Когда появился самый первый букварь. Аз, буки, веди… на детском языке

20 августа 1634 года московский издатель Василий Бурцов напечатал первое отечественное издание «Букваря языка Словенска», а с 1872 по 1875 годы Лев Толстой «доводит до ума» свою «Азбуку», отложив работу над романом «Анна Каренина».

Первую славянскую «Азбуку» напечатал во Львове в 1574 году Иван Федоров . Но издание было настолько ограниченным, что так и не попало в широкие массы. Сегодня сохранился лишь один экземпляр этой книги, хранящийся в библиотеке Гарвардского университета.

Более доступный печатный Букварь славянских языков появился на свет в литовском Вильно (современный Вильнюс) в 1596 году под авторством Лаврентия Зизания . Но он так и не получил широкого распространения, как и последующее издание 1618 года. Причина банальна – Великое княжество Литовское входило в состав польской Речи Посполитой, где предпочитали использовать для чтения и письма латинский алфавит, а не славянскую кириллицу.

А вот издание Букваря 1634 года в Москве попало в самую точку. Во-первых, оно оказалось чрезвычайно востребованным русскоговорящим населением, а во-вторых, печатник Бурцов создал настоящий шедевр, который было интересно читать не только взрослым, но и детям.

Истории неизвестно, когда Василий Бурцов родился, а умер он после 1648 года. Но созданный этим человеком «Букварь» дал неимоверный толчок к развитию русской культуры и повышению грамотности населения.

Православная книга для всех

В книге можно было найти славянскую азбуку, цифры, знаки препинания и слоги, стихотворения для заучивания слов в порядке алфавита, а также важнейшие выдержки из Ветхого и Нового Заветов. Василий Бурцов лично написал предисловие для взрослых и учителей, а также стихотворное послание ученикам.

Он выделил заглавные буквы и разделы Букваря красным цветом, а на фронтисписе (рисунок, расположенный на одном развороте с титульным листом) поместил картинку, на которой учитель наказывает розгами недостаточно прилежного ученика.


В 1637 году второе издание Букваря Бурцова еще уменьшилось в размерах (87/139 мм), став на долгие годы эталоном учебника для «первоклашек».

Букварь для дворян Кариона Истомина

Следующим составителем букваря стал учитель детей царской фамилии Карион Истомин . Именно он подготовил и издал в 1694 году для обучения царевича Алексея (сына Петра I ) «Букварь славянороссийских писмен…»

Правда, это была не совсем книга, а комплект из 46 медных табличек, на каждой из которых выгравировали одну из букв алфавита, соответствующие картинки и нравоучительные пояснения. Картинки и тексты учили вести правильный образ жизни, не грешить, любить Бога и царя.


Всего было произведено 106 экземпляров такого Букваря, и они мгновенно разлетелись среди русского дворянского сословия.

Народная «Азбука» Льва Толстого

По одной из версий, в детстве будущего классика русской литературы Льва Толстого обучали по букварям Бурцова и Истомина, которые к тому времени несколько морально устарели.

Уже в зрелом возрасте известный писатель обратил внимание на всеобщую неграмотность населения и решил помочь «мужичкам» избавиться от нее. В 1872 году он на собственные средства издал четыре большие книги, объединенные общим названием «Азбука».


Ведущие педагоги того времени нещадно критиковали «примитивность» ее языка, не понимая, что учебник написан именно для простолюдинов. С 1872 по 1875 годы Лев Толстой «доводит до ума» свою «Азбуку», отложив работу над романом «Анна Каренина ». Писатель учит детей правильному поведению, религиозному смирению и отказу от революционных идей.

И это дало сногсшибательные результаты. Только до советской реформы алфавита 1918 года «Азбука» Толстого выдержала более 30 переизданий, а во многих сегодняшних учебниках можно найти выдержки из нее.

С приходом Советской власти с неграмотностью в стране решено было покончить навсегда. Но учить нужно было не столько детей, сколько взрослых, и учить в соответствии с новой идеологией.


В «Военном букваре» 1919 года и «Азбуке красноармейца» 1921 года картинки к буквам алфавита стали идейно грамотными и учили солдат вести беспощадную борьбу с белогвардейщиной.

В 1919 году в оформлении такой же пропагандистской «Советской азбуки» принял участие Владимир Маяковский , нещадно обличавший буржуев и их пособников.

«Букварь» Николая Головина (1937)

По нему в конце 1930-х – 1940-х годах учились читать и писать дети огромного Советского Союза. В книге Николая Головина уже не было послереволюционной агрессии, а ученикам вновь начали преподносить шаблоны правильного поведения.

Картинки стали яркими, простыми и позитивными, а тексты и стихи рассказывали о детстве Ленина и Сталина . После разоблачения культа личности Сталина рассказы и стихи о нем изъяли, но новые издания «Букварей» все равно выдерживались в духе советской идеологии.


«Букварь» Всеслава Горецкого (1971)

Представители старшего поколения называют это издание самым понятным и добрым. Автор в игровой форме учил школьников буквам, впервые начав подавать их с широко распространенных гласных А и О.


Школьники учились читать вместе со сказочными героями Буратино , Незнайкой и Мурзилкой , разгадывая веселые загадки и ребусы, а легко запоминающиеся стихи Александра Пушкина , Корнея Чуковского , Самуила Маршака и Агнии Барто помогали развивать память.

Букварь Горецкого выдержал более 30 переизданий. Ставшую настоящим бестселлером книгу продолжали печатать даже после распада СССР, пока ему на смену не пришли более современные, но далеко не такие интересные учебники.

В новых «Букварях» и «Азбуках» уже нет упоминаний о советской идеологии, зато присутствуют новые слова, прочно вошедшие в наш обиход из западной культуры.

