Методика обучения верхней передачи мяча в волейболе. Верхняя передача в волейболе

Игра в волейбол — это работа с мячом, где основные правила — не удерживать мяч в руках, не дать ему коснуться пола или улететь за пределы площадки. Для того, чтобы при атаке направить мяч в нужную сторону нужному игроку, используются разные техники приёма и передачи мяча. Чем более точно передаётся мяч атакующему игроку или в нужный сектор, тем больше шансов удачно завершить матч.

Техники приёма мяча

В волейболе используются следующие основные техники приёма мяча:

  • Приём мяча снизу двумя руками.
  • Приём мяча сверху двумя руками.
  • Приём мяча снизу одной рукой с последующим падением.
  • Приём мяча сверху двумя руками с последующим падением.

Приём мяча сверху двумя руками

Это основной приём в волейболе, позволяющий наиболее точно направить мяч товарищу по команде.

Принцип верхней передачи мяча состоит в действиях:

  • Исходная позиция — стоя ровно, на присогнутых ногах, с вынесенными вперёд и вверх руками, согнутыми в локтях.
  • Во время приёма мяча кисти поворачиваются ладонями вверх, пальцами друг к другу.
  • Подача принимается чуть напряжёнными пальцами кистей, плотно охватывающими мяч. Приём мяча происходит на уровне лица.
  • Для выталкивания мяча в нужном направлении происходит распрямление коленных, локтевых и запястных суставов.

Приём мяча снизу двумя руками

Приём мяча снизу осуществляется тогда, когда он летит настолько низко, что верхней передачей его не получится принять.

Техника нижнего приёма мяча двумя руками выполняется следующим образом:

  • Волейболист перемещается к месту приёма мяча, присев на одно колено и выставив вторую ногу вперёд для торможения. Вес тела переносится вперёд, на стоящую ногу. Руки направлены параллельно полу и сомкнуты кистями, большие пальцы плотно прижаты друг к другу.
  • Мяч принимается движением сомкнутых кистей вперёд-вверх, приседая под мяч. Мяч принимается основанием больших пальцев, ближе к запястному суставу. Локти при этом должны быть выпрямлены.

Такой точности передачи, как при верхней передаче мяча, добиться сложно, но дальность его полёта выше.

Приём мяча одной рукой снизу с последующим падением

Способ применяется для того, чтобы принять далёкий мяч, если никаким другим способом уже не достать.

Техника выполнения приёма:

  • Игрок делает выпад в сторону, с которой летит мяч. При этом выставляется вперёд нога, которая находится со стоны мяча.
  • Рука отводится назад и готовится к приёму мяча кистью с согнутыми пальцами.
  • После удара производится падение в стону выпада. Плечи подворачиваются, и осуществляется перекат через плечо.


Приём мяча сверху двумя руками с последующим падением на спину

Применяется чаще всего, когда игрок не успевает принять мяч двумя руками сверху. Техника исполнения приёма:

  • Исходная позиция схожа с предыдущим способом: игрок перемещается ближе к мячу и делает выпад одной ногой в направлении мяча.
  • Руки готовятся принять мяч, по технике приёма двумя руками.
  • После приёма мяча равновесие неизбежно смещается назад, поэтому совершается падение назад на ягодицы с перекатом на спину.

Неопытным игрокам важно заранее отдельно отработать

Волейбол включен в учебную программу 5 классов. Это вполне оправдан¬но, ибо методически продуманные, хорошо построенные уроки физической культуры на материале данной спортивной игры весьма эффективны. Во-первых, они способствуют разносторонней физической подготовке учащихся. Во-вторых, создают прочную основу для освоения основных приемов игры в волейбол. И, в-третьих, проходят в атмосфере особого эмоционального подъема.

