История камуфляжа Dazzle — от картин кубистов до военных крейсеров и принтов на одежде. История камуфляжа Dazzle — от картин кубистов до военных крейсеров и принтов на одежде «Закаленный в боях»

Ослепляющая (расщепляющая) маскировка (англ. Razzle Dazzle ) - В период Первой мировой войны был зоологом Керром и художником Вилкинсоном был разработан принципиально новый способ визуальной защиты кораблей от огня надводных кораблей и, прежде всего, подводных лодок. Основной идеей "разобщающего" камуфляжа стало не уменьшение заметности корабля, а искажение его силуэта таким образом, чтобы затруднить визуальное определение его типа, скорости хода и расстояния до него

Что такое маскировка

Тактическая маскировка кораблей - является разработкой направлений, методов, приёмов и способов маскировки сил и объектов флота в войнах и локальных конфликтах.

Рассматривая вопрос о видимости кораблей, можно установить, что вероятность обнаружения корабля зависит от характера его окраски, а поэтому, маскировочное окрашивание является одним из способов визуальной маскировки кораблей. Маскировочное окрашивание кораблей выполняется различными способами, которые могут быть разделены на два основных вида: защитное окрашивание и камуфляжное(маскировочное). Основные задачи маскировочного окрашивания кораблей сводятся к:

1) уменьшению заметности корабля, т. е., другими словами, к уменьшению дальности, на которой корабль может быть обнаружен;

2) введению противника в заблуждение относительно класса, типа, курса и скорости хода корабля; при этом если ошибка в определении перечисленных данных будет у противника даже временной, маскировочное окрашивание всё равно достигнет своей цели.

Опыт в морских баталиях указывает, что основным является первое, а второе имеет подчиненное значение. Однако в определенных условиях обстановки, искажение вида и элементов движения корабля часто становится главной задачей маскировки. При хорошей видимости в дневное время уменьшение заметности может быть достигнуто практически только на больших расстояниях от наблюдателя, а при плохой видимости в дневное время, при тумане и т. п. - и на небольших расстояниях. Наблюдение при этом возможно как с воздуха, так и с корабля. Наконец, ночью или в сумерки уменьшение заметности легко может быть достигнуто и на очень малых дистанциях.

Повод создания

Одним из поводов развития этого направления послужил прорыв немецких инженеров в сфере военной промышленности и инженерии, повлёкший за собой создание нового класса кораблей. В Первую Мировую войну союзники в лице Англии, Франции и Североамериканских Соединенных Штатов были в ужасе от новой немецкой разработки - подводной лодки. Скрываясь от взора противника под толщей воды, подлодки с большим успехом уничтожали флот врага. Одним из вариантов защиты от них была визуальная маскировка, которая осуществлялась путём раскрашивания кораблей, но первые плоды не приносили успеха. Маскировка не могла подстроится под «характер» моря, вода постоянна менялась небо приобретало разнообразный окрас из-за изменения погодных условий.

Автор новой маскировки

Спас плачевное положение британский офицер военно-морского флота и художник Норман Вилкинсон (англ. Norman Wilkinson ).Он применил безумные стили, одним из которых был кубизм, который входил в моду в те времена в изобразительном искусстве. Идея - превратить окрас из маскировочного стиля в «ослепляющую раскраску». Вместо того, чтобы скрывать судно, пытаясь закрасить его целиком в какие-то сходные с окружающей средой цвета, Вилкинсон предложил раскрашивать корабли абстрактно - «разбивать» корпус неожиданными линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы и т.д. и т.п.. Однако кажущийся хаос в покраске корабля был лишь кажущимся, покраска была систематизирована и наносилась по определённым правилам.

Форма камуфляжа и правила нанесения

При решении специальной задачи камуфляжа - искажения - раскраска корабля должна деформировать его силуэт или имитировать какой-то иной объект наблюдения.

Характерные признаки силуэта корабля определяются типом корабля, очертаниями его корпуса, расположением труб, мачт, надстроек и вооружения. Камуфляж, в первую очередь, должен нарушить эти признаки посредством видимого изменения очертаний и рельефа поверхности корабля.

Форма пятен может быть самой разнообразной. Обычно для того чтобы разнообразить рисунок, берут пятна различной ширины и размеров. Основную задачу и трудность представляет расположение и разбивка пятен относительно очертаний корабля, которые требуется исказить. Искажение основано на слиянии с фоном («отпадении» к фону) при определенных условиях освещения части пятен камуфляжа в то время, как пятна, контрастирующие с отпавшими к фону, видны. Чтобы силуэт корабля был резко изменен, стремятся исказить его контурные линии, т. е. создать кажущиеся очертания, совершенно не характерные для данного корабля. Поэтому пятна разбиваются так, чтобы они ни в коем случае не повторяли действительных очертаний корабля, а ориентировались под какими-то углами к ним.

Камуфляж кораблей для действий в открытом море представляет собой типичный вид крупнопятнистого камуфляжа. Выбирая рисунок камуфляжа, стремятся подобрать наиболее целесообразную форму, величину и расположение пятен, окраски. Неопытному глазу камуфляжная окраска кажется хаотическим и бессистемным сочетанием произвольных цветовых пятен. На самом деле в выборе рисунка камуфляжа имеется определенная система, дополненная практическим опытом командира.

Трубы кораблей часто окрашиваются так, чтобы пятна создавали впечатление их наклона в сторону, противоположную действительному наклону. Трубы, башни и другие части корабля окрашивают в разные тона: одни в светлые, другие в темные.

Пятна с прямолинейными границами создают эффект резкого изломанного рельефа, выступающих углов и впадин. Такие очертания пятен употребляются в тех случаях, когда стремятся исказить курсовой угол или «укоротить» корабль, использовав, например, слияние некоторых пятен с кильватерной струей (вода, взволнованная турбинами корабля, обычно белого цвета).

При нанесении пятен камуфляжа соблюдаются некоторые правила:

1. Пятно или полоса, начавшаяся на одной плоскости, продолжается на другой, с нею не совпадающей, так же, как если бы плоскости совпадали одна с другой.

2. Изгиб контурной линии пятен ни в коем случае не должен находиться на линии сопряжения пересекающихся поверхностей.

3. Линия сопряжения двух пересекающихся поверхностей не должна служить границей пятен. Желательно, чтобы граница пятен пересекала линию сопряжения двух поверхностей под острым углом.

4. Окраска выступающих или входящих пространственных углов должна производиться так, чтобы пространственный угол, например, трехгранный угол мостика, угол щита артиллерийских системы и т. д., подчеркивался темным пятном, центр которого не должен совпадать с истинной вершиной угла.

Первые испытания и их результат

Ошибка в расчетах командира подводной лодки

Немецкие подводники тех времён наблюдали корабль только через перископ. Командиру подводной лодки необходимо было визуально оценить курс судна относительно лодки и его скорость. Цена ошибки командира высока, так как "пристрелка" из-под воды практически невозможна из-за малого количества торпед в залпе лодки, огромного времени перезарядки и невысокой скорости хода торпеды ("невысокой" относительно скорости артиллерийского снаряда, конечно). Новая раскраска кораблей вводила подводников в ступор, не давая прицелиться, так как не было понятно, что это за корабль и какой у него курс и вообще, где у него нос.

Торговый флот США начал применять "ослепляющий камуфляж" начиная с марта 1918-го года. До окончания войны успели окрасить 1256 кораблей. Послевоенные подсчеты показали, что в период с 1 марта 1918 года было потеряно 75 некамуфлированных кораблей (водоизмещением свыше 2500 тонн) и всего 18 камуфлированных, причем из числа последних только 11 погибли от торпед подлодок.

