Звук у в средней группе найти занятие. Конспект занятия по звуку в средней группе

ирина статеева
Занятие по обучению грамоте в средней группе «Звук и буква А» для детей с общим недоразвитием речи

Звук и буква А .

Программное содержание .

Коррекционно-образовательные задачи : познакомить детей с понятием «звук » , «буква » . Закрепить умение различать на слух слова с начальным ударным гласным звуком А , У,О, И. Познакомить с гласной буквой А . Упражнять детей в составлении буквы А из палочек . Закрепить понятие слово, различать длинные и короткие слова.

Коррекционно-развивающие задачи : развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, слуховое внимание и память, закрепить умение различать правую и левую сторону.

Коррекционно-воспитательные задачи : воспитание навыков инициативности и самостоятельности.

Материал.

Демонстрационный : кукла Аня, звуковые домики , Буква А , коврограф, игра «Логокуб» .

Раздаточный : предметные картинки со звуком А (арбуз, ананас, абрикос, автомобиль, автобус, счетные палочки, массажный шарик.

Предшествующая работа.

Уточнение произношения гласных, формировалось умение передавать ритмический рисунок слов, формировалось умение выделять начальные ударные гласные из слов, понятие звук .

Словарная работа.

Звук , слово, буква , гласный звук .

1. Организационный момент.

Логопед : Сегодня мы с вами отправимся в страну звуков и букв . Вы узнаете много нового о звуках и буквах , словах. (рассматривают красный и синий домик) .

В этих домиках живут разные звуки и буквы .

Ребята, послушайте, кто-то плачет : а-а-а. Это кукла Аня.

Как плачет Аня? (а-а-а) . Не плачь Аня! Лучше отправляйся с нами в путешествие в страну звуков и букв .

Какой первый звук в слове АААня ? Аня принесла с собой игрушки : ааавтомобиль, ааавтобус и фрукты ананас, ааапельсин, ааабрикос.

Какой звук первый во всех этих словах? (Звук А ) .

2. Сообщение темы.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком А . Аня предлагает нам спеть звук А . Представьте, что у нас в руках клубок. Наматываем ниточку на клубок и поем звук А-А-А . Ниточка длинная или короткая? (длинная) . Звук А мы можем петь тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздуха. Звук А называется гласным звуком , от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном домике. Мы будем обозначать звук красным большим кружочком. (Символ гласного А Ткаченко) .

3. Развитие слухового внимания.

Игра «Поймай звук » . Логопед произносит ряд звуков , слогов, слов дети хлопают, услышав звук А .

4. Дифференциация понятий «звук » и «слово» .

А - это звук , а арбуз-это слово. Слова состоят из звуков . Если звуки «рассыпятся» , то слово не получиться. Приготовьте ладошки. Я буду называть вам «рассыпанные» звуки , а вы соберите их в слова : а-р-б-у-з (арбуз, а-н-а-н-а-с, А-н-я.

5. Произношение слов со звуком А , определение позиции звука .

Посмотрите, в красном домике лежат картинки. Назовите Ане название картинки и определите, где находится звук А . (автомобиль, автобус, арбуз, ананас, абрикос, апельсин, аист) .

В начале слова или в конце?

6. Физминутка.

Прилетел к нам аист.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топни правой ногой,

Топни левой ногой.

Шагните правой ногой.

Шагните левой ногой,

Так придете вы домой

Педагог включает негромкую ритмичную музыку и, показывает движения, дети повторяют.

7. Знакомство с буквой А .

На что похожа буква А , что она вам напоминает?

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок!

Ты букву эту знаешь ? А?

Перед тобою буква А .

Выложите букву из счетных палочек . Сколько нам понадобится палочек?

Букву А мы можем написать , выложить из полочек, потрогать, увидеть.

А звук А услышать и произнести. А-А-А-Сколько звуков я произнесла (три) .

8. Чтение.

На коврографе выложены звуковые дорожки от Буквы А до Буквы А . Нужно прокатить шарики и «пропеть» звуки .

С какой буквой мы познакомились ?

Игра «Логокуб» : выложи на куб картинки названия, которых начинается на звук А .

А куклу Аню мы еще пригласим на занятие !

