Психологические условия развития восприятия учебного материала учащимися. Восприятие, понятие, виды

Информация воспринимается, принимается посредством органов чувств человека, включаются в работу его ощущения и восприятие и только потом опознание, запоминание, установление ассоциаций, осмысление.

Совершенно необходимым, хотя и недостаточным условием того, чтобы информация была воспринята, является приход к тем органам чувств достаточно интенсивных, четких, неискаженных сигналов, соответствующих характеристикам органов чувств, особенностям человеческого восприятия. К сожалению, преподаватели не всегда помнят об этом, пренебрегая контролем громкости своего голоса и дикции, не пользуясь (или мало пользуясь) наглядными пособиями.

Острота зрения в большой степени определяется индивидуальными особенностями ребенка. Однако в некоторых пределах воздействие на остроту зрения учащихся находится во власти педагога. Исследования зависимости остроты зрения от освещенности и контраста показали, что с увеличением яркости фона растет острота зрения. При уменьшении контрастности между рассматриваемыми объектами и фоном, на котором они находятся, острота зрения снижается.

Восприятие информации зависит от удобочитаемости текста, от расположения его на странице (например, текст, напечатанный в узкий столбик, считывается медленней, чем тот же текст, напечатанный более широким планом), цвета бумаги, способа печати, цветового фона.

Наиболее удобочитаем черный шрифт на белом фоне, затем черный набор на всех цветных планшетках; неудобочитаем желтый на белом фоне.

Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти. Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят.

Комбинированное воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилучшие результаты (собственно, на этом и основан принцип наглядности, «золотое правило дидактики»). Так, исследования показали, что человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% - в зрительной. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации.

Психолог Б.Г. Ананьев подчеркивает, что через зрительную систему восприятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую - на одном уровне, на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается лучше, чем на слух. 20% поступающей слуховой информации может потеряться, так как мысли текут в 8-10 раз быстрее, чем речь, есть отвлекающие факторы (реакция на внешние раздражители). К тому же через каждые 5-10 секунд мозг «отключается на доли секунды от приема информации. Именно поэтому требуется повторение одной и той же информации разными способами и лексическими средствами.

Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности . По данным нейропсихологов, 48% людей мыслят логическим путем и 52% - образным. 24% логически мыслящих людей переходят к образному мышлению и 26% образно мыслящих людей переходят к логическому мышлению. Одному легче запомнить номера телефонов, другому - теорему, третьему - хронологию исторических событий.

Большинство психологов считает, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером восприятия мира, с типом мышления. Условно логически мыслящих людей можно разделить на две категории: одни мыслят теоретически, другие - эмпирически. Четко характер мышления человека проявляется в том, как сохраняет материал его логическая память. Эксперименты показали, что «теоретики» лучше всего помнят абстрактный материал, он сохраняется даже через двадцать месяцев. Интересно, что когда испытуемым задавали наводящие вопросы, «теоретики» даже после столь большого перерыва воспроизводили почти полный объем текста.

У «практиков» в памяти остались только конкретные факты и их описания. Сам текст, если и воспроизводился, то отрывочно. После наводящих вопросов «практикам» удается восстановить гораздо меньший объем текста, чем «теоретикам».

Такого рода эксперименты демонстрируют заметное преимущество теоретического типа мышления. Психологи считают, что именно такое мышление следует развивать при обучении школьников.

И если русская система образования преимущественно строится на запоминании различных фактов, концепций, то следует позаимствовать из американской системы направленность на анализ, критический разбор информации и выработку учащимися собственных выводов.

Восприятие - активный процесс, связанный с выдвижением гипотез . Разные люди могут увидеть разное, даже рассматривая один и тот же объект. Это относится к зрительному восприятию и к восприятию речи. То, что видит или слышит человек, определяется не целиком тем, что ему показали или сказали. Существенно влияет на восприятие то, чего ждет человек, осуществляемый им вероятностный прогноз.

Если перед показом учебного рисунка внимание не привлечено к тому, что на этом рисунке существенно, учащийся может рассматривать изображение так, что увидит и запомнит как раз не то, ради чего педагог показал данный рисунок.

