Ежик в тумане что хотел сказать автор. «Ежик в тумане»

Всех посмотревших этот культовый мульт Ю.Норштейна можно разделить на две категории: тех, кому он решительно понравился и навсегда запал в душу, и тех, кто счёл тусклые кадры белибердой, а посредственных по исполнению героев подстать их непонятному миру, затянутому блёклой плёнкой туманности смысла. Примечательно, что все, кому ёжик НЕ понравился НЕ понимают, собственно говоря, о чём он, и, следовательно, не считают необходимым разбираться в том, что на их взгляд находится на грани детской наивной изобразительности и вычурного эстетства мультипликаторов. Не раз замечал, что после толкования смысла Ёжика, отношение этих людей к нему меняется на противоположное.

Итак, сначала начнём с ответа на вопрос, так почему же именно этот из тысяч советских мультиков покорил весь мир и встал в зал мультипликационной славы на вечное пристанище. Ответ прост. Дело в том, что картина Норштейна заключает в себе несколько наиболее важных общечеловеческих архетипов, которые представляются нам в виде символов. Поэтому люди с определенном мироощущением и складом ума чувствуют в Ёжике что-то очень близкое их персональному человеческому бытию. Вот и сам Юнг говорит нам об архетипе, как об особенно глубоком уровне бессознательного, выходящего за пределы личности. В мультфильме эти архетипы выражаются посредством символов загробного и потустороннего мира. Они соотнесены с образами и персонажами и вполне укладываются в традиционную трактовку мифологии мультфильма.

Поэтому если попробовать интерпретировать сказочную семантику исходя из её мифологических истоков, мы сразу можем сказать, что картина Норштейна представляет собой картину путешествия главного героя сказки сквозь границу двух миров - реального и потустороннего. Я говорю о сказке, так как мульт был основан на основе сказки С. Козлова с одноимённым названием, однако концепт Норштейна существенно превосходит текст в плане образов-символов, восходящих к древнейшим архетипическим образам, которые выявляются в мифах и верованиях, произведениях литературы, наконец, снах и бредовых фантазиях.

Осью мультфильма является как бы переправа в иное царство. Эта переправа - один из самых ярких моментов пространственного движения героя. Если внимательно присмотреться к композиции, то вся земля, по которой идёт ёжик имеет ощутимую округлость, в связи с чем, по мере продвижения героя движется и сама почва под ним. Такая космогоническая точность необычайно важна в нашем контексте.


Всё действие происходит осенью, во время, когда всё земное умирает. Ёжик по замыслу тоже должен умереть, но не в прямом смысле, а как бы символически, совершив путешествие в царство смерти для постижения главной своей истины. После этого почти экстатического откровения его ждёт перерождение и новая жизнь. Это ли не символ циклотационности природы, смены её состояний на нашей планете?
Именно из-за необходимости показать именно ПРИРОДНУЮ сторону и были выбраны звери в качестве героев. Отсюда возникает вопрос: ведь во многих религиях и верованиях путешествие в царство мертвых уготовано только человеку, да и вообще, как звери могут сознавать высшие откровения? В данном случае, Ёжик, ну и все остальные - суть - символы сочетания природного начала и духовного самосознания. А таким качеством обладает только одно существо на земле - человек.

Итак, осень, вечер, сумерки. Окружающее бытие выражает внутреннее состояние героя - такое же серое, сумеречное и предсмертное. Почти сразу после того, как ёжик отправился к Медвежонку, он видит разлитое вещество тумана и чарующие силуэты лошади в нём.

Лошадь - и есть то самое откровение, которое уготовано для нашего туманного путешественника. Без колебаний он спускается всё ниже и ниже, в долину, чтобы посмотреть, что там внутри. Откровение в виде лошади ещё слишком неуловимо, но чисто человеческое любопытство движет вперед. По жанру этот мультфильм можно смело назвать визионерским, но понимание пространства после смерти имеет отношение скорее к самым древним культурам, нежели средневековым или христианским. Так что в отличие от Данте, который тоже решил совершить похожую прогулку, Ёжик не попадает в ад в традиционном его понимании. Этот хронотоп представляется нам через место, где всё земное и привычное вдруг меняет свои характеристики.

Скажем, сова - символ мудрости - ведет себя как сумасшедшая (Ёжик даже говорит ей «псих»). Рыба - существо безмолвное - приобретает способность говорить. Огонь - соединение тепла и света - трансформируется в туманном потустороннем мире в холодный свет светлячков.

Самое главное откровение Ёжика, которое ему предстоит пережить, предстает нам в образе лошади. Она белая - намёк на то, что откровение божественно. Да и сама лошадь по себе - в мифологии символ солярный. Этот солярный конь-огонь становится ночным лунным конем, то есть, природа в нашей сказке тоже меняет знак на противоположный. Стремление Ёжика узнать, что же происходит с лошадью в тумане можно оценивать как внутреннюю необходимость духовного перерождения. Но наш герой ещё не понимает, что рационального познания Лошади как откровения не хватит. И просто «узнать» о ней что-то не будет соответствовать его сверхзадачи. Поэтому-то он и подходит к огромному дубу.

Это не просто дерево, это Древо Жизни, Мировое Древо, в котором соединены все три мира - подземный, земной и небесный. Топографически дерево также проходит сквозь границы трёх миров - хтонического, земного и небесного. Эта «троица» применима и к методам познания. Ёжик находится глубоко потрясённым строением гиганта-дуба, в котором воплощено рациональное, эмпирическое и метафизическое познание. Безбрежность познания (в том числе и абсолюта) показана режиссером Ю. Норштейном в противопоставлении маленького существа - Ёжика, огромному - Дубу, который рассматривается зрительно во вращении (символ движения Вселенной). Рядом с такой альфой и омегой Вселенной он вспоминает об оставленном где-то мешочке с баночкой малинового варения - вещью, взятой из того, земного мира. Этот по всем канонам сказочный предмет приносит ему собака. Собака - существо, являющееся одновременно добрым сказочным животным и помощником, проводником в царство мёртвых (можно сравнить с египетским Анубисом).


