Муниципальное право россии. Муниципальное право россии Система муниципального права включает нормы

Система муниципального права основывается на логическом последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы институты с учётом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления. При этом система муниципального права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования вопросов местного самоуправления как целостного социального явления. Поэтому система муниципального права имеет объективную основу: её построение обусловлено не только...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Система муниципального права

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм муниципального права, регулирующих определённые группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы (институты) с учётом содержания и характера, регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления. При этом система муниципального права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования вопросов местного самоуправления как целостного социального явления. Поэтому система муниципального права имеет объективную основу: её построение обусловлено не только структурой Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но и потребностями практики развития местного самоуправления, которая оказывает влияние на формирование институтов муниципального права, помогает определить их роль в осуществлении местного самоуправления.

Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Первым элементом системы муниципального права являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе норм муниципального права относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении. Муниципально-правовые нормы раскрывают значение таких понятий, как местное самоуправление, муниципальное образование, вопросы местного значения, местный референдум, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления и др. 1 В эту группу муниципально-правовых норм входят также нормы, закрепляющие основные принципы и функции местного самоуправления. Местное самоуправление как форма организации власти на местном уровне характеризуется тесным взаимодействием и взаимопроникновением форм прямой и представительной демократии. Нормы муниципального права, относящиеся к данной группе, закрепляют формы непосредственного волеизъявления населения муниципальных образований, институты представительной демократии в системе местного самоуправления, другие элементы этой системы.

Вторая группа норм муниципального права – следующий элемент системы – объединяет нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: правовые, территориальные, организационные, экономические. Эти нормы определяют порядок образования, объединение, преобразования или упразднение муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований. Они также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего. Важнейшим условием самостоятельности местного самоуправления являются экономические основы деятельности населения муниципальных образований. Нормы муниципального права закрепляют порядок формирования муниципальной собственности, её состав, а также устанавливают основы финансовой самостоятельности местного самоуправления.

Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Нормы муниципального права, относящиеся к этой группе, регулируют принципы определения компетенции органов местного самоуправления, отношения, которые возникают в процессе реализации полномочий местного самоуправления в различных сферах местной жизни.

Четвёртый элемент системы – группа муниципально-правовых норм, устанавливающая гарантии местного самоуправления. Нормы данной группы закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.

Сущность местного самоуправления в соответствии с ч. 2 ст.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заключается – в самостоятельном и под свою ответственность решении населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Поэтому пятую группу муниципально-правовых норм составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части: 1) Местное самоуправление в системе народовластия. 2) Основы местного самоуправления. 3) Предметы ведения и полномочия местного самоуправления. 4) Гарантии местного самоуправления. 5) Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль за их деятельностью.

1 См. ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

PAGE 4

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

295. 8.92 KB
Источники муниципального права можно разделить на четыре уровня: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации направленные на регулирование муниципальноправовых отношений; нормативные правовые акты Российской Федерации; нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты муниципальных образований. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации направленные на регулирование муниципальноправовых...
297. Понятие, предмет и метод правового регулирования муниципального права 11.35 KB
Муниципальным в зарубежных странах называют городское и сельское самоуправление которое избирается населением и принимает от государства на себя бремя тяготы по решению вопросов местного значения. Выделение отрасли права регулирующего общественные отношения связанные с самостоятельной и под свою ответственность деятельностью населения муниципального образования по решению вопросов местного значения связано с тем что вопервых местное самоуправление составляет самостоятельную систему власти народа на местах а органы местного...
5899. Система права и система законодательства 22.78 KB
Система права и система законодательства Понятие системы права Система права суть внутреннее строение структура права отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты дать системную характеристику позитивного права в целом. Особо здесь нужно подчеркнуть то что структура права его система обусловливает его форму систему законодательства и неразрывно с ней связана. те права и обязанности которые стали...
9349. Система права 16.45 KB
Система права. Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли. Отрасли права в России.
3732. Система конституційного права України 14.16 KB
Конституційне право як галузь права складається з правових норм, які містяться в Конституції України а також правових норм, які регулюють відносини пов’язані з громадянством (правовим статусом особи), правових норм, що закріплюють державний устрій України
4253. Система науки конституційного права 11.05 KB
Система науки конституційного права Він стосується сутності правового статусу особи основою якого є громадянство конституційні права й свободи громадян України. Цей розділ охоплює проблеми виборчого права референдумів та інших форм безпосереднього народовладдя...
929. 71.54 KB
Систематизация норм административного права может быть проведена по различным основаниям. При этом должны соблюдаться два требования. Во-первых, чтобы систематизация исходила из объективного наличия и объективной дифференциации норм, и, во-вторых, чтобы систематизация приносила определенную пользу науке и практике.
4259. Система галузі конституційного права України 11.11 KB
Система галузі КПУ Система галузі конституційного права України це її внутрішня побудова що характеризується єдністю і взаємодією елементів цієї системи до яких належать конституційноправові норми та конституційноправові інститути. Так від інших правових норм вони відрізняються: змістом оскільки регулюють особливе коло суспільних відносин що становлять предмет галузі конституційного права України
20631. Система принципов гражданско-процессуального права 84.09 KB
Тенденции становления и развития принципов гражданско-процессуального права. Особенности становления и развития гражданско-процессуального права в римском праве. Особенности становления отечественного гражданско-процессуального права. Система принципов гражданско-процессуального права.
2121. Понятие, предмет, система транспортного права 38.97 KB
В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы указы Президента Российской Федерации подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации Основной Закон нашего государства. Конституция Российской Федерации ст.

