Компетентностный подход в образовании самое главное. Компетентностный подход в педагогике

Выполнила: студентка 4 курса 402 группы КП Любимцева А. И.

Проверил: Чумаков В. И.

Волгоград 2013

Введение. 3

Компетентностный подход: сущность, принципы, взгляды, ключевые компетенции. 4

Компетентностный подход в системе образования. 8

Литература. 14

Введение

Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

Модернизация образования в сторону компетентностного подхода исходит из изменений в обществе, влияющих на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. «Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам» . Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. Одно из следствий развития этих процессов – создание условий для неограниченного доступа к информации, что, в свою очередь, ведёт к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний.

Компетентностный подход: сущность, принципы, взгляды, ключевые компетенции

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:



Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Анализ исследований позволил выявить различные взгляды на компетентностный подход. Так, Е.Я. Коган считает, что это принципиально новый подход, который требует пересмотра отношения к позиции учителя, к обучению учащихся; этот подход должен привести к глобальным изменениям от изменения сознания до изменения методической базы. А.Г. Бермус подчеркивает, что компетентностный подход рассматривается как современный коррелят множества более традиционных подходов (культурологического, научно-образовательного, дидактоцентрического, функционально-коммуникативного и др.); компетентностный подход, применительно к российской теории и практике образования, не образует собственную концепцию и логику, но предполагает опору или заимствование понятийного и методологического аппарата из уже сложившихся научных дисциплин (в том числе, лингвистики, юриспруденции, социологии и др.).

Компетентностный подход, по мнению О. Е. Лебедева, – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

· смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

· смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

· оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

Компетентностный подход не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальных ролей, компетенций.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция (совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов) и компетентность (владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности).

К сущностным характеристикам компетентности исследователи (Л.П. Алексеева, Л.Д. Давыдов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Н.С. Шаблыгина и др.) относят следующие:

· компетентность выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и служит связующим звеном между ее компонентами; компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение;

· компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях;

· компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты.

И. А. Зимняя выделила три группы ключевых компетенций:
1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:

Компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

Компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

Компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

Компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и
предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

Компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

Компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и принятие текста, знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:
- компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследо­вание, интеллектуальная деятельность;

Компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование,моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

Компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

Компетентностный подход в обучении.

И.К. Кравчук, учитель обслуживающего труда

ГУО «Средняя школа №9 г. Пинска».

Тема Сущность компетентностного подхода в обучении

«Ученик простит своим учителям и строгость,

и сухость, и даже придирчивость,

но не простят плохого знания дела.

Выше всего они ценят в педагоге мастерство,

квалификацию, золотые руки,

глубокое знание предмета, ясную мысль».

А.С.Макаренко

Мы рассматриваем данный вопрос в свете решения государственных образовательных задач и выполнения социального заказа общества.

Новая формулировка социального заказа требует новых подходов к оценке качества образования.

В выступлении Президента Республики Беларусь при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию отмечено: «Компетентность, инициативность, самостоятельность и, главное, социальная ответственность за будущее страны - именно эти качества нужно формировать у молодых граждан» .

В эпоху Интернета и электронных средств хранения информации формальные знания человека перестают быть значимым капиталом. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования.

От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

Из кодекса Республики Беларусь об образовании:

образование - обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося

целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося

качество образования - соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы

обучение - целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей;

Вызовы информационного общества, глобализация образовательных процессов, возрастание значимости особых образовательных потребностей обучающихся и др. требуют обновления содержания подготовки педагогических кадров, усиления ее практикоориентированности, преемственности и непрерывности. Переход общего среднего образования на реализацию компетентностного подхода обусловливает необходимость соответствующей подготовки педагогов.

Этот вопрос, конечно, невозможно рассмотреть на одном заседании, поэтому сегодня мы остановимся только на некоторых ключевых компетенциях.

Ключевые слова : компетентность, компетенция, компетентностный подход, образовательные компетенции, предметная компетенция, педагог, обучение, воспитание, ученик, образовательный процесс, урок и т.д..

Анализируя психолого-педагогическую литературу по теме нужно признать, что, несмотря на довольно частое употребление рассматриваемых категорий в педагогической практике, в настоящий момент отсутствует однозначная трактовка понятий «компетенция» и «компетентность». Кроме того, расходятся мнения ученых относительно соотношения данных категорий, их классификации и видов. Например, согласно словарю Merriam-Webster, первые упоминания термина «компетенция» относятся к 1605 году. В тоже время, И. А. Зимняя полагает, что понятие компетентности связано с именем Аристотеля, изучавшего «возможности состояния человека, обозначаемого греческим "atere” – «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности» и т. д.

И все же, большинство авторов склонны считать компетенцией абстрактный набор знаний, умений, навыков, личностных качеств, опыта в определенной сфере деятельности, связанный с качественным освоением содержания образования.

Иными словами, с позиций компетентностного подхода, компетенция есть цель образования.

Компетентность же – обобщенные способности личности, результат образования. Такое же понимание терминов отражено и в «Словаре иностранных слов»: компетенция – круг вопросов, в которых личность обладает познаниями и опытом; компетентность – обладание компетенцией.