Восприятие зависит не только от сигналов, пришедших в мозг от рецепторов, но и от того, чего ждет субъект , осуществляющий вероятностный прогноз. Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявлялась педагогом в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрировались конкретными примерами, учебный материал излагался на доступном уровне с учетом знаний и уровня развития мышления учеников.

Например, чтобы усвоить понятия теории множеств, для детей 7-8 лет нужно преподнести эти понятия в предметно-действенной форме (на языке предметов и действий), а подросткам - в форме конкретных операций над математическими объектами (на языке образов и операций). Это обусловлено возрастными особенностями детей.

Слайд 1

Формирование информационной культуры ребёнка в динамично развивающемся информационном обществе является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

Одним из возможных путей её решения является учет при организации образовательного процесса ведущих каналов восприятия информации у детей.

Восприятие… что это?

Можно ли задействовать его в процессе обучения?

Можно ли выделить восприятие информации в отдельный этап урока?

Как организовать этот этап?

Как может повлиять включение восприятия в урок на качество усвоения информации?

Поможет ли это повысить качество образования?

Слайд 2

Восприятие - глубокий и содержательный процесс, требующий напряжения умственных сил школьников, их стремления получить знания, а также желания и умения учиться. Чтобы знания, получаемые учащимися, были сознательными и прочными, восприятие должно быть активным. Организовать внутреннюю мыслительную деятельность ребенка - осмысление учебного материала, сравнение, запоминание - это и значит организовать активное восприятие. Отчетливое восприятие является результатом не самого по себе внутреннего усилия, но требует активной деятельности воспринимающего.

В психологии восприятие рассматривается как «...психический процесс отражения предметов или явлений действительности, действующих в данный момент на наши органы чувств». В результате восприятия возникает образ предмета или явления.

А значит, учитель должен жестами, интонацией, визуализацией, построением диалога (обращением к разным группам учащихся) привлечь внимание всех детей к решению поставленной проблемы.

Восприятие, как и другие психические процессы человека, протекает не изолированно, а теснейшим образом связано с кругом знаний человека, с его мышлением, с его чувствами. Восприятие ребенка развивается в процессе его практической деятельности, постепенно приобретает целенаправленный характер и становится все более устойчивым и управляемым.

На какие типы можно разделить людей по способу восприятия ими информации?

Слайд 3

Всех людей в зависимости от способа восприятия ими информации можно разделить на следующие типы: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы. Визуалы воспринимают информационный поток через органы зрения. Они “видят” информацию. Аудиалы основываются на слуховых ощущениях. Кинестетики задействуют другие виды ощущений – обоняние, осязание, двигательные и другие. Дигиталы(в некоторой литературе можно встретить – дискреты) производят логическое осмысление с помощью знаков, цифр, логических выводов. Последняя категория встречается очень редко и её можно назвать “мечта учителей математики”.

Во время организации и проведения уроков учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся всего класса и каждого учащегося в отдельности. Поэтому на этапе объяснения нового материала необходимо учитывать вышеперечисленные отличия типов восприятия информации. В одном классе учащиеся воспринимают одну и ту же информацию по- разному.

Слайд 4

Кому-то необходимо все очень подробно объяснять, останавливаясь на каждом шаге, а другим достаточно рассказать основную идею и они далее самостоятельно приступают к её реализации.

Современные технологии обучения математике позволяют организовать работу в группах. Дифференциация по группам осуществляется после специально организованного психологического наблюдения, анкетирования, цель которого – выявление ведущего способа восприятия информации.

Слайд 5

Восприятие визуалом учебного материала, математических объектов, в качестве которых могут выступать математические понятия, определения, процессы и др. становится продуктивнее, если он видит одновременно с объяснением учителя графики, таблицы, рисунки, схемы, иллюстрации, фотографии или учебные фильмы. Он быстрее и качественнее запоминает то, что видел. Поговорка о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, именно про него.

