведь другого они не знали. По одной легенде, колдун, по другой - "девица" (или даже "сноха хана Али-Бея, известная своими чарованиями") произвели обряд сожжения змей. Обычных-то змей сожгли, но вот после этого начало твориться что-то совсем неладное. Собравшиеся у шаманского костра вдруг с криками бросились бежать от внезапно напавшего на них суеверного ужаса: всем разом померещилось, что их преследует по воздуху возникший из огня 2-главый или даже 12-главый змей. В результате, в конце концов случилось то, что было нужнее всего духу: жители поняли бесполезность борьбы и стали регулярно "задабривать" его жертвами, в результате чего он из врага сделался "покровителем и хранителем" города. Как тут не вспомнить дивно символичный герб Москвы, ныне вставленный в середину официально утвержденного Российского Государственного Герба: Св. Георгий Победоносец пронзает змея, точь-в-точь, один к одному повторяющего изображение Зиланта!

В 1552 году состоялся всем известный, овеянный легендами, последний Казанский поход. 2 октября 22-летний царь Иоанн, которого тогда еще никто не называл Грозным, въехал во "взятую мечом", переполненную трупами Казань. Никогда еще прежде в истории России не было побед такого масштаба: пало под ее мощью целое соседнее государство! Притом государство, с которым за 100 с небольшим лет его существования было 13 больших войн, не считая мелких стычек. Но и жертвы тоже были - прежде неслыханные: всеми отмечалось, что количество убитых 2 октября, которых так до конца никто и не смог посчитать, сопоставимо разве что с погибшими на Куликовом поле.

Много поминальных монастырей и храмов было основано на Руси после Куликовской битвы. Иван IV после взятия Казани тоже основал поминальный Успенский монастырь: на Казанке. В тот же вечер 2 октября он, согласно летописям, "повеле царское знамя прияти и место очертити и поставити церковь во един день, и повелел Монастырю ту быти". С самого начала монастырь был воздвигнут Иваном IV на месте братской могилы воинов, павших при взятии Казани. "Сия обитель - жертва благодарения Богу... иноки сей обители будут живыми свечами пред Господом и даем им завещание на веки веков петь панихиды по убиенным родителям нашим...", - произнес, согласно летописи, юный царь, оплакивая павших витязей. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой, и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору.

Все путешественники, прибывавшие в Казань хотя бы проездом, никак не могли миновать Зилантова монастыря. И это было очень символично. Значение Зилантова монастыря для Казани можно сравнить со значением Новодевичьего - для Москвы. Обе обители стоят " на духовной страже", на западной окраине своих городов и, по совпадению, главной святыней двух монастырей является Смоленская икона Божьей Матери - только разные ее списки XVI века.

Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), много жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году. В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф, выходец из Украины, сосланный по обвинению в ереси. В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил - ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии.

В августе 1918 года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе были установлены орудия. Когда в том же году Красная армия ворвалась в Казань, то десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.

Ансамбль на самой Зилантовой горе был почти стерт с лица земли (кроме Всехсвятской церкви - 1681 г., перестроен и приобрел современный вид в 1890-е гг. и Настоятельского корпуса - 1808). Бывший мужской монастырь возрожден как женский - единственный женский в Казани и окрестностях. Все остальное – новодел, начала 21 века.

Зилантов Свято-Успенский монстырь - монастырь, расположенный в г. Казани на Зилантовой горе, в 2-х с лишним километрах ниже от Казанского кремля по старому руслу реки Казанка.
Монастырь основан Иоанном IV 15 октября 1552 года после взятия города, был построен на том месте, где стояла царская палатка и походная церковь и где были похоронены русские воины, убитые под стенами Казани. В 1559 разлив Волги подмыл и разрушил монастырские стены, после чего монастырь был перенесён на вершину горы.
Московская царственная чета приняла близкое участие в деле возобновления монастыря на его новом месте. Царь Иоанн Васильевич и царица Анастасия пожертвовали 400 рублей (сумма по денежной системе того времени весьма значительная) на монастырское строение, а царица Анастасия сверх того принесла для монастырской церкви в дар целый иконостас.


Старая фотография Зилантова монастыря - почти весь комплекс монастыря был разрушен.

Название монастыря связано с преданиями о мифическом существе Зиланте.

Существует много легенд о Зилантовой горе. Вот одна из них.
«Однажды хан велел привести к себе девушку, которая громко порицала его, основателя города.
– Почему ты ругаешь меня, красавица?
– О, великий основатель города, ты не знаешь, как тяжело женщинам носить воду так далеко. Вот бы перенести город поближе к воде.
– Поближе к воде есть удобный холм, но там много змей и диких свиней, - возразил хан.
– Разве колдуны великого хана не могут с этим справиться? - сказала девушка.

Хан решил перенести город на холм, где сейчас стоит Кремль. Но место это было неудобным, так как было заполнено змеиными гнёздами. Люди пугались змеиного свиста и обходили холм стороной. За зиму свезли на гору множество хвороста и соломы, а весной, когда змеи выползли на солому, всё это подожгли.

