Основные черты абсолютной монархии просвещенный абсолютизм. Просвещенный абсолютизм Екатерины II

Эпоха просвещенного абсолютизма

/193/ Когда в 1740 г. умер император Карл VI, его дочери Марии Терезии достались в наследство совершенно неясные политические отношения. Хотя Прагматическая санкция формально урегулировала вопрос о престолонаследии в ее пользу, слова принца Евгения о том, что сильная армия куда более полезна, чем этот договор, оказались пророческими. Король Пруссии Фридрих II вторгся в Силезию. Конфликт тянулся восемь лет, и Мария Терезия отделалась еще сравнительно легко. Она потеряла Силезию (что было для нее весьма болезненно) и некоторые небольшие области в Италии, однако в целом Дунайская монархия была сохранена неделимой, а ее муж Франц Стефан Лотарингский сумел – после короткого виттельсбахского интермеццо – стать императором под именем Франца I (1745–1765). Попытка вернуть утраченную Силезию в ходе Семилетней войны, в которой Мария Терезия, смело сменив союзников (renversement des alliances) , воевала на стороне Франции против Пруссии и Англии, – оказалась тщетной. Война завершилась подтверждением статус-кво. Однако вскоре были приобретены новые обширные территории: полученные после раздела Польши, в котором Мария Терезия, вопреки

«моральным соображениям», все-таки приняла участие, – Галиция и Лодомерия /194/ (1772) и присоединенная несколько позже (благодаря посредничеству при заключении Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Османской империей) Буковина (1775), уже занятая к тому времени австрийскими войсками. Когда сын Марии Терезии Иосиф II, бывший с 1765 г. главой Священной Римской империи и соправителем земель своей матери, вмешался в войну за баварское наследство, уставшая от войн правительница заключила за его спиной мирный договор и получила Иннфиртель, ставший с этого времени частью Верхней Австрии.

Однако не территориальное расширение монархии было важнейшим изменением этих пятидесяти двух лет (1740–1792). В правление Марии Терезии и ее сыновей Иосифа II и Леопольда II произошло изменение курса, давшее серьезные импульсы модернизации и централизации монархии Габсбургов. Традиционное обозначение этого периода как эпохи «просвещенного абсолютизма» верно отражает две его основные черты. Во второй половине XVIII столетия в стиле управления воцарился новый дух. Деяния правителей, казалось, стали более прогрессивными и рациональными, чем поколением прежде. Одним из важнейших обоснований для любых нововведений теперь считалась их полезность для государства и населения. Однако немалую роль играли и соображения, более свойственные абсолютизму, чем Просвещению. Правители пытались упростить систему управления и провести его централизацию. В этом смысле эпоха Марии Терезии и ее сыновей никоим образом не была противоположностью абсолютизму, являя собой, скорее, его развитие и апогей. Это наглядно проявилось в стремлении установить как можно более полный контроль над подданными. Все, что было заложено в XVII и начале XVIII столетия в процессе социального дисциплинирования, теперь получало законченный вид. Городское сословие государства окончательно превратилось в подданных, пусть даже новый стиль управления обеспечивал им /195/ некоторые права – например, религиозную терпимость. Так или иначе, определение «просвещенный» не должно скрывать от нас определяемого слова – «абсолютизм».

Перестройка государства вовсе не означала его полного обновления в духе Просвещения. Тот, кто рассматривает Марию Тере- /196/ зию как «просвещенную» правительницу, довольно быстро заподозрит, что многое в ее политике никак не соответствовало просветительским идеалам. Постоянно упоминаемый факт отмены Марией Терезией пыток отражает реальное положение дел, однако редко кто вспоминает, что в ее раннем законодательстве,

Nemesis Theresiana от 1768 г., еще подробно излагались точные правила применения пыток и лишь позднее, под влиянием советника Йозефа фон Зонненфельса и собственного сына, Иосифа II, Мария Терезия действительно пошла на отмену истязаний.

Сходные наблюдения можно сделать и в других областях, в особенности в сфере отношений между государством и церковью, игравших столь важную роль в реформах просвещенного абсолютизма. Мария Терезия еще пребывала под сильным воздействием барочного католицизма, чтение ее сыном Иосифом произведений просветителей казалось ей подозрительным, если не греховным, и в своих письмах она все время предостерегала его от знакомства с такими опасными идеями.

Тем не менее, правление Марии Терезии, несомненно, стало начальным периодом реформ и преобразования Габсбургской монархии. Первые попытки можно отметить уже в период войны за австрийское наследство. Так, в 1742 г. в качестве центрального учреждения была основана личная, придворная и государственная канцелярия (Haus-, Hof- und Staats- kanzlei), занимавшаяся внешнеполитическими вопросами. Несколько позднее были упразднены раздельные органы военной администрации для Внутренней и Передней Австрии, создававшие помехи работе придворного военного совета (Hofkriegsrat), и, таким образом, предприняты первые шаги к централизации военного управления. Однако собственно реформаторская деятельность началась лишь по окончании войны за австрийское наследство.

Видный специалист по истории государства и права Фридрих Вальтер метко охарактеризовал эту первую фазу реформ в 1745–1746 гг. как «внешнее упорядочение», которому не хватало объединяющей сквозной идеи. Лишь в 1749 г. началась большая государственная реформа.

Когда война окончилась, Мария Терезия, по ее собственным словам, обратила все свои «мысли… на одно лишь внутреннее /197/ устройство земель» – так начался период реформ. Новый просветительский дух отчетливо ощущается, когда Мария Терезия пишет: «И потому правитель страны обязан использовать все средства для облегчения участи своих земель и подданных, а также бедняков, а не расточать полученные деньги ради роскоши, тщеславия и великолепия». Насколько отличается эта точка зрения от расточительства эпохи барокко, пусть даже при Марии Терезии отход от барочного стиля жизни никогда не был столь очевиден, как при ее сыне Иосифе. Свою «материнскую опеку» Мария Терезия перенесла и на своих подданных, не только заботясь об эксплуатируемых крестьянах, но и пытаясь улучшить отношения в других областях, не будучи, разумеется, в состоянии перейти границ, установленных существующей системой и ее собственными воззрениями.

Мария Терезия разделяла возникший в эпоху Просвещения новый взгляд на власть, согласно которому государь правил не ради собственного удовольствия, а выполняя обязанности перед государством. Она формулировала это не в столь резкой форме, как ее противник Фридрих Прусский, называвший себя «первым слугой государства», однако ее переписка с детьми дает хороший материал для подобного вывода. Так, она поучала свою дочь Марию Антуанетту: «Мы живем в этом мире, чтобы делать добро нашим ближним. Ваша задача исполнена высочайшей ответственности, потому что мы существуем не для себя самих и не только для нашего развлечения».

Реформы Марии Терезии отчасти были ответом – впрочем, еще далеко не достаточным – на противоречия общества эпохи барокко. Уже ее отношение к войне, которую она называла «опустошением наших земель и наших кошельков», лишний раз недвусмысленно указывает, что хотя на протяжении большей части своего правления Мария Терезия вела войны, она была озабочена внутренним состоянием подвластных ей областей и в многочисленных предписаниях лично пеклась о больших и малых делах государства.

Для дальнейшего развития Австрии были особен-

Но важны государственная реформа и проведенное по прусскому образцу реформирование администрации, нацеленное на увеличение доходов государства. В рамках государственной реформы Мария Терезия попыталась добиться еще большего удаления дворянства от рычагов власти, ограничив его влияние сферой землевладения. Было проведено всеобщее

Налогообложение, распростра- /198/ ненное также на дворянство и духовенство, прежде свободные от налогов; основой для этого налогообложения послужили данные о собственности, собранные при составлении земельной описи (Терезианского кадастра).

Административные преобразования были проведены и на самом высшем уровне. Основанное в 1749 г. учреждение с названием Directorium in publicis et cameralibus обладало как политическими, так и финансовыми полномочиями, которые были изъяты из ведения придворной палаты (Hofkammer). Появилась и высшая судебно-правовая инстанция. Эта система была применена, за исключением Венгрии и Нидерландов, и к отдельным землям монархии, в каждой из которых в качестве высшего учреждения создавались «представительство и палата» и подчиненные им окружные ведомства.

