Стандартный вид числа сценарий урока. «стандартный» урок: ключевые проблемы внедрения стандартов нового поколения битюков к.о., доц

Педагогическая наука и практика предлагают достаточно широкий спектр таких форм обучения, которые не только способствуют прочному закреплению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют практические навыки, прививают деловые качества, столь необходимые в реальной жизни. В последнее десятилетие в школе стали необычайно популярны уроки-игры, уроки-викторины, уроки-пресс-конференции, ток-шоу и т.п., в старших классах широко применяются вузовские формы обучения (лекция, семинар, коллоквиум). Однако и возможности стандартного сорокапятиминутного урока далеко не исчерпаны, требуется лишь внести в учебный процесс некоторые коррективы. По мнению А.Н. Леонтьева, чтобы неформально усвоить материал, нужно «не отбыть» учение, а прожить его, нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащихся». Этого вполне возможно достичь, если, во-первых, актуализировать тематику урока, говорить на нем о событиях и проблемах сегодняшнего дня; во-вторых, обращаться не только к разуму, но и к чувствам детей; и, в-третьих, рассматривать урок как звено в непрерывной деятельности ученика, используя интеграцию школьных предметов одного цикла (например, гуманитарного) и различных форм внеурочных занятий. Приведу пример подобной работы.

Готовясь к изучению рассказа В. Вересаева «Состязание» в шестом классе, мы с детьми начали разговор о том, что такое красота и каковы ее эталоны. Ученикам было предложено принести на урок репродукции картин, фотографии, плакаты с изображением тех, кого они считают эталоном красоты. Многие девочки с энтузиазмом демонстрировали постеры Алсу, Бритни Спирс, Натальи Орейро, Бреда Питта и других звезд шоу-бизнеса и голливудского кинематографа. Тем удивительнее и приятнее было видеть, что пять-шесть человек в классе сочли эталонами красоты собственных мам (или старших сестер и братьев).

На уроке, после того как дети внимательно рассмотрели и обсудили все принесенное, я попросила их написать сочинение-миниатюру: «Почему (имярек) для меня - идеал красоты?» Получились довольно любопытные ответы. Вот несколько фрагментов.

Яна М.: «Эталоном мужской красоты я считаю Владимира Высоцкого. Может, со мной кто-нибудь не согласится, но я часто пересматриваю старые фильмы с его участием, и мне кажется, что именно он образец мужественности, надежности и силы. У него всегда красивое выражение глаз - грустное, усталое, мудрое. Когда он начинает говорить своим хриплым голосом, мне становится страшно жаль, что он умер так рано».

Саша Ш.: «Идеал красоты для меня моя мама. Она высокая, стройная, с голубыми глазами и волосами, как у куклы. У нее музыкальные пальцы, звонкий смех, очень длинные ресницы. В ней идеально все, кроме, может быть, характера, когда она сердится».

Женя С.: «У меня очень красивая сестра. У нее внешность фотомодели, правда, она не такая высокая, как нужно, и манекенщицей и фотомоделью ей не стать. Но у нее очень стройная фигура, яркие губы, карие глаза и золотистые волосы (свои, она их не красит). И еще у нее очень красивая улыбка и зубы ровные, не как у меня».

В конце урока некоторые сочинения ребят (по их желанию) были зачитаны. При этом в классе царила атмосфера неподдельного интереса и доброжелательности ко вcем рассказчикам. Важно также отметить (и дети это сделали), что очень многие в своих кумирах ценят не только физическую, но и духовную привлекательность. К примеру, девочки, поклонницы Алсу, с гордостью сообщали, что эта певица не курит, не употребляет крепких спиртных напитков, много работает, получает хорошее образование и почти не посещает модных «тусовок». Эти сведения, почерпнутые из журналов и газет, были для учениц не менее важны, чем внешние параметры девушки, которую они сочли своим идеалом.

Домашнее задание было довольно необычным. Детям предстояло ответить на вопрос, считают ли они красивыми себя. При этом заранее обговаривалось условие: пишется «чистая правда», но если ученик не хочет, чтобы его сочинение-миниатюра зачитывалось вслух, он ставит на титульном листе «звездочку» (*). Если же он не возражает против нарушения конфиденциальности, то рисует «плюс» (+) красным или синим фломастером. Результаты превзошли мои ожидания. Сочинения были удивительно искренними и трогательными. Дети не побоялись написать о себе такие вещи, в каких даже взрослый человек очень редко признается кому-либо, кроме самых близких (а может, и не признается никому вообще). Вот лишь несколько отрывков из работ, помеченных знаком «+».

