Политология: учебное пособие для высших учебных заведений. Различные типологии политической культуры 4 типа политической культуры

Политическая культура в большой степени зависит от уровня исторического развития; она меняется в ходе каких-либо значимых политических событий или при других, довольно существенных и важных, обстоятельствах (но не всегда успевает за ними). Тип политической культуры используется для фиксирования общих черт политического сознания и поведения у людей, живущих на срезе одной исторической эпохи, принадлежащих к похожим слоям общества и имеющим схожие клише поведения и реакции на события, происходящие в политической сфере.

Существую различные подходы к классификации типов политических культур. Например, марксистский подход, согласно которому политические культуры, существующие в одном и том же типе общества, имеют существенные сходства, таким образом, этот подход выделяет три типа политической культуры: рабовладельческого, феодального и буржуазного общества. Ирхин Ю.В. и др. Политология: Учебное пособие, с. 28

Наиболее разработанную классификацию политических культур на основе данного подхода выполнил польский ученый Ежи Вятр. По его мнению, рабовладельческому и феодальному обществу соответствует тип традиционной политической культуры, характеризующийся признанием священного характера власти и традиции в качестве регулятора политических отношений. В рамках данного типа политической культуры ученый выделяет племенную, теократическую и деспотическую ее разновидности, которые могут различным образом сочетаться друг с другом. В буржуазном обществе Вятр выделяет два основных типа политической культуры: демократический и автократический. Первый характеризуется высокой активностью граждан и их широкими политическими правами. Второй тип политической культуры в качестве идеала государства признает сильную и неконтролируемую власть, ограничивающую демократические права и свободы граждан.

В современной политологии для анализа и сравнения политических культур широко используется типология, предложенная Г.Алмондом и С.Верба. Они выделяют три основных типа политической культуры, не привязывая их жестко к определённому времени или социальной группе, но сосредоточивая внимание на ценностях, образцах поведения, способах организации власти:

  • - патриархальная политическая культура, её основной признак-отсутствие в обществе интереса к политической системе;
  • - подданническая политическая культура, характеризуется сильной ориентацией на политическую систему, но слабой активностью участия в её функционировании;
  • - активистская политическая культура, с чертами заинтересованности в политической системе и активном участии в ней;

Патриархальная, или приходская, политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, к центральным властям. В современной действительности самыми близкими эквивалентами такой политической культуры могут быть отношения, существующие в африканских племенах.

В современном обществе господствуют и взаимодействуют два основных типа политической культуры: подданническая и активистская, или политическая культура участия.

Достоинством первого типа политической культуры служит её способность быть фактором действенной и быстрой мобилизации огромных масс людей, направления их энергии на совершение социально необходимых или, как потом может оказаться, надуманных преобразований. Носителем целесообразности этих преобразований является не индивид - непосредственный участник событий, благодаря энергии которого они и осуществляются, а история, дающая впоследствии оценку полезности и необходимости проделанной работы.

Поскольку социально-политическая инициатива и действующий в политике человек оказываются в такой ситуации оторванными друг от друга, привести в движение большую массу людей в этом случае возможно только при очень высоком уровне дисциплины, упорядоченности, организованности в функционировании политического механизма. Необходимым компонентом такого типа упорядочения социальных связей служит жесткая, всё нарастающая централизация управления, локализация процесса принятия политических решений во всё более сужающемся круге доверенных, посвящённых лиц.

Инициатива как политическое качество уходит из общества, заменяется дисциплиной, исполнительностью, работой по реализации очередных указаний и выполнением предначертаний. Поскольку существует и углубляется потребность в источнике указаний и предначертаний, происходит наращивание чисто авторитарных методов политического руководства, растёт и потребность в зримом воплощении силы и авторитета политической власти - в политическом культе. Поэтому он с неизбежностью снова и снова воспроизводится вокруг личности высшего политического руководителя, практически независимо от способностей, качеств реальной личности, занимающий этот пост.

В активистской политической культуре основным источником политического действия становится человек, а важнейшим критерием оценки политической организации служит её способность инициировать активное политическое действие.

Активистская политическая культура более сложна по своему содержанию, структуре формам выражения, чем предшествующий ей тип. Для замены простой исполнительности квалифицированной и конструктивной самодеятельностью в политике требуется иной уровень знаний и представлений о политическом процессе.

Смена типов политической культуры, какой бы острой ни была в этом необходимость, требует определённого времени. Чертами перехода служат многообразие политических ориентаций при отсутствии определённого и явного доминирования хотя бы одной из них, быстрая смена политических предпочтений, вспышка экстремизма с его склонностью к использованию крайних форм, средств политического воздействия, типа голодовок, забастовок и др. В свою очередь власти в этот период идут на использование уголовных и административных мер, там, где можно применять политические, и т.д.

Решающее значение для определения типа политической культуры имеет сочетание между теми элементами политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим политики. Оптимальным является такое состояние, когда элементы политической культуры связаны со всеми этими аспектами бытия.