Если эта первая фаза реформ была осуществлена, прежде всего, под руководством графа Фридриха Вильгельма фон Гаугвица, то с 1760 г. более заметным стало влияние графа Венцеля Антона фон Кауница. Было основано находящееся под его председательством центральное учреждение – государственный совет. Этот высший совещательный орган способствовал дальнейшему усилению централизма.

Для становящегося все более централизованным управления монархией была необходима единообразная правовая система, к созданию которой, однако, пока удалось только приступить. Подвластные Габсбургам земли сохраняли собственную правовую структуру, разумеется, весьма различную на отдельных территориях. Чтобы покончить с этим, сначала были собраны законодательства отдельных земель, а затем в Codex Theresianus 1769 г. дано изложение действующих законов, призванных служить основой правовой унификации. В изданной все в том же, 1769 г. Constitutio criminalis Maria Theresiana была кодифицирована существовавшая со средних веков правовая система, в том числе рассматривались такие способы следствия, как пытки, и такие злодеяния, как ведовство, чародейство и различные религиозные преступления. Все это стало общим законодательством для всей монархии, кроме Венгрии. Эта Constitutio criminalis, еще не /199/ несшая отпечатка идей Просвещения и естественного права, весьма характерна для довольно традиционного стиля правления Марии Терезии.

Впрочем, вполне в духе Просвещения правительница позаботилась о крестьянах, для которых создала в виде окружных ведомств инстанцию, защищавшую их от произвола светских и духовных землевладельцев, обладавших судебной властью над крепостными. Смягчение крепостного права, отмененного, однако, лишь ее сыном Иосифом, и ограничение крестьянских повинностей в пользу землевладельцев также пошли крестьянам на пользу.

Огромное значение для этой воинственной эпохи имела военная реформа. Реорганизация военного дела в целом была доверена фельдмаршалу графу Леопольду Йозефу Дауну, а артиллерии – князю Йозефу Венцелю Лихтенштейну. Императорская армия превратилась в австрийскую, причем огромную роль в этом сыграл прусский образец.

Одной из главных реформ Марии Терезии, безусловно, была школьная. В своей образовательной политике государство XVIII в., осознавшее благодаря идеям Просвещения значение всеобщего образования, стремилось вывести эту сферу из-под традиционно сильного влияния церкви. Одной из основополагающих просветительских идей была мысль о решении всех проблем и о преобразовании мира посредством просвещения народа, долженствующего вытеснить «темные суеверия». В габсбургских землях в начале правления Марии Терезии положение в образовательной сфере было особенно плохим. Главными внешними признаками изменений стали огосударствление и секуляризация школьного дела, однако на первом плане стояли также соображения полезности и целесообразности. Так, основание в 1757 г. Военной академии в Винер-Нойштадте следует рассматривать в связи с намеченной военной реформой.

В 1760 г. появилось еще одно центральное государственное учреждение – Придворная комиссия образовательной и книжной цензуры, которая занялась коренной реорганизацией светского образования и создала с этой целью систему «нормальных», «главных» и «тривиальных» школ. Мария Терезия пригласила /200/ из Пруссии специалиста – исповедовавшего просветительские идеи августинского аббата из Заганя (ныне в Польше) Иоганна Игнаца фон Фельбигера. В 1763 г. Фельбигер разработал для католических школ прусской Силезии Генеральный земский школьный регламент, оказавшийся весьма удачным. Поэтому Мария /201/ Терезия официально обратилась к Фридриху II с просьбой отпустить к ней Фельбигера, и тот в 1774 г. переселился в Австрию. В том же году он разработал школьный регламент, который с изданием «Всеобщего школьного порядка» приобрел силу закона. Новый закон предусматривал обязательное обучение всех детей от шести до двенадцати лет, преподавание должно было осуществляться в соответствии с методическим пособием Фельбигера. Это было не обязательное посещение школ, а именно обязательное обучение – традиция, которая, кстати, сохраняется в законодательстве и поныне. В сельской местности открывались так называемые тривиальные школы – одноклассные школы для народа, где учеников обучали письму, чтению, счету и основам религии. Уже несколько лет спустя, к моменту смерти Марии Терезии, существовало пятьсот подобных школ.

В более крупных городах были открыты трехклассные «главные школы». В их учебный план входили такие предметы, как немецкий язык, история, география и рисование. В столицах земель были устроены так называемые нормальные школы для подготовки учителей. Новым средством обучения стали школьные учебники, выпускавшиеся основанным в 1772 г. Издательством немецкого школьного ведомства (Verlag der deutschen Schulanstalt), которое под названием Австрийского федерального издательства (?sterreichisches Bundesverlag) существует и сейчас. Создание в монархии стройной и всеобъемлющей системы «народного образования» не было, разумеется, легким делом, на что указывают высокие – несмотря на обязательное обучение! – показатели неграмотности в XIX столетии.

Реформированию подверглось и образование высшей ступени, с 1775 г. эту сферу регулировал Проект учреждения гимназий в королевских и императорских наследных землях. Главное внимание уделялось при этом таким обязательным предметам, как латынь, физика, геометрия, естественная история, риторика и поэтика.

Значительное место в реорганизации образования в правление Марии Терезии занимала университетская реформа, духовным отцом которой стал нидерландец Герхард ван Свитен. Важным моментом в истории образования стал роспуск ордена иезуитов в 1773 г., после которого университеты также оказались под опекой государства.

Приглашение в Вену Герхарда ван Свитена стало прелюдией к преобразованию университета и концентрации в австрийской /202/ столице видных ученых. Ван Свитен пригласил другого нидерландца – Антона де Хэна, ставшего основателем Венской медицинской школы. Еще один нидерландец, уроженец Лейдена, барон Николаус фон Жакен, был приглашен в Вену, чтобы составить в духе линнеевской классификации систематическое описание произрастающих в Шёнбрунне растений. В 1754 г. по распоряжению Марии Терезии Жакен разбил ботанический сад на приобретенном с этой целью земельном участке в Реннвеге.

Для отдельных государственных нужд Мария Терезия создавала особые учебные заведения, например, уже упоминавшуюся Военную академию в Винер-Нойштадте. Несколькими годами ранее она основала Рыцарскую академию, Collegium nobilium Theresianum , размещенную в Фаворите – роскошном дворце Карла VI в окрестностях Вены; в 1754 г. из нее выделилась Восточная академия изу- /203/ чения языков. Воспитанники этого учреждения изучали персидский, турецкий и арабский, готовясь таким образом к дипломатической карьере. Так было положено начало блестящей традиции венского востоковедения, пережившего своей расцвет в XIX в., при Йозефе фон Хаммер-Пургшталле. Выросшая из этого учреждения Дипломатическая академия существует и сегодня.

Соображения общественной пользы сыграли главную роль и при основании других образовательных учреждений, таких, как Коммерческо-чертежная академия, Реальная торговая академия, Школа врачебного и кузнечного ухода за лошадьми (предшественница высших ветеринарных учебных заведений) или специализированные школы горного дела.

Новые образовательные учреждения появились и в области искусства, в особенности прикладного. В 1766 г. была открыта Венская академия гравюры на меди; она возникла после объединения трех уже существовавших академий искусства и в определенной /204/ степени явилась предшественницей сегодняшних университетов изящных искусств.

Все эти новшества прямо или косвенно наносили удар по влиянию католической церкви. Преобразованиям Марии Терезии, однако, было еще далеко до остроты церковных реформ ее сына Иосифа, тем более что многие из ее попыток реформирования церковной сферы были предприняты уже довольно поздно и под воздействием юного императора, ставшего соправителем матери.

