Стресс и стадии его развития. Понятие «стресс»

Стадии стресса

В своем развитии стресс проходит три стадии.

Стадия 1. Стадия мобилизации, напряжения или тревоги. Организм задействует все свои защитные силы. Активизируются все функциональные системы и резервы психики. Субъективно эта стадия воспринимается как волнение, «мандраж». Такое состояние свойственно многим людям перед экзаменом, ответственной встречей, стартом, операцией. Необходимо помнить, что сильное, чрезмерное волнение чревато «перегоранием». Перегорание можно определить как преждевременное истощение и нехватку ресурсов для дальнейшего противостояния стрессу. Но излишнее спокойствие также не пойдет на пользу, так как оно не даст мобилизоваться организму в той степени, которая достаточна для преодоления проблемной ситуации.

На этой стадии в организме человека усиливаются анаболические процессы, и прежде всего протеосинтез и образование РНК, а также отмечается усиление иммунологической сопротивляемости.

Стадия 2. Стадия адаптации. Активно противодействуя стрессу и приспосабливаясь к нему, организм пребывает в напряженном, мобилизированном состоянии. Организм и стресс-фактор сосуществуют вместе в противостоянии. Между ними создается «стратегический паритет».

Стадия 3. Стадия истощения. Постоянное пребывание в стрессовом состоянии и длительное сопротивление стрессу приводят к тому, что постепенно резервы организма подходят к концу. Развивается истощение, или астенизация. К началу этой стадии, если влияние стресс-фактора не было устранено, адаптационные способности человека исчерпываются. Стресс становится патологическим, потому что отсутствуют как психические, так и физические ресурсы. Эта стадия является переходной к развитию болезненных процессов. Это особенно вероятно, если стресс-фактор продолжает влиять. Возможно формирование соматической патологии (гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, инсульт). Часто выходом из этой стадии становятся депрессивные реакции, что требует соответствующей медикаментозной терапии и помощи врача-психиатра-психотерапевта.

Продолжительность стадий и выраженность проявлений стресса зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей человека. Они определяются характеристиками организма: во-первых, генетически обусловленными возможностями и функциональными параметрами и, во-вторых, тем, был ли опыт подобных воздействий, наличествуют ли навыки преодоления стресса и каков уровень владения ими.

Патофизиологами был поставлен жестокий эксперимент – к счастью, не на людях. Вот в чем он заключался: немолодого уже петуха забрали из курятника, в котором он провел значительную часть своей жизни, но не умертвили, а посадили рядом – да так, что сквозь прозрачную стену он мог видеть все, что происходит в его бывших владениях. Оставшихся куриц не оставили в одиночестве: к ним запустили молодого петуха. Наблюдая за тем, что творил с курицами новый петух, старый очень беспокоился и переживал, но ничего сделать не мог. И через пару дней умер. На вскрытии было установлено, что причиной смерти явился инфаркт: обострилась свойственная пожилому возрасту патология – ишемическая болезнь сердца – и сердце не выдержало.

Грустная история – птичку, безусловно, жалко. Но благодаря бессердечности патофизиологов многое стало понятно о механизмах того, что сокращает жизнь людей и животных. «Злые» ученые смоделировали колоссальный стресс-фактор и убедительно продемонстрировали его влияние на пернатом. Так что петух погиб во благо научного прогресса человечества.

К фатальному развитию событий привел так называемый динамический стереотип. Он руководил совокупностью рефлекторных механизмов, которые определяли поведение пернатого. И нервная система петуха просто не могла направлять его действия иначе: это похоже на движение по лыжне, которая давно проложена и по ней легко и удобно катиться. Адаптационной альтернативы для приспособления к новым условиям жизни у животного не было. Совокупность рефлексов, сложившихся в привычку постоянного нахождения среди соплеменниц и единоличного властвования над ними, настолько глубоко укоренилась в незатейливой нервной системе петуха, что невозможность восстановления прежних рефлекторных связей вызвала сильнейший сбой в работе организма и привела к кончине.

В ходе эволюции животного мира в нервной системе у представителей Homo Sapiens появилась так называемая промежуточная переменная между стимулом (проще говоря, ситуацией) и реакцией (поведением человека и его организма). Это – когниции, мысли, или система оценки ситуации. И если у животных активизирующее событие, т. е. внешний стимул, порождает непосредственный ответ на него в виде активного сопротивления или бегства, то у человека существует колоссальный адаптационный ресурс в виде совокупности мыслей, позволяющий оценить произошедшее, принять оптимальное решение и выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями. (А бедняга петух, между прочим, активно пытался изменить ситуацию, да только злые экспериментаторы не дали ему этого сделать – замуровали недоступной прозрачной стенкой и обрекли его на тщетные попытки вернуться назад. В реальных условиях, возможно, все было бы совершенно иначе.)

В англоязычной литературе иногда употребляется термин «bur-nout», что переводится на русский как синдром «выгорания». Его определяют как состояние физического и эмоционального истощения, приводящее к снижению самооценки и негативному отношению к работе. Особенно, по мнению ряда специалистов, ему подвержены люди, чья работа связана с постоянным общением с людьми. Специфика их деятельности такова, что они испытывают воздействие постоянного, хронического стресса: сотрудники офисов, попадающие под прессинг клиентов, медицинский персонал, продавцы и т. п. В результате у многих развивается состояние, соответствующее третьей стадии стресса. Естественно, эти сотрудники начинают терять работоспособность. Существенную роль в развитии этого болезненного состояния играет несоответствие между предъявляемыми к организму требованиями и его действительными возможностями. Постоянные информационные перегрузки, общение с людьми со сложным характером, разрешение конфликтных ситуаций вызывают эмоциональные переживания, отражающиеся на состоянии здоровья. А возможности человеческого организма небезграничны. До какого-то предела организм, мобилизовав все ресурсы, переносит влияние постоянных стресс-факторов: человек работает как бы через силу. Но если не были приняты профилактические меры, неминуемо наступает истощение. В работах отечественного психолога и психиатра Владимира Николаевича Мясищева убедительно показано, к каким печальным последствиям может привести противоречие и несоответствие между актуальными возможностями личности и ее стремлениями и требованиями к себе: развивается болезненное состояние – невроз. Если заставлять истощенный организм работать, возникает состояние, которое можно выразить словами: «надо, хочу, но не могу», т. е. человек понимает, что должен сделать, но физически не способен к этому. Действительно, как говорят: «Стресс выбирает себе в жертву тех, кто делает все сверх меры, не учитывая своих сил».


Стресс является ответной реакцией организма на перенапряжение или эмоциональную нагрузку. В этот период вырабатывается значительное количество адреналина, что и способствует возникновению специфических признаков в организме. В этой статье вы узнаете все о том, что такое стресс, причины его возникновения и главные признаки, симптомы и лечение такого состояния.

Причины стрессового состояния

Причины возникновения стресса могут быть любыми. К внешним факторам относятся беспокойства по поводу смены работы, неприятностей, смерти близких людей и проч. К внутренним причинам относят особенности личной самооценки, ценностей и убеждений. Отдельно надо выделить стрессы, возникшие в результате военных действий, стихийных бедствий и проч.

Основные психотравмирующие факторы, которые вызывают стресс:

  • болезнь;
  • смерть;
  • развод или расставание;
  • ухудшение денежного положения;
  • рождение ребенка;
  • переезд;
  • сексуальные проблемы;
  • перемена места работы или рода деятельности;
  • пенсия;
  • изменение способа жизни при беременности.
  • проблемы с законом.

Стрессам повергаются все люди. В связи с информационной и эмоциональной нагрузкой стрессовые ситуации все чаще бывают у детей. Понятие стресса, таким образом, очень важно для борьбы с его последствиями и не допущения его повторения.

Незначительные перенапряжения не вредят организму, а наоборот, считаются полезными для него. Более того, они подталкивают человека к поиску выхода из критической ситуации. Однако длительные переживания и эмоции способны вызвать депрессивное состояние. Чтобы предотвратить его, очень важно знать навыки самовоспитания и развития силы воли.

Виды стрессов

Наиболее распространенная классификация видов стрессов такая.

  1. Эустресс, или полезный стресс. Он необходим каждому человеку, потому что именно от него зависит выброс в кровь определенного количества гормона адреналина. Этот стресс можно сравнить с пробуждением: для начала любой активности человеку нужен всего лишь небольшой толчок. Эустресс как раз выполняет функцию такого толчка.
  2. Дистресс возникает в результате действия на организм отрицательных эмоций и всегда бывает во время критического напряжения. Именно при этом состоянии у мужчин и у женщин возникают его характерные проявления.
  3. Посттравматические ситуации развиваются после перенесенных физических травм или пережитых психотравмирующих событий. Одно из проявлений такой разновидности расстройства – это недержание мочи. Оно встречается главным образом у ребенка.

Главные признаки стресса

Первые признаки этого состояния появляются уже сразу после действия поражающего эмоционального состояния.

Основные симптомы стрессового состояния:

  • постоянная раздражительность;
  • плохой и тревожный сон;
  • физическая слабость и депрессия;
  • болевые ощущения в голове, сильная усталость;
  • апатия, нежелание что-то делать;
  • понижение концентрации внимания (оно не дает возможности учиться или работать);
  • неспособность расслабиться;
  • падение интереса к окружающему миру;
  • постоянное желание плакать, жаловаться, излишняя слезливость, беспричинная продолжительная тоска;
  • жалобы на изменение аппетита (при стрессе он может повышаться либо вообще исчезать);
  • навязчивые движения и привычки;
  • суетливость;
  • недоверие к окружающим людям.

