Как сделать уроки более интересными. Закупись прикольными канцелярскими принадлежностями

Очень часто учитель становится неким промежуточным звеном между учеников и администрацией школы. Директорат выдвигает все более и более жесткие требования касательной тематики и содержания занятий, а ученики в ответ просто-напросто спят на уроках, не в силах воспринимать скучный и «сухой» материал учебной программы, зачастую разработанной людьми далекими от педагогики. Такая ситуация наблюдается в сотнях и тысячах школ. И многими учителями, к сожалению, уже воспринимается, как нечто обычное и вполне нормальное. Однако возможностей переломить подобную не очень приятную традицию также существуют немало. Не верите? Тогда сегодня мы постараемся убедить вас в обратном.

В рамках нашей сегодняшней статьи мы решили собрать воедино несколько практических советов касательно того, как можно легко и просто сделать урок в начальной школе интересным и занимательным. Ведь от внимательности и заинтересованности учеников во многом зависит и степень усвоения учебного материала. А значит, даже сам учитель должен быть заинтересован в этом. В данном случае в одной точке сходятся интересы всех заинтересованных сторон. Администрация будет рада строгому следованию учебному плану, ученики – интересному и увлекательному ходу урока. А учитель может вполне рассчитывать на небольшую премию за успеваемость своих учеников по итогам рабочего месяца.

Как сделать урок интересным.

Дабы сделать школьные уроки занимательными и интересными. Необходимо придерживаться составленного в начале года учебного плана, не забывая при этом, что его всегда можно разнообразить в зависимости от той или иной конкретной темы. В научной литературе содержится огромное количество различных приемов, ориентированных на повышение интереса учеников к ходу занятия.

1. Самым простым и легким способом сделать урок более увлекательным является использование различной техники. Это может быть компьютер, ноутбук или (оптимально) электронный проектор. Таким образом, вы сможете представить излагаемый материал в виде слайдов, которые можно разнообразить картинками и практическими примерами. Весьма примечательно, что подобный способ отлично подойдет для проведения урока практически по любой дисциплине. Если нужно несколько разнообразить урок литературы (литературного чтения), можно показать на слайдах фотографии авторов, произведения которых рассматриваются в рамках школьного занятия. Если же речь идет о проведении урока естествознания, то тут и вовсе все предельно просто: на слайдах можно разместить фотографии животных, грибов, растений и многих других объектов флоры и фауны, имеющих отношение к рассматриваемому занятию.

2. Четко разделяйте урок на сегменты. Не будьте монотонными и однообразными. На стадии подготовки к учебному занятию, постарайтесь выделить в нем несколько наиболее важных фрагментов. Это может быть проверка домашнего задания, основная часть (представление нового материала), а также физкультминутка, самостоятельная работа школьников и т.д. Вариантов в данном случае существует огромное множество. Главное, как отмечают школьные психологи, не затягивать каждую отдельную часть занятия. Каждый сегмент должен длиться не более12 минут. Некоторым исключением может быть лишь представление нового материала.

3. Постарайтесь вести себя нестандартно – попробуйте выйти за рамки. Как показывает практика, каждый ученик, так или иначе, сравнивает одного педагога с другим. А те в свою очередь, как правило, ведут свои занятия на протяжении многих и многих лет по одним и тем же шаблонам. В данном случае – ваша задача как-то выделиться. Быть узнаваемыми. И тогда дети будут всегда с особым вниманием следить за вашими действиями во время урока, уже подсознательно ожидая от вас чего-то новенького.

Например, можно во время физкультминутки одновременно повторять пройденные упражнения. Это может быть таблица умножения или иностранные слова. Тому, кто не справится с заданием, можно дать несколько дополнительных упражнений (приседаний – девочкам, отжиманий – мальчикам). Интересно и весело. Кроме того, таким образом, вы сможете воздействовать на весь класс. Главное в данном случае не переусердствовать. Лучше давать «незнайкам» всего лишь по пять дополнительных упражнений, дабы постоянно соблюдалась динамика и сам принцип блиц опроса.

4. Старайтесь разговаривать с учениками, держать с ними прочный контакт. Отличным вариантом будет также шутить с ними. Однако в данном случае все достаточно специфично и зависит от личностных особенностей педагога. Кроме того, для некоторого контакта с аудиторий можно просто-напросто ходить вдоль рядов, излагая учебный материал. В преобладающем большинстве случаев подобная маленькая хитрость срабатывает на все сто. Ученики перестают болтать и начинают прислушиваться к словам педагога.

