Сообщение по истории на тему: Николай второй. История России (кратко) Историческое сообщение

Сообщение это краткое изложение, при этом в ёмкой форме, передающее ясную и чёткую суть информации. Пишется в форме краткого доклада и не имеет излишних художественных оборотов и словосочетаний. Основная задача сообщения донести определенную информацию не выходя из рамок заданной темы.

Структура сообщения

Никогда данный тип сочинения не бывает громоздким. В отличие от классических сочинений, такой текст не допускает длинных сообщений с красивыми, яркими эпитетами.

Пишем правильно

Оформляя сообщение, нужно помнить о следующем:

  • можно использовать для приложения рисунки и схемы, если они относятся к теме;
  • выделите главную информацию, и проследите, чтобы текст имел четкую тематику;
  • не используйте терминов и слов, которые вам не понятны.

При этом очень важно хорошо изучить заданную тему, прочитать учебную или методическую литературу. Желательно использовать для работы сразу несколько источников - это позволит сделать сообщение полноценным и полным.

Порядок работы:

  • изучение темы, подбор литературы;
  • тщательное изучение материалов для того, чтобы не делать элементарных ошибок;
  • выделите самое главное, что относится к заданной тематике;
  • составьте подробный поэтапный план сообщения;
  • напишите по пунктам плана сам текст.

Если тема совершенно незнакома, то, возможно, будет актуальным проконсультироваться с учителем или родителями. Если потом придется читать сообщение в классе у доски вслух, то нужно хорошо подготовиться, и постараться не просто прочитать с листа, а по памяти пересказать основную суть текста, используя активно для подчеркивания основных данных или цифр заранее выписанные на доску данные.

План сообщения обычно достаточно прост в силу природы данного типа текста:

  • вступление, где рассказывается основная мысль по теме;
  • основной текст с размышлением или официальными изученными данными;
  • заключительная часть с выводами после написания работы.

По завершении работы над сообщением нужно его перечитать, чтобы избавиться от лишних эпитетов, сложных словосочетаний и оборотов. Это как раз тот случай, когда можно писать кратко и по сути, без дополнительных описаний и красивых слов!

Территория современной России была населена еще с доисторических времен скифами - древнейшими предками славян. Культура именно этого народа предшествовала появлению Киевской Руси. Таким образом, история России зародилась задолго до образования Римской империи, а племена, населявшие ее в дославянский период, принимали активное участие в формировании античной культуры.

Предки славян жили, в основном, в Центральной Европе, но со временем перебрались на восток. По языку они относились к индоевропейской группе народов. Интересна этимология самого названия страны. Термин «Россия» был впервые употреблен в X веке византийским императором Константином VII в его сочинениях. Это слово являлось греческим обозначением Руси, то есть всех восточнославянских территорий.

В VII веке н.э. переселение славянских народов из Центральной Европы закончилось формированием новой нации - русские. Согласно «Повести временных лет», Российское государство было образовано в 862 году. Это было крупнейшее государство Европы, простиравшееся от Черного моря до Заполярья. Вскоре усилиями династии Рюриковичей было образовано новое монархическое государство - Киевская Русь. В его состав вошли не только все восточные славяне, но и частично финно-угорские, тюркские и балтийские племена. В начале XI века произошел распад на более мелкие княжества.

С 1237 года многие области Древней Руси подверглись нашествию монголо-татар. А северо-восточные территории платили дань татарским ханам вплоть до конца XV века. С середины XV века на территории России сформировалось единое геополитическое пространство со столицей в Москве. Первым государем Руси принято считать Ивана IV Грозного. Во время его правления к государству Московскому присоединились также Астраханское и Казанское. В конце XVI века на Руси стало формироваться крепостное право.

В первой половине XVII Россия переживала Смутное время, ознаменованное польско-шведской интервенцией и политэкономическим кризисом. Отстояв свою независимость, страна вступила в новый этап развития. В 1613 году царство было передано династии Романовых. Первым царем из этой династии стал Михаил Федорович. Во время его правления осваивалась Восточная Сибирь, были основаны многие города и поселения (Кузнецк, Якутск и др.), в том числе на Чукотке и в Приамурье. Во время правления его сына Алексея Михайловича усилилось влияние Запада.

Одним из наиболее интересных периодов в истории России был период правления Петра I (1682-1725). Этот император основал новую столицу в Санкт-Петербурге, вернул русские земли, усилил абсолютную монархию и провел ряд радикальных реформ по модернизации армии и образования. После его смерти в стране начались дворцовые перевороты, которые смогла пресечь Елизавета I (1741-1762). Во время правления Екатерины II (1762-1796) Россия успешно воевала с Турцией за выход к Черному морю.

В конце XVIII - начале XIX века начались Наполеоновские войны. Войска Наполеона оккупировали некоторые европейские территории, но в 1812 были разгромлены русской армией. Важным годом для России стал 1861-й - год отмены крепостного права. Быстрый экономический рост наметился в конце XIX - начале XX века. Во время Первой мировой войны монархический строй был свергнут Временным революционным правительством. В стране нарастал политический хаос, завершившийся Октябрьской революцией 1917 года.

Серьезным испытанием для страны стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Потери были колоссальными. В ходе этой войны погибло более 26 млн. человек и было разрушено более 70 тысяч населенных пунктов. Война закончилась победой Советского Союза, но потребовались десятилетия, чтобы восстановить экономику страны. В 1991 году Советский Союз распался, образовав на территории государства Российскую Федерацию.

Титульный лист

Введение…………………………………………………………………….....3

    Что такое история?.....................................................................................5

    Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции……………………………………………………..……...8

  1. Периодизация мировой истории……………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………...14

Список использованной литературы……………………………………….16

Введение

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек - существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография - отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре “историей” стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу - а не людям - при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.

