Николо-Шартомский мужской монастырь с. Введенье Шуйского района

Николо-Шартомский мужской монастырь

с.Введенье, Шуйского района, Ивановской области.

Эта обитель находится в 15 верстах от г. Шуи. Местность, занимаемая монастырем, очень живописная. Монастырь расположен при впадении реки Молохты в реку Теру.

Монастырь был основан в царствование Василия Темного на месте обретения иконы Николая Чудотворца. По преданию, одна благочестивая крестьянка, придя за водой на р. Шартому, нашла небольшую иконку свт. Николая. Она отнесла ее домой, но наутро святой образ исчез. Чуть позже его обнаружили на болотистом месте прислоненным к кочке. Это событие и послужило причиной создания здесь обители.

Преподобный Иоаким Шартомский (со старинной иконы).

Впервые в исторических документах обитель упоминается в 1425 г. (подпись ее архимандрита под грамотой суздальского ).

Некогда Николо-Шартомский монастырь был широко известен в округе, входившей в состав бывшей Владимирской губернии, и в его ведении находилось до десяти небольших монастырей и пустыней (в городах Шуе и Кохме, в селах Введенье, Пищугово, Борки, Дунилово и других местностях), а также несколько соляных варниц близ г.Нерехты Костромской губернии.

В 1506 году Великим князем Василием Иоанновичем монастырю была дана так называемая «несудимая грамота», по которой судить архимандрита и братию могут только сам Великий князь или его бояре.
Подобная грамота была дана Иоанном Грозным в 1533 году. Защитительную грамоту прислал настоятелю и царь Федор Иоаннович (сын Грозного). Ею Шартомским архимандритам была предоставлена честь являться в Москву к Государеву двору после летнего Николина дня для поднесения просфор и святой воды.

В 1619 году он был разорен польско-литовскими отрядами.

Первоначально все строения монастыря были деревянными, которые в 1649 г. "изволением божиим" все сгорели дотла от удара молнии.

С 1651 года прежде деревянный монастырь возводится в камне. Окончательно современный архитектурный облик ансамбля сложился ко второй четверти XIX в.

В XVIII в. обители покровительствовали многие дворяне Шуйского уезда и купцы из Ярославля, Ростова Великого, Кинешмы и Шуи.

В конце XIX в. монастырю оказывали материальную помощь многие шуйские и иваново-вознесенские фабриканты, однако не смотря на финансовую поддержку, обитель после постройки железной дороги Шуя - Иваново-Вознесенск, оттянувшей большой поток путников, проезжавших ранее близ монастыря, постепенно "хирела" и в предреволюционные годы уже относилась к третьему классу.

В середине 1920-х гг. обитель была закрыта, кельи превращены под жилые помещения жителей с.Введенье, пострадавших от сильного пожара, а церковные постройки первоначально пустовали, затем в них местный колхоз (позднее совхоз "Шуйский") разместил различные складские помещения. Последние здесь располагались до начала 1980-х гг. В 1991 г. , находящийся в бесхозном состоянии и интенсивно разрушавшийся, ансамбль был передан вновь воссозданному мужскому монастырю Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Как памятник культовой архитектуры комплекс Николо-Шартомского монастыря стоит на государственной охране федерального (общероссийского) значения с 1960 г. Реставрационные работы ансамбля начались в середине 1980-х гг., их проводила Ивановская СНРПМ, а после открытия монастыря и до настоящего времени - монастырская братия.

Осенью 1990 года Свято-Николо-Шартомский монастырь был возвращен Православной Церкви. При настоятельстве архиепископа Амвросия работы по восстановлению обители возглавил наместник монастыря архимандрит Никон (Фомин). Из руин и полного запустения, с нескольких послушников началось возрождение обители, ее духовное становление. С каждым годом число насельников, приходивших с самых разных концов страны, увеличивалось.
В августе 1993 года во время своего пребывания в Ивановской епархии Свято-Николо-Шартомский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Предстоятель Русской Православной Церкви благословил всех насельников и посетил два монастырских подворья - Воскресенский Собор в Шуе и палехский Крестовоздвиженский храм.