Муниципальное право как отрасль права, как научная дисциплина имеет свою систему, основой которой является структура отрасли права, которую она изучает. Система научной дисциплины муниципального права включает в себя следующие разделы:

  • 1. Введение в муниципальное право, раскрывающее понятие муниципального права как отрасли права и научной дисциплины, его предмет и источники, историко-теоретические основы местного самоуправления.
  • 2. Понятие, основные принципы местного самоуправления, формы непосредственной демократии, органы местного самоуправления.
  • 3. Основы местного самоуправления, включающие правовые, территориальные и финансово-экономическая основы.
  • 4. Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления по их решению, включающие: понятие и формы реализации полномочий органов местного самоуправления, а также конкретные полномочия органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности населения.
  • 5. Гарантии местного самоуправления, включающие: систему гарантий; гарантии, обеспечивающие организационную и финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления; судебную и иные правовые формы защиты местного самоуправления.
  • 6. Контроль деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
  • 7. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. В этом разделе изучаются: виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.
  • 4. Источники муниципального права

Источниками муниципального права являются:

1. Конституция Российской Федерации, которая закрепила местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, а также установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Правовому регулированию местного самоуправления в Конституции Российской Федерации посвящена гл. 8 «Местное самоуправление» (ст. 130-133). На основе конституционных норм можно определить следующие параметры правового пространства местного самоуправления: население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения; экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, право и бремя владения, пользования и распоряжения которой принадлежит населению муниципального образования; система местного самоуправления включает институты непосредственной и представительной демократии, при этом система осуществления местного самоуправления через представителей не исчерпывается выборными органами, а включает в себя и иные органы (исполнительно-распорядительные, контрольные и т.д.); местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; изменение границ таких территорий допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий; органы местного самоуправления имеют самостоятельные полномочия по решению вопросов местного значения (управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и др.), а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту; местному самоуправлению гарантируется компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; устанавливается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Специальной 8-й главой Конституции Российской Федерации конституционные нормы о местном самоуправлении не исчерпываются. Согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления; в ст. 8 установлено, что в Российской Федерации признается и защищается муниципальная форма собственности; в ст. 9 закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности; согласно ст. 15 органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; в ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность местного самоуправления; согласно ст. 24 органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом; в ст. 32 установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; в ст. 33 закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; ст. 40 закрепляет обязанность органов местного самоуправления по поощрению жилищного строительства, созданию условий для осуществления права на жилище, а также по бесплатному или за доступную плату предоставлению жилища из муниципальных жилищных фондов малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище; в ст. 41 говорится о бесплатном оказании медицинской помощи гражданам в муниципальных учреждениях здравоохранения, а также о принятии мер по развитию муниципальной системы здравоохранения; в ст. 43 гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в муниципальных образовательных учреждениях и право каждому на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в муниципальном образовательном учреждении; в ст. 46 установлено, что решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд; согласно ст. 72 установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

2. Федеральное законодательство. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ФЗ РФ Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации: от 6.10ю2003 г. № 131-ФЗ (с изм. и доп. от 23 июля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822. устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления и определяет государственные гарантии его осуществления.

Этот Федеральный закон определил правовую основу местного самоуправления, которую составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты.

Конкретизация правовых основ деятельности органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности общества и государства определяется в иных законах Российской Федерации и федеральных законах, как, например:

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»; Бюджетном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации; Градостроительном кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, «О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»; «О связи», «О почтовой связи»; Семейном кодексе Российской Федерации; «Об образовании», Основах законодательства Российской Федерации о культуре, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О беженцах», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; «Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды»; «О милиции», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства, иных нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, как правило, детализируются полномочия органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности муниципальных образований. Особое значение здесь имеют акты, регламентирующие организационно-правовые основы поддержки развития местного самоуправления в России (О Конгрессе муниципальных образований), утверждающие программы государственной поддержки местного самоуправления (в частности, Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации), а также решения Правительства Российской Федерации и других федеральных органов о развитии отдельных территорий, закрытых административно-территориальных образований и др.