1. Что такое история?

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).

Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в "Лету". Такое понимание истории является не точным и не полным, более того - внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть "свою былую жизнь". История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.

Примечательно, что в Древней Греции покровительницей истории была Клио - богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках - символ и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.

История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это - прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: "История непосредственно касается нас... А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека".

Первоначальное значение слова "история" восходит к греческому "ioropia", что значит "расследование", "узнавание", "установление" . Таким образом, первоначально "история" отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов . Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого ), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия "история". Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины .

Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и "жития", до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться "нерасчлененность" "философского" и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе "Опыт систематической энциклопедии знаний". Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные - на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные - на исторические и рациональные и т.д. В свою очередь "исторические" науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины.

В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:

1. "Теорематика" - "науки о пределах возможностей или о законах" (математика, физика, химия, биология, психология, социология).

2. "История" - "науки о реализованных возможностях или фактах" (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).

3. "Каноника" - "наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).

2. Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции.

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.

Мы будем рассматривать историю как наукув развитии человеческого общества во всем его многообразии. А поскольку история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: "В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах".

Историки изучают свой предмет во времени диверсифицировано, частями, под разными углами зрения. Неупорядоченность, дробность, неравномерность, "белые пятна" и "серые ниши" прошлого - таково полотно исторического времени. Но историческое знание в целом позволяет, когда необходимо, перевести взгляд и увидеть все многообразие "мира истории", структуры и связи, события и действия, бытие народов и повседневную жизнь героев и "маленького" человека, обыденное сознание и глобальное мировоззрение.

В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий географических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат), фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. Эти отношения в разные периоды складывались по-разному, но крупнейшие представители историографии всегда верили в "общий рынок" общественных наук. Эта вера сохраняется и сегодня. Взаимопроникновение и взаимообогащение социальных наук, так называемая междисциплинарность, - явление характерное для XX столетия. Обусловлено оно размежеванием социальных наук, их выделением в самостоятельные области знания, в результате чего процесс разделения труда и специализации сопровождался углублением взаимосвязей.

История, как впрочем, и другие гуманитарные и социальные науки конца XIX - XX вв. не избежала влияния и психологии. Большой популярностью пользовались на рубеже XIX-XX вв. книги Г. Лебона "Психологические законы эволюции народов" (Лебон. 1894) и "Психология народов и масс" (Лебон. 1895), где обосновывалось предположение о вступлении европейского общества в "эру толпы", когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Австрийский психолог З. Фрейд считал, что его концепция "подсознательного" может быть ключом к пониманию исторических личностей, а "Эссе" Фрейда о Леонардо да Винчи, написанное в 1910 г., было по существу, первым опытом психоистории.

Термин "психоистория" появился в 50-е годы в США, где в это время издавались журналы по психоистории. Их героями были такие исторические личности, как Гитлер, Троцкий, Ганди и т.д. Психоанализ оказал большое влияние на критику некоторых исторических источников - дневников, писем, воспоминаний.

Стал учитываться факт психологической потребности автора в фантазиях. Отдельной темой стало изучение дневниковых записей о снах. Известны примеры применения психоанализа к социальным группам, например, к истории крестьянских и городских религиозных движений, при изучении которых историки нередко имеют дело с отклонениями. Но в целом расцвет психоистории оказался непродолжительным, а возможности ограниченными.

Сегодня для историков очевидны и значимость, и ограниченность возможностей психоанализа для их дисциплины. Области, где может эффективно использоваться психоанализ, очерчены достаточно четко: исследование выдающихся личностей, изучение культурных традиций. Задача синтеза истории и психологии, если она имеет смысл, все еще остается делом будущего.

По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.

Изучение и преподавание истории в современных условиях осложняется рядом обстоятельств:

1. Процесс переосмысления прошлого в нашей стране идет в условиях смены общественно-экономического и политического строя, в условиях формирования новых морально-нравственных ценностей. В этой связи история стала настоящим полем сражения, полем политической борьбы, на котором сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные точки зрения, сторонников которых интересует не столько историческая правда, сколько аргументы в пользу своего существования. А это вместо одной полуправды порождает другую.

2. История всегда была тесно связана с политикой, интересами и судьбами правителей, которые редко поощряли желание историков знать правду и сообщать ее обществу. Сегодня это ощущается особенно остро. Поэтому приходится сталкиваться с предвзятостью и субъективизмом в оценках исторических событий, особенно советского периода.

3. К сожалению, уровень исторической подготовки и общей политической культуры нашей молодежи не создает благоприятных условий для глубокого критического осмысления и восприятия многочисленных публикаций, искажающих картину исторического развития нашей страны.

4. Положение осложняется и отсутствием учебников. Имеющиеся отдельные учебники и учебные пособия единичны.

В этих условиях преподавание истории приобретает общегражданское звучание.

3. Периодизация мировой истории.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих государств.

Со времени развития исторической науки учеными разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. На сегодняшний день периодизация мировой истории исходит из двух принципов: для ранних периодов становления человеческого общества основополагающими являются материал, из которого изготовлялись основные орудия труда и технология их изготовления. Так появились понятия "Каменный век", "Медно-каменный век", "Бронзовый век", "Железный век".

Датировка этих периодов устанавливается с помощью естественнонаучных методов (геологических, дендрохронологии и т.д.). С появлением письменности в истории человечества (около 5000 лет тому назад) возникли иные основания для периодизации. Она стала определяться по времени существования различных цивилизаций и государств, которые вели свой счет времени

В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода:

    Древний мир (период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).

    Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).

    Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание первой мировой войны).

    Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

Заключение

Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).

Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории историческое время и историческое пространство.

Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во временном ряду.

В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).

Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предметом истории. Теория - логическая схема, поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как “фрагменты действительности” ничего не объясняют. Только историк дает факту толкование, которое зависит от его идейно-теоретических взглядов. Что отличает одну теорию исторического процесса от другой? Различие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс. Каждая схема-теория из множества исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в ее логику. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы - варианты исторического процесса и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.

Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фактов всегда субъективно. Тенденциозно подобранные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему факты (без объяснения и выводов) не могут претендовать на объективную историю, а всего лишь являют собой пример скрытого подбора фактов определенной теории.

Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические факты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они “правдивы, объективны, верны” и отражают различие мировоззрений, систем взглядов на историю и современное общество. Критика одной теории с позиции другой некорректна, так как подменяет мировоззрение, предмет изучения. Попытки создать общую (единственную), универсальную теорию, то есть объединить разные теории – мировоззрения (предметы изучения), антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей, к противоречивым выводам.

Список использованной литературы:

    Барг М. Цивилизационный подход к истории // Коммунист, 1991, № 3.

    Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.

    Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.

    Ионов И.Н. Теория цивилизации и эволюция научных знаний // Общественные науки и современность, 1997, № 6.

    Ключевский В.О.. Курс русской истории. М., 1956. Т. I. Ч. I.

    Маркс М., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 13, 22.

    Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982.

    Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. Языки русской культуры. М., 1997.

    Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998.

    Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

    Рассказ о прошедшем,узнанном. обобщение и обработка... человеческого общества как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает:-всеобщую историю ; (всемирную)- ...

  1. Культурология как наука (9)

    Контрольная работа >> Культура и искусство

    Индивидуальное, то как вообще возможна история как наука ? Именно «понятие культуры делает возможной историю как науку» , – отвечает... Г. Риккерт. Философия, по Риккерту, представляет собой науку о ценностях...

  2. Становление палеографии как науки

    Реферат >> История

    Назначение вспомогательных исторических дисциплин – обслуживать историю как науку , помогать ей в решении главное задачи... кирилловскому письму. История становления палеографии как самостоятельной науки История становления палеографии как науки началась еще в...

  3. История развития статистики как науки

    Реферат >> Маркетинг

    ...) изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку . В истории развития статистики большое значение имеют...

Историческоеразвитие России шло совершенно иным путем. Россия не проходила стадии городского хозяйства, незнала цеховой организации промышленности - и в этом заключается самоепринципиальное, самое глубокое отличие ее от Запада, отличие, из которогопроистекли, как естественное последствие, все остальные. Не зная городскогохозяйственного строя, Россия не знала и той своеобразной промышленной культуры,которая явилась отправной точкой дальнейшей хозяйственной истории Запада;благодаря этому в России не могла получить значительного развития и таобщественная группа, которая на Западе явилась главным фактором хозяйственногопрогресса - буржуазия.

Происхождение. Современная отечественнаяисторическая наука считает, что предки славян выделились из древнего/индоевропейского единства, населявшего большую часть Евразии, не ранеесередины II тыс. до нашей эры. Первоначальный ареал их расселения - отПрибалтики на севере до Карпат на юге. Некоторые ученые /напр. академикБ.Рыбаков/ считают, что упоминаемые Геродотом /V в. до н.э./«скифы-пахари»- это и есть праславяне . Другиеприсоединяют к ним и еще один народ, упоминаемый Геродотом - невров,проживавших в лесах к северу от скифов.

Согласно норманскойтеории ,основанной на неправильном толковании русских летописей, Киевская Русь быласоздана шведскими викингами, подчинив восточнославянские племена и составившимигосподствующий класс древнерусского общества, во главе с князьями-Рюриковичами.На протяжении двух веков русско-скандинавские отношения IX-XI вв. были предметомострой дискуссии между норманистами и антинорманистами.

Киевская Русь одно из крупнейших государствСредневековья IX-XII вв. В отличие от других стран, как Восточных так иЗападных, процесс формирования государственности имел свои специфические черты- пространственные и геополитические. В ходе своего становления Русь приобрелаособенности как Восточных так и Западных государственных образований, посколькузанимала срединное положение между Европой и Азией и не имела ярко выраженныхестественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства(двуглавый орел, утвержденный в качестве государственного герба Иваном III исимволизирующий евразийское единство Руси, был введен за четыре с лишнимстолетия до того Ярославом Мудрым). Потребность в постоянной защите от внешнихврагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типомразвития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственнуювласть. В 988 г. Владимир крестился сам, крестил своих детей, бояр и подстрахом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще. Русскаяцерковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси . Несомненна еепольза как организации, помогавшей молодой русской государственности в эпохубурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры,в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения исоздании крупных литературно-художественных ценностей.

Татаро-монгольскоенашествие в 13в. привело к гибели многих культурных ценностей и к долгому перерыву всозидательной деятельности на ряд столетий. Монголо-татарское нашествие и иго Золотой Орды, последовавшее за нашествием сыграло огромную роль в историинашей страны. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половинойстолетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбурусского народа. Этот период в истории нашей страны является очень важным,поскольку он предопределил дальнейшее развитие Древней Руси. Для того, чтобы наиболееполно отразить то, что произошло в 12 веке на земле русской, нужно яснопредставлять себе с какими силами подошли противоборствующие стороны, ихэкономическое и культурное развитие, государственное устройство.

Иван III добился объединения русских земель в рамкахединого государства . Но строй и облик этого государстваокончательно определились лишь при его внуке Иване IV Васильевиче, получившемпрозвище Грозный.

В нашей истории царствование ИванаГрозного составляет половину XVI века и является одной из самыхважных и переломных эпох нашего государства. Оно важно как по расширению территорий,так и по крупным знаменательным событиям и по изменениям во внутренней жизнистраны. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого ивеликого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого иотвратительного. Понятно, что при таких противоположных качествах многих важныхявлений характер и поступки главного деятеля, царя Ивана Васильевича,представляется загадочным. Именно такой загадкой Иоанн Грозный вошел в историю.