Публикации раздела Литература

Букварь на службе ликбеза

10 октября 1918 года был подписан декрет «О введении новой орфографии», который исключил из алфавита буквы Ѣ, Ѳ, I, отменил написание Ъ в конце слов - и в целом привел русскую орфографию к тому виду, в котором мы знаем ее сегодня. «Культура.РФ» рассказывает о главных послереволюционных букварях разных лет.

«Азбука» Владимира Конашевича, 1918

Азбука Владимира Конашевича (обложка). Петербург, издательство Товарищества Р. Голике и А. Вильборг. 1918

Азбука Владимира Конашевича. Петербург, издательство Товарищества Р. Голике и А. Вильборг. 1918

Иллюстрированная «Азбука» советского художника Владимира Конашевича стала одним из первых пособий новой орфографии (без буквы «ять»). Идея книги родилась во время переписки художника с его семьей, застрявшей на отрезанном армией Колчака от Советской республики Урале. «Папа писал маме письма, а мне посылал картинки на каждую букву алфавита , - вспоминала дочь Конашевича Ольга Чайко. - Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы» . Позже Конашевич по совету знакомых решил издать эти рисунки - и в 1918 году в свет вышла «Азбука». Она включала в себя 36 картинок, раскрашенных акварелью. Предметы и явления в «Азбуке» были самыми разными, от животных и растений до транспортных средств и игрушек. Изображались они просто, без перспективных искажений, поскольку Владимир Конашевич считал, что «ребенок с первого взгляда должен понимать картинку».

Владимир Маяковский. Советская азбука (обложка). Москва, 1919

Владимир Маяковский. Советская азбука. Москва, 1919

«Интеллигент не любит риска. / И красен в меру, как редиска» - и так от «А» до «Я». Эта злободневная азбука вышла впервые в 1919 году, причем Владимир Маяковский был автором не только ее эпиграмм, но и карикатурных иллюстраций к каждой из букв алфавита.

Основной аудиторией этого букваря были красноармейцы, которых Маяковский хотел с помощью такого сатирического издания приучить к поэтическому языку. «Там были такие остроты, которые для салона не очень годятся, но которые для окопов шли очень хорошо» , - вспоминал он. Маяковский лично раскрасил около пяти тысяч экземпляров азбуки, напечатанных в пустующей Строгановской типографии, когда Центропечать отказала поэту в издании книги. Позднее многие двустишия из «Советской азбуки» Маяковский перенес на культовые «Окна РОСТА».

«Долой неграмотность», 1920

Дора Элькина. Долой неграмотность! (Букварь для взрослых). Москва, Внешкольный подотдел МОНО, 1920

Дора Элькина. Долой неграмотность! (Букварь для взрослых). Москва, Внешкольный подотдел МОНО, 1920

Под таким названием в 1919–1920 годах вышли первые издания советского букваря для взрослых, разработанные Дорой Элькиной и коллективом соавторов. Эти пособия обучали азам чтения и письма на основе политических лозунгов: например, учащимся нужно было прочесть по слогам фразы «Советы набат народа», «Мы несем миру свободу» и известный палиндром «Мы не рабы, рабы - не мы». Иллюстрациями первых советских азбук служили яркие агитплакаты, сцены из жизни пролетариата.

Через несколько лет было создано общество «Долой неграмотность», целью которого была ликвидация массовой безграмотности. Его работу курировали крупные государственные деятели: Михаил Калинин, Надежда Крупская, Анатолий Луначарский. Под началом общества выходили не только учебные пособия, но и культурно-просветительские журналы, такие как «Культпоход» и «Повысим грамотность». По оценкам историков, за 13 лет своего существования общество «Долой неграмотность» обучило около 5 миллионов советских граждан.

Букварь «Пионер», 1925

Иван Сверчков. Пионер. Детский букварь (обложка и титульный лист). Ленинград, ГИЗ, 1925

Иван Сверчков. Пионер. Детский букварь. Ленинград, ГИЗ, 1925

Целью этого пособия было обучить школьников не только азам грамотности, но и устройству окружающего их мира и советского быта. «Пионер» рассказывал маленьким читателям о жизни в городах и селах, о разных пролетарских профессиях, о домашних и диких животных, об измерениях длины, веса и времени с помощью иллюстраций в гравюрном стиле. Конечно, сильна была в книге и идейная составляющая. Одними из главных образов букваря были Октябрьская революция и Владимир Ленин: им были посвящены многие стихотворения букваря.

А само детство в молодой советской стране «Пионер» неразрывно связывал с понятием «наше»: общими изображались сады, школы, лагеря и даже революция.

«Букварь» Николая Головина, 1937

Николай Головин. Букварь (обложка). Москва, Учпедгиз, 1937

Николай Головин. Букварь. Москва, Учпедгиз, 1937

«Детей учила вся страна / По букварю Головина» , - говорили в Советском Союзе, и не без преувеличения. Пожалуй, не было школы в конце 1930-х - начале 1940-х годов, где не читали этот учебник, составленный заслуженным учителем РСФСР Николаем Головиным. Материал в книге располагался от простого к сложному: от чтения по слогам до прописей, от коротких рассказов об обычных детских занятиях до стихотворений, посвященных Ленину и Сталину, с явным политическим подтекстом.

Отличительной чертой «Букваря» были иллюстрации, к которым редколлегия предъявляла особые требования. Изображения были яркими, позитивными и простыми, не перегруженными деталями, а также имели предельно ясный назидательный и воспитательный тон, демонстрируя читателям шаблоны правильного поведения.

«Букварь» Александры Воскресенской, 1944

Александра Воскресенская. Букварь (обложка). Москва, Учпедгиз, 1956

Александра Воскресенская. Букварь. Москва, Учпедгиз, 1956

«Букварь» за авторством методиста и педагога по русскому языку Александры Воскресенской был одним из самых успешных пособий для младшей школы: он переиздавался двадцать раз. Секретом успеха букваря было удачное сочетание заданий на развитие памяти, воображения и тренировку навыков письма и чтения. Материал в пособии усложнялся плавно и постепенно: от сочетания звуков к слогам, от них - к коротким словам, небольшим фразам, и так далее. Основным мотивом иллюстраций в книге была размеренная и счастливая деревенская жизнь (изначально по «Букварю» Воскресенской учились в сельских школах).

