Электронная дидактическая игра по экономике для детсада. Дидактические игры по экономическому воспитанию

Разновидности экономических игр для детей являются прекрасным способом развить математическое и логическое мышление. Однако родителям стоит четко осознавать, что их типы градированы строго по возрасту и преследуют четко очерченные цели.

Польза и удовольствие – назначение экономических игр

Понимание того, что такое экономика и для чего она необходима, дается детям не так уж просто. И проблема состоит в том, как именно преподать сложные научные темы понятным для ребят языком. На помощь в этом случае приходят специально разработанные типы экономических игр, с которыми можно прекрасно проводить время как в семейном кругу, так и в детском коллективе.

Какие задачи преследуют рассматриваемые типы игр?

  • Во-первых, это создание у ребенка понимания, что для того, чтобы получить желаемое, необходимо приложить определенные усилия.
  • Во-вторых, формирование логической связи «мысль-действие-результат» для того, чтобы ребята четко понимали, что для достижения поставленной ими цели необходимо продумать тактику своего поведения и только потом ее реализовывать.
  • В-третьих, формирование осознания, что собой представляют деньги, как их получают и как с их помощи можно достичь поставленной цели.
  • И, наконец, в-четвертых, формирование связей между экономическими и нравственными понятиями.

Поставленные задачи решаются в детском коллективе в зависимости от возраста детей.

Игры для дошкольников

Говоря об экономических играх для детей дошкольного возраста, педагоги рекомендуют сконцентрировать их внимание на 4 блоках:

  1. потребности человека и способы их удовлетворения;
  2. профессии и их особенности;
  3. что такое деньги;
  4. на что можно их потратить и что нельзя купить за деньги.

Все четыре блока преподносятся детям в виде игр: «Почта», «Банкомат», «Магазин», «Фермер»,

«Рынок» и иных.



Игры для младших школьников


Что же касается экономических игр для школьников, то педагоги предлагают несколько иной подход. Все дело в том, что они носят уже не ознакомительный, а интерактивный вариант, побуждающий в ребятах интерес к активному включению в экономические процессы. В данном случае для разминки превосходно подойдет игра в «Монополию», способная стать великолепным подарком ребенку на четырнадцать лет или «Мегаполис».

В коллективе же практикуются те игры что направлены на совместное построение бизнес-моделей, формирование навыков инвестирования и более глубокого раскрытия экономических понятий.

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Конспект экономической игры для
дошкольников: КВН «Путешествие по стране
Экономике»
Автор: Россанова Яна Юрьевна воспитатель, МАДОУ « д/с №11» г.Перми
Описание работы: предлагаю вам конспект экономической игры КВН для
старших дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных
образовательных учреждений. Этот конспект познавательной игры направлен на
повышение интереса детей к получению знаний по экономике
Конспект экономической игры: КВН «Путешествие
по стране Экономике»
Интеграция образовательных областей: «Познание»,
«Коммуникация»,
«Социализация»
Цель: повысить интерес старших дошкольников к получению экономических
знаний
Задачи:
Образовательные:
­ учить работать в команде
­ учить находить коллективный ответ путем обсуждения
­ закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий,
изученных в течение года
­ закрепить знание загадок, пословиц, поговорок, изученных ранее
­ закрепить умение играть в экономическую игру «Аукцион»
Развивающие:
­ развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор
Воспитательные:
­ воспитывать уважение к людям труда, умеющим зарабатывать деньги
Демонстрационный материал: плакат с надписью «КВН»; эмблемы для членов
команд; «монетки»; дидактические игры: «Собери банкноту», «Кто трудится, кто
играет?», «Кому, что нужно для работы?»; лот – «Мягкая игрушка» для игры
«Аукцион
Ход игры:
Группа приготовлена к игре празднично украшена, на центральной стене
расположен плакат с надписью «КВН»; посередине стоят столы для членов команд.
Звучит песня «Мы начинаем КВН»
Царица – Экономика: Ребята, я целый год приходила к вам в гости, рассказывала
много интересного и познавательного. А сегодня хочу, чтобы вы порадовали меня
своими знаниями по экономике. Предлагаю поиграть в экономическую игру – КВН на
тему «Путешествие по стране Экономике». Согласны?
Дети: Да!
Группа детей делится на две команд. Выбираются капитаны.
1 команда – «Денежки»
2 команда – «Банкиры»
1 конкурс: «Приветствие команд»
Девиз 1 команды: «Делу время – потехе час»
Девиз 2 команды: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
Члены команд поочередно загадывают загадки:

1. Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет (монета)

2. Одно брюхо, четыре уха (кошелек)

3. У одних нас много, а у других нас нет (деньги)