Всё многообразие национальных типологий политической культуры варьируется в пределах трёх основных типов:

  • -либерально-демократический;
  • -авторитарный;
  • -тоталитарный.

Существуют и другие виды типологизации политической культуры. Например, У. Розембаум развил концепцию Алмонда. В его классификации присутствуют два типа: фрагментированный и интегрированный, а между двумя этими типами существует множество промежуточных вариаций. Фрагментированный тип политической культуры характеризуется, главным образом, отсутствием согласия в сфере политического устройства общества. Этот тип господствует в большинстве африканских и латиноамериканских стран, отчасти в северной Ирландии и Канаде. В его основе лежит заметная социальная, социокультурная, конфессиональная, национально-этническая и иная фрагментация общества. Это создает условия для идеологической непримиримости и бескомпромиссности между конфликтующими группами, препятствует выработке неких общепринятых правил политической игры и т.д. Интегрированный тип отличается сравнительно высокой степенью консенсуса по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия, высокой степенью различных форм плюрализма (который нужно отличать от фрагментированности).

Д. Элейзар предложил свою типологию политической культуры. В ее основе три главных типа: моралистический, индивидуалистический и традиционный. У. Блюм признавал только либеральный и коллективистский тип политической культуры.

Перечисленные виды типологизации позволяют сделать вывод, что существует множество довольно развитых концепций типов политической культуры. Каждый исследователь акцентировал внимание на чем-то особенном, и подробно изучив все основные типы можно получить целостное представление о типологизации политической культуры, а значит и лучше понять ее структуру и сущность.

Т.о. политическая культура в современном обществе играет немаловажную роль, является актуальной наукой, ее методы повсеместно используются в исследованиях, связанных с политической сферой. И сейчас политологию уже нельзя представить без политической культуры.

Типы политических культур

Политологи выделяют несколько базовых моделей политической культуры. Различают фрагментарную и интегрированную политическую культуру. Для первой характерно наличие разнородных политических ориентаций и деятельности, отсутствие процедур улаживания конфликтов, а также доверия между отдельными слоями общества (примером подобного типа является современная Россия), для второй - низкий уровень политического насилия, лояльность к режиму, отсутствие противоположных субкультур. Чрезмерная фрагментация политической культуры является причиной общественной нестабильности.

Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба выделили три базовых типа политической культуры:

Патриархальная или приходская культура характеризуется полным отсутствием у населения интереса к политике, слепым подчинением власти, слиянием политических ориентаций с религиозными и социальными;

Подданническая культура предполагает слабое индивидуальное участие в политической жизни, признание особого авторитета власти, почтительное или отрицательное отношение к ней;

Активистская культура (культура участия) отличается от всех других типов активным участием граждан в политике вне зависимости от позитивного или негативного отношения к политической системе.

В истории преобладают смешанные политические культуры, представляющие собой разные варианты сочетания базовых типов: патриархально-подданическая, подданническо-активистская и патриархально-активистская. Алмонд и Верба утверждают, что демократической системе присуща гражданская культура, в которой отдельные патриархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность индивида, тем самым обеспечивая стабильность демократии (в качестве примера политологи приводят США и Великобританию). В гражданской культуре будет сочетаться политическая активность и абсентеизм (в западных демократических системах наблюдается снижение электоральной активности избирателей), законопослушность и протест против определенных действий правительства, лояльность к власти и ее критика.

Существуют и другие типологии политических культур. Так, в зависимости от типа политической системы говорят о тоталитарной, авторитарной и демократической культурах. В тоталитарной культуре доминируют следующие признаки:

Дихотомичное восприятие мира, которое проявляется в противопоставлении "своих" и "чужих". В качестве "чужих" выступают другие классы, нации, расы и идеологические противники. "Чужие" воспринимаются как враги;

Отсутствие терпимости (толерантности) к другому мнению, образу жизни;

Отрицание компромисса и ставка на силовое разрешение конфликтов;

Сакрализация (обожествление) вождей, создание их культов. В массовом сознании вожди теряют свойства живых людей и приобретают символические черты, становятся носителями харизмы;

Доминирование в общественном сознании мифов, например, о коммунистическом или расовом рае;

Фанатичное служение идеям, ощущение единства с властью.

Характерные признаки демократической политической культуры:

Толерантность к инакомыслию, признание за инакомыслящими права отстаивать свою точку зрения;

Склонность к поиску компромисса как главного средства разрешения конфликтов;

Согласие (консенсус) в отношении базовых либеральных ценностей: автономность личности, неотчуждаемости ее прав.

Основные понятия: политическая культура, субкультура, социализация; этатизм, патернализм, политический миф, политический символ, толерантность, фрагментарная политическая культура; патриархальная культура, подданническая культура, культура участия, культура гражданственности, тоталитарная культура.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Чем определяется значение политической культуры в функционировании политической системы общества?