Стадии стресса

Выделяют 3 стадии стрессовых ситуаций. Они характеризуются сменой реакций торможения и возбуждения. Все стадии тесно связаны между собой. Длительность их может сильно варьироваться в зависимости от причины, вызвавшей саму стрессовую реакцию.

  1. На первой стадии человек постепенно утрачивает способность контролировать свои мысли и действия. При этом у него снижается общая сопротивляемость организма. Поведение такого человека может резко меняться: если он был, скажем, добрый, то становится вспыльчивым и злым. Вспыльчивые же индивиды часто замыкаются в себе.
  2. На второй стадии происходит сопротивление и адаптация к психоэмоциональному стрессу. Человеческий организм постепенно привыкает работать в напряженной ситуации. Индивид начинает принимать решения, которые позволили бы ему справиться с неблагоприятной ситуацией.
  3. На третьей стадии происходит постепенное истощение нервной системы. При длительном воздействии травмирующей ситуации у человека постепенно развивается хронический стресс. Это значит, что он не может самостоятельно справиться с факторами, приводящими к нервному напряжению. Постепенно развивается и усугубляется ощущение вины, тревоги. Хроническое стрессовое состояние постепенно приводит к развитию у взрослых различных соматических заболеваний. Справиться с хроническим стрессом бывает очень трудно.

Лечение стрессов

Избавиться от напряжения бывает не так уж и просто. Ошибочное и очень вредное мнение состоит в том, будто для этого нужно принять немного алкоголя. Употребление спиртных напитков может наоборот усугубить ситуацию. При посттравматической ситуации для лечения очень важно обратиться за помощью к опытному специалисту. В случае маловыраженных признаком посттравматического эпизода взрослым можно пропить курс седативных средств, успокаивающих препаратов, продающихся без рецепта врача.

Самостоятельно можно проводить курсы релаксации или аутотренинга. Существует множество методов проведения таких практик. Все они направлены на выработку умения человека правильно расслабляться. Помогут и домашние рецепты успокаивающих чаев. Народные способы приготовления лекарств могут применяться только в качестве вспомогательной терапии.

Последствия и осложнения стрессовых ситуаций очень опасные. Вылечить его можно, но для этого без помощи психотерапевта не обойтись.

Обратите внимание! Если не лечить болезнь, то у человека могут возникнуть тяжелые соматические расстройства – обострение язвы желудка, онкологические патологии. Диагноза «стресс» не существует, есть нарушения работы организма в результате стрессового фактора.

В качестве профилактики стрессового состояния важно отказаться от наркотиков, алкоголя, табака. Все это позволит повысить сопротивляемость организма и побороть стрессовые ситуации.

Смотрите видео:

Вопрос № 55 . Стресс: стадии развития и способы преодоления.

Стресс (Г.Селье) - неспецифический ответ организ­ма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования.

Селье удалось установить, что на неблагоприятные воз­действия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защит­ной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависи­мости от того, какой раздражитель действует на организм. При этом в промежут­ке между воздействием и ответом организма развертываются определенные про­цессы. Эти процессы были описаны в классических исследованиях Г. Селье, доказывающих, что стадии стресса характерны для любого адаптационного про­цесса.

Стадии стресса:

1. непосредственная реакция на воздействие , требующее адаптационной перестройки (так называемая фаза тревоги и мобили­зации) - осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, пли функциональной, мобилизации резервов, без глу­бинных структурных перестроек.

2. период максимально эффективной адаптации (фаза резистенции) - на данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организ­ма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирова­ние организма на воздействующие факторы среды.

3. нару­шение адаптационного процесса в случае неблагоприятного исхода (срыв адапта­ции) - поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные пере­стройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальней­шее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществ­ляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптиро­ваться к новым условиям, т. е. стресс неотделим от процесса адаптации.

Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбужде­нии и активации организма, необходимой для готовности к физическому напря­жению. Следовательно, мы вправе полагать, что стресс всегда предшествует зна­чительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов. При этом стресс ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное яв­ление, поскольку лишь благодаря нему возможна адаптация. Кроме этого, умерен­но выраженный стресс оказывает положительное влияние как па общее состояние организма, так и на психические характеристики личности. Например, при уме­ренном стрессе отмечается позитивное изменение таких психических характери­стик, как показатели внимания, памяти, мышления и др. Таким образом, стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптив­ной реакции, вызывающей мобилизацию организма. Тем не менее, существуют стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации систем орга­низма. Это крайне отрицательное проявление стресса в научной литературе полу­чило название дистресса.

Именно дистресс несет в себе факторы, разрушительно действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельно­сти, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции.

Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятель­ности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

Некоторые авторы разделяют факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому и психический стресс они условно делят на два вида: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в си­туациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляет­ся с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать пра­вильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Возникновение эмоционального стресса боль­шинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т. д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсив­ный, тормозной и генерализованный. При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протека­ния психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

Следует отметить, что эмоциональный стресс вызывает такие же изменения в организме, как и стресс физиологический. Например, перед выходом космическо­го корабля на лунную орбиту сердце у американского астронавта Э. Бормана би­лось с частотой 130 ударов в минуту, а в момент посадки на Луну пульс у другого астронавта - Э. Армстронга - достиг 156 ударов в минуту вместо обычных 77. Аналогичная картина наблюдалась у другого астронавта - Ч. Эрвина, у которого пульс составлял 180 ударов в минуту при обнаружении неисправности энерго­системы. У летчиков в момент дозаправки самолета в воздухе пульс возрастает до 186 ударов в минуту.

Подобные физиологические изменения вызывает не только опасность, но и ситуации, связанные с высокой ответственностью за выполняемую деятельность и ожидание поступления новой, совершенно нестандартной и необычной инфор­мации. Например, во время спуска советского лунохода с посадочной площадки на поверхность Луны частота пульса у членов наземного экипажа резко повыси­лась и достигла 130-135 ударов в минуту, хотя никакой опасности для их жизни не было.

Таким образом, психический стресс можно охарактеризовать как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, ко­гда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.

Среди свойств личности, обусловливающих вероятность возникновения стрес­са, ведущее место занимает тревожность, которая в условиях адаптации может проявляться в разнообразных психических реакциях, извсстных как реакции тре­воги. Под тревогой понимают ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства. Это ощуще­ние служит сигналом, свидетельствующим о чрезмерном напряжении регуляторных механизмов или нарушении адаптационных процессов.

Очень часто тревогу рассматривают как форму адаптации при остром или хро­ническом стрессе. Однако тревога имеет личностную обусловленность и по на­правленности своего проявления может выполнять как охранительные, мобили­зующие, так и дезорганизующие функции. В случае, когда уровень тревоги не­адекватен ситуации, происходит перенапряжение регуляторных механизмов, что, как правило, заканчивается нарушением поведенческой регуляции. Поведение человека перестает соответствовать ситуации.

1. нор­мальная тревога

2. патологическая тревога

Нормальная, ситуативная, невротическая, психотическая и др.

Тревога - единое, по сути, явле­ние, которое при неадекватном увеличении интенсивности проявления может приобретать патологический характер. Анализ патогенной роли тревоги при пси­хопатологических явлениях, которые представляют собой клинически выражен­ные нарушения психической адаптации, дает основание считать тревогу ответ­ственной за большую часть расстройств, в которых проявляются эти нарушения. Такое утверждение основывается на том, что существует тесная взаимосвязь меж­ду тревогой и некоторыми физиологическими показателями, которая была обна­ружена при исследовании механизмов эмоционального стресса.

Роль тревоги в адаптационном процессе может существенно изменяться в зависимости от ее интенсивности и требований, предъявляемых к адаптационным механизмам индивидуума. Если рассогласование в системе «че­ловек-среда» не достигает значительной степени и уровень тревоги не превыша­ет средних значений, то на первый план выступает ее мотивационная роль, и тогда тревога обусловливает активизацию целенаправленного поведения. При выра­женном нарушении сбалансированности в системе «человек-среда», когда про­исходит перенапряжение механизмов регуляции, тревога значительно возраста­ет, отражая формирование состояния эмоционального стресса, который может приобретать хронический характер и снизить эффективность психической адап­тации, что, в свою очередь, является одной из предпосылок к развитию болезни.

Однако, рассматривая взаимозависимость тревоги с некоторыми физиологи­ческими показателями, следует учитывать, что тревога - это, прежде всего субъек­тивное явление, уровень проявления и характер которого зависит от личностных особенностей индивида. В настоящее время хорошо известно, что особенности личности непосредственно влияют на характер ответного реагирования организ­ма на воздействие окружающей среды.

Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особен­ности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и веро­ятностью развития негативных последствий. Рассмотрим психологические меха­низмы, вызывающие неадекватное реагирование на внешний стрессор, и пути оп­тимизации эмоционального состояния.

Проблема регуляции эмоциональных состояний является одной из сложней­ших в психологии и одновременно относится как к фундаментальным, так и к при­кладным проблемам. В курсе общей психологии мы познакомимся с данной про­блемой лишь в общем виде, поскольку при изучении других дисциплин вы не­однократно будете возвращаться к ней.