5. Постарайтесь использовать во время занятия как можно больше интересных и увлекательных игр. Это могут быть ребусы, шарады или даже самые обычные кроссворды, заданиями к которым будут имена исторических деятелей, названия городов, обозначения тех или иных представителей флоры и фауна. В данном случае все зависит от самого учебного предмета, о котором идет речь. Как утверждают многие исследователи, посвятившие свои работы вопросам детской педагогики, именно во время игры, в непринужденной и раскованной атмосфере, дети намного лучше усваивают учебный материал. В данном случае разнообразить урок можно самыми различными способами. Если приведенные выше способы вам не подходят, спешим представить вашему вниманию еще один. Отыщите дома или в спортивном зале школы небольшой мячик и устройте блиц опрос. Передавайте мячик по рядам, засекая время. Тот ученик, в чьих руках окажется мячик, когда оно истечет, должен ответить на один из заготовленных вопросов. При возможности, можно вместе временного отсчета использовать короткую мелодию.

6. Позвольте ученикам самим работать над решениями тех или иных задач. Разделите их на группы и дайте каждой команде задания повышенной сложности. Это могут быть сложные вопросы по литературе или страноведению, а также «задания со звездочкой» из школьных учебников математики. По истечении отведенного времени, каждая группа учеников, должна будет представить свой ответ (лучше в письменном виде на небольшом листочке). Такие занятия научат детей действовать сообща, а также привьют им чувство партнерства.
7. Сделайте урок максимально разнообразным. Предложите школьникам различные обучающие программы, используйте возможности интернета и дополнительных источников т.д. Интересные идеи можно собирать в отдельную папочку. Со временем у вас сформируется целый «арсенал» интересных и увлекательных заданий, которые можно будет использовать в работе уже с другими учениками и другим классом.

8. И в заключении – самое важное правило, что отлично поможет сделать урок занимательным и интересным. Готовясь к уроку, постарайтесь подойти к концепции занятия творчески. Отыщите в себе ребенка, дайте волю своей фантазии – и тогда интересные решения отыщутся сами собой. Просто будьте искренними с собой и своими учениками.

Интересных вам идеи и профессиональных успехов.

Умения учителя определять цель, задачи и содержание урока – это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса.

Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.
В.А. Сухомлинский
Ребенок по доброй воле не тянется с ранних лет к учебе. Приходится его принуждать или привлекать до тех пор, пока у него не возникнет жажда знаний. Ребенка, имеющего стремление к знаниям, можно считать человеком, можно питать надежду на то, что он будет стремиться познать Бога, понять себя и окружающий мир, что он научится приобретать добро, не поступаясь честью, и будет избегать зла. Иначе ему суждено пребывать в невежестве, в лучшем случае получит он весьма поверхностные знания.
Абай
Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желаемым процессом. Вспомним, что французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
методов и приемов обучения.
Как привить учащимся интерес к обучению? Как активизировать их познавательную деятельность на уроке? Как сделать процесс обучения наиболее результативным? Наверняка подобные вопросы встают перед каждым учителем. Каждый из них в процессе интенсивных поисков, раздумий, проб находит свой вариант решений.
Будет ли урок интересен детям, захотят ли они принимать в нем активное участие, зависит от того, насколько хорошо учителем была продумана каждая деталь занятия. При организации урока необходимо опираться на его цель. Четко определите, что должен унести с занятия ученик, какую задачу будет решать урок: будет ли это изучение нового материала или урок повторения, обобщения и систематизации знаний, контрольное занятие.
ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА – это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.
Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремиться учителя и ученики, и если она определена неточно или учитель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить
Триединая цель урока – основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому цель в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающий аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте.
ТЦУ есть тот систематизирующий стержень, без которого урок никогда не превратиться в целостную систему.
ТЦУ носит слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных моментов, если урок четко этапируется, или на цели учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не связано с его членением на этапы. Иными словами, речь идет о построении «дерева целей» урока, где ТЦУ будет «генеральной целью», а задачи учебно – воспитательных моментов – рубежами ее достижения
Задачи – это шаги по достижению поставленной цели. К задачам урока относятся: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока.
Что же представляет собой состав ТЦУ? Как мы уже не раз упоминали, цель урока триедина и складывается из трех аспектов. Рассмотрим каждый из них:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ аспект ТЦУ
Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:
1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
3. Формировать навыки- точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
4. Формировать умения- сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
5. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
«…целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого»
РАЗВИВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это объясняется? Думается, что в основу затруднений заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко учитель стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.
А. Развитие речи:
Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ –показатель интеллектуального и общего развития ученика
Б. Развитие мышления
Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учит учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.
Учить анализировать,
учить выделять главное,
учить сравнивать,
учить строить аналогии,
обобщать и систематизировать,
доказывать и опровергать,
определять и объяснять понятия,
ставить и разрешать проблемы.
Овладение этими методами и означает умение мыслить
В. Развитие сенсорной сферы. Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
Г. Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движения и т.п.
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим. «учить и воспитывать- как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка- творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке», -писал в «Учительской газете» (10.02.81) учитель литературы 516-й школы г. Ленинграда Е. Ильин
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
«Воспитывающее обучение- это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.
С какими же нравственным объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке
Прежде всего – это «другие люди». Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от его предметной принадлежности. Отношение к «другим людям» проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность, интегральным по отношению ко всем остальным качествам является гуманность. Формирование гуманных отношений на уроке – непреходящая задача учителя.
Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его «Я». Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность
Третий объект- общество и коллектив. Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам- все это проявляет отношения школьников к коллективу, к классу. Бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям, максимальная работоспособность на уроке- в этом ученик проявляет себя как член общества.
Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке, является труд.
Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Все это подвластно влиянию учителя на уроке.
И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду. Чрезвычайно важно, чтобы учитель раскрывал эту высокую связь с Родиной и все время развивал ее у ребят
Поставленные цели деятельности неразрывно связаны с содержанием образования, с его элементами, с конкретным предметным содержанием и влияют на его отбор. Содержание может быть использовано полностью, частично или дополнено так, чтобы способствовать достижению намеченного уровня усвоения учащимися соответствующих знаний и умений.
Содержание обучения в общем смысле представляет собой отражение социального опыта, представленное знаниями, способами деятельности, опытом творческой деятельности и опытом эмоционально ценностного отношения к миру.
Содержание учебного материала – это тот материал, который подлежит усвоению учащимися. На такой базе осуществляется вся учебная деятельность учеников.
Содержание фиксируется в учебнике. Он служит конкретизацией учебного материала, основным источником знаний и организации самостоятельной деятельности учащихся. При разработке урока учитель вправе использовать любые источники знаний, однако имеется список учебников, рекомендованных министерством образования.
Достижение цели будет напрямую зависеть от мотивации учеников. Поэтому приложите максимум усилий, чтобы у школьников появилось желание знать то, о чем вы им рассказываете. Активно используйте свой творческий потенциал, разнообразные методы, приемы и средства обучения.
Выберите форму урока. Она определяется в соответствии с его целями и возрастом учащихся.
Формы урока весьма разнообразны, каждый учитель привносит что-то свое. Уроки изучения нового материала могут быть в виде презентации, в том числе подготовленной самими учащимися. Урок закрепления материала может проводиться в виде конкурса, турнира. Это может быть как в пределах одного класса, так и нескольких классов параллели. Можно также организовать экскурсию. Это будет способствовать не только проявлению интереса учащихся к уроку, но и сплочению класса. Контрольный урок можно провести в форме олимпиады, викторины. Урок применения знаний можно организовать как урок-репортаж, урок-суд, аукцион, урок-исследование. Для комбинированного урока подходит проведение его в форме мастерской, семинара, консультации. Полезны также семинары, уроки разновозрастного сотрудничества. Но следует помнить, что подобные уроки должны проводиться в системе, но не каждый день. Учащиеся, во-первых должны будут подготовиться, во-вторых, они будут знать, что их снова ожидает не просто интересный урок, а праздник. Это поднимает и авторитет учителя в глазах учеников. Компьютер, проектор, интерактивная доска, таблицы, иллюстрации – правильное и уместное использование этого только украсит ваш урок.
Применение различных методов обучения способствует повышением познавательного интереса учащихся, а это неразрывно связано с лучшим усвоением изучаемого материала, развитию у них творческих способностей, внимания, памяти, мышления. Ученик будет с удовольствием посещать ваши уроки, зная, что на них всегда интересно.
Обязательно обращайтесь к опыту учащихся, это поможет им ощутить себя частью изучаемого материала, а не простым слушателем.
Давайте ученику высказать свое мнение. Это означает, что он размышляет над материалом, усваивает его.
Не все учащиеся спешат отвечать на уроке. Возможно, они просто стесняются. Выясните, чем интересуются такие ученики и попытайтесь установить с ними контакт через их увлечения. Они будут доверять вам, а значит, и начнут высказываться на занятиях. Также можно чаще давать таким детям индивидуальные задания.
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Учеба – не самое интересное занятие, но очень необходимое. Очень многим учеба навевает скуку. Если вы не исключение, прочитайте эту статью, из которой вы узнаете, как сделать учебу интересной.

