Скачать псалтирь на церковно славянском. Псалтирь на церковнославянском языке

У начинающий свой духовный путь в Православии, естественно, возникает масса вопросов о терминологии, применяемой в обрядовой и молитвенной практике богослужения. Важным понятием является и "кафизма". Ответив на вопрос "Что это такое?", можно сделать еще один шаг в постижении такой всеобъемлющей истины как Вера в Бога.

В настоящее время наблюдается благополучный фон увеличения роста приобщения населения к Православию. Это объективно обусловлено преодолением того «вакуума веры», который наблюдался в течение нескольких поколений предшествующей эпохи строительства «светлого будущего» (1917-1991 гг.) и последующего за ним этапа перераспределения собственности в «лихие девяностые». Поиск Бога у современных людей неизбежен, ведь динамика жизни подразумевает несомненные тупики и неожиданные виражи в преодолении самых различных препятствий и невзгод.

И в этом случае именно молитва помогает сохранить тот душевный комфорт и умиротворение, которые как светоч во тьме помогают сохранить основные жизненные ориентиры. Но для эффективной молитвы нужно соблюдать установленные от века правила. В этом вопросе важно приобщиться к чтению такой богослужебной книги как Псалтырь и разобраться с порядком ее чтения (кафизмами). Следовательно, получается, что понятие «кафизма» является ключевым в порядке молитвенного чтения. Именно поэтому разобраться в данном вопросе необходимо в самом начале длительного пути духовного восхождения.

Что такое кафизма?

Итак, кафизма – это богослужебный раздел Псалтири. Перевод с греческого языка, откуда берет начало вся православная терминология, слова «кафизма» означает «сидеть». Это следует понимать буквально. То есть, во время чтения кафизмы на службе можно воспользоваться послаблением и не стоять на ногах. Сразу же следует сказать, что в Псалтири имеется двадцать разделов, которые и определяют порядок чтения кафизм. Так, например, 17-я кафизма состоит лишь из одного псалма 118 «Непорочны», а 18-я состоит из пятнадцати псалмов (119-133).

Таким образом, чтение Псалтири осуществляется по кафизмам. А каждая часть кафизмы состоит из «статией» или «слав», которые переводятся как «подразделы» или «главы». Соответственно каждая статия или слава может включать в себя один или несколько псалмов.

Порядок чтения кафизм

Для связи текста кафизмы с воззванием молитвы в служебном чтении первая часть славословия, произносимая чтецом, состоит из слов: «Слава, и ныне. Аминь». А вторая часть произносится певцами на клиросе. И третья часть снова завершается чтецом: «Слава, и ныне. Аминь». Попеременное славословие Бога во время службы создает ту необходимую атмосферу связи естественного и сверхъестественного миров, которая символизирует человека и ангелов в их едином порыве единения с Господом.

Принимая в качестве краткого обозначения «К – кафизма» и «П – псалмы», можно представить на примере первой и последней (двадцатой) кафизмы их структурное построение: «К. I: П. 1-3 (первая слава), П. 4-6 (вторая слава), П. 7-8 (третья слава)» и «К. ХХ: П. 143-144 (первая слава), П. 145-147 (вторая слава), П. 148-150 (третья слава)».

В данном контексте следует отметить один нюанс. Дело в том, что официальный (канонический) Псалтирь содержит 150 псалмов, однако в греческой и славянской Библии имеется 151-ый псалом, написанный неким левитом, проживающим в кумранских пещерах в эпические времена. Именно, так называемые, свитки Мертвого моря воскресили его для нынешних поколений верующих людей. Этот 151-ый псалом при необходимости можно считать финальным к двадцатой кафизме.

Важно знать, что Уставом Православной Церкви определен совершенно четкий порядок чтения кафизм, который подразумевает недельный ход чтения Псалтири. То есть, в обычные дни одной недели отчитываются полностью все сто пятьдесят псалмов Псалтири (двадцать кафизм). А в период Великого поста происходит увеличение этого объема чтения в два раза. Таким образом, в Великий пост за одну неделю Псалтирь прочитывается дважды. Существуют специальные таблицы, в которых указывается день недели и перечень кафизм, предусмотренных для чтения в вечерню и утреню. Причем понятие «рядовая кафизма» относится к тем кафизмам, которые должны читаться в данный день согласно Уставу.

При недельном ходе чтения кафизм следует учитывать, что неделя начинается в воскресенье. Причем на вечерней службе читается одна кафизма, а на утренней – две. По Уставу вечерняя воскресная кафизма (первая) читается в субботний вечер, а при условии выпадения на канун этого дня Всенощного бдения этот порядок отменяется. Так как по Уставу допускается совершать бдения в канун каждого воскресного дня, то и в понедельничную вечерю кафизма не читается.

