Русская баня и история ее происхождения. Русская баня завоевала Европу

Как известно великий русский правитель Петр I вошел в историю, славясь своими новаторскими заслугами. А так же проявлял большое уважение к , и сам охотно парился. Одним из выдающихся проектов царя, стал город Санкт-Петербург, это был первый город в царской России построенный согласно европейским стандартам. Особое место в возведении города отдавалось парным. По приказанию царя баню в Петербурге мог построить каждый, единственным условием было, что бы она стояла подальше от жилых домов, и по возможности построена из камня. И еще, построение парной не облагалось налогами. Про время правления Петра І сохранилось много письменных свидетельств, описанных как в литературных произведениях, так и в документах.

До наших дней дошел рассказ современника Петра, в котором он описывает пребывания русского царя с войском гренадеров в столице Франции, Париже. Петр I выдал указ, построить на берегу Сены бани, что бы укрепить здоровье солдат. После чего, парижане со страхом и удивлением наблюдали, как голые русские мужики выбегали из парной, и гурьбой бросались в ледяную воду Сены. При этом громко смеются и рассказывают анекдоты. Как-то всю эту картину пришлось наблюдать Вертону, королевскому гофмейстеру. Испугавшись за здоровье солдат, он поспешил сообщить Петру о неразумном поведении мужчин. Ведь прибегая к таким зверским развлечениям, они могут простудиться, и даже умереть. На что царь с улыбкой заверил Вертона, что данная процедура не только не вредна, а и способна укрепить здоровье. После чего недоумевающий королевский гофмейстер, решил, что русский народ, все же понять не возможно.

Также Петр Великий, кроме построения бань, увлекался, еще одним, модным на то время занятием, лечением природными водами. Во времена его правления, это было очень распространенным, и многие представители интеллигенции и среднего сословия, выезжали за территорию матушки России, на лечения водами. Русские классики часто описывали данное увлечения в своих произведениях. Сам Петр I, в свое время, бывал в Пирмонте, Карлсбаде, Баден-Бадене. И по возвращению, велел найти подобные лечебные источники и на территории родной страны. Так были обнаружены железистые «марциальные» источники возле города Олонца, в Карелии. Там же была открыта одна из первых лечебниц, и издана брошюра, которая сохранилась и до наших дней. В этой брошюре были описаны правила использования вод: «Правила дохтурские, как при оных водах поступать».

Еще при дворе Петра жил Берхольц, камер-юнкер. Которому, как чужеземцу, было весьма интересно опробовать на себе, то диковинное удовольствие, именуемое русской баней. Впоследствии камер-юнкер, удовлетворил свое любопытство, и в сопровождении опытного банщика посетил баню. Позже он в своих записях в дневнике, отмечал полезность банных процедур для организма, и что нужно позволять себе такое удовольствие чаще. Так же описывал целительные свойства массажа веником, под воздействием которого кожа распаривается сильнее, что усиливает полезный эффект бани. Но основным плюсом русской парильни Берхольц считал ощущения испытываемые после нее. «Как бы вновь рожденный» писал он в своем дневнике. И отмечал, что русский народ потому имеет сильный дух, потому что регулярно парится в банях.

Начатое Петром Великим, построение русских бань по всех территории России, продолжило свое развитие и в дальнейшем. Во времена правления Елизаветы Петровны, врачевал при дворе лекарь с Испании Антонио Ну-ньес Риберо Санчес. Этот врач впоследствии выдал книгу о пользе российских бань. Она увидела свет в 1774 году в Париже, где ее автор проживал последние годы своей жизни. В этой книге Антонио подчеркивает лечебный эффект полученный именно от . При этом русская парная сравнивается с римскими, турецкими и греческими аналогами. Книга испанского врача была переведена и издана во многих странах, и в России, в том числе.

Исполняется 310 лет царскому указу, по которому в нашем городе были построены общественные помывочные заведения.

