Конспект занятия с региональным компонентом подготовительной группе. Конспект НОД в подготовительной группе «Дорогами Победы

УО Администрации г. Новочеркасска

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №11

Примерный конспект НОД

по использованию регионального компонента

на занятиях по подготовке к обучению грамоте

для детей старшего дошкольного возраста

«В гостях у Нахалёнка»

Разработала

учитель – логопед Батаева С. А.

г. Новочеркасск

Цель: Содействовать воспитанию старших дошкольников как жителей Дона, как наследников культуры и истории прошедших поколений.

Задачи:

▫ Обогащение знаний и представлений детей о родном крае.

▫ Развитие речемыслительной памяти через отгадывание загадок, договаривание пословиц.

▫ Обогащение и активизация словарного запаса детей региональным материалом (быт, культура и т.д.).

▫ Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах в предложных и беспредложных конструкциях с опорой на карточку – символ.

▫ Совершенствование навыка составления распространенных описательных предложений по серии картин.

▫ Дальнейшее развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, общей моторики, координирования речи с движением.

▫ Работа по профилактике артикуляторно – акустической дисграфии через совершенствование навыка слогового анализа.

Средства обучения : компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, экран.

Создание проблемной ситуации.

Нам по электронной почте пришло письмо, нужно поторопиться, чтобы успеть прочитать его.

Показ мультимедийной презентации.

Кто это нам прислал письмо? (Нахаленок) Кто такой Нахаленок? (мальчик, герой произведения Михаила Александровича Шолохова) О ком писал М. А. Шолохов? (о казаках) А кто же такие казаки? (вольные люди, которые бежали от богатых, селились на Дону) Правильно, Михаил Александрович тоже был донским казаком. А Нахаленок казак? (когда он вырастет будет казаком, а пока еще маленький – он казачонок)

Появляется текст: Я хотел вам написать о казаках, но писать я не умею, поэтому постарайтесь сами догадаться обо всем по рисункам.

Как называется жильё казаков? (казаки жили в хатах и куренях) Что такое хата? (Хата – это дом казака, она была очень маленькой всего из двух комнат, крыша была из камыша, стены тоже из камыша, но сверху их обмазывали глиной. Курень – большой дом. Он был из двух этажей – низов и верхов, с высокими лестницами. Курень разделялся на две половины – мужскую и женскую. Его строили из дерева. Крышу покрывали железом или шифером.)

Заботливые хозяйки делали все, чтобы дом был красивым как снаружи, так и внутри. В доме было много разных предметов, которые нужны были в домашнем хозяйстве. Вам передали картинки с изображениями различных предметов. Откройте конверты и расскажите, что у вас там находится. (нельзя ответить, потому что все картинки рассыпались на мелкие части, сначала их нужно собрать)

Составление целого изображения из отдельных фрагментов.

(ведра и коромысло, сети и рыба, ложка, кот, муравьи, метла)

А теперь постарайтесь отгадать загадки, используя свои картинки.

Кривой двух братцев

Понес к Дону купаться.

Пока братцы купаются,

Кривой на берегу валяется.

(ведра и коромысло)

Не казак, а с усами,

О четырех ногах, а не конь,

Песни распевает,

Каждый его знает.

(кот)

Для гостей дом

Опускали в Дон.

Когда с воды подняли,

Всех гостей собрали.

(сети и рыба)

Пришли казаки без топоров,

Срубили избу без углов.

(муравьи)

Лохматый казак,

Посередине кушак,

По двору ходит,

Порядок наводит.

(веник)

Летала пташка

Промеж рта и чашки.

(ложка)

Чем же занимались казаки? (показ иллюстраций)

(Защищали Родину, ловко скакали на конях, были казаки – кузнецы. Они работали в кузницах, делали разные вещи для дома и подковы для лошадей. Казачки с казачатами собирали виноград. Казаки плели из виноградных веток корзины, верши для ловли рыбы и раков, и даже сундуки. Посуду казаки нигде не покупали, а делали ее сами из специальной глины. Казаки ловили рыбу сетями).

Посмотрите, ребята, что это нам Нахаленок показывает! Так бывает или нет? (в речке поймали лису)

А мы с вами тоже знаем небывальщину, сможем ее рассказать?