Огонь уничтожил всех змей, больших и малых. Но один змей, крылатый, кинулся вслед за богатырём, который поджёг солому. Настиг змей богатыря у села Чурилина, возле оврага, что по-татарски называется Алты-кутар, а у русских - Кутарка и разорвал на 6 частей. Позже обгоревший змей поселился на горе Джилантау, откуда по ночам вылетал в сторону казанской крепости и наводил страх на её жителей».

Охранник монастыря сказал, что колокола старые, были сохранены в свое время. А выглядят как новоделы.

Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. В нём находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), храм Всех Святых (1681 г., перестроен в 1890-е гг.), Святые ворота с шатровой колокольней на южной стене (1897), зубчатые белокаменные стены (1822), много жилых и хозяйственных построек, в т.ч. Настоятельский корпус, уцелевший до наших дней (1808).

Церковь Владимира Равноапостольного

К монастырю приписан храм-памятник с церковью во имя иконы Спаса Нерукотворного, сооруженный над братской могилой воинов, павших под Казанью. В дошедшем до наших времен виде новый храм освящен 30 августа 1823 года архиепископом Амвросием.

На этом месте с 1720 по 1923 год стоял храм честь святого Алексия, митрополита Мосовского и всея России чудотворца. 10 сентября 1918 года в трапезной этого храма был расстрелян архимандрит Сергий с братией Зилантова монастыря.

Троицкий собор монастыря - точная копия одноименного собора Троице-Сергиевой Лавры.

В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф, выходец из Украины, сосланный по обвинению в ереси. В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил, автор первой в России многотомной истории философии.

На территории монастыря установлен крест. Надпись под крестом гласит: "Памяти воинов отдавших свои жизни за веру православную и Отечество, послушников добровольно и безропотно подъемлющих крест послушания, и всех известных и безизвестных православных молитвенников и праведников, монашествующих и мирян, чьим молитвенным подвигом держится сей мир".

Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году. В 1918 году именно здесь устанавливали белочехи свои орудия.

Раньше имела обитель и церковно-приходскую школу, находившуюся подле Зилантовой горы вне стен монастыря и помещавшуюся в одноэтажном деревянном здании на каменном фундаменте. В школе училось около сорока мальчиков, из коих до половины - чуваши, жившие в помещении школы на полном иждивении обители. Школа была освящена и открыта 17 сентября 1909 года попечением архиепископа Казанского Никанора (Каменского) и усердием настоятеля Зилантова монастыря архимандрита Сергия.

В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. Когда в августе 1918 года Казань была занята белочехами, то на Зилантовой горе, почти перед входом в обитель, белочехами были установлены два орудия, из которых обстреливались миноносцы Раскольникова, бомбардировавшие древний город. Военные действия, проходившие в непосредственной близости от стен святой обители, не могли не сказаться на нормальном ходе монастырской жизни, и без того нарушенной декретами советской власти.

В центре монастыря – Троицкий собор, копия собора Троице-Сергиевой Лавры. Говорят, снять мерки с собора Лавры распорядился сам Иван Грозный, правда, такой храм так и не был построен, а возведенный в 1625 г. в камне Успенский собор был просто похож на собор Лавры. Он был разрушен в 1929 г. и в 2002 г. здесь возвели храм, освященный в честь Троицы.

Вдоль стены монастыря стоит маленькая колоколенка, которую называют «Зилантовской свечой».
Колокольня открытая, можно забраться на самый верх.

10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска. Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев.

Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре на его основе была образована православная община. Община просуществовала до 1928 года, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.

В 1998 году разрушенный почти до основания монастырь был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община. В настоящее время трудами ктитора обители Натальи Владимировны Девятых, генерального директора АКБ "Заречье", восстановлен Успенский собор, настоятельский и сестринский корпуса с домовой церковью Адриана и Наталии, построены колокольня, Троицкий собор и крестильный храм св. равноап. кн. Владимира, завершена роспись храмов.

Успенский собор Зилантова монастря является старейшим.

На территории монастыря есть своя библиотека (на фото).

Самый большой храм монастыря – во имя мучеников Адриана и Наталии, при нем расположен сестринский корпус.

Ансамбль на самой Зилантовой горе был почти стерт с лица земли (кроме Всехсвятской церкви - 1681 г., перестроена и приобрела современный вид в 1890-е гг., и Настоятельского корпуса - 1808).
Бывший мужской монастырь сейчас возрожден как женский.

Возрождаться монастырь стал как женский, в начале XXI в. Сохранившийся Настоятельский корпус и храм Всех святых подреставрировали, заново возвели надвратную колокольню с Михайловской церковью.

Зилантов монастырь является одним из старейших в Татарстане. Первоначально в обители находилось три каменные церкви. Первая - соборная, в честь Успения Пресвятой Богородицы; вторая - во имя Всех Святых с приделом Свв. Апостолов Павла и Петра, где находилась древняя икона Божией Матери Смоленская и почитаемый большой иконописный образ мученика Иоанна Казанского, погребенного, по преданию, на месте Зилантова монастыря. Третья церковь, возле восточной монастырской стены, была посвящена Святителю Алексию митрополиту Московскому. Помимо этих трех церквей к монастырю была приписана и церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

В 1836 и 1839 годах Зилантов монастырь посещали император Николай I и царевич Александр, будущий Царь-Освободитель Александр II.

