Какие бывают студенты? Ироническая классификация студентов. Типы студентов вузов

Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой

степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с

которыми студент пришел в вуз, - их только можно принимать во внимание, и те,

которые появляются в процессе обучения, - ими можно управлять.

отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о

профессиональном будущем.

Эти факторы во многом определяются общей атмосферой в стране и конкретными

"бытовыми знаниями" тех, кто являлся непосредственным источником информации.

Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя и используя их как отправную

точку для воздействий на студентов.

первокурсники пытаются понять, "куда я попал" и "кто меня окружает". "В чужой

монастырь со своим уставом не ходят", - это студенты слышат на каждом шагу,

каждый преподаватель устанавливает свои правила и требует их соблюдения, в

группах между ребятами идет "война" за право лидерства, поиск "своих" людей.

Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и

методы учебной деятельности, понять систему норм и правил, существующих на

факультете и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по

отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.

Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает и решающую роль начинают

играть факторы второй группы. К ним можно отнести: организацию учебного

процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и

Именно это в значительной степени, а не исходный уровень определит

профессиональный и психологический облик человека, который через пять лет

покинет стены вуза. В вуз приходят совершенно различные люди с разными

установками и разными "стартовыми условиями". Некоторые представления о подобных

различиях могут дать приводимые ниже диаграммы (рис. 2.1-2.4).

1 Милорадова Н. Г. Студент в зеркале психологии // Архитектура и строительство

России. 1995. № 9.

В этом отношении очень интересен анализ студенческой молодежи в связи с

избранной ими профессией. Вся совокупность современных студентов довольно явно

разделяется на три группы .

Первую составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию. В

этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе,

желание реализовать себя в ней - самое главное. Лишь они отметили склонность

продолжать свое образование в аспирантуре. Все остальные факторы для них менее

значимы. В этой группе около трети студентов.

Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Она составляет

около 26% от общего числа опрошенных. Отношение к образованию у них совсем иное:

для них образование выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой

ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело,

заняться торговлей и т.п. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует

образования, но к своей профессии они относятся менее заинтересованно, чем

первая группа.

Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать

"неопределившимися", с другой - задавленными разными проблемами личного,

бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные

проблемы. Можно было бы сказать, что это группа тех, кто "плывет по течению" -

они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не

представляют того интереса, как у первых групп. Возможно, самоопределение

студентов данной группы произойдет позже, но можно предположить, что в эту

группу попали люди, для которых процесс самоопределения, выбора пути,

целенаправленности нехарактерен.

Процесс выбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для многих студентов

прагматическим, целенаправленным и соответствующим переменам. Ценность

образования как самостоятельного социального феномена, имеющего социокультурную,

личностную и статусную привлекательность, отступила на более дальний план.

Возможно, что различие ценностей образования прошлых и текущих лет главным

образом состоит именно в этом.

С появлением "коммерческого" набора в вуз в него пришли обеспеченные студенты,

не привыкшие отказывать себе ни в чем, уверенные в правильности своего

профессионального выбора (62-77%), хорошо осведомленные о специфике будущей

профессиональной деятельности (самооценка в среднем выше на 10%, чем у

"бюджетников"). Эти студенты, вдохновляемые примером родителей-предпринимателей,

без страха глядят в будущее, имеющее для них четко прорисованную

профессиональную перспективу.

Существуют также качественные различия, в частности, результаты анализа

статистических данных показывают, что у "коммерческих" студентов более ярко

выражено стремление к достижению успеха в сфере бизнеса (9-18,5%), в связи с чем

они выше, чем "бюджетные" студенты, оценивают значимость хорошего образования,

профессиональной подготовки (30,5-40%), свободного владения иностранными языками

(22-37%), духовно и культурно богатой жизни (36-44%).

Выявились различия в структуре мотивации получения высшего образования у

сравниваемых групп студентов: "бюджетные" студенты в целом высказали более

традиционные установки - получить диплом (4-14%), приобрести профессию (56-62%),

вести научные исследования (5-15%), пожить студенческой жизнью (8-18%), тогда

как у "коммерческих" студентов доминирует стремление добиться материального

благополучия (43-53%), свободно овладеть иностранными языками (17-41%), стать

культурным человеком (33-39%), получить возможность обучения, работы за границей

(20-29%), освоить теорию и практику предпринимательства (10-16%), добиться

уважения в кругу знакомых (10-13%), продолжить семейную традицию (6-9%).

Контингент "коммерческих" студентов в большинстве своем представлен выпускниками

средних школ, хотя среди них несколько больше лиц, имеющих опыт трудовой

(производственной) деятельности в отраслях народного хозяйства, чем среди

"бюджетников". Среди их родителей значительно больше предпринимателей,

бизнесменов (14-16%), работников кооперативов, акционерных обществ, совместных

предприятий (11-17%), высших государственных служащих. Именно для данной

социальной группы посильна оплата высшего образования. Достаток в этих семьях

значительно выше. Каждый седьмой "коммерческий" студент имеет собственный

ежемесячный заработок, а каждый десятый - доход от самостоятельного

предпринимательства.

По числу вузовских "отличников" они уступают "бюджетным" студентам.

Следует выделить несколько больше типов современных студентов, чем простое

деление на "бюджетных" и "коммерческих", причем эти типы встречаются и в той и в

другой из описанных групп.

Первый тип условно можно назвать "предпринимателем". Этот студент предпочитает

достижение успеха в сфере бизнеса, получает высшее образование для того, чтобы

освоить теорию и практику предпринимательства, быстро продвигаться по службе,

заниматься руководящей, организаторской деятельностью, он уверен в правильности

выбора специальности, обучения, соответствии ему своих способностей, но в то же

время он более критичен к своему учебному заведению, лучше знает специфику

профессии (возможности профессионального роста, размер заработной платы, условия

труда, перспективы служебной карьеры), не опасается безработицы, у него более

развиты (по самооценке) такие актуальные личностные качества, как индивидуализм,

профессионализм, предприимчивость, самостоятельность, способность менять взгляды

при смене обстоятельств, быстрая адаптация и легкая вживаемость в новые условия.

Второй тип с той же долей условности называют "эмигрант". Высшее образование

"эмигранты" в большей мере получают для того, чтобы свободно овладеть

иностранными языками, получить возможность обучения, работы за границей. Они

уверены в правильности собственного выбора специальности и в соответствии ему

своих способностей, а также в возможности вуза дать им подготовку на необходимом

уровне. У них хорошо развиты (по самооценке) индивидуализм, жизненный оптимизм,

легкая вживаемость в новые условия.

Обоим этим типам противостоит "традиционалист". Он ценит хорошее образование,

профессиональную подготовку, получает высшее образование для того, чтобы

получить диплом, вести научные исследования, менее критичен по отношению к вузу,

хуже знает реалии дальнейшей профессиональной деятельности, больше опасается

безработицы, у него сильно развиты профессионализм и работоспособность, менее -

предприимчивость, способность рисковать, менять взгляды при смене обстоятельств,

вживаться в новые условия, жизненный оптимизм.

"Каковы нынешние студенты по сравнению со студентами, учившимися 5-8 лет назад,

т.е. на заре рыночных реформ?" 86% опрошенных преподавателей считают, что

студенты изменились. Сформировались качества, позволяющие им легче

адаптироваться к сложностям жизни в условиях рынка, делающие их более

конкурентоспособными: у них появились предприимчивость, большая

самостоятельность, большая требовательность к преподавателям (знания -

необходимый товар). Но что-то и утратилось: студенты стали менее эрудированными,

менее трудолюбивыми (в учебе), менее интеллигентными, менее требовательными к

Можно выделить три основных типа деятельности и поведения студентов в сфере

обучения и познания:

Первый тип личности отличается комплексным подходом к целям и задачам обучения в

вузе. Интересы студентов сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем

предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем

многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкую

специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.

