Церковь святого иова волковское кладбище расписание богослужений. А как было выбрано место под храм

Иерей Александр Нарушев

В это воскресенье, 19 марта 2017 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл чин великого освящения нового храма в честь святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси , Патриаршего подворья Старицкого Успенского монастыря, возведенного на западе столицы.

Накануне этого события мы побеседовали с его настоятелем иереем Александром Нарушевым, который рассказал о том, как проходило строительство, и о том, как новый храм изменил жизнь района.

― Отец Александр, как принималось решение построить храм в честь святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси?

― Инициатором и благотворителем строительства храма выступил Фонд возрождения Старицкого Успенского мужского монастыря . Дело в том, что жизнь Патриарха Иова была тесно связана и со Старицей, и с Москвой. Столица стала местом его Патриаршего служения, а Старица - местом его рождения, заточения и кончины. Здесь он начинал свой иноческий подвиг и здесь же, в Успенском Старицком монастыре, был заключен после несправедливого изгнания из Москвы. Когда же после падения Лжедмитрия I народ вновь просил святителя возвратиться в Первопрестольный град и занять Патриарший престол, здоровье Предстоятеля было совершенно подорвано. Слепой, он благословил на свое место митрополита Казанского Ермогена, а сам вернулся в Старицу, где в скором времени скончался.


Председатель Фонда В.Б. Христенко и исполнительный директор Фонда Ю.В. Александрин

Председатель Фонда Виктор Борисович Христенко возродил из небытия Старицкий монастырь в Тверской области. И в память о святителе Иове ему захотелось построить храм в городе, где тот нес свое Патриаршее служение. Такая возможность представилась в рамках Программы строительства православных храмов в Москве.


Святитель Иов

Наш храм, престол которого посвящен Патриарху Иову, пока единственный в мире. Насколько мне известно, второй строится в Волгограде. Наш приход носит название Патриаршего подворья Старицкого Успенского мужского монастыря. Этот статус сохраняет духовную связь с самим монастырем и оправдывает тот факт, что его подворье расположено в другой области, что нетрадиционно.

- А как было выбрано место под храм?

Это место на Можайском шоссе было выбрано неслучайно, поскольку именно в западном направлении от Москвы расположена Старица. И вероятно по этому пути когда-то отправлялся обоз со ссыльным святителем Иовом. Этой же дорогой он и возвращался обратно в столицу.

Наш район с одной стороны ограничен МКАДом, с другой ― Можайским шоссе, с третьей ― железной дорогой, а с четвертой сейчас будет строиться дорожная хорда, и, таким образом, мы будем отрезаны от всех других районов. Это и хорошо, и плохо. Определенная изолированность от внешнего мира способствует формированию общинной жизни, например. Это ценно.

На этом месте когда-то был пустырь, район назывался «Дубки», потому что в нем была дубовая роща. И при строительстве удалось сохранить остатки этой рощи, огораживая деревья специальными коробами, чтобы не повредить техникой стволы. Важно было сберечь этот оазис, когда вокруг сплошные автомобильные и железные дороги.

- Как Вы можете охарактеризовать свой приход?

Старожилы рассказывают, что здесь еще в XX веке деревенские жители пасли коров и овец. В 70-х же годах здесь было много предприятий, которые обеспечивали работой местное население. После закрытия заводов люди остались не у дел. Сейчас наш район нельзя назвать простым и благополучным в социальном плане.

Строительство храма поспособствовало тому, что сквер, окружающий храм, покинули собиравшиеся там бродяги. И теперь взрослые люди с детьми могут безбоязненно гулять по скверу и территории храма, которая получилась достаточно большой. Этой весной мы будем продолжать ее обустраивать и озеленять.

Народ встретил строительство храма воодушевленно. Встречи с жителями проходили очень дружелюбно. Была пара случаев, когда недовольство проявляли владельцы собак, сетуя на то, что им теперь негде будет гулять со своими питомцами, но это незначительный процент.

