Конспект занятия "информатика". Конспект непосредственной образовательной деятельности по информатикеТема: Маленькие наборщики

Цель: Продолжить закрепление знаний о клавиатуре; развить навык набора отдельных слов и предложений; способствовать формированию языковых компетенций. Развитие внимания и мышления. Познакомить с функцией «летать».

Подготовка к занятию: приготовить картинки для интерактивной доски с изображением (самолета, ракеты, дирижабля и т.д.), цветные карандаши.

Ход занятия

Дети заходят в компьютерный класс встают в круг. Ребята здравствуйте. Мы сегодня с вами не одни к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. Ребята посмотрите нам в гости заглянуло солнышко. А чтобы у наших гостей и у нас с вами было хорошее настроение мы с ним немного поиграем. Игровое упражнение «Солнечные лучики».

Воспитатель:

Утренние лучики,

Заглянули к нам в окошко,

Принесли в своих ладонях

Теплоту и доброту, и частицу солнца.

Улыбнулись друг другу и сели за столы.

Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам с вами еще гостья пришла (показ матрёшки).

Кто это (ответы детей). Правильно ребята это матрёшка. Посмотрите, в матрешке живут еще много матрешек сестричек, а недавно я узнала, что в нашем языке есть слова похожие на матрешек. Внутри каждого слова прячутся другие слова. Например, в слове «черёмуха» спряталось слово «муха» (показ на доске) и мы сегодня с вами постараемся найти в слове «победа» слова сестрички (ответы детей). Молодцы мы нашли слова это «беда» и «еда».

Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним основные части компьютера. (Монитор, компьютерная мышь, системный блок, клавиатура.) С какими клавишами мы уже с вами познакомились?

Ответы детей.

Воспитатель: Включаем системный блок.

И пока загружается компьютер, вы мне расскажите правила поведения и технику безопасности в работе за компьютером (ответы детей).

Открываем документ WORD . Посмотрите на доску и напечатайте слова матрешки на компьютере.

Закрываем документ. Закрываем компьютер.

Физминутка

«Раз, два, три…»

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на стульчик сесть опять (соответствующие движения)

Воспитатель: Ребята послушайте отрывок из стихотворения «Опоздавший соловей»

Плачет, плачет соловьиха,

Слезы льет и тужит.

Соловей пропал – ведь знает:

Ровно в девять ужин.

Может, с ним что приключилось?

На него напали?

Вдруг соловушка явился -

Глянь, свистит и скачет…

Где летал ты? Где порхал ты?

Александра Зибарева
Конспект занятия по информатике для 1-го года обучения «Применение компьютеров»

Дата: 3-я неделя сентября

Тема: Наш компьютер – верный друг. (Применение компьютеров).

Цель: Познакомить ребят с основными отраслями, в которых применяется компьютер. Сформировать представление о пользе компьютеров в жизни человека. Познакомить ребят с правилами поведения в КВТ.

Форма организации: Групповое занятие.

Методы: Беседа, игра, демонстрация, практическая работа на ПК.

Оборудование: Компьютеры и комплектующие, мультимедийный диапроектор, экран, диск «Мир информатики 1, 2 год обучения.

Ход занят ия.

Орг. Момент

Здравствуйте ребята, прежде чем вы сядете на свои места мы немного разомнемся.

Здравствуйте мои друзья, Вас приветствую всех я.

Поприветствуйте меня, поклонитесь все как я!

Покружитесь, покружитесь, Вправо, влево наклонитесь.

Сделай ножкой шаг вперед, А теперь её назад.

Два хлопка в ладошки, Два хлопка по ножкам,

Вот он день хороший. Садитесь на свои места. (Подвижная игра)

Повторение пройденного Для начала познакомимся с правилами поведения в компьютерном классе. Смотрите внимательно на экран, слушайте и запоминайте правила и знаки (ребята смотрят на экран, слушают затем мы повторяем какие знаки с правилами они услышали).

Изучение новой темы

Сегодня мы с вами узнаем, какие компьютеры бывают и для чего люди применяют компьютеры в своей жизни. Смотрите внимательно на экран и запоминайте, а потом расскажите мне, какие компьютеры вы встречали. (на экране демонстрация раздела «Мир информатики – 1 г. о. – применение компьютеров», ребята смотрят на экран и слушают. Затем мы обсуждаем, какие компьютеры ребята уже видели в своей жизни и для чего они применяются.)

Физминутка.

Вы внимательно занимались и немного устали, давайте отдохнем и поиграем в игру «Осенние причуды». Вставайте со своих мест и становитесь около вашего стола. Повторяйте слова и движения за мной.

Ветер по лесу летал, ветер листики считал (Дети бегут на месте на носочках и взмахивают руками)

И последний лист с осинки ветер бросил на тропинку. (Опускают руки, приседают.)

Ветер по лесу кружил, ветер с листьями дружил. (снова бегут на месте на носочках, кружатся, взмахивают руками)

Вот дубовый, Вот кленовый, вот рябиновый резной,

вот с березки золотой. (загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку)

И последний лист с осинки ветер кружит над тропинкой. (Кружатся на носочках на месте)

К ночи ветер-ветерок рядом с листьями прилег.

(Опускают руки, приседают.)

Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной, вот с березки золотой. (загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку)

И последний лист с осинки тихо дремлет на тропинке.

(Складывают ладони вместе под щеку, закрывают глаза) (Подвижная игра)

Практическая работа на ПК.

А теперь садитесь за компьютеры. Найдите у вас на экране вот такой значок, цветочек разноцветный. (Мир информатики, 1-й год обучения, применение компьютеров) Щелкайте по нему двойным щелчком. Затем щелкните по вот этой цифре 1 с портфелем. А дальше я вам помогу выбрать нужную строчку. Одевайте наушники. (помогаю ребятам выбрать нужную строчку) Слушайте внимательно, потом вы расскажете мне, что интересного узнали от компьютера. (Ребята слушают информацию о правилах поведения в компьютерном классе).

Гимнастика для глаз.

Вы поработали за компьютером и ваши глазки устали. Давайте сделаем гимнастику для глаз: зажмурьте глаза крепко, откройте и моргайте быстро-быстро, посмотрите вверх – вниз 2 раза, вправо – влево 2 раза, еще раз зажмурьте и откройте. игра

Подведение итогов Садитесь на свои места. Итак, давайте все вспомним, что нового вы сегодня узнали? Где люди используют компьютеры и для чего. (я помогаю ребятам вспомнить, задаю наводящие вопросы, подсказываю. Ребята рассказывают, что запомнили.)

Публикации по теме:

Ход занятия: Организационный момент: Дети встают в круг. Воспитатель произносит: Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг.

Конспект НОД для детей с легкой умственной отсталостью 3 года обучения по лепке «Уточка с утятами» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района «Детский сад № 1 «Буратино» 1.1. Ф. И. О. Грибова Юлия Сергеевна,.