Никто, наверное, не станет спорить с известной истиной, что всякий русский человек любит баню. И особенно, если он - шуянин. И этому есть объяснение. В каком ещё другом городе общественные бани были построены, и этому есть документальное подтверждение, по прямому указу императора Петра Алексеевича? Что же за необходимость была у царя-батюшки посылать в наш город такой указ?

Дело в том, что со своего основания и почти до конца XVIII века, наш город строился, за редким исключением, из дерева. Не только жилые и административные здания, но и сама городская крепость была деревянной. Дерево, как известно, материал пожароопасный. Бывало, что город выгорал почти полностью, и неоднократно. А уж незначительные возгорания происходили не реже одного раза в десятилетие. Чтобы как-то предупредить пожары, верховной властью в 1613 году было запрещено топить печки в черте города, начиная с Радоницы (второй вторник после Пасхи) до Семеонова дня (1 сентября по старому стилю). Вне черты города можно, а в городе - нет. Этот запрет распространился на кузницы, обжиг гончарных изделий и, конечно, на бани. Бани в Шуе были чуть ли не в каждом доме, и жители города очень страдали от этого запрета - ведь париться людям хотелось не только зимой. Шуяне неоднократно били челом об отмене этого указа.

Через 25 лет указ отменили, но взамен ввели экономический ограничитель - налог на топку печей в летнее время. Если люди состоя-тельные не особо тяготились его уплатой, то бедным он был, как говорится, не по карману, и банька с горячим паром стала для них дорогим удовольствием. Только, видно, за особые заслуги шуян в укреплении Государства Российского император Пётр I шлёт в Шую свой царский указ о строительстве в городе общественных бань.

Отныне у шуян появилась возможность наслаждаться водными процедурами не только зимой, весной и осенью, но и летом, притом, по небольшой цене. В царском указе оговаривалось, что строить бани нужно в пристойных местах из капитала земской избы и отдавать те бани на оброк охочим людям, которые «с торгу больше денег дают». Другими словами, бани должны были строиться на городские деньги и готовыми продаваться с аукциона тем, кто заплатит больше. С частных бань, принадлежащих лицам состоятельным, как гласил царский указ, нужно было брать пошлины размером в 1 рубль, с бедных - по 5 алтын с бани, с крестьян же и деловых людей взимать по 2 алтына и 2 деньги. Пошлины, само собой, надо было отправлять в Москву.

Где располагались общественные бани в Шуе? Точное место пока не установлено, но, вероятнее всего, неподалеку от Тезы, но не на самом берегу, так как в разлив они могли быть затоплены. Вполне возможно, в дальнейшем место их будет установлено более определённо. А пока, уважаемый читатель, отметим 310-летие общественных бань берёзовым веничком да шуйским мыльцем!

«Замечено, что жены и девицы на Ассамблее являющиеся, не знают политесу и правил одежд иностранных, яко кикиморы одеты бывают. Одев робу и фижмы из атласу белого на грязное исподнее, потеют гораздо. От того и зело гнусный запах распространяется и гостей иностранных в смятение приводит. Указую впредь перед Ассамблеей мыться в бане с мылом и рвением и не токмо за чистотой робы, но и за исподним також следить усердно, дабы гнусным видом своим не позорить жен российских».

Примечательным является то, что цари на Руси мылись совершенно не так, как это происходило в первых общественных банях, которые появились впервые в Древней Греции. Греки уделяли культуре тела большое внимание, значение физического состояния тела было наравне с государственными делами. Имеющие популярность спортивные школы гимнастики «палестры» – подразумевали не только возможность обмыться после занятий спортом, но и имели бани. Именно в них после тренировок собирались греческие атлеты, отдыхали, мылись, и часами проводили время за дружескими беседами, наслаждаясь ароматами .