Реформы Иосифа II во многом продолжили преобразования Марии Терезии, однако перемены стали более радикальными и зачастую более практическими. Своими социальными мероприятиями (открытие богоугодных заведений, больниц, приютов для глухонемых) и улучшением положения крестьян (отмена барщины и крепостного права) он внес значительный вклад в модернизацию Габсбургской монархии. Его стиль правления существенно отличался от стиля его предшественников. Во время долгих путешествий (совершаемых большей частью под именем графа Фалькенштейна) он знакомился со своей страной, ее потребностями и возможностями, а в других странах посещал учреждения, могущие послужить образцом для его владений. Центральным мотивом его реформаторской деятельности стало отношение государства к религии (или религиям). Неслучайно термин «йозефинизм», укоренившийся в историографии, может быть отнесен как ко всем реформам императора, так и только к проведенному им реформированию австрийской католической церкви. Истоки йозефинизма, о которых так часто спорят историки, можно отыскать в антипапских устремлениях части клира (янсенизм или фебронианство) или в идее церкви на службе государства (французское галликанство).

При этом следует четко различать две области: реформирование католической церкви и меры, касавшиеся религий и вероисповеданий, представители которых были поставлены вне рамок австрийского общества и подвергались преследованиям. Иосиф II выступил против барочного католицизма и стремился провести в католической церкви трезвые и рационалистические преобразования. К ним относилось ограничение паломничеств, ликвидация возникших в эпоху барокко церковных братств, меры против роскоши и излишеств в церковной обрядности. Был /205/ введен новый, более простой и скромный церковный церемониал. Сопротивление вызвали установления Иосифа о захоронениях: многократно используемый гроб с откидывающейся книзу крышкой должен был сменить дорогие деревянные гробы, обреченные сгнить в могиле. Таким образом, тело покойника могло быть опущено в землю в одном лишь мешке, тогда как гроб сохранялся. Серьезным вторжением в распределение рабочего времени множества людей, в особенности ремесленников и прислуги, стало сокращение или частичная отмена многих католических праздников и дней различных святых.

Другими своими реформами Иосиф II пытался добиться обновления в рационалистическом духе жизни монашеских орденов и монашеского мира XVIII столетия в целом. Были закрыты различные монастыри, служившие исключительно созерцательным целям и уже не выполнявшие былых социальных или образовательных функций. Из их имуществ были созданы специальные религиозные фонды, средства которых шли на содержание церкви.

Этим двум комплексам реформ, направленным против отношений, сложившихся в римской церкви, сопутствовали преобразования, давшие огромные преимущества и церкви, и государству, – усовершен-

Ствование территориальной структуры церкви и увеличение количества приходов позволили каждому подданному находить духовную опеку в непосредственной близости от своего жилища. Были упорядочены границы епархий и ликвидированы епархиальные права епископств, центры которых находились за пределами Австрии (например, в Пассау), а также создано несколько новых диоцезов, главы которых имели резиденции в наследных землях императора.

В 1785 г. были основаны новые епархии в Линце и Санкт-Пёльтене, границы прочих диоцезов были изменены таким образом, что они стали совпадать с границами коронных земель. К этой централизации и реорганизации католической церкви относилось также создание центральных учреждений по подготовке католических священнослужителей, так называемых генеральных семинарий, которые наряду с преподаванием – под контролем государства – теологии должны были осуществлять подготовку «чиновников в черных рясах».

Исследователи не едины в вопросе, можно ли определять термином «йозефинизм» те реформы Иосифа II в религиозной сфе- /206/ ре, которые не были связаны с католической церковью. Проведенные им преобразования, касавшиеся других религиозных общин, также несли на себе печать просветительских идей и пошли на пользу, прежде всего, трем религиям. Патентом Иосифа II о веротерпимости за протестантами, которые после победы контрреформации долгое время могли лишь тайно исповедовать свою веру, было впервые признано законное место в государстве, хотя окончательное уравнение в правах протестантов обеих конфессий с их католическими согражданами было осуществлено лишь в XIX столетии. Религиозную свободу получила и греческая православная церковь. Евреи при императоре Иосифе II были освобождены от прозябания в гетто, пройдя первый отрезок пути к превращению в полноправных граждан.

Уже одно перечисление явлений, связанных с термином «йозефинизм» и самой атмосферой этого времени, отчетливо указывает на корни религиозной политики Иосифа II. Реформы католической церкви были порождены духом Просвещения, выступившего против излишеств барочного католицизма. Но не менее заметны здесь и централистские тенденции, направленные на создание государственной церкви. Третий импульс религиозной политики Иосифа имел национально-экономический характер, особенно повлиявший на отношение монарха к подданным-некатоликам, или, как их называли в то время, «акатоликам». Предприниматели протестантского исповедания, прибывшие из западных областей империи, стали впервые играть заметную роль в экономике в эпоху Марии Терезии. Многие мануфактуры были основаны предпринимателями, происходившими из Рейнской области и Нидерландов. Они приносили с собой капитал, профессиональные знания, предпринимательский дух, целеустремленность; зачастую вместе с ними в страну прибывали и работники-протестанты. Даже Мария Терезия, боровшаяся с тайным исповеданием протестантизма и переселявшая протестантов из Верхней Австрии в Трансильванию, была вынуждена проявлять терпимость к этим предпринимателям, необходимым трону. В Вене им даже дозволялось принимать участие в протестантских богослужениях в часовнях шведского, датского или нидерландского посольства. Иосиф был гораздо последовательнее в этом вопросе. Он понимал, что покровительство этим людям и их привлечение к службе на благо государства должны сопровождаться признанием за ними определенных прав. То же можно сказать и о право- /207/-/208/ славных, игравших важную роль в венской торговле, и о иудеях, в финансовом капитале которых нуждался двор. Нет нужды подчеркивать, что подобные экономические соображения также коренились в просветительских идеях.

Обеспокоенный закрытием монастырей и учреждением генеральных семинарий папа Пий IV устремился в Вену, однако так и не сумел заставить императора отказаться от реформ. Под конец своего правления Иосиф II, как казалось, даже мог потерять две из своих провинций. Централистская административная реформа, набор солдат и «германизация», запланированная из соображений «полезности», возмутили Венгрию, где Иосиф, испытывавший неприязнь ко всяческим церемониям, до сих пор не короновался короной св. Стефана. Против реформ императора бунтовали и Нидерланды.

После смерти Иосифа II императором на недолгое время сделался его брат Леопольд. Еще в 1765 г. он под именем Пьетро Леопольдо взошел на престол Великого герцогства Тосканского, в котором провел коренные преобразования. Его подход к политике оказался более прагматичным, он обладал чувством реальности и был к тому же настроен в конституционалистском духе. Если Иосиф II в конечном счете являлся пусть и просвещенным, но все же деспотом, Леопольд пытался сделать сословия органичным элементом системы управления. Это позволило ему умиротворить две мятежные провинции и спасти многие из реформ своего брата. Порой было достаточно лишь устранить некоторые крайности, чтобы сохранить суть нововведений. Воздействие реформ Иосифа II еще долго ощущалось в XIX веке. Сам он стал «героической фигурой», видеть его «своим» желали представители многих течений, возникших в новом столетии. Люди 1848 г. видели в нем освободителя крестьян и либерала, немецкие националисты – «Иосифа Немецкого», и даже социал-демокра-

Ты испытывали некоторую симпатию к этому монарху. Противоположностью этому являлось единодушное неприятие императора со стороны католической церкви, влияние которой ему столь успешно удалось ограничить.