Среди актов федеральных органов государственной власти особое значение имеют решения судебных органов. В российской юридической науке судебный прецедент традиционно не считается источником права. Однако в настоящее время постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации играют важную роль в правовом регулировании местного самоуправления в России. С их помощью разрешаются правовые коллизии в сфере местного самоуправления, вызванные принятием нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации.

  • 3. Конституции (уставы), законы и иные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Российская Федерация является федеративным государством, и в становлении и развитии местного самоуправления достаточно значительную роль играют органы государственной власти субъектов Федерации. Поэтому конституции (уставы), законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации также являются источниками муниципального права России. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен круг вопросов в сфере местного самоуправления, регулирование которых осуществляется законодательством субъектов Федерации.
  • 4. Муниципальные правовые акты. Данные акты наряду с федеральными и региональными нормативными правовыми актами имеют важное значение для деятельности муниципальных образований и органов местного самоуправления. В систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Среди муниципальных правовых актов местного самоуправления особое значение принадлежит уставу муниципального образования. В уставе, являющемся своеобразной «муниципальной конституцией», указываются основные положения по организации и деятельности местного сообщества. Как правило, в уставе муниципального образования содержатся не только нормы об организации местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, но и перечень основных актов местного самоуправления, подлежащих принятию представительным органом и главой муниципального образования, а также порядок подготовки и принятия таких актов, механизм их отмены.

5. Нормы международного права также являются источниками муниципального права России. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следует заметить, что в российском законодательстве отсутствуют четкие критерии того, что нужно понимать под общепризнанными принципами и нормами международного права.

Весьма важное значение в регулировании местного самоуправления в Российской Федерации имеет Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. Россия, подписав вышеназванную хартию 28 февраля 1996 г., а 20 марта 1998 г. ФЗ РФ О ратификации Европейской хартии местного самоуправления: от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 15. Ст. 1695. ратифицировав ее, взяла на себя обязательство соблюдать следующие положения в сфере местного самоуправления: 1) обеспечение права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения; 2) основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом. Это не должно исключать предоставления таким органам в соответствии с законом отдельных конкретных полномочий; 3) органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти; 4) при делегировании полномочий каким-либо центральным или региональным органом власти органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой адаптировать эти полномочия к местным условиям; 5) изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом и др.

При этом в Европейской хартии местного самоуправления содержатся также и иные положения в сфере местного самоуправления, соблюдение которых обязательно для Российской Федерации.

Источниками научной дисциплины муниципального права являются теоретические труды российских и зарубежных ученых в сфере муниципального права, историко-правовые исследования и другие работы, в которых разрабатываются теоретико-методологические проблемы развития муниципального права, а также учебные, научно-методические и учебно-методические издания, способные оказать помощь в изучении муниципального права России. В первую очередь это научные работы ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России. Немаловажное значение в качестве источников научной дисциплины муниципального права имеют работы по проблемам местного управления советского периода.

Источниками научной дисциплины муниципального права являются также правовые акты как источники отрасли муниципального права. Кроме того, к источникам научной дисциплины муниципального права относится и практический опыт деятельности местного самоуправления. На основе изучения и обобщения такого опыта вырабатываются научные рекомендации по повышению эффективности организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.

Эволюция научной дисциплины муниципального права в России.

Муниципальное право как научная дисциплина в настоящее время еще находится в процессе своего становления. При этом проблемы организации и деятельности власти на местном уровне исследуются учеными на протяжении весьма значительного периода. Вопросы местного самоуправления активно изучались в дореволюционной России. В то время издавалось большое количество научной, общественно-политической литературы по вопросам земского и городского самоуправления.

В советский период правовые аспекты деятельности местных органов власти и управления изучались специалистами государственного и административного права. Необходимо отметить, что в юридической литературе советского периода предпринимались попытки использовать идею местного самоуправления применительно к местным Советам. В 1928 г. была издана книга Л.А. Велихова «Основы городского хозяйства», в которой автор предпринял попытку «сжато изложить муниципальную науку в целом». Однако в 30-40-е гг. XX в. в большинстве советских юридических исследований отвергалась сама идея местного самоуправления. И только в начале 50-х гг. в работе С.Н. Братуся вновь появляется термин «самоуправление», который, однако, связывался с деятельностью местных Советов См.: Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. - М., 1950.. В 1963 г. вышла работа В.А. Пертцика «Проблемы местного самоуправления в СССР», который рассматривал местное самоуправление как часть государственного самоуправления.