Судьба после Первой Моровой войны

Сейчас в Портсмуте стоит образец подобной маскировки: корабль HMS M33 (1915) . Он был построен в 1915 году, хоть и выглядит относительно скромно, повоевал в Первую Мировую и даже в Гражданскую войну (вместе с шестью другими мониторами несколько месяцев поддерживал белые войска в районе Архангельска).

В это время союзники пытались разрисовывать таким способом джипы и танки, испытания прошли успешно, из-за большой скорости объектов маскировка успешно выполняла свои функции, учёные доказали что объект становится на 7 процентов меньше (визуально) и боец с РПГ мог промахнутся не правильно выстрелив на упреждение по быстро двигающейся цели.

Во время Второй мировой войны были попытки снова применить «ослепляющую раскраску», но развитые технологии обнаружения целей, такие как: радары, сонары, магнитометрия, радиолокация, газо анализ, химический способ обнаружения и появление морской авиация погубили это направление «военной живописи».

Галерея

    Китайско-российские совместные военно-морские учения «Морское взаимодействие-2012».

    Спуск на воду моторной яхты Guilty, которую раскрасил современный художник Джефф Кунс, 2008 год, часть 1.

    Спуск на воду моторной яхты Guilty, которую раскрасил современный художник Джефф Кунс, 2008 год, часть 2.

Когда в начале ХХ века художники-авангардисты Жорж Брак и Пабло Пикассо эпатировали публику новым направлением в живописи — кубизмом, они никак не предполагали, что менее чем через десять лет у них появятся многочисленные последователи в… военно-морских ведомствах. А в роли холста будут использоваться стальные борта боевых кораблей.

Французский лёгкий крейсер «Gloire» — то ли зебра, то ли тельняшка в заплатах…

До тех пор, пока дистанция морского боя не превышала дальности пистолетного выстрела, никакого смысла в маскировочной окраске кораблей не было. Наоборот, обилие позолоты и ярких красок создавало важный психологический настрой у сражавшихся экипажей, особенно если им предстояла абордажная схватка. Поэтому вплоть до конца ХIХ века крейсера и броненосцы выглядели нарядно и торжественно: чёрный или белый корпус с золотыми украшениями, белые надстройки, жёлтые трубы… В виде эксперимента время от времени применялась и менее заметная серая окраска, но её долго считали нецелесообразной. Например, по словам британского адмирала графа Корк-и-Орери, во флоте «Владычицы морей» тёмно-серый цвет считался траурным. Впервые в него был выкрашен английский броненосец «Monarch», когда ему в 1869 году выпала миссия доставить в Нью-Йорк тело скончавшегося англо-американского филантропа Пибоди. Лишь в начале ХХ века серая или серо-зелёная окраска кораблей начинает приобретать популярность. Первыми полностью отказались от помпезных чёрно-бело-жёлтых цветов флоты Австро-Венгрии и Японии. В сентябре 1903 года в «серо-оливковый» (близкий с современному хаки) цвет была перекрашена и находившаяся в Порт-Артуре русская Тихоокеанская эскадра. Опыт Русско-японской войны показал, что реальная дальность артиллерийского боя на море значительно выше, чем предполагали адмиралы, и затрудняющая прицеливание маскировочная окраска отныне становится весьма актуальной. Практически все страны перекрашивают свои военные корабли в разные оттенки серого цвета.

Английский броненосец «Victoria», окрашенный в так называемые «викторианские» цвета, литография художника Вильяма Митчелла. И корабль, и его окраска получили названия в честь королевы Виктории — именно при ней британский флот достиг вершины своего могущества.

Любопытно, что во время Русско-японской войны русские миноносцы Владивостокского отряда получили пятнистую окраску «в тон побережья». Кто автор этой идеи, неизвестно. Но факт остаётся фактом: впервые классический камуфляж, делающий корабль малозаметным на фоне берега и одновременно искажающий его силуэт, был применён именно в Российском флоте.

Опыты с «покровительственной» окраской кораблей вплоть до начала Первой мировой войны проводились во многих странах, но моряки как правило относились к ним скептически. Что неудивительно: условия видимости на море постоянно меняются, и создать универсальную окраску, чтобы та была эффективна при разной погоде и днём, и ночью, просто невозможно. На фоне горизонта корабль, да ещё дымящий, всегда представляет собой контрастную цель, и цвет, в который он выкрашен, на его обнаружение никак не влияет.

Однако с началом Первой мировой войны адмиралы, прежде всего британские, столкнулись с проблемой, которую они явно недооценили. Речь идёт о немецких подводных лодках, наносивших флотам Антанты весьма ощутимые потери. И вот тут-то и возникла идея применить для кораблей окраску, которая бы затруднила выполнение торпедной атаки. Дело в том, что торпеда, в отличие от артиллерийского снаряда, движется довольно медленно, и командиру субмарины, атакующей движущееся судно, приходится стрелять на упреждение, в точку, находящуюся далеко впереди. Говоря профессиональным языком, командиру приходится рассчитывать «торпедный треугольник». А тут очень важно правильно определить скорость движения цели и её курс. Поэтому теперь окраска корабля должна была не уменьшить его заметность, а исказить его внешний вид, затруднив определение параметров его движения.

Первым предложил раскрашивать корабли «наподобие зебры» английский профессор зоологии Грэхем Керр (Graham Kerr). В письме, отправленном Уинстону Черчиллю (в то время Первому лорду Адмиралтейства) в сентябре 1914 года, Керр писал: «Сплошная однородная окраска делает объект заметным. Нанесение резко контрастирующих пятен окраски создаёт впечатление излома поверхности». Идея показалась слишком экстравагантной, и от неё просто отмахнулись. Вспомнили о необычном предложении только через полгода — всё возрастающие потери британского флота от кайзеровских субмарин требовали принятия экстренных мер. Весной 1915 года Адмиралтейство распорядилось начать эксперименты с «искажающей» окраской, получившей официальное название «dazzle camouflage ».

Вскоре к работам подключился художник Норман Вилкинсон (Norman Wilkinson), предложивший и теоретически обосновавший собственную схему камуфляжной окраски, основанную на модном в то время течении в живописи — кубизме. Как и его коллеги, художники-авангардисты, он старался «раздробить» реальный объект (в данном случае, корабль) на условные плоскости, грани и отдельные геометрические формы. Сочетание ярких полос, многоугольников и плавных кривых делали линкор, эсминец или транспорт похожим на полотно абстракциониста и выглядели крайне необычно. Однако, отойдя от первого шока, моряки «Владычицы морей» вынуждены были признать: определить курсовой угол и даже класс изощрённо раскрашенного судна стало непросто. «Искажающему» камуфляжу была дана путёвка в жизнь, а Вилкинсону достались лавры его изобретателя.

Сэр Норман Вилкинсон (Norman L. Wilkinson, 1878–1971) — английский художник, считающийся на Западе «отцом» военно-морского камуфляжа. В годы Первой мировой войны служил на судах Королевского военно-морского добровольного резерва (Royal Naval Volunteer Reserve), участвовал в патрулированиях и боевых тралениях, получил чин лейтенанта. Теоретически обосновал принцип искажающего экипажа. Позже стал обладателем многочисленных титулов и наград.

Справедливости ради следует заметить, что той же весной 1915 года независимо от англичан очень похожую окраску для кораблей предложил севастопольский художник Юрий Шпажинский. Он тоже создал её под влиянием кубизма — на борта, надстройки и трубы кораблей в определённой последовательности наносились треугольники белого, голубого, тёмно- и светло-серого цвета, вместе образующие ломаные полосы. Первым по такой схеме был окрашен черноморский броненосец «Синоп», за ним последовали эсминцы «Счастливый» и «Громкий». Шпажинский называл изобретённую им окраску «иллюзорной» — по сути это было синонимом слова «искажающей».

