Аспекты инновационного развития высшего образования. Инновации в образовании

ИННОВАЦИИ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

INNOVATION IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Медная Т. А. студентка ЮРИУ РАНХиГС, факультета ГМУ, группы ГМУБ_411

Mednaia T.A. student

South Russian institute of management оf the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration faculty GMU groups GMUB_411

В статье анализируются новшества в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации, их реализация и функционирование на практике. Рассмотрен перечень основных задач высшего профессионального образования и функционирование инновационной образовательной деятельности.

Ключевые слова: инновации, высшее профессиональное образование, уровни образования, бакалавр, магистр.

The article analyzes the innovations in the field of higher professional education in the Russian Federation, their implementation and operation in practice. A list of the main tasks of higher education and operation of innovative educational activities is considered.

Key words: innovation, higher education, levels of education, bachelor,

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в образовательной политике России. Современное российское образование - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Образование - всегда настоящего времени, хотя основано на прошлом опыте и обращено к будущему. О воспитании и образовании будущего специалиста написано много, что свидетельствует об интересе к данной проблеме, с одной стороны, и отсутствии статичности в понимании образа современного специалиста и специалиста будущего - с другой.

Проблема инноваций давно интересует ученых. Л.П. Княженко, проведя анализ сущности инноваций и инновационного процесса в образовании, делает следующие выводы: 1) новшество - это средство, а инновация - это процесс освоения этого средства; 2) под инновационным процессом следует понимать деятельность по созданию педагогических новшеств, их использованию и распространению.

Согласно Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в., опубликованной ЮНЕСКО, высшее образование, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность и свою способность к изменениям, к содействию преобразованиям и прогрессу в обществе.

В ряде государственных документов Российской Федерации содержится следующее определение высшего профессионального образования - это образование на базе среднего (полного) общего или

среднего профессионально- го образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам (соответствующим установленному стандарту), завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.

В типовом положении о государственном учреждении высшего профессионального образования представлен перечень основных задач высшего образования, он выглядит следующим образом:

1) Удовлетворять потребности личности в интеллектуальном, нравственном и культурном развитии, посредством получения высшего профессионального образования;

2) Развивать науки и искусства посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использовать полученные результаты в образовательном процессе;

3) Содействовать подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

4) Формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

5) Сохранять и приумножать нравственные, культурные и научные ценности общества;

6) Распространять знания среди населения, повышать его образовательный и культурный уровни.

Образовательный стандарт высшего профессионального образования сложился к 1994г. Он включает в себя общие положения, касающиеся системы высшего профессионального образования в целом; Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования; Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки

выпускников по каждому конкретному направлению специальности.

В Государственном стандарте высшего профессионального образова ния закреплены три уровня высшего образования.

Первый уровень именуется неполным высшим образованием, которое получает студент, проучившийся в вузе не менее двух лет и успешно прошедший промежуточную аттестацию. Разумеется, для этого уровня образования не создается отдельных образовательных программ. Фактически он существует как незавершенное прохождение какой-либо образовательной программы более высокого уровня.

Второй уровень высшего профессионального образования завершает ся присвоением квалификации "бакалавр". Соответствующая ему образовательная программа предполагает нормативный срок обучения не менее четырех лет.

И наконец, третий уровень высшего профессионального образования соответствует образовательным программам двух типов обеспечивающих подготовку специалистов с квалификацией «магистр» или традиционно указываемой квалификацией - «учитель», «агроном» и т.п., обобщенным наименованием для которых является термин «специалист».

Образование напрямую связано с инновациями. Так что же это? Определим термин «инновация». Обратимся к статье известных канадских исследователей Чарльза Белангера и Поль Меджит. Они пишут: «Инновация, в общем, определяется как процесс, посредством которого такая ценность, как новые экономические и социальные выгоды(пользы), извлекается из умений и знаний через порождение, развитие и выполнение(реализацию) идей для производства новых и улучшенных продуктов, процессов, сервисов. В своей статье ученые раскрыли прагматический подход к инновациям, именно он, по их мнению, стал основным для того чтобы возросла ценность прикладного знания.

Развитие инновационно - образовательной деятельности зависит от

внешних и внутренних факторов влияющих на высшие учебные заведения. Внешняя среда характеризуется повышением конкуренции, изменениями в государственной политике, направленной на модернизацию системы образовании, равно как и изменениями, касающимися контингента поступающих и требований к выпускникам со стороны работодателей. Внутренняя среда характеризуется компетентностным подходом, стандартами третьего поколения, требующими существенной коррекции в организации учебного процесса. Все эти факторы, так или иначе, приводят к увеличению и распространению педагогических инноваций, позволяющих вывести качество образования на новый уровень, соответствующий требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня.

Исходные условия развития инновационно-образовательной деятельности, определяются следующими факторами:

Организационно - технологическими;

Мотивационно - психологическими;

Материально - техническими;

Информационными.

Инновационный подход в обучении предопределяется:

> быстрым устареванием знаний;

> интенсивной информатизацией общества;

> запаздыванием передачи социального опыта;

> организационно - структурным кризисом мировой системы образования.

В этом отношении педагогические инновации могут рассматриваться в качестве системной реакции на социально - культурную динамику развития как цивилизации в целом, так и отдельного.

Вхождение России в мировое образовательное пространство сопровождается рядом тенденций:

1. Первая тенденция связана с развитием многоуровневой системы

обучения во многих университетах России. Преимущества этой системы состоят в том, что она обеспечивает более широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности; формировать на базе полученного университетского образования новые специальности.

2. Вторая - это обогащение вузов современными информационными технологиям, широкое включение в систему Интернет и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов.

3. Третья - универсализация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими отечественными и зарубежными университетами, что приводит к появлению университетских комплексов.