2. Как политическая культура связана с культурой общества?

3. Под воздействием каких факторов формируется политическая культура общества?

4. Почему политическая культура изменяется медленно в отличие от других явлений общественной жизни?

5. Какую роль в функционировании общества играют традиции?

6. Вспомните примеры из истории России, когда традиция отвергала инновацию, а реформы превращались в контрреформы?

7. Чем объясняется наличие политических субкультур в обществе?

8. Объясните основные типологические модели политической культуры.

9. Какие традиционные черты характерны для политической культуры России?

10. Какие факторы оказали существенное влияние на формирование политической культуры в России?

11. В чем проявляется фрагментарный характер современной политической культуры России?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введение в политологию: словарь-справочник / Под ред. В.П. Пугачева. М.: Аспект Пресс. 1996.

2. Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов-на-Дону: изд-во Феникс. 1999.

3. Легойда В.Р. Гражданская религия США: некоторые символы и ритуалы // Полития.1999-2000. № 4.

4. Общая и прикладная политология. Учебное пособие / Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М.: МГСУ: изд-во "Союз". 1997.

5. Олейников Ю. Природный фактор исторического бытия России // Свободная мысль. 1999. № 2.

6. Политология: Учебник для вузов / Под. ред. М.А. Василика. М.: Юрист. 1999.

7. Рукавишников В.О. Политическая культура постсоветской России // Социально-политический журнал. 1999. №1.

8. Тавадов Г.Т. Политология: учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС. 2000.

Политическая культура любой общности формируется под воздействием разнообразных факторов. Это предопределяет и многообразие типов политической культуры. В основе типологии политической культуры лежат те или иные критерии. Приведем основные.

В зависимости от уровня общности : общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам).

По степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране выделяют интегрированную и фрагментарную политическую культуру (Таблица. 2).

Таблица 2

Интегрированная политическая культура

Фрагментарная политическая культура

Тенденция к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны с низким уровнем конфликтного и политического насилия; преобладание гражданских процедур в разрешении конфликтов; лояльность по отношению к существующему политическому режиму.

Отсутствие согласия граждан относительно политического устройства общества; расхождение в вопросах понимания власти; социальная разобщенность; отсутствие доверия между группами; отсутствие лояльности к государственным структурам; высокая степень конфликтности; применение насилия; нестабильность правительств.

Особое влияние на формирование интегрированного типа политической культуры оказывают экономические факторы. Политическая стабильность поддерживается: высоким уровнем материального благосостояния; развитой системой социальной защиты; многочисленным средним классом, который и выступает социальной основой политической стабильности. Примером этого типа политической культуры может служить Великобритания. Основными ценностями граждан этой страны являются: представление о правительстве как действующем на общее благо; благосостояние и стабильность в политическом процессе; широкое участие граждан в политической жизни; представительность органов власти; традиции; представление о своей стране как мировой державе, социальном государстве; высокий уровень экономического развития, высокий доход на душу населения; почти полная грамотность.

Примером «фрагментарной» политической культуры является Италия. На ее фрагментарность оказали влияние два основных фактора: сепаратизм католической церкви в довоенное и послевоенное время и различия региональных политических субкультур северных и южных областей.

По базовым ценностям , на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе, выделяют следующие типы:

  • o культура высокой гражданственности - базовой ценностью в этом типе является человек с его потребностями и интересами;
  • o элитарная политическая культура - для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты); человек выступает как средство достижения цели, которую ставит политическая элита; основная часть общества отстранена от решения политических проблем; уровень политической активности низкий;
  • o архаическая политическая культура - главная ценность носителей данного типа культуры - интересы этноса (рода, племени, нации), здесь индивид не осознает себя как личность, не отделяет себя от этнической общности.

В зависимости от отношения к власти : господствующая и контркультура.

В зависимости от отношения к прогрессу : замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности).

По характеру поведения людей в той или иной политической системе выделяют два типа политической культуры:

  • o подданническая политическая культура характеризуется повиновением; подчинением; исполнением со стороны участников политического процесса, которые, по сути, превращаются в объекты принуждения;
  • o гражданственная политическая культура характеризуется участием людей в принятии решений; наличием возможностей и правом выбора и контроля властных структур.

В зависимости от вида политического режима : демократическая и антидемократическая.

В зависимости от классового подхода : аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.

В зависимости от связи с религией : божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом).

Одним из критериев типов политических культур является ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы . История знает два основных регулятивных механизма: рынок и государство.

Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры:

  • o рыночная политическая культура рассматривает политический процесс через призму отношений купли-продажи, достижение выгоды как высшей цели политической деятельности; политика - разновидность бизнеса; политик - товар или бизнесмен. Она ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, высшая цель - частные (или групповые) интересы. Государство есть средство реализации целей;
  • o бюрократическая политическая культура (этатическая) связывает решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования политического процесса, ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы; интересы государства признаются преобладающими над частными интересами.