Думаю, храм был выстрадан жителями. Мы долгое время вывозили с территории стройки мусор, бутылки, шприцы.

Более того, совсем недалеко от места, на котором начиналось строительство храма, была «точка», где собирались блудницы. Попытки переговоров с ними ни к чему не приводили. Я просил их не совершать греха, объяснял, что здесь строится храм, что не нужно гневить Бога. Но в ответ мне даже угрожали. Однажды спросили: «Не боишься не доехать до дома?» На что я ответил: «Боюсь, у меня четверо детей, но молчать тоже не могу». Тогда я решил сменить тактику и начал действовать не уговорами или угрозами, а иным способом. Мы стали приходить к этим людям и поздравлять их с Рождеством, с Пасхой, приносили им куличи, освященные яйца. Это вызывало, с одной стороны, смущение, а с другой ― даже радость… Понимаете, в каждом человеке есть внутренний человек. И до какой бы степени он ни был очернен, в какие-то моменты совесть - голос Божий - все равно прорывается. И после наших визитов совесть у этих людей потихоньку начала сигнализировать о том, что что-то не так. Почему я обо всем этом вспоминаю... Мне довелось наблюдать такую прорвавшуюся совесть, и это удивительно. Одна из девушек такого контингента подошла ко мне как-то и говорит: «Батюшка, по соседству с нами живет мальчик, он очень хочет самокат, но у его мамы нет на это денег. И мы с девочками собрали некоторую сумму на эту его мечту. Передайте, пожалуйста, его маме». Но я предложил ей, чтобы они сами купили самокат и подарили мальчику. Так они и сделали. И вот это взаимное делание добра стало возможным в результате строительства нашего храма.

По причине неблагополучия этого района я дал установку сторожам и дежурным по храму лояльно относиться к людям в алкогольном опьянении. И мы никогда не выгоняем этих людей из храма, естественно, если они не хулиганят. Таких людей можно видеть у нас часто. Они приходят, замирают перед какой-нибудь иконой и о чем-то просят. Очень важно дать возможность человеку общаться с Богом в любом состоянии. По крайней мере, в нашем районе это крайняя необходимость. Уверен, что христианское, доброе, терпеливое отношение к человеку даст свои плоды, пусть не сразу, но это обязательно произойдет.

Два раза в месяц мы стали служить молебен с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Поначалу на него никто не приходил, но я знал, что нужно продолжать служить, что люди потянутся на этот огонек. 12 лет я служил в храме, который неподалеку отсюда, и знал нужды прихожан. Сейчас на молебен приходит 35-40 человек, для воскресного вечера это хорошо. Часто на него приходят люди в алкогольном опьянении, им порой стыдно зайти в храм в трезвом состоянии, а когда они пьяны, им нужно с кем-то поговорить, излить душу батюшке, и я говорю этим людям: «Иди на молебен, поплачь перед Богом. Выпей святой воды, если опять потянет к бутылке». Есть несколько человек, которые начали ходить регулярно. Один из них, Сергий, очень необычный внешне. Он очень высокий, лицо у него все посечено шрамами. Поначалу я его даже боялся. Сейчас он куда-то пропал, я его ищу. Видимо, он опять сорвался.

Одной из первостепенных задач в социальной работе стала работа с зависимыми и созависимыми людьми. Уже полтора года при храме работает группа «Сретение», которая помогает созависимым, т.е. тем людям, у которых алкоголизмом или наркоманией страдают близкие. Для самих страждущих создана группа помощи по системе «12 шагов», ее мы сейчас адаптируем, «воцерковляем».

Было несколько случаев, когда среди ночи в храм приходили женщины с детьми. Из дома их выгоняли пьяные мужья, и им некуда было пойти. Тогда мы поняли, что комната матери и ребенка, которую Святейший Владыка благословил сделать при каждом храме, нам просто необходима. В нашем случае она может стать местом, куда в случае нужды придет несчастная мать со своим чадом. И несколько раз наша комната уже становилась приютом.