Вторая половина XVIII столетияв России связана с имен императрицы, чье правление составило эпоху в историистраны. Хотя Екатерина II взошла на престол в 1762 г., уже с 1744 г, с момента своегопоявления в российской столице, она оказывал влияние на ход событий в огромнойимперии. Правда, в первые годы жизни в Санкт-Петербурге юная немецкая принцессаСофья-Фредерика Августа Ангальт-Цербстская (родилась 21 апреля (2 мая) 1729г.), обвенчанная с наследником престола (будущим императором Петром III) подименем Екатерины, казалась не более чем игрушкой в чужих руках. При этомбудущая императрица еще и много занималась самообразованием, читала трудыфранцузских просветителей и упорно осваивала русский язык. Таким образом,дворцовым переворотом 28 июня 1762 г. на российский престол была возведена неслучайная женщина, как бывало не раз в истории России XVIII в., а человек,долго и целеустремленно готовившийся к принятой на себя роли.

На рассвете 24 июня 1812 годавойска Наполеона без объявления войны переправились через реку Неман ивторглись в пределы России. Армия Наполеона, которую сам он называл«Великой армией», насчитывала свыше 600 000 человек и 1420 орудий.Помимо французов в нее входили национальные корпуса европейских стран, покоренныхНаполеоном, а также польский корпус маршала Ю. Понятовского. Вторгшемусянеприятелю противостояли 220 - 240 тысяч русских солдат при 942 орудиях- в 3 раза меньше, чем было у противника. К тому же русские войска былиразделены: 1-я Западная армия под командованием военного министра генерала отинфантерии М.Б.Барклая де Толли (110 - 127 тысяч человек при 558 орудиях)растянулась более чем на 200 километров от Литвы до Гродно в Белоруссии; 2-яЗападная армия во главе с генералом от инфантерии П.И. Багратионом (45 - 48тысяч человек при 216 орудиях) занимала линию до 100 километров к востоку отБелостока; 3-я Западная армия генерала от кавалерии А.П. Тормасова (46 000человек при 168 орудиях) стояла на Волыни у Луцка. На правом фланге русскихвойск (в Финляндии) находился корпус генерал-лейтенанта Ф.Ф. Штейнгеля, налевом фланге - Дунайская армия адмирала П.В. Чичагова.

Предпосылкидвижения 1 .Объективная основа - обострениепротиворечий феодально-крепостнического строя, очевидное несоответствие междумощью России, взлетом ее культуры и варварским крепостничеством. Осознаниеэтого противоречия способствовало широкое распространение в России идеологииПросвещения (Монтескье, Дидро, Вольтера, Руссо). Особенно издательскаядеятельность Новикова. Со всей остротой эти проблемы были поставлены еще вкниге Радищева (1790). 2 .Ряд исторических событий, способствовавшихосознанию необходимости преобразований. Французская революция, Война 1812 г,Отказ правящих кругов от реформ подрывал реформистские ориентации частиучастников движения, усиливал стремление к крайним методам, Традиция военного,гвардейского переворота и цареубийств

Либерализм как течение политической мыслисложился в России в середине XIX в. Его появление было связано с деятельностью"западников " 40-х годов. Необходимо отметить, чтособственно буржуазия, т.е. торгово-промышленные круги, в принципе долгооставалась чуждой либерализму, политически инертной. Это являлось следствием ееизвестной незрелости, экономической зависимости от самодержавия, складывавшейсяв ходе форсированной индустриализации страны. В самодержавии буржуазия виделасвоего защитника от набиравшего силу рабочего движения. В этих условияхносителем либеральной идеологии стало «общество» - часть дворянства,интеллигенция. Либерализм в России не имел прочной и определенной социальнойбазы и как идейно-политическое течение сформировался, в известном отношении,под влиянием западноевропейских образцов -раньше, чем в полной мере сложилисьвнутренние предпосылки для его возникновения. Славянофилы увлекались психологическими аспектами говорения и социальными факторами.Наиболее выдающимися среди языковедов-славянофилов были Константин СергеевичАксаков (1817--1860) и Александр Фёдорович Гильфердинг (1831--1872).

В 50-х годахобразовались два центра, возглавившие революционно-демократическое движение встране. Во главе первого (эмигрантского) стоял А.И.Герцен,основавший в Лондоне «Вольную русскую типографию» (1853). С 1855 г.он начал издавать непериодический сборник «Полярная звезда». Второйцентр возник в Петербурге. Во главе его стояли ведущие сотрудникижурнала «Современник» Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов, вокругкоторых сплотились единомышлснпики из революционно-демократического лагеря(М.Л.Михайлов, Н.А.Серно-Соловьевич, Н.В.Шелгунов и др.) Подцензурные статьиН.Г.Чернышевского были не столь откровенны, как публикации А.И.Герцена, ноотличались своей последовательностью. Н.Г.Чернышевский считал, что приосвобождении крестьян земля должна передаваться им без выкупа, ликвидациясамодержавия в России произойдет революционным путем.