Большой вклад в разработку вопросов организации и деятельности местных органов советской власти внесли такие ученые, как И.А. Азовкин, С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, А.А. Безуглов, В.И. Васильев, Р.Ф. Васильев, Л.А. Григорян, А.И. Ким, О.Е. Кутафин, АИ. Лукьянов, АИ. Лепепшин, В.А. Пертцик, АЯ. Слива, Н.Г. Старовойтов, Ю.А. Тихомиров, Я.Н. Уманский, В.И. Фадеев, К.Ф. Шеремет и др.

В настоящее время муниципальное право как научная дисциплина развивается весьма активно. Уже опубликован ряд исследований по данной тематике, появились диссертационные исследования. Возникла и новая научная дисциплина «Муниципальное право России». Ее изучение предусмотрено в соответствии с государственным образовательным стандартом в качестве одной из обязательных дисциплин по специальности «Юриспруденция».

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет.

Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части:

  • местное самоуправление в системе народовластия;
  • основы местного самоуправления: территориальные, организационные и финансово-экономические;
  • предметы ведения и полномочия местного самоуправления;
  • ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Место муниципального права в системе права

Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Место в системе права России определяется тем, что это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.

Как уже отмечалось, муниципальное право — . Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что многие нормы, составляющие комплексную отрасль, выступают, во-первых, как нормы основных отраслей права; во-вторых, входят во вторичную правовую структуру — комплексную отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.

Муниципальное право связано с (государственным) правом , которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия.

Тем самым нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Следовательно, взаимосвязь муниципального права с административным обусловлена, в частности, тем, что институты муниципальной и государственной службы, несмотря на принципиальные различия, имеют и общие черты, представляя собой, образно говоря, «соединяющиеся сосуды».

Таким образом, законами субъекта Федерации устанавливается соотношение должностей муниципальной и государственной службы РФ; время работы на должностях в органах местного самоуправления за-считывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе.

Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с , определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Взаимодействие муниципального права с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право, проявляется в регулировании деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления они формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения.

Также данные органы осуществляют контроль и надзор за использованием земель на территории муниципального образования, участвуют в охране окружающей природной среды, создают условия для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, т. е. совокупность , объединяющих , регулирующие однородные правоотношения.

— это объединение муниципальных правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношении.

Муниципально-правовая норма — первичный элемент системы муниципального права. Это правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области местного самоуправления.

Муниципально-правовой институт — определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права.

Традиционное представление о системе отрасли права предполагает выделение общей и особенной части. По этому пути идет большинство ученых, специалистов в области муниципального права. В отношении муниципального права была высказана и обоснована возможность выделения общей, особенной и специальной части.

Специфика правовых институтов, их значение дают основание для отнесения их к общей или особенной части. В качестве основных критериев предлагаются следующие:

  • Общая часть объединяет совокупность предписаний, распространяющих свое действие на все муниципальное образование. Ее составляют нормы, закрепляющие территориальные основы местного самоуправления, определяющие отношения муниципальных образований с другими субъектами права, а также нормы-принципы, нормы-дефиниции.
  • Особенная часть муниципального права включает нормативные предписания о компетенции органов местного самоуправления, должностных лиц муниципального уровня, о процедурах их деятельности, о статусе и порядке деятельности иных субъектов местного самоуправления».

Этот подход в целом соответствует традициям государствоведов. Отметим, что такому подходу соответствует и структура Федерального закона № 154-ФЗ.

Можно предложить и иной подход, взяв в качестве основы традиции административного права. В этом случае к особенной части можно отнести нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере и в сфере обеспечения законности и правопорядка.

Тогда система муниципального права будет представлена следующим образом:

  • общая часть (правовые, территориальные, организационные и финансово-экономические основы местного самоуправления, ответственность местного самоуправления, гарантии местного самоуправления)
  • особенная часть (нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере и в сфере обеспечения законности и правопорядка).

Этому подходу соответствует структура Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ с учетом национальных, региональных, исторических, культурных и иных особенностей. Наибольшее влияние на формирование местного самоуправления имеют региональные особенности. Очевидно, что при одинаковой концепции местного самоуправления в пределах России в разных регионах есть своя специфика. Поэтому, думается, было бы целесообразным выделение специальной части, в которую включаются нормы, регулирующие особенности местного самоуправления на определенных территориях.