Катя К.: «Я обыкновенная девочка. Нос как нос, рот как рот, руки и ноги на месте. Все же в свободное время я не прочь повертеться перед зеркалом. Люблю примерять разные наряды (в том числе и мамины), ведь у меня неплохая фигура. Люблю делать из своих густых волнистых волос всякие замысловатые прически. У меня необычные восточные глаза, которые я пока не умею подкрашивать. Но зато с формой ногтей на руках мне повезло. Здесь я вовсю проявляю творчество, рисую все, что в голову придет. Это называется «художественный маникюр»... Характер у меня вполне миролюбивый. Я не люблю сплетничать и выдавать чужие секреты. А если я что-то задумаю сделать, то стараюсь всегда довести это до конца».

Виталик А.: «Я добрый и хороший человек. У меня карие глаза, немного вздернутый нос и длинные ноги. Волосы у меня темного цвета, прическа типа «ежик». У меня большие уши, чтобы все слышать на уроках, но они почему-то не работают. Вот такой я».

Соня С.: «Мне в себе ничего не нравится. У меня невыразительное лицо. Мне ничего не нравится».

Саша Р.: «Я крепкого телосложения, плечи у меня широкие, рост высокий. Волосы у меня темные, глаза большие карие... По натуре я человек добрый, отзывчивый, у меня хорошо развито чувство ответственности за порученное дело. Обладаю чувством юмора. Но я не идеален внешне и внутренне, мне необходимо еще много трудиться».

Лена Б.: «Я считаю, что у меня красивые волосы, а также глаза. Мне нравится мое лицо. Я считаю, что соответствую идеалу красоты эпохи Возрождения. Но я слишком полная, у меня слишком большой размер ноги, а волосы никогда нормально не причесываются.

Единственное, что мне нравится в моем характере, - это мой ум. А так я очень вспыльчивая, у меня переменчивое настроение, и я легко могу обидеть человека».

Наташа И.: «Каждый человек по-своему красив и привлекателен. Мне трудно судить о моей внешней красоте, ведь физический облик дается нам от рождения и многое в нем можно совершенствовать. Моя красота, может быть, мой спокойный, уравновешенный характер. «Какие у нее красивые глаза! Какие потрясающие джинсы!» - это очень сомнительные комплименты. Я думаю, что нужно добиваться, чтобы люди говорили: «Какой она приятный и милый человек, какая обаятельная и скромная девушка».

На следующем уроке мы обсудили несколько ученических работ, после чего перед детьми выступил искусствовед из Калининградской художественной галереи. Он рассказал, какие эталоны красоты существовали в древнем мире, в эпоху средневековья, в ХVII и XVIII куртуазных и галантных веках, в эпоху романтизма и т.д. Демонстрируя слайды (портретную живопись Рокотова, Боровиковского, Брюллова, Кипренского, Серова), лектор наглядно показал ученикам, как с течением времени менялось у людей разных стран и социальных групп представление о красоте. Затем ученики получили возможность познакомиться с фотоальбомом «Русская красота в изгнании» - и были потрясены тем, какие красивые и одухотворенные лица у женщин, запечатленных на фотографиях первой трети ХХ века. В процессе обсуждения дети говорили: «Как странно, что в начале ХХ века у всех фотомоделей были разные лица. А сейчас - почти одинаковые». Завязалась дискуссия о том, нужно ли вообще проводить конкурсы красоты и что такое красота: соответствие определенным стандартам (к примеру, 90-60-90) или, напротив, оригинальность и «необщее выражение» лица. Таким образом, дети естественно подошли к обсуждению темы, что такое красота: «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»

Домашним заданием стало чтение рассказа «Состязание» и ответ на вопросы: в чем состоит идеал Красоты для Дважды Венчанного? А для Единорога? Детям было предложено ответить на эти вопросы письменно (составить таблицу), выписав из текста цитаты, подтверждающие тот или иной тезис. И, наконец, на третьем уроке, посвященном изучению данной темы, дети, работая с фрагментами текста, в ходе дискуссии ответили на вопрос: почему же в состязании двух художников победил не прославленный Дважды Венчанный, а его ученик, нарисовавший простую и скромную Зорьку? (Он показал, что каждый человек красив, если взглянуть на него полными любви глазами).