Определеннуюэволюцию проделало и народничество 70-х гг. Отталкиваясь от идей М. Бакунина ,считавшего крестьянина прирожденным бунтарем, не требующим каких-либозначительных усилий со стороны интеллигенции с целью возбуждения крестьянскогобунта, революционная теория сначала вынуждена была признать, в лице П.Лаврова , недостаточную готовность крестьянства к выступлению, чтобызатем П. Ткачев и вовсе отказал ему в какой бы то ни былореволюционности, определив в качестве главной силы революции интеллигента.Причем, все эти идеи народники 70-х гг. проверили на практике. «Хождение внарод» и пропагандистская деятельность новой «Земли и воли»

Александр II– император всероссийский, старший сын императора Николая Павловича иимператрицы Александры Федоровны, родился в Москве 17 апреля 1818 г. Большуюроль в жизни Александра II сыграло посещение Дармштадта, где он познакомился спринцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией (родившейся 27июля 1824г.), приемной дочерью герцога Гессенского Людовика II, ставшей вскореженой цесаревича, великой княжной Марией Александровной. На престол АлександрII взошел 19 февраля 1855 г. в возрасте 36 лет. Ему предстояло войти в историюпод именем Освободителя. Уже в день коронации, 26 августа, новый манифестгосударя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановленырекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты и т. д.;

Правительство Александра II вянваре 1857 г. создало Секретный комитет «для обсуждения мер по устройствубыта помещичьих крестьян». Несколько ранее, летом 1856 г. в МВД товарищем(заместителем) министра А.И.Левшиным была разработана правительственнаяпрограмма крестьянской реформы, которая хотя и давала крепостным гражданскиеправа, но сохраняла всю землю в собственности помещика и предоставлялапоследнему вотчинную власть в имении.

ПАРТИЯ - это политическая общественная организация котораяборется за власть или за участие в осуществлении власти. Таким образом, к1905 г. в верхних эшелонах власти наметились два подхода к решениюпроблем российской действительности: 1) укрепление существующей системы власти,преимущественно силовыми методами; 2)постепенное и медленное реформированиетрадиционалистской власти вследствие экономических преобразований. Третий путь,отвергнутый Николаем II, предложили земства: расширения прав местных органовсамоуправления и усиление их влияния на принятии государственных решений.

Причины a. Аграрный вопрос: аграрное перенаселение, сохранение крупных помещичьих усадеб и обширных порядков. b . Рабочий вопрос: низкий уровень оплаты труда и длительный рабочий день. c. Архаичность политического устройства (самодержавие давно изжило в себя). d. Отсутствие гарантий основных прав и свобод. e . Тяжелейший экономический кризис (в связи с Русско-Японской войной), перешедший в депрессию. f . Неудачная Русско-Японская война.

В течение недели смомента объявления 28 июля 1914 г. Австро-Венгрией войны Сербии в неё втянулисьпочти все великие державы Европы. Сразу же после начала войны поспешили заявитьо своём нейтралитете Болгария, Греция, Испания, Португалия, Голландия, Дания,Швеция, Норвегия, США, ряд государств Латинской Америки и Азии, а такжесоюзники австро-германского блока - Италия и Румыния Россия вступила ввойну с Германией и Австро-Венгрией, добиваясь свободного выходачерноморского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, а такжеприсоединения Галиции и нежного течения Немана. К 1917 в России случиласьреволюция и одна война плавно перетекла в другую.

Начало 1917 г.ознаменовалось самой мощной за весь период мировой войны волной забастовок. Вянваре в стачках участвовало 270 тыс. человек, причем почти половину всехбастующих составляли рабочие Петрограда и Петроградской губернии. 14 февраля, вдень открытия думской сессии, прошла забастовка рабочих 60 заводов столицы идемонстрация под революционными лозунгами. В Петрограде складывалась крайненапряженная ситуация. 18 февраля выступили рабочие Путиловского завода. А потомзанесло дороги пошли слухи о голоде и всякое такое.

Великая Октябрьская социалистическая революция , первая в истории победоносная социалистическаяреволюция, совершенная в 1917 рабочим классом России в союзе с беднейшимкрестьянством под руководством Коммунистической партии [прежнее название -Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков)] во главе с В.И. Лениным. Название «Октябрьская» - от даты 25 октября (по новому стилю - 7ноября) - низложения Временного правительства России и перехода государственнойвласти в руки Советов рабочих и солдатских депутатов. В результате Октябрьскойреволюции была свергнута в России власть буржуазии и помещиков и установлена диктатурапролетариата , создано Советское социалистическое государство. ВеликаяОктябрьская социалистическая революция явилась торжеством марксизма-ленинизма,открыла новую эру в истории человечества - эру перехода от капитализма ксоциализму и коммунизму.

Гражданская война и военная интервенция 1918-20 в России, борьба рабочих итрудящихся крестьян Советской России под руководством Коммунистической партииза завоевания Великой Октябрьской социалистической революции, свободу инезависимость Советской Родины против сил внутренней и внешней контрреволюции. ВеликаяОктябрьская социалистическая революция 1917, положившая начало мировойсоциалистической революции, вызвала решительное сопротивление не толькосвергнутых эксплуататорских классов внутри страны, но и всего мировогоимпериализма. Коммунистическая партия и Советское правительство во главе с В.И. Лениным сумели поднять, организовать и повести рабочих и трудящихся крестьянна защиту Советской власти.

«Военный коммунизм», экономическая политика Советскогогосударства в период Гражданской войны и военной интервенции 1918-20. Военнаяинтервенция и Гражданская война нарушили начавшуюся созидательную работудиктатуры пролетариата. Всё народное хозяйство пришлось перестраивать навоенный лад. Советская страна находилась в тяжёлом положении: она была в кольцефронтов, лишена важнейших источников сырья и продовольствия, донецкого угля,бакинской и грозненской нефти, южного и уральского металла, сибирского,кубанского и украинского хлеба, туркестанского хлопка. Тяжёлое хозяйственноеположение Советской страны требовало напряжения всех сил народа.

