Нод логопедия. Конспект нод для детей старшей группы на логопункте доу

Образовательная область «Познание», «Коммуникация».

Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Коррекционно-образовательные:

Создать условия для закрепления у детей знаний о временах года, о месяцах, признаках времен года;
способствовать расширению и активизации словарного запаса детей с ОНР по теме «Времена года»;
приобщать детей к умению определять первый звук в слове, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги;

Коррекционно-развивающие:

Создать условия для совершенствования доказательной речи, умения обобщать, делать выводы;
способствовать развитию зрительного внимания, восприятия, речевого слуха, памяти, речевого дыхания;

Коррекционно-воспитательные:

Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
создать условия для стимулирования творческого воображения, накопления положительного эмоционального опыта.

Здоровьесберегающие технологии:

Использование зрительной гимнастики;
создание положительного эмоционального фона;
системное чередование нагрузок и отдыха;

Предварительная работа: беседа о временах года, поделки и рисунки детей с родителями на тему «Времена года»
Оборудование и материалы: ИКТ, слайды по временам года, ковер-самолет, картинки птиц, наборы фишек для звукового анализа, слайды зрительной гимнастики, карточки «4 лишний», цветок, «снежок», нарисованное дерево, листики с дерева, муляжи фруктов и овощей, ветка с кусочками ваты, колокольчики, разрезные картинки.

Ход занятия:

Дети заходят в группу и рассматривают выставку поделок и картин на тему «Времена года».

Логопед обращает их внимание на выставку и восхищается творчеством детей.

Логопед: дети, вы хотите отправиться в путешествие по всем временам года сразу? Как вы думаете, на чем мы можем путешествовать? (ответы детей)

Логопед: Предлагаю путешествовать на ковре – самолете.

Дети рассаживаются на ковре и закрывают глаза. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года».

Воспитатель:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой — улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весна)

Слайд-шоу «Весна».

Воспитатель: Какая весна в нашем краю? (Ответы детей)

Игра «Почему я люблю весну?».

Дети в кругу, отвечают по очереди.

Логопед: Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)

Логопед: Кто весну на крыльях приносит? (птицы)

Логопед: Как называются эти птицы? (перелетные)

Логопед: Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (зимующие)

Подвижная игра «Зимующие и перелетные».

Дети стоят в кругу. Воспитатель называет перелетных птиц – дети машут руками, зимующих – приседают и хлопают в ладоши. (используют иллюстрации птиц)

Логопед: Ребята, у вас в руках картинки птиц. Определите первый звук в названии каждой птицы. Но для начала вспомним гласные и согласные звуки. (Ответы детей)

Логопед: Молодцы, дети! Садимся на ковер-самолет и отправляемся дальше!

Воспитатель:

Весна пройдет, за нею ….
Солнце пекет,
Липа цветет,
Рожь колосится, золотая пшеница,
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?
(лето)

Слайд-шоу «Лето».

Игра «Как мы узнаем, что лето наступило?».

Дети передают цветок друг другу и называют признаки лета.

Логопед: Ребята, у нас картинки насекомых. Сейчас мы будем работать за столами.

Дети выполняют звуковой анализ слов: жук, оса.. (индивидуальная работа)

Игра «Четвертый лишний».

Дети рассматривают карточки и определяют лишнюю картинку (на карточках времена года, забавы детей в разное время года…..).

Зрительная гимнастика «Насекомые» (дети глазками следят за движением бабочки, божьей коровки)

Логопед: Молодцы! Продолжаем путешествие!

Воспитатель:

Прошло лето, а за ним …..
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(осень)

Слайд-шоу «Осень».

Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: Прислала нам осень свои плоды. Все они оказались в чудесном мешочке.(дети вытаскивают по очереди овощи и фрукты и называют их)

Логопед: Дети, определите количество слогов в названиях ваших овощей и фруктов. Покажите фрукт или овощ, в названии которых 1 слог, 2 слога, 3 слога…

Игра «Договори предложение».

Воспитатель:

Летом жарко, а осенью-
Летом дни длиннее, а осенью –
Летом листья зеленые, а осенью –
Летом птицы вьют гнезда, а осенью –
Летом мы собираем ягоды, а осенью –
Летом мы обуваем сандалии, а осенью –
Летом дожди теплые, а осенью –

Детям за правильные ответы раздают листики, которые они прикрепляют на осеннее дерево.

