Политические события. Десять самых важных для россии политических событий года Научно-технический прогресс

  • Вспомните: Основные сферы жизни общества.
  • Надумайте: Как вы понимаете значение слова «политика»? Почему общество не может нормально жить без власти?

Эта тема дает представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим каждодневно: политическая организация, политическая информация и т. п. Газеты, радио, телевидение рассказывают о политике, о политических новостях. Слово «аполитический» означает «относящийся к политике, к осуществлению политики».

Что такое политика? Это слово греческого происхождения, и означало оно искусство управления государством, государственные дела. А в наше время слово «политикам стало более широким по своему значению. В предшествующих темах курса (8 класс) отмечалось, что общество имеет сложную структуру. Между различными общественными классами, большими группами людей, занимающими определенное положение в обществе, между нациями, государствами складываются разнообразные отношений. Политикой называется деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями. Но вам уже известно, что эти отношения охватывают различные сферы, например экономику. Так, между феодалом, владеющим землей, и зависимым от него безземельным крестьянином имеют место экономические отношения. А если отношения между социальными группами касаются власти, государства, если сила государства используется для сохранения или, напротив, для изменения этих отношений, то налицо отношения в сфере политики. Значит, политика - это участие в делах государства {определение формы государства, задач, содержания его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей. (С материалом о государстве вы познакомитесь в следующем параграфе.)

В разных общественных группах, в соответствии с их положением, возникает различное отношение к государству, к правительству. Одни из них поддерживают правительство, другие находятся в оппозиции к нему. (Вспомните отношение различных социальных групп российского общества к правительству во время событий 1905 г.) Разные интересы порождают борьбу между ними за власть, за влияние на государственные дела. Все это и есть сфера политики.

Политическая власть. Когда мы говорим о власти вообще, то понимаем ее так: кто-то осуществляет власть, т. е. властвует, управляет, отдает приказы, а кто-то подчиняется, эти приказы выполняет. Такие отношения мы встречаем в жизни постоянно: например, между офицером и солдатом, инспектором ГИБДД и водителем автомашины, учителем и учеником. Власть в этих случаях небеспредельна, она ограничена строго определенными функциями офицера, инспектора, учителя. Но в рамках этих функций каждый из названных служащих имеет право отдавать приказы, распоряжения, выдвигать требования, а солдат, или водитель, или ученик обязан этим требованиям подчиняться. Когда это необходимо, те, кто имеет власть, могут применить санкции (наказать того, кто не выполняет распоряжения, или, быть может, поощрить за их добросовестное выполнение).

Политическая власть распространяется на все общество , ее приказы, директивы (руководящие указания), требования относятся не к отдельным лицам, а к большим социальным группам, ко всем проживающим в границах данного государства. В свою очередь, все те, к кому относятся требования власти, обязаны их выполнять; те лица (монархи, президенты, главы правительств, наместники и т. д.) или группы, которые властвуют (какие-либо классы, сословия, «знать», организации и т. д.), имеют возможность опираться на силу государства и, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию, армию. Конечно, лучше, если властители имеют авторитет, население с готовностью подчиняется их требованиям.

Кот что писал о силе власти русский философ И. А. Ильин (1883-1954):

«Сила власти есть прежде всего се духовно-государственный авторитет, ее уважаемость, ее признаваемое достоинство, ее способность импонировать гражданам. Поставить себе неосуществимую задачу не значит проявить силу; растрачивать свой авторитет не значит быть сильным. Сила власти проявляется не в крике, не в суете, не в претенциозности, не в похвальбе и не в терроре. Истинная сила власти состоит в ей способности звать не грозя и встречать верный отклик в народе…»

Политическая власть играет большую роль в любом современном обществе. Задачи, которые она выполняет, влияют на различные сферы общественных отношении. Именно политическая власть осуществляет руководство обществом в целом. Она определяет основные направления развития страны, разрабатывает и принимает решения, нацеленные на устранение назревших проблем.

Власть осуществляет повседневное управление важнейшими процессами, происходящими в обществе. К числу задач, выполняемых властью, относится и поддержание стабильности, предотвращение социальных потрясении, создающих угрозу жизни и благосостоянию граждан.

В своем Послания Федеральному Собранию о ноября 2008 г. Президент Российской Федерации Д. Л. Медведев отмстил: «Мы стремимся к справедливому обществу свободных людей. Мы знаем - Россия будет процветающей, демократической страной. Сильной и в то же время комфортной для жизни. Лучшей в мире для самых талантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждане.

Итак, власть - важнейший элемент общественной организации. Она позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач и решений. Поэтому в обществе возникает борьба за власть и ее использование для проведения той или иной политики.

Роль политики в жизни общества. Политика играет большую роль в развитии общества. От того, какую политику проводит государство, правительство, зависит многое: лучше или хуже будут условия жизни различных общественных групп, их благосостояние, станут ли им доступны достижения культуры, увеличится ли степень их свободы или ее ликвидируют вовсе.

В истории было немало правительств, политика которых отвечала интересам меньшинства и ущемляла права большинства людей. Подлинно демократическое государство призвано заботиться обо всех общественных группах, учитывать интересы всех наций и народностей. Однако способы, очередность, темпы решения стоящих перед обществом задач могут быть различными. Поэтому возникают политические споры, дискуссии: какие общественные группы нуждаются в первоочередной помощи? Какая экономическая политика дает скорейшее улучшение жизни народа? Каким образом учесть интересы одних национальностей, не ущемив при этом интересы других? Как обеспечить внешнюю безопасность страны?

От решения в политике этих и многих других вопросов зависит, хуже или лучше будут жить люди в дальнейшем. Поэтому споры но различным вопросам политики, политическая борьба занимают заметное место в жизни общества и находят отражение на страницах газет, экранах телевизоров, на митингах и собраниях. В конечном счете сторонники различных политических решений, разные политические организации стремятся, чтобы государство проводило политику, отвечающую их интересам. Почему? Потому что государство распоряжается огромными денежными и материальными ресурсами, издает законы, обязательные для всех граждан, имеет силу, позволяющую пресечь нарушение закона.

