Принципы психолого педагогического сопровождения одаренных детей. Успехи современного естествознания

Психолого-педагогическое

в условиях

Белгород


2014

Управление образования администрации г. Белгорода

МКУ «Научно-методический информационный центр» г. Белгорода

МЕТОДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №1

Психолого-педагогическое

сопровождение одаренных детей

в условиях

общеобразовательных учреждений

материалы из опыта работы педагогов-психологов

общеобразовательных учреждений г.Белгорода)

Белгород


2014

Ответственный за выпуск:

В.В. Дубинина, директор МКУ НМИЦ г. Белгорода


Составители :

  • Еремина И.В., старший методист МКУ НМИЦ г. Белгорода, педагог-психолог МБОУ «Гимназия №5»;

  • Узянова И.М., заместитель директора по УВР,

  • Чеботарева Л.В., педагог-психолог МБОУ «Гимназия №5»;

  • Новикова А.Н., педагог-психолог МБОУ СОШ №40;

  • Иванова Е.А., педагог-психолог МБОУ СОШ №42;

  • Минакова Л.А., педагог-психолог МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста - прогимназия №51;

  • Балакина Л.Б., педагог-психолог МБОУ-лицей №10;

  • Кудрикова Д.Н., педагог-психолог МБОУ-лицей №10;

  • Кабакова Л.Ю.,

  • Перцева О.Р., педагог-психолог МАОУ – лицей №38;

  • Калинина Е.С., педагог-психолог МБОУ СОШ №45.

Рецензент: к.п.н. Корнеева С. А.


Печатается по решению Методического совета МКУ НМИЦ управления образования администрации г. Белгорода.

В настоящем сборнике представлены материалы из опыта работы педагогов-психологов общеобразовательных учреждений г.Белгорода по работе с одаренными детьми в условиях ОУ.

Представленные практические материалы и методические рекомендации помогут работникам управления образования и участникам образовательного процесса работающими с одаренными детьми, в организации психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Сборник предназначен для педагогических работников ОУ: педагогов-психологов, заместителей директоров по УВР, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования и руководителей методических объединений.


Введение

4-5

Раздел I

Теоретико-методологические основы изучения одаренности школьников в современных образовательных условиях

6-14

1.1.

Рабочая концепция одаренности как методологическая база проблемы

6-7

1.2.

Определение понятий одаренность и ребенок с признаками одаренности

8-9

1.3.

Признаки и виды одаренности

10-14

Раздел II

Возрастные особенности проявления одаренности

15-20

2.1.

Возрастные периоды и специфика одаренности

15-18

2.2.

Психологические особенности одаренного ребенка

19-20

Раздел III

Психолого-педагогические условия развития одаренности в условиях общеобразовательного учреждения

21-25

3.1.

Условия развития одаренности в ОУ

21-22

3.2.

Образовательная среда ОУ как средство развития одаренности

23

3.3.

Модель формирования одаренности школьников

24-25

Раздел IV

Технология выявления детей с признаками одаренности

26-28

Раздел V

Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с детьми с признаками одаренности

29-30

Раздел VI

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности школьного возраста в условиях ОУ

31-61

6.1.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности в школе

31-34

6.2.

Психолого-педагогическая диагностика одаренности школьников на разных возрастных этапах

35-42

6.2.1.

Диагностика одаренности. Краткая характеристика диагностических методик

35-37

6.2.2.

Подходы к построению системы диагностики одаренности обучающихся в массовой общеобразовательной школе

38-42

6.3.

Консультативно-просветительский блок работы с участниками образовательного процесса

43-48

6.4.

Коррекционно-развивающий блок работы с участниками образовательного процесса

49-53

Психологическая подготовка к олимпиадам одаренных детей

54-61

Список литературы

62-63
Введение
Изучение детской одаренности как психического явления изначально было актуализировано образовательной практикой.

В развитии этой интегральной личностной характеристики (одаренности) образование выступает как один из ведущих факторов.

Исследование специфики воздействия образования на процесс развития детской одаренности традиционно рассматривается как одна из важнейших психолого-педагогических задач.

Психолого-педагогическая теория и образовательная практика всегда провозглашали задачу сопровождения детской одаренности, о её раннем выявлении, всемерном развитии детских талантов и способностей, выражали стремление решать проблемы специального обучения детей с признаками одаренности.

Рассматривая неудовлетворенность образовательной практики уровнем психолого-педагогической разработанности проблем диагностики и развития детской одаренности, необходимо отметить некоторые особенности современной феноменологии этого психического явления, что объясняет и подходы к его диагностике, прогнозированию и развитию в образовательной среде.

