Туристические эстафеты для школьников. Особенности проведения туристических слетов и соревнований с учениками различных возрастных групп Соревнования по туризму в школе

Туристские соревнования школьников

Туристские соревнования, как правило, проводятся в школах, где сложилось многолетняя практика туристской работы, активно действуют туристский клуб или кружок. Организуются они в виде многоборья и служат целям пропаганды туризма, обучения туристским навыкам, подводят итоги работы за определённый период.
Планировать туристские соревнования лучше всего наконец мая, когда подводятся итоги учебного года, да и погода благоприятствуют. Однако некоторых школах существует практика проведения их осенью-в этом случаи они являются своего рода стартом туристской работы в течение учебного года.
Место проведения соревнований должно быть удобным для подъезда и подхода групп, безопасным иметь условия для организации большинства видов соревнований. Необходимо также наличие воды для питья и хозяйственных нужд, дров для костра. Лучше, когда для школьных соревнований из года в год используется одна и та же поляна. При этом легче решаются такие организационные вопросы, как получение разрешение местных органов, обеспечение картографическим материалом, разработка маршрутов, доставка и отправка групп. А так как ребята постоянно сменяют возрастные группы, то можно не бояться повторения дистанций через 2-3 года.
подготовка к соревнованиям начинается заблаговременно. Создаётся штаб, в который входят учителя, представители от каждого класса, отвечающие за подготовку команды, члены комитета комсомола. Разрабатывается подробный план подготовки соревнований с указанием конкретных мероприятий, сроков подготовки соревнований с указанием конкретных мероприятий, сроков исполнения, ответственных. План утверждается директором школы и доводится до сведения всех членов штаба. В плане отражаются вопросы материального оснащения как самих соревнований, так и команд классов комплектования судейской коллеги, подготовки места проведения и дистанции, организации занятий с командами классов.Судейская коллегия также комплектуется зарание. Члены штаба решают,какие виды соревнований можно организовать своими силами,а на судейство каких необходимо пригласить родителей или шефов.Какправило,к судейству широко привлекаются старшеклассники,имеющие опыт походов и участия в соревнованиях.

Положение о соревнованиях необходимо разработать как можно раньше,ознакомив с ним не только учителей,но и ребят.В Положении подробно освещаются условия проведения каждого вида соревнований:действия команд и участников, система штрафов, подведение итогов. Для представителей команд в каждом виде соревнований планируются консультация, практические занятия в помещении и на местности. Главные судьи по видам составляют списки необходимого снаряжения и оборудования и сдают их главному судье. Тот сводит их воедино, после чего решается вопрос, где достать недостающие снаряжение. Часть снаряжения-колышки и тенты для палаток, простейшие костровые приспособления и др.-может быть изготовленно самими ребятами в школьных мастерских в зависимости от сложившихся традицмй, наличие снаряжения комплектуется состав участников. Как правило, это команды классов, причём рекомендуется ограничить минимальное количество участников в команде. В зависимости от количества классы соревнуются между собой по паралеллям или объединяются в группы. Ненадо готовить для каждой группы отдельные трассы, можно пропускать их по одной и той же дистанции, исключая некоторые этапы и подводя результаты внутри каждой группы. Лучше всего проводить состязания в два этапа. Цель первого этапа-подготовить ребят к итоговым соревнованиям. Проходит он с 1 сентября по 1 мая. За этот период команды классов должно совершить туристский поход с обязательной здачей разработанного маршрута и выпуска стенной газеты по результатам похода. Результат команды складывается из количества очков, полученных за разработанный паспорт маршрута, выпущенную стенгазету и совершение самого похода. Для повышения массовости можно за каждого участника похода начислить классу 1 балл, а для превличения родительского актива 3 балла за каждого родителя, принявшего участие в походе. За 2-дневный поход с ночлегом количество баллов удваивается. В положении можно оговорить и такое условие: в судейскую коллегию представляется результаты двух походов, но к зачёту принимается один лучший.

Итогом этого вида соревнований может стать хорошая картотека маршрутов, включающую техническое описание, схему, варианты подъезда, рекомендации по прохождению. В программу первого этапа можно включить ряд групповых консультаций по различным элементам(установка палатки, разжигание костра с пережиганием нитки, передвижение по азимуту, оказание первой медицинской помощи, топографическая подготовка, укладка рюкзака, после которых провести мини-соревнования.

Занятия организуются следующим образом.

В один из дней для представителей всех команд (по 4 человека от класса) проводится консультация по установке палатки: показывается последовательность, обращается внимание на ошибки, предоставляется возможность поупражняться. В конце занятия каждая команда получает задания: подготовиться к мини-соревнованиям по установке палатки на скорость, которая состоятся на следующей неделе. После консультации по топографической подготовке можно провести топографическии диктант, упражнения на определения расстояния по карте. Таким образом можно отрабатывать многие элементы, необходимые в туристическом походе. В протакол вносится результаты всех мини- соревнований и места, занятые классом в каждом из них.

На первом этапе можно провести и учебное соревнования по линейному ориентированию на маркированной трассе (количество участников неограничевается). Состоят они в следующем. Участник движется по маркированной трассе, а у него на карте нанесена нитка маршрута. Встречая на своем пути котрольный пункт(КП), участник должен нанести его на карту: сделать прокол булавкой и на следующем КП перечеркнуть его крест-накрест цветным карандашом. Зачет результата – по времени прохождения дистансии плюс штраф за ошибку на КП (1 мин. за 1 мм отклонения).

Очень важно, чтобы в школе был вывешен сводный протокол результаов первого этапа соревновании, в которой бы заносились результаты каждого вида.

В программу в т о р о г о э т а п а с о р е в н о в а н и й можно включить контрольный комбинированный маршрут, ориентирование по выбору, туристскую технику(полоса препятствий)и проверку туристских навыков. Успеть провести все эти виды в течение одного дня можно при следующих условиях:ККМ организуется в виде похода к месту соревнований в течение 2-3 час.; ориентирование по выбору занимает не более 1,5час.; полоса препятствий короткая, технический несложная и динамичная; туристсткий навыки проверяются во время этих трех видов состязаний.

Контрольный комбинированный маршрут (ККМ) проводится как туристский поход, в ходе которого каждая команда выполняет различные задания по краеведению, туристской технике, топографии, ориентированию, оказанию первой медицинской помощи.

На маршруте команда преодалевает различные препятствия, самостоятельно выберая тактику и способ безопастного прохождения. При этом команда набирает баллы. Если ребята не готовы к приодалению какого-либо этапа, они могкт его пропустить, лишившись соотвествующего количество баллов. На прохожение каждого этапа устанавливается определенное время –НВ (нормальное время). Если команда преодолевает этап быстрее, преимущества от этого она не получает, а за превышение НВ ей дается меньшее количество баллов.

Предлагаем включать в ККМ следующие этапы:

Предстартовая проверка (максимальная оценка 20 баллов).Ответ капитана от действиях команды в аварийной ситуации – до 4 баллов.Ответ дного из участников (по жребию) о гражданинах районов соревнований – до 4 баллов. Проверка личного снаряжения одного из участников(по жребию) – до 3 баллов.Наличие и состав медицинской аптечки, ремонтного набора, группового снаряжения – до 3 баллов за каждый элемент. За отсутствующий предмет снимается 1 балл, но не более 3 баллов в каждом списке.

Знание правил оказания первой медицинской помощи (максимальная оценка – 20 баллов, контрольное время – 15 мин.) .Двое представителей от команды получают карточки с указанием диагноза травмы и заболевания. Используя предаставленные в карточки наборы признаков травм, заболеваний и способов оказания первой медицинской помощи, команда выбирает правильный ответ (записывает шрифт). За каждый ответ дается до 5 балллов.