В одном из исследований общественного мнения россиян по вопросам политики и власти выяснилось, что 66% разделяют следующую точку зрения: «Нашей стране нужны не столько законы и политические программы, сколько сильные, энергичные лидеры, которым бы верил народ». 53% поддержали такое мнение:

«Президент должен стать полновластным хозяином страны, Только тогда мы прорвемся». 51% опрошенных согласились с утверждением: «В России нужно, чтобы власть боялись. Иначе ее не будут уважать». 49% склонны к такой формулировке: «Мне все равно, какими методами действует политик, если его деятельность идет на благо народа».

А как вы относитесь к таким мнениям?

В наши дни главный вопрос политической жизни России - вопрос о путях, темпах обновления всех сфер жизни: общества, последовательности преобразовании. Члены различных партий и других политических организаций активно занимаются политической деятельностью. Они проводят собрания и конференции для обсуждения своих целей и задач. которые бы, по и у: мнению, наиболее полно отражали интересы различных общественных групп и всего народа, для определения способов влияния на политику государства, для решения вопроса об участии в работе органов власти. Члены партии организуют митинги и другие массовые мероприятия; распространяют печатные издания для разъяснения своих целен; выдвигают кандидатов в депутаты различных органов власти и ведут агитацию ля них, стремясь получить поддержку возможно большего числа людей; выражают свое отношение к государству и правительству; собирают подписи под обращениями в государственные органы,

В процессе этой деятельности возникают всевозможные формы взаимодействия социальных групп, политических партий, государства, отдельных лип, связанные с борьбой а а власть, с выработкой, принятием и реализацией решении государственной власти. В этом взаимодействии проявляется политическая жизнь общества.

Политическая жизнь и средства массовой информации. В современном обществе политическая жизнь во многом зависит от средств связи между всеми ее участниками, т. с. средств, используемых для распространения сообщений о происходящих событиях, для оповещения о политических и других общественно значимых действиях,

заявлениях и решениях. Такими средствами являются газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. Это социальные учреждения, обеспечивающие сбор, обработку и массовое распространение информации. Само название «средства массовой информации» (СМИ) говорит о том, что передаваемые ими сообщения адресованы неограниченному кругу лиц, социальных групп, организаций. Поскольку значительная часть населения пользуется общественно-политической информацией, распространяемой СМИ, особенно по каналам телевидения, она оказывает влияние на политическую жизнь общества.

Факты. Исследование, проведенное в России в 2004 г., показало, что выпуски новостей и информационно-аналитические передачи на политические темы по телевизору смотрят регулярно (каждый день) 31% опрошенных, иногда (несколько раз в неделю) - 32%, довольно редко (от случая к случаю) - 23%, практически не смотрят - 11%.

Благодаря СМИ у граждан страны складывается представление о работе органов власти, о деятельности политических организаций, о проблемах, существующих в обществе. Под их влиянием возникает чувство причастности к происходящим событиям, многие вовлекаются в те или иные формы политической активности. В различных материалах СМИ находят отражение общественные интересы.

Технический прогресс позволил не только быстро информировать о произошедшем, но и делать людей «очевидцами» событий, происходящих далеко от них. Сообщение о событии, дополняемое изображением на телевизионном экране, нередко оставляет у зрителя-слушателя сильное впечатление. Вместе с тем следует помнить, что при передаче информации осуществляется отбор материала: тот, кто передает информацию, решает, о чем сообщать, а о чем умалчивать, что показывать, а что в передачу не включать. Информация может стать неполной, односторонней. Сообщение зачастую сопровождается комментариями, которые отражают позицию их автора. Все это позволяет воздействовать в том или ином направлении на взгляды людей, на их отношение к различным явлениям политической жизни. В свою очередь, взгляды и настроения людей влияют на их политическое поведение. Во второй половине прошлого века влияние СМИ на политическую жизнь настолько возросло, что СМИ стали называть «четвертой властью».

СМИ воздействуют не только на взгляды и поведение больших масс людей, но и на власть. Они способны поднимать серьезные вопросы общественной жизни, обсуждать с позиций тех или иных социальных групп актуальные политические проблемы, в них могут быть высказаны различные суждения о деятельности политиков. Все это может влиять на решения властей и на способы проведения этих решений в жизнь.

Проверьте себя

  1. Что означает слово «политика»? Какую роль политика играет в жизни общества?
  2. Что входит в сферу политики?
  3. В чем сущность любой власти?
  4. В чем главные особенности политической власти?
  5. Что такое средства массовой информации? Как они влияют на политическую жизнь?

В классе и дома

  1. Назовите политические события последнего времени, которые вас обрадовали и которые огорчили. Объясните почему.
  2. Подумайте, нет ли противоречия между двумя утверждениями: политика - это отношения между классами; политика - это участие в делах государства. Свой ответ поясните.
  3. Вспомните из курса истории время Петра 1, основные направления политики его правительства. Чьи интересы выражала эта политика?
  4. Соберите материалы из газет о политической деятельности высших органов власти нашего государства, различных политических организаций. Отметьте, что вы считаете в этих материалах самым важным и почему.
  • «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума; она не знает неизменных, раз навсегда данных правил…»
  • Г. В. Плеханов (1856 -1918), русский политический деятель, философ «Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу».
  • Сенека (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.), римский политический деятель, философ

Самое яркое и запоминающееся событие, которое я запомнила и которое вошло в историю это референдум, который прошел в Крыму. Очень сильно обрадовали результаты этого референдума. Я помню этот день, 16 марта 2014 года. Я и все мои родные поспешили на участки, чтобы проголосовать за вхождение Крыма в состав Российской Федерации. На улицах шли улыбающиеся люди, особенно радовались бабушки и дедушки. Для них это был праздник, они шли на избирательные участки с цветами. 18 мая все люди собрались на центральных площадях городов для того, чтоб услышать результаты этого референдума. Все искренне верили, что результаты будут положительные. Она так и получилось. Люди были счастливы. Они говорили, что вернулись на Родину. В тоже время в воздухе был и страх. Страх того, что будет война, так как власти Украины могут не принять результат. Но не смотря на все это, был праздник для людей.

Политические события последнего времени, которые огорчили

  • события на майдане в Киеве 2013-2014 годов;
  • события в Одессе 2014 года;
  • война на Донбассе.