Второй тип личности отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И

здесь познавательная деятельность студентов выходит за рамки учебной программы.

Однако если первому типу поведения присуще преодоление рамок программы, так

сказать, вширь, то в данном случае этот выход осуществляется вглубь. Система

духовных запросов студентов сужена рамками "околопрофессиональных интересов".

Третий тип познавательной деятельности студентов предполагает усвоение знаний и

приобретение навыков лншь в границах учебной программы. Этот тип деятельности -

наименее творческий, наименее активный - характерен для 26,8% опрошенных

студентов. Таким образом, уже в результате самого общего подхода к анализу

учебно-познавательной деятельности студентов выделяются три типологические

группы, каждая из которых имеет свои модели поведения.

По отношению к учебе ряд исследователей выделяют пять групп.

К первой группе относятся студенты, которые стремятся овладеть знаниями,

методами самостоятельной работы, приобрести профессиональные умения и навыки,

ищут способы рационализации учебной деятельности. Учебная деятельность для них -

необходимый путь к хорошему овладению избранной профессией. Они отлично учатся

по всем предметам учебного цикла. Интересы этих студентов затрагивают широкий

круг знаний, более широкий, чем предусмотрено программой. Они активны во всех

сферах учебной деятельности. Студенты этой группы сами активно ищут аргументы,

дополнительные обоснования, сравнивают, сопоставляют, находят истину, активно

обмениваются мнениями с товарищами, проверяют достоверность своих знаний.

Ко второй группе относятся студенты, которые стремятся приобрести знания во всех

сферах учебной деятельности. Для этой группы характерно увлечение многими видами

деятельности, но им быстро надоедает глубоко вникать в суть тех или иных 12*

предметов и учебных дисциплин. Вот почему они нередко ограничиваются

поверхностными знаниями. Основной принцип их деятельности - лучше всего

понемногу. Они не затрачивают много усилий на конкретные дела. Как правило,

хорошо учатся, но получают порой неудовлетворительные оценки по предметам,

которые их не интересуют.

К третьей группе относятся студенты, которые проявляют интерес только к своей

профессии. Приобретение знаний и вся их деятельность ограничиваются

узкопрофессиональными рамками. Для этой группы студентов характерно

целенаправленное, избирательное приобретение знаний, и только необходимых (по их

мнению) для будущей профессиональной деятельности. Они много читают

дополнительной литературы, глубоко изучают специальную литературу, эти студенты

хорошо и отлично учатся по предметам, связанным со своей специальностью; в то же

время не проявляют должного интереса к смежным наукам и дисциплинам учебного

К четвертой группе относятся студенты, которые неплохо учатся, но к учебной

программе относятся избирательно, проявляют интерес только к тем предметам,

которые им нравятся. Они несистематически посещают учебные занятия, часто

пропускают лекции, семинарские и практические занятия, не проявляют интереса к

каким-либо видам учебной деятельности и дисциплинам учебного плана, так как их

профессиональные интересы еще не сформированы.

К пятой группе относятся лодыри и лентяи. В вуз они пришли по настоянию

родителей или "за компанию" с товарищем, или для того, чтобы не идти работать и

не попасть в армию. К учебе относятся равнодушно, постоянно пропускают занятия,

имеют "хвосты", им помогают товарищи, и зачастую они дотягивают до диплома.

Среди отличников можно выделить лишь три подтипа: "разносторонний",

"профессионал", "универсал". Наиболее распространен среди отличников первый

подтип. Это студент любознательный, инициативный, с широким кругозором. Он

систематически читает литературу сверх программы и по смежным дисциплинам.

Мотивом деятельности данной категории отличников, как правило, служит

неудержимое стремление к познанию, им нравится сам процесс узнавания нового,

неизведанного, решения сложных задач.

Отличники, ориентирующиеся на профессию, концентрируют свое внимание главным

образом на профилирующих предметах, осваивая общеобразовательные предметы более

поверхностно, хотя и стараются не опускаться ниже "5". Выделяют "узкого"

отличника, изучающего программный материал только в объеме лекций, учебника и

обязательных первоисточников. Как правило, к последнему варианту относятся

студенты со средними способностями, но с сильно развитым чувством долга,

"одержимые". Такие студенты нередко очень хорошо осознают значение

разносторонних знаний для полноценной профессиональной деятельности, но им

просто не хватает времени для того, чтобы изучать еще что-то сверх программы.

Среди "узких" отличников могут встретиться иногда и такие студенты, учебно-

познавательная деятельность которых стимулируется эгоистическими интересами

(самоутверждение, карьера).

положительные стороны "разностороннего" и "профессионала". К сожалению, таких

студентов, отличающихся огромным трудолюбием и вместе с тем исключительно

одаренных, талантливых, с блестящими природными способностями (в первую очередь

с отличной памятью, обогащенной в школьные годы), встречается не так уж много.

Среди "хорошистов" можно выделить два подтипа: 1) студенты с хорошими

способностями, но недостаточно трудолюбивые. В большинстве случаев они учатся

неровно, по профилирующим предметам у них могут быть и отличные оценки, в то

время как по общеобразовательным иногда даже "три"; 2) студенты со средними

способностями, но с большим трудолюбием. Как правило, они учатся ровно по всем

предметам. Представители этого подтипа старательно записывают все лекции, но

нередко отвечают только по конспектам, учебнику или обязательному

первоисточнику.

В зависимости от успеваемости среди троечников можно выделить несколько

подтипов: 1) не адаптировавшиеся к специфическим условиям вузовского обучения

первокурсники. Практика показывает, что продуманная система работы по адаптации

первокурсников еще только складывается, этот процесс зачастую протекает

стихийно, курс "Введение в специальность" проходит стадию становления; 2) не

способные к восприятию качества или логики изложения предлагаемого материала.

Ключи помощи таким студентам в руках кафедр и преподавателей - применение

научной организации учебного процесса, совершенствование качества преподавания,

осуществление индивидуального подхода к обучению и т.д.; 3) допустившие ошибку в

выборе профессии, что заставляет думать об улучшении работы по профориентации

школьников и отборе поступающих в вузы; 4) недобросовестно относящиеся к учебе.

Как правило, это студенты, представляющие свою будущую деятельность (и жизнь)

легкой и беззаботной, не требующей особых знаний и умений. Поэтому в вузе они

настроились не на труд, а на отдых и развлечения, стремятся "прийти к диплому" с

наименьшим напряжением сил. Они нерационально используют время, ловчат,

занимаются только во время сессии, стараются обмануть преподавателя во время

экзаменов (шпаргалки и т.д.).

Взяв за отправную точку анализа практическую деятельность, были выбраны 4 группы

качеств, которые должны наиболее полно, по мнению В. Т. Лисовского ,

характеризовать студента, а именно ориентацию на:

1) учебу, науку, профессию;

2) общественно-политическую деятельность (активную жизненную позицию);

3) культуру (высокую духовность);

4) коллектив (общение в коллективе).

Разработанная В. Т. Лисовским типология студентов выглядит следующим образом:

1. "Гармоничный". Выбрал свою специальность осознанно. Учится очень хорошо,

активно участвует в научной и общественной работе. Развит, культурен, общителен,

глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями общественной

жизни, занимается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен.

2. "Профессионал". Выбрал свою специальность осознанно. Учится, как правило,

хорошо. В научно-исследовательской работе участвует редко, так как ориентирован

на послевузовскую практическую деятельность. Принимает участие в общественной

работе, добросовестно выполняя поручения. По мере возможности занимается

спортом, интересуется литературой и искусством, главное для него - хорошая

учеба. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется уважением в

коллективе.

3. "Академик". Выбрал свою специальность осознанно. Учится только на "отлично".

Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-

исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям.

4. "Общественник". Ему свойственна ярко выраженная склонность к общественной

деятельности, которая зачастую преобладает над другими интересами и порой

отрицательно сказывается на учебной и научной активности. Однако уверен, что

профессию выбрал верно. Интересуется литературой и искусством, заводила в сфере

5. "Любитель искусств". Учится, как правило, хорошо, однако в научной работе

участвует редко, так как его интересы направлены в основном в сферу литературы и

искусства. Ему свойственны развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко

художественная эрудиция.

6. "Старательный". Выбрал специальность не совсем осознанно, но учится

добросовестно, прилагая максимум усилий. И хотя не обладает развитыми

способностями, но задолженностей, как правило, не имеет. Малообщителен в

коллективе. Литературой и искусством интересуется слабо, так как много времени

занимает учеба, но любит бывать в кино, на эстрадных концертах и дискотеках.

Физкультурой занимается в рамках вузовской программы.

7. "Середняк". Учится "как получится", не прилагая особых усилий. И даже

гордится этим. Его принцип: "Получу диплом и буду работать не хуже других".

Выбирая профессию, особенно не задумывался. Однако убежден, что раз поступил, то

вуз нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает

удовлетворения.

8. "Разочарованный". Человек, как правило, способный, но избранная специальность

оказалась для него малопривлекательной. Однако убежден, что раз поступил, то вуз

нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает

удовлетворения. Стремится утвердить себя в различного рода хобби, искусстве,

9. "Лентяй". Учится, как правило, слабо, по принципу "наименьшей затраты сил".

Но вполне доволен собой. О своем профессиональном признании не задумывается

всерьез. В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает.

В коллективе студенческой группы к нему относятся как к "балласту". Иногда

норовит словчить, воспользоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов в

основном в сфере досуга.

10. "Творческий". Ему свойствен творческий подход к любому делу - будь то учеба

или общественная работа, или сфера досуга. Зато те занятия, где необходимы

усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают. Поэтому,

как правило, учится неровно, по принципу "мне это интересно" или "мне это не

интересно". Занимаясь научно-исследовательской работой, ищет оригинальное

самостоятельное решение проблем, не считаясь с мнением признанных авторитетов.

11. "Богемный". Как правило, успешно учится на так называемых престижных

факультетах, свысока относится к студентам, обучающимся массовым профессиям.

Стремится к лидерству в компании себе подобных, к остальным же студентам

относится пренебрежительно. "Обо всем" наслышан, хотя знания его избирательны. В

сфере искусства интересуется главным образом "модными" течениями. Всегда имеет

"свое мнение", отличное от мнения "массы". Завсегдатай кафе, модных диско-

Если в 80-е гг. по результатам проведенных исследований большинство студентов

относили себя к типам: "профессионал", "академик", "любитель искусства", т.е. к

типам студентов, в основном ориентированных на учебу, то в 90-е гг. картина

стала меняться: около 30% опрошенных студентов отнесли себя к "середнякам",

около 15% - к "лентяям". ("Лень - мое постоянное состояние", - добавляли они.)

Некоторые - к типу "центровиков", определяющей чертой которых является

стремление к удовольствиям жизни.

Любопытно привести мнения студентов относительно самих себя и преподавателей: в

своей студенческой среде они выделяют группы:

1) отличникн-"зубрнлы" - те, которые постоянно посещают занятия и путем труда

достигают хороших результатов, они очень дисциплинированны, из них выбирают

"старост";

2) отличники-"умные" - те, которые обладают высоким интеллектом, сильной

школьной базой и своими вопросами могут поставить некоторых преподавателей в

неловкое положение. Они считают: "К чему ходить на каждое занятие, ведь мы и так

умные". Вообще учатся по принципу "всего понемножку";

3) "труженики" - студенты, которые постоянно учатся, но в силу своих умственных

способностей успехами в учебе не блещут;

4) "случайные" - контингент разнообразный: девушки, которые хотят стать

дипломированными женами, парни, "косящие от армии", хулиганы, которых родители

"всунули в вуз", лишь бы они чем-нибудь занимались, и т.п.

А среди современных преподавателей студенты выделяют следующие группы:

1) преподаватели-"вечные студенты" - они понимают студентов, видят в студентах

личность, охотно дискутируют на разные темы, обладают высоким интеллектом и

профессионализмом;

2) преподаватели-"бывшие моряки" - пытающиеся установить военную дисциплину в

вузе; под словом "дисциплина" эти люди понимают тотальное безоговорочное

принятие их точки зрения, они ценят "рабство", а не интеллект и умение логически

мыслить, пытаются задавить личность, "я"-студента путем административных мер;

3) группа преподавателей, которые отбывают часы, позволяют студентам все делать,

лишь бы им не мешали.

Старшекурсники среди преподавателей видят "безразличных", "завистливых",

"ограниченных", "господ-баринов", "роботов" и т.п., но замечают и тех, кто

"выкладывается в работе", "наслаждается работой со студентами - "гурманы",

"друзья". По их мнению, наиболее распространенный тип преподавателя в высшей

школе - "преподаватель-стандарт": "знает предмет, живет своей работой, труден в

общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам".

Иными словами, существует проблема студента и существует не менее важная

проблема преподавателя.

Преподаватель, как, впрочем, и любой человек, живет в определенной системе

координат, заданной предыдущими знаниями и зачастую на происходящие изменения не

реагирует. А конкретная ситуация каждый раз меняется, за одними и теми же

внешними проявлениями скрываются разные причины. Общеизвестно, что самыми

консервативными и наиболее стойкими по отношению к новому во все времена были и

остаются люди в педагогической системе. Это хорошо: они сохраняют

преемственность традиций и передают апробированные временем знания и умения. С

другой стороны, это тормозит и затягивает процесс адаптации молодого поколения к

новым условиям, особенно в период быстрых социальных перемен. Изменения,

происходящие в обществе, неравномерно отражаются на жизни людей, их работе,

поэтому целесообразность перестройки и сама возможность перестраиваться

осознается людьми по-разному. Каждый человек решает эту проблему по-своему,

конкретно для себя. Отсюда очевидно, что преподаватели как никто другой

нуждаются в информации о тех, кого обучают. Порой мы слышим, как преподаватели

говорят: "Они ничего не хотят, они ничего не знают". Неправда - хотят, но не

того, чего, по мнению преподавателей, должны хотеть. Знают, но не то, что они

должны, опять-таки по мнению преподавателей, знать.

"А каким должен быть идеальный студент?" - на этот вопрос современные

преподаватели отвечают иначе, чем в прошлые годы.

Пятнадцать лет назад, выстраивая социально-психологический портрет так

называемого идеального студента (термин условный, определяющий студента, с

которым хотели бы работать большинство преподавателей), университетские педагоги

на первое место ставили преимущественно такие качества, как

дисциплинированность, прилежание, ответственность, в реальном же портрете они

отмечали недостаточный уровень развития у студентов желаемых качеств и наличие

таких нежелательных, как инфантилизм, социальная незрелость, учебная

пассивность. Одной из самых характерных особенностей студенчества того времени

преподаватели называли его ориентацию на получение высшего образования.

В настоящее время стало уменьшаться число преподавателей, которые важнейшим

качеством студента называли дисциплинированность, и постепенно стало

увеличиваться число тех, кто в "идеальном" студенте видел прежде всего

самостоятельно мыслящего человека.

Такое положение определяет время. Сегодня молодые люди сталкиваются с задачами,

решение которых отсутствует в жизненном опыте родителей. Нет их в содержании

обучения ни общеобразовательной, ни высшей школы. Нынешние молодые люди должны

не просто самостоятельно отыскивать выход, но и обучаться умению решать новые,

современные задачи. При этом старый опыт сегодня может быть просто помехой,

барьером на пути поиска оригинального решения. И если раньше

"дисциплинированность", как послушание и следование укоренившимся образцам,

более всего способствовала успеху, то нынче обеспечить успех могут именно

самостоятельность и оригинальность мышления.

Однако на практике все далеко не так гармонично. По высказываниям студентов,

именно самостоятельность мнений и суждений, оригинальность оценок, непохожесть

поведения вызывают негативную реакцию преподавателя. "Свободомыслие не

Особенно поражают описания студентами конфликтов с преподавателями. В них

нередко фигурируют такие определения, как ненависть преподавателя, жестокость,

месть, унижение достоинства студента.

В материалах исследования, проводившегося в 1998/99 учебном году, содержатся

такие высказывания студентов: "На вопросы студентов преподаватели нередко

отвечают с каким-то пренебрежением", "Самое большое удовольствие для некоторых

преподавателей - это экзамен. Если придешь нарядная - унижают, если кто-то одет

убого - принимают как подружку" и т.п.

Материалы, выпущенные головным советом Госкомитета по народному образованию -

"Общественное мнение", "Образ прошлого и будущего в сознании студентов",

"Студенчество: социальные ориентиры и социальная политика", убедительно

показывают, что 60% педагогов придерживаются сугубо авторитарных позиций и не

интересуются мнением студентов, не говоря уже о том, чтобы с ним считаться. Вуз

по-прежнему привычно использует формы и методы авторитарной педагогики, или, как

ее еще называют, педагогики тотальной требовательности, а короче - угроз: если

не сдашь, если не выучишь, и т.п. В этом смысле можно констатировать, что для

реальных прогрессивных изменений в высшей школе условия далеко не благоприятные.

А в результате ухудшаются самочувствие, здоровье и студентов, и преподавателей:

45% студентов страдают теми или иными хроническими заболеваниями; большинство

молодых людей быстро устают, им нужно в два раза больше времени на отдых, чем их

родителям 20-30 лет назад, а это означает, что они менее успешно осваивают

программу; 50% преподавателей испытывают негативные эмоции, неудовлетворенность,

неуверенность, страдают неврозами, соматическими заболеваниями...

Проведенные кафедрой педагогики и психологии высшей школы МГУ им. М. В.

Ломоносова исследования позволяют набросать портреты преподавателя и студента

глазами друг друга, причем как идеальный, так и реальный.

Студенты идеальным преподавателем назвали прежде всего знатока преподаваемого

предмета и соответствующей области науки, честного, справедливого человека,

хорошего психолога, умеющего понять другого человека. При этом младшекурсники на

первое место ставили именно умение понять студента, в то время как

старшекурсники более всего ценили компетентность. И это закономерно: сложный

период адаптации первокурсников к новым условиям требует психологической

поддержки, оказать которую может только понимающий и уважающий студента

преподаватель. Вообще аристократизм профессоров, преподавателей, каждого

сотрудника вуза, от которого в какой-то степени зависит студент, особенно это

касается первокурсников, состоит в том, чтобы никогда, ни в какой обстановке не

допустить покушения на суверенитет, личное достоинство студентов. Достаточно

вспомнить атмосферу старых российских вузов. "Здравствуйте, господа студенты", -

приветствовал аудиторию профессор, тем самым подчеркивая свое уважение к ним и

их равенство с собой как личностей и будущих коллег по профессии.

Ну, а когда студент освоится и научится решать свои проблемы самостоятельно, он

становится менее строгим в оценке личностных качеств преподавателя и более

требовательным по отношению к его научной компетентности.

Впервые за последние десятилетия обе стороны - студенты и преподаватели - едины

во взглядах на модель идеального преподавателя и студента, т.е. желаемого

партнера в учебном процессе вуза. Модель преподавателя, которую студенты назвали

"супер" и которую единодушно принимают преподаватели: человек широкого

кругозора, успешный в научном поиске, независимый в суждениях и поступках,

хороший психолог. Ну, а модель идеального студента еще более лаконична: молодой

человек, имеющий интерес к науке и умеющий самостоятельно мыслить. Так мало и

так труднодостижимо.

Снижение общекультурного уровня, как всегда, прежде всего отразилось на молодых.

На собраниях преподавателей университетские педагоги с болью констатировали

обеднение интеллектуального запаса нынешних студентов, упрощение схем мышления,

недостаточную развитость сферы чувств, что в значительной степени вытесняет из

процесса обучения, особенно в гуманитарном образовании, не только понимание, но

и знание. Наша высшая школа традиционно отличалась высоким уровнем

теоретического мышления, широким кругозором своих выпускников. Сегодня эта

традиция утрачивается с еще большей скоростью, чем раньше...

Не противоречат ли эти два факта друг другу? С одной стороны, снижение

общекультурного уровня студентов, с другой - высокая оценка в модели

преподавателя "широкого кругозора", "знания не только предмета"? Нет, не

противоречат, а обусловливают друг друга. Именно потому, что познавательная

потребность нормально развивающейся личности не была поддержана и удовлетворена

должным образом в предыдущий возрастной период. Сейчас она проявляется более

интенсивной, чем прежде, потребностью получить от преподавателя нечто большее,

чем конкретные факты преподаваемого предмета, - то, что мы традиционно относим к

понятию "широкий кругозор".

В силу присущей молодым социальной чуткости они, пусть неосознанно, улавливают,

что студенческий период может оказаться последним шансом полноценного

интеллектуального развития, включающего не только сугубо профессиональные знания

и умения, но и более важные - общекультурные, формирующие понимание контекста

профессиональной деятельности.

Студенческие годы представляют собой один из самых ярких этапов жизни человека. Пять – шесть лет обучения в вузе любой выпускник вспоминает с особой теплотой и ностальгией. За это время бывший школьник не только становится дипломированным специалистом, но и приобретает нечто большее – чувство сопричастности к студенческому сообществу, особому студенческому братству. Студентов объединяет общность интересов и потребностей в получении новых знаний, выбранная профессия и карьерные стремления, высокая степень общительности, умственной и физической активности, большое разнообразие жизнедеятельности. И все же студенческое сообщество не однородно. Внимательно присмотревшись, можно выделить разные виды и типы студентов. Предлагаем вам ознакомиться с одной из ироничных классификаций современных студентов. В некоторых типажах возможно вы узнаете кого-то из своих знакомых.

Студент – первокурсник

Этот вид студента сразу бросается в глаза. Обычно его трудно встретить одного, ведь первокурсники передвигаются «стайками», из корпуса в корпус, из аудитории в аудиторию. Если в университете встречается студент с потерянными глазами, жадно ищущий, у кого бы спросить о месторасположении заветной аудитории, то можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что он отстал от группы, покупая булочки. Этот вид студента — временный, и наблюдать за ним можно в период с сентября до Дня первокурсника.

Студент – прилежный

Данный вид знает расписание всех занятий, расположение всех аудиторий. Библиотека – второй дом, причем не только университетская. Записан во все библиотеки Ростова-на-Дону, где его знают в лицо, а гардеробщицы угощают чаем. Наличие конспектов всех лекций делает его чрезвычайно ценным представителем студенческой группы. Если студент — прилежный будет вести себя подобным образом на протяжении пяти лет, красный диплом ему обеспечен.

Студент – разумный

Расписание занятий и номера аудиторий есть в ежедневнике каждого студента — разумного. Библиотека становится родным домом примерно на час раз в две недели. Столько времени нужно, чтобы найти информацию для семинара. Тексты лекций в тетрадях появляются с завидной регулярностью. Желание их писать может вызвать только толковый лектор и/или интерес к предмету. Обычно такой студент выбирает профессию по душе, мало прислушиваясь к советам близких, поэтому цель поступить в университет плавно перетекает в цель его закончить.

Студент – ловкач

Подвид студента – умного. У него нет ежедневника, но есть iPhone 3 (часто купленный в кредит, за который платить еще лет пять) с сотней номеров на все случаи жизни. По ним можно получить любую справочную информацию. Вместо библиотеки — только Интернет. Вместо своих лекций – только ксерокопии лекций студента – разумного. Этот студент всегда вывернется из любой ситуации и успешно закончит университет. Результаты целиком зависят от формулы: ловкость и находчивость + удача.

Студент — находчивый интеллектуал

Еще один подвид студента – разумного. В ежедневнике iPhone 5 есть все и даже больше. Любые недостающие контакты находит в кратчайшие сроки. Конспекты, по большей части, свои. Его мозг, как губка, впитывает абсолютно все, исходя из соображения, что когда-то эта информация обязательно пригодится. Наличие свободного времени и желание постоянно развиваться заставляет его находить все новые способы для применения своих талантов. Такой студент не только окончит университет, но и сможет найти свое место под солнцем.

Студент – ленивый

Обычно он поздно ложится спать, а потому в его расписании нет первой пары, да и последней тоже. Лекции им, конечно, иногда пишутся, но понять его каракули вперемешку с абстрактными рисунками никто не может, включая и его самого. Библиотека – учреждение с малопонятным месторасположением и предназначением. Если не произойдет переоценка ценностей, то студент — ленивый может и не закончить родной вуз.

Студент – оболтус

Сильно запущенный подвид студента – ленивого. У него никогда не было расписания занятий, и практически никого из одногруппников он не знает в лицо. Декана и лекторов – тем более. Этот студент — гроза всех студентов, составляющих вид студента – разумного. Конспекты, один раз оказавшиеся в его руках, никогда больше не возвращаются к своим владельцам. В родном вузе бывает редко, в основном, когда больше нечем заняться. Фамилии именно этих студентов чаще всего встречаются в приказах на отчисление.

Студент — активный эрудит

Внешне этот представитель студенческого сообщества ничем не примечателен. Выдают его глаза — они так и светятся интеллектом и эрудицией. Студент – эрудит может поддержать любую тему разговора, иллюстрируя его примерами и цитатами. Такой студент — интересный собеседник, может всегда спасти родную группу на семинаре, когда никто не готов к ответам, активно вовлекая в дискуссию и «убалтывая» преподавателя. Он является предметом гордости «однокашников» и находкой для любого преподавателя и университета.

Студент – спортивный

Особый вид студента с ярко выраженным стремлением к здоровому образу жизни. Регулярно посещает спортивные секции и фитнес-клубы, спортзалы. Увлекается несколькими видами спорта. Принимает участие во всех спортивных мероприятиях вуза. Нередко играют в университетских спортивных командах, за что получают стипендии на обучение.

Студент — зазнайка

Этот вид возникает среди особо успешных студентов. Чрезвычайно высокомерен, поскольку считает себя редкостным интеллектуалом, часто полагает что его заслуги не дооценивают окружающие. Если студент – зазнайка замечает, что окружающие не знают чего-то из того, что знает он — его амбиции растут, как на дрожжах. Дает всем советы, даже если его не спрашивают, уверен в своем превосходстве над любым студентом, а порой и преподавателем. Преподавателей считает бесплатным приложением к университету, обычно это «приложение» недостойно его обучать. Главное убеждение по жизни: «Хорошо там, где нас нет». Внешне этот тип выделяется вечно недовольным либо надменным взглядом и громко-возмущенным голосом.

Студент-аспирант

Самый опытный студент. Отличается умом, сообразительностью и отличным знанием большинства изучаемых предметов. Это не только самый старший из студентов, но и самый сознательный, т. к. студент – аспирант решил продолжить свое дальнейшее обучение в вузе. Иногда приходит на экзамен, тянет билет и начинает списывать. Потом вспоминает, что преподаватель — это он сам. Он любит науку, и его сильно задевает, когда другие студенты халатно относятся к любимым дисциплинам. Боится своего научного руководителя, хотя каждую неделю ездит с ним «на шашлыки» на дачу. Однажды в процессе написания диссертайии изобретет вечный двигатель. Знание – сила, и он это действительно понимает.

Как видно из этой шутливой классификации студенты бывают разные, и это конечно же не все возможные виды студентов. Если же говорить серьезно, поскольку сложно собрать в единую систему все многообразие студентов, их характеров и индивидуальных особенностей, то социологами, психологами и педагогами предложено множество критериев классификаций студенческого сообщества. Критерии, как правило, зависят от целей научного исследования. Например, вполне очевидная классификация — по этапам обучения. Как отмечают ученые, на первых годах обучения студентам требуется общение с большим количеством людей, появляются новые интересы, которые требуют пространства для разнообразной деятельности. Первому этапу обучения студентов (базовая ступень обучения длится в среднем четыре года) присущи высокая степень коммуникативности, физическая активность, большое разнообразие видов увлечений и жизненной активности. Студенты выпускных курсов и аспиранты ведут более «оседлый» спокойный образ жизни. Как правило, к этому времени их интересы приобретают более узкую специализацию, меньше времени уделяется на общение, у большинства студентов появляется работа (в том числе надомная), а у некоторых семья и дети. Так что, приведенную выше классификацию при желании можно легко дополнить и расширить.

Как явствует из исследований, на вопрос: "Каковы нынешние студенты по сравнению со студентами, учившимися 5-8 лет назад, т.е. на заре рыночных реформ?" - 86% опрошенных преподавателей отметили, что студенты изменились. Сформировались качества, позволяющие им легче адаптироваться к сложностям жизни в условиях рынка, делающие их более конкурентоспособными: у них появились предприимчивость, большая самостоятельность, большая требовательность к преподавателям (знания - необходимый товар). Но что-то и утратилось: студенты стали менее эрудированными, менее трудолюбивыми (в учебе), менее интеллигентными, менее требовательными к себе.

Выделяются три основных типа деятельности и поведения студентов в сфере обучения и познания:

Первый тип личности отличается комплексным подходом к целям и задачам обучения в вузе. Интересы студентов сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.

Второй тип личности отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И здесь познавательная деятельность студентов выходит за рамки учебной программы. Однако если первому типу поведения присуще преодоление рамок программы, так сказать, вширь, то в данном случае этот выход осуществляется вглубь. Система духовных запросов студентов сужена рамками "околопрофессиональных интересов".

Третий тип познавательной деятельности студентов предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы. Этот тип деятельности - наименее творческий, наименее активный - характерен для 26,8% опрошенных студентов.

Таким образом, уже в результате самого общего подхода к анализу учебно-познавательной деятельности студентов выделяются три типологические группы, каждая из которых имеет свои модели поведения.

Ряд исследователей определяют типы студентов по признаку их отношения к учёбе. Они выделяют пять групп.

К первой группе относятся студенты, которые стремятся овладеть знаниями, методами самостоятельной работы, приобрести профессиональные умения и навыки, ищут способы рационализации учебной деятельности. Учебная деятельность для них - необходимый путь к хорошему овладению избранной профессией. Они отлично учатся по всем предметам учебного цикла. Интересы этих студентов затрагивают широкий круг знаний, более широкий, чем предусмотрено программой. Они активны во всех сферах учебной деятельности. Студенты этой группы сами активно ищут аргументы, дополнительные обоснования, сравнивают, сопоставляют, находят истину, активно обмениваются мнениями с товарищами, проверяют достоверность своих знаний.


Ко второй группе относятся студенты, которые стремятся приобрести знания во всех сферах учебной деятельности. Для этой группы характерно увлечение многими видами деятельности, но им быстро надоедает глубоко вникать в суть тех или иных предметов и учебных дисциплин. Вот почему они нередко ограничиваются поверхностными знаниями. Основной принцип их деятельности - лучше всего понемногу. Они не затрачивают много усилий на конкретные дела. Как правило, хорошо учатся, но получают порой неудовлетворительные оценки по предметам, которые их не интересуют.

К третьей группе относятся студенты, которые проявляют интерес только к своей профессии. Приобретение знаний и вся их деятельность ограничиваются узкопрофессиональными рамками. Для этой группы студентов характерно избирательное приобретение знаний, и только необходимых (по их мнению) для будущей профессиональной деятельности. Они много читают дополнительной литературы, глубоко изучают специальную литературу, эти студенты хорошо и отлично учатся по предметам, связанным со своей специальностью; в то же время не проявляют должного интереса к смежным наукам и дисциплинам учебного плана.

К четвертой группе относятся студенты, которые неплохо учатся, но к учебной программе относятся только избирательно, проявляют интерес к тем предметам, которые им нравятся. Они не систематически посещают учебные занятия, часто пропускают лекции, семинарские и практические занятия, не проявляют интереса к каким-либо видам учебной деятельности и дисциплинам учебного плана, так как их профессиональные интересы еще не сформированы.

К пятой группе относятся лодыри и лентяи. В вуз они пришли по настоянию родителей или "за компанию" с товарищем, или для того, чтобы не идти работать и не пойти в армию. К учебе относятся равнодушно, постоянно пропускают занятия, имеют "хвосты", им помогают товарищи, и зачастую они тоже дотягивают до диплома.

Взяв за отправную точку анализа практическую деятельность, В. Т. Лисовским были выбраны 4 группы качеств, которые должны наиболее полно характеризовать студента, а именно ориентацию на:

1) учебу, науку, профессию;

2) общественно-политическую деятельность (активную жизненную позицию);

3) культуру (высокую духовность);

4) коллектив (общение в коллективе).

Разработанная им типология студентов выглядит следующим образом:

1. "Гармоничный". Выбрал свою специальность осознанно. Учится очень хорошо, активно участвует в научной и общественной работе. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни, занимается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный товарищ.

2. "Профессионал". Выбрал свою специальность осознанно. Учится, как правило, хорошо. В научно-исследовательской работе участвует редко, так как ориентирован на послевузовскую практическую деятельность. Принимает участие в общественной работе, добросовестно выполняя поручения. По мере возможности занимается спортом, интересуется литературой и искусством, главное для него - хорошая учеба. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется уважением в коллективе.

3. "Академик". Выбрал свою специальность осознанно. Учится только на "отлично". Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям.

4. "Общественник". Ему свойственна ярко выраженная склонность к общественной деятельности, которая зачастую преобладает над другими интересами и порой отрицательно сказывается на учебной и научной активности. Однако, уверен, что профессию выбрал верно. Интересуется литературой и искусством, заводила в сфере досуга.

5. "Любитель искусств". Учится, как правило, хорошо, однако в научной работе участвует редко, так как его интересы направлены в основном в сферу литературы и искусства. Ему свойственны развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художественная эрудиция.

6. "Старательный". Выбрал специальность не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая максимум усилий. И хотя не обладает развитыми способностями, но задолженностей, как правило, не имеет. Малообщителен в коллективе. Литературой и искусством интересуется слабо, так как много времени занимает учеба, но любит бывать в кино, на эстрадных концертах и дискотеках. Физкультурой занимается в рамках вузовской программы.

7. "Середняк". Учится "как получится", не прилагая особых усилий. И даже гордится этим. Его принцип: "Получу диплом и буду работать не хуже других". Выбирая профессию, особенно не задумывался. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения.

8. "Разочарованный". Человек, как правило, способный, но избранная специальность оказалась для него малопривлекательной. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения. Стремится утвердить себя в различного рода хобби, искусстве, спорте.

9. "Лентяй". Учится, как правило, слабо, по принципу "наименьшей затраты сил". Но вполне доволен собой. О своем профессиональном признании не задумывается всерьез. В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает. В коллективе студенческой группы к нему относятся как к "балласту". Иногда норовит словчить, воспользоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов в основном в сфере досуга.

10. "Творческий". Ему свойствен творческий подход к любому делу - будь то учеба или общественная работа, или сфера досуга. Зато те занятия, где необходимы усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают. Поэтому, как правило, учится неровно, по принципу "мне это интересно" или "мне это не интересно". Занимаясь научно-исследовательской работой, ищет оригинальное самостоятельное решение проблем, не считаясь с мнением признанных авторитетов.

11. "Богемный". Как правило, успешно учится на так называемых престижных факультетах, свысока относится к студентам, обучающимся массовым профессиям. Стремится к лидерству в компании себе подобных, к остальным же студентам относится пренебрежительно. "Обо всем" наслышан, хотя знания его избирательны. В сфере искусства интересуется главным образом "модными" течениями. Всегда имеет "свое мнение", отличное от мнения "массы". Завсегдатай кафе, модных диско-клубов.

Пятнадцать лет назад, выстраивая социально-психологический портрет так называемого идеального студента (термин условный, определяющий студента, с которым хотели бы работать большинство преподавателей), университетские педагоги на первое место ставили преимущественно такие качества, как дисциплинированность, прилежание, ответственность, в реальном же портрете они отмечали недостаточный уровень развития у студентов желаемых качеств и наличие таких нежелательных, как инфантилизм, социальная незрелость, учебная пассивность. Одной из самых характерных особенностей студенчества того времени преподаватели называли его ориентацию на получение высшего образования.

В настоящее время стало уменьшаться число преподавателей, которые важнейшим качеством студента называли дисциплинированность, и постепенно стало увеличиваться число тех, кто в "идеальном" студенте видел, прежде всего, самостоятельно мыслящего человека.

Наша высшая школа традиционно отличалась высоким уровнем теоретического мышления, широким кругозором своих выпускников. Сегодня эта традиция утрачивается с еще большей скоростью, чем раньше. К сожалению, снижается и уровень гуманизации образовательного процесса в высшей школе.

А ведь именно создание дополнительных структур открытого образования, позволяющих студенту начать обучение в любой момент, планировать его по времени с учетом индивидуальных особенностей, сдавать экзамены любому преподавателю, читающему лекции по соответствующей учебной дисциплине, изменять образовательную траекторию по своему выбору с учетом личных интересов и возможностей, является действительным поворотом образования в сторону удовлетворения гуманистических потребностей личности обучающегося. При этом свобода выбора сочетается с личной ответственностью самого студента за уровень его знаний и профессиональных умений и навыков.

Хотя в вуз поступают уже взрослые люди, сознательно выбравшие и вуз, и получаемое образование, подвергавшиеся воспитанию в школе, некоторые из абитуриентов (а порой и студентов) поражают своей невоспитанностью. Вроде бы неудобно разъяснять взрослым людям правила поведения, которые они должны были усвоить еще в начальной школе, но это необходимо делать, знакомя с явно изложенными правилами поведения в вузе уже абитуриентов. Надеяться на соблюдение этих правил по умолчанию нельзя. Конечно, сама обстановка вуза, которая должна быть обстановкой храма науки и культуры, воспитывает, но и правила поведения в храме должны быть явно объявлены.

Воспитывающее воздействие оказывает необходимость в течение пяти-шести лет соизмерять свои планы и время с расписанием занятий и экзаменов. Она вырабатывает у студента определенные навыки самоорганизации и ценностные ориентации.

Характерными особенностями российской классической интеллигенции считались гуманность, служение истине и народу. И в наше время интеллект без этих нравственных начал может быть направлен на любые, даже на антигуманные цели. Поэтому высокая духовность, гуманность, порядочность, обязательность должны стать неотъемлемыми качествами каждого выпускника высшей школы.

Контрольные вопросы

1. Назовите некоторые формы адаптации студента к условиям

обучения в вузе. Чем и как может оказать преподаватель

первокурснику в его адаптации?

2. Какие существуют типы студентов по признаку их отношения к

3. Какое обращение преподавателя к себе предпочитает студент:

обращение на «ты» или обращение на «Вы»? Зависит ли это

предпочтение от каких-то обстоятельств (ситуаций)?

О личностном выборе можно говорить, если его осуществляет свободный, ответственный и сознательно действующий человек. Поступок или деяние не могут осуществляться по принуждению, под давлением обстоятельств или в условиях неясного сознания; они не могут быть и результатом автоматического действия или перекладывания ответственности за принятое решение на другого человека. Таким образом, личность в узком смысле слова на высшей стадии своего развития – это духовный индивид, живущий в широком контексте культуры и общечеловеческих ценностей, обладающий совестью и честью, убеждениями и идеалами, чувством долга и ответственности.