Александра Воскресенская также уделяла особое внимание подготовке к обучению дошкольников и создала знаменитую «азбуку с аистом» для обучения детей в семье.

«Букварь» Сергея Редозубова, 1945

Сергей Редозубов. Букварь (обложка). Москва, Учпедгиз, 1946

Сергей Редозубов. Букварь (обложка). Москва, Учпедгиз, 1956

Сергей Редозубов. Букварь. Москва, Учпедгиз, 1950

Послевоенный букварь иллюстрировали сценками мирного труда и отдыха: юные пионеры изображались за внеклассным чтением, играми, спортом и уборкой. Описывая эти картинки и опираясь на вспомогательные, школьники учились придумывать короткие истории к каждому уроку. Ближе к концу «Букваря» находились стихи и рассказы для чтения, в том числе переработанные русские народные сказки. Правда, пособие было трудным для детей: в нем не всегда соблюдалось постепенное усложнение фраз и текстов для разбора, а также каждая его страница была перегружена столбиками слов с одинаковыми или похожими слогами.

Всеслав Горецкий. Букварь. Москва, издательство «Просвещение», 1993

Доктор педагогических наук Всеслав Горецкий построил свой букварь не согласно алфавиту, а по частоте употребления букв в речи и на письме: открывали книгу «а» и «о», а закрывали «ь» и «ъ». Также это был первый букварь, который выпустили вместе с прописями и дидактическим материалом.

Особенностью «Букваря» была его игровая форма. Путешествие в «страну знаний» вместе с учениками разделили популярные герои: Буратино, Незнайка и Мурзилка, - а заданиями часто были веселые загадки и ребусы. Также книга содержала множество простых для запоминания стихов, в том числе за авторством Александра Пушкина , Владимира Маяковского, Корнея Чуковского и Самуила Маршака .

«Букварь» Горецкого оказался настолько популярным и любимым у детей, что его продолжали издавать и переиздавать целых 30 лет, даже после распада Советского Союза.

К нига как входной билет в целый мир - мир детской литературы. Первая азбука появилась в России в ХVI веке. Предлагаем вместе с Натальей Летниковой заглянуть в пять дореволюционных книг для обучения чтению и узнать их историю.

«Азбука» Ивана Федорова

Первый букварь печатник выпустил в 1574 году во Львове. «Ради скорого младенческого научения», - написано от составителя. Алфавит расположен в прямом, обратном порядке и вразбивку. 40 листов по 15 строчек на каждой страничке написаны на старославянском с черным орнаментом из сплетенных листьев, бутонов, цветов и шишек, характерных для издания Федорова. Ученые склоняются к мнению, что это «первый печатный учебник грамоты для восточных славян». Единственный известный экземпляр федоровской «Азбуки», сохранившийся до наших дней, находится в библиотеке Гарвардского университета. Предполагается, что некогда книга принадлежала собирателю предметов старины Григорию Строганову, у наследников графа раритет купил Сергей Дягилев , а уж затем книга попала за океан.

«Букварь языка словенска» Василия Бурцова

Первое пособие по обучению грамоте в Москве было выпущено в 1634 году. Оно сменило в этом деле Псалтырь. Автором стал «подъячий азбучного дела» Московского печатного двора Василий Бурцов. Печатник сохранил структуру азбуки своего предшественника Ивана Федорова, но собрал под одной обложкой алфавит, слоги, тексты для чтения, названия чисел и знаков препинания. Книга учит грамматике и орфографии.

Во второй части собраны молитвы и притчи царя Соломона. Букварь Бурцова предстал перед читателями в цвете: издатель выделил красным буквы, слоги и названия разделов. Книга стала основным пособием по обучению грамоте в центре России. Во втором издании печатник добавил нравоучительную гравюру. Первая картинка на школьную тему в букваре - все как в дореволюционной школе: учитель наказывает ученика розгами. Подлинные издания букваря Бурцова хранятся в Российской государственной библиотеке .

«Букварь» Кариона Истомина

Первая иллюстрированная русская азбука с витиеватым названием: «Букварь славянороссийских писмен уставных и скорописных, греческих же, латинских и польских со образованиями вещей и со нравоучительными стихами: Во славу Всетворца Господа Бога и в честь Пречистыя Девы Богородицы Марии и всех святых». Первые экземпляры издатель и учитель детей царской фамилии Карион Истомин преподнес матери Петра Великого - царице Наталии Кирилловне - для внука ее царевича Алексея. Оформление сообразно статусу - рукописная книга расписана золотом и красками. Печатное издание вышло в 1694 году в 106 экземплярах. 43 гравированных на меди листа, на каждом - буквица из человеческих фигур, предметы на эту букву и нравоучительные пояснения. Рисунки выполнил Леонтий Бунин - ученик голландского гравера Оружейной палаты Схонебека. Один из экземпляров «Букваря» Истомина хранится в петербургской Публичной библиотеке.

«Азбука» Льва Толстого

Больше чем азбука. Не только знакомство с алфавитом, но и нравоучительные истории для чтения, обучение счету, рассказы по истории, природоведению, о жизни в экзотических странах. Четыре большие книги. Первые наброски Лев Николаевич сделал в 1868 году. Классик изначально не намеревался ограничиваться лишь «буквосложением», стремился сделать учебное пособие для «маленьких мужичков» интересным. Проверял, насколько понятно изложен материал, - в домашней школе. Тридцать учеников постигали азы грамоты под руководством Толстого, супруги его Софьи Андреевны и старших детей. Вышла «Азбука» в 1872 году и вызвала споры среди педагогов. Критиковали «народность» языка и методические подходы. Реакция заставила Толстого отложить работу над «Анной Карениной» и в 1875 году выпустить «Новую азбуку», еще при жизни классика пособие выдержало свыше тридцати переизданий. Сама «Азбука» выходит из типографии и в ХХI веке, детские рассказы Льва Николаевича - неотъемлемая часть детских хрестоматий. Вот уже какое поколение «маленьких мужичков» проливает слезы над историей льва и собачки и переживает за Филипка.