Логоритмическое упражнение «Небывальщина».

Щука плавает в Дону, спит на яблоне в саду…

Шерсть смотали мы в клубок, выйдет шелковый платок!...

Закудахтал пес Барбос: в конуре яичко снес…

В марте стаял снег и лед – это к нам весна идет!

Куда же пропал Нахаленок? Наверное он решил поиграть с вами в прятки. Внимательно посмотрите на картинку, пользуясь специальным значком, ответьте, где Нахаленок? (под лавкой, в подсолнухах, на крыше, в хате, за куренем)

Что теперь нам хотел показать Нахаленок? (коней) Да, конь для казака – самый верный друг. Про него казаки пели песни, придумывали сказки и пословицы. А о чем еще казаки слагали пословицы? (о труде, о песнях, о Родине и т.д.) У нас есть начало пословицы, но нет конца.

Игра «Добавлялки».

Казак с конем (когда?) - ………….. и ночью, и днем.

Казачьи песни слушать – ……… мед ложкой кушать.

Земля донская - ……….. казаку мать родная.

Ветру – поле, а казаку – ………. воля.

Не ленись казак с плужком, …….. весной будешь с пирожком.

Казак-донец – и…. швец, и …. жнец, и ….. на дуде игрец, и ………. в хоре певец, и ……. в бою молодец!

Мы сегодня с вами уже собирали рассыпанные картинки, а теперь у Нахаленка рассыпались слова. Следите внимательно за конем, читаем слоги по порядку. Затем из карточек на столе составляем такое же слово.

(КАЗАЧКА, ХАТА, КАМЫШИ, ЛАМПАСЫ)

Вы справились со всеми заданиями, знаете много казачьих пословиц. А что это такое? (мяч) Для чего он нужен? (играть) Где будем играть с мячом? (на улице) Отправляемся на улицу играть с мячом в «Воеводу».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Теремок»
г.Назарово Красноярского края

Конспект НОД по национальному региональному компоненту
«Народы Сибири - сибирские татары» в подготовительной группе»
Март 2016г.
Подготовила: воспитатель Шевченко С.А.
Цель:
Расширение и углубление знаний детей о народах Сибири
Образовательные задачи:
Продолжать знакомить детей с многонациональным составом населения Красноярского края
Развивать интерес к культуре народов Красноярья
Развивающие задачи:
Активизировать познавательную активность
Побуждать детей проявлять инициативу в речи и действиях
Развивать воображение, творческую активность
Воспитательные задачи:
Формировать доброжелательное отношение к сверстникам во время совместной деятельности
Воспитывать бережное отношение к вещам
Воспитывать уважительное отношение к людям другой национальности, их традициям
Интеграция Образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство привязанности к малой родине
Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Красноярья, стремление сохранять национальные ценности
Познавательное развитие:
Приобщать детей к истории Красноярского края
Формировать представления детей о культуре родного края через ознакомление с традициями сибирских татар
Речевое развитие:
Развивать речь, мышление, способствовать свободному общению с окружающими
Художественно-эстетическое развитие:
Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности
Воспитывать любовь к родному краю через слушание стихов, музыки, песен, национальную одежду, «Хоровод дружбы»
Физическое развитие:
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры сибирских татар

Оборудование и материалы
Иллюстрации с изображением людей в татарских костюмах, рукописная книга«Культура татарского народа», элементы татарского костюма(тюбетейка, камзул, платок), татарская музыка в записи
Форма проведения
Непосредственно образовательная деятельность с использованием культурного наследия татарского народа
Участники:
- Дети подготовительной группы
- Педагоги ДОУ
- Родители воспитанников
Предварительная работа:
- Беседы о многонациональности родной страны, края, города
- Оформление рукописной книги
- Чтение сказок народов Сибири
Взаимодействие с семьей:Создание рукописной книги «Культура татарского народа»
Ход:
Ребёнок:
Родина– слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Воспитатель: Широка и необъятна наша Родина.
Как называется наша Родина – наша страна?
Дети: Россия
Воспитатель: В каком крае мы живём?
Дети: В Красноярском крае
Воспитатель: В каком городе?
Дети: в городе Назарово
Воспитатель: Наша страна, наш край, наш город – многонациональный, это значит, что в нем живут разные народы.
- Какие народы живут в нашем городе?
Дети: русские, украинцы, татары, армяне
Ребёнок:
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
(В.Степанов «Российская семья»)