Логопед: Молодцы! Продолжаем путь!

Воспитатель:

Прошла осень, наступила зима.
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает?

Слайд-шоу «Зима».

Игра «Назови приметы зимы».

Воспитатель кидает снежок детям, а дети называют слова-признаки.

Дыхательная гимнастика «Устроим снегопад».

Логопед держит ветку с кусочками ваты на ней. Дети все вместе дуют на нее, тем самым получается «снегопад».

Игра «Позвони льдинкой».

Логопед: Дети, я вам буду говорить предложения, а вы, если я скажу верно, то звоните в свои колокольчики-льдинки.

Зимой идет снег.
Зимой дети купаются и загорают.
Летом листья на деревьях желтые.
Весной бегут ручьи, на дорогах лужи.
Осенью птицы улетают на юг.
Сейчас время года – весна.

Логопед: Дети, а теперь нам пора возвращаться домой, в наше время года. Как мы это сделаем? (ответы детей)

Логопед: А может мы соберем разрезную картинку, закроем глазки и возвратимся в нашу весну?

Дети собирают картинку, закрывают глаза, под звуки птичьих голосов на ковре-самолете возвращаются в группу.

Перспектива: Ребята, скоро лето и вы все будете отдыхать. Давайте осенью вы принесете свои фотографии как вы отдыхали и мы с вами сделаем интересную газету!

Разработали:

1. Кулакава Лариса Леонтьевна, учитель-логопед высшей кв. категории, МБДОУ «Детский сад №197″комбинированного вида г. Барнаула.

2. Богоутдинова Ольга Геннадьевна, воспитатель первой кв. категории МБДОУ «Детский сад №197″ комбинированного вида г. Барнаула.

Занятие по развитию речи

Конспект НОД логопеда по формированию
лексикограмматических категорий у дошкольников
подготовительной группы для детей с ФФН

Хисамова Г.Р., учитель-логопед МБДОУ №5 г.Лениногорск РТ

Тема: Сложносочиненное предложение с союзом а .

Цель: Познакомить детей со структурой сложносочиненного предложения, учить составлять сложные предложения с опорой на зрительные символы.

Задачи: Закреплять умение составлять схемы простых предложений, учить составлять схему сложносочиненного предложения с союзом а. Упражнять детей в составлении сложносочиненных предложений с союзом а, опираясь на схемы и картинки. Развивать умение сравнивать предметы. Закреплять активизировать словарь по теме: «Виды спорта. Скоро универсиада!». Закреплять правильное произношение звуков, развивать мелкую моторику, чувства ритма, слуховое и зрительное внимание. Воспитание чувства патриотизма.

Оборудование: Картинки схемы этапов работы на занятии; предметные картинки на каждого ребенка, на тему «виды спорта»; карточки символы слов и картинки для составления предложений.

Ход занятий:

I. Организационный момент. Программирование этапов деятельности.

Рассказ логопеда.

Ребята, мы живем в Республике где скоро произойдет замечательное событие Универсиада. А сегодня к нам пришел в гости Юни-талисман и символ Универсиады. Ведь Универсиада это соревнование молодых. Юни полон сил, любит спорт, его старший брат-большой крылатый снежный барс с гордостью смотрит на него с герба нашего Татарстана.

(показ слайдов)

Ребята а вы знаете по каким видам спорта будут соревноваться спортсмены со всего мира на универсиаде? (Ответы детей) А вы любите спорт? (Ответы детей) .

Я предлагаю вам рассказать по схеме, чем вы будите заниматься сегодня.

Дети отвечают, составляя предложения по схеме. Примерные предложения:

Мы сегодня будем составлять предложения и их схемы.

Поиграем в игру.

Будем сравнивать предметы.

II Основная часть.

1. Знакомство с темой.

Логопед предлагает детям назвать виды спорта на картинках (у каждого ребенка на столе лежит картинка) . Дети называют виды спорта(футбол, волейбол, плавание...) , затем обобщают и называют тему занятия. Объясняют понятие - спорт.