Шаги

Организуйте учебный процесс

    Найдите подходящее место для учебы. Это один из самых важных аспектов учебы. Хотя выбранное вами место не сможет повлиять на вашу заинтересованность в учебе, но, по крайней мере, вы не будете отвлекаться по пустякам. Отвлечения могут сделать процесс обучения еще более скучным занятием, потому что они будут напоминать вам, что вы могли бы заниматься более интересным делом, чем учеба.

    Не устраивайтесь поудобнее. Если вам будет слишком комфортно во время учебы, то, вероятно, вам очень скоро станет скучно, и вы заснете. Не учите уроки лежа. Сядьте за стол на твердый стул, а не в мягкое кресло. В противном случае сонливость вряд ли вам даст возможность сосредоточиться на учебном процессе.

    Поставьте перед собой цели. Одна из причин, почему вам может быть скучно, заключается в том, что у вас нет четкого представления о том, что вам необходимо сделать. Планируйте заранее и определите для себя, что вам необходимо сделать. Подумайте, какие упражнения вам нужно сделать и сколько времени займет каждое из них. Таким образом, у вас будет четкая цель, которая поможет вам бороться со скукой. Если вы будете знать, когда вы сможете вернуться к видеоиграм или к общению с друзьями, вы будете стремиться закончить задания как можно быстрее.

    Чередуйте предметы. Чтобы не испытывать скуку, вы можете вносить разнообразие в учебный процесс. Маловероятно, что вам задали только один предмет. Поэтому чередуйте предметы во время учебы. Например, изучайте историю в течение 45 минут, математику в течение 45 минут и английский язык в течение 45 минут. Затем опять вернитесь к истории. Убедитесь, что вы не тратите все свое время на один предмет. Если вы будете часто чередовать предметы, вы не успеете заскучать.

    Занимайтесь тогда, когда вы бодро себя чувствуете. Приступайте к учебе, когда вы наиболее активны, не чувствуете усталость или сонливость. Вы сможете лучше усвоить материал. Если вы будете заниматься в одно и то же время каждый день, вы выработаете привычку. Благодаря этому процесс учебы не будет для вас скучным, и вы с желанием будете выполнять задания.

    Делайте перерывы. Занятия в течение нескольких часов, особенно, когда вы готовитесь к важному экзамену, может привести к тому, что очень скоро вам все надоест. Попробуйте разбить время учебы на небольшие перерывы. Если вам приходится сидеть во время учебы, делайте перерывы, чтобы выполнить несложные физические упражнения. Вознаграждайте себя каждый час 10-минутным перерывом, во время которого вы можете поиграть в баскетбол или совершить короткую пробежку вокруг дома. Благодаря этому вы получите прилив адреналина и сможете оставаться сосредоточенным на выполнении поставленной задачи. Кроме того, чем меньше времени вы проводите в одном месте, тем менее вероятно, что вам наскучит то, чем вы занимаетесь.

    Сделайте процесс учебы интересным. Вы можете изучение скучного предмета превратить в игру. Вы даже можете петь, пытаясь запомнить сложные формулы или факты. Благодаря этому процесс обучения будет интересным, и вы будете делать это с удовольствием. Кроме того, меньше шансов, что вы заскучаете, если вы будете сосредоточены на создании игры или флэш-карт.

    Вознаграждайте себя. Один из способов быстрее справиться с поставленной задачей - это помнить о том, что скоро все закончится. Скажите себе, что после учебы вас ждет вкусное мороженое или вы начнете следующий уровень в видео-игре. После занятий вы сможете пообщаться с друзьями. Тем не менее, пообещайте себе, что вы сможете получить награду только в том случае, если вы действительно сосредоточитесь на материале во время учебы.

    Делайте заметки. Если вы будете делать заметки во время учебы, вам не будет скучно, и вы не будете отвлекаться. Читая главу в учебнике, запишите ее краткий конспект. Это не только поможет вам не отвлекаться, но а также вы сможете запомнить лучше материал, так как записывая информацию вы повторяете ее еще раз.

    Отложите электронные устройства. Если у вас есть сотовый телефон или ноутбук, отложите их во время занятий. Положите телефон в сумку, а ноутбук вы можете оставить дома, если вы идете заниматься в библиотеку. Если вы уберете искушения, вы не будете отвлекаться и скучать.