4. Угадай, как – то зовется,
Что за деньги продается.
Это – не чудесный дар,
А просто – на просто …. (товар)
2 конкурс: «Разминка»
Царица – Экономика задает вопросы командам по очереди, за правильный ответ
член команды получает «монетку»:
1. Как называется группа людей, которые являются родственниками и проживают
вместе? (семья)
2. Как называются «доходы» и «расходы» семьи? (бюджет)
3. Как называется дом, где «живут» деньги? (банк)
4. Какая главная потребность человека? (пища)
3 конкурс: «Капитанов»
1. «Собери банкноту»: банкнота разделяется на части; нужно собрать из частей
целую банкноту
2. «Кто трудится, кто играет?»: выдаются картинки с изображением играющих и
трудящихся людей, нужно рассортировать картинки по видам деятельности
3. «Объясни пословицу»:
1. «Не в деньгах счастье»
2. «Маленькое дело, лучше большого безделья»
4 конкурс: «Задание командам»
1. «Найди лишнее слово»
­ доллар, рубль, Россия, евро
­ парикмахер, ножницы, плотник, водитель
­ зарплата, квартплата, пенсия, стипендия
­ шьет, пилит, охраняет, загорает
2. Игра «Кому, что нужно для работы?»: раздаются карточки (профессия –
орудия труда), нужно правильно соединить картинки
3. Решение экономических задач:
1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой? Почему?
2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или
подгнившие?
3. Где будет дороже бутылка «Пепси»: в пустыне или на севере?
4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 5 рублей за 1
килограмм, а в другом по цене 6 рублей за 1 килограмм. В каком магазине раскупят
огурцы быстрее? Почему?
5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 6 рублей за 1 килограмм. К концу
недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто ее не покупал.
Посоветуй, что делать зайцам?
5 конкурс: Игра «Аукцион»
Царица – Экономика: игра подходит к концу, у каждого из вас набралось много
«монеток». Я предлагаю поиграть в игру «Аукцион».

Царица – Экономика ведущая (аукционист) проводит Аукцион. Выставляет лот –
«Мягкая игрушка». Покупает тот игрок, кто дает больше денег (монет), заработанных
в течение игры.
Царица – Экономика: а теперь подведем итоги игры. Посчитайте количество
«монет» у команды. В конце игры подводятся итоги КВН, выявляются и
награждаются победители.

ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ ПО
ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ-
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Кафе «Вкусно и полезно»
Цель: расширить знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать
вкусные и полезные продукты, формировать основы экономической культуры
личности ребенка.
Материал: меню с изображением продуктов питания.
Воспитатель «приглашает» детей в кафе. У каждого на столике лежит меню с
изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и
полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в
пищу, а какие редко и почему.
«Туристический поход»
Цель: уточнить знания дошкольников об основных потребностях человека.
Материал: карточки с изображением разных вещей.
Дети делятся на три команды, каждая из которых готовится в поход на юг, на север,
в пустыню. Команды могут взять только те вещи, которые будут необходимы им в тех
условиях, в которые они попадут.
Вещи, изображенные на картинках, размещаются по всей групповой комнате,
участники команд выбирают то, что, на их взгляд, им нужнее всего. В конце игры
команды проверяют друг друга и объясняют свой выбор.
«Предприятия нашего города»
Цель: закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать зависимость
между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать
интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним.
Материал: фотографии с изображением цехов различных предприятий.
Детям раздаются фотографии с изображением цехов предприятий города. Им
необходимо назвать предприятие, профессий людей, работающих на нем, и
продукцию, которую они производят.
«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата,
стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников;
воспитывать уважение к людям труда.
Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, денег.
Воспитатель предлагает детям разделиться на три семьи. Каждому необходимо
вытянуть карточку с изображением членов семьи, результатом их труда. Сумма
денежного вознаграждения за труд на карточке не указана, дети ее определяют
сами. Каждая семья должна определить свой бюджет и в конце игры сравнить, у
кого он больше. Варианты семейного бюджета могут быть разные. Например,
вариант 1: папа - юрист, зарплата…, мама - продавец, зарплата…, сын - студент,
стипендия…; вариант 2: папа - водитель, зарплата…, мама - учитель, зарплата…,
дочь - ученица 2­го класса и т.д.
«Товарный склад»
Цель: продолжать учить детей различать товары по их принадлежности к
определенной группе (мебель, одежда, обувь, бытовая техника, продукты питания и
т.д.).
Материал: карточки с изображением товаров, фургоны с названием магазинов, куда
будет развозиться товар: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая
техника», «Мебель».
Воспитатель предлагает детям выступить в роли водителей­экспедиторов и
развести товар с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам:
«Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель». Каждый
водитель­экспедитор находит карточки с товаром для своего магазина. Выигрывает
тот, кто правильно подобрал товар.
«Советы покупателю»
Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы
экономической культуры личности ребенка.
Воспитатель приводит детям различные экономические ситуации и просит их
разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот, кто
набрал максимальное количество фишек.
Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?
Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие,
большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие,
сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?

Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей
бананы. В магазине они стоили 3 тысячи, а на рынке - 2 тысячи. Где Миша купит
бананы? Почему?
Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты
из него?
Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?
Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на
поезд?
О. Прокофьева
Конспект открытого занятия по кружку «Экономика в детском
саду». Сюжетно­дидактическая игра «Что? Где? Почем?»
Цель: в игровой занимательной форме закрепить у
детей экономические знания, воспитывать интерес к экономике.
Задачи:
1. В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические
знания, полученные в течение учебного года.
2. Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность
мышления, умения договариваться между собой, выполнять задания в
условиях соревнования.
3. Доставить детям радость и удовольствие от участия
в экономической игре и применения знаний экономического
содержания.
4. Воспитывать эмоционально­положительное отношение и интерес к
деятельностиэкономического характера.
Учебно­дидактический материал: игровые деньги:
монеты «1рублик», «2рублика»,«5рубликов»; 5 конвертов с заданиями