С епископом Егорьевским Тихоном, управляющим Западным викариатством

Одной из особенностей нашего прихода является, если можно так выразиться, «текучесть» людей. Это обусловлено тем, что в нашем районе жилье в основном съемное. Люди приезжают в Москву, устраиваются на работу, снимают квартиру, ходят в храм. Если что-то не складывается, они уезжают, а перед этим приходят прощаться. Я с большой грустью с ними расстаюсь, я к ним привыкаю, но приходиться прощаться. Мы обнимаемся, молимся друг за друга и продолжаем общение в соцсетях.

Наш приход многонационален. У нас есть молдаване, грузины, осетины, армяне.

Храм для приезжих людей - это не только место молитвы, но еще и место ностальгии по родине. Ведь «Москва слезам не верит», и когда им тяжело, они приходят именно сюда.

Я с радостью узнаю традиции разных стран. Мы на приходе печем национальный постный хлеб, молдавские косички, пироги с тыквой. Прихожане специально приносят в трапезную тыквы для этих пирогов. У грузин кухня в основном мясная, поэтому их блюда готовим с наступлением Пасхи. В последние недели поста начинаются завозы аджики, сациви, «Киндзмараули». Мы накрываем столы под большой яблоней во дворе храма и украшаем их блюдами национальной кухни той или иной страны.

Несмотря на непростое социальное положение наших прихожан, они по мере возможности помогают храму. У нас замечательные люди, очень искренние, добрые, они много помогают приходу своим трудом.

- Помимо работы с людьми с различного рода зависимостями при храме работает воскресная школа...

Да, почти сразу мы создали воскресную школу для детей, что привлекло и их родителей. В воскресной школе сейчас обучается около 80 детей. Дело в том, что у меня есть большой педагогический опыт и опыт в организации воскресной школы, это моя отдушина и пастырское утешение. С 2001 года я занимаюсь образовательной деятельностью, преподаю в школе Иоанна Богослова.

Мы принимаем всех. У нас учатся некоторые детки, которые даже еще не крещены. Но вот было уже три случая, когда детки сами изъявили желание креститься. Недавно одна девочка попросила разрешения стоять в храме на службе, а с наступлением тепла хочет покреститься (улыбается).

Несмотря на все сложности, у меня очень хороший приход, мне грех жаловаться. Этот район я знаю с детства, он всегда был непростым. И, признаться, когда меня назначили сюда, я даже немного испугался, представив, что меня ждет. Но Господь нас не оставляет.

Мы служили с самых первых дней в маленьком деревянном храме во имя Московских святителей. Это крайне важно ― как можно скорее начинать совершать богослужения. Однажды на праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в храме сломался генератор отопления, а на улице стоял 20-градусный мороз. В храме промерзли углы, стены покрылись инеем, вино загустело, я замерз просто до испуга, выходил греться на клирос, была даже минутная слабость, но все же мы решили службы не прекращать. Ведь если Господь посылает возможность совершить хотя бы малый подвиг, не нужно пренебрегать этой возможностью. Ничего доброго не случается без трудностей, это нормально. Задуматься нужно тогда, когда все идет гладко.

Мы признательны Виктору Борисовичу Христенко, у нас сложились теплые отношения. Во время строительства он часто посещал наш храм, постоянно интересовался ходом работ, внимательно вникая во все детали.


Епископ Игнатий (Пунин), в 2011-2015 гг. управляющий Западным викариатством

С любовью вспоминаю нашего предыдущего викария ― владыку Игнатия . Он заботливо окормлял наш храм, поддерживал на всех этапах строительства, сам ходил по подвалам и крышам. Приезжал на все знаковые для храма события, от закладки камня до малого освящения. Сейчас его перевели на Выборгскую кафедру, о чем мы очень скорбели. И когда мы встречаемся на каких-то мероприятиях, он всегда живо интересуется делами на приходе.