Существуют и другие классификации политической культуры, в частности социально-классовая . В ее основе лежит связь политической культуры с характером власти в обществе, политической системы. В соответствии с этим выделяют три типа (таблица 3).

Особые типы представляют политические культуры, в которых построение теоретических моделей связано с человеком, проживающим в соответствующей культурно-цивилизационной среде . В этой связи можно представить сравнительный анализ основных характеристик западной и восточной культур (таблица 4).

Таким образом, политическая культура западноевропейского типа предполагает: обязательное участие граждан в решении общих вопросов; гражданский суверенитет личности; религиозные ценности христианства.

Восточный тип политической культуры обусловлен: особенностями жизнедеятельности общинных структур азиатского способа производства; влиянием мусульманской, буддистской, конфуцианской конфессий.

Носителем политической культуры являются люди. Они ее субъекты, так как имеют политический опыт, знают нормы, цели политической деятельности, выработали собственную систему политических убеждений. Выделяются следующие типы: господствующая (официальная) и оппозиционная политическая культура; общая и региональная субкультура; политическая культура общества, класса, социальной группы, лидера, рядового гражданина. Кроме этого существуют и переходные модели политической культуры (от авторитарной к демократической).

Таблица 3

Демократическая политическая культура

Тоталитарная политическая культура

Ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы; правовое государство; гражданское общество; свободное участие в политике; идеологический, политический, экономический плюрализм; приоритет прав человека и гражданина; богатый политический язык

Ориентация на определяющую роль государства и одной партии в обществе; соответствующие методы и формы правления, контроля за политической жизнью и участием в ней; государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп; к основным ценностям относятся единая идеология, порядок и единство, поддержка государственной политики

Направляемые и контролируемые государством формы участия людей в политике; жестко идеологизированные стереотипы поведения; лояльная ориентированность на официальные институты и символы; политический язык формализован и идеологически жестко определен

Таблица 4

Западная политическая культура

Восточная политическая культура

Преимущественно «партисипаторная» модель политического участия

Основные элементы политики - индивиды, различные политические объединения

Устойчивые традиции политической демократии

Индивид во многом «пресыщен» политикой

Западная религия формирует открытый тип участия в политике, ориентированный на изменения, усваивающий новые элементы культуры и политики

Диалектика модернизма и традиций в политической культуре западного общества

Важная роль национальных меньшинств, большинство государств являются моноэтническими или с одной доминирующей нацией

Консенсус между государством и гражданским обществом; наличие в обществе многочисленного среднего класса, высокий материальный уровень

Преимущественно «подданническо-партисипаторная» политическая культура

Существенный элемент политики - общность (клановая, этническая, семейная)

Индивид недостаточно приобщен к политике

Восточные религии формируют отношение к политике, нацеленное на воссоздание традиционных отношений; возрастает роль ислама в политике и культуре

Основополагающая роль тысячелетних традиций в развитии политической культуры

Приоритетная роль этнического фактора и сознания; большинство государств являются полиэтническими

Приоритет государства над формирующимся гражданским обществом; значительный имущественный разрыв между элитами и массами

Наиболее известная и распространенная классификация типов политической культуры разработана американскими политологами Г. Алмондом и С. Вербой и изложена ими в сочинении "Гражданская культура". Сопоставляя политические системы Великобритании, США, Италии, ФРГ и Мексики они выделили три основных типа политической культуры :

  • 1) патриархальный , для которого характерны отсутствие интереса граждан к политической жизни страны и общества, озабоченность только местными проблемами, низкий уровень активности и участия в жизни общества (является преобладающей для слаборазвитых - африканских и части азиатских - стран с сильными пережитками родоплеменных и земляческих отношений, а в развитых странах - для части жителей сельских местностей);
  • 2) подданнический , при преобладании которого люди имеют общие представления о политической системе и ее институтах, но не стремятся активно участвовать в политике, воспринимают государство, власть и политику как нечто "вышестоящее" по отношению к их частной жизни и ожидают от властей наказания за непокорность и поощрения за подчинение и дисциплинированность (чаще всего встречается в "переходных" и переживающих трансформацию обществах, где только еще формируются новые принципы и формы политических отношений);
  • 3) активистский - при нем граждане политически грамотны и сознательны, интересуются политикой и активно участвуют в политической жизни, воздействуя на государственную власть с целью удовлетворения собственных интересов (развитые демократические государства).

Необходимо отметить, что в чистом виде названные типы встречаются редко. Можно говорить лишь о преобладании того или иного типа в смешанной политической культуре. Соединяясь в определенной комбинации и пропорции, они формируют гражданскую культуру общества.

Чистые типы политической культуры, по Г. Алмонду и С. Вербе, в реальной действительности проявляются в сметанном виде. Существование в реальной действительности элементов патриархальной и подданнической политических культур обусловливает наличие патриархально-подданической политической культуры, патриархальной и активистской -- патриархально активистской политической культуры, подданнической и активистской - подданнически-активистской политической культуры.