В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «дети с признаками одаренности» и «детская одаренность».

Термином «дети с признаками одаренности» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии .

Второй термин - «детская одаренность» указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал.

В соответствии с этим пониманием в психологии, а вслед за ней и в теории образования возникают две глобальные, вырастающие из одного корня, задачи:

Разработка психологических основ и создание системы развития и поддержки одаренных и талантливых детей;

Разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка в сфере образования.

Каждая из этих задач требует решения четырех, относительно самостоятельных проблем:

Определение концепции одаренности;

Разработки модели диагностики одаренности;

Определение оснований для построения прогнозирования развития детей с признаками одаренности;

Создание целостной системы развития и поддержки детской одаренности в сфере образования.

Прежде чем решать вопрос о том, как проводить диагностику одаренности, как правильно построить прогноз эволюции интеллектуально-творческого потенциала личности, на каких основах строить процесс его развития в образовательной и других видах деятельности, надо определить одаренность на концептуальном уровне.

Далее на этой основе разрабатывается общая схема психодиагностической работы и методический инструментарий. Результаты, полученные на этапе диагностики, становятся основанием для прогнозирования развития индивида. В конечном итоге все это служит базой для моделирования процесса развития, разработки теоретических основ и практики образования.

Отделенная от образовательной практики диагностика не может решить проблему прогнозирования развития одаренности. Эпизодическая диагностика не позволяет объективно решать не только задачу выявления уровня детской одаренности, но и задачу прогнозирования развития. Причина этого в автономизации процессов диагностики, прогнозирования и развития.

Психодиагностика должна выступать по отношению к прогнозированию и развитию процессов как органическая часть единого процесса, т.е. должна быть вплетена в ткань процесса развития. В этом случае диагностика будет значительно более достоверной и станет базой для более надежного прогнозирования, создаст реальные возможности для систематической корректировки образовательной практики.


Раздел I. Теоретико-методологические основы изучения одаренности школьников в современных образовательных условиях

1.1. Рабочая концепция одаренности как методологическая основа

С целью создания системы государственной поддержки и социальной защиты детей с признаками одаренности, а также условий, обеспечивающих их выявление, развитие и социальную поддержку, в 1996 году была разработана и утверждена Федеральная программа «Развитие творчества и одаренности», позже получившая название «Дети с признаками одаренности» 2007 – 10 гг. (утверждена Постановлением Правительства РФ № 172 от 21.03.2007). Программа была разработана авторским коллективом ученых: педагогов и психологов под руководством Д.Б. Богоявленской по заказу Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Достигнутые в ходе реализации проекта определенные социально значимые результаты и очевидный интерес общественности к проблеме одаренности подрастающего поколения послужили основанием для внесения членами Совета по вопросам качества общего образования в РФ на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения об обновлении и продолжении действия Федеральной целевой программы «Дети с признаками одаренности» в период 2011 – 15 гг.

Обновленная Федеральная комплексная программа «Дети с признаками одаренности» на 2011 – 15 гг. выступает гарантом дальнейшего формирования в стране системы государственной поддержки детей с признаками одаренности, создания на всех уровнях действующего механизма социальных и психолого-педагогических условий для развития и обучения детей с признаками одаренности.

Рабочая концепция одаренности рассматривается нами как методологическая основа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей и является попыткой выработки общих позиций всех участников образовательного процесса на феномен одарённости, на проблемы, с которыми приходится сталкиваться в процессе выявления, обучения и развития детей с незаурядными способностями.

Рабочая концепция одаренности также представляет единую теоретическую базу для изучения феномена одаренности (определения одаренности, классификация её видов, путей идентификации и т. д.).

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. На уровне детского сада необходимым является наличие навыков распознания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками.

Цель программы Федеральной «Ребенок с признаками одаренности» - создание условий для выявления, поддержки и развития детей с признаками одаренности в РФ. Эта программа направлена на развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности: познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие детей с признаками одаренности, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач.

Мировая практика работы с одаренными детьми показывает , что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем выбор психодиагностических процедур и методов работы с детьми определяется исходной концепцией одаренности.

В этой связи требуется серьезная просветительская работа среди педагогических работников для формирования у них научно-адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.

Сложность решения этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которых трудно разобраться практическим работникам и родителям. «Рабочая концепция одаренности» является обобщением современного состояния знаний в области психологии одаренности.