2. Объяснение нового материала.

Педагог дает детям задания: девочкам-раскрасить ленточки, мальчикам - нарисовать (обвести через кальку) мячи. Предлагает составить предложения о том, чем они занимаются.

Дети составляют предложения.

Девочки раскрашивают ленточки.

Мальчики рисуют мячи.

Затем составляются на наборном полотне схемы этих предложений.

Далее педагог объясняет, что если мы хотим сказать о девочках и мальчиках одним предложением, для этого надо соединить оба предложения с маленьким словом «а» (показывает на схеме) и обе полученные части разделить запятой. Затем просит детей составить предложения по схеме:

Логопед обращает внимание на то, что в каждой части предложения называются разные слова-предметы. Сообщает, что желательно употреблять и разные действия.

Дети составляют предложение:

Девочки раскрашивают ленточки, а мальчики рисуют мячи.

3. Составление сложного предложения по двум сюжетным картинкам.

Логопед дает задание: используя составленную схему, придумать по картинкам предложение. Предлагаются картинки: «баскетболисты играют в баскетбол», «теннисисты играют в теннис».

Составляется предложение:

Баскетболисты играют в баскетбол, а теннисисты играют в теннис.

4. Пальчиковая гимнастика.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной, перед собой, слева, справа.)

По коленкам - шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай!

5. Составление предложения по комбинированным схемам, с использованием картинок. Дошкольникам предлагается задание составить предложение по схеме.

Петя катается НА лыжах,

а Таня катается НА коньках.

6. Упражнение в образовании новых слов на тему «Спортсмены»

Играет в хоккей - хоккеист.

Играет в футбол - футболист.

Играет в волейбол - волейболист.

Играет в баскетбол - баскетболист.

Играет в теннис - теннисист.

Едет на велосипеде - велосипедист.

Занимается гимнастикой - гимнаст.

Плавает - пловец.

III. Динамическая пауза.

Логопед делит детей на гимнастов и пловцов (чтобы дети не путались, к одежде пристегиваются значки с изображением спортсменов) . Предлагает детям придумать задания для спортсменов с маленьким словом «а» и дает образец:

«Гимнасты приседают, а пловцы ныряют».

Гимнасты прыгают, а пловцы плывут.

Гимнасты кружатся, а пловцы задерживают дыхание.

Гимнасты делают наклоны в стороны, а пловцы «звездочку».

7. Объяснить смысл пословиц.

Пешком ходить - долго жить.

В здоровом теле, здоровый дух.

Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья.

Двигайся больше, проживешь дольше.

8. Лото «Закончи предложение»

У каждого ребенка по большой карте игры лото и отдельные картинки. Логопед предлагает прочитать под рисунками на картах начало предложений и закончить их, подобрав соответствующую картину с подходящим по смыслу продолжением и положив ее на пустое поле рядом.

Зимой играют в хоккей, а... летом в футбол.

Зимой катаются на лыжах, а... летом на велосипеде.

Зимой катаются на коньках, а... летом плавают.

В теннис играют ракеткой, а... в баскетбол мячом.

Дети подбирают соответствующие картинки и читают предложения.

IV Подведение итогов.

Педагог предлагает детям, используя алгоритм деятельности, вспомнить, что они делали на занятии: играли, составляли предложения, сравнивали, каким видом спорта занимаются летом, каким зимой. Выясняют, какие игры им понравились, в какие они хотели бы поиграть на следующих занятиях.

НОД для детей 5-6 лет на логопункте ДОУ

Тема: Автоматизация звука «ш» в слогах, словах и предложениях.

Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
- закрепить навык автоматизации звука «Ш» в слогах, словах, предложениях и чистоговорках;
- развивать фонематический слух;
- развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционного аппарата;
- развивать внимание, память и мышление;
- воспитывать самостоятельность, интерес к занятиям.

Инвентарь и оборудование: сюжетные картинки: домик мишки, мишка купается, зимний лес; предметные картинки: шапка, шуба, шорты, рубашка, шапка-ушанка, чешки, груша, вишня, лапша; игрушки Миша и Маша; шишки, пластиковые цветочки-вертушки; схемы слов и прищепки, схемы звуков.I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг-другу и поздороваемся!