«Азбука в картинах» Александра Бенуа

Целый занимательный мир на книжных страницах. Даже нравоучительное высказывание «Ученie свътъ а неученiе тьма» написано не на грифельной доске учителем, а на листе бумаги, который держит… в лапе сова. Александр Бенуа - русский художник, историк искусства, иллюстратор с мировым именем, оставил в своей азбуке лишь буквы и несколько слов, наполнив детскую книгу неподражаемыми образами. За книжку для самых маленьких Бенуа взялся неслучайно.

Художник считал, что эстетический вкус надо воспитывать с детства. Буквы - лишь органичное дополнение к иллюстрациям невиданного до этого в детском книгоиздательстве уровня. Вместе с маленьким читателем по азбуке путешествует арап Иакинф - так и ведется повествование от первой буквы «а» до ижицы. «Я выучился читать и писать по-русски» , - заключает в конце книги главный герой. Автор книги Александр Бенуа научил своих последователей-книгоиздателей фантазии, так необходимой при оформлении детской книги.

Идею создания "Нового русского букваря" его авторы - филолог Катя Метелица и художник-иллюстратор Виктория Фомина - поясняют так: "новые русские" тоже люди, и учиться им надо, как и всем остальным.
Издательство "Мир новых русских", 1998 г.

Аа

Ха ла ба ла
ха ла ба ла
агу агу
ар-буз ар-ка ак-циз Ан-та-ли-я а-ба-жур
а-на-ша ав-тор а-у-дит А-ле-на аб-стяк
аб-зац аб-рек ава-нец Ар-нольд ай-бо-лит
а-кын ар-тист а-та-туй а-гре-гат ав-то-пи-лот
Алик подогнал арбуз. Арбуз кругл. Алена рада. У Алика каратник. Алик -
арнольд, агрегат! Алик - знатный автор. А ты кто такой?

Я, блин, гоблин,
а ты, блин, кто, блин?
(С. Коленский)

Ал-ко-голь-на-я аб-сти-нен-ци-я. Абстяк. Астифигенно продвинуться по
алкоголю. Белая горячка. Белка. Астифигенная белка. Аскать. Душа аскает
покоя. Арбайтен унд копайтен. АтатуйЕ А-ди-дас. А-ди-ки. А-пар-та-мен-ты
(ап.) Ат-тборные телки!
А-дек-ват-но. Адекватно себя вести. Неадекватно себя вести. Арчи ведет
себя неадекватно. Арчи абстрактный чувак.
Произнеси это быстро.
Авизовка у Азы. А бонус - на-ко-ся вы-ку-си!
Ботаны бубнят. Братаны бурогозят.
Без ба-бок не по-бу-ро-го-зишь!

Бб

Бу бу бу бу бу
бэ бэ бэ бэ бэ
бе бе бе би би
бик-са брат-ва би-лайн бро-дил-ка бай-да
ба-ян би-мер буль-ка бел-ка би-би-ка
баб-ки баш-ли бур-бон бри-га-да бабл-гам
бак-сы баш-ня бар-тер бар-сет-ка бан-дер-лог
Барабан. Биксе по барабану. Бубен. Пустой, как бубен шамана. Безарбузие!
Бекасы без баксов. Не то бобры! У Бори немерено бабок. Боря брокер.
"Братан, у тебя барсетка дымит!" Боря в безандестенде.
брат
братан братки братва братишки брателло
бык
быки бычить пробычить "Ты че быкуешь, блин?!"
Бурбон унд бифштекс. Баден-Баден, блин!
Бригада. Бригадир. У бригадира бульчик.

Бартер на бартер! (поговорка)

Буся башляет на бурбон.
Беспонтовая бродилка. Безбашенный брателло.
Бух-гал-тер, ми-лый-ми-лый мой бух-гал-тер!
Слова с одинаковым значением называются синонимами.
Бабуин. Бабца. Бикса. Быкса. Бабина. Бабенция.
Бабешник. Балерина. Бареха. Барышня. Батон.
"- Видишь ту блонду? - Свежий батон!"

Вв

Ва ва ва во во во
ву ву ву вы вы вы
вя вя вя
ви-а-гра вис-карь во-дя-ра ва-гон-ка бан-ко-мет
бух-ло бу-хать бух-у-чет бар-тер бес-понт
Винт. С винтом. На винте. Вкусен вискарь! И водяра весьма вкусна.
BMW
бэшка бимер бээмвуха бээмвуха с прибамбасами
Volvo
вольвешник вольвуха волван вольвец се-мера!
Витек взял вольвешник. Взял и Вован. Вовандос весь версачах. Вовандос
весь в голде. Каков Вовандос! Во!
Произнести это быстро.
У Вована водила. У водилы волына.
Вешать. Ты че вешаешь? Втирать. Ты че втираешь? Встрять. Ну я, блин,
встрял. Витек встрял не по-детски. Витек встрял по-взрослому. Витек
безворковый банкир.
ВИП. ВИЧ. РВ. КВД. МВД. УВД. СКВ. СВЧ. ВВЦ. СКВ. СКВорцы прилетели.
СКВорцы улетели.