1.2. Определение понятий «одаренность» и «одаренный и ребенок»

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми,

Ребенок с признаками одаренности - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Сегодня одаренность рассматривается:

1) как психофизическое свойство личности , определяемое показателями функционирования отдельных структур центральной нервной системы (Э.А. Голубева, А.Н.Лебедев, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, Б.М.Теплов и др.).

2) как психогенетическое качество , которое обеспечивает влияние генетических свойств организма на способности, а также взаимодействие генетических и средовых (А.Басе, С.Берт, Ф.Гальтон, М.С.Егорова, Б.Ф.Ломов, Т.М. Марютина, Г. Ньюмен, К.Пирсон, Р. Пломин, И.В. Равич-Щербо, В.М. Русалов, Ч. Спирмен и др.). Одаренность в этом случае рассматривается в русле естественно-научного подхода относительно биологического созревания и психического развития личности.

3) как высокий уровень развития интеллекта или умственных способностей , которые количественно измеряются с помощью тестов интеллекта (Г. Айзенк, Р. Амтхауэр, А. Бине, Д.Векслер, Дж. Гилфорд, Р.Кеттел, Р. Мейли, Дж. Равен, Т. Симон, Л. Термен, У.Штерн и др.).

В процессе изучения одаренности предпринимаются попытки оценить качественные и количественные показатели одаренности человека, что привело к развитию тестологических методов, направленных на:

Выявление основных черт одаренной личности, определяющих ее развитие (Г. Айзенк, Р. Кеттелл и др.)

Определение структуры интеллекта и общих способностей (Р. Амтхауэр, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Дж. Равен, Т. Симон, А. Энстей и др.)

Выявление творческого потенциала, креативности и мотивации, которые обеспечивают достижение высоких результатов (А. Медник, Э. Торренс и др.)

Определение специальных способностей (Дж. Фланаган и др.);

4) как совокупность мышления и когнитивных функций (Э. де Боно, Л.Ф. Бурлачук, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, О.М. Дьяченко, З.И. Калмыкова, А.Осборн, Я.А.Пономарев, Т.А. Ратанова, O.K. Тихомиров, Н.И. Чуприкова, Д.Б. Эльконин и др.).

В рамках этого подхода мы выделяем два основных направления понимания одаренности:

- как набор общих или специальных способностей (А.В. Брушлинский, К.М.Гуревич, В.Н.Дружинин, А.Г.Ковалев, В.А. Крутецкий, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Ч.Э. Спирмен, Э.Л. Торндайк, Б.М.Теплов, Л. Терстоун, В.Д. Шадриков идр.).

- как высокий уровень креативности (творчества) , выражающийся в высокой исследовательской активности человека (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гетцельс, П. Джексон, А.М. Матюшкин, А. Осборн, К. Тейлор, П. Торренс, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др.).

5) как результат взаимодействия когнитивной одаренности (интеллектуальной, творческой, социальной, музыкальной и др.), некогнитивных личностных особенностей (мотивации, интересов, Я-концепции, эмоционального статуса) и социального (семейный и школьный климат, критические события жизни) окружения (А.Г. Асмолов, Ф.Монкс, В.И.Панов, А.Н. Перре-Клермон, Ч. Перлет, А. Таннебаум, К.А. Хеллер и др.).

6) как совокупность умственных способностей и личностных особенностей , рассматриваемая в контексте возрастного подхода (Г.С. Абрамова, Г. Крайг, И.Ю. Кулагина, Н.С. Лейтес, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, Е.О. Смирнова, И.В. Шаповаленко и др.).

Н.С. Лейтес вводит понятие «возрастная одаренность», подразумевая под этим проявляющиеся в ходе созревания возрастные предпосылки одаренности, причем их наличие на том или ином возрастном этапе еще не означает сохранения этого уровня и своеобразия его возможностей в более зрелые годы.

Возрастной подход дает реальную базу для практической работы с детьми, обнаруживающими признаки повышенных способностей, и позволяет более адекватно относиться к прогностическим возможностям диагностических измерений.
1.3. Признаки и виды одаренности. Классификация одаренности

Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «хочу» и «могу». Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный ( характеризует способы его деятельности) и мотивационный ( характеризует отношение ребенка к деятельности).

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:


  • быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

  • использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации ;

  • выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом этот уровень успешности: новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т. д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом – сложное.

4. Особый тип обучаемости . Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело . Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но необязательно порождающие ее. Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

Виды одаренности

Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект.

Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение различных качественно своеобразных ее видов в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности.

Анализ количественных характеристик одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.

Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

1) вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики

2) степень сформированности

3) форма проявлений

4) широта проявлений в различных видах деятельности

5) особенности возрастного развития

Данные критерии и соответствующие им виды одаренности представлены в таблице.


Критерии

Виды одаренности

По видам деятельности и обеспечивающим ее

сферам психики (интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно-волевая сферы)


- В практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная).

-В теоретической деятельности (интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности).

- В художественно-эстетической деятельности (хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная).

- В коммуникативной деятельности (лидерская одаренность, характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить).

- В духовно-ценностной деятельности (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям).


Степень сформированности одаренности

- Актуальная одаренность (психологическая характеристика ребенка с такими наличными показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами).

- Потенциальная одаренность (психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности). Потенциальная одаренность требует высокой прогностичности используемых диагностических методов и проявляется при благоприятных условиях.


Формы проявления

- Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны).

- Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в специфике культурной среды (освоение норм поведения). Выявление детей с таким типом одаренности – длительный процесс с использованием комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды.


Широта проявлений в различных видах

деятельности


- Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности). Умственная активность и саморегуляция – ее основополагающие предпосылки. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

- Специальная одаренность (проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия – социальная одаренность и т.д.)).


Особенности возрастного развития

- Ранняя одаренность . Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета; высокое развитие познавательных способностей (блестящая память, высокий уровень абстрактного мышления и т.п.); овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (например: пятилетний мальчик составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.).

- Поздняя одаренность . Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования), что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность.


В предложенной классификации видов одаренности творческая одаренность, занимающая центральное место в широко распространенных теоретических подходах, не выделяется в качестве отдельного вида одаренности.

В контексте предлагаемой концепции намечен иной подход к ее пониманию. Творчество определяется как развитие деятельности по инициативе самого ребенка, как «выход за пределы заданных требований», что обеспечивает создание подлинно творческого продукта.

Таким образом, «творческая одаренность» не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности. Вместе с тем подчеркивается, что она характерна для любого вида деятельности.

Признаками детской одаренности являются:


  • высокий уровень развития способностей;

  • высокая степень обучаемости;

  • творческие проявления (креативность); мотивация.

Организация работы с одарёнными детьми предполагает, что педагог будет преодолевать педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми.

Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения. Цели организации работы с одарёнными детьми предполагают решение проблем формирования и развития личности ребёнка по следующим позициям:

  • - психолого-педагогической - создание оптимальных условий для развития интересов, способностей каждого учащегося;
  • - социальной - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества;
  • - дидактической - создание новой методической системы обучения учащихся, принципиально отличающейся от традиционной прежде всего решением индивидуальных образовательных проблем учащихся. Организация работы педагога с одарёнными детьми предполагает:
  • - признание ребёнка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои образовательные потребности по отношению к внешнему миру в процессе субъект-субъектных и субъект-объектных образовательных воздействий;
  • - признание способности ребёнка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;
  • - смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности учащегося;
  • - приоритет личностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий;
  • - приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидающей функции ученика.

Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время психологические особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках школьных предметов.

Этой специфической составляющей является высокий (или повышенный) уровень и широта общеобразовательной подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся. Для всех детей главной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в жизни и профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима.

Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей -- это особо важная задача обучения одаренных детей. Конкретные цели обучения одаренных учащихся определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. Так, в качестве приоритетных ориентиров обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:

  • - развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
  • - создание условий для развития творческой личности;
  • - развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
  • - обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

Общие принципы обучения одарённых детей относятся к основным общим принципам обучения в том числе вообще всех детей:

  • - принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся;
  • - принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме;
  • - принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  • 1) с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
  • 2) в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
  • 3) какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т.д.;
  • 4) какой тип образовательного учреждения целесообразно использовать: специально ориентированную на работу с одаренными детьми гимназию, общеобразовательную массовую школу, учреждение дополнительного образования и т.д.

В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей следует выделить:

  • а) систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, центры развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающие учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, обеспечивающие преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу;
  • б) систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
  • в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;
  • г) систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и при- званных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (в том числе лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения высшей категории и т.п.).

Психологические особенности одаренных детей наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

  • 1. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива.
  • 2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
  • 3. Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе.
  • 4. Включение в работу с одаренными учащимися педагогов, обладающих качествами:
    • - педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
    • - педагог верит в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
    • - педагог считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
    • - педагог стремится к интеллектуальному и профессиональному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
  • 5. Постоянная работа по совершенствованию образовательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

Юлия Юрина
Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

«Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования ».