На пути в тумане Ёжику встречается Река - важный мифологический символ, элемент сакральной топографии. Река выступает в ряде мифологий в качестве некоего стержня Вселенной, мирового пути, пронизывающего верхний, средний и нижний миры и имеет пограничную функцию, являясь рубежом между этими пространствами. С погружением в реку символизируется познание, с переправой - завершение важного дела, обретение нового статуса, новой жизни. Ёжика несёт вниз по течению, и в самой воде обнаруживается добрый дух, помощник, «безмолвно-говорящая» невидимая рыба. Рыба выносит Ёжика на противоположный берег, на землю, или даже «средний мир», «центр космоса» и «начало жизни». Кстати, если проводить аналогию с традиционной архитектоникой ада и рая, то наша река может походить на знаменитую реку Лету, реку Забвения. Она протекает возле Эдема (Райского Сада), а её воды уносят память о грехах, омывая очистившиеся души. Для Ёжика, это своеобразный порог, ступень в его развитии, когда все старое отброшено и поняты сакральные истины. Помните, Ёжик говорит Рыбе «спасибо», на что она ему отвечает «не за что». Это довольно многозначительный момент мультфильма. Словом «не за что» имелось в виду отрицание благодарения Ёжика, так как он САМ выполнил довольно трудную часть работы по собственной подготовке к пониманию истины.

Целью путешествия Ёжика до вхождения в туман была встреча с Медвежонком - они вместе считали звезды или в нашем понимании, символы верхнего мира в архаической мифологии. Этот счёт звезд тоже можно рассматривать как мотив познания. Правда, в сюжете есть также и символическое подтверждение другого сакрального знания - о бессмертии. И ярким образом такого знания является повторяющееся на протяжении всего мультипликационного действия упоминание о сгорании в огне можжевеловых веточках, на которых Медвежонок ставит самовар. С можжевельником, а равно как и с кедром и кипарисом, в мифологических представлениях связаны представления о красоте, бессмертии, неразрушимости и величии. А ещё с ними устойчиво связывается символика смерти и её преодоления как начала вечной жизни. Ёжик настолько потрясен открывшейся для него огромной картиной Вселенной, что практически безучастен к словам и действиям Медвежонка. Ёжик смотрит на огонь и продолжает размышлять об участи белой Лошади в тумане. «Как она там, в тумане?»

Итак, подведём итоги. Мы, прежде всего имеем, как уже выяснилось, не просто ежа в качестве главного героя, но аллегорию на человека, как соединение природного и рационального. Наш герой находится на определённом пороге своей жизни, когда для его сознания уже наступила глубокая осень (не путать со старостью), а он так и не познал божественной Истины. Его сумеречное состояние души стало подстать прохладному вечеру, в который он задумал поход в гости. Но на пути ему встречается глубокое облако густого тумана, символа неизвестности. Чисто человеческое любопытство, ну и желание приблизиться к Откровению (белая Лошадь) движет нашим существом и он делает первый шаг в пелену, то есть, в другой мир. В этом мире всё пугает и кажется фантасмагорически неизвестным сознанию Ёжика. Отчасти - потому что знакомые существа ведут себя наоборот, отчасти - потому что у него нет духовного ориентира, ну или светлого лучика познания. Тропинка приводит его к Дубу - месту единения всех частей Вселенной и месту сочетания всех степеней познания. Ёжик потрясён открывшейся перед ним Истиной мироздания и его цель - уже Откровение (Лошадь), к которому путешественник стал подготовлен. Это ещё один шаг по направлению к преодолению крайнего момента его прежнего бытия, его осенней жизни.

Река Забвения (Лета) смывает с него всё старое и переносит его (с помощью духовного посредника - Рыбы) на другой берег. Так он и выбирается ОТТУДА, но уже преображенным. «Постойте! - скажете вы - а где же то самое Откровение в виде Лошади, познанное Ёжиком?» Отвечаю: это самое Откровение в мультфильме не показано, так как, во-первых, его слишком сложно передать средствами изобразительности, а во-вторых, это самое настоящее таинство, которое может существовать только для одного существа и больше никого. Это таинство отчасти познанное Ёжиком (отчасти - так как полное познание абсолюта невозможно) настолько цепляет его, что он безучастен к словам своего друга Медвежонка, так как продолжает размышление о Лошади. Кстати, наш герой не задаётся вопросом, что это за Лошадь, где она находится и зачем пришла сюда. В первый раз его интересует, «потонет ли Лошадь в тумане?», то есть сможет ли его разум вместить или лучше сказать, объять Откровение или нет. А второй раз (уже после перерождения) Ёжика заботит вопрос, «как она там, в тумане?», то есть, познана лишь часть, а остальное находится за рамкой его рациональной стороны.

В качестве заключения могу сказать, что мультфильм Ю.Норштейна практически напрямую обращается к глубинам человеческого мировосприятия, балансирующим на грани сознания и бессознательного. Для такого мощного посыла, режиссёром был избран эффект несовершенства формы, то есть, её жертвование в пользу содержания. Так что если кто-то говорит, что просто напросто не понимает этот мульт, то он ещё не заходил дальше формы, в туманное пространство архитектоники мироздания.

Использованная литература (навести мышкой)

Норштейн покорил мир 36 лет назад, создав легендарного «Ежика в тумане», который был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов по результатам опроса кинокритиков и мультипликаторов разных стран

30 лет назад началась тяжба двух художников - Юрия Норштейна и Николая Гоголя. Складывается впечатление, что вся жизнь, все кино Норштейна ДО - было истоком «Шинели», разбегом «Шинели». 30 лет назад на полном ходу Норштейн врезался в «Шинель».