    Совместные занятия

    1. Найдите компанию для учебы. Если вам скучно, и вы легко отвлекаетесь, когда занимаетесь самостоятельно, попробуйте групповые занятия. Вы все будете изучать один и тот же материал, у вас будет одна общая цель. Посмотрите на детей в вашем классе, и подумайте, с кем бы вы хотели вместе учиться.

      Задавайте друг другу вопросы. Одним из преимуществ обучения в группе является то, что ваш напарник может объяснить вам то, что вы не понимаете. Если у вас есть вопросы, попросите одного из членов вашей группы помочь вам понять то, что вам непонятно. Вся группа получит пользу от такого обсуждения. Если бы вы занимались сами и не поняли бы какую-то тему, то, скорее всего, вам стало бы скучно. В групповых занятиях вы можете взаимодействовать с материалом и друг с другом. Благодаря этому вы можете усвоить материал лучше.

Нестандартные формы обучения в начальной школе

или как сделать урок интересным.

Во все времена педагоги постоянно искали способы оживления урока, стараясь разнообразить формы объяснения и обратной связи.

Использовать нестандартные формы надо правильно и умело. Эффективность учебного процесса в школе прежде всего зависит от правильного выбора форм организации обучения по предмету.

При выборе форм работы необходимо учитывать условия, в которых развертывается учебный процесс. Наличие разнообразного дидактического материала, специального оборудования позволяет индивидуализировать процесс обучения. Также много влияет содержание учебного материала, который может иметь разную трудность, разную новизну. Важно учитывать, как форма способствует проявлению активной позиции каждого ученика, которая выражается в защите своего мнения, умение доказывать, аргументировать соответствующее положение, отстаивать свою точку зрения, проявлять чувство коллективизма.

Считаю, что нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Нестандартные формы уроков, которые я использовала в своей практике: урок-игра «Волшебный клубок», урок «брейн – ринг», урок – путешествие, урок – исследование, урок - творческая мастерская, урок - необычные растения, урок – сказка «Вихрь», урок – игра, урок – встреча, урок – соревнование, урок – конкурс, урок с элементами театрализации, урок – экскурсия в магазин, урок – строим новый дом, урок – праздник зимы.

У каждого учителя в «методической копилке» накоплены свои, «фирменные» методы и приёмы. Решению задач, поставленных мною на уроках способствуют «активные методы и приемы обучения».

В своей работе я использую такие методы :

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся.

Методы словесной передачи информации слухового восприятия информации.

Тема «Предложение, словосочетание, слово»

Сказочные гости пришли к нам в гости с вопросами. Петушка очень волнует, из чего состоит наша речь? Ответьте, дети.

Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

Например, урок наглядная геометрия, 3 класс.

Тема «Площадь прямоугольного треугольника»

Дети рассматривают прямоугольный треугольник, высказывают предположения о нахождении его площади. После чего проводят эксперимент и доказывают, что треугольник можно достроить до прямоугольника. (См. приложение)

Методы передачи информации с помощью практической деятельности.

Например, урок русский язык, 3 класс.

Тема «Правописание суффиксов –ик, -ек»

Посмотрите на этот предмет и скажите в какой сказке мы оказались? («Золотой ключик или приключения Буратино»)

Запишите в тетради словосочетание золотой ключик.

Какие орфограммы встретились в словах?

Слово ключик разберите по составу.

Почему в нем пишется суффикс –ик?

Составьте предложение с этим словом.

Методы стимулирования и мотивации учащихся.

Эмоциональные методы

Например, на уроках математики дети решают разноуровневые задачи. На уроках русского языка выбирают из предложенных заданий то, которое им больше нравится.

Познавательные методы.

Например, урок русский язык, 3 класс.

Тема «Имя прилагательное»

После изучения нового материала, дети подбирают к словарным словам однокоренные прилагательные и придумывают с этими словами рассказ.

Сочинение сказок, рассказов, стихов на заданную тему.

Создание проблемной ситуации. Например, урок окружающий мир, 3 класс.

Тема «Живая и неживая природа»

В начале урока детям ставятся проблемные вопросы:

Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и то же?

Горшок с цветком - это объекты природы или предметы окружающего нас мира?

Социальные методы.

При работе в группе выбирается консультант, который осуществляет контроль. Такая форма работы ведет к созданию ситуации взаимопомощи.

Методы контроля и самоконтроля .

Устные

Например, урок русский язык 2 класс.