Система уроков и домашних заданий такова:

1. Первый час - урок-беседа об эталонах красоты; классное сочинение-миниатюра на тему: «Почему... (имярек) для меня является идеалом красоты?». Домашнее задание: письменное рассуждение на тему, считает ли ученик красивым себя.

2. Второй час. Урок развития речи: обсуждение детских работ; лекция искусствоведа. Домашнее задание: чтение рассказа, ответ на вопросы.

3. Третий час. Урок-дискуссия по тексту произведения.

Примечание. Чтобы не перегрузить детей письменными домашними работами, учитель может совместить домашнее задание по литературе с домашним заданием по русскому языку. В результате рассказ, который имел все шансы оказаться непонятым шестиклассниками (в силу отвлеченности сюжета и особенностей творческой манеры Вересаева), стал для них одним из самых понравившихся и запомнившихся произведений в курсе литературы 6-го класса (об этом свидетельствуют читательские анкеты, заполненные детьми в конце IV четверти).

Подобную систему уроков можно выстроить при изучении других произведений: повести Гоголя «Портрет» (проблема, с которой столкнулся художник Чартков: как запечатлеть на холсте красоту и что это такое), романа «Евгений Онегин» Пушкина (Татьяна, которая «не отличалась красотой» своей сестры), «Капитанской дочки» Пушкина (была ли красива Маша Миронова).

Чтобы быть успешным, урок должен стать звеном в непрерывной деятельности учащихся, а его тематика призвана будить познавательный интерес. Подобная система уроков и домашних заданий не только позволяет ученикам получить большой объем информации, но и создает атмосферу неподдельного интереса к изучаемому произведению, внимания и уважения к другому человеку. Дети чувствуют себя свободно, повышается их самооценка, они эмоциональны и искренни.

Использование актуального материала и взаимодействие урочных и внеурочных занятий позволяют полнее реализовать развивающий потенциал учебно-воспитательного процесса и его единицы - урока; помогают решать одну из важнейших задач педагогики - задачу целостного формирования индивидуальности.

Татьяна Птицына

МАСТЕР-КЛАСС

Карманова Ольга Васильевна

учитель информатики и математики МБОУ ООШ № 19 п. Железнодорожный, Борский район, Нижегородская область

СТАНДАРТНЫЙ УРОК

НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ

ДЛЯ 5 И 6 КЛАССОВ

Л__________________________________________г

Аннотация. В статье представлены два плана-сценария уроков информатики: для 5 класса по теме: «Формы представления информации» и для 6 класса по теме: «Растровое кодирование графической информации». Уроки спланированы по единому шаблону: проект - сценарий (ход урока, обоснование деятельности учителя, прогнозируемые действия учеников, примерное время) - самоанализ урока. Такой подход позволяет минимизировать затраты учителя на подготовку рутинной стороны стандартного урока, освобождая учителя для «живой работы» по формированию УУД и личностных результатов образования.

Ключевые слова: стандартный урок, шаблон плана-сценария урока, информатика и ИКТ.

Переход системы образования на принципиально новые стандарты вызывает затруднения у большинства учителей и требует от учителя больше внимания уделять формированию УУД и личностных результатов образования . Труд учителя может быть значительно облегчен при использовании компактных шаблонов «рутинной» части урока при его подготовке и проведении. Представленные уроки входят в курс информатики и ИКТ на основе УМК «Информатика и ИКТ» для основной школы Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой .

Проект урока (5 класс)

1. Программа: Информатика и ИКТ. Под руководством Л.Л. Босовой 5 кл.

2. Тема урока: Формы представления информации. (10 урок в теме «Информация вокруг нас»)

3. Раздел: Информация вокруг нас.

Планирование раздела:

1. Информация. (1 ч.)

2. Действия с информацией. (1 ч.)

3. Хранение информации. (1 ч.)

4. Носители информации. (1 ч.)

5. Передача информации. (1 ч.)