После ранней и неожиданной смерти Леопольда II в 1792 г. к власти пришел его старший сын Франц II, воспитанный в Вене Иосифом II как «императорский ученик». Однако по масштабу личности он был далеко не равен дяде и отцу. Обстоятельства эпохи также не благоприятствовали просветительским или ранне- /209/ либеральным реформам. Французская революция повергла европейские династии и дворянскую элиту в ужас и вызвала ответную консервативную волну. Так окончилась эпоха великих реформ, однако произведенная ими перестройка государства в духе просвещенного абсолютизма сохраняла свое значение, пусть и с некоторыми ограничениями, до 1848 года. /210/-/211/

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Общество и власть при Екатерине II. Политика «просвещенного абсолютизма» Во второй половине XVIII в. в экономике России появляются черты кризиса и разложения феодального способа производства.Признаки разложения феодального строя в экономической сфере:– утрата

Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич

§ 1.Критика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II М. М. Щербатовым Начнем с отношения к событиям общественно-политической и экономической жизни страны представителей родовитой дворянской знати и так называемого консервативного лагеря российского дворянства,

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ I. Критика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. М.М. Щербатовым Начнем с отношения к событиям общественно-политической и экономической жизни страны представителей родовитой дворянской знати и так называемого консервативного лагеря российского дворянства,

Из книги История папства автора Гергей Енё

Упадок папства в эпоху Просвещения, просвещенного абсолютизма и буржуазных революций (1648–1815) С середины XVII века (со времени заключения Вестфальского мира) религии уже не оказывают всеохватывающего влияния на общество. Вера постепенно оттесняется в сферу личной жизни.

автора Коллектив авторов

Реформы просвещенного абсолютизма в Пруссии и Австрии и в других немецких государствах В 50-80-е годы XVIII в. почти вся Европа была охвачена движением за реформы. Как уже отмечалась, в немецких государствах царили идеологические концепции Просвещения, которые были

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

Дания и Швеция в период «просвещенного абсолютизма» и революционных войн После стабильного правления Фредерика IV, сумевшего сохранить внутреннее спокойствие в стране даже в период Великой Северной войны, датский престол наследовали монархи совершенно иного склада.

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Внутренняя политика немецких государств в период Просвещенного абсолютизма Просвещение вызвало к жизни и новую форму правления - Просвещенный абсолютизм. Хронологические рамки Просвещенного абсолютизма в Германии - это 1740-1792 гг. (до начала революционных войн). Во

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

37. ПОНЯТИЕ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА. ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II Правление императрицы Екатерины II в истории России обычно характеризуют как эпоху «просвещенного абсолютизма». Чтобы понять ее сущность, остановимся на российских особенностях абсолютизма. Основной

автора

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Итоги политики просвещенного абсолютизма – Укрепилось и модернизировалось самодержавие.– Оживилась общественная жизнь.– Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права.– Улучшилось положение городского

Из книги Россия и Запад. От Рюрика до Екатерины II автора Романов Петр Валентинович

Екатерина и французская революция. В лабиринте просвещенного абсолютизма Тема «Екатерина II и Французская революция 1789 года» столь часто анализировалась и в России, и за рубежом, что говорить об этом было бы излишне, если бы в результате кропотливого труда появился

Из книги Россия и Запад на качелях истории. Том 1 [От Рюрика до Александра I] автора Романов Петр Валентинович

Екатерина и французская революция. В лабиринте просвещенного абсолютизма Тема «Екатерина II и французская революция 1789 года» столь часто анализировалась и в России, и за рубежом, что говорить об этом было бы излишне, если бы в результате кропотливого труда появился

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

50. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО С обоснованием правомерности просвещенной абсолютной монархии выступил Самуил Петровский-Сит-нианович (Полоцкий)(1629–1680). Симеон выступил в своих произведениях проводником западной культуры и образованности.

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

§ 2. Идеология "просвещенного абсолютизма" Первые годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения. Усвоение либеральной фразеологии и контакты с

Переход от феодального уклада к капитализму во многих странах проходил на фоне зарождения идеологии Просвещения. В России этот период пришелся на 60-е годы XVIII века - время правления Екатерины Великой.

Просвещенный абсолютизм - это монархическое правление, основанное на идеологии Просвещения. Основными ее идеями были следующие: человек является высшей ценностью, его интересы превыше государственных; люди равны в правах вне зависимости от сословий; общество нуждается в совершенствовании, и главную роль в этом должны сыграть наука и законодательство. В свете всего этого популярной стала идея "философа на троне".

Екатерины характеризовался проведением мероприятий в интересах самого государства и правящего класса (дворян). Они способствовали развитию капитализма в стане, но при этом не учитывали многих реалий жизни общества того времени.

Уже в первые дни своего правления Екатерина осуществила ряд поездок по стране (Ростов, Ярославль, прибалтийские губернии; проехала по Ладожскому каналу, затем по Волге до Симбирска). Тогда она поняла, что культура народа была слишком низкой и поспешила «заштопать резкие прорехи управления» (Ключевский).

Просвещенный абсолютизм Екатерины историки назвали «золотым веком». Императрица стремилась обеспечить развитие жизни российского общества эволюционным путем, под присмотром «народолюбивого» монарха. Однако она не хотела изменять общественное устройство: империя процветала за счет труда и рабочих, а трон опирался на дворянство, являвшееся основным оплотом абсолютизма.

Представление о том, что нужно делать для процветания государства, у императрицы сложились на основе идей, почерпнутых из трудов европейских просветителей.

Екатерина пыталась нейтрализовать в стране наиболее неприятные «наследия прошлых режимов». Она восстановила и усилила госорганы, которые были созданы еще при Петре Первом. Сенат был разделен на шесть департаментов. Были восстановлены Главный магистрат, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия. Процесс централизации продолжился бюрократизацией управления, ликвидацией гетманства на Украине.

Просвещенный абсолютизм императрицы базировался на ее личном понимании проблем, которые следовало решать. В 1767 году была созвана Комиссия с целью разработки нового свода законов. В 1775 году была начата реформа управления. Увеличилось количество губерний. Их возглавляли губернаторы, а группы из нескольких губерний - генерал-губернаторы. Промышленностью, расходами и доходами стала занималась Казенная палата, больницами и школами - Приказ общественного призрения. От администрации отделились суды.

Постепенно вся система управления страной стала единообразной, подчиненной губернаторам, затем их наместникам, центральным коллегиям и, наконец, императрице.

В 1779 году был подписан и опубликован Указ о свободном открытии предприятий промышленности. Купечество и ремесленники получили определенные льготы. При этом же в 1785 г. дворянам была дарована «Жалованная грамота», которая закрепила их феодальные привилегии.

Таким образом, просвещенный абсолютизм и программа императрицы оказывалась весьма противоречивыми. С одной стороны, они характеризовались провозглашением передовых истин просветительской философии, с другой же - сохранением самодержавия, господства дворянства и крепостного права.

В целом положительно сказался на развитии страны: выросла ее территория, увеличилась численность населения, возросли доходы казны. Однако положение народа оставалось по-прежнему бедственным. На это время приходится мощная которую возглавляет Е. И. Пугачев. Назревшие вопросы не были решены в полном объеме. Государство осталось самодержавным и крепостническим.

ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ В ЕВРОПЕ

Просвещённый абсолютизм -- политика абсолютизма в ряде европейских стран во 2-й половине 18 в., выражалась в уничтожении сверху и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, проведение реформ -- крестьянских, судебных, школьного обучения, смягчения цензуры и др.). Представители просвещённого абсолютизма в Западной Европе: Мария-Терезия (1740-1780) и Иосиф II в Австрии (1780-1790), Фридрих II в Пруссии (1740-1786), Густав III в Швеции (1771-1792) и Екатерина II в России (1762-1796). Что их объединяло?

Во-первых, понимание того, что для сохранения базовых устоев «старого порядка» обществу нужны определенные перемены. Всех перечисленных выше монархов можно назвать консервативными реформаторами. Набор осуществлённых в этот период преобразований был примерно одинаков во всех странах: поощрение торговли, развитие образования, ограничение сферы деятельности цеховых структур, попытка оптимизации финансов и государственного управления и, наконец, очень осторожные шаги, направленные на модернизацию аграрных отношений.

Во-вторых, изменение взглядов элиты на мир, само общество, государство. Трансформировалась вся иерархия ценностей, которыми руководствовались просвещенные монархи и их окружение. Раньше в основе мировоззрения и верхов и низов общества лежали церковные догматы. Отталкиваясь от них, определяли нормы повседневной жизни, взаимоотношений между различными социальными группами, обосновывали принципы государственного устройства, выводили задачи государства на международной арене. Теперь стремились найти рациональное объяснение и обоснование всех сторон жизнедеятельности общества. Покровительство науке и искусству стало признаком хорошего тона.

