Кто проводит испытания автомобильных гидравл домкратов. Техническое освидетельствование и испытания

Страница 15 из 39

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ДОМКРАТОВ

Каждый реечный, винтовой и гидравлический домкрат должен иметь технический паспорт завода-изготовителя и табличку с указанием грузоподъемности.
Домкраты, находящиеся в эксплуатации, подвергаются техническому освидетельствованию и испытанию в соответствии с п. 5.53 СНИП ΙΙΙ-Α.ΙΙ-62 не реже чем через 12 мес.
Испытание домкратов при техническом освидетельствовании должно производиться на статическую нагрузку, превышающую предельную паспортную грузоподъемность не менее чем на 10%. Домкрат должен находиться под этой нагрузкой в течение 10 мин, причем винт (рейка, шток) его должен быть выдвинут в крайнее верхнее положение. У гидравлических домкратов к концу испытания падение давления не допускается более 5%. Результаты испытания заносят в паспорт.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТАКЕЛАЖНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

На рис. 5-7 показан универсальный стенд, предназначенный для испытания блоков, талей, домкратов и монтажных поясов на максимальную нагрузку 15 т.

Рис. 5-7. Универсальный стенд для испытания такелажного оборудования,

Стенд состоит из железобетонного фундамента на котором укреплены две опорные двутавровые балки 1. На консолях балок установлены две трубы 2 0 219X4,5 мм, высотой 12 м.
По трубам перемещается поперечина 3, на которой закреплен динамометр 4, к поперечине также закреплены две тяги 5 для испытания домкратов. К верхней балке 6 прикрепляется неподвижный блок, на балках 1 устанавливают лебедку 7. К консолям балок 1 приварена плита 8, а к ней - пластина 9, в которой, как и в поперечине 3, имеется отверстие для тяги, которой они могут быть соединены друг с другом.
При испытании стропов, блоков и талей эта тяга должна быть установлена, а при испытании домкратов ее снимают.
Нагрузка на испытуемые стропы, блоки и домкраты создается лебедкой через систему полиспастов; нагрузку на тали могут создавать сами тали. Величину нагрузки указывает динамометр.


К атегория:

Эксплуатация монтажного оборудования


Техническое освидетельствование и испытания


Техническое освидетельствование всех вспомогательных приспособлений для всех без исключения кранов и подъемных механизмов, а также кранов, не подлежащих осмотру инспекцией Госгортехнадзора, должно производиться технической администрацией предприятия, эксплуатирующего вспомогательные приспособления и подъемные машины.

Техническое освидетельствование имеет целью установить, что:
1) кран или подъемный механизм построен и оборудован в соответствии с правилами Госгортехнадзора и вспомогательные при нем приспособления соответствуют своему назначению и представленной для регистрации документации;
2) кран или подъемный механизм находится в исправном состоянии;
3) наблюдение и уход за краном или подъемным механизмом, а также его обслуживание осуществляется лицами, прошедшими специальное обучение и выдержавшими испытание.

При каждом техническом освидетельствовании должно быть проверено:
1) состояние металлических конструкций и сварных, заклепочных или болтовых соединений;
2) состояние крюка и деталей его крепления в обойме или траверсе;
3) состояние канатов и их креплений;
4) состояние осей, деталей их крепления, а также элементов стрелы;
5) состояние заземления у электрических кранов;
6) соответствие веса противовесов и балласта паспорту;
7) состояние подкранового пути и соответствие его действующим правилам.

Периодические частичные технические освидетельствования кранов должны производиться не реже чем через каждые 12 месяцев; полные-раз в три года.
Редко используемые механизмы проходят полное техническое освидетельствование один раз в пять лет.

Техническое освидетельствование также производится в следующих случаях:
а) после переноса грузоподъемной машины на новое место работы;
б) после реконструкции или капитального ремонта;
в) после частичной замены основных конструкций;
г) после смены механизма подъема, крюка или несущих канатов.

При полном техническом освидетельствовании производится осмотр, статическое и динамическое испытание; при частичном- только осмотр.

При осмотре должны быть проверены в работе и осмотрены все механизмы и электрооборудование, особенно тормоза, аппаратуры управления, приборы безопасности и сигнализации, состояние металлоконструкций машины и ее сварных и болтовых соединений, состояние крюка и деталей его крепления, состояние канатов, блоков, осей и деталей крепления полиспастов, состояние заземления и подкранового пути.

Статическое испытание грузоподъемных машин при первичном испытании или после реконструкции или капитального ремонта производится подъемом груза, на 25% превышающего номинальную грузоподъемность (подъем на 200 мм); при периодических испытаниях - нагрузкой, превышающей на 10% грузоподъемность, с одновременным осмотром крана или подъемного механизма. При переменной грузоподъемности испытание производится в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности. Груз при испытании остается в подвешенном состоянии в течение 10 мин.

Упругая деформация под действием предельной рабочей нагрузки не должна превосходить допустимую нормами; остаточная деформация не допускается.
Динамическое испытание заключается в повторных подъемах и опусканиях наибольшего рабочего груза или груза, превышающего его вес на 10%, с одновременным испытанием всех движущихся механизмов, автоматических ограничителей и конечных выключателей.