(на конвертах – изображения «отправителей»); кошельки для капитанов
команд; модели «Состав семейного бюджета» и «Расходование
семейного бюджета» в виде кругов с секторами; игровой магазин
канцтоваров; листки цветной бумаги размером 15х20 см, треугольные
лекала; медали и грамоты для членов команд­победительницы; волчок с
прикрепленной стрелкой; коллаж фотографий участников.
Ход игры:
Воспитатель: Дети, вы любите смотреть телеигры? Я предлагаю
Вам поиграть в очень интересную игру – «Что?Где? Почем? Она
напоминает веселые и увлекательные телевизионные игры «КВН» и
«Что? Где? Когда? Для игры нужно разбиться на две команды, выбрать
капитана и названия команды. Помните, капитан должен быть самым
внимательным, находчивым и сообразительным.
Дети разбиваются на две команды, выбирают капитана и названия.
Воспитатель: Команды поприветствуйте друг друга и гостей.
Представляю вам жюри, которые составляют ваши родители, которое
будет «платить» вам за выполненные вами задания.
Представитель жюри оглашает правила оценки заданий и
дополнительных «премиальных»вопросов.
Воспитатель предлагает обеим командам подойти к игровому полю,
дети получают инструкцию к игре.
Воспитатель: Вот игровое поле и волчок со стрелкой. Узнав, о том, что
мы с вами хотимпоиграть, герои сказок прислали вам, ребята, свои
письма с заданиями. Посмотрите, кто вам прислал письма? Чье задание
выполнить первым, нам подскажет волчок со стрелкой. В конце игры мы
подсчитаем сумму заработанных вами денег и узнаем, чья команда
победила. Победителей ждут призы.
Право крутить волчок предоставляем по очереди.
1. Письмо от Чебурашки:
ПРИВЕТ ВАМ ОТ ЧЕБУРАШКИ!
Я СКОРО ПОДРАСТУ И БУДУ ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИЮ. Дорогие
команды, познакомьте меня с профессиями. ПОСМОТРИМ, КТО
НАЗОВЕТ ИХ БОЛЬШЕ
Дополнительные вопросы:
­ Зачем люди ходят на работу?

5. Письмо от Дюймовочки: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДЕТИ! ПИШЕТ ВАМ
ДЮЙМОВОЧКА. ПОМОГИТЕ УКРАСИТЬ ЗАЛ К ДЕТСКОМУ
ПРАЗДНИКУ ЦВЕТАМИ, ЛИСТОЧКАМИ И БАБОЧКАМИ. ПОСЫЛАЮ
ВАМ ЦВЕТНУЮ БУМАГУ И ЛЕКАЛА. КАКАЯ ИЗ КОМАНД
СУМЕЕТ ЭКОНОМНОИСПОЛЬЗОВАТЬ ЦВЕТНУЮ БУМАГУ, УМЕСТИТ
НА НЕЙ БОЛЬШЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ. ?
НУЖНО РАБОТАТЬ БЫСТРО И АККУРАТНО, ТОЧНО ОБВОДИТЬ
ЛЕКАЛА. Помните, треугольники не должны пересекаться. ЗАКОНЧИВ
РАБОТУ, ПОСЧИТАЙТЕ, СКОЛЬКО ТРЕУГОЛЬНИКОВ ВЫ УМЕСТИЛИ
НА ЛИСТЕ., А ЖЮРИ ПОСЧИТАЕТ ИХ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО, У ВСЕХ
ЧЛЕНОВ КОМАНДЫ И ВЫЯВИТ САМУЮ ЭКОНОМНУЮ КОМАНДУ.
Дополнительные вопросы:
­ Чему учит наука экономика? (ведение хозяйства, быть хорошим
хозяевами дома и нашей страны)
­ Кого называют хорошим хозяином (когда ты хорошо работаешь и
отдыхаешь, в доме всем уютно и весело, делаются желанные покупки.
Конечно, не все сразу, а постепенно.)
Подведение итогов: вручение дипломов по номинациям, коллажей и
медалей.
Воспитатель читает слова­ напутствия в стихах:
СТРАНА ЭКОНОМИКА
Ты познакомился с чудной страной,
не признающей застой и покой.
В этой стране, крепко помни о том,
Можешь всего ты добиться трудом.
Труд твой полезен­ коль он для людей,
Если для них не жалеешь ты дней:
Строишь и пашешь, суп варишь иль сталь­
Нужному делу и силы не жаль!
Только ты правила три не забудь,
В этих трех правилах – главная суть.
Первое – дело такое найди,

Где среди всех будешь ты впереди.
Хочешь, чтоб ждал тебя в жизни успех, ­
Делай работу свою лучше всех!
Это усвоил? Втрое учти­
Нет остановки на этом пути.
Только работа отдачу дает,
В ней вся основа движенья вперед.
Больше работаешь­ лучше живешь,
Лучше живешь­ больше людям даешь,
Старым и малым, и тем кто в нужде.
А будет нужно­ помогут тебе.
Правила третье – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее­ думать тут надо.
Можно путем повышения цен
Но, погляди, что получишь взамен:
Всех покупателей ты распугал,
Выиграл грош­ сто рублей потерял.
Если затраты и цены снижаешь,
Этим ты рынок себе расширяешь,
И покупают товары твои
Те, кто богаты, и те кто бедны.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В этой стране нет другого пути.

