Что такое душа и где она находится?

Человека, дающая начало и обуславливающая жизнь , способности ощущения , мышления , сознания , чувств и воли , противопоставляемая телу .

Согласно толковому словарю русского языка Ушакова, душа :

  • В религиозных и идеалистических представлениях - нематериальное начало жизни, иногда противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека
  • В старой психологии - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека
  • Внутренний , психический мир человека

История развития понятия

По современным представлениям понятие души восходит к анимистическим понятиям об особой силе, существующей в теле человека и животного, а иногда - и растения. С древних времён человек задавался вопросом о различии живого и неживого. В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. Соответствующие наблюдения над кровью и прекращении жизни при большой её потере привели к тому, что в крови видели носительницу души. Сновидения привели к представлению о душе как о субстанции, существующей независимо от тела.

В связи с тем, что душа понимается как субстанция , ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, находящегося в крови, как было у большинства досократиков в греческой философии (Эмпедокл , Анаксагор , Демокрит). По Платону , душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. Отсюда суждение Платона о том, что все знания - лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения. Аристотель называет её первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.

Понятие души в философии

Средоточием душевной жизни человека является самосознание , сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью.

Душа начала рассматриваться в качестве философского понятия, доступного рациональному анализу, у древних греков . Все досократики задавались вопросом о душе и особенно о связи её и тела - двух фундаментальных измерений человеческого существования. С точки зрения Платона , душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны. «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. (…) Итак, душа неотделима от тела ; ясно также, что неотделима какая-либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей», - пишет Аристотель , для которого «все естественные тела суть орудия души».

Душа в авраамических религиях

Иудаизм

Согласно пониманию некоторых христианских писателей (например, Тертуллиана), душа материальна (трактат De anima ), другие же - Отцы Церкви, (например, Августин) считают её духовной, как и в классической патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции.

Против такого понимания, являющегося господствующим в христианстве , выступал Иммануил Кант . Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, «прибежище ленивого разума». Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, а не субстанция; теория же субстанциальности души должна уступить место теории о её актуальности.

Бессмертие души

Учение о бессмертии души является составной частью вероучения всех христианских конфессий, за исключением адвентистов седьмого дня , свидетелей Иеговы и некоторых немногочисленных деноминаций.

Основная идея этого вероучения заключается в том, что душа продолжает сознательное существование в период времени между смертью и всеобщим воскресением. Она либо сразу идет в рай или ад , либо же некоторое время пребывает в некотором промежуточном месте. Это может быть либо так называемое лоно Авраама , либо чистилище (для некоторых душ, учение католической церкви). Согласно этим взглядам судьба души при этом решается на так называемом частном суде, непосредственно после смерти человека. А после всеобщего суда душа соединяется с воскресшим телом и её ждет или вечная жизнь или вечное мучение в аду (геенне огненной).

Отрицание бессмертия души

Отрицание безусловного бессмертия души (как присущего самой природе человека) иногда встречается в ранней патристике. В частности, Татиан писал в своей «Речи против эллинов»:

Душа сама по себе не бессмертна, эллины, но смертна. Впрочем она может и не умирать. Душа, не знающая истины умирает и разрушается вместе с телом, и получает смерть через нескончаемые наказания. Но если она просвещена познанием Бога, то не умирает, хотя и разрушается на время. Сама по себе она есть ни что иное, как тьма, и нет в ней ничего светлого. К этому относятся слова: «тьма не объяла света». Ибо не душа сохранила дух, но сама им сохранена, и свет объял тьму. Слово есть Божественный свет, а тьма душа чуждая ведения. Посему если она живёт одна, то уклоняется к веществу и умирает вместе с плотию; а когда она соединена с божественным духом, то не лишена помощи, но восходит туда, куда возводит её дух. Ибо жилище духа на небе, а душа имеет земное происхождение. (Татиан. Речь против эллинов 1:17)

Представления об условном бессмертии души содержатся в произведении Феофила Антиохийского «Послание к Автолику»:

Но кто-нибудь спросил нас: смертным ли по природе сотворен человек? нет. Значит, - бессмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто-нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? и этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным. Итак, что человек навлек на себя своим нерадением и непослушанием, то Бог ныне прощает ему по Своему человеколюбию и милосердию, если человек Ему повинуется. Как непослушанием человек навлек на себя смерть, так повиновением воле Божией желающий может доставить себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и, достигнув воскресения, наследовать нетление. (Феофил 2:27)

Во время Реформации отрицание бессмертия души встречалось среди некоторых анабаптистов. Известным сторонником убеждений об условном бессмертии души (представления о «спящей душе») был Мартин Лютер , за что он подвергался критике со стороны Жана Кальвина .