Ограничитель подъема должен испытываться при подъеме номинального груза и груза, на 10% тяжелее номинального, в следующем порядке: подъем и опускание груза; подъем и опускание стрелы с грузом; поворот стрелы с грузом на 360°.

Если машина допускает совмещение операций, производится ее испытание при совмещенных операциях с проверкой правильности работы отдельных узлов. Результаты технического освидетельствования записываются в паспорт грузоподъемной машины.

Испытание винтовых и реечных домкратов нагрузкой необязательно. Техническое освидетельствование их производится путем осмотра. Домкрат с износом резьбы винта или гайки, превышающим 20%, к использованию не допускается. Статическое испытание пневматических и гидравлических домкратов осуществляется нагрузкой, превышающей их номинальную грузоподъемность на 10%, с выдержкой в крайнем верхнем положении в течение 10 мин:
Статическое испытание пневматических грузоподъемных цилиндров производится при крайнем верхнем положении поршней путем подвешивания груза весом, на 10% превышающим номинальную грузоподъемность.

Испытание канатов и цепей подъемных механизмов и кранов выполняется заводом-изготовителем с записью результатов этого испытания в сертификат. При отсутствии сертификата на канат или на цепь они должны быть испытаны в лаборатории. Неиспытанные канаты и цепи к работе не допускаются. Испытание цепей и канатов проводится одновременно с испытанием крана или механизма один раз для всей цепи или бухты каната, причем каждый отрезок каната снабжается заверенной копией лабораторного свидетельства об испытании. Отдельно канаты не испытываются. Чалочные цепи и канаты, а также другие съемные вспомогательные приспособления испытываются пробной нагрузкой, в 1,25 раза превышающей допустимую рабочую, и, кроме того, проходят периодические осмотры. Периодические осмотры производятся не реже чем через 6 месяцев для траверс, через 1 месяц для других захватов и через каждые 10 дней для стропов. Осмотр производится лицом, ответственным за обслуживание. Результаты осмотра записываются в журнал учета и осмотра грузозахватных приспособлений.

Ответственность за обеспечение исправного состояния и безопасное действие кранов, подъемных механизмов и съемных вспомогательных приспособлений несет инженерно-технический работник, которому приказом руководства предприятия это поручено. Фамилия и должность его заносятся в паспорт крана. Все испытания и освидетельствования подъемных устройств производятся этим лицом.

К атегория: - Эксплуатация монтажного оборудования

Домкрат (от голл. dommekracht) - механизм для подъема тяжелых штучных грузов при выполнении ремонтных, монтажных или погрузочно-разгрузочных работ (Большая советская энциклопедия)

"БУТЫЛОЧКИ"

Домкрат (от голл. dommekracht) - механизм для подъема тяжелых штучных грузов при выполнении ремонтных, монтажных или погрузочно-разгрузочных работ (Большая советская энциклопедия). Спектр применения современных домкратов широк и ограничивается, пожалуй, лишь вашим воображением. Но мы ведь с вами автолюбители, а кто из автолюбителей хоть раз не менял пробитое колесо своего авто? Естественно, первый помощник в этой ситуации именно домкрат. И конечно, многие из вас возразят, что, мол, тут думать: есть штатное приспособление, подставил, поднял, поменял колесо да поехал? Но так ли удобен штатный подъемник и так ли он безопасен? И какое надо приложить усилие для подъема хотя бы легковушки? Попробуем немного во всем этом разобраться.

Какие бывают домкраты

Винтовой домкрат. Это тот самый домкрат, каким комплектовались автомобили семейства ВАЗ. Основной недостаток его в том, что он очень высокий, да к тому же имеет опорную площадку под специальный паз под порогом «Жигулей», поэтому об универсальности говорить не приходится. Кроме того, для его установки потребуется определенная сноровка, ведь даже небольшие отклонения от заданной оси здесь недопустимы. Единственным плюсом такого домкрата является высота подъема.

KING TOOLSТест гидравлического домкрата

Судя по обозначению на коробке, этот силач произведен вАрабских Эмиратах, но надпись на корпусе Made in China выдает его истинное происхождение. Первое впечатление не очень хорошее, ипортит его восновном упаковка спростой полиграфией. Пластиковый кейс не предусмотрен. Вкоробке лежали сам домкрат, две трубки, соединенные пластиковыми держателями, иинструкция, вкоторой не было ни слова по-русски. Вней нарисована схема устройства ссечением иобозначением основных элементов, впрочем, из-за низкокачественной печати разобраться вней очень сложно.