Конспект подгруппового занятия по развитию речи детей с ОНР второго года обучения по лексической теме «Овощи» Конспект подгруппового занятия по развитию речи детей с ОНР второго года обучения. Лексическая тема «Овощи» Цель: обобщение знаний детей.

Конспект проведения НОД по ФЭМП для детей I года обучения с нарушением интеллекта «Огород» Конспект проведения НОД по ФЭМП, для детей I года обучения с нарушением интеллекта Воспитатель высшей квалификационной категории Николаева.

Конспект занятия для детей второго года обучения с нарушением слуха «В гости к петушку» Конспект занятия для детей 2-го года обучения с нарушением слуха Тема: В гости к петушку» Цель: повторить знакомые потешки, учить обыгрывать.

Конспект занятия по ФЭМП с детьми интеллектуальной недостаточности второго года обучения (средняя группа) Тема: «Страна математики» Цель: развивать величинные ориентировки. Задачи: Коррекционно – образовательные: - Учить детей складывать с учетом.

(Работа с программой Paint) От чистого сердца Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме! 1. Что подарила нам наша мама? (Мама.

Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры. Задачи: - развитие познавательного интереса, логического мышления.

План-конспект занятия коррекции и контроля знаний по английскому языку первого года обучения «Моя семья» Тема: «My family». Цель: Обобщение и систематизация умений и навыков

МБОУ ДОД « центр творческого развития и гуманитарного образования»

Конспект занятия по информатике

Нестандартное занятие - КВН по информатике для обучающихся

четвертого года обучения

Педагог дополнительного образования

по направлению “Информатика”

Симонова Татьяна Алексеевна

г. Суворов 2014

КВН по информатике: С компьютером - на «ты»

Интеллектуальный конкурс для детей

Цель занятия: систематизировать знания и умения, полученные в течении целого года обучения информатике и применить их в новых условиях.Задачи:Обучающие:Проверить ЗУН обучающихся первого года обучения по информатике.Развивающие:Развитие познавательной и творческой деятельности обучающихся; привитие навыков самостоятельного поиска новых закономерностей, пробуждение их любознательности; развитие культуры коллективного умственного труда.Воспитательные:Воспитывать интерес к предмету, работать в команде, дружелюбие.Формирование и развитие интереса учащихся к занятиям информатикой, расширение кругозора учащихся.
Тип занятия: обобщающий.
Оборудование: компьютеры, интерактивная доска.Подготовительная работа:
Домашнее задание группам поддержки: приготовить кабинет к конкурсу и нарисовать стенгазету по информатике, содержащую головоломки, ребусы, дружеские шаржи на представителей команд.Домашнее задание командам: создать эмблему команды с использованием компьютерной графики, придумать название команды, девиз, приветствия болельщикам и жюри.Сочинить по три частушки на «компьютерную» тематику. Приготовить заготовки для разминки в виде плакатов с четверостишьем, на компьютерную тематику, в котором пропущен ответ.Формирование жюри: в жюри можно включить обучающихся старших групп.
Ход игры1 этап. Представление жюри.2 этап. Игра3.этап. Подведение итогов и награждение.
На занятии присутствуют две группы. Из каждой группы выбираются команды по 6 человек. За ходом занятия следит жюри (ребята третьего года обучения) в количестве трех человек. Ответы команд оцениваются по пятибалльной шкале. По завершению занятия члены жюри подводят итоги, и определяют победителя.Объявляется начало игры и ее тема. (Слайд 1)Представляются команды. (Слайд 2)Начало игры:Конкурс 1 . Приветствие команд.Приветствие содержит:название команды;девиз;приветствие болельщикам;приветствие жюри. (Слайд 3)Конкурс 2 . РазминкаКаждая команда предлагает сопернику дать правильный ответ в заранее приготовленных заготовках, назвав пропущенные слова. (Слайд 4)(Слайд 5)Делать Коля стенгазетуЗа ……… сел с утра.Но тотчас забыл про это:Увлекла его игра.Ответ: Компьютер Команда№1
(Слайд 6)Не оставит без ответов,
Телевизор умный этот,
Задавай вопрос быстрей
И смотри-ка на …
Ответ: Дисплей Команда№2
(Слайд 7)Рядом с дисплеем- главный блок:Там бежит электроток К самым важным микросхемам. Этот блок зовут. . . Ответ: Системным Команда №1
(Слайд 8)Эту ….. даже мамаМожет смело в руки брать.У неё на спинке кнопки,Чтоб программы выбирать.Ответ: Мышку Команда №2
(Слайд 9)Это вот - . . .Вот где пальцам физкультураИ гимнастика нужны!Пальцы прыгать там должны!Ответ: Клавиатура Команда №1
(Слайд 10)И сейчас же буквы, точки,Запятые - строчка к строчке –Напечатает в момент!Очень нужный инструментОтвет: Принтер Команда№2

Конкурс 3. Компьютерные частушки.

Каждой команде было дано задание, сочинить по три частушки. В конкурсе участвует по три человека от команды. Каждый участник исполняет свое произведение. (Слайд 11)
Конкурс 4. Конкурс капитановЗадание для капитанов: необходимо разгадать кроссворд.(кто быстрее)- время 2 минуты. (Слайд 12)Вопросы:

    Программируемая электронная вычислительная машина, которая принимает, обрабатывает и выводит данные. Управляемое вручную устройство, которое, перемещаясь по плоской поверхности, заставляет курсор соответствующим образом двигаться по экрану. Телевизионное устройство для вывода данных с компьютера. Выводное устройство компьютера, печатающее цифры, буквы и графические изображения на бумаге. Имя объекта в программе. Устройство, управляющее вращением магнитного диска, чтением и записью данных на нем. Компонент компьютерной системы, связывающий периферийные устройства с внутренней схемой компьютера. Клавишное устройство, подобное пишушей машинке, для ввода данных в машину.
Ответы: По горизонтали: 1.мышь 2.клавиатура 3.символ 4.компьютерПо вертикали: 1.монитор 2.порт 3.дисковод 4.принтер.
Рисунок 1.

Конкурс 5. Работа за компьютером(Слайд 13)Каждый из трех оставшихся от команды выполняет задание:
1.Первый игрок от каждой команды на скорость печатает текств текстовом редакторе WordPad -«Хоть пока я не профессор,
А учащийся Артем,
В триста мегабайт процессор
В подчинении моем.
Я компьютером владею,
Погружаюсь в него весь -
Отзываюсь на Андрея,
Забываю, кто я есть.»
Автор: Тамара Крячко
2.Второй игрок, от каждой команды, на скорость рисует в Power Point, при помощи “автофигур” машину. (Слайд 14)Пример: Рисунок 2.