В Москве, в Марьиной Роще, в бедной еврейской семье жил мальчик Юра Норштейн. Он, конечно, не знал, что судьба его во многом будет схожа с судьбой Гоголя. У него будет много учеников, он будет учить их ремеслу, как учил его в детстве папа, наладчик деревообрабатывающих станков, «не отрываться от дела своей жизни ради заработка».

Норштейн верен этому завету, вот только нетерпеливые соотечественники попрекают его медлительностью. И постепенно, за 30 лет работы над «Шинелью», из которой он никак не может выйти, он стал великим отшельником. Однажды собратья вручили ему шутливый приз - «Золотую черепаху».

Норштейн покорил мир 36 лет назад, создав легендарного «Ежика в тумане». Позади - чуть менее знаменитые «Битва при Керженце», «Лиса и заяц», «Журавль и цапля». «Ёжик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов по результатам опроса кинокритиков и мультипликаторов разных стран. Спустя три года Норштейн поражает мир «Сказкой сказок». В 1984-м, по результатам другого международного опроса, проведённого Академией Киноискусства совместно с Голливудом, «Сказка» признана «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов». К этому моменту режиссер уже три года работал над «Шинелью».

30 лет тяжбы Норштейна с Гоголем. Сотни безответных вопросов одного к другому, оставившему о себе одну большую тайну. Тайной остается и то, почему Норштейн не может закончить свой фильм? Нам, его современникам, остается лишь осторожно прислушаться к художнику, прикоснуться к тайне его мучительного творческого процесса.

Чувствительные японцы раньше других распознали в Норштейне учителя, гения. Более 20 раз они приглашали его вести в Токио мастер-класс, по заказу японских коллег Норштейн сделал фильм «Зимние дни» по стихам великого японского поэта Басё. Норштейну была вручена главная правительственная награда Японии - Орден Восходящего солнца. На производство «Шинели» подчас не было ни сил, ни денег.

Развал страны стал личной трагедией мастера. Дети выросли, жена Франческа переехала жить на дачу. Чтобы создать свою студию, Норштейну пришлось покинуть свой дом и обосноваться в помещении студии, где мастер живет и по сей день в окружении сотен эскизов Акакия, глядящего на него со всех стен.

В фильме мы побродим вместе с мастером по Москве, по местам его детства, вернее, того, что от них осталось, будем следить за тем, как он колдует в своей мастерской, в поисках образов и состояний Башмачкина, вспоминает работу над фильмами, которые принесли ему мировую славу. Здесь, в студии, Норштейн сам продает свою книгу «Снег на траве». Книга о связи времен и культур, о том, какими смыслами мы наделяем свою жизнь. Труд поистине уникальный.

Уникальные кадры, запечатлевшие работу режиссера над фильмами «Сказка Сказок» и «Шинель», общение мастера с друзьями и коллегами предоставлены Юрием Норштейном эксклюзивно для нашего фильма. Специально для фильма приобретены кадры мастер-классов Норштейна в Токио в период подготовки к съемкам фильма «Зимние дни», в доме поэта Басё.

В фильме принимают участие близкие и друзья Юрия Борисовича, в том числе народный артист СССР Алексей Баталов, режиссер Отар Иоселиани, лауреат премии «Оскар» японский режиссер Хаяо Миядзаки, доктор искусствоведения Паола Волкова, писатель Людмила Петрушевская, подруга детства Галина Смирнова, брат Григорий Норштейн, сын Борис Норштейн и другие.

Производство: ООО «КОД-фильм+», 2011

Режиссер: Олеся Фокина

О ДЕТСТВЕ

Юрий Норштейн: Родился в 1941 году, 15 сентября в деревне Андреевка Пензенской области, в одном из мест, куда ехали из Москвы эвакуированные. В 1943 году мы с мамой и старшим братом возвратились в Москву. Жили мы в Марьиной роще. Собственно, это моя родина - без нее не было бы моих фильмов. Я очень любил Марьину рощу. У меня всегда был такой стук сердца, что я сейчас заверну в свой двор. Дети кричат, зажигается свет в окнах, а в этом свету сидят мои близкие - мой отец, моя мама, - у них свой разговор идет. Папа был в известной степени жестоким человеком. Как ни странно, при том что он меня лупил нещадно, я его любил больше, чем маму. По-моему, в 1951 году его уволили с работы. Ему предложили быть стукачом. Он отказался, его уволили. Он был наладчик деревообрабатывающих станков, он хорошо знал высшую математику, слух у него был абсолютный, он мог свистеть арию Вагнера. А Вагнер же очень трудный композитор.

Григорий Норштейн, брат Юрия Норштейна, скрипичный мастер РАМ им.Гнесиных: Мама обычно вечером выходила: «Юра! Гарик! Домой!» И мы послушно плелись домой. Поскольку он был меньше, мне казалось все время, что к нему относятся лучше. У нас мама очень властный человек была. «Юрочка, а ты куда идешь? А с кем ты будешь?» Тотальный контроль. И он просто-напросто собрался, ушел из дома. Тогда, видимо, мама тоже получила какой-то урок, что с ним так нельзя. По-моему, ему было лет 17“.

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Юрий Норштейн: „Последние два года учился в художественной школе параллельно с общеобразовательной. После школы, благополучно не поступив в художественное заведение, работал на мебельном комбинате, в 1959-м поступил на курсы мультипликаторов. Мои учителя - это пещеры Ласко, Альтамира, это «Спас» Андрея Рублева, это последняя, незавершенная скульптура Микеланджело «Пьета Ронданини», это «Возвращение блудного сына». Работая на студии, познакомился с моей будущей Франческой, итогом чего стало рождение двоих детей, Бори и Кати, и появление фильмов“.

