Общественные отношения обществознание кратко. Общество и общественные отношения

Понятие общество. Составные элементы общества. Методы исследования исторических процессов. Общественные отношения, их виды, содержание, направления.

Понятие ‘‘общество”. Когда мы говорим об обществе, то представляем, в первую очередь, "Общество книго­любов”, Международный Красный Крест, "Педагогическое общество”, "Общество садоводов” или какую-нибудь еще целевую организацию, деятельность которой направлена на решение определенных проблем. Эти общества имеют свои цели, планы, правила совместной работы (уставы). Люди добровольно вступают в них и решают стоящие перед обществом задачи.

Например, понятно, что "Общество садоводов" занимается выращиванием садовых культур. Работа этого объединения включает отбор садовых растений, которые можно выращивать в данной местности, скрещивание, при необходимости - доставку растений из других регионов, создание новых полезных сортов, сбор урожая, хранение, удовлетворение спроса населения на овощи и фрукты.

Для достижения определенных целей люди могут объединяться в мелкие по численности группы. В качестве примеров таких групп можно привести спортивную команду, класс в школе, производственную бригаду, коллектив цеха, армейское подразделение и др. Наиболее распространенной формой совместной жизнедеятельности людей является семья. Здесь нужно помнить, что эти группы людей могут действовать только в определенной сфере и в определенном месте (территория, учреждение, дом).

Понятие общество применяется также и в более широ­ком и сложном значении: казахстанское общество - все граждане Казахстана, весь народ.

Место Казахстана среди других стран мира, территория, природные богатства, города, население, политика, экономическая и социальная жизнь полностью охватываются указанным выше термином. В таком контексте понятие "общество" применимо в отношении любой страны мира. Например, российское общество, американское общество, французское общество и т.д.

Применительно ко всему земному шару это будет звучать как человеческое сообщество. Здесь масштаб этого понятия намного шире, выражает в совокупности все население планеты Земля, миллиарды людей, живущих в сотнях стран мира, человеческую цивилизацию.

Из сказанного можно сделать несколько выводов. Во- первых, понятие общество используется в очень широком значении - от небольшой группы людей до населения всего земного шара. Во-вторых, общество относится не к отдельному человеку или его деятельности, а именно к совместной деятельности многих людей. В-третьих, рассматривая деятельность людей, мы замечаем, что она обязательно протекает в определенной природной среде, в тесном взаимодействии с природой. Учитывая, что человек тоже является частью природы, можно вывести конкретное определение понятия общество. Таким образом, общество - форма объединения людей как части материального мира в тесной взаимосвязи с природой и друг с другом

Составные элементы общества. Оно состоит из множества взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, подсистем, которые постоянно обновляются и изменяются. Например, политическая структура всего человеческого сообщества определяется Организацией Объединенных Наций (ООН), которая состоит из независимых государств, объединений независимых государств - конфедераций, федераций и территорий с неопределенной национально-государственной структурой. Они, в зависимости от типа государственного устройства, подразделяются на более мелкие административные единицы- области, республики, земли, штаты, кантоны, которые, в свою очередь, подразделяются на города, районы, села и т.д.

С точки зрения национально-этнической структуры, человечество составляют сотни наций и тысячи этнических групп, представители белой, желтой и черной рас, говорящие более чем на 3 тыс. языках и диалектах, придерживающиеся трех мировых религий и множества других верований. В жизненной практике анализ и исследование развития общества часто проводятся с учетом различных признаков: государственных, нацио­нальных, языковых, религиозных.

Общества могут заниматься различными видами деятельности-политикой, хозяйством, торговлей, охраной природы, культурной и духовной деятельностью. Социальной основой любого общества, его первичной ячейкой является семья.

Общественные отношения. Каждый человек взаимо­действует с обществом в десятках и сотнях направлений. В одно и то же время человек может быть связан с несколькими коллективами - семьей, трудовым коллек­тивом, профсоюзом, политической партией, детским садом, школой, футбольной командой, садоводческим обществом, жилищно-строительным кооперативом и т.д.