Домкрат покрыт красной краской, которая уже при проверке изделия вмагазине начала облетать свозвратного винта искорпуса возле него. На корпусе домкрата имеется наклейка сназванием, обозначением номинальной грузоподъемности ипредупреждением на английском языке. Для возврата домкрата висходное положение имеется винт спродольной шпилькой, за которую цепляются специальные пазы вболее толстой рукоятке. Эта же рукоятка используется идля подъема домкрата. Трубка потоньше служит удлинителем для рычага. Шток домкрата имеет винт, выкручивающийся относительно основания на 6,5см. Сам шток выдвигается на 9,5см. Высота корпуса домкрата 15см. Таким образом, общая рабочая высота вмаксимально поднятом положении штока ивинта составляет 31см. Верхняя опорная площадка имеет две проточки крест-накрест идостаточно малый размер (диаметр ее всего 2см). Основание домкрата имеет размеры 9,4х 8,4см (площадь 78,96см2). При работе шток выдвигается сзаметными провалами.

Результаты теста

Впроцессе испытаний было установлено, что данный образец требует максимального усилия на рычаге для преодоления нагрузки в2т целых 60,3кгс. Изменение силы во времени уэтого домкрата составило 5,7% от начального значения— средний результат. Авот где этот силач нас удивил, так это при испытаниях на максимальный разрушающий момент: домкрат сломился лишь при нагрузке в8,83т врезультате большого изгиба резьбового удлинителя. Вцелом этот достаточно грубый инструмент показал неплохие результаты на фоне конкурентов, особенно по максимальной нагрузке. Признаемся, мы не ожидали от этого образца таких рекордов.

TOYA - Тест гидравлического домкрата

Польский подъемник произвел на первый взгляд неплохое впечатление. Упакован он вудобный пластиковый кейс, который, впрочем, выполнен достаточно грубо. Внутри упаковки мы обнаружили сам домкрат идве трубки, одна из которых используется для привода подъемника, адругая— для открывания рабочего клапана. Кроме того, вкомплекте имеется подробная инструкция на 10языках, втом числе на русском иукраинском.

Домкрат окрашен под серый металлик, краска облетает лишь свинта рабочего клапана при контакте сним трубки-ключа. На наклейке на корпусе имеется информация офирме-изготовителе, номере модели, наименовании изделия, номинальной нагрузке, атакже минимальной имаксимальной величине подъема. Внизу приклеен серийный номер. На основании корпуса, имеющем достаточно грубую шероховатую поверхность, размещены винт привода рабочего клапана, привод насоса подъемника ипредохранительный клапан. Последний имеет красную пластиковую заглушку снадписью Do not adjust (не регулировать). Регулировку предохранительного клапана запрещает иинструкция. На штоке домкрата установлен винт-удлинитель. Он выкручивается относительно основания штока на 5см. Сам шток выдвигается на 12,2см от верхнего основания домкрата. Высота корпуса составляет 17см. Всумме получаем максимальную рабочую высоту 34,2см. Это значение не дотягивает всего 3мм до заявленных вхарактеристиках 34,5см. Верхняя опорная площадка имеет диаметр 2,5см, на ее поверхности нанесены просечки, препятствующие соскальзыванию груза. Основание домкрата имеет размеры 8,4х 8,9см иобщую площадь 74,76см2. Шток выдвигается ровно, без провалов ирывков.

Результаты теста

Этот образец на первом этапе испытаний уступил лишь домкрату от «Сорокинструмент». Максимальная нагрузка на рукоятке для поднятия груза массой 2т составила 52,2кгс. Средняя нагрузка срабатывания предохранительного клапана— 22,7кН. Изменение силы во времени относительно небольшое, 5,7% от начального значения. Результат нагружения до разрушения неплохой— 8,06т.

По всем параметрам этот домкрат— твердый середнячок. Использовать его можно, особенно учитывая наличие удобного кейса.

Big RedТест гидравлического домкрата

Товарный облик, прямо скажем, невзрачный: обыкновенная белая коробка снаклеенными рисунком домкрата инебольшими логотипами. На небольшой магазинной наклейке вуглу коробки внаименовании товара указана страна-производитель (США), абольше никаких обозначений опроисхождении изделия найти не удалось. ВИнтернете была обнаружена противоречивая информация: не то Китай, не то США… Внутри упаковки нас ждал привычный комплект: домкрат, две трубки иинструкция. Последняя хоть иневзрачная, на одном смятом листе, зато полностью на русском языке исодержит правила использования итехнического обслуживания, пояснительную схему всечении собозначением основных элементов, технические данные итаблицу для поиска неисправностей.

Домкрат покрыт достаточно стойкой красной краской, имеет подъемный насос, винт привода управляющего клапана ипробку-заглушку масляного резервуара. На корпусе две наклейки, одна слоготипом производителя, другая спредупреждениями на английском языке. Шток увенчан удлинительным винтом сверхней опорной площадкой. Верхняя опора имеет достаточно малый диаметр— всего 2см но, вотличие от King Tools, более глубокую насечку на поверхности. Удлинительный винт выкручивается относительно верхнего среза штока на 5см. Шток выдвигается из корпуса на 12см. Сам корпус имеет высоту 17,3см. Таким образом максимальная рабочая высота составляет 34,3см. Опорное основание домкрата имеет размеры 7,7х 8,7см иплощадь 67см2. Впроцессе работы каких-либо рывков ипровалов не обнаружено.