О „ЕЖИКЕ В ТУМАНЕ“

Юрий Норштейн: Фильм этот мне надоел со страшной силой, вообще принципиально надоел. Голос Баталова - защищающий, терапевтический голос. Вот, собственно, и все. Каждый день ходил Ежик к Медвежонку, однажды он попал в туман и вышел другим человеком. Это история о том, как наше привычное состояние внезапно может перейти в катастрофическое под воздействием каких-то обстоятельств, о которых мы не подозреваем, что они существуют».

Алексей Баталов, народный артист СССР: Мы все подрабатывали, озвучивали, и я тоже пошел подработать. Когда я впервые увидел на экране то, что показывает Норштейн в «Ежике в тумане»… Я не ругаю мультипликацию - пожалуйста, она существует, и замечательные фильмы, смешные. Но это - другое. Это все равно что вы увидели Парфенон. Ничего подобного на свете нет. И если вы это видите и если вы имеете возможность поговорить с создателем, конечно, это невероятно“.

О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Юрий Норштейн: Весь финал фильма „Цапля и журавль“ - это взаимоотношения мои с моей тещей. Боре было полтора года, он был, в общем, мальчик живой, он как-то схватил веник и стал подметать, как взрослый. Теща у него схватила веник и стала сама подметать. Я говорю: „Не нужно. Ему это интересно, ему это хочется“. - „Я это быстрее сделаю, лучше“. Я говорю: „Конечно, лучше и быстрее, но ему это важнее“. Мы с ней изрядно поругались, она сказала: „Я старая больная женщина, вы со мной так разговариваете!“ Я говорю: „Напротив, вы - молодая и красивая женщина“. Тут она вспыхнула и ушла. И я утром рано еду на работу, смотрю, идет моя теща в платочке. И я, мимо нее проходя, сунул ей зонтик и пошел к станции. Вечером приезжаю домой, мне Франя рассказывает: „Представляешь, пришла мама и говорит: «Лялечка, я иду, вдруг какой-то мужчина мне дает зонтик. И вдруг я понимаю по зонтику, что это Юра». Я сразу себе живо представил сцену, как она сняла платок, стряхнула свой плащишко, посмотрела на себя в зеркало и сказала: «Собственно, а что он сказал такого? Он сказал, что я - молодая и красивая женщина».

Людмила Петрушевская, писатель, лауреат Государственной премии РФ: Когда они женились с Франечкой, я догадывалась, какая тяжелая была у него жизнь. Он - человек без высшего образования. Какая зарплата у мультипликатора? Ну 100 рублей. Да еще и без копейки. Вошел в семью, где глава семьи был профессор, а теща была профессорша, жена профессора. Это была адская жизнь, я вам честно скажу. Двое детей сразу, один за другим. Да еще и профессор ушел из семьи. И все это Юре на плечи“.

О „СКАЗКЕ СКАЗОК“

Юрий Норштейн: Я на „Сказке сказок“ пережил катастрофу, у меня было ощущение, что мне легче покончить собой, только не продолжать работу. Говорю кинооператору и Франческе, конечно, своей: „Ребята, фильм идет не туда“. Фильм закрыли на месяц. Я для себя решил: если я найду ход, значит, будем продолжать. Не будет - все, моя биография закончена на этом. Вы можете представить, что я пережил? Я потерял голос, у меня было несмыкание связок - таково было внутреннее напряжение. Кино - жестокая вещь. И выйти можно к какому-то новому результату через это страшное перенапряжение.

Мне приснился сон, будто я лечу над землей, подо мной, я вижу, бегут люди, а из живота у меня жгут молнии, которые жалят этих людей, а у меня страх: я же их могу убить. Я проснулся, окна были открыты, бушевала гроза, молнии били в землю, снопы воды заносило в окна. Это было какое-то светопреставление. На следующий день я приехал к Фране, уже светило солнце. Я ей рассказал сон, она сказала: „Это из тебя гадость вышла“. Мы с ней пошли гулять и вдруг в траве, такой молоденькой нежной траве, которая колышется от малейшего дуновения ветра, мы нашли белый гриб. И когда мы пришли домой, я вдруг взял лист бумаги, сел и раскадровал зимний эпизод, которого не было в фильме. И сразу пошло, и я понял, что спасен».

Людмила Петрушевская: У нас была запрещена «Сказка сказок». Как Юрка закончил фильм, так его и запретили. Вызвали на помощь Сергея Юткевича, великого режиссера, и он говорит: «Ну что? Фильм надо перемонтировать, убрать все, что там касается рыбы, - это все лишнее». Тут я встала и говорю: «Я при таком присутствовать не желаю!» И ушла, и хлопнула дверью. Юра: «Никакого закадрового текста, никаких изменений. Этот фильм будет во всех музеях мира. Все. Выключай телефон, не отвечай ни на что». И тут он мне звонит и говорит: «Ты стоишь или сидишь?» Я говорю: «Сижу». Он говорит: «Мне дали Государственную премию».

О РАБОТЕ НАД ФИЛЬМОМ ПО ПОВЕСТИ ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»

Юрий Норштейн: «Сказка» в 1979-м была закончена, 1980 год мы со сценарием сидели, и в 1981-м в январе я уже начал фильм. Я, конечно, был наказан за свое легкомыслие. Если бы я понимал все пространство, я бы вообще, может быть, не стал делать. Я стал понимать весь ужас этого пространства под названием «Шинель», тогда когда уже вошел туда с ногами. Я столкнулся с черной дырой в буквальном смысле. Сколько мне приходилось перерабатывать материала, биться головой об стену в самом прямом, а не фигуральном смысле. Миллиметры - они выбивались буквально зубилом по камню.