Каждому учителю физической культуры ясна основная задача, состоящая в том, чтобы учащиеся успешно овладевали основами навыков игры в волейбол. Надо научиться быстро передвигаться по площадке, останавливаться и изменять направление, изучить передачу сверху двумя руками, нижнюю подачу и прием снизу двумя руками. Хорошо изучив эти приемы на уроках в 5-6 классах, можно уверенно играть по правилам мини-волейбола. Все это станет основой успешного изучения программного материала в последующих 7-11 классах.
Учащиеся должны усвоить определенные правила поведения на уроках при изучении приемов игры в волейбол. Упражнениям с волейбольным мячом обязательно должны предшествовать упражнения вводной части урока. Надо познакомить учащихся с навыками самостраховки при прыжках, падениях которых в волейболе много. Занимающиеся должны следить, чтобы при прыжках мяч не попал под ноги, в случае опасности обязательно подать сигнал другим. Учащиеся не должны торопиться выполнять приемы игры, которые еще не изучили. Особое внимание учащихся учитель обращает на то, чтобы они следили за правильной постановкой рук при передаче сверху двумя руками, не выставляли большие пальцы вперед - это может привести к травмам.
Пятиклассники должны освоить основные способы перемещений в волейболе, рациональные исходные положения для выполнения приемов игры - так называемые стойки волейболиста, изучить верхнюю передачу мяча двумя руками, освоить игры, подготовительные к волейболу. Разучивать элементы игры волейбол невозможно без качественной спортивной обуви например такой женские air max .

Перемещения и стойки

Перемещения и стойки входят в технику игры юного волейболиста, от их совершенства
зависит успешность разнообразных действий с мячом. В 5 классе учащихся надо научить выполнять остановки по сигналу во время ходьбы и бега. Стойкой называют положение готовности волейболиста выполнить прием игры, например передачу (рис. 1).
Рекомендуем использовать следующие упражнения:

Упражнения для разучивания и совершенствования перемещений и стоек

1. Ходьба обыкновенная, по сигналу остановка и поворот налево (направо).
2. То же, но после остановки присесть и встать. То же после остановки и поворота.
3. Во время ходьбы остановка скачком, правая нога впереди.
4. Бег обыкновенный, по сигналу остановка скачком (как в упражнении 3).
5. Ходьба скрестным шагом правым и левым боком вперед.
6. Бег скрестным шагом правым и левым боком вперед. При передвижении правым боком вперёд левая нога один раз перед правой, а второй раз - за ней и т. д. При передвижении левым боком вперед это же делается правой ногой.
7. Во время ходьбы и. бега по сигналу остановка и принятие стойки волейболиста.
8. То же, но имитация верхней передачи мяча двумя руками.

Передача мяча сверху двумя руками

Обучение верхней передаче, пожалуй, решающий этап на пути овладения навыками игры, так как освоив этот прием, можно, исключив подачи, играть в волейбол. На рис. 2 видны основные положения волейболиста при выполнении верхней передачи. Играющему надо «выйти под мяч». Без этого невозможно правильно выполнить передачу. Вот почему так важно умение быстро передвигаться и останавливаться, занимая стойку волейболиста.

Техника выполнения передачи мяча сверху

В исходном положении ноги согнуты в коленях, руки - в локтях, кисти рук с расставленными пальцами на уровне лица образуют место для мяча. Прием начинается с разгибания ног, затем начинают движение руки. В момент соприкосновения рук с мячом ноги разгибаются быстро, заключительным движением кистей мячу придается необходимое направление. При верхней передаче основная нагрузка приходится на указательные и частично средние пальцы, большие пальцы смягчают воздействие мяча на руки, а безымянные и мизинцы поддерживают мяч. Прочувствовать положение пальцев на мяче можно, положив руки на мяч, который удерживает партнер. Мяча надо касаться только пальцами, касание ладонями - грубая ошибка, это нарушение правил игры.

Очень важно, как уже отмечалось, своевременно выйти под мяч. Не менее важно (и очень трудно) найти правильное место соприкосновения рук с мячом. Все это и определяет характер упражнений, которые даются ниже и служат для обучения верхней передаче мяча двумя руками.

Упражнения для разучивания передачи мяча с верху

1. В парах, бросок набивного мяча (1 кг) из положения руки над головой в положение передачи сверху.

2. В парах, ловля набивного мяча (1 кг) над головой, в положении приема сверху.
3. В парах, броски и ловля набивного мяча (упражнения 1 и 2 объединенные).
4. Ученик принимает стойку волейболиста и располагает руки над головой - в точке удара по мячу. Партнер вкладывает волейбольный мяч в «воронку» из ладоней с расставленными пальцами (повторить это несколько раз).
5. То же, но в положении удара мяч удерживается на месте, а учащийся (пасующий) приседает, отнимая руки от мяча, и разгибает ноги, снова располагая руки на мяче.
6. Передача сверху двумя руками подвешенного мяча: стоя на месте, после ходьбы, бега и остановки.
7. Подбрасывание мяча над собой и передача сверху двумя руками на расстояние 1,5-2,0 м.
8. Передача мяча сверху двумя руками - мяч с расстояния 1,5-2,0 м набрасывает партнер.
9. Передача мяча в парах на расстояние 1-2 м.
10.Передачи мяча у стены - многократно, с ударом о стену.