3.Третий игрок, от каждой команды, должен за пять минут напечатать, в текстовом редакторе Microsoft Word, как можно больше пунктов из правил по технике безопасности в компьютерном кабинете. (Слайд 15)Конкурс 6 . “Конкурс знатоков”(Слайд 16)Отгадайте слова, содержащие известную аббревиатуру ПК (Персональный Компьютер). (Слайд 17)_ _ ПК _ (Часть печи.) _ _ ПК _ (Холм, курган, вулкан.) _ _ ПК _ (Орудие труда огородника.) _ _ ПК _ (Головной убор.) _ _ ПК _ (Головной убор с козырьком.)_ _ ПК _ (Мелкая частица деревяшки.)_ _ ПК _ (Канцелярская принадлежность для бумаг.) _ _ПК _ (Застёжка и острая канцелярская принадлежность.) _ _ПК _ (Лоскут ткани для хозяйственных нужд.) _ _ПК _ (Лодка с прочным широким корпусом.) _ _ПК _ (Птица, бегающая по дну водоёма.) _ _ПК _ (Зажим для бумаг.)(Ответы: топка, сопка, тяпка, шапка, кепка, щепка, папка, кнопка, тряпка, шлюпка, оляпка, скрепка.)
Конкурс 7.” Опознай пословицу”. (Слайд 18)
(Слайд 19) 1.На дисплей неча пенять, коли видеокарта крива. (На зеркало неча пенять, коли рожа крива.)2.Компьютер без программы – что фонарь без свечи. (Голова без ума - что фонарь без свечи.)3.Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)4.По ноутбуку встречают, по уму провожают. (По одёжке встречают, по уму провожают.)5. Не Intel’ом единым жив процессорный мир. (Не хлебом единым жив человек.) (Слайд 20) 6.Утопающий за «F1» хватается. (Утопающий за соломинку хватается.)7.Не всё WINDOWS, что висит. (Не всё золото, что блестит.)8.Семь бед – один «Reset». (Семь бед – один ответ.)9.Бит байт бережёт. (Копейка рубль бережёт.)10. Наудалял с три Корзины. (Наврал с три короба.)
После окончания конкурсов, жюри подводит итоги конкурса. Баллы заносятся в лист оценки обучающихся.Выявляются победители. Командам присваиваются I и II места. Победившая и проигравшая команда награждается призами и грамотами. (Слайд 21)Лист оценки обучающихся для жюри.Итого:
Группа


Итог и игры (Слайд 22)
Используемые ресурсы:Шуточная викторина,загадки-частушки,” опознай пословицу”, Занимательные материалы по информатике и математике (методическое пособие) http://zanimatika.narod.ru/Book9.htm Анимашки- Компьютер судья- http://smiles.33bru.com/smile.bereich0_131_360.html Мышка - http://s2.rimg.info/f1da321654bce421d6651554858be896.gif Ребенок за компьютером - http://s5.rimg.info/58df17150c9a2afe8be49d8180a65887.gif Смайлик в мониторе - http://s17.rimg.info/dd47dee944041c4c079eac56d9c97c4c.gif Девочка в мониторе - http://s19.rimg.info/33f07a55e3a3adc69a1f720338149825.gif Мальчик за компьютером - http://s10.rimg.info/178fc3d28772307044c23afc0eddb205.gif Танцующий компьютер - http://s7.rimg.info/aa877d098ff4d98b6d1c753c5279b3f9.gif Анимашка карандаши - Анимашка Принтер - http://s2.rimg.info/5316cc393b14804cfe3259012cc5ddc3.gif Системный блок - http://s2.rimg.info/e209f1877996dfda10181d5fb2ab7f6b.gif Девушка за компьютером - http://s18.rimg.info/58528fab2fdc58cf9ef24c5d6756f225.gif Анимашка клавиатуры - http://s7.rimg.info/84c9b00ab337612730db3093b5569b4b.gif Анимашка - компьютер с книгой-http://s3.rimg.info/0cd62a8a7ee731ae5873c6d092fd5fb8.gif Анимашка - компьютер на столе- http://s18.rimg.info/6d37d433395e165bba219fda349b800a.gif Анимашка - перо- http://klub-drug.ru/wp-content/uploads/2011/04/49.gif Анимашка смайлики - http://s.rimg.info/00c9cb5a26273fdd71b7dab50ed2bfd7.gif Анимашка – два компьютера-http://s2.rimg.info/2e1fb996251761703e4d9600d60253f0.gif Тб - http://www.dami-tula.ru/images/stul_03.png Шаблон-http://metodsovet.su/load/infor/inoe/shablony_dlja_oformlenija_shkolnykh_prezentacij_ms_powerpoint_chast_3/121-1-0-1459 Картинки- http://go.mail.ru/search_images Стихотворенье- Тамара Крячко Для составления вопросов к кроссворду использовался- http://chernykh.net/content/view/111/
(Слайд 23)

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют главную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Как же построить уроки русского языка и литературы, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока, требования к его подготовке и проведению, анализу и самоанализу деятельности учителя и учащихся.

Известно, что наряду с общими подходами к планированию уроков по всем предметам (продуманные цели и задачи; оптимальные методы, приёмы и формы работы с классом; грамотное использование новых педагогических технологий, в том числе ИКТ; сотрудничество учителя и учащегося, основанное на проблемно-поисковых формах работы и т.д.) преподавание каждого предмета имеет свою специфику, свои особенности. В условиях введения ФГОС основного общего образования всё большую актуальность в школьном образовании приобретает проблема деятельностной модели урока, содержащей определённые структурно-содержательные этапы.

Что касается уроков литературы , то требования, предъявляемые к их построению, в принципе не устарели: триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная действительность вносит свои коррективы в методику преподавания литературы. Чтобы урок был интересен детям, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала, использовать в своей практике нестандартные приёмы и инновационные технологии.

При анализе повести М.Булгакова «Собачье сердце» использовала материалы из книги Т.В.Рыжковой «Путь к Булгакову».

Конспекты уроков литературы по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Цели урока:

1.Образовательная: проведение композиционного и стилистического анализа текста повести; сопоставление образов Шарика и Шарикова; постижение авторской концепции.

2.Развивающая: развитие навыка работы с художественным текстом; развитие умений характеризовать героев повести; совершенствование навыка групповой и самостоятельной работы; совершенствование логического и творческого мышления.

3.Воспитательная: осмысливание, что значит воспитание и самовоспитание, культура, традиции в жизни и судьбе человека и общества; формирование системы ценностей.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Тип урока: открытие нового знания

Урок №1 Спор о собачьем сердце.

Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Создание установки на анализ произведения.

Слайд 1 (портрет писателя, название повести)

Слово учителя .

К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть М.Булгакова «Собачье сердце».

Март 1925 года. Михаил Булгаков заканчивает работу над сатирической повестью «Собачье сердце». Писал он ее по заказу журнала «Недра». Но повесть пришла к читателю в нашей стране только в 1987 году…

Слайд 2

Как вы думаете, почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987 году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?