Летом 1915 года «иллюзорная» окраска испытывалась и на Балтике. Шпажинский усовершенствовал свою схему, и выделенный для эксперимента крейсер пограничной стражи «Кондор» был покрыт ломаными линиями «небесного» и «водяного» цветов. Кроме того, художник опробовал ещё одно своё изобретение — специальные наделки на мачтах и трубах, призванные исказить силуэт корабля. К сожалению, на официальных испытаниях, состоявшихся 29 июня 1915 года, ожидаемого эффекта вся эта затея не принесла. «Кондор» и лишённый камуфляжа однотипный «Беркут» оказались одинаково видны, а дальномеры на дистанциях от 55 до 65 кабельтовых в обоих случаях давали точные результаты. В результате по рекомендации проводившей испытания комиссии работы по «иллюзорной» окраске были свёрнуты.

И всё же следует признать, что талантливый художник Юрий Ипполитович Шпажинский (между прочим, одна его картина есть в Третьяковской галерее) был первым и в области морской искажающей окраски, и в изобретении деформирующих силуэт наделок — последние появились в Англии не ранее чем через год. Обидно, что его имя практически забыто, а все придуманные им новации ныне приписывают его зарубежным коллегам.

Первый в мире классический авианосец — британский «Argus» в камуфляже, 1918 г.

Пример необычного камуфляжа времён Первой мировой войны — американский линкор «Nebraska»

Искажающая камуфляжная окраска стала массово применяться на флоте в 1917-1918 годах, а её «второе пришествие» приходится на период Второй мировой войны. Многообразие красок и рисунков, наносившихся на бортах кораблей самых разных классов, поражает. Шахматные клетки и волнообразные линии, треугольники и квадраты, бесформенные пятна, штриховка, немыслимые узоры всех цветов радуги… Удивительно, но под весь этот «апофеоз абстракционизма» была подведена теоретическая база. Например, в американском флоте существовала регламентированная, хотя и довольно перегруженная, классификация всех схем камуфляжа. Характер окраски (однотонной или камуфляжной) определялся базовым типом (measure), которому присваивался свой номер — 1, 5, 11, 12 и т.д. Далее шёл номер проекта (design), который стандартизировал рисунок камуфляжа. Последняя буква в обозначении соответствовала классу корабля, к нему относилась схема окраски (например, для авианосцев это была буква А, для линкоров — В). Таким образом, камуфляжная окраска, скажем, авианосца CV-12 «Hornet» имела обозначение «Measure 33 design 3А». Но это ещё не всё. Каждый применяемый оттенок тоже был стандартизован, имел своё название и номер — например, «океанский серый» (ocean gray) 5-0, «туманный серый» (haze gray) 5-Н, «военно-морской голубой» (navy blue) 5-N… Художники-основоположники кубизма не могли и представить, что разработкой рисунков и цвета абстрактных картин будут заниматься научные институты, а исследования их восприятия человеческим глазом лягут в основу закрытых диссертаций!

Как уже говорилось, маскировочная и искажающая (dazzle) схемы окраски изначально были своими противоположностями. Но для отдельных театров военных действий удалось придумать рисунки камуфляжа, который при определённых условиях выполнял обе функции сразу. Так, итальянцы для окраски своих кораблей часто использовали серо-зелёную гамму: в открытом море такой камуфляж являлся искажающим, а на фоне средиземноморского берега — маскировочным. На актуальность совмещения этих функций сильно повлияло развитие авиации. В годы Второй мировой войны палубы кораблей нередко покрывались хаотически расположенными линиями и геометрическими фигурами. Во время стоянки в базе подобная окраска затрудняла опознавание корабля и одновременно маскировала его под портовые сооружения. В открытом море «противовоздушный» камуфляж не имел особого значения, так как с самолёта корабль обнаруживался прежде всего по кильватерному следу.

Одна из излюбленных «фишек» морской камуфляжной окраски — изображение фальшивых белых бурунов у форштевня и в кормовой части корпуса — таким образом создавалась иллюзия, будто судно идёт с гораздо большей скоростью, чем на самом деле. Часто применялась окраска оконечностей корпуса в цвета, контрастирующие с центральной частью — так скрадывалась длина корабля и затруднялось определение курсового угла. Иногда на борта наносили контрастные силуэты одного-двух небольших судов, обычно идущих в противоположную сторону — при определённых условиях освещённости такой рисунок мог сбить с толку наблюдавшего в перископ подводника.

Во время Великой Отечественной войны камуфляжная окраска широко применялась и в нашем флоте. Схемы окраски в основном были подобны тем, что использовались союзниками, но имелись и некоторые особенности. Так, на Черноморском флоте наряду с обычными масляными красками применялась «серебрянка» — краска на основе алюминиевой пудры. Она способна отражать цвет воды, и покрытые ею участки изменяли оттенок в зависимости от погоды, делая камуфляж более универсальным. Кроме того, несколько черноморских кораблей получили довольно сложный рисунок камуфляжа с «растушёвкой» — плавным переходом от тёмного тона к светлому. Подобные схемы окраски применялись и за рубежом (например, в 1943 году на французском линкоре «Richelieu»), но очень редко.

Эсминец Черноморского флота «Сообразительный» — один из немногих обладателей «градиентной» окраски, в которой тёмные тона плавно переходили в светлые

Насколько эффективным оказался искажающий «боди-арт» кораблей? К сожалению, вразумительного ответа на этот вопрос так никому и не удалось получить. В литературе в качестве пользы от камуфляжа иногда приводят отдельные случаи — например, попытку немецкой подводной лодки потопить черноморский сторожевик «Шторм», когда, несмотря на идеальные условия атаки, все торпеды прошли мимо. «Шторм» имел сложный камуфляж с плавными переходами между цветами, и высказывается мнении, что именно это вызвало ошибку в определении немцами его курсового угла. Впрочем, причины промаха при стрельбе торпедами могли быть и совсем другими…

В годы Второй мировой войны союзники уже довольно широко использовали цветную фотоплёнку. На снимке — канадский эсминец «Restigouche» во всей своей «искажающей» красе…

«Разлинованный» французский крейсер «Gloire» — обладатель очень необычной камуфляжной окраски

Так или иначе, но с развитием радиолокации визуальное обнаружение цели становится далеко не главным, а вместе с этим теряет актуальность и искажающий камуфляж. После Второй мировой войны боевые корабли везде становятся одинаково серыми, лишь слегка отличаясь оттенками. Только в последние полтора-два десятилетия в ряде стран (Финляндии, Швеции, Чили и некоторых других) снова появляются катера и корабли в пятнистой окраске, но это уже скорее дань моде, следствие популярности стиля «милитари» и камуфляжной формы. Искажающая окраска на современных флотах применяется уже не из тактических соображений, а исключительно «для красоты».

Пример современного морского камуфляжа — окраска ракетного корабля на воздушной подушке «Самум» (вверху) и финского ракетного катера «Hanko»

Кубизм на броне

«Рыцарская эпоха» войны на море, когда ярко раскрашенные парусные корабли сходились на расстояние пистолетного выстрела и громили друг друга из пушек в упор, канула в Лету вместе с появлением броненосцев и контактных взрывателей. Прогресс в очередной раз погубил романтику, если о таковой вообще можно говорить применительно к войне. Увеличение дальности боя с нескольких десятков или сотен метров до миль и десятков миль незамедлительно вскрыло проблему визуального обнаружения вражеского корабля во время прицеливания. В свою очередь, «мишень» должна была максимально сливаться с непрестанно меняющейся поверхностью моря.