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Проблемы детской одаренности , развития творческого мышления дошкольников являются актуальными для современного дошкольного образования . Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям . Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире, они – ценная, но хрупкая часть нашего общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования определяет задачу сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также развития эстетических качеств воспитанников.

Работа с одаренными дошкольниками выступает с позиций реализации ФГОС дошкольного образования как одно из направлений индивидуализации дошкольного образования .

Одарённый дошкольник отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Одарённые дети дошкольного возраста остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями , которые необходимо учитывать, избегая «овзросления» детей , на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников . Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми , следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников. Развитие одаренности детей дошкольного возраста будет эффективно, если учитывать психолого – педагогические особенности развития , реализовать эффективные методы и приемы по развитию одаренности , разработать и реализовать программу работы с одаренными детьми , способствующую развитию интеллекта и креативности.

В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение . Сопровождение одаренного ребенка – неотъемлемый элемент гуманизации образования России в условиях ее модернизации . Сопровождение означает содействие ! Поэтому культура сопровождения требует организации совместного действия с ребенком, которое обладает большим развивающим эффектом , учит ребенка сотрудничеству, ответственности и самостоятельности.

Происходит объединение целей педагога и психолога и их фокусировка на личности ребенка, а педагог и психолог становятся равноправными партнерами и одновременно спутниками, сопровождающими ребенка на его жизненном пути.

Психологическое сопровождение развития одаренного ребенка в условиях ДОУ предполагает реализацию следующих этапов :

этап сопровождающей работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов и склонностей, одаренности . Информация поступает от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком. На этом этапе, воспитатели знакомят родителей с возрастными особенностями детей . Педагог-психолог совместно с воспитателями, наблюдают за детьми, анализируют индивидуальные особенности каждого ребенка, выявляют детей с ярко выраженными способностями. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития , построения развивающей работы . Сопоставление результатов психологического тестирования и экспертных оценок педагогов и родителей позволяет получить дополнительную информацию об индивидуальных различиях одаренности ребенка , а также выделить детей , высокий уровень способностей которых по каким-либо причинам не был раскрыт. С детьми используется пакет диагностических методик (интеллекта, специальных способностей, креативности, мотивации, достижений, с целью определения уровня личностного развития ребенка в рамках 4-х основных направлений дошкольного образования : социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, психофизическое . При этом, диагностические задания проводятся в игровой форме в тот промежуток времени, когда ребенок продуктивно активен и занимается с желанием. Поскольку тестирование требует большой самоотдачи, - диагностическое обследование проводиться не спеша, постепенно предлагая не более 1-2 заданий за один отрезок времени (для детей 5-6 лет - до 20 минут, для 6-7 лет - не более получаса).

второй этап – уточнение выявленных способностей ребенка, проведение психолого -педагогического консилиума. На этом этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка . Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, нуждающемся в развивающих средствах , и определяют группу сопровождения , условия для развития одаренного ребенка . Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи каждого субъекта сопровождения , разрабатывают индивидуальные программы или рекомендации по созданию условий для развития его одаренности . В «Дневнике » специалисты фиксируют выводы, записывают рекомендации по сопровождению развития одаренного ребенка .

третий этап - создание условий для развития одаренных детей : проведение развивающей работы с ребенком в кружках; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями. На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка , заявки родителей о развитии одаренности их ребенка , заведующая ДОУ создает в детском саду условия для развития одаренных детей : открывает кружки, студии. При этом использует внутренние ресурсы, воспитателей детского сада, а также приглашает педагогов из учреждений дополнительного образования . Педагоги ДОУ разрабатывают образовательные программы работы кружков, студий, которые обсуждают с родителями и утверждают на педагогическом совете ДОУ. Поскольку у одаренного ребенка , как правило, повышена активность, зона его особых интересов, поэтому в детском саду образовательный процесс педагоги организуют по личностно-развивающей технологии , которая способствует развитию у детей познавательной активности, инициативности, творческого самовыражения, субъектной позиции в деятельности. Работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно также использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям к первенствованию.

четвертый этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка . На этом этапе психологи , педагоги и другие специалисты проводят в середине и конце учебного года, а по необходимости чаще, диагностику успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ, рекомендаций по сопровождению его развития . Педагоги ДОУ организуют в детском саду разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка : выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали и др. Все данные воспитатели регистрируют в индивидуальном «Дневнике сопровождения развития ребенка » .