Результаты теста

На первом этапе испытаний домкрат Big Red показал неплохой результат: нагрузка на рукоятке для преодоления веса 2т составила 53,2кгс. При испытаниях на изменение силы во времени уэтого образца почетное второе место срезультатом 4,8% от начального значения. Авот по максимальной разрушающей нагрузке, напротив, второй результат сконца. При нагрузке в7,66т срезало резьбу удлинителя, после чего шток просто-напросто выпал из цилиндра.

По стабильности характеристик это домкрат вроде бы инеплох, но результат испытания на разрушение перечеркнул все достоинства.

MATRIX - Тест гидравлического домкрата

Домкрат немецкой фирмы Matrix изготовлен вШанхае, очем честно сообщает небольшая наклейка на упаковке. Этот силач упрятан вудобный пластиковый кейс черного цвета, на котором красуются качественно напечатанные этикетки сисчерпывающей информацией об изделии на русском языке. Удивило лишь отсутствие инструкции внутри чемоданчика. Зато помимо привычных трубок привода насоса иуправляющего клапана внаборе имеется ремкомплект счетырьмя сальниками ипрокладками.

Домкрат покрашен под серый металлик, причем краска почему-то оказалась ина пластиковой заглушке предохранительного клапана. Помимо предохранительного клапана внижней части корпуса домкрата имеются насос привода подъемника ивинт управляющего клапана. Выше, на цилиндрической части корпуса, есть пробка масляного резервуара. Удлинитель на штоке вывинчивается на 5см. Шток поднимается на 12см, акорпус домкрата имеет высоту 17см. Общая максимальная рабочая высота составляет 34см. Верхняя опорная площадка диаметром 2,5см имеет глубокую насечку. Нижнее основание достаточно гладкое ировное, имеет размеры 7,7х 9см иплощадь 69,3см2. Подъем штока ровный, без провалов ирывков.

Результаты теста

Для поднятия груза массой 2т этот образец потребовал ощутимых 54,6кгс (не самый лучший показатель). Предохранительный клапан сработал при нагрузке 21,7кН. Изменение силы также весьма ощутимо исоставляет 5,7% от начального значения. При проверке на максимальную разрушающую силу домкрат Matrix оказался аутсайдером теста: 7,36т, при этом унего, как иудомкрата Big Red, срезало удлинитель ивыпал шток из цилиндра.

Неплохой внешний вид иаккуратное исполнение не могут перевесить столь низких результатов.

MEGA POWER - Тест гидравлического домкрата

Когда мы поставили рядом две коробки: сэтим изделием исподъемником от Big Red, то отличий между ними не нашли. Та же упаковка, те же наклейки, лишь названия фирм разные. Внутри невзрачной коробки абсолютно идентичная образцу фирмы Big Red инструкция, отпечатанная, похоже, содного файла. Конструктивные отличия между образцами все же имеются. Домкрат Mega Power выполнен на вид более качественно. Покрыт он темно-зеленой ивесьма устойчивой краской. На корпусе имеется кривая наклейка слоготипом фирмы, кратким описанием изделия на русском языке иупоминанием отом, что домкрат изготовлен вГермании. На основании корпуса, помимо насоса ивинта управляющего клапана, имеется предохранительный клапан скрасной пластиковой заглушкой ипредупреждающей надписью «Не регулировать». На корпусе же есть ипробка масляного резервуара. Шток домкрата поднимается от верхнего среза корпуса на 12см. Удлинительный винт увеличивает это значение еще на 5см. Высота корпуса составляет 17,3см. Общая рабочая высота 34,3см. Верхняя опорная площадка имеет диаметр 2,5см иглубокую насечку на поверхности. Нижнее основание домкрата ровное игладкое, имеет размеры 7,7х 8,7см иплощадь 67см2. Впроцессе подъема штока рывков ипровалов не наблюдалось.

Результаты теста

Для преодоления веса 2‑тонного груза спомощью этого домкрата потребовалось приложить на рукоятке совсем не маленькие 54,7кгс. Близнец марки Big Red вэтом же испытании оказался более лояльным коператору. Срабатывание предохранительного клапана произошло при 20,7кН. Падение силы— 6,7% от начального значения (второй сконца результат). Ну апо разрушающей силе этот домкрат показал не самый худший результат: при нагрузке 77,8кН произошел срез резьбового удлинителя.

Средние результаты испытаний, немного ниже «собрата», но не самые низкие. Работать сэтим домкратом можно.

KAMASA-TOOLS - Тест гидравлического домкрата

Инструмент от именитого шведского производителя позиционируется как профессиональный. Тем интересней будет узнать, так ли хорош этот домкрат по сравнению сдругими образцами. Ктому же найти его всвободной продаже оказалось не так-то просто, да ицена вдва раза выше, чем уостальных домкратов.

Первое, что мы видим, взяв этот домкрат сприлавка, это коробка. Именно коробка, ане пластиковый кейс, что не делает чести известному производителю. На красочной упаковке фирменного зеленого цвета нанесены поэтапная инструкция по применению, технические параметры, атакже сноска, согласно которой домкрат можно использовать влюбом положении (вертикально, под углом игоризонтально). Внутри коробки обнаружились аккуратно уложенные домкрат, трубки-рычаги вотдельном пакете искудная инструкция на нескольких европейских языках. Русского, ксожалению, не было.