В настоящее время некоторые религиозные направления, в числе которых Адвентисты седьмого дня и Свидетели Иеговы , имеют отличные от других христианских конфессий представления о природе души. Главная особенность этих представлений - душа сама по себе не обладает бессмертной природой, душа смертна .

Свидетели Иеговы верят, что душа перестает существовать, когда человек умирает. Эти взгляды обосновывают следующими стихами из Библии: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают» (Еккл. ); «Всё,что найдет рука твоя сделать, делай по силам твоим; потому что в преисподней, куда ты пойдешь,нет ни дела, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. ), «Душа согрешающая, та умрёт» (Иез. ),

Спасение души

В христианстве понятие «душа» неразрывно связано с понятием спасения . Спасение души человека понимается как спасение самого человека и от смерти, которая тоже считается последствием греха, и от вечного наказания за грех (в аду или геенне огненной). Большинство христиан считает, что после воскресения умерших души спасённых воссоединятся с телами и в этих телах спасённым будет гарантирована вечная жизнь .

О душе в Библии

В богословии выделяются следующие значения слова «душа» в Библии:

  1. Человек.

    И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою

    Быт.2:7(сродни Пет.3:20; Рим.13:1; Деян.2:41)

  2. Живое существо.

    И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной

    Быт.1:20(сродни Быт.1:24)

Душа… Какие разные ассоциации рождает это слово! Кому-то представится тишина храма и трепет свечи перед иконой, кто-то перечислит устойчивые выражения типа «душа компании».

А кто-то наверняка скажет, что душа - это то, что изучается в психологии, ведь название этой науке дало греческое слово ψυχή, которое на русский язык так и переводится. Многие вспомнят, что есть душа, а есть - дух, и задумаются, в чем разница…

В самом деле, что такое человеческая душа? Почему она болит, ноет, радуется? И можно ли что-то сказать об этом явлении с научной точки зрения?

Множество трактовок и представлений

Чтобы определить, что вкладывается в словосочетание «душа человека», попытаться ответить, что это такое, нам придется обратиться к науке, философии, религии, учесть разные оттенки значения этого слова. Будьте готовы к тому, что какие-то мнения и интерпретации вызовут неприятие, а с какими-то, возможно, захочется согласиться.

Итак, душа представляет собой нематериальную, нетелесную сторону личности - это или близкое ему определение, наверное, можно назвать самым общим, охватывающим все сферы, в которых применяется понятие. А что же в частности? Конечно, существует не одно значение слова «душа» в русском языке.

  • То же самое, что и «человек» - это разговорный вариант употребления слова. Например, мы можем сказать: «Вокруг ни души».
  • Бессмертная составляющая личности, которая, когда умирает тело, попадает либо в рай, либо в ад.
  • Внутренний мир человека, совокупность его и состояний.

Несмотря на внешнюю схожесть, второе и третье определения можно считать противоположными, ведь одно из них исходит из религиозной трактовки, а другое - из научной, представляя собой не что иное, как предмет изучения психологии. Следует, однако, уточнить, что сейчас предмет науки обозначают другим термином, пришедшим на смену предыдущему, - « ».

На протяжении истории представление о душе менялось. Понимание ее как чего-то сверхъестественного было, разумеется, первичным. Мифологическое сознание древних людей наделяло особой силой одушевленные (обратим внимание на корень слова) предметы - главным образом людей, иногда животных и растения. И люди заметили, что, умирая, человек перестает дышать и теряет кровь, - так и в том, и в другом стали видеть носителей души.

Что такое душа человека, пытались понять и античные философы. Интересно, что некоторые из них говорили о противоположности души и тела, а некоторые, наоборот, утверждали их неразрывную связь. Например, первой точки зрения придерживался Платон.

Согласно его концепции, до рождения человека душа находится в мире идей и, вселяясь в тело, уже знает все, что необходимо, а человек во время обучения лишь «вспоминает» усвоенные ею идеи. Аристотель (ученик Платона) разделял второй взгляд. Он считал, что душа - движущая сила тела, неотделимая от него, дающая ему возможность ощущать, размышлять, запоминать, представлять, проявлять волю.