4. Четвертая - включение вузов России в процесс обновления высшего профессионального образования с учетом требования мировых стандартов.

Вузы, изменяющиеся в процессе инновационного поиска, относят к категории саморазвивающихся систем образования.

Бордовская и Реан отмечают, что в системе отечественного высшего образования выделяют разные типы нововведений. При этом использую следующие критерии:

> масштаб преобразований вуза;

> степень глубины осуществляемого преобразования;

> степень новизны по фактору времени.

способность в масштабах всей системы образования и других сфер человеческой деятельности распространять и применять нововведения, которые коренным образом изменяют нравственность, духовность, интеллектуальность общества.

В конце 1970-х гг. впервые основательно прозвучала тема инноваций

и инновационности. Смысл инновации в педагогике впервые был увязан с расширением воспроизводства опыта. (М.В.Кларин)

За рубежом выделились два типа обучения:

1. поддерживающее (аналог нашего репродуктивного традиционного);

2. инновационное, которое могло быть модернизирующим (в предлагаемом нами варианте - активным и трансформирующим (инновационно - интенсивным).

В последние годы получает распространение синергетический подход. Идеи синергетики в моделировании и прогнозирование развития образовательных систем развиваются целым рядом авторов (Пригожин, Адамский, Богуславский и т.д.).

Г.К. Селевко выделяет следующую структуру педагогической технологии, в которую входят: концептуальная основа, содержательная часть обучения и содержание учебного материала, процессуальная часть, куда входят организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, обучаемых и преподавателя, диагностика учебного процесса и др.

Будущее России, ее место в мировом сообществе, благосостояние населения в значительной мере определяется тем, окажется ли она в состоянии выработать и реализовать основные приоритеты в области инновационно - экономического и социального развития. Сегодня стратегия развития инноваций, оптимизации управления инновациями для России - это момент истины. Переломить ситуацию и встать в ряд ведущих стран мира возможно, сделав ставку на «экономику знаний», развитие социального и человеческого капитала.

Список литературы:

1. Митусова О.А.Инновационный подход к языковому образованию будущего специалиста. //Известия ЮФУ Филологические науки, 2010, № 2,

Стр. 164-165.

2. Сластёнин В.А. Педагогика профессионального образования. Москва, 2006.

3. Костюкевич С.В. Инновации: подход современных западных авторов в контексте Российского опыта. Вестник высшей школы. Образование за рубежом. 2011. №4. Стр. 69-73.

4. Всегда ли инновации в области терминологии - следствие развития научного знания? Методика. 2004. №3. Стр. 30.

5. Сальников В.А. Инновационное обучение: личностно-ориентированный подход. 2010. №11. Стр.22-27.

6. Непомнящий. А.В., Писаренко В.И. Инновационное образование: достижения и перспективы. 2007. №7. Стр. 14-19.

7. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования. Москва, 2011.

8. Митусова О.А. Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное, неформальное, информальное образование студентов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 171-176

9. Авдулов Н.С. Наука и инновации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2008. № 3. С. 6-15.

10. Фролова Ю.Г. Система высшего образования как необходимый элемент стратегии инновационного развития // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 1. С. 241-246

минимизации затрат на удовлетворение потребностей в продукции комплекса лесных отраслей или территориального промышленного лесного комплекса (ТПЛК) путем ее районирования в соответствии с вариантами концентрации и специализации производства и динамики развития комплекса.

Сочетание рассмотренной модели с моделью планирования комплекса мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов осуществляется через показатель затрат на лесовосстановление) к возрасту рубки главного пользования. В нем интегрируются объемы необходимых лесохозяйственных мероприятий, операционных затрат и капитальных вложений.

Предлагаемый методический подход является одним из инструментов управления стратегическим развитием как региональных лесных комплексов, так и ЛПК в целом и ориентирован на обоснование территориального размещения лесоперерабатывающих мощностей на принципах комплексного использования лесных ресурсов регионов на основе постоянного и неистощительного лесопользования, организации выпуска конкурентоспособной лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью и сохранения экологического равновесия территорий.

При этом при обосновании территориального размещения и масштабов лесопромышленного производства по федеральным округам Российской Федерации наряду с такими факторами, как наличие лесных ресурсов и рынков сбыта лесобумажной продукции, необходимо учитывать факторы, связанные с наличием и перспективами развития железнодорожных, водных и автомобильных транспортных путей, энергетических мощностей и газовых магистралей.

Совершенствование структуры размещения лесопромышленного производства по территории страны позволит:

Освоить новые лесные массивы;

Обеспечить рациональное и комплексное использования заготовленной древесины;

Повысить уровень комбинирования лесопромышленного производства;

Сократить межрегиональные перевозки лесобумажной продукции;

Вовлечь в хозяйственный оборот низкокачественную и мягколиственную древесину;

Улучшить структуру экспорта лесобумажной продукции.

Библиографический список

1. Стратегия развития лесного комплекса Российской Феде- №248/482 // Экономика отрасли. Серия "Учебники и учебные рации до 2020 года: утверждена Приказом Минпромторга пособия" / под ред. проф. А.С. Пелиха. Ростов н/Д.: "Фе-России и Минсельхоза России от 31 октября 2008г. никс", 2003. 448 с.

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т.Ю. Красикова

Инновационные реформы отечественной экономики поднимают все больше и больше вопросов, один из них о том, что можно считать инновациями в сфере высшего образования. Приводится классификация таких инноваций, рассматривается структура инновационной системы высшего образования и роль инструментария внедрения инноваций в сферу высшего образования в инновационную систему РФ. Ил. 1. Табл. 1. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: образование; экономика образования; образовательный кластер; инновации в образовании; организация и управление образовательными процессами.