Конструктивно этот домкрат очень схож собразцом от King Tools, но по сравнению сним имеет более стойкое красочное покрытие. Впрочем, иобщее качество изготовления на вид выше, чем удругих образцов. Винт управляющего клапана здесь, как на домкрате King Tools, снабжен поперечной шпилькой, за которую цепляются пазы врычаге привода. Тонкая трубка достаточно плотно садится втот же паз на рычаге ииспользуется как удлинитель. На цилиндрической части корпуса домкрата имеется наклейка собозначением марки ирекомендациями по использованию на английском языке. Внижней части корпуса имеются насос привода, винт управляющего клапана ипредохранительный клапан, который снабжен яркой красной заглушкой снадписью «Не регулировать» на английском языке. Согласно описанию максимальная высота домкрата составляет 33см. Что же на деле? Удлинительный винт выкручивается на 7см, шток выходит на высоту 9,7см от верхнего обреза корпуса домкрата, корпус имеет высоту 15см. Итого получаем 31,7см, что немного не дотягивает до заявленного значения. Верхняя опорная площадка имеет диаметр 2см идве проточки крест-накрест. Нижняя поверхность достаточно гладкая ировная, ее размеры 8х 9,5см иплощадь 76см2. Процесс подъема штока ровный, без провалов ирывков.

Результаты теста

Мы ожидали от представителя профессионального инструмента безоговорочной победы втесте, но были разочарованы. Уже на первом этапе этот образец показал лишь предпоследний результат. Для поднятия груза массой 2т на рукоятке потребуется развить 59,8кгс (много это или мало— судить потребителю, мы лишь констатируем факт). Сила срабатывания предохранительного клапана— 24,4кН (среднее значение). Повторно домкрат заставил нас удивиться при испытаниях на падение силы— 6,9% (худший результат!). Единственное, вчем домкрат KAMASA-TOOLS сумел себя проявить, так это встойкости кмаксимальной нагрузке: разрушение произошло при 87,9кН (изгиб резьбового удлинителя).

Сравнение сдругими образцами не позволяет упрекнуть нас визлишней лояльности кмировым брендам…

Другие тесты домкратов:

РАБОТА С ДОМКРАТОМ

Приказ о назначении ответственных лиц при работе с домкратом

В целях безопасной эксплуатации и организации технического обслуживания имеющихся на предприятии домкратов, в соответствии с требованиями нормативно-технических актов, регламентирующих работу с приспособлениями, «Правилами по при работе с инструментом и приспособлениями», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 августа 2013 года N 552н,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Назначить ответственных лиц за организацию и безопасное проведение работ с домкратами, за содержание домкратов в исправном состоянии:

— Филатова А.А., механика транспортного цеха,

— Тулумбаева А.А., начальника котельной.

2. Ответственным лицам, назначенным в п. 1. настоящего приказа:

2.1. Осуществлять обслуживание, ремонт, техническое освидетельствование домкратов в соответствии с требованиями технической документации изготовителя;

2.2. Проверять исправность гидравлического домкрата перед каждым его применением путем проведения осмотра;

2.3. Обеспечить наличие на корпусе домкрата табличку с указанием инвентарного номера, грузоподъемности, даты следующего технического освидетельствования;

2.4. Проводить периодическое техническое освидетельствование домкратов, находящихся в эксплуатации, не реже 1 раза в 12 месяцев, а также после ремонта или замены ответственных деталей. Техническое освидетельствование винтовых и реечных домкратов производить путем их осмотра без статического испытания. Техническое освидетельствование пневматических и гидравлических домкратов производить путем осмотра и проведением статического испытания;

2.5. Не допускать к работе неисправные или не прошедшие техническое освидетельствование домкраты;

2.6. Результаты осмотров, ремонта, проверок, испытаний и технических освидетельствований домкратов заносить в ««;

3. Организацию и проведение работ с домкратами с целью обеспечения безопасности работников их выполняющих, и лиц, находящихся в зоне их производства, производить в строгом соответствии нормативной документации по охране труда (п.43 «Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями»).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного инженера Васильева А.А.

Директор Павлов П.П.