В «Шинели» происходит убийство живого существа. Живое существо имеет право на жизнь, чтобы у него была теплая шинель, чтобы ему не было холодно. Еще один момент, который для меня гораздо более катастрофический, что сам Акакий Акакиевич не способен ни на какое сочувствие, ни на какое сострадание. Космическая глухота.

Поскольку мы не выполнили план, мы не сняли фильм и все прочее, нас турнули из павильона, который мы с Жуковским сами, практически своими руками делали. Фактически меня выгнали со студии, заставили подать заявление об уходе. А дальше - тишина практически на восемь лет. С помощью авторитета Ролана Быкова мы получили помещение для нашей студии, где мы и работаем. Первую съемку мы сделали уже в 1994 году в этом помещении. Но что такое переехать и создать заново студию? Это Вселенную надо создавать. Фактически я переехал жить на студию. Франческа жила на даче. Все это совпало с развалом страны“.

Отар Иоселиани, кинорежиссер: „Шинель“ - это длинная, очень кропотливая работа. Это сродни Пьеро делла Франческа, это сродни Джотто. Поднимаясь на высокую гору, никогда не надо смотреть на вершину. Окажешься на вершине, и тогда наступит печаль, и грусть, и тоска. Но оглянешься - и вдруг какая-то красота вокруг, какая прелесть, ты взошел. Гоголь не знал, что из этого кто-то сделает произведение еще более глубокое. „Шинель“ - не анимационный, не мультипликационный фильм, это крест, который он несет. Законченный Акакий вызовет у меня тоже досаду, потому что будет все кончено и все ясно. Мне радостно, что мы живем в ту эпоху, когда живет Норштейн».

О КНИГЕ «СНЕГ НА ТРАВЕ»

Юрий Норштейн: Приходит страшная мгла жизни, и глубокая сокрыта в том тайна: не ужасна ли жизнь без подпоры прочной? У Гоголя ответа нет - ответ в тебе, и он только твой. Гоголь, в сущности, средство познания самого себя. Работа над книгой пошла лет за восемь до выхода ее в печати. Книга - это то, что кормит нашу студию. Если бы не Андрей Ильич Казьмин, книги бы не было. Это было его решение издать «Снег на траве».

Андрей Казьмин, с 1996 по 2003 г. - президент Сбербанка России: Это как Святое Писание: в любой момент открываешь, и ты обязательно что-нибудь находишь сообразное твоему состоянию души. На мой взгляд, он сам как библейский пророк, поэтому, если бы к этому было больше некоторого внимания и поддержки того же государства, ощущение востребованности было бы лучше. Если вы воспитываете такого зрителя, поколение, которое не читает книг, не смотрит серьезного кино и не может отличить искусство от фантика, потом не нужно разводить руками и говорить о том, что у страны нет национальной идеи“.

Паола Волкова, доктор искусствоведения, профессор Высших курсов сценаристов и режиссеров: Книга его „Снег на траве“, два тома, имеет точно такое же значение, как и его фильмы. А может быть, еще сильнее. Она для любого читателя. Читая ее, вы совершаете погружение в пространство всемирной культуры, никого ничему не уча, не морализируя, Павлик Морозов - это хорошо, это не очень хорошо или это очень нехорошо? Она объясняет, зачем вообще искусство нужно. А зачем человечество вообще сгорало на огне собственных страстей, инквизиции, НКВД? Для чего, во имя чего? С уборщицей в подъезде или с президентом Норштейн говорит одинаково. Точно так же он общается в своей книге - одинаково».

О ВРЕМЕНИ

Юрий Норштейн: Время для меня сейчас абсолютно чужое, это понятно. Потому что я живу не в своей стране. Я считаю, страна захвачена. Они не прошли школу сочувствия к человеку, они исключительно только хватать, приобретать, брать, убивать. Капитализм - самая омерзительная система в смысле человеческих взаимоотношений. Это так же омерзительно, как брачный контракт. Мы стали подозрительны друг к другу, мы разъединились. Это ужасное состояние, когда ты утром просыпаешься и думаешь: «Боже мой, еще один день впереди». Понятие «Закончить фильм» - оно просто сейчас пока не может во мне быть, потому что мне сейчас после долгой спячки надо нормально начать работать, войти в тот самый поток, когда тебя уже несет. Я чувствую просто перед собой бетонную стену. Конечно, мне здесь никто не поможет - только я сам.

В чем смысл мультфильма "ежик в тумане"? и получил лучший ответ

Ответ от Lisa АлиSа[гуру]
...Познание ИСТИНЫ.
Это -путешествие через границу двух миров - реального и потустороннего, как бы переправа в иной мир. Все герои мульта - символы... Спускаясь в долину, чтобы посмотреть, что там внутри, Ежику предстоит познать откровение, которое предстает в образе Лошади. По пути ему попадается Сова (символ мудрости) , которая ведет себя как сумасшедшая (Ёжик даже говорит ей "псих"). Дуб - это не просто дерево, это Древо Жизни, это олицетворение подземного, земного и небесного миров.
На пути в тумане Ёжику встречается Река... погружение в реку символизирует познание, переправа - завершение, обретение новой жизни.
Вступая в туман, Ежик входит как бы в в другой мир, в котором его всё пугает и кажется неизвестным сознанию. Во-частности, потому что знакомые существа ведут себя наоборот... Это так цепляет его, что он не слышит Медвежонка, так как продолжает размышление о Лошади. Кстати, он не задаётся вопросом, что это за Лошадь, где она находится и зачем пришла сюда. Его интересует, потонет ли Лошадь в тумане? Потом он задается вопросом - как она там, в тумане? , то есть, познает часть Истины.. .
Источник: Думаю, что каждый может найти здесь свой смысл...