На закате эпохи броненосцев (первые годы ХХ века) с этой задачей вполне справлялась однородная шаровая окраска. Когда же над океанскими просторами загремели сверхмощные орудия линкоров, а под водой понеслись корсары нового времени – субмарины – задача многократно усложнилась. Чтобы решить новую проблему, на помощь морякам пришли оптики, художники и… зоологи. Пионером в этом деле стал британский военно-морской офицер (и, вместе с тем, неплохой живописец) Норман Уилкинсон, который, сотрудничая с зоологом Джоном Грэхэмом Керром, создал первый морской камуфляж «раздробляющего» типа. Теперь борта кораблей стали краситься в паттерны ломаных полос. Для людей непосвященных они выглядели нелепо, но для перископа подводной лодки и прицельных приспособлений корабельной артиллерии новая боевая раскраска оказалась «крепким орешком» – цель буквально «распадалась на части», затрудняя не только прицеливание, но и просто определение направления ее движения.

«Многие известные виды камуфляжа могут легко сделать так, что один хорошо видимый предмет будет казаться двумя, два объекта — тремя и так далее» — Рой Беренс, автор книги «Ship Shape» об истории экспериментов с камуфляжем Dazzle


В продолжении темы ТЕХНОЛОГИИ КАМУФЛЯЖА предлагаю вам узнать историю создания и принцип действия интересного камуфляжа Razzle Dazzle.

Узор под названием Dazzle, который можно по праву называть пионером среди камуфляжных рисунков, был разработан не для того, чтобы замаскировать сам объект, на который он будет нанесен, а чтобы противник не мог на глаз определить размеры, форму, направление и скорость движущейся техники. Чаще всего «сверкающий камуфляж», как его иногда называют, наносили на корабли и самолеты, используя переплетающиеся друг с другом контрастные цвета. Другое его название — Razzle Dazzle — переводится с английского как «суматоха» и довольно четко описывает производимый им эффект.


1. Рекламный плакат корабельной компании Cunard Line, 1918 год. 2. Американский линкор USS California, 1944 год. 3. Принципиальная схема дизайна линкора. 4. Картина «Dazzle-ships in Drydock at Liverpool» английского художника Эдуарда Уодсворта, 1919 год

Dazzle как тип маскировочного рисунка имел смысл только в те времена, когда у военных еще не было мощных радаров, позволяющих легко определить размеры, скорость и расстояние до исследуемого объекта. Сбить с толку зоркого наводчика могла эта специальная раскраска, вызывавшая только лишь сумятицу. Можно сравнить такую тактику с ложными глазами некоторых видов рыб или бабочек — с таким рисунком, да еще и с неблизкого расстояния определить, где нос судна, а где корма, было для противника не такой уж простой задачей.

Изобретателем этого камуфляжа (как и его названия) считается английский художник и иллюстратор Норман Уилкинсон, который во время Первой мировой войны служил на одной из подводных лодок Королевского флота. Тогда германским подлодкам слишком легко удавалось крушить британские крейсеры — главная боевая единица оказалась практически безоружной против подводных лодок. Доходило до того, что за одни сутки немцы могли потопить до восьми британских кораблей. Размышляя над тем, как спрятать от взгляда перископа огромный корабль, Уилкинсон пришел к мысли, что не нужно прятать сам объект, когда можно просто сбивать с толку противника, готовящегося нанести удар.


Стоит заметить, что именно в тот период Первой мировой войны камуфляж начал принимать массовый оборот и стал использоваться войсками всех задействованных в войне сторон. Так, немцы разрисовывали пятнами стальные шлемы своей пехоты, а русские войска украшали разноцветными амебами бронетехнику.

Также стоит знать и о связи этого рисунка с авангардным искусством — считается, что когда Норман Уилкинсон придумывал камуфляж Dazzle, он, кроме прочего, вдохновлялся ранними работами художников-кубистов, которые использовали рубленые контрастные геометрические формы для придания полотну объема. Близкие по смыслу приемы можно найти в картинах многих из них, например, Пабло Пикассо (на изображении ниже — его картина «Арлекин» 1909 года).

Кстати, маскировочный рисунок зебры работает по тому же принципу, что и dazzle — сбивает с толку хищника, маскируя направление движения. Несколько таких животных, собравшись в группу, вызывают эффект беспорядочного движения, даже будучи практически неподвижными.

Итогом разработок Уилкинсона и его команды художников стал океанический лайнер HMS Alsatian, который в августе 1917 года был перекрашен в Dazzle после тестирования этого типа камуфляжа на макетах. Эксперимент прошел удачно, и британские войска стали практически повсеместно внедрять эту раскраску для маскировки крупных океанических лайнеров. Уилкинсон, в свою очередь, начал работать еще и с армией США, а после окончания Первой мировой войны стал президентом Королевского института акварелистов (Royal Institute of Painters in Water Colours).

Во Второй мировой Dazzle использовали все больше американские и немецкие войска, но вместе с тем этот момент считается временем смерти «сверкающей маскировки». К этому моменту уже становились популярными специальные бинокли, радары и другая техника, позволявшая без лишнего труда определять расстояние до объекта, его размеры и траекторию движения. В британской армии в 1942 году на вооружение был принят рисунок Admiralty Intermediate Disruptive Pattern, который представлял собой доработанный художником Питером Скоттом Dazzle — имел более округлые формы элементов и включал в себя больше цветов, например, оттенки синего.


Одноместный американский истребитель P-51 Mustang, разукрашенный в маскировку Dazzle. Использовался в период Второй мировой войны

Сегодня Dazzle практически не используется, а самым распространенным примером его применения остаются австрийские дорожные камеры, фиксирующие скорость передвижения автомобилей: никакой лихач на большой скорости не сможет заметить раскрашенную таким образом камеру. Кроме того, этот рисунок попал на обложку четвертого студийного альбома Orchestral Manoeuvres in the Dark— «Dazzle Ships ».

Развитие технологий поставило крест на этом типе камуфляжа. Вернее, на его военном использовании: оптические приборы обмануть таким образом уже не получалось. Зато, Razzle Dazzle моментально подхватило послевоенное поколение — этот тип камуфляжа до сих пор актуален и часто используется в создании молодежных линеек одежды.

А вот и одна из картин самого Нормана Уилкинсона. Как видите, художник совсем не был кубистом, предпочитая работать в более традиционных стилях. Эта картина, созданная в 1915 году, называется «Пляж на Дарданеллах с солдатами, разгружающими медикаменты».


Для разработки дизайна были созваны лучшие художники своего времени. Каждый корабль имел свою индивидуальную окраску, над которой работали Эббот Тайер, Максимилиан Тох, Эдвард Уодсворт, Эверетт Уорнер и многие другие. Собственно, большую часть сохранившихся судов, можно было бы смело отправлять в музей современного искусства.