6. Кодирование информации. (1 ч.)

7. В мире кодов. (2 ч.)

8. Формы представления информации. (1 ч.)

9. Метод координат (2 ч.)

Цели урока:

Систематизировать и обобщить сведения полученные учащимися на предыдущем уроке;

Объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;

Познакомить учащихся с приложением калькулятор.

Научить выполнять простейшие арифметические операции на калькуляторе.

Основные понятия:

Кодирование.

Графический способ кодирования.

Числовой способ кодирования.

Символьный способ кодирования.

Зрительный ряд: мультимедийная презентация

по теме урока

Основные этапы урока:

1. Организационный момент.

2. актуализация.

4. Мотивация.

5. Формирование новых знаний. Теоретический материал

6. закрепление новой темы игра «остров»

7. Формирование новых знаний. Технологический материал

8. Практическая работа.

9. Подведение итогов.

МАСТЕР-КЛАСС

Актуализация пройденного. Хорошо. Сегодня у нас гости - учителя нашей школы: Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. Женя встань и ответь, пожалуйста, что такое код и кодирование. Приведи, пожалуйста, пример кодирования информации из нашей повседневной жизни. Хорошо садись. Актуализация пройденного на прошлом уроке. Учащиеся вспоминают тему и содержание прошлого урока. 3-4 мин.

Ознакомление с темой. Запишем в тетрадях сегодняшнее число и «классная работа». Давайте еще вспомним о том, что одна и та же информация может быть представлена разными кодами, иначе говоря, в разных формах. А как и почему это делают люди сегодня нам и предстоит узнать. Итак, тема сегодняшнего урока «Формы представления информации». Давайте запишем ее. (Дети на экране видят тему урока) (Слайд 1) Обеспечение мотивации и принятие учащимися целей урока. Готовность класса к активной познавательной деятельности. 3-4 мин.

Человечество выработало множество форм представления информации. (Слайд_2) К ним относятся разговорные языки (русский, английский и т.д.- всего более 2000 языков), язык мимики и жестов, язык рисунков и чертежей, научные языки, языки искусства, специальные языки (азбука Морзе, азбука Брайля...) . Способ кодирования, а другими словами форма представления информации зависит от той цели, которую мы преследуем для кодирования информации. Такими целями могут быть: сокращение записи, засекречивание информации, удобство обработки. Мы с вами разберем 3 наиболее часто используемых способа кодирования информации. Итак, когда мы кодируем информацию с помощью рисунков и значков? (Слайд 3) Посмотрите на экран, что сообщает вам эти изображения. Катя как ты думаешь? Правильно. А какие цели люди преследуют, когда устанавливают эти знаки? Хорошо, садись. Действительно с помощью графического метода наиболее быстро получается воспринять ту информацию, которую мы видим короткий промежуток времени. Итак, давайте запишем 1 способ графический. (Слайд 4) Мы измерили комнату и получили что ее ширина 4 метра а длина 5 метров. Нам надо узнать ее периметр. Дима, скажи, пожалуйста, что мы напишем на доске для решения этой задачи? Верно. А с помощью каких знаков мы это сделали? Верно с помощью чисел. Итак, метод № 2 - числовой. (Слайд 5) И давайте запишем последний метод символьный, используя этот метод мы кодируем информацию с помощью символов того же алфавита. Давайте посмотрим на экран и попробуем расшифровать сообщение, зная, что каждая буква исходного текста заменена буквой, которая следует после нее в алфавите «лбмэлфмаупс» запишем полученное выражение в тетради. Саша ответь, что получилось у тебя? Организация познавательной деятельности учащихся. Связь темы и жизни человека. Зрительные образы улучшают усвоение нового материала. Демонстрация детьми жизненного опыта с частичной актуализацией темы прошлого урока. На ярких примерах и иллюстрациях, дети убеждаются в необходимости изучаемых форм представления информации. 10-15 мин.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

Ход урока Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учащихся Примерное время