Вместе с тем каждый человек - представитель опреде­ленной социальной группы, класса, нации, религии, расы, гражданин какого-либо государства, представитель чело­вечества. Люди не могут жить вне указанных групп, следовательно, человек всегда действует совместно с этими группами, вступает с ними во взаимодействие.

Приведем пример взаимодействия человека и общества. Возьмем обычного рабочего фабрики. Он на станке изготавливает какое-либо изделие, продукцию. За эту работу фабрика выплачивает ему заработную плату. Хотя эти отношения между рабочим и фабрикой являются основными, существует еще много других связей между ними. Рабочий устанавливает с администрацией, профсоюзом и другими органами фабрики отношения, касающиеся размера зарплаты, отпуска, рабочей одежды, питания, лечения, культурной жизни.

Еще шире отношения этого рабочего с людьми и организациями вне его профессиональной деятельности. Чтобы добраться с работы домой,

он пользуется услугами транспортных организации, покупая продукты - с работниками торговли; его дети воспитываются в детских садах или обучаются в школе. Таким образом, по многим причинам он вступает в отношения с десятками учреждений. Также человек поддерживает связи с членами своей семьи, друзьями, родственниками.

Экономические, политические, социальные, культурные отношения между людьми или социальными группами называются общественными отношениями.

Если рассматривать общественные отношения в сфере духовной или материального производства, то можно заметить, что эти отношения очень тесно связаны между собой. Первые являются результатом взаимодействия людей в процессе создания и распространения культурно­духовных ценностей, а вторые - основой производства необходимых обществу материальных благ. К тому же эти процессы во взаимосвязи обеспечивают развитие общества.

Ни одно общество не может существовать изолирован­но. В любом существуют внутренние и внешние (с другими обществами) связи. Отношения между сообще­ствами людей в процессе их духовной и практической деятельности тоже являются общественными отноше­ниями. Можно привести очень много примеров отношений между компонентами и подсистемами, составляющими общество.

Содержание общественных отношений. По содержа­нию общественные отношения делятся на материальные и духовные. Общество все необходимое для своего существования черпает в природе и находится в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Производство материальных благ является основой существования и развития человеческого общества, поэтому производ­ственные отношения определяют характер всех других общественных отношений - политических, правовых, нравственных, религиозных и т.д.

Общественные отношения в зависимости от направлен­ности бывают:

а) между отдельными людьми;

б) между обществом и индивидом;

в) между различными обществами;

г) между обществом и природой.

1. В чем состоит суть отношений между отдельными людьми, между обществом и человеком, между обществом и природой? 2. Как вы думаете, какие факторы позволяют характеризовать общество как единое целое? 3. Кратко сформулируйте понятие общество. 4. Какие общественные отношения могут возникнуть между вашей школой и предприятием, находящимся поблизости?

Новости:

Общество(социум) понимается в трёх смыслах:
1) в широком – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира. включающая людей, способы и формы их взаимодействия между собой. Примеры общества в этом смысле – земляне, международное сообщество;
2) в узком – круг людей, объединённых общностью цели, интересов, происхождения и т.п. (семья, коллектив класса, общество нумизматов), либо выделенных на основе какого-то признака (российское общество, москвичи и т.п.);
3) в историческом – конкретный этап развития народа, государства. Примеры – раннефеодальное общество, древнеримское общество.

Общество - продукт совокупной деятельности людей. В деятельности люди вступают в различные отношения - они и составляют основу, "ткань" общества.

Общество выполняет многообразные функции. Главные среди них: производство общественных благ, распределение результатов труда, контроль за поведением людей и регламентация их деятельности, социализация и воспитание человека, духовное производство (создание идей, духовных ценностей), сохранение, воспроизведение и передача духовных благ. Отношения человека и общества взаимны – человек, объединяясь с другими, является основой общества, в то же время человек сам испытывает влияние на него общества. Общество зависит от людей, входящих в него, а каждый человек - от общества, в которое он входит.

Общество – это, прежде всего, совокупность общественных отношений. Общественные отношения– это многообразные формы взаимодействия людей, связи, возникающие между различными социальными группами.

Общество – это система сложноорганизованная, саморазвивающаяся, целостная. Общество – это не просто толпа людей. В обществе есть такие свойства, которые несводимы просто к людям по отдельности, наполняющим общество.