Тема «Закрепление знаний о проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова»

При повторении теоретического материала использую фронтальный опрос.

Объясните, что значит безударная гласная?

Почему безударные гласные нуждаются в прверке?

Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне? Как поступают в этом случае?

Методические приемы: постановка проблемных вопросов, проблемные ситуации, работа с карточками, коммуникативная атака, игровой момент, подарок за работу на уроке, телеграмма, письмо, разговор по телефону, эстафета, фотоглаз, выборочное чтение, чтение пословиц «наоборот», кроссворды, нетрадиционное начало урока, начало урока с элементами театрализации и другие.

Также в своей практике я применяю не только нестандартные формы обучения, но и новые информационные технологи (НИТ). Знаю, что за новыми информационными технологиями – будущее. Использование НИТ может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе.

Особенно мне нравится проводить уроки с использованием компьютерной презентации. На таких уроках значительно экономится время, материал представляется с большим объемом наглядности. Дети с интересом участвуют в учебном процессе. Причем больший интерес развивается в том случае, если дети сами участвуют в подготовке презентаций к урокам.

В 2006 году мы с детьми участвовали в городском конкурсе ученических проектов. Тема исследовательского проекта: «Три кита в экономике» (окружающий мир, 3 кл.).

Он направлен на воспитание и уважение к людям труда через знакомство с предприятиями города и профессиями родителей. Проект проводился в течение трех недель. Целью этого проекта является не только получение практических знаний по данной теме, но и привитие навыков работы с информацией и работа в команде.

Помимо этого дети научились пользоваться новыми компьютерными программами и кратко излагать свои мысли. Перед ребятами был поставлен вопрос: «Что требуется для производства товаров и услуг?» Весь класс был разделён на три группы: журналисты, экскурсоводы, экологи. Каждая группа занималась исследованием определенной темы. Вы видите их на экране. Результатом работы детей стали:

Буклет «Что значит для человека труд?»;

Мультимедийная презентация о предприятиях нашего города;

Журнал: «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны»;

Плакаты по охране природных богатств.

В процессе работы у учащихся формировался опыт работы с компьютерной техникой, опыт работы в компьютерных программах, исследовательской деятельности.

В результате дети узнали о крупных предприятиях нашего города, таких, как ООО «Кроностар», ООО «Шарьинский ДОК», железнодорожная дорога, электросети, почта, банк. А так же о деятельности частных предпринимателей.

Ребята провели большую работу: сбор материала о предприятиях города, интервью с родителями, издание журнала «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны», создание буклета «Труд» и презентации «Что такое капитал?» Защита проекта прошла успешно. Проект «Три кита экономики» занял первое место.

Вывод. Сущность всех вышеперечисленных способов, форм и методов обучения состоит в том, чтобы получить на уроке высокий результат при наименьшей затрате сил и времени, чтобы урок поднял детей на очередную ступень в их умственном росте, развитии и воспитании.


Мой опыт инновационной работы

Мухамедзянова Алсу Варисовна – учитель истории и обществознания.

Стаж работы : 28 лет

Сведения об образовании : окончила Казанский государственный педагогический институт в 1981 году

Как сделать урок интересным? Какие формы работы действительно могут раскрыть творческие возможностии педагога и ученика? Как добиться максимальных результатов от вложенных учителем усилий? Эти и другие вопросы,и поиских решения волнуют каждого, кто работает в школе.

Суть деятельности учителя это- творчество. Не сразу, по крупинкам, по частицам складывается мой опыт.

Последние годы ознаменовались активными поискамии широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории. В этом большую роль играют инновационные технологии. Актуальность применения инновационных технологий на современном этапе является очевидной, тем более с учетом новых веяний в системе образования, дающих простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных неоднородных идей и решений.

Настоящий урок – это совместный поиск истины учителем и учениками. Во все времена ценился мыслящий человек, способный решать важные дела. Существует много направлений педагогических инноваций. Они, в основном, преследуют одну цель: максимально активизировать самого ученика в реализации образовательных задач, сблизить учителя и ученика.

Я изучала и отрабатывала нестандартные подходы к решению исторических проблем, новые приемы и средства, их удачное импровизирование. Со временем мною были разработаны новые формы уроков: «урок – панорама», «урок – исследование»,«урок- дискуссия», «интегрированный урок», « урок – экскурсия», «урок – игра».

Выбор формы уроков зависит отмногих обстоятельств: возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, контакта учителя с учениками.

Наиболее ценными и интересными для исторического восприятия, активизирующими мыслительную деятельность, являются семинары, диспуты, уроки анализа первоисточников. На таких уроках ученики включаются в самостоятельный поиск истины, интеллектуальная энергия учеников находит выход в собственной активности, которая выражается в потребности разрешить тревожащие вопросы, Разнообразие форм уроков повышает эмоциональную реакцию учащихся, способствует развитию познавательной активности театрализованные, игровые уроки, интеграция исторического материала с литературой, географией, музыкой. Овладение знаниями с использованием таких приемов требует от учащихся активности и волевых усилий, дает возможность воссоздать атмосферу определенного явления прошлого, представить себе его участников.

В младших классах (5-6) с успехом можно проводить уроки – игры, путешествия. Обязательное условие лишь одно – игра не развлечение. Она должна способствовать более глубокому усвоению изученного, эффективности обучения в целом. Не надо бояться игр. Следует лишь помнить, что дети играть любят и умеют, поэтому игры помогут и научат. В играх наиболее полно раскрываются фантазия, воображение детей. В процессе игрового обучения происходит живое отображениечерт исторической реальности, по-особому строится взаимодействие участников образовательного процесса,обучение истории становится для учеников эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становится не обязанностью, а перерастает в увлечение. В процессе игры,наполненной культурно-содержательным общением, отношения между учителем и учениками строятся через налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении истории, осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру истории.

Хочу привести пример урока-игры «Путешествие по Древнему Египту». Цель урока - повторить и систематизировать пройденный материал о Древнем Египте, содействовать развитию творческих способностей учащихся. Оборудование: карта «Древний Египет», игровые задания на отдельных листках, игровая фишка – кораблик. Правила игры – «писцы»- ученики путешествуют позаданию фараона. Во время путешествия ребята вспомнято природных условиях Древнего Египта, о занятиях египтян, о культуре. Путешествие по Нилу полно опасностей и преград. Ученикам предстоит преодолеть пять нильских порогов, а это возможно только при выполнении заданий, которые поджидают на порогах. При правильном выполнении заданий можно продолжить путь. Конечная цель путешествия – Мемфис, столица Древнего Египта. А затем можно во дворец к фараону. Маршрут путешествия от истоков Нила до города Мемфиса с остановками во всех порогах.

Использование игровыхтехнологий обучения способствует более глубокому усвоению знаний, которые выходят за рамки школьной программы, вызывает интерес к изучаемому материалу, одновременно развивая сообразительность, находчивость. Важнейшим фактором обучения и свободноготворчества ученика, требующего умственного напряжения, эмоционального комфорта и формирования уменийнаходить альтернативные варианты решения проблемы на основе собственного выбора является игровая деятельность учащихся.

В старших классах – более сложные формынетрадиционных уроков. Такие уроки позволяют ребятамраскрыть в себе новые качества и способности, помогают по- другому взглянуть на историческую науку, выйти за рамки учебных догм, расширить свой кругозор.

Ян Амос Коменский говорил: «Все, что находится во взаимной взаимосвязи, должно преподаваться в такой же связи». Интеграция, на мой взгляд,- это всегда творчество, нестандартный живой подходк процессу обучения. « Древние не знали вражды между наукой и искусством. В хороводе девяти муз Эрато, покровительница элегии, шла рядом с Клио, ведавшей историю». Это слова Брюсова. Как у древних литература и история шла рядом, взаимодополняя друг другаи взаимообогащаясь. Так и у меня на урокеистория и литература объединены . Например, я разработала интегрированный с литературой урок «бенефис» на тему: «русское зарубежье, который провела в 9 классе. Я знакомила ребят с причинами, побудившими наших соотечественников покинуть Россию, показывала учащимся неисчерпаемость наследия Русского Зарубежья.

Цель урока – познакомить учеников с одной из самых драматических и нераскрытых страниц истории Отечества. Помощь учащимся не только разобраться. н о и понять причины и смысл эмиграции. Ее влияние на развитие русской и зарубежной культуры. Развивать интеллект у учащихся. Формировать умение логически последовательно излагать учебный материал на примере биографий и судеб деятелей культуры, их произведений, воспитывать у учащихся любовь к родине, нравственную культуру и эстетический вкус.

Урок захватил новым содержанием, нахлынувшимися мыслями. Ученики, проникнувшись темой, включались в разговори взволнованно рассказывали о судьбах писателей и поэтов И.Бунина, М.Цветаевой, К.Бальмонта, о необычной истории жизни знаменитого художника Н.Рериха, о певце Шаляпине. Который является гордостью России, воплощением лучших черт русского народа, его глубокого таланта. Урок вызвал ребят на откровенный разговор. Живя большую часть за границей, многие так и не смогли найти в ней покой и уединение. Родина всегда была неотступна перед глазами. Об этом говорят их стихи, письма, воспоминания. Все это прозвучало на уроке.