Ответ от Ёергей Александров [гуру]
В искренних отношениях.



Ответ от Svebor [гуру]
Вот, это да, через 30 лет встретила человека, который тоже не понял этой идеи. Так в чем же смысл?? ? Типа ищите, ищите должен быть, "пилите пилите они золотые,... "


Ответ от A//x [гуру]
Кто ищет тот найдет..)


Ответ от Карен Гуюмджян [гуру]
Нет прозрачности, а это один из блоков развития!


Ответ от Ирина [гуру]
Образ трогательного Ежика был создан для того, чтобы никого не оставить равнодушным...


Ответ от Ёвета [гуру]
Очень нравится этот мультик)))
О чем? Может о том как все ищут. Ежик искал лошадь, свой мешочек. Перед ним препятствия, сова, река. Мишка, который беспокоится о ежике.
Все чего-то ищут, о всех кто-то беспокоится...


Ответ от Serg E. [гуру]
в одиночестве


Ответ от Ђоня Лебедева [новичек]
мульт о дружбе, которая важнее всех мешочков, лошадей и тп


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В чем смысл мультфильма "ежик в тумане"?

Ёжик в тумане

Все мы любим мультфильм талантливейшего режиссёра Юрия Норштейна "Ёжик в тумане".

Мы восхищаемся необыкновенными иллюстрациями художника-мультипликатора Франчески Ярбусовой. Но мало кто знает, что литературную основу этого культового мультфильма придумал замечательный детский писатель - Сергей Григорьевич Козлов.

Он был писателем и поэтом, сочинявшим чудесные сказки в стихах и прозе. Ну кто бы так мог написать детям: “Кругами, на цыпочках побежала по воде тишина”. А страна Тилимилитрямдия, “волшебная, необыкновенная”…

Сергей Григорьевич Козлов родился 22 августа 1939 года в Москве. Первые стихи он написал, когда учился в восьмом классе. Окончил Литературный институт имени Максима Горького, в качестве дипломной работы представив рукопись сборника стихотворений.

Сергей Козлов. Октябрь 1983 г.

Прежде чем стать профессиональным писателем, он был рабочим в типографии, работал токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции и водил экскурсии в пушкинском музее-заповеднике Михайловское.
«Человек и писатель составляли в Сергее одно целое: вряд ли он был бы тем прекрасным человеком, если бы он не был писателем, и вряд ли был бы настоящим писателем, не будь он таким нежным, трогательным, умным и любящим жизнь человеком», - сказал о Козлове его друг писатель Юрий Кушак.

В волшебной стране сказочника Козлова живут очень милые и добрые герои. В этих сказках удивительный мир добрых переживаний и отношений. Ёжик и Медвежонок греют остывшую осеннюю траву или вытирают тряпочкой пыль со звезд. Если они захотят, то ходят друг к другу в гости, угощают друг друга яблоками и чаем с медом. Когда погода теплая — гуляют возле реки или до темноты сидят у кого-нибудь на крыльце, сумерничают. Но основное их занятие - удивляться и думать.

Медвежонок и Ёжик. Иллюстрация Ф. Ярбусовой

«И Медвежонку представилось, как они с Ёжиком сидят ночью под звездами у реки, варят чай в чайнике, слушают, как плещется рыба в воде, и чайник сперва урчит, а потом клокочет, и звезды падают прямо в траву и, большие, теплые, шевелятся у ног».
«По вечерам Ёжик ходил к Медвежонку в гости считать звёзды.
Они усаживались на брёвнышке и, прихлёбывая чай, смотрели на звездное небо.
Оно висело над крышей, прямо за печной трубой.
Справа от трубы были звёзды Медвежонка, а слева — Ёжика».

Другие его герои - жизнерадостный лев Бонифаций, у которого были каникулы, Львенок и Черепаха, горланящие на солнышке песню, - тоже невероятно симпатичны. Мультфильмов о Ёжике восемь, а историй, написанных о нем Козловым, гораздо больше. О Львенке и Черепахе фильм один, а книг о двух друзьях Козлов написал несколько. Одна из них так и называется "Львенок и Черепаха: сказка в десяти главах, первую из которых знают все, а остальные — никто". "Облака — белогривые лошадки" — это тоже Козлов.

Он рассказывал и о деревьях, ветре, небе, звездах. В сборниках его стихов есть истории о хитрой лисице, хомячке-соне, дятле, расставляющем точки, позабыв о запятых, о каждом из 12 месяцев. Это действительно очень хорошие детские стихи и сказки.

Хотя очевидно, что его первая и последняя любовь - именно Ёжик, умоляющий друзей послушать тишину. Вот как сказал Сергей Григорьевич: « Самый главный мой персонаж - Ёжик. К Ёжику присоединился Медвежонок, затем Заяц, волки, совы и всякие другие персонажи. Ёжика у меня в детстве не было, но так получилось, что в каком-то году, может быть в 1959, он у меня появился. Вот с ним я и живу теперь».

Звезда! И в луже... Иллюстрация Франчески Ярбусовой

Любимому герою Козлова - Ёжику - более пятидесяти лет. Истории о нём он сочинял всю жизнь, так что постепенно появился большой сказочный лесной мир. Там каждый зверек живет в своем доме, запасает еду и дрова, топит печку, смотрит на огонь, слушает дождь и ветер. Все последние годы из-под пера Сергея Григорьевича выходили новые и новые сказки про Ёжика и Медвежонка.