Таким образом , выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка . Необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания или в процессе индивидуализированного образования . Создание условий , помогающих распознать одаренных детей и способствующих реализации их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества, решение которой направлено на реализацию задач, поставленных ФГОС . Педагогам нужно помнить, что поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей .

Одарённых детей насчитывают от 2-5 % от общего количества детей . Их намного меньше, чем тех, которые не проявляют одарённость . Но, если помнить, что каждый ребёнок – это кладезь потенциальных возможностей, то необходимо приложить все усилия, чтобы помочь ему максимально реализовать себя.

Татьяна Мамаева
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Исследования отечественных психологов подтверждают : количество одаренных детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одаренности и разработке программ развития и коррекции поведения одаренных детей .

Что такое одаренность ?

Одаренность - это системное , развивающееся в течение жизни качество психики , которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В психолого -педагогическом и медицинском аспектах одаренность - это синдром типичных психофизиологических и социально- психологических отклонений от среднестатистической линии развития человека, превышение ее по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта. При этом, чем более выражена одаренность , тем больше психологических проблем само актуализации и социальной адаптации она вызывает.

Сейчас давайте разберем виды одарённости . Какие ни бывают, и немного их раскроем. Существует множество вариантов типов одарённости , но я остановилась вот на этих.

Интеллектуальная (развитие всех высших психических функций : память, мышление, воображение и т. д.)

Академическая (отличается от интеллектуальной тем, что здесь может быть развит показатель только одного учебного предмета; математике, биологии, иностранном языке). По другим предметам может быть неважная успеваемость.

Организаторская (эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими).

Художественная (литературное, изобразительная, музыкальная, хореографическая) .

Психомоторная (спортивная) (координационные способности, память на основные параметры движений, мышечная сила, вестибулярные ощущения и восприятия, выносливость, ловкость).

Все одаренные дети являются разными - по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство детей с повышенными возможностями, которые требуют психологического сопровождения , поэтому дети с признаками одаренности сталкиваются с такими трудностями как :

1. Очень большая загруженность занятиями, нехватка времени.

2. Трудности в общении с педагогами и со сверстниками. Недостаточно развитые социальные навыки.

3. Завышенная самооценка (эгоцентризм) .

4. Трудности адаптации в группе.

5. "Зацикленность" на интересующем предмете, вследствие этого "скучность" этого ребенка для сверстников, так называемый "ботаник".

6. Закомплексованность, застенчивость и как следствие - отверженность.

7. Неумение подать себя.

8. Прессинг на детей со стороны родителей (слишком высокие требования) или наоборот сверхопека.

И так как наше ОУ переходит на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, а Стандарт направлен на решение следующих задач :

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия;

Обеспечение разных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Формирование общей культуры личности детей , в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, этических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

Обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей .

Свою работу с одаренными детьми я строю следующим образом : первоначально это конечно наблюдение, анализ творчество и диагностика. Каждый ребенок обследуется набором психологических тестов : я использую психолого -диагностический-комплекс Чупрова, ПДК включает три методики :

«Угадай-ка» (Получаемые с помощью методики показатели позволяют количественно охарактеризовать особенности кратковременной и долговременной памяти, мышления, такие свойства внимания, как устойчивость переключаемость и распределяемость).

Матрицы Дж. Равена (Методика исследования зрительного восприятия и наглядно-образного мышления).

Словесные субтесты. (Словесные задания позволяющие установить степень сформированности понятий, обобщений, логических операций).

Методика «Два домика» (Методика предназначена для определения социального статуса ребенка в группе и определения межличностных отношений).

Моя задача психолога не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления, личностные характеристики, психодинамические свойства личности , степени эмоциональной устойчивости и т. д. На основе диагностики составляется карта одаренного ребенка , и даются рекомендации педагогам по составлению индивидуальных маршрутов. Педагоги также заполняют анкеты. Родителям предлагается заполнить экспресс-анкету. Проводятся консультации, изготавливаются памятки.

Всю свою непосредственно образовательную деятельность, я провожу в виде мини-тренинга. Каждый тренинг начинается в кругу, взявшись за руки, с общего приветствия.

На одном из первых занятий мы выстраиваем ассоциативную цепочку между настроением и цветом. Разукрашиваем экран настроения - СЕРДЕЧКО. На каждом последующем занятии экран пополняется одним смайликом - это позволяет определить не только уровень эмоционального благополучия ребёнка, но и позволяет ребёнку учиться рефлексии (анализировать своё состояние «здесь и сейчас» и находить причинно-следственные связи).