Игра «остров». Представьте, что вы два племени на острове: 1 - выращивает только фрукты, 2 - только овощи. Вы, племя «Фру-фру», решили попросить у первого племени некоторых овощей и послали им записку с почтовым голубем, но, не зная их языка сообщение представили, используя разные формы представления информации, надеясь что они хоть что-нибудь смогут прочитать. Племя «овощи» точно также попросило у вас некоторых фруктов. Но ни то ни другое племя не знало, какие виды фруктов и овощей выращивает сосед. Поэтому ваша задача расшифровать сообщение, обвести те фрукты и овощи, которые вы можете обменять с соседом и послать сообщение обратно. Давайте подведем итог: какие формы представления информации использовало соседнее племя в сообщении? Верно это 3 изученных сегодня формы. (Слайд 6) Закрепление новой темы. Сплотить и заинтересовать детей групповой работой в игровой форме. Дети заинтересованы предстоящей работой и получением результатов 7-8 мин.

Практическая работа. Сегодня мы будем изучать калькулятор, которым как программой обеспечен наш компьютер. Сейчас, используя мышку, вам предстоит сделать практическую работу № 5. Посмотрите на экран - я покажу, как начать. А сейчас откройте стр.148 учебника, а я посмотрю, как вы справляетесь. Не забудьте переписать пример и его результат в тетрадь. Создать установку на выполнение практической работы, правильного и последовательного хода действий. Принятие детьми установки на предстоящую работу. Выполнение работы. 15 мин.

Итоги урока. Закончите работу. Кто не доделал, у вас будет возможность доделать на следующем уроке. Алена, давай вспомним, что нового мы сегодня узнали на уроке, с какими формами представления информации познакомились? Хорошо садись.(Слайд 6) Учить учащихся рефлектировать. (Анализировать собственную учебную деятельность) Подводя итоги урока учащиеся убеждаются в достижении поставленной цели. 3-4 мин.

Запишем домашнее задание п.1.7 вопросы 1-4. Все свободны. Урок окончен. Дети записывают задание на дом. 1-2 мин.

Самоанализ урока.

Данный урок является 10 в теме «Информация вокруг нас», на которую отводится 12 часов.

Что такое код и кодирование;

Знакомы с многообразием кодов;

Как хранят и передают информацию.

Цели урока:

Систематизировать и обобщить сведения полученные учащимися на предыдущем уроке;

Объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;

Познакомить учащихся с приложением калькулятор;

Научить выполнять простейшие арифметические операции на калькуляторе.

Основные понятия:

На основании психолого-педагогических особенностей возрастного развития детей, их темперамента, выносливости к учебным нагрузкам и ведущих каналов восприятия мной была выбрана форма организации индивидуально-групповая.

В силу того, что большая часть класса это визуалы и кинестетики, поэтому первый этап урока был организован мною как мультимедийная демонстрация новых методов кодирования. Благодаря игровой форме закрепления начальных навыков, работа на уроке происходит более интересно. Поскольку всего в классе 12 человек, то наиболее эффективно происходит освоение компьютера, если дети сидят по 1 или по 2 человека за машиной,- с одной стороны, им легко по очереди или одному целиком выполнять работу, с другой стороны (если их двое), для детей, первый год изуча-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

ющих этот предмет, не возникает страха перед компьютером.

Результаты:

Дети могут соотносить способ кодирования с преследуемой целью. Благодаря визуальному ряду наиболее ярко представляют многообразие кодов в окружающей нас жизни.

Закреплены понятия «код» и «кодирование».

Класс получил навыки групповой работы.

Дети ознакомлены со стандартным приложением «калькулятор» и могут выполнять основные арифметические операции.

Кроме того, ученики на таких занятиях совершенствуют свои навыки владения компьютером в целом.

Проект урока (6 класс)

1. Программа: Информатика и ИКТ. Под руководством Л.Л. Босовой 6 кл.

2. Название урока: Растровое кодирование графической информации. (9 урок по теме «Информация и компьютер»)

3. Глава: Информация и компьютер.

Планирование темы:

1. Компьютер - универсальная машина для работы с информацией.

2. Файлы и папки.

3. Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

4. Двоичное кодирование числовой информации.

5. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

6. Тексты в памяти компьютера.

7. Кодирование текстовой информации.

8. Создание документов в текстовом процессоре Word

9. Растровое кодирование графической информации.

9. Векторное кодирование графической информации.

10. Единицы измерения информации.

Тип урока: сообщение новой темы.