Наконец, отход от теологических императивов готовил почву для постепенного перехода к гражданскому обществу. Конечно, его создание никто не планировал. Но объективно все те реформы, о которых шла речь выше, все подвижки в менталитете элиты, мощный взрыв гуманитарных знаний предопределяли углубление кризиса старого общества. В итоге внешне пышный расцвет абсолютизма лишь камуфлировал его многочисленный внутренние изъяны.

В-третьих, изменение взглядов на сущность государства, его природу повлекло за собой ускорение начавшегося ещё в середине 17 века процесса формирования концепции государственных интересов ведущих стран Европы. Это способствовало укреплению системных начал в международных отношениях, сплачивало отдельные европейские страны в единый комплекс, живущий по своим, общим для него нормам, укрепляло правовые начала. Иными словами, просвещенный абсолютизм дал импульс формированию такого явления, как европейская цивилизация.

Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, как просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.

Философские предпосылки к абсолютизму. XVIII в. - время господства просветительской идеологии. Французские Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж..-Ж.. Руссо и английские просветители Дж. Локк и Т. Гоббс сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития:

Т. Гоббс создал теорию общественного договора, заключавшуюся в гипотезе возникновения государства, как исполнителя общественного договора, призванного защитить людей в процессе агрессивной конкурентной борьбы. Ж.-Ж. Руссо утверждал, что в ответ на принятие государством обязательств о защите прав граждан, последние обязаны содействовать общему благу, подчиняя свои интересы общим законам. Он обосновал превосходство республиканского государственного устройства над монархическим, как обеспечивающего демократический механизм управления в государстве.

Ш. Монтескье сформулировал принцип разделения властей и сформулировал постулат о том, что целью любой формы государства является сохранение свободы на основе закона. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

Дидро боролся с всесилием церкви, считая требования, предъявляемые ей человеку не основанными на доводах разума и, следовательно, не справедливыми.

Дж. Локк впервые выделил три важнейших права человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность (не владение, но результат труда).

Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума. Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, право каждого на обращение в высшие органы управления, лишение церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы, и справедливого налогообложения.

Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Но понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

Исторические предпосылки абсолютизма . Во второй половине XVIII века абсолютизм, утвердившийся в Европе и давший неограниченную власть монархам, уже клонился к упадку. В Англии смертельный удар абсолютизму был нанесен революцией (1640--1660). Там король был уже не «милостью Божией», а милостью парламента. Во Франции, где окрепшая, обладавшая развитым самосознанием буржуазия не желала довольствоваться полууступками феодальной аристократии, дело шло к кровавой развязке. В большинстве же европейских стран, где возможности абсолютизма еще не были исчерпаны, складывалась особая политика, направленная на укрепление господства дворян в условиях становления капитализма. Во второй половине XVIII века она проводилась в Австрии, Пруссии, России, Дании, Швеции, Испании, Италии, Португалии.

Для просвещенного абсолютизма характерны активная деятельность самодержавного государства, направленная на законодательное закрепление крепостничества, усиление привилегий дворянства, расширение границ государства, покровительство развитию промышленности и торговли, жестокое подавление народных волнений, а также резкое противоречие между либеральной официальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой. Историческое развитие просвещенного абсолютизма . В выше перечисленных странах абсолютистское государство, не в силах воспрепятствовать развитию буржуазии, решило пойти ей на некоторые уступки. Оно лишь пыталось казаться «просвещенным», в основе своей оставаясь неизменным и по-прежнему отстаивая интересы знати. Да и буржуазия в этих странах даже в XVIII веке была заинтересована в феодально-абсолютистском государстве больше, чем оно -- в буржуазии. Монархи любили говорить об «общем благе», о «всенародной пользе», порой успешно создавая иллюзию, будто служат всем подданным в равной мере. Получилась парадоксальная вещь: идеи Просвещения, враждебные абсолютизму, были использованы для его оправдания. Многие государи и их министры искренне увлекались ими, особенно в молодости. Им очень нравилась мысль о государстве во главе с просвещенным монархом, который советуется с философами и преобразует общество на новых, разумных началах. В XVIII веке эту идею усердно распространяли многие просветители, особенно Вольтер, долгое время гостивший у Фридриха II в Пруссии. Объективно в этом отражалось стремление умеренно-либеральной части буржуазии провести буржуазные преобразования без революции, путем реформ сверху. Такой ход развития, сохранявший за дворянством господствующее положение, вполне устраивал монархов. Среди просветителей были и принципиальные противники абсолютистского режима, но они не находили поддержки в тех странах, где буржуазия была еще слишком слаба, чтобы мечтать о власти. К тому же приносила свои плоды практика возведения во дворянство выходцев из иных сословий и пожалования титулов.

И все же наиболее неотложные преобразования в абсолютистских государствах были проведены: устранены некоторые сословные привилегии, например, стали взимать налоги и с дворян (в Австрии -- при Марии Терезии, в Пруссии -- при Фридрихе II), проведены крестьянские реформы, наиболее радикальные -- при Иосифе II, отменившем крепостное право в Австрии. Церковь постепенно переходила в подчинение государству, последнее присваивало ее земли, закрывало монашеские ордена. В 1759 году маркиз Помбал, возглавлявший правительство Португалии, добился изгнания из страны иезуитов и конфискации огромных богатств этого ордена. В Испании и Португалии было сокращено число монастырей, положено начало светскому образованию. Постепенно в обществе утверждалась веротерпимость. Фридрих II, например, любил повторять: «У меня пусть всяк спасается на свой манер», имея в виду спасение души. Из судебной практики искоренялся чудовищный пережиток средневековья -- пытки. Прекращалась «охота на ведьм». Правители и их помощники, особенно юристы, применяли аргументы просветителей, чтобы обосновать феодально-абсолютистское законодательство, которое противоречило буржуазному пониманию права. То же самое касается и теории государства. Практика управления страной была весьма далека от идеалов просветителей, хотя государи нередко прибегали к их философии, чтобы оправдать свое безраздельное господство. Теория общественного договора, придуманная просветителями, воспринималась монархами как соглашение, по которому народ должен был полностью им подчиняться. Как только ставились на карту главные интересы дворянства, готовность правителя идти на уступки, как бы он ни кокетничал с просветителями, тут же заканчивалась. Так, многие из самодержцев, хотя и одобряли просветительские теории воспитания, а иногда даже и позволяли опробовать их на практике, не отваживались, однако, упразднить сословную школу, отражавшую структуру общества и привилегированное положение в нем дворянства. Этим, в частности, объясняется и неприязненное отношение Фридриха II к Руссо: «Я покровительствую только таким свободным мыслителям, у которых приличные манеры и разумные идеи». Главными сторонниками просвещенного абсолютизма были, наряду с королями и их министрами, также часть дворянства, считавшая необходимым, в основном по экономическим соображениям, ослабить феодальную зависимость, и многие буржуазные земледельцы. Революция во Франции, уничтожившая в стране абсолютизм и напугавшая монархов всей Европы, положила конец политике просвещенного абсолютизма там, где она не была прекращена еще раньше.

Суть политики просвещенного абсолютизма Европе (на примере Пруссии, Австрии, Испании):

ПРУССИЯ : 1. Упорядочивание деятельности финансовых и судебных органов

  • 2. Расширение начального образования
  • 3. Повышение терпимости к иноверцам
  • 4. Запрещение сгона помещиками крестьян с наделов
  • 5. Проведение политики меркантилизма (защита национального тооваропроизводитля, поощрение торговли путем активного строительства дорого и каналов)
  • 6. Отмена пыток
  • 7. Введение равного для всех суда.