Оказание первой медицинской помощи по условно заданной травме (максимальная оценка 10 баллов). Список травм зараенее огаваривается. Правильное выполнение – 10 баллов, с ошибками – 5, неправильное – 0 баллов.

Транспортировка «пострадавшего» (максимальная оценка – 10 баллов). Команда изготавливает из подрчных материалов средства для транспортировки и транспортирует « пострадавшего» . Правильная транспортировка – 5 баллов, с ошибками – 2 , 5 , неправильная-0 баллов. Аналогично оценивается и правильное изготовлевание средств для транспортировки.

Определение расстояния по карте (максимальная оценка – 3 балла) . Команда использует имеющийся инструмент (линейку или компас) , определяет расстояние между пунктами на карте. При ошибке до 5% - 3 балла, до 10% - 2 , до 15%- 1 , более 15 % - 0 баллов.

Определение азимута на три ориентира (масксимальная оценка – 9 баллов). Команда при помощи компаса определяет азимут на указанные оринтиры. При ошибки до 5 градусов – 3 балла, до 10 градусов -2 , до 15 градусов- 1, свыше 15 градусов -0 баллов.

Бивак (максимальная оценка -10 баллов).Команда за контрольное время (1 час) должна поставить палатки и вскипятить воду.

Маркированный маршрут. Команда двигаясь по маркировке, отслеживает по карте путь движения и наносит местопрохождения КП проколом, а на следующем КП зачеркивает прокол карандашом. При ошибке до 2 мм – 6 баллов, до 4 мм- 4 , до 6 мм- 0 баллов.За выполнение задания в устоновленное НВ команда получает 10 баллов.

Обазначенный маршрут. Команда движится по обозначеному на карте маршруту, проходя через КП, устовленные на местности, но не обозначенное на карте.За посищение каждого КП дается 5 баллов, премие за НВ при посищении всех КП – 20 баллов.

Открытый маршрут.

Команда должна приодолеть при помощи карты моршрут в несколько километров, проходя в взадонном порядке через КП. Оценка-как обзначенном маршруте.

Ориентирование по «легенде»

(описание маршрута) . Команда движется без карты по « легенде» с укозанием азимутов и расстояние, проходя черезКП в том случае, если она идет правильно.За посещение каждого КП -3 балла, премия за НВ при посещении всех КП -10баллов

Азимутальный ход . Получив исходные данные (азимут и длину хода –до одного км) ,команда движется к указанной точке. При выходе на финишную прямую записывается номер вешки.При ошибки до 5 % длины хода -15 баллов, до 10 % -10 , до 15%-5 , с выше 15% -0 баллов. Премия за НВ (только при ошибке до10%) -10баллов.

Определение расстояния до не доступного предмета. Команда любым известным ей способом определяет расстояние до не доступного предмета. При ошибке до 5 % -6 баллов, до 10 % -4 , до 15 % -2 , свыше 15 % -0 баллов.

В завсимости от уровня подготовки команд в ККМ можно включать и другие элементы – спуски и подъемы при помощи веревки, навесную переправу, а также элементы краеведения, связанные со школьной программой: определение растительности, измерение расхода воды и т.д.

Каждая команда имеет зачетную маршрутную книжку, в которой ребята делают отметку о прохождении этапа и о полученном результате. Основное требование к работе судей: команда, уходя с этапа, должна узнать свой результат. Этапы с ориентированием проходятся при помощи любой имеющейся карты, однако лучше ипользовать спортивную карту, изготовленную для соревнований по ориентированию.

Туристкая полоса препятствий проводится, как правило,для старшей возростной группы и заключаетсяв последовательном прохождении этапов полосы протяженностью 300-500 м всей командой. Для ребят младшей и средней возрастной групп она заменяется туристкой эстафетой, где эстафетной палочкой служит рукзак. Результат команды определяется по времени, затраченному на преодоление полосы препятствий, и штрафному времени, полученному за ошибки на этапах. Состав команды 4-6 человек. Рекомендуется сквозное прохождение этапа, т.е. участники не ждут друг друга. Там, где это возможно, разрешается взаимопомощь.

Примерные этапы туристкой полосы препятствий:

Снятие палатки (старт). Учавствуют не менее 2 человек. Команда укладывает палатку, стойки и колышки должны быть убраны в чехол.

Прохождение «болота» по «кочкам». Участнки преодолевают «заболоченный» участок местности по 10 «кочкам». Прохождение первой и последней «кочек» обязательно, остальных – произвольно. За срыв одной или обеих ног с «кочки» дается штрафное время 60 сек., причем штрафовать каждого участника можно только один раз.

Транспортировка « пострадавшего» . Члены команды любым способом, переносят « пострадавшего», не допуская его падения на землю. В случае падения этап начинается сначала. Задание можно усложнить, предложив соорудитьпри помощи шестов и двух штормовок или курток носилки.

Разжигание костра и пережигание нитки. На высоте 70 см от земли между стойками натягивается нитка, а на высоте 30 см проволока – ограничитель для хвороста. Два представителя от команды должны разжечь костер от одной спички, используя только природные материалы, и пережечь нитку.

Завал. Сооружается из бревен, высота до 150 см, ширина коридора – 4 м. Разрешается взаимопомощь. Штраф: выход за коридор – 90 сек., потеря снаряжения 30 сек.

Установка палатки (финиш). Допускается любое количество участников. Палатка ставится на 2 наружные стойки и 10 колышков. Вход не застёгивается. После построения команды по сигналу капитана секундомер выключается, судья оценивает правильность выполнения задания. Если палатка установлена правильно, судья подаёт команду. При обнаружении ошибок команде даётся ещё одна попытка. Если команда снова установит палатку с ошибками, она получает штраф 30 сек.

Сразу же после прохождения дистанции команда должна знать свой предварительный результат-не только чистое беговое время, но и штрафы на этапах. Для этого следом за командой через все этапы проходит один из судей (им может быть и школьник). Он собирает у судей на этапах информацию о штрафах и сообщает её главному секретарю. Информация оперативно обрабатывается и сообщается команде в виде предварительного результата. Это снимает много спорных вопросов, возникающих к концу соревнований.

Для предотвращения конфликтных ситуаций перед началом соревнований необходимо провести капитанов по дистанции, объясняя на каждом этапе (в присутствии судьи) порядок его прохождения, систему штрафов. Это поможет избежать различного толкования действий, а следовательно, и протестов.

Если позволяет местность, есть достаточное количество судей и снаряжения, можно сделать две нитки. что значительно сократит время прохождения туристской полосы препятствий и сделает её более динамичной.

В туристские соревнования школьников полезно включать ориентирование по выбору. На стартеучастники получают карту с нанесенными КП, имеющими оценку в очках.Задача каждого – за определенное время (от 45 до 60 минут) набрать как можно больше очков.За превышение контрольного времени из результата вычитаются штрафные очки- определенное количество за каждую просроченную минуту.Побеждает участник,набравший больше очков.

Старт в ориентирование по выбору может быть общий или групповой.Если участников много, их разбивают на забеги, так чтобы члены одной команды стартовали в разное время, причем забеги мальчиков и девочек чередуются.

Карту рекомендуется выдавать за 2-3 минуты до старта, чтобы каждый участник мог с ней ознакомиться, наметить путь движения.Тогда по команде «Старт» ребята не побегут, даже не заглянув в карту, за самым опытным, а будут стараться работать самостоятельно.

Дистанция должна удовлетворять следующим требованиям: 1. На местности устанавливаеться как можно большее количество КП. 2. Дистанция планируется так, чтобы было несколько равноценных вариантов движения. 3. КП стоят на твердых ориентирах, исключающих поиск.