2. Введение в тему занятия.
-А теперь на свой стульчик сядет тот, кто правильно повторит чистоговорку:

Ша - ша - ша - как погода хороша!
Шу -шу - шу - никуда я не спешу.
Ши - ши - ши - свежим воздухом дыши!
Шо - шо - шо - солнце греет хорошо!
Ше - ше - ше - как приятно на душе!

После проговаривания чистоговорки дети идут на своё место.

3. Сообщение темы и цели занятия. Мотивация к познавательной деятельности.
- Дети, кто догадался, какой звук сегодня мы будем изучать?
– Верно, это звук [ш]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [ш].

II. Основная часть.

1.Закрепление правильной артикуляции звука [ш]
В гости в лес нас приглашают,
Поиграть там предлагают.
По тропинке в лес пойдём.
На полянке дом найдём.

(Показать картинку домика Миши).

Кто живёт в этом домике? А кто к нему часто приходит в гости?(показать игрушечных Машу и Мишу)
- Скажите, Какие звуки повторяются в середине слов Миша и Маша?
-[Ш].
- Ребята, поставьте перед собой зеркала и произнесите звук [Ш].
- Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?
- Губы выдвигаются вперед. Они круглые.
- Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?
-Язык поднимается к небу, за верхние зубы.
- А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все ш-ш-ш.
– Воздух теплый.
– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.
– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: он включается или молчит? Приложите все руку к шее, скажем ш-ш.
– В домике было тихо, голос не включался.

Произносят звук [ш]

2. Закрепление умения пользоваться моделями при анализе характеристики звуков:
– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?
– Правильно, звук [ш] согласный; звонкий или глухой звук [ш]?
– Глухой.
– А звук [ш] твердый или мягкий?
– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. Обозначаем синим кружочком.

3. Артикуляционная гимнастика.
В красивом желтом домике живет девочка Маша. Дом стоит за ровным, красочным забором (упражнение «Забор»). У домика красивые, светлые окошечки (упр-е «Окошко»). Сегодня мама Маше печет блины (упр-е «Блинчик»).К блинам Маша приготовила сладкий чай и налила его в чашечку (упр-е «Чашечка»). Блины Маша ест с вареньем. Варенье вкусное, Маша облизывает верхнюю губку (упр-е «Вкусное варенье»). Потом она пошла качаться на качелях (упр-е «Качели»).
(Дети встают в круг).

Покачалась Маша и побежала в гости к Мише (показ картинки леса, дети встают полукругом перед картинкой).


В лесу хозяйничала зима. Под ногами Маши шуршал снег. Яркое солнце ослепляло глаза (прикрываем глаза). От ветра шумели деревья.
- Покажите, как шумят деревья? (ш-ш-ш – руки подняты, качаемся).
-Вдруг ей под ноги свалилась что? (показать шишку).

4. Развитие фонематического слуха.
Это фыфка?
Это сыска?
Это шиска?
-Правильно, это шишка.
-Давайте скажем: «Это шишка».

Самомассаж.
Мишка по лесу ходил,
Много шишек находил,
Много шишек находил,
Маше шишку подарил. (шишки попеременно сжимаем в кулаках)
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем с шишкой мы играть!
Будем с шишкой мы играть,
Между ручками катать! (катаем между ладоней)

5. Дидактическая игра «Собери букет».
- Маше очень понравились шишки, и она решила Мише собрать букет из шишек. Давай поможем ей.
(Дети отбирают шишки с рисунками на звук ш, ставят на магнитную доску, составляя цветок, и садятся на свое место).
- Маша собрала букет и побежала дальше.

Пальчиковая гимнастика
Нас позвали к Мишке в гости
(ладони на щеках, качаем головой),
И пошли мы по дорожке
(пальцы «шагают» по столу).
Топ-топ
(ладони хлопают по столу),
Прыг-прыг
(кулачки стучат по столу),
Чики-брики
(ладони хлопают поочередно по полу),
Чики-брик
В гости к Мишке мы пришли
(показать кистями рук треугольник – «крышу»),
Дверь в избушке мы нашли,
Постучали: раз-два-три
(постучать кулаком о ладонь),
Поскорей нам отвори!
(сжимаем и разжимаем кулаки).