Можно охарактеризовать понятие компетентности как обобщенную способность ученика к решению жизненных и впоследствии профессиональных задач, как «качество владения», способность личности к активному, ответственному, жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения, способность активно взаимодействовать с миром, в ходе взаимодействия понимать, изменять себя и мир. Это осведомленность, наличие у человека необходимых знаний и способностей, позволяющих анализировать, делать выводы и принимать активные решения, рационально и эффективно действовать по их реализации. Это понятие связано с давно существующим понятием готовности, и можно сказать, что компетентность – это готовность очень высокого уровня к осуществлению какой-либо деятельности.

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Весь смысл образования состоит в том, чтобы развить у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности, используя социальный опыт, в который включен и собственный опыт учеников. Содержанием образования является адаптированный дидактически социальный опыт решения мировоззренческих, познавательных, политических, нравственных и других проблем. Смысл организации процесса обучения состоит в создании необходимых условий для формирования у учеников опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание образования. При оценке образовательных результатов нужен анализ уровней образованности, которые достигнуты учениками на определенном этапе обучения

Следовательно, компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

    в познании и объяснении явлений действительности;

при освоении современной техники и технологии;

    во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;

    в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина;

    в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;

    при необходимости разрешать проблемы, при решении конфликтов.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных.

Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

Общеобразовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, а только к тем, которые охватывают основные образовательные области и учебные предметы. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Определив понятие
образовательных компетенций , следует выяснить их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), можно

выделить трехуровневую иерархию компетенций:
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Ключевые компетенции

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции . Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

5. Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

В системе обучения педагог осуществляет процесс воспитания и образования формирующейся личности. Результат его труда в конечном итоге мы можем наблюдать в процессе деятельности учащихся.

Для успешной организации учебной деятельности педагогу необходимо обладать как профессиональными качествами: знаниями в области преподаваемого предмета, так и личностными качествами: профессионализмом, трудолюбием, сопереживанием, ответственностью, требовательностью и другими.

Личность педагога в учебном процессе занимает ведущее место. Именно педагог занимается воспитанием и образованием учащихся, создает условия для благополучного протекания процесса обучения, формирует личность обучаемого и многое другое.

В педагогическом словаре дано следующее определение понятия педагог: « Это человек, который «осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию и развитию личности детей в учебных заведениях» .

Следовательно, в процессе образования педагог является носителем содержания образования и воспитания , организует учебный процесс , передает знания, выбирает и использует разнообразные средства обучения, в целом развивает учащихся.

Мы можем выделить две основные функциональные обязанности педагога в образовательном процессе – это воспитание и обучение .

Таким образом, на основе двух выделенных выше функциональных и профессиональных обязанностей педагога и выстраивается образовательный процесс.

Для успешной организации учебной деятельности педагогу необходимо обладать как профессиональными качествами знаниями в области преподаваемого предмета, техникой организации учебного процесса, так и личностными качествами: профессионализмом, трудолюбием, контактностью, креативностью, целеустремленностью, сопереживанием, наблюдательностью, ответственностью, требовательностью.

Профессия педагога предполагает наличие необходимых ЗУНов в рамках своего предмета, мудрости и безграничной любви к детям .

Таким образом, мы можем прировнять деятельность педагога к искусству .

А сейчас мы более подробно рассмотрим предметную компетенцию . Педагог по своему усмотрению может корректировать объем и последовательность изложения учебного материала. В процессе обучения методы и приемы преподавания выбираются им самостоятельно.

Под предметной компетенцией педагога понимается уровень владения материалом в сфере преподаваемого предмета. Предметная компетенция рассматривается как основа, которая проходит через все образовательные ступени и пронизывает все предметы. А.В. Хуторской дает свое определение предметной компетенции. Он утверждает, что предметная компетенция – «имеет конкретное описание и возможность формирования в рамках конкретного учебного предмета».

Под предметной компетенцией учащихся мы будем понимать способность применения учащимися различных знаний, умений и навыков в области предмета и применение этих знаний на практике и в дальнейшем образовании и в жизни.

Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося. Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности. Лишь в том случае компетенция учащихся достигает высокого уровня сформированности, когда педагог уделяет всем необходимым действиям с учебным материалом и выполнению практических заданий максимум внимания. Сам же процесс формирования предметной компетенции предполагает, что ученик хочет и готов учиться, а педагог знает, как ему в этом помочь , т.е. предполагается, что он сам владеет различными методиками, приемами и способами обучения . Ясно, что из простой суммы знаний и умений «сложить» компетентного ученика не удастся. Стать компетентным он может только сам , найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям.

Урок трудового обучения как нельзя лучше, является тем полем деятельности, на котором как учитель, так и ученик могут себя раскрыть и показать свои способности. Мы можем говорить о реализации следующих предметных компетентностей:

деятельности (познание, игра, учение, труд, проектирование, планирование, моделирование, прогнозирование, исследование, ориентация в разных видах деятельности, рефлексия, интеграция знаний);

гражданственности (сохранение и развитие народных традиций и про- мыслов, бережливое и рациональное использование материалов и природных ресурсов);

коммуникативности, социального взаимодействия (работа в группе, умение представить себя, эмпатия, толерантность, благотворительность);

здоровьесбережения (питание, уход за одеждой, телом);

саморегулирования, саморазвития, выполнения различных социальных ролей.