INNOVATIONS IN HIGHER EDUCATION T.Yu. Krasikova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Innovative reforms of the native economy raise more and more questions. One of them is what can be considered as innovations in higher education. The paper provides the classification of these innovations. It examines the structure of the innovation system of higher education and the role of instruments for the innovation introduction in higher education in the innovation system of the Russian Federation. 1 figures. 1 table. 9 sources.

Key words: education; economics of education; educational cluster; innovations in education; organization and management of educational processes.

1 Красикова Татьяна Юрьевна; аспирант, ассистент кафедры финансов и кредита, тел.: 89526298530, e-mail: [email protected]

Krasikova Tatiana, Postgraduate, Assistant of the Department of Finance and Credit, tel.: 89526298530, e-mail: [email protected]

В настоящее время, когда развитие экономики Российской Федерации ориентировано на достижение инновационности, параллельно поднимается вопрос об инновациях в сфере образования, в частности -высшего. Прежде чем начать рассматривать данный вопрос, необходимо отметить следующее.

Сам тип инновационной экономики, или, как ее называют в западных странах, - «интеллектуальная экономика», основан на постоянном технологическом совершествовании производства высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Главное отличие инновационной экономики заключается в том, что прибыль создается не за счет материального производства (как в типе «индустриальная экономика») и концентрации финансов (капитала), а за счет интеллекта ученых и новаторов, т.е. именно знание становится основным капиталом.

Наступление такого вида формации давно предсказывали в своих работах социологи, экономисты и футурологи, например, Э. Тоффлер говорил о переходе человечества к новой цивилизации, т.е. на смену аграрной цивилизации и индустриализации приходит новая, информационная цивилизация, или, как ее чаще называют в работах, касающихся этой проблематики, - информационное общество .

Информация и знания в процессе информатизации, совершенствования и распространения компьютерных и телекоммуникационных технологий приобретают статус основного капитала. Относительно образования «знание» выступает еще и предметом образовательного процесса, и оно должно приносить выгоду. И вот тут проявляется специфика знания как товара. Выгоду от него получают тот, кто потребляет: само образовательное учреждение, предприятие и общество. При переходе к глобальному информативному обществу и становлению знаний общество сталкивается с тем, что, рассматривая образование с точки зрения его соответствия социально-экономическим потребностям, как настоящего, так и будущего времени, сам процесс модернизации образования основывается не только на организационных нововведениях, но и на содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Таким образом, мы находимся на очередном этапе поиска перспективных направлений развития сферы высшего образования. Сохраняя за собой прежние черты, черты социального института, воспроизводящего интеллектуальный потенциал страны, образование напрямую влияет на конкурентоспособность государства. Следует помнить, что индекс «высшее образование и профессиональная подготовка» входит в число 12 показателей, определяющих уровень развития экономики стран в глобальном отчете Strategy Partners для Всемирного Экономического Форума, и служит главным показателем конкурентоспособности страны. В большинстве стран мира национальные системы образования превратились в крупные комплексы, в которых создается существенная часть национального богатства, уникальная по своей значимости. Поэтому, говоря о становлении инновационного климата в Рос-

сийской Федерации, нельзя сбрасывать со счетов внедрение инноваций в сферу высшего образования.

Так, в соответствующей литературе и в дискуссиях, предметом обсуждения которых являются инновации в сфере высшего образования, предложено разделение на группы .

К первой группе относятся непосредственно педагогические инновации, которые можно разделить на две подгруппы: внутрипредметные инновации, т.е. те, которые реализуются внутри преподаваемого предмета, и общеметодические, когда в педагогическую практику внедряются нетрадиционные технологии: дистанционное образование или творческие задания для студентов, или же к таким можно отнести активное включение студентов в образовательный процесс, что давно практикуется в западных вузах, где старшекурсники, вернее, магистранты-отличники оказывают посильную помощь профессору в подготовке лекционных занятий в качестве прохождения практики.

Вторую группу представляют инновации административного ресурса, а именно инновации, относящиеся к ресурсу управления. В качестве примера мы приведем образование на базе учреждения образовательных кластеров, в том числе и социального типа. Хотя, рассматривая «образовательный кластер» как инновации административного ресурса, нельзя не отметить, что этот вид инновации подразумевает и возможность внедрения тех же педагогических инноваций (например, включение в образовательный процесс т. н. «сэндвич-процессов», т.е. чередование получения теоретических знаний с практикой).

Интересной кажется мысль о выделении в отдельную, третью, группу идеологических инноваций , хотя пока непонятно, что именно является предметом таких инноваций: создание корпоративной культуры университета, общей как для студентов, так и для административного и педагогического персонала, или прямые интеграции изменений внешней среды в образовательное поле университета. В любом случае нам представляется, что этот вопрос привлечет интерес не только самих педагогов, но и социологов, управленцев высшей школы и других специалистов.

Некоторые авторы предлагают при подходе к классификации инноваций в сфере высшего образования рассматривать глобальные и локальные инновации. На наш взгляд, такой подход весьма оправдан. В конце концов, успешную образовательную реформу Республики Татарстан в части создания образовательного кластера и его весьма успешное функционирование можно смело отнести к локальным инновациям, оказывающим влияние на общую картину глобальных инноваций в сфере высшего образования Российской Федерации .

Данную классификацию можно рассмотреть еще подробнее - в зависимости от масштабности инноваций, можно выделять инновации в пределах одного структурного подразделения вуза или инновации в пределах всех звеньев и элементов системы. Под системой может пониматься как отдельный вуз, так и группа вузов.