(И. Липсиц)
Конспект по кружку «Экономика в
детском саду»
Конспект по кружку «Экономика в детском саду»
Тема: Понятие о деньгах. Путешествие в прошлое денег.
Задачи: развивать представление детей о понятии «деньги», об их
назначении, источник е происхождения (труд взрослых: деньги
зарабатывают, просто так их никто никому не дает, историей
возникновения денег.
Формировать правильное отношение к деньгам как к предмету
жизненной необходимости.
Дидактический наглядный материал: несколько современных монет и
купюр, презентация«Путешествие в прошлое денег», фломастеры,
листы бумаги.
Ход занятия:
1 часть: Беседа с детьми «Зачем нам нужны деньги». Уточнить
представление детей о деньгах.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я Вам сегодня
принесла. (показывает монеты и купюры). Что это?
Ответы детей: Деньги.
Воспитатель: Правильно, деньги. А зачем они нам нужны?
Ответы детей: Что бы ходить в магазины, что­то покупать.
Воспитатель: Правильно. А мы сможем без них прожить?
Ответы детей: Нет. Мы не сможем ничего покупать.
Воспитатель: А давайте их с Вами рассмотрим внимательно. На деньгах
есть рисунки, надписи. Деньги еще называют денежными знаками.
Скажите, пожалуйста, из чего делают деньги?
Ответы детей: из золота, из бумаги, металла.

Воспитатель: Вот мы с Вами и разобрались, что такое деньги. Деньги –
это бумажные и металлические знаки, которые нужны, чтобы покупать
товары. Давай повторим вместе, что такое деньги.
Повторяем вместе с детьми.
Воспитатель: Деньги, которые сделаны из бумаги ­ называют купюрами.
Давайте повторим вместе.
Повторяем вместе с детьми.
Воспитатель: А металлические деньги – называют монетами. Давайте
повторим вместе.
Повторяем вместе с детьми.
Воспитатель: Как вы думаете, деньги были всегда?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Давайте, я Вам расскажу историю о том, как появились
деньги. Усаживайтесь поудобнее, мы с Вами отправляемся в
путешествие прошлое денег.
2 часть. Показ презентации ««Путешествие в прошлое денег»
Слайд №1
Слайд 2. Вот посмотрите, как жили древние люди.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12

Ход занятия:
В­ль: Ребята сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие.
А как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие.
Ответы детей.
В­ль: Хорошо, но раз мы отправимся в сказку, значит и транспорт, на
котором мы отправимся должен быть сказочным, правда?
Ответы детей:
В­ль: Отправимся в полет на чудо – машине, которая называется
«Сказколет», а чтобы мы могли связаться с детским садом или найти ответы
на тяжелые вопросы. Давайте возьмем с собой компьютер и сотовый
телефон.
Пальчиковая игра «Сказколет». Приготовились, включили моторы,
закрылки открыли, полетели «у». Набираем высоту, закрылки закрыть,
приняли вертикальное положение, опустились на сказочную планету, и
увидели сказочных героев, улыбнулись друг другу, понравились,
поздоровались: «здравствуйте», а они на сказочным языке. Тогда и мы
попробуем на сказочном. Понравились друг другу и пошли, встретились,
поцеловались и обнялись и в стороны разошлись. Ой, как хорошо!
Понравилось, и еще раз встретились. Ну, вот мы и прибыли, посмотрите как
здесь чудесно, волшебно, сказочно. Это кто сидит под деревом?
Ответы детей: Буратино!
В­ль: Здравствуйте уважаемый Буратино, вы не скажете, почему вы
тут сидите один.
Буратино: Здравствуйте! Не мешайте мне, я жду, пока вырастет чудо­
дерево. Вчера посадил здесь пять золотых, которые мне дал Карабас, и
полил и посолил, а дерево все не растет, а мне так хочется, чтобы у нас с
папой Карло было много денег.
В­ль: Это опять проделки Кота и Лисы. Ребятки может вырасти из
монет чудо­дерево с денежками?
Ответы детей: Нет.
В­ль: А что с деньгами произойдет в земле?
Ответы: Заржавеют, сгниют.
В­ль: Ребята, а что нужно сделать, чтобы были деньги.
Ответы детей: Работать пойти.
Буратино: Ну и ладно, я тогда пойду и куплю себе много мороженого,
пирожного, конфет, шоколада …