Важные моменты при чтении кафизм

Особое место занимает семнадцатая кафизма, которая вместе с шестнадцатой читается не в пятницу, а в субботу. Это происходит из-за того, что ее декламируют именно на полунощнице. Также следует знать, что при условии наличия полиелея на праздник (чтение псалмов 135-136), чтение рядовой кафизмы на вечерне уже отменяется в счет славы первой из них. Причем на воскресной вечерне она также произносится.

Во время Великих праздников чтение кафизм на вечерне отменяется, но кроме субботнего вечера. В этом случае декламируется первая кафизма. Данное исключение распространяется и на вечер воскресенья, когда читается первая статия кафизмы. Однако на утрени они читаются даже в дни Великих праздников Господних. Но к Пасхальной седьмице (первой неделе Пасхи) данное правило не относится, так как на этот счет имеется специальный порядок богослужения.

Особый порядок декламации кафизм во время Великого поста подразумевает прочтение Псалтири в течение недели дважды. Такой объем декламации кафизм подразумевает чтение на вечернях, утренях и в отдельные часы после специальных псалмопений. Кроме того, следует учитывать, что кроме пятой седьмицы этот порядок осуществляется по четкому расписанию. А вот в пятую седьмицу по четвергам служится канон Андрея Критского, и на утрени читается только одна кафизма. Кроме того, во время Страстной седьмицы Псалтырь читается только с понедельника по среду и только единожды. Далее кафизмы не декламируются, и только на утрени Великой Субботы читается псалом «Непорочны» со славословиями.

Особый порядок псалмопения предусмотрен для Светлой седьмицы. Он называется «шестопсалмием», так как вместо кафизм декламируются следующие псалмы: 3, 37, 62, 87, 102, 142 (всего числом шесть). В этот Великий праздник происходит торжественная беседа христиан с самим Богом, во время которой запрещается сидеть и двигаться.

Заключение

Подводя итог всему вышеизложенному, следует уяснить, что кафизмы являются отдельным родом торжественных песнопений, который отличается от прочих видов молитвословия, которые декламируются в более спокойной форме. В домашних условиях кафизма читается при горящей лампаде, а слова псалмов необходимо выговаривать лучше вполголоса, ставя ударения в четком порядке. Это необходимо делать для того, чтобы не только мыслям, но и самим слухом погружаться чудодейственным молитвенным слогам.

Также важно помнить, что чтение кафизм можно осуществлять сидя. Однако при славах, а также начинательных и заключительных молитвах требуется обязательно вставать на ноги. Слова псалмов читаются без пафоса и театральщины, ровным голосом и несколько нараспев. И даже когда некоторые слова и фразы не совсем понятны, не следует приходить в смущенное состояние, так как Предание на этот счет очень определенно гласит: «Сам можешь не понимать, зато демоны все понимают». Кроме того, при постоянном чтении и по степени духовного просветления будет раскрываться и весь смысл читаемых текстов.

Кстати, касательно пятнадцатой кафизмы часто верующие задаются вопросом о времени ее прочтения. Ведь среди суеверных людей бытует мнение, что именно эта кафизма декламируется только при наличии в доме покойника, а при других обстоятельствах она может накликать много бед. Со слов православных священников, эти домыслы носят явно ошибочный характер. А все кафизмы можно и нужно читать без каких-либо ограничений.

Название: Псалтирь на церковнославянском языке
Страницы: 152
Форматы: pdf
Год издания: 2007