Существует много подходов к исследованию как регуля­ции эмоциональных состояний, так и психических механизмов, вызывающих стресс.

Ф. Б. Березин : адаптация про­текает на всех уровнях организации человека, в том числе в психической сфере; психическая адаптация является центральным звеном в общей адаптации челове­ка, поскольку именно характер психической регуляции определяет характер адап­тации в целом. Березин также считает, что механизмы психической адаптации, а следовательно, и регуляции психических состояний, лежат в интрапсихической сфере.

К числу механизмов, обусловливающих успешность адаптации, Березин отно­сит механизмы противостояния тревоге - разнообразные формы психологической защиты и компенсации. Психологическая защита - это специальная регулятив­ная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта. Главной функцией психологической защиты является «ограждение» сферы созна­ния от негативных, травмирующих личность переживаний. В широком смысле этот термин употребляется для обозначения любого поведения, в том числе и не­адекватного, направленного на устранение дискомфорта.

Березин выделяет четыре типа психологической защиты:

    препятствующие осознанию факторов угрозы, вызывающих тревогу;

    позволяющие фиксировать тревогу;

    снижающие уровень побуждений;

    устраняющие тревогу.

Проведенные им исследования обнаружили закономерную смену механизмов интрапсихической адаптации и позволили говорить о том, что различные формы психологиче­ской защиты обладают различными возможностями противостоять тревоге и дру­гим негативным состояниям. Более тоги, было установлено, что существует опре­деленная иерархия типов психологической защиты. Когда одна формы защиты оказывается не в состоянии противостоять тревоге, то «включается» другая фор­ма защиты. Березиным было также обнаружено, что нарушение механизмов пси­хической адаптации или использование неадекватной формы защиты могут при­водить к соматизации тревоги, т. е. направлению тревоги на формирование предболезненных состояний, или к окончательному срыву адаптации. Это происходит потому, что тревога, как и любое другое эмоциональное состояние, связана с веге­тативной и гуморальной регуляцией организма, т. е. при возникновении данного состояния происходят определенные физиологические изменения. При этом сле­дует отметить, что использование индивидом неадекватной формы психологиче­ской защиты и возникновение гипертревоги всегда сопровождается сверхнапря­жением, более значительным по своей интенсивности, чем обычное мотивационное. Как правило, в этой ситуации возникает состояние, обусловленное блокадой мотивационного поведения, известное как фрустрация.

Фрустрация - это психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели или решении задачи. Следует отметить, что термин «фрустрация» применяется в современной научной литературе в разных значениях. Очень часто под фрустрацией понимают форму эмоционального стресса. В одних работах этим термином обозначаются фрустрирующие ситуации, в других ~ психическое состояние, но всегда имеется в виду рассогласование между поведенческим процессом и результатом, т. е. пове­дение индивида не соответствует ситуации, а следовательно, он не достигает цели, к которой стремится, а даже наоборот, может прийти к совершенно противопо­ложному результату.

Существенные для адаптации фрустрирующие ситуации обычно связаны с ши­роким диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены в той или иной ситуации. Как вы уже знаете, потребность - это состояние индивида, созда­ваемое испытываемой им нуждой в чем-либо. Существуют разнообразные клас­сификации наиболее значимых из них. П. В. Симонов, например, выделяет биологические, социальные и идеальные. А. Маслоу утверждает, что существует опре­деленная иерархия потребностей, где к числу высших относятся социальные потребности.

Невозможность удовлетворить ту или иную потребность вызывает определен­ное психическое напряжение. В случае реорганизации целого комплекса потреб­ностей или их рассогласованности, когда человек пытается решить две или более взаимоисключающие задачи, психическое напряжение достигает наивысших пре­делов и в результате формируется состояние, вызывающее нарушение адекватно­сти поведения, т. е. фрустрация. Как правило, это состояние возникает в результа­те некоего конфликта, который принято называть интрапсихичвским конфликтом, или конфликтом мотивов. Характерная для интрапсихичсского конфликта несо­вместимость и столкновение противоположных тенденций личности неизбежно препятствуют построению целостного интегративного поведения и увеличивают риск срыва адаптации.

Именно с ситуацией интрапсихического конфликта непосредственно связан и эмоциональный стресс. Вероятность возникновения интрапсихического конфлик­та в значительной степени обусловлена особенностями когнитивной сферы. Мно­гочисленные исследования показали роль когнитивных элементов в развитии стресса, а несоответствие между когнитивными элементами (когнитивный диссо­нанс) влечет за собой возрастание напряженности, и чем больше несоответствие, тем выше напряженность, которая приводит к нарушению интеграции поведения.

Интеграция поведения - это система взаимосвязи между элементами психи­ческой структуры личности, позволяющая успешно решать задачи в интересах адаптации индивида, и в первую очередь добиться согласованности его мотивов и требований окружения. Интеграция поведения реализуется через такие психоло­гические образования, как установка, отношение, ролевые структуры. Интрапсихичсский конфликт отношений, которые формируются на основе ролевых и лич­ностных установок, может приводить к дезорганизации поведения и нарушению сложившихся струкур личности - «я-образа», «я-концепции», самооценки. При этом дезорганизация поведения будет сопровождаться негативным эмоциональ­ным фоном, так как эмоции сопряжены с мотивами и обеспечивают осуществле­ние некоторых регуляторных функций, при этом интеграция эмоций в единую систему определяет характер эмоционального состояния.

Построение интегрированного поведения - существенная часть адаптацион­ного процесса. Нарушение поведения на любом уровне интеграции сопровожда­ется снижением качества психической адаптации, возрастанием фрустрационной напряженности и соответствующими физиологическими сдвигами. В зависимо­сти от того, насколько наше поведение интегрировано, т. е. целостно, осознанно и подчинено определенной цели, настолько высок у нас порог фрустрации, который можно рассматривать в качестве меры потенциальной стабильности психической адаптации и способности противостоять возникающему напряжению.

Одним из важнейших составных элементов структуры личности, влияющих на уровень интеграции поведения, а следовательно, и на процесс адаптации в це­лом, является «я-концепция». «Я-концепция» - это относительно устойчивая, в большей или в меньшей степени осознанная и переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Как следует из данного определения, «я-концепция» - это система отношений человека к себе и окружаю­щим его предметам, людям и другим явлениям. Всю информацию, которую чело­век получает из внешней среды, он воспринимает в контексте системы таких от­ношений, и, исходя из степени соответствия или несоответствия своим целям, из того, что в себе несет полученная информация - угрозу или одобрение, - чело­век строит свое поведение. Неслучайно принято считать, что «я-концепция» со­ставляет ядро системы саморегуляции человека. В основе «я-концепции» лежат самооценка и уровень притязаний, отражающие общую направленность мотивационной сферы, ориентированной на достижение успеха (мотивация достижения) или на избежание неудач (мотивация избегания). В свою очередь, исследования мотивации показали зависимость между характером мотивации и выбором пове­денческих стратегий, а также особенностями адаптации к условиям изменяющей­ся среды. При преобладании мотивации достижения поведение отличается отсутствием видимой тревоги, и наоборот, мотивация избегания неудач сопровождает­ся проявлением тревоги.

В. Н. Мясищев - авторе концепции отношений личности. По мнению Мясищева, система отношений составляет ядро личности. Эта система формиру­ется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действитель­ности. Данная концепция нашла широкое применение в медицинской психоло­гии, особенно в области исследования и лечения неврозов.

Неврозы - эта группа нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, являющихся следствием длительного или чрезмерно интенсивного эмо­ционального напряжения. Главная причина невроза - нарушение системы регу­ляции эмоциональной связи, вызванное противоречием между установками и взглядами личности и внешней действительностью, т. е. в основе такого наруше­ния лежит интрапсихический конфликт.

Невроз, являясь нервно-психическим расстройством, сопровождается вегета­тивными проявлениями: мышечным напряжением, тремором, нарушениями ра­боты сердца, тревогой, чувством подавленности, головными болями, слабостью. Причем эти вегетативные изменения происходят не сразу, а постепенно. Прежде всего изменяется сон. Он становится поверхностным, человек легко просыпается. Постепенно изменяется чувствительность человека к внешним раздражителям. Звук, свет, разговоры необыкновенно раздражают человека. Даже шумы обычно­го уровня могут стать непереносимыми. Повышенная чувствительность выступа­ет, с одной стороны, как приспособительный механизм к недостатку информации, обеспечивая приток дополнительных сигналов, с помощью которых можно разре­шить ситуацию. С другой стороны, повышенная чувствительность делает челове­ка более восприимчивым к любым раздражителям и проявляется как излишняя плаксивость, нетерпеливость, взрывчатость, а также в виде болевых ощущений в ответ на слабые сигналы из внутренней среды, которые ранее не воспринима­лись.

Однако главной особенностью невроза является конфликт. Конфликт обнару­живается в основе большинства неврозов и всегда сопровождается чрезвычайно интенсивными переживаниями. Переживания могут быть различны. Например, ощущение своей вины, своего упущения, вследствие которого и возникла травми­рующая ситуация, и др. В то же время следует отметить, что переживания стано­вятся источником невроза лишь в том случае, если они особо значимы для челове­ка. Поэтому большинство эмоциональных, или интрансихических, конфликтов, послуживших причиной заболевания, по своей природе социальны.