«... Вот и сегодня Ёжик сказал Медвежонку:
— Как всё-таки хорошо, что мы друг у друга есть!
Медвежонок кивнул.
— Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.
— А ты где?
— А меня нет.
— Так не бывает, — сказал Медвежонок.
— Я тоже так думаю, — сказал Ёжик. — Но вдруг вот — меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать?...
— Переверну все вверх дном, и ты отыщешься!
— Нет меня, нигде нет!!!
— Тогда, тогда... Тогда я выбегу в поле, — сказал Медвежонок. — И закричу: «Ё-ё-ё-жи-и-и-к!», и ты услышишь и закричишь: «Медвежоно-о-о-ок!.-..». Вот.
— Нет, — сказал Ёжик. — Меня ни капельки нет. Понимаешь?
— Что ты ко мне пристал? — рассердился Медвежонок. — Если тебя нет, то и меня нет. Понял?...»

Его называли великим сказочником.

Об этом писал главный редактор детского журнала «Кукумбер» Виктор Меньшов.

Как я пил чай с Великим Сказочником Сергеем Козловым.

Однажды я пил чай с Великим Сказочником. Я ворчал, жалуясь на что-то, он тоже ворчал, жалуясь на всё сразу. Мы оба ворчали и пили волшебный чай. А какой ещё чай можно пить в гостях у Великого Сказочника? Мы пили волшебный чай, я с замиранием сердца ждал, что вот-вот со мной начнёт происходить Волшебство, но ничего не происходило. Даже как-то неинтересно стало.

Присмотрелся я к Великому Сказочнику внимательнее. И что-то ничего особенно великого в нём не обнаружил. И чай у него не волшебный, и ростом он не так чтобы уж велик. Я как-то встретил Сергея Михалкова — так я ему ростом до коленки, А Сергею Козлову, у которого я пил чай, всего-то по плечо. А во мне роста — метр с кепкой, да и то — сильно выпрямившись.

Стал я смотреть дальше. И борода у Великого Сказочника вроде как не такая уж и великая. Прямо скажу — так себе борода. Вот у Льва Толстого — это борода! А у Козлова, по сравнению с ним, борода коротенькая такая. И торт он режет чудно: не режет, а словно мечом рубит, только крошки во все стороны разлетаются.
Засомневался я что-то, одним словом. И попросил осторожно:
— Напиши что-нибудь волшебное.
Сказочник глянул из-под сердитых бровей весёлым глазом и написал:
«Одинокое пугало слушает далёкую музыку. И старая его шляпа... трепещет».

И случилось чудо. Мы с ним стояли посреди поля. Была глубокая осень. Над нами нависали лохматые тучи, противный, как бормашина, ветер выл и трепал нашу одежду. А посреди поля стояло одинокое чучело размахивало пустыми рукавами рваного пальто, трепетали поля старой шляпы. Я представил себе, как ему холодно и одиноко. И мне тоже стало очень холодно.
— Дорогой Сказочник, а нельзя ли куда-нибудь в тепло? — попросил я.
Он только улыбнулся и сказал:
«Брёвнышко прижалось к горячей печке и увидело во сне птиц. Февраль».
И мы тут жe оказались возле горячей печки. Потрескивали дрова, пели сверчки, по потолку летали тени невидимых птиц
— Почему у тебя дрова такие жаркие? — спросил я.
— Дрова у меня жаркие потому, что летом я их сам колол, — ответил Великий Сказочник.
— Почему у тебя сказки такие волшебные? Научи меня, Сказочник, как писать волшебные сказки, — робко попросил я.
— Писать нужно так, чтобы словам было просторно. Между словами должен сквознячок быть, — улыбнулся в усы Сказочник.
— Но гдe ты берешь такие волшебные слова? Открой тайну!
— Я слушаю, смотрю. Дрова потрескивают, сверчки за печкой поют. Осенью картофельную ботву на огородах жгут. Горьким дымом пахнет...

Я вышел на крыльцо. Из густого тумана степенно вышел Ёжик. Смешно втянул носом осенний воздух, фыркнул и ушёл обратно. В тумане кто-то вздохнул. Потом ещё раз. Наверное, это была Белая Лошадь. Я закрыл глаза. Мне было одновременно и грустно, и весело. Пахло горьким дымом...
Виктор Меньшов

Сергей Григорьевич Козлов ушёл из жизни 9 января 2010 года и похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Очень жаль, что новых историй про Ёжика больше не появится.

В январе 2009 года в центре Киева появился памятник Ёжику в тумане. Авторы этого проекта Владимир Колинько и Георгий Куровский - изобразили Ёжика сидящим на высоком пне с узелком в руках. Его лапки сделаны из толстых веток, а колючки - из длинных шурупов.

Книги Сергея Козлова можно читать с придыханием и светлой улыбкой. С ними засыпают в обнимку и видят во сне Ёжика, Медвежонка, Белую Лошадь. У него самые добрые и лиричные сказки на свете, теплые и светлые, философские и трогательные, сказки для всей семьи. Читайте эти книги сами, читайте их своим и чужим детям!

Мультипликация с момента своего появления в 20-м веке начала развиваться и усовершенствоваться. Начали выходить в прокат новые мультфильмы, продумывались новые сюжетные линии, применялись нестандартные подходы для создания подобного кинематографа. Главное отличие мультфильмов нашего времени и тех, которые были популярны во времена Советского Союза и после его распада, заключается в предоставлении глубокого смысла, который не оставит равнодушным никого, ни взрослого, ни ребенка.

«Ежик в тумане»

На первый взгляд, кажется, что в мультфильме «Ежик в тумане» нет особого смысла, и это просто картина, которая не несет в себе никакого информационного содержания и пользы для психологического состояния зрителя. Но на самом деле здесь скрыт особый смысл, который позволяет по-другому посмотреть на все, что окружает нас в обыденной жизни.

История о двух лучших друзьях – Ежике и Медвежонке, которые никогда не разлучались, так как боялись остаться в одиночестве. Все время они вместе играли, узнавали что-то новое. Они любили собираться вместе и пить ароматный чай с вареньем, рассматривая звезды, поскольку это дарило им большое удовольствие и веселье.

