Марк порций катон старший. Марк Порций Катон Старший – политик и идеолог Катон история

25. Марк Порций Катон Старший

Марк Порций Катон, в отличие от его правнука того же имени, Катона Утического, называемый Старшим (Major Prisous), – также Censorius, от его строгой цензуры, Sapiens, Orator, – родился в 234 г. и прожил 85 лет Время его юношества совпадает, следовательно, с Ганнибаловой войной, а год его смерти – с первым годом третьей Пунической войны, 149-м до P. X. Катон играл влиятельную роль не столько на военном поприще, хотя он к молодые годы показал себя хорошим солдатом, сколько на государственном и боролся со все более и более распространявшимся новым направлением римской жизни.

Такого значительного положения Катон достиг благодаря только собственным силам. Он был выскочка, homo novus, его предки не занимали в Риме высших почетных должностей. Местом его рождения была муниципия Тускулум; он имел имение в Сабинской земле, которое в молодости сам обрабатывал. В соседстве с ним было имение Курия Дентата, победителя Пирра, который предпочел заниматься выращиванием репы, отказавшись от сомнительного золота. Молодой Катон часто ходил туда, чтобы видом этого маленького имения и скромного дома воодушевиться к подражанию простой жизни этого великого человека. Простая, скромная жизнь и сельские занятия еще более укрепили его и без того сильное и здоровое тело, так что он мог переносить самые трудные условия войны. Уже на семнадцатом году от роду он участвовал в первом походе против Ганнибала (217), и еще прежде, чем он достиг зрелого возраста, грудь его была покрыта многими ранами. В битвах он стоял твердо и непоколебимо на своем месте и с выражением гордости в глазах часто наводил страх на врагов своим сильным, суровым криком еще больше, чем мечом. В походах он ходил пешком и сам носил свое оружие; слуга следовал за ним для того, чтобы носить необходимые припасы. Говорят, он никогда не сердился на своего слугу, когда тот подавал ему обед или ужин, а, напротив, часто помогал ему в приготовлении пищи, когда был свободен от военных занятий, В поле он пил обычно воду, иногда, при сильной жажде, прибавлял уксусу и только в случае истощения сил принимал немного вина. В 214 г. он сражался в Кампании под начальством Фабия Кунктатора, которому очень понравился молодой человек, страстно привязанный к неиспорченным нравам доброго старого времени. В 209 г. он также находился при Фабии, при взятии Тарента, может быть, как военный трибун. Спустя два года он сражался в битве при Метавре против Газдрубала.

Время, свободное от военных действий, Катон тратил на обработку своей земли и на управление своим хозяйством, не изменяя ничего в своем простом и строгом образе жизни; при этом он развивал свои ораторские способности и свои познания права, являясь в ближних селах и городах безвозмездным защитником всякого, кто обращался к нему за помощью. Вероятно, уже тогда обращал он свои взоры к Риму и стремился к высшему кругу деятельности; сознание силы гнало его вперед. Но толчок к правлению в Рим, как говорят, дал ему знатный римский патриций Л. Валерий Флакк, имения которого лежали поблизости от имения Катона. В. Флакк узнал от своих рабов о трудолюбии и образе жизни Катона, слушал с удивлением рассказы, как он рано утром отправляется на базар, чтобы оказать помощь нуждающимся в защите перед судом, как он зимой в безрукавке и летом голый работал вместе со своими людьми, ел с ними вместе тот же хлеб, пил то же вино; он слышал и про другие черты его скромного характера и некоторые разумные изречения, приписанные ему, а потому пригласил его к себе в гости, чтобы узнать его поближе. Так как Флакк сам был человек в высшей степени простой, ненавидевший нововведения в государственной жизни и нравах, то ему понравился простой молодой человек, обнаруживший необыкновенные умственные способности, и он посоветовал ему отправиться в Рим и посвятить себя государственному управлению, обещая ему содействие своего дома.

Таким образом, Катон отправился в Рим, где приобрел себе много друзей благодаря рекомендациям Флакка, а также своей собственной личности и своей адвокатской деятельности. В тридцать лет он получил квестуру (204), первую ступень высших государственных должностей, и отправился квестором

Корнелия Сципиона в Сицилию, чтобы сопровождать его в Африку на войну против Карфагена Роскошь и слабая дисциплина в войске Сципиона казались единомышленнику и другу Фабия и Флакка опасным нововведением и он, вероятно, открыто порицал своего проконсула, но он не отправился обратно в Рим, как утверждает Плутарх, чтобы в союзе с Фабием обжаловать своего начальника, а вместе с Лелием повел транспортный флот Сципиона в Африку. На обратном пути из Африки корабль его прибило к Сардинии. В 199 г, Катон сделался эдиллом, а в 198 претором. В должности претора он получил Сардинию, как провинцию и приобрел там доверие и благосклонность жителей своим бескорыстием, справедливостью и особенно строгостью, с которой он преследовал римских ростовщиков.

Несмотря на эту строгость, которую в Риме не любили он через три года (195) был избран там консулом, одновременно с его другом и покровителем Валерием Флакком. В это время один из народных трибунов сделал было предложение об отмене Оппиева закона (Lex Oppia) против роскоши женщин, вызванного нуждой Ганнибаловой войны. Как приверженец простоты старых нравов, Катон выступил решительно против предложения; но женщины в такой степени осаждали граждан и магистраты, что закон был отменен, и они в тот же день, упоенные радостью, ходили по площади и по улицам в заранее приготовленных нарядах.

В следующем году Катон, как проконсул, получил провинцию Близкую Испанию, готовившуюся к восстанию. Ему пришлось вновь завоевать эту провинцию многими сражениями, и чтобы в будущем сделать невозможными новые восстания, он отдал распоряжение об уничтожении городских стен. В один и тот же день магистраты городов получили его письменное приказание немедленно уничтожить свои городские стены, и так как каждый город думал, что он только один получил такое повеление, то они и послушались, за исключением немногих, которые подчинились потом, когда Катон явился с войском. Он потом хвастался, что завоевал в Испании больше городов, чем было дней, прожитых там. Сенат решил устроить в честь его трехдневной праздник и, при возвращении его, устроил ему триумф, причем Катон выставил большую массу благородных металлов, приобретенных разработкой лучших испанских рудников.

В 190 г. он в качестве легата вместе с Валерием Флакком и Л. Сципионом сопровождал М. Ацилия Глабриона в войне против Антиоха. Когда последний занял Фермопильский проход своим лагерем, укрепленным двойным валом, рвом и стенами, и Глабрион, приближавшийся с севера через Фесалию, не мог пройти, то Катон, как некогда персы, пробрался с отрядом через горную тропинку Калидрома и, прогнав стоявших там 2 тыс. этолийцев, очутился в тылу неприятеля. Антиох в испуге бежал с небольшой частью своего войска в Элатею, в Фокид, и оттуда через Евбею в Азию; большая же часть его войска была уничтожена при Фермопилах или взята в плен. Катон, не скупившийся на самовосхваления, превознес свой геройский поступок до небес и говорил, что кто видел, как он тогда преследовал и истреблял врага, тот должен был признать, что Катон не столько обязан народу, сколько народ ему; консул же Глабрион обнял его после победы и долго держал в своих объятиях, восклицая, что ни он сам, ни весь народ не в состоянии достойно вознаградить заслуги Катона. После битвы Катон и Д. Сципион получили поручение доставить в Рим известие о победе, но по дороге они должны были упрочить верность Риму в греческих государствах на юге. Катон, между прочим, отправился в Афины и держал перед народом речь на латинском языке, предоставив переводчику передать ее по-гречески. Он сделал это не по незнанию греческого языка, а чтобы не отступить от отечественного обычая.