Эмоциональный стресс чаще всего ока­зывается связанным с социальными явлениями, т. е. эмоциональный стресс явля­ется неотделимой частью социальной адаптации человека. В результате наших многолетних экспериментальных исследований этой проблемы мы пришли к вы­воду о том, что существуют характеристики личности, которые определяют успешность адаптации человека в самых разнообразных условиях. Эти харак­теристики формируются в процессе всей жизни человека, и к их числу в первую очередь следует отнести уровень нервно-психической устойчивости, самооценку личности, ощущение своей значимости для окружающих (социальная референтность), уровень конфликтности, опыт общения, морально-нравственную ориен­тацию, ориентацию на требования ближайшего окружения.

Все эти характеристики при детальном изучении оказались взаимосвязаны друг с другом. Более того, они формируют одну интегральную характеристику, которая была названа нами личностным адаптационным потенциалом. Данная характеристика рассматривается нами как системное свойство личности, которое заключается в способности личности адаптироваться к условиям социальной сре­ды. Чем выше уровень развития данного свойства, тем к более жестким и суровым условиям социальной среды может приспособиться человек.

Р. М. Грановская делит все стратегии выхода из напряженной ситуации на три группы: изменить или ликвидировать проблему; уменьшить ее интенсивность за счет смещения своей точки зрения на нее; облегчить ее воздействие с помощью включения ряда способов.

Ключевую роль в управлении своим состоянием играет осознание жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей. Чем быстрее человек опреде­лит свои жизненные ценности и цели, тем у него больше шансов избежать нега­тивных последствий внезапно возникшего чрезмерного эмоционального напря­жения, поскольку человек, сделавший главный жизненный выбор, в значитель­ной мере определил все дальнейшие решения и тем самым избавил себя от колебаний и страхов. Попадая в трудную ситуацию, он соотносит ее значение со своими главными жизненными ориентирами. Своевременность подобного взве­шивания нормализует его состояние. При этом критическая ситуация рассматри­вается на фоне общей перспективы, например всей жизни человека, в результате чего значимость этой ситуации может резко снизиться. Известно много примеров, когда с людьми происходили несчастные случаи, от которых можно было опра­виться в течение нескольких часов. Но реакция на них была столь неадекватна, столь несоотносима с личной шкалой ценностей, что развивались значительные жизненные кризисы. Поэтому неблагоприятные последствия возникают часто не из-за самих случаев, а из-за реакции на них.

Таким образом, одним из основных способов избегания чрезмерного эмоцио­нального напряжения является гармоничное развитие личности человека, формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции. Причем это раз­витие начинается с первых дней жизни человека, а его успех в значительной сте­пени зависит от того, насколько умело строят воспитательный процесс родители ребенка, а затем и педагоги в школе, насколько государство заботится о воспита­нии подрастающего поколения, и от много другого.

Следующий способ регуляции эмоциональных состояний, по мнению Гранов­ской, заключается в правильном выборе момента для принятия решения или реа­лизации своего плана. Как известно, экстремальная ситуация приводит к суже­нию сознания, что ведет к нарушению ориентировки в окружающем. Тревога, вол­нение меняют стратегию поведения. Пораженный смятением человек стремится избежать малейшего риска, боится идти в том направлении, которое грозит за­блуждениями и ошибками, поэтому каждую новую информацию он стремится связать с аналогичной, уже известной ему. В этой ситуации человек очень часто совершает ошибки, принимая неправильное решение. Поэтому необходимо учить­ся правильно, выбирать момент для реализации своих планов в сложной, эмоцио­нально напряженной ситуации.

Еще один способ снизить эмоциональное напряжение заключается в ослабле­нии мотивации. Например, отказаться на время от достижения поставленной цели или снизить эмоциональную напряженность через произвольное перенесение вни­мания, концентрируя его не на значимости результата выполняемой деятельно­сти, а на анализе технических деталей задачи или тактических приемах.

Грановская выделяет еще один способ борьбы с эмоциональными стрессами и эмоциональной напряженностью. Этот способ заключается в заранее подготов­ленных стратегиях отступления. Наличие запасного варианта поведения в той или иной ситуации снижает излишнее возбуждение и делает более вероятным успех решения задачи на генеральном направлении. Не подготовив альтернативного решения, человек необоснованно пессимистично оценивает ситуацию, которая может возникнуть в случае провала основного варианта. Имея запасной вариант действий, в случае провала первого человеку проще смириться с неудачей и со­хранить при этом оптимистическое расположение духа. Следовательно, запасные стратегии уменьшают страх перед неблагоприятным развитием событий и тем са­мым способствуют созданию оптимального фона для решения задачи.

Фазы стресса

Ганс Селье выделяет три фазы такого реагирования организма:

1) реакция тревоги, отражающая процесс мобилизации резервов. На первой стадии стресс еще конструктивный, происходит смена эмоционального состояния. Люди по-разному описывают этот момент: у одних "все застывает внутри", другие чувствуют, как внутри что-то "закипает".

2) фаза сопротивления, когда удается успешно преодолевать возникшие трудности без какого-либо видимого ущерба для здоровья. В данном случае это "пик" стрессового состояния. На этой фазе организм оказывается даже более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям (интоксикации, кровопотери, лишению пищи, болевым ощущениям и т. п.), чем в обычном, исходном состоянии;

3) фаза истощения, когда вследствие чрезмерно длительного или избыточно интенсивного напряжения истощаются приспособительные возможности организма, снижается его устойчивость к заболеваниям и появляются разнообразные признаки физического неблагополучия: снижение аппетита, нарушение сна, расстройства стула, потеря веса, повышение артериального давления, нарушение сердечного ритма и т. п.

Открытие, закономерного перехода от стадии мобилизации к стадии истощения позволило ученым привлечь концепцию стресса для объяснения механизмов возникновения психосоматических заболеваний. При этом само развитие состояния стресса, даже если оно вызывается физическим воздействием (травмой, переохлаждением или перегреванием, болевым шоком), в большой степени определяется возникающими при этом отрицательными переживаниями: эмоциональными реакциями на ситуацию в виде тревоги, депрессии или бессильного гнева. Более того, угроза, даже не сопровождающаяся никаким физическим воздействием, или неприятные жизненные события (смерть близкого человека, понижение по службе, потеря уважения со стороны значимых лиц) вызывают интенсивные проявления стресса. Стресс, обусловленный эмоциональными человеческими отношениями, может иметь разрушительные последствия для здоровья.

Виды стресса

Внутриличностный стресс

Находиться в мире с самим собой! Как это важно и как часто мы не можем этого достичь. Наши внутренние переживания, недовольства, смятения начинают проявляться раздражительностью, неудовлетворённостью и как следствие развивается стресс. К внутриличностному стрессу обычно приводят наши нереализованные потребности, несбывшиеся мечты, желания, надежды, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и др.

Рабочий стресс

Стремление сделать карьеру и при этом длительное отсутствие результата или просто высокая рабочая нагрузка и не важно, каким трудом Вы занимаетесь, физическим или умственным, но если работа вызывает хроническую усталость и частные отрицательные эмоции, это может перейти в рабочий стресс. Часто его связывают с несправедливой оценкой труда, ролевой неопределённость и даже с плохим обеспечением безопасности на работе.

Финансовый стресс

Мы живём в том мире, где деньги играют в жизни человека большое значение. Мы приобретаем продукты питания, необходимые предметы в быту, оплачиваем развлечения и счёта за квартиру и многое другое. Ситуации, когда наши расходы значительно больше доходов способны привести к такому виду стресса, как финансовый стресс. К стрессу могут привести неожиданные траты и незапланированные расходы, невозможность взять кредит для необходимой покупки, заниженная оплата труда и т. д.

Общественный стресс

Мы находимся в обществе и редко можем избежать тех, проблем, которые в нём возникают. Общественный стресс развивается у какой-то группы людей. Причиной общественного стресса могут быть экономические, политические проблемы, например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

Экологический стресс

Неблагоприятные экологические факторы напрямую влияют на наше здоровье. Самые разные факторы, в том числе воздействие химии, шума, загрязнённой воды и т. д. отрицательно влияют на организм в целом. Как эти причины, так и ожидание неблагоприятного воздействия плохой экологической обстановки приводит к экологическому стрессу.

Стресс также можно разделить на две разновидности - эустресс и дистресс.

Эустресс оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность. Эустресс повышает адаптационные возможности организма.

Дистресс - патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказывает отрицательное влияние на организм, на психическую деятельность и поведение человека, вплоть до полной их дезорганизации. Дистресс сопровождается гиперактивацией нейрогуморальных систем и может стать патогенным фактором, приводящим к повреждению практически любых органов и систем организма. Дистресс может обострить течение невротических, психосоматических и органических заболеваний.

Существует еще достаточно большое количество разновидностей стрессов:

Хронический стресс предполагает наличие постоянного (или такого, что существует длительное время) значительного физического и морального нагрузки на человека (длительный поиск работы, постоянный успех, выяснение отношений), в результате которого нервно-психологическое или физиологическое состояние является чрезвычайно напряженным.

Острый стресс- состояние человека после события или явления, в результате которого потеряно психологическое равновесие (конфликта с начальником, ссоры с близкими людьми).