В России первые общественные бани (не царские) коллективного использования были построены в 17 веке. Историки утверждают, что сделал это согласно указу царь Алексей Михайлович. Конечно, они сильно отличались от римских (греческих бань) своей простотой. Да и климат, не мог не сказаться на конструкции бань и способе мытья в них. Сооружались бани по берегам рек, не далеко от водоемов и в своем большинстве были одноэтажные. О том как цари строили бани на Руси читайте с юмором (ссылка-картинка справа ). Как и , которую мы планируем на странице блога, они имели всего три помещения: мыльную комнату, и комнату для отдыха (для переодевания). В бане мылись целыми семьями по субботам. — смешанное мытье мужчин и женщин. Только при царице Екатерине Великой русские бани стали делиться на женские и мужские. Именно тогда они стали общественными и разделяться по половому признаку.

Из русских царей Петр Первый уделял чистоте большое внимание. Известный своими частыми обучениями у европейской знати, во время заграничных поездок, он старался соблюдать этикет и приучал к нему своих придворных. А к простолюдинам у него было особое отношение: «…должон холоп во всем походить на царя — и протоколы ассамблеи (публичного мероприятия) соблюдать во всем.»

Вот и появился на свет такой документ (а может его юморные историки сочинили?!). Как знать? Но смысл и веселье в нем — порадуют любого славянина.

«Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:
1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.
2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.
3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.
4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.
5. В освещённом зале возникнув вдруг — духом не падай, телом не дубей, напротив, — округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.
6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.
7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.
8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут — пить сидя. Лежащему не подносить — дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Руси издревле почётна есть.
9. Ежели меры не знаешь — на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.
10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.
11. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.
12. Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка — они и это примечают. Hе сомневайся — таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь.
13. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.
14. Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай — ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей.
15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.
16. Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся — услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней.
Засим, с Богом, вперёд!!! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья»

Да, ничего не скажешь: Хороши правила царские и для русской бани и для застолья. Соблюдай приличия и хорошо пахни! — тогда и царь тебе не помеха. А были или нет золотые царские бани ? — решать Вам.

Читаю Указы Петра I... Бесподобное ощущение! Советую - весело так - и руководству страны почитать! С этой целью только и цитирую лучшие, которые есть в интернете...

УКАЗ "О ДОСТОИНСТВЕ ГОСТЕВОМ, НА АССАМБЛЕЯХ БЫТЬ ИМЕЮЩЕМ"

Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:

1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.
2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.
3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.
4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.
5. В освещённом зале возникнув вдруг - духом не падай, телом не дубей, напротив, - округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.
6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.
7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.
8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут - пить сидя. Лежащему не подносить - дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Руси издревле почётна есть.
9. Ежели меры не знаешь - на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.
10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.
11. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.
12. Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка - они и это примечают. Hе сомневайся - таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь.
13. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.
14. Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай - ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей.
15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.
16. Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся - услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней.

За сим, с Богом, вперёд!!! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья.

У К А З

Нами замечено, что по Невской першпективе и в ассамблеях недоросли отцов именитых в нарушение этикету и регламенту штиля, в гишпанских камзолах и панталонах с мишурою щеголяют предерзко.

Господину полицмейстеру Санкт-Петербурга указываю впредь оных щеголей с рвением великим вылавливать, сводить в Литейную часть и бить кнутом, пока от гишпанских панталон зело похабный вид не окажется. На звание и именитость не взирать, тако же на вопли наказуемых.

У К А З

Замечено, что жены и девицы на ассамблеях являются не зная политесу и правил одежды иностранной, яко кикиморы одеты бывают. Одев робы и фижмы из атласу белого на грязное исподнее, потеют гораздо, отчего зело гнусных запах распространяется, приводя в смятение гостей иностранных.

Указываю впредь, перед ассамблеей мыться с мылом в бане со тщением и не токмо за чистотой верхней робы, но и за исподним такожды следить усердно, дабы гнусным видом своим не позорить жен российских.

У К А З

Сим повелеваем отныне и впредь на военные корабли баб не брать, а ежели и брать, от токмо по числу команды, дабы не было бл..ства

У К А З

Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают

У К А З

Торговля - дело воровское, а посему им жалованье мизерное назначить, и вешать по одному в год, дабы другим не повадно было.

У К А З

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство.