Также необходимо выделять инновации, исходя из фактора времени. В рамках данного критерия инновации классифицируют как замещающие, отменяющие, открывающие и ретровведения. В первом случае речь идет о замещении старого элемента системы новым, более современным. «Отмена» подразумевает прекращение деятельности какой-то подструктуры вуза в связи с ее бесперспективностью. Открывающее - это новая специальность, образовательная технология, подструктура. Ретровведения - это освоение вузом чего-то давно забытого и упраздненного .

Необходимо отдельно отметить одну из особенностей инновации как экономической категории. И. Милославский, профессор МГУ, заметил, что инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы, а значит, к ней необходимо также применять оценку эффективности ее внедрения .

Итак, инновации в сфере высшего образования всех уровней, вне зависимости от классификации, должны:

1) отличаться новизной;

2) удовлетворять рыночному спросу;

3) приносить прибыль производителю услуг;

4) качественно изменять и улучшать процесс обучения.

Понятно, что на данном этапе времени образовательный процесс требует улучшения его качества. В основе улучшений данного процесса нам представляется важным уточнить практический подход к деятельности, т.е. представить учебный процесс как систему взаимосвязанных процессов, а не набор независимых друг от друга дисциплин, преподавателей и

Если мы представим, что главный продукт здесь -знания, то становится очевидным факт, что сама актуализация образования в указанных выше условиях, а именно глобализации и информатизации, требует особенного внимания к реализации инноваций в сфере высшего образования.

Говоря об инновациях в сфере высшего образования, следует говорить о создании инновационной системы, которая включает:

1) оптимизацию инновационных процессов;

2) создание инновационной инфраструктуры;

3) налаживание связей между элементами инновационной системы как самого вуза, так и региона и государства .

Необходимо отметить, что рассмотрение вопроса как самих инноваций в сфере высшего образования, так и непосредственного процесса внедрения инноваций в данную сферу представляется абсолютно невозможным без создания инновационной системы вуза, где внедрение инноваций является комплексным процессом, затрагивающим все уровни управления качеством образовательного процесса в данном конкретном вузе. Необходимо помнить, что основная задача инноваций в сфере высшего образования - это создание эффективного механизма подготовки молодого специалиста для производственной деятельности, а данный процесс невозможен без привлечения регионального и федерального элементов, как регуляторов стратегического планирования инноваций в сфере высшего образования.

В общем виде инструментарий внедрения инноваций в сферу высшего образования с элементами, участвующими в создании, внедрении, управлении и контроле за инновациями в указанную сферу, и его место в инновационной системе РФ (как производите-

кафедр, как это имеет место в большинстве вузов РФ. ля продукта «знания») представлен на рисунке.

Инновационная система РФ

Инструментарий внедрения инноваций в сферу высшего образования в инновационной системе РФ

Потребность в инновациях, в том числе и в инновационных формах обучения, диктуется ускоряющейся динамикой изменения общественных отношений. Это проявляется в применении новых информационных технологий, перенятии международного опыта в различных методиках обучения, информатизации образования, внедрении новых форм обучения (примером последних является Уральский государственный технический университет, где в схему подготовки специалиста внедрили элемент «тьютор», который наравне с преподавателем обучает студента не теории, а практическим навыкам, тем самым лекция в виде стандартной трансляции знаний уступает место более эффективному механизму взаимодействия образовательного процесса и профессионального развития студента как будущего специалиста) .

Таким образом, понятие инновации в сфере высшего образования не исчерпывается одним только педагогическим ресурсом. Одной из основных задач внедрений инноваций в данную сферу считается повышение конкурентоспособности образовательного учреждения и улучшение его привлекательности для региона вуза. А если вспомнить об особенности товара «образование», то отметим, что, прежде всего, внедрение инновационных элементов в сферу высшего образования должно помогать в ориентировании выпускника вуза на успех в той профессиональном поле деятельности, которое он избрал, также помогать ему в успешном взаимодействии с субъектами на рынке труда и нацеливать на успешное интегрирование в формирующееся информационное общество.

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, СПб.: Питер, 2006.

2. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Ростов н/Д.: НМД «Логос», 1999.

3. Идрисова С.Г. Система управления качеством в вузе применительно к инновационным процессам: материалы Меж-дунар. симпозиума «Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности», 2009. C. 5-7.

4. Карпова Ю.А. Инновация, интеллект, образование: монография. М.: Изд-во МГУЛ, 1998.

5. Кихтан В.В. Исследование эффективности инновационного обучающего процесса в сфере высшего профессионального образования // Научно-культурологический журнал RELGA, № 6 (204). 2010. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-

Библиографический список

www.woa/wa/Main?textid=2612&leveИ=main&level2=a№rtides.

6. Моисеев Б.Б. Инновационный проект «Специалист -Предприятие». Многоуровневая система профессиональной подготовки: материалы Междунар. симпозиума «Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности», 2009. С. 10-12.

7. Ребрин О.И., Кадушников Р.М., Шолина И.И. Инновационная образовательная деятельность в Уральском государственном техническом университете-УПИ: материалы Меж-дунар. симпозиума «Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности», 2009. С 52-53.

8. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Создание новой цивилизации. Политика Третьей волны. Новосибирск: Сибирская молодежная инициатива, 1996.

9. Современные наукоемкие технологии, 2007. № 12.

УДК 331:338.45.62

МОТИВАЦИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АЛЮМИНИЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ М.П. Кузьмин1, М.Ю. Кузьмина2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены подходы к повышению эффективности работы наиболее важного ресурса предприятий алюминиевой отрасли - их сотрудников. Исследованы методы, которые наиболее часто используются зарубежными компаниями, а также российскими металлургическими компаниями. Предложена система мотивации труда, наиболее оптимальная для предприятий алюминиевой промышленности. Рассмотрены основные особенности, отличающие персонал градообразующих предприятий алюминиевой промышленности от персонала других промышленных предприятий, находящихся в крупных городах. Подчеркнута необходимость создания системы эффективной заработной платы на предприятиях алюминиевой промышленности. Предложен собственный подход к классификации структуры нематериального стимулирования работников. Ил. 1. Библиогр. 22 назв.