Физиологический стресс возникает от физической перегрузки организма и (или) воздействия на него вредных факторов окружающей среды (сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности из целого ряда причин: оскорбленного самолюбие, работы, не соответствующей квалификации. Кроме того, такой стресс может быть результатом психологического перегрузки лица: выполнение слишком большого объема работ и ответственности за качество сложной и длительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или от информационного вакуума.

Какой вид стресса возникнет у того или иного человека, зависит от совокупности множества факторов: физического и психического здоровья, особенностей личности, привычного реагирования на стрессоры, системы индивидуальных психологических защит, наличия или отсутствия социальной поддержки в ситуации стресса.

  • Длительное и интенсивное стрессовое состояние, или дистресс, приводит к повышению давления, нарушениям сердечного ритма, проблемам с пищеварением, гастритам и колитам, головным болям, снижению либидо.

    Главная причина стресса – в обилии ситуаций, которые воспринимаются нами как опасные, в сочетании с невозможностью адекватной реакции на них. При этом запускаются механизмы, призванные мобилизовать все силы организма. Они и приводят к появлению вышеперечисленных симптомов.

    Главный физиологический механизм реализации стресса – гормональный. Стресс начинается с значительного выброса адреналина и норадреналина. Соответственно и проявления его – это характерные для действия адреналина эффекты. Реакция организма на стресс одинакова у всех людей. Поэтому можно выделить три основные стадии стресса. Их описал ещё Ганс Селье в 1936г.

    Стадия тревоги

    Эта стадия – реакция на выделившиеся гормоны стресса, направленная на подготовку к защите или бегству. В её формировании участвуют гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), иммунная и пищеварительная системы. В этой фазе сопротивляемость организма болезням резко снижается. Нарушается аппетит, усвоение пищи и её выведение. В случае быстрого разрешения ситуации или возможности естественной реакции на стрессор (бегство, драка или любая другая физическая активность) эти изменения проходят бесследно. Если же стрессовая ситуация длительная, без возможности адекватной реакции или чрезмерно сильная – наступает истощение резервов организма. Чрезвычайно сильные стрессоры, особенно физиологического характера (переохлаждение или перегрев, ожоги, травмы), могут привести к летальному исходу.

    Стадия сопротивления (резистентности)

    Переход стресса в эту стадию происходит, если адаптационные возможности организма позволяют справиться со стрессором. В этой стадии стресса продолжается функционирование организма, практически неотличимое от нормального. Физиологические и психологические процессы переводятся на более высокий уровень, мобилизуются все системы организма. Психологические проявления стресса (тревога, возбудимость, агрессия) уменьшаются или вовсе исчезают. Однако возможности организма к адаптации не бесконечны и при продолжении стрессового воздействия наступает следующая стадия стресса.

    Стадия истощения

    В некотором роде сходна с первой стадией стресса. Но в этом случае дальнейшая мобилизация резервов организма невозможна. Поэтому физиологические и психологические симптомы этой стадии – фактически крик о помощи. На этой стадии развиваются соматические заболевания, появляется масса психологических расстройств. При продолжающемся действии стрессоров наступает декомпенсация и тяжелое заболевание, в худшем случае возможна даже смерть. При преобладании психологических причин стресса декомпенсация проявляется в форме тяжелой депрессии или нервного срыва. Динамика стресса на этой стадии необратима. Выход из стрессового состояния возможен только с посторонней помощью. Она может заключаться в устранении стрессора или помощи в его преодолении.

    Причины стресса

    Традиционно причины стресса подразделяют на физиологические (биологический стресс) и психологические (психоэоциональный). К физиологическим относят непосредственные травмирующие воздействия и неблагоприятные условия окружающей среды. Это могут быть жара или холод, травмы, дефицит воды и пищи, угроза жизни и другие факторы, прямо влияющие на состояние здоровья.

    В современных условиях гораздо чаще встречаются психологические причины стресса. Выделяют информационную и эмоциональную формы психологического стресса. Их объединяет отсутствие прямой угрозы здоровью, большая длительность воздействия стрессоров и невозможность естественной реакции на стресс. Конфликты, непомерная рабочая нагрузка, необходимость постоянно генерировать идеи или наоборот, слишком монотонный труд, высокая ответственность приводят к постоянному напряжению резервов организма. Психосоматические заболевания в большинстве случаев развиваются именно как исход психологического стресса.

    В последнее время реакцию организма на проживание в неестественных условиях всё чаще выделяют в отдельный вид – экологический стресс. Среди его причин не только загрязнение воздуха, воды и пищи. Проживание в высотных домах, активное использование транспорта, бытовой техники, электроприборов, изменение ритма сна и бодрствования в течение длительного времени оказывают пагубное влияние на организм человека.

    Терапия стресса

    На первой стадии стресса человек вполне может справиться с ним самостоятельно. А уже начиная со второй ему необходима поддержка и помощь со стороны. Терапия стресса обязательно комплексная и включает как лечебные мероприятия, так и психологическую помощь, и изменения в образе жизни.

    Терапевтические мероприятия при биологическом стрессе ограничиваются устранением травмирующего фактора и медицинской помощью. Благодаря отсутствию длительных гормональных нарушений организм может восстановиться самостоятельно.

    В случае с психологическим и экологическим стрессами необходимы комплексные лечебные мероприятия.

    • Изменение образа жизни. Первое и главное условие успешного выздоровления. Подразумевает перемены во всех областях жизни, приближение их к более естественным: отход ко сну не позднее 23.00, изменение рациона в сторону большего потребления минимально обработанных продуктов, борьба с лишним весом, повышение физической активности, уменьшение потребления алкоголя и т.д.
    • Физические упражнения – ключевой метод борьбы со стрессом. При физической нагрузке включается естественный механизм утилизации адреналина. Таким образом можно не допустить возникновение стресса или значительно уменьшить его проявления. Более того, при нагрузках продолжительностью болееминут начинают выделяться эндорфины – гормоны счастья и удовольствия. Непосредственный вид физической активности выбирается индивидуально, исходя из возможностей конкретного человека, он может варьироваться от прогулок до активной работы в тренажерном зале.
    • Психологическая помощь заключается в обучении методикам релаксации и прощения, облегчении переживания конфликтных ситуаций.
    • Медикаментозное лечение необходимо при присоединении соматической патологии и подбирается индивидуально.

    Комментарии и отзывы:

    Несколько лет назад испытала на себе, что такое стресс. Схема его возникновения проста - сначала регулярные проблемы на работе, затем смерть отца, моя тяжелая болезнь, неудача в отношениях (развод). В общем, я сломалась. Выкарабкалась лишь с помощью смены обстановки - бросила все и уехала отдыхать с друзьями в Горный Алтай на две недели. Кстати, параллельно еще принимала Афобазол, но уверена, что помогла мне в основном поездка и поддержка друзей.

    Стадии стресса: как проявляются?

    Абсолютно все люди, не зависимо от возраста, пола и профессиональной деятельности, подвержены стрессу. Протекает он у всех одинаково. Поэтому если говорить в общих чертах, то можно выделить 3 стадии стресса. Это:

    Основная причина психологического стресса – частое воздействие негативных факторов на организм, которые воспринимаются человеком как опасные и он не может реагировать на них адекватно. Под «негативными факторами» в данном случае подразумеваются любые действия окружающих людей, непредвиденные обстоятельства (болезни, ДПТ и т.д.), умственное и физическое переутомление и т.д.

    Борьба со стрессом должна начинаться еще на первой стадии. Так как частое эмоциональное напряжение может влиять на все процессы в организме, что приводит к развитию различных заболеваний.

    Когда человек испытывает стресс, у него начинает повышаться АД, учащается сердцебиение, возникают проблемы с пищеварением и половой жизнью. Поэтому очень важно знать, с какой стадии начинается стресс и как она себя проявляет.

    I стадия – тревога

    Первая стадия развития стресса – тревога. Для нее характерно выработка надпочечниками специфических гормонов (адреналина и норадреналина), которые подготавливают организм к предстоящей защите или бегству. Они сильно влияют на работу пищеварительной и иммунной системы, в результате чего человек именно в этот период становится более уязвимым перед заболеваниями различного рода.

    Чаще всего в период развития первой стадии эмоционального стресса страдает именно пищеварительная система, так как человек, испытывающий тревогу, либо начинает постоянно есть, либо отказывается от употребления пищи вообще. В первом случае происходит растяжение стенок желудка, поджелудочная железа и двенадцатиперстная кишка испытывают сильную нагрузку. В результате этого происходят сбои в их работе, что приводит к повышенной выработке ими пищеварительных ферментов, которые «разъедают» их изнутри.

    Во втором случае (когда человек отказывается от пищи) сильно страдает сам желудок, так как в него не попадает «материал» для переработки, а выработка желудочного сока продолжается. Он также приводит к повреждению слизистых оболочек органа, что способствует развитию язвенных заболеваний.

    Основные симптомы развития данной стадии стресса следующие:

    • депрессия;
    • агрессивность;
    • раздражительность;
    • нарушение сна;
    • постоянное присутствие ощущение тревоги;
    • снижение или набор массы тела.

    Если в этот период быстро разрешаются ситуации, приводящие к стрессу, то первая стадия проходит самостоятельно. Но если же она затянулась на долгое время, организм «включает режим» сопротивления, после которого наступает его истощение.