Признаки общества:
1) общество – это система. Система есть упорядоченная совокупность элементов, связанных между собой. Элементами общества являются люди, социальные группы, организации и т.п. Они находятся между собой в многочисленных и многообразных взаимосвязях. Характеризуя общество как систему, учёные делают акцент на строении общества, её элементах, связях между людьми, группами;
2) общество – это динамичная система. Динамика – это развитие, в отличие от статики. Без сомнения, общество находится в постоянном развитии. «Всё течёт, все изменяется, в одну реку нельзя войти дважды – воды текут не те, да и человек другой» - сказал древнегреческий философ Гераклит. Развитие общества непредсказуемо, альтернативно (имеются разные варианты развития), всегда незавершённо (т.е. развитие никогда не завершится), нелинейно (общество развивается с разной скоростью, то замедляясь, то ускоряясь);
3) общество – это открытая система, поскольку оно взаимодействует с другими системами – природой, космосом и т.п. Общество испытывает влияние, например, природы в дни холодов, засухи и т.п., в то же время общество само может воздействовать на природу – к примеру, разгонять облака в дни парадов и других праздников, регулировать численность диких зверей, создавать заповедники и т.п.

В структуре общества выделяют 4 подсистемы (сферы):
- политическая – включает управление, отношения людей по поводу власти, политические нормы. идеологии и т.п.;
- экономическая – включает совокупность отношений людей по поводу создания, распределения, обмена и потребления экономических благ;
- социальная – включает различные социальные общности, группы, классы и отношения между ними;
- духовная (культурная) – включает науку, культуру, образование, религию и иные духовные сущности.

Основанием выделения в обществе подсистем (сфер) являются базовые потребности человека, которые они удовлетворяют:
- политическая - потребности в правопорядке, организованности, дисциплине, мире;
- экономическая - материальные потребности;
- социальная - потребности в контактах, общении с другими людьми;

Духовная - потребности в самореализации, самоутверждении, умножении добра, истины, красоты.

Выделение в обществе сфер весьма условно. Многие социальные элементы можно отнести сразу к нескольким сферам. Например, телевидение. Оно может выполнять и политические функции, и помогать общению людей (социальная сфера), и распространять духовные ценности. Все сферы жизни общества взаимосвязаны и взаимно обуславливают друг друга.

Общество противоречиво взаимодействует с природой. Природа - это совокупность естественных условий существования человека. Природа, как и общество, - система. Эти системы развиваются по своим законам: природа - под воздействием бессознательных сил; общество - чаще всего на основе сознательных сил. Природа предопределяет условия жизни каждого члена общества, а общество воздействует на природу противоречиво. Оно может загрязнять природу, а может влиять положительно - создавать заповедники и т.п.

Общество взаимодействует и с культурой. Оно создало и развивает культуру, а культура предопределяет развитие самого общества.

Понятие общества очень многогранно. Оно может быть отнесено к сравнительно небольшим группам людей, объединенных по какому-либо значимому для них основанию, например, обществам спортсменов, политиков, любителей животных.

Под обществом могут понимать отдельную страну, например, российское или американское общество. Для характеристики устойчивых межнациональных, межгосударственных образований используется понятие сообщества (европейское сообщество).

Под обществом понимается и все человечество как некая, относительно обособившаяся часть природы, как носитель разума, источник культуры, как всеобщая форма существования человека.

Когда требуется подчеркнуть некоторые существенные черты общества, говорят о его видах. По технологическому основанию различают доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества. По религиозному основанию: христианские, мусульманские, буддистские, конфуцианские. По национальному основанию: немецкое, французское и др. Каждое из них, хотя и отличается от других своими специфическими чертами, но подчиняется общим закономерностям.

В философии понимание общества связывается с представлением об исторически сложившейся совокупности людей, связанных общей жизнедеятельностью. Главная черта общества- его органичная целостность, системность, поскольку люди объединены в нем на основе необходимого для них общего способа существования. К основным признакам любого общества относятся: исторически сложившееся население; общность территории; определенный способ жизнедеятельности; упорядоченность отношений (экономических, социальных, политических); общность языка, духовной культуры и традиций; организация власти и управления.