Псалтирион, по-гречески, - струнный музыкальный инструмент, в сопровождении которого в глубокой древности пелись обращенные к Богу молитвенные песнопения. Сами песнопения получили поэтому название псалмов, и сборник их стал называться Псалтирью. Псалмы были объединены в одну книгу в V веке до Рождества Христова. На славянский язык с греческого Псалтирь переведена братьями святыми равноапостольными Мефодием и Кириллом, учителями славян, в середине IX века, как упоминает об этом преподобный Нестор Летописец (умер ок. 1114 года). Псалтирь впервые издана по-славянски типографским тиснением с древних рукописей в Кракове в 1491 году.
В Церкви Христовой Псалтирь получила особенно широкое применение в богослужении. У христиан богослужебное употребление Псалтири началось уже во времена апостольские (1 Кор. 14, 26; Еф. 5, 19; Кол. 3, 16). Псалтирь послужила источником большей части вечерних и утренних молитв. Псалмы входят в состав почти каждого чина православного богослужения.
На Руси Псалтирь была широко распространена. Она имела немаловажное, значение в жизни русского человека: она употреблялась и как книга богослужебная, и как назидательная для домашнего чтения, а также была основной учебной книгой.
В Псалтири из 150 псалмов, часть относится к Спасителю - Господу Иисусу Христу; они важны в сотериологическом плане (сотериология - учение о спасении человека от греха). Эти псалмы называются мессианскими (Мессия, с еврейского, значит - Спаситель). Различают псалмы мессианские в прямом и в преобразовательном смысле. Первые говорят только о грядущем Мессии - Господе Иисусе Христе (Пс. 2, 15, 21, 44, 68, 71, 109). Вторые повествуют о лицах и событиях Ветхого Завета (царь и пророк Давид, царь Соломон и др.), прообразующих Новый Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь (Пс. 8, 18, 34, 39, 40, 67, 77, 96, 101, 108, 116, 117). 151-й псалом посвящен псалмопевцу Давиду. Этот псалом содержится в греческой и славянской Библии.
Псалтирь вначале делилась на пять частей применительно к древнему богослужебному порядку. В современном богослужебном Уставе Православной Церкви принято деление Псалтири для удобства при употреблении ее за богослужением и в домашнем (келейном) правиле на 20 разделов - кафизм (кафисм) каждая из которых делится на три «Славы», или статии. Послекаждой «Славы» трижды читается «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!».
Псалмы читаются в храме ежедневно за всяким утренним и вечерним богослужением. Полностью Псалтирь прочитывается в течение каждой недели (то есть седмицы, а Великим постом - дважды в течение седмицы).
Домашнее молитвенное правило находится в глубокой молитвенной связи с богослужением храмовым: утренняя келейная молитва, начиная новый день, предваряет богослужение и внутренне готовит к нему верующего, вечерняя, заканчивая день, как бы завершает и церковную службу. Если верующий не был в храме за богослужением, он может включить в свое домашнее правило псалмы. Число псалмов при этом может быть различным - в зависимости от намерений и возможностей верующего. В любом случае отцы и подвижники Церкви предлагают верующему читать псалмы ежедневно, полагая непременным условием
духовной пользы чтения и изучения псалмов благочестие и чистоту сердца.

Необходимость в таком разделе вызвана тем, что в наших храмах Псалтирь читается на церковно-славянском языке, и конечно же лучше всего читать Псалтирь в оригинальном варианте. При келейном (домашнем) чтении Псалтири, некоторые слова и выражения могут быть не понятны. Конечно, в интернете можно найти ответы на множество вопросов, но далеко не вся информация, выложенная в сети, является верной.

Каждый Псалом выложен на отдельной страничке и включает в себя:

  • краткая история или причины появления Псалма,
  • текст Псалма на церковно-славянском языке, написанный современным алфавитом,
  • текст псалма на современном русско языке,
  • толкования Псалма А.П.Лопухиным,
  • текст Псалма в написании на церковно-славянском языке.

Алекса́ндр Па́влович Лопухи́н (10 октября 1852 года - 22 августа 1904 года) - русский православный

церковный писатель, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания.

Будучи преподавателем духовной академии, перевёл и издал ряд произведений Фаррара, труды Фомы Кемпийского, Г. Ульгорна (нем. Gerhard Uhlhorn), перевод полного собрания творений святого Иоанна Златоуста

С 1886 по 1892 год, вёл в академическом журнале «Церковный Вѣстникъ» отдел заграничной летописи. В 1892 году был избран редактором как «Христіанскаго Чтенія», так и «Церковнаго Вѣстника» (состоял редактором журналов в течение последующих десяти лет). В 1893 года стал редактором и издателем журнала «Странникъ».

За время его работы редактором возросло число публикаций по Священному Писанию, общей церковной истории, литургике, церковной археологии, богословию. Начал издавать бесплатные приложения к журналам, которые сами по себе представляли литературную и научную ценность; в частности, в качестве подобного бесплатного приложения начала издаваться «Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета». В виде приложения к журналу «Странник» вышла в свет «Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь» в пяти томах (издание не было закончено в связи со смертью автора).

Общие сведения и история возникновения Псалтыри

Без преувеличения можно сказать, что для христианина Псалтырь является самой драгоценной книгой Ветхого завета. Псалтырь - это книга молитв на все случаи: в скорби, в чувстве безысходности, в боязни, в бедствиях, в слезах покаяния и в радости после полученного утешения, в потребности благодарения и для вознесения чистой хвалы Творцу.