решение проблемной ситуации учеником самостоятельно. Тем самым он развивает свои профессиональные знания, умения и навыки, которые потом сможет применить в различных жизненных ситуациях.

Успешная работа пробуждает стремление достичь большего, что стимулирует процесс формирования компетенций.

О деятельности педагога Л.Н. Толстой писал: «Если он имеет только любовь к делу, он будет хороший педагог. Если педагог имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того педагога, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный педагог».

Памятка для педагогов

по реализации компетентностного подхода в образовании

    Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

    На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

    Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.

    Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

    Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

    Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

    Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

    Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.

    Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

    В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

    Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

    Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.

    Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

    Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

    Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Из выступления Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на 42-о м съезд е Белорусского республиканского союза молодежи 20 января 2015 года

УДК 378.014

*Назмутдинов В.Я. - к.п.н., доцент; Юсупова Г.Р. - д,б.н., доцент * Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт педагогики и

психологии, тел.: 8 937 285 92 70 Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э.Баумана

Ключевые слова: компетентность, быть компетентным, иметь компетенцию, обучение, подход, образование, познавательная деятельность.

Keyword: competency, be competence, have competency, instraction approach, education, cognitive action.

Среди множества причин, сдерживающих обновление образования, можно назвать его известную односторонность, дисгармоничность, когда вместо целостного социокультурного опыта, обучающиеся фактически осваивают лишь часть его, в первую очередь, знаниевый компонент.

Следствием глубоких социальных перемен является смена образовательных парадигм как смещение акцентов в образовании с информационно-предметных позиций на личностно-ориентированные, творческо-развивающие.

Новая парадигма актуализировала проблему воспитания самостоятельных, инициативных и ответственных членов современного общества, способных взаимодействовать в решении социальных и профессиональных задач, то есть подготовка компетентных членов общества предъявляет новые требования к системе образования. Компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность.

Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является, следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта.

Компетентностный подход является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность (возможность) реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетенция - это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями студента, с его самоосознанием, рефлексией

в ходе познавательной деятельности.

Идеи компетентностного подхода как принципа образования рассматриваются в работах А.М.Аронова, А.В.Баранникова, А.Г. Бермуса, В.А.Болотова, И.А.Зимней, Г.Б. Голуба, В.В. Краевского, О.Е.Лебедева, М.В. Рыжакова, Ю.Г.Татура, И.Д.Фрумина, А.В.Хуторского, О. В. Чураковой, М.А. Чошанова, П.Г.Щедровицкого и др.

Реализация компетентностного подхода выдвигает серьёзные требования к методике обучения, которая должна из «обучения делать что-то» трансформироваться в «оказание помощи научиться что-то делать». Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». В основе предполагаемой методики лежит обучение посредством деятельности.

Использовать такой подход в преподавании необходимо, чтобы не было разрыва между теорией и практикой, то есть преподавателям нужно научиться доверять обучающимся и позволять им учиться самим через собственную практику и ошибки. При организации учебного процесса необходимо обеспечивать интеграцию теории и практики.

Способность «учиться тому, как учиться» означает формирование умений обучаться в рамках многообразных ситуаций и используя различные стили обучения. Обучающиеся должны научиться осознавать, как они чему-то научились и как можно интенсифицировать собственное обучение.

Отметим сущностные черты процесса обучения, построенного в соответствии с основными идеями компетентностного подхода.

К первой группе условий, которая детерминирует характеристики содержания образования, относятся: опора на субъектный опыт учащихся при отборе заданий; использование открытых (с неопределенным заранее результатом) и закрытых (с заранее запланированным ответом) учебных заданий; использование практико-ориентированных ситуаций - как для постановки проблемы (введение в задание), так и для ее непосредственного решения; использование избыточной информации (образовательной среды) для выработки навыков работы в условиях неопределенности.

Вторая группа условий связана с процессуальной характеристикой образования. Они являются актуальными только при выполнении условий первой группы: преобладание самостоятельной познавательной

деятельности учащихся; использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях; возможность создания учениками собственного индивидуального образовательного продукта. Это может быть свой способ решения, свое видение проблемы и т.д. Ученик должен иметь право на ошибку; целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической

рефлексии учеников: познавательной - как я работал, какие методы использовал, какие из них привели к результату, какие были ошибочными и почему, как я теперь бы решил проблему...; социальной - как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ... ; психологической - как я себя чувствовал, понравилась мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему, как (с кем) бы я хотел работать и почему... ; использование технологий, позволяющих организовать аутентичную, субъектную оценку деятельности учеников; организация презентаций и защиты своих познавательных достижений.

Методы и технологии обучения, используемые в компетентностном подходе, должны соответствовать деятельностной части компетенций, то есть позволять приобрести опыт со знаниями их целесообразного применения. В результате повышается вероятность проявления и развития личностных черт, необходимых для эффективной деятельности в рамках той или иной компетентности. Преобладающими методами должны быть такие, которые обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию человека, позволяют ему самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций.

В компетентностном подходе на одно из первых мест выходят личностные качества, позволяющие человеку быть успешным в обществе. С этой точки зрения преимуществами активных, а также групповых и коллективных методов обучения являются: развитие положительной самооценки, толерантности и эмпатии, понимания других людей и их потребностей; приоритетное внимание к развитию умений сотрудничества, а не конкуренции; обеспечение возможности для членов группы и их учителей признавать и ценить умения других, тем самым, получая подтверждение чувства собственного достоинства; развитие умений слушания и коммуникации; поощрение новаторства и творчества.