Ученики высказывают предположения (запретили печатать потому, что повесть – сатира на современность)

Учитель: Действительно, советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал:

Слайд 3: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести:

Слайд 4:

«Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры.

Сатира Булгакова — умная и зрячая». В. Сахаров

Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Подберите контекстуальный синоним к слову зрячая.

Ученики: (честная )

УУД: личностные, смыслообразование

Этап 2 Актуализация знаний

Цель этапа

Закрепление понятия о сатире, преодоление однозначности в восприятии персонажей и событий.

Учитель: Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной. Вспомним, что такое сатира. Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

Ответы обучающихся

Учитель открывает слайд, ученики сверяют свои ответы с правильным

Слайд №5.

(Сатира — вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.

Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)

Попытаемся разобраться, какие человеческие пороки и противоречия между общечеловеческими ценностями и реальной жизнью стали предметом сатиры М.Булгакова.

УУД: познавательные

Этап 3 Постановка учебной задачи

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности, выбор способа средств их реализации.

Учитель : Повесть посчитали крамольной в 1925 году и запретили.

Однако в 1988 году на экраны выходит фильм режиссера В.Бортко «Собачье сердце», который до сих пор с удовольствием смотрят зрители, а в театрах не перестают ставить спектакли по повести Булгакова.

Чем же повесть привлекает кино- и театральных режиссеров?

Ученики: Предполагаемые ответы:

    Повесть очень современна. Наше время и время Булгакова похожи.

Учитель: Итак, повесть актуальна и в наше время, потому ее читают, снимают фильмы и ставят в театрах спектакли. Предположим, что проблемы, волновавшие писателя, небезразличны и нам. Какие это проблемы?

Ученики: Предполагаемые ответы:

    Шариковы живут среди нас, а писатель предупреждал, как они опасны.

    Сейчас клонируют животных и говорят о клонировании человека.

Учитель: Возможно, вы правы. Попытаемся разобраться.

Моделирование проблемной ситуации и выход на проблему урока.

Включить кинофрагмент из фильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце», где Борменталь спорит с профессором Преображенским.

Как вы думаете, какова будет сегодня тема урока?

Ученики.

Предполагаемые ответы: спор о собачьем сердце.

Учитель: Запишите тему урока: «Спор о собачьем сердце».

Давайте подумаем, какую главную проблему мы с вами должны решить на уроке?

Ученики. Кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

Учитель: Можем мы сразу ответить на этот вопрос?

Нет.

Какие цели своих будущих действий нам необходимо обозначить, чтобы дать ответ на этот проблемный вопрос?

Ученики.

Провести анализ текста и сопоставить образы Шарика и Шарикова.

Понять, какой бы ответ на этот вопрос дал автор повести, что думал автор, что его тревожило.

УУД: регулятивные (целеполагание, планирование); коммуникативные

(умение слушать, вступать в диалог)

Этап 4 Построение проекта выхода из затруднений

Цель этапа

Аналитическая беседа.

а) Приём «погружения в текст».

Учитель: Повесть открывается картинами Москвы середины 20-х годов. Представьте и опишите Москву. Чьими глазами мы видим жизнь?

Ученики: город, где царят ветер, вьюга и снег, живут озлобленные люди. Конкретизировать общие картины поможет обращение к деталям текста, которые могли бы подтвердить сложившиеся у учеников впечатления (столовая нормального питания и бар, судьба «машинисточки» и ее любовника, повар и швейцар, история Калабуховского дома).

Учитель: Противостоит ли что-нибудь в повести этому хаосу и ненависти? Ученики : расска з о квартире Филиппа Филипповича, где царят уют, порядок, человеческие отношения. Но эта жизнь находится под угрозой, потому что домком во главе со Швондером стремится ее разрушить, переделать по своим законам.

Учитель: что же соединяет эти два мира?

Ученики: Это Шарик, которого подобрал профессор Преображенский. Благодаря Филиппу Филипповичу пес перенесся из мира голода и страдания, мира, обрекавшего его на смерть, в мир тепла и света.

Учитель: М. Булгаков продолжил традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя. У Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов и даже композиционное построение произведения. Выполняя домашнее задание, вы должны были понаблюдать за композицией повести. А какова композиция повести?

б)Ученики представляют подготовленную дома презентацию , в которой очевидно разделение повести на две части

1 часть

2 часть

1 гл. Мир глазами собаки, встреча с профессором, выбор имени.

2 гл. Шарик в доме на Пречистенке: «перевязка», прием пациентов, визит домкома

3 гл. Шарик в доме на Пречистенке: обед, «разъяснение» совы, «ошейник», кухня, подготовка к операции.

4 гл. Операция.

5 гл. Дневник доктора Борменталя: превращение.

6 гл. Шариков в доме на Пречистенке: разговор профессора с Шариковым, выбор имени, визит Швондера, «разъяснение» кота.

7 гл. Шариков в доме на Пречистенке: обед, размышления профессора.

8 гл. Шариков в доме на Пречистенке: прописка, кража, пьянство, разговор профессора с Борменталем (поиски выхода), «покушение на Зину».

9 гл. Исчезновение Шарикова, Шариков и «машинисточка», донос на профессора, операция

Эпилог: «предъявление» Шарикова, Шарик после операции, профессор за работой.

(Композиция симметрична. Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

Учитель: каковы причины такого построения произведения?

Ученики делают вывод: зеркальная композиция повести подчеркивает изменения, происходящие в доме профессора и в людях, его населяющих. Вывод записывается в тетрадь.

в)Прием «словесное рисование»

Учитель : итак, Булгаков многие события первой части дает глазами собаки, возможно, для того, чтобы сопоставить Шарика и Шарикова. Представьте, что вы делаете иллюстрации к повести. Как бы вы изобразили встречу собаки и профессора? Что надо сделать, чтобы точнее нарисовать устную иллюстрацию?

Ученики : надо перечитать 1-ю главу . Перечитывают, уточняют детали. Возможное описание:

    На переднем плане — темная подворотня, змеится вьюга. Вдали мы видим из подворотни улицу, ярко освещенный магазин и кусок плаката, который надут ветром. Из магазина только что вышел человек в темном пальто, он движется по направлению к подворотне в «столбе метели». В подворотне на улицу ползет пес. Это ободранная дворняга, у нее грязная свалявшаяся шерсть, страшный ошпаренный бок. Видно, что движение дается псу с огромным трудом. Его голова приподнята, он следит за человеком, идущим ему навстречу.

Учитель: Какие качества Шарика вам симпатичны, какие нет?

Ученики : ум, остроумие, наблюдательность его ироничность, ненависть к пролетариям, дворникам и швейцарам; способность и сострадать, и ненавидеть, лакейскую угодливость.

УУД: познавательные – общеучебные (смысловое чтение, поиск информации), логические (анализ, классификация, выбор оснований для сравнения); личностные (нравственно – эстетическое оценивание); коммуникативные.