К окончаниюГражданской войны страна переживала крайнюю хозяйственную разруху, обострённую неурожаем 1920 иголодом. В связи с демобилизацией армии создалась безработица. Вновь возниклимассовые колебания крестьянства, которое было недовольно системой «военногокоммунизма», хотело отмены продразвёрстки и возможности свободно распоряжатьсяизлишками своего производства. Трудности и лишения, которые переносились как должноево время Гражданской войны, теперь вызывали недовольство не только средикрестьян, но и среди рабочего класса.

Новаяэкономическая политика , нэп, проводилась КПСС и Советскимгосударством в переходный от капитализма к социализму период; названа новой, вотличие от экономической политики периода Гражданской войны 1918-20. Началаосуществляться в 1921 по решению Десятого съезда РКП(б) ,завершилась во 2-й половине 30-х гг. победой социализма в СССР. Сущностью нэпабыло укрепление союза рабочего класса с крестьянством на экономической основе,установление связи социалистической промышленности с мелкотоварным крестьянскимхозяйством путём широкого использования товарно-денежных отношений, вовлечениекрестьян в социалистическое строительство,«… максимальный подъемпроизводительных сил и улучшение положения рабочих и крестьян...» (Ленин В. И.,Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 43, с. 398). Нэп допускал некотороеразвитие капиталистических элементов при сохранении командных высот народногохозяйства в руках государства диктатуры пролетариата; обеспечивал подъёмпроизводительных сил на базе роста социалистических и вытеснениякапиталистических элементов, преобразование многоукладной экономики в единуюсоциалистическую на основе индустриализации страны и кооперирования сельскогохозяйства.

Образование СССР В ходе гражданской войны сложились 2формы национальной государственности: 1-я, федерация основанная на автономии, и2-я, федерация основанная на конфедерации. Другая форма федерации началаскладываться на основе сплочения других наций. Объединение начало происходитьсперва на военной основе. В зародыше это была форма конфедерации. Но напрактике же, эта конфедерация была под диктатом СССР.

Сохранялась единаяКоммунистическая партия, оставалась четкая централизация, черезкоммунистическую партию происходило полное подчинение. Решающим политическимусловия объединения было единство их политического строя - в результатереволюции

во всех республиках былаустановлена диктатура пролетариата.

В борьбе за власть Сталинприменял очень изощренные методы. Он отстранил от политической жизни Ленина.Аккуратно убирал всех своих конкурентов. Культ личности Сталина в СССР былдолгое время Сталин был возведен в ранг бога и преподносился людям как сверхчеловек.

Форсированнаяиндустриализация страны , осуществлявшаяся во многом за счет перенапряжения платежных силсельского населения, усугубили положение российского крестьянства.Капиталистическая И. - создание крупного машинного производства в условияхгосподства капиталистических производственных отношений, формированиематериально-технической базы капиталистических стран. Предпосылкикапиталистической И. связаны с так называемым первоначальным накоплениемкапитала , насильственной экспроприацией непосредственныхпроизводителей, усилением эксплуатации трудящихся и образованием резервовсвободной рабочей силы.

Одна из формКоллективизация этоКоллективизация сельского хозяйства в СССР, преобразование мелких,единоличных крестьянских хозяйств в крупные общественные социалистическиехозяйства путём кооперирования.

Фашизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, связка, объединение),политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общегокризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивныхсил империалистической буржуазии. Ф. у власти – террористическая диктатурасамых реакционных сил монополистического капитала, осуществляемая с цельюсохранения капиталистического строя. Важнейшие отличительные черты Ф. –применение крайних форм насилия для подавления рабочего класса и всехтрудящихся, воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм.

Вторая мировая война 1939-1945 , война, подготовленная силами международной империалистической реакции и развязаннаяглавными агрессивными государствами - фашистской Германией, фашистской Италиейи милитаристской Японией. В. м. в., как и первая, возникла в силу действиязакона неравномерности развития капи-талистических стран при империализме иявилась результатом резкого обострения межимпериалистических противоречий,борьбы за рынки сбыта, источники сырья, сферы влияния и приложения капиталов.Война началась в условиях, когда капитализм уже не был всеобъемлющей системой,когда существовало и крепло первое в мире социалистическое государство - СССР.

Великая Отечественная война Советского Союза 1941-45, справедливая, освободительная война советского народа засвободу и независимость социалистической Родины против фашистской Германии и еёсоюзников (Италии, Венгрии, Румынии, Финляндии, а в 1945 и Японии). Войнапротив СССР была развязана германским фашизмом - диктатурой наиболеереакционных и агрессивных сил империализма, стремившегося уничтожить первое вмире социалистическое государство. Явилась важнейшей и решающей составнойчастью второй мировой войны 1939-45 .

В. О. в.закончилась полнойпобедой народов СССР над фашизмом, которая по своему значению и последствиямявляется важнейшим событием мировой истории. В кровопролитной и разрушительнойвойне Советский Союз отстоял социалистические завоевания, самый передовойобщественный строй, защитил свою свободу и независимость. «Победа советскогонарода в этой войне подтвердила, что в мире нет сил, которые могли быостановить поступательное развитие социалистического общества» (Программа КПСС,1969, с. 17). Огромные возможности, заложенные в социалистическом строе,позволили Советскому Союзу преодолеть чрезвычайные трудности военного времении, несмотря на большие потери, выйти из войны крепким и могучим. Победа СССРраскрыла перед трудящимися всего мира величие и несокрушимую мощьсоциалистического государства

«Холодная война», термин, получивший широкоераспространение после 2-й мировой войны 1939-45, для обозначения политикиреакционных и агрессивных кругов Запада в отношении Советского Союза и др.социалистических стран, а также народов, борющихся за национальнуюнезависимость, мир, демократию и социализм. Политика «Х. в.», направленная наобострение и сохранение состояния международной напряжённости, на создание иподдержание опасности возникновения «горячей войны» («балансирование на гранивойны»), имеет целью оправдать безудержную гонку вооружений, увеличение военныхрасходов, усиление реакции и преследования прогрессивных сил в капиталистическихстранах. Политика «Х. в.» была открыто провозглашена в программной речи У.Черчилля 5 марта 1946 (в г. Фултон, США), в которой он призвал к созданиюангло-американского союза для борьбы с «мировым коммунизмом во главе сСоветской Россией»