Небольшая (на 200–300 человек) двухэтажная церковь в русско-византийском стиле – единственная ныне действующая на кладбище. Она была заложена 19 мая 1885 по проекту И. А. Аристархова, молодого зодчего, который при постройке скончался и был погребен в нижнем храме вмч. Артемона. После него строительство продолжал вести А. Н. Немченинов по частично измененному проекту.
Возводилась церковь на средства пот. поч. гражд. Параскевы Михайловны Крюковой над могилой ее мужа – чаеторговца Иова Михайловича Крюкова. Здесь была также похоронена сама благотворительница и ее близкие, отчего в народе храм именовали „Крюковским“. Постройка и украшение здания обошлись семье в 200 тыс. руб. Освящение произвел 29 октября 1887 митрополит Исидор. Пресса похвалила „изящество архитектуры и богатство внутренних украшений, образов и утвари“.
Двухъярусный иконостас вырезал П. С. Абросимов; настенную роспись в русском стиле XVII века „с позолотою“ исполнили живописцы И. Т. Трифонов (он же –автор местных икон), Бутков, Карузин. Ряд образов в иконостасе изображает небесных покровителей семьи Крюковых. Колокола были отлиты на охтинском заводе Орлова (сняты в 1933).
До революции в церкви служили редко, в основном заупокойные литургии. После 1917 она стала приходской и, несмотря на угрозу закрытия в 1932, действовала непрерывно.
Усыпальница была освящена в 1949 как придел Нерукотворного Спаса, и в нем установлен одноярусный иконостас. 13 августа 1976 церковь освятил после капремонта архиепископ Тихвинский Мелитон.
---
Церковь святого праведного Иова Многострадального построена над могилой почетного потомственного гражданина, купца 1-ой гильдии, чаеторговца Иова Михайловича Крюкова, умершего в 1884 г. Храм построен на средства его вдовы Параскевы Михайловны Крюковой.

Церковь заложили 19 мая 1885 г. в годовщину смерти Крюкова. Воспитанник Петербургской академии художеств, молодой архитектор Иван Аристархович Аристархов создал проект небольшого, с верхним и нижнем приделами храма. Архитектор во время строительства скончался в возрасте тридцати четырех лет и был похоронен в нижнем приделе великомученика Артамона. Продолжал строительство, по данным некоторых источников, А. Н. Немченинов.

Церковь выстроена за два года и освящена 28 сентября 1887 г. митрополитом Исидором.
Постепенно весь подвальный этаж был занят усыпальницей семейства Крюковых: в склепах были погребены девять человек.

Церковь построена в русско-византийском стиле на основе альбомов образцовых проектов К. А. Тона. Это пятиглавый храм с трапезной и шатровой колокольней над притвором. Декоративное убранство ориентировано на традиции московского и ярославского зодчества. Высокий цоколь выполнен из путиловской плитки.

Друхярусный иконостас изготовлен в мастерской П. С. Абросмова. Храм расписан Трифоновым, Бутковым и Карузиным. И. Т. Трифонов также автор многих местных икон.
Колокола были отлиты на охтинском заводе Орлова.
До революции храм использовался лишь для заупокойных служб. После революции она стала приходской.
В 1932 г. храм хотели закрыть, но ограничились лишь изъятием ценностей и снятием колоколов в 1933 г. Церковь стала приходской и действовала непрерывно, даже во время блокады Ленинграда. В 1936 г. в нее передали часть икон из других уничтоженных храмов Волковского православного кладбища.
В 1949 г. усыпальницу освятили как придел во имя Спаса Нерукотворного Образа в память о кладбищенском Спасском соборе, в 1936 г. закрытом и переданным под цех предприятия «Монументскульптура». В приделе установили одноярусный иконостас.

В 1970-х гг. проведен капремонт, после ремонта 13 августа 1976 церковь освятил после капремонта архиепископ Тихвинский Мелитон.
В 1996 г. были отремонтированы фасады церкви, а в 2001 г. проведены значительные ремонтно-реставрационные работы с восстановлением нижнего храма.