Гг

Га га га га
ага ага
гы гы гы гы гы гы гы гы
Глюк. Глю-ка-ло-во. Ка-ва-лер. Глюк. Го-шу глю-чит.
Галя и Гоша набрали много грибов. В корзинке у Гали боровики и рыжики. А
у Гоши - поганки. Гриб. Груб. Гибоны грубы. Грибы вкусны. ГАИ - ГИБДД.
Гибоны гордо гарцуют.
Ге-ра. Ге-рыч. Герасим Петрович. Номер второй.
ГКО. Ре-струк-ту-ри-за-ци-я дол-га по ГКО.
Значок ГКО на груди у него,
больше не знают о нем ничего.
Грозна Годзилла. Грозен и гусь. Выходила к ним Годзилла и Годзилла
говорила.
Голд. Голдовый. Генер-р-ральный! Геморрой. Гимор. С гринами гимор.
Гопники и гопницы. Галя - гопница. Гопники и мажорики. Гопники и
гоблины.
Гнать. Ты че гонишь? Гендос гамму гонит. Гендос - гонщик. Грузить.
Грузилово.
Ты че мне грузишь?

Дд Ее Ёё

Ед ед ед де
да да да ад
уд уд уд ду
Держи дозу, дизайнер,
Дурдицелла!
дурь ди-зайн дем-пинг дай-винг ди-лер
до-за доз-няк пе-ре-доз-няк дай-ве-ра дя-тел
дрянь до-пинг Дур-ди-цел-ла! е-лы ел-ки
Таможня берет добро. Держава дает добро.
дебеторка
Додик - дистрибьютор. Динара и Даша - дилера.
кредиторка
Докостыляли до демпинга - дятлы!
Евроокно. Еврокрыльцо. Еврогусли. Еврохимчистка. Евроматрешка.
Евровагонка. Евробревно.

Е. Б. Ж. - Если будем живы (присказка)

У. Е.! Тетя Ася у-е-ха-ла!
Наезд. Наехали! Эт че наезд, да? Ну че, возник, да?
Буква Е в новом русском языке всегда ударная!
Ядрена матрена! Екарный бабай!
ЕКЛМН ЕКЛМНОПРСТ

Жж Зз

Жа жа жо жо
жу жу уж уж
ужо!
Зяма, зайку заказали!
Зайку завалили, заколбасили.
кот-тежж ж-жин-тоник имижж бир-жа за-каз-чик
жу-вачка же-ва, жу-ва жа-лю-зя мар-жа за-чист-ка
У Жанны желтые жалюзя. Жоржик жук, жучок, жучила. А не жирная ли тебе
маржа? Жаба. Жора. Надо жабу придушить, Жора.

Жадность не порок!
(пословица)

Жуть. Гнать жуть. Жу-ти не го-ни-те!
джип
джипарь джипуля джипусик джипец
У Жеки джипец. Джипец у Жеки. У Жеки имижж. Джек-пот. Блэк Джек. Жека
нажрался в жопито.
За базар ответишь!
Закинуться. Забористая зараза!
Забить стрелку.
Знатный заказчик.
Зелень. Зеленка.
Борзеть. Борзый. Зачищать.
Зеро! Без мазы!
штука зеленых - зеленая катя
Запор заехал в зад шестисотому.

Ии Йй

Ри ки ти ки
ай ой уй эй
ей е-е-ей!
Ин-тер-тейн-мент. Ин-вес-ти-ци-я. Ин-вест-нуть.
Измена. Сесть на измену. Сидеть на измене. Май-й-йами! "Найт флайт",
Испания, Кипр и Крит.
Й-й-й-о!
Й-й-йяхонтовый ты мой!
Йес! О кей!
Кайф. Кайфоломство. Кайфоломщик. Крайняк. Крутняк. Круто. Крутой.
Крутизна. Крайняя степень крутизны. Немереный крутняк. Ит с кул!

На мой каравай
рот не разевай!
(новая русская
народная мудрость)

Имидж. Образ имиджа. Стилист-визажист. Имиджмейкер. Импичмент. Интерьер.
Внутренний интерьер. Как имиджмейкер имиджмейкеру.
Произнеси это быстро.
Имиджмейкер имиджмейкеру глаза не выклюет.
Ирусик аскает икорки.

Кк

Ка ка ке ке ке ке
ки ки ко ко
ку ку ку ка ре ку
кры-ша кил-лер ку-ра-тор кли-ент ка-бак
кар-ма кикс ки-кер край-няк ка-бан
крен-дель Ко-лян крош-ка ко-су-ля ка-пус-та
Ка-на-ры кру-из ко-кос ко-ся-чить ка-му-фляж
Коля клубился. Колю колбасит на коксе. Карину кумарит Кошмарный кумар!
Кристину клонировали - круто! Киса киксанулась на кислоте. Оксид
некислый. Колеса. Катать колеса.
кре-за
кре-зо-вый кре-за-нуть-ся кре-зо-гон
Произнеси быстро.
У Клары клиринг. У Клары клиринг. У Клары клиринг.
У Клары клиринг, а у Лизы лизинг.
Классно! просто класс! Костик конкретно кредитнулся. Куча. Окучить.
Кручу контроль. Калашников. Косуха. Косуля. Косач. Косая. Крыса. Крыса
ты моя! Крыса ты моя расписная! Крысная девка. Крысячить.
Крысятничество. Подкрысячивать. Подкрысятничество.
Ты че, косую скрысил?

Лл

Ла ла ла ле ле ле лу лу лу
оле оле оле оле
у-лю-лю
Лаванда. Косить лаванду. Накосить лавэ. Легко. По-легкому. Лом. Ломово.
Люто. Лютый. Ксюша лютая крыса, крыса расписная. Лох. Лохануться. Лохов
надо учить и лечить. Луис Альбертович лоханулся. Леонардушко ди Каприо!
Ки-нуть. Ки-да-ло-во. По-пасть на ки-да-ло-во. Ки-да-ло-во и
по-па-да-ло-во. А также ле-чи-ло-во.
Куртуазно, блин! Клинтон. Блин Клинтон. Клин Блинтон. Первый блин
клином. Левински, блин.
Любо, братцы, любо! Любэ. Любочка. Лав ыз.