Классификация типов политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой, не является единственной, примером могут служить: Марксистская типология политической культуры; Экономико-центристская политическая культура, выдвинутая А.С.Панариным; Этноцентристская политическая культура; Социоцентристская политическая культура и т.д.

В ныне существующих обществах наличествуют самые разнообразные типы политической культуры. При этом в каждом конкретном обществе какой-то определенный тип политической культуры доминирует. Это, однако, не исключает существование в нем различных политических субкультур. Субкультуры -- это политические культуры отдельных социальных слоев, групп, политические представления, установки, идеи, ценности и поведение которых в значительной мере отличаются от доминирующих и обществе. Каждая политическая субкультура включает в себя и то общее, что характеризует доминирующую в обществе политическую культуру, и то специфическое, что отличает данную субкультуру. Ее особенности обусловлены различиями в положении общественных групп в экономической и социальной структуре, различиями по этническому, расовому, религиозному, образовательному, половозрастному и другим признакам.

Например, в российском обществе значительной спецификой обличаются политические субкультуры различных этнических общностей, крестьянства, молодежи, формирующегося класса новой буржуазии, а также социального слои, представителей которого народ называет спекулянтами. Субкультуры наличествуют и в других существующих в настоящее время обществах. Они особенно существенно различаются в обществах, в которых резко выражено социальное неравенство.

политический культура субкультура

Политическая культура в большой степени зависит от уровня исторического развития; она меняется в ходе каких-либо значимых политических событий или при других, довольно существенных и важных, обстоятельствах (но не всегда успевает за ними). Для более удобного изучения и классифицирования политической культуры на больших участках исторических периодов, политических "эпох", общественных формаций вводится понятие типа политической культуры. Тип политической культуры используется для фиксирования общих черт политического сознания и поведения у людей, живущих на срезе одной исторической эпохи, принадлежащих к похожим слоям общества и имеющим схожие клише поведения и реакции на события, происходящие в политической сфере. Учитывая тот факт, что критериев, по которым строятся различные типы политической культуры, достаточно много (это и исторические эпохи, и всевозможные формы отношения к политике, и характер политической деятельности, и социальные слои и группы, составляющие политику, различия между регионами и мировоззренческими позициями), то и самих типов политической культуры, соответственно, должно быть довольно весомое количество.

Существуют различные подходы к классификации типов политических культур. Например, марксистский подход, согласно которому политические культуры, существующие в одном и том же типе общества, имеют существенные сходства, таким образом, этот подход выделяет три типа политической культуры: рабовладельческого, феодального и буржуазного общества.

Наиболее разработанную классификацию политических культур на основе данного подхода выполнил польский ученый Ежи Вятр. По его мнению, рабовладельческому и феодальному обществу соответствует тип традиционной политической культуры, характеризующийся признанием священного характера власти и традиции в качестве регулятора политических отношений. В рамках данного типа политической культуры ученый выделяет племенную, теократическую и деспотическую ее разновидности, которые могут различным образом сочетаться друг с другом. В буржуазном обществе Вятр выделяет два основных типа политической культуры: демократический и автократический. Первый характеризуется высокой активностью граждан и их широкими политическими правами. Второй тип политической культуры в качестве идеала государства признает сильную и неконтролируемую власть, ограничивающую демократические права и свободы граждан.

В современной политологии для анализа и сравнения политических культур широко используется типология, предложенная Г. Алмондом и С. Верба, Они выделяют три основных типа политической культуры, не привязывая их жестко к определённому времени или социальной группе, но сосредоточивая внимание на ценностях, образцах поведения, способах организации власти:

патриархальная политическая культура, её основной признак-отсутствие в обществе интереса к политической системе;

подданническая политическая культура, характеризуется сильной ориентацией на политическую систему, но слабой активностью участия в её функционировании;

активистская политическая культура, с чертами заинтересованности в политической системе и активном участии в ней;

Патриархальная, или приходская, политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, к центральным властям. Как местные вожди, так и подданные не испытывают никакого чувства к центральному правительству, их отношение к нему не определяется никакими нормами. В современной действительности самыми близкими эквивалентами такой политической культуры могут быть отношения, существующие в африканских племенах.

В современном обществе господствуют и взаимодействуют два основных типа политической культуры: подданническая и активистская, или политическая культура участия.

Достоинством первого типа политической культуры служит её способность быть фактором действенной и быстрой мобилизации огромных масс людей, направления их энергии на совершение социально необходимых или, как потом может оказаться, надуманных преобразований. Носителем целесообразности этих преобразований является не индивид - непосредственный участник событий, благодаря энергии которого они и осуществляются, а история, дающая впоследствии оценку полезности и необходимости проделанной работы.