В 190 г. окончилась военная карьера Катона. После того он еще сорок лет непрерывно работал и боролся в Риме, в| суде, в сенате и в народном собрании, будучи долгое время первым в государстве, влиятельнейшим адвокатом и| государственным оратором. В течение этого времени сильнее всего выступает особенность его характера в постоянной борьбе против упадка древнеримских нравов и всюду проникавших чужеземных элементов, против злоупотреблений и нововведений в государственном управлении, против роскоши и безнравственности аристократии, против бесправия и насилия всякого рода. Сам он имел настоящий древнеримский характер, здоровое телосложение, закаленное умеренностью, военной службой и сельскими занятиями (красив он, правда, не был, враги говорили нем, что у него красные волосы и зеленые глаза); он одевался и жил просто и умеренно, был честен и справедлив строг к самому себе, но еще строже и жесточе к другим. Его проницательный ум, его знание римского права и всех отношений, его смелая и бойкая речь, резкое остроумие колкая насмешка сделали его человеком, которого больше всего боялись в Риме, тем более что он часто направлял свои нападки не столько против поступков, сколько против личностей и всегда выступал с беспощадной жестокостью и всей силой и твердостью характера. Он был в полном смысле враг своих врагов, и месть он считал обязанностью. По отношению к массе народа он держал себя благодушно, и она охотно сближалась с ним из-за простой его внешности; она питала к нему уважение и доверие за его бескорыстие и неподкупность и за его бесстрашное выступление против знатных; последние презирали и ненавидели смелого и дерзкого выскочку, и он беспощадно нападал на них, как только представлялся случай. Он преследовал их в многочисленных процессах, в его речах перед народом и в сенате и, конечно, должен был также переносить частые нападения с их стороны; его обвиняли около пятидесяти раз, но всегда оправдывали.

В 190-187 гг. Катон выступил против трех полководцев, добивавшихся триумфа, обвиняя их в разных проступках, а именно против Минуция Терма, Ацилия Глабриона и Фульвия Нобилиора, победивших лигурийцев, Антиоха и этолийцев. Но больше всего досталось его врагам и аристократии во время его цензорства 184 и 183 гг. Соискателями этой должности, кроме него и друга его Валерия Флакка, были также враги его П. и Л. Сципионы и Фульвий Нобилиор. Партия знатных делала все, чтобы устранить опасного и презираемого ею человека с этой важной и почетной должности и предоставить оную людям из своей среды. Но и Катон не остался бездеятельным; он помешал избранию Сципионов тем, что возбудил против них уже описанный нами процесс за сокрытие денег из азиатской войны и добился того, что расположенный к нему народ избрал его и друга-единомышленника Флакка.

Во время своего цензорства Катон с неумолимой строгостью расчистил сенат и рыцарское сословие. Семерых сенаторов он изгнал из курии, среди них Л. Фламинина, брата враждебного ему освободителя греков, за то, что он и Цисальпийской Галлии, на пиру, разгоряченный вином, велел обезглавить одного осужденного на гибель пленника, чтобы вознаградить любимого им пажа за пропущенные им гладиаторские бои в Риме, точно так же он изгнал из курии бывшего претора Манилия за то, что он днем в присутствии своей дочери поцеловал свою жену, между тем как он сам обнимал свою жену только во время сильной грозы. Люция Сципиона он лишил коня, т. е. изгнал из рыцарства и, кроме того, подверг его строгому выговору, несмотря на то, что обвинение его в утайке денег никак не могло быть доказано. Рыцаря Л. Ветурия он также лишил лошади, потому что он был слишком толст для военной службы. «Какую пользу может принести государству такое тело, – сказал он, – которое от шеи и до ног представляется только животом?» Когда он спросил Л. Порция: «Имеешь ли жену по твоему сердцу?», – и тот в насмешку ответил ему: «Не по твоему сердцу», – то он переместил его в эрарии. Кроме того, он строго противодействовал сильно развивавшейся роскоши. Он наложил большой налог на женские наряды, восставал против нового обычая украшать дома и виллы картинами и статуями, выставлять на общественных площадях изображения своих предков и родственников. Он наложил также большой налог на рабов моложе двадцати лет, за которых платили по 10 тыс. асс и более. Отстаивая общественные интересы против частных лиц, он уничтожил все трубы, через которые частные люди противозаконно проводили воду из водопроводов в свои жилища или на свои поля, и велел снести частные постройки, стоявшие на государственной земле или выступавшие на улицы. Государственные доходы он отдавал рыцарям в аренду за высокую цену, а возведение общественных построек он отдавал на подряд с большой расчетливостью, хотя, впрочем, не совсем к выгоде государства. Под своим именем построил он из государственных средств на рынке, рядом с гостилиевской курией, первую базилику в Риме.

Строгий образ действий его, задевавший преимущественно богатых и знатных, очень нравился народу, который поставил ему памятник в храме Салии, богини общественного благосостояния, с надписью на пьедестале, что Катон, как цензор, прекрасными средствами и мудрым руководством восстановил римское государство, склонявшееся к дурному и пришедшее в упадок. Напротив, Т. Фламинин со своими приверженцами по истечении срока его цензорства добился от сената уничтожения его строительных контрактов и аренд, как невыгодных для государства, и некоторые трибуны обвинили его в злоупотреблении цензорской властью, за что он был приговорен к штрафу в два таланта. Но Катон не побоялся этого и продолжал действовать по тем же принципам. Он до конца своей жизни бичевал и преследовал деятельность честолюбивой и корыстной аристократии, ее жадность к наслаждениям, ее насилие и вымогательства в провинциях, сокрытие ее добычи и пр. Кто ворует частное имущество, говорил он, того заковывают в цепи; те же, которые грабят государство, щеголяют в пурпуре и золоте. Так же смело порицал он нечестную политику сената. Но время шло своим чередом, и чем дальше, тем больше становился он одиноким и более враждебным по отношению к новым поколениям. Подобно Нестору, он жил уже с третьим поколением и, стоя на 81-м году жизни перед судом, он жаловался на то, как трудно защищаться перед людьми, с которыми он не жил.

Борьба Катона против духа времени осталась бесплодной. Он не постиг своего времени до основания, оставил нетронутым корень зла, а боролся против отдельных явлений, выступавших на поверхности. Он не хотел развивать свое время улучшениями, а втолкнул его в строгие формы прошедшего. «Катон укорял свой народ как обвинитель и судья, но не облагораживал его воспитанием и законами; подобно известному древнему царю, он наказывал море, потому что не знал другого способа для усмирения бури, Его заслуга состоит в том, что он показал больные места общества; но он не излечил его; он был только факелом, осветившим бездну» (Друман).