Территория комплекса в плане представляет собой почти правильный прямоугольник со сторонами 129х147 м, вытянутый вдоль р.Тезы и с трех сторон ограниченный каменной стеной. Главный вход на территорию монастыря осуществляется через святые ворота под Преображенской церковью, расположенной на западной стороне ограды. Почти по оси главного входа, на расстоянии 32 м от ворот стоит Никольский собор, основное сооружения ансамбля. Слева и справа к надвратной стене, примыкая углом к кельям, стоит Казанская церковь с трапезной и храмом Григория Акрагантийского. Слева от собора, в 6 м от него располагается высокая четырехярусная колокольня.

Монастырь окружен кирпичной стеной с тремя восьмигранными башенками. В композиции ансамбля присутствует элемент регулярности: огромный объем собора выделен размером, центральным местоположением, симметрично поставленной перед ним на оси надвратной церковью. Однако, в целом, весь ансамбль строился по принципу живописного равновесия, характерного для асимметричных комплексов Древней Руси.


На переднем плане Святые ворота с Преображенской надвратной церковью. На заднем плане возвышается Никольский собор с колокольней. Справа от собора видно завершение Казанской церкви и рядом главка храма Григория Акрагантийского.

НИКОЛЬСКИЙ собор сооружен в 1650 г. "усердием архимандрита Иосаафа и келаря Варлаама"и через год был освящен. Он представляет собой кирпичный, пятиглавый, двустолпный, трех апсидный холодный храм, перекрытый системой крестовых и коробковых сводов. Планировочная структура - симметричная, осевая, пяти-частная. Из пяти световых барабанов только три находятся над основной частью. Апсиды продолжены до восточной пары внутренних столбов, Восточная стена не доходит до пола и опирается на своды, перекрывающие апсиды. Трехапсидный алтарь вдвое ниже четверика храма. Декор фасадов скромный. Местоположение и форма архитектурных деталей связаны с формой конструктивных элементов. Окна второго света полуциркульные, без наличников. Окна первого света - с наличниками в виде сплошных полуваликов, завершенных килем. Три перспективных портала состоят из чередующихся четвертей и полуовалов. Северный портал украшен резными из белого камня "дыньками" и напоминает порталы Владимиро-Суздальского зодчество XII-XIII вв. Цоколь декорирован поребриком. Стены внутри оштукатурены, снаружи покрыты побелкой по кирпичу. Фундаменты сложены из валунов, гранита и частично из белого камня. На стенах сохранились остатки темперной живописи, относящейся к началу XIX в.

Роспись Никольского собора

Роспись западного свода Никольского собора

Святые ворота с Преображенской надвратной церковью

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ (надвратная) церковь была заложена 1696 г., однако полностью построена и освещена лишь в 1813 г. Постройка кирпичная, типа "четверик на четверике", перекрыта сводом и увенчана восьмигранным световым барабаном с одной главой. Фундаменты из валунов. Нижний четверик с тремя невысокими арочными проездами имеет характер триумфальной арки. Над нижним кубическим объемом высится четверик храма, окруженного крытым гульбищем. Основной объем перекрыт сводом. Алтарь трех-апсидный, северная апсида использована под вход из внутреннего двора в храм. Стремясь придать сравнительно небольшому зданию величественность, зодчий избегает дробных членений фасада, оформляя его порталом дорического ордера, двумя рядами люкарн (которые освещают гульбище) и лопатками по углам.