Наука и религия

Соотношение души и тела - вопрос, который не имеет однозначного ответа до сих пор. Также можно спорить и том, как в смысловом поле располагаются понятия «душа», «дух», «тело». Посмотрим, что говорит об этом христианское учение.

Первое, что нужно отметить: сейчас на равных основаниях существуют как трехчастный (трихотомический), так и двухчастный взгляд на человека (дихотомический). Католическая церковь склоняется к дихотомии «дух - тело». Это значит, что на вопрос «Что такое душа и дух?» можно ответить просто: «Одно и то же».

Однако, если вдуматься, мы, носители русского языка, все-таки не можем сказать, что слова эти - абсолютные синонимы. Да, в контексте их взаимозамена возможна, но в целом же… Разнятся и образованные они них прилагательные: «душевный» и «духовный». Такой взгляд хорошо согласуется с трехчастным представлением о структуре личности, к которому склоняется православие.

Душа - это то, чем человек является, гарантия самой его жизни, область чувств, страстей и переживаний. Она может быть грешна и представляет собой связующее звено между телом и духом. Духом же человек может обладать, а может и нет, это устремленность к Богу и высшим ценностям, соответственно, в духе нет места греху. Можно еще сказать, что дух - это высшая способность души.

Нужно подчеркнуть, что это религиозная интерпретация, с которой можно как соглашаться, так и спорить. Тем не менее на уровне обыденного сознания мы проводим границу между этими понятиями примерно таким же образом.

Что же говорят ученые? Наука имеет дело с фактами, и если под душой подразумевать психику, то да, существование души доказано наукой. Что касается известной истории про 21 грамм, который человек теряет в весе после смерти (что многими людьми как раз и принимается в качестве доказательства существования той самой бессмертной составляющей), то здесь все не так однозначно.

Эксперимент проводился в 1907 году, точность измерительной техники была невысока, кроме того, нигде не уточняется, как фиксировали момент смерти: известно, что существует несколько ее стадий. Потому есть ли душа, о которой говорят теологи, - вопрос, на который каждый ответит сам.

Да и вообще, сколько бы человек ни прочитал об этом феномене, сколько бы толкований ни выслушал, наверняка у него будет свое мнение на этот счет, возможно, похожее на существующие, а может, совсем необычное. И наверняка каждое следующее поколение будет снова и снова размышлять: «Душа - что это такое, откуда она берется, куда исчезает?» Автор: Евгения Бессонова

Душа человеческая

бессмертный образ Бога, заключенный в человеке. Это божественная основа человека, его жизненное начало, вместилище духовной потенции и способности к духовно-нравственному совершенствованию, по учению Нового Завета. Душа бессмертна и не умирает вместе с телом. Душа есть сам человек, его личность. Забота о спасении души – главное в жизни человека. От того, как человек прожил свою жизнь, душа либо спасается, либо обрекается на вечную погибель и соответственно идет либо в рай, либо в ад. После Страшного Суда душа соединяется с воскресшим телом. Человек, согласно учению Священного Писания, состоит из тела и души (см. Быт. 2, 7; Мф. 10, 28). Душа оживляет тело, одухотворяет его, без нее тело – прах, а потому душа в Библии часто называется дыханием жизни, духом жизни или просто духом. Душа не происходит от тела, а представляет собой ту особую силу, которая обращает прах в живое существо и имеет свой источник в Боге.

Весь мир создан Богом в таком порядке, что Творец переходил при Своем творении от низших форм к высшим. Сперва были сотворены неорганические тела, растения, затем рыбы и птицы, далее – животные и, наконец, – как венец мироздания, человек. Душа имеется и у животных. Но то уже обстоятельство, что человек является самым последним и совершенным творением Бога, свидетельствует о совершенстве и отличительных свойствах души человека от души животного. Природа животных была сотворена сразу, в человеке же отдельно были созданы тело и душа; при этом и само творение души животных и человека происходило различно. Души животных созданы были Богом из тех начал, которые заключались в самой материи, хотя по создании и представляли нечто отличное от нее (см. Быт. 1, 20, 24). Душа человека сотворена была Богом как нечто отдельное, самостоятельное и отличное в материальном мире, способом, который назывался вдуновением Божиим (Быт. 2, 7). Этот образ создания души человека свидетельствует о том, что она должна была получить совершенства, которые приближали ее и делали родственной Богу в отличие от животных; душа человека обладала теми отличительными свойствами, что только он один был создан по образу и подобию Божию. Особенные свойства души состоят в единстве, духовности и бессмертии ее, в способности разума, свободы и дара слова.