К политическим событиям, которые огорчи, очень сильно, я хотела бы отнести события которые предшествовали Крымской весне, а именно, референдуму в Крыму 2014 года. А именно это ужас, который происходил на майдане в Киеве. Как там издевались над "Беркутом", а там были молодые ребята. Они каждый день молились, чтобы выжить. Также это ужас, который произошел в Одессе. Чтобы описать это, просто нет слов. Это не человеческий поступок, когда сожгли людей живьем в доме профсоюзов. Это ужасно, когда мы слышали или видели это в новостях слезы лились. Их не возможно было сдержать. Еще одно ужасное событие это военные действия на Донбассе. Множество знакомых людей, которые проживали на той территории бежали в Крым. А общаясь со знакомыми, которые там живут, мы переживали за них, молились, чтобы с ними ничего не случилось. Еще одно жуткое событие - это нападения на автобусы с людьми, которые выступали против майдана. В этих автобусах были наши знакомые, соседи. И когда мы слушали от них что там происходило, то просто не могли подобрать слов, чтоб что-то сказать. Радует только то, что это закончилось.

Причины 1 русской революции:

1) нерешенность аграрной проблемы: крестьянское малоземелье, аграрное перенаселение в центре России, низкий уровень жизни крестьянства;
2) тяжесть социально-экономического положения рабочего класса;
3) острые национальные проблемы, политика русификации

4) сохранение самодержавия

5) отсутствие политических прав и свобод у населения страны

6) поражение России в русско-японской войне

ЗНАЧЕНИЕ Манифеста 17 октября : привел к консолидации либеральных политических сил, так как открыл путь к легальной политической борьбе и образованию своих партий.

Из них основными стали две: Конституционно-демократическая партия (кадеты) и «Союз 17 октябристов» (октябристы).

ХАРАКТЕРИСТИКА первой русской революции 1905-1907 гг. 1) революция носила общенародный характер , в ней принимали участие представители практически всех слоев населения (рабочие, крестьяне, студенчество, интеллигенция, либеральная буржуазия, моряки). 2) по движущим силам революцию можно назвать демократической ;
3) с точки зрения задач революция являлась буржуазной , так как объективно реализация требований антиправительственных лагерей вела к дальнейшей буржуазной модернизации России;
4) революция носила стихийный характер , ни одна из политических партий не определяла хода революционных событий, не имела четкой линии в революционном процессе
5) революция имела незавершенный характер , так как власть лишь частично удовлетворила требования


населения.

С4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После провозглашения Манифеста 17 октября лидеры буржуазных партии считали, что революция закончилась. Какие события и явления свидетельствовали о том, что революция продолжилась? Почему события развивались именно таким образом? 1. Может быть названо
- декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве - высшая точка революции:
- восстания в Свеаборге и Кронштадте (июль 1907 года);
- массовые стачки;
- крестьянские выступления.
2. Может быть указано, что Издание Манифеста 17 октября не решало всех проблем, ставших причинами революции:
- нерешенность аграрной проблемы, а именно: крестьянское малоземелье, аграрное перенаселение в центре России, низкий уровень жизни крестьянства;
- тяжесть социально-экономического положения рабочего класса;
- острые национальные проблемы

Сохранение самодержавия.

С4. Назовите не менее трех результатов революции 1905-1907 гг. приведите не менее трех положений, отражающих значение революции для отечественной истории начала ХХ века. 1. Могут быть названы любые три изменения, произошедшие в политической системе Российской империи в ходе революции 1905-1907 гг.:
- создан законодательный представительный орган - Государственная дума
- гарантированы фундаментальные политические свободы (слова, печати, собраний и пр.)
- пересмотрены Основные законы Российской империи
- разрешена легальная деятельность политических партий, профсоюзов
- отменены выкупные платежи
- сокращена продолжительность рабочего дня, легализованы экономические забастовки, повышена заработная плата.
2. Могут быть названы три положения, отражающих значение революции:
- революция ускорила процессы экономической, политической, социальной модернизации России, перехода ее от традиционного общества к обществу индустриальному
- был сделан шаг к утверждению в России конституционного строя, фактическому ограничению власти императора Государственной думой (так называемая думская монархия)
- получили развитие тенденции к формированию гражданского общества в стране
- революция не смогла разрешить многих проблем (аграрный, национальный и другие вопросы)
- продуктивный диалог между обществом и властью так и не был налажен, что стало одной из причин нового революционного взрыва


С5.

« В политическом строе России в основном сохранялись черты самодержавия, преобразования были незначительными ».


Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

2) …


А. Аргументы в поддержку:

В законах сохранялось положение о самодержавной власти монарха
- законы обретали силу только после утверждения их императором
- между сессиями думы царь мог издавать указы, имевшие силу закона
- император по-прежнему назначал и смещал министров, которые отчитывались только перед ним
- из ведения думы была изъята значительная часть статей бюджета
- внешняя политика полностью оставалась в ведении монарха.
В. Аргументы в опровержение:

Возник орган народного представительства - законодательная Государственная дума;
- были провозглашены гражданские права и свободы;
- «Основные государственные законы», изданные в апреле 1906 г., играли роль конституционного закона;
- в стране стали действовать политические партии, профессиональные союзы, другие (женские, культурные и проч.) организации.

С5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Поражения на фронтах русско-японской войны стали важнейшей причиной начавшейся Первой российской революции».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.


Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

2) …


Линии сравнения Эсеры Социал-демократы (эсдеки)
В конце 1901 г. неонароднические группы объединились в ПСР - (эсеров). В 1898 г. I съезд РСДРП (- эсдеки, оформление завершилось на II съезде в 1903 г . На II съезде была привяла программа партии, состоявшая из двух частей: программы-минимум и программы-максимум. Лидером большевиков стал В.И. Ленин . Среди меньшевиковвыделялись Г.В. Плеханов и Л. Мартов .
Полное название партии Партия социалистов-революционеров Российской социал-демократической рабочей партии
Политические предшественники Революционные народники марксисты
Отношение к самодержавию 1. За свержение самодержавия, созыв на основе всеобщих выборов Учредительного собрания. 2. Демократическую республику 1) свержение царизма и установление демократической республики 2) установление диктатуры пролетариата и строительство социализма
Аграрный вопрос Социализация земли (уничтожение частной собственности на землю и передачу ее в пользование общинам на основе уравнительного землепользования) Возвращение крестьянам отрезанных в 1861 г. от их надела земель и отмену выкупных платежей. 1906 г – национализация земли(конфискацию помещичьих земель и передачи их государству)
Рабочий вопрос 8 – часовой рабочий день 8 – часовой рабочий день
Интересы каких слое общества выражали Народные массы, включая в это понятие крестьян, рабочих и мещан, а также интеллигенцию молодежь Рабочий класс, крестьянство
Методы борьбы Индивидуальный террор 1902 – создана «Боевая организация партии эсеров» (Гершуни) Революция
Лидеры В. Чернов. М. Гоц, М. Натансон В. Ленин, Г. Плеханов, Л. Мартов

С4. После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 г. лидеры буржуазных партий рассматривали ситуацию как фактическую победу революции. Какие события, явления свидетельствовали о том, что революция продолжалась? Почему события развивались таким образом?