Мозаика Николая Чудотворца над Святыми воротами (Преображенская церковь)

КАЗАНСКАЯ церковь с трапезной

КАЗАНСКАЯ церковь с трапезной построена и освещена в 1678 г. Позднее трапезная была разделена на три части и в самой южной из них устроена вторая церковь - Григория Акрагантийского (в связи с чем над трапезной была установлена вторая главка). В настоящее время композиция Казанской церкви выглядит следующим образом: четверик храма, трапезная и придел. Четверик перекрыт коробковым сводом с торцовыми лопатками и увенчен главой. Трехапсидный алтарь и трапезная по высоте вдвое ниже четверика храма. Своды трапезной крестовые, опираются на центральный столб. Вход в трапезную идет через крыльцо и перестроенное гульбище, находящееся с севера. Церковь на подклети. Под трапезной перекрытие аналогичное. В остальных - коробковые своды. Декор фасадов скромный. Пилястры-лопатки связаны с формой конструктивных элементов и разделяют функционально разные помещения. Четверик завершен поясом закомар. Все сооружение завершается карнизом из трех рядов кирпичей с напуском. Цоколь украшен поребриком. Окна храма, апсида и подклети полуциркульные без наличников, трапезная и придел - с фигурными наличниками. Западная стена усилена контрфорсами.


Покров Божией Матери, роспись в Казанском храме

КОЛОКОЛЬНЯ построена в XVIII в. Она относится к типу "восьмерик на четверике", четырехярусная. Первый ярус перекрыт сомкнутым сводом, остальные - деревянные. Облик колокольни формировался в два этапа. Первый ярус явно тяготеет к XVII в. - украшен пилястрами-лопатками, двухцентровыми окнами с треугольными наличниками. Второй ярус - полуциркульными окнами и ширинками. Третий и четвертый ярусы декорированы колоннами и пилястрами дорического ордера. Завершена ко-локольня кирпичным сводом, крытым железом, с четырьмя резалитами, проемы у которых в виде люкарн. На своде поставлен барабан с луковичной главой. Цоколь колокольни оформлен поребриком.

УГЛОВЫЕ БАШНИ ОГРАДЫ

Построены в конце XVIII - начале XIX в. Они кирпичные, расположены на северо-западном и северо-восточных углах ограды и имеют сугубо декоративное назначение. В плане они делятся на квадратную и округлую. Квадратная башня двухярусная: первый ярус - четверик с небольшими треугольными фронтонами, второй - восьмерик, меньших размеров, над которым поднимается восьмигранная шатровая крыша со шпилем. С четырех сторон башня оформлена треугольными фронтонами, выделенными трехполочным карнизом. На западной и северной гранях устроены по две спаренных пилястры, объединенных однопоясковым архивольтом. Над пилястрами располагаются две ромбовидные ниши. Круглая башня представляет собой бочкообразный цилиндр под конусовидной крышей со шпилем. До 1/3 высоты она обработана горизонтальным плоским рустом. Несколько ниже свеса кровли башню опоясывает трехполочный карниз. Кроме того, стены оформлены спаренными пилястрами и овальными нишами.

Святыни

Главными святынями монастыря считались явленный образ свт. Николая и Казанская икона Казанской Божией Матери, написанная в XVII в. затворником Шартомекой обители прп. Иоакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви. С 1897 г. было установлено совершать крестные ходы, обнося эти святыни по домам жителей г. Иванова и ближних деревень.

Шуйско-Смоленская икона, хранящаяся в Свято-Николо-Шартомском монастыре

Николо-Шартомский монастырь - один из древнейших в России, некоторые источники относят его возникновение к XIII веку. По сохранившемуся преданию, у реки Шартомы, впадающей в Молохту, одной благочестивой крестьянкой была обретена небольшая икона святителя Николая Чудотворца. Недалеко от этого места и была заложена обитель святителя Николая. Первое документальное упоминание о ней находится в духовной грамоте 1425 года, данной нижегородской удельной княгиней Марией (в монашестве Мариной) суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю на владение некоторыми ее землями. На грамоте стоит подпись архимандрита Шартомского монастыря Конона, что свидетельствует о тогдашнем значении обители, поскольку сан архимандрита имели только настоятели крупнейших монастырей.