В этом случае под определенными территориями можно понимать:

  • территории с особым правовым статусом (наукограды, закрытые административно-территориальные образования, территории проживания коренных малочисленных народов, приграничные территории и некоторые другие);
  • территории отдельных субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий);
  • территории других государств, если в рамках муниципального права рассматривать зарубежный опыт местного самоуправления.

К общей части относятся нормы, которые можно объединить в следующие муниципально-правовые институты:

  • правовые основы местного самоуправления;
  • территориальные основы местного самоуправления;
  • организационные основы местного самоуправления;
  • финансово-экономические основы местного самоуправления;
  • ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;

К особенной части относятся такие муниципально-правовые институты, как: полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством; полномочия по управлению социально-культурной сферой; полномочия по обеспечению безопасности, законности и правопорядка.

К специальной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие особенности организации местного самоуправления в отдельных регионах, на определенных территориях.

Элементы системы муниципального права

Основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы, институты с учетом содержания и характера, регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления.

Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Первым элементом являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе норм относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении, таких как местное самоуправление, муниципальное образование, вопросы местного значения, местный референдум, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления.

Второй элемент системы составляют нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего. Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Четвертый элемент системы — группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.

Следовательно, пятый элемент составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

Структура муниципального права

Муниципальное право, являясь отраслью права, обладает своей системой, в которой размещаются комплексы однородных норм, которые регулируют конкретные группы общественных правоотношений, составляющих его предмет.

Структура муниципального права – совмещение муниципально-правовых норм в муниципальные правовые институты, которые расположены в конкретной последовательности в зависимости от назначения, ролей при регулировании муниципальных правоотношений.

Структурирование муниципального права предусматривает включение в себя следующих частей:

  • местного самоуправления в системе народовластия;
  • основ местного самоуправления;
  • территориальных, организационных и финансово-экономических;
  • предметов ведения и полномочий местного самоуправления;
  • гарантий местного самоуправления;
  • ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц МСУ.

Замечание 1

Структура муниципального права проявляется в логическом, последовательном расчленении муниципальных правовых норм и их объединений в схожие по признакам правовые группы, институты, учитывая их содержание и характер отношений, которые урегулированы ими в сфере местного самоуправления.

На основании вышесказанного следует понимать, что система муниципального права представляет собой соединение муниципальных правовых норм в муниципальные правовые институты, которые расположены в конкретной последовательности, исходя от их значений, ролей при регулировании муниципальных правоотношений.

Элементы муниципального права

Определение 1

Элементами муниципального права называются отдельные правила поведения, из которых построена система муниципального права.

Рассмотрим подробнее элементы муниципального права.

Одним из главных элементов представляются муниципальные правовые нормы , которые закрепляют положение местного самоуправления в структуре народной власти, которые определяют его значение при развитии демократических основ управления обществом и государством. Эта группа норм включает в себя нормы, которые содержат определения основополагающих понятий и терминологии, которые используются в законодательстве о местном самоуправлении.

Вторым немаловажным элементом системы представлены нормы, которые закрепляют основополагающие начала жизнедеятельности местного самоуправления , которые подразделяются на группы: территориальная, организационная, финансово-экономическая. Данные группы определяют порядок формирования, соединения, улучшения или устранения муниципальных образований, а так же деятельность по установлению и изменению их границ и названий, устанавливают основополагающие начала структуры местного самоуправления, основы взаимодействия избираемых и прочих органов местного самоуправления.

Третьим основным элементом системы муниципального права представлена группировка норм, которые закрепляют предметы ведения и полномочий местного самоуправления . Эта группа норм устанавливает личные полномочия местного самоуправления, некоторые государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления.

Четвертым элементом системы муниципального права представлены нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления . Их функция - закреплять отношений и связи гарантий, которые обеспечивают организационную и денежную независимость органов местного самоуправления, судебную самостоятельность и остальные формы правовой защиты местного самоуправления.

Пятый элемент образован нормами, которые устанавливают ответственность органов МСУ, должностных лиц МСУ . Эти нормы устанавливают формы, порядок, условия наступления ответственности перед населением муниципальной единицы, перед всей федерацией, а также перед юр., физ. лицами.

Система муниципального права

Определение 2

Система муниципального права представлена совокупностью группировок однородных нормативно-правовых норм муниципального права, которые регулируют определенные общественные отношения, составляющие предмет муниципального права.

Система муниципального права состоит из следующих частей. Рассмотрим их особенности.

Общая часть содержит принципиальные основополагающие положения о муниципальном праве, публичной власти на местах, ее особенностях, правовом положении в системе органов государственной власти и в обществе, так же в общей части содержится исторический блок, описывающий развитие муниципального права через его предметность, методику и систему принципов.