Подводящие игры

Занимающиеся хотят как можно быстрее перейти к самой игре. Однако учитель должен им объяснить, что настоящее удовольствие от игры могут получить только те, кто хорошо овладел приемами игры. Ступенью к волейболу служат подготовительные игры. Они тоже очень интересны, более доступны, быстрее приближают учащихся к «настоящему» волейболу.

«Пионербол».

В каждой команде 6-8 учеников, игра проводится двумя мячами. Начинается игра с подбрасывания мяча над собой и верхней передачи через сетку. Задача заключается в том, чтобы мячи оказались на одной стороне площадки, в этом случае команде на противоположной стороне присуждается очко. Побеждает команда, раньше набравшая установленное количество очков.

«Мяч в воздухе».

В каждой из команд 6-8 учеников, образующих свой круг, в середине которого водящий с волейбольным мячом в руках. По сигналу водящий своей команды поочередно набрасывает мяч игрокам, которые передачей сверху двумя руками возвращают ему мяч. Побеждает команда, быстрее всех выполнившая заданное количество передач и при этом совершившая меньше ошибок (падение мяча и т. п.)

Страница 1 из 2

Передачи. Технический прием, с помощью которого мяч направляется партнеру для продолжения игры или переправляется на сторону противника, называется передачей. По направлению относительно передающего различают передачи вперед, над собой и назад. По длине траектории различают: длинные передачи – через зону; короткие- в соседнюю зону; укороченные – в свою зону. По высоте различают передачи низкие (до 1 м над сеткой), средние (свыше 2 м), а по расстоянию от сетки – близкие (менее 0,5 м) и отдаленные (более 0,5 м).

Наиболее распространенной является передача двумя руками сверху (рис.8,а). Ее главные преимущества заключаются в надежности и точности. При выполнении этой передачи в исходном положении ноги игрока согнуты в коленях, руки вынесены перед лицом так, что большие пальцы находятся примерно на уровне бровей. Кисти рук слегка повернуты внутрь, концы пальцев образуют овал в форме ковша (рис.8,б). Пальцы оптимально напряжены.

При приближении мяча встречное движение к нему начинают ноги – они выпрямляются в коленных суставах и поднимают тело игрока. Вслед за этим в движение включаются руки -они поднимаются и выпрямляются на встречу мячу. Основную амортизирующую нагрузку принимают на себя большие пальцы. Указательные (главным образом) и средние пальцы являются ударными. Безымянные пальцы и мизинцы удерживают мячс боков,не захватывая его. Эти движения ног, туловища и рук, выполненные слитно,обеспечивают короткое касание мяча упругими пальцами, позволяют направить его в нужную точку по задуманной траектории.

Изучите позы и движения волейболиста при передачах двумя руками сверху, обратите внимание на положение ног, туловищарук в основной стойке (рис.8,а); расположение пальцев рук на мяче (рис.8,б); движения волейболиста при передачах мяча вперед, над собой и назад (рис.9).

Другие виды передач применяются реже: двумя руками сверху в прыжке (рис.10,а), одной рукой сверху(рис.10,б),двумя руками снизу(рис.16).

В современной игре передача –важный элемент организации нападения, связывающий защиту с атакой. Задача передающего игрока в связи с этим – создавать партнерам наилучшие условия для атаки нападающими ударами. Каждый волейболист должен овладеть всем арсеналом быстрых и точных передач, уметь чередовать (менять) их по длине, высоте,направлению, своевременно выполнять отвлекающие действия.

Рис.8 Передача мяча двумя руками сверху (а) ; положение кистей рук

и расположение пальцев на мяче вмомент выполнения передачи (б).

Рис.9 Передача двумя руками сверху, Рис. 10 Другие виды выполненная

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования “Белорусский государственный

педагогический университет имени Максима Танка ”

Контрольная работа

По предмету: Спортивные игры.

Тема: Техника и методика обучения передачи мяча двумя руками сверху в волейболе. История возникновения и развития футбола.