Этап 5 Самостоятельная работа

Цель этапа: совершенствование навыка самостоятельной работы и умения строить сотрудничество в группе.

Работа учеников в группах (самостоятельный анализ текста). Время выполнения – 5-8 минут. Каждая группа готовит выступающего, время ответа – 2 минуты.

I группа , анализируя 1-3-ю главы, должна ответить на вопрос:

— Что замечает Шарик в окружающей его действительности и как на это реагирует?

2 группа , анализируя 2-3-ю главы, отвечает на вопрос:

— Что нравится Шарику в доме профессора Преображенского и что – нет?

3 группа , работая с теми же главами, готовит ответ на вопрос:

— Как воспринимает пес обитателей квартиры?

4 группа (те же главы):

Как относятся к Шарику обитатели квартиры?

5 группа (те же главы):

Ученики (желательные ответы):

I группа:

— Пес очень наблюдателен, он хорошо знает жизнь, особенно то в ней, что связано с питанием. Он знает, что мир делится на голодных и сытых. Тот, кто «вечно сыт», «никого не боится», поэтому «не станет пинать ногой». Опасны голодные, те, кто «сами всего боятся». Шарик ненавидит «холуев». Он говорит, что «человеческие очистки — самая низшая категория». Но он и сочувствует людям, которых обманывают, над которыми издеваются те, кто недавно получил власть.

II группа:

— Шарику нравится в доме профессора, хотя после приема пациентов он называет квартиру «похабной». Но в ней тепло, спокойно. После разговора Филиппа Филипповича со Швондером Шарик убеждается, что профессор обладает большой властью. Шарик решает, что здесь он будет в полной безопасности: «Ну теперь можете меня бить, как хотите, а я отсюда не уйду». Нравится псу и то, что в доме его сытно и вкусно кормят, не бьют. Единственное, что его раздражает, так это сова. Пес боится голода и злых людей, а в доме все наоборот. Любимое место Шарика — кухня: там готовят еду, и там горит огонь.

III группа:

— После того, как Шарик понял, что в доме профессора ему нечего и некого бояться, так как и его хозяин никого не боится, он решил, что профессор — «волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки». Во время обеда Филипп Филиппович окончательно получил звание божества. Как уже говорилось, еда, тепло и безопасность — главное для Шарика, и тому, кто ему это дает, он готов преданно служить. Шарик изучил звонок профессора, с лаем его встречает.

Он быстро покорил Дарью Петровну — повариху. Кухня — «главное отделение рая» для Шарика. И поэтому он подлизывается к кухарке. К Зине он относится пренебрежительно, именуя ее «Зинкой»; он не любит ее, так как она все время ругает его и говорит, что «он весь дом обожрал». Доктора Борменталя пес называет «тяпнутый» и совсем с ним не общается.

IV группа:

— Профессор Преображенский в общем жалеет Шарика: он велит его кормить как следует, говоря, что «бедняга наголодался»; он обращается с ним ласково, потому что считает, что ласка — это «единственный способ обращения с живым существом»; он никогда не бьет Шарика, даже когда тот «разъяснил» сову. Для Зины Шарик — причина вечного беспорядка в доме. Она считает, что профессор слишком балует Шарика, и предлагает отодрать собаку. Она не понимает, с чего Шарику оказываются такие любезности. Для нее он — обыкновенная дворняга. А Дарья Петровна сначала называла Шарика «беспризорным карманником» и не пускала в кухню, но пес «покорил ее сердце».

Учитель: Какова же система ценностей необычного пса?

Ученики : Главное для Шарика — это еда, тепло и безопасность. Именно это определяет его отношение к людям. В общем, он «продает свою душу» за кусок краковской колбасы. Отношение Шарика к людям определяется тем же: профессор — хозяин, и ему Шарик готов угождать, Дарья Петровна — «царица кухни», к ней ластится пес, Зина -прислуга в доме, и Шарик считает, что она и ему должна прислуживать. Доктор Борменталь никак не связан в сознании пса с едой и теплом, и поскольку укус его ноги остался безнаказанным, то доктор превращается просто в «тяпнутого».

Учитель : Нравится ли вам такая философия жизни? Почему? Каким словом вы бы могли ее назвать?

Ученики : Рабская

V группа выявила этапы изменения Шарика:

— Во-первых, Шарик изменился внешне. Профессор подобрал умирающего пса, с ошпаренным боком, с грязной свалявшейся шерстью, отощавшего от голода. За неделю он превратился в лохматого и «удивительно-жирного» «пса-красавца». Во-вторых, он изменился и внутренне: сначала он тревожился: «Зачем я понадобился профессору?» (его опыт ему подсказывал, что даром никто ничего не делает). Только что попав в дом, он подумал, что очутился в «собачьей лечебнице», и защищал свою жизнь — у него очень развит инстинкт самосохранения. Но увидев, что ему ничего не грозит, а, наоборот, его кормят и ласкают, Шарик начинает бояться лишиться всего этого и думает: «Бейте, только из квартиры не выгоняйте». Он решает, что Филипп Филиппович выбрал его за красоту. Он наглеет на глазах. Быстро оценив ошейник, потому что ему бешено завидуют все встречные псы, он приходит к выводу, что ошейник — своего рода пропуск в лучший мир и дает ему определенные права, например, лежать на кухне. Он забывает, что недавно был обыкновенной бездомной дворнягой, и уже не сомневается, что ничто не лишит его тепла и еды, и окончательно уверяется в том, что он — «собачий принц-инкогнито». Голодную и полную опасностей свободу он променял на сытую, спокойную жизнь, а гордость — на лакейскую угодливость.

Учитель : Какие ассоциации вызывает у вас история собаки?

Ученики : Предполагаемые ответы:

После революции многие люди, жившие в нищете и голоде, потянулись к теплой и сытой жизни, поверили многим обещаниям, решили, что мгновенно «станут всем». Революция — это эксперимент, который большевики поставили над всем народом.

УУД: познавательные(поиск информации, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (умение сотрудничать в группе, вступать в диалог), личностные (знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)

Этап 6 Рефлексия

Цель этапа: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности

Подведем общий итог урока:

Учитель : Изменилось ли ваше отношение к шарику? Как? Почему? (Это письменный вопрос.)

Ученики делают вывод:

Внутренняя речь Шарика, его оценки событий, размышления совместно с авторским описанием его поведения создают для читателя полную картину внутреннего мира пса.

Учитель :

— Ответили ли мы на проблемный вопрос урока: кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

Ученики: — Нет.

Учитель: — На какие же вопросы мы получили ответ?

Ученики: — Сопоставили образы Шарика и Шарикова, увидели, какие перемены произошли, поняли, через какие приемы автор выразил свое отношение к персонажу и что его тревожило.