Существует несколько вариантов постановки дистанций соревнований по выбору. Один из них – когда стоимость КП определяется его трудностью.Чем дальше КП удален от старта чем сложнее его найти, тем больше очков он принесет спортсмену.В этом случае старт и финиш возмещаются в центре карты, с тем чтобы у участников было больше вариантов движения.

Для соревнований с участием новичков рекомендуется схема дистанций.Все КП имеют одинаковую стоимость, например 2 очка. Старт и финиш разносятся на расстояние не превышающее 1 км., между ними устанавливается 1 – 2 КП, основное же количество КП расположено в стороне от прямого маршрута. При такой системе слабоподготовленный участник движеться к финишу по прямому маршруту, а хорошо подготовленный – через район, где КП установленны гуще.Можно ввести обязательный минимум КП, которые участники должны посетить.Примерно за двести метров от финиша стоит КП прохождение которого обязательно, так как он находиться в начале финишного коридора.

Соревнования по ориентированию проводяться со спортивными картами масштаба 1:15000 или 1:20000.Для школьников масштаб может быть и 1:10000. В том случае, если на район соревнований нет карты, рекомендуем организовать азимутальные соревнования.Состоят они следующем.На старте участник получает карточку с указанием азимута и расстояние до КП, оборудованного призмой с шифром.Здесь же вешается цветной карандаш или штампик для отметки.Ребята проходят на время дистанцию не более 2-х киломметров с 5-6 КП.В карточке можно указать азимуты и протяженность всей дистанции, а можно только расстояние до первого КП, где участник получит азимут и расстояние до второго КП,и т.д.

Соревнования по ориентированию проводяться как лично-командные.Новичков лучше выпускать по 2 человека вместе, но с одной ккарты.Это придаст ребятам уверенность и обеспечит соревнованиям большую безопасность.

Проверка туристских навыков. Это наиболее сложный для судейства вид соревнований, так как невозможно разработать четкие критерии по всему комплексу вопросов, из которых складывается быт туристской группы.Здесь многое значит личный опыт судьи, выступающего в роли эксперта, его туристский и педагогический стаж.

Туристские навыки судят трое судей, каждый из которых работает самостоятельно, а оценка выводиться средняя.Судейство осуществляется в течении всего хода соревнований и складывается из следующих показателей: выход группы на маршрут, прибытие на место соревнований, оснащение снаряжением, состояние лагеря и кухни, хранение продуктов, оказание первой доврачебной помощи.При выходе группы на маршрут судьи оценивают её внешний вид, правильность укладки рюкзаков, состав походной аптечки, т.е. те элементы, которые ходят в предстартовую проверку на ККМ.При оценки оснащенности группы снаряжением проверяется наличие металлических колышков, стоек для палаток,костровых приспособлений,правильность подбора посуды для приготовления пищи.

Судейская коллегия делает 2-3 обходы всех биваков, оценивает чистоту и порядок, соблюдение группой и отдельными участниками распорядка дня, дисциплинированность, проверяется состояние кухни, групповой и личной посуды, гигиену и ее хранение,наличие дров. Особое внимание уделяется вопросам хранение продуктов, их учета и выдачи, а также оказание первой медицинской помощи.

Результаты соревнований по туристским навыкам, как правило, подводятся последними и существенно влияют на распределение мест в итоговом протоколе. Во избежание протестов со стороны команд каждый судья при обходе должен довести до группы свои замечания и оценку.За основу рекомендуем взять 5-балльную систему оценки каждой позиции как наиболее понятную для ребят.Итоги проверки туристских навыков должны вывешиватся для ознакомления в течении одного часа после обхода.

Помимо соревновательной части в программу туристских соревнований входят и различные конкурсы: эмблемы, художественный самодеятельности, поваров, боевых листков, газет и др.Отношение к участию в этих конкурсах будет намного ответственнее, если результат конкурсной программы войдёт как 1 из видов в итоговый протокол соревнований.Так, например, при проведении 5 видов конкурсов командый результат можно определять по сумме мест- очков, полученных за участие в трёх конкурсах.

Одним из главных критериев оценки конкурсов должны быть самостоятельнность и творчество самих ребят.Так, например, при проведении конкурсов боевых листков можно полностью исключить участие руководителя команды, отведя время и место для работы ребячьей редколлегии. Конкурс художественной самодеятельнности и туристской песни лучше провести в форме выступления агитбригад, заранее дав тему выступления.Хорошо, если в состав жюри, оценивающего конкурсы, войдут представители от ребят и им будет дана возможность участвовать в подведении итогов.

Важными элементами туристских соревнований являются процедуры их открытия и закрытия, награждения участников.Необходимо, чтобы был разработан сценарий открытия, назначен командующий парадом, подготовлен флагшток, решены вопросы музыкального сопровождения, хотя бы с использованием портативного магнитофона.На открытие можно пригласить почетных гостей, ветеранов войны и труда из числа родительского актива; представить главную судейскую коллегию, судей по видам, довести до всех участников условия соревнований.

Один из главных вопросов проведения туристских соревнований – обеспечение безопасности. Он включает проверку пригодности питьевой воды, ликвидацию опасных мест на дистанциях, обеспечение дежурства медицинского работника и сотрудника полиции. Очень важно предусмотреть наличия подъездных путей к месту соревнований, чтобы в случае травмы или болезни участника его можно было немедленно доставить в ближайший пункт медицинской помощи.

Необходимо заблаговременно решить санитарные вопросы: соорудить временные туалеты, подготовить ямы для мусора, места для мытья посуды и умывания. Особое внимание необходимо уделить вопросам купания ребят: установить постоянное дежурство на водоёме, запретить купаться по одиночке, без сопровождения взрослых.

Если за несколько дней до соревнований произошло резкое ухудшение погоды, их необходимо перенести или отменить совсем. Однако просто дождливая погода не должна служить препятствием ни для ребят, ни для руководителей. В этом случае можно упростить дистанции, сократить программу, но постараться всё таки провести максимум видов.

М.Г. Фальковский инструктор по туризму, учитель высшей категории, судья по спорту.

Сценарий туристско-краеведческого праздника для школьников 6-8 класса «По родному краю с рюкзаком»

Цели:
Образовательные:
- популяризация спортивного туризма, как удовлетворение естественной потребности человека в непосредственном познании окружающего мира, своего края;
- формирование навыков туристкой техники;
- изучение основ туристского быта.
Развивающие:
- развитие активной туристско-спортивной деятельности детей;
- развитие интереса к изучению туризма.
Воспитательные:
- воспитание физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край.
Задачи:
- познакомить с понятием «туризм», видами туризма;
- познакомить с правилами укладки рюкзака;
-научить надевать страховочную систему;
-познакомить с правилами установки бивака;
-дать элементарное представление о типах костра, научить
выкладывать костры различных типов;
-познакомить с основными обязанностями участников группы.
Оборудование: тематические иллюстрации; веревка; скейт; обручи; туристическое снаряжение; дрова для костра, личное снаряжение.