Поскольку социально-политическая инициатива и действующий в политике человек оказываются в такой ситуации оторванными друг от друга, привести в движение большую массу людей в этом случае возможно только при очень высоком уровне дисциплины, упорядоченности, организованности в функционировании политического механизма. Необходимым компонентом такого типа упорядочения социальных связей служит жесткая, всё нарастающая централизация управления, локализация процесса принятия политических решений во всё более сужающемся круге доверенных, посвящённых лиц.

Инициатива как политическое качество уходит из общества, заменяется дисциплиной, исполнительностью, работой по реализации очередных указаний и выполнением предначертаний. Поскольку существует и углубляется потребность в источнике указаний и предначертаний, происходит наращивание чисто авторитарных методов политического руководства, растёт и потребность в зримом воплощении силы и авторитета политической власти - в политическом культе. Поэтому он с неизбежностью снова и снова воспроизводится вокруг личности высшего политического руководителя, практически независимо от способностей, качеств реальной личности, занимающий этот пост.

Политический культ - зримое воплощение наличия в обществе подданнической политической культуры, при своём длительном существовании оказывает разрушающее действие на собственно культурные основания политического процесса и его регламентации: инициативу, ответственность, уверенность, накопление и использование исторического и политического опыта, целеустремлённость. Происходит постепенное истощение, деградация инициативы на личностном, микросоциальном уровне, укоренение трудно изживаемой болезни вечного ожидания благ сверху.

В активистской политической культуре основным источником политического действия становится человек, а важнейшим критерием оценки политической организации служит её способность инициировать активное политическое действие.

Активистская политическая культура более сложна по своему содержанию, структуре формам выражения, чем предшествующий ей тип. Для замены простой исполнительности квалифицированной и конструктивной самодеятельностью в политике требуется иной уровень знаний и представлений о политическом процессе, причём ощущается острая необходимость именно в реальных, имеющих практическую направленность знаниях, с помощью которых можно воздействовать на механизм политической власти, участвовать в принятии политических решений, обладать навыками организации политических процессов.

Смена типов политической культуры, какой бы острой ни была в этом необходимость, требует определённого времени. Чертами перехода служат многообразие политических ориентаций при отсутствии определённого и явного доминирования хотя бы одной из них, быстрая смена политических предпочтений, вспышка экстремизма с его склонностью к использованию крайних форм, средств политического воздействия, типа голодовок, забастовок и др. В свою очередь власти в этот период идут на использование уголовных и административных мер, там, где можно применять политические, и т.д.

Решающее значение для определения типа политической культуры имеет сочетание между теми элементами политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим политики. Оптимальным является такое состояние, когда элементы политической культуры связаны со всеми этими аспектами бытия. Т.е. через традицию, разнообразные компоненты исторического опыта политическая культура связана с прошлым, с помощью норм, институтов, ценностей, способов политического действия осуществляет активное воздействие на актуальную политическую практику, а через цели, политические ориентации она способна влиять на будущие политические события и процессы.

Национальные типологии политической культуры определяют следующие обстоятельства:

  • 1. особое, свойственное именно данному народу сочетание ценностей, выражающееся в доминировании одних ценностей, в приниженности, неактуализированности других;
  • 2. влияние исповедуемой данным народом религии;
  • 3. особенности исторического опыта, которым обладает национальная общность.

При этом решающее значение для определения специфического облика, типа политической культуры (да и вообще культуры) имеет взаимодействие трёх основных характеристик:

  • 1. её ориентация на господство или подчинение окружающей среде;
  • 2. временная ориентация политических действий;
  • 3. значение, которое придаётся действию, налаживанию и поддержанию горизонтальных или вертикальных связей между людьми в сообществе.

Всё многообразие национальных типологий политической культуры варьируется в пределах трёх основных типов:

  • 1. либерально-демократический;
  • 2. авторитарный;
  • 3. тоталитарный.

И в отечественной, и в зарубежной политологической литературе давно существует традиция изучения, сравнительного анализа различных национальных типов политической культуры. Использование полученных результатов помогает лучше понять корни многих политических событий, предвидеть многие политические процессы, выработать механизм воздействия на политическое поведение.

Так, отмечается, что политическая культура англичан отличается своеобразной иерархией политических ценностей:

  • 1. милосердие правительства;
  • 2. свобода;
  • 3. неприятие равенства;
  • 4. личная неприкосновенность;
  • 5. диффузия руководства, власти;
  • 6. пределы власти правительства;
  • 7. благосостояние;
  • 8. внешняя оборона;
  • 9. эволюция и ассимиляция.

В американской политической культуре большое значение имеет сочетание двух типов правил поведения: норм-целей, нацеливающих человека на достижение успеха и рассматривающих интенсивную конкуренцию как условие социальной и личной динамики, и норм-рамок, обеспечивающих стабильность социальной организации и закрепляющих результаты конкуренции.

Политическая культура французов характеризуется:

  • 1. слабостью традиции сдержанности и терпимости;
  • 2. склонностью к идеологизации политических интересов;
  • 3. развитым чувством принадлежности к единой нации;
  • 4. твёрдой республиканской традицией;
  • 5. уважением прав меньшинства и оппозиции.