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с культурой одного из народов, проживающим в нашем городе – сибирскими татарами.
А поможет нам в этом – рукописная книга, созданная семьёй Руслана Габдуллина. Авторы книги: Руслан, мама Наталья Сергеевна, папа Ренат Ахатович.
Приглашаем авторов книги – Наталью Сергеевну и Руслана
Наталья Сергеевна: Мы поздороваемся на русском и на татарском языках: «Исенмесез, балалар! Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Рассказ Натальи Сергеевны и Руслана о сибирских татарах с презентацией рукописной книги.

Песня на татарском языке в исполнении Руслана
РассказНатальи Сергеевны онациональных костюмах сибирских татарс показомэлементов одежды (камзул, платок, тюбетейка)
Физминутка
Татарская народная игра «Тюбетейка» (под татарскую плясовую мелодию)
Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка (передают по кругу). Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот показывает движения. Все за ним повторяют. Затем вновь тюбетейку передают по кругу.

Рассказ Натальи Сергеевны о празднике «Сабантуй» с показом слайдов.
Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный праздник. Он проводится после окончания весенних полевых работ. На этом празднике люди соревнуются в силе, ловкости и выносливости.
Соревнование для мальчиков: для мальчиков – «Силачи» (поднятие гантелей).
А теперь проверим на быстроту и ловкость рукодельниц.
Иградля девочек– «Смотай клубок»

Показ церемонии чаепития
Воспитатель: Сегодня мы увидели, как живут, поют, танцуют, играют дети разных национальностей. Многие говорят на разных языках, но все они любят свой дом, семью, свою Родину, хотят жить весело, дружно и мирно.
Предлагаем наш праздник закончить “Хороводом дружбы”.
Участники и гости встают в «Хоровод дружбы».

Юлия Кудряшова
Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Родной край» в подготовительной группе

Задачи : обобщить знание детей с родным краем , о его растительном и животном мире. Уточнить представление детей о родной городе , крае : углубить знания детей об Уфе. Закрепить знание детей о предметах быта, изделиях народных умельцев , жилищем. Развивать интернациональные чувства и любовь к нашей многонациональной родине . Воспитывать интерес, гордость и любовь к родному краю .

Интеграции : коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, физическая культура, здоровье.

Оборудование, материалы : карты России, Уфы; иллюстрации г. Уфы, ноутбук, декоративные полотенца (с башкирскими орнаментами, иллюстрации с природой РБ, национальностями РБ , с достопримечательностями г. Уфы, альбом с видами старой Уфы, наглядные пособия «Искусство башкир» , , дидактическая игра «Птицы нашего края» , полоски бумаги для рисования, краски, кисти, стаканчики для воды, салфетки.

Предварительная работа : беседы, заучивания стихов, рассматривания альбомов, книг, иллюстраций на данную тему. Рассматривание иллюстрации с предметами быта, жилище (юрта, изделиями народных умельцев Башкирии . Экскурсия в парк Победы,

Ход непосредственно- образовательной деятельности :

Воспитатель : Дети как называется наша страна? (показ карты России)

Дети : Россия.

Воспитатель : Наша Родина большая, от запада до востока, от севера до юга. Назовите столицу России.

Дети : Москва.

Воспитатель : Это наша общая Родина, и где бы мы не жили – мы граждане России. Но у каждого из нас есть своя малая Родина. Послушайте отрывок из стихотворения Ф. Рахимкулова «Откуда родом ты» в исполнении… (читает ребенок) .

«Откуда родом ты?» - меня спросили,

И я ответил гордо : «Из России,

А если говорить точней – с Урала я,

Там родина – Башкирия моя»

У наших гор вершины до небес,

И соловьиных песен полон лес,

Богаты недра нефтью, серебром,

Поляны – ягодами, а сердца - добром.

Там Агидель несётся с горных круч –

Поток её прозрачен и могуч,

К великой Волге путь её лежит

Бегут года, и Агидель бежит.

Воспитатель : Как называется наша Республика?

Дети : Республика Башкортостан.

Воспитатель : Какой главный город Республики?