Вместе с тем такие пережитки абсолютной монархии, как цензура, запрет на выезд из страны, крепостное право на частновладельческих землях сохранены

АВСТРИЯ: 1. Ограничение произвола сеньора по отношению к крестьянину в суде, «Иосифский законник»; ограничение применения смертной казни

  • 2. Введение светского низшего и среднего образования
  • 3. Ограничение привилегий Католической Церкви
  • 4. Отмена внутренних пошлин и введение высоких внешних (политика меркантилизма)
  • 5. Отмена крепостного права, наделение крестьян землей

Вместе с тем, рекрутский набор ужесточился, происходит централизация власти в империи Габсбургов (контроль над автономиями Галицией, Венгрией постоянно усиливается) и т. д.

ШВЕЦИЯ : 1. Закон о свободе печати

  • 2. Свобода вероисповедания
  • 3. Отмена сословных ограничений на занятие государственных постов

Вместе с тем в последние годы правления усиливается централизация власти, в частности парламент (ригсдаг) созывался по воле короля, упразднялся совещательный орган при нем Государственный совет.

Вывод: Итак, к концу 18 века возможности абсолютизма для поддержания устоев «старого порядка» заметно сузились. Жить по-старому, ничего не меняя, становилось всё сложнее. Чтобы держать ситуацию под контролем, приходилось содержать огромный государственный аппарат, с помощью льгот покупать лояльность аристократии, увеличивать расходы на армию как главный гарант безопасности страны. Но всё это требовало всё больших и больших денег. Обеспечить их приток могла только динамично развивающаяся экономика. Однако «старый порядок» с его жестокой, мелочной регламентацией всех сторон хозяйственной деятельности, многочисленными ограничениями, сковывавшими всю социально-экономическую сферу, препятствовал формированию рыночной экономики, которая только и способна обеспечить качественный скачок в развитии общества.

Попытки представителей просвещенного абсолютизма найти развязку накопившихся проблем за счёт проведения отдельных реформ также не приносили желаемого результата. Жестокие каноны, на которых основывалось средневековое общество, плохо поддавалось реформированию: в нём всё было предельно взаимосвязано и взаимообусловлено, и любая попытка как-то видоизменить какую-либо из несущих конструкций сразу же заметно подрывала устойчивость всей системы. В силу этого, реформы просвещенных монархов, снимая наиболее жесткие и устаревшие ограничения, несколько расширяя возможности для общественного прогресса, одновременно расшатывал основы того миропорядка, в который они пытались вдохнуть новую жизнь. Таким образом, и этот вариант развития пусть и не столь очевидно, как откровенно-охранительный, но тоже во многом исчерпал свои возможности.

Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе. Ярким свидетельством назревающего общественного кризиса являлась великая Французская революция, главной причиной которой стало широкое недовольство слоёв населения господствующим феодально-абсолютистским строем и его несоответствием задачам экономического, социального и политического развития страны.

Введение…………………………………………………………………………..3

    Просвещенный абсолютизм на страницах

российской истории……………………………………………………..5

      Сущность, понятие и зарождение просвещенного абсолютизма...5

      Просвещенный абсолютизм в Российской империи……………..8

    «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II……………………………12

    1. Период правления Екатерины II…………………………………..12

      Внутренняя и внешняя политика Екатерины II…………………..17

    Реформы, проводимые Екатериной II в период

просвещенного абсолютизма…………………………………………….27

Заключение……………………………………………………………………...34

Список использованной литературы………………………………………..36

Введение.

Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма в России. Екатерине удалось просветить своих подданных и приблизить русскую культуру к западной. Так же она сделала существенные изменения и в механизмах управления государством. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

Смысл просвещенного абсолютизма состоял в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее одиозные феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.

Основной целью правления Екатерины II было упрочение существующего строя законодательными мерами и, в конечном счете, укрепление государственной мощи.

Целью данной курсовой работы является исследовать предпосылки и особенности возникновения и развития просвещенного абсолютизма Екатерины II.

Исходя из поставленной цели, нами были определены ряд задач :

    Определить сущность и понятие просвещенного абсолютизма;

    Проанализировать зарождение просвещенного абсолютизма;

    Изучить развитие просвещенного абсолютизма в Российской империи;

    Изучить просвещенный абсолютизм в период правления Екатерины II;

    Выявить реформы проводимые Екатерины II в период просвещенного абсолютизма.

В данной курсовой работе были использованы учебники Виленского Б.В., Головатенко А., Ежов М.В., Зуева М.Н., Титова Ю.П, Чистякова О.И, Исаева И.А. «Лекции по истории государства и права России», «История России: спорные проблемы»,«История государственного управления России. IX – начало XX в», «История России с древности до наших дней», «История государства и права России», которые способствовали изучению просвещенного абсолютизма Екатерины II и период ее правление. Нами также бы использованы учебники Каменского А., Омельченко О. А., Павленко Н.И., Сафонов М.М. «Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв.»,«Екатерина Великая»,««Законная монархия» Екатерины II: Просвещенный абсолютизм в России.»,«Российская империя в ХVIII в», роль которых заключается в необходимости понятия сущности просвещенного абсолютизма в Российской империи.

Методы исследования, используемые в курсовой работе: изучение специальной литературы по выбранной теме; анализ периода просвещенного абсолютизма Екатерины II.

    Просвещенный абсолютизм на страницах русской истории.

    1. Сущность, понятие и зарождение просвещенного абсолютизма.

Эпоху просвещенного абсолютизма в России совпадает со временем царствования Екатерины II. Данную мысль о государстве с просвещенным монархом, называют способным преобразованием общественной жизни на новых, разумных началах, получившие широкое распространение в XVIII веке. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж..Ж.. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Поэтому теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

Отсюда получается, что просвещённый абсолютизм - это политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Эпохе просвещенного абсолютизма была присуща определенная идеология, в которых выдялеются характерные черты:

    идея равенства всех людей, государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;

    именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;

    все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего - посредством народа»;

    просвещение - одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;

    признание свободы слова, мысли, самовыражения.

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

Как уже говорилось ранее, XVIII век проявил себя как период господства просветительской идеологии. Первыми кто сформулировали основные положения просветительской концепции, были французские ученые. По их мнению, обеспечить совершенное общественное устройство могла теория разделения законодательной, судебной и исполнительной властей, их независимость друг от друга.

На ранних этапах формирования просветительской идеологии отдельные представители этого движения (Фенелон, Мармонтель, Вольтер и др.) серьезно относились к возможности существования монархии, основанной на началах разума и справедливости, где политику правительств будут определять забота об общем благе, обеспечение личной свободы и гражданского равенства.

В дальнейшем перспектива реальности осуществления доктрины подкреплялась в глазах мыслителей конкретными попытками некоторых европейских монархов XVIII столетия – Фридрих II в Пруссии, Иосиф II в Австрии, Густав III в Швеции. Правители стали ориентироваться в проведении своей политики на отдельные постулаты выдвинутой просветителями концепции. Такая политика выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавших шаг в сторону буржуазного развития).

Реформы в духе просвещенного абсолютизма проводились в Пруссии – в первые годы правления Фридриха II, в Австрийской монархии – отчасти уже при Марии Терезии и особенно при Иосифе II, в Испании – при Карле III, в Португалии – при министре С.Помбале, в Дании – при министрах Ю.Х.Э.Бернсторфе, И.Ф.Струэнсе, при регенте принце Фредерике, в Швеции – при короле Густаве III, в России – при Екатерине II (в 60-е гг. XVIII века).

Хотя объективно некоторые реформы просвещенного абсолютизма способствовали развитию капиталистического уклада, в практической деятельности «просвещённых государей» превалировали феодально-деспотические черты.

Несовместимость принципов Просвещения с абсолютистским режимом наиболее отчётливо проявилась в Пруссии при Фридрихе II. В тех же случаях, когда феодально-абсолютистское государство шло на реформы, ущемлявшие дворянство, особенно когда реформы приобретали уже отчётливо буржуазный характер (например, реформы А.Р.Ж.Тюрго в 1774-76 во Франции), они вызывали решительное противодействие феодальных кругов и в конечном счёте не проводились в жизнь.