Костюм летний состоит из куртки и брюк. Является частью всесезонного комплекта базового обмундирования (ВКБО). Костюм из ткани Мираж (ПЭ-65%,хлопок-35%), с повышенным содержанием хлопка - гигиеничен и комфортен в ежедневной носке. Куртка прямого покроя. Воротник – стойка, объем регулируется патой на текстильной застежке. Центральная застежка на разъемную молнию закрытую планкой на текстильных застежках. Два нагрудных накладных кармана с клапанами на текстильных застежках. Спинка с двумя вертикальными складками для свободы движения в области лопаток. Рукава одношовные. В верхней части рукавов накладные объемные карманы с клапанами на текстильных застежках. В области локтя накладки-усилители с входом для протекторов на текстильных застежках. В нижней части рукава – накладной карман для ручек. По низу рукавов манжеты с патами на текстильных застежках для регулировки объема. Брюки прямого покроя. Пояс цельнокренный с семью шлевками под ремень. Объем пояса регулируется шнуром с наконечниками. Застежка на пуговицах. Два боковых подрезных кармана. По боковым швам два больших накладных кармана с тремя складками для объема. Верхняя часть карманов стягивается эластичным шнуром с фиксатором. Входы в карманы, оформленные наклонно, походу руки, закрыты клапанами на текстильных застежках. В области колен накладки-усилители с входом для протекторов на текстильных застежках. В нижней части брюк накладные объемные карманы с клапанами на текстильных застежках. Объем по низу брюк регулируется тесьмой. На задних половинках брюк два прорезных кармана с клапанами с потайной застежкой на пуговицах. В области сидения накладка-усилитель

Куртка: - свободного кроя; - застёжка центральная бортовая, ветрозащитная планка, на пуговицах; - кокетка из отделочной ткани; -2 прорезных наклонных кармана с клапаном, на пуговицах внизу переда; - на рукавах по 1 накладному наклонному карману; - в области локтя усиливающие фигурные накладки; - низ рукавов на резинке; - капюшон двойной, с козырьком, имеет утягивающую кулису для регулировки по объему; - подгонка по талии с помощью кулис; Брюки: - свободного покроя; -2 боковых вертикальных кармана; - в области коленей, на задних половинках брюк по шву сидения – усиливающие накладки; -2 боковых накладных кармана с клапаном; -2 задних накладных фигурных кармана на пуговицах; - крой деталей в области коленей препятствует их вытягиванию; - задние половинки под коленом собраны резинкой; - пояс на резинке; - низ на резинке; - пристёгивающиеся помочи (подтяжки); - шлевки под ремень; ношение – и в ботинки и навыпуск. материал: палаточная ткань; состав: 100% хлопок; плотность: 270 гр.; накладки: рипстоп, оксфорд; манжеты: да; уплотнительные резинки: да; карманы куртка /брюки: да/да; дополнительно: облегченный летний вариант; высокая прочность ткани и швов; Как стирать костюм Горка.

Платье полуприлегающего силуэта темно-синего цвета с V-образным вырезом, украшенное шелковым платком красного цвета (входит в комплект). Ткань - габардин. Согласно приказу МВД России № 575 , шевроны пришиваются на рукава платья на расстоянии 8 см от края плеча. На левый рукав пришивается шеврон обозначающий принадлежность к МВД России, а на правый – шеврон, обозначающий службу сотрудника полиции\юстиции. Можно дополнить шевроны липучками. Платок к платью носится сложенным в виде косынки треугольником, узкие концы связываются между собой и заправляются сзади во внутрь под воротник. Широкая сторона заправляется во внутрь под вырез платья. Разрешается ношение платья летнего без платка в служебных помещениях. Длина платья по нижнему краю должна быть на уровне колен. Платье Полиции\ Юстиции с коротким рукавом является частью формы полиции нового образца Пример рисунка материала:

Костюм « Горка-3 » - самый удачный и распространенный тип костюма горка. Изготовлен из материала рип-стоп плотностью 270 гр. на 1 м2 черного цвета, конструктивно состоит из куртки и брюк. Используется для защиты бойца от неблагоприятных погодных условий, всесезонный. Основным отличием этого костюма является флисовая подкладка. Куртка имеет глубокий капюшон с затяжками, два прорезных боковых кармана, прикрытых клапанами, застегивающимися на пуговицу, один внутренний карман для документов и два кармана на рукавах, чуть ниже плечей. Стоит заметить, что флисовая подстежка является съемной, что повышает удобство использования костюма и позволяет эксплуатировать его в более расширенном температурном диапазоне. Плечи, локти, манжеты усилены синтетической тканью рип-стоп оксфорд 0. Усиление на локтях костюма горного-3 выполнено в виде кармана на липучке, комплектуется жесткими вставками. Рукава снабжены противопылевыми манжетами и скрытой резинкой регулировки объема чуть выше запястья. Куртка также снабжена регулируемой утяжкой по краю, застегивается на пуговицы. Брюки костюма горка имеют шесть карманов. Два боковых прорезных, два грузовых накладных и два задних. Колени, низ штанин и прочие нагруженные места брюк усилены синтетической тканью рип-стоп оксфорд 0. Низ штанин двойной, так называемый «пыльник» усиленный манжетой, которая одевается поверх ботинка и препятствует попаданию в него пыли, грязи и мелких камней. Чуть ниже коленного сгиба брюки имеют фиксирующую резинку. Она автоматически регулирует объем брючины и препятствует парусению ткани. Брюки укомплектованы съемными подтяжками. Основные особенности: съемная подкладка из флиса демисезонный костюм крепкий материал внутренний карман капюшон ХАРАКТЕРИСТИКИ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОСТЮМА Материал: рипстоп Состав: 70/30 Плотность: 240 гр. Накладки: оксфорд 0 Манжеты: да Уплотнительные резинки: да Карманы куртка/брюки: да/да Сезонность: демисезонный Дополнительно: усиленные вставки, съемная подкладка из флиса, пыльники на брюках, подтяжки в комплекте

Платье полуприлегающего силуэта темно-синего цвета с V-образным вырезом, украшенное шелковым платком красного цвета (входит в комплект). Ткань - габардин. Согласно приказу МВД России № 575 , шевроны пришиваются на рукава платья на расстоянии 8 см от края плеча. На левый рукав пришивается шеврон обозначающий принадлежность к МВД России, а на правый – шеврон, обозначающий службу сотрудника полиции\юстиции. Можно дополнить шевроны липучками. Платок к платью носится сложенным в виде косынки треугольником, узкие концы связываются между собой и заправляются сзади во внутрь под воротник. Широкая сторона заправляется во внутрь под вырез платья. Разрешается ношение платья летнего без платка в служебных помещениях. Длина платья по нижнему краю должна быть на уровне колен. Платье Полиции\ Юстиции с коротким рукавом является частью формы полиции нового образца. Пример рисунка материала:

Ткань: Мираж-210, пэ-67%, хл-33% Костюм летний состоит из куртки и брюк. Куртка прямого покроя. Воротник – стойка. Центральная застежка на разъемную молнию закрытую планкой на текстильных застежках. Два нагрудных накладных кармана с клапанами на текстильных застежках. Карманы расположены наклонно, по ходу руки. Спинка с двумя вертикальными складками для свободы движения в области лопаток. Рукава одношовные. В верхней части рукавов накладные объемные карманы с клапанами на текстильных застежках, с шлевками из ременной ленты с внутренней стороны клапанов. В области локтя накладки-усилители с входом для протекторов на текстильных застежках. В нижней части рукавов – накладные карманы для ручек. По низу рукавов манжеты с патами на текстильных застежках для регулировки объема. Брюки прямого покроя. Пояс цельнокренный с семью шлевками под ремень. Объем пояса регулируется шнуром с наконечниками. Застежка на пуговицах. Два боковых подрезных кармана. По боковым швам два больших накладных кармана с тремя складками для объема. Верхняя часть карманов стягивается эластичным шнуром с фиксатором. Входы в карманы, оформленные наклонно, походу руки, закрыты клапанами на текстильных застежках. В области колен накладки-усилители с входом для протекторов на текстильных застежках. В нижней части брюк накладные объемные карманы с клапанами на текстильных застежках. Объем по низу брюк регулируется тесьмой. На задних половинках брюк два прорезных кармана с клапанами с потайной застежкой