Наибольшими возможностями для реализации выделенных дидактических условий, а, следовательно, для решения задач компетентностного подхода, как признают практически все исследователи, обладают: метод проектов, ситуационный анализ, портфолио и КСО.

Применение исследовательских и поисковых технологий обучения помогает студентам осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты. Использование этих технологий позволяет реализовать сущностные черты компетентностного подхода, добиться результата, оптимального для каждого студента.

Наибольший интерес представляет тот случай, когда для решения ситуации студенту недостает имеющихся знаний. Именно в этом случае актуальной становится осознанная обучающимся необходимость и возможность дополнить имеющиеся знания. Но прежде чем это делать, ему

предстоит понять свое затруднение, определить, какую именно информацию придется получать, где, каким образом это возможно сделать.

Предполагается следующая последовательность шагов при столкновении с неизвестным: анализ ситуации имеющимися средствами, с использованием наличных знаний. Осознание знания, как средства решения ситуации. Определение возможных способов применения знаний и их осуществление; рефлексия затруднения. Осознание «незнания» как необходимости приобретения нового «знания». Определение содержания «незнания» - какой именно информации недостает для решения конкретной ситуации; получение новой информации с целью перевода «незнания» в «знание»; использование нового знания для решения ситуации; рефлексия полученного знания, приобретение «знания» о «знании».

Учебный процесс должен обеспечивать вхождение каждого человека в культуру. Задается вектор движения к «обществу образования», состоящему из отдельных образованных личностей. На протяжении всей жизни человек может развивать имеющиеся у него компетентности и приобретать новые, обеспечивающие ему культурное (в широком смысле) развитие.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус // Высшее образование в России.-2010.-№5.-С.9-15. 2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. № 11, 2010. - С. 17-22. 3. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования / Л.О. Филатова //Дополнит. образование.-2005.-№7.-С.9-11.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

Назмутдинов В.Я., Юсупова Г.Р.

Компетентностный подход в обучении позволяет быть образованным человеком. Компетентность является следствием саморазвития индивида, основанная на познавательной деятельности.

Nazmutdinov V.Y., Yusupova G.R.

Competency approach of instruction afford get educated man. Have competency appear is following individual development, fundamental of cognitive action.

УДК 636.03: 615.038

РОСТ, РАЗВИТИЕ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ

РЕЗИСТЕНТНОСТЬ ТЕЛЯТ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ НОВЫХ ИММУНОМОДУЛЯТОРОВ

Никитин Д.А. - аспирант, Семенов В.Г. - д.б.н., профессор Чувашская государственная сельскохозяйственная академия e-mail:[email protected]

Ключевые слова: телята, иммуномодуляторы, неспецифическая резистентность.

Keywords: calfs, immunomodulator, nonspecific resistance.

В результате воздействия негативных факторов окружающей среды и ухудшения экологической обстановки существенно изменилось состояние здоровья животных. Кроме того, длительное пребывание их в закрытых помещениях при отсутствии инсоляции и ультрафиолетового облучения приводит к нарушениям оптимальных параметров микроклимата, воздействуя на организм многочисленными стресс-факторами, негативно влияющими на физиологическое состояние животных, особенно телят. При этом снижается уровень неспецифической резистентности организма, возникают вторичные иммунодефициты, и как следствие, массовые желудочно-кишечные и респираторные заболевания. Происходят глубокие изменения физиологических процессов, таких, как кровообращение, дыхание, газообмен, обмен веществ, терморегуляция, потребление корма и воды, и все это, в конечном счете, сказывается на продуктивности животных . Поэтому обеспечение эффективной защиты животных от болезней было и остается одной из главных задач ветеринарной науки и практики. Только от здоровых животных можно получить большее количество и лучшего санитарного качества животноводческой продукции .

В условиях нарастающего экологического и технологического прессинга на организм актуальность фармакокоррекции

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • основные трактовки понятий "компетенция", "компетентность";
  • сущность и характерные особенности компетентностного подхода в образовании;
  • основной круг компетенций по стандартам ЮНЕСКО в области образования;
  • роль и трактовку ключевых компетенций для сферы образования;
  • психологические основы развития компетенций в образовательном процессе;
  • основные характеристики и виды образовательных компетенций;

уметь

  • проводить отличия между компетентностным подходом и ЗУНовской системой образования;
  • выделять основную направленность компетентного подхода в образовании;
  • описывать структуру ключевых компетенций в образовании;

владеть

Представлением о компетентностной сущности образовательного процесса с точки зрения развития личности.

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. Реальная перспектива решения этого вопроса открывается в связи с утверждением в дидактике нового компетентностного подхода к построению образовательных систем.

Этот подход возник как актуальная альтернатива сложившейся ЗУНовской, информативно-иллюстративной парадигме образования в ответ на требования времени относительно повышения эффективности и качества подготовки выпускников средней и высшей школы. Данный подход нацелен на усиление практической ориентации и инструментальной направленности образования, он стремится подготовить человека умелого и мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения.

Как отмечает И. А. Зимняя, современное образование ориентируется в большей мере на "свободное развитие человека", на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

В качестве интегрального социально-личностно-поведенческого результата обучения (вместо знаний, умений и навыков – ЗУНов) в данном подходе выдвигается понятие "компетенция / компетентность".

В Кратком словаре иностранных слов (М., 1952) приводится следующее определение: "Компетентный (лат. competens, competentis – надлежащий, способный) – знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо".

Компетенция в переводе с латинского (competentia ) также означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Ориентированное на компетенции образование (competence-based-education СВЕ) родилось в 70-х годах прошлого столетия в США в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965 г. (Массачусетский университет) понятия "компетенция" (применительно к теории языка) как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека.

Как отмечает А. В. Хуторской, переход образования на основы компетентностного подхода позволит преодолеть распространенное в школах негативное явление, когда изучение реальности подменяется изучением готовых знаний, а точнее, информации о ней. Например, вместо наблюдения реального природного объекта или выполнения настоящего опыта ученики изучают его картинку в учебнике. В результате у них не формируются обусловленные реальной практикой способы деятельности и компетенции. Информационный тип образования делает выпускников школ неспособными осуществлять элементарные функции, связанные с изучаемыми предметами: выполнить наблюдение, провести опыт, создать простейших продукт деятельности.

В свою очередь, как констатирует А. В. Хуторской, переход к формированию компетенций позволит на деле реализовать личностно-деятельностный подход в образовании, поскольку они относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

В научно-педагогической литературе в настоящее время существуют различные подходы к пониманию терминов "компетенция" , "компетентность" . И хотя термин "компетентность" считается наиболее устоявшимся, необходимо разделять эти понятия, имея в виду под компетенцией некоторое уже установленное, наперед заданное требование (норму) к образовательной подготовке, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.

Логический словарь-справочник (М., 1975) определяет компетенцию как "область знания или практики, в которой данное (компетентное) лицо обладает обширными, точными знаниями и опытом практической деятельности". В Словаре русского языка С. И. Ожегова понятие "компетентный" определено как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области специалист, а понятие "компетенция" определяется как круг вопросов, в котором кто-нибудь хорошо осведомлен. Советский энциклопедический словарь определяет понятие "компетенция" как знание и опыт в той или иной области. В Педагогическом словаре указывается еще на компетентность общекультурную – "уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции".

В проекте "Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения" (2008 г.) компетенции выпускника интерпретируются как единая форма описания универсальных, академических и профессиональных профилей, уровней высшего образования и характеристик "персонального результата" образовательного процесса.

С дидактических позиций А. В. Хуторской предлагает отличать понятия "компетенция " и "компетентность " по принципу различия общего и индивидуального, и в этой логике он выдвигает следующие их дефиниции. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Основная направленность компетентностного подхода в образовании заключается в усилении деятельноличностного аспекта в обучении, в обеспечении роста личностного опыта обучаемого, т.е. этот подход является более емким, многогранным, вариативным, так как включает в себя не только знания в какой-либо области, но содержательно определяется ценностными ориентациями индивида. Б. Д. Эльконин утверждает, что "сам социальный фактор разговора о компетенциях, а не о знаниях, умениях и навыках является свидетельством того, что знание само по себе перестало быть “символическим капиталом”, то есть факт наличия знаний не задает пространство жизненного пути, не задает перспектив" . Вариативность, гибкие требования для каждого, учет индивидуального "ритма" обучения, цели образования, обладающие открытостью пространства для решения содержательных и методических задач, по мнению В. И. Байденко, характеризуют компетентностный подход в современном образовании. Его практическая направленность была задана материалами Симпозиума Совета Европы (1996), где подчеркивается, что для результатов образования важно знать не только что, но и как делать.

В материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми субъектами образования как желаемый результат подготовки. В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века "Образование: сокрытое сокровище" Ж. Делор, сформулировав "“четыре столпа”, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить" , тем самым определил по сути основные глобальные компетентности. Согласно Ж. Делору, одна из них гласит – "научиться делать с тем, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе" . В том же году на симпозиуме в Берне (27–30 марта 1996 г.) по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформы образования существенным является определение ключевых компетенций (key competencies), которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования. В обобщающем докладе В. Хутмахера (Walo Hutmacher) было отмечено, что само понятие "компетенция", входя в ряд таких понятий, как умения, компетентность, способность, мастерство, содержательно до сих пор точно не определено. Тем не менее все исследователи соглашаются с тем, что понятие "компетенция" ближе к понятийному полю "знаю, как", чем к полю "знаю, что".

Наряду с понятием "компетентность", а иногда и как его синоним выступает категория "базовый навык" . Так, Б. Оскарссон приводит список базовых навыков, которые содержательно могут интерпретироваться как компетентности. Такие ключевые компетентности-навыки включают способность эффективной работы в команде, планирование, разрешение проблем, творчество, лидерство, предпринимательское поведение, организационное видение и коммуникативные навыки . Трактовка базовых навыков Б. Оскарссоном сводилась к следующему: "Это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и многообразных ситуациях работы и социальной жизни" .

К базовым навыкам С. Шо в 1998 г., следуя Б. Оскарссону, отнес: "основные навыки" (например, грамота, счет); "жизненные навыки" (например, самоуправление, отношения с другими людьми); "ключевые навыки" (например, коммуникация, решение проблем); "социальные и гражданские навыки" (например, социальная активность, ценности); "навыки для получения занятости" (например, обработка информации); "предпринимательские навыки" (например, исследование деловых возможностей); "управленческие навыки" (например, консультирование, аналитическое мышление); "широкие навыки" (например, анализирование, планирование, контроль) . Кроме того, в литературе компетентности соотносятся не только с базовыми навыками, но и с таким понятием, как "ключевые квалификации", но это уже более узкое профессиональное применение термина "компетенция".

Результаты исследований отечественных ученых Ю. В. Варданян, В. С. Горчаковой, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Л. А. Петровской, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, А. А. Майера, Л. М. Митиной, А. В. Хуторского и др. раскрывают различные подходы к пониманию компетентности. По мнению многих авторов, компетентностный подход является способом достижения нового качества образования. Он определяет направление изменения образовательного процесса, приоритеты, содержательный ресурс развития. И это не случайно, ведь речь идет о новой единице измерения образованности человека, так как знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют, не позволяют показать, измерить уровень качества образования.

С психологических позиций понятие "компетенция" рассматривается как важное внутреннее достояние личности, обретаемое ею как прочно закрепленный результат непосредственного проявляемого поведения и деятельности в среде, а также взаимодействия с окружающим миром людей.

В психологических учениях категория компетенции занимает одно из ведущих мест в социально-когнитивной теории А. Бандуры и У. Мишела. Психологический механизм компетенции авторы видят в таком внутреннем образовании, как убеждение в самоэффективности . Это обобщенное представление человека о своей способности успешно действовать в конкретных ситуациях. Согласно А. Бандуре, суждения о самоэффективности влияют на то, за какую деятельность мы беремся, как много усилий затрачиваем на ситуацию, как долго сохраняем настойчивость при выполнении задачи, а также на наши эмоциональные реакции во время ожидания ситуации или в самом процессе. Убеждения в самоэффективности влияют на то, какие цели ставит перед собой индивид – трудные или легкие. Индивиды, убежденные в высокой самоэффективности, демонстрируют больше старания и настойчивости и выполняют задание лучше по сравнению с индивидами с низкой самоэффективностью. Они также подходят к заданию с лучшим настроением, способны лучше справляться со стрессом и разочарованием, чем индивиды, убежденные в низкой самоэффективности.

На примере учебной деятельности было показано, что можно сохранить мотивацию к обучению у обучаемых, если стимулировать их высокие стандарты, положительные результаты, чувство гордости в случае совпадения с этими стандартами и чувство способности их достичь.

Рассматривая сферу ключевых компетенций , И. А. Зимняя разграничила три их основные группы – относящиеся к себе, относящиеся к взаимодействию с другими и относящиеся к деятельности. Ниже в табл. 10.1 представлен состав каждой из этих групп в виде ключевых компетенций.

Таблица 10.1

Структура ключевых компетентностей по И. А. Зимней

Ключевые компетентности

Основные компетентности

Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности

Компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни

Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры

Компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний

Компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, собственное достоинство, гражданский долг

Компетенции самосовершенствования личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие

Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми

Компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, партнерами; сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого

Компетенции в общении: знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение

Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах

Компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность

Компетенции деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности

Компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации

Компетентностная ориентация является основой инноваций современного образования за счет привнесения элементов современных социальных практик в образование. Авторы отмечают, что формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных. При этом необходимо опираться на развитие образовательных компетенций .

Они включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими.

А. В. Хуторской рассматривает образовательные компетенции в качестве основы нормативной и практической составляющих образования, которые представляют собой интегральные характеристики качества подготовки обучаемых, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов.

При этом качество образования, по мнению А. В. Хуторского, определяется единством общеучебных умений и образовательных компетенций. В целом ученый выдвигает следующее определение: образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется А. В. Хуторским на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Ученый выдвигает следующий ряд ключевых образовательных компетенций.

  • 1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
  • 2. Общекультурные компетенции означают знание и опыт деятельности в сфере национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные качества, владение культурой семейных, социальных, общественных отношений, понимание роли науки и религии в жизни человека, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, владение научной картиной мира.
  • 3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, владение эвристическими методами, функциональная грамотность.
  • 4. Информационные компетенции – умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
  • 5. Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
  • 6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
  • 7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Одним из перспективных с педагогической точки зрения выступает "ресурсный" смысл категории "компетентность", означающий способность ученика к мобилизации и соорганизации своих внутренних и внешних ресурсов для достижения определенной цели в обучении. Такая трактовка указывает на механизм формирования компетентности, состоящий в накоплении обучающимся в процессе подготовки личностных ресурсов для успешной познавательной и профессиональной деятельности.

В связи с этим педагогика компетентности – это педагогика культурных вложений в ученика и развития его личностного потенциала.

Ориентация на развитие компетенций обучаемого в процессе подготовки должна исходить из того, что в процессе образования нужно не просто "снабжать" учеников какими-то знаниями и развивать какие-то их способности и качества, а целенаправленно готовить их к практическому применению этих знаний в тех или иных жизненных обстоятельствах. Таким образом, образование содействует не просто отвлеченному развитию человека, а готовит его к успешной самореализации в обществе.

  • Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002. С. 208.
  • Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Оценка качества профессионального образования: Доклад 5 / под общ. ред. В. И. Байденко, Дж. ван Зантворта. Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ. М., 2001. С. 44.
  • Там же. С. 43.

Компетентностный подход получил распространение относительно недавно в результате поиска новых путей по модернизации российского образования. Обращение к этому понятию связано с желанием определить изменения в образовании (и в школьном в том числе), необходимость в которых возникает из-за перемен, происходящих в обществе.

В настоящее время появляется множество научно-теоретических и научно-методических работ, посвященных анализу сущности этого подхода и проблемам формирования ключевых компетенций.

Определение

Понятийный аппарат, который характеризует компетентностный подход в образовании, еще не до конца устоялся. Но, тем не менее, уже есть возможность для того, чтобы выделить некоторые характерные его черты. Компетентностный подход - это комплекс общих принципов, которые необходимы для того чтобы определить цели образования, организовать образовательный процесс и оценить его результаты.

  • Весь смысл образования состоит в том, чтобы развить у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности, используя социальный опыт, в который включен и собственный опыт учеников.
  • Содержанием образования является адаптированный дидактически социальный опыт решения мировоззренческих, познавательных, политических, нравственных и других проблем.
  • Смысл организации процесса обучения состоит в создании необходимых условий для формирования у учеников опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание образования.
  • При оценке образовательных результатов нужен анализ уровней образованности, которые достигнуты учениками на определенном этапе обучения.

Что такое компетенция

Термин «компетенция» означает круг полномочий лица или учреждения, а также круг вопросов, для решения которых лицо имеет опыт и соответствующие знания. Таким образом, можно сказать, что способность действовать в ситуациях неопределенности - это компетентность.

Но школа не может сформировать достаточный уровень компетентности учеников для того, чтобы решать проблемы во всех конкретных ситуациях и сферах деятельности, учитывая то, что общество очень быстро меняется, в нем появляются новые ситуации и новые сферы деятельности. Целью школы становится необходимость формирования ключевых компетентностей.

Как появилась идея компетентностного подхода

Выше было отмечено, что изменения в обществе обусловили появление нового подхода в образовании. Но какие это были изменения? Для чего необходима была модернизация?

Нужно отметить, что само понятие «модернизация образования» нельзя свести к какой-то конкретной программе, которая рассчитана на определенный промежуток времени. Модернизация образования, то есть обеспечение соответствия его возможностям и запросам общества, в какой-то мере осуществляется всегда. Это зависит от способностей системы образования к изменениям.

На ситуацию в образовании влияет темп развития общества. Получается так, что школа обязана подготовить своих учеников к дальнейшей жизни, о которой она сама мало что знает. Ведь могут произойти очень сильные изменения за жизнь человека. Вот почему школе нужно готовить учеников к возможным переменам, развивая у них разные качества, такие как конструктивность, мобильность, динамизм.

Компетентностный подход в обучении появился при изучении ситуации на рынке труда: были рассмотрены требования, которые предъявляются по отношению к работнику. Поэтому современное образование должно формировать профессиональный универсализм - способность человека менять способы и сферы своей деятельности. Хороший сотрудник должен быть профессионально подготовлен, а также от него сейчас требуется умение работать в команде, принимать самостоятельные решения, он должен проявлять инициативу и быть способным к инновациям. Готовность к перегрузкам, психологическая устойчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям - вот к чему должен быть готов современный работник, который стремится построить карьеру.

Отличие традиционного от компетентностного подхода

Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их.

Традиционный подход стремится к результату, который показывает, что нового узнает учащийся в школе. А компетентностный подход дает понять, чему научился учащийся за период обучения в школе.

Оба подхода стремятся развить у ученика определенные качества личности, сформировать систему ценностей. Различия связаны с разными представлениями о способах достижения желаемого. При традиционном подходе считается, что всего этого можно достичь путем приобретения новых знаний. Компетентностный подход в обучении рассматривает получение опыта при самостоятельном решении проблем.

Таким образом, решение проблем в первом случае выступает как способ закрепления знаний, а во втором - это смысл всей образовательной деятельности.

Включение компетентностного подхода в школьное образование

Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.

Таким образом, отсюда вытекают новые цели школьного образования:

  • Научить учиться. Необходимо научить детей решать проблемы в учебной деятельности, то есть выбирать нужные источники информации, ставить цели познавательной деятельности, искать и находить лучшие способы достижения поставленных целей, организовывать деятельность, уметь оценивать полученные результаты, сотрудничать с другими учащимися.
  • Научить находить выход из ключевых проблем современной жизни: политических, экологических, межкультурных, то есть разрешать аналитические проблемы.
  • Научить объяснять существующие явления действительности, их причины, сущность, взаимосвязи, при этом используя необходимый научный аппарат, то есть разрешать познавательные проблемы.
  • Научить разрешать аксиологические проблемы, то есть ориентироваться в мире духовных ценностей, которые отражают разные мировоззрения и культуры.
  • Научить искать выход из проблем, которые связаны с осуществлением определенных социальных ролей (гражданина, избирателя, пациента, потребителя, члена семьи, организатора и других).
  • Научить решать проблемы, являющиеся общими для разных видов профессиональной и другой деятельности (поиск и анализ информации, принятие решений, организация совместной деятельности и т.д.)
  • Научить решать проблемы, касающиеся профессионального выбора, а также подготовки к последующему обучению в учебных заведениях.