В России же политика просвещенного абсолютизма, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.

Екатерина II в своей политике пыталась реализовать теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

В целом же политика просвещенного абсолютизма имела успех только в тех странах, где буржуазия достигла сравнительно слабой степени развития. Но и там период просвещенного абсолютизма оказался весьма кратковременным: в условиях революционной ломки феодально-абсолютистского строя, проведённой Великой французской революцией, европейские монархи покончили с «либеральными» начинаниями в духе просвещенного абсолютизма, сменившегося почти повсеместно политикой открытой феодальной реакции.

      Просвещенный абсолютизм в Российской империи.

Своеобразие исторической ситуации, складывавшейся в России на протяжении XVIII века, превращало ее в страну, где концепция «просвещенного абсолютизма» находила, казалось бы, свое реальное воплощение.

Наиболее серьёзный вклад в развитие абсолютизма как системы внёс Пётр I. В 1721 г. сенат присвоил ему титул императора, и Россия стала именоваться империей. Пётр сосредоточил в своих руках всю полноту власти, отстранив от участия в государственных делах и патриарха (главу Русской Православной церкви), и Боярскую думу, которые могли, так или иначе, противодействовать единовластию царя. Во времена его правления абсолютная монархия впервые получила законодательное оформление. В Воинском уставе 1716 г. один из артикулов (от лат. articulus – «статья») гласил: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению, управлять». А в Духовном регламенте 1721 г. для Церкви было записано: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Пётр Великий много внимания уделял общественному мнению. По высочайшему указанию издавались переводы иностранных книг и составлялись произведения отечественных мыслителей о целесообразности и закономерности неограниченной монархии, укрепления империи, борьбы с несогласными. Трактат «Правда воли монаршей», написанный Феофаном Прокоповичем, напечатали в десятках тысяч экземпляров и распространили среди грамотного населения. В «Правде» доказывалось, что абсолютная верховная власть дарована императору свыше для блага подданных и отечества, а все его деяния оправданы, кроме «вредных».

Абсолютная монархия не могла обойтись без укрепления экономического могущества страны. Развитие государства не мыслилось без промышленного прогресса, строительства мануфактур, развития горнозаводского дела. Пётр поощрял предпринимательство и торговлю, те отрасли сельского хозяйства, которые обеспечивали сырьём промышленность, армию и флот.

Несомненные политические успехи России в ходе Северной войны, активная реформаторская деятельность Петра I и особенно его заботы по развитию в стране просвещения и наук служили для этого веским основанием. Сам Петр I меньше всего заботился о том, чтобы заслужить лавры «просвещенного монарха». Однако заданный им пример «труженика на троне», а главное, результаты его преобразований определили на несколько десятилетий тот эталон, которым общественное мнение XVIII века измеряло требования, предъявляемые к венценосцам.

В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ. Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой. Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях. Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции, и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны.

Парадокс петровской реформы сводился к тому, что вестернизация России, носившая насильственный характер, укрепляла основы русской цивилизации - самодержавие и крепостничество, с одной стороны, вызывала к жизни силы, осуществлявшие модернизацию, а с другой, провоцировала антимодернизационную и антизападническую реакцию сторонников традиционализма и национальной самобытности.

Преемники Петра I на российском престоле оказались в большинстве своем мало достойными в продолжении его политики. Но с началом царствования Екатерины II апелляции к концепции «просвещенного абсолютизма» вновь обнаруживают в условиях России свою актуальность. При этом императрица, в отличие от царя-реформатора, открыто объявляет о своей приверженности новейшим теориям просветителей.

    Просвещенный абсолютизм Екатерины II .

    1. Период правления Екатерины II .

Ломка национальных устоев и традиций привела после смерти Петра I к периоду острого политического кризиса, вошедшего в историю как «эпоха дворцовых переворотов», в результате которых за 37 лет (1725-1762) сменилось шесть монархов. Ряд историков называет вторую четверть – середину XVIII в. как эпоху «временщиков», при которой огромную роль играли фавориты. Некоторые историки определяют суть периода – это борьба русского дворянства с засильем иноземцев.

Екатерина II, занявшая трон в результате дворцового переворота и правившая 34 года (1762-1796), пыталась приспособиться к условиям раскола русского общества. Это была хорошо образованная, энергичная и вместе с тем честолюбивая и лицемерная государыня. Она по-своему использовала русский традиционный охранительный консерватизм и европейский либерализм.

Политика императрицы Екатерины II принесла, новые для России веяния, которая осуществило государственные преобразования под лозунгом «просвещённого абсолютизма». В торжественном манифесте от 6 июля 1762 г. объявлялось: «Самовластие, не обузданное добрыми и человеколюбивыми качествами в государе, владеющем самодержавно, есть такое зло, которое многим пагубным следствиям непосредственно бывает причиною». Умная и образованная, Екатерина умела представить себя просвещённым, даже обаятельным монархом, но правила твёрдой рукой, немилосердно карая врагов. Обещая подданным «матернее увещевание и попечение», новая императрица не помышляла об ограничении власти и не терпела критики в свой адрес, ревниво относясь к успехам в общественном мнении даже преданных ей людей. Она единолично возглавила центральный правительственный аппарат и лишь изредка созывала совет из выбранных ею крупных сановников.

Вступив на престол, Екатерина II столкнулась со стремлением дворянской знати ограничить царскую власть в свою пользу. Поэтому многие «всероссийские самодержавцы» нуждались в постоянно действующем совете, состоявшем из близких им людей. Екатерина II в 1768 году вновь организовала Императорский совет как совещательный орган при императрице для обсуждения важнейших законов и государственных мероприятий. В связи с созданием Императорского совета значение Сената пало.

Свою внутреннею политику Екатерина II осуществляла непосредственно через генерал-прокурора, президентов коллегий и генерал-губернаторов. Рост влияния Императорского совета и одновременно умаление роли Сената являлись двумя сторонами процесса укрепления самодержавия, развития бюрократии и усиления централизации государственного аппарата, начатого Петром I.

Внешняя политика Екатерины в то время была ориентирована в основном на завоевание выхода к Черному морю. Утверждение на Черноморском побережье предоставило бы, наконец, стране возможность, активно, включиться в торговлю со странами Востока. Однако устремления России не устраивали Францию и Турцию. Первая желала сосредоточить в своих руках всю восточную торговлю. Вторая усматривала для себя серьезную опасность в продвижении России на юг. Не осталась в стороне и Англия, которой усиление России в Причерноморье помешало бы в достижении собственных интересов на Балканах. Все это, в конце концов, привело к двум продолжительным кровопролитным войнам России и Турции (1768–1774 гг., 1787–1791 гг.), из которых Россия вышла победительницей.

Первая война окончилась подписанием мира летом 1774 г. в деревушке Кючук-Кайнарджи на Дунае, а вторая завершилась зимой 1791 г. заключением Ясского договора. Благодаря победам, одержанным сухопутными войсками и военным флотом, Российская империя присоединила к собственным территориям всё Северное Причерноморье. Крымское ханство, получившее в 1774 г. политическую независимость от Турции, в 1783 г. вошло в состав России. В странах, подвластных Османской империи, были открыты русские консульства, турецкое правительство гарантировало свободу исповедания христианской религии в своих владениях. Но главное – Россия получила выход к Чёрному морю и избавилась от постоянной угрозы нападения крымцев, за спиной которых стояла Турция. Теперь можно было осваивать плодородные степные чернозёмы, что в экономическом отношении представляло для России огромную выгоду.

В связи со всем этим главную задачу, своего царствования, Екатерина II видела в упрочении своего положения «матери отечества», сглаживании социальных противоречий, предупреждении антифеодальных выступлений, обусловленных обострением классовой борьбы. Она и определила основные направления внутренней политики в условиях глубоких социальных противоречий начинающегося разложения феодально-крепостнической системы.