1. Может быть отмечено, что о продолжении революции свидетельствовали следующие события, явления:
- нарастание стачечного движения;
- подъем национально-освободительного движения;
- усиление размаха крестьянских выступлений;
- выступления солдат и моряков;
- переход рабочих к вооруженным методам борьбы (Декабрьское вооруженное восстание в Москве). 2. В объяснении может быть указано, что события развивались таким образом:
- из-за нерешенности основных вопросов революции (аграрного, национального, ликвидации самодержавия);
- из-за ограниченного и формального характера объявленных в Манифесте 17 октября свобод;
- благодаря активной пропаганде большевиков.

Раскол партии социал – демократов в 1903 году

Программные установки РСДРП
большевики меньшевики
Лидеры В. Ленин Г. Плеханов, Л. Мартов
Вопрос о партии За создание партии нового типа - замкнутой, законспирированной организации со строгой дисциплиной, жестким подчинением меньшинства большинству Партия должна открыть доступ всем слоям населения и в ней могут быть разные точки зрения
Отношение к буржуазии Консервативная сила Главная сила революции
Отношение к крестьянству Союзник рабочего класса Консервативная сила
Методы борьбы Вооруженное восстание, революция Реформы
Главная сила революции Рабочий класс, союзник крестьянство Либеральная буржуазия, рабочий класс союзник
Аграрный вопрос Национализация земли Муниципализация земли

В 1901-1903 гг . по предложению главы московской охранки С.В. Зубатова в ряде городов были созданы легальные рабочие организации под контролем полиции. Эта политика получила название «зубатовщина». В Петербурге попытку оживить тактику «полицейского социализма» предпринял священник Георгий Гапон , под руководством которого стала действовать монархическо-религиозная организация рабочих Петербурга. В январе 1905 г. Гапон спровоцировал рабочих провести шествие к царю и передать ему петицию с просьбами и жалобами.

В начале ХХ в. усилилось либеральное движение за расширение прав земского самоуправления. В 1904- 1905 гг. происходило складывание «Союза освобождения» - нелегального политического объединения либеральной интеллигенции, подготовленного деятельностью журнала «Освобождение» П.В. Струве .

В это же время в Москве образовался «Союз земцев-конституционалистов» . Земские объединения послужили основой для создания в октябре 1905 г. буржуазных партий конституционных демократов (кадетов) и октябристов.


Похожая информация.


  • Политика - это благородное занятие или «грязное дело»?
  • Почему общество не может нормально жить без власти?
  • Есть ли польза от политических партий?
  • Может ли рядовой гражданин влиять на политику?

Сфера политики . Эта тема дает представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим каждодневно: политическая организация, политклуб. Газеты и радио рассказывают о политике, о политических новостях. Слово «политический» означает «относящийся к политике, к осуществлению политики».

Что же такое политика? Это слово греческого происхождения, и означало оно искусство управления государством, государственные дела. А в наше время слово «политика» стало более широким по своему значению. В предшествующих темах говорилось о том, что общество имеет сложную структуру. Между различными общественными классами, большими группами людей, занимающими определенное положение в обществе, между нациями, государствами складываются разнообразные отношения. Политикой называется деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями. Но вам уже известно, что эти отношения охватывают различные сферы, например экономику. Так, между феодалом, владеющим землей, и эксплуатируемым безземельным крестьянином имеют место экономические отношения. А если отношения между социальными группами касаются власти, государства, то налицо отношения в сфере политики. Значит, политика - это участие в делах государства: определение формы государства, задач, содержания его деятельности. (С материалом о государстве вы познакомитесь в следующем параграфе.)

Вспомните, как возникли государства в Древнем мире (Египет, Индия, Китай, Греция, Рим) и в Средневековье. Государственная власть позволяла рабовладельцам и феодалам подчинять своей воле массы рабов и крестьян.

В разных общественных группах, в соответствии с их положением, возникает различное отношение к государству, к правительству. Отсюда и борьба за влияние на государственные дела. Все это и есть сфера политики.

Политическая власть . Когда мы говорим о власти вообще, то понимаем ее так: кто-то осуществляет власть, т. е. властвует, управляет, отдает приказы, а кто-то подчиняется, эти приказы выполняет. Такие отношения мы встречаем в жизни постоянно: например, между офицером и солдатом, инспектором ГИБДД и водителем автомашины, учителем и учеником. Власть в этих случаях небеспредельна, она ограничена строго определенными функциями офицера, инспектора, учителя. Но в рамках этих функций каждый из названных служащих имеет право отдавать приказы, распоряжения, выдвигать требования, а солдат, или водитель, или ученик обязаны этим требованиям подчиняться. Когда это необходимо, те, кто имеет власть, могут применить санкции (т. е. наказать того, кто не выполняет распоряжения, или, быть может, поощрить за их добросовестное выполнение).

Политическая власть распространяется на все общество, ее приказы, директивы (руководящие указания), требования относятся не к отдельным лицам, а к большим социальным группам, ко всем проживающим в границах данного государства. В свою очередь, все те, к кому относятся требования власти, обязаны их выполнять; те лица или группы, которые властвуют, имеют возможность опираться на силу государства и, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию, армию. Конечно, лучше, если властители имеют авторитет, население с готовностью подчиняется их требованиям.

Политическая власть играет большую роль в любом современном обществе. Задачи, которые она выполняет, влияют на различные сферы общественных отношений. Именно политическая власть осуществляет руководство обществом в целом. Она определяет основные направления развития страны, разрабатывает и принимает решения, нацеленные на устранение назревших проблем. Власть осуществляет повседневное управление важнейшими процессами, происходящими в обществе. К числу задач, выполняемых властью, относится и поддержание стабильности, предотвращение социальных потрясений, создающих угрозу жизни и благосостоянию граждан.