Особенная часть содержит в себе наиболее массивные блоки норм публичного и частного права, которые регулируют правоотношения в системе публичной власти на местах в целом, и группы отношений, которые составляют в отдельности каждую из основ местного самоуправления.

Важно не упустить тот факт, что данные отношения урегулированы нормами конституционного, налогового, административного права и т.п. Именно в связи с этим нормы и отношения зачастую сложно разложить на правовые институты, как например это происходит в административном праве, которое признано самостоятельной отраслью.

Муниципальное право, как научная дисциплина, структурирована на следующие подразделения:

  1. Введение в муниципальное право, которое раскрывает понятие муниципального права как отрасли права, научной дисциплины, предмет и источники муниципального права, исторические и теоретические основы местного самоуправления;
  2. Понятие, основополагающие принципы местного самоуправления, формы непосредственного народовластия, систему органов местного самоуправления.
  3. Источники местного самоуправления, включая правовые, территориальные, экономические.
  4. Список вопросов местного значения, права органов МСУ по их разрешению, которые включают в себя: понятие, формы осуществления органами местного самоуправления полномочий, некоторые группы права органов МСУ в разных сферах деятельности населения муниципального образования.
  5. Гарантии МСУ, включают в себя: единство гарантий; гарантии, которые обеспечивают организационную и финансовую экономическую независимость МСУ; судебную и иные формы правовой защиты МСУ.
  6. Осуществление контроля над деятельностью органов и должностных лиц МСУ.
  7. Ответственность органов и должностных лиц МСУ: виды ответственности, ответственность перед населением муниципального образования, федерацией, юр. и физ. лицами.

И осуществления отдельных государственных полномочий.

На сегодняшний день серьезная дискуссия ведется по вопросу о целесообразности выделения муниципального права в качестве отрасли российского права. Согласно наиболее распространенной в научной литературе точке зрения муниципальное право является самостоятельной отраслью права, характеризующейся таким свойством как комплексность. В силу чего предмет регулирования муниципального права пересекается с предметом регулирования других отраслей права. Например, бюджетный процесс в муниципальном образовании регулируется нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и потому указанная область общественных отношений относится к предмету регулирования и муниципального и финансового права.

Согласно другой точке зрения муниципальное право не следует рассматривать в качестве самостоятельной отрасли права, так как предмет и метод регулирования муниципально-правовых норм охватывается предметом и методом конституционного права. При этом муниципальное право рассматривается как подотрасль конституционного права, т.е. совокупность норм, регулирующих однородные отношения в рамках отрасли конституционного права, наряду с избирательным правом, нормами, регулирующими деятельности представительных органов (парламентским правом) и др. Главным аргументом в данном случае является единство по своей природе вопросов местного значения и вопросов государственного значения.

1) особую отрасль знаний - науку муниципального права;

2) учебную дисциплину - муниципальное право.

Таким образом, для глубокого понимания смысла категории муниципального права необходимо проанализировать различные ее аспекты.

Муниципальное право как отрасль российского права. Предмет и метод муниципального права

В основе классификации отраслей права лежат категории предмета и метода. Однако выделение муниципального права в качестве самостоятельной отрасли права во многом обусловлено изменениями общественно-политического строя Российской Федерации в ходе преобразований 80-90-х годов.

Традиционно деятельность местных органов власти, а также участие населения в решении актуальных вопросов жизнедеятельности той или иной территории в российском праве регулировалась в рамках отрасли государственного права. С внедрением в российскую действительность категории гражданского общества как сферы деятельности общественных институтов, свободной от вмешательства государства, формируется концепция, затем воплощенная в Конституции Российской Федерации, согласно которой органы не входят в структуру органов государственной власти.

Закрепление указанной концепции на конституционном уровне послужило юридическим основанием для формирования базы муниципального законодательства и выделения муниципального права в качестве самостоятельной отрасли права

Предметом муниципального права в широком смысле являются правоотношения, производные от принципа народного суверенитета и воплощенные в различных формах народовластия.

Наиболее обще группа муниципально- правовых отношений, составляющих предмет муниципального права, может быть разделена на два блока:

  1. общественные отношения по поводу решения вопросов местного значения;
  2. общественные отношения, связанные с реализацией отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Однако предмет муниципального права может быть детализирован:

  • общественные отношения по поводу формирования органов местного самоуправления;
  • общественные отношения по поводу владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью ;
  • общественные отношения, связанные с формированием, исполнением, контролем за исполнением местного бюджета ;
  • общественные отношения, связанные с функционированием институтов непосредственной демократии;
  • общественные отношения, связанные с деятельностью территориального общественного самоуправления;
  • и другие.