Учитель: следующий урок станет очередным шагом в разрешении проблемной ситуации, обозначенной нами на этом уроке, а для этого вы должны поработать над вопросами домашнего задания. Какие вопросы вы хотели бы задать мне или одноклассникам?

УУД: регулятивные (оценка), личностные (самоопределение), познавательные (решение проблемы), коммуникативные (умение участвовать в коллективном обсуждении)

Домашнее задание:

1. Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова, подготовив электронную презентацию (задание для всего класса).

2. Сравните поведение Шарика и Шарикова в эпизодах I и II частей: выбор имени (индивидуальное задание), обед (индивидуальное), посещение квартиры домкомом (индивидуальное).

3. Что, по-вашему, в Шарикове от собаки, что от Чугункина? Свое мнение обоснуйте примерами из текста (общее задание).

4. Какова роль Швондера в воспитании Шарикова? Почему профессор Преображенский говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? (Индивидуальное задание, его выполняют 3-4 человека.)

Урок № 2

Тема: Спор о собачьем сердце (продолжение)

Этап 1 Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. Создать установку на анализ произведения.

Просмотр фрагмента фильма «превращение Шарика в Шарикова» , отрывок из экранизации повести режиссёром Бортко.

Учитель : прежде, чем мы ответим на ключевой вопрос, подумайте, почему М.Булгакову понадобилось вводить в повесть, делать пружиной интриги превращение собаки в человека. Если в Шарикове проявляются только качества Клима Чугункина, то почему бы автору было не «воскресить» самого Клима? Однако на наших глазах «седой Фауст», занятый поисками средств для возвращения молодости, не создает человека в пробирке, не воскрешает его из мертвых, а превращает в человека собаку.

Этап 2 Актуализация знаний

Цель этапа : подготовка мышления обучающихся, осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование в каждом из них индивидуального затруднения.

Учитель : Затрудняетесь ответить?

Напоминаю вам о дневнике доктора Борменталя (обостряю проблемную ситуацию дополнительным вопросом):

Почему дневник ведет именно доктор Борменталь, а не профессор Преображенский?

Поисковая деятельность учеников, ищут реальные объяснения:

— Мы по записям видим, как взволнован доктор. Сначала он радуется успеху операции и новому открытию. Затем ужасается тому, во что превратилась квартира. Признается, что многого не понимает.

— Филиппу Филипповичу некогда вести дневник, он занят гораздо больше, чем доктор.. Ведь профессору не случайно нужен ассистен, то есть помощник. Потом Филипп Филиппович гораздо меньше Борменталя понял, что новое существо имеет отношение к Климу. Булгаков не хочет раньше времени разгадывать загадку — мы-то тоже ничего не знаем о Климе. А если бы дневник вел профессор, то было бы не так интересно.

— Доктор Борменталь в дневнике выдвигает свою гипотезу: «Мозг Шарика в собачьем периоде его жизни накопил бездну понятий», — и, конечно, записывает не только свои предположения на этот счет, но и мнение профессора. А профессор не стал бы записывать гипотезу Борменталя, так как он абсолютно уверен в своей правоте. И не было бы никакой проблемы. Мы бы тоже поверили профессору, а так есть некоторые сомнения

Ученики совместно с учителем приходят к выводу:

— «Устранение» автора и передача повествования молодому ученому, не обладающему опытом и проницательностью своего учителя, питающему радужные надежды на результат эксперимента, создают новую и при этом центральную оппозицию повести (что такое Шариков — собака, сменившая внешнюю форму или «воскресший» Клим?), усиливают читательский интерес, держат его в напряжении, давая возможность строить свои догадки по поводу событий и результатов операции.

Проверка домашнего задания.

    Демонстрация электронной презентации с результатами выполнения задания: Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова.

(ругань («все бранные слова, какие только существуют в русском лексиконе»);

курение;

семечки (нечистоплотность);

балалайка в любое время дня и ночи (пренебрежение к окружающим);

вульгарность в одежде и поведении;

аморальность;

пьянство;

воровство;

донос;

покушение.)

Список корректируется, совместно с учителем делается вывод: Становление «нового человека» — это утрата человеческого, нарастание безнравственности, то есть не эволюция, а деградация.

    Проверка индивидуальных заданий.

Сравните поведение Шарика и Шарикова в сходных ситуациях. (Один ученик делится своими наблюдениями с одноклассниками, другие при необходимости дополняют его. На сообщение отводится не больше 2-х минут, о чем ребята предупреждаются заранее). Предполагаемый ответ:

Шариком пса впервые назвала машинистка. Сам пес не согласен с таким именем: «Шарик — это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрет, сын знатных родителей», а он «лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пес». Во второй раз Шариком собаку называет Филипп Филиппович, наверное, потому, что это обычное собачье имя: Шарик, Тузик… И пес принимает это имя: «Да называйте как хотите. За такой исключительный ваш поступок (за колбасу). Ему на самом деле все равно, как его будут называть, лишь бы покормили.

— «Лабораторное существо» требует у Флиппа Филипповича для себя документ. Тогда и встает вопрос о его имени. Теперь имя выбирают не «создатели» нового существа, а оно само, но по совету домкома. Новая власть приносит в мир и новые имена. Для Филиппа Филипповича имя Полиграф Полиграфович звучит дико, «но лабораторное существо» отстаивает свои права. Скорее всего, ученики не заметят пародийной переклички — обратим их внимание на некоторое сходство имен Шарикова и его создателя, заключающееся в дублировании самого имени отчеством. Шариков творит свое имя по совету домкома, но по аналогии с именем «папаши».

— Шарик после первого обеда в доме профессора произвел его в ранг «высшего божества». У пса дурман в голове от разнообразных запахов. Он, конечно, слышит, о чем говорят профессор и доктор, но главное для него — еда. Когда он объелся, то задремал. Ему теперь хорошо и спокойно. «Песье почтение» к профессору все время растет и сомнению не подвергается. Единственное, что волнует Шарика, так не сон ли все это.

Для Шарикова же обед, с одной стороны, возможность не только вкусно и много поесть, но и выпить. а с другой стороны — это пытка: его все время поучают и воспитывают. И если Шарик уважает Филиппа Филипповича, то Шариков, кажется, подсмеивается. Он говорит, что профессор и доктор «сами себя мучают» какими-то глупыми правилами. Он совсем не желает становится культурным и вести себя прилично, но вынужден это делать, так как иначе ему не дадут есть (так животных в цирке дрессируют!). Шарик сидел у ног профессора и никому не мешал, только Зина сердилась, а Шариков — чужой за этим столом. Булгаков пишет, что «черная голова Шарикова в салфетке сидела, как муха в сметане», — и смешно, и противно. Шариков и профессор все время обмениваются косыми взглядами.

УУД: познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, умение строить речевое высказывание, умение анализировать и делать выводы); личностные (смыслообразование); коммуникативные (умение слушать, вступать в диалог).