5 марта 1953 года Сталинумер. Как раз перед смертью Сталин начал готовить новую чистку. ПохоронилиСталина с почетом. Тело его положили рядом с Лениным в мавзолее на Краснойплощади. Сразу же после его смерти началась в Кремле борьба за власть. В этойборьбе выдвинулись три кандидата: всесильный начальник МВД и КГБ Берия, любимецСталина Маленков и Хрущев. Берия все члены Президиума боялись: считали, что онможет стать вторым Сталиным, пользуясь мощным аппаратом МВД. Его заманили вловушку на заседание Президиума в Кремле и там убили

ХХ съезд КПСС и его историческое значение. Меры поликвидации нарушений социалистической законности и укреплению правопорядка.Расширение суверенных прав союзных республик. Восстановление национальнойавтономии ряда народов.

Брежнев ЛеонидИльич (р. 19.12.1906), деятель Коммунистической партии и Советскогогосударства, международного коммунистического и рабочего движения, Генеральныйсекретарь ЦК КПСС, член Политбюро ЦК. Родился в семье рабочего-металлурга в с.Каменское (ныне г. Днепродзержинск). После окончания Великой Отечественнойвойны партия направляет Л. И. Брежнева на руководящую работу по восстановлениюнародного хозяйства. С августа 1946 он - первый секретарь Запорожского, сноября 1947 - первый секретарь Днепропетровского обкомов партии. В июле 1950 Л.И. Брежнев избирается первым секретарём ЦК КП Молдавии На 20-м съезде КПСС Л.И. Брежнев избран членом ЦК КПСС, на Пленуме ЦК КПСС (февраль 1956) -кандидатом в члены Президиума и секретарём ЦК КПСС, одновременно с 1958 - зам. председателяБюро ЦК КПСС по РСФСР. 3 ноября 1967 На посту Генеральногосекретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнев проявил себя как политический деятель ленинскоготипа

Программа мира , система мероприятий, направленных на коренноеулучшение современной международной обстановки и принципиальную перестройкуотношений между государствами, изложенная Л. И. Брежневым в Отчётном докладе ЦКпартии и принятая 24-м съездом КПСС (1971). П. м . базируется наленинском принципе мирного сосуществования государств с различнымобщественным строем. В ней ставятся задачи: 1. Ликвидировать военныеочаги в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке и содействовать политическомуурегулированию в этих районах на основе уважения законных прав государств инародов 2.Заключить договоры, ставящие под запрет ядерное, химическое ибактериологическое оружие; добиваться прекращения всюду и всеми испытанийядерного оружия 3. Активизировать борьбу за прекращение гонки вооруженийвсех видов 4. Полностью претворить в жизнь решения ООН о ликвидацииколониальных режимов

На период 60-90-х годовXIX в. приходятся такие важнейшие явления в экономике страны, как завершениепромышленного переворота и быстрое развитие ряда важнейших отраслей,постепенная перестройка на новый капиталистический лад аграрногосектора, формирование пролетариата и русской промышленной буржуазии.

Горбачёв Михаил Сергеевич (р. 2.3.1931, с.Привольное Красногвардейского района Ставропольского края), советский партийныйдеятель. Член КПСС с 1952. Из крестьян. Окончил юридический факультет МГУ(1955), Ставропольский с.-х. институт (1967, заочно). В 1946-50 помощниккомбайнера МТС. В 1956-62 1-й секретарь Ставропольского горкома, 2-й, 1-йсекретарь крайкома ВЛКСМ. В 1966-70 1-й секретарь Ставропольского горкома, 2-йи в 1970-78 1-й секретарь крайкома КПСС. С ноября 1978 секретарь ЦК КПСС. ЧленЦК КПСС с 1971. Депутат Верховного Совета СССР 8-9-го созывов. Награжден 2орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 другими орденами, а такжемедалями.

Русская революция 1905 года, или Первая русская революция - название событий, происходивших в период с января 1905 по июнь 1907 года в Российской империи.

В начале XX в. в России сложились объективные и субъективные предпосылки революции, обусловленные, прежде всего особенностями России как страны второго эшелона. Важнейшими предпосылками стали четыре основных фактора. Россия оставалась страной с неразвитой демократией, отсутствием конституции, отсутствием гарантий прав человека, что выпало активность оппозиционных правительству партий. После реформ середины XIX в. крестьянство получило меньше земли, чем они использовали до реформы для обеспечения своего существования, что вызывало социальную напряженность в деревне. Нараставшие со второй половины XIX в. противоречия между быстрым ростом капитализма и пережитками крепостничества создавали объективные предпосылки недовольства, как буржуазии, так и пролетариата. Кроме того, Россия являлась многонациональной страной, в которой положение нерусских народов было крайне тяжелым. Именно поэтому большую массу революционеров составляли выходцы из нерусских народов (евреи, украинцы, латыши). Все это свидетельствовало о готовности целых социальных групп к революции.

Революционное выступление, обусловленное вышеперечисленными противоречиями, были ускорено такими событиями, как неурожаи и голод в ряде губерний в начале XX в., экономический кризис 1900-1903 гг., который привел к маргинализации больших масс рабочих, поражение России в русско-японской войне. По своему характеру революция 1905-1907 гг. была буржуазно-демократической, так как была направлена на реализацию требований: свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидацию сословного строя и помещичьего землевладения. Используемые средства борьбы - стачки и забастовки, а основная движущая сила - рабочие (пролетариат).