Цели урока:

Актуализировать материал по двоичному кодированию;

Познакомить учащихся с идеей растрового способа представления изображений в цифровом виде.

Основные понятия:

Графический объект.

Пиксель.

Растровое кодирование.

Зрительный ряд: мультимедийная презентация по теме урока.

Основные этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Опрос пройденного на предыдущем уроке материала.

3. Сообщение темы урока. Постановка цели.

4. Мотивация.

5. Формирование новых знаний. Теоретический материал.

6. Практическая работа.

7. Подведение итогов.

Ход урока Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учащихся Примерное время

Организационный этап. Здравствуйте дети. Садитесь. Все ли вы сегодня присутствуете на уроке? Подготовка учащихся к работе на уроке. Готовность класса к работе. 2 мин.

Актуализация пройденного. Хорошо. Сегодня у нас гости - учителя нашей школы: Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. Рома встань и ответь, пожалуйста, на вопрос. Каким образом мы кодируем текстовую информацию? Актуализация пройденного на прошлом уроке. Учащиеся вспоминают тему и содержание прошлого урока. 3-4 мин.

Ознакомление с темой. Запишем в тетрадях сегодняшнее число и «классная работа». А сегодня нам предстоит познакомиться с тем, как компьютер кодирует изображения. Какие типы изображений вам знакомы? Наташа, приведи примеры? На экране мы можем увидеть рисунки, фотографии изображения, полученные путем сканирования. Все это изображения. Итак, тема сегодняшнего урока «Растровое кодирование графической информации» (Слайд 1-2) Обеспечение мотивации и принятие учащимися целей урока Готовность класса к активной познавательной деятельности. 3-4 мин.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

Ход урока Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учащихся Примерное время

Каким же образом компьютер выводит нам изображения на экран? Как всегда секрет кроется в двоичном коде. Посмотрите, на самом деле, любая картинка при сильном увеличении состоит из точек - пикселей. (Слайд 3-4) Почему точки вовсе не точки, а маленькие квадратики? Давайте сами попробуем закодировать простую черно-белу картинку (На экране появляется изображение). «0» - обозначим не закрашенную точку, а «1» - закрашенную (Слайд 5). Итак, каждая строка состоит из 16 точек, значит в последовательности будет 16 «0» или «1». Катя, как ты думаешь, как можно закодировать эту строку? (Слайд 6) Хорошо, садись. После ответа появляются все составляющие кода на экране. Такой способ кодирования графической информации и называется растровым. А теперь посмотрим на предложенный код. (Слайд 7) Попробуем узнать, что скрывается за этими цифрами? Перед нами числа,- в какой системе счисления? Андрей, подскажи, что нужно сделать, чтобы получить изображение. Верно, для начала с помощью калькулятора или других ручных методов вычисления переведем числа из десятичной системы счисления в двоичную. Обратите внимание, мы получили цепочки разной длины. Сдвинем их вправо и по самой длинной сориентируемся, какой длины все они должны быть. Допишем на пустые места «0». А теперь самое интересное - закрашиваем точки! В соответствии с единицами закрасим нужные клеточки! Организация познавательной деятельности учащихся. Связь темы и жизни человека. Зрительные образы улучшают усвоение нового материала. Демонстрация детьми жизненного опыта с частичной актуализацией темы прошлого урока. На ярких примерах и иллюстрациях дети убеждаются в необходимости изучаемых форм представления информации. 15-18 мин.

Практическая работа. На каждую парту я раздаю по листочку с кодом, возьмите фломастеры и закрасьте необходимые точки будущей картинки. А через 5 минут мы посмотрим что получилось. Создать установку на выполнение практической работы, правильного и последовательного хода действий. Заинтересовать класс посредством рисунка. Увлеченность приносит также ожидание результата. Принятие детьми установки на предстоящую работу. Выполнение работы. Обсуждение результатов. 15 мин.

Скорее всего, у вас возникает вопрос: «Как же быть с цветными изображениями?». Я вам показала упрощенный вариант кодировки, мы каждую точку кодировали 1 битом. На самом деле, каждый пиксель кодируется цепочкой из 24 «0» и «1». 8 первых битов кодируют 256 оттенков красного, 8 следующих - 256 оттенков зеленого, остальные 8-256 оттенков синего. После чего эти оттенки, как цветные стекла, накладываются друг на друга - получается нужный нам цвет. Этот метод позволяет различать более 16 миллионов цветов. Запишем это в тетрадях (демонстрация процесса на экране) (Слайд 8-10) Разбор реальной ситуации. Понимание детьми, как происходит образование цвета.