План занятия:
1.Вводный этап.
2.Основной этап.
2.1.Знакомство.
2.2.Разминка « Викторина»
2.3 Эстафета «Соберись в поход»

2.4 Доберись до места
2.5 Снаряжение туриста.
2.6. Переправа.
2.7.Установка бивака.
2.8.Зажги костер
3.Итоговый

Преподаватель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас туристско-краеведеческий праздник «По родному краю с рюкзаком». Мы с вами совершим увлекательнейшее путешествие в мир туризма. Узнаем, чем занимаются и что узнают туристы в походах и на соревнованиях, а также, что объединяет этих романтиков дороги.
-Кто же такие туристы, и чем они занимаются?
- Что означает слово «туризм»? Это слово произошло от французского «путешествие», а путешествовать можно по-разному. На территории нашего края можно заниматься всеми видами туризма.
-Какие виды туризма известны вам?
Преподаватель: Молодцы, ребята! Но перед тем как начать наш праздник я представлю сегодня жюри, которое будет оценивать. (Представление жюри). И первый наш конкурс « Викторина».
1.Конкурс « Викторина» (приложение)
Преподаватель: Молодцы! -Итак, мы отправляемся в дорогу. Без какого важного предмета туристского снаряжения поход не состоится? (рюкзак)
-Рюкзак - это верный друг любого туриста. Походный дом, который всегда рядом. Туристу приходится несколько раз в день собирать и разбирать его. Укладка рюкзака - это целая наука. Постичь некоторые ее азы мы попробуем сейчас.
- Первый участник с пустым рюкзаком бежит к обручу, в котором рассыпаны разные предметы. Его задача: взять только один предмет, который может пригодиться в походе, положить его в рюкзак, вернуться к команде и передать рюкзак следующему игроку, который выполняет такое же задание. Внимание, в обруче есть лишние предметы, которые не понадобятся нам в походе, проявите мышление и смекалку.
2.Конкурс « Соберись в поход»
Преподаватель: Рюкзак собран, можно отправляться в поход. Во время похода на нашем пути могут возникнуть препятствия. И следующий конкурс « Доберись до места»
3.Конкурс «Доберись до места» (“Мышеловка” (строим так: между двумя гимнастическими скамейками натягиваем волейбольную сетку.) пролезание под сеткой, « переправа» (скейт и веревка), бревно, навесная лестница, подъем, траверс, спуск (шведская лестница))

Преподаватель: Препятствии, которые вы преодолели, могут встретиться вам в походе. А вы знаете, что для того, чтобы их преодолеть необходимо специальное снаряжение. Для того, чтобы преодолевать препятствия, нужно научиться пользоваться страховочной системой, которая позволит сохранить жизнь человеку в самых сложных ситуациях. И мы приступаем к следующему конкурсу « Снаряжение туриста»
4.Конкурс « Снаряжение туриста» (одевание системы, перчаток, каски, пристегивание карабинов)
Преподаватель: Продолжаем наш поход. Все туристы должны уметь выходить из любых ситуаций. Впереди у вас речка и маленькая лодка в которую вся команда не помещается. И сейчас задание для капитанов которые должны команду переправить на следующий берег. В руках у капитана команды находиться обруч, это и есть лодка. Капитан стоит в обруче, по очереди он берёт себе в обруч по одному члену команды и бегом переправляются на другой берег. И так до тех пор, пока капитан не переведёт всю команду.
5.Конкурс « Переправа»
Преподаватель: До места стоянки мы с вами, ребята, благополучно добрались. Что необходимо сделать далее? Правильно. Разбить лагерь.
6.Конкурс « Установка бивака» (палатка)
Преподаватель: Молодцы ребята, лагерь установили. Но какой поход без туристического костра. И се
йчас каждая команда зажжет свой костер. В руках у каждого игрока команды находятся по одному полену. По сигналу ведущего ребята по очереди бегут до линии, где они должны построить костёр, в виде колодца. Последний игрок бежит и ставит в внутрь костра макет огня. Чем указывая жюри, что костёр зажжён.
7.Конкурс « Зажги костер»
Преподователь: - Наше путешествие подошло к концу. Все показали свою ловкость, силу, быстроту. А главное получили заряд бодрости и массу положительных эмоций!
Преподаватель: Сегодня, ребята, вы немного окунулись в многогранный, интересный, полный впечатлений мир туризма. Конечно же, мы с вами прикоснулись только лишь к тысячной доле этого необыкновенного увлечения. Наш праздник подходит к концу. Но любое путешествие должно заканчиваться на хорошей ноте и сейчас наше жюри подвело итоги. Вам слово. (Награждение)

Прилождение

Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.
1.Сколько туристов живет в этом лагере?
Ответ: 4 туриста. 4 ложки и тарелки, список на дереве из 4 человек.
2.Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
Ответ: несколько дней назад. Паутина на палатке.
3.На чем они сюда приехали?
Ответ: приплыли на лодке. Весла возле дерева.
4.Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
Ответ: недалеко. На картинке видно курицу.
5.Откуда дует ветер: с севера или юга?
Ответ: с юга. На палатке виден флажок, который указывает направление ветра. Если посмотреть на сосны, то с северной стороны у них ветки короче. Значит ветер дует с юга.
6.Какое сейчас время дня?
Ответ: утро. Используя предыдущий ответ можно определить стороны света, а посмотрев на тень от повара видно, что солнце находится на востоке, а значит сейчас утро.
7.Куда ушел Шура?
Ответ: ловить бабочек. За кустами видно сачок.
8.Кто вчера был дежурным? (Назовите по имени.)
Ответ: Коля. Сегодня дежурит не Шура (он ловит бабочек), не Коля (он у рюкзака с буквой "К"), и не Вася (он фотографирует, в его рюкзаке с буквой "В" лежит штатив). Значит дежурный - Петя, а вчера дежурил Коля.
9.Какое сегодня число какого месяца?
Ответ: 8 августа. Сегодня дежурит Петя, значит 8 число. Видно арбуз, значит сейчас август.

Гирвасская средняя общеобразовательная школа.

Организатор спортивно-массовой работы: учитель физической культуры Филатова Наталья Александровна

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНЫХ соревнованиях по туризму

Цели и задачи.

Соревнования школьников по туризму проводятся в целях пропаганды и популяризации туризма, укрепления здоровья, выявления лучших команд.

Время и место проведения.

Соревнования проводятся в районе Турламбы.

Участники соревнований.

В соревнованиях принимают участие учащиеся 1-11классов. Для участия в соревнованиях подается именная заявка, заверенная медицинским работником и классным руководители.

Организация и судейство.

Общее руководство соревнованиями осуществляет ЦДЮТ. Непосредственное проведение соревнований возлагается на главную судейскую коллегию в виде школьных педагогов. Главный судья – Филатова Н.А., учитель физической культуры.

Подведение итогов и награждение.

Итоги соревнований подводятся:

в общем зачете;

в зачете по каждой дистанции.

Победителем соревнований будет являться команда, набравшая наименьшую сумму мест на всех дистанциях. В случае равенства суммы мест, предпочтение будет отдано команде, имеющей лучший результат по виду «Кросс-поход». Команды, занявшие 1,2,3 места в общекомандном зачете, награждаются грамотами.

Программа соревнований.

  • кросс-поход;
  • полоса туристской техники (или эстафета);
  • конкурс капитанов.

Условия проведения соревнований.

Кросс-поход.

В соревнованиях участвует 6 человек. Время старта каждой команды определяется жеребьевкой. Старт первой команды – 9.00 ч. Команда проходит маршрут по маркированной трассе в сопровождении руководителя или учителя данной школы. Руководитель не имеет право вмешиваться в действия команды на этапе. Если это происходит, то команда снимается с данного этапа, а результат ее аннулируется. Устанавливается общее контрольное время (КВ) прохождения дистанции, которое будет сообщено на старте. Команда, которая не уложилась в КВ на этапе, снимается с данного этапа, ее результат аннулируется. Конечный результат определяется по наименьшей сумме штрафных баллов.

Команда должна иметь контрольный груз, в который входит:

Рюкзак 6 штук;

Кружка, чашка, ложка 6 компл.;

Продукты для приготовления горячего обеда;

Костровое оборудование 1 компл.;

Котелок 1 шт.;

Спички 1 кор.;

Медицинская аптечка 1 шт.;

Часы наручные 2 шт.;

Блокнот, карандаш 1 шт.;

Команда приходит на старт за 10 мин. до старта.