Монастырь пользовался расположением великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Феодора Иоанновича, которые пожаловали Шартомскому монастырю ряд привилегий. Древний Синодик сохранил имена вкладчиков обители, среди которых целые династии князей Пожарских, Хованских, Горбатовых-Шуйских. В 1619 году обитель сильно пострадала от набега польско-литовского иноземного войска. После Смутного времени в обители подвизался преподобный Иоаким Шартомский, затворник, ныне чтимый как небесный покровитель монастыря. Кроме строгой подвижнической жизни он занимался иконописанием. Писанные им образы он даровал бедным церквам; многие из его икон впоследствии были прославлены обильными чудотворениями. Ныне сохранилось два чудотворных образа, принадлежащих его кисти, - в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Вязниках. Известно, что к XVI в. под началом Шартомского монастыря находилось 9 небольших обителей Владимирской епархии. Его процветанию способствовала ежегодная ярмарка, проходившая у монастырских стен. В 1649 году, при архимандрите Иоасафе весь монастырь, как повествует летопись, - «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». После этого пожара прежде деревянная обитель возводится в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты. В 1651 году был воздвигнут величественный пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях византийско-русской архитектуры. Чуть позднее по благословению Патриарха Иоакима был освящен теплый храм Казанской Божией Матери. Преображенская церковь над Святыми воротами возводилась длительное время и окончательный облик приняла после перестройки в 1813 году. Строгий архитектурный силуэт монастыря завершила пятиярусная колокольня в форме свечи, создавая вместе с тремя храмами образ креста. Церковная реформа 1764 г., проведенная Екатериной II, нанесла сильный удар по благосостоянию многих российских монастырей. У Николо-Шартомского монастыря были отобраны значительные владения, а небольшие, подчиненные монастырю обители были обращены в приходские храмы. Сама обитель превращается в третьеклассный монастырь со штатом в 12 монахов, управляемый уже игуменами. В XIX в. в связи с проведением железной дороги утратили свое значение Никольские ярмарки, что также ослабило материальное положение обители. В XIX в. на частные пожертвования возобновлялось строительство, известен, в частности, личный вклад императрицы Марии Александровны. Братию монастыря в большинстве своем составляли бывшие крестьяне из окрестных селений, которые занимались хлебопашеством и разведением крупного рогатого скота. Монашескую жизнь Шартомской обители прервала революция. В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, ценная церковная утварь реквизирована, библиотека и часть оставшихся икон сожжены. В последующие годы монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жилье, со временем все строения обветшали и начали разрушаться.

С восстановлением и благоустроением монастыря устанавливалось размеренное течение иноческой жизни. Главные ее черты - стяжание молитвы и послушание.

Принцип братского общежития рождает особенную организацию всего хозяйства, когда в основу отношений закладывается терпение и взаимопомощь. Большая часть нужд обители удовлетворяется собственным трудом насельников. Смотря по способностям, братия проходят различные послушания: клиросное, пономарское, трапезное, в просфорне, в пекарне, в столярном цехе, в кузнице. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит лошадей. Ведется и традиционно монастырское хозяйство - пасека.

Особое внимание - земледелию. Огород, тепличное хозяйство дают пропитание братии на весь год.

Просветительская деятельность и христианское благовестие были издревле призванием русского монашества. Иноки, отрекаясь от мира для созидания души, в трудные времена могли послужить миру, о чем в нашей истории немало свидетельств.

Возобновление этой традиции просветительского служения и воцерковления потерявших духовную опору людей стало одним из главных направлений деятельности Николо-Шартомского монастыря. С середины 90-х годов в разных районах Ивановской области при восстанавливающихся храмах начали основываться монастырские подворья; число насельников монастыря постепенно увеличивалось. Почти все восстанавливаемые храмы находились в полуразрушенном состоянии - шуйские храмы св. Алексия - человека Божия, Покровский, св. Александра Невского, храм Святой Троицы в селе Чернцы. Возводились и новые церкви - Успенская в Шуе, храм Всех Святых в Иванове. Помощь в строительстве оказывают местная администрация и жертвователи. Всего по области действует около 10 подворий с числом братии около 100 человек.