До 15 мая включительно продолжается прием заявок на , который проводят ВШЭ и Рыбаков фонд при поддержке Агентства стратегических инициатив. За прошедшие три года на конкурс было представлено более 2 тыс. проектов, многие из них сегодня хорошо известны в профессиональном сообществе и за его пределами.

В конкурсе могут участвовать индивидуальные разработчики и команды от 2 до 6 человек вне зависимости от профессиональной принадлежности. Победитель конкурса получает travel grant для презентации своего проекта в любой точке мира. Кроме того, партнеры конкурса обычно присуждают участникам финала различные поощрительные премии, оказывают им консалтинговую поддержку.

Так, в этом году Дальневосточный федеральный университет ввел новую номинацию - «Образовательные технологии, сжимающие пространство и время». «Мы удалены от столицы на шесть тысяч километров и на семь часовых поясов, поэтому нас интересуют технологии одновременного присутствия пользователей в образовательном пространстве, технологии управления распределенными в пространстве командами учебных проектов, технологии дистанционного выявления талантов», - говорит проректор университета Дмитрий Земцов. Победитель в этой номинации получит заказ на внедрение своего решения в ДВФУ на сумму до 350 тыс. рублей.

В предыдущие три года поощрительные премии КИвО присуждались Московским политехническим университетом, Агентством стратегических инициатив, Московским городским педагогическим университетом и другими организациями.

В апреле 2017 года на Карте лидеров инноваций в образовании , подготовленной Центром содействия инновациям в образовании «СОЛь» на основе интервью с экспертами, было отмечено порядка двадцати лидеров проектов, участвовавших в КИвО в разные годы. Те, чья деятельность связана с инновациями в образовании, кто планирует участвовать в КИвО, наверняка смогут учесть их опыт в собственном профессиональном развитии. Вот некоторые из этих проектов.

«Образ жизни» (победитель КИвО-2014)

Интенсивные программы социализации, рассчитанные преимущественно на старшеклассников, - каникулярные лагеря в городе и за его пределами, обучение, работа над идеями. В основе проекта - идея, что люди выбирают не профессию, а образ жизни, поэтому им нужна среда для жизненных экспериментов. По оценке автора проекта Дианы Колесниковой, КИвО «был первой позитивной обратной связью на то, что я делаю».

Школа цифрового творчества «Кодабра»

Курсы для обучения детей созданию собственных компьютерных игр, мобильных приложений и интерактивной анимации. На занятиях дети работают в командах, распределяя между собой роли, проводят мозговые штурмы, придумывают идеи для проектов, помогают друг другу осуществлять задуманное. Есть формат, когда дети занимаются вместе с родителями. Один из лозунгов школы - «Хватит играть, давай создавать!»

«Москва глазами инженера» (победитель КИвО-2015)

Экскурсии, лекции и детские мастер-классы о памятниках архитектуры, о том, как устроен город с точки зрения инженера. Дети обучаются навыкам проектной работы и инженерному образу мышления. С 2014 года проект занимает верхние строчки в рейтинге TripAdvisor среди развлекательных компаний Москвы. Будущим участникам КИвО автор проекта Айрат Багаутдинов советует не делать акцент на попытке добиться победы, а максимально воспользоваться средой конкурса, чтобы найти партнера или инвестора.

«Учитель для России»

Российская версия американской программы «Teach For All», которая реализуется в десятках стран, включая Великобританию, Индию и Китай. Из числа лучших выпускников вузов, прежде всего непедагогических, отбирают тех, кто готов в течение двух лет поработать учителем в школах, расположенных в «глубинке». Программа предусматривает обучение будущих учителей и дополнительное материальное поощрение.

Краудсорс-проект EduNet «Образование будущего»

Открытое сообщество людей, заинтересованных в обновлении системы образования и создании комплекса образовательных ресурсов: кадрово-методического центра, современной интернет-платформы, модели школы нового типа, конгломерата образовательных проектов и методик. В саморегулирующемся сетевом пространстве взаимодействуют заказчики, создатели и потребители образовательных услуг.

Инновации в сфере образования - все, что связано с внедрением в практику передового педагогического опыта. Учебно-воспитательный процесс, занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности, гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию.

Важность инноваций в образовании

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям. Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных методик.

Методы внедрения инноваций

Самыми распространенными способами проверки эффективности запущенных в образовании преобразований считают:

  • Метод конкретизирующих документов. Чтобы оценить инновации в системе образования, пресекается возможность объемного внедрения новшеств в образовательный процесс. Выбирается отдельная школа, вуз, ДУ, на их базе проводится эксперимент.
  • Метод кусочного внедрения. Он подразумевает ввод отдельного нового инновационного элемента.
  • «Вечный эксперимент» подразумевает оценку получаемых результатов на протяжении длительного временного промежутка.

Параллельное внедрение предполагает сосуществование старого и нового образовательного процесса, анализ эффективности подобного синтеза.


Проблемы внедрения инноваций

Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам.

  1. Барьер творчества. Учителя, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.
  2. Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения.
  3. Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ.
  4. Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ.


Как принять инновации

Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований.

Технология обучения

Она является руководством для реализации целей, поставленных образовательным учреждением. Это системная категория, которая ориентирована на дидактическое использование научных знаний, организацию учебного процесса с применением эмпирических инноваций педагогов, повышение мотивации школьников и студентов. В зависимости от типа образовательного учреждения, используют различные подходы в образовании.