Ход революции

Началом революции принято считать 9 января 1905 г. («Кровавое воскресенье») в Петербурге, когда правительственными войсками была расстреляна демонстрация рабочих, как считается, организованная священником петербургской пересыльной тюрьмы Георгием Гапоном. Действительно, стремясь предотвратить развитие революционности масс и постав и их деятельность под контроль, правительство сделало шаги в этом направлении. Министр внутренних дел Плеве оказал поддержку экспериментам С. Зубатова по постановке под контроль оппозиционного движения. Им был разработан и внедрен «полицейский социализм». Его суть состояла в организации рабочих обществ, которые занимались экономическим просвещением. Это, по мнению Зубатова, должно было увести рабочих от политической борьбы. Достойным продолжателем идей Зубатова стал Георгий Гапон, создававший политические рабочие организации.

Именно провокационная деятельность Гапона дала толчок началу революции, В разгар петербургской всеобщей стачки (участвовало до 3-х тысяч человек) Гапон предложил устроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. Гапон заранее уведомил полицию о предстоящей демонстрации, это позволило правительству спешно подготовиться к подавлению беспорядков. В ходе расстрелов демонстрации было убито более 1 тыс. человек. Таким образом, 9 января 1905 г. стало началом революции и получило название «Кровавое воскресенье».

1 мая началась стачка рабочих в Иваново-Вознесенске. Рабочими был создан свой орган власти - Совет рабочих уполномоченных. 12 мая 1905 началась стачка в Ивано-Франковске, продолжавшаяся более двух месяцев. В это же время вспыхивают волнения в деревнях, охватившие Черноземный Центр, Среднее Поволжье, Украину, Белоруссию и Прибалтику. Летом 1905 г. был образован Всероссийский крестьянский союз. На съезде Союза были выдвинуты требования передачи земли в собственность всего народа. Открытые вооруженные выступления вспыхивали в армии и на флоте. Крупным событием стало подготовленное меньшевиками вооруженное восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический». 14 июня 1905 г. матросы, овладевшие броненосцем в ходе стихийно вспыхнувшего восстания, привели корабль на рейд Одессы, где в это время происходила всеобщая стачка. Но матросы не решились высадиться и поддержать рабочих. «Потемкин» ушел в Румынию и сдался властям.

Начало второго (кульминационного) этапа революции приходится на осень 1905 г. Нарастание революции, активизация революционных сил и оппозиции вынудили царское правительство пойти на некоторые уступки. Рескриптом Николая II министру внутренних дел А. Булыгину были поручено разработать проект создания Государственной думы. 6 августа 1905 г. появился манифест о созыве Думы. Большинство участников революционного движения не удовлетворили ни характер «булыгинской думы» как исключительно законосовещательного органа, ни Положение о выборах в Думу (выборы проводились по трем куриям: землевладельцы, горожане, крестьяне; рабочие, интеллигенция и мелкая буржуазия избирательных прав не имели). Из-за бойкота «булыгинской думы» ее выборы так и не состоялись.

В октябре - ноябре 1905 г. волнения солдат произошли в Харькове, Киеве, Варшаве, Кронштадте, ряде других городов, 11 ноября 1905 г. началось восстание в Севастополе, в ходе которого матросы под руководством лейтенанта П. Шмидта разоружили офицеров и создали Севастопольский совет депутатов. Главной базой восставших стал крейсер «Очаков», на котором был поднят красный флаг. 15-16 ноября 1905 г. восстание было подавлено, а его руководители расстреляны. С середины октября правительство теряло контроль над ситуацией. Повсюду проходили митинги и демонстрации с требованием конституции. Для преодоления кризиса правительство пыталось найти выход из тупика и пойти на еще большие уступки.

17 октября 1905 г. царь подписал Манифест, по которому гражданам России были дарованы гражданские свободы: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов. Государственной думе предоставлялись законодательные функции. Декларировалось создание объединенного правительства - Совета министров. Манифест повлиял на дальнейшее развитие события, уменьшил революционный порыв либералов и способствовал созданию правых легальных партий (кадетов и октябристов).

Начавшаяся в октябре в Москве забастовка охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. В октябре 1905 г. бастовало свыше 2 миллионов человек. В это время возникли Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые из органов забастовочной борьбы превращались в параллельные (альтернативные) органы власти. Принимавшие в них участие: меньшевики рассматривали их как органы местного самоуправления, а большевики - как органы вооруженного восстания. Наибольшее значение имели Петербургский и Московский советы рабочих депутатов. Московский совет выступил с призывом начать политическую стачку. 7 декабря 1905 г. началась всеобщая политическая стачка, переросшая в Москве в Декабрьское вооруженное восстание, продолжавшееся до 19 декабря 1905 г. Рабочие строили баррикады, на которых сражались с правительственными войсками. После подавления Декабрьского вооруженного восстания в Москве революционная волна начала спадать. В 1906-1907 гг. продолжались стачки, забастовки, крестьянские волнения, выступления в армии и на флоте. Но правительство с помощью жесточайших репрессий постепенно восстанавливало контроль над страной.

Итоги революции

    сложились новые государственные органы - начало развития парламентаризма;

    некоторое ограничение самодержавия;

    введены демократические свободы, отмена цензуры, разрешены профсоюзы, легальные политические партии;

    буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны;

    улучшилось положение рабочих, повышена зарплата, рабочий день уменьшился до 9-10 часов;

    отменены выкупные платежи крестьян, расширена свобода их передвижения;

    ограничена власть земских начальников.

Таким образом, в ходе буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг., несмотря на все достижения, не удалось добиться решения основных задач, выдвигавшихся в начале революции, свержения самодержавия, уничтожения сословного строя и установления демократической республики.