Существуют и другие виды типологизации политической культуры. Например, У. Розембаум развил концепцию Алмонда. В его классификации присутствуют два типа: фрагментированный и интегрированный, а между двумя этими типами существует множество промежуточных вариаций. Фрагментированный тип политической культуры характеризуется, главным образом, отсутствием согласия в сфере политического устройства общества. Этот тип господствует в большинстве африканских и латиноамериканских стран, отчасти в северной Ирландии и Канаде. В его основе лежит заметная социальная, социокультурная, конфессиональная, национально-этническая и иная фрагментация общества. Это создает условия для идеологической непримиримости и бескомпромиссности между конфликтующими группами, препятствует выработке неких общепринятых правил политической игры и т.д. Интегрированный тип отличается сравнительно высокой степенью консенсуса по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия, высокой степенью различных форм плюрализма (который нужно отличать от фрагментированности).

Д. Элейзар предложил свою типологию политической культуры. В ее основе три главных типа: моралистический, индивидуалистический и традиционный. У. Блюм признавал только либеральный и коллективистский тип политической культуры. Перечисленные виды типологизации позволяют сделать вывод, что существует множество довольно развитых концепций типов политической культуры. Каждый исследователь акцентировал внимание на чем-то особенном, и подробно изучив все основные типы можно получить целостное представление о типологизации политической культуры, а значит и лучше понять ее структуру и сущность.

Тип политической культуры обусловлен многообразием политических систем, различием в уровне социально-экономического, политического и культурного развития обществ и их исторических традиций. Из всего существующего многообразия политология выделяет две основные модели политической культуры - тоталитарно-авторитарная и либерально-демократическая.

Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры во главу угла ставит коллективистские качества гражданина над его индивидуальными качествами. Этой модели присущи следующие характерные черты: политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством, государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп (основные ценности: порядок, лояльность, политическое доверие, поддержка государственной политики, единая идеология, политическое единство); политическое информирование общества дозированно и одно- канально, монопольно регулируется властями, активно практикуется политическая цензура; политический язык стандартизирован и скуден (ему присущи категоричность, а нередко и ограниченность, шаблонность, соответствующая символика маловариантна, однообразна и редко обновляемая); политическая культура общества формируется “сверху вниз” на безальтернативной основе; уровень политической культуры большей части общества невысок, политико-культурный прогресс малодинамичен.

Либерально-демократическая модель политической культуры ориентирована на обеспечение политических прав и свобод гражданина, регламентацию жизнедеятельности общества исключительно через правовое регулирование. Этой модели присущи следующие характерные черты: политические сознание и ценности общества формируются децентрализованно (многоканально), из многообразных источников; уровень приоритетности государственных интересов зависит от степени их совпадения с интересами общества, его социальных групп, граждан (основные ценности: права человека, свобода, плюрализм в идеологии, политике, экономике, демократия, правопорядок, неприкосновенность частной жизни и частной собственности, приоритетность общественного мнения, гражданское общество, экология и др.); политическое информирование общества многоканально и альтернативно, политическая цензура минимальна, применяется в основном к информации радикального и экстремистского толка; существует свобода слова и печати, однако ее уровень зависит от финансовых возможностей источников политической информации, их доступа к средствам массовой коммуникации (прежде всего к телевидению), а также от величины аудитории и тиража изданий; политический язык обширен и нестандартен, непрерывно совершенствуется и обогащается, политическая символика многовариантна, развивается в режиме модернизации; политическое поведение многообразно; политическая культура общества находится на достаточном уровне, ей присущ определенный прогресс.

Наряду с уровнями и моделями в политической культуре выделяются два основных типа, которые различаются по особенностям и специфике взаимодействия с внешней политикокультурной средой и с другими политико-культурными образованиями, а также по своему внутреннему содержанию.

Закрытый тип, который отличается политической замкнутостью, ориентированностью на собственные политические ценности и нормы, развитием в режиме политико-культурной автономии, приверженностью к собственным этническим, религиозным, идеологическим, историческим, социальным традициям, невосприимчивостью к другим системам политических норм и ориентации.

Открытый тип, отличается восприимчивостью к ино- культурному опыту, высокодинамичной политической жизнью, многообразием политического процесса и высоким уровнем социально-политической мобильности, имеет богатые политические обычаи и традиции, корректируемые в соответствии с изменяющимися реалиями, развивается в режиме постоянного самореформирования.

По ориентации общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы выделяют рыночный и бюрократический типы политической культуры. Рыночная политическая культура есть культура, рассматривающая политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Политика есть разновидность бизнеса, сам политик - или “товар”, или “бизнесмен”. Политические решения - результат “торговой сделки”. Бюрократическая (этатистская) политическая культура - это культура, связывающая решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами. Рациональность воспринимается как организованность и бюрократизированное управление.