Одарённым детям нелегко работать в коллективе, поэтому часто провожу игры, которые не только способствует развитию у ребёнка ловкости, быстроты, силы, сообразительности, внимания, но и приучает ребёнка к соблюдению этических норм, правил общежития.

После каждой деятельности (рисования, создания коллажей, исполнения какой-либо роли) прошу ребёнка положительно оценить кого-нибудь из товарищей и объяснить за что, для того чтобы дети прислушивались и были внимательны к высказываниям другого человека.

Данная работа позволяет детям чувствовать себя более уверенно, раскрепощённо, легко вступать в контакт со взрослыми и детьми.

Развитие нашего общества и вхождение его в информационно-техническое пространство XXIвека сформулировали новое поле образовательной деятельности России. На совершенствование образовательной системы в нашей стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребёнка».

Учитель английского языка Лопатина С.Н.

МАОУ СОШ №36

Развитие нашего общества и вхождение его в информационно-техническое пространство XXI века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. На совершенствование образовательной системы в нашей стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Это находит своё отражение в возникновении образовательных учреждений нового типа, ориентированных на обучение и воспитание способных и одарённых детей. Термин «одарённость» вызывает много споров. Говорят, что это генетически обусловленная исключительность. И данное суждение допустимо. Но есть и другое мнение, высвечивающее иной аспект проблемы одарённости. Мозг человека с его способностью к творчеству может рассматриваться как величайший дар природы, и в этом смысле «одарённость» представляет уже не как исключительность, а как «потенциал», «дар», имеющийся у каждого. Понимание этого важно не только для выявления дидактических аспектов проблемы обучения и педагогического сопровождения одарённых и способных детей, но и для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом.

Среди современных концепций одарённости самой популярной является концепция, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одарённых детей-Дж. Рензулли. Согласно его теории, одарённость есть сочетание трёх характеристик: интеллектуальных способностей(превышающих средний уровень), креативности и настойчивости(мотивации, ориентированной на определённую задачу).

Специфические особенности одарённых детей описаны в специальной литературе таких авторов как: Ю.З.Гильбух, А.Карне, Ф.Монкс, А.М.Матюшкин. Одним из важных отличий одарённых считают несбалансированность развития: опережение сверстников в интеллектуально-творческом плане часто может сочетаться у них со средним уровнем психосоциального или физического развития. Одарённые дети часто оказываются неудобными, требующими слишком много внимания, отличающимися от остальных детей и потому бывают отвергаемыми учителями, одноклассниками, родителями. Может создаться впечатление, что детская одарённость- процесс аномальный и ему всегда сопутствуют различного рода трудности. Конечно же, это не так. Одарённый ребёнок – ребёнок, который развивается по другому, он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ. Особенно трудно своевременно заметить такого ребёнка. Идентифицировать ребёнка как «одарённого» или «неодарённого» на данный момент времени- значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее, предопределяя его субъективные ожидания. Следует помнить, что одарённость у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребёнка, педагог должен иметь в виду, что существуют дети, чью одарённость они пока не смогли увидеть. Так же важно помнить, что признаки одарённости, проявляющиеся в детстве, даже при благоприятных условиях могут постепенно исчезнуть. Чаще всего это происходит из-за несоответствия потребностей дальнейшего развития одарённого ребёнка условиям обучения и воспитания в так называемом смешанном классе. Однако если по отношению ко всем обычным детям при возникновении у них трудностей в учёбе, поведении, общении-педагог, психолог и родитель ищут пути помощи и коррекции через выявление их причин, то иначе обстоит дело с одарёнными. Чтобы работа с одарёнными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание, что одарённость- это не просто результат высоких способностей ребёнка, но и в первую очередь это проблема становления его личности.

Из всего спектра проблем обучения одарённых детей можно выделить две стратегические линии. Первая – не важно, будет ли одарённый ребёнок опережать сверстников в подростковом и юношеском возрастах и станет ли затем выдающимся специалистом. Профессиональный долг педагога – учить ребёнка в соответствии с тем темпом, который ему доступен. И вторая линия – необходимо искать педагогические возможности для поддержания уровня и темпа развития.

Развитие одарённости школьников возможно при реализации следующих условий: 1) своевременная диагностика возможностей ребёнка; 2) адекватное содержание обучения; 3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологией; 4) психологическое и педагогическое сопровождение учащегося; 5) побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.