Св. Амвросий Медиоланский пишет: “Во всем Писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов она дышит преимущественно.”

Свое название Псалтырь получила от греческого слова “псало,” что значит бряцать на струнах, играть. Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им боговдохновенных молитв игрой на музыкальном инструменте, именуемом “псалтырион,” похожем на арфу.

(О царе Давиде читайте в конце страницы)

Псалтирь, слагаясь в течение 8-ми столетий - от Моисея (1500 лет до Р. Хр). до Ездры-Неемии (400 лет до Р.Хр.) содержит 150 псалмов. Наибольшее количество псалмов принадлежит Царю Давиду(более 80-ти). Кроме этого, в Псалтырь вошли псалмы: Моисея (89-й пс.), Соломона (71-й, 126-й, 131-й), Асафа-прозорливца и его потомков-асафитов - двенадцать; Емана (87-й), Ефама (88-й), сынов Кореевых - одиннадцать. Остальные псалмы принадлежат неизвестным писателям.

Часто в начале псалмов встречаются надписи, которые указывают на: Содержание «молитва» (просительный псалом), «хвала» (хвалебный псалом), «учение» (назидательный псалом), «покаяние» На способ писания: “столпописание,” т.е. эпиграммический. На способ исполнения , “псалом” - т.е. с аккомпанементом на музыкальном инструменте-псалтыри; “песнь” - т.е. исполнение голосом, вокальное; “на струнных орудиях;” “на осьмиструнном;” на гефском орудии” - т.е. на цитре; “об изменяемых” - т.е. с переменой инструментов.

Пророческая сторона Псалмов

Будучи царем и пророком, а также в известной мере священником, царь Давид прообразовал собою величайшего Царя, Пророка и Первосвященника - Христа Спасителя, потомка Давида по плоти. Личный опыт царя Давида, а также поэтический дар, которым он обладал, дали ему возможность в целом ряде псалмов с небывалой дотоле яркостью и живостью пророчески начертать личность и подвиг грядущего Мессии.

Вот перечень главнейших пророческих псалмов: о пришествии Мессии: 17, 49, 67, 95-97. О Царстве Мессии: 2, 17, 19, 20, 44, 65, 71, 109, 131. О священстве Мессии: 109. О страданиях, смерти и воскресении Мессии: 15, 21, 30, 39, 40, 65, 68, 98:5 (40, 54 и 108 - об Иуде предателе). О вознесении Христа на небо: 23, 67. Христос - основание Церкви: 117. О славе Мессии: 8. О страшном суде: 96. О наследовании праведниками вечного покоя: 94.

О чтении Псалтири

Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения.

Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен. Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих это начатки учения, для преуспевающих – приращение ве дения, для совершенных – утверждение; это глас Церкви» (Беседа на первую часть первого псалма ).

О чтении Псалтири за усопших

Чтение Псалтири в память о усопших приносит им велее утешение, т.к. это чтение приемлется самим Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых. «Псалтирь… за весь мир Бога молит», - пишет святитель Василий Великий.

Существует обычай просить почитать Псалтирь в память усопших. Но более утешительно для поминаемых, если мы сами будем читать Псалтирь,тем самым как бы показывая, что сами, лично хотим понести труд в память усопших, а не заменяя себя в этом тяжелом труде другими. Такой подвиг чтения Псалтири будет не только жертвой самому Господу за поминаемых, но и жертвой за самих читающих. И, конечно, сами чтец получает от слова Божия и велее утешение и велее назидание, чего можно лишиться, если поручить другим это доброе и богоугодное дело.

В книгах для богослужения нет точных указаний о порядке келейного чтения Псалтири по усопшим. Если же Псалтирь читают только для поминовения, необходимо после каждой «Славы…» и после каждой кафизмы возносить к Господу поминальную молитву.Для этого подходят различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика Древней Руси освятила употребление в таком случае заупокойного тропаря

«Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего» или «Помяни, Господи, душу усопшей рабы Твоей (усопших раб Твоих)»,

причем во время чтения тропаря полагают поклоны, а сам тропарь читается три раза. А так же чтение Псалтири за упокой начинается чтением канона за умерших многих или за единоумершего, после прочтения которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов снова читается заупокойный канон, далее начинается чтение первой кафисмы. Данный порядок продолжается во все время чтения Псалтири за упокой.