Этап 3 Построение проекта выхода из затруднений

Цель этапа : выбор учащимися способа разрешения проблемной ситуации.

Совершенствование умения проводить композиционный анализ текста, активизация воображения и внимания учащихся к деталям текста через словесное рисование, развитие умения характеризовать героя и давать нравственную оценку его поступкам.

Характеристика Шарикова.

    Просмотр отрывка из кинофильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце» — эпизод разговора Шарикова и Филиппа Филипповича. (У Булгакова соответствующий фрагмент начинается словами: «Филипп Филиппович сидел у стола в кресле».)

    Аналитическая беседа.

Учитель : сравните образ Шарикова, созданный актером и режиссером в фильме, с булгаковским описанием.

— Таким ли представлялся вам Шариков, когда вы читали повесть?

— Что сохранили и о чем «забыли» создатели фильма?

Предполагаемые ответы :

— внешне Шариков в фильме совсем такой, как у Булгакова, что актер играет свою роль очень талантливо, но фильм не цветной. Может быть, авторы решили делать так потому, что у собаки нет цветного зрения. Но Шарик у Булгакова цвета различал. В повести сказано: «Шарик начал учиться по цветам». Отсутствие цвета в фильме не позволило авторам передать нелепость костюма Шарикова.

— В фильме Шариков постоянно оправдывается, его даже жалко. Действительно, профессор нападает и нападает на него. А в книге Шариков держится уверенно, а иногда и резко: он не оправдывается, а нападает сам: «Дерзкое выражение загорелось в человечке».

Шариков у Булгакова часто бывает ироничным, а в фильме он тупой. И еще, когда читаешь повесть, смешно, а в фильме все как-то серьезно. Трудно объяснить, почему так.

(если ученики не увидят этой немаловажной детали, то учитель сможет подвести их к ней дополнительными вопросами. «Претензии» учеников вески и основательны: они уловили стилистическое и смысловое расхождение трактовки В.Бортко с текстом Булгакова. В фильме действительно не хватает красок, и дело не только в том, что он черно-белый, а в том, что весь фильм решен в серьезном и очень скучном ключе: в нем недостает булгаковской иронии, юмора, сарказма — оттенков смысла!

А что же наследовал Шариков от Клима Чугункина? Что мы знаем о Климе из текста повести?

3) Работа с блок-схемой.

Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

(Клим Чугункин)

Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5, с.199)

(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз- условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия- игра на балалайке по трактирам.

Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти- удар ножом в сердце в пивной («Стоп-Сигнал» у Преображенской заставы).

Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Найдите и прочитайте описание нового существа.

( Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами. гл.6, с.203)

Помимо этого, оно постоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин… (с.194, 195)

Учитель: но это только внешнее проявление. Осталось что-нибудь от нравственной позиции Шарика? Что определяло поведение Шарика и что главное для Шарикова?

Предполагаемые ответы : — Инстинкт самосохранения. И шариков отстаивает право на собственное существование. Если кто-нибудь попробовал отнять у Шарика его «сытую жизнь», то узнал бы силу собачьих зубов. Шариков тоже «кусается», только его укусы гораздо опаснее.

Вывод: шарик не умер в Шарикове: все его неприятные качества мы обнаружили в человеке.

    Беседа

Учитель : Попробуем разобраться, почему для Шарика образцом и силой был профессор, а для Шарикова –Швондер? Почему же профессор говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? Понимает ли он, с кем имеет дело?

Ученики: Мозг Шарикова развит очень плохо: то что было почти гениальным для собаки — примитивно для человека: Шарик превратился в человека, но опыта человеческого не получил. Швондер же принимает его за нормального взрослого человека и пытается внушить идеи большевизма.

Учитель: Почему же это так опасно?

Ученики: Обычно, когда человек развивается естественным путем, он постепенно знакомится с миром, ему объясняют, что хорошо, что плохо, учат его, передают накопленный опыт и знания. Чем больше человек узнает, тем больше может понять самостоятельно. А Шариков практически ничего не знает: он только хочет есть, пить и развлекаться. Швондер же ему потакает, рассказывая о правах, о том, что нужно все поделить. Швондер сам горячо верит в то, что проповедует, он сам готов отказаться от благ и удобств во имя светлого коммунистического будущего.

Филипп Филиппович и доктор Борменталь пытаются воспитывать, прививать Шарикову нормальные человеческие манеры, поэтому все время запрещают и указывают. Шарикова это чрезвычайно раздражает. Швондер же ничего не запрещает, а, наоборот, говорит Шарикову, что его притесняют буржуи.

Учитель: А сам Швондер и представители домкома — высокоразвитые личности?

Ученики: Очевидно, что нет.

Учитель: Действительно ли Швондер разбирается в сложных политических и идеологических вопросах?

Ученики: Уже из первого разговора членов домкома с профессором видно, что эти люди в своем развитии ушли не намного дальше Шарикова. И они стремятся все поделить, хотя даже руководить работой домкома по-настоящему не могут: порядка-то как раз в доме и нет. Можно петь хором (что бы ни говорил Филипп Филиппович, но и сам он частенько напевает фальшивым дребезжащим голосом), но нельзя петь хором вместо основной своей работы.

Учитель: Почему Шариков и Швондер так быстро находят общий язык?

Ученики : Швондер ненавидит профессора, так как, чувствуя враждебность ученого, не в силах доказать это и «разъяснить» его истинную антиреволюционную сущность (и здесь Швондеру в интуиции не откажешь!) Для Швондера Шариков — инструмент борьбы с профессором: ведь это Швондер подучил Шарикова потребовать жилплощадь, вместе они пишут донос. Но для Швондера — это правильный поступок, а донос — сигнал, потому что врага нужно вывести на чистую воду и уничтожить во имя будущей счастливой жизни. В бедной голове Швондера никак не укладывается, почему человек, по всем приметам являющийся врагом советской власти, находится под ее защитой!

Итак, «крестный отец» Полиграфа Полиграфовича внушает своему воспитаннику идеи о всеобщем равенстве, братстве и свободе. Попадая в сознание, в котором преобладают звериные инстинкты, они лишь умножают агрессивность «нового человека». Шариков считает себя полноценным членом общества не потому, что сделал что-то для блага этого общества, а потому, что он «не нэпман». В борьбе за существование Шариков не остановится ни перед чем. Если ему покажется, что Швондер занимает его место под солнцем, значит, его агрессивность будет направлена на Швондера. «Швондер — дурак», потому что не понимает, что в скором времени он сам сможет стать жертвой монстра, которого так усиленно «развивает».

Учитель: Кто же прав в споре — профессор Преображенский или доктор Борменталь?

Ученики: очевидно, что оба ученые правы лишь отчасти: нельзя сказать, что мозг Шарика — это только «развернувшийся мозг Шарика», но нельзя сказать, что перед нами только возродившийся Клим. В Шарикове совместились качества собаки и Чугункина, причем рабская философия Шарика, его конформизм и инстинкт самосохранения в соединении с агрессивностью, хамством, пьянством Клима породили чудовище.