Дети : Столица Республики Башкортостан- город Уфа.

Воспитатель : Дети наша Республика многонациональна . В ней проживают люди 80 национальностей . Какие национальности вы знаете ?

Дети : Русскиее, башкиры, татары, украинцы, беларуссы, марийцы и т. д.

(презентация : «Историко-культурные центры Республики Башкортостан» )

Природа Башкирии необыкновенно красива : горы, равнины, степи, реки, озера (показ иллюстраций) . В лесах нашей Республики водятся много животных. Какие животные водятся в лесах нашего края?

Дети : Медведи, лисы, волки, рыси, бобры, лоси и др.

(презентация : ответы по слайдам)

Воспитатель : А еще встречаются более 300 видов птиц. Назовите знакомые вам.

Дидактическая игра «Птицы нашего края»

Дети : Сороки, голуби, вороны, синицы, воробьи, снегири и др.

Физминутка

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе- Уфе- столице Башкортостана. Уфа- главный город нашей Республики, здеесь живет и работает наше правительство во главе с президентом. Как зовут нашего президента? (Хамитов Рустем Закиевич) . Правительство заботится о том, чтобы все люди в нашей Республики жили хорошо и счастливо. А кто является коренным населением Республики?

Дети : Башкиры.

Воспитатель : Правильно. Тысячу лет живут башкиры на Урале, и только 455 лет назад возник на их земле первый город. Скажите с какого места начинался наш город? Правильно, там где сейчас стоит памятник «Монумент Дружбы» . (показ фото крепости Уфы, план города и памятник «Монумент Дружбы» ). Какие реки протекают в городе Уфе?

Дети : Самая главная река- красавица «Агидель» или «Белая» , названная так за серебристый цвет реки. Река Уфа- «Караидель» , и Дема. (показ на карте Уфы рек) .

Воспитатель : С тех пор город рос и развивался. Про Уфу было много написано стихотворений. Одно из них прочитает (читает ребенок)

«Уфа» Г. Рамазанов

Всего лишь три буквы, короткое слово,

Но где-то вдали его назови-

Сколько встанет за ним родного ,

Сколько в нём зазвучит любви!

В нём - отчизна отцов святая,

В нём - любимая, милый дом.

Сердце манит оно, сверкая,

Как три звёздочки над стихом.

Воспитатель : А какие города Республики вы знаете?

Дети : Сибай, Уфа, Учалы, Мелеуз, Салават, Стерлитамак, Туймазы, Белебей, Кумертау и др.

Воспитатель : Каждый город по своему красив и у каждого есть свои достопримечательности.

Воспитатель : Наш город большой и в нем много достопримечательностей. Есть различные памятники, музеи, кинотеатры. Сейчас мы проверим как вы знаете свой город. (презентация достопримечательностей города) . Ответы детей.

Дети : Госцирк, кинотеатры, кукольный театр, театр оперы и балета, русский драмтеатр, парки ипподром Акбузат, также много школ, ВУЗов и др.

Воспитатель : Башкирский народ был трудолюбивым, и очень любил играть. Башкирская детвора очень любила играть в различные игры. В одну из таких игр мы сейчас с вами поиграем.

Игра «Юрта»

Воспитатель : Молодцы, хорошо поиграли. А сейчас мы продолжим наше путешествие по нашему краю.

Много у нашего народа своих традиций, народ помнит и передает из поколения в поколение. Посмотрите, что это? (Юрта) - показ фото. Какой она формы, из чего сделана? (из войлока) . Из чего состоит узор?

Дети : Из геометрических фигур : ромбов, крестов.

Воспитатель : В Юрте было очень удобно, прохладно летом в жаркую погоду, и тепло, когда на улице холодно. В Юрте было красиво и просторно, там не было никакой мебели, кроме сундука, в котором хранились праздничные наряды. Юрта делилась на 2 части. Мужскую и женскую. Что находилось в женской половине, вспомните? (посуда, люлька, самовар, прялка, что в мужской? (одежда, оружие) . Много башкирских народных загадок были придуманы народом о своем быту и домашних животных : давайте разгадаем некоторые из них :

1) Пряжи мягонький моток мчится к речке со всех ног (утенок)

2) Мягкий желтенький комок по лужайке прыг на скок (цыпленок)

3) Там, где сладкое лежит, день деньской она жужжит (пчела)

Дети : На стенах висят полотенца, на сундуке аккуратно сложены постель и подушки, красиво вышитые.