Разделы Псалтири

Псалтирь состоит из 150 песен псалмов и слав, разделенных на 20 кафизм (кафисм). Деление на кафизмы произведено таким образом, чтобы все кафизмы были приблизительно одинаковой длины. Поэтому разные кафизмы содержат разное число псалмов. Больше всего псалмов в 18-й кафизме, туда включены 15 псалмов (псалмы 119-133), именуемые «песнями степеней». Кафизма 17-я, напротив, содержит только один псалом, разделённый на 3 части. Это псалом 118. Каждая кафизма, в свою очередь, делится на три части, именуемые «статии» или «славы». Это второе название происходит от славословия, которое принято читать между славами. Слово кафизма Название происходит от греческого слова, означающего «сидение», что указывает на практику сидения на богослужении во время чтения кафизм

1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома.

2. Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух — вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).

3. Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это — грех.

4. Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» — «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».

5. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев — бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести.

6. Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача — бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: «Ты не понимаешь — бесы понимают». По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов.

Царь Давид - главный автор Псалтыри

Давид, родившись за тысячу лет до Рождества Христова в Вифлееме, был младшим сыном бедного и многодетного пастуха Иессея. Еще в раннем юношестве, будучи пастухом, Давид начал сочинять вдохновенные молитвы Творцу. Когда посланный Богом пророк Самуил вошел в дом Иессея, чтобы помазать царя для Израиля, то пророк думал помазать одного из старших сыновей. Но Господь открыл пророку, что младший сын, еще совсем отрок Давид, Им избран для этого высокого служения. Тогда, повинуясь Богу, Самуил возливает на главу младшего сына священный елей, совершая этим помазание на царство. С этого времени Давид становится помазанником Божиим - мессией (еврейское слово “мессия,” по-гречески “Христос,” значит помазанник).

Но не сразу Давид приступает к фактическому царствованию. Ему предстоит еще долгий путь испытаний и несправедливых гонений со стороны правящего тогда царя Саула, возненавидевшего Давида. Причиной этой ненависти была зависть, так как отрок Давид малым камнем сразил непобедимого до этого филистимского великана Голиафа и этим дал победу еврейскому войску. После этого случая народ говорил: “Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч.” Только сильная вера в Бога-заступника помогла Давиду перенести все те многочисленные преследования и опасности, которым он подвергался со стороны Саула и его слуг в течение почти пятнадцати лет. Скитаясь месяцами в дикой и непроходимой пустыне, царь Давид изливал свою скорбь Богу во вдохновенных псалмах (смотри псалмы 7, 12, 13, 16, 17, 21, 39, 51, 53, 56, 58). Победа над Голиафом отображена Давидом в 43-м псалме.

Воцарившись в Иерусалиме после смерти Саула, царь Давид стал самым выдающимся царем, когда-либо правившим Израилем. Он сочетал в себе многие ценные качества хорошего царя: любовь к народу, справедливость, мудрость, мужество и, главное, - крепкую веру в Бога. Прежде, чем решать какой-либо государственный вопрос, царь Давид всем сердцем взывал к Богу, прося вразумления. Господь во всем помогал Давиду и благословлял его 40-летнее царствование многими успехами. Управляя царством, Давид заботился о том, чтобы богослужение в скинии проходило благолепно, и для него составлял псалмы, которые часто исполнялись хором в сопровождении музыкальных инструментов. Нередко сам Давид возглавлял религиозные праздники, принося Богу жертвы за еврейский народ и воспевая псалмы (Смотри его псалмы о перенесении Ковчега: 14 и 23).

Но не избежал Давид и тяжких испытаний. Однажды он соблазнился красотой замужней женщины, Вирсавии. Свой грех царь Давид оплакал в известном 50-м, покаянном псалме. Самой тяжелой скорбью для Давида было военное восстание, возглавляемое против него его родным сыном Авессаломом, мечтавшим преждевременно стать царем. В этом случае Давид испытал всю горечь черной неблагодарности и измены многих своих подданных. Но, как и раньше при Сауле, вера и упование на Бога помогли Давиду. Авессалом бесславно погиб, хотя Давид всячески старался его спасти. Прочих мятежников он помиловал. Свои душевные переживания в связи с восстанием Авессалома Давид запечатлел в псалмах: 4, 5, 6, 10, 24, 40-42, 54, 57, 60-63, 83, 140, 142.

Своей поэтической красотой и глубиной религиозного чувства, псалмы Давида вдохновляли на подражание многих последующих составителей псалмов. Поэтому, хотя далеко не все псалмы написаны Давидом, но все же справедливо наименование, которое часто дается книге псалмов: “Псалтырь царя Давида.”