Мнение, будто Катон только на старости лет научился греческому, неверно. Он научился греческому языку довольно рано; но не любил греческого образования, потому что считал его причиной политического и нравственного падения греческого народа. Поэтому он старался по возможности противодействовать распространению греческого элемента в Риме. Когда в 155 г. афиняне, чтобы испросить у сената прощения денежного штрафа, послали в Рим трех философов, академика Карнеада, стоика Диогена и перипатетика Критолая, и эти последние во время своего довольно продолжительного пребывания в Риме привлекали к себе знатную римскую молодежь своими блестящими лекциями, то Катон настаивал в сенате, чтобы дело афинян было решено как можно скорее и чтобы убрали из города их послов, которые портили-де римскую молодежь своими греческими искусствами. В последние годы своей жизни Катон отказался от предубеждения, будто греки своей высшей умственной жизнью дали опасное направление государству и нравственности; он прилежно изучал сочинения Фукидида, Демосфена и других знаменитых греков, которых прежде отдалял от себя в односторонней ревности к отечественной нравственности.

Известно, что Катон в последние годы своей жизни был страстным врагом Карфагена и не успокоился до тех пор, пока Рим не решился уничтожить его. Сомнительно, чтобы он считал новое процветание карфагенского могущества опасным для Рима; во всяком случае, главной побудительной причиной его ревности против Карфагена была личная ненависть и чувство мести, потому что он считал себя обиженным Карфагеном во время его посольства. Возвратившись из этого посольства, он в преувеличенном виде представил сенату богатство и военные средства деятельного торгового города и объявил, что оба государства долго существовать рядом не могут, что или Карфаген, или Рим должен погибнуть. И действительно, несмотря на то, что П, Сципион Назика, зять Сципиона Старшего Африканского, всегда возражал высказываниям Катона и каждый раз говорил: «Я думаю, что Карфаген должен остаться», – истребительная война против Карфагена была наконец решена в 149 г. Но Катон не дожил до радости видеть поражение ненавистного врага: он умер в том же году.

Он был добрый любящий муж и отец. Я считаю большей похвалой, говорил он, быть хорошим мужем, чем великим сенатором. От первого брака своего с Лицинией он имел сына, М. Порция Катона Лициниана. В преклонных годах он женился во второй раз на дочери своего клиента, Салонии, с которой также имел сына, М. Порция Катона Салониана. Старшего сына он сам обучал и воспитал с большой заботливостью, хотя раб его, Хидон, был такой опытный учитель, что под его руководством Катон содержал школу, но он не думал, чтобы раб мог хорошо воспитать свободнорожденного мальчика. Для обучения своего сына он написал несколько книг. Лициниан действительно сделался образованным и ученым мужем и оказался храбрым на поле битвы. Он храбро сражался при Пидне, под предводительством Эмилия Павла, на дочери которого, Терции, он впоследствии женился. Он был, однако, слабого здоровья и умер раньше своего отца. Брат его, Салониан, был дедом Катона Утического.

Катон не был беден: он имел земли в Сабинской земле и с течением времени собрал большое состояние. Уменьшать свое имущество, говаривал он, недозволительно мужу, а разве овдовевшей женщине; напротив, честь и слава тому, кто в своих счетах оставил по себе больше благоприобретенного, чем наследственного. Сначала он искал выгоды только в земледелии, но впоследствии, чтобы быстрее увеличить свой капитал, занимался и другими доходными отраслями; он вел скотоводство в больших размерах, покупал рыбные озера, леса, теплые ванны и другие статьи, приносившие хороший доход. Часть своих денег он употребил на торговлю. Он занимался даже торговлей людьми, только под чужим именем. Он покупал молодых рабов, обучал их и давал им известную выправку в течение года и продавал затем по высокой цене. Он обращался с рабами жестоко и по принципам древнего мира, которыми, однако, не строго пользовались люди более благодушные, считал их существами бесправными, как скот. Он никогда не платил за раба более 1,5 тыс. динаров; он дрессировал их, как лошадей и собак, и затем продавал в другие руки; тех же, которых оставлял за собой для работы, он кормил хорошо и заставлял их спать, когда они только не работали; когда же они становились неспособными к работе по старости лет, то немилосердно выгонял их из дому, чтобы не кормить, или продавал. Он старался всегда поддерживать несогласие и раздор между своими рабами, потому что единомыслие их он считал опасным для себя; за незначительные проступки и небрежность он подвергал их палочным ударам, более важные преступления наказывал смертью. Один из его рабов, попавшийся в проступке, повесился из страха, прежде чем увидел хозяина.

Катон был человек замечательно деятельный. Хотя общественная деятельность и управление своим домом и имуществом отнимали у него много времени, тем не менее он находил время для обширных занятий и накопления сведений, которые он потом излагал в разных сочинениях. До нас дошло только одно его сочинение, «De ге rustica», где он изложил свою многостороннюю опытность и познание в земледелии. Кроме того, Катон написал одно историческое сочинение «Origines», охватывавшее историю Рима от самого основания его и историю некоторых других италийских городов до его времени, а также написал для своего сына руководство или несколько руководств о предметах, которые римлянин должен знать.

Если Катон в чем-то и был лучше многих своих современников, однако истинно добродетельным человеком, каким впоследствии его представляли, он не был. В своих понятиях о честности и справедливости он не стоял выше точки зрения римлянина; он восставал против своего времени, а между тем сам во многом был сыном его. Таким образом, он впадал в противоречие с самим собой. Он проповедовал простоту нравов и помогал государству обогащаться; даже сам для обогащения занимался ростовщичеством, а между тем называл ростовщика и разбойника одинаково преступным; он нападал на отдельных личностей, эксплуатировавших провинции, а между тем одобрял учреждение провинциального управления, дававшее повод к таким злоупотреблениям. Главным недостатком его характера, отчасти обусловливавшим все его слабости и ошибки, было самолюбие. Отсюда, между прочим, объясняется его неприятное самовосхваление. Он чванился своей добродетелью, превозносил до небес свои военные подвиги и свою бдительность. Когда нападали на людей за какую-либо ошибку, он часто оправдывал их словами, что на них напрасно нападают: ведь они не Катоны; не ловких подражателей своим поступкам он называл неудавшимися Катонами. Такой человек не был, конечно, настоящим врачом своего времени, хотя он считал себя таковым.