Отличительной чертой визуала является устойчивость произвольного внимания, неотвлекаемость на внешние шумовые раздражители. У таких детей очень хорошо развито образное мышление. Они легче запоминают и работают с математическими понятиями, оставившими реальный образ в их памяти. Прекрасно работают со схемами и моделями. Обеспеченность школ компьютерными технологиями на уроках математики позволяет использовать компьютер и проекционную технику для объяснения нового материала таким учащимся. Для визуалов очень важно наличие дидактических раздаточных материалов, причем эстетика оформления играет немалую роль.

Слайд 6

Например, дифференцированные карточки могут иметь следующий вид.

Слайд 7

Облегчить запоминание правил можно с помощью схемы-опоры. Например, при раскрытии скобок в 6 классе предлагается схема, помогающая созданию зрительного образа и запоминанию информации.

Слайд 8

Аудиал хорошо воспринимает информацию, слушая ее. Причем новый материал желательно рассказывать не монотонным, а выразительным голосом, интонациями выделяя важные моменты. Аудиал легко отвлекается на посторонние звуки. На уроках для таких учащихся нужны звуковое сопровождение и диалог. Не стоит запрещать им проговаривать свои действия, они часто этим пользуются при решении особенно сложных заданий или вычислений.

Для запоминания им надо произнести новый материал вслух, обсудить его. Распечатанный материал аудиалы воспринимают плохо. Для таких учащихся учитель может, например, подготовить аудиозапись или сопроводить видеоряд звуком. Так же во время объяснения сопровождать визуальные объекты речевыми комментариями, добавив смысловые интонации в свою речь.

Слайд 9

У кинестетика главный инструмент восприятия - тело, а главный способ восприятия - движение, действие. Чтобы понять новое, им надо сделать, повторить действие руками. Если это справочная информация, то для запоминания кинестетику надо записать ее собственноручно. Таким учащимся можно предложить составить конспект, выписать новые понятия, определения.

Слайд 10

Для таких учащихся очень значимыми являются задания следующего типа:

    Начертите треугольник. Измерьте все его углы. Запишите результаты измерений. Вычислите сумму углов треугольника.

    Измерьте длину окружности тарелки. Измерьте диаметр тарелки. Найдите отношение этих величин.

Если это порядок действий, то их надо делать по мере поступления. Для таких учеников важно наличие конкретных шагов. Для них “просто рассказ” лишен смысла. Учитель математики может предложить таким ученикам задания на исследование, на нахождение нескольких способов решения или задания с четкими инструкциями по их выполнению.

Слайд 11

Учащемуся-кинестетику сложно долго слушать и только смотреть. Как правило, он начинает повторять действия учителя.

Слайд 12

Для дигиталов очень важно, чтобы задание имело логические связки, переходы одного этапа к другому, а не простая формулировка задания.

Также обязательно должна быть мотивация к выполнению задания. Причем данное задание должно быть ценностным для ученика и опираться на уже имеющиеся знания. Учащемуся-дигиталу важно видеть функциональность и полезность задания.

Слайд 13

При постановке, формулировании учебных задач и организации практической работы на уроке математики наиболее возможен учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.

Например, в формулировке заданий могут быть использованы глаголы, которые будут “ближе” ученику. Русский язык позволяет одну и ту же мысль представить разными словами. Например, ученики должны понять смысл теоретической части, представленной в электронном пособии. В этом случае визуалу учитель даст задание “увидеть главное”, аудиалу - “услышать основное”, кинестетику - “уловить суть”, дигиталу - “сделать вывод”.

Слайд 14

При этом при создании самого пособия преподаватель учтет особенности всех: оно будет наполнено анимационными эффектами (движение и звук), кнопками или ссылками перехода между отдельными частями, четкой структурой представления информации.

Слайд 15

Модальность.

Модальность - (от лат. modus - меры, способ) - характеристика особенностей существования некоторого объекта или явления, протекания процесса (физические М.) , а также способ построения и понимания суждений и логических рассуждений об объектах, явлениях, событиях и процессах (логическая М.). Понятие М. введено Аристотелем. Модальность суждения можно трактовать двояко - как модальности, выраженные в языке, т.е. это характеристика суждения по степени фиксируемой в нем достоверности описываемых положений дел, событий (М. de dicto) или как модальности самих вещей и явлений, по степени выраженной в суждении необходимости, с которой предикат принадлежит субъекту (М. de re). Понятие М. позволяет осуществлять более глубокий и тонкий анализ особенностей и законов познавательной деятельности человека.