В­ль: Стоп, стоп! А кА же папа Карло, а куклы. Что же им бедным
останется. И можно ли тратить все деньги на сладости, а ребята, расскажите
Буратино.
Ответы детей.
В­ль: Вот видишь Буратино, есть вещи более необходимые. А чтобы ты
лучше запомнил, сейчас мы с ребятками с тобой поиграем. Лиза, у тебя в
компьютере есть игра, найди ее, пожалуйста.
Игра «Хочу и надо»
Буратино: Вот спасибо! Я все запомнил. Но как же мне сделать, чтобы
денег стало больше, ведь если я потрачу их на то, что надо, их не останется.
В­ль: Ребята уже сказали, что надо пойти работать, а мы предлагаем
тебе открыть магазин.
Буратино: А что такое магазин?
Ответы детей.
Буратино: А какие бывают магазины и что в них продают?
Ответы детей.
Буратино: Нет, так я ничего не запомню.
В­ль: Буратино, мы тебе поможем сейчас мы тебе подарили картинки.
Что должно быть в разных магазинах. Лиза посмотри, пожалуйста, в своем
компьютере.
(Лиза открывает компьютер и от туда вынимает пустые листы со
значками, обозначающими отделы магазинов и разные картинки – товары).
В­ль: Ребятки. Компьютер дал сбой, и все перепуталось, надо что­то
делать.
Буратино: Как же я теперь узнаю, какие товары мне нужны в магазин?
В­ль: Спокойствие, только спокойствие, я сейчас посмотрю, что у меня
есть в сумочке (вынимает разные предметы). Это пригодится? Нет? А это?
(вынимает клей­карандаш) а это поможет? Картинки можно приклеить.
Ответы детей: Да.
Коллажи «Разные магазины»
Буратино: Здорово! Теперь я ничего не забуду. Но вот что мне
выбрать «Магазин для животных» или «Продукты» или «Бытовая техника».
Хочу и то, и то, и то.
В­ль: Буратино ты не переживай можно открыть магазин в котором
будут продаваться разные товары, правда ребята, и как же он будет
называться.
Ответ детей: Супермаркет.

Картотека
дидактических игр с экономическим содержанием
(А – авторские дидактические игры)
1.«КАКИЕ БЫВАЮТ РАСХОДЫ »(А)
ЦЕЛЬ: Показать детям,что расходы бывают обязательные(основные) и
необязательные (не основные).
МАТЕРИАЛ: Модель «Расходы»,карточки с изображением предметов,
символизирующих основные и не основные расходы(мебель, одежда,
продукты, питания, свет, газ, игрушки,
книги,карточки белого и красного цвета.
ХОД. Вариант1:ведущий показывает картинку с изображением какого­ либо
предмета, дети поднимают карточку того цвета каким он считает предмет по
степени необходимости.
Вариант2:детям раздаются предметные картинки,карточки раздаются
двум детям. По сигналу воспитателя дети становятся вокруг ребенка
необходимого по их мнению цвета.
2. «МАЛЕНЬКИЕ ПОКУПКИ»
ЦЕЛЬ: Показать, что каждая вещь стоит денег, сопоставлять цена товара с
имеющимися наличными деньгами.
МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением различных
предметов(товаров),ценники, деньги.
ХОД: Дети выбирают товар,соотносят цену с имеющимися у них деньгами,
делают покупки по заданию ведущего:
­Покупка только одного предмета(товара).
­Покупает сразу несколько товаров.(спрос не превышает предложение).
­Покупатель сравнивает товары по стоимости(дороже, дешевле,
одинаковые по цене)
3. «ИНТЕРЕСНЫЕ ПОКУПКИ»
ЦЕЛЬ: Раскрыть детям покупательную силу денежных знаков.
МАТЕРИАЛ: Товары разной стоимости, монеты (купюры) разного достоинства.

ХОД: Ведущий дает задания «покупателям» с постепенным усложнением:
­купить вещь(предмет),которая стоит….рублей;
­назвать, что можно купить за …..рублей;
­самостоятельно узнать, а потом назвать одну, две, три вещи, стоящие
определенную сумму денег.
4. «УЗНАЙ ТОВАР»(А)

товарного поезда с вагонами.
ХОД: Вариант 1: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом
оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты
– продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода.
Вариант 2: Дети группируют предметы по месту производства: мебель –
мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – игрушечная
фабрика.
13 «МАРШРУТЫ ТОВАРОВ»(А)
ЦЕЛЬ: Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к
определенной группе (бытовая техника, промышленны товары, мебель,
сельхозпродукты и др.).
МАТЕРИАЛЫ: картинки с изображением товаров или реальные предметы и
игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», и т.п.
ХОД: каждый ребенок выбирает карточку­картинку, называет, что на ней
нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар.
Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам, с названием
магазина.
14 «СОБЕРИ ВМЕСТЕ»
ЦЕЛЬ: Расширить представление детей о товарах; научить группировать их
по разным признакам.
МАТЕРИАЛ: Карта (панно) с изображением различных товаров.
ХОД: У каждого ребенка – карта. На которой нарисованы разные предметы.
Используя круги Эйлера – Венна, дети объединяют предметы по различным
признакам: съедобное – несъедобное; игрушки – орудия труда.
15 «УГАДАЙ, ГДЕ ПРОДАЮТСЯ»(А)
ЦЕЛЬ: Научить детей соотносить названия магазина с товарами, которые в
нем продаются; развивать умение обобщать группы предметов.
МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.
ХОД: дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов,
мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой,

где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», и др. Устанавливают
зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем
продаются.
16 «МАГАЗИН ИГРУШЕК»
ЦЕЛЬ: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли –
продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства,
цену (стоимость).
МАТЕРИАЛ: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
ХОД: Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет
материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.),
место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки.
Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По
мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
17 «ЧТО БЫСТРЕЕ КУПЯТ?»(А)
ЦЕЛЬ: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством
товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
МАТЕРИАЛ: карточки с изображением качественных и некачественных
товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц);
ботинки (на одном нет шнурка).
ХОД: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых
товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят
быстрее, и объясняет причину своего выбора.
18 «ЧТО И КОГДА ЛУЧШЕ ПРОДАВАТЬ?»
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора
сезонности (времени года) на реальный спрос.
МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в
разное время года (летом, зимой и т.д.); мелкие карточки с изображением
сезонных товаров.
ХОД: Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном.
Например, панамки, сандалии, сарафан – в «летний» магазин.
19 «ДОМИНО»(А)
ЦЕЛЬ: Закрепить знание о названии, достоинстве монет; развить внимание,
память.
МАТЕРИАЛ: карточки домино, на которых нарисованы монеты разного
достоинства и в разном наборе.