У К А З

Впредь указую господам сенаторам речь в присутствии держать не по писанному, а токмо своими словами, дабы дурь каждого видна была всякому

И таких указов Петра Великого полно! Уважение появляется, когда читаешь их! И не только читаешь, а и знаешь, крут был действительно Петька: и отлавливал, и порол, и мыться принуждал... А какой человеколюбец был! Как выдал! Если увидешь его на ассамблее духом, мол, не падай, рот не разевай, но и не высовывайся - услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного можешь... Заботлив до невозможности был, чертяка...

Кстати, вопросы появляются по прочтению. А что б он сегодня написал?! Небось выдал бы что-то типа:

Нами замечено, что по Невской першпективе, а в Москве - повсеместно, недоросли отцов именитых в нарушение регламенту штиля, что перед простым людом держать надо, в заморских «Порше», «Мерседесах», «БМВ» и других дорогих каретах щеголяют предерзко.

Господам губернаторам Санкт-Петербурга и Москвы указываю впредь оных щеголей с рвением вылавливать, свозить в Литейную часть в Петербурге и на Петровку в Москве и бить кнутами, а машины – ломами, пока и от тех, и от других зело похабный вид не окажется. На звание и именитость не взирать, тако же и на вопли наказуемых.

Замечено также, что мужи, жены и девицы в ассамблеи и театры являются одетые в непристойное, а то и без оного, а в метро и на общественном транспорте из-за роб и фижм, на грязное исподнее одетых, снова потеют гораздо, отчего зело необычный запах в вагонах распространяется, приводя в смятение гостей иностранных.

Указываю впредь, перед походом в обчество мыться с мылом со тщением и за исподним такожды следить усердно, дабы гнусным видом своим не позорить жен русских.

Сим повелеваем отныне и впредь в военное ведомство баб не брать, а и брать, то по числу генералов, дабы не случился конфуз как в Министерстве обороны, где не сии генералы департаментами командуют уже, а их 30-летние девицы!

Программистов, коих развелось несчитанно, в кабаки не пущать, ибо они, закончив писать программы свои, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош в кабаках на аглицком языке устраивают.

Руководство на местах - дело нешутошное, воровское, а посему чинам на местах жалованье не класть! А для острастки вешать по одному в градах, дабы другим не повадно красть было.

Раз за 300 лет не поумнели, то указую господам сенаторам речи в присутствии запретить вообче! Чтобы дурь их не видна была всякому.

Фантазии, конечно... Улыбаюсь... Хотя веселым был Петр! Опять чего-нибудь учудил бы! Хуже не было б...

Веселые советы... Как узнать свой темперамент... -
Веселые советы... Как соглашаться с женщинами... -
Веселые советы... Как бороться с простудой -
Веселые советы... Как похудеть на 10 кг... -
Веселые советы... Как не стремиться к лучшему... -
Веселые советы... Как выйти замуж... -
Веселые советы... Как заключить брачный контракт... -
Веселые советы... Как не быть смешным... -
Веселые советы... Как писать, чтобы вас читали... -
Веселые советы... Как готовиться к концу света... -
Веселые советы... Как не надо готовить кадры... -
Веселые советы... Как правильно прятать ключи... -
Веселые советы... Как не выиграть Green Card... -

Веселые истории... Крым... Ехать ли в Саки... -
Веселые истории... Крым... ЕвГейский вопГос... -
Веселые истории... Крым... Ехать ли в Саки?! -
Веселые истории... Крым... Нина Уральская... -
Веселые истории... В поезде... -
Веселые истории... Черногория... -
Веселые истории... 8 марта... -
Веселые истории... Кинообман... -
Веселые истории... Реалии времени... - и др.
Веселые истории... Моя школа... -
Веселые истории... Детские... -

ОТКЛИКИ ДРУЗЕЙ

Давно так не смеялась! Умница был Петр 1!!! Как его не хватает сегодня!!!

Прочитав оное, боярину Анатолию благодарение имею и низкий поклон учиняю, ибо рассмешил он меня преизрядно, а многих, особливо недорослей, и задуматься гораздо заставил... Здрав буди, боярин! И вдругорядь измышлениями своими нас потешь!