Возможные этапы:

Предстартовая подготовка.

Проверка контрольного груза.

Полоса препятствий. (Переправа по параллельным веревкам Команда передвигается по веревке приставными шагами, держась руками за перила. На каждом пролете должно находиться не более одного участника. Переправа по бревну - Каждый участник команды передвигается по лежачему или висячему бревну, держась за перила.

Каждый участник проходит полосу препятствий.Учитывается время от старта(начала выполнения первого участника),до завершения выполнения последним участником.

Определение топознаков.

Каждый участник получает карточку, где два топознака нужно определить и два – нарисовать самому.

Определение азимута.

Команда по заданному ориентиру определяет азимут (компас судейский)

Преодоление чащобы. Команда движется по маркированному коридору, соблюдая дистанцию и все правила прохождения на данном этапе.

«Пазлы»-собрать на время карту Карелии разрезанную в виде пазлов.

«Кочки».Команда преодолевает участок имитированного болота по кочкам. Длина этапа около 20м.

Краеведческий Команда отвечает на 10 вопросов. Тестирование.

Подъем и спуск со склона . Этап проходят согласно правилам подъемов и спусков.

Поляна заданий (КВ – 1 час).

установка палатки любого типа (согласно правилам установки палатки);

устройство бивуака;

разжигание костра;

приготовление горячего обеда

Полоса туристской техники.

Итог подводится по наименьшему времени прохождения и наименьшему количеству штрафных баллов на этапах.

Туристская эстафета.

  • Возможные этапы:
  • Узлы;
  • Топознаки;
  • Укладка рюкзака;
  • Болото;
  • Азимут;
  • Маятник;
  • Мышеловка;
  • Бревно;
  • Параллельные веревки;
  • Медицина (тесты);
  • Навесная переправа.

Конкурс капитанов

Капитан каждой команды проходит весёлую полосу препятствий, в которую входят технические и юмористические этапы. Перед стартом капитаны ознакомятся с этими этапами, т.е. этапы будут предложены на месте. Лучший результат определяется наименьшим временем прохождения и наименьшим количеством штрафных баллов.

ТАБЛИЦА ШТРАФОВ

Название этапа

Название штрафа

Кол-во баллов/сек.

Разъяснение

Предстартовая подготовка

Отсутствие контрольного груза;

Потеря контрольного груза.

Отсутствие груза, записанного в положении.

За каждый предмет.

Топознаки

Ошибка при определении топознака;

Неправильно названный топознак

Любая ошибка в названии или рисунке.

Преодоление чащобы

Падение участника

Нарушение порядка движения, несоблюдение дистанции.

Краеведческий

Неправильный ответ

Неправильно выбран вариант ответа

Подъем и спуск со склона

Падение участника

Нахождение участников друг над другом.

В пределах этапа опора на колено.

Изображение схемы маршрута

Ошибка при определении КП

За каждый мм свыше 2мм

Установка палатки

Ошибка при установке палатки

Перекос дна, скатов, конька, неправильная установка относительно ветра.

Заступ за ограничение;

Касание воды или земли;

Потеря жерди;

Падение участника;

Неправильное движение по этапу

Заступ за контрольную линию.

При оставлении жерди в пределах препятствия.

Потеря маятника.

Заступ за ограничение;

Касание воды или земли;

Падение участника;

Неправильное движение по этапу

Заступ за контрольную линию.

Любой частью тела или одежды, потеря равновесия.

Приземление на одну, две ноги в пределах препятствия, опора на колено и т.д.

Нарушение порядка движения на кочках (первая и последняя кочка), двое на этапе.

Переправа по параллельным веревкам

Заступ за ограничение;

Падение с перил;

Не завинчена муфта карабина

Заступ за контрольную линию.

Переправа по бревну

Заступ за ограничение;

Неправильное движение по перилам;

Падение с перил;

Касание воды или земли;

Заступ за контрольную линию.

Неправильное расположение перил. Работа без рукавиц.

Падение с зависанием на самостраховке.

Начало движения без самостраховки. Нахождение на перилах более одного человека.

Укладка рюкзака

Ошибка при укладке рюкзака;

Неправильная укладка рюкзака

Незначительная ошибка.

Ошибка при определении азимута

За каждые 2градуса свыше 5град., но не более 10баллов.

Мышеловка

Касание веревки, стойки одеждой и любой частью тела.

Навесная переправа

Заступ за ограничение;

Неправильное движение по перилам;

Падение с перил;

Отсутствие или прекращение самостраховки

Касание воды или земли;

Заступ за контрольную линию.

Неправильное расположение перил. Работа без рукавиц.

Падение с зависанием на самостраховке.

Начало движения без самостраховки. Нахождение на перилах более одного человека.

Любой частью тела или одежды, потеря равновесия.

Все этапы

Подсказка или помощь судьи;

Непрохождение этапа участником;

Пререкание с судьей;

Потеря контрольного груза;

Пререкание с судьей;

Превышение контрольного времени

Снятие с этапа

Снятие с этапа

Действия «пострадавшего», облегчающие действия или движение сопровождающих, подсказка зрителя, помощь судьи (подача маятника, шеста после падения и т.д.).

За каждого участника.

После двух предупреждений.

За каждый предмет.

После штрафа 21.2

ПРИЗОВЫЕ БАЛЛЫ.

Баллы, полученные на поляне заданий, являются призовыми. Каждый критерий оценивается в 1б/30сек. Призовые баллы вычитаются из штрафных.

Критерии:

Устройство бивуака: хранение продуктов, чистота лагеря.

Разжигание костра: устройство кострового оборудования, расположение костра.

Приготовление горячего обеда: вкусовые качества

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Введение

Туристский слёт – одна из самых действенных форм пропаганды туризма и здорового образа жизни, повышения физического развития школьников и укрепления их здоровья, организации досуга молодёжи.

Главная притягательная сила туристского слёта – общение с природой, друзьями, а так же элементы соревнований.

Одним из главных мероприятий слёта является полоса препятствий – самый зрелищный и динамичный вид дистанции в соревнованиях по туризму, который позволяет ребятам показать свою физическую подготовленность, сноровку, смекалку, обрести новые умения, навыки и уверенность в собственных силах.

Туристский слёт самое любимое, интересное и массовое внеклассное мероприятие, которое пользуется большой популярностью у детей и взрослых нашей гимназии.

Традиционно проводим слёт в сентябре ко Дню рождения гимназии в лесопарковой зоне. Затем, как продолжение слета – конкурс поделок из природного материала “Краски осени” и фотовыставка “Наш любимый туристский слёт!”.

Успех этого мероприятия в значительной мере определяется своевременной и чёткой подготовкой.

Заранее формируется оргкомитет, разрабатывается Положение о соревновании и утверждается на заседании творческой лаборатории учителей физической культуры и ОБЖ.

Предварительно идет подготовка команд и инструкторов для этапов (учителя – предметники, руководители кружков и спортивных секций). Для команд – консультации и практические занятия по установке палатки, укладке рюкзака, определения азимута, ориентирования на местности, вязке узлов. Перед началом соревнований проводится инструктаж по технике безопасности и бережном отношении к природе.

Положение о школьном туристском слёте “Тропа испытаний”

1. Цели и задачи

  • Формирование у учащихся здорового образа жизни
  • Сохранение и укрепление здоровья детей
  • Развитие мотивации к занятиям спортивным туризмом и создание условий для творческого и спортивного мастерства у учащихся
  • Расширение двигательного опыта посредством соревновательной деятельности
  • Развитие ответственности, сплоченности, коллективизма

2. Время и место проведения

Слет проводится_____ сентября 20___г. в лесопарковой зоне. Сбор участников во дворе школы. Торжественная линейка (с представлением команд, сдачей рапорта гл. судье соревнований и вручением маршрутных листов) в 10.00 ч. Затем организованный выход колонной к месту соревнований.