Выделим из данных условий важное и стоящее на первом месте: педагогическое сопровождение учащихся. Внедрение педагогического сопровождения создаёт условия для обеспечения собственной учебной деятельности школьников, учёта и развития их индивидуальных способностей, а в центре внимания – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития детеё, их интеллектуальных способностей.

Целью педагогического сопровождения одарённых детей является создание эффективной системы работы, развивающей и поддерживающей одарённых детей и обеспечивающей их личностные саморазвитие, самореализацию, самоопределение и социализацию.

Исходя из цели можно решить следующие задачи педагогического сопровождения одарённых детей:

  1. Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одарённых и способных детей;
  2. развитие у школьников умений выделить главное, существенное в материале;
  3. развитие у школьников самостоятельного мышления;
  4. развитие речи детей: обогащение словарного запаса и смысловых функций речи ученика в ходе решения образовательных задач;
  5. развитие воображения, памяти, внимания одарённых детей;
  6. формирование у одарённых детей умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных пережеваний4
  7. развитие поисково-исследовательских методов получения знаний по образовательным областям;
  8. развитие индивидуальных творческих способностей школьников в условиях комфортной познавательной ситуации.

Работая с одарёнными детьми, следует выделить несколько моментов в области мотивации таких детей:

А) постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение одарённых детей к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха, обеспечение психологического и физического здоровья школьников, гигиены труда;

Б) стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей школьников в общении и деловом сотрудничестве с учителями и одноклассниками;

В) способствовать развитию творческого потенциала школьников, сохранять их эмоциональное благополучие.

У одарённых детей – высокая познавательная активность, и не всем учителям под силу отвечать на их настойчивые вопросы и удовлетворять их интеллектуальный голод. Поэтому особое внимание следует уделять личности учителя и его побудительно-интенсифицирующей деятельности.

А также необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одарёнными детьми. К профессиональной компетентности можно отнести психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одарённости:

1) знания об одарённости, её видах, психологических основах, критериях и принципах выявления;

2) знания о психологических особенностях одарённых детей, их возрастном и индивидуальном развитии;

3) знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одарёнными детьми;

4) умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одарённых детей на основе признаков одарённости.

Немало важной составляющей профессиональной компетентности являются и профессионально значимые личностные качества педагогов:

  1. высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации;
  2. высокая и адекватная самооценка;
  3. стремление к личностному росту.

Все вышеназванные качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога – «желанию жить в ученике».

Часто дети с признаками одарённости вольно или невольно создают своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы вредны как для ребёнка, так и для самого учителя. Поэтому, учитывая психологические, дидактические и иные особенности обучения и развития одарённых детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. Важным является изменения стереотипов восприятия ученика образовательного процесса и особенно, самого себя. Опыт работы показывает, что один из наиболее распространённых стереотипов традиционного учительского сознания заключается в том, что ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса. Это означает, что, работая с одарёнными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе.

В соответствии с этим подготовка педагогов для работы с одарёнными детьми должна строиться с учётом принципа единства и дифференциации общего и специального обучения, этапности обучения, принципа единства фетеоретической и практической подготовки. При проведении психолого-педагогического мониторига эффективности сопровождения одарённых детей в образовательном учреждении необходимо учитывать следующие составляющие:

1. комплексный подход к процессу организации сопровождения одарённого ребёнка с привлечением всех участников образовательного процесса(педагогов, администрации, родителей);

2. обязательный учёт зоны ближайшего развития при разработке индивидуальной программы сопровождения ребёнка;

3. комплексность оценивания всех сторон поведения и деятельности ребёнка, с использованием различных источников информации и длительности наблюдений;

4. разнообразное включение ребёнка в специально организованные сферы деятельности, которые соответствуют его интересам;

5. тщательная экспертиза продуктов деятельности детей с использованием метода компетентных судей и анализ реальных достижений одарённых детей(участие в олимпиадах, конкурсах, школьных конференциях, фестивалях).

Все вышеназванные составляющие психолого-педагогической компетентности педагога и эффективности организации психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении позволяют сделать вывод, что для педагогического сопровождения одарённого ребёнка требуется «одарённый» педагог. Высокие способности – это тот плацдарм, на котором одарённость может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребёнка, к вопросу формирования его личности.

Литература.

  1. Д.Б.Богоявленская «Психология творческих способностей».-М.,2002.
  2. Д.Б.Богоявленская «Основные современные концепции творчества и одарённости».-М.,1997.
  3. Электронный ресурс-http://www.den-za-dnem.ru. «Рабочая концепция одарённости».