    II стадия – сопротивление

    После первой фазы стресса наступает II стадия эмоционального состояния – сопротивление или резистентность. Иными словами, организм начинает адаптироваться к окружающим условиям. У человека появляются силы, пропадает депрессия и он снова готов на подвиги. И если говорить в общих чертах, то на этой стадии развития стресса может показаться, что человек абсолютно здоров, его организм продолжает нормально функционировать, а его поведение ничем не отличается от нормального.

    В период сопротивления организма исчезают практически все признаки психологического стресса.

    Однако стоит отметить, что возможности организма не бесконечны. Рано или поздно продолжительное воздействие стрессора даст о себе знать.

    III стадия – истощение

    В том случае, если стрессовое воздействие на организм длиться очень долго, после второй стадии развития стресса наступает III фаза – истощение.

    По своей клинической картине она схожа с первой стадией. Однако в данном случае дальнейшая мобилизация резервов организма невозможна. Поэтому можно сказать, что основным проявление фазы «истощения» является фактически крик о помощи.

    В организме начинают развиваться соматические заболевания, проявляются все признаки психологического расстройства. При дальнейшем воздействии стрессора возникает декомпенсация и развиваются тяжелые заболевания, которые могут даже стать причиной летального исхода.

    Декомпенсация в данном случае проявляется в виде глубокой депрессии или нервного срыва. К сожалению, динамика стресса на стадии «истощения» уже необратима. Человек сможет выбраться из нее только при помощи посторонней помощи (медицинской). Больному требуется прием успокоительных средств, а также помощь психолога, который поможет ему преодолеть трудности и найти выход из сложившейся ситуации.

    Стресс – опасная вещь, которая может привести к развитию тяжелых психологических заболеваний. Поэтому очень важно еще на начальных стадиях его проявления, научиться бороться с ним самостоятельно.

    Свежие записи

    Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях, не претендует на медицинскую точность и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. Проконсультируйтесь со своим лечащим врачом. Использование материалов с сайта запрещено. Контакты | Мы в Google+

    Основные стадии стресса: несколько научных подходов

    У любого стресса обычно выделают три этапа. Стадии стресса в разных классификациях разделены по-разному, но их существование признано всеми специалистами, изучающими стрессовые состояния человека. Ведь стресс, как и все защитные механизмы человеческого организма, не единый, а собранный из составных частей, работающих взаимно. Именно поэтому его отдельные этапы имеют такое же большое значение, как и общая система.

    Взгляд на стадии развития стресса очень разный, можно выделить несколько научных классификаций и исследований, но основополагающими остаются работы Ганса Селье в психологии и своеобразное «дерево», также подробно описывающее фазы стресса.

    Селье о стадиях стрессового состояния

    Одним из важнейших имен в изучении этапов стресса считают имя Ганса Селье, автора многочисленных медицинских трудов, в том числе и в психологии, среди которых весьма известна работа «Стресс без дистресса». Начало концепции стресса положили исследования Селье, во время которых была обнаружен так называемый синдром или реакция ответа на повреждение. Этот синдром также получил название триада, поскольку состоял из трех основных этапов. Первый этап запускал механизмы усиленной работы надпочечников, включая увеличение их коркового слоя и общее повышение активности. Второй этап характеризовался уменьшением или даже сморщиванием вилочковой железы и все тем же уменьшением лимфатических желез, а третий - появлением точечных кровоизлияний и образования крошечных язв на поверхности слизистой оболочки всего желудка и кишечника.

    Заслуга Селье в медицине вообще и конкретно в психологии состоит в первую очередь в том, что эти этапы реакции он смог описать касательно практически всех болезней, на которые каким-либо образом реагирует организм. Ганс Селье же и доказал, что аналогичные реакции протекают в организме и при воздействии на него стресса, так что и изменение в надпочечниках, и уменьшение желез, и появление язв - все это своеобразные стадии стресса, его особые механизмы. Таким образом, по Селье три этапа протекания стрессовой реакции - это ответы организма на воздействие извне и закономерные изменения в нем определенных органов и их активности.

    «Дерево» - современный подход

    В отличие от Селье, «дерево» не описывает реакции организма на воздействие, в его основе лежат совершенно другие стадии стресса, которых даже не три.

    «Дерево» описывает фазы стресса начиная от его появления и заканчивая возможными последствиями. Как и реальное растение, это «дерево» имеет вполне ожидаемые составные части:

    Именно корни являются причинами возникновениями стресса, его основой. Ствол представляет собой общее психологическое и физическое напряжение, вызванное влиянием стрессора, которым, кстати, может выступить совершенно любой фактор.

    Листья являются своеобразными симптомами болезни, а вот плоды - его негативными последствиями или даже развивающимися болезнями. Разумеется, без корней (стрессоров) и ствола не будет ни симптомов, ни последствий, что, кстати, тоже является определением любой болезни. Именно поэтому специалисты в большинстве случаев занимаются изучением возникновения стресса и возможности избавления от него, где помогает «дерево» и его теория, нежели, как это делал Селье, изучением особенностей реакций организма, вызванных возникновением определенных ситуаций.

    «Дерево» может помочь не только в изучении основных стадий стресса, но и в полном анализе всех других болезней, у которых тоже есть корни и свои особенные источники.

    Эмоциональные фазы

    Селье рассматривал физиологические стадии, «дерево» направлено на описание, скорее, общего состояния, но еще выделяют и особенности эмоционального состояния и поведения человека.

    1. Фаза тревоги, когда все энергетические ресурсы организма словно мобилизуются перед чем-то действительно серьезным.
    2. Фаза сопротивления, когда уже мобилизованные ресурсы максимально экономично и сбалансированно расходуются на преодоление трудностей и борьбу с возникшими сложностями. Человек во время этой фазы может работать весьма продуктивно, эффективно решать поставленные перед ним даже самые сложные задачи и добиваться своих целей, но организм будет работать на износ, если эта фаза долгое время не будет прерываться качественным отдыхом.
    3. Фаза истощения или дистресс, также описанный Гансом Селье. В это время человек ощущает общую слабость и даже некую разбитость, практически полностью снижается его работоспособность. С этой фазой можно бороться усилием воли, но в итоге именно она может привести к появлению неприятных и порой даже серьезных последствий, которых намного лучше избежать.

    Эти фазы отлично представляю состояние человека и его отношение к стрессу, а также все его возможные варианты поведения, начиная, от волевой работы и мотивации на серьезные дела и заканчивая депрессией и полным безразличием к окружающему миру, вызванному дистрессом.

    Прочие методики определения этапов стресса

    Фазы стресса можно рассматривать и с других сторон - работы Ганса Селье и созданное «дерево» вовсе не являются единственными взглядами на рост и развития психологического и физического напряжения человека.

    Ступенчатая система

    Еще одна теория рассматривает ступени избавления от стресса, как самую важную часть работы над ним. Они включают:

    • избавление от любых проявлений и симптомов;
    • уменьшение общего напряжения;
    • полное избавление от существующих причин.

    Последовательность этих ступеней начинается с низшего уровня и заканчивается высшим, но вовсе не обязательно, что пациент вместе с его лечащим врачом пройдет все три ступени. Вполне возможно, что самого низшего уровня - избавления от симптомов - хватит для улучшения состояния, а может, что только лишь полное избавление от каких-либо причин, без работы над симптомами, поможет человеку.

    Состав стрессора

    Еще одна градация представляет собой деление стрессора на составные части. В этом случае выделяют:

    • саму ситуацию, событие или даже предмет, вызывающий у человека какую-либо реакцию;
    • отношение человека к этой ситуации или предмету.

    Кривая стресса

    Ну и, пожалуй, самая простая и понятная цепочка реакций, обычно происходящих, можно представить привычной для многих графиков кривой:

    • нарастание и усиление общей напряженности;
    • сам стресс, который уже можно поделить на более мелкие, описанные выше составные части;
    • снижение и ослабление общей напряженности.

    На первом этапе могут начать проявляться различные симптомы, на втором уже можно наблюдать некоторые последствия. Третий же этап дарит если и неполное, то все-таки избавление от стресса. Эта ступень, кстати, во многих других теориях не отражена. Даже «дерево» заканчивается плодами - негативными последствиями, дальше которых никакого описания нет.

    Каждая классификация характеризует только несколько сторон протекания стресса, которые и влияют на состояние организма, последующие изменения в здоровье. Эмоциональные, физические или исключительно психологические реакции в равной степени могут быть источником изучения стресса и всех его этапах, а также основой для создания борьбы с негативными и вредными его последствиями.

    Стресс: стадии развития

    Создателем теории стресса является канадский медик Ганс Гуго Бруно Селье. Учёный определял данное понятие как совокупность неспецифических реакций организма человека, направленных на подготовку его к бегству, борьбе и сопротивлению. Стресс бывает как психологическим, так и физиологическим. Больше интереса, разумеется, представляет первый вариант. Поэтому сейчас хотелось бы поговорить про психологический стресс, стадии его развития, причины, симптомы и многие другие нюансы.