Синенькая юбочка,
ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все!
(А. Барто)

Лав ыз не картошка - не бросишь в окошко.
Лав ыз не вздохи на скамейке!
И не гулянье под луной.
Оно нечаянно нагрянет, когда его совсем не ждешь.
Лав ыз все возрасты покорны.
Ее порывы благотворны.
Чтоб любить эти ноги,
нужен белый кадиллак!
Да по-любому!

Мм Нн Оо

Ма ме му ам
на не ну
о го го!
Марки у Маши?
Метки мне на мобилу, Мотя.
мерс ма-стыр-ка мер-зо-та ню-халь-щик
ме-рин мо-би-ла мар-ке-тинг ниш-тяк
ма-за мо-бай-ла мо-дель-ки ниш-трюк
мен-ты ма-каров ма-не-кен-ки но-ут-бук
Говори правильно.
По на-ту-ре!
Ноу проблем. Налимы наличкой. Мент. Минт. Дабл минт. Открой орбит без
сахара. Олвейз с крылышками. О би - о кей! Открывая, доверяю. Доверяя,
открываю. Открываю для себя. Образ имиджа. Объективно. Олег объективный
гад. Оборотка. У Орика оборотка - о!

Ох, рано встает охрана!
(Ю. Энтин)

Запомни слова с сочетанием -оро-!
отморозок, отмороженный, корова, ворона, моторола, оборотка, короче
Запомни слова-синонимы.
овцы = креветочки = лебедушки = телочки = редисочки

Пп

Па па па ап ап ап
по по по оп оп оп
уп уп уп пу пу пу
Пульни мне на пэйжер, пупсик!
о-лени на-лич-ка на-жо-ри-сто Пу-га-че-ва
ов-цы об-на-лич-ка о-пи-ро-ген-но при-чес-ка
о-фис ор-га-най-зер од-но-знач-но пря-ник
от-пад от-ход-няк от-бить-ся пейд-жер
Паковаться. Правильно упаковаться. У Полины правильная упаковка.
Папик показывал пальцы.
Подняться. Поднять лавэ. Папик правильно поднялся. Подстава. Попадалово.
Попасть на деньги. Парафинят протоколы - гадские папы. Не по понятиям.
Переться. Пашу прет. Паша правильный пацан.
Запомни!
По-правильному. По-пацански. По понятиям.
понты
колотить понты понты лимонить просто понтоваться
Слова-синонимы.
перец=крендель
по самые помидоры = по самую кукарачу = по самое не-балуйся

Рр

Р-р-р-р-р-р-р
-р-р-р-р-р-р-р-р
р-р-р-р-ыыыыыыы
пуш-ка паль-цовка раз-бор-ка
при-ход рас-паль-цов-ка раз-би-рать-ся
па-цан па-ра-диг-ма рас-крут-ка
па-цан-ва па-яль-ник рас-кру-тить-ся
разборка разборчивый
А без разборок!
рамсы раскачивать рамсы
разводить рамсы
разводить развод
разводящий
на разводе
разговоры разговоры разговаривать
разговаривать по понятиям
ручник затянутый на ручнике
Снимись с ручника, тютя!
Рокеры. Роллеры. Ролексы. Рублевка. Рублевич.
Растаможка. Родина. Река.

Сс

Са са са ас ас ас
со со со ос ос ос
су су су ус ус ус
Сема, ставлю на счетчик!
Запомни слова и выражения.
Стрелка. Забить стрелку. Переводить стрелки. Стрелочник. Сема известный
стрелочник.
Стрем. Соскакивать. Спонсор. Ствол. С/п. Эс-пэ. Совместник. Станок.
Рожей не вышла, но станок компенсирует. Система. Системный. Сидеть на системе. Страдать фигней. Страдать геморроем. Соньки. Сольди. Супер!
Суперский. Суперский ствол. С-ЧАС-С-С!
Помни значения слов.
Сыграть в банк = обмануть, надуть.
Выражения-синонимы.
Пушкин! = Супер!

Тт Уу

Та та ту ту тю тю
ух ух ух ух ух ух
пу пу пу ну ну
Тачки. Тачилы. Тачки и телки. Титаник утоп. Тузику труба! Тендер трещит.
Торчать, торчки, торчок. Торчалово! Толян пожизненный торчок. Торч.
Тормоз. Тормоза. Тормозить. Тупить. Улет! Удав. " - Ты че тупишь? -
Туплю втихую".
Танцпол. Уникальный танцпол. Телки - ууу! Ушли, уродки.
Урла. Умат. Уматной. Утюг. УЗИ. Ттруссаррдди. Уколбашенный.

Я укола не боюсь,
если надо - уколюсь!
И билеты на футбол
я охотно променял бы
на добавочный укол.
(С. Маршак)

Тащиться
Я тащусь как удав, Дуся!
Таки та"ски!
Тащусь как моль по нафталину.
Порву, как Тузик грелку!
Запомни слова-синонимы.
Тонна = Штука

Фф Хх

Фа фа ха ха ха
фи фи хи хи хи
фу фу ху ху ху
Фанера фонит. Фонарь фолит. У фромов фиговые феньки. Фьючерс - фью!
Фанфары в финале.
"Феллини". Офис. Фазенда. Шкода-Феклиция. Форс-мажор. Фатальный
форс-мажор! Дефолт. Дефолт не фигня.
Фак, факсировать, зафаксировать. Федор факсует по факту.
Говори правильно!
Фишка. Как фишка ляжет.
Хорь хитер. Хитрый хорь. Хилый хорьх. Ханка. Холдинг. Халява. Пробило на
хавку. Пробило на ха-ха. Характерная хреновина.
Харизма. Харизматики и харизматички.
Чем дальше в лес, тем гуще харизма.
Фима, фильтруй базар!