Различия в системах ценностей студентов и степень их личностной зрелости, именно в связи с успешностью обучения, находят свое выражение в многочисленных типологиях студентов. Основаниями для построения этих типологий выступают прежде всего отношения к профессии, к учебе, к науке и вся система жизненных ценностей и установок студентов.

Выделяют три типа студентов по характеру учебной деятельности и соответствующим ему моделям поведения .

  • У первого типа студентов интересы выходят за пределы знаний, очерченные учебным планом и программами дисциплин. Они проявляют активность во всех сферах жизни вуза и ориентированы на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.
  • Второй тип отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. Здесь тоже познавательная деятельность студентов выходит за пределы учебных программ, но скорее не вширь, а вглубь. Вся система активности ограничена рамками «околопрофессиональных интересов».
  • У студентов третьего типа познавательная активность направлена на усвоение знаний и навыков в рамках учебной программы. Эти студенты демонстрируют минимальный уровень активности и творчества.

По отношению студентов к учебе выделяют пять групп [там же, с. 355 – 356].

  • Студенты, активные во всех видах учебной деятельности. Благодаря усердию и творческому отношению к делу, демонстрируют отличные успехи в учебе.
  • Студенты второго типа так же проявляют активность во всех сферах учебной деятельности, но не ориентированы на получение глубоких знаний, действуя по принципу «лучше всего понемногу».
  • Студенты третьего типа ограничивают свою активность узкопрофессиональными рамками, нацелены на избирательное усвоение только тех знаний, которые, по их мнению, необходимы для будущей профессиональной деятельности. Хорошо успевают по специальным предметам, но не уделяют должного внимания смежным дисциплинам.
  • Студенты четвертого типа проявляют интерес только к тем дисциплинам, которые им нравятся и легко даются. Часто пропускают занятия, почти полностью игнорируя некоторые дисциплины.
  • К пятому типу относят «лодырей и лентяев», не имеющих выраженных интересов ни к одной из областей знаний. Они, как правило, поступают в вузы «за компанию», по настоянию родителей или для уклонения от службы в армии, работы и т.п.

Если строить типологию, исходя из успеваемости, то можно выделить следующие типы отличников [Там же, с. 356–357 ]:

  • «Разносторонний» – получает удовольствие от самого процесса получения знаний, изучает первоисточники и литературу, выходящую за пределы программ по всем дисциплинам. Этот тип отличника наиболее распространен.
  • «Профессионал» – концентрирует свое внимание на профилирующих дисциплинах, осваивая общеобразовательные предметы более поверхностно, но на достаточном для получения отличной оценки уровне.
  • «Универсалы» – сочетают в себе достоинства двух предыдущих типов. Благодаря огромному трудолюбию и таланту добиваются выдающихся успехов в профилирующих областях знания. Такой тип студентов встречается наиболее редко.
  • «Зубрилы» (по определению самих студентов) – не обладают хорошими способностями, но за счет рвения и усердия овладевают материалом на достаточном для отличной оценки уровне.

Аналогичные типы можно выделить среди «хорошистов», но с более низкими уровнями достижений.

Наиболее полные классификации личности студента построены на основе учета уровня и качества активности студентов в четырех сферах: 1. Отношение к учебе, науке, профессии; 2. Отношение к общественной деятельности, наличие активной жизненной позиции; 3. Отношение к искусству и культуре (уровень духовности); 4. Выраженность коллективистских установок, позиции в коллективе. , . .

  • «Гармоничный» (идеальный студент) – максимально активен во всех четырех сферах и везде добивается прекрасных результатов.
  • «Профессионал» – выбрал свою специальность осознанно; успеваемость обычно хорошая; научно-исследовательской работой занимается мало, поскольку после окончания вуза планирует работать в практической сфере. Добросовестно выполняет общественные поручения, умеренно занимается спортом, интересуется литературой и искусством. Честен, порядочен, пользуется уважением товарищей.
  • «Академик» – выбрал специальность осознанно, учится только на «отлично». Ориентирован на учебу в аспирантуре, поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, часто в ущерб другим занятиям.
  • «Общественник» – склонность к общественной деятельности преобладает над другими интересами, что отрицательно сказывается на учебной и научной активности. Уверен, что профессию выбрал правильно, интересуется литературой и искусством. В последние годы такой тип встречается реже.
  • «Любитель искусств» – учится, как правило, хорошо, основные интересы сосредоточены в области литературы и искусства, поэтому научной работе не уделяет достаточного внимания. Обладает хорошим эстетическим вкусом, широким кругозором и эрудицией в области искусства.
  • «Старательный» – профессию выбрал не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая к учебе большие усилия. Способности развиты недостаточно, литературой и искусством интересуется мало, предпочитает легкие жанры. Малообщителен и не очень популярен в коллективе.
  • «Середняк» – учится, не прилагая больших усилий, и даже гордится этим. При выборе профессии особо не задумывался, но убежден, что раз уже поступил в вуз, нужно его закончить, хотя от учебы удовольствия не получает.
  • «Разочарованный» – обладает неплохими способностями, но избранная специальность его не привлекает. Так же убежден, что раз уже поступил в вуз, нужно его закончить, хотя от учебы удовольствия не получает. Стремится утвердить себя в хобби, искусстве, спорте.
  • «Лентяй» – учится, подчиняясь принципу наименьшей затраты сил и не очень успешно, хотя собой доволен. При выборе профессии всерьез не задумывался, научной и общественной работой почти не занимается. Часто старается «словчить» – главное получить нужную оценку. Коллектив часто относится к нему как к «балласту». Основные интересы лежат в сфере досуга.
  • «Творческий» – изобретателен во всем, чем занимается – в учебе, научной работе, общественной деятельности или досуге. Не любит занятий, требующих усидчивости, аккуратности, исполнительской дисциплины, поэтому учится неровно, преуспевая лишь в тех областях, которые ему интересны. В научной работе стремится к оригинальности, зачастую пренебрегая мнением авторитетов.
  • «Эрудит» – коллекционирует знания во всех областях и любит их демонстрировать, но сам не очень способен к творчеству. Общественной работой и спортом занимается мало. В коллективе часто пользуется репутацией сноба. Научную работу выполняет в строго академических традициях.
  • «Спортсмен» – учится по индивидуальному плану, приобретая знания на минимально необходимом для сдачи экзаменов уровне. Рассчитывает на поблажки за свои спортивные заслуги. В последние годы таких студентов стало гораздо меньше.
  • «Псевдосовременник» – главное для него – личный успех. Основной круг интересов сосредоточен за пределами вуза. Следит за модой во всех сферах жизни. Научной и общественной работой почти не занимается. Профессию тоже, как правило, выбирает модную.
  • «Богемный» – Успешно учится в так называемых престижных вузах, свысока относится к студентам, приобретающим «массовые профессии». Стремится к лидерству. Знания обширны, но часто поверхностны. Участник модных «тусовок», завсегдатай клубов и дискотек. К спорту равнодушен, в коллективе к нему отношения полярные – от восхищенного до пренебрежительного.

Этот список можно продолжить, но любой опытный преподаватель имеет свою аналогичную типологию, возможно лучше отражающую специфику обучения в его вузе или в его профессиональной среде. Но остается вопрос – а каким должен быть идеальный студент с точки зрения преподавателей и самих студентов? Вопрос этот можно переформулировать так – с каким студентом хотели бы работать большинство преподавателей? В «доперестроечные» времена в нашей стране мнения студентов и преподавателей существенно расходились . Университетские педагоги на первое место ставили преимущественно такие качества как дисциплинированность, прилежание, ответственность, а у большинства реальных студентов отмечали инфантилизм, социальную незрелость, учебную пассивность. Современные преподаватели стали больше всего ценить способность студентов к самостоятельному мышлению. Студенты так же ставят на первые места умение самостоятельно мыслить и интерес к науке.

Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, - их только можно принимать во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения, - ими можно управлять.

Эти факторы во многом определяются общей атмосферой в стране и конкретными "бытовыми знаниями" тех, кто являлся непосредственным источником информации. Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя и используя их как отправную точку для воздействий на студентов.

Факторы первой категории работают преимущественно на этапе адаптации, когда первокурсники пытаются понять, "куда я попал" и "кто меня окружает". "В чужой монастырь со своим уставом не ходят", - это студенты слышат на каждом шагу, каждый преподаватель устанавливает свои правила и требует их соблюдения, в группах между ребятами идет "война" за право лидерства, поиск "своих" людей. Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, понять систему норм и правил, существующих на факультете и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.

Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает и решающую роль начинают играть факторы второй группы. К ним можно отнести: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п.

Именно это в значительной степени, а не исходный уровень определит профессиональный и психологический облик человека, который через пять лет покинет стены вуза. В вуз приходят совершенно различные люди с разными установками и разными "стартовыми условиями". Некоторые представления о подобных различиях могут дать приводимые ниже диаграммы (рис. 2.1-2.4).

1 Милорадова Н. Г. Студент в зеркале психологии // Архитектура и строительство России. 1995. № 9.

В этом отношении очень интересен анализ студенческой молодежи в связи с избранной ими профессией. Вся совокупность современных студентов довольно явно разделяется на три группы .

Первую составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней - самое главное. Лишь они отметили склонность продолжать свое образование в аспирантуре. Все остальные факторы для них менее значимы. В этой группе около трети студентов.

Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Она составляет около 26% от общего числа опрошенных. Отношение к образованию у них совсем иное: для них образование выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и т.п. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии они относятся менее заинтересованно, чем первая группа.

Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать "неопределившимися", с другой - задавленными разными проблемами личного, бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные проблемы. Можно было бы сказать, что это группа тех, кто "плывет по течению" - они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не представляют того интереса, как у первых групп. Возможно, самоопределение студентов данной группы произойдет позже, но можно предположить, что в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, выбора пути, целенаправленности нехарактерен.

Процесс выбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для многих студентов прагматическим, целенаправленным и соответствующим переменам. Ценность образования как самостоятельного социального феномена, имеющего социокультурную, личностную и статусную привлекательность, отступила на более дальний план. Возможно, что различие ценностей образования прошлых и текущих лет главным образом состоит именно в этом.

С появлением "коммерческого" набора в вуз в него пришли обеспеченные студенты, не привыкшие отказывать себе ни в чем, уверенные в правильности своего профессионального выбора (62-77%), хорошо осведомленные о специфике будущей профессиональной деятельности (самооценка в среднем выше на 10%, чем у "бюджетников"). Эти студенты, вдохновляемые примером родителей-предпринимателей, без страха глядят в будущее, имеющее для них четко прорисованную профессиональную перспективу.

Существуют также качественные различия, в частности, результаты анализа статистических данных показывают, что у "коммерческих" студентов более ярко выражено стремление к достижению успеха в сфере бизнеса (9-18,5%), в связи с чем они выше, чем "бюджетные" студенты, оценивают значимость хорошего образования, профессиональной подготовки (30,5-40%), свободного владения иностранными языками (22-37%), духовно и культурно богатой жизни (36-44%).

Выявились различия в структуре мотивации получения высшего образования у сравниваемых групп студентов: "бюджетные" студенты в целом высказали более традиционные установки - получить диплом (4-14%), приобрести профессию (56-62%), вести научные исследования (5-15%), пожить студенческой жизнью (8-18%), тогда как у "коммерческих" студентов доминирует стремление добиться материального благополучия (43-53%), свободно овладеть иностранными языками (17-41%), стать культурным человеком (33-39%), получить возможность обучения, работы за границей (20-29%), освоить теорию и практику предпринимательства (10-16%), добиться уважения в кругу знакомых (10-13%), продолжить семейную традицию (6-9%).

Контингент "коммерческих" студентов в большинстве своем представлен выпускниками средних школ, хотя среди них несколько больше лиц, имеющих опыт трудовой (производственной) деятельности в отраслях народного хозяйства, чем среди "бюджетников". Среди их родителей значительно больше предпринимателей, бизнесменов (14-16%), работников кооперативов, акционерных обществ, совместных предприятий (11-17%), высших государственных служащих. Именно для данной социальной группы посильна оплата высшего образования. Достаток в этих семьях значительно выше. Каждый седьмой "коммерческий" студент имеет собственный ежемесячный заработок, а каждый десятый - доход от самостоятельного предпринимательства.

По числу вузовских "отличников" они уступают "бюджетным" студентам.

Следует выделить несколько больше типов современных студентов, чем простое деление на "бюджетных" и "коммерческих", причем эти типы встречаются и в той и в другой из описанных групп.

Первый тип условно можно назвать "предпринимателем". Этот студент предпочитает достижение успеха в сфере бизнеса, получает высшее образование для того, чтобы освоить теорию и практику предпринимательства, быстро продвигаться по службе, заниматься руководящей, организаторской деятельностью, он уверен в правильности выбора специальности, обучения, соответствии ему своих способностей, но в то же время он более критичен к своему учебному заведению, лучше знает специфику профессии (возможности профессионального роста, размер заработной платы, условия труда, перспективы служебной карьеры), не опасается безработицы, у него более развиты (по самооценке) такие актуальные личностные качества, как индивидуализм, профессионализм, предприимчивость, самостоятельность, способность менять взгляды при смене обстоятельств, быстрая адаптация и легкая вживаемость в новые условия.

Второй тип с той же долей условности называют "эмигрант". Высшее образование "эмигранты" в большей мере получают для того, чтобы свободно овладеть иностранными языками, получить возможность обучения, работы за границей. Они уверены в правильности собственного выбора специальности и в соответствии ему своих способностей, а также в возможности вуза дать им подготовку на необходимом уровне. У них хорошо развиты (по самооценке) индивидуализм, жизненный оптимизм, легкая вживаемость в новые условия.

Обоим этим типам противостоит "традиционалист". Он ценит хорошее образование, профессиональную подготовку, получает высшее образование для того, чтобы получить диплом, вести научные исследования, менее критичен по отношению к вузу, хуже знает реалии дальнейшей профессиональной деятельности, больше опасается безработицы, у него сильно развиты профессионализм и работоспособность, менее - предприимчивость, способность рисковать, менять взгляды при смене обстоятельств, вживаться в новые условия, жизненный оптимизм.

"Каковы нынешние студенты по сравнению со студентами, учившимися 5-8 лет назад, т.е. на заре рыночных реформ?" 86% опрошенных преподавателей считают, что студенты изменились. Сформировались качества, позволяющие им легче адаптироваться к сложностям жизни в условиях рынка, делающие их более конкурентоспособными: у них появились предприимчивость, большая самостоятельность, большая требовательность к преподавателям (знания - необходимый товар). Но что-то и утратилось: студенты стали менее эрудированными, менее трудолюбивыми (в учебе), менее интеллигентными, менее требовательными к себе.

Можно выделить три основных типа деятельности и поведения студентов в сфере обучения и познания:

Первый тип личности отличается комплексным подходом к целям и задачам обучения в вузе. Интересы студентов сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.

Второй тип личности отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И здесь познавательная деятельность студентов выходит за рамки учебной программы. Однако если первому типу поведения присуще преодоление рамок программы, так сказать, вширь, то в данном случае этот выход осуществляется вглубь. Система духовных запросов студентов сужена рамками "околопрофессиональных интересов".

Третий тип познавательной деятельности студентов предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лншь в границах учебной программы. Этот тип деятельности - наименее творческий, наименее активный - характерен для 26,8% опрошенных студентов. Таким образом, уже в результате самого общего подхода к анализу учебно-познавательной деятельности студентов выделяются три типологические группы, каждая из которых имеет свои модели поведения.