Обратите внимание - в данной модели утепление флисом только в куртке! Расцветка: хаки Куртка: - свободного кроя; - застёжка центральная бортовая, ветрозащитная планка, на пуговицах; - кокетка из отделочной ткани; -2 прорезных наклонных кармана с клапаном, на пуговицах внизу переда; - на рукавах по 1 накладному наклонному карману; - в области локтя усиливающие фигурные накладки; - низ рукавов на резинке; - капюшон двойной, с козырьком, имеет утягивающую кулису для регулировки по объему; - подгонка по талии с помощью кулис; Брюки: - свободного покроя; -2 боковых вертикальных кармана; - в области коленей, на задних половинках брюк по шву сидения – усиливающие накладки; -2 боковых накладных кармана с клапаном; -2 задних накладных фигурных кармана на пуговицах; - крой деталей в области коленей препятствует их вытягиванию; - задние половинки под коленом собраны резинкой; - пояс на резинке; - низ на резинке; - пристёгивающиеся помочи (подтяжки); - шлевки под ремень; ношение – и в ботинки и навыпуск. материал: палаточная ткань; состав: 100% хлопок; плотность: 270 гр.; накладки: рипстоп, оксфорд 0; манжеты: да; уплотнительные резинки: да; сезонность: демисезонный; дополнительно: усиленные вставки, съемная подкладка из флиса пыльники на брюках, подтяжки в комплекте

Костюм разведчик мох Костюм разведчик выполнен в очень удачном дизайне демисезонной униформы « смок » в расцветке экспериментального камуфляжа A-TACS FG . Состоит костюм из куртки и брюк. Куртка длинная, ниже пояса. Оснащена глубоким капюшоном с регулируемыми утяжками, имеет четыре объемных грузовых кармана, закрытых клапанами на крупной английской пуговице, которая позволяет легко открыть карман в спешке, руками в стрелковых перчатках, и в прочих экстремальных условиях, когда счет времени пошел на секунды. Локти костюма усилены дополнительным слоем ткани, рукава оснащены широкими резинотканевыми лентами. На пуговицах. Брюки костюма свободного кроя, все нагруженные части усилены дополнительным слоем ткани. В пояс вшита широкая резинотканевая лента, тонкий шнурок для дополнительной утяжки, и петли крепления подтяжек. На брюках предусмотрены четыре кармана. Два прорезных, прикрытых клапанами на крупной английской пуговице, два накладных грузовых, в которых может переноситься дополнительный боекомплект. По низу штанин предусмотрена широкая манжета и так называемые «тормозки» из эластичной ткани, которые препятствуют задиранию штанин. цвет мох (A-TACS FG) Основные особенности: расцветка утяжка по талии резинки на штанах чехол для переноски подтяжки в комплекте ХАРАКТЕРИСТИКИ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОСТЮМА Материал: Т/С Состав: 65 пэ /35 вискоза Плотность: 160 гр. Манжеты: да Уплотнительные резинки: нет Карманы куртка/брюки: да/да Сезонность: всесезонный Дополнительно: чехол для переноски

Китель является частью повседневной и выходной формы одежды сотрудников полиции нового образца. Носится с брюками. Материал: Костюмная (полушерстяная) ткань. Состав: 75% шерсть, 25% полиэстер 280 г/м2 Подклад: Саржа 100% вискоза 105% г/м2. Прилегающего кроя, однобортный, застегивающийся на четыре пуговицы. Воротник отложной с лацканами. Полочки с отрезными бочками. Боковые карманы горизонтальные прорезные в «рамку» с клапанами. Спинка с центральным швом, в нижней части которого расположена шлица. Рукава втачные, двухшовные. Китель с подкладом. На левой полочке подклада расположен внутренний карман с «листочкой». Предназначен для сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания полиции, а также для курсантов (слушателей) образовательных учреждении высшего профессионального образования МВД России. Имеет красную окантовку на рукавах. Согласно приказу МВД России № 575, шевроны пришиваются на рукава костюма на расстоянии 8 см от края плеча. На левый рукав пришивается шеврон обозначающий принадлежность к МВД России, а на правый – шеврон, обозначающий службу сотрудника полиции. Можно дополнить шевроны липучками. Кроме того, на данный китель нашиваются погоны с пуговицами, а также укрепляются две петличные эмблемы. Как пришить погон? Для этого, кроме самого кителя и погон, понадобятся линейка, ножницы, игла, наперсток и прочные нитки красного цвета. Обязательно наденьте наперсток, даже если вы привыкли шить без него, так как иногда сквозь погоны игла проходит с большим трудом, и можно поранить пальцы. Если затрудняетесь вытягивать иглу с ниткой из погона, то можно воспользоваться плоскогубцами или пинцетом. 1) Прежде всего, подготовьте погон, т.е. закрепите на нем все положенные знаки различия, так как сделать это на уже пришитом погоне будет гораздо труднее. 2) Берете погон и располагаете его так, чтобы сторона, удаленная от пуговицы, была в упор к шву, который соединяет плечо кителя с рукавом. В то же время, верхний, направленный в сторону спины, край погона должен на 1 см заходить сверху на шов, проходящий вдоль плеча. Другими словами, погон должен быть немного смещен вперед. 3) Вденьте в иголку нитку и закрепите погон к кителю в трех точках: по углам погона, у места, где он соприкасается с рукавным швом и в центре полукруглого среза. Теперь погон будет надежно закреплен и не сместится от правильного положения в процессе пришивания. 4) Затем очень осторожно пришиваем погон по периметру, делая стежки таким образом, чтобы на его поверхности оставались только едва видимые точки в тех местах, где игла входит в погон, а нитка между двумя соседними отверстиями проходила преимущественно с изнаночной стороны (по прокладке) кителя. Тогда нитку не будет заметно даже если она по цвету не совсем соответствует цвету погон. При этом оптимальная длина каждого стежка должна быть около 1 см. 5) Со вторым погоном действуйте по той же схеме. Как укрепить петличные эмблемы? На воротнике кителя - по биссектрисе (линии, делящей угол воротника пополам), на расстоянии 25 мм от угла воротника до центра эмблемы, вертикальная ось симметрии эмблемы должна быть параллельна отлету воротника. Как разместить награды на кителе полиции? На левой стороне груди награды располагаются в следующем порядке: Знаки особого отличия располагаются так, чтобы верхний край колодки медали был на уровне уступа лацкана кителя и жакета. При ношении двух и более знаков особого отличия они располагаются раздельно в один ряд, справа налево с промежутками в 10 мм между боковыми концами звезд в перечисленном порядке. Знаки особого отличия одного наименования располагаются в порядке их награждения. Знаки орденов, ордена и медали располагаются горизонтально в ряд от центра груди к краю, сверху вниз в перечисленном порядке. При ношении двух и более орденов или медалей их колодки соединяются в ряд на общей планке. Ордена и медали, не вместившиеся в один ряд, переносят во второй и последующие ряды, располагаемые ниже первого, размещая их также от центра груди к краю в вышеперечисленном порядке. Колодки орденов и медалей второго ряда должны заходить под ордена и медали первого ряда, при этом верхний край колодок нижнего ряда размещается на 35 мм ниже колодки первого ряда. Последующие ряды располагаются в аналогичном порядке. Знаки орденов, ордена и медали располагаются на кителе однобортном полиции так, чтобы верхний край колодки орденов и медалей первого ряда располагался ниже уровня уступа лацкана на 90 мм. На правой стороне груди награды располагаются в следующем порядке: Ордена располагаются слева на право в перечисленном порядке. Верхний край наибольшего по размеру ордена первого ряда располагаются на уровне, установленном для общей планки (колодки) первого ряда орденов и медалей, размещаемых на левой стороне груди. Ордена, не умещающиеся в один ряд, переносят во второй и последующие ряды, располагаемые ниже первого, размещая их также от центра груди к краю в указанной очередности. Центры орденов в ряду должны быть на одном уровне. Расстояние между орденами и рядами орденов -10 мм. Знак числа ранений из галуна золотистого цвета (при тяжелом ранении) или темно-красного цвета (при легком ранении), располагается на планке из ткани верха изделия. Ширина галуна 6 мм, длина 43 мм. Нашивка о тяжелом ранении размещается ниже нашивки о легком ранении. Расстояние между нашивками 3 мм. Знак числа ранений располагают на кителе и жакете правее знака к почетным званиям Российской Федерации, а при его отсутствии, на его месте.