Воспитатель : Молодцы, ребята. А сейчас я вас приглашаю сесть за столы. Сейчас мы с вами посмотрим красивые вещи, сделанные мастерицами, которые украшали жилища башкир. Народ всегда с уважением относится к тем людям, кто любил трудиться. Мы знаем пословицы о труде. Давайте вспомним их :

Дети :

Терпение и труд все перетрут.

Труд кормит- лень портит.

Терпение дает умение.

Маленький да удаленький.

Делу время потехе час.

Сделал дело- гуляй смело.

Любишь кататься- люби и саночки возить.

Воспитатель : Сегодня мы тоже будем мастерами, умельцами и украсим полотенца башкирским орнаментом. Какие цвета характерны для башкирского орнамента?

Дети : Зеленый- трава, листья; черный- земля; желтый и красный- солнце; синий- небо.

Воспитатель : Сейчас мы с вами попробуем нарисовать башкирский узор на наших полотенцах.

(после окончания работы любуемся результатами труда)

Воспитатель : Какие красивые полотенца у нас получились, получится замечательная выставка. А теперь давайте еще раз вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили, где мы были, и что вспоминали.

Цель: развивать познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста к природному миру Южного Урала.

1)закрепить знания детей о природе Южного Урала;

2)развивать любознательность, познавательный интерес к родному краю через нетрадиционные формы работы;

3)воспитывать патриотические чувства у детей.

Предшествующая работа: знакомство с природой Южного Урала, беседы, чтение различной литературы по данной теме, различные дидактические игры, посещение краеведческого музея и музея леса.

Материал и оборудование: барабан «Поле чудес», набор букв для составления слов, мольберт, вопросы и задания для детей, мультимедийная установка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: развивать познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста к природному миру Южного Урала.

Задачи:

  1. закрепить знания детей о природе Южного Урала;
  2. развивать любознательность, познавательный интерес к родному краю через нетрадиционные формы работы;
  3. воспитывать патриотические чувства у детей.

Предшествующая работа: знакомство с природой Южного Урала, беседы, чтение различной литературы по данной теме, различные дидактические игры, посещение краеведческого музея и музея леса.

Материал и оборудование: барабан «Поле чудес», набор букв для составления слов, мольберт, вопросы и задания для детей, мультимедийная установка.

Воспитатель: Ребята, мы с Вами знакомились с природой нашего края, изучали какие животные, птицы, насекомые живут рядом с нами, ездили в музей леса, тем самым мы узнали многое о природе Южного Урала.

И нам пришло приглашение из Москвы принять участие в «Капитал шоу Поле чудес» но так как мы пока все не сможем поехать, то «Поле чудес» приехало к нам. И, сегодня, здесь и сейчас мы поиграем в эту игру.

Входит «Якубович» (воспитатель): Здравствуйте, вы находитесь в телестудии Останкино. В эфире игра «Поле чудес».

Отборочный тур Вы уже прошли, и перед нами 9 участников, которые сегодня будут соревноваться за титул победителя шоу.

Итак, начнём.

Для начала разобьёмся на тройки. Дети из мешочка достают номерки соответствующие номеру тройки, в которых они будут участвовать.

Первый тур. Тема: «Животные Южного Урала».

Первая тройка. Я задам Вам вопросы по данной теме, кто первый ответит, тот первый будет крутить барабан, так же на второй вопрос, кто правильно отвечает, тот будет крутить барабан вторым, а кто не ответил на вопросы, тот будет крутить барабан третьим. Все вопросы будут показаны на экране.

Первый вопрос: Самый крупный зверь Челябинской области?

Ответ: Лось.

Определили 1 игрока.

А сей час определим, кто будет вторым крутить барабан.

Второй вопрос: Самый маленький (миниатюрный) зверёк нашего края?

Ответ: Землеройка.

Воспитатель: 1) расставляет детей, в очерёдности, кто как будет крутить барабан;

2)знакомит детей с правилами игры «Поле чудес».