В 1930-1950-х годах на территории монастыря находилась тюрьма НКВД.

На верхней площадке звонницы висят 10 колоколов, подаренных Донецким металлургическим заводом, самый большой из которых весит 7,4 т.

Не менее известно Зилантовское кладбище монастыря. Кладбище занимало всю восточную половину горы, было неотъемлемой частью святой обители. Оно составляло часть его многовековой истории, славного прошлого монастыря и являлось источником многих пожертвований – вкладов в обитель на помин души.
Это самое древнее в Казани русское кладбище. Здесь в 1529 г. был погребен святой мученик Иоанн. Позже появилось и новое русское кладбище: там, где в огромной братской могиле упокоились все воины, павшие под Казанью в 1552 г.

Многие жители Казани изъявляли желание быть погребёнными на «святой горе при доме Пресвятой Богородицы» и ещё при жизни составляли завещания в пользу Успенской обители. За других давали вклад на помин души родственники. Здесь же хоронили и усопших братьев святой обители. Кладбище было совсем небольших размеров, как и большинство русских монастырских некрополей, но при этом считалось одним из самых святых мест не только Казани, но и всей епархии.

Не только вне монастырских стен, но и внутри самой ограды находилось множество захоронений – они заполняли все свободные от строений места. На дореволюционных фотографиях виден буквально лес крестов у алтаря Успенского собора. При реставрации и реконструкции обители человеческие останки обнаруживаются постоянно и повсюду: у фундаментов строений, под корнями деревьев…поистине монастырь весь стоит на костях, и только осознавая это, постепенно начинаешь понимать его особую роль и святость этого места.

На монастырском некрополе простолюдинов хоронили к юго-западу от обители (напротив железнодорожного полотна). Эта часть погоста была разрушена в 30-40-е годы XX века. Большая часть Зилантовой горы была срезана землеройной техникой, т.к. песок, грунт, щебенка были необходимы для строительных работ.

Другая же, элитная часть кладбища, где хоронили именитых горожан и лиц, сделавших вклады в монастырь, располагалась либо на территории обители, либо к северо-востоку от монастыря. Там же, в фамильном склепе был похоронен почетный потомственный гражданин Казани Иван Иванович Алафузов. На монастырском кладбище имелись семейные усыпальницы известных казанских купцов Александровых, Тихомирновых, Кондыриных, Крашенинниковых, Шмагиных, Моисеевых, маркизов де Траверсе.

Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани уже в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски - Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе.

Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), много жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году.

В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.

В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) - ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии. В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей) были установлены орудия (против воли монашествующих). 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска. Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы. в 1998 году комплекс Зилантова монастыря был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община. В настоящее время трудами ктитора обители Натальи Владимировны Девятых, генерального директора акционерного комерческого банка "Заречье", восстановлен внешний фасад и главки храма Всех Святых и настоятельский корпус с домовой церквью, построена занова колокольня, церковь св. равноап. кн. Владимира и Троицкий собор.

(Журавский А.В., Липаков Е.В. Православные храмы Татарстана. - Казань, 2000.)

Казанский Успенский Зилантов женский монастырь Казанской епархии

Мужской Успенский монастырь основан в Казани в году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски - Жилантау ) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани.

Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (), храм во имя Алексия Митрополита Московского (), много жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в году.

В - годах в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (+ 1642). Его могила, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.

В - годах в монастыре находилась Казанская духовная семинария , а с года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания.

В начале веке Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев) , при котором численность братии возросла до 34 человек.

В августе года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей) против воли монашествующих были установлены орудия. 10 сентября того же года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска. Десять насельников Зилантова монастыря во главе с архимандритом Сергием были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Ныне все они причислены к лику новомучеников Российских.

Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 1920-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 1930-е годы.

В году разрушенный почти до основания монастырь был передан Казанской епархии . Здесь разместилась женская монашеская община. В настоящее время восстановлен Успенский собор, настоятельский и сестринский корпуса с домовой церковью Адриана и Наталии, построены колокольня, Троицкий собор и крестильный храм св. равноап. кн. Владимира, завершена роспись храмов.

Богослужения в монастыре совершаются ежедневно.

Храмы

  • Адриана и Наталии, домовой храм
  • Алексия, митрополита Московского (утрачен)
  • Архангела Михаила, надвратный храм в колокольне
  • Владимира Равноапостольного, крестильный храм
  • Троицы Живоначальной, собор
  • Успения Пресвятой Богородицы, собор

Настоятели

  • Сергия (Лакатош) (упомин. 2011)

Использованные материалы

  • Журавский А. В., Липаков Е. В. Православные храмы Татарстана , Казань, 2000 г.:
  • Страница монастыря в "Народном каталоге православной архитектуры"
  • Разделы сайта