Костюм Горка ЗИМА производства торговой марки PRIVAL изготавливается из плотной палаточной х/б ткани с утеплением: подкладочным микрофлисом и файберпластом (тёплое силиконизированное полиэфирное полотно) . В качестве отделки и усиления критических для изнашивания и промокания зон используется плащевая смесовая с хлопком ткань. Куртка и брюки свободного покроя, что позволяет поддеть дополнительные слои одежды. Для лучшей посадки, прилегания и во избежание “парусности” на ветру, костюм имеет систему стяжек на основе резиново-тканевой тесьмы по бокам куртки, на рукавах, под коленями и внизу брюк. Куртка имеет 5 карманов, брюки 6. Клапаны карманов треугольной формы, что значительно уменьшает загибание крайних уголков клапана и цепляние за амуницию и снаряжение. Брюки комплектуются удобными подтяжками. Сочетание накладок с основной тканью цвета хаки, обеспечивает разбиение силуэта человека на удаленных расстояниях. Костюм предназначен для защиты от перепадов температур и сильного ветра в условиях горной местности. Может применяться любителями активного отдыха, на рыбалке, охоте. Состав: куртка / брюки (комплектуются специальными подтяжками) Цвет: хаки, вставки т.хаки Ткань: палаточная 100% хлопок, вставки - смесовая ткань с хлопком Подкладка: микрофлис Утеплитель: файберпласт (силиконизированное полотно)

Пол: мужской Сезон: лето Цвет камуфляжа: хаки Материал: « Палаточное полотно » (100% хлопок), пл. 235 г/м2, ВО Материал накладки: Смесовая, пл. 210 г/м2, Нормативно техническая документация: ГОСТ 25295-2003 Одежда верхняя мужская и женская пальтового ассортимента: костюмы, куртки, жилеты, в Цвет: хаки Нижняя температура: 10 Застежка: пуговицы Страна: Россия Описание Куртка: свободного кроя; застёжка центральная супатная, на петлю и пуговицу; кокетка, накладки и карманы из отделочной ткани; 2 нижних прорезных кармана с клапаном, на петлю и пуговицу; внутренний отлетной карман на пуговицу; на рукавах по 1 накладному наклонному карману с клапаном на петлю и пуговицу в области локтя усиливающие фигурные накладки; низ рукавов на резинке; капюшон двойной, с козырьком, имеет утягивающую кулису для регулировки по объему; подгонка по талии с помощью кулиски; Брюки: свободного покроя; гульфик с застёжкой на петлю и пуговицу; 2 верхних кармана в боковых швах, в области коленей, на задних половинках брюк в области сидения – усиливающие накладки; 2 боковых накладных кармана с клапаном; 2 задних накладных фигурных кармана на пуговицах; крой деталей в области коленей препятствует их вытягиванию; Пылезащитная юбка из бязи по низу брюк; задние половинки под коленом собраны резинкой; пояс на резинке; низ на резинке;

Плащ женский демисезонный является частью форменной одежды сотрудников полиции нового образца. Плащ полуприлегающего силуэта, с центральной внутренней потайной застежкой на пять петель и пуговиц и дополнительно на верхнюю форменную пуговицу и сквозную обметанную петлю, на утепленной притачной подкладке. На кокетках в области плечевых швом предусмотрены по две шлевки и одной не прорезной петли для крепления съемных погон. Рукава втачные, двухшовные. В нижней части среднего шва рукава втачаны паты, застегивающиеся на петлю и форменную пуговицу. Воротник отложной, с отрезной стойкой. Пояс съемный продевается в шлевки, расположенные в боковых швах и застегивается на пряжку с язычком, свободный конец, которого продевается в шлевку. На правом подборте - внутренний прорезной карман с листочкой. Ткань курточная (100% полиэстер) с нитями плетения рип-стоп и водооталкивающей пропиткой. Второй слой - мембрана. Наполнитель: Тинсулейт 100 г/м. Рекомендуемый температурный режим: от +10°С до -12°С. Носится с кашне темно-синего цвета или с кашне белого цвета. Разрешается ношение плаща демисезонного аккуратно сложенным лицевойстороной наружу на левой руке. Плащи демисезонные носят застегнутыми на все пуговицы. Разрешается ношение плащей демисезонных с расстегнутой верхней пуговицей. Плащи демисезонные носят со съемным утеплителем или без него с застегнутым на пряжку поясом. На данном плаще носятся съемные погоны темно-синего цвета и нашивки темно-синего цвета.

Благодаря инновационным технологиям и качественным материалам, обеспечивающие максимальную защиту от дождя и ветра, вы будете находиться в постоянном комфорте, что способствует снижению усталости на протяжении всего дня. Характеристики Защита от дождя и ветра Уставной крой Материал верха: Рип-стоп Утеплитель: Тинсулейт

Костюм Горка производства торговой марки PRIVAL изготавливается из смесовой с хлопком ткани. Традиционный костюм Горка изготавливается из палаточной хлопковой ткани, а в зоны где требуется повышенное усиление ставится смесовая с хлопком ткань, которая отличается повышенной прочностью и износостойкостью. Данная модель изготавливается полностью из смесовой с хлопком ткани, поэтому долго прослужит даже при усиленной эксплуатации. Также, этот материал приятный при ношении, обеспечит свободу и комфорт в движении. Куртка и брюки свободного покроя, что позволяет поддеть дополнительные слои одежды. Для лучшей посадки, прилегания и во избежание “парусности” на ветру, костюм имеет систему стяжек на основе резиново-тканевой тесьмы по бокам куртки, на рукавах, под коленями и внизу брюк. Куртка имеет 5 карманов, брюки 6. Клапаны карманов треугольной формы, что значительно уменьшает загибание крайних уголков клапана и цепляние за амуницию и снаряжение. Брюки комплектуются удобными подтяжками. Сочетание накладок с основной тканью черного цвета, обеспечивает разбиение силуэта человека на удаленных расстояниях.