автора Плутарх

АРИСТИД И МАРК КАТОН [Перевод С.П. Маркиша]

Из книги Сравнительные жизнеописания автора Плутарх

Марк Катон 1. Марк Катон, как сообщают, был родом из Тускула, а воспитывался в земле сабинян, в отцовских поместьях, где он провел молодые годы, до того как поступил на военную службу и начал принимать участие в государственных делах. Его предки, по-видимому, ничем себя не

Из книги Сравнительные жизнеописания автора Плутарх

Катон 1. Началом своей громкой славы род Катона обязан прадеду Катона Младшего, человеку, чья нравственная высота доставила ему огромную известность среди римлян и высшую власть, как об этом рассказывается в его жизнеописании. После смерти родителей Катон с братом

автора Гаспаров Михаил Леонович

КАТОН СТАРШИЙ Перед нами прошли три полководца, три политика нового склада, которые с суровостью соединяли мягкость, с римской мощью - греческую образованность, с заботой о государстве - заботу о собственной славе: Сципион, Фламинин, Эмилий Павел. Теперь нас ждет

Из книги Капитолийская волчица. Рим до цезарей автора Гаспаров Михаил Леонович

КАТОН-ЦЕНЗОР В нашем представлении это человек, который проверяет издаваемые книги: нет ли в них недозволенного для печати. В Древнем Риме значение этого слова было другим. Цензорами назывались должностные лица, составлявшие списки двух высших сословий Рима -

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Марк, ты не прав! (Марк Донской / Эльдар Рязанов) В начале 1972 года нешуточный скандал случился между двумя известными кинорежиссерами – Марком Донским и Эльдаром Рязановым. А начался он 16 февраля, когда Главным управлением по художественному кинематографу была принята

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги История Древнего Рима в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

25. Марк Порций Катон Старший Марк Порций Катон, в отличие от его правнука того же имени, Катона Утического, называемый Старшим (Major Prisous), – также Censorius, от его строгой цензуры, Sapiens, Orator, – родился в 234 г. и прожил 85 лет Время его юношества совпадает, следовательно, с

Из книги Римская история в лицах автора Остерман Лев Абрамович

Катон Распространение культа Вакха удалось таким образом пресечь. Но стремление к плотским наслаждениям, тщеславие и вкус к роскоши все пышнее расцветали в «высшем обществе» Вечного Города. Его примеру, но на своем, отнюдь не изысканном уровне следовало и простонародье.

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Марк Катон. Эмилий Павел. Сулла. Красс и Помпей Надо ли платить союзникамМарк Катон (234–149 гг. до н. э.) был не только видным политиком Римской республики, оратором и писателем, но и военным деятелем. В частности, в качестве консула он сражался с карфагенянами на юге Италии.

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Катон Первая римская история, написанная прозой и на латинском языке, принадлежит Марку Порцию Катону Старшему, или Цензору (234- 149). Катон был уроженцем г. Тускула. Богатый землевладелец, сенатор, прошедший всю лестницу магистратур от квестора до цензора, он сла­вился

Из книги О знаменитых людях автора Аврелий Виктор Секст

XLVII Марк Порций Катон Цензор Марк Порций Катон, по происхождению тускуланец, был призван в Рим Валерием Флакком и был военным трибуном в Сицилии, весьма мужественным квестором под начальством Сципиона, справедливейшим претором; в свое преторство он покорил Сардинию,

автора Непот. Корнелий

XXIV. М. Порций Катон 1. М. Катон родился в муниципии Тускуле. Юношей, не начавшим еще добиваться должностей, он подвизался в Сабинской области, где у него было именьице, доставшееся ему от отца. Позже, по совету Л. Валерия Флакка, будущего своего товарища по консульству и

Из книги О знаменитых иноземных полководцах автора Непот. Корнелий

Катон Старший 1. Катон Старший, обличая народ в роскоши и мотовстве, сказал: «Трудно говорить с желудком, у которого нет ушей!»2. И еще: «Удивительно, как еще стоит город, где за рыбу платят дороже, чем за быка!»3. Недовольный, что женщины забирают все большие власти, он

Из книги История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи автора Рожанский Иван Дмитриевич

Катон Старший и его эпоха Если Фалеса Милетского мы считаем основоположником греческой науки и философии, то в Риме, четырьмя столетиями позже, аналогичную роль сыграл Марк Порции Катон Старший (234–149 гг. до н. э.). Катон Старший был настолько яркой и притом типично

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Макс Порций Катон Старший - древнеримский политик, государственный деятель, писатель, чье творчество заложило основы римской литературной прозы, современник Гая Юлия Цезаря . Старшим называется потому, что его правнук также носил имя Марк Порций Катон (Младший). Римские собратья по перу дали ему прозвище «Цензор» за чрезвычайно ревностное выполнение соответствующих обязанностей. Биография Катона Старшего, его деяния достаточно хорошо известны, так как сохранилось немало источников, в которых он упоминается.

Марк Порций был потомком плебейского рода, появился на свет в 234 г. до н. э. в Тускуле. В молодости жил в семейном сабинском имении, в 217 г. поступил на военную службу. Известно, что в битве с Ганнибалом он был неоднократно ранен, будучи 20-летним молодым человеком, являлся военным трибуном. В 199 г. до н. э. ему досталась должность эдила, в следующем году он был уже претором в провинции Сардиния, многое сделал для искоренения на острове ростовщичества. В 195 г. его избрали консулом, вверив в управление Ближнюю Испанию, где им было завоевано немало городов. По возвращению в Рим его ожидал триумф. В качестве легата выиграл сражение при Фермопилах с Антиохом.

Возвратившись с полей битвы, Катон Старший становится сенатором, активно участвует в судебных процессах, в народных собраниях. Как сенатор он потратил немало усилий, чтобы некоторые полководцы не были удостоены триумфа. Громко заявил он о себе и в должности цензора, которую получил в 184 г. до н. э. Строгость нравов он оберегал очень строго, невзирая на личности. Катон был страстным обличителем роскоши, требовал уплаты больших налогов за молодых рабов, женские ювелирные украшения, ревностно следил за тем, чтобы частные интересы не мешали реализации интересов общественных.

Еще одной характерной чертой его деятельности на государственном, политическом поприще было всяческое сопротивление иностранному влиянию. Особенно Марк Порций был неравнодушен к эллинизации и Карфагену. Вошла в историю его фраза, которую он часто произносил в сенате: «Карфаген должен быть разрушен». Из-за принципиальности, суровости характера врагов и недоброжелателей у него было очень много. В биографии Катона Старшего есть такой красноречивый факт: его 44 раза призывали к суду, но так ни разу не смогли осудить, причем Марк Порций имел обыкновение защищать свою честь сам.

Борьба за чистоту нравов, огромная неприязнь к иностранному вмешательству поспособствовали тому, что Катон Старший стал писателем, снискав на этом поприще не меньшую славу, чем на политическом. Стремясь привить сыну Марку свои принципы и знания, без чуждого влияния, он писал для него книги, в частности, об истории Рима («Начало»), о делах житейских. Его перу принадлежит «Наставление сыну», которое принято считать первой римской энциклопедией, в которой Катон давал советы по врачебному делу, риторике, сельскому хозяйству и др.

Скончался Марк Порций Катон Старший в 149 году до н. э.

Содержание статьи

КАТОН, МАРК ПОРЦИЙ (Marcus Porcius Cato). В римской истории наиболее знамениты два деятеля, носившие это имя. Катон Старший, он же Катон Цензор (234 – ок. 148 до н.э.), политик, полководец и писатель, больше всего известен строгостью нравов и приверженностью идее окончательного уничтожения Карфагена. Он приходится прадедом Катону Младшему, или Катону Утическому (95–46 до н.э.), аристократу, славившемуся стоическими добродетелями и ставшему в гражданской войне символом проигранного республиканского дела.

Катон Старший.