Студентки 301 группы

заочного отделения ФНК

Бекметьевой Ю.В.

Проверил преподаватель

Середин А.А.

Минск, 2008

Техника и методика обучения передачи мяча двумя руками сверху в волейболе.

Верхняя передача (рис 1а) чаще всего используется у сетки для нападающего удара как второе касание мяча. Это требует от игроков своевременного, точного выхода к мячу и принятия удобной стойки: ноги согнуты в коленях и расставлены на ширину плеч, руки согнуты и выставлены в перед, кисти отведены назад, развернуты друг к другу и находятся на уровне плеча.

Передача начинается с разгибания ног, в которое последовательно включаются туловище и руки.

Основную роль при передаче выполняют первые фаланги большого, указательного и среднего пальцев. Разгибание кистей в лучезапястном суставе и эластичное движение пальцев придают полету мяча нужное направление (рис 1б). В зависимости от характера передачи (высота, длина, направление, скорость и т. п.) игрок обязан постоянно корректировать свои действия.

Завершается передача пружинистым движением пальцев и кистей, за счет которого мяч выталкива­ется в новом напра­влении. При этом ноги почти полностью выпрямляются в коленных, а руки в локтевых суставах.

Соотношение уступающего и направляющего (преодолевающего) движений руками в момент передачи во многом зависит от встречной скорости полета мяча и от расстоянияпередачи. Чем больше встречная скорость, тем напряженнее и короче движение рук. В передачах на небольшое расстояние амплитуда движений руками уменьшается, но более активны движения кистей и паль­цев (кистевой способ).

Рис. 1, а Рис. 1, б

Методика обучения передачам мяча и совершенствование в них.

Занимает центральное место в учебно-тренировочном процессе по волейболу. Успех в овладении техникой передач находится в теснейшей зависимости от раз­вития у занимающихся специальных качеств: быстроты реакции и быстроты передвижения. Четкость и своевременность выхода под мяч являются решающими факторами в осуществлении. Поэтому одновременно с изучением основ техники передач внимание ­занимающихся акцентируется на передвижении и готовности к встрече с мячом. С этой целью в подготовительную часть занятий систематически включаются развивающие быстроту передвижения в различных направлениях и разными способами. Можно использовать, например, такие упражнения:

1.Игроки построены в шеренгу или колонну. По сигналу (подброшенный мяч или поднятая рука и т. п.) они принимают
положение готовности к передаче и передвигаются вперед, назад,
вправо, влево приставными и двойными шагами.

2.То же, но движение по площадке производится в заданном
направлении.

После усвоения определенного способа передвижения это упражнение можно проводить в виде эстафет. В дальнейшем выполняются одновременно с различными способами передач.

Изучение передачи мяча начинается в средней стойке стоя на месте. Для этого сначала используются имитационные упражне­ния, затем подводящие упражнения с подвесными мячами, где игроки поочередно производят верхнюю передачу подвешенно­го мяча, направляя его вперед-вверх. Одними из непременных упражнений для овладения основами техники передач являются упражнения в парах, в которых сначала один партнер подбрасы­вает мяч, другой - производит передачу. После нескольких пов­торений игроки меняются ролями.

Длина передач в начале обучения не превышает 3-5 м. По­степенно расстояние увеличивается. Изучив правильное положение рук во время передачи, рекомендуется закрепить полученный навык

в следующих упражнениях:

1. Передача мяча над собой на различную высоту, чередуя передачи в высокой, средней и низкой стойках.

2. Передача мяча над собой с продвижением вперед, вправо, влево, назад.

3. Передача мяча в стенку, сначала на месте, затем с перемещением (вправо, влево) приставными шагами.

При выполнении этих упражнений обращается внимание на четкость и симметричность работы рук, кистей и пальцев, охва­тывающих мяч, на согласованность движений ног, туловища и рук.

4.Передача мяча на водящего игрока. Игроки располагаются
в колоннах лицом к сетке. Водящий стоит у сетки и оттуда поочередно направляет мяч на игрока, стоящего в колонне. Задача
игрока - правильно выйти на мяч, сделать передачу водящему
и уйти в конец колонны. Упражнение усложняется увеличением
расстояния и изменением направления передач. Водящие меняются по указанию руководителя.

5.То же, но передача мяча через сетку (водящий располагается по другую сторону сетки).

6.Передача мяча в квадратах (рис. 1). Игрок 1 передает мяч
игроку 2, который посылает мяч игроку 3, игрок 3 отдает мяч
партнеру 4, а тот возвращает мяч в первоначальную зону следующему - игроку 5 и т. д. Передвижение игроков происходит
вслед за мячом.

7.Поточная передача мяча через сетку при боковом переме­щении игроков (рис. 2). Вспомогательный игрок передает мяч
на выход игроку 1, который, передав его обратно, движется приставными шагами и получает мяч поочередно от других вспомогательных игроков.

Направление передвижения и вспомогательных игроков нуж­но менять. Для этого основную группу можно расположить в зоне 5 или 6. Перед началом упражнения все вспомогательные игроки должны иметь мячи.

8. Передача мяча через сетку с различных зон передней ли­нии (рис. 3). Игрок 1 направляет мяч через сетку игроку 5 и
передвигается вправо для приема мяча от вспомогательного игрока. Послав мяч обратно, он перебегает в противоположную
колонну, становясь за игроком 8. То же самое делает игрок 5.

9. Поточная передача мяча с поворотом в сторону вспомо­гательных игроков (рис. 4.). Игрок 1, передвигаясь вдоль поля,
поочередно передает мяч вспомогательным игрокам и возвращается в конец колонны. То же самое выполняет следующий игрок. В упражнении надо обратить внимание на быстрое перемещение, плавный поворот к вспомогательному игроку и сохранение устой­чивого положения перед передачей.

10. Поточная передача мяча на вспомогательных игроков,
расположенных во 2, 3 и 4-й зонах (рис. 5). Игрок 1, передав
мяч в зону 2, передвигается к сетке, получает мяч от вспомога­тельного игрока и, передав его обратно, передвигается в зону 5
для встречи мяча из зоны 4. Затем он передает мяч обратно и
уходит в конец колонны.

11.Передача мяча назад за голову с последующей переда­чей в стену. Игроки стоят по два друг за другом лицом к стене. Первый игрок передает мяч назад за голову, второй игрок нап­равляет мяч в стену. Через 1-2 мин. игроки меняются ролями. Упражнение усложняется увеличением расстояния, высоты пе­редач и скорости полета мяча.

12. Передача мяча назад за голову у сетки (рис. 6). Игрок I передает мяч игроку 4, выходит к сетке и, получив от него мяч обратно, направляет его через голову игроку 5, после чего воз­вращается в колонну. Игрок 5 посылает мяч следующему игроку для продолжения упражнения.

13. Передача мяча в зону 3 (рис. 7). Игрок 1 поочередно передает мяч игрокам 2 и 6, Получив мяч обратно, он направляет его игрокам 7 и 3. После выполнения первой передачи с зоны 5 игрок перемещается в зону 1.

14. Передача мяча в зону 3 после разыгрывания мяча со сто­роны противника (рис. 8). Игрок 3 получает мяч от игрока 1 и направляет его в зону 3 игроку 5, который передает мяч вдоль сетки игроку 7. Игрок 7 передает мяч игроку 2 для начала уп­ражнения следующим игрекам. Смена мест осуществляется по часовой стрелке. После нескольких повторений из зоны 3 можно переставить игроков в зону 2. Упражнение будет выполняться так же, но при взаимодействии с игроком 2-й зоны.

15. Передача мяча с подачи в упрощенных условиях (рис. 9). Игрок 1 подает мяч на игрока 2, который пасует его игроку 3. Игрок 3 возвращает мяч игроку 1 для следующей подачи.

16.Передача мяча в зону 3 с несильной подачи противника
(рис. 10). Игрок 1 подает мяч через сетку. Принимает подачу
игрок 3 и передает игроку 6, который через сетку возвращает
мяч обратно игроку 2.

После нескольких повторений задание видоизменяется. Мяч с подачи можно направлять в другие зоны для дальнейшего ра­зыгрывания.

17. Вторая передача мяча у сетки для нападающего удара
(рис. 11). Упражнение приносит больший эффект, если все пары
занимаются у сетки. С этой целью надо установить вспомогательные сетки. Усложнением этого упражнения является предварительный выход к сетке игрока, выполняющего вторую пе­редачу.

18.Вторая передача мяча вдоль сетки из зон 2 и 4. Игроки
производят передачи мяча вдоль сетки из 2-й в 4-ю зону и обратно. После передачи игроки переходят в конец своей или про­тивоположной колонны.

Для овладения откидкой необходимо уметь выполнять пере­дачу в прыжке и нападающий удар. С этой целью можно исполь­зовать также упражнения 17 и 18.

История возникновения и развития футбола.

Футбол - самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться. История «ножного мяча» насчитывает немало столетий. В различные игры с мячом, похожие на футбол, играли в странах Древнего Востока (Египет, Китай), в античном мире (Греция, Рим), во Франции («па супь»), в Италии («кальчио») и в Англии. Непосредственным предшественником европейского футбола был, по в с ей вероятности, римский «гарпастум». В этой игре, которая была одним из видов военной тренировки легионеров, следовало провести мяч между двумя стойками. В Древнем Египте похожая на футбол игра была известна в 1900 г. до н. э. В Древней Греции игра в мяч была популярна в различных проявлениях в 4 в. до н.э., о чем свидетельствует изображение жонглирующего мячом юноши на древнегреческой амфоре, хранящейся в музее в Афинах. Среди воинов Спарты была популярна игра в мяч «эпискирос», в которую играли и руками и ногами. Эту игру римляне назвали «гарпастум» («ручной мяч») и несколько видоизменили правила. Их игра отличалась жестокостью. Именно благодаря римским завоевателям игр а в мяч в 1 в. н. э. стала известна на Британских островах, быстро получив признание среди коренных жителей бриттов и кельтов. Бритты оказались достойными учениками - в 217 н. э. в г. Дерби они впервые победили команду римских легионеров.

Примерно в 5 в. эта игра исчезла вместе с римской империей, но память о ней осталась у европейцев, и особенно в Италии. Даже великий Леонардо да Винчи, которого современники характеризовали как человека замкнутого, сдержанного в проявлении эмоций, не остался к ней равнодушным. В его «жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» читаем: «при его желании отличиться, он обнаруживал себя не исключительно в живописи или скульптуре, но состязался в излюбленной флорентийскими юношами игре в ножной мяч». Когда в 17 в. сторонники казненного английского короля Карла I бежали в Италию, они познакомились там с этой игрой, а после восшествия на престол в 1660 Карла II завезли ее в Англию, где она стала игрой придворных. Средневековьй футбол в Англии носил чрезвычайно азартный и грубый характер, и сама игра представляла собой, в сущности, дикую свалку на улицах. Англичане и шотландцы играли не на жизнь, а на смерть. Неудивительно, что власти вели упорную войну с футболом; выпущены были даже королевские приказы о запрещении игры. 13 апреля 1314 жителям Лондона был зачитан королевский указ Эдуарда II, под страхом тюремного заключения запрещающий игру в городе... В 1365 настал черед Эдуарда III запретить футбол, ввиду того, что войска предпочитали эту игру совершенствованию в стрельбе из лука. Ричард II в своем запрете упомянул в 1389 и футбол, и кости, и теннис. Футбол не нравился и последующим английским монархам - от Генриха IV до Якова П.

Но популярность футбола в Англии была столь велика, что ей не могли помешать и королевские указы. Именно в Англии эта игра была названа «футболом», хотя это и произошло не при официальном признании игры, а при ее запрещении. В начале 19 в. в Великобритании произошел переход от «футбола толпы» к организованному футболу, первые правила которого были разработаны в 1846 в Регби-скул и два года спустя уточнены в Кембридже. А в 1857 в Шеффилде был организован первый в мире футбольный клуб. Шесть лет спустя представители уже 7 клубов собрались в Лондоне, что бы выработать единые правила игры и организовать Национальную футбольную ассоциацию.