Итоги урока. Лена, расскажи, пожалуйста, с какими новыми понятиями мы познакомились. Хорошо. Вы все сегодня хорошо поработали. Учить учащихся рефлектировать. (Анализировать собственную учебную деятельность.) Подводя итоги урока учащиеся убеждаются в достижении поставленной цели. 3-4 мин.

Запишем задание на дом: «Придумать и закодировать черно-белое изображение размером 16*12 тетрадных клеток». Все свободны. Урок окончен. Дети записывают задание на дом. 1-2 мин.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

Самоанализ урока.

Данный урок является 9 в теме «Информация и компьютер», на которую отводится 12 часов.

Тип урока: закрепление - изучение нового материала.

Исходный уровень: Учащиеся знают:

Что такое двоичный и десятичный код;

Способы и методы перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную и обратно;

Знакомы с понятием 1 бит информации;

Способы кодирования текстовой информации.

Цели урока:

Актуализировать материал по двоичному кодированию;

Познакомить учащихся с идеей растрового способа представления изображений в цифровом виде.

На основании психолого-педагогических особенностей возрастного развития детей, их темперамента, выносливости к учебным нагрузкам и ведущих каналов восприятия мной была выбрана форма организации индивидуально-парная.

В силу того, что большая часть класса это визуалы и кинестетики, поэтому первый этап урока был организован мною как мультимедийная демонстрация новых методов кодирования. Кроме того, этот метод преподнесения нового материала увлекает и заинтересовывает детей поскольку в этом возрасте дети более охотно включаются в работу если им интересно работать по предложенному методу. Для детей-кинестетиков был наиболее полезен 2 этап - практическое задание. Кроме того, работая в парах, дети более уверенно выполняют задание.

Результаты:

У детей сформировалось более четкое представление о формировании графических объектов в памяти компьютера. При актуализации пройденного дети освежили в памяти необходимые для введения новой темы знания. На этапе сообщения новой темы попыталась заинтересовать детей будущим рассказом.

Включение всех ребят в деловой ритм урока. Задавая вопрос о предполагаемых действиях, попыталась подтолкнуть детей к самостоятельному выводу, который их приведет к нужному способу кодирования.

Все дети участвовали в декодировании предложенной информации, «руками потрогали» компьютерный код и усвоили продемонстрированный метод. Для учеников с низким уровнем интеллектуального развития были подготовлены задания пониженной трудности.

Полагаю, что цели урока достигнуты.

Литература

1. Артемьева В.В., Воронина Л.В. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе изучения информатики // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 5. С.41-47.

2. Босова Л., Босова А. Уроки информатики в 5-6 классах. М.: БИНОМ, 2006.

3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. М.: БИНОМ, 2006.

4. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Классификация и проектирование методов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий // Образование и наука. 2013. № 5 с 95-102

5. Сиденко А.С., Сиденко Е.А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.

6. Сиденко Е.А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.4-7.

7. Стариченко Б.Е. Информационно-технологическая модель обучения // Образование и наука. 2013. № 4. С. 91-101.

8. Шибирова Н.В. Модель проектирования урока в развивающем обучении // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.23-29.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент

Урок № 24 11.12.2014 алгебра 8 класс Шевчук Е.И.

Тема урока:

СТАНДАРТНЫЙ ВИД ЧИСЛА

Цели урока:

Познавательная:

1. Ознакомить учащихся с записью чисел в стандартном виде и полученные значения использовать при решении задач. Установить межпредметные связи.

2.Показать способы записи больших и малых чисел.

3.Формировать умение синтезировать и обобщать полученные знания.

4.Показать значимость темы при изучении смежных дисциплин.

5.Развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Развивающая:

развивать у учащихся мышление, речь, память, умение выделить главное, продолжить развитие умения анализировать.

Воспитательная:

воспитывать общую культуру, активность, самостоятельность, умение общаться, патриотизм.

Тип урока:

урок объяснения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:

маршрутный лист,

техническое оснащение урока – компьютеры,

компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint.