Катон Старший родился в Тускуле в Альбанских горах к юго-востоку от Рима, где его семья владела поместьем. В должности военного трибуна он участвовал во 2-й Пунической войне, сражался, в частности, в битве при Метавре (207 до н.э.). В 204 до н.э. Катон стал квестором, т.е. чиновником по финансам, и в этом качестве сопровождал великого полководца Публия Корнелия Сципиона Африканского во время вторжения римлян в Африку. Щепетильность Катона в денежных вопросах раздражала Сципиона. Из этой поездки Катон привез в Рим Энния, которому суждено было стать великим поэтом.

При поддержке Луция Валерия Флакка, представителя древней римской знати, владевшего поместьем неподалеку от имения Катона, Катон перебрался в Рим, где поставил свои ораторские таланты на службу своему покровителю и в то же время стал собирать собственных приверженцев, чтобы начать восхождение по традиционным для римской знати ступеням власти. В 199 до н.э. он был избран эдилом, в 198 до н.э., будучи претором, управлял Сардинией, где боролся с ростовщичеством. В 195 до н.э. Катон стал консулом (величайший успех для homo novus, букв. «новый человек», т.е. «выскочка») и в этой должности отправился в Испанию, где ему пришлось подавлять восстание, с чем он превосходно справился. В качестве проконсула Катон остался в Испании еще на один год и организовал здесь новую провинцию Ближняя Испания. По возвращении он был удостоен триумфа, после чего успешно воевал в 191–189 до н.э. в Греции против царя Сирии Антиоха III, находясь под началом Мания Ацилия Глабриона.

В последующие годы Катон часто начинал судебное преследование различного рода проступков (у греков и римлян, не знавших института государственных обвинителей, это считалось долгом каждого гражданина). Так, некий полководец требовал триумф за сражения, которых, по мнению Катона, вовсе не было, другой, будучи проконсулом, проявил бессмысленную жестокость к жителям провинции. Катон был также основным критиком Сципиона Африканского и его брата Луция по вопросу о том, как они распорядились военной добычей. В своей критике Катон преуспел: Луций едва не был осужден, а сам Сципион удалился от дел.

В 184 до н.э. Катон был избран цензором вместе со своим политическим патроном Валерием Флакком. Конкуренция в тот раз была чрезвычайно жесткой, поскольку на должность претендовал целый ряд известных соискателей, и некоторые из них никак не желали уступить «выскочке», предки которого никогда не занимали в Риме высоких должностей. Катон (о его коллеге никто не упоминает) проявил себя в этой должности так, что заслужил прозвище Цензор. Он подверг список сенаторов беспощадному пересмотру, исключив из него семерых недостойных. Так же сурово пересмотрел он и сословие всадников. Был издан закон, ограничивший расходы на роскошь (римляне, как и греки, верили в действенность подобных постановлений). Кроме того, цензоры осуществили строительство целого ряда общественных зданий и проложили новые дороги, в которых ощущалась острая необходимость. В частности, огромная по тем временам сумма в 1000 талантов была израсходована на городскую канализацию.

Более всего Катон известен ролью, которую он сыграл в судьбе Карфагена. Побывав там в качестве посла в 153 до н.э., Катон был поражен растущим богатством города и потенциальной угрозой, которой мог вновь сделаться этот старинный враг Рима. Предположение, будто Катон и другие землевладельцы желали уничтожения Карфагена ради монополии в торговле вином и маслом, не слишком убедительно. Возможно, Катон опасался, как бы Карфаген не попал в руки энергичного царя Нумидии Масиниссы, который в таком случае сам сделался бы соперником Рима. Как бы то ни было, теперь Катон завершал каждое свое выступление в сенате словами: «Что до прочего, я полагаю, что Карфаген должен быть уничтожен» («Ceterum censeo Carthaginem esse delendam»). Считается, что именно по его инициативе римляне начали 3-ю Пуническую войну (149–146 до н.э.), завершившуюся разрушением Карфагена.

Биография Катона – это типичная биография римского аристократа его эпохи. Катон перебрался в Рим, потому что здесь перед ним открывалось более широкое поле деятельности, однако его сочинение Начала (не сохранилось) было посвящено скорее истории Италии, чем Рима. Нет никакой необходимости противопоставлять Катона Сципиону Африканскому, как делают некоторые авторы, которые изображают Катона реакционером и поклонником старины, возглавившим движение, враждебное Сципиону, прогрессивному обожателю греческой культуры. На самом деле Катон и сам смотрел в будущее, он проницательно усвоил все лучшее в греческой цивилизации, как ни претила ему тогдашняя греческая политика. После тридцати (а вовсе не в старости, как сообщают некоторые источники) Катон выучил греческий. Трактат О земледелии (сохранился), учебник по доходному ведению хозяйства, составлен по греческим образцам, и даже немногочисленные сохранившиеся фрагменты речей Катона (Цицерон имел более 150 его речей) обнаруживают, что он кое-что почерпнул из греческой риторики. Новое здание суда, базилика, которую возвел Катон, будучи цензором, опять же обнаруживает греческое влияние. Мы вполне можем положиться на мнение римлян следующих поколений, которые усматривали в Катоне достойный восхищения, но вполне знакомый тип римлянина.

Катон Утический.

Карьера правнука Катона Старшего, которого часто именуют Катоном Утическим – вызов историкам, ибо в эпоху уловок и компромиссов он сумел остаться безупречно честным человеком. Во всех своих поступках Катон руководствовался принципами стоической философии, раздражая этим коллег, которые полагали, что как практические политики, ответственные за ход дел, они не могут себе позволить такой роскоши. «Он говорит так, словно живет в государстве Платона, – жаловался его современник Цицерон, – а не среди подонков Ромула» (подразумевается римский электорат).

В 67–66 до н.э. Катон занимал должность военного трибуна в Македонии. Затем он был квестором (вероятно, в 64 до н.э.). В 63 до н.э. был раскрыт знаменитый заговор Катилины, направленный против римского государства. Попытка заговорщиков не удалась прежде всего благодаря отваге и энергии консула Цицерона. Во время дебатов о мере наказания сенаторов, уличенных в участии в заговоре, Юлий Цезарь выступал против смертной казни, завуалированно намекая на возможную месть. Но верх взял бескомпромиссный Катон, настаивавший на максимальной суровости, и заговорщики были казнены. Луций Лициний Мурена, избранный консулом на следующий 62 до н.э., был уличен в подкупе избирателей, и Катон пытался отстранить его по суду. Цицерон, который считал, что Мурена необходим государству как консул, в шутливой форме сумел убедить судей в несерьезности обвинений (эта его речь сохранилась). Своей принципиальной позицией Катон в какой-то мере способствовал появлению на свет «первого триумвирата» (союза Цезаря, Красса и Помпея), в 60 до н.э. фактически пришедшего к власти в Риме. В 59 до н.э. его как неизменного вождя оппозиции удалили из Рима, отправив присоединять Кипр. Вернувшись в 56 до н.э., Катон продолжал бороться с триумвиратом. Теперь он сменил тактику. Решив, что только Помпей может спасти Рим от диктатуры, он поддержал его на выборах в консулы на 52 до н.э. Самого Катона, выставившего свою кандитатуру на следующий срок, постигла неудача. Когда в 49 до н.э. Цезарь приступил к активным действиям по захвату власти, Катон тут же присоединился к противостоявшему ему Помпею. В 48 до н.э. Помпей был разбит, и Катону с остатками армии удалось переправиться в Африку, но в сражении при Тапсе (46 до н.э.) они были разбиты. Не желая смириться с поражением, Катон покончил с собой в городе Утике, чем и объясняется его прозвище. Цезарь сожалел, вероятно, искренне, что Катон не дал ему возможности выказать к нему милосердия. Цицерон написал сочинение Катон , которое превратило Катона в глазах будущих поколений в непреклонную фигуру – символ безнадежного дела республиканцев. Цезарь ответил ему полемическим Антикатоном (оба сочинения не сохранились).