    Предпосылки

    Факторы, провоцирующие зарождение напряжённого состояния, исчисляются сотнями. У каждого человека есть своя специфика. То, что может загнать одного в состояние глубокого стресса, никак не затронет другого. Поэтому все причины перечислить невозможно. Однако основные – вполне. Вот какие предпосылки являются наиболее часто встречающимися:

    • Конфликты (дома, на работе, с друзьями, с незнакомыми людьми).
    • Недовольство (собой, окружающими, жизнью, миром, работой).
    • Нехватка денег и финансовые проблемы.
    • Рутина.
    • Отсутствие отдыха, полезных перемен и положительных эмоций.
    • Проблемы со здоровьем, лишний вес, недостаток в организме полезных микроэлементов.
    • Смерть кого-то из близких.
    • Страхи и фобии, зависимость от чужого мнения.
    • Одиночество и проблемы в личной жизни, недостаток сексуальной активности.

    Всё перечисленное действительно отражается на душевном состоянии человека. И в подавляющем большинстве случаев волнения по тому или иному поводу, попытки решить проблемы и справиться с ситуацией перерастают в стресс, сопровождающийся хроническим внутренним напряжением.

    Начало

    Специалисты выделяют три стадии стресса. Первая характеризуется задействованием и мобилизацией всех защитных сил организма. Это осуществляется посредством перестройки гормональной и нервной системы. Почему? Потому что с наступлением момента затянувшегося напряжения катаболические процессы начинают преобладать над анаболическими.

    Нередко такое состояние называют «предстартовой лихорадкой». И её примеры окружают нас повсеместно. Это состояние испытывают студенты перед экзаменами, бакалавры накануне защиты ВКР, впечатлительные артисты на пороге выступления, спортсмены на старте, больные незадолго до операции.

    Чем сильнее лихорадка, тем больше человек теряет энергии и сил для дальнейших действий. А значит, впоследствии он будет меньше защищён от обстоятельств. Это похоже на состояние спортсмена, который «перегорел» ещё на старте. Но и сохранение спокойствия тоже вредит. Без доли адреналина организм не мобилизует силы, необходимые для отражения стресса.

    Вторая стадия

    Её можно назвать адаптационной. На этой стадии человек, как и его организм, начинает сопротивляться состоянию, которое влечёт за сбой стресс. Стадии, следующей за пресловутой «лихорадкой», свойственна особая специфика.

    Организм переходит в гомеостатическое состояние, поскольку того требуют сложившиеся условия. В связи с этим анаболические процессоры берут верх над катаболическими.

    Общий адаптационный синдром

    Это то, чем сопровождается вторая стадия. На физиологическом уровне данный синдром может характеризоваться:

    • Увеличением веса и мышечной массы или же истощением.
    • Ростом количества эозинофилов в крови.
    • Перенапряжением коры надпочечников.
    • Уменьшением выработки глюкокортикоидов.
    • Атрофией секреторной ткани.
    • Снижением тонуса скелетных мышц.
    • Падением АД и ОЦК.
    • Ростом гематокрита.
    • Повышением выносливости без вреда для организма.

    Этим и сопровождается на данной стадии стресс. Синдрома может и не быть в полном его проявлении. Опять-таки, всё зависит от индивидуальной специфики. Взять, к примеру, последний фактор. Некоторые люди, сталкиваясь с «завалом» на работе (что является мощной причиной для стресса), действительно могут работать по 18 часов в сутки, чтобы успеть к дедлайну, и при этом качество их работы, а также состояние здоровья, ничуть не станет хуже. Просто их силы мобилизуются, под воздействием мощной мотивации.

    Но ведь так не у всех. Другие, наоборот, ощущают сильную хроническую апатию, и просто не могут заставить себя начать что-то делать. Так что синдром у всех проявляется по-разному.

    Третья стадия

    Считается самой опасной, поскольку сопровождается физическим и нервным истощением. Почему это происходит? Потому что предыдущие стадии развития стресса человек вытерпел, не выплёскивая копившуюся энергию. А это приводит обычно к чрезмерным и длительным перегрузкам, которые являются своеобразным порогом третьей стадии.

    Это очень опасно, поскольку результатом перегрузок нередко становятся тяжёлые заболевания психики и организма. Они ещё называются «болезнями стресса». Сюда относятся неврозы, депрессии, диабет, гипертония, инсульт, инфаркт миокарда, нарушения иммунной системы, бессонница, нарушения дыхания и пищеварения, а также многие другие серьёзные сбои.

    Дистресс

    Стоит отметить, что существует всего две стадии стресса по Селье. Последнюю, третью, учёный называл дистрессом. Что вполне логично. Поскольку полное название данного термина – деструктивный стресс. Что в переводе на более простой язык означает «расстройство».

    Оно наступает, если человек не справляется с эмоциональными встрясками, сопровождающими первые две стадии стресса на каждом шагу. Это может случиться по разным причинам. Чаще всего из-за отсутствия навыка сопротивляться стрессогенным факторам или же из-за истощения энергетических запасов. Первыми симптомами дистресса являются следующие проявления:

    • Усталость.
    • Раздражительность.
    • Головные боли и мигрени.
    • Быстрая утомляемость и вялость.
    • Приступы паники, страха, грусти, тоски.
    • Появление вредных привычек.
    • Повышенная возбудимость, тревожность и нервозность.
    • Головокружения, учащённое сердцебиение.

    Этот список можно продолжить. Но даже самые, как может казаться, незначительные проявления заслуживают того, чтобы заняться собой и справиться со стрессом. Иначе он может перерасти в депрессию, что намного хуже.

    Эустресс

    Это явление тоже стоит затронуть вниманием. Дело в том, что есть различные виды стресса. Стадии стресса, в зависимости от своеобразной «классификации», тоже отличаются. Так вот, эустресс – понятие, являющееся прямо противоположным дистрессу.

    Это полезное явление. Если быть точнее – стресс, вызванный положительными эмоциями. Но в силу специфики процесса его возникновение всё равно активизирует защитные механизмы организма. Однако человек при этом уверен, что он сможет справиться с ситуацией и имеет необходимую для этого энергию, силы и знания.

    Во время эустресса ощущается явный душевный подъём и прилив сил. Человек становится настолько собранным, что это удивляет даже его. Он становится способным на то, чего, казалось бы, сам от себя не ожидал.

    Эмоциональный стресс

    О нём также стоит рассказать. Данным понятием называют эмоциональные процессы, которые сопровождают стресс и ведут к неблагоприятным изменениям в организме. Дело в том, что в моменты напряжения именно они развиваются быстрее других. Вследствие чего активизируется вегетативная нервная система с эндокринным обеспечением. В итоге всё ведёт к сбоям в функционировании организма.

    Эмоциональный стресс является очень сложным явлением. Поскольку в его основе лежит конфликтная ситуация, при которой человеку не удаётся удовлетворить свои биологические или социальные потребности.

    Нередко причина кроется и в расширении спектра социального взаимодействия. Все люди живут в обществе, где редко можно существовать без столкновений с лидерством, неуверенностью в себе, соперничеством, конкуренцией и враждой.

    И, конечно же, нельзя не упомянуть об особой подверженности эмоциональному стрессу городского населения. Представители его существуют в возрастающей урбанизации, постоянно увеличивающихся объёмах информации, вынужденных контактах с другими людьми и дефиците времени. Такой образ жизни приводит к нарушению покоя и эмоционального равновесия. А ведь это ключевые потребности человека.

    О длительности

    Что ж, было многое сказано о том, что такое стресс. Стадии и их специфику тоже можно считать раскрытой темой. Но ещё вкратце стоит отметить длительность рассматриваемых явлений. То есть то, к чему имеют непосредственное отношение пресловутые стадии, стресс-реакции и их предпосылки.

    Есть кратковременные явления. Такие стрессы возникают и развиваются стремительно. И исчезают они тоже быстро - как только удаляется патогенный фактор. Например, студент отправляется на важный экзамен. Он нервничает и волнуется. Но как только студент сдаёт экзамен, причина для переживаний (патогенный фактор) исчезает, и он успокаивается.

    А есть хронический стресс. Тот, который атакует человека постоянно, каждый день. В результате организм привыкает к такому состоянию. Стресс становится образом жизни человека, и нередко всё заканчивается сложными болезнями, возникновением фобий, страхов, и даже суицидом.

    Устранение проблемы

    Исходя из всего вышеперечисленного, можно понять, что представляет собой стресс. Стадии развития этого состояния тоже являются очевидными в своём проявлении. И справиться с данным состоянием можно лишь в том случае, если вовремя спохватиться. Для этого достаточно уделять своему здоровью должное внимание.

    Чтобы не проходить через все три стадии развития стресса, нужно убрать раздражающий фактор. Работа не приносит ничего, кроме проблем? Пора уволиться. Друзья только и делают, что провоцируют на конфликт? Нужно перестать с ними общаться. Постоянно повторяющийся рутинный «день сурка» чуть ли не доводит до истерики? Значит, надо брать отпуск и отправляться в путешествие.

    Можно привести ещё с десяток примеров, но суть понятна. То, что доставляет неприятности, должно уйти из жизни человека навсегда.