Цц

Ац ац ец ец
оц оц уц уц ыц ыц
лан ца дри ца ца ца ца
Церетели. Царь. Долой царя! Презентация. Пи-аровская акция. Как пиаровец
пиаровцу!
dcl. Дэцел. Догонимся по дэцелу. Дэцельное дело! "Чел, дэцел протарань
без лавандоса!" Дэцельный пацан.
Концепция. Принцип на принцип! Опционы и аукционы.
ЦЕПУРА!
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц в начале.
Есть слова, где Ц в конце...
Слова-синонимы.
Вмазацца = Вставицца = Треснуцца = Бахнуцца = Упороцца = Ужалицца
Забудь их!

Хочецца - и колецца (пословица)

Чч

Че че че чи чи чи
ча ча ча чу чу чу
ич ич ич ыч ыч ыч

Человек человеку доллар (пословица)

Ченч. Свой чел на ченче. Черный
нал. Черным налом. Проплата черным налом. Черняшка. Чума! Чумовой. "Ты
че буксуешь, чувырла!" Чудовище. Чильняшка. Черокизей.
Говори правильно.
Чумово. Чикса.

Новые русские цифры и числа:

Номер первый.
Номер второй.
Пять звезд.
На крайняк - четыре.
Катя, Штука (= Тыщща = Тонна),
Лимон, Помойка.
Дичка. Палтус. Чирик грина.
Шестисотый.
Семера!
По сто пейсят.
По дэцелу.
Вишневая девятка.
Десятка. 99.
Сто пудов.
Немерено.

Шш Щщ ъ ы ь

ПОЙМАЛ МЫША - ЕШНЕСПЕША!
Шарахнем, Шурик, шампусика! Шампусик шипуч. Шурик широк. Шарашить.
Шуршать. Ширяться. Ширялово. Штука. Штык. Анаша. Анаша нехороша. И гашиш
не лучше. Пустой, как бубен шамана. Кэш. Экстызи. Вэбовки. Юрасик-парк.
Эйс оф бейс. Рэйв. Юморить. Юморной. Юморная шняга. Ямаха-парень. У Юли
юбка от Ямамото. Уникальный эксклюзив!
Слова-синонимы.
Шняга = фигня. Шо за шняга?
ЩАСТЬЕ ЕСТЬ! Ща. Ща как! Ща как в торец! Контроль. Контрольный выстрел.
Я куплю тебе новую жизнь,
Откажись от него, откажись!
ПРИКИНЬ?!!!

Эх, трава-травушка!
Эх, травушка-муравушка!
Эх грибочки-ягодки
Да цветочки-лютики!
Эх березки-елочки!
Да шишечки-иголочки!
(Ф. Чистяков)

Ээ Юю Яя

Эх эх эх
тю тю тю
ай яй яй
НЭС - Новейшая экономическая ситуация.
Новейший Русский - разорившийся Новый Русский.

Теорема Пелевина
(основной экономический закон постсоциалистической формации):

При спецификации прав собственности по понятиям в условиях либеральной модели валовой национальный продукт (GNP) асимптотически приближается к общей сумме трансакционных издержек независимо от аллокации ресурсов и голимых базаров.

Кушать тюрю, Яша!
Я в шоке! Я на грани нервного срыва!

Букварь или азбука с картинками - совершенно естественное для нас явление. Нам сложно представить, что книга для знакомства с буквами может вообще не иметь иллюстраций. Между тем, именно такие книги - с единичными иллюстрациями, но многочисленными прорисовками букв, упражнениями-прописями и текстами для чтения - преобладали в XVIII-XIX веках. Иллюстрированные буквари были скорее исключением из правил.

Первый русский букварь с картинками («лицами», как тогда говорили) был напечатан в самом конце XVII века. И хотя составителем этого лицевого букваря был иеромонах Чудова монастыря Карион Истомин, это первая книга, которая совершенно четко заявляет: овладение грамотой необходимо не только для постижения божественного, но и для вполне светских надобностей. Поэтому страницы своей азбуки Истомин заполняет не молитвами, как было принято ранее, а изображениями животных, растений, бытовой утвари. Сама буква как бы «составлена» из людей, стоящих в разных позах, изображена различными шрифтами и даже на разных языках (славянском, греческом, латинском, польском).

Почти столетие букварь Истомина оставался единственным иллюстрированным русским букварем: в многочисленных азбуках XVIII века иллюстрации использовались лишь как заставки, виньетки, элементы декора страницы. Зато XIX век можно с полным правом назвать «золотым веком» иллюстрированных азбук и букварей. Открывает этот ряд азбука «Подарок детям в память 1812 года», созданная художником Иваном Теребеневым. Правда, освоить грамоту по этой книге смогут только самые стойкие; скорее, это первый и очень яркий пример политически ангажированной азбуки. Теребенев рисует 34 карточки с карикатурами на побежденных французов и насмешливыми подписями, каждая из которых начинается с определенной буквы русского алфавита. Например с Д: «Домой пора! Марш! Марш! Довольно погостили! Без носу, рук и ног, в чепцах, нас отпустили».

После азбуки Теребенева входит в моду листовая подача азбучного материала: из красиво переплетенных книг азбуки превращаются в папки с большими листами или наборы маленьких карточек. Адресатом таких изданий вовсе не обязательно является ребенок (неслучайно многие русские дореволюционные азбуки хранятся в европейских библиотеках, куда их вывозили иностранные путешественники), а их первичной задачей становится не обучение грамоте, а знакомство с различными сторонами окружающей жизни. Особой популярностью среди создателей азбук пользуются две темы: всевозможные зверинцы и «сцены из русской жизни». Поскольку никаких стандартов и «санпинов» (санитарно-гигиенических требований) в то время не существовало, издать азбуку мог фактически любой человек, обладающий желанием и средствами. До нас дошла даже анекдотическая «анти-азбука» 1875 года, написанная с грубыми орфографическими ошибками. Безымянный автор этой азбуки оставил необычный автограф, сопроводив иллюстрация к букве Я подписью: «Я с горячими колачами».