Политик и писатель Марк Порций Катон Старший (Старшим его назвали потомки, чтобы не путать с правнуком) появился на свет в 234 году до н. э. Он был родом из города Тускула, расположенного в нескольких десятках километров от Рима, и принадлежал к плебейскому роду.

Служба в армии

Катон мог бы всю жизнь заниматься сельским хозяйством, если бы не начавшаяся в 218 году до н. э. Вторая Пуническая война. В то время Рим на равных соперничал с Карфагеном, чей полководец Ганнибал в ходе смелой кампании вторгся в Италию. Из-за тяжелого положения республики в армию был призван даже еще совсем юный Катон Старший. Он необычайно быстро сделался военным трибуном. Несколько лет молодой человек служил на Сицилии. Его непосредственным руководителем был известный полководец Марк Клавдий Марцелл.

В 209 году до н. э. Катон Старший перешел на службу к военачальнику Квинту Фабию Максиму Кунктатору. Затем он оказался в армии Гая Клавдия Нерона и в ее рядах принял участие в битву при Метавре в Северной Италии. В этом сражении римляне наголову разгромили войско младшего брата Ганнибала Гадрубала. Долгая кампания против Карфагена позволила талантливому Марку Катону добиться признания вопреки своему худородному происхождению. В Древнем Риме таких самородков называли «новыми людьми».

В период Второй Катон завел много полезных для будущей карьеры знакомств. Например, он подружился с Луцием Валерием Флакком, позже ставшим претором республики. Другим фактором возвышения Марка стала гибель большого числа римских аристократов во время войны. Особенно много жизней представителей нобилитета забрала в которой Катон принять участие, на свое счастье, не успел.

204 год до н. э. стал для Марка поворотным. В свой 30-летний юбилей он был назначен квестором полководца Публия Сципиона, взявшегося за организацию римского вторжения в Северную Африку, где находилось сердце Карфагенской державы, и за это прозванного Африканским. Армия должна была переправиться через Средиземное море из Сицилии. Во время подготовки сложной операции Сципион поссорился со своим помощником. По одной версии античных историков, Катон Старший обвинил начальника в легкомысленном отношении к организации десанта. Якобы полководец праздно тратил свое время в театрах и разбрасывался выделенными казной деньгами. По другой версии причины ссоры были глубже и заключались в конфликте между Сципионом и покровителями Катона Флакками. Так или иначе, но весь конец Второй Пунической войны квестор провел в Сардинии. В точности неизвестно, побывал ли он все-таки в Африке и принял ли участие в решающем сражении при Заме. Мнения античных авторов по этому поводу расходятся.

Начало политической карьеры

В 202 году до н. э. закончилась В многолетнем конфликте все-таки победила Карфаген и стала гегемоном на западе Средиземного моря. Африканский соперник сохранил независимость, но значительно ослаб. С наступлением мира Марк Катон Старший перебрался в столицу. Вскоре он начал публичную политическую карьеру. В 199 году до н. э. выходец из плебейского рода получил должность эдила, а еще через год - претора.

В новом для себя статусе Катон Старший перебрался в Сардинию, где в качестве наместника занялся устройством новой администрации. На острове претор прославился тем, что очистил его от ростовщиков. Чиновник удивил простых жителей, отказавшись от полагавшейся ему свиты и повозки. Своим нетипичным для магистратуры поведением он демонстрировал собственную бережливость в тратах государственных денег (эту привычку Катон сохранил до самой смерти).

Консульство

Благодаря ярким публичным выступлениям и деятельности в Сардинии политик стал серьезной величиной в самой столице. В 195 году до н. э. Марк Порций Катон Старший был избран консулом. В республике данная должность считалась высшей во всей чиновничьей лестнице. По традиции двух консулов избирали на срок в один год. Напарником Катона оказался его давний покровитель Луций Валерий Флакк.

Став консулом, Марк тут же отправился в Испанию, где разгорелось восстание местных иберов, недовольных властью римлян. Сенат передал Катону 15-тысячную армию и небольшой флот. С этими силами консул вторгся в пределы Пиренейского полуострова. Выступление мятежников в скором времени было подавлено. Тем не менее действия Катона вызвали в Риме неоднозначную реакцию. До столицы дошли слухи о его неуемной жестокости, из-за которой конфликт с иберами усугублялся еще сильнее. Главным критиком Катона стал Сципион Африканский, у которого он когда-то служил квестором. В 194 году до н. э. этот вельможа был избран следующим консулом. Он потребовал от сената отзыва Катона из Испании, однако сенаторы отказались прекращать кампанию. Более того, они разрешили вернувшемуся военачальнику провести в столице традиционное триумфальное шествие, которое символизировало его личные большие заслуги перед государством.

Война против Селевкидов

Новым вызовом для Катона Старшего стала Сирийская война (192-188 гг. до н. э.). Вопреки своему названию, она шла в Греции и Малой Азии, куда вторглась армия государства Селевкидов, созданного преемниками Александра Македонского. Одолевшая Карфаген Римская республика теперь заглядывалась на восточное Средиземноморье и не собиралась допускать усиления своего прямого конкурента.

Марк Катон Старший отправился на ту войну в качестве военного трибуна под руководством Мания Глабриона, занимавшего тогда должность консула. По поручению своего начальника он побывал в нескольких греческих городах. В 191 году до н. э. Катон принял участие в во время которой занял стратегически важные высоты, чем внес решающий вклад в разгром Селевкидов и их союзников этолийцев. Марк лично отправился в Рим для того, чтобы сообщить сенату о долгожданном успехе армии.

Критик общественных пороков

Вновь осев в столице, Катон Старший стал часто выступать на форуме, в судах и сенате. Главным мотивом его публичных речей была критика влиятельной римской аристократии. Обычно «новые люди», первые в своей семье возвысившиеся до значительных государственных должностей, старались слиться с представителями знати. Катон вел себя ровно наоборот. Он регулярно вступал в конфликты с нобилитетом. В качестве своих жертв политик в первую очередь выбирал противников своих друзей Флакков. С другой стороны, он выступал против аристократии вообще, так как она, по его мнению, погрязла в чрезмерной роскоши.

Под влиянием этой риторики постепенно сложилось учение Катона Старшего, позже развитое общественным деятелем на страницах его сочинений. Любовь к корыстолюбию он считал гнусным новшеством, от которого страдают обычаи живших скромно предков. Оратор предупреждал современников что за любовью к богатству последует массовое бесстыдство, тщеславие, высокомерие, грубость и жестокость, гибельные для всего римского общества. Аристократов Катон называл эгоистами, защищавшими только собственные интересы, тогда как славные предки прошлого трудились в первую очередь ради государственного блага.