Дыхательная гимнастика
Прибежала к Мише, а у него на подоконнике зацвел цветочек. Маша увидела цветок, полюбовалась его красотой, понюхала и говорит: «Ах, как пахнет».
-Давай и мы с вами понюхаем цветок: сделаем вдох – носом, а на выдохе скажем «Ах, как пахнет».

6. Автоматизация звука [ш]в словах.
-А Мишка в это время затеял уборку в шкафу. Помогите им навести порядок, Машины вещи положите к Маше, а Мишины к Мише.
- У Маши в шкафу … (шапка, чешки, шуба).
- У Мишки в шкафу … (шорты, рубашка, шапка-ушанка).

7. Игра «Где находится звук [ш] в слове?»
Слова: Миша, шапка, чешки, шуба (Дети на карточках показывают с помощью прищепок место звука [ш] в слове).

Физкультминутка
Мишка по лесу шагал,
Мишка палку увидал.
Бросил палку кверху мишка.
Падай в шапку с ёлки шишка!
Шишка хлоп по голове,
Сразу шишек стало две!
(Движения выполнять по тексту)

8. Автоматизация звука [ш]в предложениях.
-Навели они порядок и решили кушать готовить. Достали они продукты и задумались, чтобы им приготовить. Давай им подскажем, что можно приготовить из этих продуктов:
Груша, вишня, лапша.

Наелись они и Машенька довольная побежала домой, а Мишка решил перед сном умыться. Посмотрите на картинку и скажите:
-Что делает Мишка? Где купается Мишка? (показ картинки с купающимся мишкой).


Слушайте чистоговорки и повторяйте:

Шо-шо-шо – Мише в ванне хорошо.
Шу-шу-шу- тише, Миша, попрошу.
Ши-ши-ши-Миша, в ванне не пляши.

III. Заключительная часть.
Намылся Миша и лёг спать. Какой звук вы старались правильно произносить, помогая нашим героям?
– Правильно, звук [ш].
– А какой это звук?
– Это твердый, глухой, согласный звук.
– Чем мы еще занимались на уроке?
– Понравилось ли вам помогать Маше и Мише?
– Молодцы. Я думаю, что наши гости Маша и Мишка остались очень довольны вами.

Елена Анатольевна Скоркина
Конспект итогового логопедического НОД в старшей группе «В стране красивой речи»

Цель : закрепление пройденного материала.

Коррекционно - развивающие задачи :

Корригировать произношение;

Корригировать и развивать зрительное восприятие;

Корригировать и развивать слуховое восприятие;

Корригировать и развивать моторику кистей рук;

Корригировать и развивать мыслительную деятельность (анализ и синтез, логика, мышление) ;

Корригировать и развивать связную речь (словарный запас) .

Развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивость) .

Коррекционно – образовательные задчи :

Уточнить словарь по лексическим темам «Животные» , «Предметный мир» , «Игрушки» , «Насекомые» , «Цветы» , «Птицы» и др.

Систематизировать и обобщить знания раздела «Обучение грамоте» .

Коррекционно – воспитательные задачи :

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям ;

Воспитывать самостоятельность.

Здоровьесберегающие задачи :

Планировать объём материала с учётом утомляемости детей;

Соблюдать правильную посадку детей;

Способствовать созданию благоприятного психологического климата;

Соблюдать режим охраны зрения;

Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование.

Доска, указка, мольберт, картинки-упражнения, пеналы для звукового анализа слов, пеналы со схемами предложений, зеркала по количеству детей; методический инструментарий учителя-логопеда (раздаточный материал игра «Подарки» , упражнение «Соберём горошины» , мяч, цветные магниты, смайлики (весёлый и грустный) с магнитами; компьютер, проектор, сопровождающая презентация к занятию.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Скажите, какое у вас сегодня настроение?

Тогда давайте встанем в круг.

Справа-друг и слева - друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2. Основная часть.

2.1. Сообщение темы занятия.

Скажите, а вы любите играть?

А вы любите путешествовать?

За высокими горами

За далёкими лесами

Чудо государство есть

Слов красивых там не счесть .