Испытания внедорожных реечных домкратов
В наши дни в свободной продаже присутствуют хай-джеки двух марок: американской Hi-Lift и российской «Сорокинструмент». У джиперов со стажем наверняка найдутся канадские Jack-All, но на прилавках и в прайс-листах их уже давно не найдешь. Да и во времена своего активного присутствия на российском рынке ареал распространения «канадцев» был не настолько широк, чтобы брать их в расчет в нашем тесте. Сегодня они скорее коллекционная редкость, а не орудие «внедорожного труда». Равно как и хай-джеки иных производителей, никогда не поставлявшиеся к нам официально и попадавшиеся в единичных экземплярах. И это несмотря на то, что среди последних могут оказаться интересные для исследования модели (к примеру, Tiger Jack от американской «Maasdam Pow’r-Pull Inc.» – на них дается пожизненная гарантия). В общем, сегодня мы решили остановиться лишь на моделях, что доступны российскому покупателю.
«Hi-Lift Jack Company» выпускает два вида реечных домкратов. По заявлению производителей, «красная серия» полностью изготовлена из чугуна, за исключением стальной рукоятки, болтов и опорных пальцев. В «черной» часть деталей, в том числе опорная площадка, верхняя проушина и некоторые рычаги механизма – стальные. Рейки, по заявлениям производителя, у обоих вариантов одинаковые. Цены – почти тоже (черная модель стоит на 5 долларов дешевле аналогичной по длине красной). Несмотря на это, у каждого цвета есть свои приверженцы и, по отзывам продавцов, существуют даже региональные пристрастия. Так, Москва в основном покупает красные хай-лифты, а на Урал их возить почти перестали – там спрашивают только черные. Короче, и тут, и там считают «свой» цвет прочнее.


Те же, кто пытается сэкономить (вне зависимости от географии), останавливают выбор на хай-джеке, которые предлагает сеть магазинов «Сорокинструмент». Их домкрат, ранее продававшийся под названием «фарм-джек», а ныне ставший просто «хай-джеком», стоит примерно в полтора раза дешевле «лифта». По конструкции он аналогичен заморским конкурентам, за исключением нюансов. Так, ручка здесь сделана неразборной, а в качестве осей рычагов механизма используются не болты с гайками, а зашплинтованные пальцы. При этом рейку к подошве, наоборот, крепит болт. Кроме того, у этой модели конец ручки закрыт резиновым чехлом, а роль ее фиксатора в вертикальном положении исполняют две приваренные к ней пластинки. Кстати, как показывает практика, со временем они разгибаются и перестают выполнять свою функцию. Фигурное пружинное кольцо, предназначенное для той же цели у «американцев», показало себя более надежным.
Раз уж мы затронули «национальный вопрос», остановимся на нем подробнее. Происхождение домкратов Hi-Lift ни у кого сомнения не вызывает: город Блумфилд, штат Иллинойс, США. Родословная их конкурента не столь ясна. В паспорте, с недавних пор прилагаемом к сорокинским хай-джекам, указано: «Производство компании Torin Jacks Inc., США», и это несмотря на то, что ранее эти же самые инструменты продавались как голландские! И хотя злые языки будут утверждать, что их штампуют в Китае, мы, дабы избежать путаницы в терминологии, условно назовем сорокинские домкраты «нашими», так как продаются они под отечественной торговой маркой.


Для тестов мы взяли три самых длинных варианта каждой модели: HL-604, HL-605 и 5.8605. На первый взгляд домкраты очень похожи. Близкие габаритные размеры, схожий дизайн, одинаковый принцип работы, а рейки так и вовсе взаимозаменяемы. И действительно, профильные размеры испытуемых очень близки, а расстояние между отверстиями реек у всех трех экземпляров и вовсе одинаково. В глаза бросается разве что разница в конструкции ручек у представителей конкурирующих марок и приспособленная исключительно для крепления троса штампованная плоская верхняя проушина у HL-604. «Краснокожий американец» и «наш», напротив, способны работать и как прессы (зажимы) благодаря тому, что, будучи повернутой поперек рейки, их мощная верхняя проушина становится надежным упором. Но есть и нюансы, так, если у «Сорокина»


проушина постоянно находится в «зажимном» положении (особенности конфигурации не позволяют перевернуть ее другим образом), то у чугунного Hi-Lift она без проблем поворачивается вокруг своей оси, что упрощает как транспортировку, так и работу в качестве лебедки.
Первое испытание – подъем тяжелой Toyota LC на проселочной дороге… Все три домкрата конечно же справились с этой задачей. Колесо вывесилось на достаточную высоту, чтобы его поменять, и машина при этом сохранила устойчивость. При дальнейшем подъеме еще сантиметров на тридцать во всех случаях равновесие нарушалось и автомобиль плавно сползал в сторону. В общем, все как и должно быть на неровной поверхности. Однако уже тут выявились интересные моменты. Так,
механизм доставшегося нам «черного американца» отказался свободно перемещаться вверх по рейке, и его пришлось «качать» даже без нагрузки, а у «сорокина» стала сваливаться резинка с ручки. Впрочем, и то и другое мы отнесли к индивидуальным недостаткам конкретных экземпляров (вполне излечимых в умелых руках). Однако по ним можно косвенно судить о стабильности качества и культуре производства. А вот облезающая клочьями краска на «лифтах» и выпадающие шплинты опорных пальцев у «фарма» – это, увы, статистика, повторяющаяся практически на каждом экземпляре. Если же говорить об удобстве работы, то особой разницы между тремя моделями мы не заметили. Разве что усилие на ручке при подъеме автомобиля «нашим» хай-джеком субъективно показалось чуть большим, чем у «американцев», а работа механизма – чуть жестче.
Наши замеры