Развивающееся монастырское хозяйство стало включать и другие, специализированные виды деятельности. Так, братия некоторых подворий несут особенные послушания: рыболовство, резьба по дереву, реставрационные работы. Была открыта мастерская по литью колоколов. Особая забота уделяется созданному в д. Клещевка детскому приюту для мальчиков, живущему одной православной семьей. Общеобразовательная программа обучения дополняется христианским воспитанием, вся жизнь детского коллектива во многом связывается с жизнью монастыря. Увеличение числа подворий позволило заметно расширить духовно-просветительную деятельность монастыря. Стало возможным открытие воскресных школ, православных гимназий, библиотек. Тесное сотрудничество сложилось с самыми разными людьми ивановской земли, главным образом, в сфере образования.

Николо-Шартомский мужской монастырь Шуйской епархии

Со временем монастырь теряет свое положение и значение. Реформа года, нанесшая удар по монастырям России, подорвала его материальное благосостояние. Были отобраны значительные монастырские владения, закрыты и обращены в приходские храмы и небольшие, подчиненные монастырю обители, среди которых были Шуйский Троицкий монастырь (сейчас городское кладбище), Козмодамианская пустынь во Владимирском уезде, Богоявленский мужской монастырь в Мстерской слободе, Городищевская пустынь Суздальского уезда, Казанский монастырь в Кохме. Обитель превращается в третьеклассный (самый низший класс) монастырь, со штатом в 12 монахов, управлявшийся уже не архимандритами, а игуменами.

Архитектура монастыря

Первоначально все строения монастыря были деревянными, которые в г. "изволением божиим" все сгорели дотла от удара молнии. После этого все основные вновь возводимые постройки строились уже из кирпича. Окончательно современный архитектурный облик ансамбля сложился ко второй четверти XIX в.

Территория комплекса в плане представляет собой почти правильный прямоугольник со сторонами 129х147 м, вытянутый вдоль р.Тезы и с трех сторон ограниченный каменной стеной. Главный вход на территорию монастыря осуществляется через святые ворота под Преображенской церковью, расположенной на западной стороне ограды. Почти по оси главного входа, на расстоянии 32 м от ворот стоит Никольский собор, основное сооружения ансамбля. Слева и справа к надвратной стене, примыкая углом к кельям, стоит Казанская церковь с трапезной и храмом Григория Акрагантийского. Слева от собора, в 6 м от него располагается высокая четырехярусная колокольня.

Монастырь окружен кирпичной стеной с тремя восьмигранными башенками. В композиции ансамбля присутствует элемент регулярности: огромный объем собора выделен размером, центральным местоположением, симметрично поставленной перед ним на оси надвратной церковью. Однако, в целом, весь ансамбль строился по принципу живописного равновесия, характерного для асимметричных комплексов Древней Руси.

Никольский собор сооружен в г. "усердием архимандрита Иоасафа и келаря Варлаама"и через год был освящен. Он представляет собой кирпичный, пятиглавый, двустолпный, трех апсидный холодный храм, перекрытый системой крестовых и коробковых сводов. Планировочная структура - симметричная, осевая, пяти-частная. Из пяти световых барабанов только три находятся над основной частью. Апсиды продолжены до восточной пары внутренних столбов, Восточная стена не доходит до пола и опирается на своды, перекрывающие апсиды. Трехапсидный алтарь вдвое ниже четверика храма. Декор фасадов скромный. Местоположение и форма архитектурных деталей связаны с формой конструктивных элементов. Окна второго света полуциркульные, без наличников. Окна первого света - с наличниками в виде сплошных полуваликов, завершенных килем. Три перспективных портала состоят из чередующихся четвертей и полуовалов. Северный портал украшен резными из белого камня "дыньками" и напоминает порталы Владимиро-Суздальского зодчество XII-XIII вв. Цоколь декорирован поребриком. Стены внутри оштукатурены, снаружи покрыты побелкой по кирпичу. Фундаменты сложены из валунов, гранита и частично из белого камня. На стенах сохранились остатки темперной живописи, относящейся к началу XIX в.