В православном учении существуют теологумены о двусоставной и трехсоставной природе человека. В первом случае человек представляет собой антитезу телесной и душевно-духовной субстанций. Один полюс – земное физическое, плотское начало человека, другой полюс – небесное невещественное, бесплотное начало. Различие душевно-духовного здесь представлено как различие высшего и низшего, как две стороны единого духовного начала. Во втором случае имеет место антитеза «тело – дух», а душа – это нечто промежуточное, объединяющее, соединяющее, «сцепляющее» вещественное и невещественное начала. Возникает проблема выбора теологумена, при этом распространенным является мнение, что оба теологумена не противоречат друг другу, а все зависит от «угла зрения» (т.е. гносеологии). Душа и дух составляют нечто единое с точки зрения тех, кому близко двумерическое видение человека. Это единство душевно-духовной субстанции. Распространенной является и точка зрения, что дух – это душа по ее духовной природе. Души рождаются от родителей, а дух вдыхается Богом, т.е. дух есть нечто иное. Иногда дух отождествляется с умом. Известные слова апостола Павла: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, душа и тело во всей целости да сохранится без порока (1 Фес. 5, 23), которые берутся для обоснования трехсоставности природы человека, иногда интерпретируют как две стороны душевной жизни: либо как духовный строй в душе, либо как ступень в жизни души.


Православие. Словарь-справочник . 2014 .

Смотреть что такое "Душа человеческая" в других словарях:

    Душа человеческая - Сотворив первого человека Адама из земли, Бог вдунул в него дыхание жизни, т.е. душу, существо духовное и бессмертное (Быт.1:26 , 27). По смерти человека душа возвращается к Богу, Который дал ее (Екк.13:7) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Душа человеческая - бессмертный образ Бога, заключенный в человеке. Человек образуем единением тела и души (духа) … Православный энциклопедический словарь

ЕСТЬ ЛИ ДУША У ЧЕЛОВЕКА?

Нет, души у человека нет: человек - это и есть душа. Это у души есть тело, в которое она временно поселяется, для исполнения своих желаний, а затем - покидает его …

Личность - это душа, которая окружена оболочками тонкого и грубого тела. Данные оболочки - её приспособления к окружающему её миру. Без них душа не смогла бы в нём существовать. Они подобны одеждам, которые необходимы для выполнения определенной деятельность. Как, например, рабочий комбинезон, который требуется для работы на заводе, или специальная форма пожарника, которая позволяет выдерживать большую температуру. А одежду, как вы уже знаете, можно менять. Что, собственно, и происходит в момент смерти. Душа в момент смерти оставляет одно грубое тело и идёт в другое, которое больше подходит для совершения будущих запланированных действий. Что же происходит с тонким телом?

Тонкое тело после смерти также претерпевает определенную трансформацию. Те тенденции и качества, которые были накоплены в течение жизни, после смерти проявляются в тонком теле более явно. Поэтому мужчина, который в течение своей жизни в основном стремился лишь к женской форме тела, в следующей жизни получает такое желаемое тело. То же касается и женщины, которая была сильно привязана к мужскому телу - получит тело мужчины. Таким образом, личность, или индивидуальная душа, переходит из одного материального тела в другое, и его нынешнее тело, так же как и его деятельность в этой жизни, определяет то, каким будет его следующее тело. Поэтому цените эту жизнь, в которой вы получили человеческое тело, - будьте настоящими людьми, развивайте человечность.

Что такое Душа? Составные части Души.

Каждая душа имеет звучание, вибрацию, по этому звучанию можно рассказать всё о человеке. И мир вокруг нас вибрирует и звучит душами… Они притягиваются на наше звучание. Душа – это полевая субстанция, это энергия и информация (опыт). Это индивидуальная субстанция, которая хранит весь опыт человека, опыт всех его воплощений (Судьба, все РОКи и У-роки — все там хранится). Поэтому Душа также растет и развивается поэтапно и имеет в итоге несколько составляющих. Здесь есть важный нюанс. Не все обладают душой. Имеют душу только люди. Но не все являются людьми. Другое дело, все имеет — Дух. Дух — это первичная божественная искра, безэмоциональная часть мироздания, которая есть во всём. Душу можно уничтожить, Дух — нет. Телом управляет Душа, Душой — Дух. И все это окружено СО-ВЕСТЬЮ (Совместной Вестью с Богами) и совестью (как моральным качеством человека). Тело наше — 4-хмерно, Душа — многомерна, Дух — безмерен, он существовал всегда и никогда не умрет. А вот Душу можно украсть, съесть, продать, убить…

У человека — 3-х составная Душа. Было время, когда у человека была животная Душа, которая располагалась в животе.