Воспитатель: «Ребята, послушайте, пожалуйста, правила. Вращать барабан будем по очереди, далее я задаю Вам вопрос и если вам выпал результативных ход – вы называете букву, а если знаете слово, то можете назвать его целиком, если вам выпал сектор «приз» - можете забрать приз и покинуть игру, или отказаться от приза и продолжить игру, назвав при этом букву; также на барабане есть сектор «плюс» - при попадании на него вы можете открыть любую букву слова».

Вопрос первого тура: «По правилам игры «судоку» определите, какое животное должно находиться в квадрате№1?»

Ответ: лось.

Дети: отгадывают слово.

Помощник открывает буквы по мере необходимости. В конце тура

победитель получает медаль «Победитель 1 тура», а все игроки первой тройки раскраски «Животные Южного Урала».

Воспитатель: теперь вступает в игру вторая тройка игроков. Определим, кто первый, второй, третий будет крутить барабан.

Второй тур. Тема: «Птицы Южного Урала».

Первый вопрос: под каким номером находится силуэт самой распространённой городской птицы Южного Урала?

Ответ: №1 голубь.

Второй вопрос (звуковой): пение какой птицы Вы сейчас слышите?

Ответ: Соловей.

Вопрос второго тура: Какая птица, по мнению орнитологов, считается самой умной на Южном Урале?

Ответ: ворона.

Помощник открывает буквы по мере необходимости.

Победитель получает медаль «Победитель 2 тура», а все игроки второй тройки раскраски «Птицы Южного Урала».

И наконец, вступает в игру последняя тройка игроков.

Определим, кто первый, второй, третий будет крутить барабан.

Третий тур. Тема: «Деревья Южного Урала».

Первый вопрос: Под каким номером находится «лишнее» дерево? Объясни почему.

Ответ: №3 Баобаб. Потому что он растёт в Африке.

Второй вопрос: Найди закономерность, какое дерево должно быть следующим.

Ответ: берёза.

Вопрос 3 тура: Как называется такой лес?

Ответ: роща.

Воспитатель: Когда в лесу растёт какой–нибудь один вид деревьев, например, только берёзы, такой лес называют рощей.

Помощник открывает буквы по мере необходимости. Победитель получает медаль «Победитель 3 тура», а все игроки третей тройки раскраски «Деревья Южного Урала».

Финал.

Воспитатель: в финале играют победители, в той очередности, в которой проводились туры.

Финальный вопрос: Кто из представителей фауны Челябинской области может дольше всех обходится без еды, без вреда для своего организма.

Ответ: клещ. Клещи без пищи могут обходиться около 7 лет.

Победителю игры вручается грамота победителя.



Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данная тема недостаточно исследована и поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделяется должного внимания национально-региональному компоненту.


Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения происходят и в дошкольном образовании: вводится региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.


Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач: Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края; Познакомить детей с культурой и традициями родного края; Формировать представления о родном крае: истории, городах, улицах, профессиях; Познакомить с именами знаменитых земляков; Сформировать знания о живой и неживой природе родного края; Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания


Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал. 2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно- историческим фактам.) 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).


Реализация регионального компонента в ДОУ в настоящий момент происходит стихийно и без концентрации знаний дошкольников о родном крае. Следовательно, необходима целенаправленная работа по реализации национально- культурной направленности регионального компонента путем апробации выявленных педагогических условий. Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы ДОУ заключается в том, что в этот процесс должны быть включены педагоги, дети и родители.


Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми: специально организованные занятия; сотворчество воспитателя с детьми и родителями(совместная деятельность); самостоятельная деятельность; работа с родителями.


Знакомство детей с особенностями края включает в себя интеграцию в образовательной деятельности. Должны быть разработаны конспекты НОД, в соответствии с общей темой недели. Календарный план разрабатывается по блокам в соответствии с образовательными областями. При отборе краеведческих сведений для занятий важно придерживаться следующих правил: события местной истории и культуры должны быть понятными и доступными возрасту детей; факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными; предоставить детям возможность совершать маленькие «открытия». Специально организованные занятия(НОД).


Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских, уголках родного края, рассматривание альбомов, фотографий и т.д., но и участие в творческих конкурсах как внутри д/с, так и на уровне округа и района. Самостоятельная деятельность


Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении должна проводиться работа с родителями. Формы работы: творческие гостиные; Консультации; папки-передвижки; проектная деятельность: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник» и т. д. конкурсы и выставки; совместные экскурсии т.д. Работа с родителями


Одним из методов интеграции регионального компонента в образовательную деятельность ДОУ может быть включение разнообразных форм организации работы с детьми в годовое календарно-тематическое планирование. Охватывая весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ, уже на самом раннем этапе дошкольного детства, мы начинаем формировать у детей целостное представление о регионе, климатических условиях, коренном населении и окружающем нас мире природы.


Тема недели.Мероприятия. Моя страна. (Мой край. От Кенингсберга до Калининграда). НОД: художественное творчество «Герб нашей области и города». (рисование). Беседы с детьми:«Что-же это такое «Малая Родина», «История моего города», «Достопримечательности города Калининграда»., «Назови свои любимые места Калининградской обл. Где ты любишь гулять с родителями?». «Символика нашей обл. и города». Дидактические игры: «Достопримечательности Калининградской обл», «Разрезные картинки». дидактическая игра «Узнай и назови», », « Какие памятники Калининграда ты знаешь?» и т. д. Экскурсия « Город Калининград». Животные, растения. (Калининградской обл.) НОД Национальный парк «Куршская коса» «Животные Калининградской обл.» ; «Растения Калининградской обл.». Экскурсия в «Ботанический сад», Калининградский зоопарк Рассматривание альбомов, презентаций про животный и растительный мир Калининградской области, фотовыставка «Живой уголок Калининграда», и т.д. Лиственные и хвойные деревья. (Калининградский лес). НОД: Национальный парк «Куршская коса». Экскурсия на Куршскую косу, в парк, к озеру Зимующие птицы. (Птицы Калининградской обл). НОД: «Птицы Калининградской обл.» Экскурсия на Куршскую косу (орнитологическая станция, музейный центр), прогулка к озеру. Выставки, конкурсы «Домик для птиц», фотовыставкиа «Поможем птицам», рассматривание альбомов, фотографий. Д/и «Какая птица живет в наших лесах, в городе, у водоемов» и т.д. День защитника отечества. (Доблестная армия и флот Калининградской обл). Беседы по теме «Мой папа-военный»., «Моряки Балтийского флота» и т.д., художественное творчество «Балтийский флот»). Экскурсия в музей океана (экспозиция кораблей) и т.д.


Тема недели.Мероприятия. Народная культура и традиции. (Лавка ремёсел. Солнечный камень). Беседа: «Янтарь-солнечный камень». Экскурсии на хутор в п. Разино, п.Янтарный (карьер по добычи янтаря), музей янтаря. Просмотр мультимедийных презентаций «История янтаря», «Изделия из янтаря» и т.д., опытно-экспериментальная деятельность с янтарем, конкурс-выставка: изделия из янтаря своими руками и т.д. Космос. (Великие космонавты Калининградской обл). Беседы по теме. Рассматривание альбомов, презентаций о космосе и космонавтах- знаменитых земляках. Правила дорожного движения. (Прогулки по улицам нашего города). НОД: «Прогулка по Калининграду»,»Мы путешествуем на автобусе по родному Калининграду», художественное творчество «Улицы родного города». Экскурсия « Город Калининград»., экскурсия в автогородок парка «Юность» Люди. Взрослые и дети. (Знаменитые земляки). Беседы о знаменитых людях, родившихся или живших в Калининградской обл. День победы. (Память героев ВОВ увековечены в названиях городов и улиц. Памятные места). Беседы:« Страницы памяти», «По местам боевой славы», «Памятники героям». Просмотр презентаций. Экскурсия «Памятники ВОВ город Калининград». НОД «Штурм Кенигсберга» и т.д. Цветущие растения леса, сада, луга. (Наш « Город сад»). НОД: «Природа родного края». Просмотр презентации: «Растения Калининградской области» Прогулка в «Ботанический сад». Д/и. по теме. Стройка.НОД: художественное творчество: «Разные дома моего города», «Построим разные дома», «Город» (Дидактическая игра «Узнай и назови», Беседа: « Достопримечательности города Калининград».


Изучение родного края позволит нынешним дошколятам расширить свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе и крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим.


«Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания». В. А. Сухомлинский