3. Участники слёта

Учащиеся 5–11-х классов в полном составе с классными руководителями, преподаватели гимназии, родители. Для прохождения туристической полосы препятствий необходима команда из 8 человек (не менее 3 девочек), допущенных к занятиям физической культурой.

4. Руководство подготовкой и проведением

Подготовкой слёта руководит оргкомитет во главе с заместителем директора по воспитательной работе. Непосредственное проведение слёта возлагается на судейскую коллегию, утвержденную творческой лабораторией учителей физической культуры и ОБЖ.

Главный судья ____________________________,
главный секретарь _________________________,
судьи на этапах ____________________________.

5. Программа слёта

Программой слёта предусмотрено проведение:

  • туристской полосы препятствий
  • конкурс туристской песни
  • конкурс “Лучший бивак”
  • конкурс фотографий
  • краеведческая викторина

6. Условия приема участников

Команды размещаются в полевых условиях. Классам необходимо иметь запас продуктов и питьевой воды на один день, снаряжение для обустройства бивака. Снаряжение для участия в полосе препятствий команды получают на месте соревнований. Для этапа “разжигание костра” дрова команда приносит с собой. Разведение костра у биваков организуется с учётом природоохранных мер и техники безопасности. По окончании слёта мусор с места пребывания класса упаковывается в полиэтиленовые мешки и уносится самостоятельно.

7. Определение результатов

Общекомандный зачёт проводится по наименьшей сумме мест, полученных в отдельных видах программы (в каждой группе отдельно). В случае равенства результатов предпочтение отдается классу, показавшему лучший результат в полосе препятствий.

8. Награждение

Победители и призёры в отдельных видах программы и в общекомандном зачёте награждаются грамотами и призами (по возрастным группам).

Условия проведения соревнований

1. Туристская полоса препятствий

5–6-й класс – дистанция до 300 м:

  • Собери рюкзак
  • Символы карты
  • Ров чудовищ
  • Загадки леса
  • “Паутина”
  • Аптека на корню
  • Разжигание костра
  • Лечебница Айболита

7–11-й класс – дистанция до 500 м:

  • Установка и снятие палатки
  • Укладка рюкзака
  • Зачёт по топографии
  • Переправа способом “маятник”
  • Азимут
  • “Мышеловка”
  • Разжигание костра
  • Переправа по бревну
  • Вязка узлов
  • Оказание доврачебной помощи

Команда от старта до финиша движется строго по заданному маршруту (согласно маршрутному листу (Приложение 1 , Приложение 2 )). На каждом этапе в маршрутном листе фиксируется штрафное время. Результат команды определяется по времени, затраченному на преодоление полосы препятствий, и штрафному времени, полученному за ошибки на этапах. Место старта и финиша совмещено (размечено маркировкой).

Характеристика этапов, требования по их организации и судейству для 5–6-х классов

На дистанции участникам не выставляются штрафы, судья задерживает команду до исправления ошибки. На этапах, где необходимо участникам продемонстрировать свою эрудицию и знания о природе, экологии – команде начисляются поощрительные очки. Правильный ответ – 2 очка; за неполный – 1; ноль очков получает команда, не ответившая на вопросы; за полный, интересный, исчерпывающий ответ команде начисляется ещё поощрительные 2 очка. Набранные командой очки, учитываются при подведении итогов.

Результат команды определяется временем прохождения полосы препятствий (с учётом набранных очков) и суммой мест в конкурсных испытаниях.

Укладка рюкзака

Требуется правильно уложить рюкзак, заполнив углы и разместив тяжелые вещи так, чтобы рюкзак имел плоскую форму (к спине). Предметы первой необходимости должны быть сверху (кружка, ложка, аптечка, фонарик). Рюкзак и вещи – судейские. Если рюкзак уложен с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение.

Символы карты

Каждый участник команды вытаскивает карточку с заданием. Если участник затрудняется ответить на вопрос, то может воспользоваться помощью команды (Рисунок 1 ).

Ров чудовищ

При помощи маятниковой верёвки необходимо преодолеть “ров чудовищ”. Для этого необходимо взявшись двумя руками за узел на конце верёвки (или ухват) и оттолкнувшись от одной линии “рва”, приземлиться за другой линией. Ноги при этом согнуть в коленях и подтянуть к груди. Ширина преодолеваемой зоны 2–3 метра, границы её обозначены маркировкой. Участник, сорвавшийся с верёвки или заступивший на ограничительную линию, возвращается на начало этапа и проходит его повторно.

Загадки леса

Каждый участник вытаскивает карточку с вопросом о природе и её обитателях или об ориентировании по природным признакам, об экологии и т. п. (Приложение 3 ). Если участник затрудняется ответить на вопрос, то может воспользоваться помощью команды.

“Паутина”

Каждый из участников команды проползает под растянутой сеткой. Участник, оказавшийся в “паутине” (задевший сетку головой или другими частями тела), проходит препятствие повторно.

Аптека на корню

Ребятам необходимо продемонстрировать свои знания о лекарственных растениях, их целебных свойствах и методах применения (Приложение 4 ).

Разжигание костра

Лечебница Айболита

На этапе команда вытаскивает карточку с указанием вида травмы и имитирует оказание доврачебной помощи.

Перечень травм и ситуаций, когда требуется доврачебная помощь: порез, ссадина, ушиб, в глаз попала соринка, укусила пчела (оса), тепловой или солнечный удар, из носа пошла кровь.

Оказание помощи демонстрируется на одном из участников команды. Материалы для оказания помощи – судейские.

Характеристика этапов, требования по их организации и судейству для 7–11-х классов
Установка палатки и снятие палатки

Установленная палатка должна быть застегнута и не иметь складок на скатах, провисания конька. Если палатка установлена с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение. Вместо попыток для устранения, по выбору команды, она может быть наказана штрафом. После снятия, палатка и принадлежности к ней должны быть уложены в чехол.

Штраф:
– складки на скатах палатки – 30 сек
– перекос стенки палатки – 30 сек
– общий перекос палатки – 60 сек
– забыта или не уложена одна из принадлежностей – 30 сек

Укладка рюкзака

Требуется правильно уложить рюкзак, заполнив углы и разместив тяжелые вещи так, чтобы рюкзак имел плоскую форму (к спине). Предметы первой необходимости должны быть сверху (кружка, ложка, аптечка, фонарик). Рюкзак и вещи – судейские.

Если рюкзак уложен с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение. Вместо попыток для устранения, по выбору команды, она может быть наказана штрафом.

Штраф:
– неправильная укладка рюкзака – 60 сек.

Зачёт по топографии

Каждая команда вытаскивает фрагмент спортивной карты. Необходимо “прочитать карту”, то есть показать на карте и назвать как можно больше условных знаков (Рисунок 2 , Рисунок 3 )

Штрафы:
– неточное определение знака – 30 сек.
– не определение топографического знака – 60 сек.

Переправа способом “маятник”

Веревка толщиной не менее 10 мм подвешивается к ветвям дерева. При помощи маятниковой веревки необходимо преодолеть предполагаемый овраг. Для этого необходимо взявшись двумя руками за узел на конце веревки (или ухват) и оттолкнувшись от одной линии, приземлиться за другой линией. Ноги при этом согнуть в коленях и подтянуть к груди. Ширина преодолеваемой зоны 2–3 метра (не более 4 м), границы её обозначены песком или маркировкой.