Э та церковь, единственная на всем северо-западе Руси, освященная во имя Святого Праведного Иова Многострадального, построена по инициативе и на средства Параскевы Крюковой над могилой её мужа Иова Михайловича Крюкова. В годовщину смерти Крюкова, был заложен храм во имя небесного покровителя покойного. Таким образом, церковь являет собой тип ктиторского храма-усыпальницы. Проект церкви выполнил архитектор Иван Аристархович Аристархов. Весь подвальный этаж был занят семейной усыпальницей Крюковых, здесь же в притворе, был погребен И.А. Аристархов. Известно, что в этой церкви часто бывал император Николай II.

А рхитектура храма соответствует традиции русского стиля. Его основоположником стал профессор архитектуры К.А. Тон. Его образцовые проекты официально рекомендовались для нового церковного строительства и широко использовались. Композиция церкви св. Иова соответствует альбомам К.А. Тона и традиционной для русского зодчества трехчастной схеме: центральный четверик, завершенный пятиглавием, с примыкающей к нему алтарной частью, трапезная и шатровая колокольня над притвором. Декоративное убранство церкви ориентировано на традиции московского и ярославского зодчества - луковичное пятиглавие, кокошники, шатер, ширинки. Основной четверик завершен пятью главами (центральная - световая) на постаменте. Стены церкви оштукатурены и покрашены в желтый цвет, элементы архитектурного декора выбелены.

Ц ерковь имеет высокий цоколь, нижняя часть которого облицована путиловской плитой. Декоративную отделку четверика составляют лопатки, углы которых выделены колонками. В центре боковых фасадов - два узких, парных арочных окна, обрамленные пилястрами и полуциркульными кокошниками. Арочные окна трапезной (по одному на боковых фасадах) обрамлены пилястрами, на которые опираются треугольные сандрики. Два центральных кокошника - трехчастные. Центральный барабан больше угловых, декорирован кокошниками и колончатым поясом, в котором прорезаны арочные окна. Луковичные главки окрашены в зеленый цвет, ажурные шестиконечные кресты вызолочены.

С тены алтарной части также украшены пилястрами и кокошниками. Боковые части притвора с 1994 - 1995 гг. украшены прямоугольными иконами, изображающими св. Иова (слева) и Спасителя (справа).

Н ад кровлей притвора возвышается основание яруса звона. По сторонам окна - прямоугольные ширинки. Восьмигранный ярус звона прорезан арками по сторонам света; диагональные грани декорированы парными пилястрами с капителями, в завершении каждой грани - килевидный кокошник. Колокольня увенчана восьмигранным шатром с прямоугольными слухами, обрамленными колонками и завершениями в виде килевидных кокошников. Восьмигранный барабан над шатром венчает луковичная главка.

Э та церковь никогда не закрывалась, работала даже во время блокады. В церкви сохранились не только ее убранство, иконы, но также в неё были переданы многие замечательные иконы, предметы утвари из других, закрытых к 1936 г. и уничтоженных храмов Волковского кладбища. Но и утраты памятника многочисленны: ряд икон и церковная утварь, а также потеря ряда захоронений в усыпальнице. Главным достоянием церкви является икона Святого Артемия с частицами его мощей.

С огласно указу Президента РФ, эта единственная сохранившаяся церковная постройка архитектора И. Аристархова в феврале 1995 г. объявлена памятником истории и культуры федерального значения.

В озле северо-западного угла церкви находится часовня-усыпальница второй половины XIX - начала ХХ века с шатровым завершением; в ней ныне совершаются отпевания.

С вятой праведный Иов жил в Северной Аравии, в земле Уц. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было семь сыновей и три дочери, множество скота и всякого имения.

О днажды, когда перед Престолом Божиим предстали Святые Ангелы, явился между ними и сатана. Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов - Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать а него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: «Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся». После этого Иов внезапно лишился всех своих Богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился Богу и сказал: "Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!" И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.