Животная часть Души . Это кибернетическая программа развития данной особи на данное воплощение. Иногда путают астросом и душу. Это всего лишь небольшая её часть. Находится в нижнем поле Дань-Тянь. Преобладание части Души животной не дает подняться выше мира иллюзий. Инстинкты, желания — все проявления этой души. Здесь никогда не рождаются мысли, не рождаются идеи и не накапливается личностный опыт. Это есть у всех — у животных, у растений.

Психическая Душа , или эмоциональная. Душа чувственная, или Душа чувствующая. Здесь накапливается опыт эмоций, переживаний, мечт, а вместе с тем и личный опыт. Располагается примерно в районе солнечного сплетения. Именно эта часть души плачет, льет слезы, кричит и бьется о стену, когда нам плохо. Этот уровень Души дает увлечение переживаниями, эмоциями и их яркостью. Здесь мы учимся управлять своими эмоциями. Это важный момент в нашем восхождении. Ключ к управлению своими эмоциями — состояние любви. Значительная часть людей, имеющих душу, живет эмоциями. Здесь важно научиться правильно любить, правильно мыслить — без мысли этого не сделать. ПОЭТОМУ — мы поднимаемся в своем развитии на следующий уровень:

Рассудочная часть Души. Связывает наше тело с нашим Духом. Она располагается примерно там, где и сердце, может, чуть выше. Если психическая Душа плачет и кричит от боли, то рассудочной эмоционировать некогда – она ищет варианты выхода из ситуаций, она начинает осмысливать то, что с нами происходит. Этот образ Души можно охарактеризовать как «зеркало чистой воды».

И тут возникает вопрос:

А как увидеть свою Душу? Как определить, есть Душа у человека?

Для начала давайте сделаем следующее. Не заглядывая далее в этот текст, сначала закройте глазки и спросите себя: где у меня находится Душа ? Потом положили руку на ту область, где, по вашему мнению, у вас находится Душа. Вспомните или посмотрите, какая часть Души реагирует на разные события, в каком месте в теле ощущения. Та из трех частей, которая отзывается, туда и кладем руку. Смотрим, какой нам видится образ, цвет, форма, есть ли на ней трещины, побитости. Кто-то видит кристалл, кто-то птицу, цветок, а кто-то ребенка или просто человека. Все это будет верно, каждый из этих образов олицетворяет нашу Душу. Обычно это бывает жемчужина или несколько жемчужин. Как только определились с образом, берем его и перемещаемся на берег жемчужного потока, берем свою жемчужинку и погружаем в поток. Здесь, в этом потоке перламутрового цвета, смываются чуждые нам наслоения и восстанавливается то, что является нашим. Где-то в этих глубинах покоится наша родовая память, также память о том, кем мы были, что умели миллионы лет назад. Так мы лечим свою Душу, очищаем её, холим и лелеем.

Если Душа имеет образ кристалла – значит, Душа накопила приличный опыт, и теперь он начинает кристаллизоваться, превращая личность в обладателя с особыми качествами. ВЫ становитесь действующим элементом Вселенной.

Цветок –означает раскрытость Души, её готовность к дальнейшим трансформациям. Птица – подвижная форма Души, которая уже способна к конкретным действиям. Образ ребенка, ангелочка, взрослого человека – говорит о весьма взрослом состоянии Души.