Задачи:

  1. Познакомить детей с новым звуком и буквой, интонационно выделять звук «Н» в словах.
  2. Закрепить понятие «согласный».
  3. Развивать способность определять месторасположение звуков [Н] и [Н’] в трех позициях: в начале, середине, конце слова.
  4. Закреплять звуковой анализ слова (НОС).
  5. Воспитывать самостоятельность при выполнении индивидуальных заданий.

Материал: Картинки демонстрационные (нож, слон, санки); схемы местоположения звука в слове, цветные карандаши, счетные палочки, индивидуальные листы с заданием, цветные карточки (зеленого, синего и красного цветов).

Ход занятия

  1. Воспитатель загадывает детям загадку:

«Режет, чистит и скоблит

осторожным быть велит»

  1. Воспитатель дает характеристику звукам [Н] и [Н’]. При произношении этого звука воздух проходит через нос, и поэтому звук называется носовым. Попробуйте закрыть нос пальцами и произнести этот звук. Уточняют артикуляцию звука (губы разомкнуты, между зубами тоненькая щель, язык спрятан за верхними зубами).

Дети доказывают, что это - согласный звук (не тянется и не поется, встречает «преграду» при произношении).

  1. Игра «Придумай слово со звуком «Н».
  1. Игра «Подбери картинку к схеме»

* ________ ____* ____ ________*

На доске три картинки (нож, санки, слон) и три схемы местоположения звука в слове.

Делаем вывод о том, что звук «Н» может находиться в начале, в конце и в середине слова.

  1. Звук может быть мягким [Н’] и твердым [Н].

Проводиться игра «Синий-зеленый». У каждого ребенка две карточки. Там, где звук звучит твердо, он поднимает синюю карточку. А там, где звук звучит мягко – зеленую. Воспитатель говорит слово, а дети поднимают цветную карточку.

  1. Физкультминутка:

«Отдых наш – физкультминутка

Занимай свои места

Раз - присели, два – привстали

Руку кверху все подняли

Сели – встали, сели – встали

А потом пустились вскачь

Будто мой любимый мяч».

  1. Знакомство с буквой Н.

Определяют сходство с лесенкой, «прописывают» в воздухе, складывают из палочек. Пропечатывают букву Н на индивидуальном листе с заданием.

  1. Звуковой анализ слова НОС (в слове слог, три буквы, три звука). Дети анализируют каждый звук и обозначают его цветным карандашом.
  2. Проводится рефлексия занятия

а) с каким звуком познакомились, какой это звук – гласный или согласный

б) в каком месте слова может находиться звук (начале, середине, конце слова)

в) в чем различие твердого и мягкого согласного звука [Н] и [Н’].

г) с какой буквой познакомились, на что она похожа.