К огда Ангелы Божии вновь предстали перед Господом и среди их сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: "Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги". После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью - проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепом скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его. Жена его не только не поддерживала своего мужа, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и, наконец, посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов отвечал жене: "Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, злого не будем принимать?" И не согрешил праведный ни в чем перед Богом.

У слышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом за грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться. Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле. Праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих. Праведник всем сердцем раскаялся в этих мыслях и сказал: "Я ничтожен, отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле". Тогда Господь возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде.

С вятой Иоанн Златоуст говорит: "Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати".

Волковское кладбище

Название Волковскому некрополю дала одноименная деревня, располагавшаяся здесь задолго до основания Санкт-Петербурга. Первые документальные сведения о ней относятся к середине 17 века. Церковь св. Иова была четвертой по счету церковью, построенной на территории кладбища. В 18-19 вв. Волковский некрополь был крупнейшим в Петербурге. Из-за отсутствия должной систематической денежной поддержки кладбище почти не поддерживалось в надлежащем состоянии, и потому его старая часть сегодня выглядит скорее неухоженным парком, чем благоустроенной территорией.

Чтобы облегчить перемещение по извечной грязи некрополя, его дорожки издавна мостили досками, от которых пошло название "мостки". Северо-восточная часть Волковского кладбища со второй половины XIX века получила название "Литературные мостки" , поскольку стала традиционным местом погребения известных деятелей литературы и искусства. Первым в этом списке был А. Радищев, затем В. Белинский, А. Добролюбов, И. Тургенев, М. Салтыков-Щедрин, В. Немирович-Данченко, Д. Менделеев и многие другие.

Можно посмотреть карту "Литературных мостков".

Помимо православного, Волковский некрополь включает в себя также страообрядческое и лютеранское кладбища, многие надгробия которых представляют собой выдающиеся образцы ритуальной архитектуры.

Церковь св. Иова — одна из самых известных святынь Санкт-Петербурга, так как это единственный храм, до настоящего времени действующий на территории одного из крупнейших некрополей северной столицы - Волковского православного кладбища.

История строительства церквей в некрополе началась 3 декабря 1759 года, когда во имя Спаса Нерукотворного была освящена церковь, построенная от губернской канцелярии. Небольшая однопрестольная постройка, тесная и холодная, не отвечала всем запросам прихожан. И в 1776-1777 годах стараниями купца Н. Швецова (Шевцова) возвели теплый деревянный храм, освященный в октябре 1777 году. Однако через год она сгорела дотла, и служители церкви активно взялись за постройку каменного храма. Уже 13 сентября 1785 г. его освятил один из выдающихся российских епископов — митрополит Гавриил (Петров). Предполагается, что проект мог создать один из самых знаменитых русских зодчих, автор Свято-Троицкого собора в Александро-Невской лавре, И.Г Старов. В 1831-1834 годы архитектором А.Ф. Воцким была надстроена колокольня и возведена ограда с воротами.

Со временем Спасская Церковь стала разрушаться. И было принято решение о постройке нового храма, проект которого составил В.И. Беретти. Однако церковь была заложена только в 1837 году при митрополите Серафиме по упрощенному и значительно удешевленному проекту Ф.И. Руско. Величественный трехпрестольный храм во имя святого Иова освятил в 1842 г. руководитель Грузинской православной епархии митрополит Иона. Позднее по его образцу возвели еще одну церковь - Всесвятскую. Таким образом, церковь св. Иова является предпоследней по времени постройки из пяти храмов Волковского кладбища, и единственная на данный момент сохранившаяся в своем первоначальном виде.