Приглашение пришло из этой страны

Скорее же в путь отправимся мы.

Сегодня мы совершим путешествие в страну красивой речи , которая называется «Грамотей-ка» . А правит той страной старичок – Речевичок . Жители этой страны говорят красиво и грамотно .

В этой Волшебной стране живут Звуки . Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (Гласные) . Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки? (Согласные) .

А поможет нам попасть в страну красивой речи воздушный шар .

2.2. Дыхательная гимнастика.

Отправляемся в волшебную страну «Грамотей-ка» . Садимся на воздушный шар и отправляемся в путешествие. Надуваем шар (живот) 1, 2, 3, 4. Сдуваем 1, 2, 3, 4, 5.

Воздух выходит из шара : Вдох и выдох со звуком ш-ш-ш.

2.3. Артикуляционная гимнастика.

Итак, мы с вами в стране красивой речи . Что за жители здесь живут? Присаживайтесь поудобнее и приготовьтесь внимательно слушать и выполнять упражнения из сказки.

Жили были в стране «Грамотейка» весёлые жители. Просыпались ежедневно жители страны «Грамотейка» рано-рано (дети зевают, потянулись) . Открывали широко окна (упр. «Окошко» , чистили свои зубки (упр. «Почистим зубки» , пили чай с конфетами (упр. «Конфетка» , и блинчиками (упр. «Блинчик» ) и отправлялись каждый по своим делам. Одни любили кататься на лошадке (упр. «Лошадка» , другие качаться на качелях (упр. «Качели» , но были среди них и трудолюбивые жители, которые весь день работали, как дятел-лекарь леса (упр. «Дятел» ). Они красили забор (упр. «Маляр» ). Все жители страны «Грамотейка» были приветливыми и улыбались друг другу (упр. «Улыбка» .) А ещё они любили собирать грибы (упр. «Грибок» ). А когда им становилось совсем грустно, они смотрели на часы как они тикают (упр. «Часики» ). А затем снова играли, как и мы с вами.

2.4. Зрительная гимнастика.

Так как сегодня нам будет помогать играть компьютер, нужно обязательно выполнить гимнастику и для наших глаз.

Мы гимнастику для глаз

С тобой выполним сейчас!

Белка по деревьям скачет,

И в дупле орехи прячет.

(движение глазами вверх - вниз по дорожке)

Пчёлки летают вперёд и назад,

Мёд принести они в улья спешат!

(движения глаз вправо-влево)

Посмотри, над цветущим лужком

Бабочки летают кругом!

(Круговые движения глаз)

А сейчас зажмурим глазки,

Поморгаем много раз,

И весёлая зарядка,

Сохранит здоровье глаз!

2.5. Упражнение «Что лишнее?»

Зонт-зерно-стакан-корзина;

снежинка-бусы-собака-заяц;

пружина-роза-крыжовник-кружка;

дрова-лиса-трава-рак.

2.6. Упражнение «Назови ласково»

солнце-, перо-, гнездо-, сова-, рыба., самолёт-….

2.7. Динамическая пауза «Жук»

Жук залез на лесенку,

Распевает песенку

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я на лесенке сижу» .

Жук свалился с лесенки и запел он песенку

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я под лесенкой лежу» .

Мы жучка поднимем и ласково обнимем.

2.8. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Высоко-…

Далеко-…

Горячий-…

Чёрный-…

Грустный-…

Больной-…

Солёный-…

Толстый-…

2.9. Упражнение «Один - много» (хором)

Помидор - помидоры;

самовар-…

карандаш-…

2.10. Пальчиковая гимнастика «Лягушки» (дети проходят за столы)

Две зелёные лягушки

Две весёлые подружки «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»

Хором песни распевают «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»

Всем ребятам спать мешают «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»

2.11. Загадка (по описанию)

Угадайте, что это?

Её опасно трогать, хоть она и очень привлекательна.

У неё есть шипы, её дарят женщинам, она приятно пахнет и очень радует нас.

(роза)

2.12. Упражнение «Выложи схему слова» (РОЗА)

2.13. Упражнение «Составь предложение»

Придумайте предложения со словом «РОЗА» .