* от оси крепления
** без резинового чехла

Правильность наших ощущений подтвердила и беспристрастная техника… Замеры в специальной лаборатории НИЦИАМТ показали, что рычажный механизм каждого из хай-джеков по-разному передает на подъемную площадку усилие, развиваемое ручкой. Максимальное передаточное отношение оказалось у черного (стального) Hi-Lift, минимальное – у «сорокинского». Разница составила около 15%. При этом характеристики красного (чугунного) «американца» расположились примерно посередине. Попутно выявилась некоторая нелинейность характеристики преобразования усилия у всех трех домкратов. Чем больше нагружаешь ручку, тем выше оказывается передаточное отношение всего механизма. По всей видимости, это связано с изменением вектора силы во время рабочего хода ручки и рычагов.
Попутно мы провели еще один замер: какое максимальное усилие может развить с помощью домкрата человек. Что характерно, в каждом подходе получались разные результаты даже у одного и того же испытателя. Подъемная сила оказалась очень чувствительной к тому, как стоит «оператор», как он держит ручку, и уж тем более, как на нее давит. Однако сколько мы ни старались, никому не удалось поднять больше 2,5 тонны. По нашим подсчетам, для взятия этого веса потребовался бы богатырь массой около центнера, а такового в нашей компании в этот день не оказалось...
А теперь попробуйте угадать, что сделает нормальный джипер, если ему будет необходимо поднять больше, чем позволяют собственные силы. Отгадок две. Он или позовет на помощь другого джипера и они возьмут вес вдвоем, или просто удлинит ручку обрезком трубы и победит самостоятельно. Да, несмотря на все предупреждения в инструкциях к домкратам, что делать так нельзя, именно так все и делают. А куда деваться, если иного шанса на спасение из грязи нет? Такую ситуацию мы и смоделировали, удлинив ручку до 190 см. Законы физики не соврали: работать стало в несколько раз легче. Теперь можно нащупать и предел грузоподъемности домкратов (во всех случаях заявленный производителями на уровне трех тонн)…
Вновь зажимаем домкраты по очереди в специальный стенд с весами и теперь уже давим на ручку до тех пор, пока что-нибудь не сломается. Все три механизма выставлены на одной высоте – 1160 мм до плоскости клюва (говоря проще, в верхней части рейки, за несколько щелчков до максимума), а ручки удлинены. Именно в таких ситуациях обычно гнутся рейки и ломаются механизмы на офф-роуде… От джиперских реалий наш лабораторный опыт отличается лишь тем, что мы долго выставляем каждый домкрат строго вертикально на ровной плоскости, моделируя идеальную ситуацию.

Первым пошел на «плаху» черный Hi-Lift. Когда нагрузка на клюве подобралась к отметке 2750 кг, стал визуально заметен поперечный прогиб рейки. Однако при увеличении давления на ручку подъемная масса продолжала увеличиваться, и вскоре стрелка весов перешла через трехтонную отметку. Деформация рейки становилась все заметнее, чуть согнулась ручка, но домкрат продолжал выполнять свою работу. Лишь на отметке 3300 раздался грохот, что-то пролетело у меня возле уха, а хай-джек рухнул. Оказалось, не выдержал болт, выполняющий функцию опорной оси промежуточного рычага механизма. Рычаг, согнутый из стальной пластины, просто перерезал его как ножницами в двух местах (один из кусков и отправился в свободный полет). При этом механизм перещелкнулся в положение «спуск», а домкрат потерял равновесие. Будь на нем машина, она бы упала! Что же до рейки, то несмотря на очень заметный изгиб в процессе подъема, она вернулась в исходное состояние и вновь стала идеально прямой…
Теперь очередь красного «лифта». На его счет было подозрение, что толстый литой рычаг не сможет быстро перерубить болт и домкрат продержится дольше (конечно, если не сломается иная деталь). Впрочем, по поведению при экстремальных нагрузках этот экземпляр оказался схожим со своим черным собратом. Примерно при тех же цифрах на весах появилась поперечная деформация рейки и стала постепенно нарастать. Однако изгиба ручки мы так и не дождались. Зато уже знакомый болт сломался, но, как и предполагалось, чуть позже. За отметкой 3500 кг. При этом механизм перещелкнулся и упал вниз. Что делает в такой ситуации джипер в лесу? Находит первый попавшийся каленый штырь, подходящий по диаметру, и вновь получает работоспособный хай-джек. Однако инструкция к Hi-Lift такой ремонт прямо запрещает, требуя ставить только оригинальную запчасть из ремкомплекта. Дело в том, что перелом этого болта с рассчитанной прочностью запрограммирован производителями как своеобразный предохранитель, не допускающий более серьезных поломок домкрата при перегрузке. В обоих случаях он сработал. Других явных дефектов, не позволяющих пользоваться домкратами, не видно.
Теперь черед «Сорокинструмента». У него на месте болта стоит более толстый штифт. Интересно, он тоже служит предохранителем или мы увидим иной сценарий? Давим! После 2600 кг рейка чуть изгибается, но не поперек, а… по длинной стороне. Дожимаем почти до 2800 кг – и тут приобретает текучесть ручка. При этом нагрузка падает опять на 2600 кг, но домкрат сохраняет равновесие и продолжает стоять как ни в чем не бывало. Ручка изгибается полукольцом, а толку ни на грамм. Выдержи джек заявленные три тонны, этот вариант «перегруза» был бы самым лучшим – наиболее безопасным, при этом наглядным и сохраняющим дальнейшую полевую работоспособность инструмента без всякой необходимости срочного ремонта (рейка, как и в двух предыдущих случаях, после снятия нагрузки распрямилась).
Итак, первую экзекуцию все три экземпляра перенесли в общем-то стойко. «Американцы» после минутного ремонта готовы вернуться в строй, «наш», хоть и с кривой ручкой, но полностью работоспособен. Так какая же нужна нагрузка, чтобы случилось «непоправимое»?
Ответ на заданный вопрос дал последний тест. Весомый, грубый и зримый… Мы решили попросту нагрузить домкраты могучим прессом, уперев пятку в одну плиту, а клюв в другую. Выводим механизмы практически на самый полный ход – 1260 мм, и, прежде чем начать опыт, фиксируем каждый из домкратов в прессе, строго соблюдая вертикальность и горизонтальность положения.