Конспект логопедического занятия «В гостях у звуковичка»
Тема: Звук [Н] и буква Н
Цель: знакомство детей со звуком и буквой Н.
Задачи:
коррекционно-образовательные цели:
- ознакомление с артикуляцией звука [Н];
- формирование навыка выделения конечного и начального звука [Н] из слов; - формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [Н];
- формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [Н];
- деление двусложных слов (Нина, Ната, нота) на слоги.
- знакомство с буквой Н;
- конструирование и печатание буквы Н;
- чтение обратных и прямых слогов с буквой Н;
- чтение двусложных слов с буквой Н;
- узнавание буквы Н в словах.
коррекционно-развивающие цели:
- развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
коррекционно-воспитательные цели:
-воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативность, ответственность.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Рассказывание логопедом стихотворения.
Логопед кладет перед каждым ребенком открытый на с. 20 букварь.
Логопед. Посмотрите внимательно на картинку и послушайте стихотворение.
Нос в веснушках у Наташки,
Наша Ната - первоклашка.
Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [н]?
Дети. Нос, Наташки, наша, Ната.
Логопед. Правильно. А в каком еще слове есть звук [н]?
Дети. Веснушки.
Логопед. Верно.
II. Основная часть:
Упражнение «Подними флажок».
Логопед предлагает детям пока закрыть буквари.
Логопед. Произнесите звук [н]. Почувствуйте, как воздух проходит через нос. Попробуйте зажать нос и произнесите звук еще раз. Не получается? Вот это и доказывает нам, что воздух проходит через нос. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?
Дети. Это согласный звук. Его нельзя петь.
Логопед. Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Воздух проходит через нос. Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [н]?
Дети. Синим кружком.
Логопед. Правильно. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [н] от других звуков. (Раздает детям цветные флажки.) Я буду говорить, а вы будете поднимать сигнал, если услышите звук [н]: н, а, т, н, п, у, п, н, ау, ин, ун, оп, слон, нос, стук, банан.
Дети выполняют задание.
Логопед. Отлично. Вы были очень внимательными.
Упражнение «Что получится?»
Логопед достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом для звукового анализа.
Логопед. А сейчас мы поиграем в игру «Что получится?» Если я сначала произнесу звук [а], потом звук - [н], что получится?
Дети. Ан.
Логопед. Верно. Каким кружком я обозначу звук [а], каким - звук [н]?
Дети. Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука |н] - синий.Логопед выкладывает схему слога на магнитной доске.
Логопед. Если я произнесу [о], потом [н], что получится?
Дети. Он.
Логопед. Обозначьте звуки кружками, выложите схему.
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы! Разберите схему. Если я произнесу [н], потом - [у], что получится?
Дети. Ну.
Логопед. Выложите схему.
Дети выполняют задание.
Логопед. Отлично. Разберите схему. Если я произнесу [на], потом - [та], что получится?
Дети. Ната.
Логопед. Молодцы.
Работа по букварю.
Логопед убирает контейнеры с кружками и предлагает детям открыть буквари.
Логопед. Посмотрите на левую страничку. Вы видите буквы
Н, н. Почему они синего цвета?
Дети. Они согласные.
Логопед. Верно. Из скольких палочек состоит буква Н?
Дети. Из трех.
Логопед. Правильно. Пройдите к доске и сложите букву Н из магнитных палочек.
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы! А теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы. Давайте поможем девочке Наде найти на столе и стуле все предметы, названия которых начинаются со звука [н].
Дети. Нож, ножницы, носок.
Логопед. А еще наперсток. Видите, он лежит на стуле. Его надевают на палец, когда шьют. А на столе в вазе стоят нарциссы. Посмотрите, какие это красивые цветы. Теперь посмотрите на соседнюю страничку. Вы видите букву Н, которую сложили из палочек и из бумаги. Дома вы попробуете сложить такую же букву. А сейчас давайте почитаем слоги в зеленой рамке.
Дети. ан, ун, он, ин, на, ну, но, ни.
Логопед. Теперь будем читать слова. Дуги под ними будут вам помогать. Они показывают, как правильно соединять буквы при чтении. Давайте попробуем прочитать слова.
Дети. Он, она, они, нота, Ната, Нина.
Логопед. Посмотрите, как выглядит нота. Это знак для записи музыки. Прочитайте еще раз подпись под картинкой.
Дети. Нота.
Логопед. А теперь посмотрите на другую картинку. Мы видим двух девочек. Давайте прочитаем, что там написано.
Дети. Тут Ната и Нина.
Логопед. Молодцы! Следующую страницу букваря вы рассмотрите дома с мамой и поиграете в игры, которые на ней есть. (Собирает буквари.)
Подвижное упражнение «Ракета».
Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает сделать знакомое упражнение.
А сейчас мы с вами, дети, Маршируют по кругу.
Улетаем на ракете. На носки поднимись, Поднимаются на носки, тянут руки
вверх, сомкнув их.
А потом руки вниз. Опускают руки.
Раз, два, потянись. Вновь тянутся вверх.
Вот летит ракета ввысь! Бегут по кругу на носочках.
Работа в тетради №3.
Логопед приглашает детей к столу и раздает им открытые на с. 14 тетради, ставит на стол контейнер с простыми и цветными карандашами.Логопед. На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы Н, н. Каким карандашом вы обведете и раскрасите их?
Дети. Синим.
Логопед. Почему?
Дети. Буква Н - согласная.
Логопед. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они сидели правильно, не опускали низко голову, правильно держали карандаш.
Логопед. Какие предметы нарисованы у вас в тетради?
Дети. Ноты, ножницы, нарцисс.
Логопед. Я очень рада, что вы запомнили слова «нарцисс», «нота». С какого звука начинаются эти слова?
Дети. Со звука [н].
Логопед. Верно. Вы раскрасите эти картинки вечером, после того как пополдничаете. А сейчас возьмите простые каран¬даши. Мы будем писать новую букву. Посмотрите, как я пишу ее на доске. (Показывает.) Сначала пишу одну палочку сверху вниз, рядом другую и соединяю их перекладиной посередине. Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.
Дети пишут строчку буквы Не тетради, логопед оказывает им помощь. Логопед убирает тетради.
III. Итог:
Логопед. Давайте вспомним, что нового вы узнали на занятии?
Дети. Мы познакомились с буквой Н и узнали, что она согласная.
Логопед. Какие слова на звук [н] вы запомнили?
Дети. Нарцисс, нота, Ната, носок, ножницы, нож.
Логопед. Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе!