Учитель: Почему ученые ошиблись в своих предположениях?

Ученики: по воле писателя его герои не знали о Шарике то, что знают сам автор и его читатели.

Предполагаемые результаты:

Эти заключительные выводы разрешают проблемную ситуацию 2-х уроков, при осмыслении которой обучающиеся должны были понять роль композиции, усвоить язык Булгакова, научиться осознавать важность деталей в повести, сопоставлять образы героев; постичь авторскую концепцию. Кроме того, прием сопоставления произведения с его трактовкой в другом виде искусства позволяет школьникам конкретизировать свои впечатления.

УУД: познавательные (логические – анализ, синтез, выстраивание причинно-следственных связей; общеучебные – создание моделей, смысловое чтение, умение строить высказывание); коммуникативные; личностные (нравственно-эстетическая ориентация); регулятивные (коррекция).

Этап 4 Рефлексия

Упражнение «Интересно».

Заполнить таблицу:

В графу «плюс» учащиеся записывают то, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут стать им полезными. В графу «минус» записывают то, что не понравилось, осталось непонятным. В графу «интересно» записывают все интересные факты. При недостатке времени эту работу можно провести устно.

УУД: регулятивные (оценка)

Домашнее задание к следующим 2-м урокам будет таким:

1. Придумайте название для 4-й главы «Собачьего сердца».

3. Составьте «кодекс чести» профессора Преображенского.

4. Изложите теорию воспитания по профессору Преображенскому и по доктору Борменталю.

5. Опишите профессора в сценах приема пациентов, посещения домкомом, за обедом. Подготовьте выразительное чтение этих сцен.

Конспект НОД по информатике. Подготовительная группа.

Тема: «Множество».

Макшанцева Ирина Юрьевна, учитель информатики МДОУ «Детский сад № 7 «Петушок» комбинированного вида» г.Юрюзани Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект НОД по информатике в дошкольном образовательном учреждении. Этот конспект будет полезен учителям информатики, которые проводят непосредственно образовательную деятельность в компьютерном классе ДОУ для закрепления темы «Множество». Материал предназначен для детей подготовительной группы.
Цель: продолжать знакомить детей с понятием «Множество».
Программные задачи:
- закреплять умение детей формировать множества по определенным признакам;
- формировать умение детей определять множества с наибольшим, со средним и наименьшим числом элементов;
- упражнять детей распределять элементы между множествами, которые находятся между собой в определенных отношениях (объединение множеств, пересечение множеств, подмножество – множество, которое является частью другого множества);
- формировать учебные навыки;
- развивать логическое мышление, память, воображение;
- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;
- совершенствовать навыки работы на персональном компьютере.
Планируемый результат: умение детей определять множества, видеть элементы и взаимосвязь между элементами различных множеств.
Оборудование и материалы:
компьютерный класс, цифровой образовательный ресурс «Мир информатики», набор предметов, листочки с заданиями для детей, цветные карандаши.
Ход:
- Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Разложи на множества». Подойдите ко мне. На столе лежат предметы. Образуйте из этих предметов множества.

- Сколько множеств у вас получилось? Какие это множества? Сколько элементов в каждом множестве?
Ответы детей.
- Хорошо, ребята! А сейчас ещё раз посмотрите на эти же предметы и попробуйте образовать другие множества.
- Какие множества у вас получились? Сколько элементов в каждом множестве?
Ответы детей.
- Вывод: Из различного набора предметов можно создавать различное число множеств на основе общих свойств или признаков.
- Ребята, присаживайтесь за столы. Продолжаем работать дальше. Посмотрите на первый листочек с заданием. Какие множества здесь вы видите?


Ответы детей.
- Сейчас вы должны взять красный карандаш и закрасить элементы множества с наибольшим числом элементов. Какое множество самое большое и почему?
Ответы детей.
- Ребята, теперь вы должны найти множество со средним числом элементов и закрасить эти элементы жёлтым цветом. Какое это множество и почему?
Ответы детей.
- Теперь найдите множество с наименьшим числом элементов и закрасьте элементы этого множества в зелёный цвет.
- Молодцы! Переходим ко второму заданию на листочках.


Посмотрите: на листочках изображены предметы и 2 пересекающихся кружочка. Каждый кружочек – это множество. Прочитайте названия множеств. Теперь стрелочками от каждого предмета вы должны показать, какой предмет в какое множество должен быть помещён. Не забудьте про область пересечения двух множеств.
- Ребята, расскажите, что за множества у вас получились и сколько элементов содержит каждое множество.
Ответы детей.
- А что вы поместили в область пересечения двух множеств и почему?
Ответы детей.
- Ребята, вы справились с предложенными вам заданиями. Давайте сейчас перейдём к компьютерным столам. На рабочих столах уже открыты задания, где вы должны будете составить множества из предложенных вам элементов. Элементы располагаются в правой части экрана, нажимая на левую кнопку компьютерной мыши, вы должны перемещать предметы в левую часть экрана, там будет находиться кружок или несколько кружочков, символизирующих собой множества.
- Задание 1: составьте из соответствующих элементов множество, являющееся объединением двух множеств – множество рыб и множество птиц.


- Сколько элементов в данном множестве у вас получилось?
- В данном случае при объединении двух множеств мы получили множество живых существ.
- Задание 2: составьте множество живых существ, выделив подмножество – множество птиц.


- Сколько элементов у вас получилось во множестве птиц, а сколько во множестве живых существ?
Ответы детей.
- Задание 3: составьте множество предметов, сделанных человеком, выделив два подмножества - множество посуды и множество игрушек.


- Сколько элементов у вас получилось во множестве посуды, сколько во множестве игрушек, а сколько во множестве предметов, сделанных человеком?
Ответы детей.
- Задание 4: составьте множества обитателей моря и множество млекопитающих, не упустите момент, что здесь есть область пересечения этих двух множеств.


- Сколько элементов у вас получилось во множестве обитателей моря, а сколько во множестве млекопитающих?
Ответы детей.
- Ребята, для снятия зрительного напряжения давайте выполним гимнастику для глаз.
1 упражнение:
Часто – часто поморгай,
После глазки закрывай,
Сосчитай так до пяти
И сначала всё начни.
(можно выполнить 2 раза).


2 упражнение:
Зажмурь глаза, до трёх считай,
Затем их шире открывай.
И так, считая до пяти,
Ты, не моргая, вдаль - гляди!
3 упражнение:
Руку держим пред собой,
Не мотая головой,
Пальцем водим вверх и вниз,
Вправо – влево и следим!


- Ребята, присядьте на стульчики и скажите, пожалуйста, чем сегодня мы с вами занимались? Что нового вы сегодня узнали?
- Молодцы!