Итак, власть - важнейший элемент общественной организации. Она позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач и решений. Поэтому в обществе возникает борьба за власть и ее использование для проведения той или иной политики .

Политические организации . В своем стремлении воздействовать на государственную власть каждая социальная группа исходит из своих интересов. Конечно, у каждого человека есть личные интересы, но у больших групп возникают общие, групповые интересы. Вспомним о противоречиях, которые еще на заре своего развития породил капитализм. Если рабочие вынуждены продавать свою рабочую силу, то все они заинтересованы продать ее дороже, т. е. получить большую заработную плату. Капиталисты, напротив, стремились получить большие прибыли и, следовательно, платить рабочим поменьше. В этом случае борьба рабочих и капиталистов является экономической. Но когда интересы рабочих или капиталистов хотят провести, воплотить в жизнь через государственную власть, тогда борьба между ними переходит в область политики. Политика - это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь через государство интересов больших групп людей.

Кто же выражает интересы той или иной общественной группы? Кто определяет цели и способы борьбы за общие интересы людей, входящих в данную группу? Могут ли, например, все рабочие страны собраться и определить задачи и методы борьбы за свои интересы? Или все капиталисты? Очевидно, что это невозможно. Да и не все хотят этим заниматься.

Активные представители различных общественных групп объединяются в политические организации, выражающие интересы этих групп и участвующие в политической жизни. Различные общественные объединения, клубы, союзы, массовые движения ставят перед собой определенные цели и стремятся тем или иным способом повлиять на власть. Некоторые из таких движений решают ограниченные задачи и существуют недолго. Наибольшую роль в политической борьбе играют политические партии. Чем они отличаются от других организаций?

Во-первых , политическая партия стремится не только к участию в политической жизни, но и к завоеванию власти или участию в осуществлении власти, чтобы, используя возможности власти, добиваться достижения поставленных целей.

Во-вторых , политическая партия, в отличие от временных объединений, ставит перед собой долговременные задачи и существует достаточно протяженный период времени.

В-третьих , политическая партия имеет не только центральные, но и местные организации, т. е., как правило, четкую организационную структуру, закрепленную партийным уставом.

В-четвертых , политическая партия, в отличие от политических клубов и кружков, стремится создать для себя массовую опору, т. е. распространить свое влияние на большое число людей, и добиться, как правило, поддержки избирателей на выборах в представительные органы власти.

В-пятых , политическая партия объединяет людей, имеющих близкие взгляды на социальные проблемы, объединенных единой мыслью о государственном и общественном устройстве; общие для членов партии идеи обычно излагаются в партийной программе.

Партии обосновывают политические цели, разрабатывают способы борьбы за власть, стремятся завоевать поддержку больших масс людей.

Поскольку социальные группы многообразны, то многообразны и их интересы. В тех странах, где имеются условия для выражениях этих интересов (т. е. в демократических странах), существует не одна, а несколько различных политических партий. При этом они конкурируют друг с другом в борьбе за влияние на избирателей.

Когда у власти одна партия, которая проводит определенную политику (или, как еще говорят, политическую линию), то другие партии, несогласные с этой политикой, критикуют правящую партию, находясь к ней в оппозиции. Они разрабатывают собственную политическую линию как возможный вариант вместо той, которую проводит власть. Критикуя политику партии власти и предлагая избирателям свой вариант политики, оппозиция рассчитывает прийти к власти на очередных выборах.

Деятельность в стране нескольких политических партий, конкурирующих в борьбе за голоса избирателей, называется многопартийностью.

В современном мире в различных странах существует большое количество политических партий. Среди партий в США особенно влиятельны две - республиканская и демократическая; также две ведущие партии и в Великобритании: консервативная и лейбористская - наиболее крупная рабочая партия страны.

В нашей стране в начале XX в. тоже существовало несколько партий. В дальнейшем многие годы оставалась одна партия - коммунистическая. В настоящее время возникли новые политические партии, которые стремятся к тому, чтобы народ голосовал на выборах за их представителей, чтобы через них влиять на деятельность органов власти.

Роль политики в жизни общества . Политика играет большую роль в развитии общества. От того, какую политику проводит государство, правительство, зависит многое: лучше или хуже будут условия жизни различных общественных групп, их благосостояние, доступны ли станут им достижения культуры, увеличится степень их свободы или ее ликвидируют вовсе.

В истории было немало правительств, политика которых отвечала интересам меньшинства и ущемляла права большинства людей. Подлинно демократическое государство призвано заботиться обо всех общественных группах, учитывать интересы всех наций и народностей. Однако способы, очередность, темпы решения стоящих перед обществом задач могут быть различными. Поэтому возникают политические споры, дискуссии: какие общественные группы нуждаются в первоочередной помощи? Какая экономическая политика дает скорейшее улучшение жизни народа? Каким образом учесть интересы одних национальностей, не ущемив при этом интересы других? Как обеспечить внешнюю безопасность страны?

От решения в политике этих и многих других вопросов зависит, хуже или лучше будут жить люди в дальнейшем. Поэтому споры по различным вопросам политики, политическая борьба занимают заметное место в жизни общества и находят отражение на страницах газет, экранах телевизоров, на митингах и собраниях. В конечном счете сторонники различных политических решений, разные политические организации стремятся, чтобы государство проводило политику, отвечающую их интересам. Почему? Потому что государство распоряжается огромными денежными и материальными ресурсами, издает законы, обязательные для всех граждан, имеет силу, позволяющую пресечь нарушение закона.

В наши дни главный вопрос политической жизни России - вопрос о путях, темпах обновления всех сфер жизни общества, последовательности преобразований. Члены различных партий и других политических организаций активно занимаются политической деятельностью. Они проводят собрания и конференции для обсуждения своих целей и задач, которые бы, по их мнению, наиболее полно отражали интересы различных общественных групп и всего народа, для определения способов влияния на политику государства, для решения вопроса об участии в работе органов власти. Члены партии организуют митинги и другие массовые мероприятия; распространяют печатные издания для разъяснения своих целей; выдвигают кандидатов в депутаты различных органов власти и ведут агитацию за них, стремясь получить поддержку возможно большего числа людей; высказывают свое отношение к государству и правительству; собирают подписи под обращениями в государственные органы.