Инна Анатольева дочь Кожевникова,
мещанка деревни Зеленоградовой Московской губернии.

И еще нужен один Указ 2012: "Недорослей и особливо девиц, выражающихся в местах общественных матом непотребным, доставлять в полицейское присутствие и держать с бомжами, позволяя тем вольности с ними, пока матерщина из уст их не выветрится, и они не заговорят языком, достоинству человеческому приличествующему. По выходе из присутствия давать памятку о неотвратимости бомжетерапии при рецидивах матерщины, дабы приличное общество ценили и предпочитали".

Анатолий, спасибо за отличные, весёлые и забавные указы! Срочно в жизнь! Поддерживаем! С улыбкой и уважением,

Спасибо! Эти указы новые надо бы рассмотреть в Думе... и устроить прямую трансляцию на страну)

Спасибо, Анатолий потешил-повеселил)))) Давно порядок надо навести... молодь распоясалась... Пьют пиво, курят и крушат все вокруг!

Да, уж, сейчас бы он выдумал что-нибудь эдакое, весёленькое и мало бы не показалось!Правитель был знатный! С теплом,

Восхищён! Поклон за знания! Здоровья!

Виктор Александрович Погорелов

Зачем в императорских банях устанавливали люстру-душ, кто заказал для царской мыльни хрустальную ванну, какое нижнее белье надевали в парильни и как там лечились толчеными червями?

«Бумага» поговорила с руководительницей Банного комплекса в Петергофе Ириной Суворовой о том, когда и почему бани стали важной частью русской культуры и в каких банях в Петербурге парились императоры.

Ирина Суворова

Заведующая сектором «Монплезирский комплекс» Банного комплекса в Петергофе

Какими были бани в Древней Руси и где парились первые жители Петербурга

Владимир Иванович Даль достаточно подробно раскрыл семантику слова «баня». Оно происходит от слова «банить», что в старину значило «мыть, чистить водою», а «баниться» - мыться. Говоря о банях, Даль имел в виду паровую русскую баню, строение или покой, где банятся не просто в сухом тепле, а в пару.

На Руси бани уже точно были минимум в X веке. Такой вывод можно сделать из богатого исследования Игоря Богданова «Три века петербургской бани ». Богданов пишет, что арабский путешественник Ибн Руста в начале X века так описал «бани северян»: «В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле ров для погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие церкви. В такие погреба переселяются они со всем семейством, взяв дров и камней. Разжигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же камни раскаляются до предела, на них льют воду, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду».

Оттуда же можно узнать, что летописец Нестор, живший в конце XI - начале XII веков, писал, что славяне, обитавшие в северных лесах, добровольно подвергали себя «тягостной процедуре» [мытья в раскаленной бане], доставлявшей им «мучительную радость». Нестор также описывает процедуру мытья в бане, отмечая массовость этого явления. Летописец говорит, что это «издревле было» неотъемлемой частью жизни русского человека.

При всем этом банное дело долгое время не регулировалось правителями. В деревенских банях мужчины и женщины парились вместе вплоть до XVI века. Это прекратилось только при Иване Грозном в 1551 году, когда Стоглавый собор запретил «совместное омовение», «дабы предотвратить возможное падение в грех».

В первое время после создания Петербурга бани разрешили строить всем желающим. Чем многие жители, к слову, воспользовались. Тогда бани еще не облагались пошлинами, и это было выгодно. Единственным условием было строить бани подальше от жилья и исключительно из камня.

Уже через несколько месяцев Петр I, увидев пристрастие народа к баням, решил извлечь из этого пользу. В 1704 году он издал указ о введении во всех городах и уездах денежного сбора с каждой общественной и домовой бани. С тех пор правительство стало поощрять создание общественных бань. По составленному уставу « », с бояр брали 3 рубля, со служивых - 1 рубль, а со стрельцов, служилых казаков и крестьян - по 15 копеек в год.