Но однажды все случилось не так, как обычно. Ежик утром собрал в узелок малиновое варенье и отправился к своему другу по привычной дорожке, рассматривая все вокруг и любовался природой. Маленький звереныш настолько вдохновился красотой природы, поэтому ничего не замечал вокруг, ни совы, которая буквально впритык с ним шла по тропинке, ни того, что он свернул в неправильном направлении и оказался в дремучем лесу с туманом, который таит в себе массу опасностей для беззащитного ежика.

Мысли героя были заняты другим, поскольку он размышлял, о чем они будут разговаривать с медвежонком во время своих чайных церемоний на лоне природы. На своем пути Ежик неожиданно встретился с белой лошадью, которая скрывалась в густом белом тумане. И зверенышу стало интересно, захлебнется ли лошадь, если ляжет спать, поэтому он принимает решение спуститься вниз в густой белоснежный туман, чтобы самостоятельно проверить, какой воздух в подобных условиях.

Но вот внизу малыш обнаружил, что лошадь растворилась в пространстве, и он остался совершенно один в этом чужом и страшном месте. Неожиданно, вся храбрость и смелость исчезла, поэтому ежик боялся даже небольшого листика, медленно летающего в воздухе. Белый густой туман устрашал малыша, ему мерещились необычные существа, которые так и норовили напасть на бедного ежика.

Пока ежик бродил по незнакомому месту, он неожиданно у большого и могучего дуба обнаружил, что узелка с вареньем у него уже нет, а сам он не помнил, где его потерял. Он расстроился и отчаялся, поскольку боялся оставаться в одиночку в лесу. Но из густого белого тумана выбег добрый пес, который и принес герою его потерянный ранее узелок. Это дарит зверенышу необычную радость. И вдруг он слышит, как издалека его зовет его друг Медвежонок. И поэтому Ежик бежит его на встречу сломя голову, а на ходу падает в реку, но ему повезло, что большая рыба на своей широкой спине несет его на другой берег водоема.

История маленького ежика закончилась хорошо, так как двум лучшим друзьям удалось встретиться. Медвежонок был сильно рад видеть своего друга, так как он переживал, что его нигде нет, бегал и звал его, чтобы тот мог отыскать путь на встречу. Но маленький ежик переживал о том, как там белая лошадь, которая осталась одна в тумане…

Многим не понять смысл «Ежик в тумане» , но на самом деле здесь скрывается масса нюансов, которые позволяют переоценить собственную жизнь и получить ответы на многие животрепещущие вопросы.

Главный смысл мультфильма

Смысл «Ежик в тумане» известен далеко не каждому человеку, поэтому многие интересуются, чем же отличается данный мультик от общего разнообразия произведений в сфере мультипликации. И поэтому основные позиции требуют к себе внимательного рассмотрения для устранения любых сомнений.

Ежик – это олицетворение вечного хаоса

С первых же кадров мультфильма невозможно не обратить внимания на внешний вид главного героя – ежика, поскольку он совершенно не похож на привычного всех ежа, у которого из туловища торчат острые иголки.

Ежик из мультфильма состоит из хаотичных линий, которые соединены между собой для создания изображения маленького зверька. Именно поэтому главный герой мультфильма воспринимается как сплошной хаос. Художники постарались поработать над созданием внешнего вида ежика для того, чтобы можно было олицетворить необычный внутренний мир, который нуждается в успокоении и восстановлении баланса.

Сова из картин Босха

Когда олицетворение хаоса, то есть мультипликационный ежик бредет по полю, вместе с ним идет черное чудище в виде совы, которое имеет немного страшный и необычный внешний вид. Сова полностью повторяет внешний вид героев, изображенных на картине Босха, который постарался придать всем привычной и обычной птице немного мифического обличия.

Смысл «Ежик в тумане», а именно совы заключается в том, что она олицетворяет глупость и грешность, которая окружает человека, поэтому ему нужно быть предельно внимательным на своем пути, чтобы не столкнуться с таким неприятным существом.

Лошадь – это символ смерти

После того, как главный герой добредает до опушки, он замечает белую лошадь, которая стоит неподвижно в густом белоснежном тумане. В западной мифологии лошадь олицетворяет смерть, поэтому в общем смысле мультфильма он вписывается как признак подсознательности, которая выдает сигналы о том, что если не найти выход из ситуации, то можно закончить жизнь прямо здесь в глухом лесу.

Дерево жизни – признак разума

Не все знают смысл «Ежик в тумане», поскольку в нем есть масса нюансов и особенностей. И вот больше всего разногласий создает дерево, возле которого ежик встречает добрую собаку и слышит зов своего друга. Дерево выступает в качестве олицетворения разума и сознательности, которая при успокоении общего состояния выдает правильные решения и показывает выход из ситуации.

Общий смысл «Ежик в тумане» заключается в том, что на пути всегда есть и будут какие-то сложности и погрешности (это олицетворение совы), и если отчаиваться и опускать руки, то ни к чему хорошему это не приведет (это олицетворение лошади). Благородное и большое дерево – это признак разума, который подсказывает правильный выход из ситуации, если отодвинуть на второй план любые нервные потрясения и переживания.

Мультфильм идеально подойдет для деток и для взрослых, так как он сочетает в себе многие интересные моменты, которые нельзя оставить без внимательного изучения. Мультфильм внимательно прорабатывался психологами и людьми, которые имеют большой жизненный опыт, поэтому они могут посоветовать своим зрителям что-то интересное и полезное для общего развития и понимания особенностей жизни. Рекомендуется смотреть мультфильм вместе с детками, чтобы помочь им разобраться в деталях столь необычного мультипликационного произведения.