Тема: «Звук и буква А»

Цели. Коррекционно – образовательные. Знакомство с буквой А. Закрепление правильного произношения звука «А». Обучение выкладыванию буквы из полосок.

Коррекционно – развивающие. Совершенствовать тактильные ощущения, развивать артикуляционную и мелкую моторику рук.

Коррекционно – воспитательные. Воспитывать любознательность, трудолюбие, усидчивость.

Материал. Игрушка доктор Айболит, буква А, вырезанная из красной бархатной бумаги, карточки с буквой А,красные полоски для складывания буквы, альбомы для детей.

ХОД НОД.

1.Игра «Подарок доктора Айболита».

Воспитатель. Дети, к нам в гости пришел доктор Айболит. Он хочет про верить, здоровы ли вы. Давайте покажем наши горлышки и скажем: «А-А-А». Дети повторяют,воспитатель контролирует, чтобы все четко произносили звук.

Воспитатель. Доктору Айболиту очень понравилось, как вы говорите: «А-А-А», поэтому он решил подарить вам эту красивую букву А (показывает букву из красной бархатной бумаги). Давайте посмотрим и потрогаем эту букву. Подносит букву А каждому ребенку, дети проводят по ней пальчиками. Эту букву я написала каждому в альбом, а вы покажете ее своим родителям.

2.Игра «Веселый язычок». Дети с педагогом подходят к зеркалу.

Воспитатель. Жил — был Веселый Язычок в своем домике. В домике этом красные двери, рядом с дверями веселые звери. Любят зверюшки конфеты и плюшки. Воспитатель показывает на губы, дети повторяют движение, педагог показывает на зубы, дети повторяют движение. Все дети повторяют за воспитателем четверостишие, показывая на губы и зубы.

Воспитатель. Догадались, что это? Это домик – рот. Красные двери – это губы, посмотрите, как они открываются и закрываются(показывает). Дети повторяют. А звери – это зубки. Зубками мы кусаем конфеты и плюшки (показывает конфеты и булочки – плюшки). Дети смыкают и размыкают зубы.

Кто в домике живет? Веселый Язычок. Высунули язычок и убрали обратно(сделали 2-3 раза).

3.Игра «Выложи букву».

Воспитатель. Айболит принес нам конверт. Посмотрите, что в нем лежит?(Вынимает из конверта карточку с буквой А и полоски для складывания буквы). Дети, как называется эта буква? Дети совместно с воспитателем говорят: «Это буква А.»

Воспитатель. Показывает на букву А на доске. Буква состоит из двух длинных палочек и одной короткой. Сейчас вы будете из полосок выкладывать букву А. (Раздает детям по две длинные полоски и одной короткой и карточку с буквой А.) Возьмите две длинные полоски и положите сверху на букву. Потом короткую полоску положите поперек посредине. Какая получилась буква у Сони? (Соня: «Это буква А.») Так воспитатель спрашивает 2-4 детей.

4.Итог НОД. Какую букву вы сегодня узнали? Хорошо выложили букву А из полосок. Давайте похлопаем.

Наталья Петровна Гурова
Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]»

Цель :

Коррекционно-образовательная :

1. Учить правильно произносить звук "У".

Коррекционно-развивающая :

1. Развить слуховое, зрительное внимание, речевое дыхание, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук.

Коррекционно-воспитательная :

1. Воспитать умение слушать педагога и выполнять его инструкции.