Нам неизвестно, использовались ли подобные буквари в казенном образовании; но вероятность этого невелика - в школах, училищах, гимназиях в ходу были гораздо более скучные и дешевые прописи. Но вот уникальнейший пример авторской азбуки, предназначенной именно для работы в классе. Это изданная в 1867 году книга «Ученье - свет. Русская азбука для наглядного обучения». Составил ее педагог Александр Радонежский, один из участников мощного общественного движения за обновление образования. Он считал задачей азбуки не только обучение «азам и складам», но, главным образом, умственное развитие ребенка, пробуждение его мысли и любознательности, создание целостной картины мира. Рисунки для азбуки выполнил художник Павел Марков. Все изображения букв в азбуке «вписаны» в рисунок, а тема самого рисунка тесно связана со второй частью азбуки - хрестоматией из текстов русских классиков (Крылова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова и др.).

Для частного, домашнего обучения была предназначена и знаменитая азбука Александра Бенуа (1905) - папка с листами большого формата (32×26 см). Каждый рисунок азбуки - полноценная картина, насыщенная, как заметил поэт Михаил Кузмин, «поэзией петербургских детских комнат». Наверное, это единственная в мире азбука, персонажи которой вышли на театральные подмостки (Арап появился в балете Игоря Стравинского «Петрушка») и стали героями музыкального произведения (композитор Николай Черепнин написал «Четырнадцать эскизов для фортепиано к «Азбуке» Александра Бенуа).

Вслед за Бенуа многие художники обращаются к азбучной теме. В 1911 году выходит «Азбука» Елизаветы Бём, в которой художница воссоздает рукописное пособие царя Алексея Михайловича «Буквица». Она скрупулезно перерисовывает начертания старинных букв и сопровождает их изображениями предметов и явлений XVII века.

Нам известны две домашние азбуки русских художников, созданные ими для своих детей. Первая - азбука Владимира Конашевича, которая представляет собой папку с 36 отдельными цветными листами. Это одно из первых учебных пособий, напечатанных по новой орфографии, без «еров» и «ятей». Азбука Конашевича родилась из переписки с женой и дочкой: после революции его семья застряла на Урале, отрезанном от Петрограда армией Колчака. «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита, - вспоминала дочь художника Ольга Чайко. - Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы».

В отличие от многих других изданий, «Азбука в рисунках Вл. Конашевича» действительно предназначена для освоения грамоты: на второй странице обложки даже напечатаны своеобразные правила пользования изданием: «По общему правилу, в словах, поясняющих изображение на каждой странице, первая буква есть буква, для изучения которой предназначено изображение». Особо выделялись буквы, упраздненные новыми правилами правописания (они были отпечатаны красной краской).

«Азбука» Конашевича выходит в 1918 году, а в 1919-м свою «Советскую азбуку» создает Владимир Маяковский. Он пишет для азбуки короткие стихи и рисует все иллюстрации, и даже собственноручно раскрашивает 5000 экземпляров. Конечно, детям в руки такую азбуку не дашь - Маяковский предназначал ее безграмотным красноармейцам из «окопов».

Не раз иллюстрировал азбуки художник Мстислав Добужинский, друг Александра Бенуа. В 1911 он нарисовал «Азбуку Стивы и Доди» для своих сыновей Ростислава и Всеволода, а «Веселую азбуку» 1925 года посвятил усыновленному им племяннику Валерику. Буквы в «Веселой азбуке» одновременно являются и героями книги, и элементами книжного декора. Они постоянно меняют свои начертания и как бы пляшут по всей странице. А упраздненные в 1917 году буквы «ять», «и» десятеричное, «фита» заняли почетное место под стеклянным музейным колпаком на виньетке в конце книги.

Еще один знаменитый книжный иллюстратор, Владимир Лебедев, создает целых две азбуки. В 1925 году выходит «Азбука», содержащая изображения букв и предметов, а чуть позже - «Живые буквы», где иллюстрации Лебедева сопровождаются стихами Самуила Маршака.

Рифмованные строчки посвящены рабочим профессиям; название каждой профессии начинается с определенной буквы алфавита. С нее же начинается и имя изображенного на картинке ребенка, который мечтает освоить эту профессию. Редкостную изобретательность проявил Маршак, подбирая нужные профессии: у него появились гранатометчик Глеб, цинкограф Цезарь, языковед Яков…

«Живые буквы» привлекают к себе внимание и необычным типографским решением. Это большая папка (29×22 см), в которую вложены 28 отдельных листов с картинками и стихами, восьмистраничная брошюра с рекомендациями для взрослых, два планшета и два картонных листа для вырезания букв. Вот как сами авторы рекомендуют пользоваться этими материалами: «Попросите старших почитать вам стихи, а сами внимательно рассмотрите рисунки и постарайтесь запомнить буквы. Чтобы помочь вам поскорее научиться читать, мы напечатали на отдельных листах 134 буквы и 10 цифр. Вырежьте их аккуратно и попробуйте складывать из букв слова. Чтобы картонные буквы не терялись, мы приклеили к папке два листа с прорезями-кармашками. В эти кармашки можно вставлять буквы, из которых получается слово. Когда в типографии печатаются настоящие книжки, наборщики так же составляют из отдельных букв слова. Только буквы у них не картонные, а свинцовые. Сначала составляйте слова покороче, попроще, а потом можно приниматься за слова подлиннее и потруднее. Желаем вам поскорее научиться читать!»

Ну и в завершение нашего краткого знакомства с картинками в букварях давайте посмотрим на «Сказочную азбуку» Татьяны Мавриной. Каждая буква ее азбуки становится «домом» для многочисленных сказочных персонажей, в названии которых есть эта буква. Утка и Удалец живут на странице с буквой У, Медведь - на Ь, Репка - на Р.

Анна Рапопорт