Ключевые компетентности - это универсальные способы деятельности, при освоении которых человек понимает ситуацию и достигает желаемых результатов в профессиональной и личной жизни в условиях конкретного общества. Применяя компетентностный подход на уроке, преподаватель подготавливает ученика к дальнейшей взрослой жизни, способствует его успеху в дальнейшем.

Принципы компетентностного подхода

В своей основе компетентностный подход в образовании имеет три принципа.

Первый из них гласит, что основой образования должны являться базовые знания и соответствующие им умения, навыки и способы обучения. Для того чтобы этого достичь, учащимся необходимо овладеть основными инструментами учения: письмом, чтением, математической грамотностью.

Следующий принцип заключается в следующем: в содержании современного образования должны включаться необходимые и действительно важные, а не второстепенные знания. Можно сказать, что система образования должна иметь ориентацию на базовые отрасли науки и носить академический характер. Школа должна направлять свое внимание на то, что уже проверено временем, является основой.

Реализация компетентностного подхода не может быть возможной без принципа гуманного отношения к каждой личности - это третий принцип.

Проблемы

Проблемы компетентностного подхода рассматриваются в виде ряда вопросов, ответив на которые можно понять, возможно ли внедрение подхода в систему образования или же все его идеи останутся на бумаге и в умах ученых. Готово ли образование в России и сознание педагогов к внедрению подхода, какова цена этого (в том числе и в экономическом смысле)? При каких субъективных и объективных условиях компетентностный подход прочно войдет в систему образования? Приведет ли переход к этому подходу к повышению уровня качества образования? Что такое качество выпускника с позиции этого подхода? Можно ли внедрять технологии компетентностного подхода без осуществления кардинального реформирования традиционной системы профессиональной и общеобразовательной школы? Подойдет старая система или ее необходимо полностью поменять? Есть ли возможность не применять развитую психолого-педагогическую теорию, которая лежит в основе компетентностного подхода? Если нет, то существует ли теория, которая подойдет для этого?

Компетентностный подход в профессиональном образовании

Подготовка высококвалифицированного специалиста профессионального образования является основным этапом в процессе его реформирования. Происходят изменения, которые необходимы для того, чтобы обеспечить повышение качества образования выпускников и приведение их компетенций в соответствие с запросами работодателей в различных сферах деятельности. Компетентностный подход в профессиональном образовании формирует новую модель будущего специалиста, который отвечает условиям экономического развития страны и востребован на рынке труда.

Этот подход позволяет актуализировать у учащихся спрос на образование и обеспечивает высокое качество подготовки будущих специалистов. Результатом обучения является получение студентами компетенций в процессе освоения профессиональных модулей.

Компетентностно-деятельностный подход лучше всего осуществлять при использовании модульной технологии, которая позволяет гибко строить содержание образования из блоков, использовать разные формы и виды обучения, выбирать наиболее удачные для определенных групп обучаемых.

При этом подходе цели образования связаны с объектами и предметами труда, а также с выполнением определенных конкретных функций и с междисциплинарными требованиями к результату процесса образования. Можно сказать, что результатом образования будет являться совокупность результатов по становлению и развитию основных компетенций, которые будут дополнением к привычным целям образования.

Большое внимание при компетентностном подходе уделяют самостоятельной работе студентов. Это может быть выполнение домашних заданий, опираясь на рекомендованные источники по теме занятий в аудитории, а также подготовка рефератов и сообщений с помощью дополнительной литературы. Рост компетенции студента в профессиональном смысле подразумевает под собой не только выполнение указаний преподавателя, но и поиск эффективных способов обучения.

Компетентностный подход подразумевает изменение и других компонентов, включенных в образовательный процесс. Это педагогические технологии, содержание, средства оценки и контроля. Огромную роль играют такие активные методы обучения, как решение ситуационных задач, общение, диспуты, дискуссии, выполнение проектов.

Одобрен и внедряется в профессиональные учебные заведения компетентностный подход. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) определяет основу обучения. Это уже не предметные, а ценностные ориентиры. Обучение, которое основано на компетенциях, строится на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов отношений и поведения, которые нужны для определенной трудовой деятельности.

Внедрение такого обучения помогает развить творческое мышление и привлечь интерес студентов к важным вопросам в последующей профессиональной деятельности. Сутью образовательного процесса становится создание различных ситуаций и поддержка действий, приводящих к формированию какой-либо компетенции.

В итоге можно сказать, что повысить эффективность обучения в профессиональном образовании помогает реализация компетентностного подхода при тесном взаимодействии с будущими работодателями, научно-методического содержания подготовки специалистов и мотивации студентов к хорошему уровню своей профессиональной деятельности.

Основные выводы

  • При внедрении компетентностного подхода в образование произойдет изменение всей педагогической системы, осуществится переход к новому типу воспитания и обучения.
  • Образование и общество еще не готовы к подобному кардинальному сдвигу.
  • Переход к компетентностному образованию подразумевает под собой долгий процесс исследований, осмысления, принятия и разработок административно взвешенных и научно обоснованных решений.
  • Для удачной реализации этого процесса необходима опора на психолого-педагогическую теорию или даже комплекс теорий.
  • Нужны серьезные государственные инвестиции в образование для перехода к новой модели и повышения качества образования.