Штрафы:
– заступ на преодолеваемую зону – 30 сек

Один человек (по выбору команды) определяет азимут на ориентир указанный судьёй.

Штрафы:
– ошибка до 3 0 – 30 сек
– ошибка до 6 0 – 60 сек
– ошибка 9 0 и более – 90 сек

“Мышеловка”

Каждый из участников команды проползает под растянутой сеткой.

Штрафы:
– задевание сетки головой или другими частями тела – 30 сек

Разжигание костра

Дрова для костра заготавливает команда. Не разрешается использовать легковоспламеняющиеся вещества, сухое горючее, бересту. Спички только обыкновенные. Разрешается прикрывать костёр от ветра и регулировать пламя при помощи палки. Нить, натянутая над костром должна быть пережжена.

Штрафы:
– использование запрещенных материалов – 30 сек
– нить не пережжена – 90 сек

Переправа по бревну

Длина переправы до 5 м (бревно толщиной 20–30 см) через предполагаемый ручей. Необходимо переправиться по бревну и спрыгнуть (перешагнуть) за линию ограничения. Недопустимо нахождение на бревне сразу двух участников команды.

Штрафы:
– выход за линию ограничения – 30 сек
– срыв с бревна (двумя ногами) – 60 сек
– двое на бревне – 90 сек

Вязка узлов

Каждый участник вытягивает карточку с названием узла и вяжет его. Перечень узлов: проводник, проводник восьмёрка, академический, прямой, брам-шкотовый, булинь, встречный. (Рисунок 3 ). Если узел выполнен с ошибкой, то участнику даётся попытка для её устранения.

Штрафы:
– отсутствие контрольного узла – 30 сек
– не расправленный узел – 30 сек
– неправильно завязан или не завязан – 60 сек

Оказание доврачебной помощи

Перечень травм:
– открытый перелом голени с кровотечением (задание для 9–11-х классов)
– закрытый перелом голени без кровотечения (задание для 7–8-х классов)

Помощь по данному виду травмы оказывается одному из участников команды. Материалы для оказания помощи – судейские.

Штрафы:
– неточности в оказании первой доврачебной помощи – 30 сек
– неправильное положение пострадавшего при оказании помощи – 30 сек
– неправильное применение медикаментов при обработке раны – 60 сек
– неправильное наложение жгута – 90 сек
– отсутствие записки о времени наложения жгута – 90 сек
– неправильное наложение шины – 90 сек

2. Конкурс туристской песни

Проводится на большой поляне, где собираются все участники слёта, после прохождения полосы препятствий. Команда должна исполнить одну песню. Оценивается качество исполнения, соответствие теме, авторство, музыкальное сопровождение, оригинальность.

3. Конкурс “Лучший бивак”

Конкурс проходит в течение всего слёта. Оцениваются техническое качество разбивки бивака, соблюдение санитарно-гигиенических норм и отношение к охране природы, идейное и эстетическое оформление. Штрафные баллы начисляются за оставленный мусор после слёта, несоблюдение техники безопасности и правил поведения.

4. Конкурс фотографий

На конкурс команда представляет не более 5 фотографий (возможно с прошлого слёта) на туристскую тематику. Принимаются снимки размером не менее 18х24 см. На обратной стороне указываются: команда, автор, название фотографии. Оценивается идейная, художественная ценность и техническое состояние. Лучшие фотографии будут представлены на фотовыставке ко Дню рождения гимназии.

5. Краеведческая викторина

Проводится на поляне слёта. Участвуют 3 человека от команды. Вопросы по нескольким областям:

– история родного края
– флора и фауна родного края
– знаменитые люди
– улицы родного города
– достопримечательности города и края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14

(МКОУ СОШ № 14 )

г. Тайшета Иркутской области

План-конспект внеклассного учебно-воспитательного мероприятия

по учебным предметам

«Основы безопасности жизнедеятельности и ФК»

Тема: «Школьный туристический слет»:

Соревнования по технике туризма, спортивному ориентированию и школе безопасности среди учащихся МОУ СОШ № 14

Подготовил: учитель ОБЖ и физической культуры МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета

Вершинин Юрий Александрович

2016 год

Цели:

    Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, знание природы родного края.

    Продолжить развивать у учащихся умение работать в команде, давать себе самоо­ценку при выполнении работы.

    Дальнейшее развитие туризма, навыков спортивного ориентирования.

Задачи:

    Совершенствование навыков по туризму, краеведению и спортивному ориентированию, проведению спасательных работ.

    Укрепление здоровья участников и подготовка их к туристическим походам.

    Повышение навыков безопасности при проведении туристских походов.

    Обмен опытом работы в классных коллективах.

    Выявление сильнейших команд учебных классов по туризму, ориентированию.

Сроки и место проведения :

    Сентябрь.

    Спортивная база «Локомотив» г. Тайшета.

Руководство: Руководство и проведение соревнований осуществляется МО естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 14.

Председатель ЖЮРИ: Вершинин Ю.А.

Члены ЖЮРИ:

    Боротюк Т.С.

    Денисова О.В.

    Кашицин А.И.

Участники соревнований: К участию в соревнованиях допускаются команды 5-11классов:

    Состав команды: 10 человек;

    Руководство командой осуществляет: классный руководитель;

    Школьникам иметь: единую форму, эмблему, название и девиз команды, командную песню;

    Размещение класса: осуществляется в строго отведенном месте.

Время: 3 часа.

Начало соревнований: 11.00.

Убытие от школы к месту проведения соревнований: 09.00.

Определение результатов соревнований

Общекомандный результат в соревнованиях по туризму определяется по наименьшей сумме: мест-баллов, полученных на дистанциях КТП (условный контрольно-туристский поход ), ТПП (туристская полоса препятствий ), штрафных баллов в соревнованиях по туристским бытовым навыкам. В случае равенства баллов предпочтение отдается команде с лучшим результатом на дистанции КТП.

Места на дистанции КТП определяются по сумме баллов, полученных командой при прохождении дистанции. Места на дистанции ТТП определяются по сумме времени прохождения дистанции всеми участниками и штрафному времени. В случае равенства предпочтение отдается команде, прошедшей дистанции с меньшим суммарным штрафным временем.

В личном зачете места определяют отдельно среди юношей и девушек параллелей 5-6-х, 7-8-х, 9-11-х классов по времени прохождения дистанции и штрафному времени. В случае равенства предпочтение отдается участнику, прошедшему дистанцию с меньшими штрафами.

В конкурсной программе места определяются по сумме баллов, полученных командой в каждом отдельном конкурсе.

В соревнованиях по спортивному ориентированию места выводятся по суме мест - очков занятых командами на дистанциях «По выбору ».

Капитаны команд перед стартом получают зачетные «Маршрутные карты », в которых будут отражаться результаты прохождения этапов соревнований.

Программа проведения соревнований:

    Спортивное ориентирование.

    КТП включает в себя примерный перечень этапов:

    предстартовая проверка;

    туристические узлы;

    переправа по бревну;

    определение точки стояния по 3 ориентирам;

    определение азимута;

    вязка носилок;

    оказание ПМП;

    описание лесного массива;

    топография;

    определение расстояния до недоступного предмета и высоты объекта;

    подъем, траверс, спуск;

Награждение.

    Команды, занявшие 1-3 места в общем зачете награждаются грамотами.

    Команды, занявшие 1-3 места в отдельных видах соревнований награждаются грамотами.

    Команды, занявшие 1-3 места в отдельных конкурсах (незачетные виды) награждаются грамотами и призами.

    Особо отличившиеся в отдельных видах учащиеся награждаются индивидуальными призами.

Обеспечение безопасности.