Она была образована в 1863, были разработаны и первые в мире официальные правила игры, получившие спустя несколько десятилетий всеобщее признание. Три из тринадцати параграфов этих правил указывали на запрещение игры руками в различных ситуациях. Только в 1871 голкиперу было разрешено играть руками. Правила строго определяли размер поля (200x100 ярдов, или 180x90 м) и ворот (8 ярдов, или 7 м32 см, остались неизменными). До конца 19 в. Английская футбольная ассоциация внесла еще ряд изменений: был определен размер мяча (1871); введен угловой удар (1872); с 1878 судья стал пользоваться свистком; с 1891 на воротах появилась сетка и стал пробиваться 11-метровый штрафной удар (пенальти). В 1875 веревку, соединяющую шесты заменила перекладина на высоте 2,44 м от земли. А сетки для ворот были применены и запатентованы англичанином Броди из Ливерпуля в 1890. Судья на футбольном поле впервые появился в 1880-1881 гг. С 1891 судья стали выходить на поле с двумя помощниками. Изменения и совершенствования правил, безусловно, влияли на тактику и технику игры. С 1873 берет свое начало история международных встреч по футболу. И началась она матчем сборных команд Англии и Шотландии, который закончился вничью со счетом 0:0. С 1884 на Британских островах начали разыгрываться первые официальные международные турниры с участием футболистов Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии (такие турниры проводятся ежегодно и сейчас).

В конце 19 в. футбол начал быстро завоевывать популярность в Европе и Латинской Америке.

В мае 1904 года на встрече представителей семи европейских стран в Париже по инициативе Бельгии, Дании, Нидерландов и Швейцарии была создана Международная федерация футбольных ассоциаций ФИФА. Первым ее президентом стал француз Робер Герен. Британские ассоциации сочли идею создания Федерации "несерьезной" - и присоединились к ФИФА лишь в 1946. (По этой причине первые чемпионаты мира прошли без участия родоначальников футбола.) На начало 2003 в Федерации состояли 204 страны. Возглавляет ее Йозеф Зепп Блаттер (с 1998 и по настоящее время).

ФИФА проводит розыгрыш Кубка мира среди мужчин и чемпионат мира среди женщин, а также другие соревнования среди спортсменов разных возрастных групп. Организует "матчи звезд", приуроченные к памятным датам: первый такой матч состоялся в 1963 - по случаю 100-летия футбола. Вручает специальные призы командам и игрокам, - как в рамках турниров, так и по итогам года. С 1991 на основе опроса тренеров национальных сборных Федерация называет лучшего футболиста мира (трижды подобного титула удостаивался Рональдо, дважды - Зинедин Зидан). С 2001 Федерация определяет и лучшую футболистку мира. С 1993 на основе итогового рейтинга ФИФА вручается приз лучшей сборной (за 10 лет Бразилия 7 раз становилась Командой года), а также команде, добившейся наибольшего прогресса (т.е. поднявшейся в рейтинге на наибольшее количество пунктов).

Список используемой литературы

1. Ахмеров, Э.К . Волейбол для начинающих. - Мн., 1985.

2. Железняк, Ю .Д., Ивойлов, А.В. Волейбол. Учебник для институтов физической культуры. – М., 1998.

3. Ивойлов, А.В. Волейбол. – Мн., 1985.

4. Спортивные и подвижные игры / Под общей редакцией Ю.Д. Железняк. М., 1984.

5. Спортивные игры / Под общей редакцией Ю.И. Портных. М., 1975.

6. Спортивные игры / Под общей редакцией П.А. Чумакова. М., 1966.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ШКОЛА С.ТОРГАЛЫГСКИЙ

Методическая разработка:

«Методика обучение технике верхней передачи

в игре волейбол»

Разработал: Чамыкай А.М.

Торгалыг

Методическая разработка

Методика обучения верхней передачи мяча двумя руками сверху в игре волейбол

Общая характеристика:

Передача мяча является основным приемом для организации нападающих действий. На протяжении всего периода обучения этот прием находится в центре внимания. При передаче важны, во-первых тонкий расчет движений в соответствии с направлением и скоростью полета мяча для своевременного принятия исходного положения, во-вторых правильное воздействие руками на мяч. Это следует учитывать при обучении данному техническому приему.

Различают следующие способы передачи: двумя руками в опорном положении, двумя руками в прыжке, двумя руками в падении и перекатом на спину (бедро и спину). Последний способ в современном волейболе применяется крайне редко.

По направлению (относительно передающего) передачи бывают: вперед, назад, над собой. По длине: длинные – через зону, короткие – из зоны в зону, укорочОенные в пределах зоны. По высоте траектории: высокие – более2м, средние – до 2м, низкие – до 1м. Сочетание этих параметров (длина и высота) определяют скорость полета мяча при передачах (медленные, ускоренные и скоростные). Передачи могут быть направлены близко к сетке – до 0,5м и удаленные от сетки – более 0,5м.