Инновации в вузах

Инновации в высшем образовании подразумевают систему, состоящую из нескольких компонентов:

  • целей обучения;
  • содержания образования;
  • мотивации и средств преподавания;
  • участников процесса (студентов, преподавателей);
  • результатов деятельности.

В технологии подразумеваются два компонента, связанные друг с другом:

  1. Организация деятельности обучаемого (студента).
  2. Контроль образовательного процесса.

При анализе технологий обучения важно выделить применение современных электронных средств (ИКТ). Традиционное образование предполагает перегрузку учебных дисциплин избыточной информацией. При инновационном образовании так организовано управление учебно-воспитательным процессом, что преподаватель выполняет роль тьютора (наставника). Помимо классического варианта, студент может выбирать дистанционное обучение, экономя время, средства. Позиция студентов относительно варианта обучения меняется, они все чаще выбирают нетрадиционные виды получения знаний. Приоритетной задачей инновационного образования становится освоение аналитического мышления, саморазвитие, самосовершенствование. Для оценки результативности инновации в высшем звене учитывают следующие блоки: учебно-методический, организационно-технический. Привлекаются к работе эксперты – специалисты, которые могут оценить инновационные программы.

Среди факторов, тормозящих внедрение в образовательный процесс инноваций, лидирующие позиции занимают:

  • недостаточное оснащение компьютерной техникой и электронными средствами учебных заведений (в некоторых вузах нет стабильного интернета, не хватает электронных пособий, методических рекомендаций для выполнения практических и лабораторных работ);
  • недостаточная квалификация в области ИКТ преподавательского состава;
  • невнимание руководства учебного заведения к применению в образовательном процессе инновационных технологий.

Для решения подобных проблем должна проводиться переподготовка преподавателей, семинары, видеоконференции, вебинары, создание мультимедийных кабинетов, просветительская работа среди студентов по применению современных компьютерных технологий. Оптимальным вариантом внедрения инноваций в систему высшего образования является дистанционное обучение путем использования глобальных и локальных мировых сетей. В Российской Федерации подобный способ обучения находится в «зародышевом» состоянии, в европейских странах он давно применяется повсеместно. У многих жителей сел и деревень, удаленных от крупных городов, это единственный способ получить диплом о специальном среднем либо высшем образовании. Помимо дистанционной сдачи вступительных экзаменов, через "Скайп" можно общаться с преподавателями, слушать лекции, участвовать в семинарах.

Инновации в образовании, примеры которых мы привели, не просто «доносят науку в массы», но и снижают материальные расходы на получение образования, что достаточно актуально с учетом мирового экономического кризиса.

Инновации в дошкольном образовании

Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения. Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться, искать варианты образования и развития детей. Учитель должен иметь активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих подопечных. Есть несколько причин, по которым инновации стали необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей. Без новшеств дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными заведениями.

Для определения среди детских садов лидера разработан специальный конкурс инноваций в образовании. Обладатель высокого звания «Лучший детский сад» получает заслуженную награду – огромный конкурс в дошкольное учреждение, уважение и любовь родителей и малышей. Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой деятельности. При их правильном применении дошкольное учреждение функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности малышей. Среди технологий, представляющих инновации в образовании, примеры можно привести следующие:

  • проектная деятельность;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-коммуникативное обучение;
  • игровая методика.

Особенности здоровьесберегающих технологий

Они направлены на формирование у дошкольников преставления о здоровом образе жизни, укрепление физического состояния малышей. Учитывая существенное ухудшение экологической ситуации, внедрение данной инновационной технологии в дошкольное воспитание является актуальным. Реализация методики зависит от тех целей, которые поставлены дошкольным учреждением.

  1. Основной задачей является сохранение физического здоровья детей. Это мониторинг здоровья, анализ питания, формирование здоровьесберегающей среды в ОУ.
  2. Улучшение состояния здоровья дошкольников путем внедрения дыхательных, ортопедических, пальчиковых гимнастик, стретчинга, закаливания, хатха-йоги.

Помимо работы с обычными детьми, развитие детей с ограничениями в развитии также обеспечивают современные инновации в образовании. Примеры проектов для особенных детей: «Доступная среда», «Инклюзивное образование». Все чаще на занятиях с малышами воспитатели используют цвето-, сказко-, арт-терапию, обеспечивая полноценное развитие детей.


Проектная деятельность

По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. Существует подразделение проектов на несколько видов:

  • индивидуальные, фронтальные, групповые, парные (в зависимости от числа участников);
  • игровые, творческие, информационные, исследовательские (по методу проведения);
  • долгосрочные, краткосрочные (по продолжительности);
  • с включением культурных ценностей, общества, семьи, природы (в зависимости от тематики).

В ходе проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в команде.

Исследовательская деятельность

Анализируя инновации в образовании, примеры можно найти в исследованиях. С их помощью ребенок учится выявлять актуальность проблемы, определять пути ее решения, выбирать методики для эксперимента, проводить опыты, делать логические выводы, определять перспективы дальнейшего исследования в данной области. Среди основных методов и приемов, необходимых для исследования: опыты, беседы, моделирование ситуаций, дидактически игры. В настоящее время для начинающих исследователей при поддержке ученых ведущие высшие учебные заведения РФ проводят конкурсы и конференции: «Первые шаги в науку», «Я - исследователь». Малыши получают свой первый опыт публичной защиты выполненных экспериментов, ведения научной дискуссии.