    Ответственность за жизнь и здоровье участников при следовании к месту соревнований и обратно, нахождении на соревнованиях, движении по дистанции между этапами несут классные руководители команд.

    Ответственность за подготовку дистанций и оборудование этапов несут главный судья соревнований и заместитель главного судьи по безопасности.

Условия проведения «Спортивного ориентирования» :

    В спортивном ориентировании «по выбору » участник сам планирует себе дистанцию .

    На старте участники получают карту, наносят контрольные пункты с образца судейской карты.

    Задача участника - за определенное время найти как можно больше КП (контрольных пунктов ).

    Забеги мальчиков и девочек оцениваются отдельно .

    Побеждает участник, нашедший наибольшее количество КП.

    Контрольное время: 20 минут.

Условия проведения дистанции « КТП »:

    В прохождении дистанции участвует вся команда - 10 человек.

    На старте команда получает зачетную маршрутную карту (ЗМК), в которой старший судья этапа проставляет количество набранных баллов.

    При вынужденных временных отсечках на этапах делается соответствующая запись в ЗМК.

    На отдельных этапах устанавливается контрольное время KB.

    При отсутствии превышения нормального времени НВ, при условии правильного и полного выполнения задания добавляется 5 баллов.

    При превышении KB этапа команда за данный этап получает 0 баллов.

    При превышении в каждые 5 минут снимается 1 балл.

Предстартовая проверка (макс. 10 баллов).

Вязка туристских узлов (макс. 30 баллов, т.е. по 3 б – каждый).

    Каждый участник вытягивает по карточке и затягивает по 1 узлу.

    Взаимопомощь не разрешается.

    Участник вяжет следующие виды узлов:

    Шкотовый;

    Брамшкотовый;

    Академический;

    Бурлацкий;

    Проводник;

    Проводник-восьмерка;

    Схватывающий.

Кочки (макс. 40 б)

    Участник преодолевает преграду перепрыгивая по кочкам условную преграду шириной 10 метров.

    Потеря снаряжения (головной убор).

    Двое на трассе.

    Касание участником воды на переправе (заступ за ограничители).

    Падение участника «в воду» (непопадание на кочку).

Переправа по бревну (макс. 30 6)

    Расстояние между опорами до 25 метров,

    ширина водной преграды до 15 метров.

    Бревно уложено.

    Необходимо организовать самостраховку каждого участника.

    Отсечка времени по последнему участнику:

    Условия, снижающие результат на 1 балл:

    Потеря снаряжения.

    Двое на бревне.

    Падение участника.

Определение точки стояния по 3 ориентирам (макс. 15 6)

    Этап находится на обзорной точке, откуда визуально просматриваются 3 точечных ориентира.

    Команда получает карточку, где эти ориентиры обозначены.

    Необходимо определить и проколоть точку своего местонахождения.

    Компас, карандаш, иголка - штабные.

    Ошибка в радиусе 5 мм. Не штрафуется.

    Ошибка 5-10 мм. – 2 6.

    Ошибка 10-20 мм.- 6 6.

    Ошибка 9-12 мм. – 10 6.

    Более 12 мм. – 15 6.

Определение азимута и расстояния на карте (макс. 16 6)

    Команда получает карточку, где условно показывает 2 ориентира.

    Необходимо определить азимут с одного ориентира на другой (8 6.) и измерить расстояния между ними. Инструмент судейский.

    Азимуты до 3-х град. - не штрафуются

    4-8 град.,- 2 6.

    9-12 град.,-5 6.

    Более 12 град. – 8 6.

    Расстояния до 5% - не штрафуются

    более 11%-8 6.

Вязка носилок (20 6.)

    Из судейских жердей и веревок команда вяжет носилки для переноса пострадавшего.

    Ненадежное крепление поперечин (за каждое) – 2 6.

    Неправильное «плетение» - 5 6.

    Не укомплектована аптечка - 2 б.

Оказание ПМП и переноска пострадавшего (макс. 20 б.)

    По заданной травме команда оказывает медицинскую помощь условному пострадавшему (156.) (пострадавший по жеребьевке ) и транспортирует его на носилках.

Описание лесного массива (20 б)

    Участок ограничен площадкой 5х5 м.

    Определить 10 видов растений.

    КВ: 5 минут.

Расшифровка топознаков (макс. 10 6.).

    В заданном месте карты найти топографические знаки.

    Всего знаков: 10.

    КВ: 5 минут.

    Ошибка: не найдены – 2 6.

Определение расстояния до недоступного предмета 9-11 классы (макс. 10 6.)

    Участники определяют расстояние до заданного недоступного объекта (5 6.)

    Определяют высоту объекта (5 6.)

Подъем, траверс, спуск по склону (макс. 60 6.)

    Дистанция обеспечена судейскими веревками.

    Команде необходимо осуществлять подъем по вертикальным перилам и траверс с самостраховкой и спуск по веревке спортивным способом с судейской страховкой.

    выход за маркировку - 1 6.

    потеря снаряжения - 1 6.

    прекращение страховки, потеря самостраховки – 5 6.

    неправильная страховка – 5 6.

    страховка или спуск без верхонок – 1 6.

    2 на веревке, на одном интервале движения – 1 6.

    срыв с зависанием на страховке – 10 б.

    не закручена муфта карабина – 5 6.

    не правильно завязан узел – 5 6.

Определение горных пород (макс. 20 6., KB - 10 мин., НВ - 5 мин.)

    Участвует вся команда.

    Выдается 4 образца горных пород.

    Необходимо определить:

    название породы – 1 6.

    условие образования – 1 6.

    физические свойства горных пород: цвет, твердость, плотность – 1 6 (каждое).

    полнота ответа – 1 6.

Гать (макс. 15 6.)

    Протяженность этапа до 50м.,

    длина пролета до 3-х м.

    Необходимо, используя судейские жерди (6шт.), преодолеть участок болота.

    падение участников - 3 6.

    касание воды ногой - 1 б.

    потеря снаряжения – 1 6.

Общие итоги:

    Подведение итогов соревнований на основе зачетных маршрутных карт.

    Награждение победителей.

    Убытие с лыжной базы «Локомотив» в школу.

Оборудование и снаряжение

    Медицинская аптечка – 1 компл.;

    Ремнабор – у каждого класса;

    Цветные карандаши (фломастеры)-1 комплект;

    Компас – 5 шт;

    Блокнот – по 1 на класс;

    Ручка – по 1 на класс;

    Веревка основная (10-12 мм) – 40 м. – 2 шт;

    Веревка вспомогательная (5-6 мм) – 20 м. -2 шт.

    Карабины (альпинистские) -10 шт;

    Страховочная система- 10 компл;

    «Бревно » - 1 шт.;

    «Кочки» - 10 шт.

    Оборудование для «носилок »;

    Оборудование для «гати »;

    Учебная карта – 5 шт.

    Набор минералов – 2 компл.

Литература и пособия:

    Ильичев А.А. Большая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях: учебное пособие, - М.: ЭКСМО, 2003.

    Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие, - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1997.

    Детская мультимедийная энциклопедия по основам безопасности жизнедеятельности. Де­партамент гражданской защиты МЧС России, 2006.

    Интернет-ресурсы:

    «Спас-экстрим». Портал детской безопасности.

    «Википедия»

    «Школа безопасности». Всероссийское детско-юношеское общественное движение, и др.

    Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника, под общей редакцией А.Т. Смирнова, - М.: Просвещение, 2007.

    Фролов М.П., Смирнов А.Т. Основы безопас­ности жизнедеятельности: учебник для учащихся 9 классов, под общей редакцией Воробьева Ю.Л. - М.: АСТ-Астрель, 2011.

Сюжетные фотографии

по прохождению этапов туристического слета: