Правда ли что есть рай и ад. Слышны ли молитвы из ада? Где есть планеты ада

Н асчет ада, К. С. Льюис однажды написал: «Нет доктрины, которую я хотел бы исключить из христианской догматики более, чем учение об аде, если бы это было в моей власти» . И я во многом согласен с ним. Никому, включая христиан, не должна нравиться идея ада. Те из нас, кто верит в ад, не являются садистами, которые получают удовольствие от идеи бесконечного страдания. На самом деле, мысль о том, что люди, которых я знаю, проведут вечность в аду из-за того, что не знают Христа, разрывает мне сердце. Будучи молодым христианином, когда я начал изучать тему ада и его последствий, я почти потерял свою веру. Это было очень тревожно.

Ад – это тяжелая действительность , но это то, чему учит Библия, и мы не можем в полной мере понять Бога и Его мир, пока мы не смиримся с этим. Эти семь истин должны формировать наши дискуссии про ад.

1. Ад – это ад, потому что Бог – это Бог.

Люди поспешно говорят о «видении Бога» так, как будто бы видеть Бога лицом к лицу – это теплый и приятный опыт. Но Библия разъясняет, что Божья святость и совершенство столь полны, что если бы кто-либо увидел Его – он бы умер (Исаия 33:20). Даже малейший грех в Его присутствии приводит к мгновенному уничтожению. Когда Исаия, пророк Бога, оказался у Его престола, он упал на свое лицо, в страхе и уверенности, что умрет (Исаия 6:5).

Доктрина ада не нравится многим. Этому есть причина. Бог рассказывает нам про ад, демонстрируя весь масштаб своей святости. Ад это ад потому, что святость Бога — это святость Бога. Ад существует для того, чтобы мы стояли, разинув рот перед праведностью и святостью Бога. Ад должен заставлять нас трепетать перед Его величием и великолепием.

По иронии, избавляясь от ада, вы избавляетесь от тех ресурсов, которые демонстрируют справедливость Бога. Когда человек испытывает насилие или жестокое обращение, будучи ребенком, ему необходимо знать, что существует Бог такого уровня святости, что Он не терпит никакого зла.

2. Иисус говорил об аде больше, чем кто-либо другой в Священном Писании.

Некоторые люди пытаются уклониться от идеи об аде, говоря: «Это был Бог Ветхого Завета, он тогда был молодой и капризный. Но когда он повзрослел в Новом Завете через Иисуса – кроткого и мягкого Иисуса – Он был полон любви и сострадания».

Проблема состоит в том, что когда вы начинаете читать Евангелия, вы обнаруживаете, что Иисус говорит об аде больше, чем кто-либо другой. Факт — если посчитать стихи, то получается, что Иисус говорил об аде больше, чем о небесах. Один из самых известных критиков в истории, Бертранд Рассел написал в своей книге «Почему я не христианин», что учение об аде было «одним глубоким дефектом в характере Иисуса» . Если мы хотим избежать идеи об аде, мы не можем игнорировать проблему одним лишь сосредоточением на «кротком и мягком Иисусе» .

3. Ад показывает нам масштаб Божьей любви в том, что Он спасает нас.

Почему Иисус говорил об аде больше, чем кто-либо еще в Библии? Потому что Он хотел, чтобы мы увидели, какие страдания Он собирался претерпеть на кресте ради нас. На кресте казнь Иисуса едва ли поддавалась описанию: этот окровавленный и обезображенный человек был повешен на крест, который, возможно, использовался для этих целей уже не первый раз – он был в крови, в испражнениях и моче других людей, которые висели на нем до этого. Испытывая неимоверную боль на кресте, Он медленно умирал.

Наихудшей частью было отделение Отца, которое почувствовал Иисус, разделение, которое само по себе было как ад.

«Боже Мой, Боже Мой, — прокричал Он. – Для чего Ты Меня оставил?» (Матфея 27:46). Во всем этом, Иисус взял ад нашего греха на Свое тело.

Люди обычно думают, что ад — это некий огромный недостаток в Божьей любви к нам. Библия показывает нам обратную сторону. Ад возвеличивает перед нами Божью любовь тем, что показывает нам, как далеко Бог пошел и как много Он сделал, чтобы спасти нас.

4. Люди вечны.

К. С. Льюис однажды заметил, что ад является необходимым выводом из христианской веры в то, что человек был создан для того, чтобы жить вечно. Это он определил так:

«Кроме того, христианство говорит, что каждый человек будет жить вечно, и это — либо истина, либо заблуждение. Значит, если мне суждено прожить каких-нибудь семьдесят лет, то о многих вещах мне не надо беспокоиться, но о них стоит беспоко­иться, и очень серьезно, если мне предстоит жить вечно. Воз­можно, мой дурной характер становится все хуже или присущая мне зависть — все больше, но это происходит так постепенно, что изменения к худшему, накопившиеся за семьдесят лет, прак­тически незаметны. Однако за миллион лет мои недостатки могли бы развиться во что-то ужасное. Если христианство не ошибает­ся, «ад» — абсолютно верный термин, передающий то состояние, в какое приведут меня за миллионы лет зависть и дурной характер».

В другой своей книге Льюис писал:

«Ад… начинается с ворчливого настроения. Мы пытаемся обособиться от него и даже критиковать. У нас пока еще есть возможность покаяться в этом грехе недовольства и освободиться от него. Но в один прекрасный день мы понимаем, что больше не можем противостоять такому поведению. Ваше Я исчезнет, и вы не сможете ни критиковать свое недовольство, ни даже наслаждаться им. Останется одно лишь ворчливое недовольство, которое подобно безликому механизму будет работать безостановочно».

5. В некотором смысле, Бог никого не посылает в ад; мы сами себя туда посылаем.

Ад – это кульминация того, когда мы говорим Богу убираться. Мы продолжаем требовать от Него, чтобы Он оставил нас в покое, и в конце Бог говорит «хорошо». Вот почему в Библии это характеризуется как мрак: Бог есть свет; Его отсутствие есть мрак. На земле мы познаем свет и испытываем такие вещи, как любовь, дружбу и красоту творения. Это все остатки света Божьего присутствия. Но когда вы говорите Богу, что не хотите, чтобы Он был вашим Господом и не желаете, чтобы Он был центром вашей жизни, в итоге ваше желание исполняется.

У нас есть два варианта: жизнь с Богом или жизнь без Бога. Если вы говорите: «Я не принимаю Божьего авторитета. Я лучше буду жить для себя» — это и есть ад. В книгах «Великий развод» и «Проблема боли», Льюис говорит об этом так:

«В долгосрочной перспективе ответом всем тем, кто противится доктрине ада, является вопрос: «Что вы хотите, чтобы Бог сделал?» . . . Оставить их одних? Увы, я боюсь, что это то, что Он и делает. . . В итоге, есть только два типа людей – те, которые говорят Богу «Да будет воля Твоя», и те, которым Бог говорит «Да будет воля твоя».

6. С другой стороны, Бог отправляет людей в ад и все Его пути истинны и праведны.

Мы можем испытывать искушение злиться на Бога и исправлять Его. Но как мы можем найти недостатки в самом Боге? Как Апостол Павел сказал в Посланиях к Римлянам в 9 главе, кто мы такие – просто куски глины – чтобы спорить с божественным горшечником?

Мы не можем быть более милосердными, чем Бог. Исаия напоминает нам, что все, кто в настоящее время «враждуют против Бога» придут к Нему в последний день и будут пристыжены (Исаия 45:24), потому что они тогда поймут, насколько превосходными являются пути Божьи. Каждый раз, когда Бог сравнивается в Библии с человеком, Он является самым милосердным.

Когда мы оглядываемся назад на свои жизни, мы поражаемся не строгостью его правосудия, но величием Его милости.

7. Для Бога недостаточно забрать нас из ада; Он должен забрать ад из нас самих.

Некоторые люди видят проблему том, чтобы использовать ад для принудительного подчинения христианству. Это как если бы Бог сказал: «Служи мне или у тебя будут проблемы» . Это может показаться манипуляцией. Быть может, вас это удивит, но Бог согласится с вами.

Подписывайтесь:

Если люди уверовали в Бога просто потому, что они испугались или потому что Бог сотворил какое-то великое чудо (Луки 16:31), они могут покориться, но это не изменит отношения их сердец к Богу. Если вы принимаете Иисуса только для того, чтобы избежать ада, то вам будет ненавистна идея жизни на небесах, так как только те, кто любит Бога и доверяет Ему — будут наслаждаться жизнью на небесах. Если вы не любите Отца, тогда и жизнь в доме Отца будет похожей на рабство. Это как если бы вас заставили жениться на том человеке, на котором вы жениться не хотите. Вы можете попасть на небеса только в том случае, если вы учитесь любить Бога и доверять Ему.

Только когда вы испытаете любовь Бога, ваше сердце начинает меняться и в нем начинает зарождаться любовь и доверие к Богу. Для Бога недостаточно забрать нас из ада; Он должен забрать ад из нас самих .

Комментариев - 9

    Все что я раньше слышал, читал или слышал о аде, не приносило моему сердцу удовлетворения. В этом году, когда я начал больше читать и говорить о Евангелии благодати, я решил заново вернуться и изучить тему ада. Я писал многим пасторам с просьбой переслать мне проповеди на тему ада, слушал видеозаписи людей побывавших в аду, перечитывал стихи из Библии, разговаривал с верующими и не верующими людьми, читал философов, и нашел что люди полны страхов сомнений и непониманий всего что связано со словом «ад». В результате этого родилась эта статья. Приглашаю вас вместе исследовать, и размыслить над одной из самых волнующих и таинственных тем в Библии и христианстве в целом. Начнем с определения: слово “ад” (греч. κολασε - мука) происходит от глагола κολαζο и имеет два значения. Первое значение - “обрезать ветви дерева”, второе - “наказывать”. Это слово в Священном Писании чаще употребляется в значении наказания. Причем не в том смысле, что Бог наказывает человека, но человек сам себя наказывает когда не принимает Его благодать. Посмотрите на следующий стих Библии: “Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение (κολασε). Боящийся несовершенен в любви” (1 Ин. 4, 18). Здесь слово «мучение», это то-же самое слово которое описывает ад. Посмотрите, какое мучение испытывает человек который в страхе? Какой ад он переживает? Это мучение связано с отсутствием любви. Если вы читаете Библию, то знаете как слово Божье, учит о том, что человек примиряется с Богом через Христа. Бог никогда не враждует с человеком, но человек сам становится врагом Бога. Даже если человек становится врагом Бога, Бог не становится врагом человека. Человек сам представляет себе Бога разгневанным и враждебным. Давайте вернемся к определению ада. Что если я вам скажу что рай и ад - это действия благодати Божией на людей? Есть четыре слова в Библии, которые неправильно перевели, в нашем синодальном переводе, эти четыре слова у нас обозначены одним словом «ад». В Библии для обозначения слова «ад», употребляется еврейское слово «шеол, и три греческих слова «ад» , «тартар» и «геенна» . Но эти слова не означают «ад», в том представлении, в котором они присутствуют в понимании большинства людей.
    — Слово «Преисподняя» используется 65 раз в еврейских рукописях Ветхого Завета, и означает, могилу (место мертвых) или яму.
    — Слово «Аид» используется 11 раз в греческих рукописях Нового Завета, и имеет то-же значение что и еврейское слова «шеол.» Таким образом, оно также означает, могилу или яму.
    — «Тартар» применяется только один раз в греческих рукописях Нового Завета в следующем стихе.
    «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;» /2-е Петра 2:4/ Обратите внимание, что в этом стихе говорится о том, что Бог отверг ангелов а не человечество.
    — Геенна применяется 12 раз в греческих рукописях Нового Завета, и каждый раз, оно неправильно переведено.
    «….и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.» /От Матфея 18:9/
    Когда Иисус использует термин «геенна» Он имеет в виду название долины, расположенной в Иерусалиме. Во времена Иисуса, эта долина была использована в качестве городской свалки. Не ней постоянно что-то горело, потому что люди сжигали там мусор.
    Для меня становится очевидно что Священное Писание не имеет одного универсального слова, описывающего «ад». Кроме того, Иисус использует слово гиена, символически, также как и Его выражение «вырви свой глаз» которое не следует понимать буквально. Ад- это не просто географическое место, но скорее два кардинально противоположных направление присутствия Самого Бога. Для кого-то это вечеринка с улыбающимися лицами. Для других - комната, полная каннибалов, готовых съесть тебя! Суть заключается в следующем - это зависит от глаз веры.

    Друзья что если ад, совсем не то о чем вы слышали? Что если нет такого места, где Бога нет? Что если любовь Божья не только для святых, но и для грешников? Что если сотворенного и видимого ада просто не существует? Верю ли я в существование ада? Да верю, но я также верю в то, что что ад существует только с точки зрения человека, но не с точки зрения Бога. Такое понимание неразрывно связано с учением Библии о вражде и примирении человека с Богом. Если Бог не враждует с человеком, если Бог больше не гневается на нас то откуда может придти понимание Бога как разневанного и враждебного? Ответ один: только в представлении самого человека. Именно поэтому ад существут только с точки зрения человека а не Бога. Я верю в то что ад реально существует, но при этом он существует как другая сторона Бога. Сам Бог является раем для одних и адом для других. (о этом мы поговрим подробней в третьей части) Мы не можем предположить, что Бог позволяет аду существовать вне Себя, или без Его влияния или контроля. Библия говорит:
    «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.» /От Иоанна 1:3/
    «….ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано;» /К Колоссянам 1:16/
    Мы не можем считать что Бог не «приложил рук» для создания ада. Если вы верите в мучительный и пылающий вечным огнем ад, который приготовлен для наказания, вам необходимо также верить, что Бог является его автором. Друзья ад не существует вне Бога, давайте посмотрим еще на два стизха из Библии подтверждающих это:
    «тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;» /Откр. 14:10/
    «Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.» /Псалтирь 138:8/
    В обоих этих отрывках, Ад описывается как реальность которая находиться непосредственно в присутсвии Бога, сомнений в этом быть не может. И в заключении мы посмотрим еще на один стих из Священного Писания: «….и слава Господа опустилась на гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака. Для Израильтян вид же славы Господа выглядел как огонь поедающий на вершине горы. Затем Моисей вступил в середину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей. (Исх.24:16-18, NIV). Обратите внимание, что израильтяне воспринимали славу Божью, как страшный огонь. Но Моисей увидел это как большое облако славы - он вошел прямо в присутствие Бога! Это и есть картина того что является адом и раем для верующего. Византийский Католический богослов Рик Баллард пишет о этом так: «Понимание Бога как переживания Ада теми, кто отвергает Его, делает идею ада абсолютным действием милосердия и любви. Я даже слышал, как он описывается некоторыми в нашей Восточной традиции, как место для тех, кто не может быть исцелен, наподобие наших психиатрических лечебниц. Такое существование не то, к которому Бог приговаривает их навеки, но оно является результатом их собственного самообмана и их постоянного отвержения Его. Ни в коем случае Он не отвергает их, а скорее мы находим их, вечно отвергающими Его»

    Друзья можете ли вы предположить, что ад на самом деле является не местом мучений от пламени огня, или жара печи, а местом мучения от воздействия Божьей любви? А страдания которые испытывают люди в аду -это страдания и мучения связанные с отрицанием Его любви? На самом деле многие из отцов ранней Церкви (Исаак Сирин, Василий Великий, Григорий Богослов) и отцов Восточной Церкви, как Григорий Палама, учили именно этому взгляду на ад. При этом этом речь идет не только об отдельных богословах, это учение всей восточной православной церкви. Посмотрите на ее заявление, которое объясняет их точку зрения по этому вопросу: «Общим местом в учении святых отцов Церкви является положение, что рай и ад существуют лишь с точки зрения человека, но не с точки зрения Бога. Конечно, и рай, и ад существуют реально, существуют как два различных образа бытия, но не Бог сотворил это различие. Из святоотеческого предания ясно видно, что рай и ад нельзя рассматривать как два разных места, но Сам Бог является раем для святых и адом для грешников». Вот что о этом пишет Исаак Сирин: “…ад — это бич божественной любви. Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви!” Читая отцов церкви, вы найдете что печаль от греха против любви Божией “страшнее всякого возможного наказания.” Это мука-отрицать чью-либо любовь и идти против нее. В аду люди не будут лишены божественной любви. Бог будет любить всех людей - и праведников, и грешников, но не все в той же мере и одинаковым образом будут ощущать эту любовь. “Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает” (Рим. 9, 18). Это различие между теми кого Он милует и теми кого ожесточает, связано не с выбором Бога а с природой самого человека. “Как солнце воск размягчает, а глину делает твердой не само от себя, но в силу различия вещества воска и глины, так и Бог, глиняное сердце Фараона, как говорится, ожесточает.” (Феофилакт Болгарский) Другими словами, человек лишая себя любви Божьей, ожесточая свое сердце. Василий Великий, толкуя стих: «Глас Господа высекает пламень огня.» /Псалтырь 28:7/, говорит о чуде с Седрахом, Месахом, и Аденаго в пылающей печи. Тогда пламя разделилось на две части и, хотя это пламя опалило тех, кто находился вне печи, в то же самое время оно орошало юношей так, как будто они находились в тени дерева. Ниже он замечает, что огонь, уготованный Богом для диавола и его ангелов, “пресекается гласом Господним”. Огонь имеет две силы: силу опалить и силу освещать, он и обжигает, и просвещает. Григорий Богослов полагал что и рай, и ад -это один и тот же Бог, потому что каждый воспринимает Его в соответствии со своим душевным состоянием. В одном из своих славословий он восклицает: “О троица, которая некогда всеми будет познана, одними в осиянии, другими - в мучении….” Тот же самый Бог является для людей и сиянием, и мучением. Друзья я хочу вам сказать еще раз что ад связан с Богом, и думать что “что грешники в геенне лишаются любви Божией”, неуместно. (Исаак Сирин) Друзья когда мы говорим о гневе Божьем это не всегда то что Библия говорит. Греческое слово «гнев» в Новом Завете к сожалению не было передано в его полном значении, поэтому люди думают что Бог, злиться на них. На самом деле это слово может означать любые сильные эмоции. Оно может описывать сильную страсть, часто граничащую с гневом, импульс, волнение, от него же произошло слово оргазм. Друзья, что если гнев Божий это не гнев мести, или возмездия, а яростной любви? На самом деле в притчах говорится: «ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.» (Притчи 25:22) Гнев Божий- это не выражение ненависти презрения и ярости а страстное выражение Его любви и благодати, которой он достигает людей. «Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.» /Даниил 7:10/ Друзья что это за «огненная река»которая вытекает от Него? Это река Его любви! Действительно, «пламя неба будет жарче, чем для некоторых пламя ада.» (Даллас Уиллард) Воистину благодать и любовь — это рай для многих, ад же для некоторых. Разница в вере. Разница в сердце. Вы не можете отказаться от благодати. Вы не можете остановить Его присутствие, Его милость, или благословение над своей жизнью. Вы можете только любить или не любить Его. Он никогда не оставляет вас, вы никогда не можете оставить Его. Бог никогда не меняется. Он есть любовь.

    Каков огонь сильнее? Пламя любви Христовой или пламя ада? Друзья Библия говорит: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня». (Осия 13:14) Нет сомнений в том, что пламя Его любви сильнее адского пламени. Но если то что совершил Христос Иисус на Голгофе не обжигает твое сердце, тогда даже пламя ада не сможет его сокрушить.

    Я не знаю кто автор этои статьи,и не хочу знать о нем ничего.Но о нем могу сказать только одно:он невежда и Писание не знает.Я не стану сейчяс доказывать что такое ад потомучто даже скольник Библейской школы должен знать что ад это могила.Но я хочу спросить тех кто думает как этот невежда;где в Писании написано что грех будет локализирован,что смерть будет локализировано.ГДЕ?В моей Библии написано что грех будет уничтожен и нигде не будет,как и смерти не будет,нигде не будет.О локализации греха,смерти,и грешника нигде не написано.Где написано что тела нечестивых изменятся чтобы им выдержать эти муки или может нетленная душа будет тлеть?То что душа всякого творения есть кровь тоже школьник должен знать.Я думаю что пора начинать Библию изучять а не публиковать статьи всех невежд подряд.Извините за этот тон.

  1. Я сам лично в своей жизни перенес буквально слова «там будет плач и скрежет зубов». 2 января 1990-го года. Мне не могли помочь никакие лекарства бывшие в моей аптечке дома. Причем это продолжалось несколько часов. Я скрежетал зубами от боли. Так что я искренне верю в существование ада и геены огненной.

Четыре пути кармы Ковалева Наталья Евгеньевна

Существует ли ад?

Существует ли ад?

«Я был в самом аду»

Ад и рай. Два кардинальных понятия почти всех религий мира. Скольких людей, воспитанных в религиозном духе, пугала перспектива очутиться после смерти в аду! Этим страхом перед неведомым возмездием умело спекулировали многие лукавые служители всех церквей и религий… Но существует ли оно в действительности, это возмездие?..

Помимо религии, философии и литературы, проблема ада неожиданно всплыла и в танатологии, став частью клинического опыта реаниматологии. Всем известно о том, что пережившие клиническую смерть люди во время своих «бестелесных» ощущений испытывали неземное блаженство и видели поистине райские картины. Впечатление от увиденной неземной красоты было таково, что многие из них не хотели возвращаться на землю, вопреки стараниям реаниматологов. Но помимо «райских видений», испытанных большинством людей, побывавших в коматозном состоянии, реаниматологам известны и случаи «адских» впечатлений.

Немецкий актер Курт Юргенс, переживший клиническую смерть во время сложной операции, вспоминал о своих ощущениях: «Я смотрел на большой стеклянный купол операционной. Он стал меняться. Внезапно превратился в раскаленно-красный. Я увидел вертящиеся и гримасничающие рожи, глядевшие на меня… Я честно пробовал бороться и защитить себя… Потом стало казаться, что стеклянный купол превратился в прозрачный свод, который стал медленно опускаться на меня. Разразился огненный дождь, но, хотя капли были громадными, ни одна не коснулась меня. Они падали вокруг, и из них поднимались грозные языки пламени. Я не мог дольше заблуждаться и не видеть страшной правды: без сомнения, лица повелителей этого огненного мира были лицами проклятых. Я был в отчаянии, чувствуя себя несказанно одиноким и покинутым. Ужас, испытанный мною, был так велик, что я чуть не задохнулся. Ясно, я был в самом аду».

Еще один случай «адских» видений произошел с домохозяйкой из Род-Айленда, когда она еще находилась под наркозом после операции на желчном пузыре. Лечивший ее врач рассказал, что, когда пациентка пришла в себя после наркоза, ее первые слова были: «Я думала, что умерла, что попала в ад». Она повторила это несколько раз с широко открытыми от ужаса глазами. После того, как врач успокоил ее, она рассказала ему о своем пребывании в аду – как дьявол хотел унести ее. Рассказ этой женщины перемежался перечислением ее грехов и того, что думают о ней люди. Ее страх усиливался, и медсестры еле удерживали ее в лежачем положении. Она стала почти невменяемой, и врач вызвал в больницу ее мать, чтобы попытаться успокоить ее. Пациентка верила, что Бог карает ее за грехи, тем более что у нее было давнее чувство вины из-за ее внебрачных связей. Интересен тот факт, что если большинство «вернувшихся с того света» пациентов испытывали райские видения, то случаи «адских» впечатлений буквально единичны. Не означает ли это, что выжить после клинической смерти легче тем, кто мало нагрешил и потому получил «поддержку свыше» в критический момент своей жизни, в то время как «кандидаты в ад» были этой божественной помощи лишены?

Конечно, «адские видения», представшие перед пациентами, находящимися в измененном состоянии сознания в результате наркоза, вовсе не означают, что испытавшие их люди обязательно попадут в ад после своей смерти. Каждый из нас совершил в жизни те или иные неблаговидные поступки, но далеко не все из них приводят человека в самые страшные слои астрального мира, именуемые в религиях адом. Просто иногда спонтанные и неконтролируемые выходы тонкого тела человека в астрал способны перенести его сознание в низшие сферы иного плана. Что же представляют собой эти сферы и откуда в мире ином, созданном сияющей, светоносной, тонкой материей, появился грозный и страшный мир возмездия, именуемый адом?

Инферно в низшем астрале

Астральный мир, в общем-то, мир света: он создан из светящейся разреженной материи. Но низшие слои астрала лишены света, так как их обитатели – души преступников, предателей и злобных людей – не имеют света в своей материи. Читатель помнит слова из Агни Йоги о том, что каждый человек сам создает свои энергетические тела: добрые, чистые мысли и поступки привлекают в ауру человека светлые энергии, которые делают наши тонкие тела чистыми и светлыми. И наоборот, мысли злобы, жадности, зависти создают в пространстве вихри отрицательных, колючих токов, которые наполняют наши тонкие тела тяжелой, низковибрационной энергией. После смерти тонкоматериальный комплекс человека занимает в астрале планеты место, соответствующее его энергии: астральное тело, отягощенное отрицательной кармой плохих мыслей и поступков, опускается в низшие, сумеречные, тяжелые слои астрала, а светлые, чистые души взмывают вверх, в высшие слои, или сферы, Тонкого мира. Мы уже говорили о том, что каждый слой, или план, пространства имеет семь подпланов, условия которых отличаются друг от друга по чистоте и духовности энергий, наполняющих эти слои. В низших слоях энергии примитивнее, грубее, а в высших – чище и возвышеннее. Соответственно, в низших слоях Тонкого мира обитают души неразвитых в духовном отношении людей. Высшие же сферы доступны душам, развившим в себе духовность и творческие способности, несущие в себе светлые, высокие энергии.

Высшие миры Космоса – ментальный и Огненный – наполнены гармоничными, высоковибрационными энергиями. В этих мирах вообще нет несовершенств, есть лишь различные ступени еще большего духовного восхождения. Но нельзя сказать этого об астральном мире. Астральный мир наиболее близок к физическому; он представляет собой самый несовершенный план тонкого мира. И если самые высшие слои астрала похожи на высшие миры своим совершенством, чистотой и духовностью, то низшие слои астрала представляют собой в полном смысле слова ад – тот самый ад, о котором говорится в религиозных учениях.

Откуда же появился в астральном мире слой, именуемый адом? Не следует думать, что ад создали какие-то природные силы, тем более – Бог, в отместку человечеству. Даже наиболее плотные и низкие в энергетическом смысле слои астрала не были адскими по своей изначальной природе. Такими сделали эти сферы их обитатели – души людей, приходящие в мир иной после смерти на земле. Именно отягощенные пороками души и их вместилища – астральные тела людей – отравили низшие сферы астрала своей негативной энергией, превратив их в подлинный ад. Ведь все свои душевные качества, в том числе страсти и пороки, после своей физической смерти люди приносят с собой в мир иной.

Низшими «адские» слои считаются не по месту их расположения в пространстве, а по качеству энергии, наполняющей их. Существование в этих слоях действительно ужасно, и, более того, энергия низшего астрала намного тяжелее самых темных, самых проклятых мест на земле. В земной жизни злодеи и грешники живут в гуще обыкновенных людей, что поневоле «разбавляет» энергетическое воздействие их аур. В Тонком же мире такого смешения нет – все его обитатели живут в строго разграниченных между собой слоях пространства. Легко представить себе, какую энергию имеет слой пространства, наполненный душами одних убийц, воров, ненавистников и прочих людей с отягощенной кармой.

Что мешает пленникам ада вырваться из него в более высокие и чистые слои Тонкого мира? Все тот же единый закон Космоса: закон энергетического соответствия. Если бы темное, насыщенное отрицательной энергией тонкое тело убийцы или злобного человека захотело по своей воле подняться в более светлые слои пространства, оно немедленно было бы опалено чистой энергией высших сфер пространства; наполненные плотными, низковибрационными энергиями астральные оболочки пленников ада не выносят прикосновения чистых, светоносных энергий высших слоев астрального плана.

Карма колдовства

Какие же пороки и прегрешения способны привести душу человека в застенки адских сфер?

Низший астрал – это естественная среда обитания особого рода темных духов, которые никогда не воплощаются на земле, а также развоплощенных душ черных магов и колдунов всех мастей и видов. Влияние черной магии таково, что астральные оболочки колдунов, «накачанные» неестественно нагнетенными энергиями, не могут быть сброшены иногда в течение целых тысячелетий. Колдуны и маги на значительный период времени могут утратить способность к перевоплощениям на земле и существовать только в низшем астрале планеты. Они и там продолжают заниматься излюбленным делом, завлекая в сети черной магии неопытных жителей Земли, не знающих о коварстве тьмы и обращающихся к миру иному в попытках овладеть приемами черной магии. Жертвами их деятельности часто становятся и любители спиритизма и контактов с «внеземными цивилизациями», а в действительности – с низшими слоями земного астрала. И горе тем, кто действительно начнет слышать зовущие голоса Тонкого мира после таких попыток! Эти голоса в подавляющем большинстве случаев подобны мифическим сиренам, завлекающим неосторожных путешественников в гибельные места.

Последователи духовных учений (в особенности истинной Йоги) тоже используют тонкие энергии Космоса, но совсем по-другому. Основа йоги – любовь ко всему сущему, естественная, открытая, чистая. Такая любовь сама по себе притягивает из Космоса тонкие энергии и использует их во благо всему окружающему. Магия же, вместо естественного привлечения природных энергий, нагнетает их искусственным, насильственным путем. Заставляя некоторые тонкие энергии и силы служить своим эгоистическим, темным, вредоносным замыслам, черные маги нарушают природное равновесие. Естественно, что и те тонкие энергии, которые они привлекают из пространства, оказываются низшими по своему качеству. Таким образом, магия умножает пространственный хаос, а колдуны являются врагами всей творческой и светлой природной среды Космоса.

«Не убий!»

Помимо магов и колдунов, огромную часть пленников ада составляют убийцы, предатели и все, кто во время своей земной жизни был повинен в гибели людей. Убийцы после смерти снова и снова будут переживать кошмар содеянных ими преступлений. Причем в посмертном состоянии сознания они могут оказаться в положении не только убийц, но и жертв: в субъективных ощущениях, возникающих в их сознании наподобие мучительных галлюцинаций, они сами превратятся в убиваемых или пытаемых, испытывая на себе все страдания своих жертв. Как писала последовательница Е.П. Блаватской А. Безант в книге «Древняя мудрость», в этих слоях иногда можно встретить душу человека, «неустанно преследуемого своей жертвой, не могущего избавиться от нее, несмотря на все усилия убежать от страшного преследования, с упорной настойчивостью всюду достигающего его. При этом сознание убитого, если только он не принадлежал к людям самого низкого уровня развития, находится в состоянии бессознательности, и именно эта бессознательность и придает особый ужас его чисто механическому следованию за убийцей». Что же касается т. н. серийных убийц-маньяков или профессиональных киллеров, то ужас их положения в мире ином не поддается никакому описанию. Но их посмертные страдания все равно не искупят до конца их тяжелую карму: воплотившись на физическом плане, эти люди когда-то займут место своих бывших жертв, будучи убитыми или преданными другими, подобными им самим злодеями.

Этический закон Космоса, выраженный в формуле: «Не убий!» – вступает в действие не только тогда, когда жизнь отнимается у невинного человека, но и тогда, когда сам человек лишает себя жизни. Как уже говорилось, человек не вправе лишать себя того, что дано ему его собственной кармой – жизни.

Некоторые из пациентов, прошедших состояние клинической смерти, описывая свои ощущения в ином «измерении», упоминали о том, что по пути к светлым сферам с неземными красками и звуками они «пролетали» какие-то темные, сумеречные слои иного мира, в которых видели удрученных, отчаявшихся людей, ищущих что-то и никак не могущих найти, словно заблудившихся в другой реальности. При этом у реанимируемых смутно мелькала мысль о том, что перед ними – те, кто сами лишили себя жизни на Земле – самоубийцы. Причины тяжелого состояния сознания этих людей нам уже известны. Когда человек лишает себя жизни по своему собственному желанию, а не в силу кармических обстоятельств, энергии, данные ему в земной жизни, остаются неизжитыми, неиспользованными. Они, как магнитом, приковывают человека к земле, не давая ему возможности подняться в высшие, светоносные сферы. Человек оказывается пленником обстоятельств, которые он создал сам для себя. Поэтому в Агни Йоге и говорится о том, что как бы человеку не было плохо на земле, ему будет еще хуже, если он сам лишит себя жизни. Конечно, если при жизни самоубийца был хорошим человеком и сломался под тяжестью невыносимых обстоятельств, Светлые Силы активно пытаются ему помочь в его посмертном состоянии. Но миновать энергетическое действие закона кармы не дано никому, можно лишь в той или иной мере облегчить его. Тяжелая карма самоубийства переносится и на следующее воплощение человека. В своей следующей жизни на Земле самоубийца должен будет погибнуть уже не по своей воле. И при этом он будет лишен жизни в самый счастливый период своего существования, когда ему менее всего захочется умереть. Будет ли у него шанс избежать следствий тяжелой кармы преступления против своего высшего «Я»? Есть только один способ погасить карму прошлого: обогнать ее ускоренным духовным самосовершенствованием…

«Мир голодных духов»

В ад могут привести не только страшные преступления против других людей и самоубийства. Как это ни странно выглядит, но ад люди могут создать себе сами своими неумеренными «плотскими» привязанностями и страстями. Все виды излишеств и моральной распущенности дорого обходятся их носителям после потери физического тела. Неумеренные физические потребности типа чревоугодия, пристрастия к спиртному и т. п. свойственны не столько даже физическому телу, сколько астральному принципу – носителю эмоционально-чувственного начала человека. Люди, владеющие своими страстями и контролирующие свои потребности, не испытывают особых трудностей в посмертном состоянии, быстро привыкая к новым условиям бестелесного бытия. Но те, кто в течение жизни шел на поводу у своего астрала, после смерти попадают в мучительные для них обстоятельства: ведь астральное тело у них остается таким же, с теми же привычками и пристрастиями.

В структуре инфернальных слоев есть особое место, называемое в тибетских религиозных источниках «миром голодных духов». Что загоняет в эти слои души людей? Одно-единственное обстоятельство: невозможность удовлетворения прежних чувственных потребностей в посмертном состоянии. После смерти чувства и желания человека остаются теми же, что и раньше, но физического тела – инструмента для удовлетворения этих желаний – у них уже нет. Люди, неумеренные в своих физических потребностях, привыкшие к обжорству, сексуальным излишествам, пьянству и т. п., очень страдают из-за невозможности испытывать те приятные ощущения, которые давала им еда или порция спиртного. В «Гранях Агни Йоги» о сохранении астральных чувств и желаний после перехода в мир иной говорится: «Обжорство, похоть, пьянство, курение и прочие чисто телесные отрицательные качества духа и вожделения, связанные с ними, не могут быть удовлетворены после освобождения от тела, но могут быть взяты с собою в Мир Тонкий, если не изжиты на Земле. Если на Земле желания жгут человека, где есть возможность временно их удовлетворить, то что же сказать о Надземном, где их жгучесть не может быть утолена ни на миг?»

Испытывая постоянную потребность в примитивных, животных, удовольствиях, развоплощенные рабы своих желаний надолго «застревают» в низших сферах астрала, близких к Земле, так как это дает им возможность «подбирать» энергетические всплески эмоций, испытываемых жителями земного плана, чей уровень развития и, соответственно, потребностей аналогичен душам этих людей. Более того, души пьяниц, развратников, обжор витают около увеселительных заведений, посещаемых воплощенными любителями выпивки и других подобных удовольствий. Эмоции и чувства порочных людей, живущих на физическом плане, привлекают развоплощенных пленников собственных страстей, и те буквально «липнут» к своим «друзьям по несчастью», пытаясь слиться с их сознанием и астральным телом, чтобы вновь испытывать любимые ими грубые, животные ощущения, недоступные им теперь в силу отсутствия физического тела.

Нередко на путь вампиризма в низшем астрале встают и неразвитые в духовном отношении люди, покончившие жизнь самоубийством. Нереализованные кармические энергии поневоле привлекают их к низшим слоям астрала, а удержаться от соблазна и не поддаться царящим в этих слоях грубым животным страстям они не могут.

Стремление к удовлетворению низших потребностей в Тонком мире может стать причиной дальнейшей деградации личности. В поисках любого пути к прежним удовольствиям душа может опускаться все в более низкие слои астрала, которые представляют собой в полном смысле слова отбросы. Неспособность бороться со своими животными наклонностями, невозможность их заменить чем-то высоким, зовущим к духовному прогрессу, обрекает астральные тела на дальнейшую деградацию, следствия которой, конечно, сказываются на последующем воплощении. Рабы своих страстей даже физически могут утрачивать человеческий облик, приближаясь к животному состоянию. В Агни Йоге говорится: «Даже среди современных форм можно найти зверообразных людей. Подобные ужасы обычно приписывают испугу или потрясению матери. Но среди многих причин часто упускают из виду главную. Можно представить себе, что в Тонком мире некоторые особи подвержены припадкам вожделения. При этом Агни настолько поникает, что животные принципы овладевают павшими. Конечно, со временем они снова могут подниматься, но животное прикасание настолько мощно, что может претвориться животной формой при воплощении (…) Очень поучительно, как понижение Агни разрешает доступ животным состояниям».

Зверообразные лица некоторых людей являются следствием тесного соприкосновения их астральных оболочек с теми низшими слоями тонкого мира, где обитают животные элементалы, то есть духи животных. Привлеченное своими неизжитыми страстями в созвучный им по энергии мир животных форм, астральное тело человека получает как бы энергетическое клеймо животной формы, отражающееся на его структуре и видимом облике. Видимый облик астрального тела передается телу физическому, и, таким образом, последнее получает соответствующую зверообразную форму.

Алкоголизм, наркомания и астральный план

Особо следует сказать о посмертном состоянии жертв алкоголизма и наркомании. Обычно люди, отказавшиеся от борьбы со своими погубными привычками, рассчитывают на одно: рано или поздно смерть поставит точку на всем, в том числе и на погубивших их пристрастиях. Однако не все так просто. Смерти как уничтожения разумного бытия не существует, за исключением довольно редких случаев гибели высшего личностного начала человека – души. Но и в этом случае окончательное небытие наступает не мгновенно, и в посмертном состоянии человеку придется испытывать на себе все те кармические последствия, причины которых он сам заложил в своем земном существовании.

Посмертное состояние жертв алкоголизма очень тяжело. Оно усугубляется не только тем, что в Тонком мире их мучают привычные позывы к спиртному зелью, удовлетворить которые невозможно, но еще и тем, что принимаемый ими в течение всей жизни алкоголь вызывает на их астральные тела пространственный огонь в количествах, переработать которые жертвы своих пристрастий не могут.

То же самое, только еще в большей степени, относится и к наркомании.

Не многие знают, что алкоголь и наркотики привлекают и концентрируют в организме человека пространственные огненные энергии. Приятные ощущения, испытываемые пьяницами и наркоманами, вызываются именно частичным отделением астрала от физического тела и привлечением огненной энергии пространства. Но поскольку такое привлечение энергий осуществляется не естественным путем духовного развития, а искусственно, то и результаты получаются разрушительными и для физического, и для астрального тел, не говоря уже о духовном уровне человека. «Алкоголизм и опий являются уродливыми попытками приблизиться к Миру Огненному. Если самадхи – естественное проявление Огня Высшего, то пламя алкоголя будет разрушителем Огня».

«Ничто не представляет такого несчастья в Тонком мире, как эти противоестественные попытки вызвать Огонь без соответственного очищения. Можно представить, что пьяница в Тонком мире не только мучается от позывов к алкоголю, но он еще больше страдает от неестественно проявленного Огня, который вместо укрепления пожирает ткани вне срока», – говорится в одной из книг Агни Йоги.

К проблемам алкоголизма и наркомании с точки зрения психодуховных и энергетических аспектов этих явлений мы еще вернемся.

Может ли душа умереть?

Глубины морального падения некоторых людей, их неспособность и нежелание изменить что-либо в посмертном существовании поневоле вызывают вопрос о том, может ли быть уничтоженной человеческая душа и вместе с ней – самосознающее начало человека. На первый взгляд этот вопрос, казалось бы, содержит противоречие в себе самом. У большинства людей само понятие души ассоциируется с бессмертным началом человека. Но в действительности бессмертна не душа, а дух.

Душа, как мы помним, тесно связана не только с вечным, индивидуальным началом человека, но и с его личностной, смертной природой. Если же образованное четырьмя принципами (физическим, эфирным, астральным и ментальным) и обладающее самосознанием низшее, личностное начало человека предпочло путь порочности и бездуховности, – оно может войти в противоречие с высшим духовным началом человеческого существа – Монадой, или зерном духа (представленным сочетанием шестого, Буддхи, и седьмого, Атма, принципов). Так и происходит в случае, если свободная воля разумного существа предпочла погрязнуть в тенетах зла.

Путь деградации не может продолжаться вечно, из воплощения в воплощение. Что происходит с человеком, достигшим крайней точки в своем моральном падении? Его духовное начало – Монада – наконец покидает начало личностное, потерявшее способность эволюционировать. После смерти астральная оболочка таких людей «застревает» в низших слоях астрала, созвучных их животным страстям и наклонностям. Спустя какое-то время она распадается окончательно, и вместе с ее распадом уничтожаются последние крупицы личностного сознания, еще теплившиеся в лишенной духа полуразложившейся астральной форме.

Астральное тело рано или поздно должно сбрасываться всеми развоплощенными человеческими душами при их переходе из астрального мира в ментальный. При этом, сбрасывая отжившую астральную оболочку, духовное начало человека сохраняется и продолжает разумное бытие и в иных, высших планах тонкого мира, и на земле, в новом воплощении. Однако в случае, если произошло разобщение духовного начала с низшими принципами человека, образующими его личность, дело обстоит по-другому. Как мы помним, человеческое существо состоит из двух основ: бессмертной индивидуальности – Монады – и смертной личности, представленной четырьмя низшими принципами и соответствующими им телами. Уникальность природы человека состоит в том, что он несет в собственном существе элемент высшего духовного начала Космоса – Монаду, сверхсознательную и сверхличностную. О природе Монады Е.П. Блаватская в «Тайной Доктрине» писала: «…она не принадлежит этому миру… и может быть сравнима лишь с нерушимой звездой божественного света и огня, низвергнутой на нашу Землю, как спасительная доска, для личностей, в которых она обитает (выделено мной. – Н. К. ). Именно эти последние должны уцепиться за нее и, таким образом, путем соучастия или приобщения к ее божественной природе, достичь бессмертия».

Если же личность человека избрала путь деградации и порочности, приобщиться к своему бессмертному духовному началу она не сможет в силу элементарного несоответствия высоковибрационной природы Монады перенасыщенному негативной энергоинформацией «личностному комплексу». В итоге физическая смерть человека в последнем воплощении может стать смертью его индивидуальности вообще. Обитающая в недрах его тонкоматериального комплекса Монада разъединится с его личностным сознанием и начнет путь своей космической эволюции заново, последовательно проходя новые круги воплощений в минеральном, растительном и животном царствах природы, прежде чем она накопит в себе новое индивидуальное сознание и станет ядром новой человеческой души. А покинутая монадой астральная оболочка ее прежнего порочного владельца вскоре разложится окончательно, тем самым навсегда погасив искру его индивидуального сознания, не говоря уже о личностном начале. Это ужасное явление представляет собой полное и окончательное уничтожение сознания конкретного индивида, переход в небытие, в то время как смерть обычного человека является лишь переходом его сознания на другой план существования.

В случае, если Монада порочного человека покидает его астральную оболочку, последняя какое-то время еще может вести в низших слоях астрала мучительное, полусознательное существование. Поскольку низшая, смертная сущность человека состоит из различных элементов, то подобные порочные души, лишенные духовного начала и состоящие из одних низших элементов, называются в эзотерических доктринах элементариями . Элементарии представляют собой полуразложившиеся астральные оболочки, существующие исключительно за счет вампиризма.

Чувственные пристрастия низшего плана и моральные пороки могут увлечь душу человека в бездну, из которой невозможно будет выбраться. Как говорится в эзотерических источниках, души людей, страдавших тяжелыми формами алкогольной и наркотической зависимости, после физической смерти могут утратить свое духовное начало и какое-то время существовать в низшем астрале в качестве элементариев, чтобы затем полностью уничтожиться. То же самое может произойти и с бездуховными по своей сути людьми, в течение земной жизни предававшимися разврату. После своей смерти их астральные оболочки становятся «инкубами» и «суккубами» (вампирическими существами мужской и женской природы).

Деятельность элементариев может состоять не только в вампиризме и в способности негативно влиять на живущих людей, «подстрекая» их к различным порокам. Иногда элементарии предпочитают подпитываться энергией низкодуховных людей не через астральный план, а непосредственно, вселяясь на какое-то время – вплоть до своего уничтожения – в их астральное тело. Подобные явления называются одержанием.

Этика жизни

Не только неумеренные физические потребности и желания становятся источником страданий развоплощенных душ в Тонком мире. Низшие слои астрала становятся уделом тех, кто в течение своей земной жизни отравил свое сознание отрицательными чувствами и мыслями: злобой, ненавистью, завистью. Но любое чувство и мысль, как мы уже знаем, представляют собой энергии определенного качества, воздействующие прежде всего на свой источник – излучающего их человека. И потому люди, привыкшие жить в злобе и в раздражении, «в распущенных нервах», в постоянном недовольстве, злобе, раздражительности, не считающие нужным контролировать и сдерживать свои отрицательные эмоции, – такие люди уже при жизни становятся настоящими «генераторами» отрицательной энергии. А что происходит с ними после смерти? Естественно, весь свой «энергетический багаж» они уносят в мир иной. После перехода за черту земного бытия сознание и астральное тело каждого индивида подвергается пространственному очищению. Негативная карма, отягощающая астральное тело умершего, должна быть очищена, переработана. И потому, как только лишенное физической оболочки астральное тело переходит в Тонкий мир, пространственные энергии окружают «загрязненный» темной энергией тонкоматериальный комплекс, чтобы очистить его, подготовив, таким образом, к следующему воплощению. Если астральное тело человека не сильно отягощено отрицательной энергией, то процесс очищения для него безболезнен и быстр. Но злобные и раздражительные люди, а также все, кто часто испытывал в течение физической жизни отрицательные эмоции и мысли, в полном смысле слова горят в приближающихся к ним пространственных энергиях, как в адском огне. Самым тяжелым чувством, вызывающим особые страдания в потустороннем бытии, является чувство злобы, ненависти. Участь злобных людей незавидна, что и говорить. Переход в тонкий мир для них будет означать в полном смысле слова адские мучения, причем огонь этот, на котором суждено сгореть их злобе, был вызван не кем-нибудь, а ими самими.

Духовные учения древности не случайно уделяли столь большое внимание этическим нормам поведения и мышления человека. Этичность жизненной позиции человека всецело определяет его последующее бытие в иной фазе существования, его духовный уровень и обстоятельства его будущего воплощения.

Из книги Пришельцы из Будущего: Теория и практика путешествий во времени автора Голдберг Брюс

Существует ли Бог? Нобелевский лауреат Юджин Вигнер настаивает на том, что квантовая теория доказывает существование универсального космического сознания. Так как любое наблюдение предполагает существование наблюдателя и сознания, в создании нашей Вселенной должен

Из книги Темная и светлая сторона реальности автора Зорин Петр Григорьевич

Для чего существует смерть Мать, соратница Шри Ауробиндо, говорила: "смерть это ложь, смерти не существует". Человек состоит из двух основных частей - внешней, которая смертна и внутренней - бессмертной. Внутренняя, бессмертная часть это и есть Человек, истинное Я, а

Из книги НЛО и ФБР. Секретные материалы правительства США автора Маккаби Брюс

Глава 9. ВВС: "Их не существует". НЛО: "Мы вернулись!" Пока разведывательные учреждения преодолевали нервную встряску из-за огненных шаров, а представители ВВС публично опровергали заявления Уинчелла, в окрестностях одного из военных полигонов произошло совершенно

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

24. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ? 1. В конечном смысле перевоплощение невозможно. Поскольку нет ни прошлого, ни будущего, то идея воплощения в теле бессмысленна как единожды, так и многократно. Следовательно, перевоплощение не может быть истиной в каком–либо реальном

Из книги Огненный Подвиг. часть II автора Уранов Николай Александрович

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Одиночества не существует] § 228. Мне кажется, именно, радостно сознавать, что одиночества не существует и что каждый из нас окружен любящими душами на том или ином плане. Такими посылками любящие души стремятся создать вокруг нас благую атмосферу, только нужно их осознать,

Все существует в избытке Ты упомянул территориальные права. Мы рассматриваем территорию иначе, чем вы в своем физическом мире, потому что в нем вы видите ограничения. Вам кажется, что пространство конечно, его все рано или поздно займут, поэтому вам кажется, что его

Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 2 автора Самохина Н.

Существует ли цель? Джерри: Абрахам, мне Сегментация Намерений кажется идеальным способом мгновенного практического применения (и осуществления) Закона Притяжения, Науки Сознательного Творения и Искусства Разрешения Другими словами, совмещая наше, теперь уже

Из книги Какими мы станем после смерти автора Ковалева Наталья Евгеньевна

МЕЛОЧЕЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ Мелочей не существует. В малом – великое; в великом – малое. «Всякая летящая птица держит в когтях своих нить вечности. Зарождение включает и сотворение метеора, и стук ласточкина клюва, разбивающего яйцо; оно руководит и рождением земляного червя,

Из книги Таинственные явления природы автора Понс Педро Палао

Существует ли ад?

Из книги Универсальный ключ к осознанию Себя. Адхьятмаджнянача Йогешвар автора Сиддхарамешвар Махарадж

Существует ли дьявол? На этот вопрос сложно ответить безапелляционно. Это остается тайной, которую еще нужно раскрыть, но мы можем спросить себя, какие признаки, выходящие за рамки всех религий, могли бы служить доказательством существования демона. В этом отношении мы

Из книги Многомерная модель человека. Энергоинформационные причины возникновения заболеваний автора Пейчев Николай

32. Бог существует в форме преданного Мы только тогда действительно достигаем Божественности, или Божьего Благословения, когда видим Бога в Его преданном. Если вы думаете, что вы Бог, Самость (Атман), вы становитесь Богом. Если вы называете себя индивидуумом (дживой), вы

Из книги Тайны мозга. Почему мы во все верим автора Шермер Майкл

Существует ли Бог? Мне очень понравился ответ на этот вопрос Гермеса Трисмегиста – отца всей эзотерики, который признан в древних писаниях как мастер всех наук и искусств, знаток всех ремесел, правитель трех миров, писец Богов и хранитель книг жизни, трижды великий и

Об Аде и Рае слышали все хотя бы однажды… хотя бы в детстве. И все знаю, что это такое - два «отделения» загробного мира. Рай - с прекрасными садами и ангелами, играющими на золотых арфах, сидя на облаках - для праведников. Ад - с кипящей смолой и рогатыми чертями, поджаривающими попавших туда людей на сковородках - для грешников. Вот так всё просто и понятно. Некоторые ещё любят цитировать небезызвестное изречение Ф.Вольтера о том, что в Раю лучше климат - зато в Аду интереснее общество (конечно, нелегко представить человека, которому понравится общество Гитлера и Чикатило - но в конце концов , у всех вкусы разные).

А теперь - внимание: такое представление о Рае и Аде существует исключительно у атеистов ! Основано оно на средневековых «картинках», и всматриваясь в них, надо помнить, что на «фотореалистичность» они не претендовали никогда. Даже в «социалистическом реализме» корова на картине «символизирует успехи советского животноводства» - средневековое же искусство было символичным до предела, никогда не отображая реальность (даже земную) буквально. Даже Данте (который, как известно, был не только «первым поэтом », но и «последним поэтом Средневековья») с его предельно натуралистичным изображением адских мук не думал, что за гранью земного Бытия есть Стигийское болото или реки кипящей крови, смрадное болото, куда погружены гневных, даже там продолжающие проявлять агрессию, или горячая кровь, жгущая убийц - это символ, аллегорическое изображение состояния души этих людей.

И вот в этом «божественный флорентиец» (как называли его современники) абсолютно прав: и Рай, и Ад - это состояние души… какое?

Да такое, в каком человек пребывал при жизни - и в каком застала его смерть. Вопрос - как он в таком виде будет существовать без материального тела.

Вот представьте себе: умер пьяница, которому бутылка заменила всё - семью, друзей, , о Боге уж и говорить не приходится - весь смысл жизни в том, чтоб напиться, других радостей он уже не знает… но в бестелесной-то форме бытия не напьёшься - человек не в состоянии удовлетворить свою единственную потребность! Ад? Несомненно! Или - умер диктатор, нет больше страны, которой он мог распоряжаться по своему произволу, нет «вылизывающих сапоги» приближённых, которых можно в любой момент отправить в застенок, если надоели… Или - развратник, который всю жизнь «занимался любовью», как спортом - а там любовью не «позанимаешься», там можно только любить - а этого-то он и не умеет… Примеры можно продолжать до бесконечности - но суть одна: свыкнувшись с грехом, с «животным» существованием, человек после смерти будет страдать от невозможности удовлетворить свои привычки. Если же «привычкой» была любовь и стремление к Богу, то теперь, когда все преграды пали, когда он оказался в самом горниле Божественной Любви, с Творцом, к которому всю жизнь стремился - он будет счастлив.

А что произойдёт при этом с тем, кто всю жизнь избегал Бога , предпочитал не задумываться о Нём или даже активно отрицал Его существование? Не сожжёт ли его такая безграничная Любовь, к встрече с которой он не готов? Человек, избегавший Бога при жизни, продолжает делать это и после смерти - и хотя Вездесущего Бога избегать достаточно сложно, состояние богооставленности всё же существует - это-то и есть Ад…

Как это всё выглядит? Мы не знаем… по той простой причине, что никто оттуда не возвращался (люди, пережившие клиническую смерть, не в счёт: оживлять действительно мёртвых медицина не умеет, у этих людей была ещё жива нервная система - так что никто не может утверждать, что отделение души и тела состоялось). Были, правда, немногие, кого воскресил Спаситель - но они почему-то предпочитали не распространяться об этом (а может, их никто не слушал). Так что вряд ли стоит говорить о том, что Ад и Рай выдуманы человеком - о том, что выдумано, обычно знают всё…

Но даже тех, кто сомневается в существовании Ада и Рая, часто волнует вопрос - как избежать первого и попасть во второй (во всяком случае, многие задают вопрос: может ли атеист попасть в Рай). Да очень просто: надо в земной жизни жить, как в Раю! Представьте себе Рай - состояние всеобщего совершенного счастья… можно ли представить себе, чтобы там кто-то кого-то оскорбил, ударил, обманул, чтобы кто-то там остался в одиночестве - всеми брошенный и никому не нужный и т.д. и т.п.? Конечно, на Земле так жить нелегко - жить по «адским стандартом» намного проще… так что не надо говорить, что «жестокий» Бог «мучает» людей в Аду: Ад выбираем мы сами!

Один из самых естественных вопросов сомневающегося – почему существует ад? Если Бог есть Любовь, почему Он обрекает грешников на вечные мучения?
Ответ, на этот кажущийся неразрешимым вопрос, на самом деле не так сложен. Самое главное здесь вот что: христианство пришло в мир вовсе не с вестью о том, что существует ад. Нет, ад – темное царство мертвых – известен почти всем дохристианским культурам. Своим же Воскресением Христос открыл людям тайну жизни, а не смерти – тайну Рая.

К сожалению, наши представления об аде и рае далеки от христианских. Слово “ад” у многих современников вызывает в памяти картинки из журнала “Крокодил” советских времен: сковородки, бока которых жадно лижут языки адского пламени; грешники, страдающие в кипящем масле на этих сковородках, и рогатые черти, немилосердно тычащие грешников. Смею утверждать, что картины эти, при всей своей наглядности, имеют мало общего с христианским пониманием вечных мук.

И если говорить об образах, то я бы предложил обратиться к… современному отечественному кино! В одной из последних картин Валерия Тодоровского “Страна глухих ” есть сцена, прекрасно передающая христианский нерв ощущения ада.

Для тех, кто не видел фильм, поясню: главная героиня – молодая девушка. Ее любимый парень – азартный игрок – должен огромную сумму денег. Рискуя жизнью, девушка собирает для любимого необходимую сумму, но он (игрок же!) перед тем как вернуть долг, решает еще раз попытать счастья. И… вновь проигрывает все до копейки.

А дальше потрясающая по силе и проникновенности сцена: ни одного упрека, ни одного слова обвинения, все, что пытается сделать девушка – это успокоить любимого. Она говорит, что он не должен расстраиваться, что деньги – это не главное, что она еще заработает. Главное, они любят друг друга, поэтому все будет хорошо.
В ответ парень “взрывается” и начинает гнать от себя девушку. Он кричит, что не может находиться рядом с ней, что ему больно от осознания того, что он – последняя сволочь – проиграл заработанные ею деньги, а в ответ от нее – ни слова упрека, а только обещание любить его, что бы он ни натворил. Но такая любовь выше его сил, так как он не может быть с ней, ощущая свою подлость! Ему БОЛЬНО ОТ ЕЕ ДОБРОТЫ, и он ее прогоняет.

Конечно, дальше ему станет только ЕЩЕ БОЛЬНЕЕ. Прогнав любимую, он будет всю жизнь мучиться, потому что такая любовь – одна и на всю жизнь. Но, согласитесь, трудно в этой ситуации обвинить девушку, упрекнуть ее в том, что именно она обрекает парня на мучения…

Этот образ, на мой взгляд, вполне по-христиански описывает ощущения души грешнифка, встречающей Бога – Того, Кто есть Любовь. Любовь, которая обжигает, но без которой нет жизни. Так человек, просидевший долгое время в темной комнате и отказывавшийся выходить к свету, неизбежно слепнет, когда солнечные лучи впервые касаются его лица. И кто виноват, что на постоянный призыв выйти на улицу, к свету, он отвечал отказом?.. А глаза, тем временем, потеряли способность воспринимать свет, то есть жизнь. Поэтому именно сам человек обрекает себя на вечную тьму, вечное мучение.

И все же – повторю еще раз – христианство – это Благая Весть (греч. Евангелие) о Жизни, а не смерти. И все, что требуется от нас, это открыть дверь и выйти к свету, пока не поздно. Время у нас еще есть.

Владимир Легойда

Философские мысли нас, к счастью, посещают нечасто. Но иной раз люди задумываются о том, что их ждет после смерти. Особенно остро этот вопрос стоит у тех, кто повинен в грехе и понимает это. Им священнослужители всех конфессий обещают адские мучения. Можно, конечно, отмахнуться и грешить себе в удовольствие. Только не у всех получается. Страшит грозная неизвестность. А что такое ад? Чего нам предлагают бояться? Давайте разберемся.

Простонародные интерпретации

Давайте попробуем понять, что такое ад, из рассказов людей несведущих. Ведь о нем часто говорят всуе. Считается, что это очень страшное место. В нем душа грешника вечно мучается. Бабушки с упоением вещают своим внучатам о больших сковородах и котлах, стоящих на огне, в которых жарятся те, кто не соблюдает заповедей Господа. Вообразить такое, конечно, достаточно сложно. Ведь все мы сталкиваемся со смертью. Тела-то человек лишается. Оно остается в этом мире и покоится в земле. Как же его в котле варить будут? Это первый вопрос, возникающий у внучат, пытающихся понять, что такое ад. На самом деле речь идет не о телах, а о душах. Та часть человека, которую невозможно ни увидеть, ни потрогать, вероятно, бессмертна. Ей и уготованы страшные муки, коли грешил товарищ при жизни. А кто и как станет ввергать душу в страдания? Это представить сложно. Ведь человек так и не определился с понятием души. Она - нечто эфемерное, не имеющее физического образа. Как же ее мучить? Вот и получается, что, кроме сковородок на кострах и чертей, ничего в голову верующим не лезет. Они пытаются объяснить, что такое ад и смерть, исходя из земного опыта. А это неверно. Ведь душа переходит в иной мир, подчиняющийся, скорее всего, другим законам.

Откуда возникли все эти сковороды?

Следует отметить, что такое ад, люди пытались представить и понять всегда. Тем более что церковнослужители им о нем постоянно твердили. Да и в литературе есть упоминание о геенне огненной. Само словосочетание будоражило воображение простого люда. Просто не знали они его происхождения, вот и придумывали всяческие небылицы. Геенной называли в древности мусорную свалку возле Иерусалима. Тоже кстати место неприятное. Она постоянно кишела червями и крысами, смердела, горела. Так как местное население было хорошо знакомо с этим неприятным образом, то его решили привести в качестве примера вечного обитания грешников. Поверьте, никто не желал оказаться на свалке, источающей заразу, на долгое время. Жить там было невозможно и очень страшно. Это своеобразная «антиреклама» для древнего жителя Иерусалима. Так как словосочетание внесено в священные тексты, оно сохранилось, утратив связь с прототипом. Теперь геенна огненная - это страшное место, в котором страдает душа умершего грешника.

Что такое ад с точки зрения Библии

Надо отметить, что в священной книге верующих смерти уделено не очень много внимания. Из некоторых текстов можно уяснить, что душа будет ожидать Последнего суда. Господь призовет и вынесет приговор каждому, кто когда-нибудь жил на земле. Это утверждение позволяет предположить, что душа обладает бессмертием. О чем, кстати, в текстах говорится. Ведь после страшного Суда людям уготована вечная жизнь. И цель ее тоже описана. Каждый будет изучать бесконечное многообразие Господа, воплощенное в мире. А вот о том, где душа станет поджидать призыва на суд, говорится не так много. Ад - это место, в котором грешники будут страдать. Наполнен он «плачем и скрежетом зубовным…». Так говорится в писании. А это уже намек не на физические страдания, которые вызывают крики и стоны, а на муки совести. Ведь именно такую реакцию у человека вызывают мысли о неправильном, несправедливом поступке, нанесенной кому-то обиде или ином грехе.

Отличия в интерпретациях католиков и православных

Нужно заметить, что люди различных конфессий по-своему представляли, что такое ад и рай. В целом они читали одни и те же священные тексты, но толковали их в соответствии с имеющимся опытом и мировоззрением. Католики называют ад чистилищем. Они уверены, что души не просто мучаются. Они таким способом отрабатывают грехи, очищаются. Есть нечто «капиталистическое» в этом подходе. Согласны? Платить негативными эмоциями за право когда-нибудь попасть в рай! В этом чувствуется прагматичный подход. Иное дело православные. Они говорят о мытарствах. Душа находится в темноте, далеко от Господа, оттого страдает. Это напоминает судьбу изгоя, человека оторванного от Родины и семьи. Ему плохо не от физической или душевной боли, а оттого, что отнято самое ценное - близость с Господом. Согласитесь, несколько иной подход. Однако вряд ли реальная судьба души после смерти зависит от интерпретаций отдельных конфессий.

Мнение эзотериков

Не только религиозные служители пытаются объяснить, что такое ад и где он находится. Есть множество школ, занимающихся духовным ростом личности. Их корифеи и создатели тоже касаются описываемого вопроса. Душу они представляют в виде сгустка энергии. Понятно, что поджарить его на сковороде не получится. Поэтому выбрали иную систему координат. Вселенная, говорят они, состоит из множества миров. Мы в земной жизни знаем только лишь малую его часть. А вот после смерти нам уготовано существование в другой части большой вселенной. Ее можно вообразить, как вереницу встроенных миров от темного, до светлого. Некоторые даже уровни их описывают. В зависимости от греховности жизни человека душа его переселяется в то место, какое он заслуживает. Если он был страшным злодеем, то окажется на самом низшем уровне. Там и будет находиться в темноте, без общения и творчества. Отсутствие возможности изучать и получать информацию - вот что значит ад в их интерпретации. Вероятно, такая теория имеет право на существование. Сами представьте, что будет, если вас посадят в глухую клетку, лишенную связи с внешним миром? Долго продержитесь?

Где находится ад?

Этот вопрос также многих интересует. Люди в прошлые века даже пытались его отыскать. Понятно, все эксперименты были неудачными. Ведь попасть в это страшное место, согласно верованиям, можно только после смерти. А рассказать об этом опыте будет уже некому. Ведь с того света еще никто не смог вернуться, кроме Иисуса. А он, понятно, в чистилище не попадал. Вот и приходится людям пытливым при помощи воображения пытаться понять, что такое ад. Определение они ему дали. Это то место, где душа страдает. Но конкретно, естественно, никто ничего не знает. А эксперименты проводить пока не позволяет уровень развития науки. Одно понятно: геенна огненная, в отличие от прототипа своего, находится не на нашей планете. Кстати, пару веков назад его пытались поместить на Марс. Но с развитием астрономии от таковой идеи отказались. Теперь-то наука потвердела многовариантность вселенной. Уже никто не спорит с тем, что наш мир не единственный. Поэтому ад принято помещать в параллельную вселенную или иное пространство, закрытое от людей непроницаемой преградой.

О разных мирах подробнее

Извечные попытки разобраться в человеческой психике привели к тому, что появились в социуме различные гуру, пытающиеся расширить наши представления о вселенной. Делают они это, в отличие от ученых, с энергетической точки зрения. Они пришли к мысли о том, что обитаемых планет очень много. Души попеременно воплощаются на них. Но на этом они не остановились. Рассуждая об условиях существования в различных мирах, некоторые толкователи пришли к оригинальной идее. Они утверждают, что реальный ад находится не где-то в параллельной вселенной, а здесь на Земле. То есть нам всем предлагается считать, что на нашей планете собраны грешные души, испытывающие те или иные сложности из-за прошлых преступлений. У каждого они, понятно, свои. Поэтому на земле люди живут в разных условиях. Только интересно, почему население планеты так быстро растет? Неужели в высших мирах никак с грехом не научатся бороться?

Зачем нам дана смерть?

Говоря об аде или рае, этого вопроса не коснуться нельзя. Ведь именно смерть приближает нас к познанию иного мира (или измерения). Она сама по себе явление очень важное для человечества. Несмотря на ее безусловную естественность, с которой мы постоянно сталкиваемся, люди боятся этого перехода. Страх заложен в нас изначально. Никто не пугает с детства смертью. Люди сами ее страшатся, инстинктивно. Хотя в святом писании утверждается, что человеку уготована вечная жизнь. Следовательно, смерть дана нам в качестве урока. С древности люди ведут с ней борьбу. Одни пытаются найти способы продления физического существования, другие - оставить свой след в этом мире. Примеров множество: от наскальных рисунков до прекраснейших произведений искусства. Все пути ведут к творчеству. Человек желает продолжиться до бесконечности в этом мире. То есть смерть - это стимул для творчества, в том числе и рождения новой жизни.

Заключение

На самом деле понять, что такое ад, несложно. Это представление заложено в каждом из нас, так сказать, генетически. Оно воплощается каждый раз, когда говорит совесть человека. Ведь именно в этот момент душа начинает испытывать мучения. Усильте их многократно в своем воображении и поймете, что есть геенна огненная.