Политика - дело каждого? Что же необходимо для успешной политической деятельности? Любое дело требует определенных знаний. Можно ли себе представить врача, не знающего анатомии и физиологии человека, науки о болезнях и способах лечения? Или инженера, не знающего физики, математики, техники? Ясно, что первое требование к человеку, желающему заниматься политической деятельностью,- знание политической жизни: общественного устройства, государственного строя, политики правительства, различных политических организаций, важнейших событий наших дней. Приобрести эти знания ученику школы помогает изучение истории, курса обществознания, изучение законов своей республики, выступлений выдающихся политических деятелей, книг и статей ученых-политологов, чтение газет и журналов, участие в общественной жизни. Но только знаний недостаточно. Необходимо определить свое собственное отношение к позициям различных политических партий и других организаций. Когда человек вступает в политическую организацию, ее цели становятся его личными целями. Невозможно заниматься общественно-политической деятельностью, не будучи убежденным, что она принесет людям добро, что она нужна обществу. Убежденный человек вызывает доверие к себе со стороны других людей.

Необходимо также выработать в себе умение политического действия, которое включает в себя: а) умение ясно и убедительно изложить свои взгляды другим людям, выслушать и понять иную точку зрения, разобраться в сути спора, защитить свои убеждения; б) умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать и систематизировать материал по тому или иному вопросу, верно оценить его; в) организаторские умения, способности правильно распределить поручения, проверить их выполнение. Все эти умения могут быть выработаны в практической деятельности, при активном включении в общественно-политическую жизнь. Убеждения и политические взгляды человека, знания и умения, опыт его участия в общественной жизни характеризуют его политическую культуру. Политическими деятелями должны становиться люди высокой общей и политической культуры, целеустремленные и волевые, с организаторскими способностями, а главное - искренне стремящиеся к общественному благу, страстно желающие другим людям добра.

    Основные понятия

  • Политика, политическая власть, политическая партия, многопартийность.

    Термины

  • Политическая организация, оппозиция.

Вопросы для самопроверки

  1. Что означает слово «политика»? Какую роль политика играет в жизни общества?
  2. Что входит в сферу политики?
  3. Каковы признаки любой власти?
  4. В чем главные особенности политической власти?
  5. Почему в обществе возникают политические организации?
  6. Что такое политическая партия? Зачем создаются политические партии?
  7. При каких условиях человек может сознательно участвовать в политической жизни?

Задания

  1. Подумайте, нет ли противоречия между двумя утверждениями: политика - это отношения между классами; политика - это участие в делах государства.

    Объясните свой ответ.

  2. Вспомним время Петра I, основные направления политики его правительства. Чьи интересы выражала эта политика?
  3. В дискуссии высказаны две точки зрения: политикой может заниматься каждый человек; политикой не может заниматься любой человек, а лишь тот, который обладает качествами политического деятеля.

    А какова ваша точка зрения? Аргументируйте ее.

  4. Перечислите политические партии, которые вам известны. Укажите, какие политические цели они ставят перед собой и каково ваше отношение к этим целям. Объясните свою позицию.
  5. Назовите политические события последнего времени, которые вас обрадовали и которые огорчили. Почему?
  6. Иногда человек заявляет: «Я вне политики! Я политикой не интересуюсь!» Выскажите ваше отношение к такой позиции.
  7. Соберите материалы газет о политической деятельности высших органов нашего государства, различных политических организаций. Отметьте, что вы считаете в этих материалах самым важным. Почему?

ЗАЧЕТ №1

Темы зачета

Всемирная история ХХ века.

Основные цели:

Контроль усвоения знаний по всемирной истории ХХ века.

Конкретизация и усвоение знаний по всемирной истории XX века.

Даты основных событий;

Результаты и итоги событий;

Системы ценностей;

Дискуссировать;

ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

Используемый учебник

1. Научно-технический прогресс. Основные направления.

  • Истоки ускорения развития науки и революция в естествознании.
  • Технический прогресс и новые этапы индустриального развития.

2. Мир на рубеже XIX -ХХ вв.

  • Страны Западной Европы, Россия и Япония: опыт модернизации.
  • Обострение противоречий мирового развития в начале ХХ в.
  • Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки.
  • Державное соперничество и Первая мировая война.

3. Теория и практика общественного развития.

  • Марксизм, ревизионизм и социал-демократия.
  • Социальные отношения и рабочее движение.
  • Реформы и революции в общественно-политическом развитии 1900-1945 гг.

4. Политическое развитие индустриальных стран.

· Эволюция либеральной демократии.

· Тоталитаризм как феномен ХХ в.

· Фашизм в Италии и Германии.

· Советская модель тоталитаризма.

Загладин Н.В. Всемирная история ХХ в.

Параграфы 1-49.

5. Мировое развитие и международные отношения 1900-1945 гг.

  • Проблемы войны и мира в 1920е гг. Милитаризм и пацифизм.
  • Внешняя политика СССР и международные отношения в 1920х гг.
  • На путях ко Второй мировой войне.
  • От европейской к Мировой войне: 1939-1941 гг.
  • Антифашистская коалиция и итоги Второй мировой войны.

6. Духовная жизнь и развитие мировой культуры.

7. Технологии новой эпохи.

  • Информационное общество: основные черты.
  • Транснационализация мировой экономики и ее последствия.

8. Социальные процессы в информационном обществе.

  • Наемные работники: служащие и средний класс.
  • Новые маргинальные слои.
  • Буржуазия: современный облик.

9. Этносоциальные проблемы в современном мире.

  • Модернизация, миграция населения и этносоциальные отношения.
  • Этносоциальные проблемы и опыт их решения.

10. Международные отношения после Второй мировой войны.

  • Начало Холодной войны и становление двухполюсного мира.
  • Холодная война: от Берлинского до Карибского кризиса.
  • Период «партнерства и соперничества».

11. Евро-атлантическая цивилизация - от «общества благоденствия» к неоконсервативной революции.

  • Общество всеобщего благоденствия: основные параметры.
  • Кризис модели развития: 1970е гг.
  • Неоконсервативная революция 1980х гг. и ее итоги.
  • Социал-демократия и неолиберализм в 1990е гг.
  • Интеграция развитых стран и ее последствия.