Как было сказано выше, предмет муниципального права имеет комплексный характер, что позволяет говорить о наличии в муниципальном праве смежных норм, то есть норм , относящихся и к другим отраслям права ( , гражданскому праву , административному праву и др.).

Субъектами муниципально-правовых отношений являются:

1. Население муниципального образования . При этом к участию в решении определенных вопросов могут быть привлечены только жители муниципального образования, обладающие право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. По ряду вопросов такого ограничения нет, как нет и привязки места жительства лица к территории конкретного муниципального образования .

2. Органы и должностные лица местного самоуправления : глава муниципального образования, представительный орган местного самоуправления, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, а также иные органы и должностные лица местного самоуправления участвуют в издании муниципальных правовых актов и принятии решений по , по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, а также по вопросам организации собственной деятельности.

Особым статусом обладает избирательная комиссия муниципального образования, которая согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления.

3. Территориальное общественное самоуправление - особый субъект муниципального права, о котором речь идет статье 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Под территориальным общественным самоуправлением при этом понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

4. Муниципальные образования . Муниципальное образование представляется возможным также рассматривать в качестве самостоятельного субъекта муниципального права. Муниципальное образование является собственником муниципального имущества, в гражданских правоотношениях муниципальное образование представляют органы местного самоуправления. В рамках межмуниципального сотрудничества муниципальные образования образуют советы муниципальных образований и межмуниципальные организации .

5. Органы государственной власти в установленных законодательством случаях выступают в качестве субъектов муниципального права. Так, органы государственной власти участвуют в муниципальных-правоотношениях в процессе выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов, в рамках реализации мер ответственности в отношении органов местного самоуправления и др.

Перечисленные группы субъектов муниципально-правовых отношений являются основными. В юридической литературе при этом указывается на существование таких субъектов муниципальных правоотношений как общественные объединения, в ходе муниципальных выборов, советы муниципальных образований в рамках межмуниципального сотрудничества и др.

Для муниципального права характерна триада общеправовых методов регулирования: предписание, дозволение и запрет. При этом в муниципальном праве присутствует как императивное, так и диспозитивное начало. Императивное начало, в частности, проявляется в установлении обязательного перечня органов, которые должны быть созданы в каждом муниципальном образовании, определении исчерпывающего перечня муниципальных правовых актов, необходимости вынесения установленного перечня проектов муниципальных правовых актов на публичные слушания, установлении круга запретов для лиц, замещающих должности муниципальной службы и т.д.

Диспозитивное начало проявляется в возможности выбора механизма формирования представительного органа местного самоуправления, в полномочиях по самостоятельному владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом и т.п.

Система отрасли муниципального права

Совокупности норм муниципального права, регулирующие однородные общественные отношения, образуют институты муниципального права. К таковым в частности относятся:

  • совокупность норм, определяющих компетенцию местного самоуправления (вопросы местного значения и отдельные государственные полномочия);
  • совокупность норм, устанавливающих систему и полномочия органов местного самоуправления, а также статус и полномочия должностных лиц местного самоуправления;
  • совокупность норм, регулирующих формы народовластия в системе местного самоуправления;
  • совокупность норм, устанавливающих территориальные основы местного самоуправления;
  • совокупность норм, устанавливающих порядок применения мер ответственности в отношении органов и должностных лиц местного самоуправления;
  • иные институты.

Следует отметить, что в литературе существует подход, согласно которому в системе отрасли муниципального права можно выделить общую и особенную части. При этом к общей части относят федеральный уровень регулирования, а к особенной - региональный и муниципальный уровни регулирования.

Согласно другой точке зрения общую часть муниципального права составляют нормы, устанавливающие ключевые для данной отрасли понятия и закрепляющие статусы, а к особенной части относятся нормы, закрепляющие полномочия органов по отдельным отраслям деятельности.

Однако на сегодняшний день в литературе преобладает подход, согласно которому муниципальное право рассматривается как отрасль права, в которой общая и особенная части не выделяются.

Иерархия источников муниципального права строится в соответствии с общими принципами иерархии правовых актов в Российской Федерации.

Таким образом, важнейшее место в системе муниципального права занимает Конституция Российской Федерации. Закрепление норм о местном самоуправлении в первой главе Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя» обеспечивает высокий уровень гарантий местному самоуправлению в Российской Федерации. Следует отметить, что вопросам организации местного самоуправления также посвящена отдельная глава 8 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Одним из основных международных документов в сфере местного самоуправления является Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. (ратифицирована Российской Федерацией 11 апреля 1998 г.). Европейская хартия местного самоуправления - рамочный документ, в ней закреплены основные принципы организации местного самоуправления в демократическом государстве.