Слайд 16

Специалисты говорят:

    От визуала можно требовать быстрого выполнения заданий.

    От аудиала немедленного повторения услышанного им материала.

    От кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого – ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних.

Слайд 17

Исследования психологов показывают, что тип восприятия информации детьми меняется следующим образом… (см. слайд)

Слайд 18

Таким образом, если учитель будет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика (с точки зрения способа восприятия информации), то будет не только достигаться цель конкретного урока, но и учащийся будет учиться воспринимать информацию разными способами. А это, в свою очередь, послужит залогом успешности каждого ребёнка при обучении математике.

Слайд 19

Рефлексия.

Попробуйте сопоставить данную ситуацию и тип человека. ….

(См. слайд).

Хочу показать вам пример возможной организации этапа восприятия на уроке математики в 5 классе.

· Подготовка студентов к восприятию материала:

- мотивация;

- постановка цели;

- эмоциональный заряд;

- установка.

·В ходе занятия педагог активно прибегал к созданию наглядных образов с помощью ясности, образности, записей на доске.

· Осмысленность восприятия:

По реакции учащихся на ответы товарищей;

По возникновению у учащихся вопросов;

- по высказываниям и дополнениям учащихся;

Устное пояснение преподавателем наглядного материала.

·Формирование наблюдательности студентов:

Постановка цели наблюдения;

Выделение этапов наблюдения;

- фиксирование общего, существенного;

- подведение итогов.

5. Развитие мышления студентов на занятии

·Применяемые методы на занятии. Использование приемов активизации мышления учащихся:

Рассказ, беседа, лекция, дискуссия, «мозговой штурм», «круглый стол», «деловая игра»;

Программированное, проблемное изложение;

- создание проблемных учебных ситуаций и т.п.;

Задачи с несформулированными вопросами, недостающими данными и др.;

Использование компьютера и других ТСО.

·Характер вопросов, формулируемых преподавателем:

Требующих простого воспроизведения знаний;

Направляющих процесс анализа и др.;

- побуждающих рассуждать, сравнивать, противопоставлять и высказывать собственное мнение;

- вскрывающих причинно – следственные связи.

6. Речь студентов соответствовала требованиям высшей школы и свидетельствовала о накопленных знаниях и о заинтересованности в предмете .

7. Память в познавательной деятельности студентов

· Приемы, используемые преподавателем для осмысленного и прочного запоминания материала:

- установка на запоминание: прочность, осмысленность, точность и т.п.

- логическая обработка информации;

- выделение главного в материале;

- запись определений, трудных слов, дат и т.д.;

- привлечение учащихся к самостоятельному практическому применению теоретических знаний (правил, законов, составлению таблиц, моделей и т.д.);

Разнообразие форм деятельности

· Вопросы преподавателя направленные на развитие памяти учащихся:

-проверка усвоенного материала;

-осмысление материала;

-закрепление материала;

- повторение.

Поведение преподавателя

· Встреча преподавателя с группой адекватна ситуации (занятию)

· Внешний вид соответствовал академическим требованиям.

· Психическое состояние преподавателя:

- эмоционально – положительное, доброжелательное отношение к учащимся (выдержанное, терпимое, уважительное к личности учащихся и т.п.);



Эмоционально – отрицательное отношение к учащимся (раздражительность, агрессивность, оскорбительное отношение (насмешки) и т.п.).

· Педагогический такт и этика отношения преподавателя к группе

- осуществление общения;

Личностно – ориентированного отношения;

- личностно – ориентированного обучения .

· Контакт с группой:

Предъявление единых требований и одинаковое отношение преподавателя ко всем студентам;

Переключение внимания на работу отдельных студентов;

- способность поддерживать работоспособность учащихся, их дисциплину;

- умение организовывать группу для работы;

Реакция на поведение отдельных студентов.