ИКТ

Подобные инновации в профессиональном образовании в век научного прогресса стали особенно актуальными и востребованными. Компьютер стал привычным явлением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Разнообразные увлекательные программы помогают формировать у ребят интерес к математике и чтению, развивают логику и память, вводят в мир «волшебства и превращений». Те анимационные картинки, которые мелькают на мониторе, интригуют малыша, концентрируют его внимание. Современные компьютерные программы позволяют воспитателю вместе с ребятами моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения. Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить программу под конкретного малыша, следить за его личностным ростом. Среди проблем, связанных с применением ИКТ-технологий, лидирующие позиции занимает чрезмерное применение компьютера на учебных занятиях.

Методика личностно-ориентированного развития

Данная инновационная технология предполагает создание условий для формирования индивидуальности дошкольника. Для реализации данного подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты. Есть специальные программы, по которым работают дошкольные учреждения: «Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество».

Игровые методики в ДУ

Они являются настоящим фундаментом современного дошкольного образования. С учетом ФГОС на первый план выходит личность малыша. В ходе игры происходит знакомство малышей с различными жизненными ситуациями. Существует множество функций, выполняемых играми: обучающая, познавательная, развивающая. Инновационными игровыми упражнениями считают:

  • игры, помогающие дошкольникам выделять определенные признаки предметов, сравнивать их между собой;
  • обобщение предметов по знакомым признакам;
  • упражнения, в ходе которых малыши учатся отличать реальность от вымысла

Инклюзивное образование

Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все нюансы инклюзивного образования. Государство позаботилось об оснащении современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их наставников. С помощью "Скайпа" учитель проводит дистанционные уроки, проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.

Заключение

Педагогические инновации, внедряемые в образовательных учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный заказ: воспитывать в школьниках, студентах чувство патриотизма, гражданской ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям. Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств, коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут инновации.

Инновации в образовании – это те нововведения, которые способствуют повышению качества воспитательного и образовательного процесса. Поиск и постоянные изобретения, внедрение инновационных технологий доказывают, что образование является инновационной областью.

Виды нововведений

Инновации в образовании – это системные изменения, основным предназначением которых является получение эффективных и стабильных результатов. К нововведениям причисляют не только масштабные изменения образовательной системы: единый государственный экзамен, электронный дневник, ИКТ. Инновации в педагогическом образовании - это и изменение стандартных методов и приемов работы, позволяющие повышать успеваемость учеников. Такие новшества разрабатываются учителем для конкретного классного коллектива, отдельного ребенка.

Инновации в системе образования по новизне делят на следующие группы:

  • полностью новые приемы, не имеющие аналогов;
  • новшества, в которых применяют и известные элементы.

Вторая группа дает меньший результат, так как основывается на старых компонентах.

В зависимости от объекта образования инновации в образовании могут способствовать:

  • обновлению образовательной организации;
  • социализации школьников;
  • воспитательному и образовательному процессу;
  • сохранению психического и физического здоровья детей.

Масштабы нововведений в образовании

Преобразования могут способствовать улучшению работы отдельного коллектива, школы, либо применяться по всей стране. Для того чтобы инновации в образовании дали стабильный положительный результат, и их можно было распространять на всю страну, сначала выбирается экспериментальный регион (школа).

В рамках такой экспериментальной площадки проверяется результативность новых приемов и методик работы, проводится промежуточный и конечный мониторинг. При получении стабильных положительных результатов опыт транслируется в другие образовательные учреждения.

Любые инновации в педагогическом образовании появляются в голове конкретного человека, и только потом они становятся достоянием страны. Процесс внедрения новой идеи – это многоступенчатый продолжительный период, который предполагает не только апробация новшества, но и анализ получаемых результатов, корректировку приемов и методов работы (в случае необходимости).


Дошкольное образование

Центр непрерывного образования и инноваций занимается систематизацией и внедрений новшеств на всех ступенях воспитательного и образовательного процесса. Требованием современности является преобразование дошкольного образования. От эффективности освоения инноваций ДОУ зависит качество образовательной и воспитательной деятельности, выполнение федеральных стандартов нового поколения.

Все инновации, которые используются в детских дошкольных учреждениях, отличаются личностно-ориентированным подходом. Ребенок в образовательном и воспитательном процессе выходит на главное место. Центр инноваций в образовании предлагает следующие варианты нововведений в ДОУ:

  • развивающие занятия (творческие, игровые, музыкальные);
  • методики для снятия избыточного эмоционального напряжения;
  • цветотерапия;
  • сказкотерапия;
  • арт-терапия.

Сотрудники центра анализируют результативность каждого приема, возможность трансляции положительного опыта работы.


Специфика начальной школы

Центр непрерывного образования и инноваций Санкт – Петербурга отдельное внимание уделяет нововведениям на начальной ступени отечественного образования. В начальной школе приоритетное внимание уделяется выявлению творческого потенциала ребенка, созданию оптимальных условий для развития и самореализации.

Центр образования и инноваций (Санкт – Петербург) не оставляет без пристального внимания и профессиональный рост педагогов. Специалисты подбирают оптимальные курсы для повышения квалификации учителей начальных классов, помогают молодым специалистам выбирать самые эффективные приемы и методы воспитательной и образовательной деятельности.

Инновации способствуют активизации деятельности ребенка, вовлечению его в образовательный процесс. Ученик спорит, анализирует, ищет ответы на поставленные перед ним вопросы, а педагог выполняет функцию координатора.


Проблемные уроки и занятия

Они являются результативным инновационным методом, который знаком учителям и воспитателям как проблемное обучение. Благодаря ему можно получать высокие и стабильные результаты по усвоению детьми информации, поддерживать в подрастающем поколении интерес к развитию и обучению.

Проблемное обучение широко применяется учителями химии, физики и биологии. К примеру, перед школьниками ставится определенный вопрос, для решения которого они самостоятельно выполняют практическую работу.