Преображенская (надвратная) церковь была заложена г., однако полностью построена и освящена лишь в г. Постройка кирпичная, типа "четверик на четверике", перекрыта сводом и увенчана восьмигранным световым барабаном с одной главой. Фундаменты из валунов. Нижний четверик с тремя невысокими арочными проездами имеет характер триумфальной арки. Над нижним кубическим объемом высится четверик храма, окруженного крытым гульбищем. Основной объем перекрыт сводом. Алтарь трех-апсидный, северная апсида использована под вход из внутреннего двора в храм. Стремясь придать сравнительно небольшому зданию величественность, зодчий избегает дробных членений фасада, оформляя его порталом дорического ордера, двумя рядами люкарн (которые освещают гульбище) и лопатками по углам.

Казанская церковь с трапезной построена и освещена в г. Позднее трапезная была разделена на три части и в самой южной из них устроена вторая церковь - Григория Акрагантийского (в связи с чем над трапезной была установлена вторая главка). В настоящее время композиция Казанской церкви выглядит следующим образом: четверик храма, трапезная и придел. Четверик перекрыт коробковым сводом с торцовыми лопатками и увенчен главой. Трехапсидный алтарь и трапезная по высоте вдвое ниже четверика храма. Своды трапезной крестовые, опираются на центральный столб. Вход в трапезную идет через крыльцо и перестроенное гульбище, находящееся с севера. Церковь на подклети. Под трапезной перекрытие аналогичное. В остальных - коробковые своды. Декор фасадов скромный. Пилястры-лопатки связаны с формой конструктивных элементов и разделяют функционально разные помещения. Четверик завершен поясом закомар. Все сооружение завершается карнизом из трех рядов кирпичей с напуском. Цоколь украшен поребриком. Окна храма, апсида и подклети полуциркульные без наличников, трапезная и придел - с фигурными наличниками. Западная стена усилена контрфорсами.

Колокольня построена в XVIII в. Она относится к типу "восьмерик на четверике", четырехярусная. Первый ярус перекрыт сомкнутым сводом, остальные - деревянные. Облик колокольни формировался в два этапа. Первый ярус явно тяготеет к XVII в. - украшен пилястрами-лопатками, двухцентровыми окнами с треугольными наличниками. Второй ярус - полуциркульными окнами и ширинками. Третий и четвертый ярусы декорированы колоннами и пилястрами дорического ордера. Завершена ко-локольня кирпичным сводом, крытым железом, с четырьмя резалитами, проемы у которых в виде люкарн. На своде поставлен барабан с луковичной главой. Цоколь колокольни оформлен поребриком.

В наше время, когда с духовностью в обществе определенно существуют большие проблемы, посетить святую обитель - дело полезное, важное и богоугодное... Особенно в праздник Покрова. Понятно, что вокруг чуть ли не тотальный атеизм, и рассуждать о спасении душ, как минимум - нелепо... Однако, красоту архитектурную, прошедшую сквозь века, отрицать бессмысленно. А где красота - там и истина...


Итак, третьего дня утром мы были далеко от Москвы... В Ивановской области. Вновь и вновь убеждаясь, что таких красот, как у нас, на родных просторах - не найти нигде.

Поля обработанный монахами, того самого монастыря, куда мы держали свой путь....

А вот и он - Свято-Николо-Шартомский монастырь, расположенный в селе Введенье, которое в свою очередь располагается недалеко от Шуи.