Источниками муниципального права также являются федеральные конституционные законы. Например, ряд норм муниципального права содержит Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

Федеральные законы, составляющие правовую основу местного самоуправления, можно разделить на законы общего характера (Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и др.) и законы специального характера (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и др.).

Ключевое место в системе отраслевых законов о местном самоуправлении занимает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором исчерпывающим образом перечислены типы муниципальных образований, а также за каждым типом закреплен соответствующий исчерпывающий перечень вопросов местного значения.

Указанный Федеральный закон устанавливает экономические основы местного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит наиболее полный в российском законодательстве перечень институтов непосредственной демократии.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отличие от его предшественника Федерального закона 1995 года более полно регулирует вопросы организации местного самоуправления в Российской Федерации, оставляя органам власти субъектов Федерации четко очерченную сферу регулирования.

Вопросы организации местного самоуправления также регулируются актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. К таковым, например, относятся: Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и принятое во исполнение данного Указа Президента распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. N 1313-р, которым, в частности, утвержден дополнительный перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации также участвуют в регулировании вопросов организации местного самоуправления.

Как было отмечено выше, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существенно сузил возможности регионов в части регулирования местного самоуправления. Однако по вопросам, прямо установленным указанным Федеральным законом, могут приниматься законы субъектов Российской Федерации. К примеру, такие законы принимаются по вопросам гарантий прав граждан на участие в муниципальных выборах и местных референдумах, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются границы муниципальных образований и др.

Другим источником муниципального права являются муниципальные правовые акты. Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Примером муниципального правового акта являются Положение о бюджетном процесс в муниципальном образовании, а также порядок осуществления правотворческой инициативы граждан, утверждаемые решением представительного органа местного самоуправления.

Спорным является вопрос об отнесении к источникам муниципального права решений Конституционного Суда Российской Федерации. Формально решения Конституционного Суда в Российской Федерации не являются источниками права, однако в правовой доктрине уже давно признана роль Конституционного Суда как негативного законодателя, кроме того, мотивировочная часть решений Конституционного Суда зачастую позволяет лучше понять и правильно применять нормы законодательства.

В качестве иных источников права в юридической литературе также указываются соглашения между органами местного самоуправления, традиции и обычаи, сложившиеся на территории муниципального образования, и др.

Муниципальное право как наука и учебная дисциплина

Понятием муниципального права как науки охватываются не только вопросы, связанные с изучением действующего российского законодательства о местном самоуправлении, но и вопросы организации местного самоуправления за рубежом, а также и др.

В рамках учебной дисциплины муниципального права рассматриваются ключевые положения законодательства о местном самоуправления, а также фундаментальные начала науки муниципального права. Наука и учебная дисциплина муниципального права составляют теорию муниципального права как особой области знания.

Формирование государственной политики в области местного самоуправления с учетом теоретических разработок ученых - специалистов в области муниципального права является условием обеспечения построения эффективной модели местного самоуправления на практике.

Подробнее:

1. Авакьян С.А., Лютцер В.Л., Пешин Н.Л., Сивицкий В.А., Тимофеев Н.С. Муниципальное право России. Учебник . М.: Проспект. 2009.

2. Костюков А.Н. Муницпальное право как отрасль российского права: Монография.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и правою 2003.

3. Мокрый В.С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти в гражданском обществе. Монография. Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2003.

4. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М.: Проспект, ТК Велби. 2006.

5. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. С. 3-10.

Рекомендуемая литература

Безобразов В.П. Государство и общество. Управление, самоуправление и судебная власть . СПб., 1882.

Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: Конституционализация муниципальной демократии в России. М.: Норма. 2008.

Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. - М.: «Формула права», 2005.

Васильев В.И. Муниципальное право России. Учебник М., 2008.

Васильчиков А.И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб., 1869-1871. Т. I-III.

Дитятин И.И. К истории городового положения 1870 г. // Статьи по истории русского права. Спб., 1913.

Колюшин Е.И. Муниципальное право России. Курс лекций. М., 2008.

Конституция как символ эпохи: В 2-х т. / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. Т. 2. М., 2004.

Костюков А.Н. Муницпальное право как отрасль российского права: Монография.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и правою 2003.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. 3-е издание М., 2009.

Мокрый В.С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти в гражданском обществе. Монография. Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2003.

Мокрый В.С. Местное самоуправление в России. Конституционно-правовые основы и пути реформирования . Самара, 2003.

Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. 2-е издание М., 2007.

Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2007.

Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М.: Проспект, ТК Велби. 2006.

Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. М., 2005.

Шеремет К.Ф. Советское строительство: учебник. М., 1965.