Одним из распространенных подходов к классификации политической культуры является подход, предложенный Г. Алмондом и С. Вербой, согласно которому выделяют три так называемые чистые типа политической культуры.

Патриархальная, которая существует в обществе с неразвитой культурой, а также в котором идет процесс становления политической системы. У людей - носителей этого культурного типа отсутствует политическая активность, разборчивость, интерес к политическим ценностям, нормам и институтам, распространена политическая наивность, аполитичность, их политические взгляды “растворены” в религиозных и социальных стереотипах и традициях.

Подданническая, сущность которой в предпочтении ее носителей подчиняться властям, не пытаться оказывать воздействие на власти политическими методами, имеющимися в их распоряжении, не иметь активной гражданской позиции, стремиться к самоотстранению от каких-либо механизмов политической системы и активного участия в политической жизни.

Активистская, которая отличается отчетливой ориентацией гражданина на действенную личную роль в политической жизни общества, на обретение достаточного личного статуса в политической системе.

Согласно концепции Г. Алмонда и С. Вербы идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они сосуществуют и не вытесняют друг друга. Поэтому ученые ввели понятие “гражданской культуры” как смешанной политической культуры. Такая культура характерна для демократической политической системы. “Идеальный” гражданин, считают Г. Алмонд и С. Верба, должен оказывать давление на власть и в то же время сохранять к ней лояльность, быть активным, но не проявлять активность постоянно. Именно гражданственность политической культуры, по их мнению, является прочной основой демократических политических режимов.

В контексте концепции политической культуры Г. Алмонд объяснил различную эффективность схожих политических институтов, действующих в разных странах, и выделил четыре типа политических систем:

  • - англо-американские политические системы, характеризуемые гомогенной и секуляризованной политической культурой;
  • - континентальные западноевропейские системы с фрагментарной политической культурой, состоящей из смешанных политических субкультур;
  • - доиндустриальные и частично индустриальные политические системы с дифференцированными политическими культурами;
  • - тоталитарные политические системы с гомогенной политической культурой, “гомогенность в которых искусственна”.

В политологии существуют и другие классификации типов политических культур. Так, в частности, наряду с типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном пространстве наблюдаются и политические субкультуры. Этим понятием обозначаются системы политических ориентаций и моделей поведения, характерные для социальных групп и общностей, которые отличаются в этом качестве от других социальных субъектов и нации в целом. Политические субкультуры порождаются социально-экономической, социально-этнической, институциональной, социально-территориальной и культурностатусной стратификацией общества. К числу наиболее важных и ярко выраженных из них относятся следующие.

Политическая субкультура Запада, которая имеет следующие характерные черты: используется преимущественно “партиципаторная” модель политического участия, основной элемент политики - индивид, устойчивые традиции политической демократии, индивид уже “пресыщен” политикой, западные религии формируют открытый тип участия в политике, ориентированный на изменения, легко усваивающий новые элементы, преобладание модернизма в общей и политической культуре, общегосударственных интересов, возрастание роли политических лидеров в силу распространения СМИ и снижения роли и значения политических объединений, наличие многочисленного “среднего класса” и соответствующего его интересам политического менталитета.

Политическая субкультура Востока, которая имеет следующие характерные черты: используется преимущественно “подданническая” политическая культура, существеннейший элемент политики - общность (клановая, этническая, профессиональная, семейная и т. д.), устойчивые традиции авторитарного правления, индивид не приобщен к политике, восточные религии формируют “осторожное” отношение к политике, нацеленное на воссоздание отношений и институтов по традиционному образцу; в особых условиях эта приверженность традициям становится фанатичной, устойчивость общей и политической культуры, первостепенная роль национально-этнического фактора, возрастание роли политических лидеров в силу повышения роли парий и движений в политике, резкий “разрыв” между элитами и массами и соответствующий им политический менталитет.

По степени согласованности взаимодействия политических субкультур в той или иной стране У. Розенбаум выделил два типа политической культуры: интегрированная (однородная) и фрагментарная (разнородная). Интегрированный тип политической культуры характеризуется наличием сравнительно высокой степени общественно-политического согласия по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия и высокой степенью многообразия политической жизни. Фрагментарная политическая культура отражает раскол общества, сильную поляризацию составляющих его социальных групп, маргинализацию общества, харизматичность, т. е. ориентацию не на политические объединения и их программы, а на конкретных политиков, обладающих в глазах общества (социальных групп, отдельных граждан) исключительными талантами, достоинствами и “доблестями”.

Таким образом, сегодня существует достаточно много различных подходов к типологии и классификации политических культур.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Охарактеризуйте понятие политической культуры и дайте ее общую характеристику.
  • 2. Какова внутренняя структура политической культуры?
  • 3. Как соотносится между собой политическая культура и мораль, политическая культура и правовое сознание?
  • 4. Каковы проблемы формирования политической культуры в современной России?
  • 5. Какова политическая культура студенческой молодежи в современной России?