·Речь преподавателя:

Громкость, темп, дикция, паузы;

- выразительность, эмоциональность ;

Мимика, пантомимика.

· Организация учебной работы:

- занятость делом, плотность работы на занятии;

- руководство самостоятельной работой учащихся;

- комментирование выполняемой работы.

· Занятие было выстроено с учетом возрастных особенностей студентов и их психического состояния.

9. Поведение студентов

· Положительная мотивация обучения, познавательный интерес.

· Внимательность и заинтересованность содержанием занятия, активность и работоспособность.

· Дисциплинированность и желание выполнять качественно задания .

· Причины дезорганизации студентов на занятии.

· Отношение учащихся к преподавателю, к его замечаниям, указаниям по поводу их учебной работы.

Результаты занятия

·Достигнута ли цель занятия:

По организации учебной деятельности учащихся Да;

По наличию интереса Да ;

По организации внимания Да ;

По развитию психических процессов Да ;

По уровню усвоения материалаДа ;

По формированию личности Да .

· Оценка деятельности студентов (общая, индивидуальная, эмоциональная, балловая, на перспективу).

· Значение материала занятия для студентов:



- познавательное, научное;

Эстетическое (нравственное, художественное);

Практическое (деловое);

Социальное (общественное);

- воспитательное (педагогическое );

Личностно-значимое.

· Психологические особенности в построении учебного материала. Особенно в ходе построения занятия

· Общие выводы по занятию. Оценка. Пожелания.

СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА СТУДЕНТА

Общие сведения о студенте

Анкетные данные

  • Фамилия, имя:СауытбекЖасулан
  • Дата рождения: 31.03.1998г.
  • Курс, группа: первый курс, группа 15.1 РЭТ

Сведения о состоянии здоровья

  • часто ли болеет (часто, средне, редко): редко
  • хронические заболевания (какие): не выявлено
  • особенности функционирования нервной системы

Быстро утомляется: нет

Утомляется после длительной нагрузки: да

Неутомим: нет

Быстро переходит от радости к грусти без видимой причины: нет

Адекватная смена настроений: да

Стабилен в проявлении настроения: да

Преобладает возбуждение: нет

Возбуждение и торможение уравновешены: да

Преобладает торможение: нет

Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительна неудовлетворительная): хорошая

______________________________________________________________________

Внеуниверситетские занятия (какие, как часто, систематические ли) систематические занятия спортом

Проявление личностных качеств в поведении студента

· Направленность интересов студента на:

Учебную деятельность;

Достижения в спорте;

Отношения между людьми;

· Отношение к делу, учению:(нравится ли учиться, что побуждает его к учению, отношение к различным учебным предметам, отношение к успехам и неудачам):

Общественная активность;

Трудолюбие

Ответственность: всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело;

Инициативность: выступает зачинателем дел;

Организованность: умеет правильно распределять свою работу;

Аккуратность: содержит вещи в порядке, опрятен, подтянут;

Стремление к успеху: стремится и добивается успеха в каком-либо деле.

Отношение к людям (взаимоотношения с коллективом, группой, отношение группы к студенту):

Коллективизм: проявляет заботу по отношению к другим студентам группы;

Честность, правдивость;

Справедливость;

Общительность: охотно ли выступает в контакт с людьми;

Вежливость, тактичность.

Отношение к себе, самооценка (переоценка или недооценивание себя, как реагирует на поощрения и взыскания):

Скромность;

Уверенность в себе, т. е. выполняет задания, поручения без помощи других;

Стремление к лидерству: стремится во всем быть первым;

Самокритичность: выслушивает справедливую критику.

Волевые качества:

- самоконтроль;

Умение работать в соответствии с требованиями преподавателя;

Смелость;

Решительность: принимает ответственное решение без колебаний;

Настойчивость: всегда добивается намеченного, не отступает перед трудностями.

Положение студента в группе:

Отношение студентов в группе: пользуется симпатией.

Чёткая постановка целей и задач урока; последовательность и доступность изложения; выделение существенного в материале; чёткость инструкций относительно заданных видов работы (упражнения, наглядность, ТСО и т.д.).