Основными элементами любой общественной системы выступают ее субъекты. Ведущий субъект деятельности общества, разумеется, человек. Однако, в качестве субъектов общества могут выступать и различные группы, объединения людей:

o возрастные (молодежь, пенсионеры);

o профессиональные (врачи, учителя, шахтеры);

o этнические (народность, нация);

o религиозные (церковь, секта);

o политические (партии, народные фронты, государства).

Общество существует и развивается только благодаря наличию устойчивых взаимосвязей между его субъектами. Различные формы взаимодействия людей, связи, возникающие между социальными субъектами или внутри них, называются общественными отношениями.

Общественные отношения условно можно разделить на две большие группы: отношения материальные и отношения духовные. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, а закрепляются в вещественных формах материальной культуры (создание, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные отношения связаны с идеальными ценностями: моральными, художественными, философскими, религиозными.

Наиболее часто общественные отношения разделяются по сферам общественной жизни. В любом обществе – независимо от языка, господствующей религии, истории, ориентации хозяйства – существуют четыре типа деятельности, которые должны воспроизводиться в целях его сохранения и продолжения. Они составляют основу формирования четырех основных сфер общественной жизни и, соответственно, четырех видов общественных отношений. Таким образом, выделяют

· экономические отношения (отношения в процессе материального производства);

· социальные отношения (системообразующие отношения между субъектами общественной жизни); политические отношения (по поводу функционирования власти в обществе);

· духовно – интеллектуальные отношения (по поводу моральных, религиозных, эстетических ценностей).

Общественные отношения испытывают на себе влияние регулирующей деятельности человека и общества в целом. В то же время от характера отношений, установившихся в данном обществе, зависят положение и благосостояние каждого человека, а также направленность и темпы общественного развития. Экономические, социальные, политические и духовные отношения людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, в значительной степени независимо от желания отдельного человека. Но система общественных отношений развивается только на основе творческих усилий многих людей, практическая деятельность которых рождает новые общественные отношения.

Чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить противоречия человека как социального «атома», а далее разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный «организм». В принципе выделяются три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей.

Первый может быть обозначен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений, особенностями географической и природно-климатической среды, спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями. Общество предстает как своеобразный эпифеномен природы, ее высшее, но далеко не самое «удачное» и устойчивое образование. Этот «эксперимент» природы ввиду явного несовершенства человека и тяжести несовершенных глобальных проблем может повести к самоубийству человечества. В рамках этого направления предполагается также, что общество может изменить форму своего бытия, «уйти» в Космос, и там начать новый виток своей эволюции.

Другой подход может быть назван «идеалистическим». Здесь сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. История знала немало примеров существования теократических государств, где единство обеспечивается одной верой, которая тем самым становится государственной религией. Многие тоталитарные режимы основывались на единой государственной идеологии, которая в этом смысле выполняла роль скелета общественного устройства. Рупором этих идей выступал обычно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или иные исторические действия (войны, реформы, и т.д.) зависели от воли этого человека, которая опиралась на данную идеологическую или религиозную систему.

Третий подход объяснения общественного устройства связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природ­ных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер. Общество предстает как це­лое, определенная система, структурированная особым обра­зом на части, к которым оно полностью не сводится. При этом понимании человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общем про­цессе. Отношения людей определяются не договором или контрактом, а согласием членов общества (консенсусом), в котором учитываются объективные закономерности истори­ческого развития.

На протяжении всей истории люди старались понять, объяснить причины возникновения общества, направленность его развития. Первоначально такие объяснения давались в мифологической форме, в сказаниях о богах и героях, пожелания и действия которых определяли человеческие судьбы(например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера).

Философские учения об обществе зародились в Древнем мире, когда впервые были предприняты попытки обосновать взгляд на общество, как на специфическую форму бытия, имеющую свои законы. Например, Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов. В Средние века философские объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Аврелий Августин и Фома Аквинский понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом, и которое развивается в соответствии с волей Бога.