В начале XX в. церковь св. Иова часто называли «Крюковской». В народном имени церкви отразилась благодарность к «создателям и благотворителям святаго храма сего» — санкт-петербургским купцам Крюковым, на средства которых осуществлялись строительство и отделка храма. Храм был рассчитан на 180 человек, хоры на 40 человек. Весь подвальный этаж церкви был занят семейной усыпальницей Крюковых. В ней находилось 9 захоронений. Таким образом, церковь являет собой тип ктиторского храма-усыпальницы, что подчеркнуто ее редким посвящением. Ныне в церкви сохранились три плиты с погребальными надписями.

Справка

Ктитор (от греч. κτήτωρ — собственник; основатель, создатель) — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства. В Католической традиции такое лицо называется донатором .

В предреволюционный период в церкви совершались редкие и нерегулярные, чаще всего заупокойные богослужения, так как при существовании единого прихода постоянные богослужения проходили только лишь в Спасской и Воскресенской церквях. После революции договоры о возвращении церкви верующим заключались в 1928, 1930, 1931 и 1932 годах. Позднее было снято большинство колоколов, а с июля 1933 года власти и вовсе запретили колокольный звон.

Архитектура храма точно соответствует традиции русского стиля, получившего свое распространение в церковном зодчестве Российской империи с 1830-х гг. Мастера русского стиля стремились к возрождению национальной архитектурной традиции, в основном утраченной с эпохи петровских реформ, и ориентировались на памятники древнерусской архитектуры. Считается, что в области архитектуры русский стиль зримо воплотил единство Православной Церкви, самодержавной власти и национального начала.

Русский стиль был очень близко принят заказчиками, в первую очередь, царской фамилией. Благодаря этому ему удавалось доминировать в православном церковном строительстве Российской империи вплоть до революции 1917 года, после которой строительство храмов было прекращено.



Святыня возводится как патриаршее подворье одного из старейших на тверской земле Свято-Успенского Старицкого монастыря.

Патриарх Кирилл, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор и председатель Совета Фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря Виктор Христенко с воспитанниками Центра духовного развития детей и молодежи «Образ» на торжествах,посвященных 900-летию Старицкой обители

Жизнь прихода проходит пока в маленькой церкви Московских святителей. «Звонница пожертвована нашей прихожанкой Тамарой», – рассказывает настоятель отец Александр. Батюшка вспоминает, как одну из первых Литургий служили в декабре, в лютый мороз, в темноте из-за испортившегося дизельного генератора. Тогда в храме были человек шесть. Сейчас же каждое воскресенье он полон, в большие праздники в службе участвуют до пятиста человек. Люди стоят на улице, богослужение транслируется через громкоговорители.

Кстати, с их появлением связана интересная история. Средств у нового прихода немного, и отец Александр решил приобрести самую дешевую аппаратуру. Но торговец с соседней «Горбушки», к которому обратился священник, подъехав к храму, покачал головой и сказал, что дешевая аппаратура здесь не годится. И… подарил хорошую, качественную технику.

Большие надежды возлагает отец Александр на строящийся по соседству с храмом дом причта. В нем помимо трапезной, библиотеки, воскресной школы батюшка планирует создать небольшой спортзал для молодежи. К священнику подходили уже и участники самодеятельного молодежного театра, им нужна площадка для спектаклей. Кто знает, может быть, и для них найдется место.

Отец Александр рассказал одну историю. Однажды, готовясь к Евхаристии, он с ужасом обнаружил, что в хлопотах забыл приобрести хлеб и вино для Святого Причастия. Что делать? Он уже готов был обратиться за помощью к настоятелю соседнего храма, как ему сказали, что в храме ждет незнакомый монах. Священник зашел в церковь, но монаха не застал – видимо, тот, не дождавшись, ушел. А на столе оставил сверток, в котором были кагор и квасной хлеб. «Может быть, сам святитель Иов заходил», – улыбается настоятель.

Строительство:

Инвестор: Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря

Генподрядчик: УРиРУО

Субподрядчик: ЗАО БалтСтрой

Проектировщик: ГУП «Моспроект-2»

Адрес: Можайское шоссе, д. 54

Настоятель: иерей Александр Нарушев