О точности и осмысленности восприятия свидетельствуют: выделение учениками в материале существенного, отсутствие ошибок в ответах; соответствие ответов поставленным вопросам.

  1. Организация работы памяти.

Последовательность и доступность изложения; создание установок на длительность, полноту, точность запоминания; постановка вопросов; включение запоминаемого материала в активную интеллектуальную обработку (сравнение, составление планов, схем и т.д.); эмоциональная насыщенность изложения; использование наглядности, ТСО.

О проявлениях осмысленной и механической, произвольной и непроизвольной памяти свидетельствуют ответы своими словами или дословное воспроизведение материала; свободное оперирование материалом или зависимость от ассоциаций; выделение существенных или второстепенных фактов и деталей.

  1. Организация деятельности мышления.

Создание проблемных ситуаций; чёткая постановка вопросов; организация операций анализа, равнения, обобщения; создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение учащихся к самостоятельной постановке вопросов и к самостоятельным выводам, использование различных видов творческих работ.

О самостоятельности, эвристичности, обобщённости и гибкости мышления свидетельствуют следующие проявления: наличие у учащихся собственных суждений, выводов, оценок, своего подхода к теме, вопросу: лёгкость улавливания общего в отдельных фактах; подход к одному и тому же материалу с разных сторон; самостоятельная постановка учащимися вопросов учителю и товарищам.

Наблюдение за уроком учителя-предметника

Приложение 2

Анализ психологической подсистемы взаимодействия учитель-ученик на уроке (по б.С. Тетенькину)

Учитель ___________________

Предмет ___________________

Класс _____________________

Дата ______________________

Анализирующий (ФИО студента-практиканта)

_________________________________________________________________

Карта наблюдений

Основные показатели

Оценка

А. Эмоциональный фон урока Влияют ли на создание благоприятного психологического климата урока:

1. оформление и оборудование кабинета?

2. санитарно-гигиенические условия помещения?

3. внешность учителя?

4. внешность учеников?

5. Оборудование к данному уроку?

Б. Установка Удается ли учителю?

1. Стимулировать деятельность учащихся через постановку задач?

2. Вызывать у учащихся соответствующие эмоции к предмету изучения?

3. Организовать деятельность учащихся соответственно поставленным задачам урока?

В. Моделирование общения на уроке

1. Соответствует ли модель предстоящего общения содержанию урока?

2. Изменилась ли модель общения в соответствии с изменившимися условиями организации урока?

Г. Организация непосредственного общения на уроке Удалось ли учителю:

1. В стадии зрительного общения выявить факторы психологического барьера?

2. Свести к минимуму психологический барьер с учащимися?

3. Подобрать соответствующий способ ликвидации психологического барьера учителя с учащимися?

Д. Управление общением Удалось ли учителю:

1. Найти индивидуальный подход к каждому ученику в системе общения?

2. Корректировать деятельность учеников?

3. Изменить свою деятельность в соответствии с изменением деятельности учеников?

Е. Анализ осуществленной учителем системы общения

1. Смог ли учитель поэтапно проанализировать осуществленную систему общения?

Ж. Управление деятельностью анализаторов

1. Насколько рационально переключается деятельность отдельных анализаторов учащихся посредством чередования методов и приемов, применяемых учителем?

2. Рациональна ли общая нагрузка на деятельность анализаторов учащихся в течение всего урока?

З. Управление восприятиями учащихся

1. Осуществляет ли учитель контакт с учащимися, опираясь на особенности их преобладающего восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические)?

2. Соответствует ли внешняя деятельность учащихся на уроке особенностям их восприятия?

И. Управление представлениями

1. Опирается ли учитель на опыт прошлой и настоящей деятельности на учащихся при формировании образцов изучаемых предметов и явлений?

2. Исходит ли учитель от простого к сложному при формировании представлений?

К. Управление воображением

1. Удается ли учителю стимулировать деятельность репродуктирующего (воспроизводящего) воображения?

2. Стремится ли учитель перевести воспроизводящее воображение учащихся на творческий уровень?

3. Насколько целесообразна деятельность учителя по развитию творческого воображения учащихся?