При этом бань всё равно становилось больше и больше. Как пишет исследователь Наум Синдаловский, можно говорить как минимум о Воронинских банях с мраморным убранством, банях в Адмиралтейском дворе, Фонарном переулке и близ Гавани. Они становились местами силы для людей, причем разных сословий; у каждой из них была своя репутация.

Общественные бани на реке Неглинной в XVII веке.

Зачем и для кого Петр I создал императорскую баню

Петр I, как следует из его походного журнала, парился в банях города, но вскоре перешел на собственную. Так, в 1714 году император распорядился построить в Петергофе дворец Монплезир, а уже к 1719–1721 годам было решено достроить гостевые комнаты, в одной из которых устроили мыльню, известную сейчас как Банный комплекс. Это была просторная комната, напоминающая обычную русскую баню, только с маленькими нюансами. В ней была печь, на которой вместо камней лежали огромные чугунные пушечные ядра: они оказались долговечнее и быстрее прогревали помещение.

Сам Петр I любил париться, мылся часто и много. Судя по его походному журналу, он посещал баню раз в неделю в обычном состоянии или чаще, если ему нездоровилось. Здесь он парился, а при необходимости по рекомендациям врачей пускал себе кровь или принимал лекарства из толченых червей и мокриц.

Его жена Екатерина I тоже любила париться, и ей был открыт вход в императорскую баню. Но она всегда выбирала другие дни, чтобы не сталкиваться с супругом.

В то время эту баню посещали только избранные сподвижники императора, она считалась лучшей в стране. Там делали кровопускания, прикрепляли пиявок и таким образом пытались физически очиститься.

После смерти Петра I мыльня начала ветшать. Лишь в 1748 году при Елизавете Петровне ее признали петровской реликвией и перенесли в Верхний сад, где она простояла до конца XVIII века. На этом же месте по приказу царицы Растрелли построил новую мыльню, но уже деревянную, с бассейнами и дополнительными комнатами в пристроенном флигеле. С тех пор гости, отдыхавшие во флигеле, тоже могли посетить царскую баню.

Плавательный бассейн в Центральных банях Е.С. Егорова

Что находилось в императорских банях и от чего в них лечились

Елизавета Петровна задала уровень императорским баням: по ее распоряжению плафон расписывали русские живописцы под руководством [итальянского художника Антонио] Перезинотти. В бане были и медные, и деревянные ванны, окованные железными обручами. Вода выпускалась из свинцовых труб, нагревалась в луженом котле в печи-каменке, наливалась медными ковшами. Царица также заказывала хрустальную ванну, но неизвестно, был ли выполнен этот заказ.

Тогда же появилась традиция заводить собственных врачей. При Елизавете Петровне служил врач Санчес, который самостоятельно издал труд «Уважительное сочинение о российских банях », где, сравнивая российские бани с римскими и турецкими, отдавал предпочтение российским из-за нагревания пара с помощью печи-каменки. Санчес писал: «Будучи составленным стихийными частицами огня и воздуха и возобновляем по произволению, [пар] мягчит и не расслабляет. Он расширяет орудие в дыхании, боевые другие жилы, возвращает и восстанавливает оные части в то состояние, в коем они были прежде».

Николай I во время эпидемии холеры специально приезжал в мыльню после далекого выезда. Там он тщательно мылся, полностью менял одежду и лишь потом отправлялся к семье. А императрица и супруга Александра II Мария Александровна, страдающая чахоткой, облегчала там свои страдания; она верила, что продлевает себе жизнь за счет контрастных ванн.

В XIX веке там для родственников императоров назначались специальные ванные и влажные обертывания: больного закутывали в простыню, накрывали одеялом и периной, давали пить холодную воду. После того как проступал пот, его ставили под холодный душ, а после погружали в ванну.

Императоры, как и все русские люди, верили в лечебную силу бань, но также и просто наслаждались походами туда. Баня носит двойную функцию еще со времен Древней Руси: с одной стороны, человек моется и наслаждается теплым воздухом, а с другой - лечится.