2. Описание техники выполнения

Выход под мяч - выполняется кратчайшим путем, одним из удобных способов перемещений в данной игровой ситуации. Стойка принимается в зависимости от положения мяча по отношению к игроку, скорости и траектории полета мяча и задачи, которая стоит перед игроком; стойка принимается лицом к мячу, обучение начинают со средней стойки.
Средняя стойка для приема сверху двумя руками - ноги на ширине плеч одна впереди, согнутые в пределах 130 градусов, туловище слегка наклонено вперед, руки, согнутые в локтях, направлены вперед в стороны кисти, перед лицом, пальцы разведены и направлены вверх, образуя "ковш".
Прием мяча производится на пальцы, амортизируя поступательное движение.
Передача - выполняется согласованным, полным разгибанием рук, туловища и ног, а кисти, сгибаясь, сопровождают мяч.

При передаче в высокой стойке – кисти рук находятся у лба.
При передаче в низкой стойке - у подбородка или чуть ниже, при этом амплитуда ног, рук и туловища короче.

  1. Типичные ошибки при освоении техники передачи мяча двумя руками сверху

Ошибки

Устранение ошибок и правильное выполнение движений

1. Несвоевременный выход под мяч.

Своевременно выход под мяч

2. Неустойчивое исходное положение (неправильная стойка)

Принять устойчивое исходное положение (правильную стойку)

3. Мяч касается ладоней (пальцы расслаблены или слабые).

Мяч не должен касается ладоней(пальцы напряжены)

4. Низкое положение рук (перед грудью или животом).

Положения рук должны перед головой

5. Мяч проходит между руками (широко расставлены кисти).

Руки должны быть как можно ближе к друг к другу.

6. Отсутствие завершающего движения предплечий и кистей (неточная передача).

Завершение движений предплечий и кистей.

7. . Отсутствие встречного движения к мячу и амортизационного
движения пальцев (жесткий прием, стук пальцами, ушибы пальцев).

Должно быть встречное движения и амортизационного движения пальцев (мягкий приемпальцами).

  1. Методика обучения:

Первый этап обучения - начальное разучивание новому двигательному действию

Задача 1: Создать у учащихся правильное представление о технике передачи мяча двумя руками сверху

Задача 2. Обучить отдельным элементам техники передачи мяча двумя руками сверху

Средства

Методические указания

1 Краткий рассказ о технике

Преподаватель кратко объясняет последовательность движений, обращает внимание на самые важные моменты в технике и условия его применения

2. Демонстрация преподавателем техники передачи мяча двумя руками сверху.

Технику передачи демонстрируют несколько раз: перед объяснением особенностей техники и после него. Демонстрацию необходимо проводить как с обычной скоростью, так и медленно

3. Имитация отдельных элементов передачи

а) принять позу окончания
передачи

б) принять позу начала приема меча

4. Имитация передачи мяча

Передачи над собой на месте, с изменением высоты и исходного положения (от высокой стойки до положения сидя и лежа), во время перемещений и после перемещения и остановки.

5. Передачи в парах на месте, стоя лицом и спиной к партнеру,

Расстояние варьируют от 0,5 м до максимального, на которое способны игроки (варьируют и высоту передачи).

6. Передачи в опорном положении и в прыжке на точность

в обручи (кольца) на сетке; в мишени на тренировочной стенке, на площадке.

Второй этап обучения – углубленное разучивание двигательному действию .

Задача 1.: Обучение технике передачи мяча двумя руками сверху в целом и его совершенствование.

Средства

Методические указания

1 . В тройках расположение в треугольнике: зоны 6-3-4, 6-2-3, 6-2-4, 5-3-4, 5-2-3(4), 1-3-2, 1-4-3(2), 5-3-2 (передача из зоны 3, стоя спиной по направлению к передаче); 1-3-4(то же) и т.п. Направление передач соответствует последовательности указания зон, в последней зоне игрок выполняет передачу над собой и посылает мяч в зону, указанную первой, и т.д.

Разучивать передачу мяча двумя руками передачи мяча двумя руками сверху сверху возле стенки, а потом возле сетки.

2. В тройках: передача мяча сверху со сменой мест по кругу

3. Игры, способствующие совершенствованию навыков передачи: «эстафеты у стены», «мяч в воздухе», побеждает команда, допустившая меньше падений мяча.

Третий этап обучения – закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия.

Задача: Совершенствование техники передачи мяча двумя руками сверху.