Одной из причин распространения пороков политик называл влияние чужеземцев. Катон был последовательным антиэллинистом. Он критиковал все греческое, а следовательно, и апологетов этой распространявшейся в Риме культуры (в числе которых был все тот же Сципион Африканский). Консервативные идеи Катона вскоре получили название теории упадка нравов. Нельзя сказать, что именно этот политик изобрел ее, но именно он развил данное учение и сделал его полноценно законченным. Помимо всего прочего, Марк обвинял эллинофилов, входивших в военное руководство страны, в злоупотреблениях своими полномочиями и недостаточном внимании к армейской дисциплине.

Консервативный оратор

В качестве известного борца за чистоту нравов Катон несколько раз отправлялся в Грецию, где он боролся с местными еретическими культами. В самой такой известной общине были последователи Вакха, которые поощряли оргии, разврат и пьянство. Катон беспощадно преследовал подобные течения. Вместе с тем, находясь в Греции, он не забывал и о своей политической карьере. Так военный принял участие в дипломатических переговорах с неуступчивыми этолийцами.

И все же политические и экономические взгляды Катона Старшего все сильнее блекли перед его консервативным идеологическим лоббированием. Удобнее всего влиять на общество в этом ключе можно было в статусе цензора. Катон попытался избраться на высокую должность в 189 году до н. э., однако первый блин вышел комом. В отличие от остальных магистратур цензоры менялись не раз в год, а раз в пять лет. Поэтому следующий шанс политик получил только в 184 году до н. э. Катон Старший уже давно зарекомендовал себя в качестве радикального консерватора. Другие претенденты на должность отличались более мягкой риторикой. Однако Катон упорствовал: он настаивал на том, что римское общество нуждалось в серьезной внутренней перетряске.

Главным конкурентом бывшего консула был брат Луций. Марк решил атаковать оппонента, напав на более знаменитого родственника. Накануне выборов он уговорил Квинта Невия, занимавшего должность трибуна, обвинить Сципиона в государственной измене. Суть претензий заключалась в том, что полководец якобы из-за взятки согласился заключить мягкий мирный договор с Антиохом Сирийским, что навредило международным интересам республики.

Цензорство

Публичный маневр Катона Старшего удался. Брат Сципиона потерпел поражение. Цензором от плебеев стал Катон, а его друг Луций Флакк занял аналогичную должность от патрициев. Эта должность давала несколько уникальных полномочий. Цензоры следили за нравами, осуществляли финансовый контроль за государственными доходами, следили за поступлением налогов и податей, надзирали за содержанием и строительством важных сооружений и дорог.

Катон Старший, годы жизни которого (234-149 гг. до н. э.) пришлись на важную для становления римского права эпоху, выиграл выборы, имея за спиной программу по оздоровлению власти от всевозможных пороков. Цензор приступил к ее осуществлению, едва успев вступить в должность. «Оздоровление» в первую очередь свелось к изгнанию из сената конфликтовавших с Катоном политиков. Марк сделал еще одного Флакка (Валерия) принцепсом. Затем он провел точно такую же ревизию в рядах всадников. Из привилегированного сословия эквитов были исключены многие недоброжелатели цензора, в том числе брат Сципиона Африканского Луций. Сам Катон конфликтовал с кавалерией еще со времен своего испанского похода, когда именно кавалерия оказалась слабым звеном армии.

Исключения из нобилитета членов древних аристократических семей стали для высшего общества вопиющим событием. Катон Старший, биография которого представляла собой пример «нового человека», покушался на привилегии многих римлян, чем вызывал их неприкрытую ненависть. В качестве цензора он контролировал перепись населения и мог понижать сограждан в их имущественном классе. Значительное число богатых жителей империи потеряли свое общественное положение. Обрушивая на них свои решения, Катон смотрел на то, как ведет ли правильно римлянин свое хозяйство.

Цензор значительно увеличил налоги на роскошь и домашних рабов. Он старался повысить государственные доходы и снизить расходы на аристократов. Изменив контракты, заключавшиеся с откупщиками налогов, Катон выручил значительную денежную сумму. Эти средства пошли на ремонт городской канализации, облицовку каменных фонтанов и строительство на форуме новой базилики. Также цензор был одним из инициаторов нового выборного законодательства. По римской традиции победившие кандидаты на высшие должности магистратуры проводили праздничные игры и раздачу подарков. Теперь эти подачки избирателям подпали под новый строгий регламент. Катон нажил так много врагов, что на него 44 раза подавали в суд, однако ни одного дела он так и не проиграл.

Старость

После окончания срока своей цензуры Катон занялся обустройством собственного большого имения и литературной деятельностью. Интереса к общественной жизни он, однако, не растерял. Некоторые его публичные выступления и предприятия периодически напоминали современникам о былом цензоре.

В 171 году до н. э. Катон стал членом комиссии, расследовавшей злоупотребления наместников в испанских провинциях. Оратор продолжал клеймить пороки и падение нравов. Многие его цензорские законы, впрочем, были отменены еще при его жизни на покое. Катон продолжал оставаться яростным антиэллинистом. Он выступал за прекращение контактов с греками, призывал не принимать их делегации.

В 152 году до н. э. Катон отправился в Карфаген. Посольство, в которое он входил, должно было рассмотреть приграничный спор с Нумидией. Побывав в Африке, бывший цензор убедился, что Карфаген начал вести независимую от Рима внешнюю политику. Со времен Второй Пунической войны прошло уже довольно много времени, и давний враг, несмотря на свое эпохальное поражение, вновь начал поднимать голову.

Вернувшись в столицу, Катон стал призывать соотечественников уничтожить африканскую державу, пока она не оправилась после долгого кризиса. Его фраза «Карфаген должен быть разрушен» превратилась в интернациональный фразеологизм, который используется в речи и сегодня. Милитаристское римское лобби добилось своего. Третья Пуническая война началась в 149 году до н. э., и в том же году скончался престарелый 85-летний Катон, который так и не дожил до долгожданного разгрома Карфагена.

«К сыну Марку»

В молодости Катон запомнился современникам как яркий военный деятель. В зрелом возрасте он занялся политикой. Наконец, ближе к старости оратор начал писать книги. В них отразились педагогические идеи Катона Старшего, стремившегося объяснить современникам необходимость борьбы с падением нравов не только посредством публичных выступлений, но и с помощью литературы.

В 192 году до н. э. у политика родился сын Марк. Катон лично занимался воспитанием ребенка. Когда тот подрос, отец решил написать для него «Наставление» (также известное как «К сыну Марку»), в котором были изложены его житейские мудрости и история Рима. Это был первый литературный опыт Катона Старшего. Современные исследователи считают «Наставление» самой ранней римской энциклопедией, в которой содержалась информация о риторике, медицине и сельском хозяйстве.

«О земледелии»

Главная книга, которую оставил после себя Катон Старший - «О земледелии» (также переводится как «О сельском хозяйстве» или «Земледелие). Она была написана приблизительно в 160 году до н. э. Произведение представляло собой компиляцию из 162 рекомендаций и советов по управлению сельским имением. В Риме их называли латифундиями. Обширные поместья знати были центрами выращивания зерновых, виноделия и производства оливкового масла. В них широко применялся рабский труд.