Когда именно возник монастырь теперь уже никто не помнит, однако по некоторым сведениям - он был основан в триннадцатом веке.

Пл преданию, у реки Шартомы одной крестьянкой была обретена икона святителя Николая Чудотворца. Неподалеку от того места была заложена обитель святителя Николая. Перовое документальное упоминание о ней в духовной грамоте 1425 года. А это - Надвратный храм Преображения Господня.

Мы приехали - шел снег. Оно и хорошо - на Покров должен идти снег. Считается, что именно в это время осень сменяется зимою. Собор святителя Николая Чудотворца.

Внутри монастырь - очень ухожен и чист. Видно, что заботливыми руками здесь отреставрирован каждый сантиметр.

Храм Казанской иконы Божьей Матери. Когда в 1990 году монастырь был возвращен церкви - состояние церкви было жутким: без купола, с обваленными потолками...

Но братья-монахи, во главе с чрезвычайно деятельным и бесконечно талантливым в плане хозяйственного управления, архимандритом Никоном, буквально по кирпичикам, воссоздали прежний вид монастыря...

Вместе с храмом был восстановлен примыкающий к нему братский корпус.

А в нижнем этаже была обустроена трапезная палата.

Монахи живут натуральным хозяйством. Все у них свое. Все продукты. Своя ферма, свои угодья...

Учитывая трудолюбие монахов и душу вложенную в приготовление - пища получается необыкновенно вкусной.

Вообще - монахи народ умелый. Во многом. Если не во всем.

И собеседники очень и очень образованные. Без их согласия не буду пока выкладывать их портретов (которые, надо заметить, получились)

И все у них, как у людей. Как писал святитель Феофан Затворник: "Во всяком монастыре текут две жизни. Одна - обычная житейская, - ходят, говорят, едят, спят и проч.; а другая - собственно монашеская, в молитве, в посте, богомыслии и борьбе со страстями проходящая. На виду только первая, а вторая не видна и намеренно скрывается, даже от своих, а не только от пришлых..."

Все в монастыре настраивает на какой-то особенный лад.

В монастыре - все очень серьезно. Даже план эвакуации при пожаре. Сделан не просто толково. С любовью.

Кельи монахов двадцать первого века не слишком отличаются от тех, что были в веке тринадцатом. Пожалуй только появились: мобильная связь, и, конечно - интернет.

Лет семь назад, был у меня серьезный порыв оказаться в монастыре. Но судьба дала еще шанс для реализации в миру...

Хорошая система хороша во всем. Даже, казалось бы, в мелочах - во всем читается порядок.

В августе 1993 года монастырь посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Благословил всех насельников.

После революции монастырь был закрыт, ценности реквизированны, а библиотека и иконы сожжены.

В советское время монастырские здания использовались под зернохранилища и склады...

Пятиглавый Никольский собор был воздвигнут в 1651 году. В лучших традициях московской архитектуры.

Пятиярусная колокольня в форме горящей свечи, завершила строгий архитектурный силуэт монастыря.

Преображенская церковь над святыми воротами приняла свой окончательный облик после перестройки в 1831 году.

В монастырь часто наведываются паломники, поэтому для них существует гостиница.

Вообще до революции - это был очень богатый монастырь. На его развитие деньги давала сама императрица Мария Александровна.

Да и сейчас монастырь тоже не бедствует.

Синяя птица - птица счастья

Нет, метро монахи не прокладывали...

Но в этом покое, у каждого - свое дело. Неприкаянных нет.

В монастыре думается и спится особенно хорошо.

Двери монастырей открыты для тех, кому не все равно...

Ведь именно благодаря монастырям, наша страна сохраняет духовность. Ну в том состоянии, в котором она у нас есть... Так что надежда имеется...

Снимать эти несколько зданий - огромное удовольствие.

Никогда не думал, что буду говорить такое. Всю жизнь считал себя грешником. Да и грешил изрядно....

Монахи уважают мускульную тягу.