Также важен оттенок Души. По оттенку можно определить, для чего Душа пришла в мир. Красный оттенок – душа пришла учиться жить, осваивать жизненное пространство. Жёлтый – осваивать то, что называется «психизмом»: вживание, чувствование этого мира, наполнение его своей энергией. Мы учимся взаимодействовать с психической энергией других людей, других существ окружающего мира. С изначальной энергией – ци, ки, чи, праной. Научились. Дальше собираем знания, понимая, что энергия – это ещё не все, нужна ещё и информация. И тогда Душа приобретает голубоватый (небесный) оттенок. Зеленоватый – эмоционально-чувственное пространство. Правильные эмоции, правильные чувства. А правильно ли я люблю? Золотой . Душа пришла служить человечеству, решать проблемы человечества и конкретных людей тоже. Это бодхический уровень – те, кто добровольно принимает на себя служение Человечеству, Космосу. Розовый – учиться правильной любви, чистой, божественной. Душа учится испытывать нежность ко всему живому, видя в нем проявление Сущего. Фиолетовый оттенок – ощущение себя продолжением Бога. Он и Бог – это нечто Единое. И человек живет, соответствуя этому состоянию. Перламутрово-белый – присутствие высшей Души. Она просто живет, и делает свое дело, и не задает никаких вопросов и не ищет никакой выгоды. Чёрный – психоматрицы иных миров: агрессоров, вампиров, чёрных магов, демонов.*

Как узнать, есть ли Душа у человека?

Тонкие тела – это своеобразное отображение для внешнего мира некоторых особенностей нашего внутреннего мира. Наша способность к эмоционированию – отображается как астральное тело, способность к мыслительным как ментальное. Их нельзя потрогать руками. Увидеть можно, почувствовать можно, потрогать нельзя. Если понадобится необходимость в каком-либо навыке, у нас появится новая функция тела. Все тонкие тела – это грани нашей личности. А наша личность и душа – совпадающие проявления. Потому что Душа – это аккумулирование личностных качеств и опыта.

Душу как оказалось, можно делить, рвать на кусочки, использовать как батарейку, терять. Во всей религиозной (и около религиозной) литературе говорится: душа неделима, душа неизменна. Но, как оказалось, что душу можно съесть, украсть, можно вселить внутрь души кусочек чужого, инородного. Получается, наша душа – сложная субстанция и весь накопленный опыт, который принесен в результате этико-нравственных побед, сконцентрирован в душе.

Если кого-то из нас когда-то в прошлом приносили в жертву, душа обычно застревает в том месте, где это происходило, и не уходит на повторное воплощение. Определенная часть (астросом) воплощается дальше и начинается новое развитие с утратой предыдущего опыта. Если приносили себя в жертву или погибали при неприятных обстоятельствах, например, упала скала и придавила насмерть, то душа не выберется, пока скала не рассыпется на кусочки.

Также Душа может выбрать себе другое тело. Одна часть души может жить в одном теле, другая – в другом. Может быть, отсюда этот миф о поисках своих половинках.

Душу можно украсть, когда она еще не успела вселиться в новорожденное тело.

Может быть, раньше в старые добрые времена младенец умирал от этого, то теперь ему умереть не дают – он может месяцами болтаться на искусственном дыхании и очень длительное время. Потом тело может адаптироваться к этим условиям, и в это тело может вселиться какая-нибудь чужая сущность. Если в стадии беременности кто-то находится из близких – нужно опекать и женщину и ребенка, чтобы никто не смог украсть душу.

Многие отдают часть своей души своим умершим родственникам, например, произнося такие слова: «я всегда буду помнить тебя…ты навсегда в моей памяти». Остерегайтесь таких слов. А некоторые чуть ли не живут на кладбище, ходят так часто на могилу, отдавая в мир мертвых свою энергию.

Нужно попытаться собрать все свои части души, разбросанные по свету. Потому что это все опыт личности. И там могут быть все ответы на вопросы, возникающие здесь. Собрав душу, человек навсегда может перестать болеть.

Теперь практическое упражнение.

Закрыли глаза, расслабились, представили какого-нибудь близкого человека, посмотрели ему в область сердца и пытаемся увидеть, какой образ представляется, пытаемся понять, что же там такое. Если Души нет, то мы ничего там так и не увидим – обнаруживаем пустоту. Бывает, мы можем ощущать легкое раздражение к этому субъекту. Ничего страшного в этом нет. Не заслужил. Но. Вот если такой человек возьмет и совершит подвиг какой или самопожертвование для человека или человечества, он получит в дальнейшем право уже развиваться с Душой.

А теперь пояснение. * То место, куда вы положили руку в начале практики по рассмотрению вашей Души, и означает, какая часть Души у вас сейчас доминирует: животная (около живота), эмоциональная (ниже сердца) или рассудочная (выше или около сердца).

Ваша Светлана Зарецкая



Что такое душа человека? Почему душа человека и его духовное развитие являются приоритетными? В разделе «Душа человека» мы осветим эти и многие другие вопросы, касательно души человека. Извините за небольшое отступление, но я думаю, здесь будет уместно процитировать Клайва С. Льюиса «У тебя нет души! Ты – душа! У тебя есть тело!».