Обычно дети знают, что родители уходят на работу, чтобы зарабатывать деньги. Чтобы в будущем из вашего маленького человечка вырос человек со здоровым отношением к деньгам и работе, очень важно с детства привить ему основы экономической грамотности, объяснить, откуда берутся деньги и как их тратить. В этом нам помогут игры.

Игры в магазине

Поход в магазин можно превратить в увлекательное развивающее занятие. Именно в магазине или на рынке лучше всего осваивать азы математики и экономики. Нужно лишь подключить к этому мероприятию чуть-чуть фантазии…

3–4 года: Что откуда?

Прогуливаясь с тележ­кой вдоль полок супермаркета, самое время поговорить с малышом о том, как те или иные товары попадают на эти самые полки, где растут овощи, а где фрукты, почему некоторые продукты называют молочными, а масло растительным, из чего делают шоколад и как пшеничное зернышко превращается в сладкую булочку и т. п. Не забудьте поговорить и о профессиях людей, которые производят для нас самые разные товары.

Составляем список покупок. Попробуйте до похода в магазин составить вместе с малышом список продуктов, которые необходимо купить. Обсудите с ребенком, что, в каком количестве и для чего вам нужно приобрести. Затем соберите рекламные каталоги, которые обычно раскладывают в почтовые ящики, и вырежьте из них картинки с нужными товарами. Затем наклейте картинки в блокнотик. Теперь по этой шпаргалке малыш будет помогать вам искать нужный товар на полках супермаркета и складывать его в корзинку. Такая нехитрая забава поможет крохе усвоить, что покупки необходимо тщательно планировать.

5–6 лет: Какие бывают магазины?

Поговорите с ребенком о том, какие бывают магазины и что в них продают. Что такое булочная, бакалея, галантерея, аптека, универмаг, что лежит на прилавках в мясном, рыбном, молочном, овощном, кондитерском, обувном, промтоварном магазине. Как называют того, кто продает? А того, кто покупает? И другие профессии вспомните, которые в магазине можно встретить: кассир, консультант, грузчик, охранник, повар, фасовщик, уборщица. Чем занимаются эти люди?

Изучаем ценники . Займите малыша чтением ценников. Пусть он сравнит, что стоит дороже – скажем, баночка обычных рыбных консервов или икры. А почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле? Поговорите с ребенком на эту тему.

Делаем покупки самостоятельно . Давайте крохе возможность самому покупать, например, хлеб в булочной или мороженое. Малыш так быстрее освоится с деньгами.

Планируем бюджет. Попробуйте вместе с ребенком записывать в течение недели, сколько денег на что тратится. Предложите сначала ребенку подумать, на что идут деньги. Потом расчертите на листе таблицу и схематически, картинками обозначьте категории расходов: еда, одежда, транспорт, здоровье, хозяйство, подарки, развлечения. Пусть малыш постарается определить, какие траты к какой категории относятся. Расскажите, какие еще бывают расходы (плата за квартиру, за детский сад, пожертвования и т. п.). В конце недели подсчитайте расходы по категориям и обозначьте каждый расход в виде столбика. Так ребенку будет понятно, на что вы потратили денег больше всего, на что – меньше.

Много поводов для экономических бесед с ребенком можно отыскать в детских сказках и рассказах. Во время чтения обращайте внимание малыша на профессии людей, которые встречаются на страницах книг. Например, много самых разных профессий показано в сказке Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Постарайтесь донести до ребенка, что каждый человек, вырастая, выбирает себе профессию по душе.
Кроме этого, можно обсудить и то, что герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие нередко стремятся неблаговидными делами получить разные блага для себя. Здесь уместно вспомнить Золушку, Буратино, старуху из сказки о Золотой Рыбке, трудолюбивого поросенка Наф-Нафа и его ленивых братьев, двух сестер из сказки «Госпожа Метелица» и др. Кому из них малыш симпатизирует, а кому – нет?

Игра в магазин

Пожалуй, самая полезная экономическая игра для дошкольников – сюжетно-ролевая игра в магазин. Благодаря ей можно объяснить ребенку многие вещи: что такое деньги и зачем они нужны, откуда деньги берутся, как грамотно их тратить и т. п. Сейчас продается множество аксессуаров для такой игры: бумажные «деньги» (кстати, их могут заменить желуди, листочки и др.), кассовые аппараты, весы, тележки, наборы «товаров». А теперь поиграем.