Приобретение навыков анализа, обработки полученных результатов пригодятся школьникам в профессиональной деятельности.

Непрерывное образование и инновации – обязательные условия формирования социально активной личности.


Забота о здоровье

Нельзя применять даже самые передовые педагогические технологии без должного внимания здоровью подрастающего поколения. Среди основных инновационных направлений работы и детских садов, и школ выделим здоровьесберегающие компоненты. Среди форм работы, которые должны применяться в образовательных учреждениях, выделим спортивные праздники, прогулки на свежем воздухе, дыхательную и пальчиковую гимнастику, закаливание, водные процедуры.

Благодаря таким мероприятиям у детей формируется позитивное отношение к здоровому образу жизни, они получают навыки оказания первой помощи.

В ходе урока или внеурочного занятия педагог следит за сменой динамических поз. Он применяет специальный наглядный материал, который позволяет снижать нервную возбудимость и психическую утомляемость дошкольников и детей школьного возраста.

Информационные технологии

Благодаря внедрению их в образовательные организации связь «наука - инновации – образование» стала реальностью. ИКТ – это надежный союзник для любого учителя. Эти инновации помогают педагогам активизировать у детей познавательный интерес, развивать ассоциативное мышление, что позитивно отражается на прочности получаемых умений и навыков. При грамотном применении мультимедийных презентаций, учебных фильмов, учебных интерактивных пособий, педагог в полной мере реализует требования, предъявляемые к уровню подготовки дошкольников и школьников ФГОС второго поколения.


Проектная и исследовательская деятельность

Центр непрерывного образования и инноваций (ЦНОИ) особое внимание уделяет анализу эффективности внедрения проектной методики в дошкольное и школьное образование. Вовлечение в исследовательскую и проектную деятельность подрастающего поколения стало обязательным условием в каждой учебной дисциплине.

Благодаря самостоятельным экспериментам ребенок приобретает навыки работы с научной информацией, ее обработки, выбора нужных данных. Постановка гипотезы при осуществлении исследовательской работы – это прекрасная возможность для развития логического мышления. Любой проект предполагает обработку полученных результатов, подведение итогов, благодаря чему ребята совершенствуют свои коммуникативные навыки.

Дополнительное образование

Не только учителя и воспитатели, но и детские библиотекари используют в своей профессиональной деятельности инновационные технологии. Чтобы прививать у подрастающего поколения любовь к чтению, бережное отношение к литературным источникам, они применяют информационные технологии:

  • создают электронные каталоги;
  • готовят тематические вечера;
  • составляют презентации;
  • организуют выставки.

Библиотеки в настоящее время становятся центрами дополнительного развития детей. Их работники предлагают занятия, на которых ребята шьют мягкие игрушки, учатся искусству вязания и вышивания, узнают традиции и историю родного края. Практически во всех библиотеках разработаны циклы занятий для разных возрастов, направленных на раннюю диагностику одаренности, развитие творческих способностей у каждого ребенка.

Краеведческие, театральные, рукодельные клубы и кружки, организуемые библиотекарями и иными педагогами на базе библиотек – это прекрасная возможность для формирования у детей активной гражданской позиции, помощи им в профориентации.

Предназначение инноваций в образовании

Весь комплект новшеств, вводимых в дошкольные и школьные государственные организации, а также в систему дополнительного образования, направлен на гармоничное развитие подрастающего поколения. В рамках новых федеральных стандартов дошкольного, начального, основного, профессионального, высшего образования созданы требования к уровню подготовки выпускника. Такой «портрет» является ориентиром для работы воспитателей и педагогов при подборе инновационных приемов и методов работы.

В последние годы наблюдается огромное количество инициатив в образовательной сфере. В их числе - ФГОС, ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, переход в высших учебных заведениях на систему бакалавриат-магистратура. Подобная активность является результатом новой экономической реальности, интеграции страны в ВТО, вовлечением РФ в Болонский процесс.

Реформирование образования в РФ

Сегодня вся российская система образования находится на стадии существенного реформирования. Основой для подобного процесса стало внедрение на всех ступенях обучения новых государственных стандартов.

Среди их отличий от требований первого поколения – оформление результатов воспитания и образования в виде различных компетенций.

Основанием ФГОС считается системно-деятельностный подход. Суть его заключается в максимальном развитии мышления воспитанников. Современный ребенок должен учиться самостоятельно, поэтому не предполагается простая передача знаний от педагога, исключается механическое запоминание, акцент делается на формирование активной и творческой личности.

Заключение

Среди положительных моментов, связанных с инновациями, выделяют:

  • улучшение качества внеурочной деятельности (формирования гражданственности, навыков здорового образа жизни, общекультурного развития, социальной направленности);
  • внедрение в образовательный процесс проектной методики;
  • информатизация воспитательной работы.

При составлении содержания занятий педагог использует инновационный опыт коллег, пожелания родителей (законных представителей), а также интересы детей.

Среди инноваций, произошедших в отечественном образовании, особого внимания заслуживает переход к двухуровневому высшему образованию. Первый этап продолжается 3-4 года, вторая ступень - 1-2 года. Выпускники магистратуры имеют право продолжить образование в аспирантуре, потом в докторантуре. Они могут работать в научных центрах и исследовательских лабораториях.

Среди инноваций Болонской системы интерес представляет концепция непрерывного образования, предусматривающая пожизненное обучение. Такой подход позволяет человеку получать за свою жизнь сразу несколько учебных степеней и дипломов. Учебные заведения высшего звена при этом получают дополнительные финансовые средства, которые они могут использовать для модернизации оборудования.

Также среди новшеств, касающихся получения высшего образования, необходимо упомянуть о кредите на образование. Этим нововведением уже воспользовались многие студенты, мечтающие о престижном образовании.