Её содержанием, с одной стороны, являлось маневрирование с помощью обещаний, подготовки и проведения некоторых реформ, использование популярных идей французских просветителей того времени – Вольтера, Дидро, Монтескье, создание видимости единства мыслителей и монархов – «союза философов и государей», а с другой – резкое усиление крепостного гнёта и расширение дворянских привилегий. Совокупность элементов этой политики и получила название «просвещённого абсолютизма».

Самый рассвет «просвещённого абсолютизма» в России относится к 60-м годам XVIII века. Несмотря на либеральные фразы и демагогические приёмы самодержавцев, социальная природа самодержавия при «просвещённом абсолютизме» оставалась дворянской. Как и во многих странах той поры – в Австрии, Пруссии и других - «просвещённый абсолютизм» в России был особой формой политики самодержавия, характерной особенностью которой было некоторое приспособление политики дворянского государства к требованиям развивающегося капитализма.

«Просвещённый абсолютизм» был порождён также обострением социальных противоречий и в первую очередь борьбой крестьян. Существо политики «просвещённого абсолютизма» заключалось не только в подавлении крестьянских движений, но отчасти в стремлении предупредить их возникновение. «Просвещённый абсолютизм» проводил также мероприятия, имевшие целью сохранить и расширить привилегии дворянства, помочь ему приспособиться к развивавшимся капиталистическим отношениям.

Второй период правления Екатерины II характеризуется тем, что отбрасывается показной либерализм и просветительские идеи, преследуется русские просветители, провозглашаются практически безграничные дворянские привилегии, ещё более возрастает крепостной гнёт. Процесс углубления социально – экономических противоречий и разложения феодально-крепостнической системы продолжает развиваться. Поэтому усиление реакционного курса, особенно в связи с Великой французской революцией, составляет содержание внутренней политики этого периода правления Екатерины II.

Отсюда получается, что в России политика просвещенного абсолютизма порождалась: стремлением верховной власти привести существующие систему управления, уровень социально-экономического и культурного развития в соответствие с духом времени; остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов; притязаниями на ведущую роль в системе международных отношений. Откуда вытекают следующие задачи политики просвещения, которая ставила перед собой российская абсолютная монархия:

    укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов;

    расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества;

    проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность;

    создание условий для экономического развития страны, принятие законов, способствующих предпринимательству (политика экономического либерализма).

    распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране;

Таким образом, историю Российского абсолютистского государства второй половины XVIII века можно разделить на два периода: I – до крестьянской войны 1773 – 1775 годов; этот период принято называть периодом «просвещённого абсолютизма» и II период – открытой дворянской реакции, особенно усилившейся с 1789 – 1790 годов в связи с революцией во Франции.

Но всё, же просветительские идеи вызвали у императрицы желание заняться самым необходимым для устройства новой России – проблемой законодательства. После Соборного Уложения 1649 г., империя не имела свода законов, отвечавшего политическим условиям XVIII в. Екатерина два года писала «Наказ» комиссии, для составления проекта нового Уложения. 22 главы документа представляют собой заимствования или пересказ основных идей из трудов энциклопедистов о монархической власти, роли законов, о преступлениях и наказаниях, экономике, воспитании, наследственном праве и суде. С позиций просвещённого абсолютизма рассмотрены ею проблемы преступления и наказания; выступив вслед за Елизаветой Петровной против пыток и смертной казни, Екатерина в сущности положила конец позорному «слову и делу».

Комиссия не смогла решить стоявшую перед ней задачу: нового государственного законодательства страна так и не получила. 19-летний студент Лев Толстой, изучая «Наказ», сделал суровый вывод: «Наказ этот принёс больше славы Екатерине, чем пользу России». И, тем не менее, следствием работы императрицы над этим документом стали губернская реформа 1775 г., жалованные грамоты дворянству и городам Российской империи 1785 г. В 70-е гг. определённые льготы и привилегии получили купечество и предприниматели. В духе «просвещённого абсолютизма» решались проблемы культурного развития страны. Реформа образования, разрешение на издание журналов, создание сети учебно-воспитательных учреждений для дворян, мещан, купеческих детей, сирот и бедных, начало женского образования, основание Вольного экономического общества (1765 г.) влили свежую струю общественную жизнь. Однако Французская революция, а также деятельность российских просветителей и масонов испугали правительство. В конце 80-х – начале 90-х гг. с политикой «просвещённого абсолютизма» было покончено.

Просвещённый абсолюти́зм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового феодального строя в пользу рыночных отношений.

Хронология

Основы просвещённого абсолютизма

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс , вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения» . Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм , понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства , явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии.

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Наиболее яркий пример просвещённого абсолютизма - политическое миросозерцание Вольтера , этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ , Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. «Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

Страны

Просвещённый абсолютизм охватил все страны Европы, кроме Англии , Польши и Франции : Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией .

Представители просвещённого абсолютизма

Центральными фигурами этой эпохи были Фридрих II Великий (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

  • в Испании - министр Аранда при Карле III (1759-1788)
  • в Португалии - Помбал (1760-1777) при Жозе I
  • в Неаполе - министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV
  • в Тоскане - Леопольд I (1765-1790)
  • в Дании - Кристиан VII (1766-1808) с министром Струэнзе (1769-1772)
  • в Швеции - Густав III (1771-1792)
  • в Бадене - Карл Фридрих
  • в Речи Посполитой - Станислав Понятовский (1764-1795)
  • в России - Екатерина II

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую политику династии Гогенцоллернов, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь государственный строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II - много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований просвещённого абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе.

Реформы просвещённого абсолютизма

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить церковно-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые абсолютные монархи обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. - несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы захватывали область администрации, финансов, суда, интеллектуальной жизни, церкви, наконец - область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации просвещенный абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства, был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность просвещенного абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых абсолютных правителей меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, просвещенный абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство, обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.

Громадную услугу оказал просвещенный абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» - таков принцип, которым руководствовался просвещённый абсолютизм. В уголовном процессе были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшен порядок отправления правосудия. Образцом судебной реформы была Пруссия при Фридрихе II, который преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил чёткий порядок вместо произвола. Задачей просвещённого абсолютизма было не только отделить суд от исполнительной власти и обеспечить независимость судей, но и составить свод законов, отличавшийся простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон Кокцеи, фон Кармер и Суарец в Пруссии предприняли составление общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал над составлением свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем , привлёк внимание тогдашнего учёного мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости.

Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Но в целом эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно там, где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии - цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.

Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма , защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. У папских булл было отнято юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные суды, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 - из Франции, далее, в 1767-68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя массу прихожан церкви.

В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности просвещенный абсолютизм тоже оказал значительное влияние. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма, старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства. Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В Неаполе дворянские суды были лишены своей силы тем, что их решения могли быть пересмотрены в порядке апелляции в королевском суде. В Швеции и Дании Густав III и Струэнзе теснили дворянство и вооружили его против себя. В Австрии Иосиф II вызвал сильнейшую оппозицию духовенства и дворянства тем, что хотел уничтожить податные привилегии дворян и ввёл поземельный налог.

В эту же эпоху впервые был поставлен на очередь крестьянский вопрос. Этому значительно способствовали физиократы , которые по своим политическим взглядам были на стороне просвещённого абсолютизма, и многие деятели просвещённого абсолютизма были сторонниками физиократов. Осуждая феодальные права, тяготевшие над землевладельцами, литература XVIII в. требовала уничтожения рабства и прекращения крепостных отношений. Вследствие этого в эпоху просвещенного абсолютизма было обращено внимание на положение сельской массы, от которой зависит обогащение казны, и рядом с покровительством обрабатывающей промышленности просвещённый абсолютизм покровительствует и крестьянскому труду. В Пруссии Фридрих II меньше всех правителей подчинился физиократии, но и здесь было обращено внимание на улучшение быта крестьян. В Австрии крестьянский вопрос был выдвинут Иосифом II, который формально отменил крепостное состояние. То же было и в Савойе при Карле-Эммануиле III.

Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 31 октября 2014 года .