Надо сказать, результаты этого теста нас сильно озадачили. Черный «лифт» оказался самым стойким. Рейка гнулась, но держала очень долго. Лишь при нагрузке 3600 кг раздался громкий хлопок, похожий на выстрел, – и домкрат сложился поперек рейки. Чего-то подобного мы и ожидали. А вот поведение чугунного «лифта» поставило нас в тупик – он просто и мягко сложился, когда нагрузка достигла всего… 1700 кг. «Сорокинструмент» оказался не намного прочнее: его рейка не выдержала нагрузки 1750 кг и тоже сложилась, но более резко.
В попытках объяснить случившееся, а точнее, внезапную слабость двух красных конкурентов, мы остановились на двух версиях. Первая, что во время предыдущего теста мы практически преодолели предел устойчивости реек, и в них произошла незаметная глазу необратимая деформация, возможно даже с изменением структуры металла. Стало быть, корректно сработал предохранитель лишь у «комбинированного» Hi-Lift. Вторая версия – при движении пресса в двух случаях нарушилось положение домкрата и он сдвинулся относительно изначально выставленного по уровню и отвесу положения. То есть фактически приобрел наклон при продолжении увеличения нагрузки, моделируя ситуацию, когда машина уже начинает заваливаться, но ее все равно поднимают. Столь значительное уменьшение грузоподъемности в этом случае объясняется изменением вектора давления.
Какие отсюда следуют выводы? На наш взгляд, ситуация вполне очевидна. Сломать можно все. Но даже если принять во внимание вероятность различия по качеству разных партий одной и той же марки, прочность у Hi-Lift объективно выше, чем у «Сорокина». В то же время для большинства внедорожников подойдет любой вариант из нашей тройки, равно как ни один мы бы не стали рекомендовать для вытаскивания грузовика. Что касается особенностей применения, то они тоже похожи: помнить, что предупреждения о замене предохранительных болтов и удлинении ручек в инструкции написаны не ради изящного слога.
А вот править уже погнутую рейку смысла нет. Это все равно как править гнутый гвоздь. Идеально ровной ее второй раз не сделать. К тому же во время появления необратимой деформации нарушается структура металла и грузоподъемность становится намного меньше.


Химическая атака.
Прокомментировать результаты опытов и провести спектральный анализ материала реек мы попросили металловедов из НИИ неорганических материалов им. академика Бочвара. Оба наших предположения относительно разницы выдержанных каждым из хай-джеков нагрузок в первом и втором опытах специалисты сочли верными. Вывод о возникшей после первого теста усталости металла, по авторитетному мнению, для идеальных лабораторных условий подходит скорее, чем подозрение на смещение испытуемого образца, закрепленного в прессе.
Что касается материала, из которого изготовлены рейки, то результат анализа нас удивил. По химическому составу все три рейки оказались очень близки, хотя и не абсолютно идентичны. Но материал оказался сталью. Причем самой обыкновенной, нелегированной. Ни о каком чугуне, заявленном обоими производителями, при содержании углерода менее 0,5%, по мнению металловедов, не может быть и речи. Чугуны должны содержать этот элемент в рамках 2–4%. Но это и хорошо – более твердый, но хрупкий чугун вряд ли выдерживал бы намного большую нагрузку, однако при деформации рейка бы не гнулась, а ломалась напополам, что, на наш взгляд, в любом случае гораздо опаснее. К тому же при случайных ударах по рейке, неизбежных во время эксплуатации домкрата, ее металл мог бы начать крошиться.
Если говорить о различиях по выдержанной нагрузке между домкратами разных производителей, то при сходном химическом составе прочность рейки определяется только одним – особенностями обработки материала, в ходе которых сталь получает дополнительную прочность. Именно в этом и скрыт секрет предельной устойчивости хай-джека.

Химический состав реек (массовая доля, %)