Костюм состоит из куртки и брюк. Куртка с центральной бортовой застежкой на тесьму «молния». Перед с верхними прорезными карманами с клапанами и листочками, застегивающимися на текстильные застежки и боковыми прорезными карманами в «рамку», застегивающимися на тесьму «молния». Перед и спинка куртки на подкладке. Воротник отложной со стойкой. Костюм уставной штабной из ткани рип-стоп с липучками. Спинка с кокеткой. Рукава втачные, одношовные, с усилительными накладками в области локтя,с притачными манжетами, застегивающимися на текстильную застежку - разрез с пуфтой. Для крепления съемных погон в области плечевых швов расположены шлевки, перпендикулярно плечевому шву обметаны две неразрезные петли. По низ куртки отрезной пояс, объем которого регулируется боковыми участками с эластичной тесьмой. Брюки прямые, с застроченными стрелками и боковыми карманами по передним половинкам. Застежка передней части брюк с застежкой «молнией». На задних половинках - вытачки. На правой задней половинке прорезной карман с клапаном и листочкой, застегивающийся на текстильную застежку. Пояс притачной, застегивающийся на петлю и пуговицу. Для регулирования по объему, пояс стянут эластичной тесьмой, в области боковых швов. Пример рисунка материала: Дополнительно вы можете приобрести:

Куртка в стиле «Ретро» На пуговицах Капюшон, регулируемый по овалу лица Резинка по талии и внизу рукавов Низ куртки регулируется по размеру с помощью шнура 4 наружных кармана Материал: 100% хлопок ВОЗМОЖНО, ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ: «И часто вечерами, вечерами, когда я задыхаюсь от комфорта, повеет вдруг трескучими кострами от синей кромки газа над комфоркой…» (Б.Вахнюк) Когда-то прибегая домой, мы зарывались лицом в штормовку, висящую на вешалке, и вдыхали запах костра. В штормовках ходили в любые походы и в любое время года. Они не прокусывались комарами, не продувались, не плавились от костровых искр. Правда обмерзали, медленно высыхали и были тяжеловаты. Теперь, когда появилось множество легких современных курток настоящую брезентовую штормовку можно встретить уже довольно редко. Но и сейчас для леса и костра лучше ничего не найти. Синтетика огня не любит. И если вы не хотите, чтобы ваша любимая флисовая куртка была в мелкую (или крупную) дырочку самое время вспомнить о брезенте. Куртка в стиле «Ретро» изготовлена из высококачественного брезента. Она очень прочная, хорошо дышит. И вообще приятна и любима, как песни Визбора на катушечном магнитофоне. Регулируемый по овалу лица капюшон, резинки на рукавах и затяжка понизу куртки защищают от комаров и ветра. Спички, компас, карта и другие необходимые предметы легко поместятся в четырех объемных карманах. Если вы любите встречать рассветы на обрывистом берегу, бродить по летней тундре, собирать морошку и клюкву на болотах, петь вечерами у костра – эта штормовка для вас.

Куртка "Горная-3" рекомендуется для активного отдыха (туризма, походов), а также в качестве полевой формы горнострелковых подразделений МО РФ Свободный крой, не стесняющий движений Капюшон с регулировкой в трех измерениях - по овалу лица, по вертикали на затылке и регулировка бокового зрения На пуговицах Регулировка объема рукава выше запястья скрытой резинкой на липучке Локти защищены пенополиуретановой съемной вставкой (идет в комплекте) Карманы: два нижних объемных кармана на пуговицах закрыты клапанами карман "Наполеон" на груди наклонные карманы на рукавах, закрыты клапанами на липучке внутренний влагозащитный карман для документов на липучке Утяжки: по талии шнуром по низу куртки куртки Посмотреть все товары по тегу куртки резиновым шнуром Материал: 100% хлопок, новый высококачественный брезент, превосходящий аналоги используемые большинством других производителей Новая технология обработки позволила значительно улучшить стойкость ткани к выцветанию и истиранию Усиливающие накладки -100% полиэстр полиэстр Посмотреть все товары по тегу полиэстер рип-стоп Внимание! Перед стиркой извлечь защитные вставки в наколенники/налокотники из соответствующих карманов. Не стирать защитные вставки в стиральной машине. При стирке в стиральной машине изделий из брезента - возможно появление следов потертости. ПОДБОР РАЗМЕРА: Скачать Размерную сетку (.xlsx) для точного определения необходимого размера ОБЗОРЫ: Обзор от Survival Panda Обсуждение этой модели на форуме ВОЗМОЖНО, ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ:

Куртка укороченная, прямого кроя. Ткань - габардин. Предназначен для сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания полиции. Согласно приказу МВД России № 575, шевроны пришиваются на рукава костюма на расстоянии 8 см от края плеча. На левый рукав пришивается шеврон обозначающий принадлежность к МВД России, а на правый – шеврон, обозначающий службу сотрудника полиции. Можно дополнить шевроны липучками. Центральная застежка на разъемной «молнии». Воротник отложной. Полочки с отрезными кокетками в области плечевого пояса. На полочках расположены нагрудные прорезные карманы с фигурными клапанами на пуговицах. Два боковых прорезных кармана в рамку с входом на «молнии». Спинка с притачной кокеткой. По линии кокетки заложены мягкие складки для свободы движения. Рукава втачные одношовные, с притачными манжетами, застегивающимися на пуговицы. По низу куртки – цельнокроеный пояс, объем которого регулируется боковыми участками с эластичной тесьмой. Спинка и полочка на подкладе из трикотажного полотна (сетка). Проймы окантованы окантовочной тесьмой Брюки прямого кроя. Пояс притачной с шестью шлевками под ремень. Объем пояса регулируется боковыми участками с эластичной тесьмой. Два кармана в боковых швах. Один прорезной карман с клапаном с внутренней застежкой на пуговицу расположен на правой задней половинке брюк. По боковым швам брюк вставлен кант красного цвета. Является часть формы одежды сотрудника полиции нового образца. Пример рисунка материала:

Без липучек под шевроны. Размер указан по вороту. Можно использовать погоны Носится навыпуск Пояс регулируется по размеру с помощью боковых резинок 2 кармана на груди Материал: 65% Полиэстер 35% Вискоза

Куртка с комбинированной(притачной и съемной) утепленной подкладкой, съемным утепленным капюшоном, съемным воротником из искусственного меха. Куртка укороченная, прямого покроя. Центральная застежка на двухзамковой разъемной «молнии», закрытой ветрозащитным клапаном на кнопках. Воротник отложной с застежкой-патой на текстильной застежке. В области плечевых швов расположены погоны погоны Посмотреть все товары по тегу погоны на кнопках с съемными фальшпагонами для крепления знаков различия. Полочки и спинка с кокетками. По линии кокеток – кант красного цвета. Два нагрудных кармана с клапанами на кнопках и текстильных застежках «Велькро». Два боковых кармана с клапанами на кнопках и текстильных застежках «Велькро». На мешковине накладных карманов прорезные карманы с входом на «молнии». По низу куртки куртки Посмотреть все товары по тегу куртки отрезной пояс, объем которого регулируется боковыми участками с эластичной тесьмой прошитой на многоигольной спец. машине с цепным стежком. Рукава втачные, двухшовные. На правом рукаве прорезной карман на «молнии». Внутрь кармана вшита повязка с световозвращающей лентой, застегивающаяся на текстильную застежку «Велькро». По низу рукавов притачные манжеты с эластичной тесьмой прошитой на многоигольной спец. машине с цепным стежком. Притачная утепленная подкладка с утеплителем «Файбертек-200» С внутренней стороны левой полочки расположен карман под пистолет (с карабином на шнуре для пристегивания пистолета) и накладной карман с вертикальным входом на «молнии». Съемный утепленный капюшон пристегивается на разъемную «молнию». Объем регулируется по затылочной части и лицевому вырезу. Подбородочная часть застегивается на текстильную застежку «Велькро». Съемный воротник из искусственного меха, содержащего волокно «Канекарон» (Производство Япония) пристегивается на разъемную «молнию». Съемная утепленная подкладка (жилет) из утеплителя «Файбертек 150» простеган с обеих сторон с подкладочной тканью, пристегивающийся на разъемную «молнию». На съемном утеплителе расположен накладной карман с горизонтальным входом на «молнии». Утеплитель Файбертек имеет ряд преимуществ перед традиционными наполнителями: - Прекрасно сохраняет свою форму и востанавливает ее после стирки. - Допускается многократная стирка и сушка. - Обеспечивает больший теплозащитный эффект по сравнению с другими материалами аналогичной толщины и плотности. - Влагоустойчив. - Устойчив при длительной эксплуатации. - Является экологически чистым и нетоксичным утеплителем. - Практичен в соотношении цены и качества.