События, явления, описанные в стихах, вызывают у учащихся интерес к изучаемой теме, помогают воссоздать на уроке особую, эмоциональную атмосферу, без которой невозможно формирование любви к предмету. Иногда поэтический текст о сложных событиях объясняет так просто и доступно, что отпадает в многословном объяснении, открывается возможность для эстетического и нравственного воспитания. Использование поэзии на уроке истории – это не самоцель. Сама я очень люблю поэзию и читаю на уроке наизусть подходящие к теме тексты.

Творческие способности школьников, умение самостоятельно приобретать знания могут быть развиты в том случае, когда они активно участвуют в процессе поиска истины. Большую роль в этом отношении играют школьные семинары. Диспуты, уроки анализа первоисточников и другие формы работы, называемые нестандартными. Учеба для меня – некий творческий процесс, процесс взаимоотдачи. Допускаю свободу мыслей своих учеников, фантазию, самостоятельность. Каждый мой урок – это не просто изучение «преданий глубокой старины». Это анализ, сопереживание, размышление, спор. На каждом уроке я стремлюсь поставить учеников в ситуацию выбора, чтобы показать неоднозначность, альтернативность, вариативность исторического процесса. Это интересно происходит в старших классах, где эмоции выражаются особенно ярко, живо, остро.

Меня и всех учителей, использующих модульную технологию, привлекает ее ориентированная направленность, дифференцированный подход, формирование у учеников навыков самообразования, пошаговое решение ребятами поставленных учебных заданий.

На занятиях школьники работают по технологическим картам, которые состоят из учебных элементов. Учебные элементы представляются в виде задач или творческих заданий.

Кроме технологической картыкаждый ученик имеет лист контроля, в котором выставляет себе оценку с учетом количества набранных баллов. Роль учителя заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников. К концу занятияперед учителем встает вполне ясная картина, как дети справляются с полученными на уроке заданиями.

Мною был проведен модульный урок – практикумв 9 классена темы «Коллективизация», «Кризис развитого социализма»

Преимущества модульного обучения заключается в том, что реально внедряется дифференцированный подход к обучению каждого ученика в зависимости от уровня его умственных способностей, индивидуальных особенностей.

Достоинств уроков нетрадиционного типа множество. Это и отказ от однообразия обычных занятий историей, и мотивация обучения учащихся, и более действенные воспитательно-образовательные возможности урока. При умелом сочетании традиционныхи инновационных методов учащиеся получают не только знания, а развиваются умственно, получают навыки их применения к жизни. о ни легче соотносят исторические события, процессы с периодом, эпохой, учатся анализировать, сравнивать на основе разностороннего изучения источников, обобщать и давать оценку событиям и деятельности исторических личностей. Кроме того, получают навыки работы с историческими документами общественно – политической литературой и периодической печатью. Такой подход вырабатывает волю, усидчивость. Все это сказывается, в конечном счете, на качестве знаний.

Одной из задач моих уроков – это воспитание патриота, гражданина, человека, знающего историю своего народа и гордящегося ею. Пусть ребята увидят на уроке древний Киев, услышат плач и стон в русских селениях от набегов половцев и хазар, испытывают настоящее душевное потрясение при рассказе о гибели Рязани и Владимира. Пусть сердца их наполнятся гордостью за великих предков Александра Невского, Дмитрия донского, восхитятся «Троицей» Андрея Рублева.

Школьные уроки истории должны пробуждать подрастающего человека мыслить, вызывать желание дерзать, быть душевно причастным деяниям народа, находить высший смысл жизни в служении Родине. Нам нужно идти по следам прежних эпох, но идти не слепо, а творчески искать то лучшее, что искали наши предки и создавать принципиально новое.

Я очень надеюсь, что активность, проявляемая моими учениками на уроках, сохранится и в самостоятельной жизни. Человек состоится, если с ранних лет формировать в нем доброту, чуткость и гуманные чувства.

Используя инновационные методы, я добиваюсь, активизации познавательной деятельности учащихся,повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться способностям детей. Хочу зажечь в детях стремление быть достойными великих предков и хорошо узнать свою историю, и чтобы ученики мысленно могли воскликнуть: «Вот она, наша история, история могучего и великого народа!».