В период Нового времени получили распространение идеи о том, что общество возникло и развивается естественным путем на основании соглашения между людьми. Представители договорной теории (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо) обосновывали положение о «естественных правах» каждого человека, которые он получает от рождения.

Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г.Гегель, определивший его как связь, общение людей через согласование потребностей, разделение труда, взаимное поддержание порядка.

В XIX веке наряду с философией начала оформляться конкретная наука об обществе – социология. Это понятие было введено французским философом О.Контом. Предметом изучения этой науки стал общественный прогресс, решающим фактором которого, по О.Конту, выступает духовное и умственное развитие человечества.

Определенным этапом в разработке социальных проблем стала теория марксизма, согласно которой развитие общества предстает как естественно-исторический процесс. Человеческое общество, по Марксу, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Упреки в адрес марксизма связаны с тем, что в многообразии исторических процессов на первый план выведены экономические факторы, а влиянию человеческих, социально-духовных элементов отводится второстепенная роль.

В конце XIX века приобрела популярность «философия жизни». Ее представитель Ф.Ницше выступил с призывом к переоценке всех ценностей с позиций индивидуализма, интеллектуального и морального аристократизма. О.Шпенглер рассматривал историю не как единое целое, а как совокупность замкнутых циклов, каждый из которых представляет историю культуры отдельного народа. О.Шпенглер считал, что европейское общество вступило в полосу окончательного заката.

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество -- это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

а) дописьменные и письменные;

б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;

г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.

В западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные.

В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу.

Традидионное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления -- особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над письменной.

В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность».

Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка). С европоцентристской точки зрения традиционные общества -- это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической.

Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство -- расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы -- промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) -- новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы).

Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее -- человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы -- отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)-

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.

Тема: Общество и общественные отношения класс




Общество как совместная жизнедеятельность людей. странагосударствообщество Часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственны м суверенитетом. Политическая организация страны, включающая определённый тип режима власти, органы и структуру управления. ???


ОБЩЕСТВО В УЗКОМ СМЫСЛЕ: Первобытное, буржуазное общество - 1. исторический этап развития человечества Французское, английское общество - 2. страна, государство Дворянское общество, высшее общество - 3. круг людей, объединенных общностью положения, происхождения Спортивное общество, общество рыболовов - 4. объединение людей с какой-либо целью


Сопоставим определения, которые дают науки в широком смысле. Социология Социальная философия Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой. Общество… сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью.


И


Признаки общества. Внешние: территория хронология, т. е. последовательность исторических событий определяющая временны рамки конкретного общества. Внутренние: динамическая (способная к развитию) стабильность способность к выполнению определенных функций (производство, распределение материальных благ, воспроизводство и социализация человека, духовное производство).


Понятие общества ОБЩЕСТВО: Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество).Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество). Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов).Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов). Страна, государство, регион (французское общество, советское общество).Страна, государство, регион (французское общество, советское общество). Человечество в целом.Человечество в целом. Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей


Уровни социально-философского анализа общества уровеньсущностьконкретно-исторический На этом уровне анализируются конкретные события, народы, государства. Наряду с описанием единичных фактов присутствуют обобщающие понятия и суждения. историко-ти-пологический Обобщение, связанное с типологией общества. социально-философский Выделение, анализ всеобщих свойств общества.











Принято говорить о широком и узком смысле понятия «природа». Вселенная Биосфера



Понятие природа употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования - второй природы. В той ИЛИ ивой мере преобразованной и сформированной человеком. действуют люди, одарённые сознанием и имеющие цели действуют слепые, бессознательные силы гармоничнаягармоничная конфликтнаяконфликтная общество природа природа взаимосвязь взаимосвязь




Omвem: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, НО и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно энергетические ресурсы для своего развития. Человек не только социальное, НО и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.


В чем проявляется обособление общества от природы? В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по объективным законам. В отличие от природы, общество имеет пространственно-временные границы и подчиняется в своем развитии, наряду с общими, особенным и специфическим законам. Общество является организованной системой: социальная структура, социальные и политические организации и институты. Общество выступает в качестве творца, преобразователя культуры, т.е. сотворённой человеком «второй», искусственной природы.