Оборудование : зеркала, символы-изображения звука "У" (маленькие красные кружочки, барабан, дудочка, паровоз, шарики Су Джок.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед объясняет детям , что за каждое правильно выполненное задание ребенок получит кружок. В конце занятия произведем подсчет кружков и определим кто самый внимательный и умный.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед раздает детям зеркала. Предлагает потренировать язык и губы, чтобы красиво и правильно произносить звуки .

Язычок проснулся рано утром.

Открыл окошко (открыть рот, проветрил комнату.

Сделал гимнастику :наклоны направо, налево (соответствующие движения языком) .

Закрыл окошко (закрыть рот) и пошел умываться.

Почистил зубы (движения языком от корней к краям верхних зубов, затем нижних) ., пополоскал рот (надувание щек поочередно) .

И пошел готовить завтрак. Замесил тесто (интенсивно покусать середину языка) .

Испек блинчики (закусить широкий кончик языка 5 раз) .

Съел их с вареньем (жевательные движения) . И решил поиграть на дудочке

3. Упражнение "Дудочка".

Логопед дает детям рассмотреть дудочку. дает послушать, как она гудит. Уточняет, на что похожа ее широкая часть (на кружок) . Предлагает перед зеркалами сделать губами такой же маленький кружок.

Изобразить с детьми, как играют на дудочке. Произнести звук "У" долго и тихо.

Дети выполняют инструкцию педагога. Самооценка.

4. Физминутка "Паровозик"

Логопед объявляет детям , что к ним приехал паровозик и хочет с ними поиграть (показ игрушки) . Предлагает детям встать друг за другом (паровозиком, первому ребенку дать игрушечный паровозик. На слово "поехали" дети едут, гудят громко и долго : "у-у-у". На слово "станция" останавливаются, гуляют, собирают цветы. Игру повторить 3-4 раза.

5. Упражнение "Хлопни, когда услышишь"

Логопед произносит разные гласные звуки и просит хлопнуть детей в ладоши, когда они услышат песенку паровозика.

Дети выполняют инструкцию педагога. Оценивание педагогом.

6. Упражнение звук "У".

Логопед произносит звук "У", обращая внимание детей, что при произнесении губы образуют маленький кружочек (предъявляется символ, предлагает произносить звук "У" долго, столько раз, сколько кружочков на демонстрационной доске.

Дети : Выполняют инструкцию педагога. Самооценка.

7. Упражнение "Слушай внимательно! Произноси старательно!"

Логопед предлагает произнести "У" столько раз, сколько раз ударит в барабан (1-2-3)

Дети выполняют инструкцию педагога. Оценивание педагогом.

8. Упражнение с шариком Су Джок.

Логопед предлагает сжать шарик в правой ладони, удержать с напряжением. Разжать ладонь, расслабить руку. То же сделать левой рукой. (Повторить каждой рукой 5 раз) . Левая ладонь лежит на столе. На ней шарик. прижать шарик сверху правой ладонью. покатить шарик, как колобок, между ладонями. Положить шарик. Расслабить руки. встряхнуть ладонями. Поменять положение ладоней. Повторить упражнение.

9. Итог занятия :

Логопед : О каком звуке мы сегодня беседовали?

Дети : О звуке "У".

Логопед : Каким символом обозначается звук "У"?

Дети : Символ звука "У" - маленький кружок красного цвета.

Логопед : Молодцы! Производят подсчет кружков и определяют кто самый внимательный и умный.

Публикации по теме:

Цель: продолжение знакомства со звуком и буквой Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: учить правильно произносить звук Ч, совершенствовать.

Конышева Ирина Владимировна, учитель- логопед МБДОУ «Детский сад № 271» г. Перми. Тема: Овощи. Сказка «Репка». Звук [И] Задачи: Развивать.

Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в подготовительной группе «Звук [ц]. Буква Ц» Программное содержание:Закрепить навык правильного произношения звука [ц]; научить определять позицию звука [ц] в словах;познакомить с буквой.

Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе для детей с ОНР. Тема: Звук «Н» Коптелова И. Н., учитель-логопед.

Цель: познакомить детей со звуком [ш], с буквой Ш. Задачи: Коррекционно – развивающие: 1) отработать четкое произношение звука [ш] в слогах,.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР «Звук и буква «Р» Использование современных образовательных технологий. Применение метода наглядного моделирования. Коррекционно-образовательные задачи:.