12. СССР и страны Восточной Европы после Второй мировой войны.

  • Восточная Европа во второй половине ХХ в.
  • Причины кризиса тоталитарного социализма в СССР.
  • СССР и Восточная Европа: опыт демократической революции.
  • Российская Федерация: поиск пути развития.

13. Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации.

  • Освобождение и проблемы развития.
  • Модели социально-экономического развития стран Азии и Африки.
  • Латинская Америка между авторитаризмом и демократией.

14. Духовная жизнь после Второй мировой войны.

  • Наука, идеология и массовая культура.
  • Тенденция развития искусства и художественной литературы.

15. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий.

  • Военная и экологическая угрозы человечеству.
  • Устойчивое безопасное развитие: достижение и проблемы.
  • Международная безопасность: Россия и политические вызовы современности.

ИСТОРИЯ, 11 класс.

ЗАЧЕТ № 1

1. Что такое научно-технический прогресс? Какие направления НТП были в начале ХХ в.?

2. Что такое модернизация? По каким признакам различают страны первого и второго эшелонов модернизации?

3. Объясните причины обострения неравномерности развития стран мира. Назовите основные группы противоречий мирового развития в начале ХХ века.

4. Какие изменения принес колониализм (позитивные или негативные) странам Азии и Африки?

5. Назовите районы мира, где происходило обострение противоречий между странами.

6. Почему Россия оказалась в одном блоке со странами демократии?

7. Кого из полководцев Первой мировой войны вы можете перечислить? Как вы оцениваете их роль в войне?

8. Почему теория К. Маркса нашла широкое распространение в мире в начале ХХ в.

9. Какую роль сыграла ленинская теория империализма в международном рабочем движении?

10. Назовите имена наиболее известных вам революционных деятелей мира, и определите свое отношение к ним; оцените значение их деятельности.

11. Приведите примеры политических режимов индустриальных стран в первые десятилетия ХХ века.

12. Какова сущность тоталитарных режимов? Какова идеология тоталитаризма?

13. Почему родиной фашизма является Италия? Что общего и различного в идеологии фашизма Италии и Германии?

14. Охарактеризуйте Версальско-Вашингтонскую систему.

15. С какой целью была создана Лига Наций?

16. Каковы причины Второй мировой войны?

17. Почему был заключен Советско-германский пакт о ненападении?

18. Как складывалась антигитлеровская коалиция?

19. Каковы итоги Второй мировой войны?

20. Когда и с какой целью создана ООН?

21. Дайте определение понятию «информационное общество». Почему его называют постиндустриальным?

22. Чем объясняется необходимость высокого уровня концентрации капиталов и ресурсов роста ТНК и ТНБ в информационном обществе?

23. Каковы причины изменения характера взаимоотношений между развитыми государствами в информационную эру?

24. Какие причины порождают этнические конфликты в постиндустриальном обществе? Назовите очаги межэтнических конфликтов в современном мире.

25. Какие основные изменения произошли в системе международных отношений после Второй мировой войны? Назовите причины Холодной войны.

26. Какими факторами определяется отношение к плану Маршалла в странах Западной и Восточной Европы? Как они сказались на развитии Европы и мира?

27. Охарактеризуйте значение советско-американских соглашений по стратегическим вооружениям; значение разрядки в Европе.

28. Объясните смысл концепции «нового политического мышления». Каково ее значение в преодолении противостояния СССР - США?

29. Когда и каким образом завершилась Холодная война?

30. Какие страны входят в НАТО? Почему их союз называют Евро-атлантической цивилизации?

31. Что такое социально-ориентированная рыночная экономика? Раскройте смысл понятия «общество всеобщего благоденствия».

32. В чем особенности неоконсерватизма, неолиберализма, радикализма?

33. Какие социал-демократические партии вы знаете? Что такое социалистический интернационал?

34. Какие события показали неустойчивость политических режимов восточно-европейских государств в 40-80е гг.?

35. В чем причины и цели реформирования СССР сверху? В чем была суть концепции Перестройки?

36. Назовите причины распада СССР.

37. Когда и в результате каких событий и процессов страны Азии и Африки освободились от колониальной зависимости?

38. Каковы причины политической нестабильности стран Латинской Америки?

39. Какую из глобальных проблем человечества вы считаете самой важной? Каковы пути решения глобальных проблем?

40. Какова роль США, России и других государств мира в становлении системы нового миропорядка? Почему современное состояние мира называют новым мировым беспорядком?

ИСТОРИЯ, 11 класс

ЗАЧЕТ №2

Темы зачета

Российская империя накануне Первой мировой войны.

Россия в годы революций и гражданской войны.

Советское государство и общество в 1920-1930е гг.

Советский Союз в годы Вов и первые послевоенные десятилетия 1945-1964 гг.

СССР в годы «коллективного руководства».

Перестройка и распад СССР.

Россия на рубеже ХХ - XXI вв.

Основные цели:

Контроль усвоения знаний по истории России ХХ века;

Конкретизация и усвоение знаний по истории России XX века.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Даты основных событий;

Термины и понятия значимых процессов и основных событий, их участников;

Результаты и итоги событий;

Важнейшие достижения культуры;

Системы ценностей;

Изученные виды исторических источников.

Сравнивать исторические явления и события;

Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

Дискуссировать;

Анализировать исторический источник;

Самостоятельно давать оценку историческим явлениям;

Высказывать собственные суждения;

Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

  • Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.
  • Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.
  • Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина.
  • Культура России в конце XIX-начале ХХ вв.
  • 2. Россия в годы революции и гражданской войны.

    • Россия в Первой мировой войне: конец империи.
    • Февральская революция 1917 г.
    • Переход власти к партии большевиков.
    • Гражданская война и интервенция. Политика военного коммунизма.

    Загладин Н.В., История России ХХ-начало ХI вв.

    11 класс. М.: Русское слово, 2008.

    Параграфы 1-49.

    3. Советское государство и общество в 1920-1930е гг.

    • Новая экономическая политика.
    • Образование СССР и его международное признание.
    • Культура и искусство после октября 1917 г.
    • Модернизация экономики и укрепление обороноспособности страны в 1930е гг. Культурная революция.
    • Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии и политическая система СССР.
    • Культура и искусства СССР в предвоенные десятилетия.
    • Международные отношения и внешняя политика СССР в 1939-1941 гг.