2.14. Упражнение «Соберём горошины»

(раздаточные картинки)

шишка-мишка, лягушка-подушка, малыши-камыши, мошка-кошка, снежинка-пружинка, ножи-ежи, пирожок-флажок, жук-лук, бинт-винт, ком-дом, мишка-мышка.

2.15. Упражнение «Подарки»

(раздаточный материал)

Будем дарить подарки – картинки в названии которых есть звуки С, З, Ж, Р. (по 2 картинки каждому ребенку)

3. Итог занятия (рефлексия) - Ребята, скажите, вам понравилось гостить и играть в стране красивой речи ?

А как называется страна красивой речи ?

Нам пора возвращаться в детский сад.

Что вам больше всего понравилось?

Если вам всё понравилось и вам не было сложно, то возьмите весёлого смайлика , а если были трудности, то грустного смайлика.

Вы сегодня молодцы! Отлично показали свои знания, совсем как жители страны «Грамотей-ка»

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Звук и буква «С»

Тема недели: «Домашние животные». Тема НОД : «Знакомство с буквой «С»

Интеграция образовательных областей:

  • Познание
  • Коммуникация
  • Здоровье

Технологии:

  • использование игровых методов;
  • игровые технологии, направленные на развитие зрительного внимания;
  • информационные компьютерные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, самомассаж лица;
  • технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая гимнастика;
  • коррекционные технологии: психогимнастика.

Коррекционно-образовательные: совершенствовать навыки звуково­го анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова).

Коррекционно-развивающие: учить правильно произносить звук [С], выделять его в начале, середине и в конце слов.

Продолжать формировать понятие «согласный звук».

Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику, длительный плавный выдох, зрительное внимание, память, мышление.

Материал:

магнитная доска, предметные картинки на звук «С», карточка из азбуки буква «С», синие фишки, тетради, цветные карандаши, мяч, карточки для определения места звука в слове для каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Организационный момент /вступительная беседа/
– Ребята, какое сейчас время года?
– Сколько всего зимних месяцев?
– Назовите их?
– Какой сейчас месяц?
– А какой сегодня день?

2. Психогимнастика
Логопед:
«На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте, изобразим, как мы лепим снеговика /имитация движений/. Поработали, отогрелись, расслабились».

3. Сообщение темы занятия
– Послушайте, пожалуйста, загадки, если вы их отгадаете, то узнаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся.

Заворчал живой замок

Лег у двери поперек.

– Какой первый звук в этом слове?/«с»/
– В каком положении губы? /улыбка/
– Где находится язычок? /язык широкий, за нижними зубами/.

– Посмотрите на экран нашего компьютера.

4. Характеристика звука (слайд 3)
– Звук «с» согласный, твердый.

– Каким символом обозначаем согласный твердый звук?
– Какие желтогрудые птицы зимуют вместе с нами?

5. Упражнение на дыхание
– Ребята, представьте, что подул сильный ветер, обжигающий лицо. СССС /выдыхают твердый звук «с»/». Когда лопается колесо и выходит воздух, то раздается такой звук «ССС».
6. Рассматривание картинок на звук «С» (Слайд 5)

Дети называют картинки и определяют место звука в словах.

7. Игра с мячом «Эхо»
– Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» .
«с», «а» – «са»;
«с», «и» – «си»;
«с», «у» – «су»;
«с», «о» – «со».

8. Раскрась картинки, в названии которых есть звук «С» (работа в тетрадях)

9. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки дети

Маша кашей всех кормила. мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу Загибают по одному пальчику на левой руке.

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. Сдувают «крошки» с ладошки.

10. Знакомство с буквой «С» (слайд 7)

Послушайте стихотворение про букву «С»:

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

– На что похожа буква «С»?

– Давайте сложим ее из пальцев.

– Найдите букву «С» в своих тетрадях в правом верхнем углу. Каким цветом ее нужно раскрасить? Раскрашивайте. Обведите ее пальчиком, напишите в воздухе по очереди всеми пальцами обеих рук.

11. Рассматривание слайдов 8,9

12. Составление предложений по картинкам

Санки, автобус, миска, собака.

13. Итог занятия

Прислала

Учитель-логопед

Стелла Данелян

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"