3–4 года: Малышовый магазин

Чтобы малыш разобрался, как играть, пусть продавцом сначала побудет взрослый. А малыш – покупателем. Он приходит в магазин с «деньгами», например, в виде каштанов, и просит продать ему «вот этого щеночка» или «вон ту конфетку». Продавец называет цену: «Два каштана» (можно и больше, если малыш уже умеет считать до 5 или 10). Ребенок отсчитывает нужное количество «денег» и получает свой товар. Если вы играете с двумя малышами, можно ввести в игру кассира, у которого нужно получить чек в обмен на деньги. Когда малыш освоится с ролью покупателя, пусть попробует быть продавцом. Такая нехитрая игра учит правильно вести себя в разных житейских ситуациях.

Ценники. Прежде чем начать играть, попросите ребенка оценить каждый товар в магазине. Ведь без ценников на товарах невозможна продажа. Используйте в качестве ценников цветные листочки-стикеры. Если ваш маленький математик уже неплохо умеет считать, можно усложнить задачу, ограничив общую сумму, скажем, 50 игровыми рублями. То есть все товары в магазине вместе должны стоить 50 рублей. И, распределяя цены, нужно в эти 50 руб­лей уложиться. Интересно, какие вещи и как ребенок оценит?

Полезные игры для детей

По большому счету, для того чтобы ваш малыш вырос экономически грамотным, вам просто нужно больше с ним разговаривать, рассказывать, пояснять, обсуждать.

Копилка. Обсудите с ребенком, где следует хранить деньги, почему нельзя класть большие суммы в карман и хранить все деньги дома. Расскажите, для чего нужны банковские сбережения. А чтобы понять это на практике, заведите с ребенком копилку. Объясните, что точно так же, как он складывает в нее монетку к монетке, взрослые копят деньги на крупные покупки, будь то бытовая техника или дом. Непременно обсудите с ребенком, на что именно он хочет накопить деньги. Только в этом случае детская копилка имеет смысл: накопил – и потратил, на что хотел. Ребенок должен понимать, что ценность денег не в самих деньгах, а в том, что мы можем за них получить.

Монополия и компания. Сейчас в магазинах можно отыскать немало настольных экономических игр . Самая известная из них – «Монополия». Упрощенная версия вполне подойдет для детей от 5 лет. Играйте всей семьей! В процессе игры у ребенка будет формироваться стратегическое мышление. Полезны и другие игры: «Колонизаторы», «Каркассон», «Поселенцы» и т. п. А с ребятишками помладше можно поиграть в игру «Суперфермер».

Итак, вырастить ребенка экономически грамотным совсем не сложно. Делайте вместе с ним покупки, планируйте семейный бюджет, объясняйте, когда и почему необходимо экономить, обсуждайте те или иные профессии, одним словом, впустите его в свою жизнь. Удачи вам!

Цель: формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот;

1–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар и наоборот

2–й вариант. Дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

3–й вариант. Детям на выбор предлагается выбрать одну из карточек и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.

Игра «Потребности».

Цель: формировать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека.

1–й вариант. Дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись.

2–й вариант. Назвать потребности материальные и духовные.

Игра: «Что можно купить, что нельзя»

Цель: формировать у детей желание экономно относиться к природным ресурсам

1–й вариант. Дети называют те предметы, которые можно купить и те, которые купить нельзя;

2–й вариант. Дети называют объекты природного мира, как человек использует их, и предметы рукотворного мира, называя профессию людей, которые эти предметы производят.

Игра «Профессии»

Цель: формировать представление о содержании деятельности людей отдельных профессий об их орудиях и продуктах труда; воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться.

1-й вариант. Детям предлагаются карточки с изображением людей разных профессий. Они должны подобрать орудия труда;

2-й вариант. Дети подбирают не только орудия труда. Но и называют продукт труда.

Игра «Супермаркет»

1–й вариант. Детям предлагается придумать текст рекламы к картинке с Цель: учить детей сопровождать показ речевым текстом; формировать радостное настроение изображением товара.

3–й вариант. Детям выдаются купюры разного достоинства, и даётся задание купить какой – то товар, на эту сумму.

Игра «Товарный поезд»

Цель: формировать представления о продуктах труда людей разных профессий, о роли рекламы в продаже товара; воспитывать уважение к труду и потребность в ролевых взаимоотношениях.

1–й вариант. Детям предлагаются карточки с разным товаром его надо поместить в определённый вагон.

2–й вариант. Дошкольники выбирают любую карточку, рассказывают об этом предмете, а остальные должны сказать, о чём идёт речь и кто этот продукт производит.

Игра «Товары – услуги»

Цель: закрепить умение отличать товар от услуг, которые предоставляет учреждение; воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение к людям разных профессий.

1–й вариант. Детям предлагается взять картинку и ответить товар это или услуга.

2–й вариант. Дети делятся на две разные команды: одни называют профессию, а другие говорят какие услуги, предоставляют люди этой профессии.

Игра «На необитаемом острове»

Участникам игры предлагается следующее задание: «Предположим, что вы состоите в команде корабля, который терпит караблекрушение, и вы оказались на необитаемом острове. У вас осталось время, чтобы посетить корабль, который еще не затонул, и взять самые необходимые вещи (они изображены на карточках) и предметы.

Игра может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. В случае группового проведения игры участники разделяются на команды и на основе группового обсуждения (в течение 5 минут) решают, что нужно взять с корабля. Выигрывает тот участник или та команда, которая отберет более рациональные вещи.