Методы обучения:

по источнику приобретённых знаний – словесные, практические, наглядные;

по уровню познавательной активности – проблемный, частично-поисковый.

Форма урока: урок-практикум.

«Дорогу осилит идущий...!»

ХОД УРОКА:

  1. Организация начала урока

Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.

А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока «Дорогу осилит идущий…!»

Что означают эти слова?

Каждый из вас получит маршрутный лист, в котором будет фиксировать свою работу и в конце урока оценит её

(раздаются маршрутные листы)

Слайд №1

Витамины,минералы,продукты.

(Задание № 1 на МЛ)

Правильные ответы записаны на обратной стороне доски.

Самопроверка. Слайд №2-3

Набираем баллы.

II Сообщение темы и цели урока

Слайд №4

– Прежде чем приступить к изучению новой темы, выполните задания на первой странице маршрутного листа (проверка на экране). Если вы правильно выполнили задания, то вы должны получить слово – СТАНДАРТ.
Что такое стандарт? Где вы встречались с этим словом? Что оно означает?

(Самое первое задание на МЛ- таблица)

Слайд №5

Стандарт (от англ. – standard) Образец, эталон, модель, с которым сопоставляются, сравниваются подобные объекты, процессы. (Универсальный энциклопедический словарь). Т.е., когда говорят о стандарте, людям легче представить о чем идет речь. А мы сегодня будем говорить о стандартном виде числа. Итак, это тема сегодняшнего урока.

Слайд № 6

  1. Актуализация знаний учащихся.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока

В окружающем нас мире мы сталкиваемся с очень большими и очень маленькими числами. Мы уже с вами знаем, как записывать большие и маленькие числа с помощью степени числа.

IV .Усвоение новых знаний

Слайды № 7-8

– Удобно ли записывать числа в таком виде? Почему? (Занимают много места, тратится много времени, сложно запоминать.)
– Как вы считаете, какой выход нашли из этой ситуации? (Записывать числа с помощью степеней.)

(Задание № 3 на МЛ)

Использование понятия степени делает запись выражения более краткой и компактной.

Особенно часто степени используются при записи больших чисел. Такие числа записывают с помощью степени с основанием 10. Например:

10 -1 = 0,1

10 0 = 1

10 1 = 10

10 2 = 100

10 3 = 1000

!!! Показатель степени с основанием 10 показывает, сколько нулей надо записать после цифры 1.

Например, радиус земного шара, приблизительно равный 6,37 млн. м, записывают в виде 6,37 10 6 м.

Степень 10 6 равна 1 000 000 поэтому:

6,37 10 6 м = 6 370 000 м

Кроме этого, запись чисел с помощью степени используется для записи натуральных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

4 835 = 4 1000 + 8 100 + 3 10 + 5 = 4 10 3 + 8 10 2 + 3 10 + 5

!!! Каждое число, бóльшее 10, можно записать в стандартном виде:
a 10 n , где 1 ≤ a ≤ 10 и n - натуральное число.

Такая запись называется стандартным видом числа.

Слайд №9

Запишите массу Земли, используя степень числа. 598 10 25 г. Теперь запишите массу атома водорода. 17 10 –20 г. А можно ли по другому записать эти числа, используя степени? Попробуйте! 59,8 10 26 , 5,98 10 27 ; 0, 598 10 28 ; 5980 10 24 .
17 10 –20 ; 1,7 10 –19 ; 0,17 10 –18 ; 170 10 –21 ;

– Все результаты правильные. Но можно ли говорить о стандартной записи? Как быть? (Договориться о единой записи чисел.)
– Попробуйте обсудить с соседом, какая же запись должна быть единой, стандартной?
– Каким же должен быть множитель перед степенью числа 10, чтобы было удобно и ЗАПОМНИТЬ число и представить его?

– Откройте, пожалуйста, слайд №10

И учебники п 11 стр.104 ,найдите определение стандартного вида числа и запишите его в маршрутные листы.

– Стандартным видом числа называется запись вида а 10 n , где 1 < а < 10, n – целое. n – называют порядком числа.

– В стандартном виде можно записать любое положительное число!!!
Почему? (По определению. Т.к. первый множитель число, принадлежащее промежутку от }