Что объединяет и что отличает общество и природу?Общество: имеет законы исторического развития; имеет законы исторического развития; занимается созидательной деятельностью; занимается созидательной деятельностью; преобразует мир, в том числе и природу. преобразует мир, в том числе и природу.Природа: имеет собственные законы; имеет собственные законы; постоянный и непрерывный эволюционный процесс; постоянный и непрерывный эволюционный процесс; влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; может замедлять или ускорять развитие стран и народов; может замедлять или ускорять развитие стран и народов; стихийна; стихийна; долговечна. долговечна.




Жизнь общества есть не что иное, как процесс совместной деятельности людей. Общественные отношения – устойчивые связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности Социализация – процесс включения человека в определённую систему связей и отношений.


Общественные отношения. Схема это– многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Общественные отношения: Устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны людей Общественные отношения существуют во всех социальных институтах и подсистемах общества. Человек является связующим звеном всех элементов и подсистем общества


Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. В широком смысле общественные отношения - это вся система социальных связей и зависимостей деятельности и жизни людей в обществе. В узком смысле - опосредованные связи между людьми.




Социальные отношения подразделяются на Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. односторонние и взаимные. Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого. Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого. Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления. Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления.


Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др. К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др. Вторичный уровень образуют отношения, которые возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно- культурных ценностей. Вторичный уровень образуют отношения, которые возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно- культурных ценностей.


Общественные отношения Материальные отношения Духовные (идеальные) отношения Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него Формируются предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями п/о, экологические отношения, отношения по детопроизводству Моральные, политические, правовые, художественные, философские, религиозные отношения


Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений социокультур- ные политические производст- венные семья СМИцерковь творческие союзы учреждения культуры партии движения лоббистские группы (группы давления на власть) частные предприятия акционерные общества профессио- нальные общества


Общество и культура Понятие «общество» Имеет отношение к системе взаимоотношений индивидов, принадлежащих к общей культуре Понятие «культура» Имеет отношение к образу жизни членов данного обществ: к их привычкам обычаям, материальным благам, которые они производят


«Вторая природа» Культура (возделывание, воспитание, образование) Это достижения человечества в духовной области (искусстве, науке и проч.) Узкий смысл Все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого. Широкий смысл Не может существовать вне общества Характеризуется историчностью Материальная Духовная Культура Характеризуется многообразием


По мнению философа 3. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных. Что же такое культура? Попробуем исследовать это понятие. - Прочитайте п. 3 § 9. - Почему культуру называют «второй природой»? - Что мы понимаем под культурой? - Раскройте смысл этого понятия в узком его смысле. - Охарактеризуйте широкое значение понятия «культура» - Какую роль играет культура в жизни общества? -Назовите главные черты культуры. -Охарактеризуйте условное деление культуры на отдельные составляющие. - Почему это деление условное? - Что такое «культурные универсалии»? Приведите примеры.


Понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира;понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира; взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности; взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности; ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться; ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться; правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.


Последовательные действия людей, направленные на достижения определённой цели, называют деятельностью. Деятельность – это способ существования, который выделяет людей из природы.


Виды деятельности виды сфер деятельности Экономическая сфера – это хозяйственная деятельность общества, когда создаются материальные блага. Социальная сфера – это возникновение и взаимодействие людей друг с другом. Политическая сфера – это область взаимодействия людей по поводу власти и подчинения. Духовная сфера – это область создания и освоения духовных благ. Характеристика отрасли обществознания Экономика - система наук, изучающих экономические отношения, проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества. Философия - наука о наиболее общих законах развития общества, природы, сознания.


Характеристика отрасли обществознания Социология -наука об общности как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Политология - наука, изучающая политику, политические процессы и поведение субъектов политики, политические отношения, политическое сознание и культуру, способы решения политических проблем.


Характеристика отрасли обществознания Юридическая наука - общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права. Культурология -единая социально- гуманитарная наука о духовной культуре народа.


Характеристика отрасли обществознания Историческая наука -комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Социальная психология - наука, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития общественно- психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности. 43