Вестибюль Центральных бань Е.С. Егорова

Как парились крестьяне и цари

К XVIII веку баня уже стала, по словам историка [Николая] Костомарова, первой потребностью русского человека в домашней жизни как для чистоплотности, так и для наслаждения. Была даже поговорка: «Баня парит, баня правит, баня всё исправит».

Есть свидетельства, что даже в начале XVII века жители в мороз прыгали после бани в прорубь, возвращались обратно, а потом снова выбегали. В бани приносили исключительно березовые веники, которые дерут и скребут тело, - чтобы лучше открывались поры.

Камер-юнкер Фридрих Берхгольц, находившийся в свите своего отца графа Вильгельма при дворе Петра I, в своем дневнике рассказывал о ритуале мытья в русской бане. По его словам, желающего попариться укладывали на полку, уложенную соломой и покрытую чистой скатертью, через несколько минут банщик начинал хлестать парящегося березовым веником, что открывало поры и усиливало испарину. Затем банщик энергично тер его пальцами по всему телу, чтобы отделить нечистоту, и натирал мылом и омывал теплой или холодной водой по желанию. Вся это процедура Берхгольцу показалась приятной, и он утверждал, что «будто заново родился».

Записи Санчеса и Берхгольца говорят о том, что традиции классической русской бани прослеживаются в императорских кругах. По сути, процедура не менялась для людей разных слоев. Императоры парились теми же орудиями, что использовали, например, крестьяне: ковши, запарники, шайки и так далее. А если проследить эту традицию дальше, то можно заметить, что даже в глубине веков, во времена Древней Руси, всё проходило по схожему сценарию.

Это можно объяснить тем, что в российской бане изначально были [заложены] многие важные традиции. Так, именно в Древней Руси первыми стали пользоваться вениками - это самое главное отличие нашей бани от европейской. В русской бане часто использовали ромашку, мяту, лаванду, майоран, мелиссу и шалфей для аромата, в них же заваривали веники: липовый - от простуды, березовый - для легких, дубовый - от мышечных болей, можжевеловый - от легочных заболеваний, калиновый - от кашля, а также из бузины - для суставов.

Мытье посетителей в банях братьев Егоровых

Как совершенствовали бани и зачем была нужна люстра-душ

Еще при Елизавете Петровне Растрелли установил в императорской мыльне в Петергофе подъемное дно, благодаря чему туда попадала вода из залива. Здесь же установили в 1770-е годы специальный шар-брызгало, который опрыскивал всех желающих. Так повторяли русскую традицию, согласно которой после бани нужно охладиться водой, чтобы закалить организм.

В Царском селе были Верхние ванны, там парилась Екатерина II (помещение состоит из сеней, «раздевальни», ванной комнаты, парильни, помещения истопника и зала отдыха, украшено копиями фресок Золотого дома императора Нерона - прим. «Бумаги» ). Придворные приходили туда прямо в белье: девушки - в белых батистовых или шелковых сорочках, мужчины - в белых полотняных кальсонах и нательной рубахе.

После 1817 года, когда провели капитальный ремонт мыльни в Петергофе и петровскую постройку полностью изменили, в нее могли приходить даже те, кто не имел близкого контакта со двором. После ремонта новую мыльню стали именовать «Баня для кавалеров и фрейлин». Большую парильню обшили липой; для кавалеров сделали свой вход, а для фрейлин - свой. Тогда же появились подножные скамейки для ванн, ножные коврики, восьмигранный бассейн и другое. Благодаря медному фонтану-шару при выходе из бани на кавалеров и фрейлин обрушивалась волна из множества струй воды, бьющих также сверху, таким образом формируя водяную завесу.

Лишь в 1865–1866 годах архитектор Эдуард Ган построил там же одноэтажный комплекс из красного кирпича, который с тех пор и носит название Банный комплекс. В Холодной бане установили дубовую полированную ванну, вмонтированную в пол. Для входа в нее сделали ступеньки с перилами из точеных балясин. На потолке установили золоченую люстру-душ. На завершающем этапе человек спускался в дубовую бочку, куда вода поступала из Финского залива.