    4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

    • Начальный период ВОВ (июнь 1941-ноябрб 1942).
    • Коренной перелом в ВОВ.
    • Наступление Красной армии на заключительном этапе ВОВ.
    • Причины, цели и значение Великой победы.

    5. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия 1945-1964 гг.

    • Внешняя политика СССР и начало Холодной войны.
    • Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина.
    • Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС.
    • Изменения во внешней политике СССР.
    • Советское общество конца 1950-начала 1960 гг.
    • Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг.

    6. СССР в годы «коллективного руководства».

    • Политика и экономика – от реформ к «застою».
    • СССР на международной арене в 1960-70е гг.
    • Формирование духовной оппозиции в СССР середины 60-середины 80-х гг.
    • Углубление кризисных явлений в СССР.
    • Наука, литература и искусство. Спорт 19960-1980е гг.

    7. Перестройка и распад СССР.

    • Политика перестройки в сфере экономики.
    • Развитие гласности и демократии в СССР.
    • Новое политическое мышление: достижения и проблемы.
    • Кризис и распад советского общества.

    8. Россия на рубеже ХХ- XXI вв.

    • Курс реформ и политический кризис 1993 г.
    • Общественно-политические проблемы России во второй половине 90х гг.
    • Россия на рубеже веков: по пути стабилизации.
    • Новый этап в развитии РФ.
    • Внешняя политика РФ.
    • Духовная жизнь России к началу ХХI века.

    ИСТОРИЯ, 11 класс

    ЗАЧЕТ № 2

    1. Каковы особенности территории и населения Российской империи в начале ХХ века?

    2. Каковы основные черты государственной политики России в области промышленности? Охарактеризуйте реформы С.Ю. Витте.

    3. Назовите особенности развития аграрного сектора экономики. Какие проблемы деревни того времени вы знаете?

    4. Какие новые явления в рабочем движении появились в начале ХХ века?

    5. Каковы причины и итоги русско-японской войне 1903-1905 гг.?

    6. Каковы причины, этапы, итоги революции 1905-1907 гг.? Каково ее значение?

    7. Назовите политические партии России начала ХХ века.

    9. Охарактеризуйте место России в мире в начале ХХ века.

    10. Каковы этапы, итоги и значение Первой мировой войны?

    11. Каковы предпосылки и причины февральской революции 1917 г.?

    12. Каковы причины, цели и последствия «корниловского мятежа»?

    13. Каковы причины взятия власти большевиками в октябре 1917 г.?

    14. Какое значение имел роспуск Учредительного собрания?

    15. Назовите причины победы красных и поражения белых в гражданской войне?

    16. Каковы причины, противоречия, итоги и значение НЭПа?

    17. Каковы предпосылки образования СССР?

    18. Почему отношения СССР со странами Запада носили сложный характер? В чем это проявлялось?

    19. Какой вклад в развитие советской культуры внесли деятели искусства, науки и спорта 20-30х годов?

    20. Чем вызвана коллективизация сельского хозяйства и как она осуществлялась?

    21. Дайте оценку Мюнхенскому договору. Каковы его последствия?

    22. Укажите причины подписания СССР пакта Молотова - Риббентропа. Каково его значение?

    23. Охарактеризуйте план Барбаросса.

    24. Что такое антигитлеровская коалиция, и когда она возникла?

    25. Каково значение битвы под Москвой, Сталинградом и на Орлово -Курской дуге?

    26. Какие решения были приняты на Тегеранской конференции?

    27. Каково значение Ялтинской конференции?

    28. Назовите важнейшие решения Потсдамской конференции. Сравните их с решениями Ялтинской конференции.

    29. Назовите важнейшие причины победы СССР в ВОв.

    30. Какова цена Великой победы?

    31. Какова роль великих советских полководцев в победе над фашизмом? Кого из великих полководцев вы знаете?

    32. Каковы причины Холодной войны. Можно ли было ее избежать?

    33. Почему советское руководство отрицательно относилось к плану Маршалла?

    34. В чем особенности массовых репрессий 40-50х гг. по сравнению с репрессиями 30х гг.?

    35. Какое значение имел ХХ съезд КПСС?

    36. Каковы успехи и неудачи социально-экономического развития СССР в годы правления Хрущева?

    37. Что такое «оттепель» в области духовной жизни?

    38. Каковы причины застоя в экономике страны в 70е гг.?

    39. Каково влияние событий 1968 г. в Чехословакии на политику советского руководства?

    40. Определите причины перехода к политике разрядки. В чем ее суть? Чем был вызван провал политики разрядки?

    41. Какое влияние на внешнее и внутреннее положение СССР оказали события в Афганистане?

    42. Чем объяснить рост насыщенности духовной жизни СССР в 1960-80е гг.?

    43. Назовите факторы, действующие в разных сферах общественной жизни, которые препятствовали перестройке.

    44. Сравните политику Ю.В. Андропова и М.С. Горбачева.

    45. Что вы понимаете под термином «ускорение» в политике М.С. Горбачева? Почему оно не принесло ожидаемого результата?

    46. Что общего у оттепели хрущевского времени и политики гласности М.С. Горбачева? Чем они отличаются?

    47. В чем состояли идеи демократической трансформации общества эпохи М.С. Горбачева?

    48. Был ли неизбежен политический раскол общества, происшедший в период руководства М.С. Горбачевым КПСС и Советским государством?

    49. В чем состояли основные идеи нового политического мышления? Какие внешнеполитические события этого периода вы считаете наиболее значимыми?

    50. Каковы причины, приведшие к обострению межнациональных отношений в СССР к началу 1990х гг.?

    52. В чем состояли причины усиления сепаратистских стремлений и национализма в России начала 1990х гг.?

    53. В чем суть чеченской проблемы? Какие противоречия развития РФ она отражает?

    54. Каким было экономическое положение России после выборов 1996 года? Какими были последствия дефолта 1998 года?

    55. Какое значение для новой России имело утверждение ее государственной символики?

    56. Чем определялась необходимость укрепления В.В. Путиным вертикали власти? В чем это выражалось?

    57. Назовите позитивные изменения, произошедшие в социально-экономическом развитии страны за последние годы.

    58. Расскажите о национальных проектах. Какое значение они имеют для граждан РФ?