Что в своей работе советовал современникам Марк Порций Катон Старший? Трактат «О земледелии» можно разделить на две структурные части. Первая тщательно составлена, а вот вторая отличается хаотичным порядком. В ней перемешаны рекомендации самого разного рода от народной медицины до кулинарных рецептов. Первая часть, напротив, больше похожа на систематически составленный учебник.

Так как книга была предназначена именно для сельских жителей, в ней нет самых азов, а перечислены довольно специфические советы, автором которых был Катон Старший. Экономическая мысль его произведения заключается в ранжировании доходности разных типов хозяйства. Самым выгодным предприятием писатель считал виноградники, за ними следовали поливные огороды и т. д. При этом подчеркивалась низкая рентабельность зерна, на котором подробно в своем произведении остановился Катон Старший. Цитаты из этой книги затем часто использовались другими античными авторами в самых разных трудах. Сегодня трактат считается уникальным литературным памятником античности, так как он лучше любого другого источника описывает сельскую жизнь античного мира II века до н. э.

«Начала»

«Начала» - еще одно важное произведение, автором которого был Катон Старший. «О земледелии» известно в большей степени из-за того, что эта книга сохранилась в полноценном виде. «Начала» же дошли до нас лишь в виде разрозненных отрывков. Это был семитомник, посвященный истории Рима от основания города до II столетия до н. э.

Катон Старший, теория организации книги которого оказалась новаторской, основал стиль, ставший популярным у последующих исследователей прошлого. Он первым решил отказаться от стихотворной формы и перейти к прозе. Более того, его предшественники писали исторические сочинения на греческом языке, тогда как Катон использовал исключительно латынь.

Книга этого автора отличалась от произведений прошлого тем, что она была не сухой летописью и перечислением фактов, а попыткой исследования. Все эти типичные для современной научной литературы нормы ввел в обиход именно Катон Старший. Фотографически фиксируя события, он предлагал читателю их оценку, опираясь на свою любимую теорию о падении нравов римского общества.

Марк Порций Катон Цензор (234-149 гг. до н.э.), римский политический деятель, полководец, знаменитый оратор и юрист. Родился в городе Тускул в Лации, принадлежал к всадническому сословию. В начале II Пунической войны по совету Луция Валерия Флакка поселился в Риме. В 217 г. Катон поступил на службу рядовым легионером, боевое испытание прошел в битве при Каннах . Осенью 214 г. в качестве военного трибуна Катон отправился на Сицилию вместе с консулом Марком Клавдием Марцеллом для борьбы с отпавшими от Рима Сиракузами. Позже принимал участие в осаде Капуи и Тарента. В 207 г. Катон служил под началом консула Гая Клавдия Нерона и отличился в битве при Метавре, в которой была разбита армия карфагенского полководца Гасдрубала, шедшего на соединение с Ганнибалом.

В 204 г. Катон в должности квестора отправился в Африку вместе с Публием Корнелием Сципионом , но не ужился с ним и был отослан в Рим незадолго до битвы при Заме. После окончания II Пунической войны, в 199 г., Катон стал плебейским эдилом, а в 198 г. был избран претором и получил в управление Сардинию. Там он прославился как справедливый и деятельный наместник, освободивший население острова от засилья ростовщиков. При поддержке Марцелла-младшего Катон был избран консулом на 195 г. По жребию ему досталась Испания. В течение года Катон подавил крупное восстание кельтиберов, уничтожил стены многих испанских городов и обложил высоким налогом в пользу римской казны железные и серебряные рудники Испании. По возвращении в Рим его удостоили триумфом.

В течение десяти лет после своего консулата Катон оставался в центре политической жизни Рима. Ему удалось сплотить вокруг себя большинство сенаторов. Примечательно, что с начала 80-х гг. сенат не принимал никаких важных решений в отсутствие Катона. В 187 г. ему удалось нанести ощутимый удар Сципионам: по его инициативе были привлечены к судебному разбирательству Публий Сципион Африканский, победитель Ганнибала, и Луций Сципион Азиатский, победитель Антиоха III.

В 184 г. Катон был избран цензором вместе с Луцием Валерием Флакком. Находясь в этой должности, они провели строгую ревизию нравов, вывели из состава сената семерых сенаторов, в том числе и знатного консуляра Луция Квинкция Фламинина, обложили высокими налогами предметы роскоши, вели непримиримую борьбу с расхитителями государственного имущества. В год своей цензуры Катон построил в Риме так называемую Порцие-ву базилику на деньги, взысканные в виде штрафов с нарушителей закона. Цензура Катона принесла ему неувядаемую славу, за ним прочно закрепилось прозвище "Цензор".

На протяжении всей жизни Катон занимался самообразованием. В зрелом возрасте он выучил греческий язык, чтобы познакомиться с лучшими образцами греческой литературы. Историка Фукидида и оратора Демосфена он считал своими учителями. Перу Катона принадлежит несколько трактатов по военному делу, праву и сельскому хозяйству. Первым из римских ораторов Катон начал публиковать свои речи. Главным произведением Катона считаются "Начала", в которых автор описал историю Рима от основания города до 150 г.

На склоне лет, когда назревала III Пуническая война, Катон зарекомендовал себя непримиримым противником Карфагена, любое свое выступление в сенате он начинал или заканчивал словами: "Карфаген должен быть разрушен".

Тит Ливии о Катоне Цензоре:

"Он принадлежал к числу тех людей, которые силой ума и энергией пробивают себе дорогу в жизни, даже не имея знатных предков. Он умел одинаково безупречно вести и свои личные, и государственные дела, зная толк и в политике, и в сельском хозяйстве. Вершины почестей одни достигают знанием права, другие - красноречием, третьи - славой военных подвигов; Катон же с равным успехом подвизался на каждом из перечисленных поприщ. Что бы он ни делал, можно было подумать, что именно для этого он и рожден. Как рядовой солдат, он во многих боях проявил выдающуюся храбрость, а позднее, уже в качестве командующего, обнаружил незаурядный талант полководца. Он был известен как крупный законовед, искушенный в любых юридических тонкостях, и как блестящий оратор, чье красноречие живет, увековеченное в произведениях самых разных жанров. Сохранилось много его речей, как обвинительных, так и защитительных: он умел своих противников доводить до изнеможения, не только обвиняя, но и защищаясь. Многочисленные враги преследовали его, но и он неутомимо отвечал им тем же, так что знать причиняла ему много неприятностей, но и он ей доставил хлопот не меньше. Надо признать, он отличался тяжелым нравом, был слишком откровенен и резок в речах, но зато недоступен для подкупа и лести, нелицеприятен и исключительно честен. Закаленный в постоянных трудах и опасностях, он обладал поистине железным здоровьем, сломить которое не смогла даже старость".

Корнелий Непот о Катоне Цензоре:

"Во всяком деле он проявлял исключительное рвение, так что был и умелым земледельцем, и опытным правоведом, и великим полководцем, и отменным оратором, и усерднейшим писателем. Страсть к чтению проявилась у него в позднем возрасте, однако он настолько преуспел в занятиях, что трудно было сыскать какие-нибудь события из греческой или италийской истории, которые бы он не знал. С молодых лет он сочинял речи, в старости начал писать исторический труд, насчитывающий семь книг".