    Реабилитация

    Убрав раздражающий фактор, нужно приступить к физиологическим процедурам снятия стресса. Ведь, как уже говорилось, он влияет не только на психическое здоровье. Вот целый комплекс мероприятий, рекомендованных специалистами для реабилитации:

    • Полноценный отдых и стопроцентное расслабление. И ни в коем случае не дома – нужно сменить обстановку. Лучше отправиться на природу, на свежий воздух.
    • Здоровый сон.
    • Обновлённый рацион. Стоит начать употреблять пищу, богатую на микроэлементы и витамины.
    • Расслабляющие ванны, ароматерапия и массаж.
    • Нормализация дыхания.
    • Ежедневные прогулки перед сном.

    И, конечно же, нужно начать привыкать вести активный образ жизни. Недостаток физической деятельности не может не отразиться негативно на состоянии здоровья. Стоит начать кататься на велосипеде или роликах, записаться в бассейн, купить абонемент в тренажёрный зал, или как минимум делать утреннюю зарядку. Удивительно, насколько спорт воодушевляет. Физическая активность действительно способна помочь пройти через все стадии стресса. В психологии было (и будет) немало примеров, когда люди приходили в норму именно благодаря спорту.

    3 стадии стресса

    Стресс характеризуется психической и физической реакцией организма на раздражение или испуг. Это такой защитный механизм, данный человеку природой. Кратковременные стрессовые ситуации могут даже принести пользу, так как заставляют организм мобилизоваться, приводят его в тонус, а вот длительный стресс вреден и в своем развитии он проходит 3 стадии.

    3 стадии стресса в психологии

    Первым предположение о том, что стресс в своем развитии проходит несколько стадий, выдвинул ученый из Канады Ганс Селье. Он серьезно и глубоко изучал природу данного явления и пришел к выводу, что одна и та же психическая нагрузка вызывает одинаковую реакцию у разных людей. То есть каким бы ни был раздражитель, биохимические изменения в органах остаются схожими. На основании этого и были выделены три этапа, которые проходит стресс, вот они:

    1. Тревога. При этом надпочечники начинают выделять специальные гормоны – адреналин и норадреналин, которые стимулируют организм либо на защиту, либо бегство. Но при этом страдает иммунная система человека, снижается сопротивляемость болезням и инфекциям, ухудшается работа пищеварительного тракта. В медицинской практике описано немало примеров, когда тревога вызывала послабление кишечника, то есть понос. Если на этом этапе организм освобождается от отрицательного внешнего воздействия, то его функции полностью восстанавливаются.
    2. Сопротивление. Организм принимает решение бороться, то есть на этой из 3 стадий стресса происходит мобилизация его сил. При этом физическое здоровье не ухудшается, но человек может стать более агрессивным и возбудимым.
    3. Истощение. Все свои силы за время продолжительного воздействия извне организм успевает растратить. В результате развивается глубокая депрессия или нервный срыв. Физическое состояние очень плохое, налицо различные заболевания, которые могут даже привести к смертельному исходу.

    Книга: Антистресс-тренинг

    Навигация: Начало Оглавление Поиск по книге Другие книги - 0

    Стадии стресса

    В своем развитии стресс проходит три стадии.

    Стадия 1. Стадия мобилизации, напряжения или тревоги. Организм задействует все свои защитные силы. Активизируются все функциональные системы и резервы психики. Субъективно эта стадия воспринимается как волнение, «мандраж». Такое состояние свойственно многим людям перед экзаменом, ответственной встречей, стартом, операцией. Необходимо помнить, что сильное, чрезмерное волнение чревато «перегоранием». Перегорание можно определить как преждевременное истощение и нехватку ресурсов для дальнейшего противостояния стрессу. Но излишнее спокойствие также не пойдет на пользу, так как оно не даст мобилизоваться организму в той степени, которая достаточна для преодоления проблемной ситуации.

    На этой стадии в организме человека усиливаются анаболические процессы, и прежде всего протеосинтез и образование РНК, а также отмечается усиление иммунологической сопротивляемости.

    Стадия 2. Стадия адаптации. Активно противодействуя стрессу и приспосабливаясь к нему, организм пребывает в напряженном, мобилизированном состоянии. Организм и стресс-фактор сосуществуют вместе в противостоянии. Между ними создается «стратегический паритет».

    Стадия 3. Стадия истощения. Постоянное пребывание в стрессовом состоянии и длительное сопротивление стрессу приводят к тому, что постепенно резервы организма подходят к концу. Развивается истощение, или астенизация. К началу этой стадии, если влияние стресс-фактора не было устранено, адаптационные способности человека исчерпываются. Стресс становится патологическим, потому что отсутствуют как психические, так и физические ресурсы. Эта стадия является переходной к развитию болезненных процессов. Это особенно вероятно, если стресс-фактор продолжает влиять. Возможно формирование соматической патологии (гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, инсульт). Часто выходом из этой стадии становятся депрессивные реакции, что требует соответствующей медикаментозной терапии и помощи врача-психиатра-психотерапевта.

    Продолжительность стадий и выраженность проявлений стресса зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей человека. Они определяются характеристиками организма: во-первых, генетически обусловленными возможностями и функциональными параметрами и, во-вторых, тем, был ли опыт подобных воздействий, наличествуют ли навыки преодоления стресса и каков уровень владения ими.

    Патофизиологами был поставлен жестокий эксперимент – к счастью, не на людях. Вот в чем он заключался: немолодого уже петуха забрали из курятника, в котором он провел значительную часть своей жизни, но не умертвили, а посадили рядом – да так, что сквозь прозрачную стену он мог видеть все, что происходит в его бывших владениях. Оставшихся куриц не оставили в одиночестве: к ним запустили молодого петуха. Наблюдая за тем, что творил с курицами новый петух, старый очень беспокоился и переживал, но ничего сделать не мог. И через пару дней умер. На вскрытии было установлено, что причиной смерти явился инфаркт: обострилась свойственная пожилому возрасту патология – ишемическая болезнь сердца – и сердце не выдержало.

    Грустная история – птичку, безусловно, жалко. Но благодаря бессердечности патофизиологов многое стало понятно о механизмах того, что сокращает жизнь людей и животных. «Злые» ученые смоделировали колоссальный стресс-фактор и убедительно продемонстрировали его влияние на пернатом. Так что петух погиб во благо научного прогресса человечества.

    К фатальному развитию событий привел так называемый динамический стереотип. Он руководил совокупностью рефлекторных механизмов, которые определяли поведение пернатого. И нервная система петуха просто не могла направлять его действия иначе: это похоже на движение по лыжне, которая давно проложена и по ней легко и удобно катиться. Адаптационной альтернативы для приспособления к новым условиям жизни у животного не было. Совокупность рефлексов, сложившихся в привычку постоянного нахождения среди соплеменниц и единоличного властвования над ними, настолько глубоко укоренилась в незатейливой нервной системе петуха, что невозможность восстановления прежних рефлекторных связей вызвала сильнейший сбой в работе организма и привела к кончине.

    В ходе эволюции животного мира в нервной системе у представителей Homo Sapiens появилась так называемая промежуточная переменная между стимулом (проще говоря, ситуацией) и реакцией (поведением человека и его организма). Это – когниции, мысли, или система оценки ситуации. И если у животных активизирующее событие, т. е. внешний стимул, порождает непосредственный ответ на него в виде активного сопротивления или бегства, то у человека существует колоссальный адаптационный ресурс в виде совокупности мыслей, позволяющий оценить произошедшее, принять оптимальное решение и выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями. (А бедняга петух, между прочим, активно пытался изменить ситуацию, да только злые экспериментаторы не дали ему этого сделать – замуровали недоступной прозрачной стенкой и обрекли его на тщетные попытки вернуться назад. В реальных условиях, возможно, все было бы совершенно иначе.)

    В англоязычной литературе иногда употребляется термин «bur-nout», что переводится на русский как синдром «выгорания». Его определяют как состояние физического и эмоционального истощения, приводящее к снижению самооценки и негативному отношению к работе. Особенно, по мнению ряда специалистов, ему подвержены люди, чья работа связана с постоянным общением с людьми. Специфика их деятельности такова, что они испытывают воздействие постоянного, хронического стресса: сотрудники офисов, попадающие под прессинг клиентов, медицинский персонал, продавцы и т. п. В результате у многих развивается состояние, соответствующее третьей стадии стресса. Естественно, эти сотрудники начинают терять работоспособность. Существенную роль в развитии этого болезненного состояния играет несоответствие между предъявляемыми к организму требованиями и его действительными возможностями. Постоянные информационные перегрузки, общение с людьми со сложным характером, разрешение конфликтных ситуаций вызывают эмоциональные переживания, отражающиеся на состоянии здоровья. А возможности человеческого организма небезграничны. До какого-то предела организм, мобилизовав все ресурсы, переносит влияние постоянных стресс-факторов: человек работает как бы через силу. Но если не были приняты профилактические меры, неминуемо наступает истощение. В работах отечественного психолога и психиатра Владимира Николаевича Мясищева убедительно показано, к каким печальным последствиям может привести противоречие и несоответствие между актуальными возможностями личности и ее стремлениями и требованиями к себе: развивается болезненное состояние – невроз. Если заставлять истощенный организм работать, возникает состояние, которое можно выразить словами: «надо, хочу, но не могу», т. е. человек понимает, что должен сделать, но физически не способен к этому. Действительно, как говорят: «Стресс выбирает себе в жертву тех, кто делает все сверх меры, не учитывая своих сил».

    Стресс. Что это такоеТехнология тренинга

    Обновление статических данных: 05:44:18, 21.01.18