Л. Правление памятью

1. Активизирует ли учитель деятельность памяти учащихся с учетом всех ее компонентов: запечатление-сохранение-воспроизведение (узнавание)?

2. Владеет ли учитель приемами мнемологии?

3. Адекватны ли применяемые им формы активизации памяти учащихся их возрастным особенностям?

М. Управление речью

1. Соответствуют ли культура и стиль речи учителя задачам урока и возрастным особенностям учащихся?

2. Насколько умело учитель осуществляет деятельность по формированию культуры речи учащихся?

3. Соответствует ли речь учителя системе поэтапного усвоения умственных действий учащихся?

Н. Управление мыслительной деятельностью учащихся

1. Опирается ли учитель на возрастные особенности учащихся при активизации их мыслительных процессов?

2. Специфичны ли методы и приемы активизации мышления учащихся по отношению к предмету изучения?

3. Целесообразны ли осуществляемые учителем межпредметные связи?

4. Удается ли учителю стимулировать коллективное мышление учащихся с учетом их индивидуальности?

О. Управление вниманием учителя. Насколько рационально учитель:

1. распределяет свое внимание на уроке?

2. Стимулирует учебную деятельность всех учащихся класса?

3. Переключает свое внимание на отдельные группы учащихся, а также отдельных учеников?

П. Управление вниманием учащихся

1. Насколько удается учителю сосредоточить внимание учащихся на предмете изучения?

2. Своевременно ли осуществляется переключение внимания учащихся с одного объекта на другой?

3. Рациональны ли приемы переключения внимания учащихся?

Р. Управление волевыми процессами учителя

1. Способствует ли волевая деятельность учителя созданию благоприятного психологического климата урока?

2. Как проявляются такие волевые качества учителя, как самообладание, выдержка, требовательность, в сочетании с этическими нормами?

С. Управление волевыми процессами учащихся

1. Способствует ли волевая деятельность учащихся решению задач урока?

2. Проявляются ли такие волевые качества учащихся, как дисциплинированность, сдержанность и др., в соответствующих ситуациях урока?

Т. Управление темпераментом учащихся. Насколько стимулирует учитель:

1. Познавательную деятельность учащихся различных зон активности?

2. Взаимодействие с учащимися, проявляющими на уроке особенности темперамента?

У. Роль педагогической оценки в стимулировании развития личностных качеств учащихся. В какой степени:

1. Удалось учителю оценить всех учащихся?

2. Оценка учителя носит парциальный характер? (Оценка частичной деятельности).

3. Стимулируют оценки познавательную активность учащихся?

4. Учитель владеет арсеналом парциальных оценок?

5. Чувствует себя каждый ученик класса равноправным членом работоспособного коллектива?

Ф. Психологический климат урока

1. Удалось ли учителю создать равновесие психических состояний участников процесса обучения на уроке?

2. Соответствовал ли психологический климат урока характеру осуществленной деятельности?

3. Носила ли деятельность учителя характер, направленный на активизацию адекватно-стимулирующей деятельности учащихся?

По результатам пятибалльной оценки каждого показателя от А до Ф выводится средний балл группы и составляется номограмма. Делаются выводы и соответственно с психологом составляются программа психолого-педагогической коррекции.

График по оси ординат баллы, по оси абсцисс показатели (от А до Ф).

Приложение 3

Схема оформления психологического дневника наблюдений за поведением учащегося.

Тема урока

Поведение ученика

Возможные причины поступков учащегося

    дневник необходимо заполнять своевременно, после каждого проведенного урока, чтобы более полно и четко отметить все необходимые моменты;

    в графе «Поведение ученика» наблюдатель фиксирует все замеченные поступки, эмоциональные проявления, высказывания учащегося;

    в графе «Возможные причины поступков учащегося» студент указывает наиболее вероятные, на его взгляд, причины замеченного поведения ученика; для того, чтобы результаты получились более объективными, студентам необходимо применить все имеющиеся у них знания по ведущим психологическим дисциплинам, а так же учитывать все факторы, виляющие на поведение ребенка;

    для получения объективных данных практикант должен посетить не менее 10 уроков.