Игра «Прием гостей»

Это коллективная игра, цель которой обучение детей умению принимать гостей и определять, что необходимо заготовить и закупить для такого приема.

Вначале организатор игры предлагает участникам разделиться на группы по 4-5 человек, условно образующие семью. Затем он выдает группам следующее игровое задание: «Предположим, что ваша семья отмечает день рождения одного из детей, сына или дочери. На дне рождения будет присутствовать вся ваша семья и, конечно, приглашенные друзья того, чей день рождения отмечается. Если вы отмечаете день рождения сына, то придется пригласить семь мальчиков и три девочки, а если отмечается день рождения дочери, то наоборот. Исходя из этих условий, установите, что и в каком количестве вам придется закупить для угощения гостей и участников торжества и сколько примерно денег понадобится для этого.

Следует обратить внимание участников игры на то, что в предлагаемое меню для угощения достаточно включить 5-6 блюд, а стоимость определять приблизительно.

После того, как все группы составят список необходимых закупок, организатор игры предлагает выслушать детей и обсудить предложенные варианты.

При выступлении представителей группы следует дать им возможность высказаться, обосновывая необходимость покупок, целесообразность предлагаемого угощения, его доступность по стоимости.

Побеждает та группа, чей список будет признан лучшим.

Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести - также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление - экономическое воспитание. Педагог поможет создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.

Зачем и как заниматься с детьми экономикой

Экономические занятия проводятся в дошкольном учреждении (далее - ДОУ) в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира (блок «Социализация»). Они преследуют следующие цели:

  1. Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним.
  2. Сформировать понимание значения труда в жизни человека.
  3. Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении.
  4. Познакомить с термином «реклама».
  5. Научить полезным бытовым привычкам.
  6. Способствовать развитию разумных потребностей.

Таким образом, экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные блоки:

  • труд и его продукт;
  • деньги;
  • реклама;
  • экономика в быту.

Задачи и приёмы, актуальные для детей разного возраста

Экономические занятия в детском саду целесообразно начинать со средней группы:

  1. Четырёхлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах.
  2. Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену.
  3. Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям.
  4. Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими:
    • зарплата родителей;
    • пенсия бабушки с дедушкой;
    • стипендия старшей сестры или брата.
  5. Вводится понятие «потребности человека».
  6. Дошкольники получают начальное представление о рекламе - способе донести информацию о товаре до потребителя.

На занятиях с детьми пятого года жизни будут эффективны следующие приёмы:

  1. Обязательное присутствие игрового компонента. Например, на каждое занятие к ребятам приходит один и тот же сказочный персонаж, к примеру, гномик Экономик или игрушечный мальчик Вася Экономкин.
  2. Работа по экономическому воспитанию будет проходить успешнее при подключении к ней родителей. Воспитатель должен донести до их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти речь?). Интересная идея - провести аукцион «товаров», которые малыши сделают дома со своими родителями. Другой вариант - обменяться ими с одногруппниками (вводится понятие «бартер»). Мама и папа должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.

На каждом занятии по экономике может фигурировать один и тот же сказочный герой, например, гном Эконом

В старшем дошкольном возрасте расширяется круг экономических понятий, с которыми знакомятся дети. Полученные ранее знания углубляются:

  1. Ребята знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент.
  2. Педагог учит дошкольников правильно воспринимать рекламу, умению разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности.
  3. Усложняется понятие производства и потребления.
  4. Вводится понятие экономики в быту, ребята осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.).
  5. Воспитатель знакомит детей с понятием «валюта», они рассматривают альбом, где изображены купюры и монеты разных стран.

На занятиях с воспитанниками старшей и подготовительной группы актуально использование следующих приёмов:

  1. Индивидуальное заполнение таблички семейных расходов (дошкольник ставит плюсы в необходимых разделах: продукты, одежда, лекарства, крупные покупки, игрушки, транспортные расходы и т. д.). Это позволит ребёнку понять, из чего складываются расходы в семье, с пониманием воспринимать временное отсутствие денег.
  2. Поощрение детей за активную работу на занятии, правильные ответы (например, это могут быть изготовленные воспитателем медали).
  3. Обязательный анализ занятия, развитие у детей самооценки. Этот момент можно интересно обыграть. Например, на доске вывешиваются белая и голубая тучка. Если ребёнок считает, что получил полезные знания, которые ему пригодятся в жизни, то он приклеивает голубую каплю под голубую тучку. Если же что-то осталось непонятным или дошкольнику было неинтересно на занятии, то он помещает белую каплю под белую тучку.
  4. Продолжается работа с родителями. Можно заинтересовать их конкурсом презентации собственной «фирмы»: ребёнок совместно с членами своей семьи придумывает логотип, изучает рыночный спрос и предложение своего товара и продумывает рекламные ходы.
  5. В подготовительной группе можно практиковать экономические шарады и кроссворды.

Виды экономических занятий в ДОУ

Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента.

Игровое занятие

Игра - наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономинск, по известным сказкам), викторины, соревнования.

Сюжетно-ролевые игры

Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе малыши с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, - примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятие. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги - разноцветные бумажки.

Усвоение новой информации успешно проходит в виде сюжетно-ролевой игры

В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Аукцион». Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям будет интересно поиграть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.