Первое – видимое для нас физическое тело, состоящее из миллиардов клеток.


Второе – эфирное тело, точная копия физического, физическое тело получает через него жизненную энергию, эфирное тело поддерживает форму физического тела, его уже давно фотографируют по методу Кирлинга.


Третье – астральное, в котором протекает процесс желаний и эмоций, частота его вибраций так высока, что оно невидимо для физических органов зрения. Астральное тело немного больше физического (на несколько дециметров). Связь между физическим, эфирным, астральным телами осуществляется с помощью «серебряной нити» (библейский термин), которая находится возле сердца, а при смерти она исчезает. Во время сна астральное тело выходит из физического и начинает путешествовать в пространстве. Если уметь управлять своими снами, то можно предвидеть грядущие события.


Четвёртое – ментальное тело, оно планирует разумную структуру поведения. В состоянии глубокого сна, без сновидений, ментальное тело отделяется от физического. Физическое, эфирное, астральное, ментальное тела не являются составными частями вечной души, они временны.


К вечной части души относятся пятое, шестое, седьмое тела.


Пятое – это тело абстрактного мышления.


Шестое – тело духовного разума (тело Будды).


Седьмое – высшее тело, представляет собой частицу Бога (наше высшее «Я»), которое заключено в тело духовного разума, т.е. шестое тело – надсознание, дающее человеку возможность прозрения, наделяющее его интуицией. Седьмое и шестое тела образуют вечную монаду (Монада – это живые, духообразные единицы, из которых всё состоит), одинаковую у всех людей, являющиеся бессознательной основой души каждого человека. Вокруг монады – тело абстрактного мышления (пятое), которое является хранилищем результатов жизненных опытов, переживаний. Там хранятся приобретенные умственные и нравственные качества, а иначе они не могли бы возрастать в процессе духовного развития.


Каков же механизм эволюции души человека? – проходит по определённому плану Творца. Согласно этому плану, человек проживает каждую жизнь, как один урок школы вечной жизни. Условно говоря, вечная жизнь каждого из нас разбита на несколько классов, каждый из которых имеет свои задания, свои уроки жизни.


К первому классу относятся люди, для которых темой урока является резкое снижение уровня эгоизма. Умственное развитие таких людей находится в зачаточном состоянии. Рождаются они в полуцивилизованных обществах, многократно воплощаются в одной и той же подрасе, имеют небольшой перерыв между воплощениями.


Второй класс – люди ограниченного кругозора, их интересы не выходят за пределы семьи, национальности, но задание им уже меняется – человек должен учиться делиться с другими. Перевоплощаются многократно, между перевоплощениями имеют небольшой отдых, продолжительность которого зависит от их успехов в духовном развитии при земной жизни. В первых двух классах в настоящее время «обучается» большинство человечества.


Третий класс – это культурные люди, стремящиеся постичь возвышенное, с высокими идеалами, их умственное развитие позволяет осознать единство человечества, они принимают участие в судьбах других людей, стремятся помочь им. Между перевоплощениями их душ может проходить сто, даже тысячу лет.


Четвертый класс – люди, достигшие космического сознания, осознавшие свой место во Вселенной. Для ускорения своей духовной эволюции они сознательно отказываются от пребывания в астральной плоскости, перевоплощаясь сразу же после смерти.


Пятый класс – люди, достигшие высокого развития души, обладая огромными способностями, возможностями, они помогают группам людей, всему человечеству. Это Великие учителя: Христос, Будда, Магомед, Моисей. Они воплощаются лишь по своему желанию, когда возникает реальная угроза существованию человечества.


Таким образом, духовное развитие для каждого из нас определено волей Бога, но скорость его духовной эволюции зависит от степени прилагаемых усилий. Если эти усилия будут недостаточны, то в первых двух классах земного обучения они проведут большую часть своих жизней, испытывая постоянные физические, моральные страдания. Если усилия человека будут направлены на интенсивное духовное развитие, то это позволит ему большую часть жизни прожить в гармонии со Вселенной, не испытывая физических, духовных неудобств. Эти усилия, направленные на ускорение духовной эволюции, называются самосовершенствованием.


Из этого следует вывод: , развитие, а цель его земного воплощения – достижение как можно более высокого уровня развития души посредствам самосовершенствования.